Сценарий беларусь моя синеокая

Cкачать: Внеклассное мероприятие БЕЛАРУСЬ СИНЕОКАЯ

ВНЕКЛАССНОЕ-МЕРОПРИЯТИЕ
«БЕЛАРУСЬ СИНЕОКАЯ»

Цель:
способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, духовности и чувства
сопричастности у молодого поколения к жизни страны.

Задачи:

— углубить знания
по государственной символике Беларуси;

— сформировать у
детей чувства принадлежности, любви и преданности родному краю;

— привить уважение
к историческому прошлому своего края, бережное отношение к нему, обычаям и
традициям.

Оборудование:
медиапрезентация, фотографии с достопримечательностями Республики Беларусь,
карточки с печатными буквами, карточки с заданиями.

Правила
игры. Дети делятся на 2 команды. Дети придумывают название команды и выбирают
капитана.

Ход
игры

1.    
Организационный момент.

Когда мы улыбаемся
– мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше
людей будут радоваться вместе с нами!

Если
только улыбнуться,
То начнутся чудеса – 
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей, 
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

Почему Беларусь
называют синеокой? (Большое количество рек и озер)

-Я предлагаю вам
отправится в увлекательное путешествие по самым известным рекам и озерам нашей
с вами Родины.

Можете ли вы
назвать самое большое озеро Беларуси?

(Да.
Самое большое из белорусских озёр — Нарочь.)

Поэты часто сравнивают его с морем. Рядом с Нарочью ещё несколько
озёр. Нарочанская группа озёр самая большая и известная в Беларуси.
Она создаёт своеобразную голубую корону Поозерья. Длина озера
Нарочь 13 км, ширина — 10, глубина достигает 25 метров.

С
происхождением озера Нарочь связана легенда о трагической любви (выступление
учащегося)

Одна
из них рассказывает о том, что давным-давно никаких озёр здесь не было. В
стародавние времена на месте Нарочанских озёр произрастал дремучий лес, на
окраине которого стояла избушка, где жил лесник с красавицей дочерью Галиной.
Был у Галины жених по имени Василёк, храбрец и мастер на все руки. Юноша
смастерил волшебное зеркало из родниковых песчинок и подарил его своей
возлюбленной.

Вглядевшись
в прозрачную глубину зеркала, можно было узнать свою судьбу. Однажды к Галине
посватался старый, богатый пан, но девушка ему отказала. Тогда богатей выкрал
дочь лесника, а Василёк проник в чертог ненавистного барина и убил его. Слуги
ринулись в погоню за беглецами.

Отправив
девушку домой, парень принялся отвлекать внимание преследователей. Галина
прискакала на лошади к тому месту, где стояла её избушка, и увидела лишь одно
пепелище. Надеясь на возвращение Василька, девушка заглянула в волшебное
зеркальце и вместо своего отражения увидела в нём, что убитый Василёк покоится
на холме, и кружит над ним чёрный ворон.

В
отчаянии Галина выронила зеркало из рук, и серебристые осколки превратились в
озёра Нарочанского края. Девушка приняла облик чайки. В ясную погоду она парит
над гладью Нарочи и зовёт своего Василька.

Также
существует другая легенда возникновения озера Нарочь (выступление учащегося)

Когда-то
на берегу большого озера с хрустально-прозрачной водой жила девушка Нара. На
закате любила она сидеть у воды на песчаном берегу и петь, подыгрывая себе на
гуслях.

Однажды
песни Нары услышал пан, старый вдовец, и захотелось ему взять девушку в жены.
Но у Нары был жених, и она отказалась. Тогда слуги убили парня, а девушку
привели в панские хоромы. В ночь перед венчанием Нара подожгла дворец и
попыталась убежать. На берегу ее нагнала дворцовая охрана. Когда Нара поняла,
что от погони не уйти, бросилась в воду.

С
того времени и называют озеро ее именем — Нара или Нарочь.

СТАНЦИЯ «КЛЕНОВАЯ»

1.     Как
называется наша страна?

2.     Назовите
столицу Беларуси.

3.     Как
называется наш город?

4.    
Какими цветами переплетен герб Беларуси? (
розовыми цветами клевера, голубыми цветами льна)

5.    
Какой вид транспорта есть в нашей стране
только в Минске? (метро)

6.    
Назовите соседей РБ.( Польша, Украина,
Россия, Литва, Латвия)

7.    
Листок какого дерева напоминает
изображение нашей страны на карте? (кленовый)

8.    
Перечислите города- областные центры нашей
страны.( Минск, Могилев, Гродно, Гомель, Брест, Витебск)

А сейчас мы с вами
отправимся искать «озёрное ожерелье» под Браславом на Витебщине.

Выступление учащегося:

Этот
район, расположенный на северо-западе Беларуси, вполне мог бы претендовать на
титул озерного края. В любом случае его уникальность признана на
государственном уровне, ведь именно здесь был создан один из национальных
парков. Кроме того, выделяют так называемую Браславскую группу озер, которые
уникальны по многим показателям, и не только в масштабах Беларуси. Всего же в
этом районе насчитывается более 200 озер самого разного размера, формы и
происхождения. Выбрать самые интересные среди них – непростая задача, но мы все
же попробуем.

Пожалуй,
самым известным является озеро Дривяты.
Именно на его берегу находится Браслав, который служит отправной точкой для
всех туристических маршрутов. Здесь также имеются несколько пляжей (как
«диких», так и оборудованных), расположены база отдыха «Дривяты», принадлежащая
национальному парку, профсоюзные базы отдыха и другие объекты, позволяющие
проводить время на природе с комфортом. Сосновые боры, сохранившиеся на берегах
озера, придают ему дополнительную живописность. Однако гидрологам Дривяты
известны прежде всего как пятое по величине озеро Беларуси (площадь его водного
зеркала составляет более 32 км2). Однако благодаря значительной глубине оно
занимает третье место по запасам воды, уступая лишь Нарочи и Освейскому. Между
тем до мелиоративных работ, проводившихся на реке Друйка еще «за польским
часом», озеро было еще больше. С тех пор уровень воды упал и даже появились
новые острова. В ведь еще не так давно Друйка служила водным путем, который
связывал не только соседние озера, но и белорусские земли с латвийскими.
Сегодня об этом помнят разве что краеведы и экскурсоводы.

Полной
противоположностью Дривятам является озеро 
Божье око,
расположенное недалеко от д. Ратюны. В диаметре оно не превышает 100 м. Однако
скромные размеры не помешали этому водоему получить известность – в первую
очередь, благодаря необычной округлой форме, из-за которой он напоминает глаз.
Нередко можно услышать версию, будто бы этот водоем образовался в результате
падения метеорита. Однако на самом деле его появление – следствие 
естественных геологических процессов. Они происходили 10 тыс. лет назад, когда
начал отступать ледник, покрывавший эту местность. Гораздо романтичнее звучит
легенда, согласно которой озеро возникло на месте церкви, якобы ушедшей под
землю вместе с теми, кто был внутри. Причины называются разные: то ли из-за их
грехов, то ли ради спасения от врагов. В любом случае у этого озера имеется и
другое, более зловещее название – Чертов глаз. Даже если вы не верите в
мистику, стоит посетить столь необычное место, которое отличается красотой и особой
атмосферой

Озеро Дрисвяты необычно
сразу по нескольким причинам. Прежде всего, по нему проходит государственная
граница между Беларусью и Литвой. В то же самое время Дрисвяты долгое время
использовались как водоем-охладитель для Игналинской АЭС. Однако те, кто
надеется найти здесь мутантов, будут разочарованы: уровень радиоактивности в
Дрисвятах не превышает норму. Однако из-за постоянного сброса теплой воды
средняя температура в озере заметно повысилась. Из-за этого фауна претерпела
серьезные изменения. Теперь, когда Игналинская АЭС закрыта, начались обратные
процессы. Фактически озеро представляет собой огромный экспериментальный
полигон, где можно в естественных условиях изучать этот интересный процесс.

СТАНЦИЯ «БЕЛОКРЫЛАЯ»

1. Какой житель леса сушит себе на
деревьях грибы? (белка)

2. Животное, которое строит дом в реке.
(бобр)

3. Какой страшный, хищный зверь падок до
малины? (медведь)

4 Какая птица выводит птенцов зимой?
(клест)

7. У него «уши» на ногах. (кузнечик)

8. У какого зверя осенью, в листопад,
появляются детеныши и их называют «листопадниками»? (заяц)

9. Назовите самого крупного зверя – жителя
белорусских лесов. (зубр)

10. Самая «желтоглазая» змея наших лесов –
символ удачи наших предков. (уж)

Выступление учащегося:

Вторым
по величине озером является Асвейское — глубина до 7 метров, имеет самый
большой в Беларуси остров.

В
пятёрку самых таинственных, безусловно, входит Освейское озеро. Когда-то здесь
жили фино-угорские племена, которые рассматривали это озеро как
самостоятельный, или, как мы бы сегодня назвали, параллельный мир. По легендам,
сохранившимся с тех времён, в озере жили обитатели, очень похожие на людей,
однако куда более могущественные. Они могли порадовать «землян» сокровищами, но
тем, кто, ведомый алчностью, отправлялся в дорогу на поиски золота, назад путь
был заказан. Даже рыбаки, которые и сегодня ловят в этом озере рыбу и раков,
строго соблюдают многочисленные ритуалы подготовки к каждому выходу. А те, кто
упустил что-то из ритуалов, не ловят дважды на одном месте. Так сказать, во
избежание эксцессов.

СТАНЦИЯ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ»

Синева нашего
родного края — это не только озёра, а ещё и реки. Они как голубые жилки
пересекают всю территорию Беларуси.


Ученик:
Былога быліны, старога паданні
Плывуць, як аблітыя сонцам чаўны,
Па краю зялёным, прасторах бяскрайніх
Ад Нёмана да Сожа, ад Буга да Гайны,

Па
хвалях Дняпра і шырокай Дзвіны.
Бацькоў нашых слава на іх узбярэжжах,
Гамоняць пра гэта бары-байкары,
Гамоняць пра гэта і Полацка вежы,
І Турава сцены, і шум Белавежы,
І роднага Мінска сівыя муры.
П. Броўка

Выступление
учащихся:

Легенды
возникновения Днепра.

Легенды
Днепра удивительны, жители города охотно делятся ними с приезжими. Не упускают
возможности рассказать интересные легенды Днепра и экскурсоводы нашего города.
Конечно, нельзя рассматривать легенды как реальную историю этого края, но
народные придания всегда были частью жизни наших предков.

Легенда
Днепра о кузнеце.

Согласно
этой легенде Днепра, однажды, очень давно, победил кузнец змея, обложившего
людей поборами огромными. Запряг его кузнец в плуг и обработал землю матушку. И
возник из борозд Днепр и днепровские пороги.

Легенда
истории Днепра.

Великая
река Десна затеяла спор с Днепром: чии воды быстрее. Десна побежала на низину,
там легче. А Днепр побежал к отцу, морю. Прорвался Днепр через горы и овраги
непроходимые. Видит Десна, что сильнее Днепр и не догнать ей его, стала камни в
него кидать и препятствия разные на пути Днепра ставить, чтобы медленнее был
Днепр. И сделалось так 12 порогов.

СТАНЦИЯ «ГОРОДА БЕЛАРУСИ»


 1.Закончите
фразу: «Самый большой город Беларуси – Минск, а самый древний…»
Полоцк
2. Назовите два города нашей республики, носящих почетное звание Город герой.
Минск, Брест

3. Город
химиков – Новополоцк, а город шахтеров –…
Солигорск
4. Название какого города нашей республики совпадает с названием белорусского
месяца?

Червень
5. Этот город теперь уже не принадлежит
нашей республике, но когда-то
именно в нем был открыт первый белорусский университет. Назовите прежнее
название этого города

 СТАНЦИЯ
«СИНЕОКАЯ»

1.     По
территории Беларуси протекает много рек. Назовите самую крупную из них.

2.     По
территории Беларуси протекает много рек. Назовите самую крупную из них.

3.     Закончите
фразу: «Самое большое озеро Беларуси – Нарочь, а самое глубокое –…»

4.     Пинск,
Туров, Мозырь – все эти города располагаются на одной реке.
Какой?

5.     Вам
хорошо известны «цветные» моря: Черное, Красное, Желтое, Белое. А какое
«цветное» озеро есть на территории Беларуси?

СТАНЦИЯ «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ»

Выступление учащегося:

Одна
из самых крупных рек в Беларуси — Нёман.

Нёман
— это река национальная. Для белоруса он то же, что для русского Волга, для украинца
— Днепр, для поляка — Висла. Нёман — гордость и слава Беларуси воплощение
чистоты и красоты, силы народной. Лучшие свои произведения посвятили ему поэты,
писатели, художники. Сколько памятных событий произошло на этой реке,овеянной преданиями
и легендами. Сколько задушевных песен сложено о нём!

СТАНЦИЯ «БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И
ОБРЯДЫ»

 1.С этим народным
праздником связана одна из самых романтических легенд. (Купала)

2.Это дерево у
беларусов было сиволом особой животворной силы. Ветви его освящали в церкви, били
ими всех членов семьи, т.к считалось, что этим можно защитить от болезней и
бед. Что это за дерево? (Верба)
3.В прошлом каждый день у белорусов имел своё значение. В понедельник не рекомендовалось
начинать серьёзные дела, их откладывали на вторник. Четверг был чистым, а
пятница – женским днём. А в субботу необходимо было вспоминать….Кого? (Умерших
предков)

4.Символ Пасхи –
пасхальное яйцо, символ Масленицы – блины. А что является символом белорусского
народного праздника Зелёные свяки? (береза)

5.22 марта, в день
Весеннего равноденствия, в Беларуси широко отмечался народный праздник Сороки.
Считалось, что большой успех ожидает того, кто первым в этот день увидит…
Кого?( Клин журавлей или гусей)


9. Рефлексия «Все в твоих руках..»
Для каждого из нас родная земля – самая приветливая и неповторимая.
И где бы мы ни очутились позже, в каких бы прекрасных странах ни
побывали, мы всегда будем ждать встречи со своим родимым краем. А какой
будет наша родная земля в будущем, зависит от вас, от молодого поколения.
Все в ваших руках.
(Учащиеся на ладошках-стикерах пишут пожелание родному краю и
крепят их на большой контур Беларуси, который размещен на доске)


10. Подведение итогов

Вот и подошла к концу наша встреча.
Надеемся, вы не зря
проовели время с нами.
Игроки показали свою эрудицию, выступающие – свой
талант, а зрители – с пользой провели время.
И на прощание нам хотелось бы пожелать вам всегда
верить в себя и свои силы!
Никогда не отчаиваться и знать: ветер перемен постоянно
дует над нашей землёй, изменяя жизнь к лучшему!

К. М. ЛЯШКЕВІЧ, настаўніца Астрамечаўскай сярэдняй школы Брэсцкага раёна.

Беларусь мая сінявокая

Сцэнарый ранішніка

(На сцэне дзяўчынка і хлопчык у нацыянальных касцюмах.)

Хлопчык.
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой
Твой родны край, твая Айчына,
Жыццё тваё і гонар твой.
I ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла — Беларусь.
(Ю. Свірка.)

Дзяўчынка.
Я — дзяўчынка-беларуска
3 васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь — мая Радзіма.
Васількі ў світальным жыце.
Вербы ніцыя над Сожам.
Беларусь: Бярэсце, Свіцязь,
Налібокі і Каложа.
(П. Панчанка.)

Вядучы. Мы нездарма назвалі ранішнік «Беларусь мая сінявокая». На нашай зямлі багата рэк, азёр, а ў жыце ўлетку цвітуць блакітныя васількі. Беларусь — наша Радзіма. А — з чаго пачынаецца Радзіма? 3 песні маці,-з роднага слова. Паслухаем вершы пра Беларусь.

Хлопчык.
Ёсць на свеце нямала прыгожых узлессяў,
Ёсць на свеце нямала чароўных дарог,
Толькі самыя лепшыя словы і песні
Для цябе я навекі збярог.
Як гаючы бальзам, п’ю твой вецер ласкавы
I шапчу табе словы адданай любві.
I не трэба ў жыцці мне пашаны і славы,
Толькі сынам сваім назаві.
(Г. Бураўкін.)

Дзяўчынка.
Ад ветру гнуцца вербалозы,
Бяжыць дарога напрасткі.
Мой край — бялюткія бярозы
Абапал сіняе ракі.
Высока ў небе вырай кружыць:
Ляціць за сіні небакрай.
Не забывай ніколі, дружа,
Сваю зямлю, свой родны край.
Мой край —лугі і пералескі,
Крыніцы звон і шум лясны,
Мой край — блакітныя пралескі
На сцежках ранняе вясны.
(Вера Вярба.)

Вядучы. Мы, беларусы, ганарымся сваімі славутымі продкамі: Ефрасінняй Полацкай, Кірылам Тураўскім, Францыскам Скарынай. Нашы выдатныя пісьменнікі Янка Купала, Якуб Колас, Максім Багдановіч, Элаіза Пашкевіч, Канстанцыя Буйло марылі аб незалежнай Беларусі з уласнай мовай і культурай і сваёй творчасцю, сваімі справамі набліжалі гэты час. Яны любілі наш край і гэтую любоў адлюстроўвалі ў вершах.

Дзяўчынка.
Люблю наш край, старонку гэту,
Дзе я радзілася, расла,
Дзе першы раз пазнала шчасце,
Слязу нядолі праліла.
Люблю народ наш беларускі,
Іх хаты ў зелені садоў,
Залочаныя збожжам нівы,
Шум нашых гаяў і лясоў…
I песню родную люблю я,
Што дзеўкі ў полі запяюць,
А тоны голасна над нівай
Пераліваюцца, плывуць.
Усё ў краю тым сэрцу міла,
Бо я люблю край родны мой,
Дзе з шчасцем першым я спазналась
I з гора першаю слязой.
(К. Буйло.)

Вядучы.
Багатая беларуская мова прыказкамі, прымаўкамі. Памерлі ўжо людзі, якія сказалі мудрыя словы, а прыказкі працягваюць жыць.
Дзяўчынка і хлопчык (па чарзе).
Дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка.
Родная зямелька, як зморанаму пасцелька.
На Радзіме і паміраць лягчэй.
У родным лесе і куст родны.
У сваім краі, як у раі.

Вядучы. А зараз правядзём гульню-конкурс «Хто хутчэй?». Будзем чытаць скорагаворкі.

  1. Ехаў Пракоп з Пракопіхаю і малым Пракапяняткам.
  2. На рэчцы Лука спаймаў рака ў рукаў.

Вядучы. Сёння мы падрыхтавалі і хвілінку-весялінку.

(Дзеці па чарзе расказваюць кароткія смешныя гісторыі.)

Маленькі хлопчык прынёс дадому чарапаху.

— Навошта яна табе? — пытаецца маці.
— Хачу праверыць, ці праўда, што яна жыве 200 гадоў.

*  * *

— Марынка,  ты  вельмі  непаслухмяная дзяўчынка. Адны непрыемнасці праз цябе. Я ўся пасівела.
— Мамачка, калісьці і ты,- напэўна, не слухалася. Паглядзі, колькі сівых валасоў у бабулі.

*  * *

— Дзядуля, а ты быў маленькі?
— А як жа, унучак. I ў першы клас хадзіў, як і ты.

Відаць, смешны быў ты ў школе са сваёю барадою?

* * *

— Ты не бойся,  — супакойвае маці сына перад кабінетам зубнога ўрача.
— Нічога тут табе не зробяць.

Тады чаго мы сюды прыйшлі?

Вядучы. Ці любіце вы загадкі? А як вы думаеце, для чаго загадваюць загадкі? Правільна, яны вучаць думаць, развіваюць кемлівасць, фантазію.
Дык давайце падумаем разам.

  1. Жывы — чорны, памрэ — чырвоны. (Рак.)
  2. Зубастыя, а не кусаюцца. (Граблі.)
  3. Высока стаіць, навокал глядзіць, у белай кашулі і люльку курыць. (Комін.)
  4. Каля носа ўецца, а ў рукі не даецца. (Дым.)

А цяпер вы самі загадайце загадкі, і мы ўсе будзем іх адгадваць.

(Дзеці прапануюць загадкі.)

Вядучы. Паслухайце адну гісторыю.
Ці то полем, ці то лесам ішлі тры падарожнікі. Ішлі яны тры дні і тры ночы ды яшчэ паўдня. Прытаміліся. Прыселі. Раптам чуюць — спявае нехта. Прыслухаўся першы:
— Відаць, жаўранак. Нё, — кажа другі, — гэта лес шуміць. А трэці прыпаў вухам да зямлі і прашаптаў:- Ды гэта ж зямля наша спявае.

Вось якая яна, наша зямля беларуская. Таму ў нас і песні, і танцы такія прыгожыя.

(Дзеці выконваюць падрыхтаваны па выбару настаўніка танец і ўсе разам спяваюць беларускую народную песню.)


Яшчэ на гэту тэму:

“Я – Беларус! Я ганаруся, што маю гэтае імя…”     Наша радзіма — беларусь      

«Моя Родина—Беларусь» музыкальное развлечение в средних и старших группах.

 «Моя Родина — Беларусь»

Звучит песня «Даль великая». Видеозаставка.

1 Ведущая: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, — мы все с рожденья в нём живём!                                                         

2 Ведущая: У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля — это истинное чудо. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.                                                                           

 1 Ведущая: А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь:«Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»
2 Ведущая: Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. Это место, где человек родился, живёт.

1 Ребёнок: Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки, идём.

1 Ведущая: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки. И сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы.

Игра «Продолжи пословицу».

Родина-мать, умей за неё…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где родился, там и…
Везде хорошо, а дома…
Чужбина-калина, Родина -…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

2 Ребёнок: Радзіма наша – Беларусь, i колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі мілей, чым гэты край.

2 Ведущая: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зелёных лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

3 Ребёнок: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.                                                                                                                                         

Песня «Родны бусел» сл. Н. Галiноускай, муз. С. Галкiнай.

1 Ведущая: Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

2 Ведущая: Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

4 Ребёнок: Ливнем вымытые нивы, осенённые рассветом,-
Сочетаются счастливо цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода, всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа флаг державы Белорусской.

1 Ведущая: Вторым государственным символом является герб.

5 Ребёнок: Излучает герб чудесный свет, у него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб, воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб, человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах нет герба красивей и светлей.

2 Ведущая: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки родного края».

-Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
-Каких животных называют строителями? (Бобров)
-Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
-Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
-Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
-Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
-Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
-Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр, бурый медведь, барсук и т.д.)
-Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, чёрный аист, большая белая цапля и др.)
-Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
-Назовите растения, занесённые в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, валериана…)
-Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
-Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
-Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

1 Ведущая: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.

2 Ведущая: Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

6 Ребёнок: В шесть утра, в двенадцать ночи он по радио звучит.
Всех людей родного края сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала, люди дружно все встают.
От велика и до мала эту песню все поют.
Она очень величаво прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством, гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Присутствующие встают и поют гимн Республики Беларусь.

1 Ведущая: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі, шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…Здагадайцеся, хто ён? (лён)                                                                                        2. Цвіту ўсё лета я. Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя. Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочком у оградки лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый, а животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро, кто же я? (лось)

2 Ведущая: Ну а сейчас настало время проверить ваши знания о нашей родине.

Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

7 Ребёнок: Гляджу на родныя мясціны, адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны не мае скарбу чалавек.

1 Ведущая: И вам, будущим агрономам, лётчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать её. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — её сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без неё нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

2 Ведущая: Берегите Землю, берегите. Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите!
                                                             

  (А.Дудин «Берегите Землю!»)

Тема:
«Моя
Родина — Беларусь»

Цель:
расширение
знаний учащихся о своей стране, её символах и                    достопримечательностях;

         воспитание
патриотических чувств.

Ход мероприятия

         Учитель. Родина… Какое
богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род,
которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас –
потомок какого-либо старинного рода. Назовите слова, которые ассоциируются с
понятиями «род», «Родина».

         Дети.

ü
Родители
— отец и мать, у которых рождаются дети.

ü
Родич
– родственник, член рода.

ü
Родня
– родственники.

ü
Родословная
— перечень поколений одного рода.

ü
Родной
— близкий человек.

ü
Народ
– нация, народность, жители страны. И т.д.

         Учитель. Какие богатые
ассоциации! И само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место
рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города,
и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь
у нас общая. О ней сегодня и пойдёт речь.

         1-й ученик.

         Что мы Родиной зовём?

         Солнце в небе голубом

         И душистый, золотистый

         Хлеб за праздничным столом.

         Что мы Родиной зовём?

         Дом, где мы с тобой растём,

         И берёзки, вдоль которых,

         Взявшись за руки, идём.

         Учитель. Любовь к Родине
присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни,
пословицы, поговорки.

         Игра «Пословица».

ü
Родина
– мать, умей за неё постоять.

ü
Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

ü
Родная
сторона – мать, чужая – мачеха.

ü
Где
мать родила, там и Родина.

ü
Везде
хорошо, а дома лучше.

ü
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.

ü
Чужбина
– калина, Родина – мать.

ü
Человек
без Родины, что соловей без песни.

ü
Родину
не выбирают.

ü
Родину,
как и родителей, на чужбине не найдёшь.

         2-й ученик.

         Радзіма наша — Беларусь,

         І колькі ні шукай,

         Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

         Мілей, чым гэты край.

         Песня

         3-й ученик.

         Зямля з блакітнымі вачамі-

         Святло азёр, прастор лугоў!

         Тут называюць Васількамі

         На Беларусі хлапчукоў.

         Звіняць крыніцы, як цымбалы,

         Сцяжынкі свецяць у лясах.

         Палі, узгоркі, перавалы-

         Прасторны шлях, далёкі шлях.

         Учитель. Вас не удивило
название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так
часто  называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).

         Беларусь не только край голубых
озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.

         4-й ученик. Расправив
белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями
они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми
крыльями.

         Кожны ведае, што бусел- сімвал
нашай Беларусі.

         Учитель. Народное поверье
утверждает, что аист

приносит в дом удачу, детей и счастье.

         5-й ученик.

         Няма радзімы без
бацькоўскай хаты;

         Бусліны клёкат – гэта родны дом;

         Ты будзеш жыць шчасліва і багата,

         Калі над хатай — буслава гняздо.

         Учитель. Символом нашей
земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. А сколько в нашей стране
красивейших уголков, удивительных достопримечательностей – и не сосчитать! В
2007 году газета «Зорька» предложила своим читателям назвать уникальные места,
которые можно зачислить в список «7 чудес Беларуси». В редакцию пришло
множество писем, в которых  содержались разные варианты знатной «семёрки». Дома
вы пытались составить свои варианты.

         Конкурс «7 чудес Беларуси».

          Беловежская пуща – самый великий
лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре
пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в
стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие
животные зубры.

         Софийский собор в
Полоцке
символ государственной независимости. Его не раз
разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.

         Крест Ефросиньи Полоцкой
– ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году
полоцкий мастер — ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный
крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых,
драгоценными камнями.

         Слуцкие пояса
самые оригинальные тканые изделия, в которые вплетались золотые и
серебряные нити. Их создавали слуцкие ткачихи для знатных и богатых людей.
Каждый пояс был единственным в своём роде. По сей день среди них не обнаружено
«двойников».

         Брестская крепость
– мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических
защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов
со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости
солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.

         Несвиж – красивейший
город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей.
Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными
внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов,
дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.

         Национальная библиотека
– главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное
архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит
подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое
необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека
оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из
книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.

         Учитель. Белорусская земля
всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата
на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих  столетий.
Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск
Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский,  Максим Богданович, Янка Купала, Якуб
Колас и т.д.)

         Учитель. Однако Республика
Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

         Легенда.

         Родились у матери три сына. Говорит
она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его
из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата  наша земля». А потом дает
сыну красную звездочку. «Береги её, — говорит мать, — и смотри, чтобы
никогда-никогда не погасла звездочка, потому что  с нею в сердце боролся наш
народ за свободную жизнь, за солнечное небо».

         «Ты, сынок, — говорит мать
второму, — носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и
мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.

         “А ты, сынок, птенец мой
голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.

         Задумалась мать: а какие имена
дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый
будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь
называться Флагом, а ты сынок, третий, — Гимном”. Так и живут у матери три
сына:Герб, Флаг, Гимн.

         Учитель. Государственный
флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы.
А что такое Государственный флаг?

         6-й ученик. Государственный
флаг —  это символ независимого государства. В очень давние времена  в качестве
флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали
оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на
шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым
государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.

         7-й ученик. Государственный
флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак
Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый
цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне
расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение
Государственного флага Республики Беларусь.)

         8-й ученик.

         Ливнем вымытые нивы,

         Осененные рассветом, —

         Сочетаются счастливо

         Цвет зеленый с красным цветом

         Полыхание восхода,

         Всходы- полосою узкой, —

         Соткала сама природа

         Флаг державы Белорусской.

         Разве довод мой не весок:

         На весенем кругозоре

         И заря, и перелесок,

         И березы белокорье.

         Розовый узор и млечный,

         Красок радостная спевка –

         Как орнамент наш извечный

         Красно-белый возле древка!

         Учитель. Флаг развевается
над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является
герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)

         9-й ученик. Все
государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются
составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках
страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.

         10-й ученик.

         Излучает он
чудесный свет.

         У него – высокая судьба,

         И, пожалуй, в целом мире нет

         Благородней нашего герба.

         Гармонично сочетает герб,

         Воедино сопрягает он

         Солнце и колосья, свет и хлеб,

         Человеком чтимый испокон.

         В ярких, выразительных тонах

         Колоски, цветы родных полей.

         В толстых геральдических томах

         Нет герба красивей и светлей.

         Учитель. Символом любого государства
также является и гимн – торжественная песня.

         11-й ученик. Слово
“гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь
богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в
торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.

         Мелодию гимна нашей страны
сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и
Владимиру Каризне.

         12-й ученик.

         В шесть утра, в
двенадцать ночи

         Он по радио звучит.

         Всех людей родного края

         Сплачивает и роднит.

         Песня в зале зазвучала,

         Люди дружно все встают.

         От велика и до мала

         Эту песню все поют.

         Она очень величаво

         Прославляет край родной.

         Встав со всеми с тёплым чувством

         Гордо эту песню пой!

         Звучит музыка. Учащиеся
встают и поют гимн Республики Беларусь.

         Выполнение интерактивных
заданий на компьютере.

         13-й ученик.

         Гляджу на родныя мясціны,

         Адданая я ім навек,

         Бо даражэй свёй краіны

         Не мае скарбу чалавек.

         Люблю я пераліў заранак

         І сінявочкі –васількі,

         У белых хустачках сялянак

         На сенажаці ў ракі.

         У полі кветак назбіраю

         Упаду ў росную траву.

         У косы сена наўплятаю…

         Ах, як шчасліва я жыву!

         І хоць багацця я не маю,

         Але скажу з усёй душой:

         Другім багатая, я знаю, —

         Сваёй Радзімай дарагой.

         Учитель. Наша
Родина — Республика  Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин
должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и
достопримечательности родного края.

         Предлагаю провести викторины и
конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и
“Беларусачка”(девочки).

          Викторина “Знатоки родного
края”

1. Назовите хвойные деревья наших лесов.
(Сосна, ель, можжевельник.)

2. Каких животных называют строителями?
(Бобров.)

3. Назовите хищных животных наших лесов.
(Волк, кабан, лиса.)

4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой
цвет?(Заяц, лиса, белка.)

5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится
лось? (Мухомор.)

6. Какие птицы остаются у нас зимовать?
(Воробей, сорока, ворона.)

7. Кто днем отдыхает, а ночью
летает?(Сова.)

8. Какая птица выводит птенцов зимой?
(Клест.)

9. Как называется жёлто –бурая птица,
похожая на маленькую курицу? (Перепел.)

10. Каких жуков называют санитарами,
потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких
животных?(Жук-могильщик.)

11. Какие звери наших лесов занесены в
Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)

12. Какие птицы занесены в Красную книгу
Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля,
авдотка, орлан-белохвост и др.)

13. Назовите лекарственные растения наших
лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)

14. Назовите растения, занесенные Красную
книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник
оживающий.)

15. Кто является “санитаром” водоемов, так
как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)

16. Какая хищная речная рыба имеет большую
пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)

17. Назовите самого злостного вредителя
картофеля. (Колорадский жук.)

         Учитель.   Каждый любит
страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы —
трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю
отдохнуть и поиграть.

         Гульня «Кароль»

         “Кароль” сядзіць
на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад,
капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да
“караля”:

         -Добры дзень, дзядуля кароль!

         — Добры дзень, дзеці. Дзе вы
былі?

         — На панскім двары.

         — А што вы там рабілі?

         — Мы не скажам, а пакажам!

         Пасля гэтага дзеці імітуюць тую
работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае,
даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і
гульня працягваецца.

         Учитель. Белорусы
образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как?
Будем отгадывать  белорусские загадки.

         Конкурс “Белорусские загадки”

1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці.
(Ноч.)

2. Спачатку падае, потым устае, пасля
гасцінцы раздае. (Дождж.)

3. Што за астры – люба глянуць.  Толькі
ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)

4.       Урадзіўся ён высокі,

         Шаўкавісты, сінявокі.

         Апранае нас здавён…

         Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)

5.      Цвіту ўсё лета я.

         Жыву звычайна ў жыце.

         Нашу хлапечае імя.      

         Як зваць мяне, скажыце?
(Васілёк.)

6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле
ад чарвей. (Грак.)

         Учитель. Умеют белорусы и
шутить.

         Смяшынкі

Хітры хлопец

         -Мама, дай мне гароху.

         -Добра, вазьмі сабе поўную жменю.

         -Аж поўную жменю! То ты, мама,
дай сама, бо твая жменя большая.

Хто старэйшы

        
Хто
з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.

        
У
мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з
ім зраўняўся, — адказаў Міколка.

У фельчара

        
Вось,
цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.

        
А
божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.

Дзед і ўнук

        
Дзядуля,
а ты быў калісьці маленькім, — пытаецца ўнук.

        
Быў,
унучак, быў…

        
Вось
ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.

          Викторина “Моя Родина — 
Республика Беларусь”

1. Как называется наша страна?(Республика
Беларусь.)

2. Кто является Президентом нашей страны?
(А.Г.Лукашенко.)

3. Назовите столицу нашей Родины.
(г.Минск.)

4. Какие государственные символы вы
знаете? (Флаг, герб, гимн.)

5. Какие языки в Республике Беларусь
являются государственными?(Русский, белорусский.)

6. Сколько человек проживает в нашей
стране? (Более 10 миллионов.)

7. Назовите самые большие реки Беларуси.
(Днепр, Неман, Западная Двина.)

8. Назовите самые большие озёра нашей
страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)

9. Как называют жителей Республики
Беларусь? (Белорусы.)

10. Какой вид транспорта есть в нашей
стране только в Минске?(Метро.)

         14-й ученик.

         Я – беларус
маленькі,

         Спяшаюся са школы.

         Як і бацькі сумленны,

         Руплівы і вясёлы.

         Я – беларус маленькі

         З блакітнымі вачыма.

         Хачу і  я, каб лепей

         Жыла мая Радзіма.

         15-й ученик.

         Я
дзяўчынка-беларуска

         З васільковымі вачыма.

         Хоць малая, але знаю:

         Беларусь – мая Радзіма.

         Учитель.
Сегодня
мы говорили о своей Родине – Беларуси, о  её символах и 
достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы
знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас
созданы  хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности
записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У
вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя –
белорус.

         Песня
«Усе мы родам
з дзяцінства”.

         Учитель. Пусть счастливой
будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!

План-конспект

открытого классного часа в 5 «Д» классе

учителя русского языка и литературы Тарасик Н. С.

Любим и знаем родную Беларусь!

Открытый классный час учителя русского языка и литературы,

классного руководителя 5 «Д» класса Тарасик Н. С.

Тема. Знаем и любим родную Беларусь!

Цели:

  1. Формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Беларуси.

  2. Формирование патриотического и национального самосознания подростков.

  3. Вызвать желание сделать что-то значительное для своей страны, чтобы быть продолжателем дел предков, приумножить авторитет страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни.

Оборудование: карта Беларуси, записи на доске, фотографии, портреты пионеров-героев, фонограммы белорусской мелодии, презентация, компьютер.

Ход классного часа

1. Тема классного часа.

(звучит народная мелодия, исполняемая на цимбалах)

Ребята, тема нашего классного часа написана на доске. Давайте её прочитаем хором.

Какой знак препинания вы хотели бы поставить в конце этого предложения?

Наша задача – не только определить в течение классного часа, знаем ли мы нашу страну, как мы выражаем к ней свою любовь, но и поставить знак препинания в конце названия темы сегодняшнего мероприятия: вопросительный знак, точку, восклицательный знак или многоточие.

2. Беседа.

У каждого на земле есть своя родина, это то место, где он родился, вырос. Наша с вами общая Родина – Беларусь. Откуда пошло название “Беларусь”?

  1. белая, светлая одежда сельских людей;

  2. светлые волосы, светлый цвет кожи;

3) Когда на наши дрение земли пришли татаро-монголы, мы смогли отбиться от них. Мы отбились. И поэтому мы “белая”, “чистая от нашествия татар”.

Республика Беларусь – это наша Родина. Что же такое Родина? Как вы понимаете смысл этого слова?

2. Чтение учащимся стихотворения о Родине.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, и дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

3. Станция «Карта Беларуси».

Республика Беларусь – государство, расположенное в самом центре Европы. (!!! Циркуль – круг, центр около Мирского замка). Столица нашего государства – город Минск. Наши соседи — …

Край родимый, протянувшийся на 560 км с севера на юг и на 650 км с запада на восток, известен красотой своих озер и рек. Крупнейшие из лесных массивов – Березинский заповедник и Беловежская пуща. Коренное население страны – белорусы, но и другие народы: русские, поляки, украинцы, цыгане – никоим образом не ущемлены.

4. Станция «Города Беларуси».

Ребята! В нашей стране 104 города! Сейчас мы посмотрим, как вы знаете названия белорусских городов и городков. Ваша задача – з писать за 1 минуту как можно больше названий городов Беларуси. Обязательное условие – не писать названия деревень.

5. Станция «Мы патриоты» (Работа с «солнышком»).

Кто такой патриот? Что значит быть патриотом? Послушаем наш коллективный голос.

(Сообщение результатов анкетирования «Патриот – это человек, который …», оформленных как лучики солнца).

6. Станция «Пословицы о Родине и патриотизме».

Задание: работая в группе, продолжить пословицу.

Тяжело Афонюшке … (на чужой сторонушке).

Не место человека красит, а … (человек место).

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

У сваім краі, як … (у раі).

Дадому і конь … (спрытней бяжыць).

Усякая разумная птушка … (сваё гняздо бароніць).

Дарагая тая хатка, дзе … (радзіла мяне матка).

Няма смачнейшай вадзіцы, як з … (родная крыніцы).

Дзе радзіуся, там … (i прыгадзіуся).

Той бацькаушчыну любіць, хто ёй … (сумленна служыць).

Ад душы працуеш – … (Радзіму мацуеш).

7. Станция «Письмо-опровержение».

Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Дети должны придумать как можно больше опровержений этой фразы.

Мы живем в Австралии. В сельской местности очень много заводов и фабрик. В городе много животноводческих ферм. Все белорусы говорят на китайском языке. На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета. В Беларуси добывают газ, уголь, золото. Наша республика выращивает много бананов и апельсинов. В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру. Наша республика любила и любит мир, поэтому никогда не участвовала в войнах.

8. Станция “Экзотическая встреча с индейцами”

Представьте себе, что вас захватили в плен индейцы и начали вас допрашивать. Когда дошла очередь до вопроса “Откуда вы, из какой страны прибыли?”, вы с гордостью ответили: “Мы из Беларуси!”

Однако они посмотрели на вас большими глазами, потому что никогда не слышали о нашей Родине.

Ваша задача заключается в том, чтобы за пять минут рассказать о своей земле так, чтобы они не просто отпустили вас, а, бросив всё, согласились посетить наши края.

9. Станция “Великая Отечественная война”.

Чтобы стать самостоятельным государством, Беларусь прошла долгий и сложный путь. 22 июня 1941 года, в 4 часа утра началась ВОВ. Гитлер составил план уничтожения славянских народов, в первую очередь русского, украинского и белорусского. Почти 4 года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, годы тяжёлого труда. В боях за Родину наши воины проявили небывалый героизм и отвагу. Свыше 7 млн. бойцов были награждены боевыми орденами и около 11 тыс. удостоены звания Герой Сов. Союза.

Среди них – 4 пионера-героя юный партизан Лёня Голиков, боец партизанской бригады Марат Казей, партизанский связной и разведчик Валя Котик и пионерка, член подпольной комсомольской организации, действующей на Витебщине, Зина Портнова.

Рассказ о Зине Портновой.

Родилась Зина Портнова в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы к бабушке в Витебскую область. Участвовала в распространении листовок среди населения. Работая в немецкой столовой, отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года, возвращаясь с задания была схвачена немцами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.

Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, чтобы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её.

Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка.

Физминутка.

Учитель обобщает ответы детей.

Покажите жестами, как велика наша Родина.

Покажите жестами как высоки деревья в наших лесах.

Покажите жестами, как колышется пшеница от ветра.

Покажите жестами, как аист расправил крылья над нашей Родиной.

10. Станция «Минск».

Города как люди. Одни богатые и властные уже «при рождении», другим необходимо копить мощь и авторитет на протяжении многих столетий. Минск относится к числу вторых.

На протяжении столетий Минск сгорал дотла, но он всегда возрождался и становился ещё более красивым.

В 1944 году, после освобождения от фашистских захватчиков, власти имели серьёзное намерение перенести столицу Беларуси в Могилев или даже возвести новый город в чистом поле, потому что за три года оккупации в Минске было разрушено более 80 процентов зданий, а население сократилось с 270 до 80 тысяч человек. Но город и на этот раз поднялся из руин, снова ожили его шумные улицы.

Кстати, такое оригинальное лицо Минска – одновременно пожилой и юный, не похоже на лица других мировых столиц.

Даю справку: 3 марта 1067 г. – первые летописные сведения о Минске в связи с битвой на реке Немиге между войсками полоцкого князя Всеслава Чародея и князей Ярославичей.

11. Станция «Фото на память».

Задание: Назвать три места (=визитные карточки Минска), где бы вы сфотографировались для своего нового друга (из племени добрых индейцев) как подтверждение того, что фото сделано в Минске.

(Примеры, если дети растеряются: вокзал, Врата города, площадь Победы, Дворец Республики, Дворец спорта, Театр оперы и балета, Белгосцирк, остров слёз, Троицкое предместье, площадь Якуба Коласа, парк Горького, магазин ЦУМ, церковь на Немиге, кинотеатр «Пионер».)

12. Станция «Песня о Родине».

Исполнение песни «С чего начинается Родина?» (под презентацию).

(Слова заранее должны быть выучены всеми учащимися.)

Награждение (угощение конфетами белорусского производства)

13. Игра «Наш Минск».

Задание: К слову Минск дети из двух групп (1 ряд парт) подбирают слова-определения поочередно на лепестках заранее заготовленных «ромашек». (главный, большой, богатый, зеленый, красивый, старинный, растущий, промышленный, культурный, белорусский и т.д.)

Продолжить предложения (группы 3, 4, 5, 6, сидящие на втором и третьем рядах в кабинете).

  • Я люблю свой город за то, что…

  • Мне очень нравится жить в Минске, потому что…

  • У Минске есть любимые для меня места. Это…

  • Наш город был бы ещё красивее, если бы …

  • Если бы я был художником и нарисовал Минск, то я бы нарисовал …, потому что…

  • Нашему городу очень нужны…, потому что…

14. Станция «Стихотворения о родном городе, Фрунзенском районе».

Мой город

Я в Минске родился и в Минске живу,

Тебя, родной город, я очень люблю,

Люблю твои улочки, парки и скверы,

В тебя, милый город, я искренне верю.

Ты чистый, красивый, уютный, родной,

Прохладный ты летом и теплый зимой,

Тобой не гордиться никак нам нельзя,

Думаю, со мной вы согласны, друзья!

!!! Обязательно дети читают свои стихотворения о Минске и о Фрунзенком районе.

15. Станция «Богатства Беларуси».

Назовите, ребята, чем богата наша Беларусь? (Земля, армия, природа, деньги, люди, полезные ископаемые, история, култьтура, продукты питания, язык.)

Что является самым большим богатством Беларуси?

!!! Люди.

Работа с кругами.

Любить свою Родину – это значит любить людей, живущих в этой стране. Все люди принадлежат к одному из четырёх кругов.

  1. Родственники (родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, крёстные);

  2. Наставники (педагоги в школе, тренеры, преподаватели в музыкальной школе, в танцевальной студии);

  3. Друзья (хорошие знакомые, товарищи, соседи, дачники, лагерники);

  4. Незнакомые люди.

??? Что уже сделали для каждого из вас эти взрослые люди (ознакомление с результатами анкетирования “За что я благодарен старшим поколениям?”, ответы в виде “ромашки”.)

16. Станция «Белорусский характер».

Как вы можете проявить свою любовь к Родине = любовь к родителям и всем наставникам??

!!! Учиться и жить, проявляя качества (напомнить о Харлампии Диогеновиче)

Давайте вспомним рассках Ф. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла” об учителе Харлампии Диогеновиче и об одном подлом мальчике из 5-го класса и определим, какие же качества воспитывал в своих учениках учитель математики. (Детям выдаются листы А4, надо построиться в ряд по степени значимости черт характера).

  1. Трудолюбие.

  2. Самостоятельность.

  3. Дисциплинированность.

  4. Честность.

  5. Неконфликтность.

  6. Щедрость.

  7. Доброжелательность.

  8. Доброта.

  9. Порядочность.

  10. Аккуратность.

17. Наши добрые дела. (анализ фотографий для мам).

— Ездили в разные места по стране: Жодино, Борисов, усадьба “Гаенские вытоки”, клуб “Золотая шпора”, Логойск.

— Посетили музеи Я. Купалы, М. Богдановича, П. Бровки, Великой Отечественной войны, Национальный исторический музей, Музей белорусской государственности

— Украшали школу перед Новым годом

— Участвовали в акции “Подарок другу в Рождество”

— Макулатуру собирали (700 кг)

— Учебники чистили

— Снег вокруг школы убирали

— Играли и в библиотеке, в кабинете, в актовом зале

— Хорошо учились.

18. Подведение итогов .

??? Почему одним легко было собрать фотоматериалы для поздравления мам с праздником 8 Марта, а другим тяжело?

!!! Тому есть что показать родителям, кто много в чём участвовал и проявил себя.

Вывод: Соловья ценят за пение, а человека – за поступки.

Итак, давайте подведём итоги нашего классного часа.

Какой знак препинания мы хотим и уже с ответсвенностью можем поставить в конце темы нашего мероприятия?

Конечно же, восклицательный знак. Вы у меня молодцы! Спасибо всем за работу!

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, и дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, и дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Мой город

Я в Минске родился и в Минске живу,

Тебя, родной город, я очень люблю,

Люблю твои улочки, парки и скверы,

В тебя, милый город, я искренне верю.

Ты чистый, красивый, уютный, родной,

Прохладный ты летом и теплый зимой,

Тобой не гордиться никак нам нельзя,

Думаю, со мной вы согласны, друзья!

Мой город

Я в Минске родился и в Минске живу,

Тебя, родной город, я очень люблю,

Люблю твои улочки, парки и скверы,

В тебя, милый город, я искренне верю.

Ты чистый, красивый, уютный, родной,

Прохладный ты летом и теплый зимой,

Тобой не гордиться никак нам нельзя,

Думаю, со мной вы согласны, друзья!

Пословицы о Родине и патриотизме

Задание: продолжить пословицу.

  1. Тяжело Афонюшке на …

  2. Не место человека красит, а …

  3. В гостях хорошо, а …

  4. У сваім краі, як …

  5. Дадому і конь …

  6. Усякая разумная птушка …

Пословицы о Родине и патриотизме

Задание: продолжить пословицу.

  1. Чым за морам віно піць, лепш з …

  2. Дарагая тая хатка, дзе …

  3. Няма смачнейшай вадзіцы, як …

  4. Дзе радзіуся, там …

  5. Той бацькаушчыну любіць, хто …

  6. Ад душы працуеш – …

Пословицы о Родине и патриотизме

Задание: продолжить пословицу.

  1. Тяжело Афонюшке на …

  2. Не место человека красит, а …

  3. В гостях хорошо, а …

  4. У сваім краі, як …

  5. Дадому і конь …

  6. Усякая разумная птушка …

Игра «Письмо-опровержение»

Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Учащиеся должны придумать опровержения этим фразам.

  1. Мы живем в Австралии.

  2. В сельской местности очень много заводов и фабрик.

  3. В городе много животноводческих ферм.

  4. Все белорусы говорят на китайском языке.

  5. На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета.

  6. В Беларуси добывают газ, уголь, золото.

  7. Наша республика выращивает много бананов и апельсинов.

  8. В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.

  9. Наша республика никогда не участвовала в войнах.

Игра «Письмо-опровержение»

Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Учащиеся должны придумать опровержения этим фразам.

  1. Мы живем в Австралии.

  2. В сельской местности очень много заводов и фабрик.

  3. В городе много животноводческих ферм.

  4. Все белорусы говорят на китайском языке.

  5. На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета.

  6. В Беларуси добывают газ, уголь, золото.

  7. Наша республика выращивает много бананов и апельсинов.

  8. В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.

  9. Наша республика никогда не участвовала в войнах.

Игра «Письмо-опровержение»

Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Учащиеся должны придумать опровержения этим фразам.

  1. Мы живем в Австралии.

  2. В сельской местности очень много заводов и фабрик.

  3. В городе много животноводческих ферм.

  4. Все белорусы говорят на китайском языке.

  5. На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета.

  6. В Беларуси добывают газ, уголь, золото.

  7. Наша республика выращивает много бананов и апельсинов.

  8. В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.

  9. Наша республика никогда не участвовала в войнах.

Игра “Экзотическая встреча с индейцами”

Ваша задача заключается в том, чтобы за 3 минуты рассказать о своей Родине так, чтобы индейцы не просто отпустили вам живыми домой, но, бросив всё, согласились посетить наши места.

Ваш рассказ о памятниках истории, современных сооружениях, красивых и интересных местах в природе на всей территории Беларуси (перечислить красиво, выразительно, связно):

Игра “Экзотическая встреча с индейцами”

Ваша задача заключается в том, чтобы за 3 минуты рассказать о своей Родине так, чтобы индейцы не просто отпустили вам живыми домой, но, бросив всё, согласились посетить наши места.

Ваш рассказ о памятниках истории, современных сооружениях, красивых и интересных местах в природе на всей территории Беларуси (перечислить красиво, выразительно, связно):

Игра “Экзотическая встреча с индейцами”

Ваша задача заключается в том, чтобы за 3 минуты рассказать о своей Родине так, чтобы индейцы не просто отпустили вам живыми домой, но, бросив всё, согласились посетить наши места.

Ваш рассказ о памятниках истории, современных сооружениях, красивых и интересных местах в природе на всей территории Беларуси (перечислить красиво, выразительно, связно):

Рассказ о Зине Портновой

Родилась Зина Портнова в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы к бабушке в Витебскую область. Распространяла листовки среди населения. Работая в немецкой столовой, отравила пищу (погибло более 100 офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была схвачена немцами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.

Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, чтобы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её.

Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка.

Рассказ о Зине Портновой

Родилась Зина Портнова в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы к бабушке в Витебскую область. Распространяла листовки среди населения. Работая в немецкой столовой, отравила пищу (погибло более 100 офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была схвачена немцами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.

Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, чтобы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её.

Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка.

Ранжирование положительных черт характера

вы можете проявить свою любовь к Родине = любовь к родителям и всем наставникам??

!!! Учиться и жить, проявляя качества (напомнить о Харлампии Диогеновиче):

Трудолюбие.

Самостоятельность.

Дисциплинированность.

Честность.

Неконфликтность.

Щедрость.

Доброжелательность.

Доброта.

Порядочность.

Аккуратность.

Сценарий выступления «Есть такой удивительный народ»

Беларусь

Ведущая: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Мы начинаем наш праздник «Есть такой удивительный народ»

На сцену выходят девочка Олеся и мальчик Юрась (дети одеты в национальные белорусские костюмы и выносят каравай на белорусском рушнике)

1.Мальчик Юрась:

Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

2.Девочка Олеся:

Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

3. Много есть стран на зелёной планете.

Кто из них лучше сказать не берусь.

Только тянет меня словно силой волшебной.

Где бы я ни был , моя Беларусь.

Может место такое одно богом выбрано

Для хороших людей, утверждать не берусь.

Только кажется мне, что поётся в названии

Ни какая иная, а Белая Русь.

4.  Белорусский народный танец «Веселуха»

5. Белоруссии запах любимый…
             В песнях пущ и лугов различимый,
             Он и прост, и богат, и чудесен,
             Словно музыка ласковых песен.

6. Песня «Это Беларусь»

              Есть на карте много городов и разных стран,
             Острова и синий океан.
             Но в какой бы край не завела меня судьба,
             Все мои пути ведут туда.

         Припев:

          Это Беларусь – наша Беларусь
         Это моя радость, это грусть.
         Это мой причал, добрая земля,
         Самая любимая моя.
         Это Беларусь – наша Беларусь,
         Это край, куда всегда вернусь.
         Здесь моя семья, здесь мои друзья и любовь моя.

         Белый аист в небе, золотых полей простор,
         Колоколен звонкий разговор.
         Голос мамы, песни под гитару за столом,
         Дом, в котором мы с тобой живем.


         Припев.

        В конце песни  дети выносят флаг и герб Белоруссии.

Государственный флаг Белоруссии имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

      7. Белорусский национальный танец «Бульба»

      8. Нам без бульбы жить на свете

Очень даже грустно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда:

И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Наша бульба лучше всех!

9.Презентация блюда. Звучит песня про бульбу.

     10.Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растем,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Наши новости

Тема

Беларусь моя синеокая

Программное содержание:

Углублять представления детей о родном крае

Расширить знания детей об экосистеме «река», «озеро», «море».

Уточнять представление об оздоровительном, эстетическом и т.д. значении рек, озер, морей в жизни человека

Развивать интерес к обитателям рек, озер, морей.

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе

Воспитывать бережное отношение к природному окружению, желание сохранять чистоту окружающей среды.

Материалы: мультимедийная презентация,фоновая инструментальная музыка.

Ход занятия

Ребята, напомните мне, как называется страна, в которой мы живем?

Посмотрите на карту нашей страны. Как вы думаете, что за тоненькие синие линии и голубые пятна на карте нашей страны? (реки, озера)

                         Небо чистое и глубокое

                         И березовый тихий рай

                         Беларусь моя, синеокая,

                         Беларусь моя — родной край!

Почему нашу страну называют «синеокой»? (много рек, озер, водоемов.)

Знаете ли вы, что в Беларуси течет 20800 рек. Для того, чтобы вам стало понятно, как это много, представьте себе, что реки – это малыши из 100 таких детских садов, как наш.

Есть реки большие и могучие,

Есть совсем маленькие и тихие речушки.

Я вам открою один секрет. Самая длинная река, протекающая по территории Беларуси — Днепр.

И течет эта река далеко – далеко, в Черное море. Кто из вас купался и отдыхал на Черном море, тот знает, чтобы добраться до него, нужно лететь самолетом несколько часов или ехать на поезде несколько дней. Так далеко оно от нашего города.

Теперь вы представляете, насколько длинная река Днепр.

А когда будете купаться в Черном море, помните, что в нем есть вода из Беларуси.

Какие названия белорусских рек вы знаете? (Неман, Днепр, Свислочь, Березина, Припять и др.)

Я предлагаю полюбоваться красотой белорусских рек.

Игра «Закончи предложение»

(смотри приложение)

Ребята, как называется река, протекающая в нашем городе Минске? (Свислочь).

Давайте попробуем описать ее. Какая наша Свислочь?

(неглубокая, красивая, извилистая, чистая, нарядная…)

Можно ли путешествовать по нашей реке. А если можно, на чем? (катере, лодках, катамаранах).

А как вы думаете, почему по нашей реке не ходят большие корабли?

(Река небольшая, неглубокая, неширокая).

Какое озеро есть в нашем городе? (Комсомольское озеро)

Если кто – то побывал на нем, попробуйте описать его

Какие озера еще есть в Беларуси? (Озеро Нарочь, Браславские озера)

Игра «Рыбы, птицы, звери»

(смотри приложение)

Знаете ли вы, что недалеко от нашего города есть море. Может быть кто – то знает, как оно называется? (Минское море).

Конечно, оно не такое большое, как Черное море. Интересно оно тем, что оно искусственное — его создали люди.

Как можно интересно провести время на море? (загорать, купаться, кататься на катере, лодках, катамаранах, заниматься разными видами спорта, ловить рыбу, отдыхать).

Загадка

В воде жива, на суше мертва, Кто это? (рыба).

Какие рыбы живут в наших белорусских реках и озерах? (караси, окуни, лещи,

щуки, сомы, угри, раки и т.д.)

Посмотрите ребята на щуку и скажите, чем она отличается от других рыб? (большими, острыми зубами, размером, окраской).

Зачем щуке такие большие и острые зубы? (она питается маленькими рыбешками. Она — хищница)

Игра «Кто это потерял?»

(смотри приложение)

Ребята, кто еще из обитателей рек и озер питается рыбой?

Загадки

Пестрая крякушка — ловит лягушек

Ходит в вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

Эта птица очень красивая, у нее длинная шея. Она вся белая. Когда она плавает все любуются ее красотой. Кто это? (лебедь)

Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины, и плотину (бобер)

Кто из вас ребята знает, какие растения растут в воде, на реках, озерах, болотах, в водоемах? (камыши, кувшинки, лилии…)

Если бы мы с вами смогли опуститься на дно реки или озера, что бы мы еще увидели? (различные водоросли).

Природа подарила нам красивые реки, озера. Как человек должен относиться к окружающей его природе? (Человек должен беречь, охранять, ценить красоту природы)

Что это значит, беречь, охранять, ценить природу?

Для того, чтобы нам с нами не случилось ничего неожиданного на природе, а также для того, чтобы мы случайно не навредили природе, давайте попробуем составить правила безопасного поведения в природе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий барыня капуста
  • Сценарий беларусь мая радзіма
  • Сценарий бархатный сезон
  • Сценарий беларускага свята
  • Сценарий бартон финк