Сценарий час поэзии страна стихляндия

Данный сценарий посвящен Всемирному дню поэзии. С обучающимися было организовано и проведено мероприятие  21 марта.

Сценарий Всемирного Дня поэзии

Чтец 1: 

Поэзия – чудесная страна,

Где правит рифма целым миром!

Ей власть особая дана

Нас покорять звучаньем лиры!

Она открыта тем, кто слышит

Души движенье, мысли ход,

Кто рифмами живёт и дышит,

В ком жажда творчества живёт.

Здравствуйте, друзья мои! Я рада видеть вас в нашем зале. Все наши учебные занятия начинаются с переклички! По традиции я тоже сейчас это сделаю! Будьте внимательны!

Кого зовут Никита, Оля или Мария и Олег,

сейчас вы громко, что есть силы скажите всем ПРИВЕТ!
Кого назвали Настей, Дашей, мы просим так же Кать и Свет,

сказать нам вежливо, но четко, что шлете нам вы свой ПРИВЕТ!
Данилы, Вани и Андрюшки хочу вам дать один совет -ваш день удачным очень будет, Коль вы нам скажете ПРИВЕТ!
Оксан, Анюток, Павлов, Лен —  Скажу и это не секрет,

Мы будем рады видеть чаще,  когда те крикнут всем ПРИВЕТ!
Тёмы, Лёши, Димы, Кости, раз сегодня вышли в свет,

Раз пришли ко мне вы в гости: прокричите мне ПРИВЕТ!
Всех тех, кого мы не назвали, имен так много счёту нет,

Но кто сидит сегодня в зале, скажите громче всех ПРИВЕТ!

Браво! Молодцы!

Сегодня, 21 марта, Всемирный день поэзии! Трудно представить нашу жизнь без поэзии, без лирики. Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель — наше сердце и пробуждает душу, послушайте:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Назовите автора стих-я! Несомненно, это великолепнейший русский поэт А. С. Пушкин! Я прочла вам своё любимое стихотворение гения 19 века. В ходе нашего мероприятия я советую вам чаще отвечать на мои вопросы и получать за это жетоны! В финале праздника мы обменяем их на призы!

В 19 веке в музыкально-художественных салонах и на литературных вечерах проводилось много игр: фанты, буриме, лото! Поэтому вы не только услышите любимые поэтические строки, но и насладитесь удивительными музыкальными произведениями, поиграете в рифмы и лирический пасьянс!  

Известный всему миру А. С. Пушкин написал поистине восхитительные строки: «Я вас любил…»!

Стихотворение подготовленный студент.

Поэзия делает нашу жизнь богаче, ярче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает завораживающей энергией, увлекающей за собой. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы, как к искусству, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году приняли решение 21 марта отмечать Всемирный день поэзии. Весна, любовь, оживление природы, ароматы цветущих деревьев и цветов. Всё в природе благоухает!

Всемирный день поэзии отмечается фестивалями, конкурсами, викторинами, встречами с самобытными писателями, литературными вечерами, презентациями новых поэтических сборников, вручениями литературных премий.

Самой занимательной игрой любого литературного салона было раскладывание пасьянса. У нас есть для этого поэтические карточки. Вы вытягиваете карту с началом стихотворения, а продолжение должны вспомнить сами и продекламировать! За это получить жетон.

Игра

Определились молодые дарования, ценители поэзии, знатоки литературы! Аплодисменты вам!

Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества! Историки говорят, что первые стихи были созданы еще во 2 веке до н. э. С тех пор поэзия всегда была с людьми — и многим помогала жить. Борис Пастернак дал такое определение поэзии:

Это- круто налившийся свист,

Это-щелканье сдавленных льдинок,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок.

Свои любимые стихотворения читают участники праздника.

Сколько терний и невзгод, сколько жизненных тревог познали поэты, творя свой подвиг! Искусству служить всегда нелегко. Велика их заслуга перед народом.

Чтец 2:

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,

Ахматова, Барто, Твардовский…

В России, если ты поэт –

Ты должен ярким быть и броским.

Знать, словом должен зажигать,

И душу вылечить словами.

Тебе ли этого не знать,

Поэт, живущий рядом с нами?

Поэзия – великий дар!

Кто оседлать сумел Пегаса,         

Тот никогда не будет стар,

Рифмуя мысли ежечасно.

Сыграем с вами в рифмы. Суть игры буриме такова: по заданным рифмам нужно сочинить четверостишие. Желающих прошу сесть за игровой стол.

Выдать карточки с рифмами, пока сочиняют, слушаем аудиозаписи стихов разных авторов, например, С. Есенина «Берёза», М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной», А. А. Фета и другие.

Участники декламируют получившиеся стихи. Получают жетоны.
Чтец 3:

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова поэт.

Чтение стихотворения М. Чикуновой «Роща»

Я прочла для вас еще одно любимейшее мной стихотворение нашего самобытного поэта! А многие композиторы сочинили музыку к стихам русских поэтов, сделав их песнями.

Сколько лет песне? Сколько лет звучит она на свете, такая привычная и необходимая, как дыхание человека? Вообразите себе мир без песни! Такое просто невозможно представить. Песня – это сама жизнь! Её звучание сопровождает человека в любых жизненных ситуациях. В песне соединились два величайших вида искусства: музыка и поэзия. Отсюда и небывалая красота и, вместе с тем, простота песни, глубокий философский смысл, сила и мощь.

Владимиру Высоцкому исполнилось 25 января 81 год со дня рождения. Это актер, поэт, певец, талантливый человек. Посмотрите видео «Мне каждый вечер зажигают свечи».

Видео В. Высоцкого

Продолжаем накапливать жетоны. Назовите русских поэтов 19 века, которых мы не упомянули! (А. Толстой, М. Лермонтов, Майков, Никитин, Жуковский, Кольцов, Некрасов).

Есть желающие прочесть понравившиеся поэтические строки?

Перечислите поэтов 20 века! (Есенин, Блок, Ахматова, Цветаева, Гумилев, Бальмонт, Брюсов, Маяковский, Бунин, Пастернак, Твардовский).

Скажите, как решались вопросы чести в XIX веке? (дуэли). Предлагаю вам сразиться на поэтической дуэли.  Я задам вам «поэтические» вопросы, заимствуя строки из стихотворений. Вам нужно ответить тоже поэтической строкой. На обдумывание ответа отводится 30 секунд.

Вот примеры вопросов-ответов:

1.Мечты, мечты. Где ваша сладость? (А.С. Пушкин)

В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной… (А. С. Пушкин).

Или

Во глубине сибирских руд. На севере диком… (М. Ю. Лермонтов)

2.Скажи мне, ветка Палестины, Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов) 

В степи мирской, печальной и безбрежной (А.С. Пушкин)

3.Откуда начинается Россия? (Близ место, где царствует Венеция златая… 

(А.С. Пушкин)

4.Зачем вы посетили нас в глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин) 

Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть… (А. А. Фет)

Любовь, любовь –гласит преданье… (Ф. И. Тютчев)

5.Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.С. Пушкин) 

И скучно, и грустно, И некому руку подать… (М.Ю. Лермонтов)

Или

Умом Россию не понять… (Ф. И. Тютчев)

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер поэтической миниатюры. Стихи его поразили современников яркостью красок, большим эмоциональным накалом.  Его стихами восхищались Н. Некрасов, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Блок. Русский композитор Пётр Ильич Чайковский высоко ценил поэта. На стихи А. Фета создано много романсов. Предлагаю послушать удивительные строки, ставшие песней!

Романс «В лунном сиянии»

На мой взгляд, праздник поэзии удался! Мы вместе с вами наполнили день чарующими звуками музыки, слова, творчеством. Каждый из вас прикоснулся к волшебному миру искусства, к литературе. Разумеется, многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но я надеюсь, что пробудила у вас интерес к поэзии, заразила вас духом игры и азартом развлечений. Уверена, что с каждым годом поклонников поэзии и музыки будет больше.

Обмен жетонов на призы

Благодарю всех, кто помог провести праздник, кто читал свои полюбившиеся стихи, кто попробовал себя в роли поэта, играя в буриме! Сегодня, во всемирный день поэзии, я вместе с вами прочувствовала магическую силу слова, узнала вас лучше, мы пообщались, интересно провели время!  

Всемирный день поэзии

Используя парную рифму (ААББ), сочини стихотворение:

..…… лошадки

………. прятки

……… кустами

.……… пижаме

Всемирный день поэзии

Используя парную рифму (ААББ), сочини стихотворение:

……….день

……….тень

………красивый

…….счастливый

Всемирный день поэзии

Используя перекрёстную рифму (АБАБ), сочини стихотворение:

…..нежный

……..хрусталь

…….безбрежный

………даль

Всемирный день поэзии

Используя перекрёстную рифму (АБАБ), сочини стихотворение:

……голоса

………трепещет

……..небеса

…..блещет

Всемирный день поэзии

Используя кольцевую рифму (АББА), сочини стихотворение:

……..Зина

……..речка

…….свечка

………корзина

Всемирный день поэзии

Используя кольцевую рифму (АББА), сочини стихотворение:

……..апрель

……..звенел

………пел

………капель

Всемирный день поэзии

Используя кольцевую рифму (АББА), сочини стихотворение:

……..сердец

……..поляна

…….рано

………наконец

Всемирный день поэзии

Используя перекрёстную рифму (АБАБ), сочини стихотворение:

……весне

………обман

……..во сне

…….туман

Поэтическая карта

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом…

Поэтическая карта

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орёл молодой…

Поэтическая карта

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…..

Поэтическая карта

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз…

Поэтическая карта

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром…

Поэтическая карта

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром…

Поэтическая карта

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман….

Поэтическая карта

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий…

Поэтическая карта

Черёмуха душистая

С весною расцвела…

Поэтическая карта

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

Поэтическая карта

Люблю Отчизну я, но странною любовью,

Не пропадёт рассудок мой, ни слава, купленная кровью…

Поэтическая карта

Я помню чудное мгновение

Передо мной явилась ты..

Урок – литературная гостиная

«Поэзия – чудесная страна…»

Цель: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка; расширить представление о жизни и творчестве поэтов города.

Задачи:

1. Проследить, как в творчестве поэтов раскрывается тема “малой родины”.

2. Развивать умение слушать, вести диалог, творческие способности детей.

3. Воспитывать любовь к малой родине, родному краю.

Оборудование: сборники стихотворений, портреты поэтов-классиков.

Ход урока

1.Слово учителя: Нужна ли нам поэзия  или совсем не нужна. Вопрос, который  иногда задают себе не только поэты, но и вообще любой человек.    Можно спорить до хрипоты по этому поводу. Можно запретить поэтов или придумать им знаки отличия. Поэзия на всё это не обращает внимания. Она была, есть и будет всегда там, где живут человеческие чувства, причём, самые светлые и прекрасные. Там, где говорит Душа.

Прекрасный месяц весны не зря выбран для празднования замечательного, романтического Дня поэзии.  Ведь март – это  месяц, олицетворяющий начало весны, возрождение и пробуждение природы. Поэзия всегда воспевала  настроение и тепло, зарождение  жизни, новых чувств и надежд.

Сколько имен всплывает в памяти!

t1607026551aa.jpg

t1607026551ab.jpg

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.

А сколько гениальных строк было подписано именами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова… список может быть очень большим, ведь в нашей стране так много талантливых поэтов! Откуда они брались эти сроки и куда уходят, оставляя след в наших душах? Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать — просто одни хотят писать стихи, а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.

 Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый, поэтому настоящей хозяйкой нашего урока будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи. 

2. Выступление учащихся.

Ведущий 1. Вы задумывались когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берется удивительный дар заставлять слова звучать по – иному, от которых у людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце!

Ведущий 2. Наша гостиная сегодня собрала тех, кто любит или хочет полюбить поэзию и музыку, хочет испытать то чувство полета, которое испытывает каждый, кто их понимает. А ещё сегодня у нас замечательная гостья – кизлярская поэтесса Ольга Степановна Адиняева.

t1607026551ac.jpg

Ведущий 1. Сегодня мы будем читать и слушать стихи, похожие на эхо, потому что в них отзывается любовь к родному городу, людям живущим рядом

2-й ведущий: Поэзия – чудесная страна,

Где правит рифма целым миром!

Ей власть особая дана

Нас покорять звучаньем лиры!

1-й ведущийОна открыта тем, кто слышит

Души движенье, мысли ход,

Кто рифмами живёт и дышит,

В ком жажда творчества живёт.

2-й ведущий: Трудно представить нашу жизнь без поэзии. Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель — наше сердце и пробуждает душу, послушайте:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

t1607026551ad.jpg1-й ведущий: Проделаем простой опыт – выразим прозой содержание этого известного стихотворения А.С.Пушкина: «Я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она вас больше не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить…» Слова те же, что и у Пушкина, но содержание очень обеднено. Исчезла рифма – и потускнели нежность, любовь, возвышенное благородство чувств; вместо яркого выражения переживаний остался сухой их перечень.

2-й ведущий: Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.

1-й ведущий: С 2000г Всемирный день поэзии отмечается во многих странах фестивалями, конкурсами маститых и начинающих поэтов, викторинами, мастер-классами, литературными вечерами, презентациями новых поэтических произведений, вручениями литературных премий. Мы рады видеть сегодня в этом зале истинных любителей и ценителей поэзии.

2-й ведущий: Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества! Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. С тех пор поэзия всегда была с людьми — и многим помогала жить Б. Пастернак дал такое определение поэзии («Определение поэзии»):

Это- круто налившийся свист,

Это-щелканье сдавленных льдинок,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок.

1-й ведущий: А так определяет поэзию А.Ахматова («Про стихи»):

Это — выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это — сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

2-й ведущий: А вот, что говорили о поэзии древние греки: «ПОЭ́ЗИЯ- (от греч. Poiesis — «делание, приготовление, творение, созидание», от финикийского phohe — «уста, голос, язык» и Ish — «Божество») — в глубокой древности в странах Ближнего Востока финикийское «поэсис» означало: Божественный, древнейший магический язык, благодаря которому человек может ощутить свое единство с природой, стихиями и божественными силами, управляющими миром».

1-й ведущий: Древнегреческий поэт Гесиод рассказывая о своей встрече с богинями-музами, покровительницами поэтического искусства, объяснил, что именно они раскрыли ему секрет художественного воображения, фантазии.

А.С. Пушкин описывал явление ему Музы такими словами:

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых

Близ вод сиявших в тишине,

Являться муза стала мне. («Евгений Онегин»)

2-й ведущий: Сколько терний и невзгод, сколько жизненных трагедий познали поэты, творя свой подвиг! Велика их заслуга перед народом.

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,

Ахматова, Барто, Твардовский…

В России, если ты поэт –

Ты должен ярким быть и броским.

Знать, словом должен зажигать,

И душу вылечить словами.

Тебе ли этого не знать,

Поэт, живущий рядом с нами?

Поэзия – великий дар!

Кто оседлать сумел Пегаса,

Тот никогда не будет стар,

Рифмуя мысли ежечасно.

3. Слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня вы имеете возможность лично пообщаться с человеком, который обладает талантом «рифмовать свои мысли». Творчеству Ольги Степановны Адиняевой присущи женственность, романтичность, возвышенная страсть, нежность. И музыкой слова её обильны, и юностью душа её поёт.

4. Выступление поэта О. С. Адиняевой:  t1607026551ae.jpg
а) рассказ о себе; 
б) чтение стихотворений. 

5. Диалог с поэтом: t1607026551af.jpg
— Когда начали писать? Когда поняли, что поэзия – это надолго? Это – настоящее? 
— Что в детстве для Вас было радостью? 
— Любили ли Вы в школе литературу? 
— О чем больше любите писать? Какая из тем ближе? 

t1607026551ag.jpg— Сколько книг у Вас вышло? Какая из них дороже, значимее?
— Можно ли научиться писать стихи? Или надо родиться поэтом? А как было у Вас? 

— Сколько вам было лет, когда Вы написали свое первое стихотворение? 

— Какое Ваше любимое стихотворение? Что послужило поводом для его написания? 

— В какое время года, в какое время суток Вам легче писать стихотворения? 

— Есть любимое стихотворение? 
— Ваш любимый поэт? 
— Ваш совет начинающим писать 

6. Дети читают стихи собственного сочинения.

t1607026551ah.jpg t1607026551ai.jpg

7. Учитель:

— Сегодня мы говорили об удивительном явлении в нашей жизни – о поэзии. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия настраивает душу человека на волны добра и участия к людям…

Я надеюсь, что этот день и наш урок, эта встреча для всех вас останутся в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. И я искренне желаю вам продолжать своё знакомство с Волшебным миром поэзии!

Оформление литературной гостиной:
музыкальное сопровождение “Ноктюрн” Ф.Шопена,
“Пастораль” Г.Свиридова.

Действующие лица: ведущий, 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й
чтец, члены клуба “Литературики”, исполняющие
роли поэтов.

Поэзия — моя держава,
Я вечный подданный ее.
М.Светлов.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Ведущий: Сегодняшняя наша встреча
посвящена не просто поэзии. Сегодня мы услышим,
что думают сами поэты о своем творчестве, о роли
поэзии в жизни, о том, что же это такое — поэзия,
почему вот уже много лет она волнует
человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите
стихотворения русских и зарубежных поэтов. И
очень бы хотелось, чтобы каждый из Вас услышал те
строки, которые предназначаются именно Вам. Итак,
слушайте: говорят поэты.

1-й чтец (стихотворение А.Ахматовой)

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А, может, и смерти нет.

3-й чтец: (текст О.Берггольц)

“Среди множества ремесел и искусств,
воздействующих на человеческую душу, нет силы
более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она
все может. Я утверждаю: она сильнее ядерной бомбы
— разрушающее и творящее слово, пропитанное
кровью любящего сердца, светом духа. Нет
подчинения более добровольного и более
неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви
более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии.
Любящий поэзию — дважды поэт!”

2-й чтец (стихотворение Н.Матвеевой);

…Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю для их обновленья, приходят поэты.
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых
вопросов-
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну у Земли…

Звучит “Пастораль” Г.Свиридова.

Ведущий: Поэзия — особый мир со своими
законами, мир, в котором “звучат свежие ритмы”,
“властвует свет”, куда нет доступа жестоким,
бескрылым, ограниченным.

3-й чтец (стихотворение Е.Евтушенко):

Поэзия — великая держава.
Империй власть, сходящих с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия — такое государство,
Где правит правда в городе любом,
Где судят, как за нищенство, за барство,
Где царствует, кто стал ее рабом.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравные цветы.
И чем подняться выше, тем предметней
Плоды ее великого труда —
Над мелкой суетливостью предместий
Стоящие сурово города.

1-й чтец (стихотворение В.Набокова “Страна
стихов”):

Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных, такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.
И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный совет.
Там будем мы свободны и богаты…
Какие дни. Как благостны закаты.

Ведущий:

Говорить прозой о поэзии трудно: ведь стихи
воспринимаются сердцем, чувством, так же, как
музыка. Каждый по-своему ощущает ее красоту,
находит что-то свое, необходимое его внутреннему
миру. Поэзия полна пленительных тайн. Может быть,
только для нас, читателей? А что думают об этом
сами поэты?

2-й чтец (стихотворение В.Рыленкова)

Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда — ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия.

3-й чтец (слова Ф.Г.Лорки):

“Поэзия заключена во всех вещах: в уродливых,
прекрасных, отталкивающих; все дело в том, чтобы
суметь извлечь ее… Все увидеть, все
почувствовать… Поэзия не знает границ. Вот вы
возвращаетесь домой промозглым утром, подняв
воротник, от усталости едва волоча ноги, а она
ждет вас на пороге. А может, у ручья, или на ветке
оливы, или на скате крыши… везде есть своя тайна
и поэзия- это тайна, которая живет во всем… Мимо
идет человек, вы взглянули на женщину, пес
перебежал дорогу- все это поэзия”.

2-й чтец (стихотворение Р.Гамзатова):

Стихотворение — стихов творенье,
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы — память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует.
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия — тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.

Ведущий: Попробуем найти ответ на этот вопрос
в творчестве русских поэтов.

3-й чтец (стихотворение А.Пушкина):

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Ведущий: Вдохновение…. Душевный подъем,
который овладевает поэтом в часы творческого
труда. В одном из писем он признавался: “Осень
подходит. Это любимое мое время — здоровье мое
обыкновенно крепнет,- пора моих литературных
трудов настает…”

3-й чтец (стихотворение И.Козлова “Гимн
Орфея”):

Когда поэт на языке земном
Передает пророческим пером
Таинственные вдохновенья
И осветлит души виденья
Поэзии огнем,-
Венчает мир, исполнен удивленья,
Чело певца бессмертия венком.

Ведущий: А как представляли процесс
творчества поэты Серебряного века?

1-й чтец:

Бывает так: какая-то истома
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг;
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук….
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2-й чтец (стихотворение А.Ахматовой):

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость Вам и мне.

3-й чтец (слова Б.Пастернака):

“Поэзия валяется в траве, под ногами, надо
только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с
земли”

1-й чтец (стихотворение М.Волошина “Рождение
стиха”):

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучии.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Ведущий (стихотворение А.Вознесенского):

Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат
Душа — слепая соучастница
Не написал — случилось так.

“Стихи не пишутся — случаются”, “ Я пишу, как
дышу…”. Но простота создания стихотворения
кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество-
это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный.
Марина Цветаева писала: “Я всегда разбивалась
вдребезги. И все мои стихи- те самые, серебряные,
сердечные дребезги”. В стихах поэт отдает
читателям душу, свои силы, свое сердце.

2-й чтец (стихотворение Л.Мартынова):

Я хотел бы и ночью, и днем
Создавать, создавать, создавать,
Я хотел бы стихи выдавать, выдавать, выдавать,
Штамповать и ковать их и вновь штамповать, как
медали.

3-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы):

Строка из старого стиха слывет ненастоящей:
Она растрачена уже, да и к мольбам глуха.
Мне строчка новая нужна какая-нибудь послаще,
Чтоб начиналось из нее течение стиха.
Текут стихи на белый свет из темени кромешной,
Из всяких горестных сует, из праздников души.
Не извратить бы вещий смысл строкой поспешной.
Все остальное при тебе – мужайся и пиши.
Текут стихи на белый свет, и нету им замены,
И нет конца у той реки, пока есть белый свет.
Не о победе я молю: победы все надменны,
А об удаче я молю, с которой спроса нет.
Текут стихи на белый свет рекою голубою
Сквозь золотые берега в серебряную даль.
За каждый крик, за каждый вздох заплачено
любовью,
Ее все меньше с каждым днем, и этого не жаль.

Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за
каждое слово платить любовью, не жалеть своей
любви, своей души – в этом судьба поэта. Помнить о
высоком назначении поэзии, не идти на поводу у
черни, толпы — эгоистичной, корыстной,
равнодушной, ждущей лишь угождения своим вкусам,
оставаться независимым, бескорыстным,
взыскательным и строгим к себе, мужественно
встречать “суд глупца и смех толпы холодной” — в
этом судьба поэта. Она всегда нелегкая.

Чтец 2:

Сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут
своего читателя, сколько бы ни прошло лет или
веков, в этот момент произойдет чудо-
соприкосновение душ людей, разделенных огромным
временным пространством.

Чтец 3 ( из речи А.Блока “О назначении поэта”):

“Что такое поэт? Человек, который пишет
стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не
потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами,
то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому
что он — сын гармонии, поэт”.

“Похищенные у стихии и приведенные в гармонию
звуки, внесенные в мир, сами начинают творить
свое дело, Они проявляют неожиданное могущество:
они испытывают человеческие сердца”.

“Первое дело, которого требует от поэта его
служение, — открыть глубину”.

“Второе требование заключается в том, чтобы
поднятый из глубины звук был заключен в прочную и
осязательную форму слова; звуки и слова должны
образовать единую гармонию”.

“Третье дело поэта; принятые в душу и
приведенные в гармонию звуки надлежит внести в
мир”.

Ведущий: Стихи умеют терпеливо ждать своего
часа. Некоторые забываются очень быстро, еще при
жизни их авторов. Настоящая же поэзия — всегда с
читателем, и даже запрещенная, спрятанная, она
всегда возвращается и помогает людям жить.
Поэзия, как впрочем, и любое другое дело, которым
вы увлечены — это и есть тот плот, который поможет
уплыть “из монотонных будней”, от пошлости,
серости и скуки в мир красоты и вдохновения.

Чтец 2:

Многое дано сказать истинному поэту. И многое
требуется от читателя, чтобы уметь понять
совершенное стихотворение и отличить от
несовершенного. Потому так важно, чтобы процесс
общения поэта и читателя всегда был живым, делая
нашу духовную жизнь богаче и радостней.

3-й чтец (стихотворение М.Луконина):

Раскройте вы книгу мою,
Раскройте ее для полета!
Развяжите ее жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.

1-й чтец:

Да, это не книга, а я. Не стихи это- сердцебиенье.
С вами я молод.
Вижу небо, слушаю землю, вдыхаю траву.
Рядом с вами, боевое мое поколенье.
Вместе с вами и я бесконечно живу.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий хоттабыч на новогоднем празднике
  • Сценарий час поэзии ко дню матери
  • Сценарий церемонии награждения предпринимателей
  • Сценарий хоррора пример
  • Сценарий час полезных советов лечебные возможности даров природы