Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная с углубленным изучением
отдельных предметов школа № 5»
городского округа город Фролово
Школа вежливых наук
Внеклассная работа
Подольская Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Фролово, 2013 г.
Пояснительная записка.
Использование работы. Данную работу можно использовать на внеклассных мероприятиях и классных часах.
Актуальность проведения данного мероприятия.
Дефицит культуры поведение, элементарной вежливости в общении между людьми — такова реальность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребенка навыков культурного поведения.
К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, что обучающиеся не знают правил этикета и не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами.
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, одной из наиболее сложных, требующей от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе. Ведь первый шаг в формировании человека — это привитие элементарных навыков общения. Таким образом, проблема поведения — прежде всего проблема этическая и моральная.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Этикет тесно связан с нравственностью. Нравственная культура понятие многоаспектное, но сущность его тесно связана с этикетом. Культура человека, его моральные принципы проявляются в соблюдении этикета, которые практикуются, прежде всего, как регламентированные формы поведения. Культура младшего школьника начинается с вежливости.
Этикет — это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном уважении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой.
Возраст 6-8 лет считается сенситивным для воспитания у детей стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Они сами считают себя добрыми, внимательными, готовы служить добру. И эту особенность характера необходимо максимально развивать и поддерживать. Без больших трудностей дети усваивают смысл слова «вежливость», взгляд, жест, мимику — способы выражения вежливого отношения к людям.
На мой взгляд, в настоящее время существует настоятельная необходимость в том, чтобы заниматься воспитанием культуры поведения и общения у детей.
Задача мероприятия:
— формирование важных нравственных качеств, привычек соблюдения норм этики, навыков оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной, а так же материальной культуры, уважения к старшим, скромности, честности, добросовестности).
Цели мероприятия:
— ознакомить обучающихся с этическими нормами поведения;
— дать представление о вежливом общении;
— формировать привычку употреблять в своей речи вежливые слова.
Цель: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение.
- Игровые сюжеты о культуре поведения и о доброте.
- Презентация «Правила вежливости».
- Компьютер, проектор.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Улыбка». Споём её все вместе.
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
(Выслушиваются ответы детей.)
Учитель. Совсем недавно вы, может быть, не задумывались, как вырасти настоящими людьми: вежливыми, добрыми, смелыми и отзывчивыми, но немного повзрослев вы ощущаете потребность в освоении правил хорошего тона. Вам всюду приходится общаться с людьми: дома, на улице, в транспорте, в школе, в гостях.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда не забывает о внимательном отношении к другим людям, и потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик. Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица
Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
Учитель. До XVI века «вежо» означало «знаток», тот кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять упавшие вещи –
Не встать, обращаясь к учителю –
Не уступить место в транспорте –
Поблагодарить за помощь –
Сидеть в шапке за столом –
Ломать ветки деревьев и кустов —
Учитель. А вы всегда ли в общении с окружающими пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют слова, учитель вывешивает на доску таблички со словами.)
Игра “Подскажи словечко”.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче….(здравствуй)
2. Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу …. (привет)
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте …. (любезны)
Будьте …. (добры)
5. Порвал воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
— Ну ….(извините!)
6. Если встретилась компания,
Не поспешно не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:….. (-До свидания!)
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят:… (- Благодарю!)
8. Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…. (- Спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришел:
-…(Прости) меня, мама, я больше не буду!
Учитель. Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.
(Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей инсценировать ситуацию.)
Ситуация 1 Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2 Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти в аптеку. Как ты ему объяснишь дорогу?
Ситуация 3 Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь? (После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильно поступить.)
Учитель. Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В словах заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Правила игры: учитель отрывает лепесток от самодельного цветка-ромашки и делая вид, что бросает его, отдаёт кому-то по своему желанию со словами:
Лети, лети, лепесток
Через запад — на восток,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели…. (например: «Вели, чтобы Юля сказала Саше доброе слово»)
Ученик.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Из истории слов ( дети зачитывают заранее приготовленные сообщения).
Спасибо. Откуда явилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе слово, говорили ему: «Спаси вас Бог!». «Спаси Бог» превратилось в короткое слово спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
Благодарю. Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!». Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть всё доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово, благодарю.
Учитель. Замените слова на противоположные.
ГРУБОСТЬ |
НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ |
ЖАДНОСТЬ |
ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА |
ЖЕСТОКОСТЬ |
ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ |
ЗАВИСТЬ |
СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ |
ДЕРЗОСТЬ |
БЛАГОДАРНОСТЬ |
Учитель. Но не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения. Интересно ли вам узнать, откуда произошли правила вежливости, а также познакомится с ними? Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.
Учитель. Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
А знаете ли Вы, что существуют правила, которые признаются всеми людьми? Оказывается – существуют! И называются они с древних времен – правилами вежливости.
(Просмотр и обсуждение презентации «Правила вежливости»)
Учитель. Ребята, помните, что доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.
Ученик.
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Учитель. Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом,
Чтобы мы потом ни изучали, кем бы в жизни ни были потом.
Сценарий внеклассного мероприятия:
«Школа вежливых наук».
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;
формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;
развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
• способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
• содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему: «Что такое доброта?», рисунки детей «Спешите делать добро», фонограммы песен: «Дружба», мультимедийный проектор.
Учитель: Уважаемые гости, ребята. Тема нашего мероприятия: «Школа вежливых наук».
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О доброте, о вежливости, о дружбе, мы научимся дарить людям радость, будем учиться общаться, дружить.
Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важных и нужных качествах для человека. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго — добро
От злого — зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», — тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Правила вежливости
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
(Дети по цепочке читают правила).
А.Яшин “С добрым утром”
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”,
“Доброй ночи!” –
говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдём,
Не любо, что ль,
поклоняясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”,
“Хлеб да соль!”
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Игра «Вежливо – невежливо»
Учитель: Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.
Поздороваться при встрече… (вежливо).
Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
Не встать, обращаясь к взрослому…
Помочь поднять упавшую вещь…
Не уступить место пожилому…
Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
Выкрикивать с места во время урока…
Учитель: А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
Ситуации:
Одна девочка жаловалась маме:
— Во дворе один мальчишка зовёт меня Галка.
— А как ты его зовёшь? – спросила мама.
— А я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Права ли Галя?
Когда Игорь вышел на спортивную площадку, обогнавшая его Наташа показала язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку.
Каким будет настроение у Игоря?
Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
“Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?”
И с трудом он по-английски
Произнес: – Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
– Между прочим,
Мы москвички, –
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
– Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!
И теперь не пьет,не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)!
Товарищи, твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Учитель: «Доброта»…- что скрыто за этим словом? Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает нам Улви.
Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта – не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребята у меня к вам вопрос.
— Для чего человеку нужны руки? (ответы детей – разные).
— А можно с помощью рук общаться?
— Да.
— Какими бывают наши руки? (добрыми).
— Да.
— А злыми?
— Тоже.
Задание:
Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
— Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
— Что еще можно сказать?
— Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?
— А какие руки бывают, когда они злые?
— Холодные, колючие, вредные, плохие.
— Могут ли руки помочь подружиться?
— Да.
Пусть тепло ваших рук передается друг другу, согревает сердца и души, делает их добрее.
— А вы любите делать добрые дела?
(ответы детей).
— А какие добрые дела вы можете сделать …для своей мамы, для друга, для одноклассника, для учителя?
Ведущая:
Ребята, а дать списать – это доброе дело?
— (ответы детей).
— Быть добрым человеком просто, если добро делать от души, искренне и нужно помнить;
∙ Чтобы ты не делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один.
∙ Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи.
∙ Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
Но ситуации бывают разные. Давайте посмотрим.
Ситуация 1.
Нарядная, оживленная женщина входит в автобус, увидев её, рядом поднимается мальчик.
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты, спасибо, не надо.
— садитесь, пожалуйста, садитесь. Я всегда пожилым людям уступаю.
В чём не прав мальчик?
(Ответы детей: указывать, подчёркивать на возраст женщины нетактично).
Ситуация 2.
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось».
В чем в этой ситуации заключается ошибка мальчика? А как бы вы поступили?
(Ответы детей).
Учитель: Ребята, мне хочется верить, что после нашей беседы в ваших сердечках добра станет намного больше, что вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому.
Тренинг «Паутина»
А сейчас я предлагаю всем разбиться на маленькие группы и поделиться друг с другом с теплом ваших сердец. ( Каждая группа получает клубок ниток и, передавая друг другу конец нитки, плетут «паутину» добра и тепла).
Учитель:
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошие знатоки правил вежливости, научились совершать добрые поступки. А научились ли вы дружить? Знаете ли вы, что такое дружба?
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
• Уступать
• Не бояться просить прощения, если обидел друга
• Не грубить
• Не злиться
• Не жадничать
• Помогать другу
• Быть честным
Молодцы, но согласитесь, иногда бывает, что мы ссоримся. Ребята, а почему это происходит? А что нужно сделать, чтобы никогда не ссориться?
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга — ищи, а нашел — береги».
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?
Клип «Дружба».
Законы дружбы.
— Если выполнять эти законы, тогда всем, кто рядом с нами, будет тепло и радостно. А вам, ребята, понравилось наше занятие?
— Кому не понравилось, потопайте ногами, а кому понравилось, похлопайте в ладоши! Начали.
А сейчас мы все произнесем клятву. Для этого надо всем встать.
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.
— А теперь, как вежливые ребята, что вы скажите вашим старшим товарищам?
(Спасибо)
— Что нового вы узнали сегодня?
— Что вспомнили?
— Мы прощаемся с вами.
Всего вам доброго!
Этапы проведения
Учитель: Ребята, сегодня мы проводим Классный
час в школе вежливых наук. Много-много лет назад,
когда человек стал пытаться сделать мир лучше,
появилась культура. И сразу возникла
необходимость в правилах взаимоотношения людей.
Если человек делает только то, что ему
захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим
о том, что он невоспитан, не соблюдает правила
этикета. Таких людей не уважают, их не любят.
Как вы понимаете, кто такой вежливый человек?
Ответы детей: “Он никогда не капризничает”,
“Он не вредничает”, “Он не плачет громко, даже
если ему очень больно”, “Он всегда
здоровается”, “Он хорошо одет”, “Он не кричит”.
Учитель: Нередко красивый человек ведет себя
грубо, неприлично. И все перестают замечать его
красоту: он всем становится неприятным. И
наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые
и честные люди. И вам хочется дружить с ними, быть
на них похожими.
Иногда, к сожалению, многие ребята не очень
вежливы друг с другом, родителями, знакомыми.
Некоторые в школе ведут себя хорошо, а после
школы… Об этом говорит в своем стихотворении
“Любочка” А.Барто, его прочитают наши ребята.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
– У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!–
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну садись,– вздыхает та.Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
– В чем же главная мысль этого стихотворения?
– Вам нравится Любочка?
– Надо ли на грубость отвечать грубостью?
– Нужно ли быть вежливым с грубым человеком?
Думаю, совершенно правы те, кто считает, что
грубить нельзя ни при каких обстоятельствах. Но
иногда ребята хитрят и ведут себя в зависимости
от ситуации то вежливо, то нет, как, например,
незадачливый герой вот этого стихотворения
А.Барто:
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.Павлик понял:
“Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?”И с трудом он по-английски
Произнес: – Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
– Между прочим,
Мы москвички, –
Улыбается одна.Павлик крикнул:
– Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!И теперь не пьет,не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
– Не правда ли, смешно и немного грустно?
Внимательно послушайте стихотворение и
постарайтесь запомнить волшебные слова, которые
прозвучат в нем.
А.Яшин “С добрым утром”
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”,
“Доброй ночи!” –
говорим.Если к чаю иль к обеду
В дом войдём,
Не любо, что ль,
поклоняясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”,
“Хлеб да соль!”Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Подберите подходящее по рифме вежливое слово
или выражение:
- Всегда я маме говорю: “За обед…” (благодарю)
- Отзовется даже рыба, услышав теплое… (спасибо)
- Прощенья попросить хотите – скажите четко… (извините)
- Каждый день мы не напрасно говорим знакомым… (здравствуй)
- Приятеля обидев, попроси: “Пожалуйста, …” (прости)
- Прося, запомни, как пароль: “Пожалуйста, …” (позволь)
- Знакомым на прощание скажите: … (До свидания)
- Перед сном приятно очень услыхать: … (Спокойной
ночи)
Следующее задание заключается в том, чтобы к
каждой группе выражений из азбуки вежливости
подобрать обобщающее слово.
|
|
|
|
|
|
Обобщающие слова: извинение, обращение,
прощание, приветствие, просьба, благодарность.
Группа ребят в процессе подготовки нашего
классного часа подготовила ситуации и сейчас
предлагает их для вашего обсуждения.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему:
“Сколько время?”
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.
Какие?
(Ответ: Мальчик должен был спокойно
спросить: “Извините пожалуйста, не смогли бы вы
сказать, который час?”)
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях
и никак не могут разойтись. Кто из них должен
уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет?
(Ответ: Обычно дорогу уступает тот, кто
вежливее).
Ситуация 3. Представьте, что девочке
неожиданно принесли два одинаковых подарка на
день рождения, как ей себя вести? Что сказать?
А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах.
О Ж Ы О Ы О Х Т Л Х В К Т Н В И С Я Н С Е Е В Л З Е О Т
Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем
столбцами)
Д О Б Р О Е С Л О В О И К О Ш К Е П Р И Я Т Н О
Ответ: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем
строками)
Не забывайте в жизни пользоваться добрыми,
волшебными словами. И тогда вас будут называть
вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это
цветы человеческой души. Так не скупитесь же
раздавать эти замечательные цветы окружающим!
Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.
Я попрошу вас написать на лепестках ваших
ромашек запомнившиеся и полюбившиеся вам
вежливые слова.
Самостоятельная работа.
Какое прекрасное слово – “дружба”.
Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего
друга.
Чтение стихотворения.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Песня “Если с другом вышел в путь”
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями многоПрипев:
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной
Что мне снег что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мнойТам где трудно одному
Справлюсь вместе с вами
Где чего-то не пойму
Разберем с друзьямиПрипев.
На медведя я друзья
Выйду без испуга
Если с другом буду я
А медведь без друга/Припев.
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много
Припев.
Игра “Салют”
Круг разбивается на 3 команды: красную, желтую и
зеленую. По команде “Красный!” хлопает 1-я
команда, “Желтый!” — 2-я команда, “Зеленый!” — 3-я.
Затем, учитель дает команду: “Красный! Желтый!
Зеленый!”
(Общий салют.)
– Спасибо вам, дорогие ребята, за то, что всем
нам сегодня было интересно!
Цель: знакомство с новыми вежливыми словами.
Задачи:
Образовательные: научить детей пользоваться вежливыми словами; учить вежливому общению среди сверстников.
Развивающие: продолжать обогащать словарь детей формулами словесной вежливости.
Воспитательные: расширить понятие детей о культуре поведения.
Герои взрослые: Ведущая, Сова, Мальчик Невежа.
Атрибуты: костюмы для сказки.
Зал нарядно украшен.
Ход праздника:
Ведущая: Здравствуйте уважаемые родители! Поприветствуйте наших ребят, которые сейчас волнуются за сценой. Давайте встретим их аплодисментами!
Под музыку дети забегают в зал.
Ведущая: Ребята мы собрались сегодня в музыкальном зале, чтобы отметить праздник. А как называется наш праздник?
Дети: «Школа вежливых наук».
Ведущая: Правильно — «Школа вежливых наук». Споём песню «Будьте вежливы с друзьями». (Дети исполняют песню «Будьте вежливы с друзьями» музыка и слова В.Герасимовой)
Ведущая: Сегодня в «Школе вежливых наук» учитель будет вести урок вежливости.
Под музыку появляется Сова.
Ведущая: Ребята, Вы узнали — это же тетушка Сова. Здравствуйте, тётушка Сова!
Сова: Здравствуйте! Я тётушка Сова — самая мудрая учёная сова. Я прибыла к Вам прямо из лесной школы. Всех своих учеников я учу вежливости. Расскажите мне ребята, кто такие вежливые люди?
Дети рассказывают.
Сова: Правильно. Вежливые люди — это люди соблюдающие правила поведения. А Вы себя относите к таким людям?
Ведущая: Конечно, наши ребята учтивые, обходительные и знают как вести себя уважительно. Вот послушай.
Ребёнок: «Здравствуйте!» я говорю,
Вам здоровье подарю,
Вы его оберегайте
И в покое сохраняйте.
Ребёнок: Вот настал момент прощанья,
Говорим Вам «До свиданья!»
Все ребята говорят
И из садика спешат.
Ребёнок: Это слово знает каждый
Говорим мы не однажды
Тому кто помог спешите
И спасибо Вы скажите.
Сова: Порадовали Вы меня своими манерами. Такие любезные слова знаете!
Диалог за сценой. — Поздоровайся с тётей! — Ещё чего! Я не умею.
Сова:(всплеснула руками) Только я обрадовалась, а оказывается не все ребята в Вашем саду приветливые и воспитанные. (качает головой)
Под музыку появляется Мальчик Невежа и подходит к столику с театральными масками. Берёт и одевает их. Видя недоумевающие взгляды снимает маску и отходит в сторону.
Мальчик Невежа: Как красиво в зале и маски такие разноцветные лежат, никто их не одевает, вот я и решил одеть.
Сова: Не это говорят, когда первый раз видят человека! Говорят здравствуйте! Как тебя зовут, мальчик?
Мальчик Невежа: Олежа.
Сова: Здравствуй Олежа! А почему ты не поздоровался с ребятами, со мной, когда пришёл к нам на праздник?
Мальчик Невежа: Я не умею!
Сова: Разве тебя не научили этому в детском саду!
Мальчик Невежа: Я сегодня первый день пришёл в детский сад.
Сова: (радостно) Ах, тогда это простительно! Не знать не страшно, главное хотеть научиться!
Ведущая: Мы хотим научить тебя Олежа быть вежливым! Посмотри сказку «Как начиналась вежливая песенка».
Ребёнок: Пожалуйста примите
Актёрский комплимент
И сказку посмотрите
Начнём мы сей момент.
Участвующие дети проходят за сцену и показывают сказку.
Ведущая: Ну что, Олежа, ты понял как важно быть вежливым?
Мальчик Невежа: Да.
Сова: Ты наверное мечтаешь найти новых друзей в детском саду?
Мальчик Невежа: Конечно.
Сова: Тогда послушай стихи ребят. Если ты станешь вежливым со всеми с тобой все захотят дружить.
Ребёнок: Скажу добрый день я другу
Он пожмёт мне крепко руку
Дружба наша не разлей
Будем мы дружить сильней.
Ребёнок: Будь добра, мне скажет мама
Принеси мою панаму
К шкафу я бегу скорей,
Ну а брат спешит уж с ней.
Ребёнок: Папа скажет «Добрый вечер!»
Я ему скорей отвечу,
Обниму и поцелую
Всей душой его люблю я.
Сова: Это замечательно любить папу, маму и иметь добрых друзей!
Ведущая: Ребята и ты, Олежа, запоминайте вежливые слова и учитесь говорить их в разных ситуациях. Сейчас я буду говорить фразу, а Вы будете называть вежливое слово, которое можно сказать в данной ситуации.
(Дети играют в игру «Вежливо скажи»)
Сова: Ребята я очень хочу послушать Ваши стихи о вежливости.
Ребёнок: Если что-то ты сломал
Или в садик опоздал
Скажи просто «Извините,
Вы от нас букет примите!»
Ребёнок: Вас благодарим сердечно
Сил, удачи бесконечной
Пусть исполнятся желанья
Вы достойны подражанья.
Ребёнок: Всем привет скажу я Вам
Милым дамам, господам
Обращение летит
К получателю спешит.
Ведущая: Закрепим «Правила вежливости«. (Дети повторяют)
Ребёнок: Когда устали дети
Ложатся сладко спать
«Спокойной ночи!», крошки
Давайте отдыхать.
Мальчик Невежа: Я кажется запомнил. (Начинает перечислять вежливые слова) Мне интересно ещё больше вежливых слов узнать! Ребята подскажите!
(Дети читают стихи)
Ребёнок: Отправляемся в дорогу,
Скажем прямо у порога,
Вам «Счастливого пути!»
И до встречи впереди!
Ребёнок: С добрым утром пожеланье
Не оставит без вниманья
Вежливый ответ дадут
И улыбку Вам пошлют.
Мальчик Невежа: Спасибо за помощь, ребята! Теперь я всё понял! Я хочу со всеми подружиться и стать самым вежливым в детском саду!
Сова: Молодец Олег — это хорошее стремление! Я думаю, что с тобой теперь всем ребятам будет приятно общаться и они с тобой обязательно подружатся! Ты так много выучил вежливых слов , а чтобы лучше запомнить эти слова послушай «Вежливую песенку» ребят. (Дети исполняют «Вежливую песенку» авторы Степанова-Пинтус, Киреев.)
Мальчик Невежа: Сядут гости за столом,
Говорят о том, о сём,
Угощайтесь я скажу
И на торт им покажу.
Ведущая: Конечно, теперь и торт можно покушать, когда постарался на уроке как следует. (Ведущая показывает на торт) Торт, который нам подарили родители мы с Вами отправимся пробовать в группу. На этом наш праздник подошёл к концу настало время возвращаться в группу.
Под музыку дети выбегают из зала.