Сценарий азбука толерантности

Cкачать: Классный час "Азбука толерантности" 4 класс

Азбука
толерантности

1.Вступительное
слово учителя.

— Я рада всех вас
приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение,
желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

   Однажды один писатель  сказал:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив,
одаряю». Его слова – это не только урок нам живущим в 21 веке, но и
подтверждение того, что мир как и природа многообразен и именно этим он прекрасен.
Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей
культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы –
люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в
наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы
последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались
нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

2. Определение темы и
цели классного часа.

Начать
наш классный час мне бы хотелось  с китайской притчи, которая поможет
нам сформулировать тему классного часа. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

«Жила-была
на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало
ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни
драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он
проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась:
чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился
владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине.
«Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда
написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «любовь,
прощение, терпение
». А в конце листа: «сто раз любовь, сто раз прощение,
сто раз терпение».  — И все? -Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни
всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже»».


Какие три слова стали законом в семье, где царил мир и согласие? (Любовь,
прощение, терпение)


Как вы думаете, о чем будем беседовать сегодня на занятии? (дружба, доброта,
терпение, любовь, уважение)


Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним
словом «толерантность».


Тема классного часа: «Азбука толерантности». (Сл. 1) Как
вы понимаете это слово?

Толерантность
(Сл. 2)
— уважительное, терпимое отношение
людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность
предполагает готовность признать «другого», имеющим равные права на
определенные жизненные ценности.

«Толерантность» 
— это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
 Не
всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, зву­чит оно
совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для суще
ствования
и развития человеческого общества. Смысл слова «толерантность» мы раскроем
сегодня на занятии.

3.   Раскрытие
понятия «толерантность».
 

1) В первую очередь толерантность проявляется дома
и в школе.

Давайте обсудим ситуацию, которая
сложилась в одной школе.
(Сл. 3)

Ученица третьего класса написала в газету
такую заметку: « В нашем

классе учится мальчик, у которого,
наверно, очень часто плохое настроение.

В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким.
На переменах он всегда

стоит у стены, или у окна. А глаза у него
грустные-грустные. Он стоит и

смотрит на ребят, которые веселятся, играют,
смеются. Иногда я замечаю,

что ему тоже хочется играть с ребятами. Он
даже иногда нерешительно

делает шаг вперёд, но потом опять отходит
к стене. Ребята! Надо что-то

сделать, чтобы всем было весело, и все
дружили. Лена.

— Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?

— Подумайте, ребята, может быть вокруг
вас, тоже кто-нибудь нуждается в

вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание
и поддержка? И тогда и вам

кто-нибудь поможет в трудную минуту.

Ученик
читает стихотворение:

Не
стой в стороне равнодушно, 

Когда
у кого-то беда. 

Рвануться
на выручку нужно 

В
любую минуту, всегда. 

И
если когда-то кому-то 

Поможет
твоя доброта, 

Улыбка
твоя, 

Ты
счастлив, что день 

Не
напрасно был прожит, 

        
Что годы живешь ты не зря.

2)  Все
знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы
видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам
придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в
одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим
собой, видеть свои ошибки.
Я называю ситуацию и два
варианта ответа, а вы рисуете красный кружок, если вам подходит первое
выражение, жёлтый – второе.
(Сл. 4- 12)

   Проблемные ситуации

Младший брат сломал твою игрушку.

1.Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты говоришь «нет» и
стремишься заручиться помощью.

 2. Ты отвечаешь тем же.

Пожилая женщина медленно идет.

1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

2.  Ты
отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков
не бывает. 

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими
близкими.

1. Ты устраиваешь истерику. 

2. Ты идешь с ними гулять.

Саша плохо одет…

1.     Это
неважно. 

2.     Ты
подсмеиваешься над ним.

На твоих глазах на кого-то нападают…

1.     Ты
пытаешься защитить его. 

2.     Ты
делаешь вид, что ничего не замечаешь.

 К тебе подходит ребенок-инвалид…

1.Ты естественным образом разговариваешь с
ним. 

2.Ты отходишь от него и не знаешь, что
сказать.

– Выбери правильный ответ, сосчитай
кружки. 

(Сл. 13)

– Если
одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность.

Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь
выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где
начинается свобода других.

  Если от 3 до 6 красных  кружков, ты
не очень толерантен. Ты недостаточно

уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать
свое мнение, однако, ты

добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай!
Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть,
то можешь стать более

счастливым!

— Я  толерантна и не буду спрашивать, есть
ли такой результат. Ну а те, у кого есть такой результат, задумайтесь об
отношении к другим людям.

3)
В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в
очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда
посмеиваемся друг над другом? Вы скажете: мы не обязаны любить всех. Однако все
люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и
оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

Насколько
мы разные, увидим в ходе игры.

Необходимо
хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

         
·        Хлопают все присутствующие;

         
·        Топают только девчонки;

         
·        Присядут только те, кто любит вкусно поесть;

         
·        Повернутся только те, кто опаздывает на уроки;

         
·        Подпрыгнут только те, кто хорошо учится;

         
·        Наклонятся только те, кто не любит каникулы;

         
·        Поднимут правую руку только те,  кто любит сладкое;

         
·       Поднимут левую руку только те, кому нравится играть в футбол;

       
            ·        Улыбнутся только те, у кого прекрасное настроение.

4)
Молодцы, отдохнули, а заодно показали, что мы разные. А чем же ещё мы
отличаемся друг от друга? Сейчас желающий из вас встанет и скажет свою
отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что
я…»

Действительно,
ребята, какие мы разные.  Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть
свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент.
Хорошо это или плохо?

Все–все,
все на свете,

На
свете нужны,

И
Мошки не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя
обойтись без чудищ нелепых

И
даже без хищников, – злых и свирепых.

Нужны
все на свете! Нужны все подряд –

Кто
делает мед. И кто делает яд.

Плохие
дела у Кошки без Мышки,

У
Мышки без Кошки не лучше делишки.

И
если мы с кем–то не очень дружны,

Мы
все–таки очень друг другу нужны!

А
если нам кто–нибудь  лишним покажется,

То
это, конечно, ошибкой окажется!

5)
 А мы продолжаем в ходе игры раскрывать понятие «толерантность».

Задание:  
заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу: (Сл. 14)

— грубость (вежливость);

— ненависть (любовь);

— обман (доверие);

— злость (доброжелательность);

— унижение (уважение);

— равнодушие (внимательность).

6)
— Хотите прямо сейчас, здесь сделать  кому-нибудь приятное?

Давайте
сделаем друг другу комплименты.

Стоя
в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему
несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает
головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплимент
своему соседу.


Вам приятно было принимать комплименты? А делать их? Да, ребята, делать комплименты
так же приятно, как и получать их.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

7)  Ребята,
какие  же качества характерны толерантной личности? 

Давайте вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево
зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания,
советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали
пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более
толерантными. А теперь приклеим их на дерево. 

8)
—  И в заключении я бы хотела рассказать ещё одну притчу.

Жил-был
юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:


Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или
поругаешься с кем-либо.

В
первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился
контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял,
что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день,
когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и
сказал ему эту новость.

Тогда
отец сказал юноше:


Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения.

Наконец,
наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец
подвел сына к садовым воротам:

— Сын,
ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда
они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему
неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить
в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно
сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами,
причиняет ту же боль, что и физическая.

Именно
эти слова мы должны с вами помнить и стараться не причинять боль людям нас
окружающим, будь то родители, близкие и родные, учителя, люди на улице, соседи
и друзья.

— 
Посмотрите на свои ладони. На них тоненький рисунок из линий. У каждого
человека он свой, неповторимый.

— 
Природа  утверждает, что каждый из вас чудо, которое никогда не
повторится. У каждого свой неповторимый характер, свои мысли, чувства,
способности. На свете нет двух одинаковых людей.

— 
Мы — разные. И каждый из нас неповторим и значим.

4.  Подведение
итога классного часа.


Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

Давайте одним
словом охарактеризуем, что такое

« толерантность»?

— Толерантность
— это милосердие.

— Толерантность
— это сострадание.

— Толерантность
— это уважение.

— Толерантность
— это доброта души.

— Толерантность
— это терпение.

— Толерантность
— это дружба.

Благодарю
всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил   след в душе
каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание,
терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. 
Мы не
сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других
людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
  

Делать
добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и
увеличивает счастье.
(Сл. 15)


Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: 

Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила! (Сл. 16)

Игра – викторина «Азбука толерантности»

Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся. 
Задачи: 1.Познакомить учащихся с характерными чертами толерантности.
2.Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы. Формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
3.Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: ручки, листы бумаги

Ход занятия.

I. Класс делится на три команды. Детям предлагается ответить на вопросы о толерантности.

Ответами на вопросы будут слова, начинающиеся на каждую букву русского алфавита

(кроме ё, ъ, ы, ь).

  1. А -Этот Генеральный секретарь ООН говорил, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. (Кофи Аннан)

  2. Б- Состояние полной незаинтересованности происходящими вокруг событиями, апатичное и безучастное отношение к любимым и близким людям, бесчувственность.( Безразличие)

  3. В — В этой международной декларации говорится, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединённых Наций по поддержанию мира. (Всеобщая декларация прав человека)

  4. Г — Индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.( Ганди Махатма)

  5. Д — Этот древнегреческий философ днём ходил по городу с фонарём, а на вопрос «Зачем тебе днём фонарь?» отвечал просто: «Я ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому высокому званию, очень сложно.(Диоген)

  6. Е — В этом наша сила (Единство)

  7. Ж — Это высшая человеческая ценность, никто не вправе её отнимать.(Жизнь)

  8. З — Категория нравственного сознания, противоположная понятию «добро», обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий.(Зло)

  9. И — Эта страна является родиной художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО Мадинджитта Сингха. В 1995 году ЮНЕСКО учредила международную премию, носящую его имя – Madanjeet Singh Prize. Премия может быть присуждена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия. (Индия)

  10. К — В этом очень важном для нашей страны документе сказано, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».(Конституция)

  11. Л — Это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. (Любовь)

  12. М — Христианская добродетель. Чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение другому человеку.(Милосердие)

  13. Н — 16 числа этого месяца празднуется Международный день толерантности. (Ноябрь)

  14. О — Современные историки считают, что в этом концентрационном лагере было уничтожено от 1,4 до 1,8 млн человек, большинство из которых — евреи.

По неофициальным данным, в концлагере погибли порядка 4 миллиона человек.(Освенцим)

  1. П — В названии этой декларации, принятой 16 ноября 1995 года на генеральной конференции ЮНЕСКО, есть именно этот термин, который означает постулат, утверждение, на основе которого создают научные теории и законы, юридические документы, выбирают нормы поведения в обществе. (Декларация принципов терпимости)

  2. Р — Толерантность требует предоставления каждому человеку возможностей для этого в экономической и социальной сфере без какой-либо дискриминации. (Развитие)

  3. С — Готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. (Сострадание)

  4. Т — Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. (Толерантность)

  5. У -В нашей стране в области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья этого кодекса «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и 282-я статья «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности». (Уголовный кодекс)

  6. Ф — Общественные, идеологические, религиозные движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты (Фундаментализм)

  7. Х — Преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии (Холокост)

  8. Ц — Важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.(Ценности)

  9. Ч — Моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств – благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов другого, а также предполагает скромность, честность, искренность. (Человечность )

  10. Ш — Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов. (Шовинизм)

  11. Э — Её автором является немецкий художник Хельмут Лангер. Она представляет собой цветок с восьмью лепестками, каждый из которых имеет своё название. Это прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, гармония в многообразии, милосердие, дружба, мир и согласие, уважение прав других и сострадание. (Эмблема толерантности)

  12. Ю — Именно эта международная организация, специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, выступила с инициативой празднования Дня толерантности (терпимости) во всём мире. (ЮНЕСКО)

  13. Я — Этот польский писатель-сатирик, журналист, автор великого множества афоризмов, говорил: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими». (Хенрик Ягодзинский)

II. Подведение итогов.

Выигрывает та команда, которая дала максимальное количество правильных ответов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Бердниковская основная школа

Детское общественное объединение «Радуга»

Нижегородская область, Тонкинский район, с. Бердники, ул. Школьная, д. 18.

Тел (8-831)- 53-41-2-34

Занятие по обучению детского актива

ДО «Радуга» на тему:

«Азбука толерантности»

Разработала: старшая вожатая

 МБОУ «Бердниковская ОШ»

Тонкинского района

Юфрякова Наталья Владимировна

«Азбука толерантности»

Методическая разработка занятия обучения актива.

Участники: Члены актива ДО «Радуга»
        Цель: формирование толерантного отношения друг к другу, в обществе, в социуме. 
       Задачи:

 1.Воспитывать  доброту и милосердие, любовь к ближним, доброжелательность   друг к другу, терпимость и уважение к людям иных культур и вероисповеданий, к людям с ограниченными возможностями.

3.Развивать коммуникативные навыки, учить  взаимодействовать в группе сверстников и развивать творческий потенциал детей;

4.Познакомить с понятиями «общение», «толерантность».

      Оборудование и материалы: ватман, маркер,  ножницы, заготовки для памяток, жетоны для оценки мероприятия, компьютер, проектор, экран, аудио оборудование.
     Структура:

Часть первая  — анализ структуры сложившихся отношений и лидерских позиций.

Часть вторая –  общее обсуждение,  игровые тренинги.

Часть третья – работа в группах, составление  и разработка памяток.

Четвертая – завершающая, анализ полученных результатов

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Часть 1

Звучит музыка

-Добрый день, друзья! Дорогие ребята, я рада приветствовать всех вас на занятии школы актива.

— Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …(Привет)

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…

При встрече через много-много лет вы крикните друзьям…

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы …

— Здравствуйте!- Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

— Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

— Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

— Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

— Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно.

Ответы детей…

— Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы сегодня с вами поговорим. 16 ноября отмечался международный день, посвящённый толерантности.

— Тема нашего сегодняшнего занятия «Как стать толерантным человеком». Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова известного драматурга Б.Шоу. Давайте прочитаем их. Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научить — жить на земле, как люди. Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей…

Часть 2

— Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодёжи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого, поможет стать настоящими людьми всему человечеству толерантность.

— Вспомните, ребята, что значит это слово? В этом нам поможет игра «Дополни». Толерантность-это…

-Давайте теперь вместе обобщим всё сказанное. Слово «толерантность» я обведу в кружок, а ваши ответы мы изобразим в виде лучиков.

 / Толерантность — это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, терпение, дружба./

В результате у нас получилось вот такое солнышко, которое своими теплыми и ласковыми лучами согревает всех живущих на земле людей, независимо от их происхождения, веры, поведения, физических данных.

— Ребята, мы с вами уже говорили, есть много различных определений слова «толерантность». Они все разные, но в основе всех этих определений лежит следующая мысль — нужно быть терпимыми к другим людям, мнениям, поступкам, стремиться к установлению и поддержанию общения с окружающими.

— А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?

Выступление девочки

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

— Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности.

Ответы детей…

-Да, к сожалению, не всегда. Но нужно учиться этому.

Итогом нашего занятия станет разработанная вами памятка. «Как стать толерантным человеком».

— Конечно, все аспекты проявления толерантности мы не сможем обсудить на сегодняшнем занятии.  Мы рассмотрим только некоторые ситуации.

 -Обсуждение ситуации:

Серёжа плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

— Наиль питается не так, как ты, по причине своей религии:

Ты говоришь, что он выглядит смешно и нужно питаться, как все нормальные люди.

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

— Мы все разные: и в школе, и дома, и на улице: по всем статьям. Ростом и весом, умом и характером, цветом волос и кожи, а также национальными традициями, религиозными и политическими  убеждениями. Что значит быть толерантным в такой ситуации?

Ответы детей…

— Быть толерантным — значит уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Нужно обращать внимание, скорее на то, что нас сближает, а не на то, что разделяет.

— Какое правило, мы запишем в нашу памятку?/

/!!!Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. /

— В жизни часто встречаются такие ситуации, когда человек бывает, отвергнут окружающими, он остаётся один, его считают «белой вороной», все над ним издеваются, никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация? А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что чувствует человек в такой ситуации?

***Игра «Белая ворона».

Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.

Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.

Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя. После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:

— Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

— Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

— Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Спрашиваем ребят из других групп:

— Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?

— Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

— Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

— Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

Ответы детей…

— Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое  право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим. По этому поводу есть замечательное стихотворение, которое называется «Молитва о встрече».

Читает ученик

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

— Как, вы его понимаете? /Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право/.

-Какие правила сформулируем для нашей памятки?

!!! Умейте чувствовать рядом с собой человека.

!!! Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право.

 — Особо бы мне, ребята, сегодня хотелось поговорить о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, т.е. инвалидам. 3 декабря в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья  остаются один на один со своими проблемами. Современное общество не готово принять таких людей, считать их равными себе. А вот как вы поступите в следующих ситуациях.

Обсуждение ситуаций

К тебе подходит ребёнок-инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним?

Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать?

По Интернету ты познакомился с девочкой, с ней очень интересно общаться. Когда встретились с ней, оказалось, что у неё есть значительные недостатки.

Ты продолжишь общение с ней?

Найдёшь любой предлог, чтобы с ней не общаться?

— Люди с инвалидностью нуждаются в жалости или в чём-то другом?

-Такие люди нуждаются в защите, поддержке, психологической, человеческой. Им нужно наше признание, принятие их такими, какие они есть. А некоторые из них достойны нашего уважения и восхищения, потому что судьба наградила удивительными талантами. Я хочу, чтобы сегодня по-новому взглянули на детей с ограниченными возможностями и узнали, какие  замечательные они слагают стихи, не видя света, как они танцуют, не слыша музыки. А какие картины они рисуют, держа карандаш ногами и зубами! Как они, не умеющие ни говорить, ни читать, ни писать, тонко чувствуют природу, цвет, музыку, какие шедевры наивного искусства выходят из-под их неловких рук. А те, кто не могут ничего, проникновенно смотрят своими прекрасными глазами прямо в нашу душу.

Просмотр слайдов с рисунками детей-инвалидов (на фоне музыки).

— Эти дети пришли в мир точно так же, как и все другие люди. Они родились у обыкновенных родителей. Их ждали, им радовались. Но судьба распорядилась по-иному. Перспективы жизни таких детей  и их семей  стали иными — размытыми и пугающими. Но дети с инвалидностью при этом так и остались детьми, остались людьми. Нет сомнения, для них очень важно наше уважение, понимание, любовь, доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям,  взрослым, будем оказывать им всяческую поддержку.

 !!!Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. (Это запишем в памятку). Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие – это и будет проявление нашей  толерантности. Ведь как сказал Марк Аврелий: «Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода её – добрых дел к благу людей».

Часть 3

— Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным человеком?

Ответы детей по памятке

ЗАПИСЬ В ПАМЯТКЕ

!!!Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей.

!!!Умейте чувствовать рядом с собой человека.

!!!Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право

!!!Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

— Я бы хотела, чтобы мы добавили ещё одно правило:

!!!Нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и недостатки.

— Вы скажете – это сложно. Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку. Если проявляем толерантность по отношению к самому себе, то мы становимся толерантными по отношению к другим и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.

— Конечно, мы не можем в одночасье сделать толерантным свое поведение, поведение других людей, но важно, что вы вынесете из школы в реальную жизнь, как вы измените отношение с людьми, с которыми встретитесь. Заканчивая читать эту страничку, я хочу рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже».

— Пусть всегда в ваших сердцах живут любовь, терпение, прощение и это поможет вам научиться жить на земле, как  люди.

Часть 4 Итог занятия:
— Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое? 
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге? 
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем? 
Как вы считаете, наша игра удалась? Какая из станций понравилась больше всех? А теперь прошу вас оценить занятие с помощью жетонов.

К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

— На память о сегодняшнем занятии  дарю вам памятки.

ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа- интернат №1»

Подготовила и провела

Воспитатель 1 класса

Соснина А.И

Воспитательский час

Тема:

«Азбука толерантности»

(к Международному дню толерантности)

2019-2020 учебный год

Цели:

1. Знакомство с понятием «толерантный человек».

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитание нравственных качеств учащихся: умения дружить, умения договариваться, уважительного отношения ко всем людям.

Ход урока:

1. Введение.

— Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок толерантности. Что это за слово такое – толерантность? Какого человека называют толерантным?

— Толерантный человек внимательный и добрый, он умеет общаться с людьми, умеет договариваться без ссор, он уважает молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

— Сегодня наш урок пройдёт под девизом: «Ты не один живёшь на свете, помни о других».

2 слайд Игра «Комплименты» (работа в парах ).

— Сейчас мы с вами поиграем. Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нём хорошие, добрые слова. Ребята, повернитесь к соседу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и скажите друг другу добрые слова и пожелания.

— Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Кто желает вслух сказать тёплые, добрые слова кому-нибудь из ребят?

(высказывания ребят )

— Комплименты были одинаковыми или разными?

— Почему разными?

— Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, обладающий своими особенностями. Если бы мы были одинаковыми, то жить на свете было бы просто не интересно.

3 слайд. Актуализация и расширение имеющихся знаний.

Как называется страна, в которой мы живём?

— Россия – наша Родина. Равнины, Уральские горы, леса Сибири, снега Севера. Широка и необъятна наша страна (показ на карте ).

— Россия – это дом для разных народов. Они живут вместе, как братья дружной семьи. (на карте – бумажные куклы в народных костюмах: русском, народов Севера, белорусском)

— Что во внешности общего у всех людей? (голова, руки, ноги, …)

— Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, глаз, …)

— У каждого народа свой язык, свои обычаи, праздники, свои танцы, песни, игры, национальные костюмы.

Как называют людей, которые живут в России? (россияне)

— Каждый, живущий в нашей стране, какой бы национальности он ни был, может сказать: «Я – гражданин России». Россияне любят свою страну, гордятся ею, относятся с уважением ко всем людям.

4. Практическая работа.

— Ребята, на каждой парте лежит рисунок (приложение). Все дети 1 сентября идут в школу. Чем отличаются эти дети?

— Да, эти дети совершенно разные, они отличаются друг от друга национальностью, цветом кожи и волос, одеждой. Но все они 1 сентября идут в школу, сядут за одну парту.

— Раскрасьте этот рисунок, покажите их неповторимость. Работать будете вместе с соседом, советуйтесь с ним, договаривайтесь, какие лучше взять карандаши (практическое выполнение работы в парах).

— Выносите свои рисунки к доске. Посмотрите, какие разные у вас получились ребята – школьники. Чему их будут учить в школе?

— В школе ребят научат не только читать, писать, считать, но также научат дружить, общаться, уважительно относиться ко всем людям, научат договариваться, играть.

5. Игра.

— Поиграем в игру «А-рам-шим-шим».

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперёд рукой. Все играющие идут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим,

А-рам-шим-шим,

Арамия-гусия,

Покажи-ка на меня.

На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, выходит в круг и встаёт спина к спине с водящим. Все хором произносят: «И раз, и два, и три». На счёт «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то обнимаются. Если в разные стороны – то здороваются за руку. После этого водящий уходит, а второй занимает его место.

6. Итог урока.

— Подведём итог нашего разговора. Возьмите учебные «светофорики». Если вы согласны с высказыванием, то показывайте зелёный кружочек, если не согласны, то красный.

-1) Если бы все люди были одинаковыми, то жить на свете было бы не интересно. (зелёный)

2) Если человек будет не такой, как я, то я не буду с ним дружить. (красный)

3) Если меня обидят, то я тоже обижу этого человека. (красный)

4) Я не один живу на свете, помню о других. (зелёный)

5) Уважать надо только старых людей. (красный)

6) Надо не спорить, а уметь договариваться. (зелёный)

— К сожалению, ещё не все мы толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, мы научимся уважительно относиться ко всем людям, никто никого обижать не будет, не будет ссор и драк, все научимся договариваться и дружить. Пусть слова «Ты не один живёшь на свете, помни о других» будут девизом всей вашей жизни.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/424473-konspekt-tematicheskogo-zanjatija-azbuka-tole

Толерантность уважительное, терпимое отношение людей к

инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность

предполагает готовность признать «другого», имеющим равные права на

определенные жизненные ценности.

«Толерантность» это великое искусство людей, которые пытаются понять

друг друга. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд,

звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень

важен для существования и развития человеческого общества.

Что такое толерантность? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что

нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим

недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам

придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и

остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо

остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю

ситуацию и два варианта ответа, а вы выбираете наиболее подходящий:

Проблемные ситуации

Младший брат сломал твою игрушку.

1.Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1.Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться

помощью.

Пожилая женщина медленно идет.

1.Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 2. Ты помогаешь ей и придерживаешь

дверь.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону,

жить в мире с собой и окружающими.

2.Творческая работа учащихся.

Работа в группах.

На столе лежат 10силуэтов человека.

Что у них общее? (голова, руки, ноги)

Чем могут отличаться?

Предлагаю вам, используя всех человечков, составить символ дружбы.

Дети, работая в группе, составляют символ дружбы из 10 человечков.

Почему так соединили?

(Ответы учащихся)

Все мы разные, но готовы принять друг друга такими, какие мы есть.

Пусть люди будут разных национальностей, пусть у них будет разный цвет

кожи, пусть будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

Азбука толерантности

Генеральная Ассамблея ООН в 1996 году предложила всем государствам-членам ежегодно 16 ноября праздновать Международный день, посвящённый толерантности. Согласно «Декларации принципов толерантности», терпимость или толерантность — это уважение и принятие других культур мира и принятие способов самовыражения человека. Наш мир очень насыщенный и разнообразный, необходимо понимать, что благодаря тому, что у нас разные взгляды на жизнь, разные увлечения, внешность и цвет кожи — жизнь интересная. Каждый человек индивидуален и поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы поддерживать принципы толерантности, плюрализма и мирной жизни.

Интерактивная игра «Азбука толерантности» напомнит вашим ученикам о том, что толерантность — это гуманизм в действии, который все мы должны взращивать и практиковать в нашей повседневной жизни, дабы радоваться многообразию, придающему нам силы, и объединяющим нас ценностям. Играть в неё очень просто.

Распакуйте архив с игрой и запустите презентацию в программе Microsoft PowerPoint. Вкладка «Показ слайдов» — «С начала».

При загрузке презентации открывается титульный слайд.
Для того, чтобы перейти к правилам игры необходимо нажать «Начать игру».

Для того, чтобы перейти непосредственно к самой игре необходимо также нажать «Далее.

Игра состоит из 29 вопросов, начинающихся на каждую букву алфавита (кроме ё, ъ, ы, ь). Вопросы идут в алфавитном порядке и переключаются тем же способом что и предыдущие слады (нажать «Далее»).

«Азбука толерантности» «Что значит быть толерантным».

Воспитательский час к Международному Дню толерантности. Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

ОГКОУ
«Вичугская коррекционная школа-интернат
№ 1»

Подготовила
и провела:

воспитатель
2Б класса

Белова
А.Н.

Воспитательский
час

Тема:

«Азбука
толерантности»

«Что
значит быть толерантным».



Международному Дню толерантности)

Цель:
формирование
уважительного отношения к другим людям,
признание различий и индивидуальности
каждого.

Задачи:

  • Познавательные:
    Ввести и закрепить определение термина
    «толерантность», углубить понимание
    его значения.

  • Коммуникативные
    и регулятивные: Развивать критическое
    мышление, навыки групповой работы,
    умение вести диалог и аргументировать
    свою позицию, находить решения обсуждаемых
    проблем, дать учащимся возможность
    оценить степень своей толерантности;

  • Личностные:
    Воспитывать чувства доброты и милосердия,
    отзывчивости и сострадания к человеку.
    Воспитание толерантного отношения к
    людям с ограниченными возможностями.

Форма
проведения
:
групповая работа с дальнейшим общим
обсуждением вопросов

В
основу построения данного мероприятия
положен 
метод эмоционального
погружения, наилучшим образом
способствующий достижению задач
мероприятия.

Ход
занятия:

Воспитатель
Добрый день, ребята!

Все
люди на свете разные,
Непохожие,
своеобразные,
И чтобы ты их смог
понять
Нужно в себе уважение к людям
воспитать.

Теперь,
когда мы научились
Летать по воздуху,
как птицы,
Плавать под водой, как
рыбы,
Нам не хватает только
одного:
Научиться жить на земле, как
люди…

Воспитатель:
как вы думаете,
какими
душевными качествами должны обладать
люди, живущие на планете Земля, чтобы
исчезли войны, ссоры, чтобы люди не
страдали и перестали ненавидеть друг
друга? ( Работа в группах дети рассаживаются
по группам)

Добрый

Умный

Смелый

Сильный

Улыбчивый

Преданный

Честный…

Воспитатель:
Представьте себе, что ваш друг получил
плохую оценку и очень расстроился из-за
этого. Как вы поступите в такой ситуации?
(Будем успокаивать, утешать.) Другими
словами, вы будете сочувствовать своему
другу.


А почему вы будете сочувствовать своему
другу? (Потому что мы друзья.)


А если вы увидите ребенка, который плачет
из-за того, что упал и поранился, будете
ли ему сочувствовать? (Да.)

Воспитатель:
Да, я тоже буду им сочувствовать. Например,
я всегда сочувствую бездомным животным,
мне их очень жалко, поэтому я никогда
их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда
не обижаете бездомных животных. Не так
ли? Так какая сегодня тема урока? Какие
поставим цели?
Сегодня
мы поговорим о толерантности, уважении,
сострадании и милосердии.

«Азбука толерантности»

Воспитатель:
Ребята я хочу вам прочитать одну
интересную

Китайскую притчу «Ладная семья»

Послушайте притчу и скажите, зачем нужно
быть толерантными.

Жила-была
на свете семья. Она была не простая.
Более 100 человек насчитывалось в этой
семье. И занимала она целое село. Так и
жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:
ну и что, мало ли больших семейств на
свете. Но дело в том, что семья была
особая – мир и лад царили в той семье
и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани,
ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел
слух об этой семье до самого владыки
страны. И он решил проверить, правду ли
молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно
старикам. Удивился владыка. Решил узнать,
как жители села добились такого лада,
пришел к главе семьи; расскажи, мол, как
ты добиваешься такого согласия и мира
в твоей семье. Тот взял лист бумаги и
стал что-то писать писал долго – видно,
не очень силен был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял бумагу
и стал разбирать каракули старика.
Разобрал с трудом и удивился. Три слова
были начертаны на бумаге
любовь;
прощение;
терпение.
И
в конце листа: сто раз любовь, сто раз
прощение, сто раз терпение. Прочел
владыка и спросил:
— И все?
— Да, —
ответил старик, — это и есть основа жизни
всякой хорошей семьи.
И, подумав,
добавил:
— И мира тоже.

Какие
качества необходимы толерантному
человеку? (Ответы детей)

Воспитатель:

Агрессия
– удел бессильных,
Дорога мимо, в
никуда,
Терпимость ведь не всем под
силу,
Там мощь характера нужна.
Ты
улыбнись с утра старушке, 
Что в
транспорте на всех кричит, 
Ее
проблемы – лишь игрушки,
Когда ты
созидаешь мир.
Прими внутри чужое
мненье,
Свободен каждый выбирать.
Иди
своей дорогой твердо
День толерантности
справлять.

Воспитатель:
Ребята сейчас нам снова предстоит
поработать в группах, я предлагаю
собрать на доске цветок толерантности.
На лепестках написаны формы проявления
толерантности, вы должны договориться
и выбрать, какие лепестки будут у цветка
толерантности, а какие нет:

  • уважение
    мнения и прав других

  • доброжелательность

  • желание
    что-либо делать вместе (сотрудничество)

  • уважение
    человеческого достоинства

  • чуткость,
    милосердие

  • сострадание,
    прощение,

  • агрессивность,
    лживость, предательство

  • принятие
    другого таким, каким он есть,

  • жестокость,

  • неуважение,
    нетерпимость,

  • эгоизм,
    равнодушие,

  • пренебрежения,
    (слайд)

  • зависть,
    унижение,

Воспитатель:
а теперь я предлагаю вам немного
поиграть.

Игра
“Приветствие”

Дети
встают в круг, приветствуют друг друга
как жители разных народов мира.


сложить руки на груди (как в “молитве”)
и поклониться0;


потереться носами – Новая Зеландия;


пожать друг другу руки, стоя близко друг
к другу – Германия;


показать язык – Тибет;


крепко обняться – Россия;


помахать рукой нашим гостям.

Воспитатель:
В первую очередь толерантность проявляется
дома и в школе. Все знают, что нужно
жить дружно, но иногда трудно
сдержаться, когда мы видим недостатки
других. В школе, как и везде, все разные:
есть маленькие, большие, худые, полные,
в очках и без очков, разных национальностей.
Почему мы иногда подсмеиваемся друг
над другом? Все люди имеют право достойно
жить на планете и не страдать от презрения
и оскорблений.
Давайте поучимся
проявлять толерантность в разных
ситуациях.
предлагаю вам послушать
следующие задание (Задание с описанием
ситуации). Вам нужно  посоветоваться,
постараться услышать каждого и высказать
общее решение, как вести себя в различных
случаях.

Воспитатель:

1
ситуация
.

           
   На
перемене при игре тебя кто–то сильно
толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2
ситуация.

  Ребята
в классе показывали друг другу свои
мобильные телефоны. У Паши телефона
нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои
действия?

3
ситуация
.

       Твой
друг заглянул без разрешения в твой
дневник и начал рассказывать ребятам,
какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4
ситуация.

       У
вас в классе странный мальчик. Он смешно
говорит, совершает необычные поступки,
но не делает никому зла. Ребята после
уроков начали его дразнить. Твои действия?

Рефлексия.

Воспитатель:
Ребята, мы с вами сегодня хотели понять,
что значит такое странное слово –
толерантность. (ответы детей)

Правильно,
толерантность — это любовь, доброта,
радость, щедрость, удача, красота, дружба
по отношению к другим людям.

Давайте
будем любить друг друга, людей, проходящих
мимо и совсем не похожих на нас, людей
других национальностей, тогда и они
ответят нам тем же, ведь за добро всегда
платят добром, за любовь — любовью, за
щедрость — щедростью.

Тема толерантности актуальна в современной молодёжной среде. За частую мы становимся свидетелями «нетерпимости» друг к другу. Классный час «Азбука толерантности» направлен на воспитание уважительного отношения к окружающим. По итогу беседы обучающиеся должны владеть определенными социальными понятиями («толерантность», «интолерантность», «толерантный человек», и т.д.). Во время проведения классного часа помимо диалога активно используется игровая методика, основная задача которой побудить, стимулировать обучающихся провести анализ определенной ситуации и сделать вывод.

«Азбука толерантности»

Классный час, посвященный Международному дню толерантности

Цели:

— ознакомить студентов с понятием «толерантность»;

— стимулирование их воображение в поисках собственного понимания толерантности;

— дать возможность оценить степень своей толерантности.

Сопровождение:

— Аудиозапись.

Дополнительные материалы:

— карточки для голосования;

— карандаши;

— ватман

Поклонившись, мы друг другу сказали…

Здравствуйте!

Что особого мы друг другу сказали….

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте, мне сегодня очень приятно встретиться с вами. Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека, особенно когда он молод и полон сил. И от того, умеем ли мы общаться, насколько мы терпимы, зависит наше счастье.

Сегодня мы затронем очень главную тему на сегодняшний день – толерантность. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это слово?

(ответы аудитории)

Действительно, это слово имеет огромное множество значений. Самое первое:

  1. Это принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных ли политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.
  2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).
  3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях.
  4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
  5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.
  6. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.

Разумеется, способность вести себя толерантно или интолерантно постепенно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить отличия между этими двумя типами личности.

Как вы думаете, какими чертами обладает толерантная личность?

(ответы аудитории)

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе — они не пытаются обвинить в своих бедах других. (Психологи считают, что у толерантной личности огромный разрыв между «Я – идеальный и «Я – реальный»).

— толерантные люди лучше знают себя, причем не только свои достоинства, но и свои недостатки

— толерантный человек чувствует себя в безопасности, поэтому не пытается защитить себя от других людей.

— толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные пытаются снять с себя ответственность и обвинить других в том, что с ними происходит.

— толерантный человек признает мир во всем его многообразие, когда интолерантный напротив весь мир делит на две части: черное и белое. Они не могут относиться к чему-то нейтрально.

— толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в творческом процессе, теоретических размышлениях.

— психологами также было замечено, что интолерантный человек огромное значение придает чистоте, порядку, у него все должно быть разложено по полочкам Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей принадлежности партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Когда для толерантной личности это не является таким важным фактором.

Для толерантного человека характерна способность давать верные суждения о других людях.

— Чувство юмора также не остается на втором плане. Толерантная личность способна посмеяться над собой

— Авторитаризм принадлежит разумеется к интолерантной личности. Они считают, что внешняя дисциплина очень важна. А толерантный человек предпочитает жить в свободном демократическом обществе.

Дорогие друзья, сейчас давайте мы все сказанное объедим и выделим десять качеств толерантной и интолерантной личности. (работа студентов)

(заполняются таблицы)

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлениями о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью к порядку, желанием сильной власти.

Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе существует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Людей многое объединяет. Но мы и очень разные. И чтобы понимать друг друга т.е. относиться друг к другу толерантно нам нужно повнимательнее присматриваться друг к другу вот и сегодня я хочу для начала предложить вам повнимательнее присмотреться к своим одногруппникам.

Проводиться игра «Встаньте те…»

Ведущая называет какие-то признаки, а студенты, к которым эти признаки

относятся должны вставать. Признаки могут быть простые, внешние ( те у кого ботинки черного цвета, у кого есть часы и т.д.), а затем можно перейти к качественным характеристикам. (те, кто считает себя добрым, кто может всегда помочь другому)

Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом здесь сидящем можно узнать много нового и найти какие-то схожие качества.

Разумеется толерантность – это еще и терпимое отношение к людям не похожим на других. Это могут быть представители неформальных группировок, инвалиды, верующие люди, одинокие люди. Скажите, пожалуйста, а вы встречали когда – нибудь «странного» человека? Какой этот человек для вас? Какие чувства вы испытываете к людям не похожим на всех остальных?

(ответы аудитории)

Разумеется, чтобы быть толерантным (терпимым) нужно уметь слышать друг друга и сейчас мы посмотрим, насколько хорошо умеете слушать и слышать вы.

Игра «Испорченный телефон»

Для игры 5-6 игрокам предлагается выйти за дверь. Одному из игроков сообщается информация, его задача – запомнить ее и пересказать тому, кто находиться за дверью. Затем информация передается от одного к другому, от другого к третьему и присутствующие наблюдают, как при передачи информация искажается. Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной. (вариант: во втором полугодие домашнее задание отменят, их будут задавать только тем, кто хочет учиться на «4» или «5»)

Вывод: Мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и тоже.

А как мы хорошо понимаем друг друга? Давайте сейчас это мы проверим.

Игра «Слепец и поводырь»

Создается полоса препятствий. Слепцу завязывают глаза. Поводырь пытается провести слепца по предложенному пути.

Ну что же дорогие друзья, сейчас каждая группа получает карточку с одним из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимический изобразить это определение таким образом, чтобы остальные догадались, о каком именно определении идет речь.

Толерантность это –

Сотрудничество, дух партнерства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства, уважение прав других

Принятие другого таким какой он есть

Способность поставить себя на место другого

Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признания равенства других

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Дорогие друзья и в заключение хочется попросить вас нарисовать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках политических документах. Самая главная задача, объяснить рисунок и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность эмблемы.

(работа групп)

Скажите, пожалуйста, какие мы можем сделать выводы?

(Рассуждение аудитории)

И в заключение нашей встречи я предлагаю вам составить азбуку толерантного человека от «А до Я», а именно какими качествами он должен обладать.

Я думаю, что наша сегодняшняя встреча, помогла вам разобраться в этом сложном вопросе и сделать для себя выводы.

Толерантность. Что это такое? -Если спросит кто-нибудь меня,Я отвечу: «Это все земное.То, на чем стоит Планета вся».Толерантность — это люди светаРазных наций, веры и судьбыОткрывают что-то, где-то,Радуются вместе. Нет нуждыОпасаться, что тебя обидятЛюди, цвета, крови не твоей.Опасаться, что тебя унизятЛюди на родной Земле твоей.Ведь Планета наша дорогаяЛюбит всех нас: белых и цветных!Будем жить, друг друга уважая!Толерантность — слово для живых!

Проект «Неделя толерантности Азбука России» отражает особенности нашей страны, в которой проживают люди разных национальностей, от А до Я. Знакомство с культурой и бытом разных народов создает условия для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, в том числе и из семей мигрантов, посещающих наше ДОУ, за счет эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду; взаимной толерантности, открытости и принятия педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания; воспитание дружеских взаимоотношений.

Методическая разработка может быть полезна воспитателям и педагогам ДОУ.

Содержание

  1. Введение 4
  2. Основная часть

    1. 2.1.Методические рекомендации для разработки проекта для детей дошкольного возраста 6
    2. 2.2.Планирование проекта 8
    3. 2.3.Создание развивающей среды 8
    4. 2.4.Общая структура проекта 8
    5. 2.5.Подтемы и задачи проекта «Неделя толерантности Азбука России» 10
  3. Заключение 11
  4. Список использованных источников 12
  5. Приложение

Приложение 1 13

Приложение 2 18

Приложение 3 24

Приложение 4 34

1. ВВЕДЕНИЕ

«Наши предки из разных народов сплотили и создали единый российский народ, единую российскую нацию. И они совершили огромное чудо. Это чудо заключается в том, что на этом долгом тысячелетнем пути мы с вами не утратили самое главное, чем мы дорожим, — мы не утратили наши языки, культуру и наши традиции. Но только тогда, когда мы вместе, мы — Россия».

Владимир Владимирович Путин

Одной из актуальных тем для разговора во все времена была тема толерантности.

Из глубины веков пришли к нам незабываемые афоризмы: «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» — Антуан де Сент — Экзюпери; «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» — С. Лихачёв; «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием» – Конфуций; «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» — Л. Толстой. Напутствие великих людей и для нас все так же важны!

Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Государство создает специальные программы, например Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.

Немаловажную роль в воспитании основ толерантности у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. При тесном взаимодействии детского сада и семьи создаются благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка. ДОУ в полной мере реализует современные технологии.

Одним из концептуально новых по форме и содержанию педагогических разработок является проект «Неделя толерантности Азбука России» по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Основная цель проекта: создание в группах детского сада благоприятных условий направленных: на преодоление коммуникативных и поведенческих барьеров, на воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России за счет знакомства с культурой, литературой, традициями и обычаями людей разных национальностей; на полную социокультурную адаптацию детей из семей мигрантов в поликультурной среде.

Задачи проекта

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о странах и материках, о народах и расах;
  • формирование представлений о традициях народов, (тех, чьими представителями являются воспитанники ДОУ), национальных праздниках, блюдах, играх, народных промыслах и ремёслах;
  • знакомство с особенностями искусства разных народов: песнями, музыкой, национальными костюмами, декоративно-прикладным искусством, танцем.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса у воспитанников;
  • развитие творческих способностей (в изготовлении поделок, подготовке танцевальных и драматических номеров, рисовании плакатов);
  • развитие речевых и коммуникативных способностей (через участие в беседах, подготовку сообщений, общение с приглашёнными гостями);
  • развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование представлений о правах и свободах личности;
  • воспитание уважительного отношения ко всем людям;
  • привитие терпимости к тем, кто отличается от других;
  • создание позитивного эмоционального фона в группе воспитанников.

Проект «Неделя толерантности Азбука России» в игровой форме открывает дошкольникам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенность проекта «Неделя толерантности Азбука России» в форме праздника состоит в том, что она проводится одновременно для всех детей детского сада и длится в течение одной недели (исключая выходные дни). Важно и значимо участие в ее подготовке и проведении всего педагогического коллектива. Только при активном участии, дружеской поддержке, взаимопомощи коллег удается проведение таких масштабных мероприятий.

2.1 Основные этапы подготовительной работы по проекту «Неделя толерантности»

Содержание

Ответственные

I этап

Начальный

  • Создание инициативной группы

Старший воспитатель

  • Обсуждение темы праздника проекта

Старший воспитатель

  • Распределение обязанностей

Старший воспитатель

  • Планирование работы с детьми по проекту:

— разработка конспектов познавательных тематических занятий, сценариев тематических вечеров развлечений;

— подбор художественной детской литературы, репродукций, иллюстраций, альбомов, фотографий, дидактических игр.

Инициативная группа педагогов

II этап

Предварительная работа с детьми по тематике проекта

  • Чтение, беседы, обсуждения, дидактические игры по тематике, экскурсии и др.
  • Изготовление поделок, рисунков, макетов и др. для выставки

Воспитатели

  1. Разработка сценариев праздника
  • Пять сценариев «Общих сборов» на каждый день проекта

Инициативная группа педагогов

  • Сценарии музыкальных развлечений для разных возрастных групп

Музыкальный руководитель

Содержание

Ответственные

  • Сценарии физкультурных развлечений для разных возрастных групп

Инструктор по физической культуре

  • Сценарии концертных программ
  • Сценарий «Игры по станциям»

Музыкальный руководитель + воспитатели

Инициативная группа педагогов

  • Составление заданий маршрутных листов на каждый день праздника для всех возрастных групп

Старший воспитатель

  1. Работа с родителями
  • Консультации, беседы с родителями по теме проекта
  • Выпуск стенгазеты по интересующим вопросам родителей
  • Анкетирование
  • Вовлечение родителей в процесс подготовки проекта

Воспитатели

III этап

Изготовление пособий

  • Афиша проекта
  • Экран соревнований
  • Маршрутные листы
  • Символы-обозначения станций
  • Эмблема проекта

Инициативная группа

  • Поощрительные грамоты для родителей за активную помощь и участие в проекте
  • Подбор и создание демонстрационного материала и дидактических игр по теме проекта
  • Изготовление костюмов, декораций, игровых атрибутов

Старший воспитатель. Инициативная группа

  1. Координация действий
  • Выбор ведущих:
  • — общих сборов;
  • — станций;
  • Распределение ролей (актеры на музыкальных и физкультурных праздниках, общих сборах, концерте)

IV этап

Создание общего проекта декорирования и оформление ДОУ к празднику

Украшение музыкального и физкультурного залов

Украшение групп

Оформление выставки

Инициативная группа и сотрудники ДОУ

  1. Планирование проекта «Неделя толерантности Азбука России»

Предварительная работа, проведенная воспитателями в каждой группе:

  • Выявление национальной принадлежности воспитанников посредством оформления «Родословной на Ладошке» (приложение 4).
  • Оформление уголка России в группе с упором на выбранную национальность (приложение 4).
  • Изготовление Буквы – символа (приложение 4).
  • Создание видеоматериала о выбранном народе.

Неделя проекта

День недели

Первая половина дня

Вторая половина дня

1 день

Общий сбор

Музыкальные и физкультурные праздники, развлечения

Игры, развлечения на улице

Выполнение заданий маршрутных листов

2 день

3 день

Общие мероприятия (игра по станциям, игры, концерт, соревнования на улице)

4 день

5 день

Выставка

  1. Создание развивающей среды

Каждый день недели проекта раскрывает определенную тему. Обо всем самом интересном по теме дети узнают в течение дня на специально-организованных мероприятиях: физкультурных и музыкальных развлечениях, прогулке, в творческих мастерских и др.

Поддерживать интерес к теме, побуждать к самостоятельным исследовательским действиям помогает и специально созданная развивающая среда в группах. Соответствующее оформление группового помещения, книги, иллюстрации, дидактические игры, пособия и др., то есть все компоненты развивающей среды, должны выступать в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе разностороннего развития ребенка.

2.4. Общая структура проекта

«Неделя толерантности Азбука России» не имеет достаточно жесткой регламентации, однако содержит некоторые неизменные составляющие: общий сбор, музыкальное и физкультурное развлечение, игру по станциям, выставку детских работ, общее мероприятия, объединяющие весь детский сад (концерт, выставка).

Каждый день начинается с общего сбора, общая продолжительность которого должна быть не более 20 минут. В общем сборе принимают участие все дети детского сада. Поэтому его проводят в самом большом помещение ДОУ (музыкальном зале). Общий сбор проходит в торжественной, праздничной атмосфере, нацеливая и заинтересовывая детей общей идеей проекта. Создать парадную атмосферу помогают соответствующее оформление зала, музыкальное сопровождение и мастерство ведущего.

На общий сбор приходят сказочные персонажи: Королева Великобритании, японская девушка Сакура, Донна Роза Дальвадорес из жаркой Бразилии, индианка Индира, русская девушка Россиянушка. Принося элемент неожиданности и раскрепощения, герои рассказывают о своей стране, играют с детьми, веселят забавными национальными трюками.

Самая торжественная часть общего сбора состоит из следующих основных этапов:

  • Объявление ведущим дня «Неделя толерантности Азбука России» (Бразилия, Англия, Япония, Индия, Россия);
  • Вручение группам индивидуальных планов действий на данный день праздничной недели (приложение 1).
  • Подведение итогов, успехов. На экране мероприятия выставляется открытка –пазл от сказочного героя (приложение 4).

В первые два дня недели здоровья проходят музыкальные праздники и физкультурные праздники (соревнования, развлечения), которые планируются таким образом, чтобы за эти два дня каждая команда посетила оба праздника. (Если в понедельник у команды был музыкальный праздник, то во вторник будет физкультурный).

Игра по станциям обычно проводится на 3-й день праздника (в среду) в первую половину дня. Это одна из наиболее ярких, интересных, наполненных и информативных игр проектной недели. Главная задача игр по станциям в заинтересованности и увлечении детей общей темой проекта, раскрытие ее многогранности (закрепление и углубление знаний детей по теме) (приложение 2).

В игре по станциям участвуют одновременно почти все группы детского сада, поэтому очень важна организационная и предварительная работа! Игра по станциям проводится для детей средней, старшей и подготовительной группы. Дети младших групп в игре по станциям не участвуют, им предлагается провести творческие мастерские в группах.

Принцип игры по станциям – прохождение команд по индивидуальному маршруту по станциям, выполняя задания и упражнения. Индивидуальный маршрут каждой команды (порядок посещения станций) указывается в маршрутном листе каждой команды. Сказочные герои на каждой станции оценивают то, как дети справились с заданием, и оставляют на память сувенир о стране, которую представляют.

Игровые станции – это групповые помещения детского сада, оформленные в определенном стиле, отвечающее тематике недели. Каждой станции присваиваются название, флаг, картинка с достопримечательностью сказочный герой (герои).

Пять разноплановых по видам деятельности станций позволяют детям проявлять как индивидуальные качества, так и умения действовать в команде, раскрывать новые качества и творческие возможности.

На каждой станции представлены (по времени не более 10 -15 минут) знакомство с героем, знакомство со страной (рассказ, видеосюжет, интересные факты, изготовление национального сувенира). Станции чередуются в зависимости с двигательным режимом и эмоциональной нагрузкой детей.

В завершение проекта «неделя толерантности — Азбука России» проводится общие мероприятие для всего детского сада – концерт. Он объединяет детей всех групп детского сада, укрепляет дружбу, гармонизирует отношения, способствует раскрытию творческих способностей. Для участия и подготовки мероприятий активно привлекаются родители воспитанников (помощь в изготовление национальных костюмов, атрибутов) это положительно влияет на установление контактов и взаимодействия всех участников данного проекта.

На праздничном концерте каждая группа детей представляет свой номер (танец, сценку-этюд), связанный с выбранной страной (республика Якутия, республика Дагестан, республика Татарстан, Украина, Россия, Англия, республика Беларусь, Узбекистан, Финляндия. Выступление групп комментируют и сопровождают персонажи.

В заключительный день проекта «Неделя толерантности Азбука России» подводятся итоги, и устраивается большая выставка детских работ. На выставке представлены индивидуальные и коллективные работы, созданные в творческих мастерских или изготовленных дома вместе с родителями по теме проекта. Выставка располагается во всеобщей доступности в фойе первого этажа. Ее могут посетить все желающие детского сада.

2.5 Подтемы и задачи проекта «Неделя толерантности Азбука России»

Дни недели

Подтема

Задача

Понедельник

(1 — й день)

Бразилия

культивирование бережного отношения к людям разных национальностей страны, к их языкам, культурным и социальным ценностям за счет знакомства с их культурой, традициями и обычаями

Вторник

(2 –й день)

Англия

культивирование бережного отношения к людям разных национальностей страны, к их языкам, культурным и социальным ценностям за счет знакомства с их культурой, традициями и обычаями

Среда

(3 –й день)

Япония

культивирование бережного отношения к людям разных национальностей страны, к их языкам, культурным и социальным ценностям за счет знакомства с их культурой, традициями и обычаями

Четверг

(4 –й день)

Индия

культивирование бережного отношения к людям разных национальностей страны, к их языкам, культурным и социальным ценностям за счет знакомства с их культурой, традициями и обычаями

Пятница

(5 –й день)

Россия

воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству; развитие творческих способностей детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Неделя толерантности Азбука России» является сильным воспитательным мероприятием, где дети и родители познакомились с понятием толерантность. Развивающая среда групп пополнилась продуктами данного проекта. В рамках проекта, учителем-логопедом был проведен мастер-класс для родителей мигрантов «Хочу красиво говорить».

Конечно тема толерантности — очень серьезная тема, которая позволила в короткие сроки ощутить огромный эффект воздействия доброго слова на душу каждого человека. Этот проект вызвал большой интерес у всех участников, и мы решили продолжать его в дальнейшем!

Каким окажется будущее нашей страны и планеты в целом — зависит от нас, от того, как мы воспитаем подрастающее поколение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Голынкина В. Д. А как жить в такой злобе (разговор о доброте)…?// статья из журнала «Дошкольное воспитание» №7, 2009. – С 18
  2. Львов В. А. Поговорим о наших детях//Книга для родителях о детях. – СПб.: 2009. – 209с.
  3. Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. — 2003, — № 9. — С. 24−26.
  4. Ошанина Т. Л. Что такое толерантность?//курс лекций. – М.: 2008. – 248с.

Интернет источники:

  1. https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/vostrukhina.pdf
  2. https://www.maam.ru/
  3. http://skazkoved.ru/
  4. https://vk.com/album-105970935_268195237

Полный текст статьи см. приложение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии марийских праздников
  • Сценарий азбука народной мудрости
  • Сценарии марии арбатовой
  • Сценарий азбука здоровья игровая программа
  • Сценарии маленьких детских спектаклей