Сценарий бианковские чтения

Начиная с 2014 года, наша Уемская школа становится площадкой Чтений для  учеников начальной школы не только  Приморского района, но и для школ города Архангельска. На протяжении четырех лет

                       Экологический проект «Бианковские Чтения»

Е.В.Истомина, учитель начальных классов, п.Уемский, Приморский район, Архангельская область

Исполнители проекта: учащиеся 1-4 классов МБОУ «Уемская средняя школа», родители, педагоги МБОУ «Уемская СШ»

Сроки реализации проекта: октябрь

Проблема и актуальность.

    Сегодня в современной школе экологическое образование и воспитание должно охватывать все возрасты. Оно должно стать приоритетным. И задача школы состоит не только в том, чтобы  сформировать некий объем знаний по экологии, но и в том, чтобы научить школьника приобретать  навыки научного анализа явлений природы и помогать природе через практическую деятельность. А заложить основы  экологической нравственности необходимо в начальной школе, чтобы обучающиеся стали экологически культурными людьми. Экологическое воспитание надо начинать с самых ранних лет. Дети должны научиться осознавать красоту, неповторимость природы,  понимать, что эта красота хрупка и беззащитна, а радость и тревога за природу рождает заботу о ней. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. И понимая важность роли экологического просвещения, мы начинаем его воспитание с первой ступени обучения учащихся. Одним из таких важных  экологических мероприятий является  проект «Бианковские Чтения»

Обратившись к творчеству В. Бианки, имея целевую группу ( ученики начальной школы), используя многообразие форм деятельности для  раскрытия способностей каждого ученика,  сетевое взаимодействие, чтобы сотрудничать с другими образовательными  учреждениями, выйдя за рамки одной школы,  Уемская школа присоединилась к всероссийскому мероприятию, идейным вдохновителем которого является Голубицкий А.В., бывший директор МБОУ «Храбровская СОШ»  Гурьевского района Калининградской области, который 10 лет назад запустил данный проект.

Начиная с 2014, наша Уемская школа становится площадкой Чтений для учеников начальной школы не только Приморского района, но и для школ области: городских школ г. Архангельска, школы  поселка Боброво,  Катунино,  Талаги, Рикасихи . На протяжении 4 лет на площадке «Поморочка» встречаются ребятишки начальной школы, чтобы вспомнить биографию и творчество  замечательного писателя — натуралиста Виталия Валентиновича  Бианки, а также проявить свое  умение и фантазию, работая на различных специальных секциях.

Цель проекта: воспитание активной гражданской позиции, формирование мотивации к активному участию в общественной жизни.

Задачи:

-воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, к природе через произведения Виталия Бианки;

-вовлечь учащихся в проектную работу по изучению и воспитанию окружающей среды;

-приобщить учащихся к творческой и практической исследовательской деятельности;

-формировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Реализация проекта.

Работа над реализацией проекта состояла из нескольких этапов.

Организационно – подготовительный этап 

1)Сетевое взаимодействие с  Храбровской средней школой  Калининградской области. Разработка плана работы данного мероприятия.

2)Составляется и вывешивается текст объявления о начале работы проекта с указанием темы, периода, состава участников, условий.

3) Готовится оборудование, материал, план мероприятий.

 Познавательно – исследовательский этап

1)Организация наблюдений, опытов, экскурсий в школьный парк, в лес, на полянку, на водоем, бесед по творчеству Виталия Бианки и чтение  произведений писателя – натуралиста.

Практический этап 

1)Выставка рисунков и поделок по произведениям В.Бианки,  фотовыставка работ по теме   «Природа родного края»

2)Трудовые десанты  «Посади дерево»,  «Чистая улица – чистый поселок», «Речка Уемлянка – капелька Северной Двины», «Пусть парк наш самым лучшим будет»

3)Акция «Собери семечко»- сбор семян для корма птицам

4) Изготовление кормушки для птиц «Птичья столовая»(с помощью родителей)

5)Подготовка концерта.

 Заключительный этап 

1)Праздник «Бианковские Чтения»

2) Анализ реализации проекта.

   В 2017 году площадка  «Поморочка» была представлена  13  творческими и исследовательскими секциями:  «Художественная», «Музыкальная», «Скульптурная», «Поэтическая», «Театральная», «Фотографическая»,  «Экологическая», «Исследовательская», «Игровая», «Наблюдательная» «Цветочная», «Секция юного корреспондента», «Иностранная». Талантливые педагоги – наставники, работая на секциях, делают  все, чтобы ребята  чувствовали себя не  гостями, а полноправными хозяевами этого ежегодного праздника природы.

   Традиционно церемония открытия Бианковских Чтений начинается с теле-моста :  прямым включением  Храбровской  и Уемской школы, где  ребята показывают  спектакль и объявляют о начале работы  Чтений. Затем  мы в своей школе показываем небольшой концерт на экологическую тему, и дети расходятся по секциям заниматься интересными делами.

В «Художественной секции» ребята иллюстрируют произведения писателя В.Бианки, а  в «Музыкальной» — воспроизводят пение птиц при помощи музыкальных инструментов. В «Скульптурной  секции» дети лепят полюбившихся героев произведений В.В. Бианки, а в «Поэтической» – учащиеся сочиняют стихотворения и сказки о природе. Ребята, которые выбрали для себя «Театральную секцию», инсценируют произведения писателя – натуралиста. Это и «Колобок – колючий бок», «Хвосты», «Кто чем поет?» Учащиеся «Фотографической секции» запечатлевают  птиц нашего края, осеннюю природу севера. Дети «Экологической секции» мастерят экологические кормушки, развешивают их для птиц в школьном парке, угощая крылатых друзей семенами растений, крошками хлеба, крупой, овсом. Ребята «Исследовательской секции» проводят опыты с водой, которую берут из разных источников, а в «Игровой секции» -изучают поморские игры:   «Олень»,  «Тетерка», «Солнышко», те самые, в которые играли когда – то наши дедушки и бабушки, чтобы вырасти сильными и ловкими. Дети «Наблюдательной секции» изучают сезонные изменения в живой и неживой природе в школьном парке, рассматривают следы птиц и животных на снегу. В «Цветочной секции» учащиеся занимаются практической работой. Изучив происхождение цветов и уход за ними, ребята пересаживают цветы в нужную емкость и оформляют паспорт. В «Секции юного корреспондента» ребята пробуют себя в этой роли, учатся брать интервью у детей, учителей и гостей.Итогом работы секции стал видеоролик. В  «Иностранной секции» ребята инсценируют сказку «Лис и мышонок» на трех иностранных языках: английский, немецкий,  французский.

   Итогом работы становятся красочные демонстрации поделок, плакатов, фотографий, видеороликов, стендовых проектов, яркие выступления  учащихся.

   На нашей площадке ежегодно проходят конкурсы рисунков, поделок по сказкам и рассказам В.В.Бианки, проводится фотовыставка «Природа родного края», выставка «Северные дары — угощения из северных ягод»

   В школе в этот день всегда много гостей. Это и сопровождающие педагоги, родители учащихся и работники районной детской библиотеки. Педагоги на «Педагогической секции» делятся  опытом по экологическому образованию школьников. Родители и библиотекари посещают секции, работают в жюри, наблюдают за работой ребят, а на   «Привале» угощают детей пирогами.

   Завершаются Бианковские Чтения прямым включением школ п. Храброво и п. Уемским, подводятся итоги  «открытий» и результатов совместного труда в виде репортажа . Ребята и педагоги делятся яркими впечатлениями о работе на Бианковских Чтениях. Дети с удовольствием рассказывают, как учились раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Кульминацией заключительной части становятся  телемосты с другими площадками. Подводятся итоги конкурсов. Победители награждаются грамотами, сертификатами. Все участники не только узнают много нового и интересного, но и получают массу положительных эмоций.

   Таким образом, целенаправленная работа по экологическому направлению оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В результате реализации проекта учащиеся получили необходимые знания экологической направленности, становились активными творцами отношений  «природа – человек».

v Областные Бианковские чтения

Секция «Лесная газета»

Цель занятия:

  1. Знакомство с творчеством В. Бианки, с выпусками «Лесной газеты». Вызвать интерес к окружающему миру, миру осенней природы, к литературному творчеству и журналистской деятельности.

  2. Развитие творческого мышления, творческих способностей, культуры общения и коллективного сотрудничества в групповой работе.

  3. Экологическое и эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование:

1) электронная презентация « Осенние этюды»,

2) фонограмма миниатюр П. И. Чайковского «Времена года»,

3) материалы для спецвыпуска газеты «Вертикаль».

4) репродукции   картин   с   изображением   осенней природы

5) красивые осенние листья.
 

1. Приветствие

Добрый день — добрым людям!

Мы знакомы с вами будем?

Так знакомы? Или — нет?

Не-е-ет?

От меня вам всем — привет!

Кто я буду?

Я не знаю!

Я — приветы посылаю

Вам и вам,

Ему и ей,

В общем, так

Планете всей!

Дети! Дети!

Как мне быть,

Чтоб кого-то не забыть?

(размышляет)

Знаете, готов ответ;

Дружно крикнем все: «Привет!»

2. Знакомство

3. Введение в тему

Октябрь окунулся в тень,

Луч солнца туча застилает.

Унылый дождь встречает день,

Вновь осень крылья расправляет.

Сегодня мы будем все вместе создавать Осеннюю газету. Виталий Бианки тоже выпускал газету, только она называлась «Лесная газета», номера газеты были посвящены месяцам года. Сколько газет создал В. Бианки?

Создать газету не может один человек, над созданием газеты работает целая команда, которая называется редколлегия. В редколлегию входит

Главный редактор (Белоконь И.) и его помощники

Художественные редакторы, которые выбирают интересный материал для газеты

Фотокорреспонденты делают неповторимые снимки

Журналисты пишут в газету статьи

Фотография редколлегии

4. Организация работы, распределение по группам

1 группа Художественные редакторы выбирают интересный материал для газеты

Народные приметы о погоде октября.

Октябрь – вечер года.

Октябрь — желтень, жовтенъ.

Октябрь — предзимье.

Октябрь – грязник.

Октябрь – зазимник.

— Если перелетные птицы улетают в начале месяца, то зима наступит быстро и будет холодная. Если птицы не спешат с отлетом, то осень будет затяжная и теплая, а зима мягкая.

— После отлета журавлей через три недели ударят ночные заморозки.

— Если листопад прошел быстро, скоро похолодает и зима будет суровая, а если листья остаются зелеными и долго держаться на деревьях, то зима будет теплая, с небольшими короткими морозами.

— Если в конце октября рога месяца ориентированы на север, то будет сухо и быстро ляжет снег, а если они направлены к югу, то до ноября будет слякоть.

— Облака плывут с севера на юг к солнечной погоде, а с юга на север — к ненастью.

— Если луна кажется мутной и бледной, то будет дождь и снег, возможны заморозки.

— Если галки собираются и кричат, то будет ясная погода

Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.

— В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

— В октябре на одном часу и дождь, и снег.

— Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.

— В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

— Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

— Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто — жди суровую зиму.

20 октября — Сергий Зимний.

Если Сергий снежком покроет, то с ноябрьской Матрены (22.11) зима на ноги встанет. С Сергия зима начинается. Сергий инеем травы бьет, а Матрена зиме вспять повернуть не дает. Первый прочный снег падает с ночи. Если хорошая погода, то стоять ей три недели (до 10.11).

Стихи об осени

1) Л. Луканова

Наберу я листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду.

В октябре и стар и млад,

Наблюдает листопад.

2) Н. Варгус

На дворе октябрь осень,

С клёнов листья все опали,

Опадая, улетали, всё шептали

–мы устали…

Лишь весною точно знаем,

Мы вернёмся с птичьей стаей.

Но октябрь, дни короче,

Холода не за горами,

Все сильнее ветер, впрочем,

Мы гуляем и осень с нами,

В сапогах, в шарфах с зонтами,

А зонты- цветные листья,

И рябины красной кисти

Разукрасили природу,

Хмурость дня и непогоду

3) Г. Соренкова

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В желтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

4) Л. Ким

Октябрь нам несёт осеннюю прохладу.

Дожди холодные без спроса входят в моду.

Погоде этой мы не сильно рады,

Но, что поделаешь с капризами природы.

Туманы по утрам стоят густые,

И горы блеклых листьев на земле,

Деревья голые, как будто неживые.

Вот так проходит осень в октябре.

5) Середина октября.

Ночи стали длинные.

Улетели за моря

Стаи журавлиные.

6) На дворе – то дождь косой,

То снежок порхает,

Гонит осень на покой.

Та не уступает.

Вдруг, о радость, — солнца луч

К нам пробился. Праздник!

То всё небо – тыщи туч…

Ты, октябрь, проказник.

2 группа Фотокорреспонденты делают осенние снимки

3 группа Журналисты пишут в газету статьи

Осень — долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость.
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое. 
Расскажите о своей осени (ответы детей).

Давайте составим словесный ряд-словарь осенних настроений.

беспокойное
боязливое
волшебное
грустное
доброе 
загадочное           
ленивое 
мечтательное
мрачное
спокойное
 неуютное
обиженное
нежное              
печальное
неуютное
обиженное
печальное
полугрустное                
приятное
противоречивое
радостное
светлое
сказочное
солнечное
сонное
спокойное
таинственное
теплое
тихое
торжественное
тревожное
удивленное
хмурое
чудесное

— Какое природное явление бывает только осенью? (Листопад) А у самих листьев может быть настроение? Они могут что-нибудь чувствовать, о чем-то думать?
Попробуйте поведать историю одного листа, его чувства, его настроение.

– Одинаково ли опадают листья с деревьев. Как вы думаете почему? Как опадают листья с клена?

Медленно и плавно.

– Почему?

Они крупные.

– Какие еще слова-синонимы подходят для описания листьев клена?

Большие, тяжелые, огромные.

– На что они похожи?

На звезды, на ладошки…

– Давайте составим предложения о листьях клена.

Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена.

Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья. Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.

Как ладошки друзей встречаются у земли и прижимаются друг к другу рыжие листья клена.

– Запишите каждый свои предложения в черновик. Как можно сказать о листьях березы, какие они по форме?

Края у листьев березы резные.

– Прежде чем записать предложение о березе, давайте подберем синонимы к словам, обозначающим действие предмета, вместо слова опадают. Вспомните устойчивые описания этого дерева.

Кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, парят в воздухе

– И так ваши варианты предложений о березе.

Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы. Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе. Они медленно ложатся под ноги и дополняют разноцветный осенний ковер из листьев.

– Запишите свои предложения в черновик.

– Теперь нам предстоит подобрать слова, которые мы можем использовать вместо слова листья. В этом вам поможет ваше собственное воображение.

– А на что, по вашему мнению, похожи листочки липы?

На маленькие сердечки, монетки, пятачки.

– Значит, используя это сравнение, составим и запишем предложение о липе.

Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы.

Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы.

Как медные пятачки падают в осенние лужи листья липы.

– Запишите свое предложение о липе в черновик.

– Какие краски подойдут для листьев дуба?

– Медные, кирпичные, бурые, коричневые…

Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости.

Он отпускает их как корабли в свободное плавание.

Много повидал на своем веку таких листопадов.

– Объектом наблюдения стала еще ива. Какой по форме лист у этого дерева и на что похожи листья этого дерева?

– Узкие листочки напоминают слезки, падающие на землю, а еще они похожи на перо птицы и лодочки.

– О чем может плакать ивушка? Составим предложения о листьях ивы и самом дереве.

Плавают в воздухе золотые рыбки ивы.

Словно слезы об уходящем лете сыплются на землю листья с плакучей ивы.

Лист ивы похож на перо птицы, которое легко парит в воздухе.

–  С развесистой плакучей ивы падают в лужи листья и плывут словно лодочки.

– В заключение – последней части своего сочинения вы можете выразить свое личное отношение к осени. О чем еще можно сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые вызывает это время года). Приведите примеры вашего заключения к сочинению.

Листопад превратил землю в красочную мозаику.

Как красив листопад!

Он украсил землю нарядным ковром.

Я люблю бродить под дождем по опавшей листве.

Мне нравится, когда под ногами шуршат опавшие листья.

Осень не самое любимое время года для меня, но она красива посвоему.

Я очень люблю осень и всегда наслаждаюсь осенним листопадом.

5. Верстка газеты

Главный редактор и его помощники располагают материал в газете.

Фотокорреспонденты выбирают фотографии для фоторепортажа.

Журналисты печатают статьи

6. Викторина об осени

7. Печатание газеты

8. Рефлексия «Роза ветров»

Карточки со своими именами ребята должны расположить под словами «очень понравилось», «не понравилось», «многому научился», «ничему не научился» по направлению «розы ветров».

Бианковские чтения: литературная гостиная

Краткое описание проекта

Литературная гостиная – социокультурный проект, направленный на литературное, эстетическое, познавательное, творческое развитие личности учащихся школ Петродворцового района Санкт-Петербурга. Литературная гостиная проводится в рамках районного проекта «Бианковские чтения», включающего в себя ряд мероприятий, посвященных личности и творчеству замечательного писателя-натуралиста В.В. Бианки.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения Виталия Валентиновича Бианки.

Литература способствует умственному развитию  детей, их логическому мышлению  и речи.

Художественная литература и наблюдения являются основным средством в экологическом  воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы,  помогают развить творческое  воображение, фантазию,полет мысли  и дают возможность раскрыть  огромный потенциал, заложенный  в каждом человеке.

За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых,сохранивших в душе ребенка».

Цель проекта: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Бианки, создать условия для развития творческого потенциала учащихся; формирование экологических ценностей.

Задачи проекта:

  1. Совершенствование языковой культуры, навыков литературного чтения, ораторского искусства и актерского мастерства у школьников.
  2. Расширение литературного кругозора учащихся.
  3. Знакомство с лучшими образцами произведений В.В. Бианки.
  4. Формирование активной жизненной позиции и потребности в культурном общении.
  5. Воспитание у учащихся любви к природе и своему краю.
  6. Привлечение в библиотеку новых читателей.

Участники проекта:

Библиотека семейного чтения города Ломоносова, библиотеки СПб ГБУ «ЦБС Петродворцового района Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназия № 426, НОУ ДПО «ИПК «Прикладная экология», детский экологический журнал «У Лукоморья», ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», Кипенское лесничество.

Координатор проекта: ведущий библиограф Иванова Наталья Валентиновна

Организационная деятельность и мероприятия по осуществлению проекта

Реализация проекта осуществляется с 2012 года. Проект долгосрочный.

Руководство подготовкой и проведением литературной гостиной осуществляет Библиотека семейного чтения г. Ломоносова. Литературная гостиная проводится в помещении Библиотеки семейного чтения города Ломоносова ежегодно в третьей учебной четверти, в феврале (приурочена ко дню рождения В. Бианки). Даты и время проведения мероприятий  определяются по согласованию сторон.

Проект осуществляется на основании Положений о литературном конкурсе «Лесные тайны Виталия Бианки» и о конкурсе  детского рисунка «Природа страны Бианки».

Библиотека семейного чтения разрабатывает сценарий проведения Литературной гостиной, используя следующие  формы работы:

  • Беседы, обзоры литературы, презентации
  • Встречи с детскими писателями, поэтами, редакторами детских журналов, экологами, орнитологами и др.
  • Видеоролики и буктрейлеры о жизни и творчестве писателя
  • Викторины
  • Конкурсы — рисунков «Природа страны Бианки», чтецов «Лесные тайны Виталия Бианки»
  • Театрально-литературные постановки и инсценировки произведений писателя
  • Подбор и демонстрация мультфильмов, документальных и художественных фильмов по теме

В помощь проекту организована рекламная деятельность, осуществляемая Библиотекой: дизайн и издание афиш, буклетов, библиографических закладок и приглашений; информирование о мероприятиях в социальных сетях и на сайтах Библиотек; информирование в СМИ (анонсы мероприятий, статьи о результатах проведения).

Практический результат

Реализация проекта способствует  творческому развитию    детей,  их  артистизма,   фантазии  и  речи. Формирует экологическую  культуру у школьников,  привлекает в библиотеку новых читателей, приобщает их к книге и библиотеке, развивает читательский вкус.

Тема: «По страницам книг  В.
Бианки»

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством
писателя-натуралиста В.В.Бианки
ЗАДАЧИ:

— на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и
уважение к миру природы;
— учить понимать природу, её законы и особенности;
— развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «Мудрец с
душой ребёнка», буклеты «Виталий Валентинович Бианки», компьютер,
мультимедиапроектор, жетоны за правильные ответы

Библиотекарь:  Конечно,
любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то
особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт
момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других
раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные
растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все
свои страхи.

Одним
из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный- Виталий
Валентинович Бианки.
12 февраля ему
исполнилось бы 120 лет и
сегодня, поэтому
мы собрались здесь
,  чтобы
узнать больше и вспомнить  о таком

замечательном человеке как В.В.Бианки.

Чтобы лучше узнать
о нём, предлагаю вам всем посмотреть презентацию

III. Биография 
В.В.Бианки:

     Библиотекарь:
Теперь вы узнали, каким удивительным  был Виталий Валентинович. А сейчас ребята
прочитают стихотворения, которые они приготовили для вас.

чтец1:
Повсюду: в лесу на полянке,

В
реке, на болоте, в полях-

Ты
встретишь героев Бианки,

У них
побываешь в гостях.

чтец2:Про
птиц, насекомых, лягушек

Рассказы
и сказки прочтёшь

И
лучше знакомых зверушек

Узнаешь,
дружок, и поймешь.

 чтец3:Ох,
так написать о природе

Непросто,
ведь нужно уметь

На
вещи, знакомые вроде,

 
Всегда удивлённо смотреть.

Библиотекарь:
Итак, ребята, давайте приступим к нашим конкурсам.

    I.           
Конкурс «Загадки»

1.     Угадай,
какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная.

Звонко тенькает: «Тень – тень,

Как хорош весенний день». (Синица, «Синичкин календарь».)

2.    
Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел, «Хвосты», «Чей голосок лучше?»,
«Теремок».)

3.    
Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце. (Ласточка, «Птичьи разговоры».)

4.    
Всю ночь летает,

Мышей добывает,

 А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова, «Сова»)

5.    
Красные лапки,

Щиплет за пятки.

Беги без оглядки. (Гусь, «Птичьи разговоры».)

6.    
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала

И горлана – петуха унесла с собой в леса. ( Лис, «Лис и мышонок».)

7.    
 Проворная зверушка живёт в дупле – избушке.

Целый день скок-поскок. Отыскала грибок,

Нанизала на сучок – заготовила впрок. (Белка, «Теремок»)

8.    
 Живёт в норке, грызёт корки.

 Короткие ножки, боится кошки. (Мышка, «Мышонок Пик».)

                                                                                                          
II.           
Конкурс «Шифровальщик»

Библиотекарь: Вам нужно расшифровать название произведение
В.В.Бианки. Каждой команде раздаются карточки с «шифровкой»  (Приложение 2)

М Ш Н К     П К   (Мышонок Пик)

Л С   и   М Ш Н К  (Лис и мышонок)

Л С Н       ГЗТ (Лесная газета)

П Р В     Х Т (Первая
охота)

Библиотекарь:  Предлагаю
вам посмотреть сказку В. Бианки «Сова», которую приготовили сами ребята.

Инсценировка  сказки «Сова».

                                                                                                         
III.            
Конкурс
«Кто где живет?»

Библиотекарь:  Для
этого конкурса нужно подготовить плакат с изображением уголка леса (по книге:
Бианки В. «Кто чем поет?». — Изд. «Малыш», 1974), на котором сделаны прорези.
Приглашаются несколько человек, которые должны вставить фигурки насекомых,
птиц, животных в соответствующие прорези. На плакате должны быть помещены:

в
воздухе — майский жук, ястреб, шмель, муха, жаворонок, ласточка;

• в
воде — пеликан, аист, выпь, журавль, цапля, водомерка;

• в
земле — крот;

• на
траве — кузнечик, муравей, паук-сенокосец, удод, мышь, гусеница;

• на
песке — ящерица, змея, лягушка;

• на
деревьях — белка, дятел, клест, козодой, мухоловка, вертишейка, в дупле —
летучая мышь.

Библиотекарь:  «А знаешь ли ты?»

Выступление
учеников с демонстрацией иллюстраций животных:


 Самый
сильный из насекомых – жук-носорог, сам весит 14
грамм, а может тащить

       
груз в 1 кг580 г.

   
–  Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба.

   
–  Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.

   
– Пчеле, чтобы собрать 100кг мёда, надо облететь миллион цветков.

Летучая
мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает от малярии многих
людей.


Дятел съедает за день до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество
муравьев.

Физкультминутка

Библиотекарь: А сейчас давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку! Я
буду вам называть – музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем
играть. А если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат
аплодисменты.

Скрипка! (дети показывают)

Завалинка! (аплодисменты)

Медвежатник! (аплодисменты)

Баян! (дети показывают)

Пианино! (дети показывают)

Барабан! (дети показывают)

Саксофон! (дети показывают)

                                                                                                       
IV.           
Конкурс
«Птичья галерея».

Библиотекарь:  Ребятам
предлагается по иллюстрации узнать птиц. Для подготовки к этому конкурсу можно
использовать различный изобразительный материал, рисунки, фотографии,
журнальные статьи, энциклопедии.

                                                                                                     
V.           
Конкурс «Составь пословицу»

Библиотекарь: Каждая
команда получает конверт с разрезанными на части пословицами. Вам нужно
составить пословицы.

Птицы
сильны крыльями, а люди – дружбой.

Красна
птица перьями, а человек – знаниями.

Знают
птицу по перьям, а молодца – по речам.

Каждая
птица – хозяйка своего гнезда.

Библиотекарь: А
сейчас ребята вас познакомят с некоторыми рассказами В. Бианки.

Библиотекарь: Молодцы, хорошо
поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг о
В.Бианки. Я надеюсь, что вы
сегодня узнали много нового и интересного и еще больше полюбили талантливого
писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы
больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее
красоту.

Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и
увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни
животных. Читая Бианки, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся.
Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих
читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а
преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут
произведения Виталия Валентиновича Бианки. 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас
появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения
других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г.,
Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М. и многие другие. Эти замечательные
произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про
птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе,
любить и охранять всё живое. В заключении нашего путешествия послушайте
стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» в исполнении Гусевой А.

Нас
в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий би муви на русском
  • Сценарий благотворительной акции
  • Сценарий бешеных псов
  • Сценарий благотворительного марафона
  • Сценарий беташар той