Сценарий по сказке «Белочка-умелочка».
Цель: Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:1)Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.
2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к животным, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Ход развлечения:
Под музыку дети заходят в зал в костюмах зверей, встают врассыпную.
Вед:Очень я, друзья, люблю
Слушать музыку в лесу:
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу,
Трели птиц, шепот листвы,
Послушать лес хотите вы?
Звучит «Музыка леса».
Реб:Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнезда вьют.
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки.
Начинают муравьи
Поправлять свои дворцы.
Дети поют песню «За окошком песенка».
Реб:Приготовьте ушки,
Откройте глазки,
Сейчас вы увидите лесную сказку.
Реб:Под зеленою сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нем Белочка,
Белочка-умелочка.
Реб:Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Белочка поет песню.
Реб: Наша Белка – мастерица:
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку – тапочки
На четыре лапочки.
Реб: Медвежонку – распашонку,
Всем бельчаткам – по перчаткам.
Даже мышке маленькой –
Сарафанчик аленький.
Реб:И грибы она сушила,
И зверят она лечила,
Всё умела Белочка,
Белочка – умелочка.
Прилет журавлихи.
Вед:Прилетела Журавлиха
И сказала, плача, тихо:
Журавлиха:Помоги нам, Белочка,
Белочка-умелочка.
Мой ребенок-журавленок,
Только вышел из пеленок,
Простудился на ветру,
И теперь лежит в жару.
Вед:Белка бросила работу,
Поскакала на болото,
Где лежал на камыше
Журавленок в шалаше.
Он стонал, не брал игрушек,
И совсем не ел лягушек.
Реб:Не ленился журавленок, не упрямился,
Полечился журавленок и поправился!
По лугам он стал гулять,
Над болотами летать –
Вылечила Белочка,
Белочка-умелочка.
Танец Журавлихи с журавленком.
Реб:И пришел к ней Серый Волк,
Серый Волк – зубами щелк.
Выход Волка.
Реб:Он слезами обливался,
Тихо в двери постучался.
Волк:Приходи к нам, Белочка,
Белочка-умелочка.
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Ты мне сына вылечи,
Кость из горла вытащи.
Реб: Белка хвостик распушила,
К волку в хату поспешила,
Чтоб волчонка полечить,
Кость из горла удалить.
А волчонок-то не плачет,
Он поет и резво скачет.
Танец Волка и волчонка.
Белка:Ну какой же он больной,
Твой волчонок озорной?
Реб:Старый волк расхохотался.
Волк:Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим,
И тебя сейчас съедим!
Обманули Белочку,
Белочку-умелочку.
Реб:Белка Волку отвечала.
Белка:Испеки меня сначала,
Я сырая не вкуса,
Потому что не жирна.
Реб:Старый волк мигнул волчонку,
И открыл в печи заслонку.
Волк:Ну-ка, Белка, в печь садись!
Да скорее испекись!
Реб:Белка прыгнула вперед,
Заскочила в дымоход,
По трубе полезла выше –
Вот она уже на крыше.
Как завыл тут волк со зла…
Волк:Ай, держи, держи, ушла!!!
Реб:Он, кряхтя, полез за нею,
И в трубе застрял по шею.
Головою закрутил –
Всю трубу разворотил.
Реб:В эту пору на озёра
Прилетали журавли,
Подхватили Белку с крыши,
И от волка унесли.
Журавли «уносят» Белочку.
Реб:Вот и домик расписной
Под зеленою сосной.
Снова дома Белочка,
Белочка-умелочка.
Но в полете, где-то в тучах
Уронила Белка ключик –
Что ей делать? Как ей быть?
Нечем двери отворить.
И пошла она к соседям,
Позвала она медведя.
Выход Медведя. Песня.
Реб:Толстый ключ принес медведь,
Стал пыхтеть, замок вертеть.
Реб:Прибежала к ним лисичка,
Принесла свою отмычку.
Танец лисички.
Реб:Зайка даже грыз замок,
Но разгрызть его не мог.
Танец зайчика.
Реб:Лось боднул замок рогами,
Повалился вверх ногами.
Танец лося.
Выход дятла: Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Летит по лесу стук.
Я доктор знаменитый,
Все тайны мне открыты.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Я лесу лучший друг.
Реб:Дятел клювом подолбил,
Только клюв себе отбил.
Отпирали, отпирали –
Даром время потеряли.
Сколько ни стараются,
Замок не отпирается.
И пришел к ним серый волк,
Серый волк – зубами щелк.
Волк:Я, друзья иду на помощь,
Без меня замок не сломишь.
Белка:Нет, сказала Белочка,
Белочка-умелочка.
Ты ко мне в друзья не лезь,
Ты меня задумал съесть!
Реб:Звери тут как рассердились,
Как на волка напустились,
И давай его ругать,
И царапать и клевать!
Приговаривать:
Ты не трогай Белочку,
Белочку-умелочку.
Сцена нападения на волка.
Реб:Битый волк, визжа и воя,
Убежал от них стрелою.
Суматоха улеглась,
Только дверь не отперлась.
Вдруг веселый журавленок
Прилетел с лугов зеленых.
Журавленок:Я принес не червяка –
Белкин ключик от замка.
На лугу, в кустах колючих
Отыскался этот ключик.
Реб:И хозяйка ключ взяла,
Сразу двери отперла.
Тут все стали танцевать,
Стали белку в гости звать.
Звери:Приходи к нам, Белочка,
Белочка-умелочка.
«Полька «тройками».
Реб:В сказках всё бывает, в сказках – чудеса:
Спящая царевна, девица-краса.
Золушки и принцы, ведьмы, короли….
Чудо совершится, если веришь ты.
Реб:Сказка нас научит, зло как победить,
Как с врагами сладить, счастье как добыть.
Нам всегда помогут верные друзья,
Будут рядом биться верные сердца.
/Артисты выходят на поклон/.
Сценарий мероприятия в литературной гостиной
«Поэты Зауралья» по сказке Леонида Куликова «Белочка Умелочка»
Цель: Формирование устойчивого интереса детей к произведениям зауральских поэтов и писателей.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Фоны для сказки», иллюстрации, фотографии, мягкие игрушки.
Ход мероприятия:
Музыкальная заставка.
Сказочница: Здравствуйте детки, я сказочница, приглашаю вас сегодня вместе со мной окунуться в сказочный мир. Но сначала я бы хотела задать вам несколько вопросов. Скажите ребята в какой стране мы живем? А в какой области? А еще наша область зовется Зауральем. В нашем Зауралье много знаменитых людей, художников, писателей , поэтов. Я для вас приготовила выставку книг наших поэтов: Валентины Калгановой, Тамары Лоховой и Леонида Куликова.
Много интересных сказок и стихов написали они. И сегодня мы с вами послушаем и посмотрим одну сказку, написал ее Леонид Куликов, называется сказка «Белочка — умелочка».
— Посмотрите кто пришел к нам в гости? (Белочка)
Белочка: Здравствуйте ребята. Мне захотелось сегодня самой к вам прийти и рассказать одну историю, которая со мной приключилась.
Сказочница: Ну что ж белочка давай вместе рассказывать эту интересную историю.
Музыка. Показ слайдов презентации «Фоны для сказки».
Сказочница:
Под зеленою сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нем белочка,
Белочка-умелочка
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Белочка (поёт):
(звучит песенка белочки)
Наша белка — мастерица:
Сшила кофточку лисице,
Медвежонку – распашонку
Всем бельчаткам — по перчаткам,
Даже мышке маленькой —
Сарафанчик аленький.
Сказочница:
И грибы она сушила,
И зверят она лечила —
Все умела белочка,
Белочка-умелочка.
Музыка В мире животных
Сказочница:
Прилетела журавлиха
И сказала, плача тихо:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Мой ребенок-журавленок
Только вышел из пеленок,
Простудился на ветру
И теперь лежит в жару.
Сказочница:
Белка бросила работу.
Поспешила на болото,
Где лежал на камыше
Журавленок в шалаше.
Он стонал не брал игрушек
И совсем не ел лягушек.
Белочка:
Я ему давала корм, и поила порошком
Не ленился журавленок,
Не упрямился —
Пил лекарство журавленок
И поправился.
По лугам он стал гулять,
Над болотами летать –
Сказочница
Вылечила белочка,
Белочка-умелочка.
То – то рада семья
Длинноногого журавля:
Белочка:
Пришел ко мне серый волк,
Серый волк — зубами щелк.
Музыка
Он меня к себе позвал
Про волчонка рассказал
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Сказочница:
Белка хвостик распушила,
К волку в хату поспешила,
Чтобы волку угодить
и волчонка полечить
А волчонок-то не плачет,
Он поет и резво скачет…
— Ну какой же он больной,
вон какой он озорной?!
Старый волк расхохотался:
— Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим
И сейчас тебя съедим!
Обманули белочку,
Белочку-умелочку.
Белка волку отвечала:
Белочка
— Испеки меня сначала.
Я сырая невкусна
Потому что не жирна.
Сказочница
Старый волк мигнул волчонку
И открыл в печи заслонку:
Белочка:
Вот я прыгнула вперед,
Заскочила в дымоход,
По трубе полезла выше —
Вот и я уже на крыше.
Сказочница:
Как завыл тут волк со зла:
— Ай, держи! Ушла, ушла!
Он, кряхтя, полез за нею
И в трубе застрял по шею.
Головою закрутил —
Всю трубу разворотил.
В эту пору на озера
Пролетали журавли,
Подхватили белку с крыши
И от волка унесли.
Вот и домик расписной
Под зеленою сосной.
Снова дома белочка,
Белочка-умелочка.
Белочка:
Но в полете, где-то в тучах,
Уронила я свой ключик.
Что мне делать, как мне быть?
Нечем двери отворить.
Звери мигом набежали
Отпирали-отпирали —
Даром время потеряли.
Сколько ни стараются —
Замок не отпирается.
Сказочница:
Вдруг веселый журавленок
Прилетел с лугов зеленых.
И принес не червяка —
Белкин ключик от замка
На лугу, в кустах колючих,
Отыскался этот ключик.
И хозяйка ключ взяла —
Сразу двери отперла.
Тут все стали танцевать,
Стали белку величать:
Как же рада белочка,
Белочка-умелочка!
Белочка:
Вот какой веселый пляс
На дворе стоял у нас.
Не стоял никто на месте..
И вы танцуйте с нами вместе.
Общий танец. Видео.
Театральная музыкальная сказка по произведению зауральского поэта
Леонида Куликова
Звучит музыка
Автор:
-Под зеленою сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нем белочка,
Белочка -умелочка.
Хорошо она жила:
Белочка:
-Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Песня «Лесные бусы»
Белочка:
-А я- белка — мастерица: (раздает зверям подарки)
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку — тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку — распашонку
Всем бельчаткам — по перчаткам,
Даже мышке маленькой —
Сарафанчик аленький.
(Звери благодарят, поют песню)
Песня «Вышли звери вместе с белкой»
Белочка:
-И грибочки я сушила,
И зверят в лесу лечила —
Все умею, белочка,
Белочка-умелочка.
(Звучит музыка, залетает журавлиха)
Автор:
-Прилетела журавлиха
И сказала, плача тихо:
Журавлиха:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Мой ребенок-журавленок
Только вышел из пеленок,
Простудился на ветру
И теперь лежит в жару.
Белочка:
-Сразу брошу я работу. Поскачу к вам на болото,
Где лежит на камыше журавленок в шалаше.
(белка собирает чемоданчик и бегут под музыку с журавлихой на болото к журавленку)
Журавлиха:
-Он стонал, не брал игрушек
И совсем не ел лягушек.
Белочка:
— Ты поправишься, дружок,
Ну-ка, выпей порошок!
Автор:
-Не ленился журавленок,
Не упрямился —
Пил лекарство журавленок (белка поит лекарством журавленка)
И поправился.
Журавленок:
-По лугам я стал гулять,
Над болотами летать!
Танец журавлей
Журавлиха:
-Спасибо тебе, белочка,
Белочка-умелочка.
(белка прощается с журавлями и убегает к домику)
Автор:
-И пришел к ней серый волк,
Серый волк — зубами щелк.
(волк плачет, слезами обливается, стучится к белке в домик)
Волк:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Ты мне сына вылечи,
Кость из горла вытащи.
Белочка:
-Сейчас хвостик распушу,
К волку в хату поспешу,
Чтоб волчонка полечить,
Кость из горла удалить.
(белка берет чемоданчик и под музыку бегут к домику волка)
Автор:
-А волчонок-то не плачет,
Он поет и резво скачет. (волчонок прыгает и поет песенку)
«Песенка волка» (Муз. рук №6 2008, с. 55)
Белочка: (удивленно)
— Ну, какой же он больной,
Твой волчонок озорной!
Волк: (хохочет) :
— Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим
И сейчас тебя съедим!
Белочка:
— Испеки меня сначала.
Я сырая невкусна,
Потому что не жирна.
Волк: (открывает заслонку)
— Ну-ка, белка, в печь садись
Да скорее испекись!
Белочка:
-Ну-ка, прыгну я вперед,
Заскочу я в дымоход,
По трубе полезу выше —
Вот уже я и на крыше. (белка убегает)
Волк :
— Ай, держи! Ушла, ушла! (лезет за белкой и застревает в трубе)
Автор:
-В эту пору на озера
Пролетали журавли,
Подхватили белку с крыши
И от волка унесли.
Белочка:
-Вот мой домик расписной
Под зеленою сосной.
Снова дома белочка,
Белочка-умелочка. (ищет ключик)
Но в полете, где-то в тучах,
Уронила я свой ключик.
Что мне делать, как же быть?
Нечем двери отворить. (горюет)
А пойду-ка я к соседям,
Позову-ка я медведя. (под музыку идет медведь)
Медведь:
-Толстый ключ принес медведь,
Стану им замок вертеть. (вертит, пытается открыть и разводит руками)
(под музыку бежит лисичка)
Лисичка:
-Вот и я лиса-лисичка,
Принесла свою отмычку. (пытается открыть замок)
Нет, не получается.
Замок не открывается!
(под музыку прыгает зайчик)
Зайчик:
-Дайте разгрызу замок, (грызет)
Ой, разгрызть его не смог! (берется за щеку).
(Прилетает под музыку дятел)
Дятел:
-А я клювом подолбил,
Только клюв себе отбил. (потирает клюв)
Лисичка:
Отпирали-отпирали –
Даром время потеряли!
Зайчик:
-Сколько ни стараемся-
Замок не отпирается.
(Идет волк)
Волк :
— Я, друзья, иду на помощь:
Без меня замок не сломишь,
Белочка:
— Нет, ко мне в друзья не лезь:
Ты меня задумал съесть!
Автор:
-Звери тут как рассердились,
Как на волка напустились
И давай его кусать,
И царапать, и клевать! (царапают, клюют, щиплют)
Медведь:
— Ты не трогай белочку,
Дятел:
-Не обижай умелочку! –
(волк, визжа и воя, убегает)
Белочка:
-Суматоха улеглась.
Только дверь не отперлась.
(Под музыку прилетает журавленок)
Журавленок:
-Я- веселый журавленок
Прилетел с лугов зеленых
Я принес не червяка —
Белкин ключик от замка. (показывает)
На лугу, в кустах колючих,
Отыскался этот ключик. (подает белке)
Белочка:
-Ой, свой ключик я взяла —
Сразу двери отперла.
Автор:
-Тут все стали танцевать!
Танец_(под русскую народную мелодию)
Автор:
-Стали белку в гости звать:
Звери: (хором)
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Песня «Песенка о дружбе»
Л. И. Куликов «Белочка-умелочка».
Цель:Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Вызывать интерес к произведениям курганского поэта Куликова Л. И.
Оборудование: декорации, костюмы зверей, швейная машина, чайный сервиз, аптечка, грибы, ключ, ключик, замок, перчатки, распошонка, сарафан, тапочки, шишки, музыкальное сопровождение.
Ход сказки.
Ведущий: Добрый день ребята. Я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Вы любите гулять в лесу? Но сегодня мы отправляемся не в простой лес, а в волшебный, в котором случилась одна история, закроем глазки, и попадаем на сказочную полянку.
Ведущий: Под зеленою сосной вырос домик расписной,
И жила в нем Белочка, Белочка-Умелочка.
Хорошо она жила, чай с орешками пила,
Вечером на лесенке распивала песенки:
(Белочка поет песенку под фонограмму Марины Сергеевой»Песня Белочки)
Наша Белка мастерица сшила кофточку лисице,
А Зайчонку тапочки, на четыре лапочки,
Медвежонку-распошонку, всем бельчаткам-по перчаткам,
Даже мышке маленькой-сарафанчик аленький.
И грибы она сушила, и зверят она лечила,
Все умела Белочка, Белочка-Умелочка.
Прилетела Журавлиха сказала плача тихо:
Приходи к нам Белочка, Белочка-Умелочка,
Мой ребенок-Журавленок, только вышел из пеленок,
Простудился на ветру, и теперь лежит в бреду.
ведущий:Белка бросила работу, поскакала на болото,
Где лежал на камыше Журавленок в шалаше,
Он стонал не брал игрушек, и совсем не ел лягушек,
Белочка-Умелочка:Ты поправишься дружок, ну-ка выпей порошок.
Ведущий: Не ленился журавленок, не упрямился,
Пил лекарство журавленок- и поправился,
По лугам он стал гулять, над болотами летать,
Вылечила Белочка, Белочка-Умелочка!
И пришел к ней Серый волк, Серый Волк-зубами щелк,
Он слезами обливался, тихо в двери постучался.
Волк: Приходи к нам белочка, Белочка-Умелочка!
Плохо бедному Волчонку, он лежит и плачет тонко,
Ты мне сына вылечи кость из горла вытащи.
Ведущий:Белка хвостик распушила, к волку в гости поспешила,
Чтоб Волчонка полечить кость из горла удалить,
А волчонок-то не плачет, он поет и резво скачет.
Белочка-Умелочка:Ну какой же он больной, твой волчонок озорной?
Ведущий: Старый Волк расхохотался:
Волк: Ха-Ха-Ха! Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим, и сейчас тебя съедим!
Ведущий: Обманули Белочку,
Белочку-Умелочку.
Белка Волку отвечала:
Белочка-Умелочка: Испеки меня сначала, я сырая не вкусна,
потому что не жирна!
Ведущий: Старый мигнул Волчонку, и открыл в печи заслонку:
Волк:Ну-ка, Белка в печь садись да скорее испекись!
Ведущий:Белка прыгнула вперед, заскочила в дымоход,
По трубе полезла выше, вот она уже на крыше,
ка завыл тут волк со зла:
Волк: Ай, держи, ушла, ушла.
Ведущий: Он, кряхтя полез за нею, и в трубе застрял по шею,
Головою закрутил, всю трубу разворотил.
в эту пору на озера пролетали журавли,
Подхватили Белку с крыши и от Волка унесли!
Вот и домик расписной, под зеленою сосной,
Но в полете где-то в тучах, уронила Белка ключик.
Что ей делать, как ей быть? Нечем двери отварить.
И пошла она к соседям, позвала она медведя,
Толстый ключ принес медведь, стал пыхтеть,
Замок вертеть, прибежала к ним лисичка,
принесла свою отмычку, Зайка даже грыз замок,
Но разгрызть его не смог. Лось боднул замок рогами,
Повалился вверх ногами, Дятел клювом подолбил,
Только клюв себе отбил, отпирали-отпирали,
Даром время потеряли, сколько не стараются-замок не отпирается.
И пришел к ним Серый Волк, Серый Вок-Зубами щелк:
Волк: Я, друзья, иду на помощь:без меня замок не сломишь.
Белочка-Умелочка: Нет!
Ведущий: Сказала, Белочка, Белочка-Умелочка!
Белочка-Умелочка: Ты ко мне в друзья не лезь,
Ты меня задумал съесть!
Ведущий:Звери тут как рассердились! Как на Волка напустились!
И давай его кусать и царапать, и клевать, приговаривать:
Ты не трогай Белочку! Не обижай Умелочку!
Ведущий: Битый Волк, визжа и воя, убежал от них стрелою.
Суматоха улеглась. Только дверь не отперлась.
Вдруг веселый журавленок прилетел с лугов зеленых,
Он принес не червика-Белкин ключик от замка!
На лугу в кустах колючих отыскал он этот ключик.
И хозяйка ключ взяла-сразу двери отперла.
Тут все стали танцевать, стали Белку в гости звать:
Звери -Приходи к нам Белочка, Белочка-Умелочка!
Ведущий: Вот такая история произошла в лесу. А показали ее заслуженные артисты группы «Цветик-семицветик»Спасибо, что посмотрели нашу сказку. Приходите к нам еще.
Звучит музыка
Автор:
-Под зеленою сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нем белочка,
Белочка -умелочка.
Хорошо она жила:
Белочка:
-Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Песня «Лесные бусы»
Белочка:
-А я- белка — мастерица: (раздает зверям подарки)
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку — тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку — распашонку
Всем бельчаткам — по перчаткам,
Даже мышке маленькой —
Сарафанчик аленький.
(Звери благодарят, поют песню)
Песня «Вышли звери вместе с белкой»
Белочка:
-И грибочки я сушила,
И зверят в лесу лечила —
Все умею, белочка,
Белочка-умелочка.
(Звучит музыка, залетает журавлиха)
Автор:
-Прилетела журавлиха
И сказала, плача тихо:
Журавлиха:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Мой ребенок-журавленок
Только вышел из пеленок,
Простудился на ветру
И теперь лежит в жару.
Белочка:
-Сразу брошу я работу. Поскачу к вам на болото,
Где лежит на камыше журавленок в шалаше.
(белка собирает чемоданчик и бегут под музыку с журавлихой на болото к журавленку)
Журавлиха:
-Он стонал, не брал игрушек
И совсем не ел лягушек.
Белочка:
— Ты поправишься, дружок,
Ну-ка, выпей порошок!
Автор:
-Не ленился журавленок,
Не упрямился —
Пил лекарство журавленок (белка поит лекарством журавленка)
И поправился.
Журавленок:
-По лугам я стал гулять,
Над болотами летать!
Танец журавлей
Журавлиха:
-Спасибо тебе, белочка,
Белочка-умелочка.
(белка прощается с журавлями и убегает к домику)
Автор:
-И пришел к ней серый волк,
Серый волк — зубами щелк.
(волк плачет, слезами обливается, стучится к белке в домик)
Волк:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Ты мне сына вылечи,
Кость из горла вытащи.
Белочка:
-Сейчас хвостик распушу,
К волку в хату поспешу,
Чтоб волчонка полечить,
Кость из горла удалить.
(белка берет чемоданчик и под музыку бегут к домику волка)
Автор:
-А волчонок-то не плачет,
Он поет и резво скачет. (волчонок прыгает и поет песенку)
«Песенка волка» (Муз. рук №6 2008, с. 55)
Белочка: (удивленно)
— Ну, какой же он больной,
Твой волчонок озорной!
Волк: (хохочет) :
— Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим
И сейчас тебя съедим!
Белочка:
— Испеки меня сначала.
Я сырая невкусна,
Потому что не жирна.
Волк: (открывает заслонку)
— Ну-ка, белка, в печь садись
Да скорее испекись!
Белочка:
-Ну-ка, прыгну я вперед,
Заскочу я в дымоход,
По трубе полезу выше —
Вот уже я и на крыше. (белка убегает)
Волк :
— Ай, держи! Ушла, ушла! (лезет за белкой и застревает в трубе)
Автор:
-В эту пору на озера
Пролетали журавли,
Подхватили белку с крыши
И от волка унесли.
Белочка:
-Вот мой домик расписной
Под зеленою сосной.
Снова дома белочка,
Белочка-умелочка. (ищет ключик)
Но в полете, где-то в тучах,
Уронила я свой ключик.
Что мне делать, как же быть?
Нечем двери отворить. (горюет)
А пойду-ка я к соседям,
Позову-ка я медведя. (под музыку идет медведь)
Медведь:
-Толстый ключ принес медведь,
Стану им замок вертеть. (вертит, пытается открыть и разводит руками)
(под музыку бежит лисичка)
Лисичка:
-Вот и я лиса-лисичка,
Принесла свою отмычку. (пытается открыть замок)
Нет, не получается.
Замок не открывается!
(под музыку прыгает зайчик)
Зайчик:
-Дайте разгрызу замок, (грызет)
Ой, разгрызть его не смог! (берется за щеку).
(Прилетает под музыку дятел)
Дятел:
-А я клювом подолбил,
Только клюв себе отбил. (потирает клюв)
Лисичка:
Отпирали-отпирали –
Даром время потеряли!
Зайчик:
-Сколько ни стараемся-
Замок не отпирается.
(Идет волк)
Волк :
— Я, друзья, иду на помощь:
Без меня замок не сломишь,
Белочка:
— Нет, ко мне в друзья не лезь:
Ты меня задумал съесть!
Автор:
-Звери тут как рассердились,
Как на волка напустились
И давай его кусать,
И царапать, и клевать! (царапают, клюют, щиплют)
Медведь:
— Ты не трогай белочку,
Дятел:
-Не обижай умелочку! –
(волк, визжа и воя, убегает)
Белочка:
-Суматоха улеглась.
Только дверь не отперлась.
(Под музыку прилетает журавленок)
Журавленок:
-Я- веселый журавленок
Прилетел с лугов зеленых
Я принес не червяка —
Белкин ключик от замка. (показывает)
На лугу, в кустах колючих,
Отыскался этот ключик. (подает белке)
Белочка:
-Ой, свой ключик я взяла —
Сразу двери отперла.
Автор:
-Тут все стали танцевать!
Танец_(под русскую народную мелодию)
Автор:
-Стали белку в гости звать:
Звери: (хором)
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Песня «Песенка о дружбе»
Литературное краеведение как средство
формирования любви к малой родине
у дошкольников. Белочка-умелочка
Автор: Чебурина Светлана Алексеевна
Организация: Детский сад №33
Населенный пункт: Свердловская область, город Каменск-Уральский
Цель: Формирование проявления патриотических чувств к малой родине, её культуре на основе особенностей родного края.
Задачи:
1. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта «Эколята — дошколята»
2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
4.Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
5.Развивать интерес к заучиванию стихов.
Методы работы: творческие, словесные, наглядные, практические
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
Формы работы с детьми:
образовательные ситуации и занятия;
беседы;
рассказы воспитателей, родителей, взрослых;
целевые прогулки и экскурсии;
заочные путешествия по родному краю;
тематические выставки;
встречи с писателями, поэтами;
праздники и развлечения;
Механизм отслеживания результатов:
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, включающий в себя:
— специализированные задания;
— беседы;
— анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты по работе над данной темой:
— сформировано понимание чувства малой родины;
— дети интересуются культурой родного края: малыми фольклорными формами (потешками, колыбельными песнями, пословицами, поговорками, сказками, песнями, праздниками и традициями;
— уважительно относятся к культуре, обычаям русского народа.
Работу по литературному краеведению начала с детьми разновозрастной группы 3-4 года.
В средней группе начали знакомиться с жизнью и творчеством Л. И. Куликова. Леонид Иванович Куликов известен в основном как детский писатель, автор детских сказок. У Куликова их немало: «Как ёжик стал колючим», «Белочка-умелочка», «Хитрая сорока», «Золотая бабочка» и другие.
Знакомство с творчеством Л. Куликова планируется в средней, старшей и подготовительной группах. В средней группе — знакомство со сказками, в старшей— знакомство с жизнью поэта, его стихами, в подготовительной— викторина по произведениям и выставка рисунков по сказкам. Также запланирована презентация — виртуальное путешествие по местам Кургана, связанным с жизнью Л. И. Куликова.
Рекомендовано родителям: создание домашней библиотеки произведений поэтов и писателей, посещение библиотеки №12.
Предварительная работа: чтение сказки «Белочка-умелочка»
Ход:
— Ребята, интересно читать книги? Что интересного можно узнать из книг? А если дочитать до конца сказку или рассказ мы узнаем что произошло с героями.
— А как называются люди, которые любят читать книги? (Ответы детей)
— Как называется профессия человека который пишет сказки и рассказы?
— Как вы думаете, где можно взять и прочитать книгу? (ответы детей)
— Правильно, можно в библиотеке, там много книг. У нас с вами есть небольшая библиотека в группе.
— Мы с вами недавно прочитали сказку о белочке. Помните, как называлась эта книга? Правильно- «Белочка-умелочка».
— Вам понравилась эта сказка? А чем она понравилась?
— Молодцы, вы хорошо запомнили сказку. А хотели бы вы узнать, кто написал такую весёлую, добрую сказку?
— Я познакомлю вас с поэтом- Леонидом Ивановичем Куликовым. Леонид Иванович родился далеко отсюда в городе Иваново, в далёкие годы.
Он просто жил, как все мальчишки: ходил в школу, любил лыжи и шахматы, увлекался радиотехникой, мечтал стать химиком. Все в его жизни было просто и ясно. Семья, школа, друзья. Леня заканчивал 7 класс, но феврале 1940 года он заболел. Высокая температура, боль в суставах. Лечили от гриппа, но заболевание оказалось намного серьезнее. Каких только врачей и больниц не видел Леонид, какие методы лечения не испытал, каких операций не перенес. Но болезнь все больше сковывала суставы. Она уложила в постель пятнадцатилетнего мальчишку надолго, навсегда:
Но тут пришла еще одна беда — война. Отец ушел на фронт, а Леонид с мамой отправились в эвакуацию.
Ехали около месяца. В дороге Леониду стало плохо, и семью Куликовых сняли с поезда на станции Шумиха. Так, не доехав до места назначения, Куликовы оказались в Зауралье. Они поселились в селе Половинном.
Здесь и вырос Леонид Иванович как поэт, а Зауралье стало ему второй родиной. Мама — Антонина Семеновна преподавала историю в школе, а вечером приносила тяжелые пачки книг для сына.
Прикованный к постели, Леонид Иванович учился писать стихи, В газете «Пионерская правда» были опубликованы его первые стихи для детей «На пустыре» и «Про кота».
«…Чудеса, братишка! Сам не верю я:
Скоро выйдет, книжка — Знаешь чья? Моя.»
Так писал Леонид в письме своему брату Борису.
А за первой книгой появились вторая, третья..десятая. В 1961 г. семья переехала жить в Курган. Л. И. Куликов писал много, в том числе и стихи для взрослых, а так же рассказы.
А сказка «Белочка — Умелочка» была переведена на украинский и литовский языки.
Из воспоминаний мамы Леонида Ивановича:
«Как была написана «Белочка-Умелочка»? К нам в Половинное приехали мой сын Борис с женой и с трёхлетней дочкой Леной. Девочка была большая говорунья. Она попросила:
— Дядя Леня, напиши мне сказку про белочку.
Леонид тут же сочинил ей:
Я маленькая девочка, за столиком сижу.
Иди обедать, белочка! Орехов положу.
А Лена надула губы:
— И всё? Как мало!
Примерно через год Леонид Иванович создал сказку «Белочка-Умелочка».
Сказки можно не только прочитать, но и слушать в записи. Послушайте отрывок.
(Аудио-сказка)
_ А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Не попадись!» Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага- белки. Выбирается водящий- волк. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри.
Есть ещё одна, очень интересная сказка, которую написал Леонид Иванович. Мы с вами сегодня с ней познакомимся: «Как ёжик стал колючим».
(Чтение сказки)
— Какой ёжик в начале сказки? (без колючек- беззащитный, слабый)
— А в конце сказки? (защищён, смелый)
— Понравилась вам сказка? Почему?
-Кто главные герои сказок Л. Куликова?
-Итак, мы сегодня познакомились с творчеством поэта, нашего земляка Леонида Ивановича Куликова. У него ещё много сказок и стихов, с которыми мы будем знакомиться. Сходим в библиотеку, увидим книги, которые там есть. Будем с вами настоящими читателями, будем дружить со сказками Куликова Л. И.
— Наша встреча заканчивается, и я предлагаю вам раскраски по сказкам, с которыми мы познакомились. Раскрашивайте и получайте удовольствие от встречи со сказкой.
Белочка-умелочка
Под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка,
Белочка-умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Наша белка — мастерица:
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку — тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку — распашонку,
Всем бельчаткам — по перчаткам,
Даже мышке маленькой —
Сарафанчик аленький.
И грибы она сушила,
И зверят она лечила —
Всё умела белочка,
Белочка-умелочка.
Прилетела журавлиха
И сказала, плача, тихо:
— Приходи к нам, белочка.
Белочка-умелочка!
Мой ребёнок, журавлёнок,
Только вышел из пелёнок,
Простудился на ветру
И теперь лежит в жару.
Белка бросила работу,
Поскакала на болото,
Где лежал на камыше
Журавлёнок в шалаше.
Он стонал, не брал игрушек
И совсем не ел лягушек.
— Ты поправишься, дружок,
Ну-ка, выпей порошок!
Не ленился журавлёнок,
Не упрямился —
Пил лекарства журавлёнок
И поправился.
По лугам он стал гулять,
Над болотами летать —
Вылечила белочка,
Белочка-умелочка.
И пришёл к ней серый волк,
Серый волк — зубами щёлк.
Он слезами обливался,
Тихо в двери постучался:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Ты мне сына вылечи,
Кость из горла вытащи.
Белка хвостик распушила,
К волку в хату поспешила,
Чтоб волчонка полечить,
Кость из горла удалить,
А волчонок-то не плачет,
Он поёт и резво скачет…
— Ну какой же он больной,
Твой волчонок озорной?!
Старый волк расхохотался:
— Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим
И сейчас тебя съедим!
Обманули белочку,
Белочку-умелочку.
Белка волку отвечала:
— Испеки меня сначала.
Я сырая не вкусна,
Потому что не жирна.
Старый волк мигнул волчонку
И открыл в печи заслонку:
— Ну-ка, белка, в печь садись
Да скорее испекись!
Белка прыгнула вперёд,
Заскочила в дымоход,
По трубе полезла выше —
Вот она уже на крыше.
Как завыл тут волк со зла:
— Аи, держи! Ушла, ушла!
Он, кряхтя, полез за нею
И в трубе застрял по шею.
Головою закрутил —
Всю трубу разворотил.
В эту пору на озёра
Пролетали журавли,
Подхватили белку с крыши
И от волка унесли.
Вот и домик расписной
Под зелёною сосной.
Снова дома белочка,
Белочка-умелочка.
Но в полёте, где-то в тучах,
Уронила белка ключик.
Что ей делать, как ей быть?
Нечем двери отворить.
И пошла она к соседям,
Позвала она медведя.
Толстый ключ принес медведь,
Стал пыхтеть, замок вертеть.
Прибежала к ним лисичка,
Принесла свою отмычку.
Зайка даже грыз замок,
Но разгрызть его не мог.
Лось боднул замок рогами —
Повалился вверх ногами.
Дятел клювом подолбил,
Только клюв себе отбил.
Отпирали-отпирали,
Даром время потеряли.
Сколько ни стараются —
Замок не отпирается.
И пришёл к ним серый волк,
Серый волк —зубами щёлк.
— Я, друзья, иду на помощь.
Без меня замок не сломишь.
— Нет,—сказала белочка,
Белочка-умелочка. —
Ты ко мне в друзья не лезь:
Ты меня задумал съесть!
Звери тут как рассердились,
Как на волка напустились
И давай его кусать,
И царапать, и клевать,
Приговаривать:
— Ты не трогай белочку,
Не обижай умелочку! —
Битый волк, визжа и воя,
Убежал от них стрелою.
Суматоха улеглась…
Только дверь не отперлась.
Вдруг весёлый журавлёнок
Прилетел с лугов зелёных,
Он принёс не червяка —
Белкин ключик от замка.
На лугу, в кустах колючих,
Отыскался этот ключик.
И хозяйка ключ взяла —
Сразу двери отперла.
Тут все стали танцевать,
Стали белку в гости звать:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Формирование целостной картины мира, мир природы
НОД «Хорошо- плохо. Поступки героев на примере сказки Л.Куликова «Белочка – умелочка»
Подготовила: Чебурина С.А.
Предварительная работа: чтение сказки «Белочка-умелочка»
Цель: формировать положительное отношение к друзьям, их поступкам.
Задачи:
-воспитывать бережное отношение к книгам;
-формировать интерес к литературным текстам, помогать «мысленно» представлять события , героев, оценивать их поступки;
-дать первоначальное представление о профессии – писатель;
-учить использовать полученную информацию в игровой, речевой деятельности.
Ход нод:
мотивация: ( стоя возле книжного уголка)
— Ребята, что же случилось с нашим книжным уголком?
— Какой беспорядок…
— А как вы считаете, почему в книжном уголке должен быть порядок?
( нужно книги беречь, из них мы узнаем много интересного, станем грамотными, научимся сами читать)
Мы сейчас попросим навести порядок в книжном уголке ( …………..)
— А вы любите, когда вам читают книги?
— Если вам много родители читают, может вы знаете, как называется профессия человека, который пишет сказки, рассказы? ( писатель)
— Я вам сейчас покажу книгу, вы внимательно на нее посмотрите , может кто то из вас узнает сказку, которую мы недавно с вами читали..
(книга « Белочка –Умелочка», правильно)
— Молодцы, что запомнили. А хотели бы вы узнать, кто написал эту добрую сказку?
(проходите , пожалуйста, на стульчики, я вам расскажу)
мольберт с портретом Л. Куликова
— Я вас познакомлю с писателем Леонидом Куликовым.
Леонид Иванович родился далеко отсюда в городе Иваново, в далёкие годы.
Он просто жил, как все мальчишки: ходил в школу, любил лыжи и шахматы, увлекался радиотехникой, мечтал стать химиком. Все в его жизни было просто и ясно. Семья, школа, друзья. Леня заканчивал 7 класс, но феврале 1940 года он заболел. Высокая температура, боль в суставах. Лечили от гриппа, но заболевание оказалось намного серьезнее. Каких только врачей и больниц не видел Леонид, какие методы лечения не испытал, каких операций не перенес. Но болезнь все больше сковывала суставы. Она уложила в постель пятнадцатилетнего мальчишку надолго, навсегда:
Но тут пришла еще одна беда — война. Отец ушел на фронт, а Леонид с мамой отправились в эвакуацию.
Ехали около месяца. В дороге Леониду стало плохо, и семью Куликовых сняли с поезда на станции Шумиха. Так, не доехав до места назначения, Куликовы оказались в Зауралье. Они поселились в селе Половинном.
Здесь и вырос Леонид Иванович как поэт, а Зауралье стало ему второй родиной. Мама — Антонина Семеновна преподавала историю в школе, а вечером приносила тяжелые пачки книг для сына.
Прикованный к постели, Леонид Иванович учился писать стихи, В газете «Пионерская правда» были опубликованы его первые стихи для детей «На пустыре» и «Про кота».
«…Чудеса, братишка! Сам не верю я:
Скоро выйдет, книжка — Знаешь чья? Моя.»
Так писал Леонид в письме своему брату Борису.
А за первой книгой появились вторая, третья..десятая. В 1961 г. семья переехала жить в Курган. Л. И. Куликов писал много, в том числе и стихи для взрослых, а так же рассказы.
А сказка «Белочка — Умелочка» была переведена на украинский и литовский языки.
Из воспоминаний мамы Леонида Ивановича:
«Как была написана «Белочка-Умелочка»? К нам в Половинное приехали мой сын Борис с женой и с трёхлетней дочкой Леной. Девочка была большая говорунья. Она попросила:
— Дядя Леня, напиши мне сказку про белочку.
Леонид тут же сочинил ей:
Я маленькая девочка, за столиком сижу.
Иди обедать, белочка! Орехов положу.
А Лена надула губы:
— И всё? Как мало!
Примерно через год Леонид Иванович создал сказку «Белочка-Умелочка».
( На фото писатель — лежит, а рядом с ним дети. Эти ребята приходили к нему попроведать его, и ему захотелось делать для них добрые дела- Леонид стал писать сначала смешные стихи, потом сказки для детей и даже взрослых. Вот и мы с вами знаем сказку «Белочка –умелочка»)
Обсуждение поступков:
-Давайте вспомним, кто обманул Белочку? (волк) Этот поступок как можно назвать?
— Скажите, а когда волку захотелось помочь Белочке , она его приняла в друзья?
«Ты ко мне в друзья не лезь…
Ты меня старался съесть..»
Вот есть такая пословица « Друзья познаются в беде»
— Мог волк быть хорошим другом?
— Кого вы запомнили из друзей Белочки? (медведь, заяц, журавлиха, журавленок, бельчата, дятел, лось)
-Я предлагаю поиграть нам с вами в игру «Самые хорошие поступки сегодня»
Встанем в круг и будем по кругу передавать распустившейся цветок и говорить свой сегодняшний добрый поступок, н-р, «Я сегодня угостил Есению», « Я сегодня не капризничала» и т.д.
Садимся на стульчики
— Вы хотите сами увидеть милую Белочку – умелочку — мастерицу на все руки?
— Как вы думаете, может наша мечта сбыться?
-Я вам помогу увидеть Белочку, вы отгадаете где….Готовы?
«Под зеленою сосной
Вырос домик расписной
И жила в нем Белочка,
Белочка –умелочка…»
Идем искать Белочку –умелочку….(игрушка под елочкой в расписном домике)
Игра «Волк –зубами щелк»
Дети стоят по кругу. В центре –волк, бегает по кругу, а дети то запрыгивают , то выпрыгивают из круга. Кого волк заляпал- садятся на свои стульчики.
Ауди сказка «Белочка –умелочка»
Приложения:
- file1.docx.. 31,3 КБ
Опубликовано: 08.11.2020
«БЕЛОЧКИНЫ ЖЕЛАНИЯ»
Сценарий
театрализованного развлечения для детей подготовительной к школе группы.
Автор Тусаева Ольга Васильевна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №75» г.о. Самара
Задачи: учится различать понятия «хочу» и «могу». Наши желания «ХОЧУ», а наши возможности и ресурсы «МОГУ»
-формировать ответственное отношение к выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению.
Действующие лица: Мудрый Ежик, Белочка –Умелочка, Зайка-Знайка, Зайка-Попрыгайка, Пчелка-Жужа, Медведь Потапыч, Избушка.
На лесной полянке Ежик строит Дом и поет песню.
Мудрый Ежик Я построю новый дом, умный дом.
Чтоб уютно было в нем, было в нем.
Чтоб «Хочу» и «Могу» дружили в нем
И тогда друзей всегда будет полон дом.
Строю дом, строю дом
Вот кирпичик, вот другой
Строю дом, строю дом
Не зевай, клади, давай.
Тук-тук, молотком скоро будет новый дом
Тук-тук молотком будет умный дом.
Приклеивает шторки, слева на стене табличка «ХОЧУ», справа «МОГУ».Уходит за дом.
Зайка-Попрыгайка (удивленно) Вот чудеса, так чудеса.
Сколько раз здесь пробегали
Ничего мы не видали
Зайка- Знайка А сегодня, посмотри, Домик вырос…
Выбегают БЕЛОЧКА-УМЕЛОЧКА,ПЧЕЛА ЖУЖА. Зайцы прячутся за кусты.
Белочка-Умелочка Эй, друзья, чего дрожим?
Зайка- знайка Дом стоит и тишина.
Может хитрая лиса
Поселилась в нем и …
Белочка-Умелочка Нет, наверное Яга
Заглянула к нам сюда.
Осматривают домик. Читают «ХОЧУ», «МОГУ»
Выходит МЕДВЕДЬ- ПОТАПЫЧ.
Медведь- Потапыч. Что за собрание с утра? А главное, без меня?
(Осматривает дом) Интересно, вот дела!
Кто посмел без разрешенья
Дом построить?
Мудрый Ежик (Выходит) Это я сам такую избушку построил, чтоб
всех, кто захочет, уму- разуму научить.
Пчелка Жужа (удивленно) Да как же твоя избушка может уму-
разуму научить?
Мудрый Ежик А вот так. Подходи первый, кто желание имеет!
Первой подошла БЕЛОЧКА-УМЕЛОЧКА
Белочка-Умелочка Я сегодня не завтракала, и очень мне хочется
вкусную булочку с орешками съесть.
Мудрый Ежик(обращаясь к избушке) Поняла, Избушка, что Белочка
хочет?
Избушка Я желания любые выполняю от души
Заходи и сам попробуй, чудо соверши.
Белочка-Умелочка (восторженно) Вот чудеса!
Булочку с орешками захотела я.
Лишь зайду я в домик- получу сполна. УРА!
Мудрый Ежик Подожди радоваться, сама захотела, сама и испеки.
Избушка Дверь с название «МОГУ» смело открывай
Смелей порог переступай
И булочку с орешками забирай.
Белочка заходит в избушку со стороны «Могу». Все зверята кричат ей вслед и просят принести им по булочке.
Пчелка Жужа Чтобы нам не скучать
Давайте танец исполнять
ТАНЕЦ ЗВЕРЯТ
Зайка-Попрыгайка (обращаясь в зал) Как вы думаете, ребята, даст избушка булочек с орешками? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Вдруг Белочка, вся закопченная, выбегает из избушки с подносом, на котором одни черные угольки. Плачет
Мудрый Ежик Кому таких вкусных булочек? Налетай!
Медведь- Потапыч Что случилось, Белочка-Умелочка? Почему ты
плачешь?
Белочка-Умелочка ( сдерживая слезы) Я булочек не разу не
пекла, думала, что они сами собой получаются. А избушка и
впрямь уму-разуму научить может. Там и мука на столе была, и
масло, и орехи и печь растоплена.
Мудрый Ежик Оказывается, кроме «ХОЧУ», надо всегда думать –
а смогу ли я это сделать. Белочка захотела, а в результате
вкусных булочек нет, ценные продукты, что волшебная
ИЗБУШКА для нее припасла, испорчены.
Пчелка Жужа Значит ничего не получится, если будешь только
хотеть?
Мудрый Ежик Обязательно надо знать и уметь, нужны разные материалы или деньги для того, чтобы это хотение исполнилось.
(обращаясь к детям) Ребята, как вы думаете, что нужно было еще Белочке, чтобы испечь вкусные булочки? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Молодцы ребята, вы правы.
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Еж построил новый дом, новый дом
Ум и разум в нем живет, в нем живет.
Ты желанья загадай, загадай,
Как его осуществить ты узнай.
Новый дом, новый дом
Всем зверятам уютно в нем
Делай сам, помогай друзьям
И желанья исполняй. 2 раза
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/400036-belochkiny-zhelanija
Обобщение опыта работы на тему:
«Литературное краеведение как средство формирования любви к малой родине у дошкольников. Белочка- умелочка»»
Подготовила: Чебурина СА.
Цель: Формирование проявления патриотических чувств к малой родине, её культуре на основе особенностей родного края.
Задачи:
1. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта «Эколята — дошколята»
2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
4.Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
5.Развивать интерес к заучиванию стихов.
Методы работы: творческие, словесные, наглядные, практические
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
Формы работы с детьми:
образовательные ситуации и занятия;
беседы;
рассказы воспитателей, родителей, взрослых;
целевые прогулки и экскурсии;
заочные путешествия по родному краю;
тематические выставки;
встречи с писателями, поэтами;
праздники и развлечения;
Механизм отслеживания результатов:
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, включающий в себя:
— специализированные задания;
— беседы;
— анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты по работе над данной темой:
— сформировано понимание чувства малой родины;
— дети интересуются культурой родного края: малыми фольклорными формами (потешками, колыбельными песнями, пословицами, поговорками, сказками, песнями, праздниками и традициями;
— уважительно относятся к культуре, обычаям русского народа.
Работу по литературному краеведению начала с детьми разновозрастной группы 3-4 года.
В средней группе начали знакомиться с жизнью и творчеством Л. И. Куликова. Леонид Иванович Куликов известен в основном как детский писатель, автор детских сказок. У Куликова их немало: «Как ёжик стал колючим», «Белочка-умелочка», «Хитрая сорока», «Золотая бабочка» и другие.
Знакомство с творчеством Л. Куликова планируется в средней, старшей и подготовительной группах. В средней группе — знакомство со сказками, в старшей— знакомство с жизнью поэта, его стихами, в подготовительной— викторина по произведениям и выставка рисунков по сказкам. Также запланирована презентация — виртуальное путешествие по местам Кургана, связанным с жизнью Л. И. Куликова.
Рекомендовано родителям: создание домашней библиотеки произведений поэтов и писателей, посещение библиотеки №12.
Предварительная работа: чтение сказки «Белочка-умелочка»
Ход:
— Ребята, интересно читать книги? Что интересного можно узнать из книг? А если дочитать до конца сказку или рассказ мы узнаем что произошло с героями.
— А как называются люди, которые любят читать книги? (Ответы детей)
— Как называется профессия человека который пишет сказки и рассказы?
— Как вы думаете, где можно взять и прочитать книгу? (ответы детей)
— Правильно, можно в библиотеке, там много книг. У нас с вами есть небольшая библиотека в группе.
— Мы с вами недавно прочитали сказку о белочке. Помните, как называлась эта книга? Правильно- «Белочка-умелочка».
— Вам понравилась эта сказка? А чем она понравилась?
— Молодцы, вы хорошо запомнили сказку. А хотели бы вы узнать, кто написал такую весёлую, добрую сказку?
— Я познакомлю вас с поэтом- Леонидом Ивановичем Куликовым. Леонид Иванович родился далеко отсюда в городе Иваново, в далёкие годы.
Он просто жил, как все мальчишки: ходил в школу, любил лыжи и шахматы, увлекался радиотехникой, мечтал стать химиком. Все в его жизни было просто и ясно. Семья, школа, друзья. Леня заканчивал 7 класс, но феврале 1940 года он заболел. Высокая температура, боль в суставах. Лечили от гриппа, но заболевание оказалось намного серьезнее. Каких только врачей и больниц не видел Леонид, какие методы лечения не испытал, каких операций не перенес. Но болезнь все больше сковывала суставы. Она уложила в постель пятнадцатилетнего мальчишку надолго,навсегда:
Но тут пришла еще одна беда — война. Отец ушел на фронт, а Леонид с мамой отправились в эвакуацию.
Ехали около месяца. В дороге Леониду стало плохо, и семью Куликовых сняли с поезда на станции Шумиха. Так, не доехав до места назначения, Куликовы оказались в Зауралье. Они поселились в селе Половинном.
Здесь и вырос Леонид Иванович как поэт, а Зауралье стало ему второй родиной. Мама — Антонина Семеновна преподавала историю в школе, а вечером приносила тяжелые пачки книг для сына.
Прикованный к постели, Леонид Иванович учился писать стихи, В газете «Пионерская правда» были опубликованы его первые стихи для детей «На пустыре» и «Про кота».
«…Чудеса, братишка! Сам не верю я:
Скоро выйдет, книжка — Знаешь чья? Моя.»
Так писал Леонид в письме своему брату Борису.
А за первой книгой появились вторая, третья..десятая. В 1961 г. семья переехала жить в Курган. Л. И. Куликов писал много, в том числе и стихи для взрослых, а так же рассказы.
А сказка «Белочка — Умелочка» была переведена на украинский и литовский языки.
Из воспоминаний мамы Леонида Ивановича:
«Как была написана «Белочка-Умелочка»? К нам в Половинное приехали мой сын Борис с женой и с трёхлетней дочкой Леной. Девочка была большая говорунья. Она попросила:
— Дядя Леня, напиши мне сказку про белочку.
Леонид тут же сочинил ей:
Я маленькая девочка, за столиком сижу.
Иди обедать, белочка! Орехов положу.
А Лена надула губы:
— И всё? Как мало!
Примерно через год Леонид Иванович создал сказку «Белочка-Умелочка».
Сказки можно не только прочитать, но и слушать в записи. Послушайте отрывок.
(Аудио-сказка)
_ А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Не попадись!» Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага- белки. Выбирается водящий- волк. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри.
Есть ещё одна, очень интересная сказка, которую написал Леонид Иванович. Мы с вами сегодня с ней познакомимся: «Как ёжик стал колючим».
(Чтение сказки)
— Какой ёжик в начале сказки? (без колючек- беззащитный, слабый)
— А в конце сказки? (защищён, смелый)
— Понравилась вам сказка? Почему?
-Кто главные герои сказок Л. Куликова?
-Итак, мы сегодня познакомились с творчеством поэта, нашего земляка Леонида Ивановича Куликова. У него ещё много сказок и стихов, с которыми мы будем знакомиться. Сходим в библиотеку, увидим книги, которые там есть. Будем с вами настоящими читателями, будем дружить со сказками Куликова Л. И.
— Наша встреча заканчивается, и я предлагаю вам раскраски по сказкам, с которыми мы познакомились. Раскрашивайте и получайте удовольствие от встречи со сказкой.
Белочка-умелочка
Под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка,
Белочка-умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Наша белка — мастерица:
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку — тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку — распашонку,
Всем бельчаткам — по перчаткам,
Даже мышке маленькой —
Сарафанчик аленький.
И грибы она сушила,
И зверят она лечила —
Всё умела белочка,
Белочка-умелочка.
Прилетела журавлиха
И сказала, плача, тихо:
— Приходи к нам, белочка.
Белочка-умелочка!
Мой ребёнок, журавлёнок,
Только вышел из пелёнок,
Простудился на ветру
И теперь лежит в жару.
Белка бросила работу,
Поскакала на болото,
Где лежал на камыше
Журавлёнок в шалаше.
Он стонал, не брал игрушек
И совсем не ел лягушек.
— Ты поправишься, дружок,
Ну-ка, выпей порошок!
Не ленился журавлёнок,
Не упрямился —
Пил лекарства журавлёнок
И поправился.
По лугам он стал гулять,
Над болотами летать —
Вылечила белочка,
Белочка-умелочка.
И пришёл к ней серый волк,
Серый волк — зубами щёлк.
Он слезами обливался,
Тихо в двери постучался:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Ты мне сына вылечи,
Кость из горла вытащи.
Белка хвостик распушила,
К волку в хату поспешила,
Чтоб волчонка полечить,
Кость из горла удалить,
А волчонок-то не плачет,
Он поёт и резво скачет…
— Ну какой же он больной,
Твой волчонок озорной?!
Старый волк расхохотался:
— Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим
И сейчас тебя съедим!
Обманули белочку,
Белочку-умелочку.
Белка волку отвечала:
— Испеки меня сначала.
Я сырая не вкусна,
Потому что не жирна.
Старый волк мигнул волчонку
И открыл в печи заслонку:
— Ну-ка, белка, в печь садись
Да скорее испекись!
Белка прыгнула вперёд,
Заскочила в дымоход,
По трубе полезла выше —
Вот она уже на крыше.
Как завыл тут волк со зла:
— Аи, держи! Ушла, ушла!
Он, кряхтя, полез за нею
И в трубе застрял по шею.
Головою закрутил —
Всю трубу разворотил.
В эту пору на озёра
Пролетали журавли,
Подхватили белку с крыши
И от волка унесли.
Вот и домик расписной
Под зелёною сосной.
Снова дома белочка,
Белочка-умелочка.
Но в полёте, где-то в тучах,
Уронила белка ключик.
Что ей делать, как ей быть?
Нечем двери отворить.
И пошла она к соседям,
Позвала она медведя.
Толстый ключ принес медведь,
Стал пыхтеть, замок вертеть.
Прибежала к ним лисичка,
Принесла свою отмычку.
Зайка даже грыз замок,
Но разгрызть его не мог.
Лось боднул замок рогами —
Повалился вверх ногами.
Дятел клювом подолбил,
Только клюв себе отбил.
Отпирали-отпирали,
Даром время потеряли.
Сколько ни стараются —
Замок не отпирается.
И пришёл к ним серый волк,
Серый волк —зубами щёлк.
— Я, друзья, иду на помощь.
Без меня замок не сломишь.
— Нет,—сказала белочка,
Белочка-умелочка. —
Ты ко мне в друзья не лезь:
Ты меня задумал съесть!
Звери тут как рассердились,
Как на волка напустились
И давай его кусать,
И царапать, и клевать,
Приговаривать:
— Ты не трогай белочку,
Не обижай умелочку! —
Битый волк, визжа и воя,
Убежал от них стрелою.
Суматоха улеглась…
Только дверь не отперлась.
Вдруг весёлый журавлёнок
Прилетел с лугов зелёных,
Он принёс не червяка —
Белкин ключик от замка.
На лугу, в кустах колючих,
Отыскался этот ключик.
И хозяйка ключ взяла —
Сразу двери отперла.
Тут все стали танцевать,
Стали белку в гости звать:
— Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Формирование целостной картины мира, мир природы
НОД «Хорошо- плохо. Поступки героев на примере сказки Л.Куликова «Белочка – умелочка»
Подготовила: Чебурина С.А.
Предварительная работа: чтение сказки «Белочка-умелочка»
Цель: формировать положительное отношение к друзьям, их поступкам.
Задачи:
-воспитывать бережное отношение к книгам;
-формировать интерес к литературным текстам, помогать «мысленно» представлять события , героев, оценивать их поступки;
-дать первоначальное представление о профессии – писатель;
-учить использовать полученную информацию в игровой, речевой деятельности.
Ход нод:
мотивация: ( стоя возле книжного уголка)
— Ребята, что же случилось с нашим книжным уголком?
— Какой беспорядок…
— А как вы считаете, почему в книжном уголке должен быть порядок?
( нужно книги беречь, из них мы узнаем много интересного, станем грамотными, научимся сами читать)
Мы сейчас попросим навести порядок в книжном уголке ( …………..)
— А вы любите, когда вам читают книги?
— Если вам много родители читают, может вы знаете, как называется профессия человека, который пишет сказки, рассказы? ( писатель)
— Я вам сейчас покажу книгу, вы внимательно на нее посмотрите , может кто то из вас узнает сказку, которую мы недавно с вами читали..
(книга « Белочка –Умелочка», правильно)
— Молодцы, что запомнили. А хотели бы вы узнать, кто написал эту добрую сказку?
(проходите , пожалуйста, на стульчики, я вам расскажу)
мольберт с портретом Л. Куликова
— Я вас познакомлю с писателем Леонидом Куликовым.
Леонид Иванович родился далеко отсюда в городе Иваново, в далёкие годы.
Он просто жил, как все мальчишки: ходил в школу, любил лыжи и шахматы, увлекался радиотехникой, мечтал стать химиком. Все в его жизни было просто и ясно. Семья, школа, друзья. Леня заканчивал 7 класс, но феврале 1940 года он заболел. Высокая температура, боль в суставах. Лечили от гриппа, но заболевание оказалось намного серьезнее. Каких только врачей и больниц не видел Леонид, какие методы лечения не испытал, каких операций не перенес. Но болезнь все больше сковывала суставы. Она уложила в постель пятнадцатилетнего мальчишку надолго,навсегда:
Но тут пришла еще одна беда — война. Отец ушел на фронт, а Леонид с мамой отправились в эвакуацию.
Ехали около месяца. В дороге Леониду стало плохо, и семью Куликовых сняли с поезда на станции Шумиха. Так, не доехав до места назначения, Куликовы оказались в Зауралье. Они поселились в селе Половинном.
Здесь и вырос Леонид Иванович как поэт, а Зауралье стало ему второй родиной. Мама — Антонина Семеновна преподавала историю в школе, а вечером приносила тяжелые пачки книг для сына.
Прикованный к постели, Леонид Иванович учился писать стихи, В газете «Пионерская правда» были опубликованы его первые стихи для детей «На пустыре» и «Про кота».
«…Чудеса, братишка! Сам не верю я:
Скоро выйдет, книжка — Знаешь чья? Моя.»
Так писал Леонид в письме своему брату Борису.
А за первой книгой появились вторая, третья..десятая. В 1961 г. семья переехала жить в Курган. Л. И. Куликов писал много, в том числе и стихи для взрослых, а так же рассказы.
А сказка «Белочка — Умелочка» была переведена на украинский и литовский языки.
Из воспоминаний мамы Леонида Ивановича:
«Как была написана «Белочка-Умелочка»? К нам в Половинное приехали мой сын Борис с женой и с трёхлетней дочкой Леной. Девочка была большая говорунья. Она попросила:
— Дядя Леня, напиши мне сказку про белочку.
Леонид тут же сочинил ей:
Я маленькая девочка, за столиком сижу.
Иди обедать, белочка! Орехов положу.
А Лена надула губы:
— И всё? Как мало!
Примерно через год Леонид Иванович создал сказку «Белочка-Умелочка».
( На фото писатель — лежит, а рядом с ним дети. Эти ребята приходили к нему попроведать его, и ему захотелось делать для них добрые дела- Леонид стал писать сначала смешные стихи, потом сказки для детей и даже взрослых. Вот и мы с вами знаем сказку «Белочка –умелочка»)
Обсуждение поступков:
-Давайте вспомним, кто обманул Белочку? (волк) Этот поступок как можно назвать?
— Скажите, а когда волку захотелось помочь Белочке , она его приняла в друзья?
«Ты ко мне в друзья не лезь…
Ты меня старался съесть..»
Вот есть такая пословица « Друзья познаются в беде»
—Мог волк быть хорошим другом?
—Кого вы запомнили из друзей Белочки? (медведь, заяц, журавлиха, журавленок, бельчата, дятел, лось)
-Я предлагаю поиграть нам с вами в игру «Самые хорошие поступкисегодня»
Встанем в круг и будем по кругу передавать распустившейся цветок и говорить свой сегодняшний добрый поступок, н-р, «Я сегодня угостил Есению», « Я сегодня не капризничала» и т.д.
Садимся на стульчики
— Вы хотите сами увидеть милую Белочку – умелочку — мастерицу на все руки?
— Как вы думаете, может наша мечта сбыться?
-Я вам помогу увидеть Белочку, вы отгадаете где….Готовы?
«Под зеленою сосной
Вырос домик расписной
И жила в нем Белочка,
Белочка –умелочка…»
Идем искать Белочку –умелочку….(игрушка под елочкой в расписном домике)
Игра «Волк –зубами щелк»
Дети стоят по кругу. В центре –волк, бегает по кругу, а дети то запрыгивают , то выпрыгивают из круга. Кого волк заляпал- садятся на свои стульчики.
Ауди сказка «Белочка –умелочка»