Сценарий березовая роща

Развитие патриотических чувств у детей младшего школьного возраста. Приобщение детей к истокам духовной культуры русского народа.           &nbsp

                              Путешествие по березовой роще.

Цель: развитие патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.

Задачи: приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа.

                      Развивать представления о традициях и обычаях, связанных с русской

                         березкой.

Оформление зала: выставка творческих работ детей «Люблю березку русскую»;

                                                  фотовыставка «Родная природа»;

                                                  выставка рисунков «Береза – символ России.

                                    Ход мероприятия.

Добрый день дорогие друзья .Сегодня мы приглашаем вас в путешествие .Не в страны иноземные ,не  на острова необитаемые ,не  в путешествие круглосветное, а  в лес ,но не простой лес, а в лес где растет удивительное дерево. Угадайте, что за дерево:

                                          У-ся.1 • Русская красавица

                                                       Стоит на поляне

                                                       В зелёной кофточке,

                                                        В белом сарафане.(береза)

У-ся2•Хоть малая, хоть большая —

                          где стоит, там и шумит.

                          (Береза)

                                              У-ся1 •Русская красавица

                                                         Стоит на поляне

                                                         В зелёной кофточке,

                                                        В белом сарафане.

 (

                У-ся2•Ствол белеет,

                            шапочка зеленеет,

                            стоит в белой одёжке,

                            свесив серёжки.

                                           (Берёза)

                                                  У-ся1•Клейкие почки,

                                                              Зелёные листочки.

                                                             С белой корой

                                                              Стоит под горой.

                                                                              (Берёза)

У-ся2•Стоит Федосья,

             Распустив волосья.

             Приглашали девочки

             Завивать веночки,

             Завивать веночки,

             На тёплые денечки.

                              (Берёза)

                                                  У-ся1•Разбежались по опушке

                                                            В белых платьицах подружки.

                                                             (Березы)

У-ся2•И красива, и стройна

             Средь подруг стоит она.

              Вся в кудряжках и серёжках.

              Это белая…(Березка)

У-ся.Люблю березу русскую,

         То светлую, то грустную,

         В белом сарафанчике,

         С платочками в карманчиках,

         С красивыми застежками,

          С зелеными сережками. (А.Прокофьев)

Ведущий1:Мы сегодня совершим путешествие по березовой роще. Это будет не простое путешествие. Путешествие не только развлекательное ,но и познавательное. А что бы не устать и много узнать мы будем делать привалы  то есть остановки .И ,что бы веселей шагалось по березовой роще  мы споем песенку  про березку.(дети вокальной группы исполняют песню про березу)

                             Первая наша остановка –«Проектная»

                    У-ся.С октября месяца девочки нашего отряда участвуют в экологическом проекте «Береги природу». За это время мы сделали несколько мини проектов.

  1.   «Растительный и животный мир Волгоградской области.»

Мы подготовили презентацию о животных обитаемых в нашей области и показали ученикам младших классов.(показать элементы презентации),

           2.Приготовили буклеты о лекарственных травах  которые растут в нашем районе  и раздали всем отрядам.

          3.Подготовили альбом о растениях Котовского района занесенные в «Красную книгу».(показать альбом)

Ведущий2:Для русского человека нет дерева роднее и милее. Береза вызывает радость, любовь. Нет дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Она является образом России. По ней скучают люди, когда уезжают из России на долго. Мила она русскому человеку.

                              Следующая остановка «Хороводная.»

Ведущий1:В седьмой четверг после первого весеннего полнолуния отмечал русский народ праздник русской берёзки «Семик». Украшал народ дома свои ветками берёзы, посыпая полы травами, завивали ленты в ветки берёзы русские девушки, водили хороводы вокруг берёзки, пели песни, а белая берёзка шелестела своей листвой.

(Гости из школы искусств  исполняю песни, водят хороводы).

Поводили хороводы теперь можно присесть и немного отдохнуть.

У-ся.-Березовые рощи

         Трепещут на рассвете,

         Порывами полощет

         Листву веселый ветер,

          Березка молодая

         Стоит в кругу смущенно,

         В рассвете — золотая,

         На склоне освещенном.

         На свете нет милее

         Красавицы прилежной,

          Прекрасней и светлее

         Березки белоснежной! О. Мирко

                           Ведуший1:И как вы поняли следующая

                             остановка –«Художественно-поэтическая.»

Репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Берёзовая роща».

http://medianet.yartel.ru/koshkicenter/images/stories/MOteacher/russliteratura/bereza.pdf

Презентация  и исполнение стихов .

И. Агеева

Белоствольная берёза –

 Символ Родины моей.

 Нету деревца другого

 Сердцу русскому милей.

 Изумрудная весною,

 А зимою – в серебре,

 Машет веткой золотою

 Всем детишкам в сентябре.

 Каждый листик, как сердечко,

 Полюбуйся, погляди.

 У родимого крылечка

 Ты берёзку посади.

Сергей Есенин

БЕРЕЗА

 Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

 И стоит береза

 В сонной тишине,

 И горят снежинки

 В золотом огне.

 А заря, лениво

 Обходя кругом,

 обсыпает ветки

 Новым серебром.

Александр Прокофьев

        Береза

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идет, где не горожено,

Поет, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнется, и не ломится!

   Михаил Матусовский

С чего начинается Родина? (отрывок)

С чего начинается Родина?

 С заветной скамьи у ворот,

 С той самой березки, что во поле,

 Под ветром склоняясь, растет.

 А, может, она начинается

 С весенней запевки скворца

 И с этой дороги проселочной,

 Которой не видно конца

Ведущий 2: Наше путешествие по березовой роще продолжается. Следующий привал.  

                                           Остановка «Берестяная».

Береста… Верхний слой березовой коры, прочный и красивый материал для плетения. На здоровых и взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, смолится, не промокает, оставаясь в воде и в земле, долго не загнивает. Эти свойства бересты и обуславливают ее широкое применение. Для работы из бересты требуется несложное оборудование – ножи, иглы, болванки. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. Раньше пластины бересты смазывали постным маслом и укладывали горизонтально ровными пластинами. Потом чистили, разделяли на слои, резали на полоски, из которых и появлялись в умелых руках босяки – летняя обувь на босу ногу, – плетенки и короба для хранения муки и крупы, солонки, набирушки, пестерни. Для горожан в начале ХХ века выплетали сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод, портфели для бумаг, ящики для перчаток, различные рамки.                 Показ презентации  и выставку готовых изделий из бересты

Вот и последняя наша остановка.

                             «Лечебная!»

Ведущий2.Но не только красотой славится береза. «Деревом об четыре дела» -называют березу.

ПЕРВОЕ ДЕЛО — МИР ОСВЕЩАТЬ»

У-ся1 На протяжении столетий бедные крестьянские избы России освещала березовая лучина.

 «И горит лучина, издавая треск, на полати, стены разливая блеск…»

 В народе давно заметили, что березовая лучина горит лучше, чем любая другая.

«ВТОРОЕ ДЕЛО — КРИК УТИШАТЬ»

 У-ся2Для этой цели служил березовый деготь — черная маслянистая пахучая жидкость. В старину им смазывали колеса телег и карет, которые без смазки скрипели и пищали на все лады. Извлекали —  деготь из бересты, которую сдирали весной длинными лентами.

«ТРЕТЬЕ ДЕЛО — ЧИСТОТУ СОБЛЮДАТЬ

У-ся1Тут дело простое: каждый год в лесах заготавливается великое множество березовых метел и веников. А какая русская парная баня обходится без веника? И, наверное, не случайно веники для бани заготавливают именно березовые: листья березы тоже обладают целебными свойствами.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЛО— БОЛЬНЫХ ИСЦЕЛЯТЬ»

 У-ся2И одним из этих «дел» является то, что береза лечит от многих заболеваний. В медицине используются листья, почки, кора, соцветия и березовый сок. Все они содержат разные  вещества, оказывающие лечебное воздействие на организм человека.

Слово мед .работнику школ.инт.

     Ведущий2.Славит русский народ свою красавицу .Сколько пословиц и поговорок придумано :

(дети объясняют значение поговорок)

1.Бела берёста – да дёготь чёрен.

 2.Для врага и берёза – угроза.

 3Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.

 4.Берёза ума даёт (о розгах).

       А послушайте какие     Народные приметы о берёзе

 1.Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

2. Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.

 3.Когда берёза станет распускаться, сей овёс.

 4.Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.

5. Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.

 6.Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.

7. Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

 8.Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.        

Ведущий 1: За бесконечной суетой, ускорением темпа жизни люди перестают замечать красоту родного края, забывают традиции и культуру своего народа. Вот мы сегодня постарались  исправить это . С чего начинается Родина? С речки, с леса, с горы, с семьи, с маленького дворика, где вы  живете? А может она начинается с той березки, что растет на территории нашего школы, во дворе вашего дома? Красавицей нашего леса называют березку. Именно со знакомства с березкой мы и завершили наш проект «Берегите природу

  Мила она русскому человеку. Мы надеемся, что вы будете беречь не только березку, о которой мы сегодня говорили А будете беречь природу которая нас окружает.

Исполнение песни Музыка  М. Пляцковского “Берегите природу”.

Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь…

 Все это называется природа,

 Давайте же всегда ее беречь!

 В лугах ромашки солнечного цвета,

 Такие, что светлей на свете жить…

 Природой называется все это,

 Давайте же с природою дружить!

 Летят, звеня, дождинки с небосвода,

 Клубится на заре тумана дым…

 Все это называется природа,

 Давайте же сердца ей отдадим!

 Прощальный вальс танцует с ветром лето,

 Дрожит в окне вечерняя звезда…

 Природой называется все это,

 Давайте же любить её всегда.

Ресурсы:

 1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.

 2. Никифорова Е. В. В гости к березкам // Музыкальный руководитель. – 2011. №3. – с. 14 – 17.

 3. Зеленько Н. А. Вот и пришло лето красное // Дошкольное воспитание. – 2013. №5. – с. 124 – 127.

4. ЛоктеваН. Ю., Панкратова Ю. В., КоноваловаЕ. А. Проект «Тайна живой природы» // Воспитатель. – 2013. №6. – с. 27 – 33.

 5. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень».- М. : «Издательство Скрипторий 2006, 2009. – 128с.

6.Репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Берёзовая роща».

7.http://medianet.yartel.ru/koshkicenter/images/stories/MOteacher/russliteratura/bereza.pdf

8.. Интернет – ресурсы

http://www.treeland.ru/

 ru.wikipedia.org/

«Берёза – символ Родины моей»

Цели:

  • создать условия для эмоционального восприятия материала;

  • способствовать формированию творческой личности ребёнка; воспитанию патриотизма, любви к Родине;

  • расширять знания о природе родного края;

  • формировать у учащихся культуру поведения в природе.

Оформление зала: название праздника: «Берёза –символ Родины моей», рисунки детей: «Люблю берёзку русскую», высказывания известных писателей и мыслителей о Родине:

«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Г.Паустовский.

«Бесценное наше сокровище есть Отечество – земля наших предков, дающая нам хлеб насущный» В.А.Сухомлинский

«Охранять природу – значит охранять Родину!» М.М. Пришвин

(звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина» сл.В.Баснера

муз.М.Матусовского)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья и гости нашего праздника, который называется «Берёза- символ Родины моей» (слайд 1)

Хороши и светлы берёзовые чистые рощи. Множество перелётных певчих птиц собирается весной в них. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички.

В жаркие знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще. Свежий ветерок шелестит листвой над головой. Пахнет грибами, душистой земляникой.

Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор жил за границей, и когда возвращался домой, остановил экипаж, вышел и низко поклонился берёзке и обнял её – он на Родине.

1 ученик : (слайд 2 Берёзы)

«Россия»,- шепчут мне березки,
«Россия»,- шепчут камыши,
«Россия»,- ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»

2 ученик:
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски.
Моя березовая Русь!

1 ученик:
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.
2 ученик:
Для меня, Россия – белые березы,
Для меня, Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России – длинные косички,
У моей России – светлые реснички,
У моей России – голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Если дружба велика – будет Родина крепка.

Звучит песня «Береза» в исполнении анс. «Любэ»

Выходит Березка:
Здравствуйте, дети! Как я рада
Быть с вами в этот день весенний рядом!
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.
1 ученик:
Березке русской праздник посвящаем,
О ней мы много нового узнаем
И знанием готовы поделиться.
Нам всем пришлось немало потрудиться.

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Береза и в песнях, в стихах, в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов.

В 4 классе прошел конкурс «Лучшее сочинение» о березе.

Победителем стало сочинение «Я люблю березу» Халиной Лилии.

Я люблю берёзу.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

А.Прокофьев

Берёза – самое красивое и любимое дерево в нашей стране. Она стала символом России. Её воспевали в своих стихах поэты.

И я люблю белоствольную красавицу. Мне нравится любоваться ею. Это дерево хорошо в любое время года. Мне больше всего берёза нравится весной, когда она светлая, и осенью, когда она грустная.

Весной берёзовая роща словно одевается в тонкое зелёное кружево. Кроны кажутся прозрачными. Первые листочки клейкие и приятно пахнут. И всё это на фоне белых стволов. В таком месте мне светло и радостно.

Осенью берёзы наряжаются в золотой убор и радуются ему. Наряд этот держится недолго, опадает листик за листиком. Берёза начинает грустить то ли об утраченном нарядном уборе, то ли о прошедшем лете. И эта грусть озаряется светом опавших листьев.

Вот такая наша берёза : всеми любимая, всегда нарядная, очень удивительная.

Ведущий: Берёзе посвящено много стихов.
(Дети читают стихи , от каждого класса по 1 ученику .)

Русская берёзка

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

(А. Прокофьев)

Белая берёза – русская земля.

Белая берёза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая берёза, дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая берёза, он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

Белая берёза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в моей судьбе.

Белая берёза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

(П. Кудрявцев)

Вешний сок

На березе поутру

Дятел выдолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок.

А лесной народ

Сок весенний пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже,

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех берёзка напоила,

Вешним соком оделила!

(Т. Шорыгина)

Гимн берёзе.

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку…

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит…

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую…

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною… Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

2002 г.

Ведущий:
Для этой выставки картин
Класс трудился не один –
Одни писали сочиненья,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес…
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.

Показ выставки рисунков.

Ведущий. Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (показ репродукции картины на слайде № 3 ), сказал «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающие вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

2 ученик.

Ты до того, берёзонька, красива!

И в полдень жаркий, и часы росы,

Что без тебя немыслима Россия.

И я немыслим без твоей красы.

Ведущий. Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи (на экране репродукция картины, слайд № 4 ) испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки.

1 ученик

Русь моя! Люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними рос и жил,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Ведущий. Перед нами картина И.И.Левитана «Золотая осень» (Слайд № 5 ). Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:

На поляне, на пригорке и среди полей

Белокурые берёзки – символ Родины моей!

А как красива берёза зимой! Стихотворение «Берёза» С.А.Есенина многим из нас знакомо. (На экране зимний пейзаж, с изображением берёзы, слайд № 6). Послушайте его:

ученик.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь. (Слайд № 7 ) Такая «Берёзовая роща» изображена на картине И.И.Левитана.

Ведущий:
Посмотрите, какие великолепные березовые рощи вы нарисовали. Но человек беспощадно уничтожает леса. Ученики 2 класса придумали экологические знаки.
(выступает 2 класс Приложение 3)

Ведущий:
— Какой гриб растет под березой?
— Как называется кора березы?
— Какого цвета береста?
— Как называются и для чего нужны черточки ?
— Что раньше делали из бересты?
Показ изделий из бересты ( слайд 8)

Ведущий:
В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
Показ берестяных грамот (слайд 9)
Ведущий:
— А почему говорят, что березы плачут?
Звучит песня «Березовый сок»
— Березовый сок придает силу и бодрость. Березовый сок не только вкусный напиток, но и ещё лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах березового сока.

Сценарий рекламы № 1
(Входит хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)
Врач: Проходите, садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится.)
На что же жалобы, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает)
Врач (подает бутылку):
Принять лекарство «Сок берёзы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны
(Больная пьёт, выпрямляется)
Врач: Что, полегчало, милая немножко?
Как ваша поясница, ручки, ножки?
Больная: (с легкостью встает):
Да, очень, очень, полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока – пока, я поскакала!
(Убегает, забыв костыли)

Сценарий рекламы № 2
Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляет и чихает)
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель):
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач:
Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас)
Врач:
Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку)
Примите ложечку – другую.
(Больная принимает лекарство)
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная:
Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает)
Врач:
У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русский сок!

Ведущий:
В истории нашей родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо – татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломили Россию и Наполеон. Одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу.
Чтец.( слайд10 )
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано – раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»

Ведущий:
Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. О том какие народные праздники связаны с березой нам расскажут наши друзья из районного дома культуры Ольга Владимировна и Любовь Григорьевна (слайд11)

Зеленые Святки

Фрагмент обряда «Семик»

1. Здравствуйте,ребята!

2. Здравствуйте, люди добрые.

1. Сегодня мы немножечко познакомим вас со старинным праздником Семик – Троица. У него столько много названий!!!

Кто знает, как еще называют этот праздник?

Его ещё называют Зелёные Святки, Русальная неделя, Праздник русской берёзки. В этот праздник мы прощаемся с весной и встречаем долгожданное лето, это праздник, прославляющий красоту зеленеющей природы. А отмечается он в начале лета.

2. А начинались Зеленые святки на седьмой неделе после Пасхи за 3 дня до Троицы в четверг. И назывался этот день Семик. В этот день развертывается стряпня: пироги, лепешки, курники, яичницы, пшенники. Хозяйки с утра заваривали домашнее пиво, чтобы к Троице поспело, а девицы присматривали полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний.

Подготовка к празднику начиналась загодя: «делали Семик из берез. А березы рубили в березнике, в лесу. Перед началом Зеленых святок ватага ребятишек во главе с обряженными «Семиком» и «Семичихой», которые бьют палкой в худое ведро, а помелом разгоняют любопытных ребятишек, ходят под окнами домов и выпрашивают муку, крупу, масло, сметану, яйца. И из этих припасов к Троице приготовляют кушанье.

1. И главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Недаром Семик стал одним из красочных и поэтических праздников. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить, водицы нанести, скот напоить, огород полить, нужно и коровушку подоить.

2. А потом собираются все девоньки и идут в лес с кушаньями. Ведь этот праздник исключительно девичий, поэтому парней с собой не брали.

Стелют под березкой скатерть, едят кушанья. Потом рассыпаются по лесу. Выберут самую красивую, ветвистую березку и завивают ее, т.е. украшают венками, сделанными из скрученных березовых веток, загадывают желание.

А еще украшали березку тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнут и тоже на ниточке повесят… т.к. основной едой на этом празднике были яйца — символ плодородия.

1. Не радуйтесь, дубы! Не радуйтесь, клёны!

Не к вам красны девицы идут,

Не вам пироги да яичницу несут!

Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая!

К тебе красны девицы идут,

Тебе пироги да яичницу несут!

2. Наряженная, спетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей.

Вся живительная сила нашей березки стеклась в ее вершину. Кто хочет силушки и здоровья у березки получить, привязывайте к ее макушке свои ленты и пояса.

1. Веточки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».

В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; девушки загадывали желание и кумовались.

2. Нюша. Марфуша, берёзку украсили?

1. Марфуша . Украсили!

2. . А желание загадали?

1. . Загадали!

2. . А теперь кумиться пора!

1. Давай, кума, кумиться,

Чтоб нам с тобой весь год не браниться!

2. А что такое кумиться? И как все это происходит, интересно?

1. Кумиться – от слова кума. А «кумились так: Подружки встают парами, берут веночки

приговаривали: Семик, Семик, Троица, Семик:

Кумушки, кумитеся,

Где сойдетесь, поклонитеся,

Домой пойдете — не бранитеся.

2. Кумушка – кума,

Давай покумимся с тобой!

1. Не ругаться и не драться,

До Троицына дня дождаться.

Соединяют венки и через них троекратно целуются и обмениваются самодельными подарками

2. А у меня для тебя подарочек есть. Бусы

Надевает бусы на подружку.

1. Спасибо! У меня для тебя кукла! (Отдаёт куклу).

Смотри, кумушка, если будешь ругаться, придётся подарок назад отдавать!

2. А я ссориться и не собираюсь!

1. Пора главную куму выбирать! Кто платок выше всех подбросит, та весь день главной кумой будет!

Берут по платочку и подбрасывают их .

2. Главная кума. Мой платочек выше всех улетел! Теперь, кумушка, ты меня должна слушаться!

Начинается обряд гадания на венках.

Звучит песня «Во полюшке»

1.Ох(ы) да во полюшке ( 2 раза)

Во поле березонька. ( 2 раза)

2. Ох(ы) на зеленом ковре

Зеленом ковре девушки

3. Ох(ы) они вили венок

Вили, вили весь денек.

4. Ох (ы) на венках девки гадали

Венки в речку опускали

5. Ох(ы) чей венок плывет

По той милый друг вздохнет.

2. А давай наши веночек бросим ребятам. Кто поймает, у того весь год удача будет.

1. Ты ленту-то с венков сними, спрячь подальше и всю жизнь храни на память. А если в этом году из твоих родных замуж выходить будет, свечи ими связывайте.

(бросают венки.)

2.. Ну, кумушка, на веночке погадали?

1. Погадали!

2. Берёзку завивали?

1. Завивали.

2. Друг с дружкой кумились?

1.. Кумились!

2.. А теперь наряжаемся и отправляемся на деревенский пятачок, песни петь, хороводы водить да в игры играть.

А кто знает, какая игра была самой любимой на Зеленые святки? Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Горелки

Горелки были традиционной игрой весенних и летних праздников, поэтому известно много вариантов этой игры. Предлагаем один из них. Семик выбирает водящего — «горелку» («горящего»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой — по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все.

«Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т.е. ловит следующую пару.

Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.

При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои:

Гори, гори жарко!

2. А теперь песню споем да хоровод поведем.

Звучит песня «Во поле береза стояла». Девочки водят хоровод.

2. Сегодня мы рассказали и показали, как в далёкую старину отмечали на Руси Зелёные Святки или Семик – Троицу. Это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям.

Ведущий:

Много мы сегодня говорили о березе. Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется нашим исследователям, ученикам 4 класса. Они познакомят вас с интересными сведениями о березе, которые они смогли найти.(Презентация)

Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас повсюду, однако большинство не обращают на них внимание. Мы провели экскурсию и беседу о красоте деревьев . Объектом нашего исследования стала БЕРЁЗА.

Изучая кору, ствол дерева выяснили, что:

  1. В нижней части дерево шире.

  2. Кора дерева шершавая

  3. Трещины есть,

Там , где расположены корни.
Дерево старое и кора трескается.
Туда селятся насекомые.

  1. На молодых веточках есть многочисленные смолистые желёзкибородавочки (слайд 12)(отсюда и произошли названия берёза бородавчатая и берёза плакучая).

Поработав со справочниками и энциклопедиями мы выяснили, что большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь.

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску( слайд 13). Причем, ствол приобретает белую окраску в возрасте 8-10 лет. Внешняя часть — берёста  или береста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами. Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Дерево ими дышит.

Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100—120 лет, 150 (300) лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.

На берёзе живут, среди других,(слайд 14) гусеница бражника липового, берёзовая пяденица, малинница обыкновенная. Жук-олень — самый крупный жук Европы — обитает в древесине берёзы и других лиственных деревьев. Листьями берёзы питаются Майские жуки, и в отдельные годы, когда их численность особенно высока, они способны причинить серьёзный вред деревьям.

Для берёзовых рощ и смешанных с берёзой лесов характерны виды грибов, многие из которых живут в сообществе исключительно или преимущественно с берёзой. Наиболее обычны и известны из них(слайд 15):

  • Подберёзовик обыкновенный

  • Белый гриб берёзовый относится к наиболее ценным съедобным грибам

  • некоторые млечники (груздь чёрный, волнушка розовая, определённые виды сыроежек — сыроежка зелёная, сыроежка жёлтая, сыроежка пищевая)

Повреждённые деревья могут поражаться паразитическими грибами — например, трутовиком скошенным , редко встречающимся на других деревьях.(слайд 16) Препараты, получаемые из чаги — бесплодной формы трутовика скошенного, — применяются в народной и официальной медицине .

Древесина- используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста́ (допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.

Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек —для лечения кожи.

Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Согласно данным род насчитывает 113 видов и гибридов. В нашей стране встречается 4 вида( слайды 17-19):

  • Берёза карликовая . Кустарник высотой обычно не более 1 м с мелкими округлыми листьями; растёт в Европе на болотах, в заболоченных сосняках.

  • Берёза повислая, или Берёза бородавчатая, или Берёза повисшая, или Берёза поникающая . Вид, широко распространённый в Европе и Сибири; встречается также в северной Африке. Кора от белоснежно-белой до серовато-белой. Высота обычно 10—15 м, иногда до 30 м. Молодые побеги голые, бородавчатые (в отличие от берёзы опушённой, у которой молодые побеги опушённые и без бородавок).

  • Берёза пушистая, или Берёза опушённая . В Европейской части России нередко растёт рядом с берёзой бородавчатой.

  • Берёза Эрмана, или Берёза каменная . Встречается на Камчатке, Сахалине, по берегам Охотского моря. Названа каменной за на редкость твёрдую, плотную и тяжёлую древесину, которая тонет в воде.

Интересные факты

  • На одной из памятных монет Банка России в серии, посвящённой древним городам России, — «Великий Устюг» — изображена, кроме прочего, берёза.

  • Выражение «берёзовая каша» означало розги (тонкие прутья, которыми наказывали нерадивых детей).

Огромное количество географических названий и, в частности, названий населённых пунктов в России, да и в других славянских странах, имеют корень «берёза».

Берёза является распространённым геральдическим символом

Есть у березы и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.»

Мы нашли ещё много интересной и полезной информации: народные приметы, загадки, пословицы и поговорки и т .д. Мы всё оформили в специальную папку , и все желающие могут её посмотреть и добавить новую информацию.

Береза:
Смотрела я ваши выступленья
Пролетели они как мгновенья.
Все, что знать обо мне людям надо,
Как любить меня и беречь –
Обо всем вы вели нынче речь.
А теперь я говорю вам до свиданья. До новых встреч!

Ведущий:

Береза – сама Россия – её символ, её верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

Звучит песня «Наш край» (Д.Кабалевский , А.Пришелец)

Сценарий летнего праздника «В гости к русской березки» для детей разного возрастаСценарий летнего праздника «В гости к русской березки» для детей разного возраста

Подготовили:

  • Алексеева Светлана Александровна музыкальный руководитель (автор),
  • Пермякова Лариса Николаевна инструктор по физкультуре (соавтор)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Семеновский детский сад комбинированного вида «Журавлик» городского округа Ступино Московской области 2019 год

Детские летние праздники всегда вносят много радости и веселья в жизнь детского сада. Они очень познавательны и интересны. Дети очень ждут эти праздники и с удовольствием принимают в них участие. Вашему вниманию представляю летний праздник, в котором главная роль отводится русской березке. В празднике участвуют все возрастные группы.

Скачать конспект

Место проведения: летняя площадка

Действующие лица: Ведущая, Березка, Старичок-Лесовичок, Заря

Ход праздника:

Под музыку дети выходят на площадку, садятся на места

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, девчата и ребята! Собрались мы на волшебной полянке праздник праздновать. А какой это праздник, мы сейчас узнаем. Послушайте, что это за шум такой? Это же листочки у деревьев на ветру шелестят, между собой переговариваются. Знаете, о чем они говорят? В гости к нам Березка спешит, торопиться. Праздник Русской Березки у нас сегодня! Красавицей русских лесов называют люди Березку. Стройная, с тонкими, длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. В старину много поговорок, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Сколько песен и добрых слов сложено про Березку.

Дети читают стихи о Березке

1- реб.: На полянах, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки –
Символ Родины твоей.

2- реб.: Как у нашей, у березки,
Очень славные сережки.
Как стройна, и как мила,
Посмотрите — вот она.

3-реб.: Стройная красавица,
Зелёная причёска,
Всем нам очень нравится
Русская берёзка.

4-реб.: Берёзка белоствольная,
Высокая и стройная,
Кудрявая, пушистая,
С листочками душистыми.

5-реб.: Зелёная, раздольная,
Ты гибче камыша,
Березка белоствольная
Ну, всем ты хороша!

6-реб.: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.

7- реб.: С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!

Ведущая: Молодцы, ребята! Какие красивые стихи вы о Березке прочитали. А я вам загадаю загадку и послушаю отгадку:

— В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

(Береза)

Правильно, берёза!

* Тише, тише, тишина
Кто-то к нам спешит сюда?
Это Березка к нам идет,
Много радости и сюрпризов нам несет!

Входит Березка

Березка: Это я, Березка в новом сарафане!
Хочется мне дети, веселиться с вами
С праздником вас дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Очень я к вам спешила, ведь сегодня мой праздник – праздник Русской Березки!

Ведущая: Милости просим к нам. Березонька белая, березка кудрявая, наши ребята ждали тебя и хотят своим танцем порадовать.

Березка: А я не с пустыми руками пришла,

Я корзиночку волшебную принесла.

Это корзиночка волшебная, в ней много чего интересного найдется!

Вынимает из корзиночки платочки
Березка: В гости к вам пришла
Много вам подарков принесла,
Эти яркие платочки, как пушиночки легки,

Пожалуйста, берите и с ними попляшите!

Дети младшей группы танцуют танец «Березка» муз. Рустамова

Раздается стук

Ведущая: Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?

Старичок-Лесовичок: Нет, это я, Старичок-Лесовичок! Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Березка — белый ствол! Заблудился я в своем лесу, вот и вышел к вам на волшебную полянку.

Березка: Чтобы ты всегда находил дорогу, подарю я тебе волшебную веточку. Она тебе всегда поможет!

Старичок-Лесовичок: Ай да, берёзка, ай, да красавица! Подарила мне веточку свою зеленую, волшебную! Захотелось мне поиграть с вами. А вы ребята, уважьте меня старого, поиграете со мной?

Игра «Гори, гори, ясно!»

Ход игры:

Дети стоят парами друг за другом. Старичок-Лесовичок стоит впереди колонны в руках у него веточка березы. Все говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,

Колокольчики звенят.

Старичок-Лесовичок произносит слова: «Раз. Два, три — беги!». Пара, которая стоит самая последняя, бежит вперед к Старичку-Лесовичку, стараясь быстро схватить ветку. Кто взял ветку первым, тот становиться на место Старичка-Лесовичка и игра продолжается. Игра повторяется несколько раз.

Старичок-Лесовичок: Ну, вот я с вами наигрался. А позову- ка я сюда свою внучку, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.

Старичок-Лесовичок кричит: «Внученька, ау!». Взмахивает веточкой. Появляется девица в красном сарафане

Заря: Я Заря — заряница,

Красная девица!

Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, девицы — молодицы!

Здравствуй, Березка!

Старичок-Лесовичок: Это внучка моя Зоренька! (Заря вокруг берёзки обходит, любуется)

А какая она у меня затейница! Сколько она игр знает да потех!

Заря: Повеселю я вас, ребятки! Но прежде, девицы красные да добры молодцы все в круг вставайте, песню петь вы начинайте!

Хоровод «Ай да береза» муз. Т. Попатенко

Заря: Молодцы ребята! А сейчас мы поиграем в мою любимую игру.

Старичок-Лесовичок: Внученька, и я с вами!

Заря: Становись с детками в кружок!

Игра «Заря – заряница»

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Леший стоит вместе с детьми. Заря, ходит по кругу и все вместе говорят:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.

Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца завитые-
За водой пошла…

С последними словами, Заря осторожно кладёт руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает от Зари по кругу и становится на своё место. Она его ловит, если поймала, то игрок становится Зоренькой. Игра повторяется несколько раз.

Старичок-Лесовичок: Ну, ребята порадовали вы нас, да позабавили!

Березка: Молодцы, ребята, быстрые да ловкие! А хочется мне посмотреть, что же в моей корзиночке еще припасено. Ой, ребятки, да здесь лежат загадки!

1. Жаркий шар на небе светит
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя,…

(солнце)

2. Он поплачет над садами —
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний…

(дождик)

3. Длинные ушки, быстрые лапки,
Серый, но не мышка.
Кто это?..
(зайчишка)

4. Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка,
В клубок свернуться может.
Конечно, это…

(ёжик)

5. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та,
Как зовут её?..

(лиса)

Березка: Вот какие умненькие ребята в вашем детском саду, все загадки отгадали. А петь-то вы умеете?

Заря: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,

Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!

Ребенок: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.

Исполняются частушки

1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой,
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой,
Шевелились веточки,
Подошел ко мне мальчонка,
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб,
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки,
Утром горят росыньки.

Дети вместе: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем,
Еще частушек сочиним.

Березка: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня да повеселили! Посмотрю, что еще в моей волшебной корзиночке залежалось? Да здесь еще загадки про цветы, которые вокруг меня растут! Сможете отгадать, как они называются?

Загадки о полевых и луговых цветах

1. Выросли звоночки в ряд,

Жалко только, не звенят.

Синие бутончики –

Это …

(Колокольчики)

2. На зелёной хрупкой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И развеял этот шар.

(Одуванчик)

3. Жёлтые цветочки –
Лаковые щёчки,
Пятерные венчики,
А листья изменчивы.

(Лютик)

4. На солнечной опушке,
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка –
Все зовут цветок …

(Фиалка)

5. Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый …

(Василёк)

6. Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые…

(Незабудки)

7. Белые звоночки,
У меня в садочке,
На зеленом стебельке,
Прячутся в тенёчке.

(Ландыши)

Цветики – корзинкой,
С желтой серединкой,
Белая рубашка –
Хороша …

(Ромашка)

Березка: Молодцы! Все мои трудные загадки отгадали! Загадки отгадали, но еще мы не играли! Хотите поиграть? (Ответы детей)

Лето – самая прекрасная пора: ярче светит солнце, щебечут птицы, расцветают цветы.

Вот ромашки, посмотри,
Потеряли лепестки,
Лепесточки вы возьмите
И ромашку соберите.

Игра «Собери ромашку»

Ход игры:

У каждого ребенка в руках по лепестку ромашки. На другой стороне площадки – «середина» от ромашки. Дети по очереди бегут и кладут лепестки, собирая цветок ромашку.

Заря: Ай, да Березка! Ай, да дерево! И корзины из нее плетут, и мебель из нее делают, и дровами печки топят, и ложки режут, а сколько поделок изобретают народные умельцы из бересты! Даже лапти из нее плетут. Вот так березка!

Старичок-Лесовичок: А знаете ли вы, ребята, народные приметы о Березке? (ответы детей) Сейчас я вас с ними познакомлю!

  1. Если из березы течет много сока – к дождливому лету;
  2. Если листья березы начинают желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – поздняя.
  3. Береза, посаженная рядом с домом, зло отпугивает и от молнии оберегает.
  4. Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.

Вот какое замечательное дерево – береза!

  1. ребенок: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по-людски,
  2. ребенок: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
  3. ребенок: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
  4. ребенок: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.

Заря выносит ленточки и украшения для Березки.

Заря: Давайте украсим березку ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

Березка: Берёзонька скрипела, добрых гостей созывала: «Приходите детишки ко мне гулять! Меня белую берёзу украшать!»

  1. реб.: Одарю берёзку алой ленточкой!
  2. реб.: А ещё шёлковым платком!
  3. реб.: Да красивым венком!

Заря: Девочки, подружки мои милые, становитесь в круг скорей, будем березу украшать, лентами атласными повязывать.

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза». Заря и девочки украшают берёзку

Затем девочки заводят хоровод «Во поле береза стояла»

Березка: Спасибо вам, ребятки за теплоту, за ласку. Вижу, любите вы меня, не обижаете, веточек моих не ломаете! За такое отношение примите от Берёзки угощение!!!

Березка раздает детям угощение из корзинки, украшенной березовыми веточками.

Березка: А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…

Праздник весёлый удался на славу,

Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!

Старичок-Лесовичок и Заря: Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!

Здоровы, послушны и нас не забудьте!

Герои уходят

Ведущий: Сегодня у Березки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться.

1 реб.: Улыбнулись сонные березы,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.

2 реб.: Становись честной народ
Нынче русские березки

Затевают хоровод.

Дети становятся в хоровод и расходятся по группам.

< Предыдущая   Следующая >

Фролова Наталия Валерьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ»Детский сад №39 комбинированного вида»
г. Магнитогорск, Челябинская область

Участники: дети 6-7 лет.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: изготовление коллективной работы, используя технику конструирования из цветных бумажных салфеток.

Задачи

Обучающие:

Расширять знания детей о деревьях.

Учить создавать коллективную композицию из большого количества основ.

Закреплять знания техники безопасности при работе с ножницами

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, память, воображение и речь детей.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитывать любовь к природе.

Воспитывать художественный вкус, интерес к конструированию из бумажных салфеток.

Формировать навыки совместной работы, воспитывать интерес к сотворчеству.

Предварительная работа:

Целевые прогулки в парк; на прогулке или на иллюстрациях надо рассмотреть с ребятами деревья, провести беседу о деревьях.

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о деревьях.

Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением деревьев, обсуждение характерных особенностей их строения.

Дидактическая игра: «Что где растет? » (с целью закрепления знаний о деревьях).

Демонстрационный материал и оборудование: сюжетные картинки, иллюстрации по теме занятия; лист тонированного ватмана; белый картон; ножницы; клей; кисточка; карандаш; бумажные зеленого цвета; технологические карты.

Используемые амо:. Метод «Прогулка по лесу»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

— Как хорошо в лесу! Поют птицы, порхают бабочки, цветут цветы, растут грибы да ягоды.

2. Вводная часть:

Педагог показывает детям иллюстрации с изображением берёзок и читает стихотворение:

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

И. Токмакова

Рассматривает характерные особенности дерева: белоствольная, стройная, зелёные листики похожи на кудри (закрученные волосы), поэтому её называют кудрявою.

2. АМО: «Прогулка по лесу»

Ребята, мы зашли с вами в лес. Скажите, какие птицы живут в лесу? (ответы детей)

А каких лесных зверей вы знаете? (ответы детей)

Но как тихо в нашем лесу, не слышно пения птиц; деревья, насекомые, звери, притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц?

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Ребенок 1:

что в лесу нельзя шуметь.

Ребенок 2:

даже очень громко петь!

Ребенок 3:

испугаются зверушки,

убегут с лесной опушки.

Ребенок 4:

ветки ели не ломай.

Ребенок 5:

и почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Ребенок 6:

зря цветы не надо рвать!

Ребенок 7:

из рогатки не стрелять,

ты пришел не убивать!

Ребенок 8:

бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Ребенок 9:

здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель:

Ты в лесу — всего лишь гость.

Здесь хозяин — ель и лось.

Их покой — побереги,

Ведь они нам — не враги!

Видишь, уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья!

И мы хотим посадить целую поляну молодых кудрявых березок, чтобы в лесу стало еще красивее.

3. Показ приемов работы и объяснение.

Воспитатель предлагает сделать красавицу берёзу из силуэта ладошки (ствол) и (так как листики весной молодые, нежные).

Объясняет последовательность работы:

— обвести ладошку вместе с запястьем на картоне белого цвета, вырезать (ствол берёзы);

— от бумажных салфеток светло-зелёного цвета оторвать небольшие кусочки, смять их в ладонях (листики берёзы);

— наклеить «листики» к «стволу»;

— нарисовать чёрным фломастером горизонтальные штрихи на стволе берёзы.

4. Физкультминутка «На берёзу галка села»

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям),

С дерева потом слетела (встать, помахать руками).

На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)

И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).

Поскачите, попляшите.

Сядьте тихо, посидите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.

5. Окончание работы

В конце занятия дети подходят к прикрепленному на мольберте листу ватмана, наклеивают свои березки.

Воспитатель обращает внимание, что получилась весенняя берёзовая роща, куда с радостью прилетают птицы и очень хочется пойти в эту рощу и отдохнуть в ней, послушав пение птиц.

Итог

Воспитатель интересуется, понравилось ли детям занятие, что нового они узнали, какие правила поведения в лесу запомнили, благодарит всех за активное участие.

Автор: Фролова Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ»Детский сад №39 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Магнитогорск, Челябинская область

Дата изменения: 13.02.2015
Дата публикации: 13.02.2015

Цель: развитие экологической культуры
младших школьников.

Задачи:

  • активировать знания детей о берёзе, показать её
    значимость в жизни людей;
  • развивать элементы исследовательской
    деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: русские народные
костюмы, баян, берёзовые дрова, берёзовые почки,
гладкие камушки, деревянные ложки, берёзовые
веники, призы.

Перед проведением занятия проводится
подготовительная работа по группам. Дети готовят
задания – сообщения по темам вместе с
родителями.

I группа – тема «Берёза – символ России».
II группа – тема «Берёза – «зелёная аптека».
III группа – тема «Берёзкины игры».

Занятие проводится на полянке пришкольной
территории.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Под звуки музыки группа девочек в русских
народных костюмах исполняет «хоровод берёзок».

Выходит Алёнушка (её роль исполняет
родительница).

– Русская берёзка … Её можно встретить везде.
Она первая заселяет новые места и украшает лес
своими кружевными кронами. Но особенно красив
лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как
называется такой лес? (Берёзовая роща)

– Мы с вами в гостях у наших русских берёзок.

Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.

– Берёза – самое любимое, самое родное для
каждого русского человека дерево. И сегодня наше
занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
Почему же берёзу называют символом России?

II. Выступление 1-й группы (5
человек) «Берёза – символ России».

1. Берёзу не зря называют символом России.
Далёкие предки славян ласково называли её
«весёлкой». От этой белоствольной красавицы
словно исходила радость жизни, веселее
становилось на душе.
2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё
и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние
вечера, когда не было электричества, избу
освещала лучина, она была берёзовая. Она горела
ярко и не коптила.
3. Когда строили избу, потолок поверху непременно
покрывали листами тонкой берёзовой коры –
берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже
крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили
вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко
и вода.
4. В бане русский человек издавна привык париться
с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
5. В старину сапоги для русских солдат делали
особым способом: в подмётку – между двумя слоями
кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры –
бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины
реже болели в дождливую погоду.

Выступление детей сопровождаются рисунками
и иллюстрациями.

Алёнушка: В настоящее время берёза
также имеет громадное значение для человека.
Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины:
фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны
лучшими. Берёзовая сажа используется для
изготовления красок и чернил.

Что-то загрустили вы, дети?
Давайте к берёзке сейчас подойдём.
И русской красавице песню споём.

(Дети водят хоровод вокруг берёзки и поют
русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»)

Алёнушка: Берёзу смело можно назвать
«Зелёной аптекой», так как все части этого дерева
обладают целебными свойствами.

III. Выступление 2-й группы (6 человек)
«Берёза – «зелёная аптека»

1. Уже давно известно, что берёза – дивный
лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при
заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в
суставах и пролежнях.
4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных
заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
6. А какая русская баня без берёзового веника?
Именно им лечат издавна все простудные
заболевания.

Алёнушка: Да, велика роль берёзы.
Недаром о ней сложено много сказок, игр,
хороводов и конкурсов. Слово 3 группе.

IV. Выступление 3-й группы (5 человек, 2
родителя) «Берёзкины игры»

Ведущая: В старину собирались за
околицей на полянке парни и девушки, затевали
игры и хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем
как в старину. Для этого нам нужно разделиться на
2 деревни. Одни ребята у нас будут из деревни
«Кузовки», а другие из деревни «Лапотки».

Игра первая у нас,
Приглашаю я сейчас
Для сбора почек двух детей.
Выходите поскорей
Из деревни «Кузовки»
И деревни «Лапотки».

Выходят двое ребят. Ведущая задаёт им
вопросы:

1. Зачем собирают берёзовые почки? (Для
лечения больных)

2. Когда их нужно собирать? (Весной в апреле)

Вопрос всем детям. Как нужно собирать
почки? (Собирать нужно по несколько почек с
одной веточки: 3-4 не больше, затем с другой, потом
перейти к следующему дереву. Всё надо беречь.
Пчёлка собирает нектар тоже понемногу с каждого
цветка).

За правильные ответы Алёнушка награждает
детей красивыми гладкими камушками с речки.

Далее игры объясняют взрослые. Дети помогают.

1. Кто быстрее соберёт берёзовые почки?
Описание игры: На двух листах бумаги лежат
рассыпанные почки (одинаковое количество). Нужно
по одной почке складывать в кружку. Кто быстрее
соберёт почки, тот и выиграл.
Перед игрой произносятся слова:

Заболел наш Ванечка,
А за ним и Манечка.
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.

За сбором почек следят дети, по одному от каждой
деревни. За сборщиком почек из деревни «Кузовки»
следит ребёнок из «Лапотков» и наоборот.

2. Игра-аттракцион «Кто больше соберёт грибов
подберёзовиков?»

Описание игры. Детям дают в руки берестяные
лукошки, завязывают глаза. На поляне ставят грибы
деревянные или сделанные из папье-маше. Грибники
ползают на четвереньках по траве, ищут
подберёзовики. Играют от одного до трёх человек
от каждой деревни. Кто больше соберёт грибов, тот
и победил. Победившей артели грибников Алёнушка
вручает призы (камушки).

3. Игра «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова
на зиму»

Описание игры. Из обеих деревень выбираются две
бригады лесорубов. Игра проводится как эстафета.
По сигналу ребёнок бежит в лес, берёт полено и
несётся с ним в деревню, кладёт его в сторонку. За
ним следующий, аккуратно кладёт своё полено
рядом – это поленница и т. д.
Нужно не только быстро заготовить дрова, но и
красиво, ровно сложить поленницу, чтобы она не
упала, не покосилась от ветра.
После того, как все берёзовые дрова сложены
аккуратно на траву в ровные поленницы, старшим
лесорубам предлагается сказать скороговорку –
«На дворе трава, на траве дрова».
Победителям выдаются призы.

Ведущая:

Делу время, потехе – час,
Сыграют ложкари сейчас!
Игра на деревянных ложках.

4. Игра «Кто лучше парится берёзовым веником?»

Описание игры. Приглашаются по два человека из
обеих деревень, даётся по одному венику.
В каждой паре один хлещет другого под быструю
весёлую мелодию. Во время маленькой паузы дети
меняются ролями, кто хлестал, того теперь
шлёпают. Кто энергичней хлещет по всему телу
берёзовым веником, тот и побеждает. Желательно
играющим раздеться до трусиков.

5. Игра «Перетяни верёвку». Участвуют все дети.

6. Конкурс на лучшую русскую пляску.

Алёнушка подсчитывает, у какой деревни
больше камушков. В конечном итоге побеждает
дружба и радость общения.

IV. Заключительная часть

Алёнушка: Сегодня у берёзок был
праздник. Они вместе с нами радовались и
веселились.
Но весной очень грустно видеть берёзовую рощу.
Почти все стволы порезаны и течёт, течёт по ним
сок. Сколько его вытекает.
А ведь он, словно кровь дерева, несёт в крону
питательные вещества, необходимые для того,
чтобы ожило дерево после зимнего сна, чтобы
набухли почки и развернулись листья.
Стоит ли ради глотка этой сладковатой воды
уродовать деревья, наносить их здоровью
неповторимый вред.
Ведь раны на стволах очень долго не зарастают,
древесина в этих местах часто начинает гнить.
Микробы проникают через раны в ствол.
Сейчас сок можно купить в магазинах. Его
заготовка ведётся по строгим правилам, с помощью
специальных приспособлений. Дерево почти не
страдает. Спасём нашу русскую берёзку!

В заключение занятия дети поют песни о
березе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий бережем планету вместе
  • Сценарий бизнес завтрака
  • Сценарий бизнес встречи
  • Сценарий берегите электроэнергию
  • Сценарий биді хабарлау