Сценарий белорусского праздника дожинки

☑ Скачать бесплатно Сценарий белорусского праздника хлеба "Дожинки" в формате Документ Microsoft Word (docx). Другие методич. материалы по предмету Директору-завучу.

Сценарий праздники дожинки.

На сцену выходят девушки.

Матушка родимая!

Нивушка-нива благодатная!

Поклонится тебе в пояс вышли, на спожинки.

Отдыхай родная, скоро вьюги да зазимки!!

(слышится колокльный звон)

В: (собирает колоски) Скоро матушка домой придет,

Да с заутренней хлеб из повинны принесет, ох уж и ждем мы освященного то хлеба

П: василинка, плети венок то скорей, а не то на мирскую складчину на боярский двор не успеем.

В: Так чисто ныне в поле поработали, все подобрали, даже бороду завить не из чего!!

Я: Паулинка, Василинка у меня тут как раз три колоска осталось. Давайте ленты скорей!!

(девушки несут ленту, завивают бороду, пригибают к земле и присыпают землей)

К: Яринка, где соль с хлебои-то, клади на бороду!! (кладет)

Я: Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса.

(выходит женщина со снопом и с ней мальчик)

Кар: ОЙ девоньки и умнички же вы и бороду завить успели.

А ну –ка я сноп последний дожиночный рядом поставлю (ставит) приговаривает

Духи полевики! С поля не уходите, урожай будущий стерегите. Вот вам жилье до весны красной.

Борода завитая, да сноп дожничный. Кто хочет так в поле зазимует, а кому охота, так в краном углу в дожиночном снопу.

(ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ НА СНОПЫ И БОРОДУ)

Исстари так ведется, не нами придумано, да нами соблюдается девоньки.

1 сноп свят, и последний сноп свят

1 сноп год кормит, а дожиночный новый урожай стережет. (берет в руки сноп и отдает мальчику)

А ну-ка Михась, тебе сноп ныне на двор боярский нести.

А Василинке ныне венок надевать.

ВЫХОДЯТ ТРИ ДЕВУШКИ

  1. НИКАК УЖЕ С ПОЛЯ УХОДИТЬ СОБРАЛИСЬ?
  2. Кар: Да, приготовились!

  1. Весь обряд то справили, а по полю прокатались , силушки попросили?
  2. Кар: А и то девоньки забыли. С 15 августа до 29 молодое бабье лето наступает, огородная работа ждет.

  1. Вот, вот косточки на жниве поломали , пора и силы у Землицы попросить!!
  2. Паулина: А как это?

2. а вот так (садится на землю, остальные за ней, а потом ложатся и несколько раз переворачиваются, катаются)

1. Жнивка, Жнивка!! Отдай мою силку

2. на пест на молотило, на колотило!

3. на кривое веретено!

Каролина: (садятся все. Хватит теперь силушки в огородах урожай собрать и зимнюю работу на дворе справить. (выбегают парни с ведрами и поливают на женщин)

3 Ах, чтоб вам (отряхивается) соскакивает с земли.

Кар. – не ругася. Положено так-то. На будущий плодородный дождь стараются.

Михась становись со снопом вперед, за ним Василинка вставай.

А мы за вами. Пошли дружнее на боярский двор.

В. Ой вы спожинки дожинки

Слава нашей госпожинки

Славу славную поем

На господский двор идем.

(выодят боярин и боярина)

Кар: Здравствуй отец юлагодетель боярин

Здравствуй матушка госпожа боярыня. Сноп последний дожали

Во двор широкий принесли

Прими боярин сноп с покропом

(сноп передается, все друг другу кланяются)

Вас. А тебе матушка боярыня веночек завитой,

На богатство, на здоровье, на радость.

Боярин: Примите и вы от нас хлеб соль с нового урожая. (приходит по кругу все пробует хлеб) остатки хлеба она заворачивает в рушник)

— мирской хлеб из новой муки- святой хлеб, целебную силу имеет. От хвори лечит, красоту дает. На божнице до нового урожая хранить его буду. Так помните- нужда придет, на наш двор загляните, да кусочек попросите.

Боярин: а теперь отдыхайте !

До успенья все спетье убрать успели. Пора и хоровод заводить на белом божьем свете всему свой час.

ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ.

Кар. Ах девчушки пичушки

Не успели дожинки отгулять

Об осенних посиделках шепчетесь

9девч. Смущаются и убегают)

Каролина: и то, с успенья не успеешь жениха присмотреть, так зиму в девках просидишь. И чей сват нынче остальным покажет?!

А! (машет рукой) то другой праздник будет, а ныне дожинки празднуем.

Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу

Уродится на лето

Рожь с овсом.

С дикушей

Со пшеницею

Из колосуосьмина

Из зерна коврига

Из полузерна пирог. Родися, родися

Рожь с овсом!

СЦЕНАРИЙ ОБРЯДОВОГО ДЕЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОЖИНКИ»

Составитель Коршкова С.Н.

Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения. Возле стен стоят скамейки на которых сидят муж и жена. Одеты в русские народные костюмы.

Муж: Поглядика жена в окно как сегодня ласточки летают?

Жена подходит к окну.

Жена: Ой высоко летают, да и много то как! Славо Богу видно к хорошей погоде.

Муж: Славо Богу, а то одолели дожди, без передыху льют.

Жена: Так сама хозяин видела, как кошка лапу зализовала, а корова как пришла с выгона не пошла под навес спать. Подогнула ноги да растянулась по серед двора. А солнце в алой зоре садилось и туман не поднимался, а падал.

Муж: Это хорошо ты надумала на небо глядеть. Видно и нам вместе с ним думать надо.

Жена: Да как не думать то? Помочь надо, помочь надо, соседей просить. Самим то нам с полюшком не справиться. Ступай-ка сам. А я вот уберусь, похожу по соседям попрошу их сжать нам полюшко помочь.

Муж: Хорошо хозяюшка, так и решили, помощь соберем а за одно и дожинки сделаем.

Уходят. На   сцене появляется рассказчица.

Рассказчица: На большой православный праздник, успение Богородицы, выпадает обряд завершения жатвы – дожинки. Заканчивается к средине лета жатва хлебов, от сюда и название. На исходе лета надо убрать все, что осталось не убранным в поле. Одному странно, а всем уже нет. Если же все за одного, то и один за всех. Это то что попросту, по-крестьянски называется круговой порукой. А в хлебном поле является бесплатной готовой помощью. «Помочью» как говаривали в старь. Вся помочь собирается на краю деревни. Помня и веруя, святому правилу, что рука руку моет, за то обе чисто живут.  Сегодня я помогу тебе, завтра и мне не откажут.  И сноп без перевези соломы, а с миром с товарищами и беда не убыток. Собирают помочь обыкновенно в праздничный день, когда у всех больше досуга. Идут на помочь со своими серпами и граблями. И идут как на праздник в лучших одеждах.

Выходят девки и парни с песней.

Девка1: Что ж люди добрые прежде чем приступить к работе, нужно молебен совершить.

Девка2: 

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Во имя Отца и Сына и Святого духа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все: Господи благослови(3раза) Крестясь.

Девка3: Что бы спинка не болела почитаем наговоры.

Девка4: Как былинка гнется и не ломается так, что бы и у рабы Божий гнулась и не ломалась и не уставала. Во веки веков. Аминь. (2 девочки вертят солому)

Девка5: У Авдотьи рабы, пояснинка не боли, во веки веков. Аминь. (Вешают сено и солому на пояс)

Девка6: У Ирины рабы поясинка не боли, во веки веков. Аминь. (Тыльной стороной серпа гладит спину)

Девка7: Стояла ты рожь бы крепка, так и спинка моя была крепка ни когда бы не болела. (Повязывает на руку сено)

Девка8: Первый сноп, первый сноп! Кто на перед? (Начинают жать)

М: Порынья вам в дом, порынья вам в дом.

Рассказчица: Подхватила одна охапку колосьев, сколько ухватила левая рука и могла спрятать под мышку, правой рукой отрезала на себе серпом этот ворошок. Бережно положила его подле себя к ногам. И опять захватила и подобрала другой ворох колосьев. И опять их перерезала серпом. Приметнула глазами, показалась на глаз таких пучков четвертей на восемь в охапку. Стал, значит полный сноп. Надо его срезать, потрудиться над ним, поворочаться. Надо подпоясать его скрутом или перевяслом. Поставить его верх колосьями да опять собирать полный сноп.

Девка1: Ох потрудились на славу, может отдохнем? Перекусим?

Садятся, достают продукты.

Девка2: Не забыть нужно угостить Поливика с Полудницой.

Девка3: Да, а то бабушка рассказывала, забыли, как то угощение Полевику оставить, и увидали во ржи сердитого нищего, он им пальцем погрозил, а на следующий год не было урожая. Еще говорила бабушка, он очень внимательно смотрел за уборкой урожая. Если же хозяин плохо убрал урожай, оставил в поле колосья, на будущий год можно ждать недорода: заприметив много оставленных колосьев, Поливик собирает их и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, бережливо; поэтому там, где Поливик подобрал колосья, оказывается не урожай, а там куда перенес, бывает обильная жатва.

Парень1: А мне мамка сказывала, что Полудница может ни только, разозлиться если ей угощения не оставят, но и если приметит что кто то лениться. Иной раз увидит девушку, бросившую жатву и прилегшую вздремнуть, разбудит и примется уговаривать пуститься в пляс: мол кто кого перепляшет. Так и носятся по полям, по лугам до вечерней зори без устали. Девица уже обомрет, нога за ногу заплетается, а Полудница знай себе порхает как мотылек, да напевает песни дивные. Пока никому не удавалось переплясать ее, но если сыщется такая, одарит ее Полудница невиданно богатым приданным!

Муж с женой вынося угощение Поливику и Полуднице. Ставят в уголок со  словами : «Угощайтесь Полевик  с Полудницей»

Девка4: Что то засиделись мы! Давайте последний сноп вязать!

Все: Давайте!

Девка5: Жнем молча, что бы коровы не рыкали!

Рассказчица: Вот и последний сноп, пожелальный и заветный. Прозванный пред сотнями товарищей своих в поле почетным именем. На Севере России — обжинком на Юге – дожинком. Его отставляют в сторонку и не трогают до урочного часа.

Девка6: Жнивка, жнивка отдай мою силушку, тебе лежать а мне работать.

Девка7: Овсяня нивушка отдай мою силушку на всю зиму студеную.

Девка8: Девки бороду вьем! (Плетут косу из соломы, прижимают к земле камнем и кладут на камень хлеб)

Девка1: Господь Бог береги семена!

Девка2: Господь Бог благослови!

Девка3: Семена в земле оставляю, дай нам урожай на будущий год!

         Рассказчица: Когда жатва закончена, брали последний сноп и уносили с собой. Ставили в хату под образами. И там сноп стоял до будущего года.

Уходят с песней и снопом.

«Дожинки-

праздник урожая»

Цель. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Задачи.

Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством изучения стихов и песен про осень.

Учить добывать сведения о истории своего народа через исследовательскую деятельность;

Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа через изучение обряда «Тарваз озкс»; путём деятельностного подхода при подготовке и проведении мероприятия.

Расширять знания детей через ознакомление с народным земледельческим календарём;

Развивать эмоциональность, творческие способности детей через исполнение инсценировок, музыкальные и поэтические номера.

Ход мероприятия.

Ведущий.Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени, её традициям и обрядам, людям, посвятившим себя самой почётной и трудной профессии – хлебороб.

I.Вступление.

1.Рассказывают дети.

Ребёнок -1.  Уже горят огнём рябины кисти,

И пожелтели на берёзах листья,

И пенье птиц уже не слышно вовсе,

И тихо – тихо к нам приходит осень.

 Ребёнок —2.Девушка – осень гуляет,

Ножкой сбивая росу.

В сумку дары собирает,

Листья вплетая в косу.

2.Исполнение песни «Осень постучалась к нам»

II.Основная часть.

Ведущий.

Ах, как жаль, что осень пришла.
Лето со двора прогнала.
Как же мы будем теперь загорать,

Если тучки по небу будут гулять?

Дети вместе:

Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.

Ведущий.

Осень Золотая – это праздник урожая! Осень ещё не успеет вступить в свои права, а сбор урожая уже в самом разгаре.

(Беседа между заранее подготовленными родителями, которые выступают в роли хозяйки и Осени они рассказывают детям).

Хозяйка-родитель. В старину каждый овощ убирали в определённый день.

Осень-родитель. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать – это вы знаете?(Обращение к детям)

(ответы детей, затем следуют сведения — уточнения родителей)

Хозяйка-родитель. Наши далёкие предки знали и использовали для этого особый земледельческий календарь. 

(Демонстрируется имитированный земледельческий календарь- презентация.)

Например,8 сентября — Наталья-овсяница. В этот день  убирали овёс. Было принято в этот день варить овсяный кисель и печь овсяные блины.

Осень-родитель. 

А 13 сентября- Святой Куприян – картофель копай. Только с этого дня было принято начинать копать картофель.

 Хозяйка-родитель. 

А вот 17 сентября- Луков день. В этот день начинали выкапывать лук с гряд. Про лук даже поговорки есть: «Лук от семи недуг», «Лук да баня всё исправят». Лук развешивали в комнатах, чтобы не заболеть никакими болезнями.

Осень-родитель.

А что за день 23 сентября?(обращение к детям или к гостям, ответ уточняется)

Да, да, правильно — это же Святой Пётр и Павел – рябинники. В этот день собирали урожай рябины , а кисти вешали под крышу каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы, венки, а часть ягод оставляли дроздам и снегирям.

Хозяйка-родитель.  

А вот 28 сентября — на Святого Никиту- срезали репу. В этот день пекли пироги с репой, делали репной квас и варили кашу.

Осень-родитель. 

7 октября —День Святой Фёклы. На Святую Фёклу – дёргай свёклу.

Хозяйка-родитель. 

8 октября- Сергей-капустник. В этот день капусту рубили. Пекли пироги с капустой. Молодёжь устраивала капустные вечера, которые длились две недели. Играли в «Капусту».

Ведущий.А может ещё кто то может рассказать что и в какой день убирали?

(Дополнения гостей , детей).

Ведущий.

А знаете ли ребята, что со сбором урожая связано много пословиц?

Вот сейчас давайте устроим небольшие соревнования между группами. Нужно как можно больше вспомнить пословиц и поговорок и объяснить их значение.

(В этой работе могут принять участие и гости – учащиеся, я создавала группы так: девочки с родителями, мальчики с родителями и гости учащиеся с родителями(у нас были учащиеся 1 класса с родителями)). Дети рассказывают пословицы, родители помогают составлять толкование. Каждой команде в итоге раздаются поощрительные призы — старинные земледельческие календарики. (Я скачала с интернета и распечатала).

Ведущий.А что было самым важным во время уборки урожая?.. Конечно, вовремя и без потерь собрать урожай. Ведь зимой они все придут к нам на стол. Скажите, а кроме овощей осенью какой урожай ещё убирают?… Правильно, самый важный урожай — хлеб, про который вы к сегодняшнему дню приготовили самостоятельно стихи, которые нам расскажете.

(Можно использовать эти)

Дети рассказывают стихи.

Ребёнок-1.

Хлеб рождается в бороздках

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребёнок-2.

Вешний день, пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым

А я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает, трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастёшь, сам такой же поведёшь!

Ребёнок-3.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Ребёнок-4.

Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлебушек на мельницу везу.
Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.

Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлеб с пекарни с мельницы везу.
Мукой мешки набиты,

Ребёнок-5.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

 А женщина на краешке доски

 Готовый хлеб разрежет на куски.

Вместе:

 Всем, кто лелеял хлебный колосок,

 На совести достанется кусок.

Вед-ий:

С давних пор и по настоящее время люди празднуют праздник урожая.

А как мы с вами отмечаем праздник урожая?

А как хлеборобы отмечают праздник урожая? (Концерты, конкурсы, подарки…)

А знаете ли, что наши предки – мордва, тоже совершали обряды, посвящённые началу и окончанию уборочных работ. А как они это делали, ребята узнали у своих родственников.

Рассказывают дети.

Ребёнок-1.В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.

Ребёнок-2.Моя тётя, Антонина Петровна, рассказала мне, что первым осенним праздником был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для освящения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для предков .

Ребёнок-3.Мы навестили старожила села, Голубкину Анисью Григорьевну. Ей 102 года. Она нам рассказала, что одним из самых торжественных и многолюдных обрядов осеннего цикла был большой трехдневный праздник «велень озкс» — сельское моление. По-другому его называли «паронь пандома» — плата за добро. На нем выполнялось множество ритуальных действий: зажжение родовых свечей — «штатолов», проведение обрядовой трапезы, пение молитвенных песен — «пазморот», это всё делалось для того, чтобы добиться от них благословления в получении необходимых благ.

Ребёнок-4.А моя прабабушка Клавдия рассказала, то, что ей поведала её бабушка. Устраивались моления и в честь богинь: земли — Мода Авы, поля — Пакся Авы, плодородия — Норов Авы. Им молились перед началом жатвы, прося их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» — моление серпа.

Вед-ий: и сейчас мы посмотрим, как проводился этот обряд.

Обряд Тарваз озкс – (исполняют дети, деятельностный подход)

Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:

Милостивая мать поля,

Дала ты нам зерна,

Не обижая наши сердца,

Колосья ржи полны

Серебряным, золотым зерном

После молитвы, старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.

(Девочка, исполняющая роль старшей женщины, берет поднос с зерном и раздаёт всем присутствующим, в знак того, чтобы куры хорошо несли яйца)

Песня «Урожай»- исполняют дети.

Ребёнок-5. Мой дед, Ванькин Николай Константинович рассказал, что к севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на право. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.

Мастер – класс. «Связывание снопа».

Ведущий. В нашем классе есть такие ученики, чьими отцами, дедами, бабушками и прабабушками можно по праву гордиться. Всю свою жизнь они посвятили хлебу. Вот о них мы сейчас и послушаем.

Сообщения детей (показывают фотографии)

Ребёнок — Мой дедушка, Инчин Михаил Фёдорович, проработал в колхозе «Заря»45 лет — трактористом. Всю свою жизнь он посвятил выращиванию хлеба. За свой труд его не раз награждали ценными подарками, грамотами и медалью за доблестный труд. Я горжусь своим дедом.

Ребёнок Моя прабабушка, Кандрашкина Клавдия Яковлевна, всю свою жизнь проработала в колхозе, помогала выращивать хлеб. Она рассказала, что техники в колхозе не было, всё делали вручную. Землю пахали лошадьми и быками. Убирали зерно тоже вручную, серпами, затем вязали снопы. За свой труд бабу Клаву много раз награждали ценными подарками, грамотами и благодарственными письмами.

Ребёнок —-Мой дед, Инчин Сергей…

Ведущий: вот, сколько приходилось людям трудиться, чтобы у всех и всегда на столе был вкусный свежий хлеб.

Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребёнок.

Ребёнок.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

 Говорим мы: «Берегите.

 Берегите Хлеб родной…

 Не мечтали мы о чуде.

 К нам с полей живая речь:

 «Берегите хлеб, вы – люди!

 Научитесь хлеб беречь».

Игра «Каравай» — под музыкальное сопровождение, совместно с родителями и приглашёнными гостями.

Ведущий: Вашими дедами и бабушками – хлеборобами можно гордиться. Только трудолюбивые люди могут добиться таких результатов. А вот герой нашей сценки не сможет добиться таких результатов. А почему, мы сейчас услышим.

Шуточная сценка «Ох, трудна моя работа».

Девочка.

Нынче Саша очень занят,

У него не счесть забот:

Грядки нынче полет Саша,

Поливает огород.

Саша.

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок.

Ох, устал я отчего  — то,

Эх, пойду,  вздремну часок!

 Девочка.

Снова Саша очень занят:

Храп стоит до потолка.

Третьи сутки спит наш Саша,

Отлежал он все бока.

Саша.

Ох, нелёгкая работа

Трое суток к ряду спать.

Ох, не выспался я что – то,

Надо часик подремать.

Девочка.

Много дел с утра у Саши

И забот не впроворот:

Все идут копать картошку,

Он в столовую идёт.

Саша.

Зря, ребята, вы частушки

Сочинили обо мне!

Я ведь очень работящий,

Только, кажется, во сне!

Девочка.

Снова Саша очень занят

Не боится он молвы.

На обед спешит наш Саня

С ложкой больше головы.

Саша.

Ох, ребята, вы ребята,

Я вам честно говорю:

Даже кушать ложкой кашу

Я смертельно устаю.

Все вместе.

Саша, лёжа на диване,

Невозможно жизнь прожить.

Если бросишь ты лениться,

Будут все с тобой дружить!

И ещё хотим напомнить

Из истории урок.

Труд когда – то обезьяне

Человеком стать помог!

 Ведущий.

Ребята, а после того как собрали урожай, куда его убирают? А куда девают излишки?… Правильно, на ярмарку осеннюю везут.

А на ярмарке — с полей и огородов

Всё, чем славится природа!

Шуточная песня «Где был, Иванушка?» — исполняют дети.

III.Заключительная часть.

Ведущий.

В каждом зёрнышке пшеницы

 Летом и зимой,

 Сила солнышка хранится

 И земли родной.

 И расти под небом светлым,

 Строен и высок,

 Словно Родина бессмертный,

 Хлебный колосок.

Ребёнок: с подносом, на котором каравай

 Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он, теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье наше, сила,

В  нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, 

Вырастай богатырем!

Ученица, в народном костюме, угощает всех караваем, в это время демонстрируется видеоролик «Хлеб всему голова»

IV.Рефлексия.

На подносе лежат картинки хлебобулочных изделий. Если праздник понравился — в корзинку кладут картинку хлебобулочного изделие, если нет –ничего не кладут. В рефлексии участвуют гости праздника и учащиеся.

Источники

1.http://gigabaza.ru/doc/71449.html

2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/02/podborka-stikhov-pro-khleb

3. http://12mesyatcev.ru/

4. http://spezschool.yashkino.ru/activity/mery/74——l-r——

5. http://xn—-7sbfhxrcqep0aca2lwb.xn--p1ai/istoriya-kultura/obychai-i-tradicii/

6. http://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-berestova-dlya-detey

7. http://festival.1september.ru/articles/414279/

8. http://playroom.ru/stihi-poslovicy-zagadki-primety-o-hlebe/

9.https://bosichkom.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9

10. http://many.kabobo.ru/docs/143800/index-3822.html

Сценарый
раённага свята “Дажынкі — 2009”

Месца правядзення: аграгарадок Маслакі
Час правядзення: 25 верасня 2009 года

Гучаць пазыўныя свята.
Гучыць народная музыка. На фоне музыкі вядучая чытае тэкст.

Вядучая: Як пасеялі мы жыта ядронае, жыта свяцонае, ды ў зямельку слаўную, зямельку пладародную, дык узнялося яно ў полі чыстым, полі празрыстым. Як налілося яно светам сонечным, вадою жывою, вадою святою, зажалі яго мы сярпамі тачонымі, сярпамі працоўнымі. Зажалі ў снапы багатыя, снапы святыя, ды сабралі мы добры ўраджай, на жыцце мірнае, жыцце слаўнае.
Працу сваю мы табе прысвячаем, усе для зямлі роднай, усе ў гонар твой, наша Белая Русь.

Дзеянне пачынаецца з выконвання пластыка – харэаграфічнай кампазіціі “Дажынкі. Па заканчэнні кампазіцыі на сцэну выходзяць удзельнікі народнага вакальнага ансамбля “Мерэя”, выконваюць песню “Дажынкі”.

Вядучая: Добры дзень, шаноўнае спадарства!

Вядучы: Добры дзень, людзі добрыя ды госцейкі чаканыя!

Вядучая: Шчыра вітаем вас на галоўным свяце хлебаробаў “Дажынкі 2009”.

Вядучы:
Краіна наша – вялікая ніва,
На ёй гаспадарыць вам трэба рупліва.
Дажынкі — працы натхненнай вянец,
Хто добра працаваў – той маладец!

Вядучая:
А сення хай будзе ў вас адпачынак
Мы разам гуляем свята Дажынак.

Вядучы: Дарагія сябры! Заўжды хлеб лічыўся сімвалам жыцця, урадлівасці і дабрабыту простага народу. Нездарма кажуць людзі: ”Будзе хлеб – будзе дом багаты”.

Вядучая:
Так прымайце ж гэтыя караваі

З розных весак Горацкага краю.
Мы з іх каравай складзем адзіны
Хлеб Горацкай зямлі
Хлеб ад сям’і Радзімы.

Гучыць музыка.
Па чарзе з дзвух бакоў сцэны выходзяць жанчыны з караваямі.

Жанчына з Леніна:
Добры дзень, шаноўны люд!
Каравай духмяны тут,
І народу сабрана багата –
Сёння будзе сапраўднае свята!

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Шарып: Багатыя былі зернем паля калгаса імя Калініна, таму і каравай наш такі цудоўны …

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Савы: Што за дзіва была наша ніва!!! А зараз усіх вас вітаем вялікім караваем!

Сыходзіць са сцены.
Жанчына з Аўсянкі:
Вось і наш хлеб – вясёлка
Ад палудня да вячорка.
Каб усім працавалась весяленька,
І потым было здаравенька!

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Гор: А наш каравай – ваявода з гарскіх палёў і агародаў!

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Рудкаўшчыны: Прымайце наш каравай – гаспадар, вялікі дар палёў калгаса імя Леніна.

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Добрай: А я свій хлеб з усёй душой выпякала, да сэрца прыжала і табе, гаспадар, перадала.

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Копцеўкі: Вялікій дзякуй табе, Копцеўская ніўка, ядронае жыта, хай на вашых сталах заўсёды будзе сыта!

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Маслакоў : А наша жыта за хмарку не хавалася, дажджу не баялася, таму і хлеб наш такі, як сонца залаты!

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Каменкі: Прымайце і наш каравай з жытнёвых палёў каменскіх!

Сыходзіць са сцены.

Жанчына з Рэкты:
Усім усміхаецца ветліва неба,
Зямля нам за ўсё даражэй.
Падзяку за сонечнасць хлеба
Нясём мы да лепшых людзей.

Сыходзіць са сцены.
Жанчыны з караваямі стаяць каля сцэны.
На сцэну выносяць галоўны святочны каравай.

Вядучая: Паважаныя сябры! Сустракайце галоўны дажыначны каравай нашага свята.
У ім зерне сабранае з нашых палеў
У ім праца нашых працавітых сяброў
З крыніц жыватворных узята вадзіца
І соль у зямлі, дзе нам шчасце радзіцца.
У ім сонца празрысты прамень
Што хлебную ніўку пястуе штодзень,
У ім рук працавітых жаночых цяпло,
Каханне, надзея, пяшчота, святло.
У ім шчасце і доля роднага краю.
Са святам, цябе, Беларусь, дарагая.

Сыходзяць са сцэны.

Вядучая: Паважанае спадарства, каб у нашых з вамі хатах заўседы было багацце і шчасце, і каб у наступным годдзе быў добры ўраджай па традыцыі трэба караваі асвяціць, так як асвечаны хлеб набывае вялікую сілу і прыносіць людзям сапраўднае шчасце.

Вядучы: Для асвяшчэння хлеба мы запрашаем отца Сергія

Праводзіцца абрад асвяшчэння хлеба.
Калакольныя званы.
Гучыць музыка.

Вядучы: (гучыць музыка) Хлеб… Водар хлеба… Смак хлеба… Тут ўсё: і ласкавы позірк нашых бацькоў, і шчаслівы смех дзіцяці, і нашы клопаты, і наша радасць, і наша праца.
Хлеб — жывая істота, бо ўмее «ваяваць», «красавацца», скардзіцца, любіць ласку. Ён — прыгожы: у яго не скарынка, а «загар румяны». Хлеб — цар зямлі.
Усё самае смачнае прыядаецца, а хлеб — ніколі, хоць мы ядзім яго кожны дзень. Хлеб нам дарагі не толькі як прадукт харчавання, ён — мера дастатку, сімвал міру, чалавечай дабрыні.
Хлебам соллю сустракаюць жаданых часцей.
І мы з задавальненнем уручаем гасцям нашага свята духмяныя караваі, у якіх сабрана ўся чысціня людской справы горацкіх працаўнікоў. Нездарма людзі кажуць: «У каго хлеб, у таго і шчасце». І сваім шчасцем мы шчодра дзелімся з вамі!
Мы рады вітаць на нашым свяце шаноўных гасцей:

Паважаннае спадарства! Сення мы віншуем тых, хто прысвяціў сваё жыцце нялёгкай працы. І ўжо па добрай традыцыі, каб адзначыць самых лепшых працаўнікоў сельскай гаспадаркі, мы запрашаем на сцэну старшыню Горацкага раённага выканаўчага камітэта Анікеева Міхаіла Міхайлавіча.

Гучыць музыка.

Вядучая: Ганаровае права ўручыць галоўны дажыначны каравай старшыні Горацкага раённага выканаўчага камітэта надаецца пераможцу рэспубліканскага спаборніцтва па збору збожжа, удзельніку рэспубліканскага свята “Дажынкі-2009”, механізатару Сельскагаспадарчага вытворчага кааператыва “Аўсянка” Демянкову Мікалаю Анатольевічу.
Паважанны Міхаіл Міхайлавіч, нам стала вядома, што Указам Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 24 верасня 2009 года за шматгадовую, плённую працу, высокае прафесійнае майстэрства, умелую арганізацыю па развіццю аграрнага сектара вам прысвояна званне “Заслужаны работнік сельскай гаспадаркі Республікі Беларусь”. Ад імя ўсіх жыхароў нашага раёна мы віншуем вас з гэтым ганаровым званнем і дазвольце ў знак вялікай павагі і пашаны ўручыць вам шчодры Дажыначны каравай, як вынік добрай працы нашых горацкіх хлебаробаў і цудоўныя кветкі, як сімвал жыцця і росквіту.

Гучыць музыка.
Уручэнне галоўнага караваю Анікееву М.М.

Вядучы: Паважаны, Міхаіл Міхайлавіч, Вам слова.

Выступленне Анікеева М.М.
Гучыць музыка.
Вядучая:
Промнямі золата зерне іграе.
Сэрца ад радасці б’ецца, спявае.
Дажынкі, дажынкі – паўсюду чуваць
І песню ў грудзях ніяк не стрымаць
Вам хлебаробы нізкі паклон
За працу, за шчасце, якое прыносіце ў дом.

Марына Путнікава і “Чарадзейка” “Матылёк”
Гучыць народная музыка. На сцэну выходзяць мужчына і жанчына.

Жанчына: Здароў, Міхась!

Мужчына: Здароў, Ганна!

Жанчына: (аглядая мужчыну) Ой, які ты сёння прыгожы, боты, андарак святочны надзеў, з чаго б гэта?

Мужчына: Эх, ты, цемра! Сёння ж ў нашым аграгарадку свята!

Жанчына: А што там рабіць будуць?

Мужчына: Дажынкі святкаваць, нашых зямляробаў ушаноўваць. Само раённае кіраўніцтва прыехала на чале з Міхаілам Міхайлавічам!!! Сёння будуць працаўнікам падзякі і грошы ў канверце раздаваць.

Жанчына: А грошы вялікія?

Мужчына: О-о-о-…. І тэлевізары, і халадзільнікі і шмат другіх каштоўнасцей! Да нас прыехалі госці са ўсіх гаспадарак раёна, ды яшчэ з замежжа да нас сябры завіталі. А ты нейкую хустку начапіла…, сымай хуценька!

Жанчына: (сымае хустку, упрыгожваецца). Так добра будзе?

Мужчына: Во, так троху лепей! А ў нашым аграгарадку да сустрэчы гасцей ўсё гатова?

Жанчына: Здаецца ўсё, але чагосьці не хапае…

Мыжчына: Чаго ж табе не хапае? Паглядзі, як усе добра ўпрыгожана, кірмаш ідзе на ўсю моц, а табе ўсё не так.

Жанчына: Можа ўсё сапраўды так, але весялосці мне не хапае…

Мужчына: Гэта, даражэнькая, мы зараз паправім. Чага – чаго, а весялосць у нас заўсёды ёсць.

Гучыць музыка, на сцэну з песняй выходзіць народны ансамбль народнай музыкі і песні “Весялосць”. У руках жанчын святочныя сноп і вянок.

Жанчына 1 з “Весялосці”: Добры дзень, паважанае спадарства! Мы рады вітаць усіх вас на гасціннай Маслакоўскай зямлі!

Жанчына 2 з “Весялосці”:
Вялікі дзякуй кажам вам,
Руплівым усім гападарам.

Жанчына 3 з “Весялосці”:
Нізкі паклон вам, даражэнькія за дні напружаныя, ночы бяссоныя, за хлеб на нашым стале!

Жанчына 4 з “Весялосці”: Мы вельмі ганарымся тым, што ў гэтым годзе раённае свята “Дажынкі” прымае наша гаспадарка, якая ўнесла вясомую лепту ў агульную справу вялікага ўраджаю.

Жанчына 1 з “Весялосці”: Таму мы з задавальненнем запрашаем да нас кіраўніка нашай гаспадаркі – Насірава Арыфа Адулаевіча.

Гучаць фанфары, На сцену падымаецца Насіраў А.А.

Жанчына 2 з “Весялосці”:
Добрая ніўка ў Маслаках была,
Сто коп жыта зрадзіла!

Жанчына 3 з “Весялосці”:
Мы к нашаму гаспадару с паклонам ідзём,
І дажыначны вянок нясём.
Адчыняй, гаспадару, свой двор,
Бо вядзём увесь жніўны збор.

Жанчына 4 з “Весялосці”:
Ай, нажалі, навязалі копачак,
Як на небе зорачак.
Спраў жа нам, гаспадару, дажыначкі,
Бо мы страцілі для цябе свае сілачкі.

Жанчына 1 з “Весялосці”:
Адчыні нам хатку,
Упусці багіню – матку.
Выйдзі да нас,
Выкупі вянок у нас!…

Жанчыны становяцца вакол гаспадара, нібы ўзяўшы яго ў палон.

Жанчына 2 з “Весялосці”: Давай, гаспадар, выкуп, грошы, альбо якую рэч каштоўную, а то назаўсёды застанешься ў нашым палоне.

Гаспадар адкупаецца.

Жанчына 1 з “Весялосці”: А гэты снапок пастаў за абразок і зберажы яго да будучага года, каб наступны ўраджай быў яшчэ багацейшы за сёлетні.

Гучыць музыка.
Уручаюць гаспадару сноп.
Выступленне Насірава А.А.
Нумар мастацкай самадзейнасці “Весялосці”.
Выходзіць вядучая.

Вядучая: (гучыць музыка) Усім вядома, што найвялікую карысць свайму народу прыносіць той, хто ўзрасціў два коласы на полі, дзе калісьці ўзрастаў адзін. Вы, паважаныя працаўнікі, узрасцілі з аднаго коласу багаты ураджай, таму, мы спадзяемся, і хлеба на сталах горацкіх жыхароў будзе шмат. А хлеб – гэта наша жыццё!
А зараз настае самы ўрачысты момант нашага свята – узнагароджванне лепшых хлебаробаў. Я зноў запрашаю на гэтую сцэну старшыню Горацкага раённага выканаўчага камітэта Анікева Міхаіла Міхайлавіча і старшыню прафкама работнікаў аграпрамысловага комплексу Осіпаву Святлану Уладзіміраўну.
Усе жыхары раёна аддаюць даніну найглыбейшай павагі ўсім сельскагаспадарчым прадпрыемствам раёна, якія вырасцілі і сабралі самае неабходнае і каштоўнае для нас – збожжа. І настрой сёння сапраўды святочны, прыўзняты, таму што вы завяршылі важную справу і дасягнулі добрых вынікаў.

Вядучая: Хлебам вымерваюць здаўна магутнасць дзяржавы. Сардэчнае дзякуй вам, паважаныя пераможцы за ўраджай і выйграны ў непагодзе бой. І гэты музычны падарунак для вас. Сустракайце, на сцэне Даръ’я Бялясава
__________________________________________________________________

Дар’я Бялясава.

Вядучы: Ты ведаешь, гляджу я на нашых земляробаў і прама гонар бярэ. Жывуць побач людзі, здаецца зусім звычайныя, а настане страда, да чаго ж да работы прагныя! Самі працуюць без стомы і адсталым дапамагаюць. Да на нашых хлебаробаў уся Беларусь раўняцца павінна!

Вядучая: Добрыя словы ты кажаш, таму і пераможцаў у гаспадарках нашага раёна шмат, і кожнаму з іх хочацца сказаць вялікі дзякуй і пакланіцца да зямлі. І зараз мы узнагароджваем лепшых спецыялістаў сельскагаспадарчых прадпрыемстваў раёна. Мы зноў запрашаем на сцэну старшыню Горацкага раённага выканаўчага камітэта Анікева Міхаіла Міхайлавіча і старшыню прафкама работнікаў аграпрамысловага комплексу Осіпаву Святлану Уладзіміраўну.

Вядучая: Са святам, сябры, Маслакі вас вітаюць,
Здароўя і радаснай працы жадаюць
Ой, зайграйце музыкі, бо настаў дзень вялікі.
Хай вяселле звініць навакол,
Хай працоўнае свята войдзе ў кожную хату,
Хай дастаткам накрыецца стол.

Вас вітае Заслужаны калектыў Рэспублікі Беларусь “Верасень”.

Музычны нумар “Верасня”.
Гучыць музыка.
Вядучая:
На Горацкай зямлі, на полі залатым,
Вы вазілі каласістыя снапы,
Пелі песні пра багаты ўраджай,
Пра цудоўнейшы наш край.
Сонца песціла прастор бязмежных ніў,
Лёгка ветрык з каласкамі гаманіў
Весткай радаснай узбуджан быў калгас:
Лепшыя працаўнікі ёсць і ў нас.

І зараз мы ўзнагароджваем лепшых працаўнікоў сельскагаспадарчых прадпрыемстваў раёна. І зноў я запрашаю на гэтую сцэну намесніка старшыні Горацкага раённага выканаўчага камітэта Дуцько Анатолія Іванавіча і старшыню прафкама работнікаў аграпрамысловага комплексу Осіпаву Святлану Уладзіміраўну для ўручэння ўзнагарод.

Вядучая: Дастойная змена нашым хлебаробам – моладзь. Сельскагаспадарчая праца патрабуе умелых рук, мудрай галавы, чуласці да зямлі. Дзякуй вам за тое, што вы працягваеце працоўныя традыцыі сваіх бацькоў.

Вядучая: Дзякуй вам за вашу працу, займайце, калі ласка, месцы ў глядзельнай зале і прымайце наступныя музычныя віншаванні ў выкананні Анатолія Вышнякова.

Анатолій Вышнякоў “Лодка белая”
Гучыць музыка.

Вядучая: (гучыць музыка) І зноў мне хочацца гаварыць аб хлебе, аб подзвіге і абавязке хлебаробскім, пра людзей, якія сустракаюць першае світанне на жытнім полі. За вашу штодзенную пачэсную і нялёгкую працу – сёння павага і ўзнагароды: кіраўнікам, адказным спецыялістам і спецыялістам сельскагаспадарчых прадпрыемстваў раёна. Дзякуючы вашаму клопату, вашай безупыннай увазе да жніва ўсе мы з вамі будзем з хлебам!
І зноў я запрашаю на гэтую сцэну намесніка старшыні Горацкага раённага выканаўчага камітэта Дуцько Анатолія Іванавіча і старшыню прафкама работнікаў аграпрамысловага комплексу Осіпаву Святлану Уладзіміраўну для ўручэння ўзнагарод.

Узнагароджванне.

Вядучая: Паважаныя сябры, дзякуй вам за працу. Жадаем вам здароўя, сямейнага дабрабыту, больш радасцей і ўсяго самага найлепшага ў жыцці. Прыміце, калі ласка, ад нас гэты музычны падарунак ад цудоўных дзяўчат і вясёлых хлопцаў з Аўсянкі.

На сцэну выходзіць ансамбль народнай песні “Аўсяніца”

Таццяна Турманава:
Мы с сабою прывязлі
Спеў аўсянкаўскай зямлі.
І як вы знайшлі хвілінку
Ды прыйшлі для адпачынку
Просім вас не сумаваць
А суладна падпяваць.

Ансамбль народнай песні “Аўсяніца””Ой, касцы і жнеечкі”

Вядучая: (гучыць музыка) О сельскія краявіды! О цуд, шчасце нарадзіцца ў лугах, як анёл пад блакітным небасхілам. І толькі той, хто заўсёды дакранаецца да сельскай працы, адчувае, што разам з подыхам восені былая вяне красата. Надыходзіць стомленасць і задавальненне, калі ўжо скончылась страда…
Але без дапамогі арганізацый і прадпрыемстваў нашага раёна немагчыма было дасягнуць высокай ураджайнасці. Нездарма кажуць, што ўборка хлеба – гэта справа агульная, усенародная, і ў гэтым годзе мы зноў у гэтым пераканаліся. Паважаны Міхаіл Міхайлавіч, мы зноў просім вас падняцца на сцэну.

Паважаная Галіна Віктараўна, я ведаю, што ў гэты святочны дзень вы хацелі даслаць словы віншавання і падзякі, таму зараз я запрашаю вас да мікрафона.

Выступленне. Уручэнне падарунка.

Вядучая: А зараз яшчэ некалькі прыемных момантаў для кіраўнікоў некаторых арганізацый і прадпрыемстваў нашага раёна. І я з задавальненнем запрашаю на гэтую сцэну:

Паважаныя кіраўнікі, вам слова.

Выступленне. Уручэнне каштоўных падарункаў.
Гучыць музыка.
Вядучая:
Куды ні іду – лясы шумяць,
За полем рэчка, гай,
А поле – вокам не абняць,
І гэта ўсё мой край.
Тут жыць і век бяды не знаць,
Будуй і спажывай,
А ў сэрцы песен не стрымаць
Пра мой любімы край.

Для вас спявае Вераніка Цішына, сустракайце.

Вераніка Цішына “Беларусь”

Вядучая: У напружаную жнівеньскую пару ўся ўвага накіравана на людзей, якім даверана самая адказная місія — уборка вырашчанага ўраджаю. Але без дапамогі людзей, якія добра ведаюць кошт сельскагаспадарчай працы, немагчыма было б дасягнуць высокіх вынікаў па збору ўраджаю. Мы запрашаем на сцэну старшыню абкама прафсаюза работнікаў аграпрамысловага комплексу Шпакоўскага Геннаддзя Фрыдрыхавіча.

Выступленне. Узнагароджванне.

Вядучая: Для ўзнагароды членаў прафсаюзных арганізацый, якія аказвалі дапамогу сельскагаспадарчым арганізацыям па ўборцы ўраджаю — 2009 года на сцэну запрашаецца старшыня кардынацыйнага савета галіновых прафсаюзаў Кароткіна Кацярына Іванаўна.

Вядучая: Хай жа сёння гучаць толькі добрыя песні, якія праслаўляюць працу людзей на нашай роднай зямлі, таму што сёння – дзень асобый – Дажынкі!

Народны вакальны ансамбль “Мерэя” “Сёння ў нас Дажынкі”

Вядучая: (гучыць музыка) Хлеб і золата шмат разоў клалі на розныя шалі вагаў і ўзважвалі. І ніякая глыба золата не магла пераважыць крупінку хлеба. Бо вартасць бохана — у найвялікшай працы, затрачанай на яго выраб. Хлеб вырошчваюць залатыя рукі сейбіта, яго выпякаюць залатыя рукі пекара і хлеб сам становіцца золатам надзвычайнай вартасці.
А якая цана хлеба? Хлеб такі ж дарагі, як і само жыццё. Хлеб — гэта золата: можа паставіць на ногі, можа — на калені. Хлеб бывае горкім, цяжкім, бывае бяссонным. Наша пашана да хлеба — гэта пашана да працы мільёнаў людзей. Праца гэта — у кожным бохане хлеба, які мы кладзём на стол.
Мы ведаем, што люді, якія прыехалі да нас на свята, таксама ведаюць кошт кожнага зерня, якое ўзрасціла наша прыгожая беларуская зямля. Паважаныя госці, мы чакаем вас на гэтай сцэне.

Віншаванне гасцей.

Вядучая: Вялікі дзякуй вам, паважаныя за добрыя словы ў адрас горацкіх хлебаробаў. Прыязжайце да нас і ў святы, і ў будні. Мы заўсёды вам рады!

Гучыць музыка.
На сцэну выходзяць усе ўдзельнікі святочнага мерапрыемства.

Вядучы: Паважаныя сябры! Шануйце хлеб: у ім — цяпло душы, зямлі і сонца.

Вядучая:
Хай хлеб заўжды ў пашане будзе,
На кожным будзе хай стале.
Аб гэтым помніце вы, людзі.
Жыві, яго вялікасць Хлеб!

Дзякуй вам, хлебаробы! Дзякуй табе, дзяржава!

Фінал.
Вакальны ансамбль РЦК “Здравіца”

Фольклорный праздник «Дожинки» /dozhinki.docx скачать

 

Задачи:

1.            Познакомить
детей с народными обычаями и традициями.

2.           Прививать
бережное отношение к хлебу, воспитывать уважение к труду хлеборобов.

3.            Развивать
артистические способности детей.

Ведущий:

 Добрый вечер.
Дорогие гости! Приглашаем вас на праздник «Дожинки»

А что это за праздник такой? Дожинки (дожин)- это
ритуально-магические действия. Которые совершались в последний день жатвы
хлебов.

При завершении жатвы небольшую часть колосьев оставляли
на поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода» связывали и
подламывали, чтобы колосья соприкасались с землёй.

Отдельным ритуалом было приготовление символического
угощения. На расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда
хлеб привязывали к снопу.

Завершался комплекс дожиточных обрядов  праздничной трапезой. В дом вносили последний
сноп и подносили хозяину венок, сплетенный из колосьев. Основным обрядовым
блюдом на дожинках была каша из овсяной муки с салом и маслом.

Дожиточные обряды сопровождались заговорами, жатвенными
песнями, хороводами, плясками, гаданиями. В конце дня звучала последняя песня:

Дети под народную музыку входят в зал и поют:

Дожали, дожали, спожинки дожали,

Зерно гребли, каравай пекли,

Гостей угощали, нивку поминали.

Житушко расти-расти,

Времечко лети-лети.

Встают в большой полукруг:

1. Слава урожаю в закромах!

2. Слава караваю на столах!

3. Слава трудовым рукам!

4. Слава труженикам!

5. Вот он, хлебушко душистый

    С хрусткой
корочкой витой

      Вот
он тёплый, золотистый,

    Словно солнцем
налитой!

6. В нём здоровье наше, сила,

    В нём чудесное тепло;

    Сколько рук его растило,

    Охраняло,
берегло!

7. Ведь не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что
на столе,

    Люди долго и
упорно

    Потрудились на
земле.

Ведущий

Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Что же
такое хлеб?

1.    Только
снег сошёл в апреле, как поля зазвенели.

2.    Мы
говорим -хлеб!

3.     Золотой простор бескрайний, там работают
комбайны

4.    Мы
говорим –хлеб!

5.    Вот
зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой.

6.    Мы
говорим –хлеб!

7.    Тесто
кружится в квашне, запекается в огне.

Все-Мы говорим-хлеб!

Ведущий

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову
мысль о том, что это не просто самый распросранённый продукт, а одно из
величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. На Руси к
хлебу всегда относились с благоговением и сохранился обычай – дорогих гостей
встречать хлебом-солью.

По русскому обычаю в последний день жатвы на Руси устраивалось
пиршество. На него выпекали хлеб и караваи. Сопровождался праздник песнями, да
народными гуляньями.

Эй, задорные девчушки

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей

Чтоб порадовать гостей

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

 Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера

 Хороши к обеду плюшки
 Хлеб,
батоны и ватрушки.

 Всех накормит тёплый Хлеб
 Лучше в
мире хлеба нет.

 Лучше нет ничего
 Чем
баранка с чаем.

Свежий хлеб — кормилец наш
Что ещё ты к чаю дашь?

Хлебом-солью

Всех встречаем,.

Самовар на стол несём

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Меня дома берегут,

Блины овсяные пекут,

Рыбу жарят – окуньки,

Чтоб любили пареньки.

Нынче хлеб подорожал,

Весь народ волнуется,

Пояс туже завязал

Старенький дедуленька.

Нынче был не урожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай,

«Подороже тортика»

Мимо школьного буфета

Я спокойно не хожу.

Как услышу запах хлеба,

Сразу руки мыть бегу.

Входит пшеница, обходит круг, в руках держит
каравай

Я пшеница золотая –в гости к вам пришла,

И в подарок я веселья, всем вам принесла.

Праздник хлеба встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Под русскую музыку входят пары детей,
кланяются пшенице и читают стихи

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не в праве:

«Хлеб всему голова!»-

В поле, в доме, в державе!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной

Шёл ко мне издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, с

Сохраняло, берегло

Ведь не зря на всей планете,

Знают взрослые и дети:

Хлеб душистый на столе-

Мир и счастье на земле

Много на свете вкусных конфет,

И шоколада и мармелада.

Только когда очень хочется есть,

 То ничего, кроме
хлеба не надо!

Свежий хлеб! – Вот это блюдо!

Ароматен, вкусен он!

Всем, кто создал это чудо

Благодарность и поклон!

Пшеница:

А вы знаете, чем пахнет хлеб? Он пахнет полем, печью,
небом. А главное-работой пахнет хлеб. Давайте скажем хорошие слова о хлебе.

Ведущий залу:

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Пшеница:

А бывает ли лёгкий хлеб? Давайте посмотрим сценку «Лёгкий
хлеб» (сценка Олеси Емельяновой
http://www.olesya-emelyanova.ru )

Легкий хлеб

Сценарий для постановки
белорусской народной сказки
в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 20 минут; количество
актеров: от 2 до 6.

Действующие
лица:

Косарь
Волк
Конь
Гусь
Дед
Баран

Слева на первом плане несколько деревьев, справа камыши. На втором плане
слева лес, справа луг. Из-за деревьев выходит Косарь и начинает косить траву.

Косарь
(поёт)

Ты коси, коси, коса,
На траве блестит роса!
Забирай-ка ниже –
Будет сено ближе!
Ты коси, коси, коси,
Перерыва не проси!
Докоси до Польши –
Будет сена больше!
Ты коси, коси, коса,
Траву выше пояса!
Аппетит-то будь здоров
У моих пяти коров!

Косарь останавливается.

Косарь

Солнце жарит, как Мамай,
Хоть рубаху выжимай!
Я умаялся косить
И не прочь перекусить,
А коса пусть полежит,
В лес она не убежит!

Косарь кладет косу, садится у камышей и начинает есть краюшку хлеба.
Из-за деревьев появляется Волк, принюхивается и подходит к Косарю.

Волк

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Зайцев нет в лесу совсем,
И сейчас тебя я съем!

Косарь

Ты не ешь меня, не надо,
Вот за то тебе награда!

Косарь протягивает Волку кусок хлеба.

Волк
(подозрительно)

Это что еще?

Косарь

Краюшка.
Хлеба черного горбушка.

Волк

Вкусная?

Косарь

Попробуй сам.
На, бери, а то не дам!

Волк хватает хлеб и съедает.

Волк

Вкусно, что и говорить!
Ну, и где его ловить?

Косарь

Хочешь хлебушка?

Волк

Хочу!

Косарь

Ладно, Серый, научу!
Землю ты сперва вспаши…

Волк

И наемся от души?

Косарь

Нет, как вспашешь, не тяни,
Сразу землю взборони.

Волк

И готово? Можно есть?

Косарь

Нет, секрет еще не весь.
Рано урожая ждешь!
Не посеял, а уж жнешь!
Рожь взойдет, перезимует,
А потом весну почует,
Вырастет да зацветет…

Волк
(со вздохом)

Так и целый год пройдет!

Косарь

… зацветет, заколосится…

Волк

Это ж сколько с ней носиться!
Говори, мужик, давай,
Скоро ль будет каравай?
Издевательство, ей богу!

Косарь

Погоди еще немного.
Рожь пожни, в снопы свяжи…

Волк
(тоскливо)

О-у-у!

Косарь

Да не тужи!
Солнышко снопы прогреет,
А как ветерок провеет,
Надо их на ток свезти.

Волк

Вот процесс – с ума сойти!

Косарь

Полно, Серый! А потом
Молоти снопы цепом,
Да зерно в мешки грузи
И на мельницу вези.
Все в муку перемели,
Пересыпь ее в кули,
Тесто замеси и в печь,
Чтоб румяный хлеб испечь.
Вот тогда наешься вволю!

Волк
(огорченно)

Тяжела работа в поле,
Да и долго слишком ждать.
Мог бы ты совет мне дать,
Как добыть еду попроще?
Что-то стал я слишком тощий.
Хлеб тяжел твой для меня!

Косарь

Ну, тогда, Волк, съешь коня!
Каждый день он здесь пасется.

Косарь берет косу и уходит за деревья. Волк поглаживает себя по животу.

Волк

Место для него найдется!

Из-за деревьев выходит Конь.

Волк

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Хлеба нету у меня,
И сейчас я съем коня!

Конь

Ешь, но вот совет толковый:
Ты сперва сними подковы.

Волк подходит к Коню. Конь начинает его бить копытами. Волк бежит к
камышам. Конь убегает обратно в лес. Из-за камышей навстречу Волку выходит
Гусь.

Волк

Эка вышла незадача,
Надо действовать иначе.
Я подков снимать не буду
Ни с коровы, ни с верблюда,
Ни с козла, ни с порося,
Ни с вот этого гуся!
Я оголодал совсем!
Гусь, сейчас тебя я съем!

Гусь

Что же, ешь, но мне как другу,
Окажи одну услугу –
Есть меня ты не спеши,
Спой мне песню от души!

Волк

Песню спеть? Ну, это можно,
Это мне совсем несложно!

Волк поет, а Гусь потихоньку бочком-бочком уходит за камыши.

Волк
(поет)

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Вот и песня вышла вся,
И сейчас я съем гуся!

Волк оглядывается по сторонам.

Волк

Ну и дурень я! Зачем
Сразу никого не ем?
Ни козе, ни Чуду-Юду
Больше песен петь не буду!

Из-за деревьев выходит старый Дед, Волк подбегает к нему.

Волк

Ну, вот ты-то мне попался,
Страшно я проголодался!
Не проймешь меня ничем –
Я тебя, дедуля, съем!

Дед

И куда ты, Волк, спешишь?
От тебя не убежишь!
Перед тем, как лезть к те в брюхо –
Табачку дозволь понюхать!

Волк

А он вкусный?

Дед

Вот, попробуй!
Вкус-то у него особый!

(скачать полный вариант)

Наталля МАЛАШАНКА, загадчык ясляў-сада «Алеся» Добруша. Пралеска

Праграмны змест: пазнаёміць дзяцей з святам дажынак, выхоўваць павагу да працы хлебаробаў, любоў да матулі-зямлі, далучаць дзяцей да скарбніцы народнай мудрасці.

Папярэдняя работа: вырасціць разам з малымі на дзялянцы розныя збожжавыя культуры і навучыць пазнаваць іх, расказаць дзецям пра неабходную людзям працу хлебаробаў, пра дажынкі, пазнаёміўшы іх з казкай «Жытнёвыя духі».

Атрыбуты: сярпы, хлеб-соль, вада, «барада», дажыначны сноп, вянок, калоссе, фартухі, «ніва», пірагі.

Месца правядзення: свята праводзіцца на дзялянцы ці ў музычнай зале (у гэтым выпадку робяцца адпаведныя дэкарацыі).

Дзеючыя асобы: вядучая (Алеся), 6 жнеек, Жыцень, Козлік, Надзейка.

Алеся (выходзіць на ніву і кліча жней).
Хутчэй збірайцеся,
На свята спяшайцеся
Наша жыта дажынаць,
У снапочкі вязаць.

Выходзяць дзеці-жнеі, спяваюць і імітуюць жніво жнуць, робяць снапы, збіраюць каласкі. Алеся дапамагае ім апранаць Жытнюю бабу (дажынкавы сноп) у кашулю, спадніцу, каласы павязваюць хусткай.

Алеся.
Вось і жыта пажалі,
Каласкі пазбіралі.
I прыйшло на нашу нівачку
Свята добрае — дажыначкі.
1-я жняя.
Шапацела ніва каласамі,
Ды яны пакінулі палі.
2-я жняя.
Іх дажалі жнейкі сёння самі,
«Барада» ж вандруе на зямлі.
3-я жняя.
Чыю ж гэта «бараду»
Ветрыкі хістаюць?
4-я жняя.
Духаў Жыценя, Казла,
Што ніву даглядаюць.
5-я жняя.
Будуць Жыцені у ёй
Ад зімы хавацца,
Да вясны, на працу шчодрай,
Моцы набірацца.
6-я жняя.
Завіваем «бараду»
Стужкай каляроваю,
Дорым хлеб-соль і ваду,
Кветку васільковую.
Алеся.
Частуйцеся, Жыцені, уволю I людзям усім надзіва, Каб жыта на лета болей, Спарней і ямчэй урадзіла!

Дзеці ставяць хлеб-соль, ваду, Алеся завязвае каласы. Усе кланяюцца «барадзе».

Жыцень і Козлік.
Будзе добры ураджай
I духмяны каравай.
Будуць людзі добра жыць,
Працай мудрай даражыць.

Дзеці вакол Жытняй бабы выконваюць карагод «А мы жыта жалі”.

Жыцень.
Маці-зямліцы падзякаваць трэба
За тое, што ўсіх надзяліла нас хлебам,
Ёй паклонімся нізка-нізка,
Бо яна ураджаю калыска.
Алеся.
Ураджай сабралі багаты,
Калі ласка, пойдзем дахаты.
Дажынкі будзем святкаваць,
Спяваць, гуляць ды танцаваць.

Усе заходзяць у «хату».

1-я жняя.
Хлеб-соль у гэтую хату!
Ды каб песень было багата.
Алеся (бярэ вяночак з каласоў).
Добрая была ніва,
Добрае жыта урадзіла.
3 жыта зрабілі снапочак,
Звілі з яго мы вяночак.
А каму яго падараваць,
Гэта трэба у Жыценя спытаць.
Жыцень.
Добра ўсе папрацавалі,
А руплівей за ўсіх жней
Надзейка, ёй вяночак звівалі,
Дык бяры яго хутчэй!

Хлопчыкі падводзяць Надзейку да Жыценя. Ён надзявае ёй вяночак. Пяюць «Велічальную».

Надзейка.
Вяночак шмат паклапаціўся
, Стаміўся і дахаты папрасіўся.

Выконваецца карагод «Вяночак».

Козлік.
Ну, а цяпер тых, хто хоча паказаць
Смеласць, падзяліцца спрытам,
Добры шлях для вас адкрыты.
Вось нядбайная жняя
На палетках калоссе пакінула.
Падабраць яго трэба хутчэй,
Каб пад дожджыкам зерне не згінула!
Вы гатовы? Раз, два, тры,
Каласы хутчэй збяры!

Дзеці хуценька збіраюць каласкі і адносяць іх Козліку.

Козлік.
Дзякуй, дзеткі, дзякуй вам,
Добрыя памочнікі.
3 зерня гэтага у печцы
Мы спячом па перапечцы.
I ўсіх пачастуем,
Са святам павіншуем.
Жыцень.
Зараз выйдуць на палеткі
Дзве брыгады-малалеткі.
Трэба зжаць ім каласочкі
I звязаць іх у снапочкі.
Раз, два, тры, давай хутчэй бяжы!

Дзеці дабягаюць да імправізаванага поля, бяруць каласы, а потым уся брыгада звязвае іх у сноп.

Жыцень.
Бачу, добрыя жняцы,
Вельмі працавітыя.
Ах вы, дзеткі-малайцы!
Ручкі вашы спрытныя.

Дорыць пераможцам снапок, які яны сабралі.

Алеся.
Працавалі слаўна вельмі
I стаміліся, напэўна,
Хто загадкі адгадае,
Той і бабу выкупляе.

Загадвае загадкі.
Залатыя горы растуць у летнюю пору. (Копы)
Тысячы брацікаў звязаны, адным поясам падпяразаны. (Сноп)
Ледзь вецер разгуляецца, яно закалыхаецца,
Шуміць вакол, хвалюецца, а хлебароб любуецца. (Жытняе поле)

Вы адгадалі загадкі! Цяпер выкупляйце ў Жыценя Жытнюю бабу.

Дзеці чытаюць вершы, спяваюць песні. (Можна выкарыстаць вершы М, Чарняўскага «Жыта», «Пшаніца», «Авёс» і іншыя, а таксама танец з каласкамі, «Ураджайную».)

Жыцень.
Выкуп добры далі дзеці
Нікуды ёй ад нас не дзецца.
Жытнюю бабу забірайце,
Нас з Козлікам не забывайце!

Аддае дзецям дажынкавы сноп.

Алеся.
Добра мы папрацавалі,
Добра пелі і гулялі.
Надышоў і смачны час —
Частаваць я буду вас.

Паварочваецца да печы, кланяецца ёй.
Печачка-матулечка, усміхніся,
Печачка-матулечка, адчыніся.
Пачастуй нас, печачка, піражком
3 яблыкам, сліваю ці тваражком.
Не адчыняецца, не усміхаецца,
Нешта ёй не падабаецца.
Нахіляецца да печы, быццам слухае, што тая гаворыць.
Так, так, так!
Прымаўкі ды прыказкі не гучалі ў нас на свяце.
А паслухаць хоча печка і аб хлебе, і аб працы.

Дзеці ўспамінаюць прыказкі і прымаўкі.
Не радзіцца хлеб без працы.
Хочаш есці калачы, не сядзі на пячы.
Вясна прыгожа кветкамі, а восень пірагамі.
Дзе хлебна ды цёпла, там і жыць можна.

Алеся выцягвае з печы бохан, піражкі і кажа:
Я усіх вас запрашаю
Да багатага стала.
Будзем разам з ураджаем
Да вясновага цяпла.

Гучыць музыка, дзеці частуюцца піражкамі. Жыцень з Козлікам танцуюць. Алеся і іх частуе піражкамі.
Усе становяцца у карагод і спяваюць «Ураджайную».

Сценарий жнивного осеннего театрализованного обряда.

«Жали мы, пожинали».

Цель:

Ознакомление детей с народной культурой и приобщение к ней.

Задачи:

-Ознакомление с традициями, обрядовыми действиями на примере жатвенной обрядности Псковской области;

-Воспитание любви, уважения к культуре своего народа и традициям предков;

-Повышение интереса молодёжи к изучению фольклора нашего народа и его культуре.

Целевая аудитория: дети 9-17 лет.

Оборудование: звуковая аппаратура, ноутбук, традиционные костюмы, реквизит: снопы, колосья, серпы ( имитация) , каравай, кабачок, корзинка с яблоками, связка чеснока, тыква, ломоть хлеба, красные атласные ленты.

Зал украшен осенними букетами, на сцене разложены тыквы, яблоки, асставлены корзины с сухоцветами, посередине стоит сноп колосьев, перевязанный красной лентой.)

Участники: 5 девушек. ( в сценарии обозначены буквой Д)

(Девушки выходят на сцену двумя группами с разных сторон . У первой девушки в руках тыква, у второй -корзинка с яблоками, у четвёртой девушки- чеснок, у пятой девушки -кабачок ).

ИП :Здравствуйте, соседушки!

Ника, Соня: И вам здоровенько!

Инесса : А что это у тебя, соседка, в корзине?

Ника:Яблочки наливные, сладкие, отведайте, угощайтесь. ( даёт яблочки девушкам 1, 3, 5.)

ИП, Инесса Лера: Спасибо, благодарствуем. (берут яблочки.)

Лера: Ой, а я, девки, вон какого пузатика, (держит кабачок в руках) в огороде встретила ( смеются) .

Соня : Ай, хорош, пузатый, а у меня вон чесночок-( берёт одну девушку за руку)-ну что твой кулачок!

ИП: А у меня вон какая барыня ( показывает тыкву) сладкая, спелая, на солнце загорелая!

Инесса: Ай, хорош нонче урожай, Вчерась картошку копали-так с твою голову !( показывает на Пятую девушку)

Лера: Ай, ну вре!

Инесса: Не вру!

Лера:Гляньте, как птицы высоко лятають! Да много как!

Инесса: И слава Богу, к хорошей погоде!

Лера: Верно, я сама видела, вчарась моя кошка лапу зализывала, намывалась, да по земле каталась!

ИП А наша корова с поля пришла- в сарай не пошла, растянулась посередь двора. Знать , тепло будет!

ИПДевоньки , Ефросинья заходила, с полюшком помочь просила! Поможем?

Ника: Конечно, поможем, как не помочь-то? И сноп без перевези-солома, а с миром, с товарищами- и беда не в убыток!

Соня:Правильно толкуешь, сегодня ты помог, завтра-тебе, всем миром легче. Рука руку моет, зато обе чисто живут.

ИП :Тогда пойдёмте, ато другие бабы уж собрались на краю деревни в поле идти.

(Уходят за сцену.)

(За сценой берут серпы.)

( Выходят, поют.)

Жали мы, жали.

Жали мы жали,

Жали-пожинали, пожинали.

Жнеи молодые, серпы золотые, золотые.

ИП.Вот и пришли. Ай, хороши нынче овсы стоять, зернинка к зернинке, былинка к былинке! Ну что, давайте начнём, благословясь. Господи, благослови! ( Все повторяют.)

Инесса: Погодите, давайте спинки приговорим. ( берут несколько колосьев, скручивают, обматывают вокруг поясницы.

ИПКак былинки гнутся, да не ломаются, так и спинки наши пусть гнутся, да не ломаются!

Лера: У божьей , у рабы поясинка не боли! ( Трут серпами поясницу.)

Все хором: Господи, благослови и помоги!

ИЗОБРАЖАЮТ ЖАТВУ , ПЕСНЯ « МЯДОВАЯ ПЧОЛКА»

Соня: Несите-ка почётного именинника.

(Приносят сноп).

Соня: Стоять тебе, сноп именинник , в красном углу да под иконами.

(Повязывают ленты на сноп.)

ПЕСНЯ « СОЛНЫШКО ЗА БОР». Во время песни обматывают серпы соломой»

ИП: Серпы поблагодарить надобно. Спасибо вам, серпы, что руки нам не резали , помогли собрать богатый урожай.

( Обматывают серпы соломой, стучат о землю.)

Ника: Теперь бороду завивать будем, да землю-матушку благодарить. Пляти косу до пят, женихи торопят! ( ИНЕССА И ЛЕРА ПЛЕТУТ БОРОДУ.)

ИП: Спасибо Богу за его подмогу, спасибо тебе, земля –матушка, возьми силушки, чтоб на следующий год уродила. (Кладёт краюшку хлеба на колосья.) девки, серядину ломит!

Инесса: Надо выпрямить спинки! Нивка-нивка, отдай мою силку, чтобы не болела спинка! (Кувыркается через спину.)

Лера:: Нивка-нивка, отдай мою силку, тебе лежать, а мне работать!

(Катается по земле.)

ИП: Ну вот и всё, справились, берите-ка серпы да сноп и пошли домой, ато уж вячерняя зорька разгорается.

( Берут серпы и сноп с лентами, поют.)

Жали мы жали.

Жали мы, жали,

Жали-пожинали, пожинали.

Жнеи молодые, серпы золотые, золотые.

По месяцу жали, серпы поломали, поломали.

До края дожали- серпы побросали, побросали.

Домой прилетели- по лавкам посели, ой посели.

Хозяюшка наша, ти готова каша?

Хозяйка (голос из-за сцены): Готова!

( Появляется хозяйка с караваем с солью.)

Хозяйка: Здравствуйте, жнеюшки! Проходите в избу, стол накрыт! Да хлеб-соль отведайте! (Угощает караваем. )

СОНЯ:Спасибо, хозяюшка! С добрым урожаем! Чтоб в следующем году колос-с бревно, а зерно- с ведро! (Передаёт хозяйке сноп.)

ИП: Вот и собран урожай, веселее запевай!

Наше поле с вашим рядом,

Наше колосистее!

Ваши девки хороши,

А наши голосистее!

«СТЕЛЕТСЯ , ВАЛЯЕТСЯ».

3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий белорусского обряда встречи гостей
  • Сценарий башкирская культура
  • Сценарий белорусских колядок на рождество
  • Сценарий батлейки на белорусском языке
  • Сценарий белорусских игровых программ