Правовая игра «Человек. Государство. Закон»
Цели игры:
- повышение общего уровня правовой культуры,
- профилактика правонарушений среди старшеклассников.
Условия игры: принимают участие две команды по 6-8 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. До игры, команды придумывают свой вопрос команде противников.
Оформление игры: стенд “Человек. Государство. Закон”, где представлена литература по данной теме.
Начинается игра со вступительного слова ведущего:
“Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал…,” — писал А. Де Сент-Экзюпери.
Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что принесет оно миру, каким будет завтрашний день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь определить, к какому времени они относятся:
- “Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков”.
- “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
- “Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далек”.
- “Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.
Присутствующим предлагается определить, к какому времени принадлежат данные высказывания.
Слово ведущего:
Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399 гг. до н.э.), вторая — Гесиоду (720г. до н.э.). Автор третьего высказывания – египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. И, наконец, четвертое обвинение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.
Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?
Самая главная причина в том, что молодежь не однородна и, наряду с передовой частью в ней всегда представлены и отрицательные типы, которые ведут себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим, преступают закон.
К сожалению, молодежь и в наши дни совершает преступления. В последнее время появились новые виды преступлений: вандализм, вымогательство, торговля наркотиками и их распространение, ложное сообщение об угрозе террористического акта. Случаи издевательства и унижение человеческого достоинства, называемые “дедовщиной”, стали распространенным явлением в нашей армии.
Цель нашего сегодняшнего мероприятия: повышение уровня правовой культуры.
Условия игры: 5 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.
Представление членов жюри.
1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)
2 этап: конкурс “В соавторстве с Великими”
Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.
Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:
— “Совесть — 1000 свидетелей” (античная мудрость)
— “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)
— “Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам” (античная мудрость)
-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”
(Сенека, философ)
— “Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков”. Лао Цзы, философ)
— “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)
— “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть.” (Э. Делакруа, художник)
Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)
3 этап: конкурс “Преступление и наказание”
Каждая команда получает задание: в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)
— Сергей К. не пустил в дом участкового полицейского.
— Александр Н. оскорбил нецензурными словами пассажира и нанес ему телесные повреждения.
— Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов.
— Водитель продолжил движение на запрещенный сигнал светофора.
— Юрий Д. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.
— 14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.
— Заказчик не выплатил исполнителю вознаграждение в срок.
— Виктор К. на митинге призывал пойти военным походом на одну из соседних республик.
— Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.
— Вера А. совершила кражу сотового телефона.
Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)
4 этап: конкурс капитанов “Определи понятие”:
Каждый капитан вытягивает по жребию по 4 таблички с терминами и объясняет, что означают эти понятия:
Присяжные заседатели, Третейский суд, Инкриминирование, Умысел, Вандализм, Презумпция невиновности, Экоцид, Аффект.
5 этап: “Что? Где? Когда?”
Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)
— С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)
— О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)
— “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)
— Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)
— В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)
— Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)
— С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)
— В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)
— С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? ( В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).
Заключение:
Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”
Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.
Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.
Слово для награждения предоставляется жюри.
В приложениях представлены сценарии миниатюр.
Цели игры:
- повышение общего уровня правовой культуры,
- профилактика правонарушений среди учащихся.
Условия игры: принимают участие две
команды по 6-8 человек, каждая команда придумывает
название, девиз, эмблему, выбирает капитана. До
игры, команды придумывают свой вопрос команде
противников.
Оформление игры: стенд “Человек.
Государство. Закон”, где представлена
литература по данной теме.
Начинается игра со вступительного слова
ведущего:
“Ни при каких обстоятельствах в человеке не
может проснуться кто-то другой, о ком он прежде
ничего не подозревал…,” — писал А. Де
Сент-Экзюпери.
Взрослым свойственно пристально вглядываться
в подрастающее поколение и пытаться определить,
что принесет оно миру, каким будет завтрашний
день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь
определить, к какому времени они относятся:
- “Наша молодежь любит роскошь, она дурно
воспитана, она насмехается над начальством и
нисколько не уважает стариков”. - “Я утратил всякие надежды относительно
будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь
завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо
эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто
ужасна”. - “Наш мир достиг критической стадии, дети больше
не слушаются своих родителей, видимо, конец мира
уже не далек”. - “Эта молодежь растленна до глубины души.
Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они
не будут походить на молодежь былых времен.
Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет
сохранить нашу культуру”.
Присутствующим предлагается определить, к
какому времени принадлежат данные высказывания.
Слово ведущего:
Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399
гг. до н.э.), вторая — Гесиоду (720г. до н.э.). Автор
третьего высказывания – египетский жрец, живший
за 2000 лет до н.э. И, наконец, четвертое обвинение
обнаружено на глиняном горшке, найденном среди
развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.
Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь
становилась все хуже и хуже. Остается непонятным,
каким образом цивилизации удалось не только
выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?
Самая главная причина в том, что молодежь не
однородна и, наряду с передовой частью в ней
всегда представлены и отрицательные типы,
которые ведут себя достаточно активно, чтобы
бросаться в глаза окружающим, преступают закон.
К сожалению, молодежь и в наши дни совершает
преступления. В последнее время появились новые
виды преступлений: вандализм, вымогательство,
торговля наркотиками и их распространение,
ложное сообщение об угрозе террористического
акта. Случаи издевательства и унижение
человеческого достоинства, называемые
“дедовщиной”, стали распространенным явлением
в нашей армии.
Цель нашего сегодняшнего мероприятия:
повышение уровня правовой культуры.
Условия игры: 5 этапов и 2 музыкальные паузы. За
прохождение этапов каждая команда получает
жетоны. По их количеству определяется
победитель.
Представление членов жюри.
1 этап: Представление команд (название
команды, девиз, представление капитанов)
2 этап: конкурс “В соавторстве с
Великими”
Участникам предлагается дописать высказывания
выдающихся людей, пословицы об общественной
морали и нравственности.
Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом
задании:
— “Совесть — 1000 свидетелей” (античная
мудрость)
— “Всем научились пользоваться люди, только не
научились пользоваться свободой” (М.М.
Пришвин, писатель)
— “Чтоб быть свободным, нужно подчиняться
законам” (античная мудрость)
-“Опьянение не что иное, как добровольное
безумие. Продли это состояние на несколько дней
– кто усомнится, что человек сошел с ума?”
(Сенека, философ)
— “Будьте внимательны к своим мыслям — они
начало поступков”. Лао Цзы, философ)
— “ Обязанность без права есть рабство, право
без обязанности – анархия”. (Г. Галине,
философ)
— “Не сближайся с людьми, у которых слишком
гибкая совесть.” (Э. Делакруа, художник)
Музыкальная пауза (каждая команда готовит
музыкальный номер)
3 этап: конкурс “Преступление и
наказание”
Каждая команда получает задание: в
перечисленных ниже действиях отметьте те,
которые являются преступлениями (ответ
подчеркнут)
— Сергей К. не пустил в дом участкового
милиционера.
— Александр Н. оскорбил нецензурными словами
пассажира и нанес ему телесные повреждения.
— Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных
материалов.
— Водитель продолжил движение на запрещенный
сигнал светофора.
— Юрий Д. присвоил авторство произведения,
созданного другим человеком.
— 14-летние подростки баловались огнем около
трансформаторной будки, в результате чего
обгорела дверь будки.
— Заказчик не выплатил исполнителю
вознаграждение в срок.
— Виктор К. на митинге призывал пойти военным
походом на одну из соседних республик.
— Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей,
избил пенсионера, угрожал физической расправой.
— Вера А. совершила кражу сотового телефона.
Музыкальная пауза (каждая команда
готовит музыкальный номер)
4 этап: конкурс капитанов “Определи понятие”:
Каждый капитан вытягивает по жребию по 4
таблички с терминами и объясняет, что означают
эти понятия:
Присяжные заседатели, Третейский суд,
Инкриминирование, Умысел, Вандализм, Презумпция
невиновности, Экоцид, Аффект.
5 этап: “Что? Где? Когда?”
Командам задаются вопросы, на которые они
должны ответить в течение минуты. Начинается
конкурс с домашнего задания (приготовленные
заранее вопросы)
— С какого возраста у гражданина нашей страны
наступает правоспособность? (С рождения и до
смерти)
— О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале
он становится похожим на павлина – он пыжится,
его движения плавны и величавы. Затем он
приобретает характер обезьяны и начинает со
всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется
льву и становится самонадеянным, гордым и
уверенным в своей силе. Но в заключении он
превращается в свинью и, подобно ей валяется в
грязи. (О человеке в состоянии опьянения)
— “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989
году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для
того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет.
(“Конвенция о правах ребенка”)
— Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить
его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с
согласия ребенка)
— В каком документе находит отражение
правоспособность учащегося школы? (В Уставе
школы)
— Каков максимальный срок отбывания наказания,
установленный для несовершеннолетних? (10 лет)
— С какого возраста и за какие проступки
учащийся может быть исключен из школы? (За
совершение противоправных действий, грубое и
неоднократное нарушение Устава школы ученик,
достигший 14 лет, может быть исключен из школы по
решению педагогического совета школы)
— В каком возрасте легче всего заболеть
наркоманией? (В детском возрасте)
— С какого возраста наступает уголовная
ответственность у гражданина нашей страны? Каков
минимальный возраст привлечения к уголовной
ответственности в мире? ( В РФ – с 16 лет, за часть
преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века
минимальный возраст, подлежащий уголовной
ответственности, составлял 12 лет. За отдельные
виды преступлений уголовная ответственность в
Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).
Заключение:
Ведущий рассказывает легенду: “Один
странствующий искатель истины увидел большой
камень, на котором было написано: “Переверни и
читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на
другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания,
если не обращаешь внимания на то, что уже
знаешь?”
Мы надеемся, что знания, полученные на уроках,
на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в
жизни. Вы должны хорошо знать свои права и
обязанности, соблюдать законы, никогда не
приступать их.
Мы верим, что вы будете законопослушными
гражданами нашей страны.
Слово для награждения предоставляется
жюри.
В приложениях представлены сценарии миниатюр.
Приложение 1
Приложение 2
Цель:
повышение общего уровня правовой культуры обучающихся, грамотности будущих избирателей, умение применить полученные знания на практике.
Подготовка.
В игре соревнуются 2 команды. Они формируются заранее, игроки
придумывают девиз и название своих команд, выбирают капитанов.
Для проведения конкурсов понадобятся:
-
2 таблицы для конкурса «Определи понятие»;
-
карточки с понятиями и терминами для конкурса «Подбери верный термин»;
-
списки художественных произведений для конкурса «Я имею право».
За неделю до конкурса команды получают задание подготовить 2 вопроса для соперников по обществознанию.
Игру можно начать со вступительного слова учителя о статье 32 Конституции РФ, посвященной праву избирать и быть избранным. После вступительного слова ведущий представляет команды и жюри.
Это разминочная игра. Игрокам дается 5 минут на выполнение задания. Команда получает листок с таблицей. В левой части таблицы записаны определения. Команда в правой части должна написать соответствующие им понятия. Баллы начисляются по количеству правильных ответов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ПОНЯТИЕ |
Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. |
Пассивное избирательное право |
Главнокомандующий Вооруженных сил РФ |
Президент РФ |
Парламент РФ |
Федеральное собрание |
Форма правления, при которой решения принимаются от имени народа избранными ими представителями |
Представительная демократия |
Главный избирательный орган страны |
Центральная избирательная комиссия |
Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов |
Избирательный бюллетень |
Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ |
Народ |
Вопросы викторины задаются командам по очереди. На обдумывание ответа дается 20 секунд. Если команда не отвечает правильно, вопрос переходит к противникам.
1. Гражданин РФ может быть лишен гражданства…
-
при переезде на постоянное место жительства за границу;
-
при получении гражданства другого государства;
-
не может быть лишен своего гражданства.
2. В Российской Федерации…
-
отдается предпочтение государственной собственности;
-
признается, главным образом, частная собственность;
-
признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности.
3. Государственную власть в РФ осуществляет…
-
Президент РФ;
-
Федеральное собрание РФ;
-
Правительство РФ
-
Суды РФ.
4. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять
свои права и обязанности…
-
С 16 лет;
-
С 18 лет;
-
С 21 года.
5. Территория РФ включает в себя…
-
территории субъектов РФ;
-
внутренние воды;
-
воздушное пространство над внутренними водами;
-
космическое пространство над территорией РФ.
6. В Совет Федерации от каждого субъекта Федерации входят…
-
по 1 представителю;
-
по 2 представителя;
-
по 3 представителя.
7. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин,
достигший…
-
18 лет;
-
21 года;
-
30 лет.
8. Федеральный закон принимается Государственной думой, если за него
проголосовало…
-
50% от общего числа;
-
более 50% от общего числа;
-
75% от общего числа.
9. Президент РФ издает…
-
законы;
-
указы;
-
постановления;
-
распоряжения.
10. Представительным и законодательным органом РФ является…
-
Правительство РФ;
-
Федеральное собрание РФ;
-
суды РФ.
11. Население территории решает вопросы местного значения через…
-
обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
-
обращение к депутату Государственной Думы;
-
органы местного самоуправления.
12. Вас нет в списках для голосования, но в день выборов вам
исполнилось 18 лет. Можете ли вы обратиться в комиссию выдать
вам бюллетень?
-
нет;
-
да;
-
это зависит от председателя участковой комиссии.
13. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю
по его просьбе?
-
да, если меня об этом попросят;
-
нет, не имею права;
-
да, могу, но только по просьбе члена участковой комиссии.
14. Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы
сделаете?
-
возьмете его паспорт;
-
попросите его написать доверенность;
-
объясните, что это невозможно.
15. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не
имеет права голосовать?
-
двойное гражданство;
-
признание судом недееспособным;
-
долгое пребывание за границей;
-
нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда;
-
необразованность.
16. Что такое активное избирательное право?
-
право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
-
право избирать в представительные и исполнительные органы власти, местного самоуправления вплоть до Президента страны;
-
право не участвовать в голосовании.
Каждая команда получает 2 комплекта карточек: с определениями и с терминами. Задача команд – совместить термины с их определениями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
1. Форма государственно-политического устройства общества, основанная на
признании народа в качестве источника власти.
2. Лицо, избранное членом представительного органа власти.
3. Высший выборный орган представительной власти.
4. Официальное заявление, обычно от лица государства, партии,
правительства, организации; торжественное провозглашение основных
принципов, а также документ, в котором они изложены.
5. Сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными
группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания
деятельности государства; внутренняя – охватывает основные направления
деятельности государства внутри страны, внешняя – сферу отношений
между государствами.
6. Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов
государственной жизни путем всеобщего голосования.
ТЕРМИНЫ.
1. Демократия. 2. Депутат. 3. Парламент. 4. Декларация.
5. Политика. 6. Референдум.
Команды по очереди задают друг другу заготовленные вопросы. Жюри оценивает полноту и скорость ответов.
Каждая команда получает список художественных произведений.
Напротив каждого произведения нужно указать, какое право в нем затрагивается.
-
Былина «Садко»
-
М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
-
Дж. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»
-
Сказка С.В. Михалкова «Три поросенка»
-
А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»
-
Ш.Перро «Красная Шапочка»
-
Дж. Родари «Чиполлино»
-
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
-
К. Чуковский «Айболит».
1. Официальное название нашего государства. (Российская Федерация)
2. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему
исполниться… (18 лет).
3. Выборы депутатов Парламента проходят через каждые …. (4 года)
4. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в
России не менее …(10 лет).
5. Количество депутатов в Государственной Думе РФ … (450 депутатов).
6. Основной закон государства … (Конституция РФ).
7. Полная независимость государства в его внешних и внутренних
делах… (Суверенитет)
8. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (да).
9. Первый президент РФ… (Б.Н. Ельцин)
10. Всенародное голосование по вопросам государственного значения…
(Референдум)
11. Главный избирательный орган страны…
( Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК))
12. Высшим органом законодательной власти в РФ является…
(Федеральное собрание РФ)
Подведение итогов, награждение.
12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации.
В связи с этим 12 декабря объявлен Днем Конституции. Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
В этот день в 1993 году всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.
Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов
Российская Конституция — прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения её качества.
Со времени первого принятия Конституции в документ был внесен ряд поправок, из которых одними из последних являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ранее — на 4 года) и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (ранее — на 4 года) (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года).
В 2014 году в Конституцию вносились изменения в связи с объединением Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, в связи с принятием в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также в связи с введением института федеральных сенаторов. Летом 2020 года в Основной закон были внесены значительные изменения, посвященные новым требованиям, выдвигаемым к президенту, членам правительства и госчиновникам разного уровня, закрепляющие социальные гарантии государства перед гражданами, меняющие круг полномочий парламента, запрещающие отчуждение федеральных территорий, устанавливающие статус русского языка, закрепляющие приоритет национального законодательства перед международным в случае его противоречия Конституции России.
В течение десяти с лишним лет День конституции являлся официальным выходным. Однако, в декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции, а сам праздник в июле 2005 года причислен к памятным датам России.
Внеклассное мероприятие
«Человек и закон»
Автор: Силкина В.А.
Цель: формирование гражданской компетентности учащихся.
Задачи:
1. сформировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их
уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими
определяющей роли конституционно—правового строя в жизни личности,
общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей
конституционной обязанности и гарантии государства;
2. развивать у школьников чувство гордости за Россию как
многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её
многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в
стране, как уникальное пространство, на территории которого веками
складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия,
согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
3. способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, цитаты из Конституции,
государственные символы, сборники с текстом Конституции РФ.
Эпиграф к мероприятию: «Благо народа – высший закон» (античное
изречение)
Форма проведения: игра
Участники игры: учащиеся 9 класса
План внеклассного мероприятия:
1. Вступление (актуальность, обоснование).
2. Основные этапы игры: «Блиц — турнир», «Конституционные термины»
«Восстанови истину», «Анаграммы», «Вставь нужное слово».
3. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Организационный момент.
Погружение в проблему.
(Звучит Гимн Российской Федерации)
Чтец:
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Учитель: Велика и прекрасна наша Родина — Россия. Каждое государство,
каким бы оно малым не было, как, например, крошечные Бельгия или
Люксембург, или такое большое как Россия, — живут по определенным
законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые
регламентируют их жизнь.
Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод
задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране —
России!
Что такое конституция?
( Термин «конституция» произошел от латинского слова «конституция», что
обозначает устройство, постановление. Конституция – это основной закон
государства, определяющий его общественное и государственное
устройство, порядок и принципы образования представительных органов
власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.)
Учитель: Когда и как был принят основной закон нашего государства.
(Верно, 12 декабря 1993 г., всенародным голосованием, что уже
подчеркивает ее демократический характер)
Учитель: В чем основное предназначение Конституции?
( Истинный смысл и предназначение Конституции состоит в том, чтобы
обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые
права граждан, сбалансировать интересы всех слоев общества.)
Краткая историческая справка.
История Конституции России – это череда постоянных изменений,
которые и привели к созданию современного варианта действующей
конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы
в развитии страны и исторические процессы.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом
Советов 10 июля 1918 года. После объединения республик в единое
государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была
принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации
об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее
особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из
Союза ССР.
Особенностью конституции 1977 года было наличие вводной
теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в
СССР развитого социалистического общества.
Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную
Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод
советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану
здоровья.
14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о
руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в
Конституцию РСФСР.12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов
РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории
страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом
документе была провозглашена необходимость принятия новой
Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция
новой России была принята 12 декабря 1993 года.
Конституционное право должно соблюдаться на всей территории
Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой
последствия, предусмотренные законодательством РФ.
Чтец:
День Конституции — это день закона,
Права и защиты наших граждан!
Его мы встретим с почестью сегодня,
Для России — день из самых важных!
Поздравляем всех, от мала до велика,
Богатеет пусть и пусть цветет страна!
Конституция людей любых религий
Единит и бережет всегда!
В день Конституции Российской Федерации
Я от души хочу вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг РФ объединил!
Учитель: Теперь мы с вами переходим к познавательной игре «Человек и
закон», где вы покажете свои школьные знания об основном законе страны.
Класс делится на две команды.
I этап игры. «Блиц – турнир».
Каждой команде задается по вопросу. (стоимость вопроса 1 балл) Ответ
давать нужно быстро, в случае заминки с ответом, вопрос переходит к
команде противника.
Вопросы:
(задаются поочередно каждой команде)
1.Сколько разделов в Конституции РФ? (2)
2. Сколько глав в Конституции РФ?(9 глав)
3. Президент РФ избирается на сколько лет ?(на 6 лет)
4.Во сколько лет можно стать Президентом РФ?(не моложе 35)
5. На какие II палаты делится Федеральное Собрание РФ?
(Совет Федерации и Государственная Дума)
6. Какую власть осуществляет Правительство РФ?(исполнительную)
7. Сколько лет нужно достичь, чтобы стать судьей?(25)
8. Чтобы стать депутатом Государственной Думы, сколько должно быть лет
гражданину РФ?(21 г.)
9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета
в Российской Федерации? (многонациональный народ)
10. Кто является главой Российской Федерации согласно Конституции?
(Президент)
11. С какого возраста гражданин РФ может в полном объеме осуществлять
свои права и обязанности?(с 18 лет)
12. Что, по Конституции РФ является высшей ценностью? (человек, его
права, и свободы)
14. Как называется независимость и самостоятельность государства во
внешней политике? (Суверенитет)
15. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на
основании, каких ветвей власти? (Законодательная, судебная,
исполнительная)
II этап игры. «Конституционные термины»
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции
РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (конституция)
— русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
—одно из значений — построение;
—в биологии — индивидуальные физиологические и анатомические
особенности;
—на латинском — установление;
—в политике — основной закон государства;
2 термин: (государство)
—имеет свою структуру;
—имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
—появилось в глубокой древности;
—из—за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне,
—оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
—возникла в Древней Греции;
—на латыни — общественное дело;
—ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
—это форма правления;
—бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
— устанавливает государство;
—в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный
срок;
—при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
—идёт на содержание госструктур, армию, образование;
—по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Конкурс капитанов.
—Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
—Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?
(Президент)
—Форма правления в России? (Республика)
—Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?
(ребенок до 18 лет.)
—Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или
Россия)
—Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
—Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане
равны в правах. )
III этап игры. «Восстанови истину».
(Учащимся раздается лист с неправильным текстом статей Конституции.
Задача ребят – написать рядом правильный текст.)
РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой
правления.
Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок
не более 72 часов.
Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Право частной собственности охраняется гражданином.
Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан
другому государству.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную
силу.
Только избранные люди имеют право на свободу и личную
неприкосновенность.
В РФ признается идеологическое единство.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.
IV этап игры. «Анаграммы».
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача
игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество
баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
V этап игры. «Вставь нужное слово».
(На этом этапе учащимся предлагается статья из Конституции РФ с
пропущенными словами. Учащимся необходимо вставить пропущенные
слова.)
Статья 71.
В ведении Совета Федерации находятся:
А) принятие и ____________ Конституции Российской Федерации и
федеральных ____________, контроль за их соблюдением;
Б) федеральное ____________ и территория Российской Федерации;
В) регулирование и _____________ прав и _____________ человека и
гражданина; гражданство в Российской Федерации и защиты
______________ национальных меньшинств;
Г) установление системы федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной __________, порядка их организации и
_________________; формирование федеральных органов государственной
_____________;
Д) федеральная государственная собственность и _____________ ею;
Е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в
_____________ государственного, экономического, экологического,
социального, культурного и национального _______________ Российской
Федерации;
Ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,
кредитное, таможенное ______________, денежная эмиссия, основы целевой
политике; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
З) федеральный бюджет, федеральные налоги и ____________; федеральные
фонды регионального _______________;
И) федеральные энергетические системы, ядерная __________,
расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, __________
сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;
К) внешняя политика и _____________ отношения Российской Федерации,
международные договоры Российской Федерации; вопросы ___________ и
мира;
Л) внешнеэкономическая ____________ Российской Федерации;
М) оборона и безопасность; оборонное ____________; определение порядка
продажи и ___________ оружия, боеприпасов, военной _________ и другого
военного имущества; производство ядовитых __________________,
наркотических средств и порядок их _____________;
Н) определение статуса и защита государственной __________,
территориального моря, воздушного _____________, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
О) Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно—процессуальное и
уголовно—исполнительное ___________; амнистия и помилование;
гражданское, гражданско—процессуальное и арбитражно—процессуальное
законодательство; правовое _____________ интеллектуальной
собственности;
П) федеральное коллизионное ______________;
Р) метеорологическая _______________, стандарты, эталоны, метрическая
система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования
географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский
_______________;
С) государственные награды и почетные _____________ Российской
Федерации;
Т) федеральная государственная ___________________.
Учитель: Вот и подошли мы к концу нашего мероприятия. Пока жюри
подводит итоги, мы немного поиграем.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
«В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие).
«Дуэт Черного Кота и Злого Пирата» (дружить с тем, с кем хочет).
«Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных
собраний)
«Может знает лес» (право на жизнь.).
« На крутом бережку» (право на отдых).
«Наташка—первоклашка» (право на образование).
«Я служу России» (обязанность встать на воинский учет.).
Рефлексия.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать
ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а
на ладони – свои пожелания.
О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.
Ребята, не забывайте свою Родину, не будьте безучастны к ее истории,
любите нашу Отчизну. Будьте гражданами своей страны!
Литература:
1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы
России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада—фарм», 2002.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная
школа. 5—11 классы. – М.,2004.
3. Клименко А.В. Брэйн—ринг по истории в школе // Преподавание
истории в школе. –№3 – 1998г. – С.73—77.
4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко—
правовым комментарием Б.А. Страшуна. – М.: Норма, 2006.
5. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн:
Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово –РС», 2002
Сценарий интеллектуальной игры «Человек и закон»
Учитель истории и обществознания
Перебоева О.В.
Цели игры: Правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание
гражданских качеств и чувства патриотизма.
В игре участвуют пять команд учащихся 511 классов. Вопросы и задания рассчитаны на общее
развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права и других сфер общественной
жизни. Игра позволяет создать условия для развития у учащихся коммуникативной и
информационной компетенции.
Игра проходит на втором этаже в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом.
Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.
Команды придумали визитную карточку: название и девиз
Разминка – я подхожу к каждой команде и задаю вопрос – 1 балл
1. Что такое право? (норма, правило).
2. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
3. Защитник на суде? (адвокат)
4. С какого возраста наступает уголовная ответственность?(С 14 лет).
5. Обвинитель на суде? (прокурор)
6. Как называется открытое похищение имущества? (грабёж).
7. Как называется нападение с целью овладения имуществом (разбой).
8. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом?
(преступление).
9. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в
момент его совершения. (Алиби).
10. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
11. Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных
предметов. (Контрабанда).
12. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
13. Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный
вред. (Потерпевший).
14. Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого
человека. (Убийство).
15. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке,
установленных законом или договором (Штраф).
1 Разминку провели, теперь начнем игру, проходит в 3 тура
1 тур: . Права человека
Командам раздают контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои
сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и
закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав
человека и статьями Конституции РФ. Время на размышления – 4 минуты. За каждый правильный
ответ команда получает 1 балл.
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на ____ (личную
неприкосновенность).
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино
воспользуется свом правом на ______________(получение бесплатного образования)
3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________(пользоваться
учреждениями культуры).
4.Напавшие на Буратино кот Барзилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является
покушением на право Буратино__________(иметь имущество в собственности).
5.Полицейские, ворвавшиеся в коморку папы Карло, нарушили его право на
____________(неприкосновенность жилища)
6.Когда Буратино, и лиса Алиса и кот Базилио отправлялись в Страну дураков, они
воспользовались правом __________________(уехать из страны и вернуться на родину).
Корыстные преступления (грабеж, кража, разбой, мошенничество)
Команды получают контрольные листы, в них приведены описания корыстных преступлений, т. е.
поступления против собственности. Во второй лист необходимо вписать, к какому виду корыстных
преступлений относится данное право нарушение, т.е. квалифицировать его. Время выполнение
задания – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 0,5
балла
1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся (грабеж).
2.Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку (Кража).
3.Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения (Разбой).
4.В автобусе залез пассажиру в карман (Кража).
5.Вскрыл чужой автомобиль и забрал чужую автомагнитолу (Кража).
6.Вовлек в азартную уличную игру путем обмана обыграл (Мошенничество).
Обстоятельства совершения преступления.
Команды получают карточки, на которых различные обстоятельства совершения преступлений.
Необходимо разложить их в три стопки: 1) смягчающие наказание за преступления; 2) усиливающие
2 наказания; 3) не влияющие на наказание. Время выполнение задания – 4 минуты. За каждый
правильный ответ команда получает 0,5 балла.
1.Оскорбил, но публично попросил прощения(1)
2.Украл во время землетрясения(2)
3.Отнимал мелкие деньги, не зная, что это грабеж (3)
4.Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд (1)
5.Залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой (1)
2 тур: Обстоятельства совершения преступления наказание
6.Втроем договорились и обокрали склад магазина (2)
7.В пьяном виде приставал к гражданам (2)
8.После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников(1)
9.На суде, будучи подсудимым, назвал участником драки того, кто на самом деле драться
отказался (3)
10.Не знал, что данное заранее обещание хранить краденное является соучастием в
преступлении(3)
11.Являяся с повинной и рассказал о совершенном преступлении (1)
12.Сразу после нанесения телесных повреждений сам оказал первую медицинскую помощь
пострадавшему (1)
13.Сыграл особо активную роль в совершении преступления (2)
14.Повторно совершил преступление, за которое уже отбывал наказание (2)
Вставь слово
Командам раздаются карточки с отрывком из оды «Вольность» А.С.Пушкина. Необходимо
вставить пропущенные слова. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильный ответ
команда получает 2 балла.
Лишь там над царскою главою Граждан над равными главами
Народов не легло страданье, Их меч без выбора скользит …
Где крепко с вольностью святой Владыки! Вам венец и трон
_____(1) мощных сочетанье; Дает____ (2) – а не природа;
Где всем простерт их твердый щит, Стоите выше вы народа,
Где сжатый верными руками Но вечный выше вас______(3)
Ответ 1) законов; 2, 3) закон.
3 Прав ли судья?
Команды получают контрольные листы с описанием правовой ситуации и вопросом, на который
необходимо ответить письменно. Время на выполнение задания – 4 минуты. За правильный ответ
команда поучает 3 балла.
Известную актрису Надежду Прекрасную задержали в магазине за кражу золотых изделий. Все
документы по делу вместе с обвинительным заключением были переданы в суд. Данным делом
сразу заинтересовались пресса и телевидение. На судебном заседании присутствовала толпа
журналистов. Судья давал интервью газетам, радио и телекомпаниям, называя Надежду
Прекрасную преступницей и обещая вынести ей суровое наказание, которое станет
предупреждением для тех, кто ворует в магазинах.
Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните.
Ответ: в данном случае был нарушен принцип презумпции невинности. Поскольку обвиняемая
считается невиновной до тех пор, пока суд не вынесет решение об обратном, судья не имел право
до оглашения приговора называть её преступницей.
Свобода выбора религии.
Команды получают листы с описанием правовой ситуации и вопросом, на который необходимо
ответить письменно. Время на выполнение задания – 4 минуты. За правильный ответ команда
получает 4 балла.
Пятнадцатилетний Павел Свободный не верил в Бога. А его родители считали, что каждый
должен ходить в церковь, молиться и знать Библию. Родители заставили Павла ходить в
воскресную школу при церкви, несмотря на то, что ребенок этого не хотел.
Были ли в данном случае нарушены права человека? Свой ответ поясните.
Ответ: в данном случае нет ограничения или нарушения прав человека. Правом на свободу выбора
религии обладают только взрослые. Государство уважает право родителей на создание условий для
религиозного воспитания. Павел должен будет ходить на занятия в воскресную школу до своего 16
летия, т.е. пока он находится под опекой родителей.
Сказочный юрист
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь
благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? (Красная
шапочка)
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной
личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко
наказано. (Волк и семеро козлят)
3. В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки
отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к
самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.
(Колобок)
4 Спорт вместо вредных привычек
1. Изобретатель этого транспортного средства предрекал своему детищу две области
применения доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз
этого предмета. (Велосипед)
2. Поль Брэгг говорит, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого, это: естественное питание,
голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, «наших
лучших друзей», упомянутых Брэггом. (солнце, воздух, вода)
3. Появлению этой спортивной игры помогло обыкновенное недозрелое яблоко. С
Востока эта игра пришла в Европу. В позапрошлом веке ее привез английский герцог,
поместье которого находилось недалеко от города, откуда и берет свое название эта игра.
Увлекались этой игрой и в России. Старые русские гравюры передают атмосферу царского
двора, где Екатерина II со свитой обучается игре у француза де Плесси, «профессора
мячиковых игр». Русские люди, полюбив игру «царских особ», метко окрестили ее «леток».
О какой спортивной игре идет речь? (бадминтон)
4. 3 тур
«Анаграммы»
5. Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять
минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа
отгаданных командой анаграмм.
1. Ребенок — к о р ё н б е
2. Семья – м я с ь е
3. Страна – а р а н с т
4. Документ – к у н т е м о д
5. Закон – к о н з а
6. Политика – и п о к а л и т
7. Жизнь – з и н ь ж и
8. Родители – д и л и е т о р
Карточка №1.
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
1.
2. Порядок – Я Д П О Р О К
3. Право – В О Р А П
4. Союз – Ю З О С
5. Подросток – С О Д Р О П К Т О
6. Школа – Л О К А Ш
7. Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
8. Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
5 1. Отдых – Д Ы Х О Т
2. Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
3. Досуг – Д У Г О С
4. Человек – Л О В Ч Е К Е
5. Слово – В О С О Л
6. Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
7. Отец – Ц Е Т О
8. Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Карточка №5.
1. Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
2. Малыш – Ш Ы Л А М
3. Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
4. Собрание – Е Б Р А Н И С О
5. Общество – Б О С Т В О Щ Е
6. Группа – П Р А П У Г
7. Опекун – К Е У Н О П
8. Мнение – Н Е М Е Н И
1. Норма – М Р А Н О
2. Забота – Б О З А Т А
3. Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
4. Поступок – С Т У К О П О П
5. Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
6. Радость – Д О Р А С Т Ь
7. Опека – К Е П О А
8. Согласие – С И Л А Г О С Е
Права человека
«Права человека» вопрос представляет один, ответ дает другой
( Тест по 3 вопроса каждой команде)
1 команда
1 вопрос Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
6 г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться :
а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники
2 команда
1 вопрос: – Воспитание ребенка, основанного на определенном религиозном мировоззрении
родителей или лиц, их заменяющих , государство:
а) запрещает
б) никогда не вмешивается
в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка*
г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях
2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно*
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям
3 вопрос : – Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*
3 команда
1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 вопрос: – Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не
ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
3 вопрос: – Ребенок живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на
это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
7 4 команда
1 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что
считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
2 вопрос: Дети, у которых есть физические или умственные недостатки:
а) учатся в школе, которую выбирают сами с помощью родителей*;
б) учатся в специальных учебных заведениях;
в) не учатся согласно медицинскому заключению.
3 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
5 команда:
1 вопрос Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его
жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
2 вопрос: – Отец платит 12летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими
средствами:
а) сын
б) мама*
в) органы опеки
3 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно
обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия
в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В
качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
Творческое задание Команда делится на две группы:
1. «Живая схема»: У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
Задание: перед вами листы бумаги. Пожалуйста, зафиксируйте на них основные права детей и их
обязанности.
2. «Инсценировка»: Придумать и показать сценку по нарушению прав человека
8 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
9
1
Правовая игра « Человек. Государство. Закон »
2
4 точки зрения на молодёжь : 1. « Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков ». 2. « Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна ». 3. « Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далёк ». 4. « Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру ».
3
Сократ : гг. до н. э. « Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков ».
4
Гесиод : 720 г. до н. э. « Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна ».
5
Египетский жрец : лет до н. э. « Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далёк ».
6
Надпись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона : Более лет до н.э. « Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру ».
7
Виды преступлений в современном обществе : Вандализм. Вымогательство. Торговля наркотиками и их распространение. Ложное сообщение об угрозе террористического акта. Издевательства и унижение человеческого достоинства (« дедовщина »). Информационное мошенничество. Пиратство. Заложничество. Шантаж.
8
1 этап Представление команд
9
2 этап « В соавторстве с Великими »
10
1. «_________ свидетелей». (Античная мудрость.) 2. « Чтоб быть ________, нужно подчиняться законам». (Античная мудрость.) 3. «Будьте внимательны к своим _______ они начало поступков». (Лао Цзы, философ.) 4. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности ________». (Г.Галине, философ.) 5. «Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая ________». (Э.Делакруа, художник.)
11
3 этап « Преступление и наказание »
12
Являются преступлениями :
13
4 этап « Тайны живописи »
14
В. И. Суриков « Боярыня Морозова »
15
И. Репин « Бурлаки на Волге »
16
И. Репин « Иван Грозный убивает сына »
17
В. Пукирев « Неравный брак »
18
В.Перов «Тройка»
19
5 этап Конкурс капитанов « Объясни понятие »
20
6 этап « Что ? Где ? Когда ?»
21
1 вопрос С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность ?
22
2 вопрос Можно ли усыновить 11- летнего ребёнка, изменить его фамилию без его согласия ?
23
3 вопрос С какого возраста и за какие поступки учащийся может быть исключён из школы ?
24
4 вопрос В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы ?
25
5 вопрос С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны ?
26
6 вопрос Этот документ появился в 1989 году, им пользуются в 61 стране мира, чтобы защищать права ………..?
27
7 вопрос О ком пишет восточный мыслитель ? « Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи ».
28
Будьте законопослушными гражданами нашей страны !