Сценарий часа мужества ко дню неизвестного солдата

«Достаточно мгновения, чтобы стать героем,Но необходима целая жизнь,Чтобы стать достойным человеком…» Урок мужества «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», п

Урок мужества

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

посвящённый Дню неизвестного солдата

«Достаточно мгновения, чтобы стать героем,
Но необходима целая жизнь,
Чтобы стать достойным человеком…»

Цели и задачи мероприятия:

1. Пополнить у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о памятной дате 3 декабря «День неизвестного солдата».

2. Воспитание уважения к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы.

3.Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.


Оборудование: мультимедийный проектор, зубочистки – 3 шт., шаблоны для изготовления «вечного огня»3 шт., 3 листа бумаги А 4, 3 ручки, конверт для письма Неизвестному солдату,  3 стола.

Область применения: урок мужества.

Формы  реализации: интегрированное занятие.

Возрастная группа: 12 -14 лет (7класс).

Ход занятия


(Слайд1)

Ведущий:

Уважаемые ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких слов: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем,
Но необходима целая жизнь,
Чтобы стать достойным человеком…»

Одних героев мы знаем и гордимся ими, но есть герои, имена которых неизвестны до сих пор. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие

(ответы ребят): Неизвестным Героям.

Да наше занятие будет посвящено Неизвестному солдату и будет называться« Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» посвящённое памятной дате

(Слайд2)

(Слайд 3)

– Дню неизвестного солдата, которыйотмечают 3 декабря. Праздник этот
совсем молодой. Его отмечают с 2014 г. Это память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами.Чтобы лучше понять, в чём значение этого праздника, я предлагаю посмотреть вам 2 небольших видеоролика.

Показ видеоролика №1.

(Слайд4)

Ведущий:

Итак, ребята, скажите, а что такое вечный огонь и зачем он нужен? (Ответы
детей). Правильно, он нужен для того, чтобы почтить память тех, кто не
вернулся с войны. Это – символ вечной памяти потомков и их благодарности
за мирное небо у нас над головой. Что мы можем сделать для погибших?
Помнить. И бережно относиться к этой памяти.

(Слайд5)

Читает стихотворение Тамара Слепушкина

(Стихотворение Юрия Шмидта «Вечный огонь»)

Вечный огонь. Александровский сад.

Вечная память героям.

Кто же он был, неизвестный солдат,

Чтимый Великой страною.

Может, он был еще юный курсант,

Или простой ополченец.

Может, убит потому, что не встал

Перед врагом на колени.

Может, в атаку он шел в полный рост,

Пуля в излете достала.

Или он был неизвестный матрос,

Тот, что погиб у штурвала.

Может, был летчик, а может танкист;

Это сегодня не важно.

Мы никогда не прочтем этот лист,

Тот треугольник бумажный.

Вечный огонь. Александровский сад.

Памятник тысячам жизней.

Вечный огонь, это память солдат,

Честно служивших отчизне.

Ведущий:

А сейчас вашему вниманию будет представлен второй видеоролик, где
показан фрагмент из документального фильма «Открытие могилы
неизвестного солдата».

(Слайд 6)

(Показ видеоролика №2.)

Ведущий:

Ребята, а как вы думаете, почему так говорят – «неизвестный солдат»? У него
что, нет имени? Ведь у каждого когда-то было имя. (Ответы детей).
(Правильно, это солдат, имя которого неизвестно, так как он погиб во время
боя,  и никто не смог сказать, как его зовут, в каком он был звании, где его
близкие и т.д.)

(Слайд 7)

Ведущий:
Ребята, скажите, а зачем нужны памятники таким солдатам? (Ответы детей).
Нужно сохранить память. Она священна. Ведь эти солдаты защищали нашу
Родину и нас, мы должны быть благодарны им за мирное небо над нашей
головой. Т.е. памятники  это отражение благодарности потомков, символ
памяти и уважения ко всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были
идентифицированы.

(Слайд 8)


Ведущий:

Далеко не у всех тех, кто числится убитыми на войне,
указано место захоронения. До сих пор на территории России и за ее
пределами остаются лежать непогребёнными безвестные останки наших
воинов, защищавших интересы Отечества.

(Слайд9)

Уже после. Первой мировой войны начала образовываться традиция, по
которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному
солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим
солдатам. Такие памятники неизвестному солдату есть во многих городах
России и за её пределами. Например,


                                                                      (Слайд10)


В  Германии

                                                                      (Слайд11)


В  Берлине

(Слайд12)

Мемориал Неизвестному солдату: в Вашингтоне,в Великобритании

(Слайд13)

В г.Стерлитамак (Башкортостан).

Памятник неизвестному матросу в Новороссийске и неизвестному солдату


                                                                      (Слайд14)

В Одессе,в Екатеринбурге


                                                                  (Слайд15)


Могила неизвестного Солдата, парк –Мемориал Славы в Новосибирске

                                                                  (Слайд16,17,18)


В Яр-Сале Памятник Вечная Слава Героям Войны
.

Как вы думаете, ребята, чем отличается наш памятник от памятников просмотренных ранее.

( ответы ребят: памятник в Яр-Сале установлен известным героям, а просмотренные памятники солдатам, чьи имена неизвестны)


                                                                     (Слайд19)


Александра Вануйто, Артем Худи, Серафима Вылко читают стихи

Александра Вануйто

Стихотворение: «На братских могилах не ставят крестов…»

На Братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают, 

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче,

На Братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

Артем Худи  (стихотворение Михаил Исаковский)

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты —

Рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел

И Родину сберег.

Серафима Вылко

Тихо, ребята, минутой молчанья память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали, сверстники наши почти.

Среди нас нет тех, Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда. Вспомним!

Ведущий:

Просим почтить память павших минутой молчания. Прошу всех встать.

Звучит минута молчания

(звук метронома)

(Слайд20)

Ведущий:читает письмо неизвестному солдату.
Я хочу прочитать вам письмо неизвестному солдату. «Здравствуй,
Неизвестный солдат! Мне очень жаль, что ты погиб. Я думаю, что ты был
добрым, заботливым, красивым. Я думаю, что у тебя была семья. Мне
кажется, что, когда началась война, ты очень удивился, ведь люди жили в
мире. Думаю, что ты первым записался в добровольцы. Я хотел бы, чтобы ты
ожил. Может быть, ты, умерший на войне, был братом моего дедушки.
Но все равно, если ты и не брат моего дедушки, мне жаль тебя и твою
семью. Спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину, ты пожертвовал
собой ради меня, ради всех моих близких. Ты воевал за то, чтобы на Земле
был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. Спасибо тебе за все!
К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война,
но, я думаю, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за Мир.
До свидания, Неизвестный солдат!»

Ведущий:

Ребята, как вы думаете, в чём особенность этого письма? (Ответы детей). Да,
правильно, это письмо, написанное ребёнком неизвестному солдату –
человеку, которого нет.


                                                               (Слайд21)

Ведущий:
А теперь я предлагаю вам самим написать письмо неизвестному солдату.

Каждая группа пишет по несколько строк. То есть,  у вас получится 8 -10 строчек письма.


Первая группа должна своими строчками  поздороваться и сказать, кто пишет и зачем.
Вторая группа должна выразить сожаление о том, что этот солдат погиб,
предположить какой он был, чем занимался,что солдат делал во время войны.


Третья группа –как воевал, чем отличился, для чего солдат воевал, и поблагодарить его, сказать ему душевное спасибо от всех нас.

(Для работы каждой группе даётся 3 мин.)

(Слайд 22)

(песня «Журавли» фоном)

(Дети выполняют задание)

Ведущий:
Теперь я предлагаю прочитать, что у вас получилось. Для этого приглашаю по 1 участнику от каждой группы, для прочтения своего отрывка письма. А сейчас давайте соберём наше общее письмо, (наклеивают отрывки на лист).
Спасибо, ребята. Вы все вместе постарались, и у вас получилось вот такоезамечательное, душевное письмо неизвестному солдату, которое мы запечатаем в конверт и отправим в районный музей.

(Слайд23)

(Ксюша Сэротэтто читает стихотворение «Спят мальчишки в сияниизвезд…»)

Ксюша Сэротэтто

Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать изпод белых берёз,

Изпод алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!

Спят мальчишки под сенью берёз, –

Навсегда твёрдо сомкнуты губы, –

Не видать им ни солнца, ни звёзд –

Тише пойте, армейские трубы!

                                                              (Слайд 24)

Ведущий:

В народе говорят, что души погибших за Отчизну солдат превращаются в
журавлей. Эти красивые, гордые птицы стали символом бессмертия души
бойцов. Которые не вернулись с той далёкой войны. Имена многих из них до
сих пор остаются неизвестными.

                                                              (Слайд 25,26,27)

Ведущий:

Память о тех. кто остался Неизвестным солдатом, на чьих могилах нет имён,
хранит вечный огонь. Он горит на могиле Неизвестного солдата у
Кремлёвской стены и у сотен мемориалов по всей России. Подвиг защитников
отечества бессмертен, и символ нашей вечной памяти – это «вечный огонь»,
который есть в каждом городе…

Я предлагаю  вам изготовим своими
руками вечный огонь в память о погибших воинах.

(Дети изготавливают вечный огонь из готовых шаблонов.)

Ведущий:

Какие замечательные макеты у вас получились ребята.

Полученные макеты вечного огня мы разместим 9 мая у памятника воинам-Ямальцам.


                                                                    (Слайд 28)

Ведущий:

Будем хранить память о неизвестных героях в наших сердцах! Пусть будет мир во всём мире!

(Арина СэротэтточитаетОтрывок из поэмы «РЕКВИЕМ»)

Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, – помните!
О тех, кто уже никогда не споет, – помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,– о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,– заклинаю, – помните!

Валера Вануйто:

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героический подвиг нашего народа в годы ВОВ. Навечно останется в наших сердцах чувство безграничной благодарности тем, кто сражался за свободу любимой Родины.

Мы постараемся быть достойными потомками того великого поколения и передать светлую память о героях нашим детям и внукам.

Ведущий:

А теперь нам осталось подвести итог всему увиденному и услышанному.

— Кто запомнил тему нашей встречи?

— Почему она так звучала?

— Каких солдат называют неизвестными?

— Зачем нужен вечный огонь? (хранить память о героях)

— Как вы думаете, сколько неизвестных солдат, погибших во время ВОВ, осталось лежать на полях сражений?

Рефлексия:

Ведущий:

А сейчас ребята у вас на столах лежат карточки с названием качеств, которые должен развивать в себе современный человек, чтобы сохранить  память о наших защитниках,о солдатах, не пришедших с войны, о неизвестных воинах, которые остались лежать на полях сражений, защищая нашу Родину.Ваша задача выбрать  те качества, которые нужно развивать молодому поколению, чтобы быть патриотом своей Родины. Прошу от каждой группы выйти одного представителя и озвучить ваши ответы.

Ответы ребят

Исходя из ваших ответов, делаем вывод,чтобы сохранить память о нашей истории мы учимся мужеству и отваге бравых солдат, воспитываем в своих сердцах любовь к Родине. Я искренне верю, что память поможет нам избежать ошибок в будущем и сохранить мир на многие века.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

для студентов 1-4 курса СПО

УРОК МУЖЕСТВА

«Ж И В А Я П А М Я Т Ь»

ко Дню Неизвестного солдата

Разработала:

преподаватель филологических

дисциплин, социальный педагог

ГПОУ «ХТТ ДонНТУ»

Скрипка А.В.

Харцызск, 2018 год

ТЕМА:«Живая память»

ЦЕЛИ:В ходе мероприятия познакомить студентов с историей празднования исторического события – Дня Неизвестного солдата. Обогатить эмоциональным миром детей нравственными переживаниями и формированием нравственных чувств; способствовать моральному развитию студентов и их творческих способностей. Развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие благоприятные условия для общения обучающихся в совместной деятельности. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; сформировать образ истинного патриота и защитника Родины; способствовать формированию у студентов активной жизненной позиции.

ОБОРУДОВАНИЕ: флаг ДНР, 2 ноутбука, мультимедийный проектор,экран, акустические колонки, микрофоны, демонстрационный стол, свечи и георгиевские ленточки чтецам, атрибуты для украшения зала (георгиевская лента, плакаты и др.), тематические костюмы для танца.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: малый актовый зал техникума

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

нетрадиционный урок мужества (литературно-музыкальная композиция)

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 06.12.2018 г. (ко Дню Неизвестного солдата)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Журнал «Чем развлечь гостей» № 2, 2010 г.

РИА Новости http://ria.ru/society/20141105/1031774313.html#ixzz3Ju1zc9Ur

http://bskltd.ru/intnews/society/history/1033871

http://www.liveinternet.ru/users/dimitr74/post248983325/#comment626730860

http://www.youtube.com/watch?v=O6mOmABu2Qg

УРОК МУЖЕСТВА «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

(Звучит мелодия военных лет-минус, выходят ведущие) СЛАЙД 1

1Ведущий: Память… Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 73года всё ждут запоздалые письма с войны, и матери не верят похоронкам, и невесты надеятся, а сыновья стали взрослее своих отцов.

2Ведущий: И нет покоя тем, кто вернулся с войны, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня».

1Ведущий:Каждый 8 житель нашей страны погиб в годы войны. Миллионы людей расстреляны, погибли в концлагерях, пали на полях боев.

2Ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни 18-летних юношей, с войны вернулся только один.

1Ведущий:Сотни тысяч семей не дождались своих родных с фронта. Многие остались лежать в братских могилах.

2Ведущий: Они остались неизвестными солдатами.

СЛАЙД 2 (перелистывая картинки)

1Ведущий:Мероприятие «Живая память», посвящённое Дню Неизвестного Солдата, объявляется открытым!

(звучит мелодия-фанфары и затихает)

Ведущий 2: Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано «пропал без вести».

Ведущая 1: Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах советской земли до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне.

Чтецы(выходят все чтецы под лирическую мелодию)

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

(лирическая мелодия затихает) СЛАЙД 3

Ведущий 2: Сейчас лишь немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удаётся вернуть имена. Остальные так и остаются неизвестными солдатами той далёкой и страшной войны.

Чтецы

Мой дед и прадед воевали.

Мой дед вернулся, прадед нет…

И до сих пор мы не узнали,

Был похоронен он иль нет.

Быть может, где то безымянный,

Лежит один в сырой земле,

Не пережил он бой неравный,

Не смог противиться судьбе.

Не знает прадед, как сложилась

Судьба его родных детей

И сколько внуков народилось,

И сколько в мире новостей…

Не знает, что семидесятый

Уже мы День Победы встретили!

Пропал в далёкий сорок пятый,

Его мы в книге памяти отметим.

И в память прадедов и дедов,

Мы книгу эту сохраним!

Мы имена их повторим!

Ведущий 1СЛАЙД 4

3 декабря 1966 г., в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Москве, в Александровском саду.

Ведущая 2: 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата», а также зажжён Вечный огонь. С 12 декабря 1997 г. это пост № 1 почётного в Российской Федерации.

Ведущая 1: СЛАЙД 5

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», — такие слова начертаны на сводах этого мемориального комплекса. В настоящее время у Могилы Неизвестного Солдата находится пост №1 с почетным караулом. Караул несут воины Президентского полка, сменяясь каждый час. (вкл лирическая мелодия)

Чтецы

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат —

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему —

Вся земля, вся земля.

Ведущая 2: Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений.

Ведущий 1: О них звучит песня. (чтецы уходят со сцены, выходит дует певцов)

(песня «Группа крови»)

Ведущая 1: СЛАЙД 6 3 декабря 2014 г. в России и в Донецкой Народной Республике установлена новая памятная дата — День Неизвестного солдата.

Ведущая 2: 

Мы здесь не потому, что дата,

           Как злой осколок, память жжет в груди.

           К могиле Неизвестного солдата

           Ты в праздники и будни приходи.

           Он защитил тебя на поле боя,

           Упал, ни шагу не ступив назад.

           И имя есть у этого героя –

           Великой Армии простой солдат.

Ведущий 1: Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Ведущий 2: (под звучание «Фон медленно»)

Получают мальчики повестки.

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руки:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

1 Ведущий: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2 Ведущий: Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться. (под звучание «Фон медленно» громче выходят на сцену все чтецы)

ЧтецыСЛАЙД 7 (перелистывая картинки)

Я — забытый солдат, не вернулся с войны.

Не пришла на меня похоронка.

Я один из пропавших без вести ребят

И последний приют мой — воронка.

До последнего вздоха ждала меня мать,

О судьбе моей Бога молила.

Не пришёл я её к небесам провожать,

С ней проститься война не пустила.

Не в могилах крестами увенчанных,

А в воронках нашли мы приют.

Наши души усталые мечутся,

Не отпетые кости гниют.

Как нам хочется яркими искрами

В поднебесье подняться к друзьям.

Как нам хочется встретиться с близкими,

Возвратиться, любимые, к вам.

Но нельзя, не отпеты, мы брошены,

Бой последний со смертью ведём.

Сколько нами у Господа прошено,

Ну когда ж мы покой обретём?

Ведущая 1: Сюда, к Братским могилам, приходили матери и отцы, не дождавшиеся своих сыновей, вдовы, внуки, знающие дедов только по фотографии. И каждый думал, что может быть именно в этой могиле лежит их родной человек.

Ведущая 1: Он отдал жизнь, он лишился имени, но стал родным для всех, кто живет и будет жить на русской земле.

Чтецы

В болотистых лесах лежат ребята,

Над ними Бог простёр свою ладонь,

А на могиле Неизвестного солдата

Горит священной памяти огонь.

Их солнце согревает до заката,

И долго будут звёзды им светить,

Но просят безымянные солдаты

Похоронить их всех, похоронить.

Последний долг им отдадим когда-то?

Чтоб с совестью спокойной дальше жить.

Должны найти мы каждого солдата

И всех до одного похоронить.

Ведущая 2: СЛАЙД8Вспомнить всех поимённо невозможно – их миллионы, победивших и выживших, погибших, умерших от ран, пропавших без вести. Они навечно остались лежать в Братских могилах. Слова-памяти для героев.

с1:(далее слова под мелодию)

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

с2:

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

с 3:

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

с4:

Мы утро новое улыбкой встретим,
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети,
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

с5:

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари,
Шли на смерть, а вошли в бессмертие,
Наши чудо-богатыри.

С6:

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ,
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

С7:

Давно окончилась война,

Фашистов логово разбито,

Но наш девиз звучит всегда:

«Никто не забыт, и ничто не забыто».

И помни ты, живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой,

Что мы до той поры непобедимы,

Покамест память павшего храним!

(далее под мелодию громче уходят со сцены, выходят певцы)

(песня «Я- Солдат»)

1 Ведущий: Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

(далее под мелодию песни «Зажгите свечи» чтецы выходят на сцену с зажжёнными свечами в ладошках)

Чтец Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь-

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Своё яркое пламя живущим. СЛАЙД9

Ведущий 1: ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ – символ памяти о павших героях, их подвигах, жертвах фашизма. Впервые Вечный огонь зажжен в 1920 в Париже, в СССР — в 1957 в Ленинграде и у Кремлевской стены в Москве в1967 году.

Чтец:

Держу в ладонях огонек
Как символ той войны далекой,
Где незнакомый паренек
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,     
Солдаты головы сложили.    
Пылай, гори, не затухай,
Ты – Вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!  
Забвению не дай случиться!

(уходя со сцены, чтецы ставят горящие свечи на демонстрационный стол)

Ведущая 2: Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается …

Преподаватель — историк:

Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье –
Помните!
Песню свою, отправляя в полет, –
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, –
Помните!

Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, –
Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди земли убейте войну,
Прокляните Войну!
Люди земли мечту пронесите
Через года и жизнью наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

СЛАЙД 10

Ведущий 1: Танцевальный номер «Верните память».

(танец под песню Наргиз «Верните память»)

Ведущий 1: СЛАЙД 11(перелистывая картинки)«Победа!» кричал весь народ восторженно в далёком 1945 году. Но, к сожалению, наша Родина – земли величественного Донбасса узнали вновь о войне.

Ведущий 2: Именно на территории Донбасса весной 2014 года начались жестокие, кровопролитые бои между братскими народами.

Ведущий 1: Славянск, Донецк, Марьинка, Савур Могила, Горловка, Амвросиевка, Иловайск, Дебальцево… и маленькие населённые пункты нашей Донецкой Народной Республики прочувствовали ужасы войны.

Ведущий 2: Множество мужчин и парней идут на защиту своей Родины. Но, к сожалению, есть и с 2014 года списки «без вести пропавших» наших земляков.

Ведущий 1: На историческом памятнике Савур Могиле можно увидеть безымянные могилы воинов.

Ведущий 2: 4 года и 8 месяцев Донбасс защищают мужественные герои – солдаты армии ДНР. И, кто знает, сколько ещё предстоит пережить нашей земле? Но мы верим, что мир настанет! Заветное слово «Победа!» будет за нами!

Ведущий 1: Внимание на экран!

(исполняется студентами песня «Кукушка» под демонстрацию видео о войне на Донбассе)

Ведущий 1: СЛАЙД 12Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты.

Ведущий 2: Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Ведущий 1: Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Ведущий 2:

И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же в любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.

Ведущий1: В память о воинах, не вернувшихся с полей сражений объявляется минута молчания. Прошу всех встать!

(Метроном)

Ведущий1:СЛАЙД 13 Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках», на Донбассе и лишь единицы тех, кто стал Ветераном Великой Отечественной войны.

2 Ведущий: Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.

Ведущий 1: Солдат умирает дважды: первый раз – там, на поле боя, когда его настигнет пуля, второй раз – в памяти народной.

Ведущий 2: Второй раз умирать страшнее, второй раз солдат должен жить, а мы, живущие ныне на земле, должны сделать всё для этого.

Ведущий 1: Мероприятие «Живая память», посвящённое Дню Неизвестного Солдата, объявляется закрытым!

Ведущий 2: Мира, удачи и добра вам!

Ведущий 1: Спасибо за внимание!

(вкл военная мелодия)

авторы: Валентина Витальевна Вельченко , учитель истории, истории, обществознания, права, Амурская область

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Внеклассное мероприятие посвящено Дню Неизвестного Солдата. Ученики знакомятся с историей появления памятной даты, мемориала «Могила Неизвестного Солдата», В ходе мероприятия используется видео, дети участвуют в мастер-классе по изготовлению солдатского треугольника.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса

Цель: приобщение обучающихся к социальным ценностям: патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу.

Задачи:

  • расширение знаний о героическом прошлом нашей страны, о памятных датах России;
  • формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувства гордости за героическое прошлое России.

Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, лист бумаги А4, фломастеры, карандаши (по желанию учащихся).

Форма организации деятельности детей.

  • Поисковая деятельность: поиск информации о героях Великой Отечественной войны
  • Творческая деятельность: чтение стихов, написание письма, изготовление солдатского треугольника.
  • Обсуждение
  • Беседа

Предварительная работа. Дети выполняют небольшие проекты о героях Великой отечественной войны.

Ход мероприятия

Звучит песня «Священная война»

  • Здравствуйте, ребят. Какому событию будет посвящено наше мероприятие?
  • Сегодня мы будет говорить о Великой Отечественной войне.
  • Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.
  • 22 июня 1941 года.

На слайде изображения героев Великой Отечественной войны: Н Гастелло, В. Талалихин, З. Космодемьянская, Л. Голиков, А Матросов, Н. Карбышев.

  • Перед вами портреты, скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей?
  • Это герои Великой Отечественной войны.
  • Назовите имена героев, опишите их подвиг.

Учащиеся называют.

Учитель: Великая Отечественная война вошла в каждый дом нашей великой родины. Мы знаем и помним героев, отстоявших мир для нас с вами. Им посвящены стихи, памятники, о них рассказывают в кинофильмах и картинах.

На слайде изображение памятника неизвестному солдату в Москве.

  • Скажите, пожалуйста, кому посвящен этот мемориал?
  • Этот мемориал посвящен неизвестному солдату. 

Дети читают стихи

Неизвестному солдату

Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата…
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли…

Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки –
Она в бою погибла вместе с ним.

Пусть мы его фамилии не знаем, –
Он был – мы знаем – верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.

И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!

Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата!

(М. Светлов)

Учитель: Традиция устанавливать памятники неизвестному солдату появилась после окончания Первой мировой войны. Они дань памяти, символ благодарности и уважения к погибшим солдатам, имена которых так и остались неизвестными. Первый мемориал появился во Франции, когда 11 ноября 1920 г. в Париже у Триумфальной арки было сделано почетное захоронение неизвестного солдата, погибшего на Первой мировой войне. Впервые был торжественно зажжен Вечный огонь. Затем уже в Англии, у Вестминстерского аббатства, появился мемориал с надписью «Солдат Великой войны, чье имя ведомо Богу». Позднее такой мемориал появился и в США, где на Арлингтонском кладбище Вашингтона был захоронен прах неизвестного солдата. Надпись на надгробии: «Здесь покоится снискавший славу и почет американский солдат, имя которого знает только Бог».

Учитель: В декабре 1966 года, в 25-летие разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе — места кровопролитных боев — был перенесен прах Неизвестного солдата.
8 мая 1967 года открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».

Вечный огонь славы, вырывающийся из середины бронзовой воинской звезды, зажжён от пламени, пылающего на Марсовом поле в Петербурге. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – начертано на гранитной плите надгробья.

Справа, вдоль Кремлевской стены, поставлены в ряд урны, где хранится священная земля городов-героев.

Учитель: Посмотрим, кадры хроники, которые перенесут нас в далекий 1966 год.

Дети читают стихи.

Куда б ни шёл, ни ехал ты… 
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

(М. Исаковский)

У памятника Неизвестному солдату можно увидеть государственных деятелей, возлагающих венки в памятные даты Великой Отечественной войны, людей разных поколений, которые не знают, где покоятся их родственники. Молодожены возлагают цветы, как дань уважения тем, кто отстоял в этой страшной войне мирное небо для будущих поколений.
Почтим и мы память всех тех, кто остался на полях сражений минутой молчания.

Звучит метроном. Минута молчания

Учитель: 24 октября 2014 года Госдума объявила 3 декабря памятной датой России — Днем Неизвестного солдата. Дата установлена в память обо всех чье имя так и осталось неизвестным. Много их лежит в нашей российской земле.

Существует множество поисковых отрядов, которые свое свободное время посвящают поиску и опознаванию останков. Это благородный труд — вернуть чьих то отцов, дедов, прадедов их родным и близким.

В одной такой экспедиции было найдено письмо погибшего солдата будущим поколениям.

Просмотр видео, вопросы для беседы

  • О чем рассказал солдат в своем письме?
  • Какие чувства он испытывал перед боем?
  • Сделали ли потомки неизвестного солдата правильные выводы?

Дети читают стихи.

Листок, уж хрупкий, на изгибах,
Тех, по которым коль сложить,
Те, за которые: «Спасибо…»,
Шептала мать… и мне хранить,
В тот треугольник, что солдаты,
В кусочке жизни, меж боёв,
Где каждый, торопливо прятал,
Не дописав немного слов…

Солдатских писем треугольник,
Листвой осенней, на ветру,
Что обрывало, в ту войну…
Солдат, сержант или полковник –
Равны пред ним, куда слова,
От сердца только, для любимых…
И до сих пор, ещё… хранимых,
Где строчки видимы едва…

(В. Данилюк)

Учитель: Сегодня я вам предлагаю написать свой ответ нынешнего поколения неизвестному солдату. Возможно, вы выразите благодарность за мирное небо над головой, а может быть вы напишете о том, как вы любите свою родину, расскажете, какой стала жизнь сейчас. А затем мы вместе попробуем сложить солдатский треугольник.

Мастер-класс «Солдатский треугольник»

Учащиеся под руководством учителя складывают свое письмо треугольником.

Цель:

  • расширение знаний о героическом прошлом нашей страны истории мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Москве;
  • формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным;

Задачи:

  • Просмотр презентации и определить тему классного часа.
  • Познакомиться с историей Дня неизвестного солдата
  • Определить значимость это дня.
  • Познакомить с городами, где установлены памятники неизвестному солдату
  • Изготовить из бумаги белых журавлей в память об погибших солдатах
  • Рефлексия деятельности.

Методы и технологии: интерактивный метод, проектный метод, технология групповой работы.

Ход классного часа

I. Организационный момент

Просмотр презентации

Цель: мотивировать учащихся на определение темы и цели классного часа. Раскрыть понятия «Защитник», «Отечество», «Подвиг».

— Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.

У нас в классе присутствуют гости….Директор музея Боевой и трудовой Славы им. П.Т.Васеленко ст.Васюринской, Русс П.М и руководитель отряда Поиск: Владимир Балов.

Мотивирование: Посмотрите презентацию и определите, о чем пойдет речь на уроке?

— Да, ребята, сегодня мы будем говорить о неизвестных героях …и Родине

— Что важное вы увидели? (работу поисковых отрядов)

— А как вы понимаете это слово « неизвестный»?

ИТОГ: Какие ценности можно выделить? Что значит для вас защитник Родины? (мужество)

Стихотворение читает Авдиенко Максим.

II. Анализ фактов из исторических документов

Ведущий 1. В октябре 2014 г. была внесена поправка в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и установлена новая памятная дата — 3 декабря — День Неизвестного солдата. Исторически, в ходе войн, множество солдат гибло и их останки не были или не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, личность чья неизвестна и считается невозможным её установление.

— Как можно определить значение слова?

Традиция?

Диана. Слово традиция в словаре Ожегова: 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

— Какие традиции, вы еще знаете (праздник 9 мая, Дни воинской славы .дни освобождения станиц и городов).

На экране вы видите высказывания, обратите внимание!

— Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (преданность, мужество, готовность встать на защиту и т.д.)

— На экране вы видите высказывания, обратите внимание!

— Прочитайте высказывания? Что скажете? ответ

Ведущий 2. Вероника. Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Ее история знает множество примеров мужества, стойкости и массового героизма. В сражениях этой войны погибли десятки миллионов советских воинов. Многих из них в силу невозможности установления их личностей неопознанными хоронили в братских могилах, а их семьям сообщали: «Пропал без вести». На территории России, в местах, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны, имеется бесчисленное множество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа. Далеко не у всех тех, кто числится убитыми на войне, указано место захоронения. До сих пор на территории России и за ее пределами остаются лежать непогребенными безвестные останки наших воинов, защищавших интересы Отечества.

(Звучит песня «Братские могилы» В.Высоцкий)

Итог: Что узнали о традициях о захоронениях.

III. Определение значимости дня неизвестного солдата для всего человечества

Ведущий 1. Вот как описывали это событие в советской прессе: «… 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки одного из покоящихся в братской могиле воинов поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня. 3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. На Манежной площади состоялся митинг, и гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опушен в могилу.

Кл. руководитель. Вы любите свою Родину? А как вы это делаете, как вы выражаете свои чувства?

— Любовь — пожелание добра, совершение хороших поступков. Хочешь изменить мир, начни с себя.

— МИР. Сегодня особенно актуально это понятие.

Ведущий 2. Мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» был торжественно открыт 8 мая 1967 года. Вечный огонь зажег Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который принял факел, зажженный на Марсовом поле города Ленинграда, от прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.) В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» — предложена С.В.Михалковым. из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.) Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.

Ведущий 1. С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час Согласно Указу Президента № 1297 от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

Кл. руководитель. В нашей станице мемориал погибшим за освобождение станицы Васюринской в годы Великой Отечественной войны 1942-1945 был установлен после 1953 года. Вечный огонь был зажжен в 1985 году. В 2013 году поисковиками (отряд «Поиск») был установлен колокол памяти Всем Васюринцам! Защитникам Родины. Колокол вылили из метала, который поисковики находили в процессе раскопок, весь металл времен Великой Отечественной войны, Это единственный памятник в России. … Мемориал погибшим за освобождение станицы Васюринской в годы Великой Отечественной войны 1942-1945. В 2013 году поисковиками (отряд «Поиск») был установлен колокол памяти Всем Васюринцам! Защитникам Родины.

Выступление П.М

IV. Работа в группах. «В каких городах установлены памятники неизвестным солдатам»

Кл. руководитель. — Каждой группе индивидуальные задания:

  • 1 группа: определяет численность городов
  • 2 группа: собирает фото.
  • 3 группа: время, заслуги перед Отечеством.

Через 5 минут обсудим и сделаем вывод.

Оценка работы групп: — оцените работу группы; определим критерии.

Критерии (показатели) самооценки:

  • слаженность,
  • содержательность
  • аккуратность,
  • логичность…(группа может дополнить критерии)

ИТОГ: Что для вас значат памятники неизвестному солдату (Память)?

Разгадайте в группах кроссворд.

Слайд. Какое ключевое слово получилось? (память) Почему

Ведущий 1.

Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим,

Давайте вспомним о каждом, хоть имя его их неизвестно. (Минута молчания)

Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им — семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из-под белых берез,

Из-под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны

Ведущий 2. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна. На эти могилы всегда будут приходить и настоящие, и будущие поколения россиян в знак памяти и благодарности.

Могила Неизвестного солдата!

О, сколько их от Волги до Карпат!

В дыму сражений вырытых когда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик у дороги,

В котором навсегда погребены

Мечты, надежды, думы и тревоги

Безвестного защитника страны.

Могила Неизвестного солдата.

(Э.Асадов)

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. Мир — это утро, полное света и надежд. Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце. Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.

Кл. руководитель. А сейчас мы с вами изготовим журавлей в память об неизвестном солдате песня «Журавли».

Именно героизм неизвестных солдат лежит в основе всех наших побед. Но пропасть без вести — не значит раствориться во тьме истории. Они живы в памяти людской, которая бережно хранится и передается от поколения к поколению. И сегодняшний день — это наш общий земной поклон людям, которые ценой своей жизни сберегли нашу Родину.

— Какая была тема урока мужества? Какую цель ставили?

— Все ли вы поняли на уроке мужества?

Спасибо за урок!

КЛАССНЫЙ ЧАС

Автор: ГРАЧЁВА ЛАРИСА ИВАНОВНА,

учитель русского языка и нач.классов

УДЕРЕВО — 2017

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Класс: 3 – 6.

Направление: гражданско – патриотическое.

Цель классного часа: Воспитывать личность – патриота России, способного гордиться своей страной.

Задачи классного часа:

1. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения через раскрытие значения понятия «патриот».

2. Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

Тип: тематический

Форма классного часа: беседа.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для демонстрации презентации; цитаты о патриотизме.

Ход классного часа

Звучит песня «Журавли».

1.Объявление темы классного часа.

Ученик 1:

Не дымятся дали,

Пыль черна от слез. Ни одной медали Дед мой не принес. Только в этом самом

Нет его вины,

Потому что сам он

Не пришел с войны.

Учитель: Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано — «пропал без вести». Далеко не у всех тех, кто числится убитым, указано место захоронения. Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удается вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.

Ученик 1:

«Прошла война, прошла страда. 
Но боль взывает к людям: 
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем! 

Ученик 2:

Затем, чтоб этого забыть 
Не смели поколенья. 
Затем, чтоб нам счастливей быть, 
А счастье — не в забвенье!» 

Учитель: 3 декабря 2014 годавпервые в истории, россияне отметили новую памятную дату —День Неизвестного солдата. Закон, которым введен «новый день», был подписан президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным 5 ноября 2014 года.

Именно этому знаменательному событию в жизни россиян и будет посвящен наш классный час.

2.История учреждения праздника.

Учитель: Дата 3 декабря выбрана совсем неслучайно. Именно в этот день в 1966 году прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и с воинскими почестями захоронен в Александровском саду. Это мероприятие было приурочено к 25-летней годовщине разгрома немецких войск под Москвой. На плите, водруженной на могиле Неизвестного солдата, была сделана надпись: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен». С тех пор здесь всегда горит вечный огонь и стоит почетный караул. Памятнику присвоен статус общенационального мемориала воинской славы.

Установление Дня Неизвестного солдата — это не просто дата в календаре, это день, когда еще один раз в году мы будем отдаваться дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить.

Ученик 3:

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Ученик 4:

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Ученик 5:

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Ученик 6:

Неизвестный солдат –

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ученик 7:

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Ученик 8:

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –

Вся земля, вся земля.

Учитель: Традиция чтить память павших солдат зародилась очень давно. Отдавать дань внимания бойцам своей страны всегда было делом высокоморальным. Ведь каждая капля крови воина сберегала, возможно, не одну жизнь стариков, женщин и, конечно же, детей.

Иногда в тех местах, где велись кровопролитные бои и падали сраженные пулями и осколками солдаты и офицеры — попросту не оставалось выживших, чтобы похоронить павших. В лучшем случае, убитых хоронили в братских могилах — а матери, сестры и дети так и ждали любимых с поля брани, надеясь на чудо.

Звучит песня «На безымянной высоте»

3.Памятники Неизвестным солдатам.

Учитель: Как символ увековечивания памяти таких безымянных солдат и возникла идея создавать памятники неизвестным солдатам.

Ученик 1:

В чужих краях, на площадях и в парках,
Где шли бои, у гор чужих и рек,
Они стоят — упавшие в атаках,
Они стоят — воскресшие навек!

Ученик 2:

За их спиной гранитные знамёна,
А на руках и дети, и цветы…
И помнят всех упавших поимённо,
Они стоят — как памяти посты.

Ученик 3:

И не уйдут ни днём они, ни ночью,
Не бросят пост под снегом и дождём!..
Держись, Алёша! Бой ещё не кончен,
Дождись, Братишка — мы к Тебе идём!

Ученик 4:

Всё краше жизнь в спасённых ими странах,
И всё скупее речи и венки…
Ещё вчера — любимы и желанны,
Уже сегодня — будто бы враги!..

Ученик 5:

Пусть не сотрутся памятные даты,
Врезаясь в мир тревожною строкой!
Они стоят, советские солдаты —
Не тяготятся должностью такой!..

Демонстрация презентации «Памятники Неизвестному солдату».

Слайд 1

Учитель: В России всем от мала до велика известна могила Неизвестного солдата у Красной стены Московского Кремля. Это одно из значимых мест нашей страны. К мемориалу во время всех государственных праздников торжественно возлагают цветы первые люди государства и высокие гости столицы, сюда стремятся многочисленные туристы и москвичи возложить цветы и посмотреть развод Почетного караула на Посту №1.

Слайд 2

Слева от мемориала находится гранитная стена, на которой выбито: «1941 — Павшим за Родину — 1945», справа — гранитная аллея, где расположены порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землей городов-героев. В этих урнах – частицы земли, привезенные сюда из Ленинграда (земля Пискарёвского кладбища), Киева (от Обелиска участникам обороны города), Волгограда (частица Мамаева кургана), Севастополя (земля Малахова кургана), Одессы, Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы (земля взята с тех мест, где велись самые ожесточенные и кровопролитные бои за оборону этих городов) и Бреста (земля от подножия Брестской крепости).

Ученик 6:

Куда б ни шёл, ни ехал ты…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Учитель: В 2010 году комплекс дополнил памятник городам воинской славы.

Учитель: Мемориалы и памятники Неизвестному солдату открыты во многих городах России и других стран.

Слайды 3-18

Могила Неизвестного Солдата г.Новосибирск, парк – Мемориал Славы

Памятник Неизвестному Солдату в г. Новокузнецке, Кемеровская область

Памятник Неизвестному Солдату

у парка Горького, г. Москва

Памятник Неизвестному Солдату

с. Бабаюрт, республика Дагестан

Памятник Неизвестного Солдата

с.Знаменка, Орловская область

Памятник Неизвестному Солдату г. Саранск, Мордовия

Памятник Неизвестному Солдату г. Жуковский, Московская область

Памятник Неизвестному Солдату г.Красноярск

Памятник Неизвестному Солдату с.Хазан , Рязанская область

Памятник Неизвестному Солдату с. Загорье, Ленинградская область

Памятник Неизвестному Солдату, Мемориал Победы г. Курск

Учитель: Есть в Курске и ещё один памятник. Во время строительства комплекса «Курская дуга» в районе ул. Кавказской были обнаружены останки расстрелянных советских солдат. В 1998 году они были перезахоронены на территории комплекса, вскоре над могилой появилась скульптурная композиция с Вечным огнем. Скульптор и автор композиции — Владимир Бартенев.
Ученик 1:

О, если бы покой маячил нам вдали,
И мы прийти к нему когда-нибудь смогли.
О, если бы опять, как зелень луговая,
Мы возвратились вновь из глубины земли…

Учитель: Мемориальный комплекс «Курская дуга» включает в себя:
— памятник маршалу Г.К. Жукову,
— Триумфальная арка,
— Памятное надгробие Неизвестному солдату Курской земли,
— Храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца,
— памятник погибшим курянам,
— стела «Курск — Город воинской славы»,
— аллея военной техники.

Мемориальный комплекс «Курская дуга»

Памятник неизвестному русскому солдату в Берлине, Германия

Учитель: В берлинском Трептов –парке стоит монумент «Во́ин — освободи́тель».  Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). В мемориале захоронено около 7000 советских воинов из общего числа 75 000 павших при штурме Берлина. Известны имена около 1000 из них. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин — освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения народов Европы от фашизма.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.

«В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Муттер, муттер…», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.
— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он…

Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний,

по-отечески тепло напутствовал его генерал.

Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.

В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков…»

Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов».

Учитель: Великая Отечественная война навсегда в истории нашей страны останется народной войной против фашизма. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна.

Ученик: Настанет год, и день, и час, Придет к нам новый юбилей, Но много ль будет среди нас, Не павших на войне людей? Они уходят, как года, Спокойно и неотвратимо, Но то, что сделано тогда, Величественней храмов Рима.

И вечным будет их покой, И память вечная народа —

Как вечно солнце над Окой, Как вечна матушка-природа. (Василий Мурзинцев)

Учитель: Установление Дня Неизвестного солдата — это не просто дата в календаре, это день, когда еще один раз в году мы будем отдавать дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить.

Ученик:

Поклонимся великим тем годам. Тем самым командирам и бойцам. И маршалам страны и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым. Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья! Всем миром, всем народом, всей землёй,

Поклонимся за тот великий бой .

Минута молчания.

Учитель: Мы с вами счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война – это страшно, это кровь, муки, смерть. И через всё это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне . Миллионы людей расстреляны , задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестёр. Многие погибшие стали неизвестными. Они навечно остались лежать в братских могилах.

Ученик:

Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат, И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города… Мир нужен на земле всегда!

( Н.Найдёнова) Рефлексия. Опишите свои ощущения после классного часа.

Фотографии с классного часа

15

Ведущий 1 Почтим память неизвестных героев, павших за освобождение

нашей Родины, минутой молчания. Прошу всех встать.

Звучит метроном

На гранитной аллеи в тумбах содержатся капсулы с землей городовгероев:

Ленинграда, Минска, Севастополя, Киева, Одессы, Керчи, Тулы, Мурманска

и другие. Рядом установлена аллея в честь городов воинской славы.

Ведущий 2 В 1997 году пост №1 Почетного караула был перенесен от

Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется

военнослужащими Президентского полка, его смена происходит каждый час.

По разным оценкам, до сих пор остаются незахороненными или числятся без

вести пропавшими около 2 миллионов советских солдат, павших в Великой

Отечественной войне. Почти не осталось тех, кто участвовал в боевых

действиях, переживал все трудности войны. Теперь наш долг хранить память

о подвигах солдат и командиров, их доблести и мужестве, благодаря которым

была одержана победа.

На экране транслируется видео урок мужества «Живая память»

Ведущий 3 Неизвестный солдат никогда не обретет имени и фамилии. Для

всех тех, чьи близкие пали на фронтах Великой Отечественной, для всех тех,

кто так и не узнал, где сложили головы их братья, отцы, деды, Неизвестный

солдат навсегда останется тем самым родным человеком, который

пожертвовал жизнью ради своих потомков, ради будущего своей Родины.

Они отдали жизнь, они лишились имени, но стали родными для всех, кто

будет жить в нашей огромной стране.

Звучит песня «У Кремлевской стены…»

Ведущий 1 В России нет семьи, которой не коснулась бы Великая

Отечественная войны. Практически у всех наших соотечественников есть

родственники, которые побывали на фронте или работали в те годы в тылу,

приближая победу.

Ведущий 2 Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить

героический подвиг нашего народа в годы войны. Навечно останется в наших

сердцах чувство безграничной благодарности тем, кто сражался за свободу

любимой Родины.

Ведущий 3 Мы постараемся быть достойными потомками великого

поколения и передать светлую память о героях следующим поколениям.

В народе говорят, что души погибших за Отчизну солдат превращаются в

журавлей. Эти красивые, гордые птицы стали символом бессмертия души

бойцов, которые не вернулись с той далекой войны. Имена многих из них до

сих пор остаются неизвестными.

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий церемонии открытия завода
  • Сценарий часа атамана выборы атамана школы
  • Сценарий хранители чудес
  • Сценарий церемонии открытия доски почета
  • Сценарий час этикета школа вежливых наук