Сценарий армянская культура

Представлен сценарий для проведения игры в рамках проекта «Этническая мозаика». Автор пытается найти общие корни звучаний и понятий армянского, русского и тюркского языков. А схожесть звучания объединяет эти языки и делает их доступными в понимании. Большая часть армянских слов похожа на русские, но и есть такие, которые очень трудны в произношении, так как происхождение достаточно древнее и почти не предусматривает гласных звуков.

Подготовка.

За месяц до игры даются ключевые слова и
литература.

1. Этнографический портрет. Национальные
особенности армян (сайт в интернетресурс).
Ключевые слова: шалвар, архалух, чуха, хоровац,
толма, тонир, лаваш, кюфта, бораки, мацун, дошаб.

2. Арташес Арцруни. Армянское нагорье и
цивилизация, М., «Мнеджер», 1999 год. Ключевые
слова: Халиб, калибр, халява, олух, мангал,
гиксосы, сталь —  астероиды, железо — метеориты,
обсидан, карасы, брут, нанэ (нани, нан), хоз,
«Айо!», кашель, матид, гирк, кит, Матенадаран,
дег, дехтер – дохтур, хаким.

3. С.Х. Мнацаканян. Звартноц. Памятник армянского
зодчества VII век. М., «Искусство», 1971 год.
Ключевые слова: Звартноц, тетраконх, хачкар,
мартирион.

Ход мероприятия

Выходит ведущий — в национальном
костюме

Ведущая:

Добрый день, уважаемые команды, руководители и
гости программы “Путешествие по Армении”!
Сегодня ваши руководители на игре будут моими
помощниками – экспертами.

При этом руководители берут приготовленные для
них листы экспертов с ходом игры и садятся в
команды.

Ведущая:

Армянский народ — один из древнейших
современных народов. Он пришёл в мир из такой
глубины веков, когда не только не существовали
современные нам европейские народы, но и едва
зарождались народы античной древности — римляне
и эллины.

Перед нами на экране карточка (можно
использовать на игре и бумажный вариант).

Карточка. Согласно Священному Писанию, Бог
разгневался на людей за грехи и послал на Землю
Всемирный потоп, чтобы истребить всё живое. Чтобы
возродить жизнь после страшного наводнения, Бог
назначил его (ваш выбор цифры), как единственного
праведника. Ваш выбор, найти букву
соответственной ответу. А ответ, где на берегах
Армении нашли спасение все, которые были в
ковчеге?

Ответ: 1. Ной, цифра “8”; 2. Буква “в”
Ной построил ковчег, взял своих сыновей и их жён и
“каждой твари по паре”; 3. Нашли спасение после
долгого плавания у горы Арарат.

Блок первый.
Армения загадочная и древняя в словах, сказаниях
и мифах

1. Своеобразное древнейшее орудие наскального
письма?

Ответ: палец для письма – матид.

2. Армения является древнейшим центром
возделывания этого дерева 6000 лет и произрастает
на Армянском нагорье. “Арману” известен ряду
древнейших народов, полководец Лукулл вывез его
в Грецию, а затем в Рим, где дерево получило
название “армянская слива”. Отсюда
распространилось по всей Европе. Под каким
названием известны его плоды, употребляемыми
нами, как сок, варенье, курага, джем, урюк, повидло?

Ответ: абрикосы.

3. В 782 году, как крепость Эребуни был основан
Эривань – город, который в 1829 году присоединен к
Российской империи, однако известен он стал
своим построенным на восточный лад,
каравансараем и мечетью из кирпича, покрытой
синей глазурью. Объяснение названия идёт со
времени до праотца Ноя. Когда воды потопа стали
понижаться, и появились земли, то праотец рода
человеческого, впервые увидевший Канакирские
высоты, воскликнул: “еревумэ”, что могло
означать “Видно, показывается!!” Как сегодня мы
называем этот город?

Ответ: Ереван.

3. “Чудо-Юдо – рыба-кит”. Кит оказалось не имя.
Кит это по-армянски – “фонтан” или “нос”. А
почему?

Ответ: дышит не жабрами, а как все звери носом.

4. В армянском языке “нан” обозначает “мать,
бабушка, хозяйка дома, хранительница очага. Так, в
русском языке известно устаревшее понятие и
обозначает того, кто ухаживает за больными или
присматривает за детьми. Как звучит это слово?

Ответ: няня — очень распространена
профессия в царской России. Как правило, это была
крепостная, которой был доверен уход за детьми
помещика (барина). Сегодня есть специальность в
детском саду – нянечка, которой доверена забота
над маленькими детьми

5. Основной вид мемориальных памятников
средневековой Армении. По преданию, Прародитель
Айк перед смертью дал завет своим потомкам
художественно украшать камни. И народ стал
шлифовать и сооружать чудесные храмы, дворцы, но
в Армении на протяжении многих лет орды
завоевателей уничтожали эти строения. Их вновь
восстанавливали и в доказательство вечности
своего народа начали сооружать мемориальные
памятники, оставляя их под открытым небом. О
каком символе христианской веры идёт речь?

Ответ: крест- камень или хачкар, как
архитектура малой формы.

6. До изобретения книгопечатания писали все
писания от руки, что назывались рукописью. Эти
манускрипты, хранятся с 1920 года в специальном
хранилище “даране” для книг “матян”. Как
называют этот уникальный древнеармянский музей,
одновременно являющийся хранилищем и научно
исследовательским институтом древних рукописей
имени Месропа Маштоца?

Ответ: Матенадаран.

Блок второй. Перевод с армянского

1. Специалисты считают его дерзновенным
экспериментом, самой смелой центрической
композицией в армянском зодчестве. Композиция
чем-то напоминала вавилонские зиккураты — это был
трехярусный круглый храм, состоящий из трех
поставленных друг на друга уменьшающихся
цилиндрических объемов, увенчанных сферическим
конусом. Во всем облике храма присутствовало
мощное устремление ввысь. Стены храма украшали
виноградная лоза, ветви граната, тончайшей
работы геометрический орнамент. Назовите этот
храм по-армянски, если, посмотрев на него и
представить ракету, устремлённой в небо?

Ответ: Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц
не случайно. Слово «зварт» по-армянски
означает «украшенный».

2. Оказывается, мы ещё с детства владеем
армянским языком, когда начинаем поднимать
телефонную трубку. Каким образом?

Ответ: говорим “алло”, происходящее из
армянского — “айо”

3. Это мыло можно купить в аптеке, как
лекарственное, что написано на его упаковке?

Ответ: мыло дегтярное, по-армянски — “дег” это
лекарство.

4. От армянского глагола происходит такой
перевод “оттягивание” или “извлечение” из
внутренних дыхательных путей сгустков мокрот?
Как звучит этот армянский глагол в русском
существительном?

Ответ: “кашел” – “кашель”.

5. О недееспособном человеке у нас говорят
“Олух Царя Небесного”. Разговорное выражение,
означающее “простофиля”, “простак”, “разиня”.
В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое
постепенно исчезло, так как слово “олух” стало
нарицательным Происхождение слова “олух” точно
не известно. Существует несколько объяснений
этимологии этого слова. А кто такой олух?

Ответ: в тюркском это “сын”, а вот по-армянски
это “козлёнок”.

6. Бесплатное подношение, угощение, которое
звучит как “дар богов”?

Ответ: халява.

7. Иохаким, Ефим, Яким, Хаким не просто имя, а
призвание. О какой “мудрой” профессии идёт речь?

Ответ: лекарь.

Блок третий.
“В здоровом теле – здоровый дух”

Кавказ – обитель мудрости. Остаётся
узнать, как и почему люди становятся
долгожителями. Как оказалось тайны в этом нет,
если спросить у горца. Из его ответа следует, что
надо любить землю, на которой ты живёшь,
приравнивая её к своим близким родственникам,
это считается, во-первых. Есть второе — здоровье
должно стоять впереди пищи, как лошадь впереди
телеги.

1. “Аш” — на тюркском “пища”, а в целом
произносится, как “добрая”, “хорошая еда”,
которая обычно заготовляется осенью,
высушивается и может храниться 3-4 месяца?

Ответ: лаваш.

2. Сироп вишнёвого цвета, уваренный виноградный
сок, именно на этой на основе варится дошаб?

О каком напитке идёт речь, в русских сказках он
достаточно твёрд?

Ответ: кисель.

3. Пифосы в Греции, чаны у тюркоязычных народов,
у армян — карасы – огромная посуда для вина,
масла, зерна. Как же её переставляли?

Ответ: Не переставлялась, так как её вкапывали в
землю, когда она была пустой.

4. Печь, для жарки хороваца, что звучит как
“гулять” или “прогуливаться”?

Ответ: мангал.

5. Круглый глиняный очаг для выпекания
национальных видов хлеба и пирожков,
представляет большую керамическую посуду, с
круглым проёмом в стенке или дне и ставится во
дворе на глиняную платформу дном кверху?

Ответ: тонир.

6. О каком блюде идёт речь, если бораки нужно
сварить, а потом выложить на сито и поджарить до
румяной корочки, а сибирское блюдо будет только
сваренным и уже модно есть. Как привычно
по-сибирски мы назовём “бораки”?

Ответ: пельмени.

7. Какой известный нам продукт похож на
армянский мацун из кипячёного коровьего,
буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего
молока?

Ответ: йогурт.

8. Овощная толма из виноградных листьев с мясом
и крупой?

Ответ: голубцы.

Блок четыре.
Железо, глина, камень – творческий ряд веков

1. Самое образцовое изделие Халиба,
определяющее его мощь?

Ответ: калибр. Причём между последними буквами,
можно поставить гласный “а” и получится слово
“бар”, то есть — “плод”.

2. Глина являлась основным строительным
материалом. Глинобитный пол, стены-мазанки,
кирпич, детские игрушки, свистульки, дудочки,
домашние тарелки – всё с использованием этого
природного сырья. Какую надо было освоить
профессию, чтобы заниматься этим?

Ответ: гончар, глинщик или брут. Кстати, именно
от этого названия происходит название большого
глиняного ковша – братина.

3. Что собирала и использовала армия для
изготовления мечей, саблей, палиц и ядер?

Ответ: железные метеориты.

4. Богатейший и могущественный фараон Египта:
Тутанхамон просит оружие из армянского железа,
но получает в дар 1 кинжал. Какую технологию
пытаются сохранить и быть единственной мощной
армией в древности?

Ответ: Армения в древности являлась хранителем
уникальной технологии плавки железа.

5. Армения, как и другие горные местности,
использовала необычное стекло для изготовления
украшений и таких древнейших орудий труда эпохи
палеолита, как рубило, остроконечник, нуклеусы.
Что служило основой для получения обсидиана?

Ответ: магматические горные породы или вулканы.

6. Вышедшие с армянского нагорья азиатского
происхождения племена, которые впервые
использовали в военном искусстве повозки с
колёсами, окованные железом стрелы со стальными
наконечниками, т.е. первыми применили железо. Как
чужеземных завоевателей назвали египтяне?

Ответ: гиксосы; первые ввели в Египте
коневодство и колёсный транспорт. Они упростили
египетскую письменность, создав чисто
алфавитное письмо.

7. На немецком это слово — “штерн”, на латинском
— “стела”, на английском — “стар”, на русском —
“сталь”, а на армянском — “астел”. В основе всех
перечисленных слов по этимологии лежит одно и
главное. Назовите его?

Ответ: звезда, упавшая с неба — астероид.

Блок пятый.
Модный фасон по-кавказки

1. “Шаль” известна как тёплый платок, а
“вар” — основа слова “варежка”, а вы должны
назвать часть верхней одежды из темной шерсти
или хлопка, обычно синего цвета, с широким
подрубным швом на талии, в который продевалась
опояска хонджан — тканая узорчатая и довольно
плотная тесьма шириной примерно в два
сантиметра.

Ответ: На персидском — “шаравара”, на турецком —
“шалвар” или “шаровары”, как мы это привыкли
произносить на русском языке.

2. Кавказский плотно прилегающий к телу
атласный кафтан с высоким стоячим воротником,
дополнялся кушаком. Назовите бешмет по-тюркски?

Ответ: архалух(к).

3. Как называется верхняя мужская плечевая
одежда, в талии обычно отрезана, со складками или
сборкой и в переводе с тюркского обозначает
“сукно”? Ответ: чуха.

Блок шестой. “Знаем – смотрели…”

1. Какой вид оружия прославляет в балете,
родившийся в Грузии известный русский
композитор и дирижёр, армянин по национальности?

Ответ: сабля, “Танец с саблями” из балета
“Гаянэ” Арама Хачатуряна.

2. Из разрушенной столицы, его предки
переселились в Крым, в XIV-XV веках. В детстве он
рисовал углём на заборах, затем спустя годы был
принят в Петербургскую Академию художеств и в 1837
окончил её с золотой медалью. Со временем он стал
известным миру маринистом. Шедевры кого, по
словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна,
рассматривали как “большую эпическую картину в
море”?

Ответ: Айвазовский Ованес (Иван
Константинович).

3. В Гюмри, где Мгер выступал на сцене
драматического театра, его знали все, а его
киногерои стали известны всем зрителям, жадный
погонщик – Мустафа из фильма “Али Баба и сорок
разбойников” и дядя Джабраил из фильма
“Кавказская пленница”. Под каким именем нам
известен этот артист, если известно, что имя ему
дали родители в честь известного полководца
Гражданской войны?

Ответ: Фрунзик Мкртчян, назван в честь Михаила
Фрунзе.

4. Снявшись более чем в 160 картинах, он стал
первым из российских актёров, который вошёл в
книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных
ролей. Его штабс-капитан Овечкин в трилогии о
неуловимых мстителях, главарь банды “Чёрная
кошка” в фильме “Место встречи изменить
нельзя”. О ком идёт речь?

Ответ: Армен Джигарханян.

Подведение итогов.

«САМАЯ НУЖНАЯ ВЕЩЬ»

Танец с саблями Хачатуряна

1 ученица:

Армения моя милая

Всех зовет сюда.

Здесь чудесный воздух

Земля и вода

Персики и чучхели

Сладкий виноград

И народ прекрасный

Всем он будет рад.

1Ведущий:

Армения – это небольшая древняя страна.

Её история началась еще 7 тысяч лет назад.

Армению называют солнечной страной.

Армения – страна плодородных земель.

Армения – горная страна.

Армения богата талантами, там много хороших композиторов, поэтов, артистов, писателей и певцов.  Армянские традиции уходят далеко вглубь веков.

В быту по сей день сохраняются взаимопомощь, прочность семейных и родственных уз.

Ведущий: Жил некогда, в Армении, справедливый и мудрый царь, и было у него три сына. Пришло время передать царский трон одному из сыновей.

Призвал царь своих сыновей и говорит

 Царь: Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец уже стар и не может больше править страной. Хочу передать трон самому достойному из вас. Видите, вот то, огромное хранилище, построенное мною давно. Это хранилище надо заполнить самой нужной вещью на свете. Отправляйтесь в путь, из страны в страну, из города в город и отыщите самую нужную вещь.

Ведущий: Дал царь сыновьям срок — три раза по сорок дней. Поцеловали сыновья руку отца и пустились в путь. Ходили они из города в город, из страны в страну.  

2 ученик:

И отвечали им вольные ветры:
“Много мы видели,
Много летали
Только Отчизны,
Похожей на нашу,
Нет, не видали,
Нет, не видали”.

Ведущий: Навидались они людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых.

Танец

Столица Армении – Ереван.

Армяне гордые и красивые люди, трудолюбивые и талантливые.

В армянском доме гостю самое почетное место.

Самые красивые слова говорят, ему при встрече.  

3 ученик:

Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.

4 ученик:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

Ведущий:  И в назначенный день явились они перед царем.

Царь:   Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну как, нашли вы ту самую нужную вещь?

Все вместе: Нашли! Дорогой наш отец!

(На ширме картинка — хранилище, царь ведет сыновей к хранилищу).

Царь:     Чем мы заполним это хранилище, дорогой мой старший сын? Какой самой нужной вещью на свете?

Старший сын: (показывает отцу зерно) — хлебом! Хлебом заполню хранилище, дорогой мой отец! Много я странствовал, много повидал, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! (отходит в сторону).

    Ученик:  Барев дзез! Армянский народ очень гостеприимный. Гость на порог — счастье в дом. Я угощаю вас армянским национальным блюдом – лаваш, который долгое время остаётся мягким и ароматным.

Лаваш – всему голова. Армяне не завтракают, не обедают и не ужинают. Они садятся <есть хлеб>. Именно так в языке обозначается любая из стадий трехразового приема пищи. А хлеб — это лаваш.

Ведущий: И тогда отец позвал среднего сына.

Царь: Чем ты порадуешь отца, чем заполнишь это хранилище, дорогой мой средний сын? Какой такой самой нужной вещью на свете?

Средний сын: (показывает землю). Землею! Землею я заполню это хранилище, дорогой мой отец! Где бы я ни бывал, чего бы не видел, но ничего не нашел нужнее земли! Без земли, и хлеба нет! (отходит в сторону).

Песня

Ведущий: Позвал отец младшего сына.

Царь:   Чем ты заполнишь это огромное хранилище, сын мой младший? Какой самой нужной на свете?

Царь: (С нетерпением) Ну говори же, сын мой младший, чем заполнишь хранилище?

Младший сын: Светом! Светом и знаниями я заполню это хранилище, мудрый мой отец! Много я повидал, но нужнее света ничего не нашел. Свет знания — самая нужная вещь! Без света земля не уродит хлеба! Без света нет жизни на земле. Свет знания — самая нужная вещь, только этим можно править миром.

Царь: (с восторгом) Молодец! Молодец, мой младший сын! Ты по праву заслужил трон, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знаниями.

Все вместе: ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ МОЛОДОЙ СВЕТОНОСНЫЙ ЦАРЬ! ХВАЛА ТЕБЕ.

Ученик:   Звуками играет и поёт зурна,
                 Вот она какая,
                 Армения моя!

Сценарий
представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»

3 человека выходят (2-читают рассказ,
1-держит символы Армении).

1 ведущий: Сегодня наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название
страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс
места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.

2 ведущий: Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру.

1 ведущий: Россия всегда шагала рядом с Арменией,
оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских
Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она
сохранила дружеские отношения с Россией.

2 ведущий: Мы представляем вам символы государства:

1 ребенок:  Флаг Армении имеет три
полосы- красную, синюю и оранжевую.

=Красный цвет символизирует постоянную
борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и
независимость.

=Синий цвет символизирует стремление
армянского народа жить под мирным небом.

=Оранжевый цвет символизирует
созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

2 ребенок: Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора
Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и
благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.

Древняя культура Армении привлекает нас
своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к
ней.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Есть магия в тенистом слове
«джан»…
Наполненное жизнью и любовью,
Оно — сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.

В нем красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей — душе отрада.

Ведь там я не подвластен хмурым дням,
Ведь там узнал я, что в судьбе случится:
Фамилии любимые на «ян»,
Друзей очаровательные лица.

И каждой клеточкой впитав простор,
Мне сердце говорит открыто, прямо:
Хочу вдыхать свободный ветер гор
И тосковать с дудуком Гаспаряна.


4 ребенок: (рассказывает под музыкальное
сопровождение дудука Гаспаряна
)

Послушай, друг мой, как поет дудук

Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,

У гуслей явно голос повокальней,

По крайней мере это русский звук.

Наверно, все ж послушаю дудук,

Ведь это музыкальный инструмент армян,

Откуда родом сам Джигарханян.

А он нам самый лучший друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Под дудук выходят все, кто поют песню

Весь класс исполняет песню «Армения моя».

Солист 1:

Мама не грусти,
Береги отца
Бог вас сохранит,
Мама не грусти, не грусти..
Родина моя,
Как ты без меня,
На вершинах снег
Где мои друзья
Сберегла ль ты всех?!

Весь класс:

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

Солист 2:

Mayrig che tkhres
Yete che gam yes,
Girkt indz charnes,
Achkt artsungov che ltsnes.
Hayastan im tun,
Moratseles du?
Te hishumes u norits indz yet kanchum?

Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Sevanadzov dzhurn arat
Ergire Nairian.
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Srtis meches anentat Hayastan

Весь класс:

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.

Танцуют вкруг, плечом к плечу,
Выкрикивая гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.

Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.

Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!

Исполняется национальный армянский танец
«Кочари».

3 ребенок (в костюме пастушка):

Горжусь, Армения, тобой, культурой древней
и седой.

Ты первой христианство приняла и вера
сильная тебя спасла.

Весь класс хором:

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.


Ведущий 1: Попробуйте наше национальное блюдо печенье
гата.

Армения — это древнейшее государство. Впервые название страны Арминия встречается в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.

Про Армению Великую в Энциклопедии Кирилла и Мефодия сказано: АРМЕНИЯ ВЕЛИКАЯ, древнее государство армян (6 в. до н. э. — 387). Столицы — Армавир, Арташат. Сатрапия Ахеменидов; в конце 4-3 вв. до н. э. самостоятельное царство; на рубеже 3-2 вв. под властью Селевкидов; с 189 до н. э. независимое государство. Расцвет — 1 в. до н. э. (царь Тигран II). Вела борьбу с Римом, Ираном, позднее с Византией. В 387 разделена между Персией и Византией. АРМЕНИЯ МАЛАЯ — историческая область в верховьях реки Ефрат. Входила в Хеттское государство, затем в Древнюю Персию, в 322-конец 2 века до н.э. — самостоятельное царство (столица Ани-Камах). Население — предки армян. В конце 2 века до н.э. владение понтийского государства, позднее — Римская империя. В конце 1 века до н.э. присоединилась к Армении Великой.

В VII веке в Армению вторглись арабы-мусульмане, а местный князь Ашот Багратуни, прозванный Еркатон (Железный), завоевал верховную власть в стране и изгнал непрошенных гостей. В XI в. Византия вновь распространила свое военное влияние на этот регион, но едва пыль улеглась, как произошло вторжение турок. До конца XII в. в эти места также вторгались египетские Мамлюки и европейские крестоносцы (которым не довелось захватить страну, но они привнесли некоторые западные новшества и оставили в языке французские слова). Персы и турки из Оттоманской империи стали следующими захватчиками Кавказского региона, а туркам даже удалось удерживать большую часть Армении на протяжении 400 лет.

Традиции Армении — Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Традиции Армении — Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.

Традиции Армении — Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиции Армении — Традиционная одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Вардавар

В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения.

После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11-го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа.

Слово «Вардавар» имеет разные значения. В одном из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника.

Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж.

Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.

Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников.

Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник «Вардаматн», связывая слово «Вардавар» с корнем «вард (роза)». Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.

В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей, — христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д.

И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем.

Формирование армянского язычества

Сообщение:#2 Meriko » 30 мар 2009, 22:37

Формирование армянского язычества

Истоки уходят к мифологиям и верованиям племен, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (фракийцы, фригийцы, греки, урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. — между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лег в основу многих древнеармянских мифов. Они складывалась под значительным влиянием иранской культуры (некоторые божества армянского пантеона — иранского происхождения: Арамазд, Анаит и др.), семитских мифологических представлений (см. Баршамин, Нанэ). В эллинистическую эпоху (3-1 вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами:

Арамазд — с Зевсом, Анаит — с Артемидой, Ваагн — с Гераклом, Астхик — с Афродитой, Нанэ — с Афиной, Михр — с Гефестом, Тир — с Аполлоном или Гермесом.

После официального принятия в Армении христианства (301) появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов, духов, напр. Иоанн Креститель (армянский Карапет) — Ваагна, Тира, архангел Гавриил (Габриел Хрештак) — Ваагна, духа смерти Гроха. В позднем средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления соседних мусульманских народов. Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских [5 в. — Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. — Себеос, Анания Ширакаци] авторов, а также в поздней народной традиции. Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайк, Арам, Ара Гехецик, Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретногеографическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка — Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами — Ассирией, Мидией и др. (война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии — сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению. При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определенная генеалогическая связь:

Арам, один из эпонимов армян, — потомок первопредка Хайка, Ара Гехецик — сын Арама, Анушаван Сосанвер — внук Ара Гехецика. Эпические цари (Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.

В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы — орла (арцив), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу — предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар — «змея», «вишап»). Тотемические представления проявляются в мифах о Ерванде и Ервазе, родившихся от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода. В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, священными птицами — аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов — ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. В христианизированном мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь. Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране — люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу. Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространен среди народа (особенно почитался уж — лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»).

Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове — драгоценный камень или золотые рога.

У каждого из царей — войско. Священные растения — платан (соси), можжевельник, бригония (лоштак).

Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса — в зеленые долины, их слезы — в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр — рогатыми вищапами, борющимися между собой. В версиях, распространенных после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арное связываются со всемирным потопом. В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними — вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнем и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнем. С огнем связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры. Значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении еще и в 12 в. (мифы о солнце и Ауне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звездами был тесно связан культ предков. Так, Хайк — астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращенных разгневанным богом в семь звезд). Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром — крику женщины при родах, происходящих между небом и землей. Персонификация грозовой бури и смерча — вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии — пророк Илия (Егиа). Отражения в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства — богоматерь). Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай. У райских ворот течет огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землей находится ад. Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвется под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От ее движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир. В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелем Хрештаком. Получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы., Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту — когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачучпачуч, тогда и настанет конец света. Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом.

В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы. Значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи. Образы и сюжеты армянской мифологии нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоемов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери, позднее — с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анаит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тьшха, древо жизни, хуш-капарики, мифические животные и др.).

близнечный идолАрмянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних армян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

Историки выделяют значительный пласт индоевро пейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: , Дэв и девы и т. д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, культ орла и льва, почитание Неба и Солнца. Ещё в античности традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.

При расселении армянских племён в VI—IX вв. их культура смешивалась с верованиями местных греков, персы и др. народов.

Кочари (армянский танец)

Кочари́ (арм. Քոչարի) — армянский народный массовый (мужской) танец[1][2][3][4][5]. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в первобытнообщинном строе[6], связан с культом животных[6]. Распространён по всей Армении, другие названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др.[6] Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой.

Использован в балете «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги»[7], 2-й симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна[8], для струнного квартета Рубена Алтуняна[9] и в других произведениях[6].

———————————————————————————————————

У нас у Армян такие красивые танцы! Вме почти что имее смысл — каждый танец имете свою историю, но так пИлохА, что я не знаю очень много про Енто!! (( :no:

Ведь мы ж отходим от наших исконных традидий!

Каждый день все дальше и дальше! :pioner:

————————————————————————————————-

Армянские танцы – несомненно одно из лучших и наиболее демонстративных показателей, показывающих красоту и разнообразие культуры Армении, являющиеся воплощением армянского духа.

Кочари – один из основных армянский танцев, который так любят танцевать жители Армении. Дословный перевод «Кочари» (гоч ари) — храбрец, храбрый мужчина. В старину танец считался «разогревочным» перед началом битвы, так как помогал войнам настроиться на предстоящее сражение.

Берд — национальный армянский танец, в дословном переводе означающий — «крепость». Вы спросите, почему «крепость»? Все очень просто: во время исполнения этого интересного армянского танца, строится живая крепость из участников танца, залезающих друг другу на плечи.

Ярхушта — армянский барабанный танец. Танец корнями идет еще из языческого прошлого Армении. Исполнялся как перед битвами, так и после них. Выходило два бойца, которые с оружием в руках и доспехах бились в танце. Естественно, эти поединки были усл

Автор: Согомонян Шохагат Дикрановна
Должность: Воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №7
Населённый пункт: с. Крым, Ростовская область
Наименование материала: сценарий армянского праздника — развлечения
Тема: «Вардавар»

Раздел: дошкольное образование

Сценарий армянского праздника-развлечения «Вардавар»

Цель: формирование представлений о традициях армянского праздника

«Вардавар» .

Задачи:

1.Обогащение духовных интересов детей.

2.Пропаганда народных традиций и обычаев среди армянских детей.

3.Знакомить дошкольников с обычаями донских армян, расширять и

обогащать знания детей армянских песен, сказок и загадок.

Атрибуты: шарики с водой, одноразовые стаканчики, пустые бутылки,

султанчики, стулья ( для эстафет); солнышко, фонтан, камни, костюмы (для

сценки).

Ход мероприятия

Звучит песня «Две сестры –Армения – Россия»

Здравствуйте дорогие дети! Мы сегодня здесь собрались не просто так. Как

мы все знаем Россия многонациональная страна. Мы – донские армяне

переселились давным-давно на русскую землю. И эти две нации стали очень

дружными. И в честь этой дружбы, мы сегодня проведем армянско-русское

развлечение. Сегодня у нас в программе будут и армянские и русские

загадки, песни, стихи и сказки. Я расскажу вам немного о прекрасной стране

Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название страны

Айастан. Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в

трудные времена.

1.Россия и Армения вместе навсегда.

Армения – Россия — дружная семья.

2. Горжусь Армения тобой, культурой древней и седой.

Ты первой христианство приняла, и вера сильная тебя спасла.

Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и

жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней. Я сейчас

вам расскажу немного об одном армянском празднике. Праздник «Вардавар»

один из самых веселых армянских праздников. Его название, которое

произошло от слов «вард» – «роза» и «вар» – «поливать», означает «обливать

водой» или «осыпать лепестками роз».

Вардавар — самый большой летний праздник – по традиции он

сопровождается песнями, танцами, играми и, конечно же, обливанием водой.

По армянским поверьям, те, кого окатили водой, и кто этому не

воспротивился и не обозлился, будет счастлив, успешен и богат. В армянский

праздник Вардавар, который начинается с раннего утра, встречных

по традиции «приветствуют», обливая их водой из подручных средств –

ковшей, ведер, водных пистолетов и так далее.

Водные «баталии», в которых принимают участие и стар, и млад,

разыгрываются повсюду — люди поливают друг друга во двориках,

на улицах и площадях армянских городов и деревень.

А теперь мы начинаем наш праздник. Но для этого нам надо подготовиться,

стать сильными! А сильнее стать нам поможет зарядка!

Выполняется зарядка

— Армянский народ очень любит шутить, и поэтому мы приготовили загадки.

Посмотрим, справитесь ли с этим заданием!

Загадки на русском и армянском языках

(выходят дети старшей группы)

1.Мец дун уным аранц туры,

Аранц пенчеры, мечи илинк машт

(цымеруг)

2.В ручейке, в реке, в лимане,

И в пруду, и в океане,

То, что будем пить всегда

Называется …

3.

Кедынын даген гелле топов жулик

(картоп)

4.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

5.Кедынен гелле выздыр хаиш

(оц)

— Но как вы понимаете, это ещё не всё.

Приглашаю поучаствовать в эстафете «Велогонки» детей подготовительной

группы.

«Велогонки». Соревнуются две команды, каждый участник должен пробежать

путь, зажав между ног пластиковую бутылку — велосипед.

— Ну а сейчас приглашаю старшую группу на эстафету «Змейка». Две

команды. Каждая команда выстраивается в одну колонну друг за другом, все

кладут руки на плечи впереди стоящим — змея готова. Задача команды :

преодолеть заданный путь туда и обратно не расцепляясь.

— Ребята, раз у нас армянский праздник, то мы с удовольствием спаем

армянскую песенку!

Исполняется армянская песня «Ареви ерк»

— Приглашаются детки средней группы для участия в игре «Собиратели

дождя»

Потребуются сильные помощники, такие, чтобы могли поднять ведро, полное

воды. Помощникам предстоит сделать «дождь». Для этого им придётся

выплеснуть воду из вёдер как можно выше вверх, чтобы она вернулась с

высоты брызгами и каплями. Этот дождь нужно будет собрать всей команде

одновременно. Для этого у каждого участника команды должен быть стакан.

Этим стаканом он должен поймать как можно больше капель с неба после

трёх дождевых всплесков. Затем всё сливается в одну ёмкость и

сравнивается.

Я вам предлагаю послушать стихотворения на армянском языке

(выходят дети старшей группы)

Цапик, цапик, цираник,

Унем татик и папик.

Папес пайде которум,

Татес чаше патрастум.

Ес эл ныстац цары даг,

Нкарумем напастак.

Перевод

Хлоп, хлоп, абрикос

у меня есть бабушка и дедушка.

дедушка палки точит

бабушка обед готовит.

а я сижу под деревом

и рисую зайчика.

— Напастак, напастак,

инч ес нстел тцари так,

ари гнанк мер туны.

— Чем га, чем га дзер туны.

дзер тан дран мец шуны

инц hам кани, тмблик почс ктаны.

перевод

— зайчик, зайчик,

почему сидишь под деревом?

давай пойдем к нам домой…

— нет, не пойду я к вам домой

ваша собака дворовая

на меня наскочит

и откусит мой пышный хвостик.

— А для последней эстафеты «Водяные бомбочки» приглашаю детей второй

младшей группы

На каждую команду требуется: воздушные шарики, наполненные водой.

Кто больше закинет бомбочек в корзинку, тот и побеждает.

— Ну а сейчас воспитатели нашего детского сада покажут вам сценку по

сказке Ованеса Туманяна «Бедный Гигос»

И я вас прошу обратить внимание на одеяния наших актеров. Такую

одежду носили наши предки в старину.

И самая интересная часть нашего праздника — Пора обливаний

(осыпаний лепестками роз)!!!

«ОРУЩИХ КАМНЕЙ ГОСУДАРСТВО…

Художественная культура Армении.

Подготовила: Абелян О.В.

2015г.

Цель: познакомить учащихся с особенностями возникновения и расположения республики Армения; формировать представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека; познакомить с особенностями культуры Армении, народными традициями. Развивать познавательный процесс; воспитывать патриотические чувства – сплочение разных наций. Формировать творческую активность.

Материалы: бумага, цветные карандаши; иллюстрации, армянская поэзия, армянские народные мелодии.

Ход занятия:

Оформление доски: иллюстрации, герб Армении.

Республика Армения

Площадь – 9,8 тыс. км2.

Население – 3,8 млн. чел.

Официальный язык – армянский.

Орущих камней

государство –

Армения, Армения!

Хриплые горы, к оружью

зовущая —

Армения, Армения!

О.Э.Мандельштам

1. Вступление. Сообщение темы.

Учащиеся (хором).

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Завещаю беречь нам этот мир –

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил

За будущее мира мы в ответе.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас со словом «мир»? (Вселенная, планета, семья, дружба между народами, дом).

Земля – наш большой дом. Живя в нём, человек должен быть добрым. Люди разных наций не должны враждовать между собой, между народами должна царить дружба.

Ученик: Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек…

Исполнение песни «Солнечный круг» (муз. А.Островского, слова Л.Ошанина)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в далёкое путешествие, в загадочную Республику.

Попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Я буду давать маленькие подсказки.

  • Эта республика славится почитанием старших, хранит с древности огромные культурные богатства маленького народа.

  • Семья этого народа может состоять из 15-20 человек.

  • Столица – город Ереван.

  • Национальное блюдо – шашлык (хоровац).

Догадались? Правильно — это Армения. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки… Кто может рассказать нам об этой республике лучше и красочнее, чем люди армянской национальности. ( Выступают девочки 3 класса Агаджанян Аделина и Есаян Румсим).

Звучит армянская народная мелодия. В класс входят дети в национальных костюмах Армении. Они делают несколько танцевальных движений, а затем подготовленные дети по очереди начинают рассказывать о «своей» замечательной Республике.

2. Основная часть.

1уч. Армения – страна гор, потухших вулканов и жаркого солнца – расположена на Армянском нагорье.

Происхождение армян легенда связывает с одним из правнуков Ноя, богатырём Гайком, который совершил множество воинских подвигов и расширил границы Армении. Поэтому армяне сами себя называют «хай», а свою страну – «хайястан».

2уч. Поразителен внешний облик армянского села. (Показ иллюстраций).

Старый облик деревни выглядел жалко и уныло… Дома приземистые, из неотёсанных камней, главная комната называлась столовой (ацатун). На возвышении стояла печь, где спала семья; а зимними вечерами собирались в оде близкие и дальние соседи толковать о новостях.

Во многих горных районах люди жили в землянках, где единственным источником света был ердик – дымоход на крыше.

Новая жизнь в корне перестроила облик армянской деревни. В центре современной деревни выделяется группа красивых культурно – бытовых сооружений. Прежде всего это клуб. (Показ). Выделяются здания школ, детских садов. Характерным сооружением являются памятники – родники, возведённые в память о героях, павших за Родину в Отечественной войне.

3уч. В Армении существует много интересных традиций, обрядов. Во-первых, это прочность семьи, состоящей из 12-15 человек. Бракосочетание сопровождается древними обрядами: если девушку не хотели выдавать замуж, то парень, договорившись с ней, организовывал её похищение и женился тайком. Свадьба тянется иногда «семь дней и семь ночей». Жених и невеста величались «королём» и «королевой».

4уч. Праздники и обряды сохранились до сих пор. Праздник цахказард (вербное воскресенье) посвящён приходу весны. Амбарцум (вознесение) – праздник весны и любви.

Инсценировка: выходят 3 девочки в костюмах.

Собираясь к празднику, девушки опускают в пулик (вид крынки) сувенир – пуговку, напёрсток, бусинку, наполняют кувшин водой и оставляют на ночь под звёздами. С утра маленькая девочка наугад вынимает сувениры один за другим и предвещает судьбу обладательницы одного из сувениров…

Праздник дрындез, или тярындарач, бывает в начале лета. Во дворах молодожёны складывают кучи хвороста и с горящими свечами в руках и с песнями зажигают костры; один за другим молодые люди прыгают через костёр, чтобы «очиститься» в его пламени.

5уч. Армянская кухня – одна из самых древних на земле. Блюда отличаются остротой. Одна из любимых закусок – армянская колбаса – «суджух». Из седой древности берёт своё начало такое популярное в настоящее время блюдо, как шашлык (хоровац).

Значительное место занимает в питании армянский национальный хлеб – лаваш. В Армении любят печенье, самое популярное гата – круглая сладкая лепёшка с ореховой начинкой.

Самый популярный из молочных продуктов мацун – кислое молоко.

Из виноградного сока делают вино и варят дошаб – ароматный сироп тёмно-вишнёвого цвета, имеющий лечебные свойства.

Говоря об армянской национальной кухне, нельзя не отметить своеобразный режим питания, который у армян является традиционным: лёгкий завтрак и обильный плотный ужин.

3. Объяснение задания. Практическая часть.

-Какой интересный рассказ мы услышали об Армении! Поблагодарите рассказчиков и попробуйте изобразить, что больше всего вам запомнилось и понравилось.

-Какие особенности этой страны вы запомнили?

Выполняя работу, помните, что Армения – это рыжий цвет выжженного солнцем высокогорья, нежные постельные тона речных долин и пронзительная голубизна высокого неба. Армения – это картины армянского художника Мартироса Сарьяна. На его полотнах Армения дышит, живёт, радуется. (Показ).

Каждая деталь и в вашем рисунке должна быть продумана.

4. Самостоятельная работа.

Дети работают. В классе приглушённо звучит музыка. По мере завершения работ дети вывешивают их на доску и отмечают наиболее удачные.

5. Обобщение. Итог занятия.

— О какой стране вы узнали во время нашего путешествия?

— Что больше всего запомнили?

Учитель: Закавказский ковчег – Армения – разноцветная, играющая на солнце мозаика. Она может менять свои узоры, но сам ковчег по-прежнему надёжен – он хранит огромные культурные богатства маленького народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий аукциона картин
  • Сценарий армияга китэ егетлэр
  • Сценарий аукцион ценностей
  • Сценарий армейского нового года
  • Сценарий аудиоролика пример