Сценарий библиотечного квилта

Сценарий фестиваля проектов

                                                               Оглавление

        1.   Введение

        2 .  Основная часть:

                      —  понятие библиотечного квилта.

                —библиотечный квилт к Всемирному дню доброты.

        -библиотечный квилт «Курение-острейшая проблема человечества»

        -библиотечный квилт к Международному дню толерантности

        -библиотечный квилт к Дню Матери

        -библиотечный квилт «Живая классика»

        3  Заключение. Выводы.

        4. Приложения.

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная расцветом СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Очень хочется верить ,что и мои задумки покажутся вам  интересными.

Современные библиотеки привлекают внимание посетителей не только ресурсами, но и культурными, досуговыми, просветительскими мероприятиями. Поэтому современному библиотекарю просто необходимо следить за изменениями и использовать в своей работе те инновации, которые уже оценены читателями. Применять или не применять их в своей работе, — риторический вопрос.

Предназначением деятельности любой библиотеки является оказание информационной помощи читателю, его развитие и обучение. Работа школьной библиотеки должна отвечать требованиям современности. Возрастающие потребности и развитие компьютерных технологий вынуждают искать более эффективные методы и способы привлечения детей и подростков к общению с книгой. Для этого в оформлении школьных библиотек часто используют наглядность, что позволяет сделать посещение библиотеки для читателей более интересным. Наглядность помогает посетителям воспринимать книги образно, а значит, усиливается эмоционально — эстетическое развитие и воспитание детей.

Наглядные формы работы — на первый взгляд наиболее легкий метод массового распространения литературы и информации о ней, основанный только на работе библиотекаря: библиотекарь планирует, отбирает, готовит, предлагает информацию Но в такой работе самое главное – преподнести информацию так, чтобы школьник захотел обратить на нее внимание. Опыт  работы показывает, что наглядные формы массовой работы представляют богатый потенциал для организации групповой, проектной и самостоятельной деятельности читателей-детей.

 Стали довольно редкими традиционные читательские конференции обсуждения книг. Но если читатель выберет книгу, которая действительно его затронет, а также если для него создана обстановка, в которой он свободно может высказать собственное мнение, эти формы работы будут эффективными .  Наш опрос показал, что все более популярными(39% опрошенных)становятся нетрадиционные формы библиотечной работы, где может проявиться креативная деятельность школьников, в которой они могут реализовать свой творческий потенциал, а также формы работы, которые стимулируют и развивают воображение.

Школьная библиотека – это то место, где успешно пересекаются три основные составляющие  современного процесса обучения – информация, живое общение и культура. В связи с этим библиотека должна быть оснащена компьютером, принтером, сканером, ксероксом, чтобы быть незаменимыми помощниками в проведении открытых мероприятий и презентаций. Детям и подросткам довольно сложно ориентироваться в современном информационном пространстве и где, как ни в библиотеке, им окажут квалифицированную помощь.

От культуры чтения и качества читаемого материала зависит развитие компетентностей и уровня коммуникабельности детей, а это их социализация в дальнейшем. Иными словами ребенку гораздо полезнее провести несколько часов в читальном зале, где ему помогут профессионалы, чем просидеть перед телевизором или компьютером в одиночестве.

Общеизвестно, что сегодняшние отпрыски предпочитают усваивать школьную программу по литературе из фильмов, снятых по произведениям классиков, или читают в сокращении. И это в лучшем случае. Так вот главной задачей при оформлении школьной библиотеки является привлечение детей к чтению. Школьная библиотека должна стать не просто очередным кабинетом с табличкой на двери, это место должно быть территорией комфорта для детей на перемене и после уроков, сценой для общения, местом, где ни один вопрос не останется без ответа, Храмом Книги, куда хотелось бы прийти.

Современные школьные библиотеки, к сожалению, не всегда являются привлекательными для читателя, но сделать библиотеку местом, которое любят и куда хотят приходить школьники – задача всех школьных библиотекарей. Для этого стоит обратить внимание на наглядное оформление интерьера школьной библиотеки , ее дизайн, а также на визуальное сопровождение мероприятий.

Цель моего проекта :

— рассказать о внедрении в работу библиотеки новых форм и средств визуальной культуры.

Задачи:

-активизация деятельности библиотек в сфере визуальной культуры.

-раскрытие творческого потенциала школьных библиотекарей.

-использование позитивного опыта популяризации чтения.

Мы, библиотекари, творческие люди, иногда выдумываем что-то интересное для наших читателей, а иногда берем какую-то идею за основу и применяем в своей работе. Одна из таких форм – это «квилт».

Что такое квилт?» – спросите Вы. В современном мире это слово имеет несколько значений. Изначально квилт – это стеганое полотно, выполненное в технике лоскутного шитья, американский символ семейных традиций и ценностей. Но в конце XX века у этого слова появилось новое значение. В 1987 году житель города Сан-Франциско (США) сшил полотно в память об умершем от СПИДа друге, выражая горечь утраты. Эта инициатива была подхвачена по всей Америке. В России первые памятные полотна были изготовлены в 1993 году. На данный момент подобные мемориалы из тысяч сшитых вместе полотен существуют в 40 странах мира.

Креативные специалисты библиотек применили и апробировали квилт в своей работе по продвижению книги и чтения, привлечению читателей в книжный храм. Суть библиотечного квилта в том, чтобы составить плакат из лоскутков по определенной теме. Каждый может внести свой «лоскуток» в общее дело.

Что же такое библиотечный квилт? Это информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов.

Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие ,исторические события и др.

Библиотечный квилт — наглядная форма работы, появившаяся в 21 веке.  В практику библиотечного дела пришло из тренингов и семинаров, где слово обозначает «блочное размещение информации».   На лоскутах могут быть ответы на вопросы, пожелания, мнения.

 Библиотечный квилт — креативная форма работы современной библиотеки.  Основу квилта, его макет, готовит библиотекарь, но каждый читатель может поучаствовать в его наполнении. Записывая ответы на предлагаемые вопросы, пожелания, мнения на разноцветные стикеры и прикрепляя их, читатели вместе с библиотекарем создают узор лоскутного полотна на информационном стенде, то есть каждый может внести свой «лоскуток» в общее дело. Именно такая форма наглядности, как библиотечный квилт, поможет оценить качество проведенного мероприятия, понять удалось ли разбудить познавательную активность читателей-школьников, заинтересовать их предложенным литературным произведением, увидеть  удалось ли вовлечь их в работу. Если учащиеся с энтузиазмом предлагают тему для следующего квилта — это верный признак того, что работа им понравилась .

Примером  может служить библиотечный квилт  в рамках Дня добра «Твори добро!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) . «Добро-это…», «Добрый ли ты», «Можно ли прожить без добра»-на эту тему рассуждали 5-классники. Кульминацией и рефлексией для ребят стал «сладкий» квилт «Не держи зла -держи конфетку».(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).   Тематика библиотечных квилтов разнообразна: профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни, рукоделие, исторические события или просто поздравления в профессиональный праздник — неважно что, важно как.

Приведем еще примеры библиотечных  квилтов,  применяемых в практике работы нашей школьной библиотеки. В Международный день отказа от курения в библиотеке проходили различные мероприятия, результатом которых стал библиотечный квилт «Курение — острейшая проблема общества»».

 Библиотечный квилт «Курение-острейшая проблема человечества» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) посвящён борьбе с вредными привычками, пагубно влияющими на здоровье и жизнь человека. Курение — глобальная проблема нашего времени. По данным статистики, полтора миллиарда человек в мире являются рабами никотина. Каждый третий взрослый человек на земле систематически курит. Конечно же, библиотека не решит эту проблему, но в наших силах рассказать подросткам и напомнить их родителям о вреде курения на организм человека. На стенде в читальном зале размещена информация о влиянии никотина на организм человека, почему не стоит начинать и необходимо бросить курить. А также сделана подборка книг и буклетов для тех, кто желает избавиться от привычки курения, кто знает, что в жизни есть нечто большее, чем бумажные палочки, фаршированные табачными листьями, кто имеет мужество сделать первый шаг к освобождению от унизительной зависимости к табачному дыму. Посетив библиотеку, читатели могут ознакомиться с данной литературой, полезной информацией и принять участие в опросе-диалоге «А что посоветуешь ты?».  Его задача –  привлечение юных читателей к диалогу на тему «Можно ли прожить без сигареты?» Мнения подрастающего поколения, выраженные в письменной форме на стикерах, размещают в конверте, чтобы проанализировав, поместить их в  виде узорного лоскутного полотна на стенде. Здесь же  рекомендуемая книга Александра Бойко «Не ждите первого звонка» «-«Почитай, не пожалеешь!».  Квилт обращен как к детям, так и к взрослым.  Мы надеемся, что участники квилта (а их было 26 человек), отвечая на вопросы, задумались о необходимости по-другому отнестись к своему здоровью.

Современная литература неизменно обретает своего читателя. Созданные в разных жанрах новые книги, ориентированы на поколение читателей, которому не чужда склонность к анализу и здравому сомнению, ведь именно так рождается самобытное восприятие и личная оценка наших читателей.                                                                                                      

К международному дню толерантности среди цикла мероприятий , хочу выделить библиотечный квилт  «Ребята ,вы поняли что такое толерантность ?»(ПРИЛОЖЕНИЕ 3).Он является результатом работы старшей читательской аудитории..  «Толерантность это…», «Толерантен ли ты?», «Толерантное общество…».  Центральным событием  для ребят стал просмотр кинофильма «Чучело», по книге В. Железникова. Было над чем поразмыслить, поспорить и потом поделиться мыслями в квилте.

Совсем другое настроение царило на мероприятиях, посвященных Дню Матери. Поэтические минутки, музыкальный калейдоскоп, фотоколлаж, книжная выставка и , конечно, квилт «Мама,я тебя люблю!»(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).Светлый, добрый, лирический, с  рисунками , стихами ,пожеланиями, признаниями в любви мамам.

Читатели нашей библиотеки не остались в стороне от  Всероссийской недели «Живой классики». Книжную  выставку  «Живая классика» ,  по  многочисленным просьбам читателей, дополнила   выставка книг  «Поэзия- моя держава, я вечный подданный ее.»   А в библиотечном квилте «Живая классика» наши читатели   высказали свое мнение о прочитанных произведениях классики ,поделились впечатлениями и дали советы тем ,кто только в начале читательского  пути.(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Всем запомнилось и запало в душу выступление Рабинович Софии 9Б класс , которая прочла   отрывок из произведения писателя-земляка Геннадия Уракова «Не покидай очаг любви».

Библиотечный квилт — креативная форма работы современной библиотеки.   Именно такая форма наглядности как библиотечный квилт поможет оценить качество проведенного мероприятия, понять удалось ли разбудить познавательную активность читателей-школьников, заинтересовать их предложенным литературным произведением, удалось ли вовлечь в работу. Если учащиеся с энтузиазмом предлагают тему для следующего квилта — это верный признак того, что работа им понравилась.     Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни, рукоделие, исторические события или просто поздравления в профессиональный праздник — неважно что, важно как.

Занимаясь библиотечными квилтами, я пришла к некоторым выводам.                                                                  

-Квилт- не самоцель, а визуальное средство воспитания и обучения, средство для популяризации книг и чтения .

-При подготовке квилта необходимо учитывать возраст читателей.

-Нужно стремиться ,чтобы каждый из участников квилта  мог проявить свою активность, знания, способности и дарования.

-Все действия должны по своей форме отличаться от школьного урока и не превратились бы, например, в учебное сочинение.  

-Но самое главное- все должно быть тесно связано с задачами приобщения к чтению и популяризации книги.

Именно поэтому в моей практике чаще всего квилт и книжная выставка- единое целое, одно из другого выходящее и дополняющее.

В планах библиотеки уже ведется работа над библиотечным квилтом «Книги, помогающие жить». Это будет самый большой(на данный период времени) и самый насыщенный по содержанию квилт. Ну и конечно же квилт (наверняка не один),посвященный 75-летию Великой Победы.

«Зимние сюжеты» —  библиотечный квилт к зимним каникулам, который  будет включать зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.

«Почитай, не пожалеешь!» — читатель рекомендует читателю полюбившиеся  книги через отзыв, иллюстрацию. 

«Интересное о крае, в котором мы живем» -краеведческий  квилт из ответов на вопросы:  «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», «Что вызывает у вас чувство гордости как жителя края».

Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы, он может быть частью мероприятия или самостоятельным действом.  От любви к своему делу- и талант. Я люблю свою работу. С удовольствием, с увлечением и чувством   оформляю библиотечные  квилты. Мне это нравится. Моим читателям нравится. Не так уж  часто ребенок может высказать открыто свое мнение, поговорить откровенно или спросить о важном для него.Ему нужно этому где-то учиться,пробовать.  Квилт  позволяет сочетать индивидуальную работу с  групповой. Наконец , это интересно, необычно, наглядно, креативно.

Не могу не сказать несколько слов о  лэпбуке. Мы пробуем  внедрить  это средство визуальной культуры  в свою работу для продвижения  детского чтения .Примером  может служить лэпбук, посвящённый Году театра(Приложене 6).

Лэпбук — инновационная форма работы современной библиотеки для организации интересного и полезного досуга детей младшего школьного возраста, которая способствует  популяризации книги. Мой опыт показал, что это  наиболее приемлемое средство визуальной культуры для начинающих читателей  ,а  квилт- для более старших детей.

 Но в отличии от библиотечных квилтов , создание лэпбуков требует гораздо большего времени,  материалоемко и нереально поставить их на поток  к многочисленным датам и праздникам. Во всяком случае мне так показалось.   Мы не отказываемся от использования их в своей работе .(ПРИЛОЖЕНИЕ 6).  Лэпбук «Любите ли Вы театр?..» был собран для читателей младших классов о театре. Вот что у нас получилось!!!.
Мы в первый раз собирали  лэпбук в нашей библиотеке. Две другие части идут как дополнение к лэпбуку. Такой подход помогает сделать книгу привлекательной для детей, ведь игра для них- это часть жизни.  Через игру дети уверенно становятся активными читателями.

 Следуя моде последних лет, в нашей библиотеке практикуется оформление фотозон , в основе которых ее величество Книга.(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

 Традиционные (книжные) средства продвижения чтения в библиотеке постоянно дополняются  арсеналом новых средств, заимствованных из видео-, цифрового маркетинга, рекламы и др. социальных областей и практик мультимедиа. И без этого движения вперед невозможно. 

Библиотечный
квилт « Мир сказок»

Цели:
обобщить
знания детей о сказках, расширить
читательский кругозор, воспитывать
внимательного читателя.

Оборудование:
рисунок
ковра-самолёта; костюмы
Старика
Хатабыча, Лисы, Медведя, Почтальона
Печкина, Красной Шапочки; мяч, туфелька,
ключик, мыло, горошина, градусник, яйцо,
телефон, кот и сапоги, монетка, зеркало
и яблоко, корзина с пирогами;
разноцветные листки бумаги, которые
можно прикрепить.

Предварительная
работа:
Дети
знакомятся с сказками в группе продлённого
дня, в библиотеке, самостоятельно дома.
Организуется просмотр мультфильмов по
сказкам.

Ведущая: Здравствуйте,
юные друзья! Я рада приветствовать вас
в нашей библиотеке. Сегодня в этом зале,
я очень на это надеюсь, собрались любители
книги и чтения, которые очень часто
ходят в библиотеку и прочитали немало
книг. Ребята, вы догадались, что сегодня
мы с вами будем говорить о книгах.

Средь
разных увлечений

Нет
лучшего, чем чтенье.

Не
сможет книгу заменить

Ни
фильм, ни Интернет.

Читать
всегда престижно.

Полезнее,
чем книга,

Полезнее,
чем книга

В
мире не было, и нет.

Ведь
книга – друг надежный,

Утешит
и поможет,

Всегда
сумеет дать совет

И
выручит всегда.

Развеселить
сумеет,

Сомненья
все развеет.

Вам
с книгою, друзья,

Не
будет скучно никогда!

Ведущая:
Скажите, а какие книги вы любите больше
всего читать?

Дети:
Сказки.

Ведущая:
Я с вами согласна в вашем возрасте я
тоже очень любила читать сказки. А вы
знаете, что наша библиотека не простая,
а волшебная. Днём, когда работает
библиотека, все сказочные персонажи
спят, а как только библиотека закрывается
и становиться тихо, здесь происходят
разные чудеса. Давайте с вами послушаем
тишину.

(
Слышится шорох и из стеллажей выходит
Старик Хатабыч)

Старик
Хатабыч:
(Испуганно)
Приветствую вас, о прекрасные и мудрые
отроки. Вы наверное узнали меня. Я –
Старик Хатабыч из сказки Лазаря Лагина.
Скажите мне, о достойнейшие из достойнейших,
куда это я попал?

Ведущая:
Вы попали в библиотеку. Милый дедушка,
а что вы здесь делаете?

Старик
Хатабыч:

О,
драгоцейнейшие мои!
Вы
наверно знаете моего друга Вольку
Костылькова. Так вот я решил отправиться
к нему в гости, посмотреть как он учится,
только он заболел и не пришёл в школу.
Я хотел полететь к нему домой, но
о
я несчастнейший! Позор на мою седую
голову.

Мой волшебный ковёр- самолёт повредился,
и я не могу навестить друга.

Ведущая:
Не расстраивайся так. Присядь, отдохни.
Скажите, как мы вам можем помочь?

Старик
Хатабыч:
Чтобы
починить мой волшебный
ковёр-
самолёт

нужно приложить знания, умения, старания.
Ведь он соткан из множество волшебных
сказок, которые читают дети во всём
мире.

Ведущая:
Ну,
в этом мы вам поможем. Ведь

здесь
собрались ребята, которые очень любят
читать сказки и многие из них знают
наизусть.

Старик
Хатабыч:
Неужели
вы такие маленькие и уже так много знаете
сказок?. Давайте я вас немного проверю
я
буду называть одно имя из сказки, а вы
дружно должны продолжить:

«Дополни
имя»

Муха…
(Цокотуха);

девочка
с голубыми волосами …(Мальвина)

ослик…
(Иа-Иа);

Братец…
(Кролик);

обезьяна…
(Чичи);

пудель…
(Артемон);

Сивка…
(Бурка);

лиса…
(Алиса);

змей…
(Горыныч);

пчела…
(Майя);

курочка…
(Ряба);

черепаха…
(Тортила);

олененок…
(Бемби);

Конек…
(Горбунок);

поросенок…
(Пятачок);

Вини…
(Пух);

крокодил…
(Гена);

Кощей
— бессмертный

Елена
— прекрасная

Сестрица
— Аленушка

Мальчик
— с-пальчик

Финист
— ясный сокол

Иван
— царевич

Братец
— Иванушка

Змей
— Горыныч

Старик
Хатабыч:

О, мои юные повелители! Вы поразили меня
своим знанием сказок. Я думаю, что в миг
мне сошьёте новый ковёр-самолёт.

(Слышится
шум за стеллажами книг выходит Лиса)

Лиса:
Здравствуйте, ребята. Я тут услышала,
что вы говорите о сказках. А вот скажите,
какие сказки вы знаете обо мне.

Дети:
(Дети отвечают «Лисичка сестричка и
серый волк», «Лиса и журавель», «Лиса и
заяц», «Лиса и кот», «Как лиса волка
судила»)

Лиса:
Молодцы много сказок знаете про меня.
А каких ещё сказочных героев вы знаете?
Я вам загадаю загадки, а вы ответите кто
это.

1.
Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился
по деревне и женился на царевне.
(Емеля)

2.
Сладких яблок аромат заманил ту
птицу в сад.


Перья светятся огнём и светло от
них, как днём.
(Жар-птица)

3.
Убежали от грязнули чашки, ложки и
кастрюли.

Ищет
их она, зовет и в дороге слезы льёт.
(Федора)

4.
В гости к бабушке пошла, пироги ей
понесла.

Серый
волк за ней следил, обманул и проглотил.
(
Красная
шапочка)

5.
Кто работать не хотел, а играл и песни
пел?


К братцу третьему потом прибежали в
новый дом.


От волка хитрого спаслись, но долго
хвостики тряслись
.
(Три поросёнка)

6.
И зайчонок, и волчица – все идут к
нему лечится
.
(Доктор Айболит)

7. Работать
умела красиво и ловко,

В
деле любом проявляла сноровку.

Хлеб
пекла, скатерти ткала,

Шила
рубашки, узор вышивала,

Лебедью
белой в танце плыла.

Кто
мастерица эта была?
(Марья-искуссница)

8. Он
в Италии родился, он семьёй своей
гордился.

Он
не просто мальчик-лук, он надёжный
верный друг.
(Чиполлино)

9. Знает
утка, знает птица, где Кощея смерть
таится.

Что
же это за предмет? Дай, дружок, скорей
ответ.
(Игла)

10.. Ждали
маму с молоком, а пустили волка в
дом.

Кто
же были эти маленькие дети
?
( Козлята)

11.. Красна
девица грустна, ей не нравится весна,

Ей
на солнце тяжко! Слёзы льёт, бедняжка.
(Снегурочка)

12. Появилась
девочка в чашечке цветка.

И
была та девочка не больше ноготка.

Кто
читал такую книжку, знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)

Лиса:
Молодцы,
справились с моим заданием, за это я
сыграю с вами в игру. Сейчас под музыку
вы будете передавать вот этот мяч. На
ком музыка остановится, тот должен
назвать сказку о животных.

Старик
Хатабыч:
О,
драгоцейнейшие мои! А можно и мне с вами
в эту игру сыграть?

Ведущая:
Ну что ребята, пригласим к нам поиграть
Старика Хатабыч.

Дети:
Да.

(Идёт
игра)

Лиса:
Вот и пора мне обратно в сваю сказку. А
вы, читайте побольше книг, ведь они учат
быть добрыми и выручать друзей из беды.

(Слышится
шум за стеллажами книг выходит Медведь
с корзиной)

Медведь:
Здравствуйте, малыши. Я тут встретил
Лису, она рассказала нам с Машей, что вы
трудитесь над изготовлением ковра-самолёта
для Старика Хатабыча
.
Вы
наверное устали и для вас моя Машенька
испекла пирожков, но что бы их получить
вам нужно угадать из каких сказок эти
предметы:

1.
Туфелька
(«Золушка»)

2.
Ключик
(«Золотой
ключик, или приключения Буратино»)

3.
Мыло
(«Мойдодыр»)

4.
Горошина
(«Принцесса
на горошине»)

5.
Градусник
(«Айболит»)

6.
Яйцо
(«Курочка
Ряба»)

7.Телефон.
(К.Чуковский
«Телефон»)

8.
Кот и сапоги.
(Ш.Перро
«Кот в сапогах»)

9.
Монетка
(К.
Чуковский «Муха Цокотуха»)

10.
Зеркало и яблоко.
(А.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне»)

11.
Корзина с пирогами.
(Сказка
«Маша и медведь»)

Медведь:
Молодцы правильно назвали. За это
угощайтесь пирожками, а мне пора назад
в сказку.
(Уходит)

(Слышится
стук в дверь)

Ведущий:
Ребята к нам ещё кто-то в гости пришёл,
давайте посмотрим.

(Входит
Почтальон Печкин)

Почтальон
Печкин:

Здравствуйте, ребята. Это здесь находятся
дети, которые любят читать сказки?

Ведущий:
Ребята. Вы любите читать сказки?

Дети:
Да.

Почтальон
Печкин:

Тогда эти

телеграммы
для вас. Распишитесь. (Уходит)

Ведущий:
Ну, что ж, давай, почитаем, что там
написано. Ребята, вы знаете, отправитель
забыл написать своё имя. Я сейчас буду
зачитывать телеграммы, а вы скажите,
мне кто её мог отправить?

Телеграммы:


«Пи-пи-пи, дед и баба! Ваша Курочка-Ряба
снесла золотое яичко! Пора бить!». Кто
мог послать эту телеграмму? (Мышка-норушка.
«Курочка Ряба»)


«Всем, всем, всем! Моя дочь, царевна
Несмеяна, смеется не переставая вот уже
три года, три дня и три ночи. Слышал, что
существует лекарство под названием
«делу — время, потехе — час», которое
останавливает смешинки. Тому, кто
раздобудет снадобье, отдам полцарства«.
Кто просит о помощи? (Царь.)


«Граждане! Не бросайте, пожалуйста, в
молочные реки с кисельными берегами
бумагу, кожуру и всякий другой мусор.
Поплескаться уж негде!« Как вы думаете,
кто из сказочных героев мог дать такое
объявление? (Гуси-лебеди.)

Ведущая:
Молодцы и эти сказки вы знаете. Видите
уважаемый
Старик
Хатабыч сколько сказок знают наши дети.

Старик
Хатабыч:
О
прекрасные и мудрые отроки я вижу, что
вы много знаете сказок и всё-таки, чтобы
закончить ткать мой ковёр-самолёт их
мало.

(
Слышится песенка Красной шапочки. Входит
Красноя шапочка )

Красная
шапочка:

Здравствуйте, ребята. Я услышала, стоя
на книжной полке, что вы хотите соткать
ковёр для уважаемого

Старик
Хатабыча, и для этого нужно много сказок
. И что бы вам помочь, собрала название
сказок в свою корзину. Я так спешили к
вам в гости, что упала и названия
рассыпались. Попробуйте собрать название
сказок, а чтобы это сделать побыстрее
давайте разделимся на две команды.(дети
собирают названия и называют их.)

(Незнайки,
муха, приключение, рыбаке, золотой, и,
о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и
его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек,
Вини, королева.)

Красная
шапочка:
Вот
видите как быстро мы собрали с вами
название сказок . Ведь только вместе
легко трудится и можно славно повеселиться.
Давайте с вами сейчас угадаем песенки
из сказок и спаём вместе.

1.Песня
волка и козлят из сказки «Волк
и семеро козлят» (Русская
народная).

2.Песня
бродячих музыкантов из сказки
«Бременские музыканты» Бр. Гримм.

3.Песня
Вини Пуха из сказки «Вини Пух и все,
все, все» А. Милн.

4.Песня
Золушки из сказки «Золушка» Ш. Перро.

Красная
шапочка:
Ну,
вот мне пора назад в сказку. Я надеюсь,
что я вам помогла.

Ведущая:
Ну что ребята мы с вами вспомнили
много-много сказок, которые читают дети
во всём мире. И сейчас мы с вами соткём
ковёр-самолёт для нашего уважаемого
гостя Старик Хатабыча. Для этого вам
нужно написать на этих разноцветных
листочках название любимых сказок и
разместить их на этом ковре. Только
каждая сказка должна находиться в той
стране где живёт его автор.(дети пишут
названия сказок и размещают его на
ковре.

(Ведущая
вручает ковёр Старику Хатабычу)

Старик
Хатабыча:

О прекрасные и мудрые отроки большое
вам спасибо. Сейчас я могу полететь к
своему другу Вольке. А чтобы ему не было
так скучно болеть, подарю от вас этот
замечательный ковёр. Он воспользуется
вашим советом и прочитает сказки,
которые вы разместили на этом волшебном
ковре. До свидание.

Ведущая:
А нам тоже пора с вами прощаться.

Чтобы
сказки не обидеть – 
Надо их почаще
видеть. 
Их читать и рисовать, 
Их
любить и в них играть! 
Сказки всех
отучат злиться, 
А научат
веселиться, 
Быть добрее и
скромнее, 
Терпеливее, мудрее, 
Пети,
Саши, Тани, 
Леши, Кати, Вани.
И
другие ребятишки, 
Кто читать умеет
книжки, 
Сказки чаще
“проверяйте”, 
Ежедневно их
читайте.

До
свидание. Да новыхв стреч. Мы с книгами,
всегда будем вам рады.

Технология «Библиоквилт» как средство
приобщения читателей к книге и чтению

Автор: Смирнова Юлия Юрьевна

Организация: ГБОУ СШ №266 с угл. изучением ин. языков Адмиралтейского р-на

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Наша школьная библиотека небольшая, но очень уютная. И поддержать эту атмосферу – одна из задач библиотекаря. Сохранить незабываемую обстановку дружелюбия помогают различные акции и конкурсы, проходящие в стенах библиотеки.

Очень популярной технологией работы с читателями в нашей библиотеке является библиоквилт. Эта форма работы появилась относительно недавно. В переводе с английского «quilt» — это лоскутное одеяло, в библиотеке – это не лоскутки, конечно, а информационные блоки в виде самых различных предметов (у нас были сердечки, снежинки, листья), на которых могут быть написаны ответы на какие-либо вопросы, фразы, пожелания и т.д. Многие библиотекари используют квилт в своей работе, тем самым продвигая книгу и чтение, привлекая читателей в библиотеку.

Задача у каждого квилта своя, но в то же время общая: составить нечто целое из отдельных «лоскутков» по определённой теме. В итоге должен получиться некий информационный стенд, созданный совместным трудом учащихся.

В нашей библиотеке библиоквилт проводится примерно один-два раза в год, если делать это часто, то читателям может приесться такая форма, пропадёт ощущение новизны.

Первый наш библиоквилт был проведён в рамках читательской конференции «Книга – портал в…» Причём в этот раз «лоскутки» создавали и читатели-школьники, и учителя. Назывался он «Я читаю, потому что…» На цветном листочке нужно было продолжить эту фразу. Ребята очень позитивно приняли эту форму, активно писали свои ответы, и одержали победу над педагогами.

Следующий библиоквилт был посвящён Новому году. Назывался он «Дед Мороз VS Санта Клауса». Заданием для ребят было разузнать и написать отличия между Дедом Морозом и Сантой. Для этого была организована выставка книг, а также снят и размещён видеоролик в нашем библиотечном сообществе «Книжкино царство» В ВК. В роли «лоскутков» на этот раз выступали снежинки.

В этом учебном году на нашей стене у нас выросло прекрасное дерево. В рамках Международного месячника школьных библиотек мы провели акцию «Вырастим вместе Дерево дружбы». Задача для читателей: на листочке написать пословицу, поговорку, строчку из стихотворения или песни, высказывание о дружбе. Листочки можно было взять в библиотеке или сделать самим дома. Самых активных ждал небольшой сюрприз.

Вот с чего мы начали: дерево было совсем голое, только один листочек был прикреплён к нему, как образец. Рядом с деревом была устроена небольшая книжная выставка с книгами соответствующей тематики. Ребята активно пользовались ими, учились находить нужную информацию, используя справочный аппарат книги.

Многие готовились дома, выписывали фразы в блокноты, приносили их в библиотеку и там заполнили листочки. Но самое ценное было то, что в этот «марафон» включились многие родители! Дети несли листочки, заботливо оформленные мамами, и очень гордились этими работами.

За две недели на Дереве дружбы «выросли» 170 разнообразных листочков со словами о дружбе! Вот что у нас получилось:

В заключение хочется сказать, что в нынешнее стремительное время редко встретишь в школьной библиотеке читателей, чинно сидящих в читальном зале и читающих книги. Сейчас нашим читателям необходим «движ», участие в чём-то, они ждут поощрения и признания.

Конкурсы, библиоквилты – это реальный способ вовлечь детей в библиотечную деятельность, приучить их к чтению, пусть не сразу, привычка вырабатывается годами. У нас ещё есть время.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. https://kkdb.ru/images/materials/metod/2021_metod/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.PDF
  2. https://infourok.ru/bibliotechnyj-kvilt-kreativnaya-forma-raboty-sovremennoj-biblioteki-5752624.html
  3. http://www.pytyahlib.ru/wp-content/uploads/2018/02/Bibliotechnyj-kvilt-kreativnaya-forma-raboty-sovremennoj-biblioteki.pdf

Приложения:

  1. file0.docx.. 670,0 КБ

Опубликовано: 26.10.2022

DSCN1388В XXI веке в библиотеках появилась новая форма работы – библиотечный квилт – информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.

С 9 сентября по 25 декабря в библиотеке-филиале №9 проходит библиотечный квилт «Пристрастия, уносящие жизнь», посвященный вредным привычкам, уносящим здоровье и жизнь человека.

DSCN1382Первый этап «Алкоголь: иллюзия свободы» начался 9 сентября. На стенде была представлена информация о влиянии алкоголя на организм человека, стадиях алкогольного опьянения и стадиях алкоголизма. В рубрике «Не дай обмануть себя!» опровергались распространенные мифы о том, что алкоголь помогает почувствовать уверенность в себе, дает силы для геройских поступков, помогает завоевать авторитете в компании. В течение месяца (9 сентября – 8 октября) среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» (результаты на данный момент находятся в обработке). Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.

IMG_04969 октября начался второй этап библиотечного квилта «Наркомания: знак беды». Его задача – антинаркотическое просвещение и привлечение читателей к диалогу на тему «Есть ли жизнь на конце иглы?».

Посетив библиотеку, Вы также можете принять участие в обсуждении данной проблемы и поучаствовать в опросе «Есть ли жизнь на конце иглы?».

 Запланировано до конца года провести еще три этапа, посвященных табакокурению, токсикомании и компьютерной зависимости.

Первый этап «Алкоголь: иллюзия свободы»:

IMG_0463IMG_0454IMG_0461IMG_0453IMG_0457IMG_0458

Второй этап «Наркомания: знак беды»:

IMG_0501IMG_0502

Для справки:

Квилт 1«Что такое квилт?» – спросите Вы. В современном мире это слово имеет несколько значений. Изначально квилт – это стеганое полотно, выполненное в технике лоскутного шитья, американский символ семейных традиций и ценностей. Но в конце XX века у этого слова появилось новое значение. В 1987 году житель города Сан-Франциско (США) сшил полотно в память об умершем от СПИДа друге, выражая горечь утраты. Эта инициатива была подхвачена по всей Америке. В России первые памятные полотна были изготовлены в 1993 году. На данный момент подобные мемориалы из тысяч сшитых вместе полотен существуют в 40 странах мира.

Квилт 2Квилт 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий бляха муха
  • Сценарий библиотечного квеста охота на книгу
  • Сценарий блондинки против брюнеток
  • Сценарий библиотекарь года лучший библиотекарь
  • Сценарий блокадный ленинград урок памяти