Сценарий балета раймонда

Композитор

Композитор

Дата премьеры

19.01.1898

Жанр

Страна

Россия

«Раймонда» в Мариинском театре / Н. Разина

Балет на музыку Александра Глазунова в трех актах, четырех картинах. Либретто Л. Пашковой. Балетмейстер М. Петипа, художники О. Аллегри, П. Ламбин, К. Иванов, дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года в Мариинском театре.

Действующие лица:

  • Раймонда, графиня де Дорис
  • Графиня Сибилла, тетка Раймонды
  • Призрак Белой дамы, покровительницы дома Дорис
  • Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды
  • Король Андрей II Венгерский
  • Абдерахман, сарацинский (арабский) шейх
  • Бернар де Вантадур, провансальский трубадур
  • Беранже, аквитанский трубадур
  • Сенешаль, управляющий замком Дорис
  • Две подруги Раймонды
  • Венгерские рыцари, сарацинские рыцари, дамы, пажи, вассалы, рыцари, трубадуры, герольды, мавры, провансальцы, королевские солдаты и слуги.

Действие происходит в Провансе в Средние века.

История создания

Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 18978/98 года. Несмотря на то, что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился. «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», — писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.

Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа (1818—1910), ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века, французу по происхождению, с 1847 года работавшему на петербургской сцене и поставившему более 60 балетов, многие из которых вошли в золотой фонд хореографического искусства. Либретто «Раймонды» взялась писать Л. Пашкова (1850—?; после 1917 года ее след затерялся), русско-французская писательница, издававшая романы на французском языке, регулярно сотрудничавшая с парижской газетой «Фигаро» и благодаря обширным связям получавшая заказы на балетные сценарии от дирекции императорских театров. Правда, по свидетельству современников, она одинаково неважно владела как русским, так и французским языком, и ее литературные опусы оставляли желать лучшего.

«Раймонда» в Мариинском театре

Либретто «Раймонды» было основано на средневековой рыцарской легенде, но содержало в себе массу несуразностей. В частности, венгерский король Андрей, наголову разбитый сарацинами, здесь оказывался их победителем, а местом действия стал Прованс. Глазунов, продолжая сочинение симфонии и еще не получив сценария, начал обдумывать первые номера «Раймонды». Работал он с большим увлечением. Весной 1896 года был написан эскиз симфонии, летом набросана ее партитура. Балет же созревал исподволь. По ходу сочинения в либретто пришлось внести значительные изменения, чтобы связать концы с концами. Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею…» Из Ахена, куда он вскоре выехал, сообщал, что симфония окончена и вовсю идет работа над «Раймондой». Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды». По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета.

Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника». Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь. Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения. «… В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?» — задавал риторический вопрос композитор.

«Раймонда» в Мариинском театре

«Принципы такого содружества закреплялись как эстетическая норма, открывая новые перспективы перед хореографией, — пишет известный историк балетного театра В. Красовская. — Ведущая роль музыкальной драматургии в балетном спектакле становилась совместным делом композитора и хореографа, они объединялись на путях симфонизации танцевального действия».

Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней… В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы». В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны… составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом… кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках».

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа.

«Раймонда» в Мариинском театре

Сюжет

Праздник в замке графини де Дорис в день именин Раймонды. Трубадуры Бернар де Вантадур и Беранже фехтуют с юными пажами, гости играют на виолах и лютнях, кто-то танцует. Вошедшая со своей свитой графиня Сибилла упрекает молодежь в лености. Однако девушки и юноши вновь пускаются танцевать. Сибилла грозит молодым людям гневом Белой дамы, покровительницы семейства Дорис. Ее статуя стоит в нише на пьедестале. Белая дама не терпит безделья и строго взыскивает за непослушание. Она появляется, когда над домом Дорис нависает опасность. Но девушки не верят старинным сказкам и смеются над словами графини. Раздаются звуки рожка, Сенешаль сообщает о приезде гонца от жениха Раймонды Жана де Бриена: завтра он будет в замке. Вассалы и крестьяне приходят поздравить молодую госпожу с именинами. Сенешаль приглашает дам и кавалеров на танец. После его окончания Раймонда садится за арфу. Отшумел праздник, разошлись гости. Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется.

Терраса, выходящая в сад при замке Дорис. Сюда, влекомая Белой дамой, приходит Раймонда. Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует. Абдерахман исчезает, но девушку окружают призраки и она теряет сознание. Наступает рассвет. Призраки рассеиваются. Появившиеся дамы и пажи спешат помочь Раймонде.

Празднество наутро продолжается во внутреннем дворе замка. Съезжаются рыцари и трубадуры. Раймонда с нетерпением ожидает де Бриена, но вместо него является Абдерахман с большой свитой. Девушка требует удалить незваного гостя, однако графиня Сибилла не может нарушить правил гостеприимства. Абдерахман предлагает Раймонде руку и сердце. Своей свите он приказывает развлечь девушку и гостей. В разгар веселья Абдерахман пытается похитить Раймонду, но внезапно появляются де Бриен и венгерский король Андрей, под знаменем которого рыцарь храбро сражался. Де Бриен успевает освободить Раймонду, а король приказывает разрешить спор поединком. На замковой башне возникает Призрак Белой дамы и своим сиянием ослепляет сарацина. Де Бриен смертельно ранит его. Король соединяет руки влюбленных.

«Раймонда» в Мариинском театре

В замковом саду шумит свадебный пир. В честь присутствующего на нем короля Андрея разворачивается красочное и пышное празднество.

Музыка

Музыка «Раймонды» принадлежит к числу выдающихся достижений русского музыкального искусства. Красота, яркая образность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с действенностью, драматическим противопоставлением «европейских» и «восточных» интонаций; танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, а в симфонической партитуре широко используется система лейтмотивов.

В I акте выделяется Большой вальс, удивительно пластичный, с выразительными мелодиями. Любовный дуэт II акта — Большое адажио с солирующей скрипкой, полное чувства и прекрасных мелодий. Испанский танец отличается экспрессией, увлекательной запоминающейся мелодией, зажигательным ритмом. Симфонический антракт перед последним актом сам композитор определил как «Торжество любви». В нем звучат многие темы Раймонды и де Бриена, возникает новая прекрасная мелодия. Центр акта представляет собой красочный дивертисмент. В Венгерском шествии слышны народные интонации (вербункош), они же проявляются и в следующих номерах — Большом венгерском танце, Чардаше, Танце детей, Классическом венгерском танце, и даже в Вариациях.

Л. Михеева


«Раймонда» в Мариинском театре

Автор сценария Лидия Пашкова утверждала, что «сюжет заимствован из рыцарской легенды». Писательница и журналистка, она уже имела опыт сотрудничества с балетом — ей принадлежал сценарий «Золушки» (1893, балетмейстер Мариус Петипа). Считается, что в «доводке» сценария «Раймонды» принимали участие и будущий хореограф и директор Императорских театров Иван Всеволожский. Петипа написал для Глазунова подробный план-заказ балета, подобный тому, как он делал это для Чайковского. Так что, ответственность за сценарную драматургию «Раймонды» соавторам следует нести коллективно. А ее обвиняют в неэмоциональности, растянутости действия, даже скучности. Видимо, по замыслу восьмидесятилетнего Петипа именно его хореография, а не крутые повороты сюжета и пестрота массовых сцен, должна составлять главную ценность нового балета.

Для Александра Глазунова «Раймонда» — первый опыт в балете. Уже здесь композитор предстал достойным продолжателем дела Чайковского, подлинного реформатора отечественной балетной музыки. Петипа требовал от Глазунова большей театральной рельефности и лаконизма, что в целом не было свойственно его музыке.

Особенности музыкальной драматургии балета четко пояснил известный балетовед Юрий Слонимский: «Драматический конфликт „Раймонды» раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении танцевальных сюит и портретных зарисовок. При этом характеры не развиваются, а постепенно раскрываются с разных сторон путем конкретного сопоставления самостоятельных характеристик, относящихся к отдельным танцевальным ситуациям».

«Раймонда» в Мариинском театре

В партитуре балета доминируют и привлекают образы всепобеждающей любви. Более всего это ощущается в трех удивительных по красоте антрактах, написанных сверх плана Петипа и служащих эмоциональной заставкой последующего действия. Эти антракты, да и вся музыка «Раймонды», едва ли ни самые известные из сочинений Глазунова, — образец его мастерства. Интонации и ритмы славянских, венгерских и восточных танцев создают необычное богатство партитуры балета, одной из вершин русской классической музыки.

Музыкально-хореографическую логику балета определил Мариус Петипа. Конструктивным принципом спектакля стало сопоставление танцевальных сюит. В первой картине он несколько размыт: чередуются бытовой, характерный и классический танцы. Трехдольное движение провансальского танца разбивало соло героини («пиццикато») — изящная и лукавая реплика героини. Старинный бальный танец «романеска», исполнявшийся двумя парами друзей Раймонды, предшествовал ее мечтательному сольному выступлению («фантазия»). После редкой мелодической красоты музыкального антракта следует сюита второй картины («Видения»). Она уже чисто классическая (адажио Раймонды и Жана, фантастический вальс кордебалета, вариации и кода).

Второй акт по построению «зеркален» первому. Сначала классическое па д’аксьон (адажио Раймонды, подруг и трубадуров, вариации и кода) рисует мирный портрет обитателей замка. Затем следует характерная сюита «пришельцев» (танец жонглеров, «мориска» арабских мальчиков, сарацинский, панадерос, вакханалия и кода) — страстный и тревожный мир Абдеррахмана. Будто любовное пламя, пожирающее душу шейха, материализовалось и выплеснулось на волю черно-красными языками к ногам Раймонды. В коде сюиты кажется, что порыв сарацина неудержим, а друзья и слуги Раймонды, как зачарованные, лишь наблюдают за «умыканием» хозяйки. Но подоспевшее войско рыцарей спасает положение. В поединке интересна демонстрация «семейной» помощи Белой Дамы. Кто знает, кто победил бы, если бы возникший призрак не отвлек внимание Абдеррахмана?

«Раймонда» в Мариинском театре

Фабульное содержание закончилось, но хореографическая драматургия вступает в главную фазу — венгерский дивертисмент в честь Андрея II, патрона жениха. Сюита характерных танцев (детская «рапсодия», «палотас» и мазурка) перетекает в сюиту классическую — классическое венгерское гран па (антре, адажио, вариации и кода), образуя хореографическую структуру крупной формы с ясно выраженным национальным характером. Здесь разные лики танца не контрастируют друг с другом, а являют долгожданное согласие душевного мира героев балета.

Успех премьеры был триумфальный, многие номера бисировали, «панадерос» повторили трижды. Заняты были лучшие силы. Итальянская прима-балерина Пьерина Леньяни, казалось, была создана для заглавной партии — немного драматизма, зато есть, где блеснуть виртуозной техникой танца. Ее кавалерами были молодой Сергей Легат (Жан де Бриен) и Павел Гердт (Абдеррахман) — великолепный классический премьер, пробующий себя на шестом десятке в характерных ролях. В классических партиях второго плана были заняты Ольга Преображенская, Николай Легат, Александр Горский, в характерных танцах — Мария Петипа, Альфред Бекефи, Феликс Кшесинский. Громаден был состав кордебалета Мариинского театра. Провансальский вальс танцевали 24 пары, в «видениях» участвовали 48 танцовщиц и 12 танцовщиков…

Дальнейшая сценическая судьба «Раймонды» была своеобразной. Полные версии балета за пределами России были единичны и несамостоятельны. Осилить такое хореографическое изобилие оказалось под силу только петербургскому и московскому балетам.

В 1922 году при возобновлении балета в Петрограде Федор Лопухов сочинил на музыку «пиццикато» новую вариацию Раймонды — ныне не отличимую от стиля Петипа. После возобновления Агриппиной Вагановой в 1931 году старый спектакль не удержался в репертуаре ленинградского театра, занятого активными поисками новых путей в балете.

Одним из таких опытов стала «Раймонда» 1938 года, где сценарист Юрий Слонимский и балетмейстер Василий Вайнонен, вдохновленные историческими романами Вальтера Скотта, попытались придать спектаклю сквозное действие. Положительным героем в борьбе за любовь Раймонды стал благородный араб, а не коварный рыцарь-крестоносец Коломан. Опыт вышел малоудачным: новое содержание противоречило музыке, манера Вайнонена контрастировала с фрагментами хореографии Петипа.

В 1948 году, к полувековому юбилею «Раймонды», Кировский балет вернулся к постановке Петипа, основательно обновив ее. Константин Сергеев упразднил Белую Даму, видения второй картины стали «сном Раймонды» с новым адажио. Мужские герои обрели красноречие: у Абдерахмана (так теперь именуют сарацина) появился монолог во втором акте, а у Жана — вариация в третьем. Новым стал и любимый зрителем «Панадерос». Эта редакция «Раймонды» существует в Петербурге уже более полувека. В 2006 году она легла в основу постановки Николая Боярчикова в Театре оперы и балета имени М. Мусоргского. Времена гонений на призраки и видения прошли, и Белая Дама «воскресла» на этой сцене.

В Москве «Раймонда» впервые была реализована Александром Горским и Иваном Хлюстиным уже в 1900 году. После ряда ее обновлений в 1945 году появилась постановка Леонида Лавровского с использованием хореографии Петипа и Горского. В первом акте Жан на глазах зрителей прощался с невестой и уезжал. Абдерахман появлялся не в видениях, а наяву уже в конце первого акта. Были обновлены несколько танцев и сцен.

В 1984 году, также используя фрагменты хореографии Петипа и Горского, Юрий Григорович совместно с выдающимся художником Симоном Вирсаладзе предложил свое понимание «Раймонды». Принципиальным стал «спор» двух соперников не как представителей культуры Запада и Востока, а как носителей любви идеальной (Жан де Бриен) и земной (Абдерахман). Во втором акте страстному «мачо» почти удается смутить чувственный покой Раймонды. Чтобы обрести прежнюю безмятежность жениху и невесте после поединка был подарен новый лирический дуэт на музыку знаменитого антракта.

В заключение приведем посвященное «Раймонде» компетентное мнение Бориса Асафьева: «Основное впечатление от музыки Глазунова — ее ясность, светлая спокойная ясность. Но ясность не прозрачная, а густая непроницаемая, как глубокая синева неба над высокой снежной вершиной или как цвет воды горных альпийских лугов». «Раймонда», возможно, самый совершенный, но и самый герметичный из балетов классического наследия.

А. Деген, И. Ступников


Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Не испытывавший влечения к оперному жанру и неизменно отклонявший все получаемые им предложения о написании оперы на тот или иной сюжет Глазунов охотно сочинял музыку для балета. Три балетные партитуры — «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года» и несколько хореографических сцен меньшего масштаба представляют значительную и характерную область творчества композитора, по мнению Асафьева, равноценную его симфонизму. Обратившись к сочинению балетной музыки уже в зрелом возрасте, Глазунов использовал в ней свой опыт композитора-симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма. Уже в чисто инструментальных произведениях предшествующих лет проявилась свойственная ему способность претворять танцевальные формулы в живые, конкретные и эмоционально одухотворенные музыкальные образы. Разнохарактерные танцевальные жанры широко представлены в оркестровых сюитах и многочисленных вальсах Глазунова, в которых формировались основы его музыкально-хореографического мышления. Таковы, в частности, два больших концертных вальса (1893,1894) и Балетная сюита для оркестра (1894) из семи сценок в духе типичных для классического балета форм, что позволило композитору некоторые из них буквально или в несколько переработанном виде включить в свои балеты. Указывая на взаимооплодотворяющую роль двух начал в творчестве Глазунова — симфонически-обобщающего и моторно-пластического, Асафьев писал: «Много есть моментов и даже целых частей в симфониях Глазунова, когда тяжеловесную ткань их пронизывает нервный трепет стихии танца или оформляет мерный танцевальный ритм. И обратно: веяние симфонизма разбивает оковы традиционных балетных схем и наполняет их стихийно могучим воздействием подлинной природы музыки. В этом взаимообмене рождаются прекрасные формы музыкально пластических произведений».

Вполне естественно и закономерно, что именно композитор, обладающий такими данными, был призван продолжить ту линию симфонизации балета, которая связана в русской музыке прежде всего с балетными партитурами Чайковского, а также с развернутыми красочными хореографическими сценами в операх Глинки, Бородина, Римского-Корсакова. Глазунов сознательно опирался на эти образцы, что особенно заметно в первом его балете «Раймонда» с наиболее развитой драматургической основой и разнообразием музыкально-хореографических форм. Вместе с тем в характере самого музыкального материала его балетов и в способах построения более или менее крупных отрезков музыкально-хореографического действия проявляются некоторые индивидуальные особенности творческого мышления композитора.

Музыка «Раймонды» написана по предложению дирекции императорских театров на легендарно-исторический сюжет из времен крестовых походов. Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. Драматургически слабое либретто, написанное светской писательницей Л. Пашковой и переработанное постановщиком балета Мариусом Петипа, содержит ряд натяжек и слабо мотивированных ходов, что отмечалось как авторами первых критических отзывов на постановку «Раймонды» в Мариинском театре, так и позднейшими исследователями. Особенность действия заключается в том, что основные события повторяются в нем как бы дважды: сначала в снах героини, затем наяву. На этой примитивной драматургической канве композитором и балетмейстером было создано произведение, увлекающее сочностью колорита, темпераментностью и разнообразием танцевальных ритмов, но полностью преодолеть слабость сценарной драматургии им не удалось.

Основной принцип музыкально-хореографической композиции «Раймонды» Асафьев определяет как «сплетение сюит» различного рода: характерно-национальной, полухарактерной и классической. Создавая яркий увлекательный фон для драматического повествования, они способствуют рельефному выделению отдельных моментов действия, подготавливают и оттеняют его кульминационные точки, обрисовывают окружающий главных героев мир. Вместе с тем широкое развитие фоновых элементов при бедности драматургической основы приводит к замедлению хода сценических событий и преобладанию картинно-эпических элементов над драматически действенными. Этот тип развертывания действия можно уподобить ряду монументальных фресок, иллюстрирующих основные моменты в развитии сюжета.

Следуя при сочинении музыки подробно разработанному балетмейстерскому плану, вплоть до указания числа тактов в отдельных сценах и танцевальных номерах, Глазунов внес в партитуру балета широту симфонического дыхания, богатство и роскошь оркестровых красок наряду со стройной логикой и законченностью целого. Одним из средств достижения этой цели служит разветвленная сеть лейтмотивов и реминисценций. Постоянными музыкальными характеристиками наделены не только Раймонда, де Бриенн и Абдерахман, но и некоторые второстепенные персонажи. Иногда темы или мотивы местного, ситуационного значения, возвращаясь далее в буквальном или измененном виде, выполняют такую же обобщающую функцию. Той же цели служит и закрепление за кем-либо из действующих лиц определенной группы оркестровых тембров. Так, девственно чистый и хрупкий облик Раймонды обрисован главным образом с помощью инструментов смычковой и деревянной духовой групп, тема доблестного воителя де Бриенна звучит большей частью у медных.

В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир идеализированного романского Средневековья, в котором обитает Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой. Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта. Обрисовке окружающего Раймонду мира посвящены большая часть первого и все последнее действие, Абдерахман и его окружение широко представлены во втором действии, центральном по своему драматургическому значению.

Первое действие по длительности почти равно двум последующим. Игры и танцы придворных дам и кавалеров, торжественный выход вассалов и крестьян характеризуют окружающий Раймонду быт. Ритмы торжественного шествия, воинских упражнений фехтующих пажей чередуются с увлекательным пластичным движением большого вальса и несколько меланхоличной стилизованной Романеской. На этом фоне экспонируется образ Раймонды, сопровождаемой грациозно-задумчивым лейтмотивом (на этом мотиве основана и небольшая интродукция к первому действию, содержание которой охарактеризовано ремаркой: «Раймонда томится в ожидании жениха»).

Мимическая сцена погружения Раймонды в волшебный сон служит переходом ко второй половине этого действия (Глазунов приписал в соответствующем месте предложенного ему плана-заказа: «Сновидения Раймонды»), которую подготавливает поэтичный оркестровый антракт с томной мечтательной темой, мягко и нежно интонируемой двумя кларнетами в терцию. Музыка приобретает таинственно мерцающую окраску, и на фоне приглушенной разреженной оркестровой звучности словно из тумана возникает образ де Бриенна, сопровождаемый торжественной ритмически размеренной хоральной темой (впервые эта тема проходит при чтении Раймондой письма, присланного де Бриенном).

Введение волшебного элемента позволило авторам балета создать вслед за лирическим Adagio Раймонды классическую танцевальную сюиту. Она состоит из Фантастического вальса (звучащего по контрасту с предыдущим вальсом из этого действия легко и прозрачно, с оттенком скерцозности), трех вариаций и коды. Сюита подготавливает драматически переломный момент действия, когда Раймонда, устремляясь навстречу де Бриенну, видит перед собой не своего жениха, а Абдерахмана. Взрыв грозного tutti передает ее ужас и отчаяние. Отзвуки темы Абдерахмана еще слышатся некоторое время после того, как страшное видение исчезает и возобновляются игры и хороводы фантастических существ, но колорит музыки проясняется и при свете наступающего дня все кошмары рассеиваются.

В центре второго действия большое Adagio, в котором Абдерахман признается в любви к прекрасной юной графине и тщетно старается прельстить ее обещанием роскошной жизни, полной радости и наслаждений. Впервые тема Абдерахмана появляется в полном виде с исполненным жгучей страсти ответным построением скрипок (в предыдущих сценах звучали только начальные обороты этой темы).

Следуя канонам классического балета, постановщик дополняет Adagio группой вариаций, среди которых выделяется последняя, в духе игривой польки, исполняемая Раймондой.

Пометка, сделанная рукой Глазунова в плане-заказе: «Раймонда издевается над Абдерахманом», объясняет драматургическое значение этой вариации.

«Восточная сюита», занимающая почти половину всего действия, принадлежит к самым ярким страницам музыки балета. Как уже не раз отмечалось, она была создана не без влияния Глинки и Бородина, но Глазунов находит новые, оригинальные краски для обрисовки дикого и в то же время пленительно завораживающего Востока. Своеобразный экзотический эффект создается с помощью остинатных ритмов, ладовых и оркестрово-тембровых средств. Терпкой диатонике выхода сарацинов контрастирует игра ладовых красок в танце арабских мальчиков и изысканная хроматика Восточного танца. Особую характерность оркестровому звучанию придает обилие стучащих и звенящих тембров (в оркестр введены большой и малый барабаны, тарелки, тамбурин, ксилофон).

Завершающая весь этот ряд танцев головокружительная Вакханалия, объединяя все группы танцующих в стремительном кружении, служит переходом к лаконичному, но драматически напряженному финалу действия. Появление де Бриенна, сопровождаемое мощным, торжествующим звучанием его темы у медных инструментов, пресекает попытку похищения Раймонды Абдерахманом, и ожесточенная схватка двух соперников решает исход борьбы за обладание юной графиней.

Третье действие, обрамляемое торжественно ликующим оркестровым вступлением (Глазунов определяет его содержание словами «Торжество любви») и заключительным апофеозом, в драматургическом отношении не вносит ничего нового. Но хореографически и музыкально этот пышный великолепный дивертисмент изобилует яркими и интересными находками. Ряд сольных и групповых венгерских танцев образует красочную национально-характерную сюиту (драматургическим оправданием для введения в балет этой сюиты служит довольно условный внешний повод — присутствие на свадьбе короля Венгрии). Особенно интересны по музыке вариации для четырех солистов с ритмически подчеркнутыми окончаниями фраз, напоминающими прищелкивание каблуков, и соло Раймонды с изысканно-узорчатым мелодическим рисунком и своеобразием ладового строя (вариация написана в так называемом «цыганском» или «венгерском» ладу с двумя увеличенными секундами), в духе медленных напевов вербункоша.

Неистощимость хореографической выдумки маститого Петипа в соединении с сочным полнокровием и симфоническим богатством музыки Глазунова доставили балету огромный успех на сцене Мариинского театра. Его появление было воспринято как событие равное по значению «Спящей красавице». «Глазунов, — как замечает Асафьев, — волею судьбы оказался наследником Чайковского в данном направлении и, к сожалению, кажется, завершителем, ибо нить развития классического балета как музыкально изыскуемой формы пока прекратилась».

Ю. Келдыш

На фото: «Раймонда» в Мариинском театре / Н. Разина

реклама

вам может быть интересно

Публикации

А. Глазунов балет «Раймонда»

Раймонда

«Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. Романтический сюжет балета навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Для постановщика балета Мариуса Петипа «Раймонда» стала последней большой работой. Для композитора Александра Глазунова, напротив, это был первый опыт обращения к жанру балета, оказавшийся впоследствии самым удачным в его творчестве.

Эпоха Средневековья оживает в образах «Раймонды», но благодаря пленительной музыке и яркой хореографии герои балета воспринимаются не как застывшие исторические персонажи, а как живые люди, способные самозабвенно радоваться, глубоко страдать и искренне любить.

Краткое содержание балета Глазунова «Раймонда» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Сибилла де Дорис графиня из Прованса
Раймонда юная родственница графини Сибиллы
Андрей II венгерский правитель
Жан де Бриен рыцарь, нареченный Раймонды
Абдерахман страстный поклонник Раймонды, сарацин
Бернар трубадур из Прованса
Беранже трубадур из Аквитании
Клеманс наперсницы Раймонды
Генриетта

Краткое содержание «Раймонды»

балет Раймонда

Действие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука — ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение — вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре ей предстоит убедиться, что он оказался вещим.

На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Охваченная недобрыми предчувствиями, девушка старается избегать его общества, но Абдерахман, пораженный в самое сердце красотой Раймонды, повсюду преследует ее. Он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, которыми владеет, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина. Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
55 мин. 40 мин. 35 мин.

 Фото:

Глазунов Раймонда Раймонда краткое содержание

 

Интересные факты:

  • Первой исполнительницей роли Раймонды была знаменитая итальянка Пьерина Леньяни.
  • На титульном листе партитуры «Раймонды» автор написал, что посвящает свой первый балетный опус артистам петербургского балета.
  • Партия Раймонды в балетном мире считается одной из самых сложных для исполнения. У нее целых семь сольных вариаций, поэтому для балерин эта роль является «высшим пилотажем».
  • Непревзойденной Раймондой считалась современница Глазунова Елизавета Гердт. Она обладала поистине царственной осанкой, характерной для образа Раймонды, и была настолько органична в этой роли, что создавалось впечатление, будто этот балет написан специально для нее.
  • Существует несколько экранизаций «Раймонды». В 1973 была выпущена телеверсия спектакля, поставленного Л. Лавровским. Ровно 10 лет спустя Ив Андре Юбер снял полную версию спектакля в цвете для показа на французском телевидении. В 1989 году был экранизирован балет «Раймонда» в редакции Ю. Григоровича, запечатлевший в главных ролях Н. Бессмертнову, Ю. Васюченко и Г. Таранду.
  • Юрий Слонимский, написавший либретто «Раймонды» к постановке Вайнонена, буквально перевернул первоначальный сюжет с ног на голову. Жениха Раймонды в версии Слонимского зовут Коломан, и именно он является вероломным предателем, тогда как сарацинский рыцарь Абдерахман предстает воплощением благородства.
  • «Раймонда» стала лебединой песней великого балетмейстера Мариуса Петипа, который поставил за свою жизнь более 40 спектаклей.

Мариус Петипа

  • О 19-летней Майе Плисецкой театральный мир заговорил именно после ее выступления в «Раймонде». Фото балерины в этой роли было опубликовано в популярном журнале «Огонек» в победном 1945 году.
  • На премьере «Раймонды», поставленной в Большом театре Григоровичем, присутствовала приемная дочь автора балета Е. Глазунова-Гюнтер. Новое прочтение известного балета привел почетную гостью в восхищение. «Это – русская «Раймонда». В ней есть те глубокие мысли, которые заложил отец в музыке», — заключила она.
  • Оригинальная постановка Петипа не исчезла безвозвратно. Режиссер труппы императорского балета Николай Сергеев досконально записал ее по особенной системе, придуманной его учителем. В 1917 г. Сергеев вынужден был эмигрировать и в своем багаже увез уникальные рукописи балетов, которые успел записать. В настоящее время эта коллекция является достоянием Гарвардского университета.
  • В 1999 г. в России была выпущена серия из 6 памятных монет, посвященная «Раймонде». В нее вошли три серебряные монеты номиналом 3, 10 и 25 рублей и три золотых достоинством 25, 50 и 100 рублей, на которых изображены различные фрагменты из «Раймонды».

  • Одними из самых ярких фрагментов балета являются «Восточная сюита», звучащая во втором действии, и венгерский Гран-па — знаменитый танец четырех кавалеров.
  • Дж. Баланчин считал музыку «Раймонды» одной из лучших балетных партитур. Он был настолько впечатлен ею, что создал одноактный балет на музыку Глазунова «Вариации на темы Раймонды». В него вошли вальс кордебалета, адажио и 7 женских вариаций.

Популярные номера из балета «Раймонда»

Венгерский Гран-па (слушать)

Выход Сарацин (слушать)

Испанский танец (слушать)

История создания «Раймонды»

Александр Глазунов

Либретто «Раймонды» было рождено фантазией петербургской журналистки и писательницы Лидии Пашковой. Правда, ее произведения не могли похвастать глубиной и оригинальностью сюжетных поворотов. Вот и будущему шедевру русской балетной сцены изначально с сюжетом не слишком повезло, он оказался путаным и противоречивым. Но, несмотря на очевидную слабость сценария, директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский, заботившийся о расширении балетного репертуара, принял судьбоносное решение: спектаклю — быть. Он самолично доработал либретто и весной 1896 года заказал Александру Глазунову музыку к новому балету. Справиться с задачей композитору предстояло в очень сжатые сроки — премьера балета была намечена на сезон 1897/1898 г. У Глазунова шла работа над Шестой симфонией, но он согласился взяться за «Раймонду» — тема Средневековья и рыцарства его интересовала с юношеских лет. Не дожидаясь, пока получит на руки либретто, Глазунов в мыслях уже начал выстраивать первые номера будущего балета. Летом молодой композитор отправился за границу. В Ахене он завершил симфонию и с головой окунулся в работу над «Раймондой». Следующим курортом, куда он направился, был Висбаден, там и родились два первых акта балета.

Параллельная работа над симфонией объясняет своеобразие музыки «Раймонды». Партитуру балета отличает изобилие оркестровой палитры и особенная широта звучания, присущая симфоническим произведениям.

Глазунов работал в тесном содружестве с патриархом русского балета и будущим постановщиком «Раймонды» Мариусом Петипа, внимательно прислушиваясь к советам знаменитого балетмейстера. Петипа попытался еще более оживить либретто, сделав драматургические линии балета более законченными и выразительными. Два талантливых мастера сумели сочинить к абсолютно непримечательному сюжету яркую, выразительную хореографию и ее гениальное музыкальное воплощение.

Постановки

Раймонда

Премьера «Раймонды» стала настоящим событием в театральном мире Петербурга. Она прошла 7 января 1898 года. В этот вечер на сцене Мариинского театра блистала итальянка Пьерина Леньяни, ее партнерами были известные танцовщики Сергей Легат и Павел Гердт. Премьерный показ обернулся триумфом создателей балета. Композитору преподнесли лавровый венок победителя, а артисты зачитали сочиненное в его честь поздравление.

Спустя два года «Раймонду» перенес на московскую сцену А. Горский. Изначально он воспользовался хореографическими находками Петипа, но в 1908 году представил оригинальную постановку балета с Екатериной Гельцер в главной партии.

В 1938 году за обновление «Раймонды» на сцене Мариинского взялись балетмейстер В.Вайнонен и известный театральный деятель Ю. Слонимский, который полностью переработал сюжет балета. В этой редакции спектакль вошел в репертуар прославленных Галины Улановой и Наталии Дудинской, их партнерами по сцене в новой «Раймонде» стали Константин Сергеев и Вахтанг Чабукиани.

7 апреля 1945 года Большой театр представил зрителям балет Глазунова в редакции Л.Лавровского, использовавшего хореографические находки своих предшественников — Петипа и Горского.

Особое место занимает «Раймонда» в творчестве современного мастера хореографии Ю. Григоровича. Бывший главный балетмейстер Большого обращался к этому балету дважды — в 1984 и 2003 г. Для спектакля он создал не только свою хореографию, но и собственное либретто. Он бережно отнесся к хореографическому наследию Петипа, но укоротил сюжет, заменив пантомимные сцены, которых в балете Петипа было достаточно много, танцевальными. Сценографическое решение обоих спектаклей принадлежит художнику С. Вирсаладзе. Если в постановке 1984 г. в костюмах и декорациях преобладал белый цвет, то в более позднем варианте оформление «Раймонды» выдержано в синих тонах. Из-за этого в балетной среде за двумя редакциями закрепились названия «белая» и «синяя».

В середине 20-х годов прошлого века «Раймонда» получила известность за рубежом. Известный хореограф Дж. Баланчин показал нью-йоркской публике отдельные номера из балета Глазунова. Но настоящую популярность у зарубежного зрителя балет обрел благодаря Рудольфу Нурееву. «Раймонда» стала его первой большой работой на западной сцене. В 1964 году Нуреев стал работать с Английским Королевским балетом над «Раймондой» для фестивального показа балета в Италии.

Первым делом он попытался разыскать оригинальный литературный опус либреттистки Пашковой, однако потерпел фиаско. Знаменитому танцовщику и хореографу ничего не оставалось, как только опираться на собственную память и опыт — в самом начале своей карьеры он танцевал рыцаря королевской свиты в «Раймонде» Вайнонена. Остальное довершила фантазия артиста. В 1965 году прошла премьера, на которой Нуреев с блеском станцевал роль де Бриена. В следующем году он перенес «Раймонду» на сцену Австралийского балета, в 1972 году поставил для балетной труппы Цюриха, в 1975 году слегка видоизмененный вариант шедевра Глазунова был представлен им в Американском Балетном театре в Бостоне. В 1983 году Нуреев был приглашен на пост директора балета Парижской Оперы. Постановочную деятельность в коллективе Парижской Оперы он начал именно с «Раймонды».

В октябре 2012 года в Миланском театре «Ла Скала» постановщик Сергей Вихарев в тесном соавторстве с координатором по архивным исследованиям Павлом Гершензоном попытался восстановить «Раймонду» Петипа в ее первоначальном виде, основываясь на записях режиссера Николая Сергеева. Спектакль оказался не только одним из самых успешных, но и одним из самых дорогостоящих в истории балетных постановок. Его бюджет составил миллион долларов.

«Раймонда» и сегодня остается одним из самых сложных спектаклей для любой балетной труппы. Ее насыщенная хореография требует от всех исполнителей виртуозности и физической выносливости. Для артистов это — возможность показать все грани техники классического танца. Для зрителей — насладиться впечатляющим зрелищем балетного мастерства. За это «Раймонду» ценят поклонники балета во всем мире. Музыка «Раймонды» входит в сокровищницу шедевров русского музыкального искусства. Борьба добра и зла, победа красоты и силы духа над темными сторонами человеческой натуры вносят в балет жизнеутверждающее начало, а красочный фейерверк ярчайших танцевальных номеров оставляет в душе каждого зрителя ликующее ощущение праздника.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Александр Глазунов «Раймонда»

Раймонда
Пьерина Леньяни в партии Раймонды
Пьерина Леньяни в партии Раймонды
Композитор Александр Глазунов (b)
Автор либретто Мариус Петипа (b) и Иван Всеволожский (b)
Источник сюжета сценарий Лидии Пашковой по сюжету рыцарской легенды
Хореограф Мариус Петипа (b)
Дирижёр-постановщик Рикардо Дриго (b)
Сценография О. К. Аллегри (b) , К. М. Иванов, П. Б. Ламбин
Последующие редакции Александр Горский (b) , Василий Вайнонен (b) , Леонид Лавровский (b) , Юрий Григорович (b)
Количество действий 3
Год создания 1897 (b)
Первая постановка 7 января (b) 1898 (b)
Место первой постановки Мариинский театр (b)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Раймо́нда» — балет (b) в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова (b) . Либретто (b) Мариуса Петипа (b) и Ивана Всеволожского (b) по сценарию Лидии Пашковой (b) [1]. В основе сюжета рыцарская легенда о любви. Романтический сюжет и удачное либретто (b) обеспечили спектаклю большую зрелищность и привлекательность для постановки.

Первая постановка

Премьера балета состоялась 7 января (b) 1898 года (b) . Первыми исполнителями главных партий были Пьерина Леньяни (b) (Раймонда), Сергей Легат (b) (Жан де Бриен) и Павел Гердт (b) (Абдерахман). Партии подруг Раймонды исполнили Клавдия Куличевская (b) (Клеманс) и Ольга Преображенская (b) (Генриетта). Вариации в картине «Сон» танцевали Вера Трефилова (b) и Екатерина Гельцер (b) . Характерные танцы исполнили: панадерос — Иосиф Кшесинский (b) , сарацинский – Мария Скорсюк и Александр Горский (b) , мазурка — Мария Петипа (b) и Иосиф Кшесинский, палотас — Ольга Преображенская и Альфред Бекефи (b) . Вариация четырёх танцовщиков в grand pas (Георгий Кякшт (b) , Александр Горский, Сергей (b) и Николай Легат (b) ) была повторена на премьере по требованию публики, что является редчайшим случаем в мужском классическом танце.

Либретто

Действие I

Раймонда, племянница графини Сибиллы де Дорис, празднует именины в средневековом замке графини. Пажи веселятся: кто-то практикуется в фехтовании (b) , кто-то играет на музыкальных инструментах. Привлеченные звуками музыки, подруги Раймонды присоединяются к пажам. Появляются графиня Сибилла и придворные дамы.

Управляющий замком объявляет о гонце с письмом от рыцаря Жана де Бриена, жениха Раймонды. Письмо сообщает о том что Жан де Бриен должен скоро вернуться из похода под предводительством короля Андрея II против неверных. Раймонда также получает в подарок от рыцаря его портрет, который немедленно вешается на стену.

Управляющий замком докладывает о прибытии сарацинского царя Абдерахмана. Появляется царь, сопровождаемый вассалами. Они приветствуют Раймонду. Абдерахман пленен красотой Раймонды и дарит ей богатые подарки.

Праздник окончен. С Раймондой остаются лишь несколько её подруг и пажей. Раймонда играет на лютне, пары танцуют. Она присоединяется к ним и исполняет танец с белым легким шарфом в руках. Уставшая, Раймонда засыпает. Ей снится что её возлюбленный Жан де Бриен сходит с портрета. Она бросается в объятия жениха и они идут в сад, застланный туманом. Внезапно Жан де Бриен исчезает и вместо него появляется сарацинский царь Абдерахман, который объясняется в любви. Раймонда падает без чувств. Проснувшись, Раймонда понимает что видела вещий сон.

Действие II

Во внутреннем дворике замка Дорис празднество. Графиня и Раймонда окружены свитой. Раймонда с нетерпением ждет жениха. В числе прочих гостей приезжает Абдерахман. Его сопровождает пышная свита. Графиня Сибилла уговаривает Раймонду принять царя. Абдерахман, как и в первую встречу, очарован Раймондой. Царь настаивает на танце. Он признается Раймонде в любви и приказывает свите развлечь гостей. Гости радуются и пьют вино. Одурманенный красотой Раймонды, Абдерахман с помощью своих вассалов пытается похитить её.

Внезапно появляются возвратившиеся из похода благородные рыцари вместе с Жаном де Бриеном и королём Андреем II. Жан де Бриен спасает Раймонду и вступает в перепалку с Абдерахманом. Король Андрей II предлагает разрешить спор в поединке. Сражаясь, Жан де Бриен наносит мечом смертельную рану Абдерахману. Свита уносит тело их царя. Влюбленные воссоединяются.

Действие III

В замке празднуется свадьба Раймонды и Жана де Бриена. Король Андрей II благословляет молодых. В его честь танцуется дивертисмент из народных танцев.

Постановки

Объявление о премьере балета «Раймонда»

Объявление о премьере балета «Раймонда»

В СССР и России

Мариинский театр / Театр им. Кирова (b)

  • 1917 (b)  — возобновление постановки 1898 года.
  • 1931 (b)  — 8 января. Балетмейстер — А. Я. Ваганова (b) по М. И. Петипа. Раймонда — О. Г. Иордан (b) , Жан де Бриен — Б. В. Шавров, Абдерахман — Р. А. Славянинов[2]. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой, мистикой и всяким волшебством в искусстве, из спектакля был исключён важный момент: призрак Белой дамы, оберегающий Раймонду. Более этот персонаж в спектакле не появлялся.
  • 1938 (b)  — постановка по новому либретто, созданному на основе произведений В. Скотта (b) Слонимским и балетмейстером Вайноненом (b) . В роли Раймонды Г. С. Уланова (b) и Н. М. Дудинская (b) , Коломана — К. Сергеев (b) , В. Чабукиани (b) , Алисы — Балабина (b) , Берг, Абдерахмана — Дудко, Шавров; дирижёр — Дубовский, художник — Ходасевич),
  • 1948 (b)  — Новая постановка балетмейстера К.Сергеева по традиционному либретто. Раймонда — Н. М. Дудинская, Жан дё Бриен — К.Сергеев, Абдерахман — С. С. Каплан (b) ; художник C. Вирсаладзе (b)
  • 1970 (b)  — 23 июня возобновление постановки К. Сергеева, художник И. В. Севастьянов, дирижёр — В. Г. Широков; Раймонда — И. А. Колпакова (b) , Жан де Бриен — В. С. Семёнов, Абдерахман — С. П. Кузнецов (b) .
  • 1994 (b)  — 22 марта. Балетмейстер: Ю. Н. Григорович. Раймонда — Ю.Махалина (b) Жан де Бриен — А. Курков; Абдерахман — Д. Корнеев.
  • 1999 (b)  — 24 февраля. Возобновление постановки К. М. Сергеева. Раймонда — Вероника Парт, Алтынай Асылмуратова; Жан де Бриен — Данила Корсунцев.

Большой театр (b)

  • 1900 (b)  — Балетмейстеры Хлюстин (b) и А. А. Горский (b) ; Раймонда — Л. А. Рославлева (b) , А. А. Джури (b) , Е. В. Гельцер (b) , Жан дё Бриен — Мордкин, Абдерахман — Ермолаев. Дирижёр — А. А. Арендс (b) .
  • 1908 (b)  — Новая редакция балетмейстера А. А. Горского, Художник К. А. Коровин (b) Раймонда — Е. В. Гельцер, Жан дё Бриен — В. Д. Тихомиров (b) , Абдерахман — М. М. Щипачёв; дирижёр А. А. Арендс,.
  • 1918 (b)  — 18 февраля возобновление постановки. Раймонда — Е. В. Гельцер, Жан де Бриен — В. Д. Тихомиров, Абдерахман — А. Д. Булгаков.
  • 1939 (b)  — май возобновление Е. И. Долинской по Горскому; Раймонда — М. Т. Семёнова (b) , Жан де Бриен — В. Д. Голубин.
  • 1945 (b)  — 7 апреля по либретто Пашковой и Петипа в редакции балетмейстера Л. М. Лавровского (b) , который использовал фрагменты постановок Петипа и Горского. Раймонда — М. Т. Семёнова (b) , С. Н. Головкина, Жан дё Бриен — М. М. Габович (b) , В. А. Преображенский, Абдерахман -А. Н. Ермолаев (b) ; дирижёр — Ю. Ф. Файер (b) , художник — С. С. Кобуладзе (b) ).
  • 1960 (b)  — 17 мая возобновление постановки Л. М. Лавровского, дирижёр — Е. Ф. Светланов (b) ; Раймонда — Е. Л. Рябинкина (b) , Жан де Бриен — Н. Б. Фадеечев. Абдерахман — А. А. Лапаури (b) ; спектакль экранизирован на телевидении в 1973.
  • 1984 (b)  — 29 июня. Балетмейстер Ю. Н. Григорович (b) с использованием хореографии Петипа и Горского, художник С. Вирсаладзе, дирижёр А. М. Жюрайтис (b) ; Раймонда — Н. И. Бессмертнова (b) (затем Л. И. Семеняка (b) ), Жан де Бриен — А. Ю. Богатырёв (затем И. Д. Мухамедов), Абдерахман — Г. Л. Таранда (b) (затем А. Н. Ветров).
  • 2003 (b) 10 мая — Либретто Юрия Григоровича на основе сценария Лидии Пашковой по мотивам средневековых рыцарских легенд, Хореограф-постановщик — Юрий Григорович (редакция 2003 г.), Дирижер-постановщик Павел Сорокин (b) . Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, Художник — Симон Вирсаладзе

[3]

В других театрах

Почтовая марка (b) России из серии «Русский балет», выпущенная к 175-летию со дня рождения М. И. Петипа (b) . Сцена из балета «Раймонда», 1993, 25 рублей (ИТЦ (b) 66, Скотт (b) 6128)
  • 1938 (b) — Ташкентский театр оперы и балета (b)
  • 1939 (b) — Саратовский театр оперы и балета (b) , постановка В. А. Кононович
  • 1940 (b) — Свердловский театр оперы и балета (b) , постановка В. А. Кононович
  • 1947 (b) — Рижский театр оперы и балета (b)
  • 1951 (b) — Донецкий театр оперы и балета (b)
  • 1951 (b) — Литовский театр оперы и балета (b)
  • 1952 (b) — Киргизский театр оперы и балета (b)
  • 1957 (b) — Киевский театр оперы и балета (b)
  • 1957 (b) — Куйбышевский театр оперы и балета (b) , постановка Н. В. Даниловой
  • 1957 (b) — Таллинский театр оперы и балета (b)
  • 1958 (b) — Уфимский театр оперы и балета (b)
  • 1958 (b) — Ашхабадский театр оперы и балета (b)
  • 1964 (b) — Новосибирский театр оперы и балета (b) , постановка П. А. Гусева (b)
  • 1964 (b) — Пермский театр оперы и балета (b) , постановка М. М. Газиева
  • 1972 (b) — Воронежский театр оперы и балета (b) , постановка Г. Г. Малхасянца
  • 1985 (b) — Московский классический балет (b) , дивертисмент из балета, балетмейстеры Н. Д. Касаткина (b) и В. Ю. Василёв (b)
  • 1998 (b) — Краснодарский музыкальный театр (b) , балетмейстер Ю. Н. Григорович (b) с использованием хореографии Петипа и Горского, художник С. Вирсаладзе (b) , дирижёр А. Лавренюк.
  • 2006 (b) , 16 ноября — Михайловский театр (b) , постановка Г. Т. Комлевой (b) по хореографии М. Петипа, К. М. Сергеева, Ф. В. Лопухова (b) [4].

За рубежом

Распространение балета за рубежом во многом связано с постановками Джорджа Баланчина (b) и Рудольфа Нуриева (b) , который внес выдающийся вклад в развитие этого балета не только как балетмейстер, но и как исполнитель.

Постановки Баланчина

  • 1946 (b)  — сокращенный вариант для «Русского балета Монте-Карло (b) », Раймонда — А. Д. Данилова (b) , Нью-Йорк.
  • 1955 (b) — «Па-де-дис на музыку „Раймонды“», «Нью-Йорк Сити балет (b) ».
  • 1961 (b)  — «Вариации Раймонды» — девять вариаций на музыку балета, исполненные пятью солистками. «Нью-Йорк Сити балет (b) ».

Постановки Нуриева

  • 1964 (b) — Королевский балет (b) (для фестиваля в Сполето (b) , Италия). Раймонда — Дорин Уэлс, Жан де Бриен — Рудольф Нуриев. Постановка заснята в документальном фильме «Нуреев в Сполето» (режиссёры Филипп Коллен и Пьер Андре).
  • 1965 (b) — постановка для парижских гастролей Австралийского балета (b) в театре Елисейских Полей (b) с участием Нуриева и Марго Фонтейн (b) .
  • 1969 (b)  — постановка III акта для Королевского балета (b) и Норвежского балета (b) (Осло). Раймонда — Светлана Берёзова (b) ; Жан де Бриен — Дональд Маклири.
  • 1972 (b) — Цюрихский балет (b) (более полная и переработанная версия в сравнении с постановкой для фестиваля в Сполето (b) .
  • 1975 (b) , 26 июня — Американский балетный театр (b) , Нью-Йорк. Раймонда — Синтия Грегори (b) , Жан де Бриен — Рудольф Нуриев, Абдерахман — Эрик Брун (b) .
  • 1983 (b)  — Парижская опера (b) , Франция. Раймонда — Элизабет Платель (b) , Жан де Бриен — Шарль Жюд (b) (экранизирован с участием Ноэллы Понтуа (b) , Рудольфа Нуреева и Жана Гизерикса (b) , режиссёр Ив-Андре Юбер).

Другие постановки

  • 1934 (b) , 17 ноября — постановка Павла Петрова (b) для гастролей Балета Анны Павловой (b) в Сиднее (b) (Австралия), Раймонда — Ольга Спесивцева (b) [5]
  • 1950 (b) — Брно (b)
  • 1950 (b) — Братислава (b)
  • 1958 (b) — Королевский балет (b) , фрагмент «Любовная сцена». Балетмейстер — Фредерик Аштон (b) . Раймонда — Марго Фонтейн (b) , Жан де Бриен — Майкл Сомс (b) .
  • 1980 (b) , 11 декабря — Американский балетный театр (b) , Нью-Йорк. Дивертисмент из II и III актов, балетмейстер Михаил Барышников (b) . Раймонда — Мартина ван Хаммел (b) , Жан де Бриен — Александр Годунов (b) .
  • 1991 (b) , 30 мая — Американский балетный театр (b) , Нью-Йорк. III акт, балетмейстер Фернандо Бухонес (b) по М. И. Петипа. Раймонда — Сьюзан Джаффе (b) , Жан де Бриен — Рикардо Бустаманте.
  • 2004 (b) , 21 мая — Американский балетный театр на сцене Метрополитен-опера (b) , Нью-Йорк[6].
  • 2022 (b) , 11 февраля — Национальный балет Нидерландов (b) , балетмейстер Рашель Божан (Rachel Beaujean) по балету Петипа, художник Жером Каплан (b) , дирижёр-постановщик Борис Грузин (b) .

Источники

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Советская энциклопедия.

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/r/raymonda.html Раймонда] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. Маленькая балетная энциклопедия. Дата обращения: 18 мая 2010. Архивировано 24 сентября 2010 года.
  3. Премьера Раймонды в Большом театре. Дата обращения: 18 мая 2010. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года.
  4. Балет «Раймонда» на сайте Михайловского театра. Дата обращения: 18 мая 2010. Архивировано из оригинала 31 декабря 2010 года.
  5. Australia Dancing — Raymonda. Дата обращения: 26 мая 2010. Архивировано из оригинала 25 октября 2009 года.
  6. Raymonda — Kate Mattingly. Дата обращения: 26 мая 2010. Архивировано 8 ноября 2006 года.
Перейти к шаблону «Балеты Петипа» 

Балеты Мариуса Петипа (b)

  • Парижский рынок (b)
  • Голубая георгина (b)
  • Дочь фараона (b)
  • Ливанская красавица (b)
  • Титания (b)
  • Царь Кандавл (b)
  • Дон Кихот (b)
  • Трильби (b)
  • Камарго (b)
  • Наяда и рыбак (b)
  • Приключения Пелея (b)
  • Сон в летнюю ночь (b) [fr]
  • Баядерка (b)
  • Роксана (b)
  • Млада (b)
  • Пакеретта (b)
  • Кипрская статуя (b)
  • Своенравная жена (b)
  • Волшебные пилюли (b)
  • Приказ короля (b)
  • Гарлемский тюльпан (b)
  • Спящая красавица (b)
  • Калькабрино (b)
  • Щелкунчик (b)
  • Пробуждение Флоры (b)
  • Лебединое озеро (b)
  • Привал кавалерии (b)
  • Раймонда (b)
  • Испытание Дамиса (b)
  • Времена года (b)
  • Арлекинада (b)
  • Волшебное зеркало (b)
  • Роман бутона розы (b)

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • www.pro-ballet.ru/html/r/raymonda.html

«Раймонда», постановка 2011 года, фрагмент. Хореография Сергея Вихарева (реконструкция балета Мариуса Петипа 1898 года), музыка Александра Глазунова

Сценарий «Раймонды» написала светская дама, путешественница, петербург­ская корреспондентка Le Figaro Лидия Пашкова (урожденная княжна Глин­ская). По сюжету графиня Раймонда ждала из похода добродетельного ры­царя — жениха, а тем временем видела жаркие сны о том, как ее похищает сарацин, потом сарацин и рыцарь боролись уже наяву, и Раймонда с облегче­нием выходила замуж за своего рыцаря. В 1898 году в Вене уже работал в своем кабинете Зигмунд Фрейд, и Пашкова, будучи писательницей и журналисткой, показала, что в курсе новейших теорий.

Хореографа Мариуса Петипа они оставили равнодушными. В псевдофрей­дистской галиматье Пашковой он увидел другие возможности. Раймонда и ее двор представляли классический танец. Сарацин и его свита — характер­ный: испанский и арабский. В финале, в сцене свадьбы, Петипа показал, как сочетать и то и другое. Само свадебное па-де-де Раймонды и ее рыцаря было невиданным спла­вом классического танца с характерным венгерским. В итоге «Раймонда» пре­вратилась в три огромные и самодостаточные танцевальные сюиты, кое-как скрепленные сюжетом. Партия главной героини получилась огромной: одних лишь вариаций было шесть, и каждая новая — едва ли не сложнее предыдущей.

Танец был главным предметом интереса в этом балете. Сюжет же, со всеми его рыцарями, сарацинами, похище­ниями, снами, был очевидно не нужен. Идея спектакля с одним актом, одним танцем и без сюжета вообще напрашивалась после «Раймонды» сама собой. До наступления XX века оставалось всего два года. И именно в XX веке одноакт­ные спектакли — без сюжета, «героев» и «об­стоятельств», спектакли, в которых танец и музыка оказываются друг с другом наедине, — стали новым и главным эволюционным путем классического балета.

«Раймонда». Парижская национальная опера. Хореограф — Р. Нуреев /по М. Петипа/, 1983 г.

«Раймонда» в театре Ла Скала. Постановка Мариуса Петипа 1898 года. Реконструкция балета Сергея Вихарева

«Раймонда». Постановщик Юрий Григорович. Большой театр (Москва). Запись 1989 г. В основных ролях: Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда

Театр им.Кирова, Ленинград (прошлая и нынешняя Мариинка, но по-советски), 1980

«Раймонда» — балет в трех действиях; композитор Александр Константинович Глазунов, авторы либретто Мариус Иванович Петипа и Иван Александрович Всеволожский по сценарию Лидии Пашковой. Балетмейстер Мариус Иванович Петипа.

Премьера состоялась 7 января 1898 года в Мариинском театре в Петербурге[1].

Содержание

  • 1 Литературная основа
  • 2 Музыка
  • 3 Краткое содержание
  • 4 Премьера
  • 5 Дальнейшая история балета
    • 5.1 Фрагменты
  • 6 Источники

Литературная основа[править]

Сюжет балета отсылает в раннее Средневековье, к западно-европейским рыцарским романам, а создала его русско-французская журналистка и романистка XIX века Лидия Александровна Пашкова (1850 — после 1917)[2][3].

Урожденная княжна Лидия Александровна Глинская, она какое-то время пробыла женой литератора Николая Дмитриевича Телешова[4], затем жизнь связала с другим писателем, им стал Ипполит Александрович Пашков (1847—1889), и под фамилией Пашкова стала известна как автор нескольких романов и пьес, петербургская корреспондентка французской газеты «Figaro»[5][6], русского издания «Южный край» и прочая, и прочая…[3]. Иван Семиреченский нашел информацию о ней со слов ее современников: «…г-жа Лидия Пашкова, русская княгиня, член Французского Географического Общества, проведшая много лет в путешествиях. Она знала в Адене умершую Наталию Блаватскую и многие годы была знакома с Еленой Блаватской, которую встречала в Сирии, Египте и других восточных странах…». Даже сам Толстой заглядывал в ее очерки: «Некоторые сведения об Африке Толстой почерпнул и из книги русской путешественницы Лидии Пашковой „Французские и английские колонии на крайнем Востоке и на Востоке“ (Одесса, 1886)»[3].

Судя по всему, княгиня Лидия Александровна Пашкова слыла в Петербурге конца 19 столетия дамой известной, влиятельной, респектабельной и весьма уважаемой уважаемыми лицами. Она работала в разных литературных жанрах, заодно решила испробовать и жанр балетного либретто. Потому что балет в 19 веке был в петербургском свете моден. А кроме того, в то время в петербургских гостиных появилась ещё одна мода — говорить о Франции, которая тогда вела захватнические войны в Африке. А поскольку Лидия Александровна некоторое время прожила во Франции, она тоже могла принять участие в подобных разговорах[3]. В общем — написанию балетного либретто о средневековой Франции времен рыцарских войн ничего не препятствовало. Надо сказать, что данный опус оказался не первой её лептой в балетное искусство, к этому времени в Петербургской императорской труппе уже прошел спектакль по её либретто — «Золушка» (1893 г., музыку сочинял композитор Б. Фитингоф-Шель, балетмейстеры Э.Чеккетти и Л. Иванов), а ещё от одной гениалки под названием «Халим — крымский разбойник» главному балетмейстеру труппы Мариусу Петипа удалось каким-то образом отвертеться[7].

Трудно сказать, каким именно образом балетное либретто «из рыцарских времен» попало к директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому, да это и неважно; ясно, что отказать даме, приятной во всех отношениях, было не в его власти — в конце концов всё обстояло не так страшно: дело ограничивалось лишь сценарием.

Сюжет вполне соответствовал жанру: красавица Раймонда является воспитанницей богатой тетушки, у Раймонды есть жених, но он вынужден находиться на важном задании — в крестовом походе со своим королем Андреем Венгерским, а тем временем красавицы добивается злодей-сарацин; но красавица, верная любви, отвергает его притязания, а вернувшийся жених расправляется со злодеем.

С историческим материалом, по традиции русского театра, Л. Пашкова обошлась весьма творчески: венгерский король Андрей Второй (Андраш II; ок. 1175—1235), в свое время наголову разбитый сарацинами, в авторстве Пашковой оказывался победителем, а местом действия всего представления почему-то стал Прованс[2]. Реальный Жан де Бриенн (Jean de Brienne; ок. 1148 — 23 марта 1237) прославился своей храбростью при взятии Константинополя крестоносцами во время Четвёртого крестового похода в 1204 г.; в 1208 г. он был приглашён баронами и епископами Иерусалимского королевства принять корону страны вместе с рукой её наследницы Марии ди Монферрат, внезапно оставшейся сиротой. После того, как Жан де Бриенн стал номинальным королем Иерусалима (королем без королевства), он с королем Венгрии Андрашем II и другими отправился в пятый крестовый поход, дабы все-таки устроить себе королевство.

Сцена из балета «Раймонда». Мариинский театр. 1898 г.

Иван Семиреченский нашел исторические отголоски легенды и действующих лиц, всех желающих узнать фактический материал направляем на его сайт: http://www.balletbase.com/ru/ballet/petipacode — мы же вернемся к работе над сценарием балета, за который взялись Мариус Иванович Петипа и Иван Александрович Всеволожский. Они и довели литературную основу до балетного либретто, то есть прописали сценическое действие (в авторском первоисточнике оно представляло собой нагромождение картин[7]), придали литературным сценам хореографическую основу, а поступкам персонажей — пластическое решение.

Определенным новшеством стал образ Раймонды — впервые в классическом рыцарском сюжете главным действующим лицом стала представительница женского пола[8].

Музыка[править]

В качестве композитора был приглашен Александр Константинович Глазунов — весной 1896 года. Он был сразу предупрежден, что времени для написания музыки у него немного — спектакль поставлен в репертуар в сезон 1897/98 года. Это композитора не остановило, он в дальнейшем вспоминал: «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли»[2].

М. Петипа четко набросал хореографический план, в том числе количество тактов для каждой отдельной сцены[7].

Но дело в том, что Глазунов в это самое время работал над Шестой симфонией. Получив заказ на балет, он отодвинул симфонию, но не забросил ее. В результате обе работы заметно повлияли друг на друга: музыка «Раймонды» несла в себе элементы симфонии, а та получила развивающийся образный строй, явно под влиянием готовящегося театрального действа[2].

Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году.

Начались репетиции, в которых увлеченный композитор принимал не меньшее участие, чем балетмейстер[7].

Краткое содержание[править]

Пьерина Леньяни в балете «Раймонда»; первая исполнительница партии, 1898 г.

Пьерина Леньяни — Раймонда (первая исполнительница партии), Мариинский театр 1898

Действующие лица:

  • Раймонда
  • Графиня Сибилла де Дорис, тетка Раймонды
  • Белая дама, покровительница дома де Дорис
  • Клеманс и Генриэтта, подруги Раймонды
  • Рыцарь Жан де Бриенн, жених Раймонды (возможно также написание с одним н — Бриен[9])
  • Андрей Венгерский
  • Абдерахман, сарацинский рыцарь (возможен вариант: Абдуррахман)
  • Бернар де Вантадур, провансальский трубадур
  • Беранже, аквитанский трубадур
  • Сенешаль, управляющий замком Дорис
  • Кавалер из свиты де Бриенна
  • Венгерские и сарацинские рыцари; дамы, вассалы, рыцари, герольды, мавры, провансальцы, королевские солдаты и слуги[1][9]

Краткий сюжет:

Первое действие. Рыцарь Жан де Бриенн прибывает в замок, чтобы проститься с невестой Раймондой, проживающей в замке своей тетки графини Сибиллы де Дорис, — он должен отправиться в поход, возглавляемый венгерским королем Андреем II. А ночью Раймонде видится призрак Белой дамы — ожившей статуи покровительницы дома Дорис. Белая дама влечет ее в романтические мечты, где ее возлюбленный — рыцарь де Бриен. Но внезапно вместо него появляется незнакомый арабский рыцарь.

Второе действие. В замке Дорис — праздник, именины Раймонды. Среди множества гостей Раймонда узнает страшного рыцаря из своего ночного кошмара, это Абдерахман. Он хочет любви прекрасной Раймонды, но та, верная своей любви, отвергает его. Тогда хитрый и коварный Абдерахман решает похитить прекрасную Раймонду. Но его злостным планам не суждено сбыться — из крестового похода возвращаются благородные рыцари во главе с королем Андреем, а среди них — Жан де Бриен(н), который и побеждает Абдерахмана.

Третье действие. Король Андрей II венчает Раймонду с Жаном де Бриеном. В честь короля Венгрии свадебное торжество завершается большим венгерским танцем[1][9][2].

Премьера[править]

Первое представление состоялось в Петербурге, Мариинский театр, 7 (19) января 1898 г., в бенефис Пьерины Леньяни. Дирижёр Рикардо Дриго[7]; художники О. Аллегри, К. Иванов, П. Ламбин[1]. В главных партиях: Пьерина Леньяни — Раймонда, Сергей Легат — Жан де Бриен, Павел Гердт — Абдерахман. В ролях подруг Раймонды — Клавдия Куличевская (Клеманс) и Ольга Преображенская (Генриетта); танец палотас — Альфред Бекефи.

Успех нового балета оказался столь огромен, что Глазунову был преподнесен лавровый венок.

Критика не преминула съехидничать по поводу несколько нелепого сюжета, но талант музыки и хореографии признавался сразу. Театральный художник А. И. Бенуа назвал балетное действие «плохо состряпанным экспромтом», однако добавил, что это плохое либретто не дало таланту Глазунова раскрыться в полной мере: «В „Раймонде“ есть цельность, но эта цельность получается не на сцене, а в оркестре»[7].

Балет «Раймонда» просуществовал на сцене Мариинского театре в хореографии Мариуса Петипа несколько лет, в его партиях выходили на сцену многие артисты: Ольга Преображенская (Раймонда), Николай Легат, Самуил Андрианов (Жан де Бриен), Александр Ширяев (Абдуррахман), Михаил Фокин (первый трубадур), Обухов (второй трубадур), Т.Карсавина и Л.Егорова (подруги Раймонды), А.Ваганова (первая вариация в картине «Сна»), Мария Петипа (танец панадерос).

Дальнейшая история балета[править]

Через два года Александр Алексеевич Горский и Иван Николаевич Хлюстин повторили «Раймонду» в Москве в Большом театре по хореографии Петипа.

Е.Гельцер — Раймонда в балете «Раймонда»

М.Габович в партии де Бриена

А в 1908 году А. Горский сделал уже свою новую редакцию балета[2] (художник К. А. Коровин; дирижёр А. А. Арендс; Раймонда — Е. В. Гельцер, Жан дё Бриен — В. Д. Тихомиров, Абдерахман — М. М. Щипачёв).

В 1931 году свою редакцию балета по хореографии М. Петипа показала Агриппина Яковлевна Ваганова (Ленинградский театр им. Кирова, та же Мариинка, только в профиль по-советски).

В 1938 на сцене Ленинградского театра им. Кирова (та же Мариинка) появилась новая «Раймонда», ее создателями стали литератор Юрий Иосифович Слонимский (1902—1978) и балетмейстер Василий Иванович Вайнонен (1901—1964); они заново переписали либретто, добавив в него сцены из произведений Вальтера Скотта и не тронув музыкальную часть. Премьера их спектакля состоялась 22 марта 1938 года; в этом спектакле, продержавшемся на сцене несколько лет, были заняты: дирижёр Eвгений Дубовской, художник Валентина Ходасевич, Раймонда — Галина Уланова и Наталья Дудинская, Коломан — Константин Сергеев, Вахтанг Чабукиани, Алиса — Фея Балабина, Ольга Берг, Абдерахман — Михаил Дудко, Борис Шавров. Небольшую партию одного из рыцарей исполнял молодой артист Рудольф Нуреев[10].

Балет «Раймонда» вошел в классику мирового балетного искусства и не раз ставился и восстанавливался на разных сценах.

В 1945 году по первичному либретто осуществил постановку в московском Большом театре балетмейстер Леонид Михайлович Лавровский (дирижёр — Ю. Ф. Файер, художник — С. С. Кобуладзе; Раймонда — М. Т. Семёнова, С. Н. Головкина, Жан дё Бриен — М. М. Габович, В. А. Преображенский и Абдерахман — А. Н. Ермолаев).

Рудольф Нуреев и Noëlla Pontois. Сцена из балета «Раймонда», Opéra de Paris — 1983 (Photo Francette Levieux)

Rudolf Nureyev. Raymonda (документальный фильм на французском языке о работе Р. Нуреева над балетом. 1999)

В 1964 году Рудольф Нуреев начал работу над постановкой балета «Раймонда» для фестиваля в Сполето в труппе Королевского театра — это была его первая большая постановка на Западе, когда он бежал из Советского Союза. Он воспроизводил хореографию по памяти, в западно-европейских странах этот балет почему-то в то время не был хорошо известен. Тогда же Нуреев попробовал разыскать либретто и самый первый литературный текст Лидии Пашковой, но — тщетно. Пришлось довольствоваться только тем, что помнил по собственному опыту, а остальное — дополнять своею же фантазией[3]. В 1965 году работа над спектаклем была завершена, и Нуреев танцевал роль Жана де Бриена в паре с Дорин Уэллс, срочно заменившей занятую в главной партии Марго Фонтейн, умчавшейся в Лондон, где на ее мужа, панамского дипломата Роберто Ариаса было совершено покушение[10], приведшее его навсегда в инвалидное кресло. Через год Нуреев возобновил свою постановку «Раймонды» для Австралийского балета, в 1972 году — для Цюрихского балета, в 1975 году, с небольшими изменениями, — для Американского Балетного Театра в Бостоне, а в 1983 году, став директором балета Парижской Оперы, начал там свою балетмейстерскую деятельность именно с этого балета. В декабре 1983 года Ив Андре Юбер снял балетный спектакль постановки Р. Нуреева целиком для французского телевидения — с самим Рудольфом Нуреевым, Ноэллей Понтуа, Жаном Гизерикс и Балетом Парижской Оперы[10].

В 1984 году в Москве в Большом театре «Раймонда» была поставлена балетмейстером Ю. Н. Григоровичем. Он, сохранив основу хореографии Петипа, заменил пантомимические сцены первой постановки — на свои танцевальные (см. запись постановки Ю. Григоровича в верхней части статьи).

Но не погибла и первоначальная редакция самого Мариуса Петипа. Его постановка была в начале ХХ века тщательно записана режиссером императорской балетной труппы Н. Г. Сергеевым по специальной системе, разработанной его учителем В. И. Степановым. Сразу после Октябрьской революции Н. Г. Сергеев уехал в эмиграцию, забрав с собой рукописи всех записанных балетов. Ныне эта коллекция находится в Гарвардском университете и доступна всем профессионалам и любителям хореографического искусства. Возобновление первоначальной версии М. Петипа сделал российский балетмейстер Сергей Геннадиевич Вихарев для итальянского театра Ла Скала (см. постановку полностью в начале статьи).

Балет, от работы над которым, несмотря на все старания, так и не удалось отвертеться директору императорской труппы Ивану Александровичу Всеволожскому, признан мировым шедевром и включен в репертуар многих музыкальных театров мира.

Фрагменты[править]

Майя Плисецкая — Раймонда Большого балета 1959

Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского. Вариация Раймонды из балета «Раймонда». Исполняет Валерий Михайловский

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Балет Раймонда. Либретто (автор Л. Энтeлиc)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Александр Глазунов. Балет «Раймонда», автор Л. Михеева
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Код Петипа, или В поисках Раймонды, часть 1. Автор Иван Семиреченский
  4. Телешов Николай Дмитриевич
  5. Пашкова Лидия Александровна
  6. Исторический словарь // Пашкова Лидия Александровна
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 А. К. Глазунов Балет «РАЙМОНДА»
  8. Михайловский театр. Раймонда
  9. 9,0 9,1 9,2 Маленькая балетная энциклопедия. РАЙМОНДА
  10. 10,0 10,1 10,2 Официальный сайт фонда Рудольф Нуреев. РАЙМОНДА

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий байанай курэ5э
  • Сценарий балета петрушка кто написал
  • Сценарий байанай кунэ
  • Сценарий балета лебединое озеро
  • Сценарий бажын ажыдыышкыны