Сценарий берегиня покосница

Cкачать: Сценарий фольклорного праздника "Берегиня-покосница"

Составитель: Шукаева О.С.
МБУК «Ансамбль танца СЛАВИЦА» г. Орел

Сценарий
«Берегиня-покосница»

Сеноко́с — один из наиболее важных периодов
в 
традиционном аграрном
календаре славян
. Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и
ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных
условиях уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Мужчины и
женщины, а в особенности девушки для работы в лугах наряжались в самое хорошее
одеяние, как на торжественный праздник. Русские крестьяне косили сообща, 
общиной, «всем
миром», после чего каждый получал необходимое количество сена.

Реквизит: косы, точило, кукла-покосница,
узелки еды, платки.

Дорога до поля

Девушка: Ребята, как Петров день
отметили?

Парень: Да…как, как…всю ночь не
смыкали глаз

Девушка: Отпугивать нечистую силу в
Петровскую ночь обычай древний!

Девушка: Надевали берестяные
личины, завески на лицо, рядились травяными русалками, медведями, козами,
обвешивались тряпьем…

Девушка: А я цветной глиной лицо
намазалась…

Во
дает…..(Смех)

Парень: Да ходили по деревне с
гармошками, бубнами, трещетками и непременно с косами, да палкой по ним били…

Девушка: Теперь нечесть в нашу
деревню не сунется!

Парень: А мы собрали по чужим
домам все , что плохо лежало…..да свалили на перекрестки дорог! Пусть неродивые
хозяева теперь  вещи свои ищут. (Смех)

Девушка: А за час до света… ходили
на холм «караулить солнце» оно в сей день при восхождении своем
играет: то спрячется, то покажется, то повернется; блеснет голубым,розовым, то
разными цветами.

Девушка: В эти сутки не ложились
спать ни на минуту, не снимая праздничных нарядов сразу пошли в церковь…Батюшка
благословил начало сенокоса…

Парень:  Эх… тяжело будет работать
после бессонной ночи…

Девушка:  Конечно…поэтому и говорят
«страдать сено»« страда» сегодня травы набирают наибольшую силу.

Девушка:  Хвати языками чесать: Утро
вечера мудренее, трава сена зеленее….песню запевайте.

Звучит
песня «Луга, мои лужочки»

Работа
в поле

Девушка:  Бабаньки кажись успели,
роса еще сверкает

Девушка: На травах роса — легче
ходит коса.

Парень:  Хороша трава уродилась…

Девушка:  Не хвались травой,
хвались сеном.

(Под
стожок кладут куклу-покосницу)

Девушка: Ну вот, теперь никто из
нас не пораниться при работе…кукла нас оберегать будет!

Все: «Господи, дай здоровья для
работы, да помоги собрать душистого сена». (Крестятся)

Звучит
песня «Над речкою береза»

Парень: А ну брысь отсюда… не
мешайте работать

Девушка: Ай, яй, яй зачем ты так …Всякий
кто дорос, спешит на сенокос

Парень: Егор, одолжи точило

Парень: Держи…Без косы сена не
накосишь.

Парень: На острую косу много
сенокосу

Девушка: Посмотри Дуняша, как Иван
хорошо с косой управляется…ладный жених,присмотрись.

Парень: Притомился девушки…не пора
ль пообедать.

Девушка:  Твоя правда, солнце уже
высоко….бабы кончай работу, пора стол накрывать.

(
Все присаживаются на землю, за накрытую скатерть с традиционной едой)

(после
обеда все отдыхают, малышня играет в игру)

Игра:

Заря-заряница

Солнцева
сестрица,

По
небу ходила

Лучи
обранила

Лучи
золотые

Ленты
голубые

Раз,
два не воронь

Беги
как огонь

После
работ звучит песня « Ишел Ванюшка лужочком»

Разноцветный мирЭлектронный методический центр «Разноцветный мир» приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам — всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта
жмите сюда

Сценарий конкурсной программы для девочекc «Берегиня»

Щигарёва М.В., режиссер Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Данный сценарий конкурсной программы «Берегиня» предлагается для проведения в детских оздоровительных центрах и лагерях. Летний период — это время отдыха, когда сильнее ощущается связь с природой и народными фольклорными традициями. Местом проведения конкурса может стать большая поляна, костровая и даже стадион.

Подготовка праздничной программы начинается заранее с выбора в отрядах кандидатур на участие в конкурсе и выполнения творческих заданий.
В предлагаемом сценарии использованы материалы народного фольклора (хороводные песни, частушки, пословицы, поговорки и др.), а также материалы данного конкурса, организованного на Всероссийском фестивале «Казачок» и в ДООЦ «Лесная сказка».

Звучит музыкальная заставка на тему русских народных мелодий.
В центр выходит царь Берендей со свитой.

Берендей. Здравствуй, честной народ, жители …«название лагеря»!
Сегодня мы увидим моих внучек — Берегинюшек, да узнаем, кто из них самая ладная да стройная, быстрая да пригожая. А вы, люди добрые, оцените, кто из Берегинь «название лагеря» на все руки мастерица петь, плясать и веселиться.
Порадуйте нас, красны девицы!
А вести конкурс я поручаю моей помощнице — Сказительнице.
И чтоб все по-честному было, прошу почетных гостей нашего праздника занять места в жюри.
(Почетные гости получают специальный оценочный лист, куда вносят все результаты проводимого конкурса)

Сказительница. Приглашаю всех Берегинюшек выйти к царю Берендею и предстать перед всеми зрителями. Объявляю торжественный выход Берегинь «название лагеря».

Первый конкурс — «выход — хоровод»

(Все участницы конкурса под лирическую мелодию выходят в центр площадки. Сказительница представляет каждую участницу, их порядковые номера соответствуют номерам отрядов)
Сказительница.
Всяка девушка должна уметь песни петь, да хороводы водить. Как говорится, девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде.

Свита царя Берендея заводит хоровод с участницами конкурса

Хороводная «Заплетися, плетень, заплетися».
Заплетися, плетень, заплетися;
Ты завейся, труба золотая,
Завернися, камка крущатая!
Из-за гор девица утей выгоняла:
«Тига, утушка, домой!
Тига, серая, домой!
Я сама гуськом
Сама сереньким».
Ой, свет сера утица!
Потопила малых детушек
Во меду да во патоке,
Да во ястве сахарном,
Да во питье медвяном.
Я старым старикам
Киселя с молоком;
Молодым молодкам
Шелковую плетку;
А красным девицам
Белил да румян.
Заплетися, плетень, заплетися;
Ты завейся, труба золотая,
Завернися, камка крущатая!
Из-за гор девица утей выгоняла:
«Тига, утушка, домой!
Тига, серая, домой!
Я сама гуськом
Сама сереньким».
Ой, свет сера утица!
Вынимала малых детушек
Из меду, из патоки,
Из яств сахарных.

В ходе хоровода каждая участница имеет возможность сольной проходки и делает большой поклон гостям и зрителям.

Второй конкурс — «Величальная»
В этом конкурсе отряд представляет свою Берегиню, сочиняя песни, стихи, баллады и даже целые театрализованные номера

Сказительница. А теперь мы попросим друзей наших Берегинь рассказать нам о них, спеть им величальную, а вы, уважаемые зрители, аплодисментами оценивайте эти выступления.

1 отряд (Группа поддержки)*

А как во первом во отряде
Собрались да девицы — красавицы,
А одна-то девица,
Да Аленушкой прозывается.

Поглядите, люди добрые,
Да на красоту-то нашу.

Волосы у Аленушки
Да водопад нескончаемый.
А глаза васильковые
Да на мир смотрят по-доброму.

Губы — розовые лепестки,
Да слова-то молвит душевные, слуху, приятные.
А запоет Аленушка
Так птицы сказочные слушают, замолкая.

Если идет Аленушка —
Травы в ноги ей кланяются.
А уж руки Алены ласковые да умелые.
К чему не прикоснутся
Все-то у нее спорится.

Да людям в радость оборачиваются.
Коли кто с просьбой обращается —
Всем-то Аленушка ликом поворачивается.
Да делам людским не нарадуется.

Живи счастливо, Берегинюшка,
Да радуй Берендея да людей добрых
И нас оберегай от невзгод и неприятностей.

2 отряд (Группа поддержки)

Боевой второй отряд
Весь почти он из ребят.
Но среди парней девица
Наша Аннушка — царица.
Хороша, мила, светла,
Добродушна, весела.

Малышам Анюта помогает,
Любит петь, стихи читает,
Обойти хоть целый свет —
Лучше Ани в мире нет.

Вам, конечно, всем понравится
Наша русская красавица.

3 отряд (Группа поддержки)

Берегиня — богиня-покровительница домашнего очага.
Наша Ольга — королева государства Ньюдандии — свято хранит традиции и обычаи своего государства. Одна из традиций — народная песня.

Да по вулице, вулице,
Ой, да по вулице,
Да было, было широко.
Было широко.

Да там шел, прошел
Молодец разудалый.
Да парень, парень молодой.
Парень молодой.

Увидела девушка,
Ой, да увидела,
Да девка, девка с терема.
Девка с терема.

Ты взойди, взойди
Молодец, ой, да взойди на ночку
Ночку переночуй.

4 отряд (Группа поддержки)

Яблоко по огороду
Покатилось прямо в воду,
Рыбка яблочко взяла
И царевне отнесла!
Нашей Юли краше нет —
Обойди хоть целый свет.
Не найти нигде такую —
Озорную и смешную.

5 отряд (Группа поддержки)

Александра — свет-девица,
Лучше нету мастерицы
Петь, плясать и веселиться.
Ладная, статная,
Красивая и будет знатная.
Берендею она нравится —
Лучше нет нашей красавицы.

6 отряд (Группа поддержки)

Наша Катя хороша,
У нее длинна коса.
Мы с Катюшей к вам пришли,
Конкурс выиграем мы.

Раз-два-три-четыре
Нет скуки, много идей,
Мы знаем, Катерина,
Тебя любит Берендей!

7 отряд (Группа поддержки)

Наша Берегиня — Натальюшка.
Эта девушка славянского происхождения,
С длинной косой, с серыми глазами.
Стройная, добрая, работящая.
Одета она в розовую удлиненную юбку.
Длина юбки обусловлена тем, что
Удобна для работы и ходьбы.
Рубашка с рукавом фонарик.
Особое внимание уделялось украшению костюма
Полевыми цветами.
Это были скромные незабудки, васильки, полевые гвоздики.
Для выбора колористики предпочтение мы отдавали
Цветам, которые можно встретить в природе:
Малиновый, белый, синий, зеленый.
Эти цвета символизируют природу, лес, воду.
А в целом образ Берегини можно представить так:
Молодая белолицая девица с длинной косой
В типичном белорусском наряде.

8 отряд (Группа поддержки)

Наша Аня всех милее,
Всех румяней и белее.
Любит шить и вышивать,
Песни петь и рисовать.

И стройна, и величава.
Выступает, словно пава.
Аню нашу очень любим
И желаем ей побед.

9 отряд (Группа поддержки)

Давным-давно это было.
В далеких краях, за дремучим лесом, за широкой рекой Мологой жил молодой царь по имени Берендей.
Было у него двенадцать дочерей, одна другой краше. Всех их любил и лелеял царь, но младшенькую больше всех.
Жил царь не тужил, правил государством. Да так славно, что прослышали о нем в чужих землях. Отыскался там завистливый варвар и пошел войной на Берендея. Много бед принес варвар царству. Земли пожег, замки разорил, самого царя Берендея в плен забрал. Издал жестокий указ: «Отрубить Берендею руки за все его добрые дела!»
Услышала о том младшая его дочка, бросилась в замок варвара, упала на колени и молвит: «Не губи, государь, пощади батюшку моего. Отруби лучше мои ручки».
Удивился варвар такой смелости маленькой девочки и отвечает: «Завтра на рассвете казнь состоится».
Всю ночь не сомкнула глаз младшая дочь. А с первым лучом солнца отправилась на главную площадь.
Затрещали барабаны. Смело подошла девочка к палачу. Положила свои белые ручки на плаху. Поднял палач топор, размахнулся и … ударил по плахе.
Топор не попал даже по ногтю девочки.
Отменил варвар свой жестокий указ. Отпустил на свободу и царя Берендея, и младшенькую дочь его. Все земли вернул.
Так доброе и смелое сердце девочки сберегло батюшку Берендея и все его царство.
С тех пор и назвали ее Берегиней.

10 отряд (Группа поддержки)

Почему на голове не растут цветочки,
А растут они в траве и на каждой кочке.
В царстве Берендея косы заплетают.
Наша Берегиня лучшая такая.

Хорошо бы сделать так —
Срезать все кудряшки.
Но куда ей без косы
В царстве-государстве.

Всем гостям на голову посажу гвоздичку.
А еще у Берендея любят земляничку.

Вот была бы голова, голова что надо.
Лес густой, трава-трава, тишина, прохлада.

Хорошо бы сделать так
Срезать все кудряшки.
Но куда ей без косы
В царстве-государстве.

11 отряд (Группа поддержки)

Мальчик, смотрясь в зеркальце:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Кто на свете всех милее?
Всех румяней и белее?»
Девочки:
«Наша Ксюша спору нет,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Весела, скромна, игрива
И к тому ж трудолюбива.
Спляшет, песенку споет,
Хоровод заведет.
Вот!»

12 отряд (Группа поддержки)

Нет Наташи нашей краше,
Нет Наташи веселей.
Мы Наталью собирали
К вам на праздник целый день.

Сарафанчик вышивали,
Косоньку заплетали,
Одевали, наряжали
И с подарочком послали.
Вот!

Третий конкурс — «Колыбельная»
В этом конкурсе каждая участница должна запеленать большую куклу и спеть ей колыбельную песню

Сказительница.
Как славно на Руси умели петь колыбельные песни. В них чарующий голос родной матери, который знаком нам с раннего детства. Вот сейчас мы попросим наших участниц запеленать дитятю и пропеть колыбельную песню.

1 участница

Баю-баю-баю-бай,
Лена, спи и засыпай,
А придет така пора —
Разбужу тебя сама.

Скажу: Ленушка, вставай,
Пойдем за сеном в наш сарай.
Баю-баю-баю-бай,
Наша детка, засыпай.
Наша детушка, усни,
Подарю подарка три.

2 участница

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.

Баю-баю-баю-бай,
Спи, малышка, засыпай.

3 участница

Лунные поляны,
Ночь, как день, светла.
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.

Догорает свечка,
Догорит до тла.
Спи, мое сердечко,
Спи, как я спала.

4 участница

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок.
Приди, Котя, ночевать,
Нашу деточку качать.

Уж как я тебе ль коту
За работу заплачу.
Дам кувшинчик молока
И кусочек пирога.

5 участница

Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни.
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни.
Усни, усни, усни.

6 участница

Гули-гули-гулюшки,
Садились у люлюшки.
Гули стали ворковать,
Стал малыш мой засыпать.

7 участница

Баю-баю-баю,
Доченьку качаю.
Доченька устала
Целый день играла.

Баю-бай, баю-бай, баю-бай.
Ты, собачка, не лай,
Бела лапа не скули,
Мою дочку не буди.
8 участница

Скрипнул сверчок за печкою,
Пел соловей за речкою.
Травы звенели при луне,
А, может, это снилось мне,
А, может, это снилось мне,
А, может, это снилось мне.

9 участница

Ложкой снег мешая, ночь идет большая.
Что же ты, глупышка, не спишь.
Спят твои соседи — белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш.
Спят твои соседи — белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине, как на Бригантине,
По седым бескрайним морям.
И всю ночь соседи — белые медведи
Светят дальним кораблям.
И всю ночь соседи — белые медведи
Светят дальним кораблям.

10 участница

Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Лежа громко поем,
Деткам спать не даем.
А ты, детонька, усни,
Угомон тебя возьми.
Тебе спать — не гулять,
Только глазки закрывать.

11 участница

Спят усталые игрушки, мишки спят,
Одеяла и подушки ждут ребята.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам приснится,
Баю — бай, глазки закрывай.

12 участница

Лунные поляны,
Ночь, как день, светла.
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.

Догорает свечка,
Догорит до тла.
Спи, мое сердечко,
Спи, как я спала.

Четвертый конкурс — «Коса — девичья краса!»
В этом конкурсе каждая участница должна заплести девичью косу, для этого предварительно отбираются подруги с длинными волосами

Сказительница.
Каждая девица должна уметь косу заплести, да показать ее при всем честном народе. Для этого отобрали мы среди жителей нашего лагеря самых длинноволосых красавиц, которым и будут участницы конкурса заплетать косы. Недаром говорится:
Коса — девичья краса!
Грудь лебедина, походка павлина.
Голова с поклоном — глазки с поволокой,
Руса коса до шелкова пояса.
(По окончании каждая участница показывает заплетенную косу жюри и произносит слова народных пословиц и поговорок о красоте и молодости человека).
• Золотая пора — молодые года.
• Молодо-зелено — погулять велено.
• Всяк бы про девушку слышал, да не всяк её видел.
• Хороша дочь Аннушка, как хвалит матушка.
• Девушка не травушка — не вырастет без славушки.
• Любой девице скромность к лицу
• Что в сердце вертится, то в лице не утаится.
• Куда сердце летит — туда и око глядит.
• Девушка пляшет — сама себя красит.
• Смиренье — девушки ожерелье.
• Раздайся народ — видишь девушка идет.

Пятый конкурс — «Частушки»
В этом конкурсе участницы показывают русскую народную традицию — исполнение частушек. В свите царя Берендея есть музыканты, которые на различных народных инструментах (баян, ложки, балалайка, колокольчики) подыгрывают участницам.

Сказительница.
Как часто на Руси на гуляньях пелись частушки. Частушки не велики по объему, зато передают всю полноту настроения. Вот и сегодня наши Берегинюшки покажут своё умение исполнять частушки, а вы, уважаемые зрители, поддержите их аплодисментами.

Ниже приводятся варианты частушек, исполненных на конкурсе в «Лесной сказке»
1.
В сказку в гости приглашала
Внучек Берендея.
Чтоб детей мы веселили
В праздник юбилея.

А у первого отряда
Берегиня есть своя.
А зовут меня Аленой —
Хороша моя коса.

2.
Я девчонка боевая
И нигде не пропаду.
С самолета упаду,
Отряхнуся и пойду.

3.
Ходит парень по селу,
Ходит, улыбается.
Оказалось: зубы вставил —
Рот не закрывается.

Меня милый не целует,
Говорит: потом-потом,
Я иду, а он на печке
Тренируется с котом.

4.
Плясать пойду,
Головой качну,
Своими серыми глазами
Завлекать начну.

А мне милый изменил,
На козле уехал в Крым.
А я маху не дала,
На корове догнала.

5.
Кари глазки, кари глазки
Кари глазки не при чем,
Мы и серыми глазами
Кого надо завлечем.

Я любила сенокосы,
Пожни гладкие косить.
Любила серенькие глазки
До печали доводить.

6.
Ветер дует,
Ветер дует с севера
В нашем классе все ребята
Чуть повыше клевера.

Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.

7.
Меня маменька ругала
За помаду, за духи.
Я сама не покупала,
Покупали женихи.

За деревней я гуляла,
Там Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал —
Курица обидела.

8.
Гармониста полюбила
И плясала до утра.
Хороша его гармошка
И кудрява голова.

Я девчонка боевая
С боевым характером.
К какому парню привяжусь —
Не оттащишь трактором.

9.
Я решила выйти замуж.
Мать корову не дает.
А жених такой попался,
Без коровы не берет.

Люблю кофту голубую,
Словно незабудочку.
Захочу любого парня —
Подцеплю на блюдечке.

10.
Я не с вашего селения,
Я не с вашего села,
Не по вашему танцую —
Посмотрите на меня.

Я по берегу иду,
Берег осыпается.
Я беззубого люблю —
Он хоть не кусается.

11.
Я качалась на качельке,
Потеряла брошку,
Ну кому какое дело,
Я люблю Сережку.

У меня на сарафане
Кривоноги петушки.
Когда вырасту большая —
Берегитесь, пареньки.

12.
Я сидела на комоде,
Шила юбочку по моде.
По бокам карманчики,
Чтоб любили мальчики.

Говорят, что боевая,
Да и вправду ураган.
Посажу в карман залетку,
Хоть убей, но не отдам.

Сказительница.
Вот и закончился наш девичий конкурс. Прошу, царя-батюшку Берендея, и вас, дорогие гости, по достоинству оценить наших красавиц.
(Жюри подводит итоги состоявшегося конкурса и объявляет результаты согласно предложенных номинаций, которые объявляет Берендей в своем указе).

Берендей.
Указ
По решению благородных судей и при всем честном народе объявляю результаты конкурса на звание «Берегини (название лагеря)».
Очень мне понравились все славные девушки, каждая из них получит из моих рук оберег — «берестяной ободок».
Отныне они будут называться «Берегини … (название лагеря)»

НОМИНАЦИИ КОНКУРСА «БЕРЕГИНЯ»
1. Берегинюшка — победительница
2. Забавушка
3. Певунья
4. Плясунья
5. Рукодельница
6. Улыбушка
7. Красавушка
8. Лебедушка
9. Заботушка
10. Усладушка
11. Любавушка
12. Дитятушка

Все участницы образуют круг и славят победительницу, которая выходит в центр. Из рук царя Берендея она получает лесную корону. Церемония награждения сопровождается исполнением обрядового хоровода.

Хоровод «Как во городе царевна, царевна».
Как во городе царевна, царевна,
Как во городе молодая, молодая.
Середи кругу стояла, стояла,
Дорогим кольцом бренчала, бренчала,
Золотым перстнем сияла, сияла.

Как во городе царев сын, царев сын,
Как во городе гуляет, гуляет.
«Проруби, сударь, вороты, вороты,
Проруби, сударь, другие, другие,
Проруби, сударь, и третьи, и третьи.
Ты взойди, сударь, во город, во город,
Подойди, сударь, к царевне, к царевне,
Поклонись, сударь, царевне, царевне,
Поклонись, сударь, пониже, пониже,
Как еще того пониже, пониже.
Ты возьми, сударь, царевну, царевну
Ты за правую за ручку, за ручку,
Поцелуй, сударь, царевну, царевну,
Поцелуй-то помилее, помилее».

Какова ж наша царевна, царевна?
Какова ж наша молодая, молодая?
Она личиком беленька, беленька,
Она бровками черненька, черненька».

Звучат народные мелодии.
Все отряды поздравляют своих Берегинь.

________________________
* В приводимых куплетах названы имена девочек, представлявших отряды лагеря «Лесная сказка»

© Энциклопедия административной работы в школе, 5 вып.

Подписаться на рассылку по электронной почте

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной школе группе  

 «Кукла покосница»

Цель: 

 -продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

 -подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).  

-рассмотреть с иллюстрацию Бориса Кустадиева «Сенокос».

-познакомить детей с изготовлением обереговой куклы «Покосницы».

-познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «свивальник», «оберег», «безликая», «обрядовая кукла».

Задачи: 

-через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.  

-обучить традиционным приемам изготовления куклы, развивать навыки работы с материалами.  

-воспитывать любовь к народному творчеству, бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

  • воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
  • учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.  

Материал: куклы- тряпичные, соломенные, современная кукла; иллюстрация Бориса Кустадиева «Сенокос»; сундук; тряпичные обрядовые куклы — «Пеленашка», «Свадебные Неразлучники», «Ангел», «Масленица», «Отдарок на подарок», магнитофонную запись «Мишка с Куклой», буклет.

Предварительная работа: беседа и изготовление игровых кукол – «узелковая», «зайчик на пальчик»; изготовление обережной куклы «колокольчик»; рассматривание иллюстраций старинных репродукций о жизни людей; выставка «Тряпичные куклы»; заготовки обрядовых кукол.

Ход занятия:

Воспитатель:  

Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук) Дети отвечают (сундук) Воспитатель:

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. Дети отвечают (кукла)

Воспитатель:

Молодцы, правильно, это кукла (воспитатель достает из сундука красивую современную куклу) Воспитатель:

Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? (Ответы детей — играть) Воспитатель:

А у вас есть куклы? (Ответы детей) Воспитатель:

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье).

Воспитатель:

А из какого материала они сделаны? (резиновые, пластмассовые) Воспитатель:

Ребята смотрите сколько у нас кукол, а давайте с ними спляшем

(включаем магнитофонную запись «Мишка с Куклой»)

Воспитатель:

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы (воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные) Воспитатель:

Скажите, а такие куклы у вас есть? (ответы детей) Воспитатель:

Как вы думаете, из чего они сделаны? (из ткани, из соломы) Воспитатель:

Посмотрите, на эти куклы, скажите, они отличаются друг от друга? (да) Чем? (ответы детей)

 А чем они похожи? (ответы детей)

Что у них общего? (ответы детей) Воспитатель:

Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет, т.е они «безликие». Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, эти куклы из соломы (показ соломенной куклы, эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Воспитатель:

Ребята, а какие вы знаете игровые тряпичные куклы? (повтор пройденного материала- рассказывают дети)  

Узелковая куколка (игровая) (рассказывают дети)

 Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста. Зайчик на пальчик (игровая) (рассказывают дети) 

         Зайчик на пальчик делали детям с 3 лет. Это и друг ребенка, и одновременно их оберег.

         В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребенок не скучал и ему не было страшно. К зайчику можно было обратится как другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно было доверить свои секреты, пожаловаться если его обидели, — он никому не расскажет!  

Зайчик надевается на пальчик. Словами «заинька», «зай», «зайко» Воспитатель:

А теперь давай –те поиграем (физкульминутка)

Жили – были зайчики (показать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке (сложить руки над головой в форме домика)

 Мыли свои ушки (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в                полуприседе)

Одевали тапочки (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу)

Воспитатель:

А в нашем бабушкином сундуке есть еще куклы… Что же это за куклы вы сейчас узнаете?

Представление и знакомство с обрядовыми куклами (презентация)

 1)Кукла пеленашка 

Первая из кукол – самая важная для младенца. Это оберег и называется – младенчик или пеленашка, т.е «ребенок» в платочке, запеленутый и обвитый свивальником. Когда – то одеждой новорожденного были пеленки, и до годовалого возраста поверх пеленок на ребенка крест – накрест накладывались перевязи. Их делали из мягких хлопковых тканей, и назывались они свивальниками. Куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов, где она находилась до крещения. Часто ребятишки постарше делали пеленашку как игровую – для себя и младших братьев и сестер в семье.

2) Ангелочек 

         В подарок на именины делали куклу «Ангелочек»

3) Отдарок на подарок 

         Это простейшая тряпичная кукла, которую делали дети с двух лет, благодаря за подпрок. Такая куколка могла пригодится для благодарности маме за первую одежду. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!».

         Такая кукла говорит о том, что на Руси умели воспитывать через куклу что-то очень важное. Когда-то вручение подарка и ответное отдаривание было одним из самых важных жизненных обычаев. Подарок считался обладающим силой: предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с темным умыслом может навредить.

         4)Свадебные неразлучники 

На свадьбу делали жениха и невесту, а также свадебные куклы назывались «Неразлучники»

         5) «Масленница» 

А вспомните, когда у нас с вами была Масленичная неделя. Александра Николаевна и Алла Николаевна делали чучело Масленницы, и наряжали в женские одежды.

На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

Воспитатель:

Ребятки, а теперь мы с вами поиграем в игру: «Угадай-ка»

(Воспитатель достает все обрядовые куклы. Ребятам надо правильно назвать обрядовую куклу и рассказать для чего ее делали в старину.)

Воспитатель:

 А теперь давай – те поиграем. 

Русская народная игра: «Золотые ворота»

В золотые ворота проходите господа

Я и сам пройду,  

И друзей проведу

Первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз – не пропустим мы вас!

Воспитатель:

У меня в сундучке лежит еще одна куколка…(достаю)

Это куколка «колокольчик» (рассказывают дети) 

Колокольчик – это куколка добрых вестей.  С ней можно поиграть. Но она может стать незаменимой помощницей, т.е. оберегом, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу. А тот, кто ждет в жизни чего-то хорошего, без этой куклы не сможет обойтись. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. У куколки 3 юбки. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Это куколка веселая, и задорная, приносит в дом радость и веселье.  

Но кроме игровых кукол, обрядовых в доме всегда были куклы – обереги, которые отводили от хозяев болезни и несчастья. Эти куклы не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить.  

Мы сегодня с вами будем делать куколку покосницу.  Покосница это образ женщины во время покоса. Ребята посмотрите внимательно на картину «Сенокос» Бориса Кустадиева. На покос и жатву крестьяне всегда надевали праздничную одежду, светлую и яркую. Отправлялись на покос и куколки. Одну из них клали в первый стог. А вторая должна была беречь руки косцов от ран. Вот почему у этой куколки так старательно сделаны, замотаны красной Обережной ниткой ручки.

1.В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещаем ветошь или ватин—для головы куклы.  

 2. Затем формируем голову и перевязываем нитью там, где должна быть шея.

  1. Из ткани на боках формируем и  

перевязываем нитками руки

  1. Обматываем нитью до кисти и обратно, формируя крестики, и завязываем.  

Нить для обмотки ручек можно взять любого цвета.  Вторую руку делаем также.

  1. Надеваем на куклу юбку. Должна быть видна «Рубаха» — светлая основа куклы

6.Выворотным способом надеваем передник, повязываем поясок.

7. И концами назад завязываем куколке платочек.

Куколка – покосница готова.

06.06.2014

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «БЕРЕГИНЯ»

Павлова Антонина Ивановна

преподаватели иностранного языка

Сценарий конкурса «Берегиня» посвящён русским народным традициям и проводится в Мезенском педагогическом колледже накануне Международного женского дня 8 Марта. Участницы конкурса в театрализованной форме представляют членам жюри и зрителям визитку (самопрезентацию), в которой за ограниченное время (5 мин.) отражают свои таланты, увлечения. Жюри оценивает группу поддержки каждой конкурсантки.

Оценить




1723

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «БЕРЕГИНЯ»

Левина Ольга Ивановна, Мельникова Ирина Александровна,

Баранова Елена Анатольевна, Морозова Надежда Федоровна,

преподаватели иностранного языка

БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»,

Орловская область, с. Плещеево

Визитка Шестаковой Дарьи

(Классный руководитель Левина Ольга Ивановна)

(Суматоха, приготовления на сцене под песню «Выйти за муж за принца»)

Девушка в русском национальном костюме: Едут, едут!!!

Мама невесты: Кто едет?

Девушка: Сваты едут!!!

(Накрывают на стол. Заходят гости.)

Сваты: Здравствуйте, добрые люди! А пустите-ка нас переночевать!

Подруга невесты 1: Да кто вы хоть будете?

Сваты: В этом доме, мы слыхали,

Есть на выданье девица.

Подруга невесты 2: Нам не надо кого зря, подавайте-ка нам прынца!

Сваты: Спецзаказом с заграницы

мы вам выписали прынца!

К вашей дочке, без сомненья,

Он имеет интерес.

Принц:Yes,oh,yes!

Сват: Ваш товар, а наш купец –

удалой молодец.

И лицом красив,

И речист, и плечист,

А кафтан на нем

Шитый золотом и серебром.

Мать: А невеста хороша

Без подставы высока

Без белил бела,

Без румян красна.

(Выходит Даша в русском национальном костюме и кокошнике).

Принц: А как звать тебя, милашка?

Даша: Мамка кличет меня Дашка.

Принц: Дашка, Дашка, Вас ист дас?

Мама: Дар от бога.

Принц:Superclass!

(Целует невесте руки)

Сваха: Прежде чем за руку возьмешь и под венец поведешь

Испроси-ка разрешенья у отца-батюшки, у родной матушки.

(Принц кланяется, делает реверанс перед мамой невесты):

Принц: Прошу руки дочки вашей.

Мама: Уж такая у меня доченька

Ей что день, что ноченька

Целые сутки шьет и вяжет,

Слова не скажет

Еще не чай не допит,

она уж печь топит.

Варит, кухарит, парит и жарит.

Вымоет пол,

Да накроет на стол.

(Невеста выполняет все движения под рассказ матери)

Подруга невесты 1: Да, на личико красива, а язычок – крапива.

Подруга невесты 1: Что и говорить, такая красота и во сне не приснится.

Она у нас и петь и плясать мастерица.

Много знает песен русских

И поет как соловей!

Спой-ка, Даша, не стесняйся

Для заморских-то гостей.

(Даша начинает петь русскую песню про лебедя с лебёдушкой, а потом переходит на английский язык – песня из кинофильма «Телохранитель»)

Принц: Раскрасавица-девица,

Я тебя едва узрел,

Жаркой страстью воскипел.

Соколины твои очи

Не дают мне спать two ночи.

Молви ласковое слово,

Все для свадьбы уж готово.

Завтра утром, дарлинг мой,

Обвенчаемся с тобой.

(Принц берёт невесту на руки и под песню «Хорошо» уносит со сцены)

Визитка Кондратенко Виктории

(Классный руководитель Мельникова Ирина Александровна)

(Вика в образе русской берёзки медленно выходит на сцену под стихотворение):

Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречает горячие вёсны она на опушке лесной.

(Выходят девушки в русских сарафанах, заплетают ей в косы ленточки, водят вокруг березки хороводы.)

Береза:

Ходите девушки в круг гулять,
Зеленые веночки завивать.
А вы меня прославляйте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.

1 скоморох:

Проходи честной народ,
Коробейник продает
Березовые веточки
Для Катеньки и Светочки.
Есть веники для бани
Для Миши и для Вани
Свежие пахучие,
Нежные и жгучие!

2 скоморох:

Есть и сок березовый,

Чтоб щеки были розовы!
Березовая каша
для Феди и для Маши.

1 скоморох:

Березовые почки берите на примочки.
Изделия из бересты
бери не пожалеешь ты.
В любой торговой точке
все можешь ты купить.
(Выходит старый сгорбленный дед и старуха с веником и шайкой.)

Дед:

Домик на горе стоит,
Из трубы дымок валит.
Веник дед сломал большой,
Будет париться с душой!
Не из клена, не из дуба,
А с березы возле клуба
наломал охапок пять,
Будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!
Парься лучше дорогой,
Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел,
Выходить он не хотел!
Так прошел один часок,
Перестал валить дымок.
Смотрит бабка — перед ней
Королевич Елисей!

(Из-за «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха:

Где мой дед! Скажи на милость!
Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,
Пред тобой же дед родной!
Здесь во всем он виноват!

(Показывает на веник. Старуха подхватив веник, исчезает в «бане»)

Ведущий:

Покупайте веники!

Дед:

Вы не пожалеете!

Хором:

Лет на 20 сразу с ними
Вы помолодеете!

(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют.)

Ох, вот теперь бы дед, нам с тобой внученьку. Мы бы ее холили и лелеяли.

(Выходит парень в русской рубашке. Подходит к березке):

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её заречную

с нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Грустно мне, нет у меня девушки под стать молодой березке, тоненькой, пряменькой. Напоминаешь ты мне, березка, красу девичью, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую.

(Выходит Весна. Под музыку кружится и оживляет березу.

Парень с березкой обнимаются, выходят дед с бабкой.)

Дед с бабкой: Внученька!

Береза: Здравствуйте, люди добрые! Я березовая веточка, дочка русской березки, буду для вас названной внучкой.

Дед: Как нам звать-величать тебя?

Береза: Викой.

Бабка: Будет теперь, кому передать наши обычаи русские.

Дед: Вот тебе берестяной туесок. Будешь ходить по ягоды, грибы да сухие травы собирать.

Бабка: Будем соком березовым тебя поить, чтобы хвори не знала!

Дед: Вот лапоточки тебе по ножке, чтобы в лес с подружками ходить.

Парень: А вот для тебя сережки березовые, чтобы краше тебя на всем свете не было.

Ведущий: Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная,
К небесам устремилась она.

Сказ о земле русской, сторонке Орловской,

славном селе Маслово и красной девице Алёнушке —

визитка Ильиной Елены

(Классный руководитель Морозова Надежда Фёдоровна)

Да из славного города из Киева

Выезжал да лихой купец.

Путь держал-поезжал он

В сторонку северну, неизведанну.

Увидал в пути три дороги широкие,

Промеж тех дорог лежит горюч камень,

А на камени подпись подписана.

И скочил купец со добра коня,

Посмотрел на камени подписи:

Расписаны дороги широкие.

Первая дорога – в село Карачарово,

Другая дорога – в Китеж-град,

Третья – в Маслово, село Орловское.

Призадумался купец, пригорюнился.

Выбор трудный пред ним лежал.

Тут сморило его ясно солнышко,

Приклонил он буйну головушку,

Задремал во густой траве.

И привиделся добру молодцу сон –

Да не сон то был, а видение.

Увидал он земли хлебосольные,

Хлебосольные — плодородные,

Увидал луга бескрайние,

Да стада коров несметные.

И селенье привиделось ему Маслово,

знаменитое своими яствами.

Люди жили там мирно, ласково,

На земле трудились день-деньской.

Были труженики они великие.

Скот пасли да буренок доили.

Научились селяне те умению,

Как из молока простого, коровьего,

Делать творог белый, рассыпчатый,

И сметану густую да гладкую,

Масло сладкое, ароматное.

Вкруг села того сады росли,

По весне манили цветом пышным, яблонным.

Мед да яблоки по осени сбирали,

Да готовили варенья душистые, солнцем,

Соками фруктовыми напоенные.

Были люди там пригожи да радостны,

Любили землю свою родимую,

Трудом своим ее величье умножали.

Потянулся тут купец младой,

Раскрыл очи ясные, прекрасные,

Порешил в один миг – ехать ему

в землю Масловскую, сторонку Орловскую.

Долго ль ехал он, или коротко –

Увидал сторонку Орловскую.

Там течет Ока, перекатывается,

Бережком с Орликом переглядывается.

Поезжал он в поля бескрайние, зеленые,

В луга заливные, травой-клевером поросшие.

Встретил девушку у ручья пригожую,

Белокурую да ясноокую,

Как березонька стройную, гибкую.

Волос – чисто колосья пшеничные,

В очах – словно небо опрокинуто.

Была девица та мила, приветлива,

Ключевою водой напоила.

Сказывала про село родное, про Маслово.

А по-сказанному, как по-писаному:

То стоит село мое Маслово

Меж холмов зеленых да рощ дубовых.

И трудятся крестьяне на полях да лугах

Без хвальбы, да со старанием.

Ведем род мы свой русский

От самих корней Ильиных.

Воевали мои деды с недругом,

Славой воинской нынче увенчаны.

Моя матушка труженица великая

Обучать детей малых уму-разуму.

И сама я, добрый молодец, любознательна,

Не собьюся с пути сего праведного,

Так же предана делу учительскому.

Обучаюсь языкам чужеземным да грамоте,

Стану людям помогать да подсказывать.

Как же звать-то тебя, красна девица, —

Величают родителя Алёнушкой.

Приезжай к нам в село, добрый молодец,

Как и сыр во масле катается –

Так и ты будешь жить-поживать в селе Маслово.

На прощанье же прими в дар от нас

Оберег святой, Берегинюшку.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/52445-scenarij-konkursa-bereginja

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

6 июля 2022 г.

Про добрых хранительниц природы, крестьян, семьи

Когда-то верили, что славянская богиня Берегиня дарит счастье добрым людям. Со временем этим именем стали называть мифических защитниц прибрежных жителей, а потом такое имя стали давать женщинам, которые оберегают своих близких.

Берегиня в восточнославянской мифологии – женский персонаж, упоминаемый в древнерусских текстах XIV–XV веков. Там Берегиня – славянская богиня, которая дарует счастье живущим по совести людям. Её повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.

Согласно легендам, Берегиня породила всё живое на Земле. Считалось, что она любит людей, однако защищает только достойных – тех, кто живёт по совести и не нарушает законов предков.

Она считалась также создательницей всех духов и земных богатств – полезных ископаемых, которые ею были дарованы людям. Берегиня была для крестьянина особым божеством, способным сохранить и приумножить поголовье скота и помочь всему растущему на земле уродиться, а травам набраться целебной силы. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов – это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Поклонение Берегине сочеталось с поклонением Роду и Мокоше – покровителям плодородия. Берегиня, будучи также хранительницей тех, кто селился на речном берегу, могла также помочь рыбакам – послать им рыб в великом множестве.

Берегиня была добра, никогда не наказывала за неправильные поступки, могла лишь отказать в помощи недостойному человеку.

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живёт на свете множество, обитают они в лесах. Книжники считают, что берегинь было, по поверьям, тридцать или «тридевять сестриц».

Так что название «Берегиня» когда-то трактовалось и как «береговая фея, русалка», имя её восходит к слову «берег». Но сегодня принято считать, что Берегиня – и от слова «беречь», ведь для наших предков она была хранительницей и людей, живущих по берегам рек, и всего крестьянского рода.

Ритуалы по вызыванию, заклинанию Берегини совершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Так что не менее значимо здесь и слово «оберег». Ведь великая богиня оберегала людей!

Берегини защищали одиноких путников от всякой нечисти. В древних легендах есть упоминание о том, как одна берегиня спасла мужчину от песни Сирина: она своими руками закрыла его уши и увела в сторону от опасного пути. Также встречаются рассказы о том, что берегини защищали воинов в праведном бою. За такой помощью к ней обращались женщины – супруги воителей.

В народном представлении Берегиня – молодая светловолосая девушка в простом светлом платье. У неё всегда грустное и доброе выражение лица, и лицо немного прозрачно, как и положено лику духа.

На юге Руси и у украинцев со временем появилась игра в берегиню. Ряженая девушка звалась берегиней, пугая, шутки ради, подруг: в вытянутые вверх руки она брала клубок, изображающий голову, а руки и плечи закрывала одеждой.

Берегиней, или перегеней, называли также обряд, сопровождающий прополку свёклы, и главный персонаж этого обряда. Главным героем обряда была самая проворная в работе девушка. Перегеню обвивали красными поясами, снятыми со всех участниц прополки, оставляя открытыми лишь глаза и рот. Обматывались и поднятые над головой руки, в которых девушка держала цветок. Нередко перегеню несли на плечах.

В образе Берегини наши далёкие предки видели обобщённый символ природы, помогающей достойному человеку бороться не только с сорной травой и нечистью, но и со всем злом. Это добрый и открытый образ, насквозь пронизанный любовью, несущей в себе некую толику грусти. Берёза и плакучая ива – деревья Берегини.

Берёза Берегини со временем стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь, которые часто в сознании людей были родственны лесным русалкам.

Итак, если в древности Берегиня представлялась нашим предкам великой богиней, то постепенно этот образ в сознании людей размылся, берегинями стали называться некие сущности, живущие рядом с людьми и помогающие им в разных ситуациях. Поэтому Берегинями считали духов деревьев, рек, озёр, лугов, полей, холмов, лесов, воздуха.

Нередко берегинями называли и могущественных ведуний, волшебниц, после смерти изъявивших желание оберегать часть природы, либо часть рода человеческого или какую-то семью.

Люди верили, что Берегини, кем бы они ни считались, наделяли своей силой женщин, вышедших замуж и становящихся хозяйками своего дома. Вот и сегодня добрых жён нередко именуют берегинями рода, либо берегинями мужа, семьи, своих детей.

В самой середине лета, 15 июля, в пору созревания хлебов и трав, время пика расцвета земли, в народе праздновали день Берегини.

Верили, что в этот день Берегиня оглядывала сенокосные угодья, наполняла травы целебными силами. Люди просили Берегиню уберечь их от голода и дать много хлеба грядущей осенью.

Праздник Берегини был у наших предков выходным. Заниматься крестьянским трудом, особенно косить, в этот день не следовало.

Когда христианская религия стала большею частью вытеснять язычество, а кое-где смешиваться с культурой наших предков, образ Берегини, бывшей некогда богиней сырой земли, соединился с образом Богоматери – и в день Берегини люди уже воздавали почести Матушке Богородице.

А с давних языческих времён долго ещё сохранялись древние обряды дня почитания Берегини.

В праздник 15 июля воздавались особые почести и берёзе Берегини. Женщины и девушки выходили за пределы деревни, находили берёзу, кланялись ей и просили у неё счастья в любви, благополучия в доме, здоровья и защиты от недоброжелателей. В старину верили, что если в этот день сорвать берёзовую ветку и спрятать под порог возлюбленного, то можно приворожить парня и заполучить его в мужья.

Считали, что роса в этот день – к хорошей погоде и урожаю грибов. Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы, расстилали их на утренних травах, собирали росу и выносили полотенца на луга косцам. Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, веря, что Берегиня не оставит их без своей помощи, утирались, чтобы прибыли силы и здоровье.

Рушники после обтирания вывешивали сушиться на берёзах. Деревья очищали ткань от собранного с человека негатива, а также заряжали его силой Берегини. Потом заряженные берёзой рушники использовали как защиту от сглаза во время сватовства и на свадьбах для защиты молодых от зависти.

Интересно, что в старину некоторых женщин называли берегинями. По одному из старинных преданий Берегиней может стать самая сильная ведунья рода, славящаяся добротой женщина, которая дала миру много потомков и воспитала их достойными людьми.

Исходя из всех этих верований, для детей и молодых девушек в праздник Берегини изготавливали куколку-Берегиню.

Для изготовления таких кукол использовались подручные материалы, которые постоянно применялись в хозяйстве. Чаще всего для кукольной основы брали полено, имеющее, как известно, форму столбика. Поэтому куклы-Берегини по-другому ещё назывались столбушками.

Столбушка-Берегиня 15 июля изготавливалась мамой вместе с дочкой. Они вместе наряжали куклу в лоскутки и доверяли ей самые сокровенные тайны и мечты, которые, верили, обязательно сбудутся.

Изготавливали и Берегиню-Покосницу. Она изображала женщину в период сбора урожая и заготовки сена, в нарядной яркой одежде, ведь первый покос – праздник для крестьянина. Делалась такая кукла без швов, из одного куска материи. В старину верили, что Берегиня-Покосница передаст ребёнку мудрость традиций древности. Часто такая Берегиня-Покосница для малышек становилась любимой игрушкой. А вот молодая девушка, отправляясь на сбор урожая, брала её с собой уже как оберег, защищающий от злого глаза и недоброго человека. Потому что она Берегиня.

Елена КУЛАКОВА

Звучит русско-народная музыка, выходят ведущие в русско-народных костюмах.

Ведущая 1: Добрый день, дорогие друзья!

Календарь указывает: наступил июль, середина лета. Самая знаменательная примета этих дней – свет. Заря с зарей как бы сходятся: вечерняя встречает утреннюю.

Ведущая 2: Июль в славянском календаре был назван в честь императора Древнего Рима Юлия Цезаря, который родился в этот месяц.

Июль – это макушка лета. Убавляются, но становятся всё жарче и знойнее дни. Июль – центр лета, зенит теплоты, красы светозарной, не зря он считается самым жарким месяцем лета. В золотистом мареве зелёный мираж июльского пейзажа. В каждой бусинке росы смеётся яркое солнце.

Ведущая 1: Июль — это краса лета, с которым приходит зеленое пиршество года, это и сладкие ягоды, травы медовые, цветы многоцветные, свежие овощи, да душистый хлеб.

Ведущая 2: Июль – сердце лета, месяц частых гроз.

Ведущая 1:

Выгнул спину рыжим рассветом,

Будто спросонья трёхцветный июль.

Баловень солнца, любимчик лета,

Пробует мягкую поступь свою.

В озеро — блюдце налито тумана.

Бело — парного, ровно по край.

Утро — прекрасно!

Ночи — желанны!

Благословенна эта пора!

Ведущая 2: Какими только поэтическими названиями не наделил июль русский народ. Июль – липец, липень. В начале месяца в средней полосе зацветает липа.

Ведущая 1: Июль – ягодник, поспевают ягоды. Июль – макушка (т.е. середина) лета. Июль — сенозарник, страдник – наступала пора косить сено, жать хлеб.

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой

Ведущая 2: Предлагаю заглянуть в календарь народных праздников

1 июля – Ярилин день, макушка лета

Праздничный день посвящен одному из самых таинственных божеству славян – Яриле. Образ Ярилы был весьма поэтичным: «Ярило — добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, в левой руке — ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей — громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

К вечеру начинались народные гуляния. Горели высокие костры, парни и девицы водили хороводы, угощались все чаем на множестве ароматных трав лесных и полевых. Шумные собирания с играми называли «ярилины игрища». Устраивались и ярмарки, и полагалось непременным делом на Ярилу навестить родных.

Ведущая 1: Давайте солнышко все вместе закликать

Закличка солнышко

Солнышко, покажись, красное, нарядись!

Чтобы год от года давала нам погода

Теплое летечко, грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко, зеленого горошка.

Под музыку выходит Ярило

Ярило: Как долго я спал! И куда же я попал? Здравствуйте, ребята и девчата!

Очень рад здесь видеть вас всех в добром здравии, хорошем настроении. Лето красное на дворе. Летом самые длинные солнечные дни, и короткие ночи.

Игра «День и ночь»

Играющие делятся на две равные команды, которые становятся у своей средней линии в одну шеренгу лицом друг к другу. Ведущий становится на одной стороне площадки между средними линиями и вызывает одну или другую команду, например «день».

Команда «ночь» убегает в свой дом, а команда «день» догоняет, стараясь запятнать. Пойманные подсчитываются и отпускаются к игрокам своей команды, судьи отмечают их число. Затем обе команды выстраиваются у средней линии, и игра повторяется. Она проводится несколько раз с равным количеством вызова команд.

Играющие в шеренге стоят так, чтобы высокие стояли напротив высоких, а маленькие напротив маленьких.

Запрещается убегать в дом раньше. Чем ведущий скажет: «день!» («ночь!»).

Ловить убегающих можно лишь до черты дома.

Пойманные игроки после подсчёта снова участвуют в игре. Количество вызовов должно быть одинаковым для обоих команд.

Побеждает та команда, у которой будет больше пойманных.

Ведущая 2: Спасибо Ярило за игру. Следующий праздник июля…

2 июля – Зосима Пчельник.

Пчеле всегда отводилось особое, почетное место в народной культуре. О ней сложены загадки, песни, пословицы и поговорки, например, такие: «Пчел разорить — что человека убить», «Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи», «Для пчелы всякий урок легок», «Пчела жалит только грешника».

По поведению пчел даже предсказывали погоду: наступит жара, коли они расселись по стенкам ульев, и надо ждать дождя, коли пчелы спешно возвращаются в ульи.

Конкурс «Собери пословицу»

  • Где труд, там и счастье.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  • Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Ведущая 1: Молодцы, справились с заданием. Вновь листаем календарь…

4 июля — Ульянов день

Народ сложил такую легенду. Однажды, давным-давно, Ульян искал в полях да лугах, звал милую свою по имени Ульяна. Девушка была, тем временем, на речном бережку, любовалась тем, как бежит вода… И так ей это было любо, что лишь вечером она вспомнила о любимом, бросилась искать – нет его! Он иной тропой до реки прошел. Не суждена им была встреча. Об этом сложили такие поговорки: «Ульян Ульяне в лицо не глянет», «Ульяна кличет Ульяна, а Ульян кличет Ульяну».

Главным растением дня была липа, с которой обирали только что распустившиеся цветы. Чего только не удостоилось это дерево в народной культуре! Оно могло исцелить от сглаза, если кто рубил его – ему было суждено долго блуждать по лесу, а если липа, росшая вблизи жилья, вдруг засыхала, верили, что грядут дурные события для этого дома.

Липовый цвет действительно полезен. Он оказывает эффективное отхаркивающее, бактерицидное, потогонное, мочегонное и жаропонижающее действия, им лечили также и мигрени. Использовали даже семена и листья – для порошка, который способствовал заживлению ожогов, помогал остановить кровотечения. Девицы же умывались настоем липового цвета для свежести лица, а ее сок помогал укреплению волос. В нашем зале есть Ульяна, предлагаю поздравить ее с именинами.

Игра «Каравай»

Ведущая 2: Хорошо хоровод водили. Пора листать календарь…

6 июля — Аграфена Купальница

Народное прозвание святой пошло от того, что с вечера этого дня наступало время купаний. На Русь с ночи приходил праздник великий – Иван Купала. Все три праздничных дня – Иван Купала, Аграфена Купальница и Петры-Павлы – естественным образом стали для народа единым праздником, сочетающий в себе традиции христианства и наследие язычества.

Он сопровождался множеством сложившихся обрядов, разнообразных гаданий и примет, сложено о нем немало легенд и сказок. Праздновали все. Непременно топили баньки, устраивали купания во всех водоемах. А еще это были дни сбора трав, которые, как верили набирались в ночь на Ивана Купалу магических сил, но особенно – папоротник. Ему было отведено для цветения только считанные мгновения той ночью, его охраняла нечистая сила, но тот, кто смог бы в одиночку добыть его, не знал бы бедности до скончания дней, видел невидимое, находил клады, был силен и прочее…

Сеяли репу, сопровождая таким приговором: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа — до великого поста». Этот овощ был одним из самых употребляемых продуктов в рационе простого народа. Даже сказка есть…

Задание: назовите русские народные сказки

«Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Лубяная избушка», «Три медведя», «Маша и медведь» и тд.

Ведущая 1: Уродилась репка крепка, и все помогали ее тянуть! Аплодисменты актерам!

7 июля — Иван Купала

Иван Купала – из старейших русских праздников, столь глубоко уходящий корнями в языческое прошлое наших предков, что неизвестно даже первоначальное наименование его.

Главное растение-символ праздника – легендарный цветок папоротника, расцветает который всего один раз в году этой ночью и оделяет смельчака, его добывшего, способностью предвидеть будущее и отыскивать клады. Другой особый цвет дня – Иван-да-Марья, чьи желто-голубые лепестки в фольклоре были олицетворением огня и воды, начал женского и мужского.

Но веселились в эту ночь не только люди – на традиционный шабаш на Лысой горе слетались ведьмы, гуляли привольно в ночь Ивана Купалы русалки, лешие, колдуны и вообще вся нечистая сила, о которой крещеному человеку и думать-то грешно. Чтобы хоть как-то защитить свой дом, двери и окна обвешивали ветками крапивы.

Ночью смотрели в небо не только ради любования звездами, а потому, что множество их сулило грибной урожай в лесах, а обильные росы – огуречный.

Ведущая 2:

8 июля — День Петра и Февронии

День посвящен святым Петру и Февронии Муромским, особо почитаемым покровителям семейного счастья, домашнего очага, любви и верности супругов.

С этим днем на Руси была связана весьма любопытная купеческая примета. Считалось, чтобы увеличить достаток в лавке и доме, торговец должен весь день проторговать вместе, рядышком со своей супругой.

У святой Февронии было прозвище – Русальница. Поверье гласило, что в эту пору русалкам нравится водить свои хороводы по берегам водоемов, и нужно быть близ них особенно осторожными и также с легкой опаской купаться, ведь девам водяным ничего не стоит свести человека с ума, защекотать до смерти или утащить на дно.

Звучит музыка выбегают русалки и поют Песню «Ведьма – речка»

Ведущая 2: Прекрасно русалки пели, но впереди следующий праздник.

Маленький кустик, Зелёный усик,

Ягода в веснушках, Красная подружка… (Земляника)

9 июля — Давид Земляничник

Народное прозвание Земляничника он получил за то, что к той поре на лесных полянах наливалась алой спелостью земляника. Ароматная, изобильная ягода была желанным лакомством и для детей, и для взрослых. Ей в народной культуре посвящено немало присказок, к примеру: «Первую ягоду в рот кладут, а вторую в дом несут». Ценилась ягода не только за аромат да сладость, а еще за пользу, как средство лечения заболеваний печени, мочевого пузыря, малокровия. Незаменимы были и листики земляники в зимнем чае, так напоминавшем о лете.

Задание: назовите песни где поется о ягодах Игра «Угадай мелодию (песни о ягодах)»

Ведущая 1: Молодцы ребята, много песен о ягодах знаете. А теперь загадка: Обжигает, как огонь! Ты смотри, её не тронь!

Разрослась под старой сливой очень жгучая …  (Крапива)

11 июля — Крапивное заговенье

Праздник Крапивное заговенье получил название в связи с обычаем готовить последние в этом году крапивные щи – ведь со следующего, Петрова, дня, крапива теряла пользу. Растение употреблялось не только во щи, крапивой начиняли пирожки, делали салаты, квасили и солили впрок.

Также крапивный отвар делал волосы шелковистее и крепче, чтобы не выпадали. Крапиву научились превращать в ткань, более дешевую, чем льняные и хлопчатобумажные, но подходящую для самой простой одежды, из нее делали крепкие паруса, мешки.

Ведущая 2: Выходит, написанная сказка Андерсеном история о девушке, в молчании собиравшей жгучие крапивные листья, чтобы связать рубашки для братьев, в чем-то реальна.

Эстафета «Не обожгись крапивой»

Каждый участник должен преодолеть препятствия: подлезть под дугой, обвитой крапивой, проползти по узкой тропинке, перепрыгнуть через лежащие на полу диски, обежать конус и бегом вернуться к своей команде, передовая эстафету следующему участнику. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

После каждой эстафеты на табло выкладываются очки победителю.

Ведущая 1: Отлично справились с крапивой! Вновь листаем календарь…

12 июля – Петров день, Петры-Павлы

Большой праздник народного календаря, посвященный апостолам Петру и Павлу. Святой Петр вышел из рыбацкой семьи. Дождливый Петров день сулил не лучшие дни для сенокоса. Но, если дождик лил с перерывами, и, когда появлялось солнце, то тогда радовались плодородию земли, о чем говаривали: «На святого Петра дождь — урожай худой, два дождя — хороший, три — богатый». В дождь рыба косяком шла. Предлагаю назвать рыб.

Конкурс «Назови рыбу»

В озере большая злюка,

Эта зубастая и хищная (Щука)

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

Любит раков и лягушек,

Даже маленьких пичужек.

Ночной лентяй неисправим…

Как все зовут его? … (Налим)

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл … (Карась)

Этот парень добрый очень,

Познакомиться с ним можешь,

В море плавает, ныряет,

Из воды людей спасает.

Выныривает из глубин,

Очень милый друг (Дельфин)

Никогда мне страх неведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу. (Рыба-меч)

Никогда мне страх неведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу. (Рыба-меч)

Самая большая рыба в океане, усатая, зубатая, а скушать никого не может. (Кит)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской… (Конек)

Звучит музыка, выходит Берегиня

Ведущая 2:

Есть красивые старинные слова,

Их душа через столетия жива.

У Славян в почтенье были берегини,

Это водные прибрежные богини.

Ведущая 1: Цвет морей и цвет затонов нежно-синь,

Взор глубок у синеглазых берегинь.

Голос их — как зов-напев волны прибрежной,

Завлекательный, ласкательный, и нежный.

Берегиня: Лебедь Белая, ведунья старых дней,

Берегинею была среди людей.

 

15 июля – Берегиня.

Берегиня – это богиня плодородия и семейного очага, добра и семейного счастья.

Этот народный праздник связан с древней традицией чествовать Берегиню — славянское божество, которое считалось матерью всех духов и всего богатства земли, плодородия и влаги. Она почиталась как хранительница рода, была символом двух начал: мужского и женского, водного и земного, человека и природы. Считалось, что Берегиня в это день обходит свои владения, помогает бедным и сама принимает облик березы, дабы побывать на земле. Изначально само слово «Берегиня» имело общий корень со словом «беречь», и лишь намного позже его стали связывать со словом «берег».

Хоровод – Ручеек

Ведущая 1: Ручеек бежит, время летит… и следующая дата

17 июля — Андрей Налива.

День, когда вспоминают святого Андрея Рублева, прославленного иконописца. О жизни его, в отличие от его творений, достоверных сведений нет. Известно, что семья его принадлежала к ремесленникам, а монашеский постриг Андрей принял, хорошо понимая, на что идет, в Троице-Сергиевом монастыре. Работы иконописца входят в число сокровищ христианской культуры.

Просмотр картин

Ведущая 2: Великолепные картины, но месяц уже на исходе…

24 июля – Ольга Страдница.

История ее жизни повествует о том, что однажды Ольга встретилась со своим будущим мужем, князем Игорем. Он влюбился в нее с первого взгляда. В этом союзе был рожден их сын Святослав. Беря пример с Византийской империи, Ольга заботилась и о духовной жизни своего народа. Чтобы увериться в истинности христианской веры, княгиня посетила церковную службу в Константинополе. И там же она крестилась в христианство под новым именем – Елена. Поздравляем Оль с именинами.

Народное свое прозвание, Страдница, она получила оттого, что в это время так и кипели работы в поле, никто не оставался без дела, всем находилась работа – жатва, сенокос, а самым малым – сбор ягод и грибов в тенистых лесах.

Задания: назови грибы, отгадай загадки о грибах Эстафета «Собери грибы»

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются… (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются… (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется… (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный… (груздь)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке… (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная… (поганка)

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут… (маслята).

Лета первая примета:

Под березой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберезовик)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные —

Самые заметные. (Сыроежки)

Ведущая 1: Грибы росли сами по себе, в изобилии, и потому могли быть на столе у каждого, кто не поленится сходить в лес, и теперь на крестьянском столе появлялось с ними множество блюд: икра из грибов и жареный с ними картофель, котлеты из грибов белых и гречневая каша с луком и грибами, пирожки с грибными начинками, грибные супы…

Задание: назовите Блюда из грибов

Ведущая 2: Друзья, скажите о каких праздниках мы говорили? Ответы детей

Предлагаю, глядя на картинки назвать их. Какой больше понравился? Ответы детей

Ведущая 1: Июль — творец земного рая.

Как доброту его не чтить: Утрами он, зарёй играя, Пораньше хочет разбудить.

Ведущая 2: А на траве роса искрится,

То белый цвет, то голубой

И лепестки цветов с каймою

Своей гордятся красотой.

Ведущая 1: Дорогие друзья, спасибо вам за эту встречу и тёплый приём. Вы замечательный народ и нам было хорошо с вами.

Ведущая 2: Завершает наш праздник народный перепляс. Мы не прощаемся. а говорим до новых встреч!

Звучит плясовая

«Какое разноцветье июль нам подарил!

Он сказкою приходит в наш повседневный мир.

В ней хороводы водит, в свой праздник водяной

И папоротник в цвете в лес манит за мечтой.

Как травы в это время целебностью щедры,

Горят, взметая искры, купальские костры.

Венки плетут девчата, мечтая о любви,

Их на воду спускают с напутствием: «Плыви!»

В полях цветы пестреют, чаруют красотой,

И пахнет мир грибами и ягодой лесной.

Ниспослан небесами благословенный дождь,

Чтоб наливался колос, и золотилась рожь»

Автор: Баева А. Н.

Post Views: 1 868

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий библиотечной акции
  • Сценарий беседа вредные привычки
  • Сценарий береги здоровье смолоду
  • Сценарий библиотечного юбилея
  • Сценарий бенефиса певицы