Сценарий беларусь мая радзіма

Cкачать: Сценарий классного часа "Моя родная Беларусь"

Классный
час «Моя родная Беларусь»

Цель:
формирование и развитие у учащихся чувства
гордости за свою Родину,
народ,
государственные символы;

— обобщение, углубление и закрепление знаний
учащихся по государственной
символике
Республики Беларусь;

— воспитание у учащихся чувства глубокого
уважения к государственным
символам, а
также белорусского патриотизма.

Ход классного часа

I. Организационный
момент
.

Учитель:

Я
речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, —
Мы все с рожденья в нем живём…

Вступительная беседа

У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля. Это истинное
чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель
человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и
одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника,
защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке-земле
передавалось из поколения в поколение. Столько трудов и надежд в каждой
борозде, в каждом колосочке.

А вы когда-нибудь задумывались на тем, с чего начинается земля?
Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Поэтому на
Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому
существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причини вреда ни земле, ни морю, ни
дереву…»

Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть
родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же
означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и
города, и села. Это место, где человек родился, живёт.

II. Основная
часть

Ученик:

Что
мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.

Учитель: Любовь к Родине присуща каждому
человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы,
поговорки.

Игра
«Пословица»

Родина-мать,
умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина-…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

Ученик:

Радзіма
наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её
называют землёй под белыми крыльями.

Ученик: Расправив белые паруса крыльев, летят
аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу
страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны
ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.

Игра
«Собери словечко» (с, м, в, л, и,
и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель: Символика – понятие сложное, но и
очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством,
организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра –
хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна,
имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб,
Государственный гимн.

Ученик:

Сообщение
Государственный флаг

Государственный флаг – это символ независимого государства. В
очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние
греки в качестве флага использовали оружие или кусок с какой-либо буквой,
рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в
Древнем Риме. Самый старым государственным флагом является флаг Дании,
известный с 1219 года.
Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый.
Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет
добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы,
нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор
– орнамент.

Ученик:

Наш флаг. Бронислав
Спринчан

Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом,-
Сочетаются счастливо
Цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весеннем кругозоре
И заря, и перелесок,
И березы белокорье,
Розовый узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно-белый возле древка.

Учитель: Флаг развевается на зданиях верховных
органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств,
консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Вторым
государственным символом является герб.

Ученик: Все государства имеют свои гербы –
официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они
изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов
занимается наука геральдика.

Ученик:

Наш герб

Излучает он чудесный свет,
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.

Учитель: А сейчас мы проведём викторину
«Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки
родного края»

Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
Каких животных называют строителями? (Бобров)
Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
Как называется жёлто-бурая птица, похожая на маленькую курицу? (Перепел)
Каких жуков называют санитарами, потому что они закапывают в землю мертвых птиц
и мелких животных? (Жук-могильщик)
Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр,
бурый медведь, барсук и т.д.)
Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль,
филин, черный аист, большая белая цапля, авдотка и др.)
Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
Назовите растения, занесенные в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава,
сон-трава, валериана…)
Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

 
Учитель: Символом любого
государства является и гимн – торжественная песня.

Ученик: Слово «гимн» возникло в Древней Греции
и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или 
исторических событий. В настоящее время гимн играют и
поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию
гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам
Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

Ученик:

Стихотворение про гимн

В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с теплым чувством,
Гордо эту песню пой!

Звучит
музыка. Учащиеся встают и поют
гимн Республики Беларусь.

Ученик:

Ірына Ляшкевіч «Гляджу на родныя мясціны»

Ученик:

Я –
беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.

Ученик:

Я –
дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…

Учитель: Наша Родина – Республика Беларусь, и
мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны,
её язык, изучать природу и достопримечательности родного края. А знаете ли вы,
почему наша Беларусь так называется? Сейчас послушайте легенду о Беларуси.

Легенда о Беларуси

Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – тое… Прыйшлі
беларусы… Вельмі ж пану Богу спадабаліся. Ён і пачаў нас надзяляць: “Рэкі вам
даю поўныя, пушчы – нямераныя, азёры – нялічаныя. Спёкі ў вас ніколі не будзе,
але і холаду – пагатоў. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, как былі ўсе
ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад
багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта
ці яшчэ што-небудзь. А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах чародамі, рыбы ў рэках –
касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы чай. Не будзе голаду. Жанчыны ў
вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся.
Людзьмі вы будзіце таленавітымі на музыку, на песні, на вершы… На дойлідства –
таксама. І будзіце вы жыць ды жыць…

Учитель: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі,
Шаўкавісты, сінявокі,
Апрвнае нас здавён…
Здагадайцеся, хто ён? (лен)2. Цвіту ўсё лета я.
Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя.
Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочками у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто прийдёт,
Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (лось)

Учитель: Настало время проверить ваши знания.

Викторина «Моя Родина – Республика
Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Сколько человек проживает в нашей стране?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

Ученик:

Гляджу
на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.

Учитель: И вам, будущим агрономам, летчикам,
врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее.
Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы —
ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам
жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие
поколения людей были нам благодарны.

III. Заключительная
часть


Наш классный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались
патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь
ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её
флаг.

Литература

1.
Шаблоўская М.Ф. Беларуская дзіцячая літаратура. Хрэстаматыя. Мн.: ТАА
“Юніпрэс”, 2003.

2. http://dobrinastavnik.ru/scenaryi/scenarijklassnogochasayagrazhdaninrespublikibelarus.html/2

3. Бедулина, Г.Ф.
Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных
учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл.
рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007. 

4. Буткевич, В.В.
Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений
образования, педагогов, классных руководителей и студентов. — Минск: НИО, 2007 

5. ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН
БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004 

К. М. ЛЯШКЕВІЧ, настаўніца Астрамечаўскай сярэдняй школы Брэсцкага раёна.

Беларусь мая сінявокая

Сцэнарый ранішніка

(На сцэне дзяўчынка і хлопчык у нацыянальных касцюмах.)

Хлопчык.
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой
Твой родны край, твая Айчына,
Жыццё тваё і гонар твой.
I ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла — Беларусь.
(Ю. Свірка.)

Дзяўчынка.
Я — дзяўчынка-беларуска
3 васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь — мая Радзіма.
Васількі ў світальным жыце.
Вербы ніцыя над Сожам.
Беларусь: Бярэсце, Свіцязь,
Налібокі і Каложа.
(П. Панчанка.)

Вядучы. Мы нездарма назвалі ранішнік «Беларусь мая сінявокая». На нашай зямлі багата рэк, азёр, а ў жыце ўлетку цвітуць блакітныя васількі. Беларусь — наша Радзіма. А — з чаго пачынаецца Радзіма? 3 песні маці,-з роднага слова. Паслухаем вершы пра Беларусь.

Хлопчык.
Ёсць на свеце нямала прыгожых узлессяў,
Ёсць на свеце нямала чароўных дарог,
Толькі самыя лепшыя словы і песні
Для цябе я навекі збярог.
Як гаючы бальзам, п’ю твой вецер ласкавы
I шапчу табе словы адданай любві.
I не трэба ў жыцці мне пашаны і славы,
Толькі сынам сваім назаві.
(Г. Бураўкін.)

Дзяўчынка.
Ад ветру гнуцца вербалозы,
Бяжыць дарога напрасткі.
Мой край — бялюткія бярозы
Абапал сіняе ракі.
Высока ў небе вырай кружыць:
Ляціць за сіні небакрай.
Не забывай ніколі, дружа,
Сваю зямлю, свой родны край.
Мой край —лугі і пералескі,
Крыніцы звон і шум лясны,
Мой край — блакітныя пралескі
На сцежках ранняе вясны.
(Вера Вярба.)

Вядучы. Мы, беларусы, ганарымся сваімі славутымі продкамі: Ефрасінняй Полацкай, Кірылам Тураўскім, Францыскам Скарынай. Нашы выдатныя пісьменнікі Янка Купала, Якуб Колас, Максім Багдановіч, Элаіза Пашкевіч, Канстанцыя Буйло марылі аб незалежнай Беларусі з уласнай мовай і культурай і сваёй творчасцю, сваімі справамі набліжалі гэты час. Яны любілі наш край і гэтую любоў адлюстроўвалі ў вершах.

Дзяўчынка.
Люблю наш край, старонку гэту,
Дзе я радзілася, расла,
Дзе першы раз пазнала шчасце,
Слязу нядолі праліла.
Люблю народ наш беларускі,
Іх хаты ў зелені садоў,
Залочаныя збожжам нівы,
Шум нашых гаяў і лясоў…
I песню родную люблю я,
Што дзеўкі ў полі запяюць,
А тоны голасна над нівай
Пераліваюцца, плывуць.
Усё ў краю тым сэрцу міла,
Бо я люблю край родны мой,
Дзе з шчасцем першым я спазналась
I з гора першаю слязой.
(К. Буйло.)

Вядучы.
Багатая беларуская мова прыказкамі, прымаўкамі. Памерлі ўжо людзі, якія сказалі мудрыя словы, а прыказкі працягваюць жыць.
Дзяўчынка і хлопчык (па чарзе).
Дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка.
Родная зямелька, як зморанаму пасцелька.
На Радзіме і паміраць лягчэй.
У родным лесе і куст родны.
У сваім краі, як у раі.

Вядучы. А зараз правядзём гульню-конкурс «Хто хутчэй?». Будзем чытаць скорагаворкі.

  1. Ехаў Пракоп з Пракопіхаю і малым Пракапяняткам.
  2. На рэчцы Лука спаймаў рака ў рукаў.

Вядучы. Сёння мы падрыхтавалі і хвілінку-весялінку.

(Дзеці па чарзе расказваюць кароткія смешныя гісторыі.)

Маленькі хлопчык прынёс дадому чарапаху.

— Навошта яна табе? — пытаецца маці.
— Хачу праверыць, ці праўда, што яна жыве 200 гадоў.

*  * *

— Марынка,  ты  вельмі  непаслухмяная дзяўчынка. Адны непрыемнасці праз цябе. Я ўся пасівела.
— Мамачка, калісьці і ты,- напэўна, не слухалася. Паглядзі, колькі сівых валасоў у бабулі.

*  * *

— Дзядуля, а ты быў маленькі?
— А як жа, унучак. I ў першы клас хадзіў, як і ты.

Відаць, смешны быў ты ў школе са сваёю барадою?

* * *

— Ты не бойся,  — супакойвае маці сына перад кабінетам зубнога ўрача.
— Нічога тут табе не зробяць.

Тады чаго мы сюды прыйшлі?

Вядучы. Ці любіце вы загадкі? А як вы думаеце, для чаго загадваюць загадкі? Правільна, яны вучаць думаць, развіваюць кемлівасць, фантазію.
Дык давайце падумаем разам.

  1. Жывы — чорны, памрэ — чырвоны. (Рак.)
  2. Зубастыя, а не кусаюцца. (Граблі.)
  3. Высока стаіць, навокал глядзіць, у белай кашулі і люльку курыць. (Комін.)
  4. Каля носа ўецца, а ў рукі не даецца. (Дым.)

А цяпер вы самі загадайце загадкі, і мы ўсе будзем іх адгадваць.

(Дзеці прапануюць загадкі.)

Вядучы. Паслухайце адну гісторыю.
Ці то полем, ці то лесам ішлі тры падарожнікі. Ішлі яны тры дні і тры ночы ды яшчэ паўдня. Прытаміліся. Прыселі. Раптам чуюць — спявае нехта. Прыслухаўся першы:
— Відаць, жаўранак. Нё, — кажа другі, — гэта лес шуміць. А трэці прыпаў вухам да зямлі і прашаптаў:- Ды гэта ж зямля наша спявае.

Вось якая яна, наша зямля беларуская. Таму ў нас і песні, і танцы такія прыгожыя.

(Дзеці выконваюць падрыхтаваны па выбару настаўніка танец і ўсе разам спяваюць беларускую народную песню.)


Яшчэ на гэту тэму:

Жыву ў Беларусі і тым ганаруся     «Зямля бацькоў — зямля святая»     

Тема:
«Моя
Родина — Беларусь»

Цель:
расширение
знаний учащихся о своей стране, её символах и                    достопримечательностях;

         воспитание
патриотических чувств.

Ход мероприятия

         Учитель. Родина… Какое
богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род,
которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас –
потомок какого-либо старинного рода. Назовите слова, которые ассоциируются с
понятиями «род», «Родина».

         Дети.

ü
Родители
— отец и мать, у которых рождаются дети.

ü
Родич
– родственник, член рода.

ü
Родня
– родственники.

ü
Родословная
— перечень поколений одного рода.

ü
Родной
— близкий человек.

ü
Народ
– нация, народность, жители страны. И т.д.

         Учитель. Какие богатые
ассоциации! И само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место
рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города,
и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь
у нас общая. О ней сегодня и пойдёт речь.

         1-й ученик.

         Что мы Родиной зовём?

         Солнце в небе голубом

         И душистый, золотистый

         Хлеб за праздничным столом.

         Что мы Родиной зовём?

         Дом, где мы с тобой растём,

         И берёзки, вдоль которых,

         Взявшись за руки, идём.

         Учитель. Любовь к Родине
присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни,
пословицы, поговорки.

         Игра «Пословица».

ü
Родина
– мать, умей за неё постоять.

ü
Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

ü
Родная
сторона – мать, чужая – мачеха.

ü
Где
мать родила, там и Родина.

ü
Везде
хорошо, а дома лучше.

ü
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.

ü
Чужбина
– калина, Родина – мать.

ü
Человек
без Родины, что соловей без песни.

ü
Родину
не выбирают.

ü
Родину,
как и родителей, на чужбине не найдёшь.

         2-й ученик.

         Радзіма наша — Беларусь,

         І колькі ні шукай,

         Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

         Мілей, чым гэты край.

         Песня

         3-й ученик.

         Зямля з блакітнымі вачамі-

         Святло азёр, прастор лугоў!

         Тут называюць Васількамі

         На Беларусі хлапчукоў.

         Звіняць крыніцы, як цымбалы,

         Сцяжынкі свецяць у лясах.

         Палі, узгоркі, перавалы-

         Прасторны шлях, далёкі шлях.

         Учитель. Вас не удивило
название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так
часто  называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).

         Беларусь не только край голубых
озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.

         4-й ученик. Расправив
белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями
они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми
крыльями.

         Кожны ведае, што бусел- сімвал
нашай Беларусі.

         Учитель. Народное поверье
утверждает, что аист

приносит в дом удачу, детей и счастье.

         5-й ученик.

         Няма радзімы без
бацькоўскай хаты;

         Бусліны клёкат – гэта родны дом;

         Ты будзеш жыць шчасліва і багата,

         Калі над хатай — буслава гняздо.

         Учитель. Символом нашей
земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. А сколько в нашей стране
красивейших уголков, удивительных достопримечательностей – и не сосчитать! В
2007 году газета «Зорька» предложила своим читателям назвать уникальные места,
которые можно зачислить в список «7 чудес Беларуси». В редакцию пришло
множество писем, в которых  содержались разные варианты знатной «семёрки». Дома
вы пытались составить свои варианты.

         Конкурс «7 чудес Беларуси».

          Беловежская пуща – самый великий
лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре
пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в
стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие
животные зубры.

         Софийский собор в
Полоцке
символ государственной независимости. Его не раз
разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.

         Крест Ефросиньи Полоцкой
– ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году
полоцкий мастер — ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный
крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых,
драгоценными камнями.

         Слуцкие пояса
самые оригинальные тканые изделия, в которые вплетались золотые и
серебряные нити. Их создавали слуцкие ткачихи для знатных и богатых людей.
Каждый пояс был единственным в своём роде. По сей день среди них не обнаружено
«двойников».

         Брестская крепость
– мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических
защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов
со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости
солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.

         Несвиж – красивейший
город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей.
Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными
внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов,
дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.

         Национальная библиотека
– главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное
архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит
подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое
необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека
оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из
книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.

         Учитель. Белорусская земля
всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата
на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих  столетий.
Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск
Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский,  Максим Богданович, Янка Купала, Якуб
Колас и т.д.)

         Учитель. Однако Республика
Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

         Легенда.

         Родились у матери три сына. Говорит
она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его
из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата  наша земля». А потом дает
сыну красную звездочку. «Береги её, — говорит мать, — и смотри, чтобы
никогда-никогда не погасла звездочка, потому что  с нею в сердце боролся наш
народ за свободную жизнь, за солнечное небо».

         «Ты, сынок, — говорит мать
второму, — носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и
мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.

         “А ты, сынок, птенец мой
голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.

         Задумалась мать: а какие имена
дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый
будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь
называться Флагом, а ты сынок, третий, — Гимном”. Так и живут у матери три
сына:Герб, Флаг, Гимн.

         Учитель. Государственный
флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы.
А что такое Государственный флаг?

         6-й ученик. Государственный
флаг —  это символ независимого государства. В очень давние времена  в качестве
флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали
оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на
шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым
государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.

         7-й ученик. Государственный
флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак
Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый
цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне
расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение
Государственного флага Республики Беларусь.)

         8-й ученик.

         Ливнем вымытые нивы,

         Осененные рассветом, —

         Сочетаются счастливо

         Цвет зеленый с красным цветом

         Полыхание восхода,

         Всходы- полосою узкой, —

         Соткала сама природа

         Флаг державы Белорусской.

         Разве довод мой не весок:

         На весенем кругозоре

         И заря, и перелесок,

         И березы белокорье.

         Розовый узор и млечный,

         Красок радостная спевка –

         Как орнамент наш извечный

         Красно-белый возле древка!

         Учитель. Флаг развевается
над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является
герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)

         9-й ученик. Все
государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются
составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках
страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.

         10-й ученик.

         Излучает он
чудесный свет.

         У него – высокая судьба,

         И, пожалуй, в целом мире нет

         Благородней нашего герба.

         Гармонично сочетает герб,

         Воедино сопрягает он

         Солнце и колосья, свет и хлеб,

         Человеком чтимый испокон.

         В ярких, выразительных тонах

         Колоски, цветы родных полей.

         В толстых геральдических томах

         Нет герба красивей и светлей.

         Учитель. Символом любого государства
также является и гимн – торжественная песня.

         11-й ученик. Слово
“гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь
богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в
торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.

         Мелодию гимна нашей страны
сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и
Владимиру Каризне.

         12-й ученик.

         В шесть утра, в
двенадцать ночи

         Он по радио звучит.

         Всех людей родного края

         Сплачивает и роднит.

         Песня в зале зазвучала,

         Люди дружно все встают.

         От велика и до мала

         Эту песню все поют.

         Она очень величаво

         Прославляет край родной.

         Встав со всеми с тёплым чувством

         Гордо эту песню пой!

         Звучит музыка. Учащиеся
встают и поют гимн Республики Беларусь.

         Выполнение интерактивных
заданий на компьютере.

         13-й ученик.

         Гляджу на родныя мясціны,

         Адданая я ім навек,

         Бо даражэй свёй краіны

         Не мае скарбу чалавек.

         Люблю я пераліў заранак

         І сінявочкі –васількі,

         У белых хустачках сялянак

         На сенажаці ў ракі.

         У полі кветак назбіраю

         Упаду ў росную траву.

         У косы сена наўплятаю…

         Ах, як шчасліва я жыву!

         І хоць багацця я не маю,

         Але скажу з усёй душой:

         Другім багатая, я знаю, —

         Сваёй Радзімай дарагой.

         Учитель. Наша
Родина — Республика  Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин
должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и
достопримечательности родного края.

         Предлагаю провести викторины и
конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и
“Беларусачка”(девочки).

          Викторина “Знатоки родного
края”

1. Назовите хвойные деревья наших лесов.
(Сосна, ель, можжевельник.)

2. Каких животных называют строителями?
(Бобров.)

3. Назовите хищных животных наших лесов.
(Волк, кабан, лиса.)

4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой
цвет?(Заяц, лиса, белка.)

5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится
лось? (Мухомор.)

6. Какие птицы остаются у нас зимовать?
(Воробей, сорока, ворона.)

7. Кто днем отдыхает, а ночью
летает?(Сова.)

8. Какая птица выводит птенцов зимой?
(Клест.)

9. Как называется жёлто –бурая птица,
похожая на маленькую курицу? (Перепел.)

10. Каких жуков называют санитарами,
потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких
животных?(Жук-могильщик.)

11. Какие звери наших лесов занесены в
Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)

12. Какие птицы занесены в Красную книгу
Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля,
авдотка, орлан-белохвост и др.)

13. Назовите лекарственные растения наших
лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)

14. Назовите растения, занесенные Красную
книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник
оживающий.)

15. Кто является “санитаром” водоемов, так
как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)

16. Какая хищная речная рыба имеет большую
пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)

17. Назовите самого злостного вредителя
картофеля. (Колорадский жук.)

         Учитель.   Каждый любит
страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы —
трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю
отдохнуть и поиграть.

         Гульня «Кароль»

         “Кароль” сядзіць
на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад,
капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да
“караля”:

         -Добры дзень, дзядуля кароль!

         — Добры дзень, дзеці. Дзе вы
былі?

         — На панскім двары.

         — А што вы там рабілі?

         — Мы не скажам, а пакажам!

         Пасля гэтага дзеці імітуюць тую
работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае,
даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і
гульня працягваецца.

         Учитель. Белорусы
образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как?
Будем отгадывать  белорусские загадки.

         Конкурс “Белорусские загадки”

1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці.
(Ноч.)

2. Спачатку падае, потым устае, пасля
гасцінцы раздае. (Дождж.)

3. Што за астры – люба глянуць.  Толькі
ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)

4.       Урадзіўся ён высокі,

         Шаўкавісты, сінявокі.

         Апранае нас здавён…

         Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)

5.      Цвіту ўсё лета я.

         Жыву звычайна ў жыце.

         Нашу хлапечае імя.      

         Як зваць мяне, скажыце?
(Васілёк.)

6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле
ад чарвей. (Грак.)

         Учитель. Умеют белорусы и
шутить.

         Смяшынкі

Хітры хлопец

         -Мама, дай мне гароху.

         -Добра, вазьмі сабе поўную жменю.

         -Аж поўную жменю! То ты, мама,
дай сама, бо твая жменя большая.

Хто старэйшы

        
Хто
з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.

        
У
мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з
ім зраўняўся, — адказаў Міколка.

У фельчара

        
Вось,
цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.

        
А
божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.

Дзед і ўнук

        
Дзядуля,
а ты быў калісьці маленькім, — пытаецца ўнук.

        
Быў,
унучак, быў…

        
Вось
ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.

          Викторина “Моя Родина — 
Республика Беларусь”

1. Как называется наша страна?(Республика
Беларусь.)

2. Кто является Президентом нашей страны?
(А.Г.Лукашенко.)

3. Назовите столицу нашей Родины.
(г.Минск.)

4. Какие государственные символы вы
знаете? (Флаг, герб, гимн.)

5. Какие языки в Республике Беларусь
являются государственными?(Русский, белорусский.)

6. Сколько человек проживает в нашей
стране? (Более 10 миллионов.)

7. Назовите самые большие реки Беларуси.
(Днепр, Неман, Западная Двина.)

8. Назовите самые большие озёра нашей
страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)

9. Как называют жителей Республики
Беларусь? (Белорусы.)

10. Какой вид транспорта есть в нашей
стране только в Минске?(Метро.)

         14-й ученик.

         Я – беларус
маленькі,

         Спяшаюся са школы.

         Як і бацькі сумленны,

         Руплівы і вясёлы.

         Я – беларус маленькі

         З блакітнымі вачыма.

         Хачу і  я, каб лепей

         Жыла мая Радзіма.

         15-й ученик.

         Я
дзяўчынка-беларуска

         З васільковымі вачыма.

         Хоць малая, але знаю:

         Беларусь – мая Радзіма.

         Учитель.
Сегодня
мы говорили о своей Родине – Беларуси, о  её символах и 
достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы
знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас
созданы  хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности
записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У
вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя –
белорус.

         Песня
«Усе мы родам
з дзяцінства”.

         Учитель. Пусть счастливой
будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!

Сцэнарый конкурснай праграмы “Мая Радзіма — Беларусь” (да Міжнароднага дня роднай мовы)

Мэта: садзейнічаць развіццю цікавасці і павагі да беларускай мовы, развіваць інтэлектуальныя здольнасці.

Абсталяванне: прэзентацыя “ Максім Танк. Родная мова”, малюнкі на тэму “Мая Радзіма — Беларусь”, прэзентацыя “Гарады Беларусі”, песня на словы Алеся Ставера “Жураўлі на Палессе ляцяць”, слайды з заданнем пра пісьменнікаў Беларусі і назвай конкурснай праграмы, ліст для журы (ДАДАТАК 1)

Удзельнікі: вядучы, вучні, журы.

Дэманструецца прэзентацыя “ Максім Танк. Родная мова” (5 хвілін, 21 секунда)

З легендаў і казак былых пакаленняў,

З калосся цяжкога жытоў і пшаніц,

З сузор’яў і сонечных цёплых праменняў,

З грымучага ззяння бурлівых крыніц,

З птушынага шчэбету, шуму дубровы,

І з гора, і з радасці, і з усяго

Таго, што лягло назаўсёды ў аснову

Святыні народа, бяссмерця яго, —

Ты выткана, дзіўная родная мова.

М.Танк

ВЯДУЧЫ: Менавіта гэтыя радкі Максіма Танка вельмі выразна перадаюць тыя погляды на нашу родную беларускую мову, з якімі згодны ўсе удзельнікі нашага мерапрыемства, якое праводзіцца ў нашай школе сёння, 21 лютага , калі ў свеце адзначаецца Міжнародны дзень роднай мовы. Дзень роднай мовы асаблівы для кожнай нацыі, кожнага народа, бо няма народа без мовы, няма мовы без яго носьбіта.

Інфармацыйная старонка

21 лютага ўвесь свет адзначае Міжнародны дзень роднай мовы. Будуць адзначаць яго і звыш 140 нацыянальнасцей, якія пражываюць на тэрыторыі Беларусі: рускія, украінцы, яўрэі, грэкі, латышы, узбекі… Але для большасці з нас (53 працэнты паводле апошняга перапісу насельніцтва) роднай з’яўляецца менавіта беларуская мова. Роднай — значыць любімай, дарагой, самай-самай… Беларусам многія могуць пазайздросціць: у спадчыну нам засталася па-сапраўднаму ўнікальная мова.
Чаму для святкавання быў абраны гэты дзень? 21 лютага ў далёкім для нас 1952 годзе загінулі 5 студэнтаў, якія змагаліся за наданне мове бенгалі стуса дзяржаўнай у тагачасным Пакістане, усходняя частка якога пазней стала незалежнай дзяржавай Бангладэш. Адзначаецца гэты дзень з 2000 года.

Па дадзеных ЮНЕСКА ў свеце існуе больш за 6000 моў, 95% з якіх знаходзіцца ва ўжытку ў насельніцтва планеты. Частка моў не мае сваёй пісьменнасці. Больш за палову існуючых моў свету знаходзяцца на мяжы вымірання. Тысячы моў не выкарыстоўваюцца ў сістэме адукацыі і не прадстаўлены ў Інтэрнеце.

Кожны месяц знікаюць 2 мовы. Яшчэ нядаўна налічвалася да 8000 самастойных моў. Сёння іх на 2000 менш.

Мова – частка чалавечай культуры, гістарычнай спадчыны. Дзякуючы ёй, працягваюць жыць традыцыі. Мова абуджае цікавасць да пазнання свету, садзейнічае праяўленню павагі да нашага мінулага і служыць элементам аб’яднання людзей незалежна ад месца і часу іх пражывання.

Якая прыгожая, мілагучная, мяккая і ў той жа час яскравая, звонкая, моцная, поўная наша мова. На кожны выпадак знойдзецца ў ёй і патрэбнае слова, і трапны фразеалагізм.

Па ходзе конкурснай праграмы выступаюць удзельнікі з вершамі пра родны край, пра нашу мову.

Верш “Словы” П. Макаля чытае вучань 11 класа.

ВЯДУЧЫ: Паслухаем яшчэ адзін верш пра нашу родную мову (верш П. Броўкі “Калі ласка” чытае вучаніца 8 класа).

  • На гэтай мове размаўлялі нашы дзяды і прадзеды, за яе змагаліся нашы продкі.

  • Толькі гэтую мову мы можам назваць роднай, бо гэта мова нашай зямлі, нашых рэк, азёраў і лясоў.

ВЯДУЧЫ: У нашай зале вы бачыце малюнкі на тэму “Мая Радзіма — Беларусь”. Кожнаму малюнку прысвоены нумар. Кожны з прысутных можа аддаць перавагу аднаму з іх. Гэта можна зрабіць, напісаўшы на аркушы паперы нумар малюнка, які вам спадабаўся. Пакуль вы будзеце пісаць, паслухаем разам песню на словы Алеся Ставера “Жураўлі на Палессе ляцяць”.

  • Верш Г. Бураўкіна “Край мой” прачытае вучаніца 6 класа .

  • Верш П. Броўкі “Беларусь” прачытае вучаніца 8 “А” класа.

ВЯДУЧЫ: Прапаную вам паўдзельнічаць у акцыі “Мае любімыя беларускія словы”: кожны з удзельнікаў конкурснай праграмы павінен напісаць 10 слоў, зразумела, на беларускай мове па тэме “Мая Радзіма — Беларусь”.

  • Верш Уладзіміра Карызны “Люблю цябе, Белая Русь” прачытае вучаніца 5 класа.

— А цяпер я прапаную адправіцца ў вандроўку па гарадах нашай краіны: вам трэба назваць гарады Беларусі (дэманструюцца слайды — адзін з пытаннем, а другі з адказам).

  1. Горад Беларусі, які носіць жаночае імя (Ліда).

  2. Горад, у якім схавалася слова «слон» (Слонім).

  3. Горад, які першым прыняў бой у гады    Вялікай    Айчыннай    вайны (Брэст).

  4. Горад, які мае пушыстае імя (Пухавічы).

  5. Горад, назва якога звязана з назвай пушнога звярка, які водзіцца ў  Беларусі (Бабруйск).

  6. Горад, які мае мужчынскае імя (Барысаў).

  7. Гарады, назвы якіх адрозніваюцца толькі адной літарай  (Мінск, Пінск).

  8. Адзін з самых старажытных га­радоў рэспублікі (Полацк).

  9. Горад, у гонар якога Сімяон Полацкі ўзяў сабе прозвішча (Полацк. Там ён нарадзіўся).

  10. Старажытны горад, у якім на­радзіўся Ф. Скарына (Полацк).

  11. Сталіцу Рэспублікі Беларусь (Мінск).

-Урывак з паэмы Я.Коласа “Сымон-музыка” “О край родны, край прыгожы” прачытае вучань 11 класа.

ВЯДУЧЫ: Вы сёння паслухалі вершы беларускіх пісьменнікаў пра родны край, пра нашу мову. Цяпер трэба ўспомніць імёны і іншых пісьменнікаў Беларусі.

ВЯДУЧЫ: Вам прапануецца заданне :

напісаць насупраць кожнай літары прозвішча пісьменніка. Дзе будзе знаходзіцца літара ў слове, не мае значэння. Перамагае той, хто хутчэй выканае заданне.

Б

Е

Л

А

Р

У

С

Ь

Родная мова шмат не патрабуе. Але калі ўжо назваў яе роднай, калі лічыш яе такой для сябе — павінен жа быць перад ёй хоць нейкі абавязак.

Нашы бацькі, дзяды і прадзеды нямала зрабілі, каб беларуская мова была прызнаная як роўная сярод іншых моў свету.

Родная мова — гэта жыццёвая неабходнасць, якая дазваляе адчуваць кожнаму з нас уласную прыналежнасць да свайго народа і ў пэўнай меры імкнуцца да яе захавання.

Хочацца закончыць нашу сустрэчу словамі Віктара Шведа:

“10 запаведзяў”

Мову родную беражы.

Мовай роднаю даражы.

Мову родную шануй.

Мовай роднай не гандлюй.

Мову родную любі.

Мовы роднай не кідай.

Мову дзецям перадай.

Мовы не аддай на здзек.

Толькі з ёю жыцця век.

Журы падводзіць вынікі і вызначае пераможцаў.

ВЯДУЧЫ: пакуль журы падводзіць вынікі і вызначае пераможцаў, мы з балельшчыкамі крыху паразмаўляем і высветлім, хто будзе выступаць у ролі вядучага на наступнай нашай сустрэчы. А каб гэта зрабіць, я прапаную прагаварыць наступныя скарагаворкі:

Пёк Пракоп-хлебапёк, Пятру пернік і пірог.

Каток нітак клубок закаціў у куток.

Вадавоз вёз воду ад вадаправода.

Пракоп і Барыска елі барбарыскі.

ДАДАТАК 1

Конкурсная праграма “Мая Радзіма — Беларусь”

(Ліст для журы)

Назва конкурса/ прозвішча і імя удзельніка

I.Конкурс чытальнікаў

II.Конкурс малюнкаў

III.Конкурс “Гарады Беларусі”

IV.Конкурс “Мае любімыя беларускія словы”

V. Конкурс “Пісьменнікі Беларусі”

Вынікі (агульная колькасць балаў)

Узнагарода

«Моя Родина—Беларусь» музыкальное развлечение в средних и старших группах.

 «Моя Родина — Беларусь»

Звучит песня «Даль великая». Видеозаставка.

1 Ведущая: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, — мы все с рожденья в нём живём!                                                         

2 Ведущая: У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля — это истинное чудо. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.                                                                           

 1 Ведущая: А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь:«Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»
2 Ведущая: Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. Это место, где человек родился, живёт.

1 Ребёнок: Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки, идём.

1 Ведущая: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки. И сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы.

Игра «Продолжи пословицу».

Родина-мать, умей за неё…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где родился, там и…
Везде хорошо, а дома…
Чужбина-калина, Родина -…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

2 Ребёнок: Радзіма наша – Беларусь, i колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі мілей, чым гэты край.

2 Ведущая: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зелёных лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

3 Ребёнок: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.                                                                                                                                         

Песня «Родны бусел» сл. Н. Галiноускай, муз. С. Галкiнай.

1 Ведущая: Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

2 Ведущая: Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

4 Ребёнок: Ливнем вымытые нивы, осенённые рассветом,-
Сочетаются счастливо цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода, всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа флаг державы Белорусской.

1 Ведущая: Вторым государственным символом является герб.

5 Ребёнок: Излучает герб чудесный свет, у него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб, воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб, человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах нет герба красивей и светлей.

2 Ведущая: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки родного края».

-Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
-Каких животных называют строителями? (Бобров)
-Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
-Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
-Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
-Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
-Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
-Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр, бурый медведь, барсук и т.д.)
-Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, чёрный аист, большая белая цапля и др.)
-Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
-Назовите растения, занесённые в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, валериана…)
-Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
-Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
-Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

1 Ведущая: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.

2 Ведущая: Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

6 Ребёнок: В шесть утра, в двенадцать ночи он по радио звучит.
Всех людей родного края сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала, люди дружно все встают.
От велика и до мала эту песню все поют.
Она очень величаво прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством, гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Присутствующие встают и поют гимн Республики Беларусь.

1 Ведущая: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі, шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…Здагадайцеся, хто ён? (лён)                                                                                        2. Цвіту ўсё лета я. Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя. Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочком у оградки лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый, а животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро, кто же я? (лось)

2 Ведущая: Ну а сейчас настало время проверить ваши знания о нашей родине.

Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

7 Ребёнок: Гляджу на родныя мясціны, адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны не мае скарбу чалавек.

1 Ведущая: И вам, будущим агрономам, лётчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать её. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — её сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без неё нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

2 Ведущая: Берегите Землю, берегите. Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите!
                                                             

  (А.Дудин «Берегите Землю!»)

Гражданин.

Владимир Даль утверждает, что ПАТРИОТ любитель Отечества.

И вы ребята должны вырасти настоящими патриотами своего Отечества. Любить и

уважать свою Родину. Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово.

У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою

семью, свой прекрасный город, село.

Проверим, как вы владеете своим родным языком. Игра «Переводчик».

Ваша задача представленные слова перевести на белорусский язык.

РодинаРадзіма,

язык мова,

государстводзяржава,

флаг – сцяг,

друзья сябры

Отечество Айчына,

Аист – бусел,

Родители – бацькі,

Цветы кветкі

Деревья дрэвы

Учитель настаўнік

Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди

слагали песни, пословицы, поговорки.

Игра «Пословица»

Родная сторонамать, чужая

Где мать родила, там и Р…

Везде хорошо, а дома…

На чужой сторонушке рад своей…

Чужбинакалина, Родина

Человек без Родины, что соловей без…

Родину, как и родителей, на чужбине

не…

Родинамать, умей за нее…

Для Родины своей ни сил, ни жизни…

3.Физкультминутка. (Названия рек, озёр, городов Беларуси и других стран.)

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её

называют землёй под белыми крыльями. Почему? Расправив белые паруса крыльев, летят

аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну.

Поэтому ее так и называют земля под белыми крыльями. Кожны ведае, што бусел

сімвал роднай Беларусі.

Работа с картой Беларуси.

Рассмотрим территорию нашей страны на карте. Сколько областных центров? (Показать

на карте.) Столица? Соседи государства?

Работа в парах.

Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Беларуси,

подписать областные города нашей страны. Проверка.

Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель: Символика понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о

символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом

нашей земли считают и зубра хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь,

как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг,

Государственный герб, Государственный гимн.

Беседа о значении символов герба и флага, прослушивание гимна.

Как понимаете слова «сэрцам адданыя роднай зямлі»?

Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы вы старательно учились и

работали, любили и защищали свою страну, и может быть, в честь ваших заслуг перед

Государственное учреждение образования

«Cредняя школа № 2 г.Борисова»

Классный час

«Твая зямля, твая Радзіма названа, светла – Беларусь!»

Классный руководитель

Минальд Н.С.

Цели:

  • закреплять и углублять знания о родном крае: природе, труде, культуре, народном творчестве;

  • развивать память, мышление, внимательность, умение после­довательно высказывать свои мысли;

  • воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ.

Форма проведения: практикум, игровая деятельность.

Эпиграф:

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

Вступительное слово учителя

Добрый день уважаемые гости и ребята… Желаю вам хороших оценок, интересных занятий, верных товарищей! И пусть этот учебный год станет ярким и плодотворным, важным и полезным, поможет каждому из вас приблизиться к осуществлению своей мечты.

Педагогам — творческого горения, постоянного поиска, удовлетворения достигнутым. Родителям — гордости за своих детей, уверенно шагающих по ступеням знаний!

Учитель:

— Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

— Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

– Да, все мы — жители замечательной страны. Наша Родина – Белоруссия. И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Твая зямля, твая Радзіма названа, светла – Беларусь!»

Эпиграф:

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

– Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые

дорогие слова для белорусского человека

Яна мне дадзена адзіная

На ўсё жыццё, на цэлы век.

Мая адзіная, радзімая

Ў вянках лясоў і стужак рэк.

Заўсёды самая прыветная,

Як сонца, свеціцца сама,

Жыве, як мара запаветная,

І роўных ёй — нідзе няма.

Яе праменнямі сагрэтая,

Наліта сілай маладой,

Іду, нястомная, па свету я

Яе часцінкаю жывой.

І ганаруся ўсюды смела я,

Што вырасла на той зямлі,

Якую клічуць Руссю Белаю,

Што тут дзяды мае жылі

Учитель:

Любовь к Родине проявляется, прежде всего, в уважении к её символам. Перечислите пожалуйста символы РБ. Какие цвета присуще белорусской символике. На Государственном флаге Республики Беларусь размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Слева расположен белорусский национальный орнамент. Цвета Государственного флага сообщают важные сведения о стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. (Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.

Зеленый цвет — это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство как условия всякой счастливой судьбы. В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела

— Ребята, вы разделились на три команды «Белые» и «Красные» и «Зеленые» сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.

1 ЗАДАНИЕ

Наша Родина — Республика Беларусь — на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.)

На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине.

Каждое красивое слово надо объяснить.

Сінявокая ( или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер.

В полях цветут синие васильки .

Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.

Лучшая – потому что – это наша Родина.

Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.

Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы

любили одеваться в белые льняные рубашки.

Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.

Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые

делают много необходимых вещей.

Лесная – много лесов, боров, пущ.

Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные

игрушки.

Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые

вышивают, плетут из лозы, рисуют.

Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый

урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.

Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других

людей, считаются с их мнением. У них много друзей.

Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских

лесах было много партизанских отрядов, которые сра-

Учитель. Замечательная картина получилась у вас.

2 ЗАДАНИЕ

Сколько областей в нашем государстве?

— Вам необходимо сложить из пазлов картинку — границу нашего государства. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.

3 ЗАДАНИЕ

(Уч-ся раздаются листы с нарисованной границей государства.)

— Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Белоруссии и подписать областные города нашей страны.

3 ЗАДАНИЕ

— Обозначьте (напишите) на вашей карте страны, с которыми граничит Беларусь. (Россия, Литва, Латвия, Польша, Украина)

– Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?

(читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).

На карце вялiкага свету

Яна, як зялены лiсток,

Песня гарачага лета,

Крынiчнай вады глыток.

Адвечная калыханка,

Душы запаветны куток,

Трапеча гарачым ранкам

На дрэве нястомны лiсток.

А у навальнiцу б’ецца,

Небачна памiж лiсця,

Як родная матчына сэрца,

Што мне даражэй жыцця.

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире.

4 ЗАДАНИЕ

Историю нашей страны вы проходили в начальной школе и на уроках предмета «Истории Беларуси», поэтому я ничего вам рассказывать не буду.

Вместо этого мы проведем с вами небольшой конкурс-викторину, которая поможет нам с вами понять, кто лучше и больше всех знает историю своего края.

Вам будут предлагаться вопросы и, если вы знаете на него ответ, то с места кричать нельзя, а вы поднимаете руку и отвечаете. Тот, кто больше всего назовет правильных ответов, получит приз. Итак, будьте внимательны:

    1. Какой город Беларуси самый легкий? (Пуховичи)

    2. Какой город Беларуси самый светлый? (Светлогорск)

    3. Какой город Беларуси самый соленый (Солигорск)

    4. Какой город Беларуси самый упрямый? (Барановичи)

    5. Какой белорусский город носит женское имя? (Лида)

    6. Какой белорусский город отличается от названия нашей столицы одной буквой (Пинск)

    7. В Беларуси и Франции есть город с одним и тем же названием. (Брест)

    8. Какой выдающийся белорусский поэт посветил древнему гербу Беларуси свое стихотворение? (М.Багданович)

    9. Назовите имя первой белоруской просветительницы? (Ефрасиния Полоцкая)

    10. Белорусский и восточнославянский первопечатник (Франциск Скорина)

    11. Самый знаменитый вокально-инструментальный ансамбль Беларуси («Песняры»)

    12. Какой язык наряду с белорусским согласно конституции республики Беларусь является государственным? (русский)

    13. Основной закон государства (конституция)

    14. К какой языковой группе принадлежат белорусы — славянской или романской?(славянской)

    15. Древний праздник, который посвящен проводам зимы и встрече весны (Масленица)

5 ЗАДАНИЕ

Игра «Састаў прымаўку» (Пословица делится на две части. Необходимо найти пару к первой части).

Дарагая тая хатка, … як з роднай крыніцы

Усякаму мілая … мягчэй чужой пярыны

Няма смачней вадзіцы, … як у раі

Родная зямля … дома лепей

У сваім краі, … свая старана

Усюды добра, а … вуглы дапамагаюць

У сваёй хаце і … дзе радзіла мяне матка

Чалавек без радзімы, … чужына-мачыха

Радзіма-маці, … сваё гняздо міла

Усякай птушцы … што птушка без песні

Правильные варианты

  • Дарагая тая хатка, дзе радзiла мяне матка.

  • Усякаму мілая свая старана.

  • Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы.

  • Родная зямля мякчэй чужой пярыны.

  • У сваім краі, як у раі.

  • Усюды добра, а дома лепей.

  • У сваёй хаце і вуглы дапамагаюць.

  • Чалавек без радзімы, што птушка без песні.

  • Радзіма — маці, чужына — мачыха.

  • Усякай птушцы сваё гняздо міла.

6 ЗАДАНИЕ

Я приготовила вам вопросы в виде кроссворда. Если вы правильно на них от­ветите и заполните пустые клеточки кроссворда, то прочтете ключевое слово по вертикали под цифрой 1.

  1. Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны?

  2. Самая большая река в Беларуси.

  3. Что кроме гимна и герба является государственным символом республики Беларусь.

  4. Президент Республики Беларусь.

  5. Самое большое озеро в Беларуси.

  6. Белорусский писатель, псевдоним которого является народным праздником.

  7. Столица Беларуси.

  8. Второй хлеб белорусов.

Сейчас мы проведем турнир «Ты – мне, я – тебе».

7 ЗАДАНИЕ

Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.

На листе ватмана написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве написать качество присущее именно белорусскому человеку.

П — пожертвование, пионер

А — авторитет

Т — терпение

Р — риск, радушие

И — искренность

О — отвага, оптимизм

Т – трудолюбие

. Ребята, все мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны:

  • ценить и беречь свою Родину, узнавать людей, живущих в ней, её прошлое и настоящее.

  • знакомиться, овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа.

  • беречь красоту своего языка, помогать другим овладевать им.

  • изучать историю людей, которые жили до нас.

  • дорожить историей своего края, народа.

Чтец читает стихотворение

Люблю куток мой і шаную
За то, што дорыць ён цяпло.
Люблю куток, зямлю радную
За то, што жыць у ёй святло.
Люблю далёкую рачулку
За то, што дорыць мне спакой.
Люблю плакучую івушку,
Што спіць над ціхаю ракой.
Люблю лясок над небасхілам,
Люблю, як птушкі ў ім пяюць.
Люблю і поле маладое,
Як улетку жнеі жыта жнуць!
Люблю куток мой і шаную,
Люблю куток, зямлю радную!

Учитель

Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.

И напоследок я хочу сказать

Что Родина — это вторая мать

Ее не выбирают и не губят

А просто берегут и любят.

Подведение итогов. Награждение команд.

Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки и я предлагаю вам закончить предложение « Я люблю Беларусь, потому что …»

Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя.

Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку)..

Используемые материалы:

  • Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл. рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007.

  • Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов. — Минск: НИО, 2007

  • ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004

  • Храмцова, Ф.И. Детские и молодёжные организации и объединения: Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов – организаторов. – Минск: нац. ин-т образования, 2008

11

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий беларускага свята
  • Сценарий бартон финк
  • Сценарий безответной любви
  • Сценарий барто детям
  • Сценарий безопасные осенние каникулы