Сценарий библиотека будущего

Презентация проекта :"Библиотека будущего."Будущее . Людям всегда интересно,что их ждёт в будущем.как изменятся вещи и люди,окружающие их.Библиотека.Какая она будет через 15-20 лет? Но одно очевидно- библиотеки были и будут всегда,так как они нужны всем нам.. Начальные классы, Меро

 Проект  «Библиотека будущего»   «МОУ СОШ № 99» Руководитель: Краснова И.В. Цель : проектирование библиотеки будущего, обеспечивающей высокую культуру обслуживания пользователей, за счёт создания более комфортных условий и внедрения новых технологий с учётом требований времени.

Проект «Библиотека будущего»

«МОУ СОШ № 99»

Руководитель: Краснова И.В.

  • Цель : проектирование библиотеки будущего, обеспечивающей высокую культуру обслуживания пользователей, за счёт создания более комфортных условий и внедрения новых технологий с учётом требований времени.

Задачи проекта: - Провести конкурс детского творчества (сочинение, рисунки, моделирование) на тему: «Библиотека будущего».  - Рассмотреть этапы развития библиотеки от её возникновения до наших дней, определить место библиотеки в современной России.  - Спроектировать здание библиотеки будущего. Представить несколько моделей, с учётом пожеланий детей.  - Провести опрос среди уч-ся МОУ СОШ №99 по вопросу: «Библиотека будущего глазами детей».  - Рассмотреть в перспективе возможности читателя «Библиотеки будущего».  - Сделать выводы.

Задачи проекта:

  • — Провести конкурс детского творчества (сочинение, рисунки, моделирование) на тему: «Библиотека будущего».
  • — Рассмотреть этапы развития библиотеки от её возникновения до наших дней, определить место библиотеки в современной России.
  • — Спроектировать здание библиотеки будущего. Представить несколько моделей, с учётом пожеланий детей.
  • — Провести опрос среди уч-ся МОУ СОШ №99 по вопросу: «Библиотека будущего глазами детей».
  • — Рассмотреть в перспективе возможности читателя «Библиотеки будущего».
  • — Сделать выводы.

Библиотека будущего.  Будущее. Людям всегда было интересно, что их ждет в будущем, как изменятся вещи и люди, окружающие их. Библиотека. Какая она будет через 15 – 20 лет? Никто не может ответить на этот вопрос сейчас, но мы можем представить и просто помечтать. Но одно очевидно – библиотеки были и будут всегда, так как они нужны всем нам!

Библиотека будущего.

Будущее. Людям всегда было интересно, что их ждет в будущем, как изменятся вещи и люди, окружающие их. Библиотека. Какая она будет через 15 – 20 лет? Никто не может ответить на этот вопрос сейчас, но мы можем представить и просто помечтать.

Но одно очевидно – библиотеки были и будут всегда, так как они нужны всем нам!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране». Российский ученый-литературовед, историк культуры.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране».

  • Российский ученый-литературовед, историк культуры.

История библиотек. Возникновение библиотек.   История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте . Глиняные таблички из дворцовой библиотеки (сейчас таблички находятся в коллекции Британского музея) Таблица с астрологическими прогнозами. Табличка со списком синонимов. Табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше.  

История библиотек. Возникновение библиотек.

История культуры библиотечного дела — часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте .

Глиняные таблички из дворцовой библиотеки

(сейчас таблички находятся в коллекции Британского музея)

Таблица с астрологическими прогнозами.

Табличка со списком синонимов.

Табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше.  

Библиотека Ашшурбанипала Крупнейшая сохранившаяся библиотека  древнего мира (VII в. до н. э).

Библиотека Ашшурбанипала

Крупнейшая сохранившаяся библиотека  древнего мира (VII в. до н. э).

Древняя Греция В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Библиотека Адриана в Афинах (132—134 гг. н. э. к северу от  Акрополя)

Древняя Греция

  • В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат.

Библиотека Адриана в Афинах

(132—134 гг. н. э. к северу от  Акрополя)

Древний Рим Характерная черта римских библиотек - расположение их на загородных виллах. Первая публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э. Частные библиотеки в II-I вв. до н.э. Храм Весты Римская библиотека

Древний Рим

  • Характерная черта римских библиотек — расположение их на загородных виллах.
  • Первая публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э.

Частные библиотеки в II-I вв. до н.э.

Храм Весты

Римская библиотека

Восьмое чудо света - Александрийская библиотека II в. до н. э. — IV в. н. э.

Восьмое чудо света — Александрийская библиотека

II в. до н. э. — IV в. н. э.

Храм Хора в Эдфу Изображение Птолемея X Александра I на стене храма Храм Хора в Эдфу Внутренний двор с пилонами Одно из помещений храма

Храм Хора в Эдфу

Изображение Птолемея X Александра I на стене храма

Храм Хора в Эдфу

Внутренний двор с пилонами

Одно из помещений храма

История библиотек России.  История библиотечного дела   Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. Первая библиотека на Руси была создана в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве. Собрание книг называлось «книжной казной», «архивой». Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой

История библиотек России. История библиотечного дела

  • Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. Первая библиотека на Руси была создана в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве. Собрание книг называлось «книжной казной», «архивой». Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой «Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в 1499 г.. Второй раз термин встречается в 1602 году в Соловецкой летописи.

   Развитие библиотек в России в 17 веке

  Развитие библиотек в России в 17 веке

         Развитие библиотек в России в 18 веке   

Развитие библиотек в России в 18 веке  

Развитие библиотек в России в 19 веке   

Развитие библиотек в России в 19 веке  

Развитие библиотек в России в 20 веке

Развитие библиотек в России в 20 веке

Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.

Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.

  Национальной библиотекой нового социалистического государства стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека.

  •   Национальной библиотекой нового социалистического государства стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека.

Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее».

  • Библиотеки — хранилища памяти человечества, главный источник информации — от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет прошлое и будущее».

Библиотека и читатель сегодня

Библиотека и читатель сегодня

Здание библиотеки должно быть выдающимся и привлекающим внимание

Здание библиотеки должно быть выдающимся и привлекающим внимание

Содержание библиотеки должно быть богатым .

Содержание библиотеки должно быть богатым .

Библиотека должна быть интересной

Библиотека должна быть интересной

Национальная библиотека Беларуси

Национальная библиотека Беларуси

Библиотека должна быть доступной

Библиотека должна быть доступной

Автоматизация библиотеки будущего

Автоматизация библиотеки будущего

Большинство изданий будет доступно в электронном варианте

Большинство изданий будет доступно в электронном варианте

Библиотека в США

Библиотека в США

Библиотека в Норвегии

Библиотека в Норвегии

Библиотека в России

Библиотека в России

Размышления на тему  «Библиотека будущего»  «Чем больше неожиданных решений в плане строительства библиотек, тем крайне привлекательными они станут для читателей…» «Полностью мультимедийная обстановка …» « В читальном зале будет много больших столов и мягких удобных стульев …» «Библиотека будущего – необычный дом, в котором живут произведения искусства и литературы…»

Размышления на тему

«Библиотека будущего»

«Чем больше неожиданных решений в плане строительства библиотек, тем крайне привлекательными они станут для читателей…»

«Полностью мультимедийная обстановка …»

« В читальном зале будет много больших столов и мягких удобных стульев …»

«Библиотека будущего – необычный дом, в котором живут произведения искусства и литературы…»

«Библиотека будущего – это просторное здание, вмещающее в себя большое количество людей…» «… В будущем я вижу библиотеку в стиле «ретро»…» «… Это очень красивое помещение, в котором мы можем наслаждаться чтением книг…» «… Это что-то новое, более мобильное, современное и удобное…» «… Библиотека будущего – это фантастическое здание…»

«Библиотека будущего – это просторное здание, вмещающее в себя большое количество людей…»

«… В будущем я вижу библиотеку в стиле «ретро»…»

«… Это очень красивое помещение, в котором мы можем наслаждаться чтением книг…»

«… Это что-то новое, более мобильное, современное и удобное…»

«… Библиотека будущего – это фантастическое здание…»

 «Заходишь внутрь и видишь самую современную технологию: мониторы, необычные стеллажи и обилие всякой литературы …» « Я представляю библиотеку будущего большой, просторной и удобной… Книги не будут заменены ни на какие электронные носители, а будут в своём обычном виде передаваться из поколения в поколение…»  «Здание будет прозрачным, а через крышу можно будет увидеть небо …»

«Заходишь внутрь и видишь самую современную технологию: мониторы, необычные стеллажи и обилие всякой литературы …»

« Я представляю библиотеку будущего большой, просторной и удобной… Книги не будут заменены ни на какие электронные носители, а будут в своём обычном виде передаваться из поколения в поколение…»

«Здание будет прозрачным, а через крышу можно будет увидеть небо …»

Социологический опрос детей на тему: «Библиотека будущего». Библиотека будущего глазами детей Вопросы учащимся Что такое Библиотека будущего? Дайте определение._______________________________________________________________________________________________________________ Внешний вид Библиотеки будущего (стандартное здание, необычное, другое…)______________________________________________________________________________________ Форма выдачи книг (свободная, необычная, интересная…)__________________________________________________________________________________ Поиск необходимой литературы и ожидание запроса (за мультимедийными столами, в креслах-мешках, в полёте, другое…)______________________________________________________________________________________ Что представляет собой Читальный зал (читательские столы, столы с компьютерами, мягкая мебель с нетбуками, другое…)_______________________________________________________________________________________

Социологический опрос детей на тему: «Библиотека будущего».

  • Библиотека будущего глазами детей
  • Вопросы учащимся
  • Что такое Библиотека будущего? Дайте определение._______________________________________________________________________________________________________________
  • Внешний вид Библиотеки будущего (стандартное здание, необычное, другое…)______________________________________________________________________________________
  • Форма выдачи книг (свободная, необычная, интересная…)__________________________________________________________________________________
  • Поиск необходимой литературы и ожидание запроса (за мультимедийными столами, в креслах-мешках, в полёте, другое…)______________________________________________________________________________________
  • Что представляет собой Читальный зал (читательские столы, столы с компьютерами, мягкая мебель с нетбуками, другое…)_______________________________________________________________________________________

Результаты социологического опроса.  Опрос участников проекта (53человек), к учащимся 4 класса присоединились дети помладше, показал большой полёт фантазии школьников. Здесь они представили библиотеку будущего в разнообразных формах и стилях.

Результаты социологического опроса.

Опрос участников проекта (53человек), к учащимся 4 класса присоединились дети помладше, показал большой полёт фантазии школьников. Здесь они представили библиотеку будущего в разнообразных формах и стилях.

Сейчас мы имеем представление о библиотеке, о которой мечтаем мы, дети! «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране». (Д.С. Лихачев)

Сейчас мы имеем представление

о библиотеке,

о которой мечтаем мы, дети!

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране». (Д.С. Лихачев)

Не столь важно, как изменится формат книги в будущем, главное, чтобы общение с книгой доставляло удовольствие…

Не столь важно, как изменится формат книги в будущем, главное, чтобы общение с книгой доставляло удовольствие…

За семейным чтением – будущее

За семейным чтением – будущее

Использованная литература: Презентация выполнена на основе интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе. Основной источник теоретических материалов - http://kuglib.ru Для разработки мероприятий были использованы журналы «АБВГД», газеты «ПедСовет», интернет-ресурсы.

Использованная литература:

Презентация выполнена на основе интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе. Основной источник теоретических материалов — http://kuglib.ru

Для разработки мероприятий были использованы журналы «АБВГД», газеты «ПедСовет», интернет-ресурсы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Как изменятся библиотеки через несколько десятилетий? Сменят ли электронные книги бумажные? Останется ли профессия библиотекаря? Продолжат ли люди читать в будущем? Это и не только обсуждаем с Афанасьевым Михаилом Дмитриевичем.

Афанасьев Михаил Дмитриевич — кандидат педагогических наук, советский и российский историк библиотечного дела и социолог, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, президент Российской библиотечной ассоциации.

— Как Вы попали в библиотечное дело и почему именно библиотеки?

— Книги окружали меня с самого рождения. В 4 года я уже умел читать и не расставался с книгой. Ничего удивительного, что, придя в школу, я пропадал все перемены в библиотеке, стал помогать библиотекарю, мне понравилось не только читать книги, но и их «обрабатывать» — наклевать кармашек, позднее — классифицировать. В 13-14 лет я перенес это увлечение домой: обработал свою личную библиотеку — присвоил книгам инвентарные номера, проставил шифры десятичной классификации, в специальной тетради составил каталог. Дальше — больше: увлек соседских приятелей, и мы вместе обошли соседние дома, собрали книги и организовали в выселенной квартире дворника «общественную библиотеку». Ну, а после ухода на пенсию школьного библиотекаря, моей первой учительницы на этом поприще, Татьяны Ивановны Виноградовой, я фактически стал заведовать библиотекой нашей школы. И производственное обучение в 9-11 классах (такое тогда было) я, в порядке исключения, проходил в ближайшей районной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова и научной библиотеке Института морского рыбного хозяйства (ВНИРО). Так что по окончании школы у меня уже была квалификация «помощник библиотекаря», и участь моя была решена.

— Сейчас библиотеки активно пользуются спросом, изменится ли это через 10, 20, 30 лет? Какими библиотеки будут в будущем?

— Ответить на этот вопрос однозначно очень сложно. Конечно, ситуация изменится. В самом общем виде это может быть описано так: чем дальше мы будем заглядывать в будущее, тем меньше возможностей у нас говорить о библиотеках как о чём-то едином. Основной тренд развития библиотек — это увеличивающееся их разнообразие. Когда-то Экклезиаст сказал: «Всему своё время, и время каждой вещи под небом. Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий». Время, когда библиотеки представляли из себя нечто единое по функциям, формам работы, облику и названию, сменяется временем, когда библиотечные функции обрамляются самыми разными внешними обстоятельствами, сочетаются с формами работы, которые требуются именно этой библиотеке в предложенных обстоятельствах. Конечно, некоторые типологические черты будут основой для обобщений — детская библиотека всегда будет институтом приобщения ребенка к книге, печатному слову, а библиотека для молодёжи представит себя молодому человеку как лаборатория для его самореализации. А наряду с этим есть множество иных вариантов развития конкретных библиотек. И всё это усложнится и скорректируется теми процессами, которые происходят в сфере высоких технологий (искусственный разум, новые формы коммуникации и т.п.). Каждое достижение в этой области — это или перемена в библиотечных технологиях, или появление нового типа библиотек.

Насколько точно можно предсказать развитие библиотек на 20 — 30 — 40 лет? На мировом пространстве это предмет обсуждения в программе «Global vision», реализуемой Международной федерацией библиотечных обществ и ассоциаций (IFLA) на средства, выделенные фондом Билла Гейтса. В России до 2030 года мы имеем программу развития библиотек, разработанную профессиональным библиотечным сообществом и принятую Правительством Российской Федерации в качестве «Стратегии развития библиотек в РФ». Особо любознательных отсылаю к этим документам.


— Каких принципов будет придерживаться библиотека будущего? Что Вы думаете о переходе от «транзакционной библиотеки», место выдачи-сдачи книг, к «реляционной», пространству отдыха, встреч, образования?

— В вопросе заложена одна методологическая неточность — он предполагает, что у библиотеки есть единственная функция (до недавнего времени — «транзакционная»), и она может или не может смениться. На самом деле социологически ситуация выглядит сложнее. Действительно, библиотеку от других институтов, действующих в общественной сфере, всегда отличало наличие упомянутой технологии — выдача книги читателю во временное пользование. Я думаю, что и в будущем эта её функция будет отличительной чертой библиотеки, вне зависимости от того, что в разные времена можно будет понимать под словом «книга». Но при этом, эта самая «транзакция» во все времена была лишь маркером. Функции библиотеки никогда не исчерпывались только выдачей литературы. Во все времена, особенно с момента, когда появился тип библиотеки, открытой для публики, она выполняла в обществе своеобразные «компенсаторные» функции — для неимущих позволяла не тратить деньги на покупку книг; в сословном обществе для стремящихся выйти из сословия, приобрести знания и решить эту проблему; в ситуации общественного подъёма — быть местом, где можно найти единомышленников — и в текстах, и в реальной жизни, выплеснуть свои эмоции; в эпоху «застоя» — найти в библиотекаре благодарного слушателя, исповедаться ему. За каждым из перечисленных утверждений у меня есть реальные примеры, да и каждый, кто работал в библиотеке и общался с её посетителями, подтвердит это. Разница между прошлым и наступившим новым временем только в том, что сегодня для человека, вошедшего в библиотеку, особенно молодого, стало необязательным демонстрировать свою причастность к библиотеке с помощью традиционных действий — взять книгу, прочитать её в читальном зале или дома. Она продолжает быть нужной тем же, чем и раньше, но ранее скрытые «латентные» её функции стали явными, а демонстрация заявленной функции (выдача литературы) отчасти стала факультативной.

— Какие есть перспективы внедрения технологий в библиотеки?

— Технологические перемены призваны освободить взаимодействие библиотекаря и читателя (пользуясь традиционной терминологией) от той самой ритуальности, о которой я сказал ранее. Правда это не значит, что, передав процесс регистрации выдачи и возврата книги соответствующему аппарату у входа в библиотеку, мы утратим эту точку общения между библиотекарем и читателем. Жизнь за пределами библиотеки показывает, что совершенствование технических средств не прямолинейно, а корректируется, казалось бы, «посторонними» факторами. Электронная книга начала сдерживать свою экспансию, потому что выяснилось — у бумажной книги есть свойства, привлекательные и для нового читателя. Мобильный телефон, уменьшаясь в размерах на протяжении первого десятилетия своего существования (чем меньше — тем удобнее) в какой-то момент не только остановился в этом процессе, но и начал расти, поскольку приобрёл новые свойства — книги, и читателю понадобился привычный носитель, приближенный к книжному формату. То же самое ждёт нас и в процессах технологического развития библиотек в той сфере, которая касается читателя. Вопроса о внутренней, производственной технологии в библиотеке мы сейчас не касались.


— Оцифровка: будут ли актуальны в будущем печатные книги или начнут появляться «электронные библиотеки» — пустые пространства с книгами на электронных носителях?

— Тезис о нелинейном развитии технологии и влияния её на общество, который я уже высказал, применим и к этой проблеме. Не просто возможно, а «электронные библиотеки» уже существуют. Чем «ЛитРес» — не библиотека, только что платная? Недаром мы видим его тесное взаимодействие с традиционными библиотеками, делающими его услуги частью своего сервиса. Пространство библиотеки, которое Вы упомянули, не может быть пустым, поэтому библиотека, состоящая из электронных книг с возможностью дистанционного доступа к ним, не нуждается в физическом публичном пространстве, если только она не взяла на себя иные функции, кроме предоставления источников. Тем самым мы возвращаемся к теме, по которой мы говорили ранее.

— Не потеряют ли актуальность письменные источники, когда их сканы будут выложены в электронном формате? Что будет с изданиями, которые невозможно оцифровать? Что Вы думаете о внедрении технологии QR-кодов для перехода к нужному тексту?

— Это три разных вопроса. Отвечу по порядку.

Не потеряют ли актуальность письменные источники после оцифровки? И да, и нет. Потеряют, и уже теряют не столько от самой оцифровки, сколько от их появления в сети. Но это потеря ощущается только при запросе на информацию самого верхнего уровня. Так, резко потеряли в спросе печатные энциклопедии после появления «Википедии». Но чем глубже запрос, тем больше необходимость обращения к печатному, а то и рукописному источнику.

И снова мы возвращаемся той простой истине, что в социальной сфере нет ничего, что выполняет одну голую функцию. Оцифровка книги решает только одну задачу, да и ту не в полной мере — передать информацию, заложенную автором в текст книги. Но даже достоверность передачи исходного текста нуждается в подтверждении. Кроме того, книга — комплексный предмет, она несёт в себе не только результаты работы автора, художника, редактора, что в той или иной мере передается и электронной копией, но и является отражением эпохи создания, её материальным знаком. Наряду с библиотекарями, ценящими книгу  в первую очередь за её содержание, есть библиофилы, для которых книга в электронном воплощении абсолютно не интересна.

Что будет с изданиями, которые невозможно оцифровать? Книга, которую нельзя оцифровать — явление временное, с развитием технологии препятствий для создания копий не будет, но одновременно можно быть уверенным, что всегда будут книги, другие документы на бумажных носителях, которые технически возможно оцифровать, но они еще не оцифрованы. Человеческая культура обладает такой давней, глубокой и разнообразной традицией и, одновременно, так динамично развивается, что тексты будут создаваться, книги будут продолжать печататься, и всегда технология их электронного воспроизведения будет отставать.

Что я думаю о QR-кодах? На протяжении всей своей истории человек постоянно изобретал способы облегчить себе поиск и получение информации. Появление QR-кода — естественный процесс. Я не думаю, что он продержится долго. Ему на смену придет более эффективный способ входа в то или иное текстовое или визуальное информационное пространство.


— Расширится ли медиатека в библиотеках? Если да, то какие медиа необходимо там представить?

— В мировой библиотечной практике уже получен ответ на этот вопрос: в 1990-е годы под влиянием широкого распространения аудио- и видео-носителей (кассеты, а затем — диски) большинство небольших муниципальных библиотек Франции были переименованы в «медиатеки». К сегодняшнему дню некнижные фонды медиатек начинают сдавать свои позиции. Причина — устаревание самих носителей, переход распространения аудио- и видеоматериалов через сеть. Медиатекам приходится перестраивать свою работу с аудиовизуальными материалами более радикально, нежели с печатными изданиями, остающимися центральным и стабильным ресурсом «медиатеки».

— Будет ли существовать в будущем профессия «библиотекарь»? Какое место он будет занимать при массовой автоматизации и электронизации?

— У профессии библиотекаря два пути, и оба реализуются на наших глазах и, похоже, будут соседствовать в будущем.

Первый — название профессии сохраняется, но при этом многое в содержании его работы меняется, расширяется: наряду с традиционными появляются новые функции, обусловленные новыми общественными настроениями и, конечно, технологическим развитием общества.

Второй — человек на своем рабочем месте выполняет вполне традиционные библиотечные функции, но наименование его профессии иное — более «современное» — нечто вроде «специалиста, управляющего информационными потоками».

Примеры и первого, и второго каждый найдёт уже сейчас в окружающем мире, и в этом разнообразии путей — залог и гарантия будущего существования.


— Крепка ли книжная культура или её в конечном счете заменят медиа как единственный источник информации? Что будет с чтением в будущем?

— У книжной культуры в основе не одно тысячелетие традиций и вне зависимости от того, осознаем мы или нет её влияние на нашу жизнь, поведение и чувства несомненно. Книга в культуре — предмет особый, и эта особость уже не связана с содержанием книги. Неслучайно многие дизайнерские идея связаны с использованием книги — от создания мебели, имитирующей стопки книг, до скульптурных композиций, вырезанных из реальных книжных блоков.

Что касается экспансии медиа в информационном пространстве, то она впрямую не касается книги — это поле, на котором существовали/существуют газеты, журналы, летучие материалы, листовки, брошюры. Книга — как нарративный текст, содержащий информацию, не ориентированную только на сиюминутную реакцию, будет существовать параллельно медиа. Науку, образование и литературу никакие медиа-технологии потеснить не могут, хотя влияние на форму представления информации в них, несомненно, оказывают. Вопрос лишь в том, на каком носителе эти тексты будут распространяться, но электронная книга — это не медиа.

Что касается чтения, то оно у человечества входит в число жизненно важных функций и с ним, пока homo sapiens существует, ничего плохого произойти не может.

— А вот что читает человечество и какие носители использует для фиксации текста — этот вопрос можно задавать. Назову лишь одну очевидную тенденцию — стремление к лаконизму в изложении, передаваемой через текст информации, в наше время стало более явным (оно было всегда — сравните тексты, написанные в XVIII веке и XX-м), и в этом отражение скорости жизни и роли в ней тех же медиа.
— В связи с тем, что бумажное производство сейчас становится накладным, что будет с печатными книгами в будущем? Изменятся взаимоотношения между издательствами и библиотеками?

— Будущее бумажной книги зависит от того, как разделятся функции электронного и бумажного документов в общественных отношениях. Сейчас уже видно, что электронная книга, имея несомненное преимущество перед бумажной в стоимости производства, эффективности распространения и удобстве использования (последнее — относительном, поскольку требует определенных технических средств), проигрывает бумажной в гарантии продолжительного существования и, главное, в легитимности текста. Легитимность в данном случае — это уверенность автора в том, что созданный им текст будет принят обществом как произведение (литературное, научное и т.п.), что его содержание будет неизменным, таким, каким его создал автор, и что следствием этого будет признание за ним, как автором всех законных прав и преференций. Опубликованная на бумаге книга даёт всё это, а электронное произведение, при формальном равенстве с бумажным, не выдерживает конкуренции. Возможно, через несколько поколений ситуация изменится и бумажную книгу ждёт та же судьба, что и рукописную в эпоху печатных текстов — быть актуальной в определённом сегменте культуры.

Между издательствами и библиотеками прямых контактов нет, но есть достаточно болезненные точки взаимодействия, и касаются они именно электронной версии книг. Издательства опасаются бесконтрольного распространения электронных версий в библиотеках в тех случаях, когда они должны получать прибыль от их использования. Так что для издателей надежней и предпочтительней, чтобы в библиотеках были именно бумажные книги, а не их электронные версии.

— Есть ли у библиотек потенциал взаимодействия с другими социальными и культурными институтами? Не будет ли конкуренции между библиотеками и музеями, например?

— Конечно, и этот потенциал используется, хотя и не так активно, как мог бы. Что гораздо важнее отметить — это то, что идёт не столько взаимодействие, сколько взаимоиспользование форм и методов работы культурными институциями, и библиотеки проявляют здесь высокую активность. Не случаен Ваш вопрос о конкуренции с музеями. Оснований видеть конкуренцию в том, что в библиотеках появляются музейные экспозиции или применяются музейные формы работы, по моему мнению, нет — по двум причинам. Первая — система ценностей библиотечного работника и музейного диаметрально противоположны. Если для музея сохранность предмета безусловно важнее использования, то для библиотекаря ситуация выглядит с точностью до наоборот. В этом смысле библиотечный музей всегда будет не похож на музей профессиональный. Вторая — как библиотечная технология незнакома людям, за стенами библиотеки, так и музейная «кухня» сложна и непонятна библиотекарям. В итоге, музей в библиотеке или будет неконкурентоспособен по отношению к профессиональному музею, или он должен создаваться и функционировать в тесном сотрудничестве библиотеки и музея. А в этом случае трудно говорить о конкуренции.


— Как Вы думаете, насколько быстро меняется представление людей о библиотеках? Что можно сделать, чтобы поспособствовать этому?

— Современная жизнь даёт нам яркий пример того, насколько быстро (или медленно) меняются представления о чём-либо, и библиотеках, в частности, в общественном сознании. Вот уже, как минимум, два десятилетия библиотеки с разной степенью успешности меняют свой облик, свой стиль работы. Но до сих пор представление о доживающий свой век устаревшей структуре встречается в обществе. Его главные носители — среднее поколение — детство и юность которого пришлось на поздний СССР. Ими демонстрируется отношение к тому небольшому и давнему опыту, который у них был. Отчасти они передают его своим детям, и он принимается теми, в жизни которых или нет опыта общения с библиотеками, или он подтверждает мнение родителей. В этой ситуации отставание общественного мнения от реального положения дел отстаёт на одно поколение — 30 — 40 лет. Так что ждать осталось немного. Если работать хорошо…

Сценка 1. «Угадай книгу по самому нелепому описанию!»

Библиотека. В отдел художественной литературы приходит

совершенно неуправляемый читатель (по виду спортсмен, в трениках и

небрежно надетой футболке). Он не знает ни одного названия книг, а

отдельные сюжеты помнит лишь по именам героев.

Библиотекарь 1: Добрый день! Чем я могу Вам помочь?

Читатель 1: Добрый день! Хочу почитать книгу… эту, ну, как ее?.. Вот

понимаете ли, у меня с названиями произведений беда!

Библиотекарь 1: Может быть, Вы хотя бы фамилию автора помните?

Читатель 1: Не, фамилии вообще не запоминаю! Иногда только

имена…

Библиотекарь 1: Отлично! Давайте по именам героев. А я сориентирую

Вас в произведениях.

Читатель 1: Роберт Грантович, Мери Грантовна…

Библиотекарь 1: О, это легко! Можете не продолжать. Вас интересует

приключенческий роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта»? Отличный

выбор!

Читатель 1: Точно! Но не только этот роман… Вот еще задачка

посложнее. Есть такое, кажется, английского писателя произведение. Там

несколько книг. А главные герои – сыновья: сын Глоина, сын Араторна…

Библиотекарь 1: И эта задачка совсем не сложная! Ведь речь о трилогии

Джона Роналда Руэла Толкиена «Властелин Колец»? Именно там был гном

Гимли, сын Глоина, и Арагорн, сын Араторна, потомок рода Элендила.

Прекрасное произведение! Эпохальное.

Читатель 1: Дада, именно «Властелин Колец». А еще меня интересует

детектив, где поднимается проблема расовой дискриминации темнокожего

населения планеты! Помните, там еще… да, точно! Раз негритенок, два

негритенок, три негритенок, четыре негритенок, пять негритенок…

(Библиотекарь улыбается, а читатель продолжает). Шесть негритенок, семь

негритенок, восемь негритенок, девять негритенок, десять негритенок.

Библиотекарь 1: Понятно. Да Вы еще и детективы любите! «Десять

негритят» Агаты Кристи. И еще такую интересную интерпретацию им даете,

современную! Мне бы в голову не пришла мысль о расовой дискриминации…

Какой интересный у нас читатель.

Читатель 1: И считать я тоже люблю! Вот еще произведение, там

главные герои АлиБаба и раз разбойник, два разбойник, три разбойник…

Библиотекарь 1: Достаточно! «АлиБаба и сорок разбойников»,

арабская сказка. Что ж, отличный выбор! Пойду принесу Ваш заказ…

Библиотекарь и читатель уходят.

Аудитория. Продолжается обсуждение профессии библиотекаря.

Слайд 1«Библиотека будущего».
Проект учащихся 4 А класса МОУ «Георгиевская гимназия».

«Библиотека будущего».Проект учащихся 4 А класса МОУ «Георгиевская гимназия».


Слайд 2 Проект
«Библиотека будущего»

Цель:

проектирование библиотеки будущего, обеспечивающей высокую культуру обслуживания пользователей, за счёт создания более комфортных условий и внедрения новых технологий с учётом требований времени.

Проект  «Библиотека будущего» Цель: проектирование библиотеки будущего, обеспечивающей


Слайд 3Задачи проекта:
— Провести конкурс детского творчества (сочинение, рисунки, моделирование) на тему:

«Библиотека будущего».
— Рассмотреть этапы развития библиотеки от её возникновения до наших дней, определить место библиотеки в современной России.
— Спроектировать здание библиотеки будущего. Представить несколько моделей, с учётом пожеланий детей.
— Провести опрос среди уч-ся Георгиевской гимназии по вопросу: «Библиотека будущего глазами детей».
— Рассмотреть в перспективе возможности читателя «Библиотеки будущего».
— Сделать выводы.

Задачи проекта:- Провести конкурс детского творчества (сочинение, рисунки, моделирование) на тему: «Библиотека будущего». - Рассмотреть этапы развития


Слайд 4Библиотека будущего.
Будущее. Людям всегда было интересно, что их

ждет в будущем, как изменятся вещи и люди, окружающие их. Библиотека. Какая она будет через 15 – 20 лет? Никто не может ответить на этот вопрос сейчас, но мы можем представить и просто помечтать.

Но одно очевидно – библиотеки были и будут всегда, так как они нужны всем нам!

Библиотека будущего.   Будущее. Людям всегда было интересно, что их ждет в будущем, как изменятся вещи


Слайд 5Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Российский ученый-литературовед, историк культуры.

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть

университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране».

Дмитрий Сергеевич ЛихачёвРоссийский ученый-литературовед, историк культуры.«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть


Слайд 6История культуры библиотечного дела — часть истории и культуры общества. Самыми

древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте.

История библиотек. Возникновение библиотек.

Табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше.  

Таблица с астрологическими прогнозами.

Табличка со списком синонимов.

Глиняные таблички из дворцовой библиотеки
(сейчас таблички находятся в коллекции Британского музея)

История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые


Слайд 7Крупнейшая сохранившаяся библиотека  древнего мира (VII в. до н. э).
Библиотека Ашшурбанипала

Крупнейшая сохранившаяся библиотека  древнего мира (VII в. до н. э). Библиотека Ашшурбанипала


Слайд 8В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид,

Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат.

Древняя Греция

Библиотека Адриана в Афинах
(132—134 гг. н. э. к северу от Акрополя)

В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал


Слайд 9Характерная черта римских библиотек — расположение их на загородных виллах.
Первая

публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э.

Древний Рим

Храм Весты

Римская библиотека

Частные библиотеки в II-I вв. до н.э.

Характерная черта римских библиотек - расположение их на загородных виллах. Первая публичная библиотека в Риме была создана


Слайд 10II в. до н. э. — IV в. н. э.
Восьмое чудо света — Александрийская библиотека

II в. до н. э. — IV в. н. э.Восьмое чудо света - Александрийская библиотека


Слайд 11
Изображение Птолемея X Александра I на стене храма
Храм Хора в

Эдфу

Одно из помещений храма

Внутренний двор с пилонами

Храм Хора в Эдфу

Изображение Птолемея X Александра I на стене храмаХрам Хора в ЭдфуОдно из помещений храмаВнутренний двор с


Слайд 12Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. Первая библиотека на

Руси была создана в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве. Собрание книг называлось «книжной казной», «архивой». Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой «Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в 1499 г.. Второй раз термин встречается в 1602 году в Соловецкой летописи.

История библиотек России.
История библиотечного дела

Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. Первая библиотека на Руси была создана в 1037 году


Слайд 13 
Развитие библиотек в России в 17 веке

  Развитие библиотек в России в 17 веке


Слайд 14

Развитие библиотек в России в 18 веке
 

Развитие библиотек в России в 18 веке


Слайд 15Развитие библиотек в России в 19 веке
 

Развитие библиотек в России в 19 веке   


Слайд 16Развитие библиотек в России в 20 веке

Развитие библиотек в России в 20 веке


Слайд 17Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной

продукции, выходящей в свет на территории страны.

Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории


Слайд 18 Национальной библиотекой нового социалистического государства стала Государственная

библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека.

 Национальной библиотекой нового социалистического государства стала Государственная


Слайд 19
Библиотеки — хранилища памяти человечества, главный источник информации — от древних

рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет прошлое и будущее».

Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил


Слайд 22Здание библиотеки должно быть выдающимся и привлекающим внимание

Здание библиотеки  должно быть выдающимся и привлекающим внимание


Слайд 23Содержание библиотеки должно быть богатым.

Содержание библиотеки должно быть богатым.


Слайд 24Библиотека должна быть интересной

Библиотека должна быть интересной


Слайд 25Национальная библиотека Беларуси

Национальная библиотека Беларуси


Слайд 26Библиотека должна быть доступной

Библиотека должна быть доступной


Слайд 27Автоматизация библиотеки будущего

Автоматизация библиотеки будущего


Слайд 28Большинство изданий будет доступно в электронном варианте

Большинство изданий будет доступно в электронном варианте


Слайд 32 «Чем больше неожиданных решений в плане строительства библиотек, тем крайне

привлекательными они станут для читателей…»

«Библиотека будущего – необычный дом, в котором живут произведения искусства и литературы…»

«Полностью мультимедийная обстановка …»

« В читальном зале будет много больших столов и мягких удобных стульев …»

Размышления на тему
«Библиотека будущего»

«Чем больше неожиданных решений в плане строительства библиотек, тем крайне привлекательными они станут для читателей…»«Библиотека будущего


Слайд 33«… В будущем я вижу библиотеку в стиле «ретро»…»
«… Библиотека будущего

– это фантастическое здание…»

«Библиотека будущего – это просторное здание, вмещающее в себя большое количество людей…»

«… Это очень красивое помещение, в котором мы можем наслаждаться чтением книг…»

«… Это что-то новое, более мобильное, современное и удобное…»

«… В будущем я вижу библиотеку в стиле «ретро»…»«… Библиотека будущего – это фантастическое здание…»«Библиотека будущего –


Слайд 34 «Заходишь внутрь и видишь самую современную технологию: мониторы, необычные стеллажи

и обилие всякой литературы …»

«Здание будет прозрачным, а через крышу можно будет увидеть небо …»

« Я представляю библиотеку будущего большой, просторной и удобной… Книги не будут заменены ни на какие электронные носители, а будут в своём обычном виде передаваться из поколения в поколение…»

«Заходишь внутрь и видишь самую современную технологию: мониторы, необычные стеллажи и обилие всякой литературы …» «Здание


Слайд 35Социологический опрос детей на тему: «Библиотека будущего».
Библиотека будущего глазами детей
Вопросы учащимся
Что

такое Библиотека будущего? Дайте определение._______________________________________________________________________________________________________________
Внешний вид Библиотеки будущего (стандартное здание, необычное, другое…)______________________________________________________________________________________
Форма выдачи книг (свободная, необычная, интересная…)__________________________________________________________________________________
Поиск необходимой литературы и ожидание запроса (за мультимедийными столами, в креслах-мешках, в полёте, другое…)______________________________________________________________________________________
Что представляет собой Читальный зал (читательские столы, столы с компьютерами, мягкая мебель с нетбуками, другое…)_______________________________________________________________________________________

Социологический опрос детей на тему: «Библиотека будущего».Библиотека будущего глазами детейВопросы учащимсяЧто такое Библиотека будущего? Дайте определение._______________________________________________________________________________________________________________Внешний вид


Слайд 36Результаты социологического опроса.
Опрос участников проекта (53человек), к учащимся 4

класса присоединились дети помладше, показал большой полёт фантазии школьников. Здесь они представили библиотеку будущего в разнообразных формах и стилях.

Результаты социологического опроса.  Опрос участников проекта (53человек), к учащимся 4 класса присоединились дети помладше, показал большой


Слайд 39«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если

есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране». (Д.С. Лихачев)

Сейчас мы имеем представление
о библиотеке,
о которой мечтаем мы, дети!

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются


Слайд 40Не столь важно, как изменится формат книги в будущем, главное, чтобы

общение с книгой доставляло удовольствие…

Не столь важно, как изменится формат книги в будущем, главное, чтобы общение с книгой доставляло удовольствие…


Слайд 42Использованная литература:
Презентация выполнена на основе интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе. Основной

источник теоретических материалов — http://kuglib.ru
Для разработки мероприятий были использованы журналы «АБВГД», газеты «ПедСовет», интернет-ресурсы.

Использованная литература:Презентация выполнена на основе интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе. Основной источник теоретических материалов - http://kuglib.ruДля разработки


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий библиодартс знаешь отвечай не знаешь прочитай
  • Сценарий блиц опроса
  • Сценарий бианковские чтения
  • Сценарий благоустройство города
  • Сценарий би муви на русском