Валуйская общеобразовательная школа-интернат№1
«Чем пахнут ремесла?»
Цель: показать обучающимся многообразие профессий.
Задачи:
— коррекция мышления и представления о профессиях,
— развивать у детей интерес к миру профессий;
— развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку;
-развитие положительного эмоционального состояния детей.
— воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду, к представителям различных профессий.
Оборудование: рисунки с изображением ремесел, список профессий, раскраски, карандаши, обручи, коробки с палочками, конверт с буквами.
Ход занятия:
I. Вступительная часть
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что является главным в жизни каждого человека. Даже вы, еще не совсем взрослые, наверное, уже задумывались, кем хотите стать, а именно какую выбрать профессию, ремесло? А ремесло – это и есть профессия, только ремесло-это слово устаревшее, сейчас его в речи употребляют редко, чаще профессия.
— Ремёсла появились очень-очень давно в древних поселениях. Каждый человек занимался каким-нибудь ремеслом, которому он учился с детства у своих родителей. От мастерства ремесленника зависело благополучие его семьи. Ремёсла, как и профессии, имели свои названия. Посмотрите на доску. Кто знает название ремесел, изображенных на картинках? (гончар, кузнец, сапожник, ткачиха)
II. Основная часть
— А теперь давайте вместе с вами подумаем, с какими ремеслами-профессиями вы сталкиваетесь каждый день здесь, в нашей школе?
— Кто вас учит? (учитель)
— Кто вам помогает делать уроки, проводит интересные классные занятия, праздники, укладывает спать? (воспитатель)
— Кто кушать готовит и кормит? (повар)
— Кто посуду моет? (кухонный работник)
— Кто продукты привозит? (шофер)
— Кто стирает одежду? (прачка)
— Кто чинит краны? (слесарь)
— Кто убирает территорию? (дворник)
— Представьте себе, чтобы было, если бы не было, ну хотя бы дворника? (Все бы было завалено мусором.) Ну, а теперь давайте вместе подумаем, помогали ли мы нашим дворникам?
— На территории собирали бумажки?(Да)
— Дорожки подметали?(Да)
— Траву и листья собирали?(Да)
— Вот видите, оказывается, вы тоже умеете работать дворниками.
— А сейчас мы поиграем в игру «Дворник». Ведь мы с вами умеем наводить порядок. Мне потребуются 2 команды по 3 человека.
В руках у первых игроков спичечный коробок с 30 палочками. По сигналу они бегут к обручу, высыпают палочки в него с высоты не менее 50 см, после чего возвращаются к своим командам. Вторые и третьи игроки бегут к обручу, собирают палочки и быстро возвращаются к своей команде. Лучшие будут те «дворники», которые первыми выполнят задание.
— А теперь я хочу познакомить вас с другими профессиями. Узнаем мы эти профессии, если отгадаем загадки. Вы готовы это сделать, тогда внимательно слушайте и отвечайте!
1.Феном, щеткой и расческой
Ловко сделаю прическу (парикмахер)
2. Кладу кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днем,
Все выше, выше новый дом (каменщик)
3. Молоток в работе нужен
И с пилою мастер дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил (столяр)
4. Мастер, мастер, помоги-
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди,
Мы пойдем сегодня в гости! (сапожник)
5. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)
6. В синем небе самолет,
Управляет им …(пилот)
7. Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист.
Я веселый…(машинист)
8. Под весенний птичий свист
Пашет землю…(тракторист)
9. У слона и мышки жар,
Их спасет…(ветеринар)
10. Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач…(ветеринар)
11. Угадайте-ка сейчас,
Кто с указкой входит в класс? (учитель)
12. Угадать сейчас нам надо,
Кто на луг выводит стадо? (пастух)
13. Угадай скорее ты,
Кто для нас растит цветы? (цветовод)
14.Из кирпичей возвожу этажи.
Как называют меня, подскажи? (строитель)
15. Кто кладет в почтовый ящик
Новый нам журнал блестящий? (почтальон)
16. Носит он тельняшку и с якорем рубашку (моряк).
— Молодцы, ребята, сколько профессий мы новых узнали! Давайте хором прочитаем эти слова (названия профессий написаны на доске).
— Ребята, а вы знаете, что итальянский писатель Джанни Родари знает, чем пахнут ремёсла и какого они цвета. Сейчас нам наши участники прочитают его стихотворение.
Дети читают стихотворение:
У каждого дела Запах особый:
В булочной пахнет Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
— Назовите ремёсла, названия которых встретились в стихотворении и скажите, чем они пахнут (дети вспоминают из стихотворения).
— Кто не имеет запаха и почему? (лодыри)
— Ребята, а сейчас мы не поленимся, помечтаем чуть-чуть и вообразим, чем пахнут эти профессии и почему вы так решили.
На доске — парикмахер, доярка, повар, художник, плотник, продавец.
— А еще Джанни Родари говорил, что ремесла не только пахнут, но и имеют цвет, я прочитаю вам отрывок из его стихотворения «Какого цвета ремёсла».
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.
Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встаёт он
Раньше, чем птицы.
Чёрный у топки
Стоит кочегар.
Всеми цветами
Сверкает маляр.
В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода.
Руки рабочих
В масле и саже.
Давайте тоже для ремесел выберем цвета в конкурсе «Нарисуй-ка». Два человека выходят к доске и разукрашивают рисунки. Пока они разукрашивают, мы немного поиграем. Игра называется «Доскажи слово». Я буду вам всем читать стихотворение, а вы все хором должны досказать его.
Поезд водит…(машинист).
Пашет в поле…(тракторист).
Самолетом правит…(летчик).
Клеит книжки…(переплетчик).
В школе учит нас …(учитель).
Строит здания…(строитель).
Красит стены нам…(маляр).
Песни нам поет…(певец).
Торговлей занят…(продавец).
От болезней лечит…(врач).
Лекарства выдаст нам…(аптекарь).
Хлеб печет в пекарне…(пекарь).
Нарисует нам…(художник).
Сапоги сошьет…(сапожник).
Нам печку сложит на зиму…(печник).
Потушит вмиг пожар…(пожарный).
Часы чинит…(часовщик).
Грузит краном…(крановщик).
Рыбу ловит…(рыбак).
Служит на море…(моряк).
В шахте трудится…(шахтер).
В жаркой кузнице…(кузнец).
Кто все знает — …(молодец)!
Подведение итогов в конкурсе «Нарисуй-ка».
— А теперь поиграем в игру «Собери слово». Команды получают по 5 букв, из которых они должны собрать слово, название профессии (повар, маляр, шофер, пилот ).
III. Заключительная часть
— О чем мы сегодня говорили на занятии? Правильно, о ремеслах, а именно, о профессиях. Посмотрите, сколько профессий мы вспомнили, а также познакомились с новыми. И в заключении, я хочу поиграть с вами в игру. Последнее задание будет потруднее. Кто был на занятии внимательным, тот сможет рассказать, чем занимаются люди данной профессии. Мы поиграем в игру «Цветик-семицветик».
— На лепесточках этого цветочка написаны названия профессий. Нужно оторвать лепесток, прочитать название профессий и рассказать присутствующим о данной профессии.
Повар
Шофер
Учитель
Парикмахер
Маляр
Столяр
Дворник
Пилот
-Молодцы ребята! И в заключении мне хочется прочитать стихотворение:
Профессий много на земле,
Есть плотник, есть маляр.
И трубочист всегда в золе,
И в саже – сталевар…
Кем быть? Всегда встает вопрос
И вот, в один из дней.
Всем нужно будет дать ответ:
Тебе, и мне, и ей!
Словарь:
1. Гончар — название профессии по производству глиняной посуды.
2. Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.
3. Ткачиха — работница, занимающаяся изготовлением ткани на ткацком станке.
4. Столя́р — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок.
5. Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы. Профессия плотника — одна из строительных профессий.
— Я думаю, ребята, вы все уже подумали и решили, какая вам профессия нравится, и кем вы хотите быть, когда вырастите. А я вам желаю, чтобы ваша мечта сбылась. А для этого надо хорошо учиться и трудиться!
(Подведение итогов, награждение более активных участников)
Лымарь Любовь Николаевна
Eсли вы удачно выберете профессию и вложите в неё всю
свою душу, то счастье само вас отыщет.
Содержание
№ сл.
Читаю стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только
безделье не пахнет никак.
Сколько
ни душится лодырь богатый,-
Очень неважно он
пахнет, ребята!
-Ребята, как вы думаете, о ком это
стихотворение и о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
-Сегодня на уроке мы
поговорим о разнообразии профессий и ответим, нужны ли нам они. А все это у
нас будет проходить играя.
Деление на 2
команды.
-А
сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко». Будьте
внимательными…
Поезд
водит … ( машинист )
Пашет
в поле … ( тракторист )
Самолётом
правит … ( лётчик )
Столы
делает … ( столяр ).
Песни
нам поёт … ( певец ).
Торговлей
занят … ( продавец ).
На
станке ткёт ткани … ( ткач ).
От
болезней лечит … ( врач ).
Лекарства
выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб
выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нам
печку сложит на зиму … ( печник ).
На
Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С
другого языка переведёт … ( переводчик ).
Исправит
кран … ( водопроводчик ).
Часы
чинит … ( часовщик ).
Грузит
краном … ( крановщик ).
Хлеб
убирает … ( комбайнёр ).
В
доме свет провёл … ( монтёр ).
В
шахте трудится … ( шахтёр
В
жаркой кузнице … ( кузнец )
Кто
всё знает – молодец!
-Молодцы,
ребята!
—
Как же появились профессии?
Обратимся к
истории.
«Профессия
– это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний
и умений.
Профессия
– это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
2
У первобытных
людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных
профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем,
кое-какое разделение труда все-таки было — между мужчинами и женщинами.
Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие,
орудия, лодки. Женщины — собирали съедобные растения, готовили пищу, делали
одежду, растили детей.
Потом по мере
развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась
специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие
— рыбаками, третьи — земледельцами, четвертые — строителями, ткачами,
гончарами, кузнецами, знахарями, жрецами. Они обменивались друг с другом
продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки
передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли
профессии.
3
Задание №1 «Установи соответствие» ( кто кем
работал)
1.Дед из «Сказки о золотой
рыбке» ветеринар
2.Житель деревни Простоквашино –
Печкин ученый
3.Айболит
почтальон
4. Трубадур из «Бременских музыкантов» музыкант
и певец
5. Знайка из цветочного
города рыбак
6. Болтик и
Шурупчик пекарь
Молодцы ребята.
Подумайте,
что было бы,
Когда б
сказал портной:
— Шить
платье мне не хочется.
Устрою
выходной!
И все
портные в городе
За ним
ушли б домой.
Ходили
б люди голые
По
улице зимой.
Подумайте,
что было бы,
Когда
сказал бы врач:
— Рвать
зубы мне не хочется,
Не
буду, хоть ты плачь!
Больным
врачебной помощи
Не
стало б никакой.
А ты б
сидел и мучился
С
подвязанной щекой.
Сказал
учитель в школе бы:
— Мне в
нынешнем году
Учить
детей не хочется,
Я в
школу не приду!
Тетради
и учебники
Валялись
бы в пыли,
А вы бы
неучеными
До
старости росли.
Подумайте,
какая бы
Случилась
вдруг беда!
Но
только так не сделает
Никто и
никогда
И люди
не откажутся
От
нужного труда:
Учитель
обязательно
Придет
наутро в класс,
А
пекари старательно
Хлеб
испекут для вас.
Любое
дело выполнят.
Что им
ни поручи,
Портные
и сапожники,
Шоферы
и врачи.
Мы все
семьёю дружною
В одной
стране живём,
И
каждый честно трудится
На
месте на своем.
Л.
Куклин
Вывод: …
Учащиеся делают вывод:
все профессии нужны и каждый труд важен и необходим.
Владеть профессией – замечательно! Ещё замечательнее
– любить её и добросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов,
настоящих мастеров своего дела.
Владеть любой профессией, приносящей пользу
людям, – и полезно, и почётно!
А можно сразу взять и пойти работать?
А почему нельзя сразу пойти работать , как вы
думаете?
Хотя вы ещё учитесь в начальной школе, но должны
уже знать, что путь к любой профессии начинается с первого класса. Школа –
начало пути к любой профессии. Она учит упорству, настойчивости, учит учиться.
Всему в жизни надо учиться. Необходимо совершенствовать знания – иначе можно
безнадежно отстать от жизни. Как можно раньше вы должны узнать, какие
профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть способности, и…
учиться, учиться, развивать свои умственные способности на школьных уроках
2 задание
— поработаем в паре.
Вспомним,
соберём и назовём пословицы о труде.
Каждая пара учеников получает карточку с
заданием.
Кто
любит трудиться не знают скуки.
Терпение
и труд коли делать нечего.
Умелые
руки тому на месте не сидится
Скучен
день до вечера все перетрут.
—Как вы понимаете: Каков мастер – такова и
работа.
У.
:Сегодня мы поговорим о том, как же стать мастером своего дела, чтобы работа
приносила радость самому человеку и окружающим его людям. В первую очередь
надо не ошибиться с выбором своей будущей профессии
-Помимо
внешних факторов, таких, как престиж профессии, состояние общественных
потребностей в работниках тех или иных специальностей, выбор профессии основывается
на соотнесении склонностей, способностей и интересов человека.
Тренинг «Рука
судьбы»
Цель
тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На
отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем
все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем ребята вытягивают листочки из
пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Итак,
мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому
давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это
очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне
интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений,
родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Должны
выполняться три условия (Слайд 4)
Хочу
————мои желания
Могу————-способности
и возможности
Надо—————востребованность
профессии
Задание№3 « Найдите и прочитайте все слова в
строчках»
Д |
Ь |
М |
А |
М |
А |
К |
П |
З |
О |
А |
Л |
О |
Р |
Ю |
З |
Ы |
Д |
О |
Н |
Ш |
П |
А |
П |
А |
Д |
Л |
Д |
Е |
Д |
У |
Ш |
К |
А |
И |
С |
Ы |
Н |
Э |
Б |
Л |
О |
У |
И |
Д |
О |
Ч |
К |
А |
Н |
С |
А |
Б |
А |
Б |
И |
Б |
А |
Б |
У |
Ш |
К |
А |
П |
О |
Ч |
ж |
А |
Н |
С |
Е |
М |
Ь |
Я |
О |
К |
А |
Л |
— какое из этих слов объединяет все остальные? (
семья)
-как семья может помочь при выборе профессии?
(иногда дети идут по стопам своих родителей)
Итак поговорим о профессиях.
Ребус со словом доктор.
11
Учитель : Предлагаю поиграть
Конкурс
«КОЛПАК»
Команды становятся в начерченный круг. В него входят игроки. У
каждого из игроков левая рука привязана к туловищу, а на голове – медицинский
колпак. Задача такая: нужно снять колпак с противника и в то же время не дать
снять свой. Каждый снятый с головы противника колпак приносит игрокам
очки.
13
А как называется профессия человека, который
лечит животных? Какими качествами характера должен он обладать? А в нашем
населенном пункте нужна эта профессия? Люди, каких профессий есть у нас на
селе?
Задание №4. « Собери название профессии»
(разрезанные карточки)
До-ярка, телят-ница, шо-фер, вр-ач,
про-давец,сле-сарь, трак-торист, меха-ник, бух- галтер, ком- байнёр,
кла-довщик.
-где работает
большинство людей этих профессий?
Ребус со словом водитель.
5
В любую погоду – метель и жару,
Кручу я баранку – машину веду,
Для стройки музея везу кирпичи,
С пекарни везу в магазин куличи,
На ферму коровам везу я корма,
Для школ молока привезу задарма,
И честно признаюсь, что я не грабитель,
Я просто трудяга, обычный (водитель).
Учитель: Водитель – это человек, управляющий машиной.
Ведущий:
Шофер или водитель — это тот, кто
управляет автомобилем.
Водитель: Днем и ночью мчатся по шоссейным и
грунтовым дорогам автомашины. Они возят хлеб с полей, доставляют товары в
самые отдаленные районы, привозят сырье на
заводы и фабрики и отвозят готовую продукцию в портовые склады и
железнодорожные станции, на аэродромы и в магазины. Под знойным солнцем и в леденящий холод, преодолевая горные
перевалы и пески пустынь, по улицам многолюдных городов ведут машины
люди одной из самых необходимых профессий
— водители. Настоящий шофер —
дисциплинированный человек. Он ни на миг не отвлекается от дороги, не поддается усталости или азарту.
Он наизусть знает дорожные знаки и правила
уличного движения и никогда, ни при каких условиях их не нарушает.
Будущий шофер проходит специальную медицинскую комиссию.
Водитель автомашины должен быть совершенно здоров, он должен уметь мгновенно
реагировать на любую внезапно возникшую
дорожную ситуацию. Человек за рулем всегда помнит, что от его внимания и умения зависит не только сохранность
машины и груза, но и жизнь
пассажиров и находящихся на дороге людей.
6
Ребус со словом балерина.
8
Учитель Балерина —
это танцовщица в балетной труппе.
Балерина.
Балет — это театральное представление, в котором с помощью танца показывают
какую-нибудь историю. Балетные представления появились в конце XV в. В
Италии. Во Франции даже короли танцевали в балетах. В России он появился в
XVIII в. и сразу стал любимым представлением при дворе. А после того, как при
Московском Воспитательном доме была открыта балетная школа, началась эпоха
великого русского балета. Артисты русского балета считаются лучшими в мире.
Балерины,
которые занимаются этим делом профессионально, посвящают этому процессу всю
свою жизнь. В связи с чем, они вынуждены сталкиваться с постоянными
физическими нагрузками. Именно по этой причине, девушки должны быть
легонькими и всегда стройными.
Всю жизнь
балерина занимается и репетирует, ежедневные занятия нельзя прекращать. Даже
самые знаменитые танцовщицы и танцовщики, каждый день несколько часов
проводят у балетного станка.
Но когда они выходят на сцену, красота и
легкость их движений завораживает и восхищает зрителей.
Обучение девочек,
занимающихся балетом, начинается с одиннадцати лет. Вначале девочку приводят
в балетную школу, где педагог, называющийся там хореограф, оценивает её
возможности и способности к занятиям этим видом танца. Занятия балетом в
младших классах длятся недолго и проходят не так строго, как у более старших
учениц.
У: Сейчас мы посмотрим можно ли вам
заниматься балетом.
Конкурс «ТАНЕЦ СО СПАГЕТТИ»
Вызываются пары для танцевального конкурса. Всем парам раздается
по одной длинной макаронине. Танцующие берут спагетти в зубы с разных сторон.
Включается быстрая музыка. Ведущий следит, чтобы танцующие двигались быстро и
динамично. Те, у кого спагетти сломалась, выбывают. Выигрывает пара, у
которой осталась целая или самая длинная макаронина.
Ребус со словом художник.
14
Художники — люди,
занимающиеся изобразительным искусством.
Предлагаю проверить насколько вы творческие личности. Ведь это одна
из характеристик будущего художника.
Конкурс «ХУДОЖНИК ЛЕВША»
Участники каждой команды выбирают по одному игроку, которые
умеют рисовать, и сумеют творчески подойти к выполнению задания. «Художникам»
выдают листы бумаги и маркеры (фломастеры). Ведущий каждому из них, втайне от
команд, известную пословицу. Конкурсант должен проявить фантазию, творческий
подход, и так выразить в рисунке смысл сообщенной ему фразы, чтобы товарищи
по команде смогли расшифровать его замысел. Ведущий ставит условие – рисовать
только левой рукой! Если художник окажется левшой, то правой рукой.
Победитель определяется по количеству фраз, разгаданных игроками каждой
команды.
16
Ребус со словом спортсмен.
Спортсмен — лицо, систематически занимающееся
спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.
Песню ЗАРЯДКА исполнить
17
Чтобы
дети не болели,
Не ходили еле-еле,
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтоб упитанными были,
В школу каждый день ходили,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе (повар).
У. Повар – это специалист по приготовлению
пищи. ЭСТАФЕТА
«ПОВАР»
Команды выстраиваются в колонны по
одному за линией старта. По команде ведущего они бегут до стульев, стоящих на
расстоянии 9 м от стартовой линии. Добежав до стульев, первые игроки одевают
колпак и со стула берут ложку, в которой находится луковица, и с этой ложкой
возвращаются к своей команде. Передав эстафету вторым игрокам, они встают в
конец колонны.
Вторые игроки надев поварской
колпак, с ложкой, в которой находится луковица, бегут до стула, снимают
колпак и оставляют все на стуле, а сами возвращаются к команде, и т.д. В
случае падения луковицы игрок поднимает ее, укладывает в ложку и продолжает
эстафету с момента падения луковицы.
Побеждает команда, быстрее
справившаяся с заданием.
Победа – 3 балла, ничейный
результат – 2 балла, проигрыш – 1 балл.
Появляется учащийся, одетый в
костюм водителя.
Ребус со словом
артист.
20
Ведущий: Артист
— творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений
искусства (актер, певец, музыкант). Оперный артист. Артист эстрады. Цирковой
артист. Драматический артист. Артист кино.
Конкурс «ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»
От каждой команды выбирается «артист»,
который хорошо умеет пародировать разных зверей. Его уводят в сторонку от
других и рассказывают, что он должен молча, только жестами, так сыграть того
или иного животного, чтобы все поняли, какое животное он пытается показать.
Побеждает команда, угадавшая свое животное первой
Услышав, как звенит звонок,
Спешат ребята на урок.
Узнать, что 2*2 – четыре,
Что значит уже, а что шире,
Узнать, откуда взялся снег,
Что означает слово смех,
Учить их будет не любитель,
А добрый, ласковый … (учитель).
У. Учитель (преподаватель) – это человек,
который обучает чему-нибудь.
заслушивается рассказ о профессии
учителя (рассказы детей).
У: Следующая эстафета, которую предлагаю
вам, называется «Учитель»
^ ЭСТАФЕТА «УЧИТЕЛЬ»
Команды выстраиваются в колонны по
одному за линию старта. от стартовой линии написаны на переносной доске слова
по количеству участников в каждой команде, с допущенными в них
грамматическими ошибками (в каждом слове по одной ошибке).
Алея (аллея)
Варабей (воробей)
Лесница (лестница)
Паметник (памятник)
Севодня (сегодня)
Субота (суббота)
Метветь (медведь)
Если в доме случилась беда,
Едким дымом режет глаза,
И кругом только копоть и жар,
Значит, это, ребята – пожар!
Но не дремлет команда мужчин,
Набери телефон ноль один!
Из белы тебя выручит славный,
Уважаемый всеми … (пожарный).
У. Пожарный
– это работник пожарной охраны, по-другому – боец пожарной команды.
Включается слайд и заслушивается
рассказ о профессии пожарного.
У. Опасная, но в тоже время очень
интересная работа пожарного. Предлагаю провести игру «Пожарная команда».
ЭСТАФЕТА «ПОЖАРНАЯ КОМАНДА»
Каждая команда образует круг.
Внутри круга по числу игроков находятся стулья, установленные по кругу спинками
вовнутрь.
Участники команд двигаются вокруг
этих стульев под звуки музыки. Как только музыка замолкает, игроки должны
положить на стул, около которого остановились, предметы одежды. Игра
продолжается. Когда каждый участник снимет три предмета (они оказываются на
разных стульях), звучит сигнал тревоги «Пожар!». Игроки должны быстро
отыскать свои вещи, надеть их и построиться в колонну по одному за линией
старта.
Побеждает команда, выполнившая
задание первой.
Утром рано
Встав с дивана,
Взяв ведро, метлу, топор,
Выбегаю я во двор.
Убираю мусор, грязь,
Подметаю, не ленюсь.
Знает мама, знает папа,
Даже шестилетний школьник,
Убирает двор наш … (дворник).
У. Дворник – это работник, поддерживающий
чистоту и порядок во дворе и на улице.
Включается слайд и заслушивается
рассказ о профессии дворника (рассказы детей)
У. Как вы уже догадались, следующая
эстафета называется «Дворник».
^ ЭСТАФЕТА «ДВОРНИК»
Команды выстраиваются в колонны по
одному за линией старта. В руках у первых игроков корзинки с кубиками
(мусор.) По сигналу они бегут к линии, и рассыпают мусор(расставляют кубики
на определенном расстоянии), после чего возвращаются к своей команде. Передав
корзинку второму игроку, встают в конец колонны. Вторые игроки бегут к линии,
собирают мусор (кубики) и возвращаются к своей команде. Третьи вновь
рассыпают, а четвертые собирают и т.д.
Побеждает команда, первой
выполнившая задание и не потерявшая ни одной мусоринки (кубика).
—Разгадайте
слово. Явеш (швея)с
4
конкурс «Собери коврик»:
—
Этот конкурс у нас необычный, потому что вам нужно собрать
коврик из частей.
1
команда соберёт коврик с теми словами, которые относятся к
профессии швеи, а 2 команда – со словами строитель.
1
команде: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, напёрсток
2
команда: пила, шило, молоток, сверло, топор, клей, ножницы,
рубанок.
(
Коврик собираем на доске).
—
Какие же слова у вас остались, почему? К какой профессии
они относятся?
Переходим
к следующему конкурсу.
КОНКУРС
«Узнай профессию»
Ежедневно
мы сталкиваемся с людьми различных профессий, но среди них есть такие
профессии, без которых нельзя прожить, и с которыми мы знакомы с раннего
детства. Сейчас мы проверим, знаете ли, и вы их. Отгадайте загадки, и за
каждый правильный ответ команда получает жетон:
1.
Ходит в белом колпаке
С
поварёшкою в руке.
Он
готовит нам обед:
Кашу,
щи и винегрет.
(Повар)
2.
По размеру в самый раз
Он
костюм сошьёт для вас.
Всё
исполнит по науке —
И
ходите руки в брюки.
(Портной, швея)
3.
Мебель, хлеб и огурцы
Продают
нам … (Продавцы).
4.
К нам пришёл сегодня в дом
Мастер
с гаечным ключом.
Он
пришёл сегодня к нам,
Чтоб
сменить на кухне кран.
(Слесарь)
5.
Он проснётся на заре,
Снег
расчистит на дворе.
Все
дорожки подметёт
И
песком посыплет лёд.
(Дворник)
КОНКУРС
№3. «Дело мастера боится, или какие бывают инструменты»
У
каждой профессии есть свои характерные инструменты. Сейчас команде нужно
разгадать кроссворд об инструментах. За каждое верно угаданное слово – жетон.
4. п |
|||||||||||||||
и |
|||||||||||||||
1. м |
о |
л |
о |
2. т |
о |
к |
|||||||||
а |
о |
||||||||||||||
п |
|||||||||||||||
3. о |
т |
в |
е |
р |
т |
5. к |
а |
||||||||
р |
и |
||||||||||||||
с |
|||||||||||||||
6. л |
е |
с |
т |
н |
7. и |
ц |
а |
||||||||
о |
г |
||||||||||||||
ч |
л |
||||||||||||||
к |
а |
||||||||||||||
а |
|||||||||||||||
По 1. Он Им Маме (молоток) 3. И С Ведь (отвертка) 5. Без И И (кисточка) 7. Хоть Нитка И |
По 2. Им Но Появляется (топор) 4. Мне Я И (пила) 6. И С Поднимусь (лестница) |
||||||||||||||
Твоё призвание
Строитель
нам построит дом,
И
мы в нём дружно заживём.
Костюм
нарядный, выходной
Искусно
нам сошьёт портной.
Даст
книги нам библиотекарь,
Хлеб
испечёт в пекарне пекарь,
Учитель
выучит всему –
научит
грамоте, письму.
Письмо
доставит почтальон,
А
повар сварит нам бульон.
Я
думаю, ты подрастёшь
И
дело по душе найдёшь!
А
сейчас игра на внимание.
Весёлая компания,
Удвой своё внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто
грач,
С нашей крыши лезет …
(трубочист)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут …
(пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый …
(повар)
Арий, опер сочинитель
Называется … (композитор)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой …
(учителя)
Посадил уж сотни роз
В городском саду …
(садовник)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш …
(укротитель)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, …(пастух)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, …
(дворник)
Ходят по клеточкам конь
и ладья –
Ход свой
победный готовит … (шахматист)
Под куполом цирка в
опасный полёт
Отправился смелый и
сильный … (гимнаст)
ПОД МУЗЫКУ
Профессий много
на Земле,
И каждая — важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, милиционером.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.
Итог мероприятия:
Уч. : Все ли у вас получилось? Что было легко, что сложно?
Чтобы все получалось, чтобы стать мастером своего дела, надо учиться и в
первую очередь хорошо учиться в школе.
На этом наша игра подошла к концу. До
свидания, до новых встреч.ПЕСНЯ ДОРОГОЮ ДОБРА
27
Викторина по профориентации 5 классы
Добрый день, друзья, участники нашей викторины и учителя…
Выбор профессии является важным моментом в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни…
Наша сегодняшняя встреча посвящена миру профессий. Наша викторина Будет проходить в форме игры участникам будут даваться различные задания на сообразительность, некоторые задания будут на время. Перед каждым заданием я буду давать инструкцию, которую вы должны слушать очень внимательно, ведь от того как вы выполните задание будут зависеть баллы, по итогам конкурсов будут присвоено 1,2,3 места. Баллы вам будет присваивать компетентное жюри в составе:
-
Председатель совета жюри зам. дир. по воспитательной работе Ганеева М.Н.
-
Педагог-психолог Пинигина О.В.
-
Учитель начальных классов Мавринская Надежда Андреевна.
Слово предоставляется председателю совета жюри Ганеевой М.Н.
-
Для того чтобы начать давайте познакомимся с командами, но знакомится мы будем следующим образом команда сообща выбирает наиболее привлекательную на ваш взгляд профессию и пару слов о том чем привлекла вас эта профессия.
-
Крокодил (Космонавт, продавец, пожарный, плотник, официант)
-
Следующие задание я буду задавать вопросы вы должны дать правильный ответ как можно быстрее, для этого нужно поднимать флажок, ответы выкрикивать нельзя.
Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)
■ Кто погружается в работу с головой?
(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
■ Кто играет на публику?
(Актёры.)
■ Кто живёт и работает припеваючи?
(Певцы.)
■ «Профессор кислых щей» – это… Кто?
(Повар.)
■ «Зверский» доктор – это… Кто?
(Ветеринар.)
■ Овощ, для закидывания плохих актёров – это…
(Помидор.)
■ Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яга.)
■ Самый «сердечный» врач – это… Кто?
(Кардиолог.)
■ Парикмахер для травы – это… Кто?
(Газонокосильщик.)
■ Не только врач, но и полицейский. Кто это?
(Участковый.)
■ Постовой вместо светофора – это… Кто?
(Регулировщик уличного движения.)
■ Реаниматор машины – это… Кто?
(Автомеханик.)
■ Назовите единственного специалиста, который умеет разбирать каракули врачей.
(Аптекарь.)
■ Кто безнаказанно распиливает человека пополам?
(Фокусник.)
■ Какая буква превращает смелого спортсмена-гонщика в криминальный элемент?
(Буква «У»: гонщик – угонщик.)
■ Водоплавающий кулинар (повар дальнего плавания) – это… Кто?
(Кок.)
■ «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
(Почтальон.)
■ Назовите самых известных сказочных музыкантов.
(Бременские музыканты из одноимённой сказки.)
■ Рабочее место короля – это… Что?
(Трон.)
■ Рыцарь с клюшкой – это… Кто?
(Хоккейный вратарь. Он защищён с ног до головы спортивными «латами» от летящей, как стрела шайбы. Это шлем, маска, рукавица-ловушка, щиток на руке, которым отбивают шайбу, щитки на ногах, а под майкой – нагрудник, наплечники, налокотники.)
■ Сидит дед, в сто шуб одет, кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает.
(Гардеробщик.)
■ Какого профессионала можно найти в пачке?
(Балерину. Пачка – балетная юбка.)
■ Невесомый профессионал – это… Кто?
(Космонавт на орбите.)
■ Гид книжной страны – это… Кто?
(Библиотекарь.)
■ «У каждого в шкафу свой скелет». О каких учителях эта поговорка?
(Об учителях биологии.)
■ Представителей какой уважаемой профессии часто грозятся сдать на мыло?
(Спортивных судей. А часто желают это сделать неудовлетворённые судейством болельщики.)
■ Представителя какой профессии больше всего интересуют права человека?
(Инспектора ГАИ-ГИБДД.)
■ «Прищепка» хирурга – это… Что?
(Зажим.)
■ Какая уважаемая профессия дала название сорту варёной колбасы?
(Доктор. Докторская колбаса. Именно доктор, а не врач, ведь врачебной колбасы нет.)
■ Малярия – это профессиональное заболевание маляров, так ли это?
(Нет. Это инфекционная болезнь, передающаяся некоторыми видами комаров.)
■ Кто собирает «урожай» с минных полей?
(Сапёр.)
■ Представителям какой профессии может ещё подойти девиз писателей и журналистов «Ни дня без строчки»?
(Портным, дизайнерам одежды, модельерам. Ведь строчка бывает еще и швейной.)
■ Работе каких специалистов всегда мешают перемены?
(Школьным учителям.)
-
« Пословицы о труде»
№ п/п |
1 часть пословицы |
Буква |
2 часть пословицы |
1. |
Мастерство тому даётся, |
А |
а людей в делах. |
2. |
Деревья смотри в плодах, |
Б |
чтоб не кряхтеть при ходьбе. |
3. |
Бери всегда ношу по себе, |
В |
а один топор берут. |
4. |
В лес идут, |
Г |
выстирала – не узнала. |
5. |
На полатях лежать, |
Д |
кто весь делу отдаётся. |
6. |
Стирала – не устала, |
Е |
так и ломтя не видать. |
7. |
Держись за соху: |
Ж |
она кормилица. |
-
Написать как можно больше профессий на букву ( П)
-
Дается профессия нужно расписать как можно больше специальностей по данной профессии (врач)
Наша викторина подошла к концу прошу жюри подвести итоги.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами посмотрим фильм, посвященный выбору будущей профессии.
Подведение итогов награждение победитедлей.
Классный час «Чем пахнут ремёсла?»
Тема: «Чем пахнут ремёсла?»
Цель: Обогатить знания детей о различных профессиях, показать значение труда для развития общества и личности;
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о мире профессий, помочь осознать важность труда для общества и человека;
Коррекционно-развивающие: развивать у детей интерес к миру профессий, развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и воображению, быстроту реакции, смекалку, положительного эмоционального состояния детей; коррекция мышления, зрительного и слухового восприятия;
Воспитательные: воспитывать интерес к миру профессий, уважительное отношение к труду, к представителям различных профессий.
Форма занятия: ученическая мастерская
Содержимое разработки
Классный час
Тема: «Чем пахнут ремёсла?»
Цель: Обогатить знания детей о различных профессиях, показать значение труда для развития общества и личности;
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о мире профессий, помочь осознать важность труда для общества и человека;
Коррекционно-развивающие: развивать у детей интерес к миру профессий, развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и воображению, быстроту реакции, смекалку, положительного эмоционального состояния детей; коррекция мышления, зрительного и слухового восприятия;
Воспитательные: воспитывать интерес к миру профессий, уважительное отношение к труду, к представителям различных профессий.
Познавательных УУД:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
рефлексия.
Регулятивные УУД:
-
целеполагание;
-
планирование;
-
прогнозирование;
-
контроль;
-
коррекция;
-
оценка: умение давать оценку своим действиям;
Коммуникативные УУД:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
-
управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
-
умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и
Личностные УУД:
-
самоопределение;
-
смыслообразование;
-
умение решать проблемы планирования свободного времени.
-
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
-
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
-
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты)
Форма занятия: ученическая мастерская
Оборудование: Презентация, герой – Незнайка, наглядности: Знайка, Пилюлькин, Пончик, Самоделкин;
Для мастерской Знайки: фартуки, жёлтые галстуки-косынки, памятка с правилами работы с ножницами, книжки для «ремонтирования», ножницы, клей , скотч;
Для мастерской Пилюлькина: фартуки, белые с красным крестом галстуки-косынки, памятка пользования с лекарственными препаратами, бинты, жгуты, ножницы, фонендоскоп, йод, вата, памятки –образцы ран;
Для мастерской Пончика: фартуки, белые галстуки-косынки, мультиварка, книга рецептов каши, крупа-рис, пшено, соль, сахар; сливочное масло, 4 разделочных досок, ножи, ложки, чашки, батон, сыр, колбаса
Для мастерской Самоделкина: фартуки, розовые галстуки-косынки, 4 деревянные разделочные доски, копировальная бумага, карандаши, образцы- раскраски, краски, кисточки, стаканы- неразливайки.
Музыкальный ряд: песня «Все профессии»
«Истинное сокровище для людей — умение трудится» — Эзоп.
№ |
Этапы |
Ход занятия |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|||||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Подготовка к занятию, дети рассажены по группам. Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. |
показывают свою готовность |
Личностные: формируем личностное, жизненное самоопределение. Коммуникативные: формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|||||||||
II Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
На переднем плане стоит Незнайка, зевает -ему скучно, не знает чем заняться. Незнайка: -Как же мне скучно, чем бы мне заняться. Учитель: -Незнайка, займись каким-нибудь ремеслом. Незнайка: -А что такое ремесло и с чем его едят? Учитель: -Ребята, кто может объяснить термин(слово) «ремесло»? — Да, ремесло – это и есть профессия, только ремесло-это слово устаревшее, сейчас его в речи употребляют редко, чаще профессия. -Съесть ремесло, конечно, нельзя, но запах он имеет. Незнайка: — Чем же ремесло может пахнуть? Учитель: -Сейчас ребята тебе расскажут. Выходят несколько учеников в центр и рассказывают стих:
Незнайка: -Вот интересно, мне тоже хочется узнать запахи ремёсел и научиться какому- либо ремеслу. Ученик: -Мы можем тебе рассказать о профессиях, и даже ты можешь поучаствовать в групповой работе. |
А ремесло – это и есть профессия. Слайд РЕМЕСЛО рассказывают стихи Мы можем тебе рассказать о профессиях, и даже ты можешь поучаствовать в групповой работе. |
Познавательные: формируем самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, формулирование темы. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу, формируем умение составлять план и последовательность действий. Личностные: формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
||||||||||
3 |
Совместное открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу. Музыкальная заставка |
Виртуальная экскурсия по школе. Защита презентаций. Ученик: — Мы решили изучить, какие виды профессий в нашей школе имеют запах? Проведём виртуальную экскурсию по школе. Учитель: Если заболело ухо, Если в горле стало сухо, Не волнуйся и не плачь – Ведь тебе поможет врач! 1 группа «Пилюлькин»: 1 ученик рассказывает, 2-ой показывает презентацию Инна Фаритовна – наша медицинская сестра. Она оказывает медицинскую помощь больным ученикам: измеряет температуру, делает перевязки, прививки, дает лекарства, наблюдает за состоянием и самочувствием. Она проверяет наше зрение, взвешивает массу и рост. Если у нас заболит что-то, мы сразу обращаемся к ней. Посетив её кабинет, мы сразу чувствуем запах лекарства. 2 группа «Знайка»: 1 ученик рассказывает, 2-ой показывает презентацию — Библиотекарь нашей школы – Лемешко Ирина Викторовна. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Библиотекарь выдает книги и записывает в формуляр, общается с читателями, рекомендует необходимую литературу, рассказывает о детских писателях, о детских книгах, устраивает красочные книжные выставки, проводит массовые мероприятия Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг. Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги. Мы часто посещаем нашу библиотеку, чтобы взять книги для внеклассного чтения. Здесь всегда царит тишина и таинственность. А запах старинных книг и свеженапечанных изданий, манит нас скорейшему их прочтению. 3 группа «Пончик»: 1 ученик рассказывает, 2-ой показывает презентацию Столовая – это царство самых вкусных запахов. Главный здесь повар. Повар – это специалист по приготовлению блюд и кулинарных изделий. Профессия повара известна во всём мире. Повар знает секреты приготовления вкусной еды, изысканных кулинарных шедевров, которые доставляют радость и наслаждение. 1 группа «Самоделкин»: 1 ученик рассказывает, 2-ой показывает презентацию И, конечно, мы побывали в школьных мастерских. Здесь работают учителя технологии –Бочаров Леонид Илларионович и Чеботарёв Александр Васильевич. В столярных мастерских пахнет свежей выструганной древесиной, а где работают с металлом – пахнет железом, смазочными маслами. |
Мы решили изучить, какие виды профессий в нашей школе имеют запах? Проведём виртуальную экскурсию по школе. выступление выступление выступление |
Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста, формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение), формируем умение на основе анализа объектов делать выводы, формируем умение представлять информацию по предложенному плану. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, формируем умение работать в коллективе, учитывая позицию собеседника. |
|||||||||
4 |
Работа в группах- закрепление изученных знаний Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Незнайка: — Мне так захотелось научиться ремеслу и почувствовать запах ремесла. Учитель: — Тебя и ребят приглашаю поработать в группах. Получите каждая «мастерская» задания: «Знайки» — «лечим книжки» -заклеавают; «Пилюлькин» -учимся забинтовывать руки, обращаться с фонендоскопом, обрабатывать раны; «Самоделкин» -роспись деревянных разделочных досок; «Пончик» -готовят кашу и бутерброды Мастерская « Знайка»- тьютор –руководитель: Луценко Т.В. (мама ученицы) памятка с правилами работы с ножницами, книжки для «ремонтирования», ножницы, клей, скотч; Тьютор напоминает правила работы с ножницами и клеем. Помогает Мастерская «Пилюлькин» -тьютор –медицинская сестра Аралбаева И.Ф. памятка пользования с лекарственными препаратами, бинты, жгуты, ножницы, фонендоскоп, йод, вата, памятки –образцы ран; памятка пользования с лекарственными препаратами, учатся забинтовывать руки, обращаться с фонендоскопом, обрабатывать раны Мастерская «Пончик» — тьютор: Кочерга Л.З (мама-повар мальчика) мультиварка, книга рецептов каши, крупа-рис, пшено, соль, сахар; сливочное масло, 4 разделочных досок, ножи, ложки, чашки, батон, сыр, колбаса памятка пользования с ножом, с рецептами, готовят кашу и бутерброды Мастерская «Самоделкин» — тьютор: Шаймухаметова О.М. –(мама ученика) деревянные разделочные доски, копировальная бумага, карандаши, образцы- раскраски, краски, кисточки, стаканы- неразливайки. памятка работы с красками, выбрать рисунок, перевести рисунок, раскрасить. Незнайка наблюдает, работает в «мастерских», помогает ребятам. Учитель: — Заканчиваем работу, приводим в порядок рабочие места. |
принимают задания, выполняют задания, выполняют задания, выполняют задания, выполняют задания, выполняют |
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать), формируем умение строить логические цепи рассуждений. |
|||||||||
5 |
Итог –выставка работ Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний |
Выставка работ группами. Подведение итогов. Незнайка: -Спасибо, ребята. Вы научили меня некоторым ремёслам. Мне очень понравилось быть полезным и творить красоту. Учитель: — Каждая группа ответьте, какие запахи вы почувствовали в вашей работе. |
ответы |
Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос |
|||||||||
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. |
— Незнайка и ребята, довольны ли с результатом своей работы? Угощение кашей и бутербродами. КТО работает, тот ест! |
Регулятивные: формируем начальные формы рефлексии, формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные: формируем умение работать по теме, формируем умения выбирать необходимое. |
-80%
Похожие файлы
-
Игра по станциям «День семьи, любви и верности»
-
Великие полководцы России
-
Презентация к классному часу «Вейпинг: опасные заблуждения»
-
Зачем нужна положительная мотивация. Заметки из наблюдений опыта в работе.
-
Игровая программа «Ану-ка мальчики, а ну-ка девочки»
Вы смотрели
Классный час «Мой выбор или чем пахнут ремесла?»
Разделы:
Внеклассная работа,
Общепедагогические технологии,
Классное руководство,
Работа с родителями,
Урок с использованием электронного учебника,
Дополнительное образование,
Мастер-класс,
Руководство учебным проектом
Класс:
8
Ключевые слова:
профориентация
Выбор профессии — выбор жизненного пути
Класс: 8 класс.
Цель: расширить представление учащихся о различных профессиях и сформировать ответственное отношение к выбору будущей профессии.
Задачи:
- Знакомство с факторами выбора профессии и определение профессиональной направленности личности (анкета Е.А.Климова).
- Формирование ключевых компетенций, самооценки учащихся и готовности нести ответственность за выбор профессии.
- Развитие творческих способностей и позитивного отношения к труду, к профессиональному росту.
Оборудование: компьютер, проектор, видеоролик «Чем пахнут ремесла?», презентация «Я выбираю профессию…», опросник Е.А.Климова.
Основные источники информации
- Бобровская Л.Н. и др. Анкеты по профориентации для старшеклассников// Практика административной работы в школе. — №1 — 2008.
- Осьмушкина И.Н. и др. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»// Практика административной работы в школе. — №7 — 2008.
- Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов.//Волгоград: Учитель, 2007.-120с.
- Цыганов М.Е. Навыки эффективного трудоустройства// Справочник классного руководителя. — №10 — 2008.
- Презентация «Чем пахнут ремесла?», «Винни Пух и все, все, все…».
- Материалы сайтов
-
http://1sept.ru/
- http://www.atlas100.ru/
Технологическая карта
3.06.2022
Муниципальное специальное ( коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 8 VIII вида Павлово — Посадского муниципального района Московской области
Классный час на тему:
«Чем пахнут ремесла?»
Учитель начальных классов: Курдина Елена Борисовна
2013-2014 учебный год
Цели:
Обучающая цель: показать обучающимся многообразие профессий.
Коррекционно-развивающие цели: коррекция мышления и представления о профессиях, развивать у детей интерес к миру профессий; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку; развитие положительного эмоционального состояния детей.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду, к представителям различных профессий.
Форма проведения – праздник
Оборудование: рисунки с изображением ремесел, список профессий, раскраски, карандаши, обручи, коробки с палочками, конверт с буквами.
На празднике поддерживается психологическая атмосфера доброжелательности, что способствует развитию положительного эмоционального состояния детей.
Словарь:
1. Гончар — название профессии по производству глиняной посуды.
2. Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.
3. Ткачиха — работница, занимающаяся изготовлением ткани на ткацком станке.
4. Столя́р — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок.
5. Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы. Профессия плотника — одна из строительных профессий.
Ход занятия:
I. Вступительная часть
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что является главным в жизни каждого человека. Даже вы, еще не совсем взрослые, наверное, уже задумывались, кем хотите стать, а именно какую выбрать профессию, ремесло? А ремесло – это и есть профессия, только ремесло-это слово устаревшее, сейчас его в речи употребляют редко, чаще профессия.
— Ремёсла появились очень-очень давно в древних поселениях. Каждый человек занимался каким-нибудь ремеслом, которому он учился с детства у своих родителей. От мастерства ремесленника зависело благополучие его семьи. Ремёсла, как и профессии, имели свои названия. Посмотрите на доску. Кто знает название ремесел, изображенных на картинках? (гончар, кузнец, сапожник, ткачиха)
II. Основная часть
— А теперь давайте вместе с вами подумаем, с какими ремеслами-профессиями вы сталкиваетесь каждый день здесь, в нашей школе?
— Кто вас учит? (учитель)
— Кто вам помогает делать уроки, проводит интересные классные занятия, праздники, укладывает спать? (воспитатель)
— Кто кушать готовит и кормит? (повар)
— Кто посуду моет? (кухонный работник)
— Кто продукты привозит? (шофер)
— Кто стирает одежду? (прачка)
— Кто чинит краны? (слесарь)
— Кто убирает территорию? (дворник)
— Представьте себе, чтобы было, если бы не было, ну хотя бы дворника? (Все бы было завалено мусором.) Ну, а теперь давайте вместе подумаем, помогали ли мы нашим дворникам?
— На территории собирали бумажки?(Да)
— Дорожки подметали?(Да)
— Траву и листья собирали?(Да)
— Вот видите, оказывается, вы тоже умеете работать дворниками.
— А сейчас мы поиграем в игру «Дворник». Ведь мы с вами умеем наводить порядок. Мне потребуются 2 команды по 3 человека.
В руках у первых игроков спичечный коробок с 30 палочками. По сигналу они бегут к обручу, высыпают палочки в него с высоты не менее 50 см, после чего возвращаются к своим командам. Вторые и третьи игроки бегут к обручу, собирают палочки и быстро возвращаются к своей команде. Лучшие будут те «дворники», которые первыми выполнят задание.
— А теперь я хочу познакомить вас с другими профессиями. Узнаем мы эти профессии, если отгадаем загадки. Вы готовы это сделать, тогда внимательно слушайте и отвечайте!
1.Феном, щеткой и расческой
Ловко сделаю прическу (парикмахер)
2. Кладу кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днем,
Все выше, выше новый дом (каменщик)
3. Молоток в работе нужен
И с пилою мастер дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил (столяр)
4. Мастер, мастер, помоги-
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди,
Мы пойдем сегодня в гости! (сапожник)
5. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)
6. В синем небе самолет,
Управляет им …(пилот)
7. Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист.
Я веселый…(машинист)
8. Под весенний птичий свист
Пашет землю…(тракторист)
9. У слона и мышки жар,
Их спасет…(ветеринар)
10. Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач…(ветеринар)
11. Угадайте-ка сейчас,
Кто с указкой входит в класс? (учитель)
12. Угадать сейчас нам надо,
Кто на луг выводит стадо? (пастух)
13. Угадай скорее ты,
Кто для нас растит цветы? (цветовод)
14.Из кирпичей возвожу этажи.
Как называют меня, подскажи? (строитель)
15. Кто кладет в почтовый ящик
Новый нам журнал блестящий? (почтальон)
16. Носит он тельняшку и с якорем рубашку (моряк).
— Молодцы, ребята, сколько профессий мы новых узнали! Давайте хором прочитаем эти слова (названия профессий написаны на доске).
— Ребята, а вы знаете, что итальянский писатель Джанни Родари знает, чем пахнут ремёсла и какого они цвета. Сейчас нам наши участники прочитают его стихотворение.
Дети читают стихотворение:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
— Назовите ремёсла, названия которых встретились в стихотворении и скажите, чем они пахнут (дети вспоминают из стихотворения).
— Кто не имеет запаха и почему? (лодыри)
— Ребята, а сейчас мы не поленимся, помечтаем чуть-чуть и вообразим, чем пахнут эти профессии и почему вы так решили.
На доске — парикмахер, доярка, повар, художник, плотник, продавец.
— А еще Джанни Родари говорил, что ремесла не только пахнут, но и имеют цвет, я прочитаю вам отрывок из его стихотворения «Какого цвета ремёсла».
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.
Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встаёт он
Раньше, чем птицы.
Чёрный у топки
Стоит кочегар.
Всеми цветами
Сверкает маляр.
В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода.
Руки рабочих
В масле и саже.
Давайте тоже для ремесел выберем цвета в конкурсе «Нарисуй-ка». Два человека выходят к доске и разукрашивают рисунки. Пока они разукрашивают, мы немного поиграем. Игра называется «Доскажи слово». Я буду вам всем читать стихотворение, а вы все хором должны досказать его.
Поезд водит…(машинист).
Пашет в поле…(тракторист).
Самолетом правит…(летчик).
Клеит книжки…(переплетчик).
В школе учит нас …(учитель).
Строит здания…(строитель).
Красит стены нам…(маляр).
Песни нам поет…(певец).
Торговлей занят…(продавец).
От болезней лечит…(врач).
Лекарства выдаст нам…(аптекарь).
Хлеб печет в пекарне…(пекарь).
Нарисует нам…(художник).
Сапоги сошьет…(сапожник).
Нам печку сложит на зиму…(печник).
Потушит вмиг пожар…(пожарный).
Часы чинит…(часовщик).
Грузит краном…(крановщик).
Рыбу ловит…(рыбак).
Служит на море…(моряк).
В шахте трудится…(шахтер).
В жаркой кузнице…(кузнец).
Кто все знает — …(молодец)!
Подведение итогов в конкурсе «Нарисуй-ка».
— А теперь поиграем в игру «Собери слово». Команды получают по 5 букв, из которых они должны собрать слово, название профессии (повар, маляр, шофер, пилот ).
III. Заключительная часть
— О чем мы сегодня говорили на занятии? Правильно, о ремеслах, а именно, о профессиях. Посмотрите, сколько профессий мы вспомнили, а также познакомились с новыми. И в заключении, я хочу поиграть с вами в игру. Последнее задание будет потруднее. Кто был на занятии внимательным, тот сможет рассказать, чем занимаются люди данной профессии. Мы поиграем в игру «Цветик-семицветик».
— На лепесточках этого цветочка написаны названия профессий. Нужно оторвать лепесток, прочитать название профессий и рассказать присутствующим о данной профессии.
Повар
Шофер
Учитель
Парикмахер
Маляр
Столяр
Дворник
Пилот
-Молодцы ребята! И в заключении мне хочется прочитать стихотворение:
Профессий много на земле,
Есть плотник, есть маляр.
И трубочист всегда в золе,
И в саже – сталевар…
Кем быть? Всегда встает вопро…
Тема: «Чем пахнут ремёсла».
Задачи:
-
познакомить детей с названиями профессий;
-
закрепить в словаре обобщающее понятие «профессии»;
-
познакомить с произведением Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла»;
-
расширить знания детей о людях разных профессий;
-
показать важность и роль труда в жизни человека.
Материалы к занятию: презентация, раздаточный материал, пазлы «Угадай мою профессию».
Ход занятия.
Вводная часть.
Разминка.
Отгадай загадки. Назови действия, которые выполняют люди этих профессий.
Кто покрасит все заборы, окна, двери, коридоры?_(Маляр.)
Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?_(Продавец.)
Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?_(Логопед.)
Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?_(Контролер.)
Кто ткёт ткани на платье Тане?_(Ткач.)
Кто на пожары приезжает, огонь залив, людей спасает?_(Пожарный.)
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?_(Врач, доктор.)
Основная часть.
Дискуссия
-
Что нового вы узнали о профессиях своих родителей?
-
У кого родители имеют одинаковую профессию?
-
Чьи родители продолжают профессию своих родителей?
-
У кого родители меняли свою профессию и что можете рассказать о каждой из них?
-
Если мама — домохозяйка, то в чем состоит ее работа?
Расскажи о профессиях твоих родителей по плану.
-
1. Как зовут твою маму? (Имя, отчество.)_
-
2. Кем работает твоя мама?_______ .
-
3. Чем занимается твоя мама на работе?_______ .
-
4. Как зовут твоего папу?______ .
-
5. Кем работает твой папа?_______ .
-
6. Чем занимается твой папа на работе? _______ .
Знакомимся с произведением
Джанни Родари. Чем пахнут ремёсла.
Презентация «Чем пахнут ремёсла».
-О чём говорится в произведении? (о ремёслах).
Обратите внимание « ремёсла » слово устаревшее, сейчас в речи его употребляют редко, а вместо него есть другое слово — « профессии».
-Представителей каких профессий вы встретили в стихотворениях?
На доске:
— Как во все времена относились к людям труда?
— В каких словах заключён главный смысл произведения? (достоин уважения только тот человек, который трудится)
— Как называют человека который ничего не делает? (лодырь , бездельник)
Пазлы «Угадай мою профессию».
Ребята, к нам на электронную почту пришло сообщение.
Дорогие ребята! Вас приветствуют жители города Мастеров. Недавно у нас прошел сильный ураган и все инструменты унесло ветром. Теперь людям разных профессий нечем работать– помогите, пожалуйста. Если сможете выполнить задания и отыскать инструменты вышлете нам почтой. Желаем удачи.
Жители города Мастеров.
Ребята, рассмотрите картинки. На них изображены предметы, необходимые людям разных профессий. Выбери предметные картинки, относящиеся к определённым профессиям, и объясните свой выбор.
Образец. Я взял нож, доску, половник. Моя профессия — повар.
Игра «Что кому нужно?»
Ответь на вопросы, используя названия различных профессий.
Образец. Кому нужен автомобиль? — Автомобиль нужен водителю.
Кому нужна кисть? — (Художнику.)
Кому нужна гармонь? — (Музыканту.)
Кому нужны кирпичи? — (Строителю, каменщику.)
Кому нужны весы? — (Продавцу.)
Кому нужна швейная машина? — (Швее.)
Упражнение «Подбери действия».
Назови как можно больше слов-действий.
Карандашом, кистью (что делают?) — …
Ножницами (что делают?) — …
Расческой (что делают?) — …
Лопатой (что делают?) — …
Метлой (что делают?) — …
Иголкой (что делают?) — …
Игра «Найди ошибку и исправь».
(дети стоят в кругу, психолог бросает мяч ребёнку говорит предложение, а ребенок исправляет).
Строитель управляет самолетом — (самолётом управляет пилот).
Пожарный лечит людей-…
Швея красит дом -…
Дворник варит обед.
Водитель управляет поездом -…
Машинист строит дома -…
Повар учит детей грамотно писать -…
Почтальон подметает двор -…
Игра «Назови мамину профессию».
В мире есть много разных профессий. Некоторые из них выполняют чаще мужчины (например, шахтёр), некоторые — женщины (доярка). Но большинство профессий являются общими.
Ниже названы общие профессии так, как если бы это были названия профессии твоего папы. А ты должен назвать такую же мамину профессию.
Образец. Ткач — ткачиха.
Повар -_______ .
Певец -_______ .
Художник -_______ .
Учитель -_______ .
Спортсмен -_______ .
Портной -_______ .
Продавец -_______ .
Актёр -_______ .
Расскажи о какой-либо профессии по плану.
Завершающая часть.
Рефлексия:
— Сегодня на занятие тебе было интересно?
— Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?
— Над чем надо поработать?