Сценарий буктрейлера образец

Буктрейлер- это реклама новых и продвижение книг. Кроме этого – это и средство развития творческой активности школьников. Коллективная работа развивает у учащихся умение взаимодействовать друг с другом. В процессе работы над видеопроектами учащиеся приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы, более глубоко познают окружающий мир. У школьников развивается умение видеть, выражать свои мысли, чувства через авторские фильмы и видеоролики.

 Буктрейлер- это реклама новых и продвижение книг. Кроме этого – это и средство развития творческой активности школьников. Коллективная работа развивает у учащихся умение взаимодействовать друг с другом. В процессе работы над видеопроектами учащиеся приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы, более глубоко познают окружающий мир. У школьников развивается умение видеть, выражать свои мысли, чувства через авторские фильмы и видеоролики.

Основные этапы работы по созданию буктрейлера

Выбор книги для рекламы
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество: любимые жанры и предпочтения в чтении, книги, которые вам понравились. И о которых хочется рассказать, возможность попробовать себя в новом виде творчества и др.

Создание сценария

Создание сценария к буктрейлеру ( продумать сюжет и написать текст). Сюжет это основа вашего видео ролика, то из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, что непременно читателю захотелось бы узнать, что же будет дальше. А узнать что будет дальше можно если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продумано. Взвешивать каждое предложение. Видео ролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время чтобы удержать внимание зрителя потенциального читателя.

Собираем материал

Следующий этап работы . Необходимо подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги , снять свое видео, или найти в видео по тематике в интернете. Скаченное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi. Для этого можно использовать Format Factory 2.9 — это отличный конвертер, который качественно конвертирует видео-аудио файлы и изображения в различные форматы. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Для этого можно использовать программу Sound Forge — это очень мощный и удобный цифровой аудио-редактор, в состав которого входит набор утилит, предназначенных для работы со звуком. При помощи данной программы можно эффективно обрабатывать звуковые композиции, накладывать множество эффектов, осуществлять точную и быструю запись и редактирование сэмплов, кодировать данные, перегонять файлы в различные форматы и т.д. И не забываем про авторские права. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию.
Для видеомонтажа можно использовать футажи и гиф анимацию.

Футажи для видеомонтажа незаменимы при создании фильма или даже видеоролика. По сути футаж — это видеофайл, что применяется при монтаже видео и имеет небольшую длительность.

Минимальное техническое обеспечение. Вам потребуется:
— Компьютер
— Микрофон (если вы предполагаете делать свою озвучку)
— Программы:
для звукозаписи (опять же, если вы хотите сами озвучить буктрейлер),
для конвертирования видеофайлов в  формат  avi, если ваша видеоподборка  в другом формате (я использую Total Video Converter).
для нарезки и склеивания фильмов. Здесь есть выбор,  а я пользуюсь простейшей,  понятной для «чайников»  программой  Windows Movie Maker .

Создание сценария к буктрейлеру

По сути, самая сложная задача при создании буктрейлера –   написать  его сценарий, придумать сюжетную линию.  Создавая сценарий, подумайте:
—                   на что бы вы хотели обратить внимание читателя/зрителя,
—                    какие иллюстрации или видеофрагменты могли бы подойти под вашу идею (может, есть экранизации),
—                     озвучка: пойдет ли у вас видео под музыку? Тогда её нужно подобрать заранее. Музыка должна гармонировать с информацией и картинками, будить воображение зрителя/слушателя. Текст: он будет появляться на слайдах, или вы предполагаете сделать аудиозапись?

Материалы для видеоряда. Озвучка.

Сканируем  иллюстрации  из книг  или находим  подходящие по смыслу картинки  в интернете. Знатоки  при необходимости без труда  обработают  фото в фотошопе или в онлайн-сервисах.  Добавляем своё  видео или находим что-то подходящее по тематике в  сети (помним об авторском праве).

Новость просмотрели: 767

Буктрейлер

Некоторое время назад мы начали разговор о буктрейлерах – что это такое и как его можно сделать. И сегодня посмотрим на примеры простых буктрейлеров, смонтированных самостоятельно с помощью самых распространенных программ.

Итак, как уже говорилось раньше, начинать лучше всего с повествовательного или атмосферного буктрейлера. Так и поступим.

Для учебных буктрейлеров я выбрала один из своих старых рассказов – «Выкуп». Он совсем небольшой по объему, так что найти время и ознакомиться с ним смогут все желающие. Начало рассказа читайте внизу этой страницы, а полный текст доступен по размещенной там же ссылке.

Атмосферный буктрейлер

Напомню, задача атмосферного буктрейлера – передать общий настрой истории, дать представление о жанре, в котором написано произведение. «Выкуп» написан в жанре «темного» фэнтези с псевдославянскими мотивами и близок к страшной сказке.

Посмотрим, насколько это получилось передать в трейлере.

(читать рассказ на странице автора)

В атмосферном буктрейлере для рассказа «Выкуп» основной упор делался на подбор соответствующего визуального (сюжеты и стиль рисунков, цветовая гамма) и звукового материала. Текстовое сопровождение (титры) играют по большей части вспомогательную роль, а смысловой нагрузки несут мало.

Стоит отметить, что атмосферные буктрейлеры лучше делать короткими – полторы, максимум две минуты. В ином случае внимание зрителя рассеивается, напряжение спадает, и цель – захватить читательский интерес – остается недостигнутой.

Хотя, если вы готовы сделать профессиональную озвучку для буктрейлера (а в Интернете есть сервисы, которые могут в этом помочь!), то это правило смягчается. И вопрос только в том, чтобы с помощью разных звуковых и визуальных эффектов удержать внимание зрителя. 🙂

Повествовательный буктрейлер

Как мы уже говорили в одной из статей, повествовательный буктрейлер основывается на сюжете произведения, то есть отвечает на три основных вопроса:

  • Где? – показываем место действия;
  • Кто? – рассказываем о героях произведения, основных действующих лицах;
  • В чем проблема? – обозначаем завязку и главный конфликт истории, то есть столкновение интересов и/или мотивов действующих лиц.

Посмотрим, как это может выглядеть в готовом буктрейлере.

(читать рассказ на странице автора)

Этот буктрейлер по рассказу «Выкуп» монтировался строго по плану, обозначенному выше. Первые кадры – ответ на вопрос «где?». Дальше – представление героев и отношений между ними. После представления действующих лиц – указание на ключевое для завязки событие и намек на его последствия.

Как можно заметить, в повествовательном буктрейлере текстовое сопровождение играет гораздо более заметную роль, чем в атмосферном. А вот правила подбора визуального ряда остаются примерно такими же.

Кстати, отмечу, что в данном буктрейлере есть свои недостатки и даже ошибки. Попробуйте потренироваться – найдите их и укажите в комментариях. 🙂 Это станет отличной практикой перед созданием буктрейлеров к собственным книгам!

В заключение расскажу, какие программы использовала для разработки и монтажа этих двух буктрейлеров.

1. Windows Movie Maker – для создания/редактирования видео и титров.

2. Adobe Photoshop CS3 – для редактирования некоторых изображений.

3. Freemake Audio Converter – для конвертации звука из формата MP3 в формат WMA (он лучше всего подходит для монтажа в Movie Maker).

На самом деле создавать буктрейлеры своими руками очень просто. Главное – решиться и попробовать! В будущем буктрейлер поможет раскрутке вашего произведения в Сети, если вы издали книгу за свой счет или продвигаете электронную книгу.

***

Светлана Первая

ВЫКУП

Полуночную тишину давно нарушало только редкое прерывистое дыхание умирающей. Лучше б стонала, всё голос живой… Детей с вечера забрали сердобольные селяне – не стоит им так рано Жнеца встречать. Не ровен час приглянется кто из малышей.

Чернав не отрывал от жены горестного взора. Выть хотелось… Думал ли он три года назад, когда привёл в дом Зарёнку-певунью, любимицу всей деревни, что так мало им будет отмерено? Тоненькая, светлая, она будто солнышком светила на хуторе. Благодаря ей и другие к нему поласковей стали. Не чурались, как прежде, просто так в гости заглядывали, а не только когда нужда есть скотину какую забить или шкуры выменять. Понимал Чернав, конечно: не из-за него приходили – из-за жены его, но серпнику ли жаловаться…
А теперь кончилось всё. Потечёт по-старому, коли не хуже. Скажут ещё – сам виноват, нечего с судьбой спорить. Жизнь отнимающие всегда бобылями жили да на выселках, чтоб не перешла кровь на добрых пахарей, а через них – на землю-кормилицу.

Вот и Зарёну смерть чужая сгубила, на руках мужниных в дом принесённая…

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ — полный текст рассказа.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Библиотеки и издательства вузов все чаще вынуждены конкурировать с разнообразными сетевыми ресурсами, предоставляющими книги в электронных форматах для чтения и прослушивания: легальными и пиратскими. Практика и удачные опыты библиотечного маркетинга наглядно демонстрируют, что в этой многолетней погоне за читателями хороши любые средства. Высокоэффективны каналы неформальной коммуникаци: библиотечные группы для читателей в социальных сетях, блоги, подкасты и разнообразные форматы видеопрезентаций.

Одним из наиболее распространенных и уже привычных для российских читателей технологий привлечения стали буктрейлеры — короткие рекламные видеоролики (продолжительностью не более 3 минут), созданные по мотивам книг и призванные заинтересовать широкий круг потенциальных читателей. Цель каждого подобного видео — пробудить интерес аудитории к чтению, увлечь людей занимательным сюжетом или, в случае буктрейлеров научных и профессиональных изданий, показать пользу, которую может принести специалистам заказ в библиотеке той или иной книги.

Буктрейлеры хорошо прижились, во многом благодаря популярности видеохостинга YouTube, практически во всех потребительских нишах книжной отрасли: профессиональным производством таких роликов занимаются детские издательства, издательства художественной литературы, издательства учебной и научной литературы также не стали исключением. Неудивительно, что и библиотеки стремятся организовать видеопроизводство, чтобы с помощью буктрейлеров и другого библиотечного контента «вернуть» посетителей в читальные залы.

Мы подготовили пошаговую инструкцию по созданию буктрейлеров для университетских библиотек, которые планируют на постоянной основе вести свои каналы в YouTube и регулярно публиковать видео о книгах и научных изданиях.


Этап I. Создаем условия для видеопроизводства

Шаг 1. Подготовка рабочего места видеоинженера

Производство качественного видео — весьма трудоемкий процесс, который требует от исполнителей не только знания основ визуального дизайна и композиции, навыков работы со специализированным программным обеспечением, но и создания перед началом работы некоторых технических условий.

Необходимо приобрести монтажный компьютер, на котором будут создаваться видеофрагменты. Он должен быть оборудован высокопроизводительными компонентами: мощным процессором, скоростной оперативной памятью (с маркировкой DDR4 или DDR5) объемом не менее 16 гигабайтов (для комфортной работы желательно использовать 32 Гб и более), современной видеокартой (популярны продукты Nvidia или AMD).

Кроме того, специалисты видеопроизводства рекомендуют быстрые твердотельные накопители для обработки видеоматериалов и обособленные массивы обычных жестких дисков (RAID) для хранения и резервного копирования созданных файлов. Рекомендуемая конфигурация компьютерного «железа» позволит режиссеру монтажа работать быстро и эффективно.

Теоретически можно использовать и устаревшие компоненты, но цена подобного компромисса —время, которое уйдет на рутинные процессы обработки и сохранения получившихся видео, поэтому мы все-таки рекомендуем начинающим видеопродюсерам задуматься в первую очередь об обновлении существующей или о покупке новой техники.

Шаг 2. Подготовка съемочного оборудования

Качество видео напрямую зависит от характеристик съемочной аппаратуры. Так, профессиональная или полупрофессиональная видеокамера, способная снимать видео высокой четкости с разрешением 1080p и частотой 60 кадров в секунду и более, обеспечит вашим трейлерам качество, недоступное большинству смартфонов и недорогих экшн-камер.

Микрофоны и аудиорекордеры сделают звук в ваших видео кристально чистым (зрители любят хороший звук), а штативы, свет и специальные экраны помогут создавать видео качества, приближенного к студийным стандартам. На студийном и съемочном оборудовании не следует экономить, поскольку его характеристики дают каждому начинающему продюсеру видеоконтента свободу в выборе жанра и реализации самых неожиданных, смелых идей.

Сразу оговоримся, что создавать достаточно качественный контент можно и с помощью подручных средств: снимать ролики на смартфон, а лоск и красоту наводить в специализированном ПО на этапе монтажа. Однако, как и в случае с обработкой видеоматериалов, дополнительная работа (цветокоррекция, чистка звука, наложение специальных эффектов) будет отнимать уж слишком много времени.

Шаг 3. Закупка программного обеспечения

Для производства видео требуется стабильное и удобное программное обеспечение. Советуем воспользоваться одним из популярных у видеоблогеров продуктов, например, программой для нелинейного монтажа MAGIX VEGAS (в прошлом Sony VEGAS) или продуктами Adobe: Premiere и After Effects. Цена самых простых комплектов этого ПО начинается от $100–200.

В смету на покупку ПО также следует внести лицензию на операционную систему семейства Windows. Исторически сложилось, что в полупрофессиональном производстве продукту компании Microsoft практически нет альтернатив. Работа в среде Linux требует дополнительной подготовки, что может затянуть процесс организации видеопроизводства в библиотеке.

Тем не менее, существует немало бесплатных аналогов дорогим коммерческим пакетам программ видеомонтажа, и некоторые альтернативные инструменты (речь не только о решениях под Linux/Unix) действительно хорошо справляются с возложенными на них задачами. Но у бесплатных решений существуют и очевидные недостатки: эти программы не всегда работают со стабильностью и скоростью коммерческих продуктов, которые мы рекомендуем выше.

Шаг 4. Поиск или обучение специалистов съемки и видеопроизводства

Своеобразная дихотомия коммерческих и свободно распространяемых продуктов, сложившаяся на рынке программного обеспечения, оказывает серьезное влияние и на кадровые вопросы. Дело в том, что обучить сотрудника библиотеки обращению с коммерческим ПО проще, чем работе с бесплатными и свободно распространяемыми программами.

Для популярных коммерческих программ выпущено немало обучающих видео, разработаны дистанционные и очные курсы подготовки на русском языке. Свободно распространяемое программное обеспечение таким разнообразием обучающего русскоязычного контента и курсов похвастаться не может.


Этап II. Создаем сценарий буктрейлера

Шаг 5. Готовим ваш первый буктрейлер

После того как вопросы с техникой и организацией улажены, самое время приступить к делу и написать сценарий будущего видео. Первым делом определим жанр ролика. В Интернете распространены буктрейлеры следующих форматов.

1. Промо-ролик, презентация книги, или, проще, слайд-шоу с подготовленным закадровым текстом.

2. Короткое интервью с автором, который рассказывает о своем произведении и советует зрителям обратить внимание на те или иные части своего труда.

3. Игровой буктрейлер, или короткометражный фильм, воспроизводящий фрагмент книги или, в случае научного труда, наглядно демонстрирующий ход и результаты исследования.

4. Анимационный фильм.

Начинающим продюсерам не стоит браться за сложные жанровые и композиционные ролики — лучше начать со слайд-шоу и интервью, а при желании комбинировать два этих формата.

Шаг 6. Планируем буктрейлер «Промо-ролик»

Разберем самый простой вариант — промо-ролик, или презентацию. В структуре такого буктрейлера выделим несколько основных частей и дадим примерный план видео:

1. Вступление. «Цепляющий», продающий фрагмент длительностью 10–15 секунд, обычно содержащий наиболее привлекательный слайд или видео, цель которого — привлечь внимание зрителя.

2. Основная часть. Короткий рассказ о книге с использованием цитат, слайдов и авторских иллюстраций. Допустимо использовать не только сам текст, но и отзывы сотрудников библиотеки, читателей, рецензии, представленные в научных журналах, одним словом, всё, что может доказать и показать зрителям ценность книги.

3. Заключение. В завершающей части буктрейлеров размещают обложку и выходные данные представленной книги, допустимо размещать ссылки, ведущие на сайт библиотеки для заказа физической копии или доступа к чтению в онлайн.

Разработав план, необходимо подготовить монтажные листы для каждой части вашего видео. Монтажный лист — это подробное описание сцен, закадровых реплик, желаемых графических в ставок и титров вашего буктрейлера. Оформлять и заполнять монтажные листы можно так, как будет удобно авторам видео. Существует всего одно важное условие: информация в листе должна быть понятна всем участникам производственной цепочки.

Приведем общие требования к текстовому наполнению видео. Закадровый текст, вне зависимости от формата видео, должен быть лаконичным и понятным, в нем желательно избегать излишней наукообразности, поскольку буктрейлер по своей сути — это рекламный ролик. Помните, что, как и в рекламе, цель каждого буктрейлера состоит в привлечении новых читателей, а не в погружении пользователей Интернета в россыпь специальных терминов, сплетенных в пугающую мозаику сложносочиненных предложений.

Если ваш буктрейлер предполагает съемки в студии или на улице, то после создания и утверждения плана и монтажных листов начинается съемочный процесс, а далее — монтаж, то есть компилирование ролика из отснятых фрагментов и изображений по монтажным листам, добавление эффектов и текстового наполнения, а также обработка звука.


Этап III. «Упаковка» и размещение буктрейлера на видеохостинге


Шаг 7. Выбор видеохостинга

По окончании монтажа начинается самый интересный с точки зрения маркетинга производственный этап, на котором происходит выбор видеохостинга, упаковка и размещение ролика в Сети. Видеохостингом называют веб-сайт, предоставляющий зрителям доступ к просмотру видео. Очевидным выборам сегодня и в перспективе ближайших лет остается YouTube: этот хостинг имеет самую большую аудиторию и хорошо адаптирован для работы на самых разных устройствах: телефонах, планшетах, персональных компьютерах.

Шаг 8. Создание описаний и «упаковка» буктрейлера

Каждый готовый видеоролик перед загрузкой должен быть правильно «упакован»: буктрейлеру требуется описание, содержащее выходные данные книги, краткое её описание и ссылки на заказ физической копии в библиотеке и/или чтение онлайн.

Можно пойти стандартным путем и взять текст краткого описания из аннотации издательства, а можно подойти к этой задаче креативно и написать свой собственный привлекательный текст. То же самое касается и заголовка, который присваивается каждому буктрейлеру на видеохостинге.

Хороший заголовок должен быть достаточно коротким (6-8 слов), цепляющим, но в то же время он не должен вводить зрителей в заблуждение с помощью «хайповых» тем, никак не относящихся к содержанию видео и заимствованных с популярных новостных ресурсов.

Сочетание привлекательных слайдов, качественно записанного и обработанного закадрового голоса и текстового сопровождения способно дать хорошие просмотры буктрейлеру. Системная работа библиотеки вуза с видео может создать прирост посещаемости, главное вести производство и размещение материала на регулярной основе.

Новое блюдо библиотечной кухни. Буктрейлер подан.

Сегодня, когда только и
разговоров, что о «клиповости мышления современных детей» и о том, что
«телевизор/компьютер/ гаджеты вытеснили старую добрую книгу», самое время  взять на вооружение сильные стороны
визуальной культуры. То, что с её помощью можно неплохо

продвигать  литературу, ни для кого уже не секрет.  Признайтесь, кто из нас  не ощутил массовый приток читателей после
выхода  сериалов «Мастер и
Маргарита»(2005), «Шерлок Холмс»(2010, 2012), экранизаций произведений Умберто
Эко(1986)  Пушкина (1995),
Толкиена(2001),  Достоевского (2003),
Дэна Брауна(2003), Рыбакова(2004), Гоголя(2009)? 

Хорошая экранизация эстетически
обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У зрителя же,
которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание
обратиться к первоисточнику. Кроме того, с помощью таких средств, как крупный
план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра  кинематограф переводит Слово в зрительный и
звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия.

Впрочем, библиотеки быстро поймали эту  волну и стали активно  проводить дискуссионные видеосалоны по
экранизациям книг. Такие встречи
синтезируют несколько методик
работы. Как правило, они включают:

— громкое чтение,

                  
просмотр с остановками (по аналогии с
методикой «чтения с остановками» О.Громовой),

                  
элементы развивающего чтение
(методика И.Тихомировой),

                  
прием идентификации мнения
библиотекаря (мы его применяем очень активно, и подростки ответно
раскрепощаются, делятся своим мнением и впечатлением).

            И
вот новое поветрие  в библиотечном мире,
новая многообещающая  форма работы –
буктрейлер. В библиотечных блогах и соцсетях о ней заговорили не более полугода
назад (поправьте меня, если ошибаюсь).

Буктрейлер — аналог кинотрейлера. Это самый
верный способ представить книгу миру, приоткрыв сюжет и показав героев и самые
яркие фрагменты.  Впервые изумив публику
в 2003 году на книжном фестивале в Лос-Анжелесе, он прошел путь от модного
мирового тренда до привычного рекламного хода  западных книгоиздательств. В России же мода
на буктрейлеры только начинает расти, так что самое время подключаться нам,
профессиональным пиарщикам Книги и Чтения.

Конечно, большинству из нас придется сделать
решительный шаг вперед и освоить ряд технических моментов, но это вовсе не
значит, что нужно будет  прыгать выше
головы. Поверьте, всё, чему необходимо научиться, доступно даже тем, кто с
техникой далеко на «Вы» (я как раз из таких).

Попробую описать свой
опыт создания буктрейлера. В принципе, 
пошаговую  инструкцию можно найти
на страничках Вики-Сибириады (блестящего проекта новосибирской областной
детской библиотеки) , я лишь буду дополнять её своими комментариями.

Минимальное техническое обеспечение. Вам потребуется:

— Компьютер

— Микрофон (если вы
предполагаете делать свою озвучку)

Программы:

 для звукозаписи (опять же, если вы хотите
сами озвучить буктрейлер),

для конвертирования
видеофайлов в  формат 
avi,
если ваша видеоподборка  в другом формате
(я использую Total Video Converter).

для нарезки и
склеивания фильмов. Здесь есть выбор,  а
я пользуюсь простейшей,  понятной для
«чайников»  программой 
Windows Movie Maker .
Она  входит в стандартный набор программ
практически любого компьютера и имеет очень 
понятную
встроенную 
инструкцию  внутри (см. фото 1.
инструкция — «Панель инструментов програмы»)

До всего вполне можно дойти самостоятельно, если
умеете читать (существуют специальные обучающие книги, интернет-обучалки). А
если рядом окажется человек, уже знакомый с этой программой и готовый вам её
показать — это просто идеальный вариант. 
Насколько я знаю, школьники проходят 
Movie Maker на уроках информатики в среднем звене, так что можно
попробовать обратиться к читателям или к собственным детям. Мне программу
показала коллега по работе, практически между делом, а дальше я училась уже
самостоятельно. Осваивается она легко.

В Movie Maker   можно  очень просто и быстро «сшивать» и «резать»
на  кусочки ваши отснятые фото и видео,
или же сюжеты, картинки, скачанные из инета . Можно добавлять или убирать звук,
ставить красивые переходы, титры, накладывать различные видеоэффекты. К  примеру, можно «состарить» фильм, ускорить
или замедлить эпизод .

В своей библиотеке мы взяли на вооружение эту
программу два года назад,  делаем в ней
мультимедийный видеоряд для крупных 
многоплановых мероприятий. Это очень облегчает работу того, кто сидит в
пруду
за компьютером – не надо бесконечно сворачивать/разворачивать разные
презентации и прочие файлы, все они склеены в один клип, остается только периодически
нажимать «паузу». А прошлой зимой  я уже
сама проводила  мастер-класс для  библиотекарей по работе в
Movie Maker,
так что  у нас в ней может работать  каждый сотрудник.

Важно: Освоить 
Movie Maker  это просто. Но так же просто всё забыть, если
периодически не закреплять навыки. Эту программу нужно сделать своим постоянным
рабочим инструментом, таким же, как Microsoft Word, в
котором большинство из нас набирает тексты.

Выбор книги(книг) для рекламы.

Здесь идей и мотиваций
может быть множество.  Основой для
моего  буктрейлера  стало эпистолярное наследие 1812 года ( Год
Российской истории, 200-летие Отечественной войны и Бородинского сражения,
помните? ).
Переписка людей, живших двести лет назад  — это же как учебник истории, только в
первоисточнике, без редакции и цензуры. Субъективные мысли и
неповторимый стиль конкретной личности 
придает текстам  завораживающую
живость и оригинальность, это так интересно!

А учителя 
как раз самозабвенно ищут литературно-исторические изюминки, способные
заинтересовать учеников;  школьники,
получив домашние задания,  массово
атакуют наши  абонементы и выгребают всё,
что связано с Отечественной войной 1812 года… Честно сказать, добыча и тех и
других невелика: переиздание давно забытых книг, которые вдруг стали актуальными,
пока в процессе (или они только-только вышли в свет), когда еще до библиотек
дойдут. В виртуальном пространстве, к счастью, многие тексты представлены в
открытом доступе. Так что можно указать пользователям верный  виртуальный маршрут к информации  и  
заодно украсить библиотечные мероприятия.

 Итак, я
выбрала «Солдатскую переписку» Ивана Скобелева[1],
«Письма русского офицера» Федора Глинки[2]  и личную переписку Марии Волковой[3]
с В. Ланской.

Создание сценария к буктрейлеру

По
сути, самая сложная задача при создании буктрейлера –   написать 
его сценарий,
придумать сюжетную линию.  С другой стороны, как раз эта работа
большинству из нас хорошо знакома: мы же пишем беседы/обзоры, разрабатываем
мероприятия и  дополняем их музыкальной
или видеоподборкой, слайдами. С буктрейлером всё очень похоже, но,  сделав 
однажды, вы можете его использовать  
многократно и с самыми разными целями (дополнять им мероприятие, крутить
в «информационном киоске» к определенным датам, использовать как мультимедийную
выставку в дополнение к выставке книжной, публиковать в соцсетях или на своем
сайте, в блоге в качестве веб-библиографии).

Создавая
сценарий, подумайте
:

                   
на
что бы вы хотели обратить внимание читателя/зрителя,

                   
какие
иллюстрации или видеофрагменты могли бы подойти под вашу идею (может, есть
экранизации??),

                   
 озвучка: пойдет ли у вас видео под музыку?
Тогда её нужно подобрать заранее. Музыка должна гармонировать с информацией и
картинками, будить воображение зрителя/слушателя. Текст: он будет появляться на
слайдах, или вы предполагаете сделать аудиозапись?

Я
пошла довольно простым путем:  создала
сначала текстовый вариант буктрейлера, 
выстроив цитаты из писем так, чтобы прослеживалось развитие событий
войны. В остальном руководствовалась только «цепляющими» фразами, от
которых можно оттолкнуться и  углубиться
в психологию, поговорить о конкретном человеке, примерить ситуацию на себя. И
сразу прикидывала, какие иллюстрации можно подобрать, кого  задействовать для озвучки, какие вопросы
можно задать по тексту, чтобы 
запараллелить прошлое и настоящее, чтобы зрителям-читателям
почувствовали сопричастность или, по крайней мере, захотели поспорить,
высказаться, сравнить.

            Для меня юбилейные даты 2012 года —  не столько праздник, сколько  повод что-то  узнать,
сделать зарубку на память. А память лучше цепляет нетривиальное. Взгляд под
нестандартным углом.  Акцент на ужасах
войны и субъективных, иногда шокирующих мыслях очевидцев, а не на
ура-патриотизме  кажется мне более
эффективным в работе с современными подростками(это наш контингент).

У каждого из нас может
получиться свой вариант такой подборки цитат.

Важно: Буктрейлер — это  прежде
всего РЕКЛАМА. Она должна  шокировать,
увлекать видеорядом и спецэффектами, неожиданными решениями. И при этом быть
ОЧЕНЬ КРАТКОЙ (эффектный минимализм). В идеале — 1,5-3 минуты(можно и меньше).
У меня получилось чуть больше шести минут. Оправдываюсь тем, что в буктрейлере
представлено три книги, а не одна.

Материалы
для видеоряда. Озвучка.

Сканируем 
иллюстрации  из книг  или находим 
подходящие по смыслу картинки  в
интернете. Знатоки  при необходимости без
труда  обработают  фото в фотошопе или в онлайн-сервисах.  Добавляем своё  видео или находим что-то подходящее по
тематике в  сети (помним об авторском
праве и о формате  avi). 

Для своего буктрейлера я ничего сама не
фотографировала,  не снимала:

                   
накачала картинки и портреты авторов писем (в
интернете они шли без указания автора),

                   
сделала нарезку эпизодов  из 
нескольких тематических познавательных клипов и зарубежного сериала
«Война и мир» 2007 года(модный, узнаваемый молодым поколением фильм). Для этого скачала фильмы и видеоролики из
интернета-загнала в программу 
Movie Maker (вкладка «Импорт
видеофайлов-выбрать видео-ОК)-перетащила на панель раскадровки-вырезала лишние
кадры-наложила спецэффекты (вкладка «Просмотр видеоэффектов-выбрать нужный
эффект-навести на него курсор, нажав левую клавишу мыши и не отпуская её
перетащить на видео в панели раскадровки)

       
Добавила 
несколько слайдов : создала их в формате электронной презентации и
сохранила как картинки на компьютере (открыть слайд
в режиме «просмотр во весь экран»-клавиша «
Print Screen SysRq  на клавиатуре
компьютера-открыть программу
paint-правка-вставить- «сохранить как»), а потом закачала  в программу Movie Maker (вкладка импорт изображений).

       
            Часть текста, своего рода эпиграф,
предполагалась на слайдах. Внимание! В
Movie Maker есть ограничение по количеству букв и слов, да и
в принципе читать с экрана большой текст сложно, так что всё должно быть
предельно кратко. И просчитайте, сколько секунд должен слайд висеть на экране,
чтобы зрители успели прочитать
.

                   
 убрала 
оригинальный звук в видеофайлах (выделить
нужный файл на панели раскадровки, щелкнув по нему мышью-в верхней панели
вкладка «клип»-аудио-выключить) ,

       
 выстроила
подобранный видеоряд по смыслу заготовленного текста, наложила  свой звук
[4]. .  Цитаты из писем
озвучивали сотрудники библиотеки , запись шла на фоне музыки. Мне показались
подходящими минусовка романса «Генералам 1812 года» на стихи М.Цветаевой,
музыка из фильма «Дневник памяти» и лирическая музыка, которую я нашла при
запросе «патриотическая» (авторство указано не было).

       
Добавила  спецэффекты, в
последних слайдах указала все необходимые данные (использованные материалы,
авторы)
и сохранила  готовый фильм на своем компьютере.

Новый библиотечный многоразовый и многовариантный
продукт готов.

            Создание буктрейлеров
— это одно из направлений работы в рамках 
нашего нового проекта —  БиблиоВидеоСтудии
(
BVC).  Пока осваиваем всё сами, в дальнейшем планируем
привлекать читателей. Думаю, подростки без 
труда освоят технические аспекты. Ребят вполне можно привлекать для
озвучки (мы это уже делаем), для создания картинок к клипу (здесь могут внести
свой вклад и малыши, рисуя  что-то, и
ребята постарше, увлекающиеся фотографией).

 Придумать сценарий  — это 
сложнее.  Если при библиотеке нет
клуба, группы активистов, которая занималась бы подобным творчеством,  такую работу можно разбивать на этапы (кто-то
озвучивает, кто-то монтирует, кто-то картинки рисует). Создавая свой
буктрейлер, я предполагала, что, познакомив с ним ребят на библиотечной
встрече, предложу им поработать с текстами писем (или каких-то других кратких
литературных произведений по теме) и сделать 
свою выборку цитат (это станет «рыбой», основой будующего
буктрейлера).  Надо пробовать, и всё
получится.


[1]              Иван Скобелев —  герой Отечественной войны 1812 года. Прошел
путь от простого солдата до генерала. Характерными особенностями произведений
Скобелева, которые в силу его малограмотности подвергались исправлению со
стороны его друга Н.И. Греча , были оригинальная форма изложения, простота и
правдивость.

[3]              Мария Александровна Волкова (1786-1859) — выпускница
Смольного института, московская великосветская дама. Ее письма к петербургской
подруге и родственнице Варваре Александровне Ланской занимают видное место в
отечественной эпистолярной литературе.   Письма Волковой были в руках
Льва Толстого, когда он задумал роман «Война
и мир», и послужили ему материалом для изучения людей 1812 года. В ранних
редакциях романа письма Марии Болконской к Жюли Карагиной почти дословно
повторяют письма Волковой к Ланской.

[4]              В ВикиСибириаде на страничке
«Вебинар «Буктрейлер – современный способ продвижения книг»  есть разъяснение по авторскому праву:
«…перечитали все что могли по этому вопросу , связывались с юристом из
Новосибирского российского авторского общества. И получили ответ, что если
видео которое используется частично, только видеоряд и удаляется звук , то мы
не нарушаем авторские права»

Сценарий рекламы книги Д. С. Мамина – Сибиряка

« Аленушкины сказки»

1 уч. Дело было вечером

Делать было нечего.

2 уч. Что , ребята, в домино?

3 уч. Надоело нам оно!

4 уч. Ну тогда пошли в кино

5 уч. Надоело и оно.

6 уч. Может просто помолчать?

Посидеть и почитать!

Ученик : Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты

Обо всём на свете.

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,

Всё к твоим услугам!

Стань ей лучшим другом!

1 уч. Что ты, Ваня, что ты-

К книгам нет охоты.

2 уч. Ваня, хочешь интересно жить, читай.

3 уч. Знаешь, Наф – Нафу ум помог.

4 уч. Читать не вредно, вредно не читать.

5 уч. А у нас, Пономарёва, а у вас?

6 уч. А у нас Мамин – Сибиряк.

7 уч. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки старикам да старушкам на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье.

1 уч. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло. Только бежал мимо косой заяц — послушал длинным ухом, летела мимо жар-птица — посмотрела огненным глазом. Шумит-гудит зеленый лес, расстилается шелковым ковром трава-мурава с лазоревыми цветиками, поднимаются к небу каменные горы, льются с гор быстрые реки, бегут по синю морю кораблики, а по темному лесу на добром коне едет могуч русский богатырь, едет путем-дорогою, чтобы добыть разрыв-траву, которой открывается счастье богатырское.

2 уч. Ехал-ехал богатырь и доехал до росстани, где сбежались три пути-дороженьки. По какой ехать? Поперек одной лежит дубовая колода, на другой стоит березовый пень, а по третьей ползет маленький червячок-светлячок. Нет дальше ходу богатырю…

3 уч. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как замечательном сокровище и, бывает, что не ценим её и не бережём. Книги – это надёжное сокровище передачи знаний от поколения к поколению.

4 уч. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — широко известный писатель. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Сначала они печатались в детских журналах, а потом стали выходить и отдельными книгами. В 1897 году вышла в свет книга «Аленушкины сказки», в которую вошло десять сказок. Сам Мамин-Сибиряк признавался, что из всех его книг, созданных для детей, эта самая любимая.

5 уч. Героев его рассказов невозможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. В книгу этого замечательного русского писателя входят рассказы «Емеля-охотник», «Приемыш», «Богач и Еремка», «Кормилец», а также «Аленушкины сказки». Эти произведения — настоящий «весенний солнечный луч» для детской души.

6 уч. В этой книге собраны очень известные и, безусловно любимые сказки многих детей, которые откроют юному читателю яркий и удивительный мир природы и животных, полный необыкновенных чудес.
«Серая шейка», «Лягушка-путешественница», «Теремок», «Люля», «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и Мохнатого Мишу — короткий хвост», «Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке», «Три медведя» и многие другие.

7 уч. Итак, читайте книгу Мамина – Сибиряка «Аленушкины сказки» . Сказки настолько интересны, что прочитав их один раз, ты захочешь это сделать снова! Возможно, ты даже начнёшь подражать героям его сказок

Сценарий библиотечного урока «Создание буктрейлера»

Автор: Фасхутдинова Маргарита Сергеевна,

педагог- библиотекарь МБОУ «Кляушская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

                                                               Сценарий урока:

   На смену мало востребованным книжным выставкам в библиотеках приходит современный  способ продвижения книг — буктрейлеры.

   Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.

Многие хотят создать буктрейлер к книге. Но что для этого нужно сделать? Понять, что это такое, какие буктрейлеры бывают и как их создают.

Буктрейлер — это …

1. короткий видеоролик по мотивам книги;

2. видео аннотации книг;

3. ролик-миниатюра, который включает в себя самые

яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.

     История появления буктрейлеров. 

   В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» (YouTube http://www.youtube.com/watch?v=CXOqBE4E1I)

стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов.

Виды буктрейлеров

По способу визуального воплощения текста:

1. игровые (мини-фильм по книге);

2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными

разворотами,тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);

3. анимационные (мультфильм по книге).

Основные этапы работы по созданию буктрейлера

Первый этап: Выбор книги для рекламы. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама новых или интересных для вас книг и продвижение книг-юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др.

Второй этап: Создание сценария к буктрейлеру (определить вид

(жанр) буктрейлера, продумать сюжет и написать текст).

Сюжет — это основа вашего видеоролика, то из чего он будет состоять.

Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продуманно. Взвешивать каждое предложение.

    Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя –потенциального читателя.

Третий этап: Выбор средств для создания буктрейлера и

Программная реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.

Подбор материалов для видеоряда.

Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве).

Скачанное с Интернета видео необходимо конвертировать в формат avi

Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку

(записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию).

Windows MovieMaker. Эту программу могут

использовать начинающие работать с видео. Она есть на всех персональных компьютерах (ПК), так как входит в пакет Microsoft Windows. С программой легко работать, чаще всего она

имеет русский интерфейс. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы отфрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео.

Минусы — одна звуковая дорожка, то есть нельзя одновременно загрузить два звуковых файла (музыку и голос).

Заключительный этап видео монтаж. Вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы разнообразную музыку, «свести» звук, потом записать на жесткий диск ПК.

Четвертый этап: Экспертиза. Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления. Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся представителями целевой аудитории книги, для которой снят ролик. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей.

При необходимости сделать правки.

    Изучив этапы и технологию создания Буктрейлеров, я выбрала книгу  И.А.Крылова Басни. Это реклама интересного сборника басен.

Определила жанр моего Буктрейлера, создала его сценарий, выбрала программу и начинаю творить.

   Во-первых нужна информация об авторе книги, т.е об Иване Андреевиче Крылове. Его фотография, даты жизни, цитата.

     Был подобран ряд иллюстрации из известных басен: … а к ним интересные цитаты. Подобран звуковой ряд из произведений Чайковского, а также использовались анимационные переходы страничек. Всё отредактировано и показано зрителям.

Результат: буктрейлер участвует в конкурсе и имеет победу. Грамота I место в республиканском конкурсе: «Буктрейлер: весь мир – одна библиотека»

Автор:

Салимова Оксана Фаритовна

Воспитатель МБДОУ “Центр развития ребёнка-детский сад №90 “Подсолнушек”

Кисиленко Елена Александровна

Старший воспитатель МБДОУ “Центр развития ребёнка-детский сад №90 “Подсолнушек”

Мастер-класс по изготовлению буктрейлера.

Мастер – класс

Тема:  «Создание буктрейлеров как средство повышения интереса к чтению»

Цель и задачи: – Пропаганда чтения книг, привлечения внимание к книгам при помощи визуальных средств;

– выяснить, можно ли с помощью такого нового культурно – исторического феномена, как буктрейлер , привлечь детей и родителей к чтению;

– научиться создавать буктрейлер к книге.

 Актуальность темы: В наши дни чтение – не совсем популярно. Читательская активность очень низкая. Заставить читать нынешнее поколение – это большая проблема. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. Дети, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса и творческого самовыражения  на сегодняшний день являются самыми актуальными средствами.

Внимание на экран. Буктрейлер «Тараканище».

– А вам захотелось узнать, чем закончилась история? Я думаю да. В рамках мастер-класса мы научимся создавать рекламу для книг.  Для того чтобы узнать по какой книге вы будете создавать ролик, предлагаю отгадать загадки. Загадки (за правильный ответ дать картинку).

Умывальников начальник

И мочалок командир,

Любит чистых и опрятных

Знаменитый …                                                      (Мойдодыр)

По утрам и вечерам

Чистит — чистит зубы нам,

А днем отдыхает,

В стаканчике скучает.  (Зубная щетка)

Вместе с мылом и водой,

Я слежу за чистотой,

Пены для меня не жалко,

Разотру вас,

Я – ...(Мочалка)

Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я — …(Вода)

У кого в руках картинки выходите ко мне, я вас поздравляю, вы будете фокус группой. Присаживайтесь за столы. 

Предлагаю вашему вниманию мастер- класс «Создание буктрейлеров как средство повышения интереса к чтению». Вы уже догадались по какой сказке вы будете создавать буктрейлер? Молодцы, правильно. Ваша задача изготовить буктрейлер офлайн, без использования компьютерных программ. У вас есть всё необходимое: инструкция как создать буктрейлер, план составления сценария, иллюстрации из книги, раскраски, фломастеры, клей, ещё есть видео лента, на которую можно разместить картинки и показывать видео ряд. Вам нужно самим распределиться, кто составляет сценарий, кто делает видео ряд из картинок, кто подбирает музыку на ноутбуке, кто у вас главный режиссёр, который склеит это всё и в итоге вы продемонстрируете буктрейлер перед нами. Можете приступать к работе. Если будут вопросы обращайтесь. Вам даётся три минуты.

  – Что такое буктрейлер?
Буктрейлер (англ. booktrailer) — короткий рекламный видеоролик по мотивам книги на 2-3 минуты. С помощью него можно воплотить в жизнь самые смелые творческие идеи и рассказать всему миру о своей любимой книге.
Цель буктрейлера- рассказать о книге, но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя (сформировать мотивацию к чтению)
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
1) игровые (минифильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Буктрейлеры создают с помощью компьютерных программ и приложений в телефоне. 

 Основные этапы создания буктрейлера.  1. Нужно выбрать книгу, желательно хорошо знать её. 2. Составить сценарий к буктрейлеру, это 10-15 предложений, которые можно озвучить вместе с картинками. 3. Далее подобрать видео ряд, это могут быть картинки, рисунки, фотографии, видео нарезки фильмов , мультфильмов, не нарушая авторских прав. 4. Можно самим озвучить текст, можно наложить музыку. Выбирается компьютерная программа или приложение, в которой все эти нарезки вкладываются, склеиваются и создаётся так буктрейлер. Буктрейлер – это ролик мотивация к чтению.

В большинстве случаев в телефоне у многих существует программа Иншот. Наверняка у вас тоже есть. Сейчас я вам покажу видео, как мы создавали буктрейлер к книге Чуковского « Айболит». Перед началом создания ролика мы накачали картинки к этой сказке, музыку. В телефоне устанавливаем программу Иншот. Вот она. Открываем её, выбираем новый проект, открывается галерея, из галереи выбираем картинки, видео, выбрали, нажимаем на зелёный квадратик. Далее все эти картинки разместились в программе, выбираем фон, можно выбрать однотонный, можно гридиент, нажимаем применить ко всем картинкам, выбираем название, нажимаем на текст и набираем текст, его можно редактировать, можно сделать крупный текст, а можно поменять текст. Размещаем текст на видеоряде. Далее, если нас всё устраивает, нажимаем на галочку, далее добавляем музыку, из галереи моя музыка. Выбираем музыку, нужно её обрезать. Чтоб её обрезать, нужно отредактировать. Выбираем тот момент музыки, который нам нужен, проверяем подходи или не подходит, если не подходит, возвращаемся обратно и делаем, опять нарезку музыки. В конце нажимаем галочку  Сохранить и сохраняем видео, в нужном формате и оно сохраняется в телефоне. Сейчас я покажу вам готовый продукт.

-Вернемся к моим помощникам, и узнаем, что у них получилось. ( Слушаем ответы).
– Какова задача вашей работы? Изготовить буктрейлер вживую.
– Чему вы научились?

-Теперь давайте посмотрим полученный буктрейлер.
-Благодарю всех за участие.

Анализируя  работу, я пришла к выводу, что создание буктрейлера можно использовать как одну из технологий формирования предпосылок универсальных учебных действий. Ставим конкретную задачу, планируем результат, прогнозируем возможные варианты, оцениваем реально свои возможности. Проблемная ситуация является мощным источником мотивации у детей.
Таким образом, создание буктрейлеров стало не просто любимым делом, но отлично вписалось в образовательную деятельность.
Я убеждена, что буктрейлеры, изготовленные именно родителями, надолго останутся в памяти ребёнка и помогут приобщить современных людей к духовному богатству человечества – к книгам.

План сценария. (буктрейлер «Мойдодыр»)

  1. Название, автор(«Мойдодыр», Корней Чуйковский)

3.Главные герои произведения?(Мойдодыр, мальчик)

4.Второстепенные персонажи? (Крокодил с Тотошей и Кокошей)

5.О чём книга?( История начинается с неряшливости одного мальчика, которого поочерёдно покидают все вещи, не стерпев его не чистого вида. А главный герой сказки Мойдодыр доходчиво объясняет причину побега «друзей», доказывая их правоту. Крайним влиятельным  действием Мойдодыра это прибегание к помощи бытовых предметов, чтобы они с силой взяли и почистили неряшу. Мальчик сломя голову бежит от них прочь, пока не встречает крокодила, грозящего его съесть, если как следует, не умоется). 

6.Какова главная мысль произведения?( Корней Чуковский, затронул, наверное, самую важную тему для детей – личную гигиену. Он убедительно искусно давал понять  детям что неряшливость и не опрятность ни к чему хорошему не приведут в этой жизни ).

7.Где происходят действия (В квартире мальчика) 
8.Кто может быть читателем этого произведения? (Люди любого возраста)

9.Какие эмоции вызывает?( Положительные, радости, веселья, ожидание сказочного чуда, восторг, торжество от победы добра над злом, умиротворённость от того, что справедливость торжествует)

10.Почему её надо прочесть? (Этот знаменитый  стих для детей и не только, учит жить в гармонии с собой и со всем, что тебя окружает).

11.Какие ещё произведения К. Чуковского вы знаете? («Айболит» «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Телефон» и т. д.)

На смену мало востребованным книжным
выставкам в библиотеках приходит
современный способ продвижения книг –
буктрейлеры.
 



Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом
культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр,
объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.



Буктрейлеры
снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной
классикой.
Зачем нам нужен буктрейлер? Буктрейлер помогает нам находить новых
читателей. В отличие от книжного рынка, который упал в 2 раза за последние пять
лет, интернет расширил свою аудиторию в это же количество раз, и теперь по
размеру своего времени у россиян побеждает чтение книг почти в три раза.

Видеоформат
в интернете сейчас самый актуальный и эффективный. Youtube бьет все рекорды по
популярности. Теперь пришло время использовать этот канал для поиска своего
читателя и распространения своего творчества или личного бренда.




Буктрейлер
решает несколько задач:

1
Привлечение внимания к книге.

2
Создание аудитории читателей.

3
Формирование персонального бренда писателя.

В
России жанр буктрейлера появился в 2010 году.
Специалисты издательства «Азбука
Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения
книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из
первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000
долларов.

«Псоглавцы»
— дебютный роман Алексея Маврина, роман о «дэнжерологах», людях, охотящихся за
смертельно опасными артефактами мировой культуры. Затерянная в лесу деревня,
окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых
реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной
церкви погибающую фреску.

Легкая
работа всего на пять дней… Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение
святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была
раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает
проступать иная история — таинственная и пугающая.

Буктрейлер
– это ролик этот рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу,
визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.

Классификация буктрейлеров

1.     По
способу визуального воплощения текста:

·                  
игровые (мини-фильм по книге);

·                  
неигровые (набор слайдов с цитатами,
иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т.
п.);

·                  
анимационные (мультфильм по книге).

2.     По
содержанию:

·       
повествовательные
(повествовательный буктрейлер
основывается на сюжете произведения, то есть отвечает на три основных вопроса:

Где?
– показываем место действия;

Кто?
– рассказываем о героях произведения, основных действующих лицах;

В
чем проблема? – обозначаем завязку и главный конфликт истории, то есть
столкновение интересов и/или мотивов действующих
);

·                
атмосферные
адача атмосферного буктрейлера –
передать общий настрой истории, дать представление о жанре, в котором написано
произведение. Стоит отметить, что атмосферные буктрейлеры лучше делать
короткими – полторы, максимум две минуты. В ином случае внимание зрителя
рассеивается, напряжение спадает, и цель – захватить читательский интерес –
остается недостигнутой).

·                  
концептуальные (транслирующие ключевые
идеи и общую смысловую 
направленность
текста).

Самый простой вариант создания
буктрейлера — в виде слайд-шоу
, т.е. это может быть скринкаст, когда вы
записываете и озвучиваете на видео презентацию из PowerPoint. 



Пример  — буктрейлер к книге К.И.Чуковского “От двух
до пяти»:


Буктрейлер можно
снять как постановочный минифильм, в технике анимации, слайд-шоу и любой
другой, с музыкой, голосовой озвучкой и т.п. 



Пример — буктрейлер к книге по
физике:

Основные этапы работы по созданию
буктрейлера

1.                    
Выбор
книги для рекламы
(мотиваций в выборе книг для создания 
буктрейлера
может быть множество. Это реклама новых или интересных для вас 
книг
и продвижение книг-юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и
событиям и др.)

2.      
Создание
сценария к буктрейлеру
(определить вид (жанр) буктрейлера, продумать сюжет и
написать текст).

Сюжет — это основа вашего видеоролика,
то из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким
образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А
узнать, что будет дальше можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста
сценария нужно подходить продуманно. Взвешивать каждое предложение. Видеоролик
не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы
удержать внимание зрителя — потенциального читателя.

3.       Выбор
средств для создания буктрейлера и программная реализация
– процесс создания
буктрейлера с помощью программных средств.

·         
Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти
видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Скачанное с
Интернета видео необходимо конвертировать в формат avi (Audio Video Interleave
(сокращённо AVI «чередование аудио и видео»).

·         
Записать необходимый аудиоматериал:
голоса, звуки, музыку (записать озвученный текст, если это предусмотрено по
сценарию). Для этого необходимо иметь техническое оборудование микрофон.

·       
Выбрать программу для работы с
видео.
Их представлено множество.

·       
Подобрать Gif-анимацию и футажи.

Работая над видео роликом, при необходимости, можно
использовать гиф анимацию и футажи.

GIF
анимация
– это популярный формат изображений,
который поддерживает анимацию картинок.

Футажи
 — это заготовки видео файлов. Они бывают
для создания фона, для перехода и в большом количестве представлены в
интернете. Футажи можно вставить в начало или конец фильма, а также между
отдельными его эпизодами.

Пример футажа книги:

·                  
Заключительный этап — видео монтаж.

Вырезать/склеить несколько фрагментов видео,
добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить
эффекты, переходы разнообразную музыку, «свести» звук, потом сохранить
на ПК как видеофайл.

4.                 
Экспертиза.

Просмотреть
получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления.
Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся
представителями целевой аудитории книги, для которой снят ролик. Проанализировать,
правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на
зрителей. При необходимости сделать правки.

Создание
буктрейлера должно быть ориентировано на четыре важных момента:

•    задача буктрейлера: на
что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш
ролик, чем собираетесь его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть
к покупке книги и ее прочтению;

•    определить, какие именно картинки или
отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;

•    проверить, подойдет ли видео или иллюстративный
ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и
картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);

•    решить, как в ролике будет представлен текст
– появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.

Вы
можете либо подобрать выразительные цитаты из текста — и под них найти
подходящие иллюстрации, видео или музыку. Либо сначала выбрать иллюстрации,
видео и музыку — и уже ориентируясь на этот материал, написать короткий
сюжетный текст или подобрать необходимые цитаты из произведения.

Хочется отметить, что как в России, так
и за рубежом учреждено несколько премий в области создания буктрейлеров.
Наиболее известные зарубежные награды:

·       
MobyAwards
(огранизована издательством MelvilleHousePublishing, США);

·       
BookVideo
(учреждена лондонским книжным магазином Foyles);

·       
Trailee
(вручается американским изданием для детских библиотекарей

SchoolLibraryJournal);

·         
Scottish
Children’s Book Awards (SCBA) (
учреждена организацией Scottish Book Trust)

·       
Booktrailers
Online
Awards
(первая премия буктрейлеров в Италии)



Российские
премии:

·       
Videobooks (конкурс буктрейлеров, прошел
летом 2012 г.)

·       
Всероссийский конкурс буктрейлеров (для
участия любой желающий может снять ролик длиной не более 2 минут и отправить
его на конкурс).

Появляются
конкурсы буктрейлеров. В ноябре 2012 года стартовал первый 
Всероссийский
Конкурс-парад буктрейлеров (Всероссийский конкурс буктрейлеров http://www.booktrailers.ru/):




В
сентябре 2011 года Алтайская краевая библиотека организовала праздник “Bookтрейлер
— к знаниям!”, в рамках которого проводился конкурс “Сними книгу!”

Буктрейлеры можно
рекламировать в Интернете
, блогах, на форумах, в популярных
социальных сетях. Для продвижения и рекламы книг можно использовать универсальные
социальные сети («Вконтакте», Facebook, Livejournal, Twitter, Liveinternet,
«Одноклассники» и т.д.); stand-alone блоги, тематические форумы, сообщества и
конференции (в том числе официальный форум проекта). Также можно использовать
буктрейлер для рекламы книг на сервисах Веб 2.0.

Буктрейлер
только входит в моду, но
общие принципы
его
создания
уже сформировались:

 1. Средний
интервал ролика – 1-3 минуты.
Конечно, при желании можно взять и больший
временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда.
Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как
создателя – рекламировать свою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если
же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.

2.
Желательно соблюдать единообразие
иллюстраций:
если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме –
значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику
музыки и видеоряда.

Так,
строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми
частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.

3.
Ролик должен цеплять и интриговать.
Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие
цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.

Если
есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие
диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.

4.
Акцент на качество и простоту.
Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем
громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.

Так,
если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше
замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу
ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.

5.
Шрифт в титрах и субтитрах должен быть
разборчивым и читабельным.
Лучше использовать простой и привычный
TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет
прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для
потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания
сделать «полуфабрикат».

6.
Помните про закон об авторских правах.
Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то
убедитесь, что они лежат в свободном доступе.

В
любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на
использованные материалы принадлежат правообладателям, и уточнить, что
материалы использованы в ознакомительных целях.

На
самом деле создавать буктрейлеры своими руками очень просто. Главное – решиться! Я попробовала, попробуйте и вы!

В декабре 2016 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» в рамках партнерства с образовательным центром «Сириус» (г. Сочи) организовала для участников литературной смены мастер-классы. Их провели режиссер ОИГ Дмитрий Полюшкин и писатель, телеведущий, автор учебников по литературе Александр Архангельский.

Дмитрий Полюшкин посвятил свой мастер-класс основам режиссуры и подготовке детей к съемке буктрейлеров. Александр Архангельский рассказал о создании букрейлеров, об их задачах, особенностях и жанровых разновидностях, а также обсудил с детьми снятые ими видеоролики.

Cнимаем буктрейлер

Что такое буктрейлер и зачем он нужен

Буктрейлер — короткий рекламный видеоролик по мотивам книги. Широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность буктрейлеры стали получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.

По словам Александра Архангельского, задача у создателей буктрейлеров всегда одна —  заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные. Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией  произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению.

Близкой к буктрейлеру является видеопоэзия — подобные ролики снимаются по стихотворным произведениям, когда поэтические строки того или иного автора сопровождаются определенными визуальными средствами.

Разнообразие подачи буктрейлеров обусловлено различными видами текста, которые появились в последнее время — электронные, интерактивные книги, а также мультимедиа, сочетающие как минимум три вида подачи материала: текст, аудио и видео. Сравнительно недавно появился новый интегрированный вид текста — лонгрид. Это длинностраничный материал, который позволяет полностью погрузиться в заданную тему благодаря тексту и интерактивным элементам: иллюстрациям, цитатам, инфографике, видео, сноскам.

Примером может служить проект издательского дома «Коммерсант», посвященный Великой Отечественной войне, в котором подробный текст подкрепляется разнообразными видео- и аудиосредствами, в том числе архивными фотографиями, воспоминаниями свидетелей. Таким образом, большая по объему и сложная по содержанию информация становится доступной и интересной для широкой читательской аудитории.

Еще один современный способ повествования — трансмедиа, когда для рассказа одной и той же истории (storytelling) используются различные медиаплатформы: книги, телевидение, вебсайты, социальные сети, мультимедийные презентации, компьютерные игры, афиши, плакаты и т.д..

Снимаем буктрейлер

Основные правила при создании буктрейлера

  • Буктрейлер — короткий видеоролик, продолжительностью не более 3 минут
  • Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя, показать, насколько интересна книга.
  • Буктрейлеры рассчитаны не на массовую, а на целевую аудиторию, поэтому их бессмысленно показывать в кинозалах, главным способом их распространения являются группы по интересам в соцсетях. В этих группах можно организовать дискуссию на тему литературного произведения, по которому снят буктрейлер или провести видоеконференцию, чтобы привлечь внимание к рекламируемой книге.
  • Создание буктрейлера — это творческий и вместе с тем коммерческий процесс, который требует тщательного расчета предстоящих затрат.
  • Книга становится синтетическим жанром, и буктрейлеры тоже должны соответствовать этим требованиям: для их создания можно использовать самые разнообразные технические приемы (текст, инфографику, фрагменты известных фильмов, музыку, фотографии и т. д.).
  • У буктрейлера есть множество разновидностей — мини-экранизация, интерпретация, видеопоэзия и даже пародия. Важно выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий стиль.

Снимаем буктрейлер

Как снять свой буктрейлер. Основы видеопроизводства

  • Важнейшим инструментом при создании буктрейлера является сценарий. История, описанная в книге, у нас уже есть, осталось только интересно показать ее. Подумайте, чем вы хотите поделиться со зрителем? В чем главная мысль? Напишите ответы на эти вопросы в нескольких предложениях. У вас получится синопсис — скелет будущего сценария.
  • Подумайте что вы будете показывать в ролике, а что оставите за кадром, предоставив зрителю простор для фантазии. Тут нет мелочей, важно все! Где происходит действие? Как происходит? Что говорят ваши актеры? Ответы на эти вопросы — это сценарий и раскадровка.
  • Следующий инструмент — композиция кадра. Со времен первых наскальных рисунков люди пытались создать глубину в плоском рисунке, ведь мир вокруг нас — объемный (3D, если хотите). Еще до появления термина «перспектива» эта задача решалась различными способами. Объекты, находящиеся ближе к зрителю, изображаются более мелкими — впоследствии этот прием получил название «обратная перспектива». Леонардо да Винчи был одним из первых, кто применил тональную перспективу. Это метод, согласно которому предметы, изображенные на заднем плане, должны быть выполнены в более холодной цветовой гамме. Сегодня этот прием также применяется в кино- и телевизионной съемке, придавая дополнительную глубину кадру.
  • Если в процессе съемки вы понимаете, что у вас нет технических возможностей для создания тональной перспективы, создайте линейную перспективу с помощью окружающих объектов на фоне — книжных полок, зданий, коридоров. Подробнее о перспективе читайте в учебниках по ИЗО из линии УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8).
  • Важный инструмент — свет. Классическая схема предполагает освещение главного объекта с трех сторон (трехточечная схема освещения) — основной световой прибор подсвечивает объект, компенсирующий световой прибор убирает тени, созданные основным, контровой свет отделяет объект от фона, делая его объемным. Однако вы можете экспериментировать со светом в зависимости от выбранного стиля подачи материала. Например, для того, чтобы объект в кадре смотрелся загадочным и даже устрашающим (фильм «Крестный отец»), достаточно подсветить лицо с одной стороны. Не бойтесь «играть» со светом, экспериментируйте, ведь в современных фильмах очень часто отходят от классических схем и рушат все законы, чтобы создать оригинальную, неожиданную картинку.
  • Звук. Современные устройства позволяют записать звук отличного качества, но если объект съемки находится далеко от камеры, а дополнительного звукового оборудования у вас нет, то мы можем не услышать речь героя, особенно это касается съемок на шумной улице или в ветреную погоду. Выход — записать звук отдельно и подложить его в дальнейшем на монтаже.
  • Режиссура и монтаж в создании видео отвечают за то, как двигаются актеры в кадре, какова последовательность этих кадров. Важно, чтобы в голове зрителя рождались ассоциативные связи от увиденного. Это дает возможность режиссеру при необходимости обмануть ожидания зрителя или усилить нужный эффект. Подумайте, какие ассоциации рождают три последовательно показанных кадра — зима, дом, веселые люди у камина; лицо грустного мужчины, дом, веселые люди у камина…
  • Создать интересное видео можно и без монтажа, сняв все одним планом. Для этого нужно провести большую подготовительную работу с актерами, продумать реквизит и сделать много дублей. Один самых ярких примеров такого видео — клип группы Ok Go, который, кстати, разрушает все известные законы перспективы, композиции, но при этом смотрится очень эффектно. Поверьте, это видео было снято не с первого дубля и после длительной подготовительной работы целой команды.
  • Экспериментируйте, не бойтесь ошибок и пробуйте новое и тогда у вас все получится! Больше советов по созданию видео.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вавилонская башня
  • Сценарий буктрейлера готовый
  • Сценарий бюро новогодних услуг
  • Сценарий будьте молоды душой несмотря на возраст
  • Сценарий бэтмена бена аффлека