«Это футуризм для футуристов», — говорит Дилан Хендрикс, директор программы «Прогноз на десять лет» Института будущего — исследовательской организации, задачей которой является предсказание того, что будет происходить в мире в ближайшие годы.
Отчасти добиться такого влияния на нервы «Черному зеркалу» удается благодаря тому, что действие сериала разворачивается в мире, который очень похож на наш, при условии небольшого прогресса в технологиях.
В желании узнать, действительно ли нас ждет такое будущее, Business Insider спросил у Хендрикса, какие из 13 эпизодов сериала ближе всего к тому, чтобы стать реальностью.
Издание приводит десятку серий, которые вероятнее всего окажутся пророческими.
Осторожно, спойлеры!
«Национальный гимн»
Источник: Netflix
Не во всех эпизодах «Черного зеркала» рассказывается о принципиально новой утопической технологии, в некоторых уже существующие технологии применяются для создания пугающих поворотов сюжета.
В пилотном эпизоде террористы под угрозой убийства заложницы вынуждают премьер-министра Великобритании вступить в половой контакт со свиньей и транслировать это по национальному телевидению.
«Не вижу здесь ничего неправдоподобного, — говорит Хендрикс. — По крайней мере, с технический точки зрения «это вполне возможно». (Возможно, похожая ситуация даже имела место на самом деле, если истории об университетском прошлом премьер-министра Дэвида Кэмерона правдивы.)
«Пятнадцать миллионов призов»
Источник: Netflix
Во втором эпизоде действие происходит в далеком будущем, когда для выработки энергии для домов люди должны крутить педали динамо-машин и зарабатывать валюту («призы»), которые можно тратить на еду и развлечения.
По словам Хендрикса, в этой серии природа общества переосмыслена с помощью понятия условно-бесплатных мобильных игр, которые заставляют людей снова и снова к ним возвращаться. Он говорит, что этот эпизод — один из любимых у него и его коллег, потому что в сюжете взято и возведено в крайность явление из реальной жизни.
«Это сообщество разительно отличается от того, в котором живем мы, — говорит он. — В нем наши смартфоны оказались частью строительной инфраструктуры».
«Все о тебе»
Источник: Netflix
В этой серии сценаристы решили представить, что было бы, если люди могли записывать каждое мгновение своей жизни и пересматривать эти воспоминания в любой нужный момент.
Хендрикс признает, что сейчас еще не существует технологии, способной работать с воспоминаниями так прямо, но, похоже, мы движемся в этом направлении. Одно из подобных устройств — Spectacles от компании Snap, очки со встроенной камерой, которые могут записывать до десяти секунд видео.
По мнению Хендрикса, в серии можно увидеть намек на то, что такие технологии будут становиться дешевле, качественнее и популярнее.
«Скоро вернусь»
Источник: Netflix
После смерти супруга женщина узнает о сервисе, который с помощью машинного обучения может фактически вернуть человека к жизни, используя фотографии, видеоролики и публикации в соцсетях для восстановления личности.
Сначала они общаются только через интернет. Затем начинают разговаривать по телефону. Еще чуть позже реалистичная версия умершего мужа живет в их доме и помогает воспитывать их дочку.
Первые два способа коммуникации уже существуют на самом деле, рассказывает Хендрикс. О том, какие шаги предпринимают люди для совершенствования искусственного интеллекта, дают нам понять чат-боты с искусственным интеллектом и сервисы анализа личности вроде Crystal, который обрабатывает данные о людях в сети так, чтобы пользователи могли адаптировать электронные письма и другие сообщения под тип их личности.
«Момент для Уолдо»
Источник: Netflix
Однажды комик, который озвучивает мультяшного медведя Уолдо и справляется с этой работой на отлично, узнает о том, что Уолдо будет участвовать в выборах. К разочарованию комика, персонаж даже начинает завоевывать голоса избирателей.
По словам Хендрикса, этот эпизод похож на «Национальный гимн» в том плане, что здесь социальный анализ ситуации, в которой публика предпочитает развлекательную форму смысловой наполненности, важнее прогнозов развития технологий. Однако проекция типично человеческого поведения на аватар — достаточно распространенная практика.
Совсем недавно Facebook обнародовала планы по созданию аватаров для пользователей системы виртуальной реальности Oculus Rift.
«Белое Рождество»
Источник: Netflix
В заключительном эпизоде второго сезона несколько видов новых технологий используются для изложения двух историй: в одной мужчина помогает другим проводить удачные свидания с помощью установленных в глазах камер и прямой трансляции со свиданий. Другая история рассказывает о мужчине, несчастливая жена которого «поставила блок» на его камеру в глазах, так что теперь при взгляде на супругу он видит только размытый серый силуэт.
Есть еще один тип технологий — под названием «куки», он позволяет загружать искусственный интеллект в качестве персонального ассистента.
Хендрикс говорит, что первые две идеи осуществимы, в то время как третья – чистый вымысел. В популярных приложениях вроде Periscope есть функция онлайн-видеотрансляций, а ученые уже добились определенных успехов в деле лечения слепоты у мышей с помощью искусственных глазных яблок.
«При появлении новых технологий дополненной реальности «блокирование» людей в реальной жизни не выглядит такой уж несбыточной фантазией», — говорит Хендрикс.
Nosedive (официального русскоязычного названия пока нет)
Источник: Дэвид Делтманн/Netflix
В первом эпизоде нового сезона рассказывается о системы социальных рейтингов, подобных оценкам в сервисах по требованию вроде Uber или Postmates. У каждого человека есть контактная линза, которая позволяет ему видеть рейтинг над головой у других и влияние оценок на общий рейтинг в реальном времени.
Ближайшим реальным аналогом такой технологии является устройства Hololens от Microsoft, хоть Хендрикс и отмечает, что гарнитура пока что не так удобна, как контактная линза.
Также он напоминает о системе социальных кредитов, работающей в Китае, в рамках которой граждане зарабатывают специальные баллы за просроченные кредиты, штрафы от дорожной полиции и нарушают другие формы «социального доверия». Хронические нарушители могут получить определенные ограничения при пользовании некоторыми сервисами.
Shut Up and Dance
Источник: Netflix
Кибербезопасность является главной темой третьего эпизода нового сезона, в котором хакеры, получившие доступ к веб-камере подростка, начинают шантажировать его и заставлять участвовать в опасных (а иногда фатальных) испытаниях.
«По-моему, серия Shut Up and Dance представляет собой в первую очередь постановку очень серьезной проблемы», — говорит Хендрикс.
Хакеры уже взламывают веб-камеры пользователей и устраивают сливы конфиденциальной личной информации по всему миру. В «Черном зеркале» решили подумать, что будет, если хакерам вздумается поразвлечься с их жертвами.
Men Against Fire
Источник: Netflix
В очередном эпизоде о дополненной реальности рассказывается о военной технологии, которая влияет на органы зрения, слуха и обоняния солдат, чтобы помочь им справиться с ужасами войны.
И, как и с другими эпизодами, рассказывающими о технологиях AR, Хендрикс называет этот актуальным для него как для футуролога, поскольку многие сегодняшние популярные технологии появились в первую очередь как оборонные проекты. В том числе и гражданские технологии, например исследования алгоритмы подмены лиц в Стэнфорде, а также Snapchat, где такие функции уже доступны пользователям.
Hated in the Nation
Источник: Netflix
Финальный эпизод третьего сезона рассказывает о последствиях массового взлома автономных роботизированных насекомых, которые в новом мире занимаются опылением цветов. Этим взломанным пчелам дают приказ убить человека, выбранного в твиттере при помощи хэштега #DeathTo.
Хендрикс называет эту серию удивительно реалистичной. Прежде всего, нынешние роботы уже сейчас получают относительно небольшие размеры, например норвежская фирма Prox Dynamics разрабатывает роботов размером с колибри.
Кроме того, развивается сфера разработки автономных дронов, в том числе и при создании вертолетов и имитации поведения роя насекомых, подобного пчелам-убийцам.
Источник
Материалы по теме:
Каким ученые видят наш мир в 2045 году
Специалист по нейронаукам рассказывает о будущем со сверхчеловеческим интеллектом
Как венчурный инвестор видит рынок виртуальной и дополненной реальности
Кто есть кто в «Кремниевой долине»
1. Сан Джуниперо (сезон 3, эпизод 4)
1987 год, в ночном клубе городка Сан Джуниперо встречаются расфуфыренная тусовщица Келли и очкастая «серая мышка» Йорки. Девушек тянет друг к другу, но они вынуждены расстаться, чтобы встретиться снова лишь через неделю. В конце концов между ними завязывается роман, однако в Сан Джуниперо все не так, как кажется.
Возможно, самый нестандартный для «Черного зеркала» эпизод и одновременно лучший, «Сан Джуниперо» – это глубокая, многогранная притча о любви, верности, смерти, о войне и синергии между наукой и религией и о том, что в этом мире по-настоящему важно. То, что поначалу кажется не более чем милой ностальгичной лав-стори для тех, кто остался душой в 80-х («Клуб “Завтрак”»! «Пропащие ребята»! Белинда Карлайл! Pacman!), к середине эпизода превращается в стильную гуманистическую фантастику в духе Рэя Брэдбери, а завершается одним из самых мощных и неоднозначных финальных аккордов в истории не только «Черного зеркала», но и фантастики вообще. Трактовать его вы можете по-разному, но будьте уверены – равнодушным он вас не оставит, заставив возвращаться к нему снова и снова. И, кстати, «Сан Джуниперо» – один из редких эпизодов «Черного зеркала», которые не только выдерживают повторный просмотр, но и буквально напрашиваются на него, ведь со второго раза вы выловите целый ворох намеков, хитро спрятанных «пасхальных яиц» и просто любопытных «заметок на полях» (например, абсолютно все песни в саундтреке носят «говорящие» названия и идеально подходят к ситуациям, в которых звучат), выдающих в «Сан Джуниперо» прикосновение настоящего гения.
Оценка 9
2. Нырок (сезон 3, эпизод 1)
В утопичном мире будущего общество «подсело на лайки» – теперь все в социуме завязано на личном рейтинге, который зависит от того, как к вам относятся окружающие. У главной героини эпизода Лэйси (Брайс Даллас Ховард), в принципе, неплохой рейтинг 4,2, но для того, чтобы позволить себе дом мечты, ей нужно увеличить его как минимум на три десятых. Хороший шанс добиться этого – выступить с речью на свадьбе у подруги детства, где ожидается много «высокорейтинговых» гостей, чьи оценки очень весомы, но поездка на торжество идет не по плану…
Пожалуй, самый стильный эпизод в сериале, «Нырок» выстраивает не только очень красивую, но и весьма убедительную картину мира, который вполне может стать реальностью лет этак через пятнадцать-двадцать. Это мир, в котором все всегда внимательны, учтивы и приветливы (потому что никому не хочется словить «единицу» от случайного прохожего), в котором под личностным ростом подразумевается нечто куда более прозаичное, нежели сейчас, и в котором одна ошибка может быстро отправить вас на самое дно. Где, конечно, не так престижно и «богемно», зато можно всласть ругаться матом. Яркие сатирические нотки, увлекательный сценарий и блестящая актерская работа Брайс Даллас Ховард, которая сыграла здесь, возможно, свою лучшую роль, делают «Нырок» одним из самых запоминающихся эпизодов – и идеальным для того, чтобы начать знакомство с «Черным зеркалом».
Оценка 8
3. История тебя (сезон 1, эпизод 3)
Лиам (Тоби Кеббелл) переживает не лучшее время в своей карьере, а тут еще напасть в виде некоего Джонаса – старинного друга его жены Фионы, к которому та, кажется, питает какие-то чувства. Фиона уверяет, что это бред, но Лиам докопается до сути, в чем ему поможет технология будущего – встроенные в глаза практически каждого жителя планеты камеры позволяют вести исчерпывающий архив «воспоминаний», благодаря чему всегда можно вернуться в прошлое и внимательно, с зумом и прочими технологическими «плюшками», пересмотреть любой момент вашей (и чужой) жизни.
Как это часто бывает в «Черном зеркале», это история не столько о технологиях, сколько о человеческой природе. «История тебя» – эпизод, в центре которого изматывающая, сжигающая, уничтожающая все живое ревность. То, что начинается как маленькая, вроде бы незначительная деталь, в течение пары дней превращается для Лиама в одержимость – и если в нашем мире он так и остался бы наедине со своими сомнениями, в технологически обеспеченной вселенной «Черного зеркала» он сможет изводить подозрениями себя и окружающих намного эффективнее. Харизматичный и тонкий Тоби Кеббелл – бесспорное украшение этого грустного и по-житейски мудрого эпизода.
Оценка 8
4. Сейчас вернусь (сезон 2, эпизод 1)
Марта (Хэйли Этвелл) только что потеряла мужа Эша (Донал Глисон) – тот погиб в автокатастрофе. Подруга подсказывает ей способ справиться с горем – в Сети есть сервис, который анализирует онлайн-активность людей и создает на ее основе бота, способного общаться на любые темы так, как это делал бы живой человек.
Если в предыдущих описанных эпизодах «Черного зеркала» виделись следы Шекли и Брэдбери, то «Сейчас вернусь» пропитан Айзеком Азимовым и его размышлениями о том, чем человек живой отличается от человека искусственного. Через какое-то время Марта сможет не только общаться с погибшим мужем по телефону, но и получит его точную «органическую» копию – способную обучаться и лишенную недостатков Эша, – но способен ли «усовершенствованный» человек заменить настоящего? И можно ли его в этом винить? Это трогательная и пронзительная серия с блестящим актерским дуэтом и красивым финалом, напоминающим без пяти минут гениального «Бабадука».
Оценка 8
5. Игровой тест (сезон 3, эпизод 2)
Путешествующий по миру американец по имени Купер (Уайатт Расселл) останавливается в Лондоне, где оказывается совсем без денег. Чтобы заработать на обратный билет, он соглашается поучаствовать в тестировании новой системы дополненной реальности, которое проводит известная компания, специализирующаяся на видеоиграх в жанре хоррор.
«Игровой тест» в целом эпизод довольно бесхитростный – это прямолинейный фантастический хоррор, навевающий ассоциации с рассказами Роберта Шекли, но реализован он так здорово, что придраться тут решительно не к чему. По сути, это такой «Вий» в декорациях дополненной реальности – главный герой должен провести ночь в жутковатом особняке, подключившись к системе, которая анализирует его разум и материализует вещи, которые пугают «хозяина» больше всего. Купер вроде бы готов ко всему, но система оказывается столь продвинутой, что вскоре она уже симулирует болевые ощущения и создает «вложенные» реальности, выбраться из которых без последствий будет очень непросто. Исполнивший главную роль Уайатт Расселл (сын Курта Расселла и Голди Хоун, в некоторые моменты со своей бородой жутко похожий на отца в «Нечто») поистине блистает – судя по всему, на голливудском небосклоне вот-вот зажжется новая звезда.
Оценка 7
6. Национальный гимн (сезон 1, эпизод 1)
Премьер-министр Великобритании получает видеозапись от неизвестного, который сообщает, что держит в заложницах одну из принцесс и убьет ее, если премьер через несколько часов не совершит в эфире национального телевидения половой акт со свиньей.
Быть первым всегда ответственно, и первый эпизод «Черного зеркала» просто обязан был взять зрителей за горло – что и сделал жестким, провокационным сюжетом и обличающей моралью, не срывающейся в патетику. Как среагируют на подобные национальные стрессы общество, коллеги и близкие люди? Кому можно довериться? Нужно ли идти на поводу у социума, террористов, ближнего круга? Стоит ли публичное унижение жизни другого человека? «Национальный гимн» не дает ответов на все вопросы, но ставит их максимально остро, старательно избегает черно-белой палитры и намекает, что ужас ситуации в том, что все это отнюдь не фантастика – нечто подобное может случиться хоть завтра.
Оценка 7
7. Белый медведь (сезон 2, эпизод 2)
Девушка приходит в себя в пустом доме с тотальной амнезией, вокруг нее рассыпаны таблетки, а по телевизору передают странный символ, от вида которого у несчастной раскалывается голова. На улице пустынно, но вокруг постепенно собираются люди, молча снимающие девушку на смартфоны, а затем к ним присоединяются другие – вооруженные и крайне опасные.
«Белый медведь», в принципе, рассказывает о том же, о чем и «Национальный гимн» – это жесткая остросоциальная притча, анализирующая поведение толпы, которая часто прикрывается понятиями морали и правосудия, чтобы выпустить наружу низменные инстинкты, – но при этом затрагивает несколько дополнительных тем. В частности, размышляя о том, кем мы становимся без наших воспоминаний – можем ли мы нести ответственность за то, чего не помним? У эпизода очень мощный внутренний посыл и красивый финал с легко считываемой аллегорией на наше безответственное и бездумное поведение в социальных сетях, но вот реализация, к сожалению, блекловата – в неожиданном предфинальном твисте неуклюжая аляповатость двух первых третей серии будет убедительно объяснена, но смотреть эпизод от этого веселее не становится.
Оценка 7
8. Заткнись и танцуй (сезон 3, эпизод 3)
Лондонский подросток по имени Кенни (Алекс Лотер) «ловит» на свой ноутбук вирус, в результате которого неизвестные получают доступ к его веб-камере и снимают, как тот мастурбирует на порно. Теперь они угрожают разослать запись всем людям из его списка контактов, если Кенни не сделает то, что они хотят.
Историй о больных «играх», в ходе которых персонажи выполняют для неизвестных шантажистов неприятные и опасные задания, было снято немало, достаточно вспомнить хотя бы веб-сериал «Избранный». «Заткнись и танцуй», честно говоря, добавляет в сложившуюся формулу не так уж много (по касательной задевается интернет-троллинг и этика поведения в онлайне), но достаточно для того, чтобы по окончанию просмотра не пожалеть о потраченном времени и даже восхищенно цокнуть языком – надо же, поймали, этого я предугадать не сумел! Кроме того, эпизод здорово сделан чисто с практической точки зрения: поставил его Джеймс Уоткинс, ранее снявший «Райское озеро» и «Женщину в черном», а Алекс Лотер в главной роли – настоящая находка.
Оценка 7
9. Белое Рождество (спецвыпуск)
В заметенной снегом избушке двое. Они там уже пять лет, но практически не разговаривают. На очередное Рождество один из них (Джон Хэмм) решает все-таки отметить надвигающийся праздник и рассказывает второму (Рэйф Сполл) пару историй из своего прошлого.
Рождественский спецвыпуск шоу, вышедший после завершения второго сезона, представляет собой не один сюжет, а сразу несколько. В первой истории нам покажут, как герой Хэмма пытался помочь нерешительному парню с помощью встроенной в его зрачок камеры соблазнить симпатичную девушку, во второй он же будет «укрощать» точную копию сознания богатой девушки, которая не желает соглашаться с должностью послушной рабыни, в третьей о себе расскажет уже его собеседник, после чего каждый из двух персонажей получит по заслугам. Или нет? Как обычно, создатель сериала Чарльз Брукер размышляет о том, где заканчивается человек и начинается его творение, рисует мрачные перспективы, которые могут принести вроде бы удобные технологии, и добавляет к ним тему одиночества и изоляции от общества как наказания. Наказания, которое может быть бесконечно жестоким. В эпизоде можно найти сразу несколько эффектных идей («блокировка» неугодного человека в реальной жизни отлично реализована, да и вышеупомянутое «укрощение строптивой копии» прочно врезается в память), но в единое целое они все-таки увязываются с трудом.
Оценка 6
10. 15 миллионов заслуг (сезон 1, эпизод 2)
В антиутопичном будущем общество превратилось в один большой улей, в котором девяносто пять процентов людей выступают в буквальном смысле рабочими пчелами – с утра до ночи вырабатывают энергию, накручивая педали на велосипедах. За это им капают кредиты, которые они могут потратить на свои нужды – помимо еды и прочих базовых вещей можно подписаться на телеканал, пропустить назойливую рекламу или прикупить виртуальных шмоток для своего интернет-аватара. Вырваться из этого замкнутого круга удается немногим, и единственный способ сделать это – заинтересовать чем-то необычным трех судей местного шоу талантов.
У «15 миллионов заслуг» заслуг пусть не 15 миллионов, но достаточно для того, чтобы назвать этот эпизод одним из самых продуманных и проработанных – мрачный мир будущего с его изматывающе бессмысленным «грайндом», тупыми телешоу, нагло нарушающей границы личного пространства порнографией и дурацкими аватарами прорисован крайне подробно и наглядно. Но именно эта подробность делает мораль эпизода очевидной и даже навязчивой – к чему все идет, становится понятно довольно быстро, а монотонное развитие сюжета не добавляет увлекательности.
Оценка 6
11. Ненависть нации (сезон 3, эпизод 6)
Отряд криминалистов пытается распутать серию странных и жестоких смертей – жертв не объединяет ничего, кроме того, что незадолго до гибели все они успели побывать объектами ненависти в соцсетях.
Заключительный эпизод третьего сезона оказался самым амбициозным – это уже не 45-60-минутная среднеметражка, а самый настоящий фильм на полтора часа. Но, к сожалению, куда ближе он не к классическому «Черному зеркалу», а к «Секретным материалам» – это довольно банальный детективный процедурал, который использует как сюжетный рычаг феномен стадной интернет-травли, но сказать по ее поводу что-то более осмысленное и глубокое, нежели «не травите, да не травимы будете», не может. Кроме того, у эпизода нет внятного финала – и это при полуторачасовой продолжительности!
Оценка 6
12. Момент Валдо (сезон 2, эпизод 3)
Джейми (Дэниел Ригби) – неудачливый комик, нашедший себя в качестве актера озвучания на одном из телешоу. Его персонаж – мультяшный медведь по имени Валдо, который пошлит, сквернословит и хамит гостям. Очередной жертвой Валдо становится известный политик, и успех этого выпуска наталкивает продюсера шоу на мысль выдвинуть Валдо в качестве кандидата на ближайших выборах.
Суть этого эпизода, в принципе, исчерпывающе озвучена в одном из его диалогов, в котором распалившийся Джейми, недовольный тем, что делают с Валдо его хозяева, заявляет продюсеру в исполнении Джейсона Флеминга, что самое популярное видео на Youtube – это собака, пердящая мелодию из «Счастливых дней». Валдо – абсолютно пустое и бестолковое существо, которое в ответ на любой вопрос может лишь хамить, но люди от него без ума. Это бесит «нормальных» политиков, и это бесит самого Джейми, но цифры неумолимы. Кто-то удивлен? Привет Дональду Трампу!
Оценка 5
13. Люди против огня (сезон 3, эпизод 5)
В недалеком будущем мир разделился на людей и «паразитов» – уродливых мутантов, которые прячутся по подвалам, мешая жить остальным. Страйп (Малаки Кирби) – молодой солдат, для которого вся жизнь – это война с паразитами. Но однажды с ним происходит нечто, что заставит его взглянуть на своих врагов под другим углом.
Самый «толстый» и банальный эпизод сериала, «Люди против огня» сдает свою главную интригу практически сразу – догадаться, к чему все идет, очень легко, и серия не делает ничего, чтобы как-то сбить своего зрителя со следа или хотя бы сделать его путешествие к финалу не таким унылым. Это затянутый, плоский, очевидный «манифест совести», возвращающий нас к старинному выбору имени Морфеуса и не добавляющий к нему практически ничего нового.
Оценка 5
Что опаснее — технологии или люди.
Современный мир трудно представить без гаджетов: нас повсюду окружают «чёрные зеркала». С каждым годом технологии всё больше внедряются в жизнь человека, делая его практически зависимым от них. Именно эту проблему и поднимает в своём сериале сценарист Чарли Брукер. Однажды он задался вопросом: «А что, если ту или иную технологию довести до абсурда?».
В результате появился антиутопический сериал «Чёрное зеркало». В нём Брукер рассматривает проблему всесторонне — сам автор, по его словам, не против технологий как таковых, его волнует, как именно их используют люди и насколько неправильно это можно делать.
Брукер придумал множество вариантов неутешительного будущего, ведь каждая серия «Чёрного зеркала» — отдельное произведение. Эпизоды не связаны сюжетом, персонажами, местом действия. Хотя серии иногда ссылаются друг на друга, в целом, «Чёрное зеркало» можно смотреть с любого эпизода. На данный момент вышли четыре сезона — 19 серий, включая рождественский спешл — пятый не за горами.
Если вы до сих пор не знакомы с «Чёрным зеркалом» — самое время это сделать. Не обязательно смотреть все серии подряд, сам Брукер советует выбрать приглянувшийся эпизод из списка: например, тот, к которому понравилось фото или порекомендовали друзья. Так как серии сняты в разных жанрах, важно помнить: если не впечатлил один из эпизодов, то это не значит, что не понравятся другие. Рассмотрим сериал по сезонам, чтобы было проще в нём сориентироваться — а заодно попробуем выбрать лучший эпизод.
1 сезон
Открывает сезон одна из самых провокационных, но при этом реалистичных серий — «Национальный гимн». Неизвестный злоумышленник похищает принцессу и требует от премьер-министра Британии необычный выкуп за её жизнь — заняться сексом со свиньёй в прямом эфире. Скрыть происшествие не выходит, так как похититель выкладывает видеообращения на YouTube.
Этот эпизод чётко показывает, что проблема всё-таки в людях, а не в технологиях: происходящее легко представить в современных реалиях, в серии почти нет какого-то явного вымысла. Зато явно обозначены людские пороки: жадность до зрелищ и вседозволенность в социальных сетях. А также то, как этим мастерски могут пользоваться злоумышленники или террористы.
Некоторые зрители посчитали серию слишком жёсткой, другие, наоборот, отличной сатирой на современное общество. Безусловно, эпизод сильный и погружающий в безысходную атмосферу «Чёрного зеркала», однако чувствительным зрителям или тем, кто предпочитает серии с акцентом на технологиях, не стоит делать по нему выводы или бросать просмотр.
В отличие от «Национального гимна», второй эпизод, «15 миллионов призов», происходит в очень далёком будущем: Брукер называет работу над этой серией одной из самых сложных. По его мнению, мир, созданный в эпизоде, может существовать не больше часа, настолько он нереалистичен: длинный сериал в таком сеттинге точно не имел бы смысла.
В центре сюжета — мир, в котором люди занимаются тем, что крутят педали на приборах, вырабатывающих энергию, получая за это определенную валюту. Во время работы они смотрят бесконечные телешоу, в том числе те, в которых участвуют низшие слои общества — толстые люди.
В свободное время — тоже телешоу, транслируемые на стенах в комнате у каждого. Рекламу, разумеется, пропустить невозможно, её обязаны смотреть все. И даже выбраться из рутины можно только с помощью телевидения: поучаствовать в шоу талантов, заработав предварительно на билет.
Но действительно ли это выход из положения в таком антиутопическом мире? Именно этот вопрос исследует главный герой, помогающий подруге с музыкальным даром вырваться из замкнутого круга.
Проблемы, поднимаемые в серии, очевидны: зависимость от телевизора (а также его производных — экранов, которые мы ежедневно меняем один на другой), обратная сторона различных шоу талантов, истинное одиночество людей, которые постоянно «на связи» в сети, но не в реальной жизни. Все эти вещи прекрасно знакомы современному обществу, в отличие от фантастического мира, описанного в эпизоде: они не только реальны, но и давно существуют.
Казалось бы, ничего нового, но Брукер раскрыл тему по-своему и даже с некоторым мрачным торжеством: чего стоит запоминающаяся песня «Anyone Who Knows What Love», которая создает неповторимую атмосферу.
Сценарий к третьей серии, «Всё о тебе», Брукер доверил Джесси Армстронгу (одному из сценаристов «Пип шоу»). На этот раз действие происходит в современном мире, только немного усовершенствованном: люди пользуются встроенными чипами, которые постоянно записывают всё, что видит и слышит человек. На первый взгляд, очень удобно — можно пересмотреть важный момент жизни или показать его друзьям. Но неуверенный в себе человек найдёт чипу другое применение, как, например, сделал главный герой — стал искать доказательства предполагаемой измены супруги.
Эпизод акцентирует внимание зрителя вовсе не на технологиях, а на человеческой психологии: люди вредят себе сами значительно больше, чем девайсы, которые можно использовать во благо. Главный герой всё равно копался бы в своей жизни и искал подвохи, даже не будь у него чипа, просто с последним процесс прошёл быстрее. Да и слабость человечества к тому, чтобы жить прошлым, чип усугубил: гораздо проще вернуться к старому хорошему моменту, чем попытаться создать новый.
2 сезон
В первой серии, «Скоро вернусь», рассказывается о женщине, потерявшей своего мужа в аварии. Для того, чтобы пережить утрату, она начинает общаться с цифровой копией, созданной с использованием записей в социальных сетях погибшего.
Идея такого сюжета возникла у сценариста после личной трагедии: когда его друг умер, Брукер хотел удалить контакт в телефоне (в то время память была ограничена), но испытал при этом чувство вины. И тут же задумался, почему, ведь номер не работает, а человек — мёртв. В то же время, ему пришла в голову мысль: а что если все люди в социальных сетях мертвы, а их посты создаёт компьютер? Эти размышления и легли в основу серии.
Безусловно, социальные сети отражают сущность человека, в чём-то детально передают её. Но, с другой стороны, это всегда только часть личности, причём та, которую люди хотят показать остальным. Поэтому сможет ли заменить человека клон, созданный на основе его активности в интернете — большой вопрос. Впрочем, в борьбе с несчастьем все меры хороши, поэтому каждый сам для себя решает, удалить ли этот условный «контакт» в телефоне или нет.
Вторая серия, «Белый медведь», совершенно не похожа на предыдущую: перед зрителями стремительно развивающийся апокалиптический триллер. Главная героиня просыпается с потерей памяти, а вокруг происходит нечто непонятное: куча людей снимают её на телефоны, а какой-то мужчина с ружьём хочет убить.
Постепенно происходящее начинает проясняться, но лишь на первый взгляд. Понять истинный смысл творящегося на экране можно только к концу серии, а для максимального эффекта лучше всего избежать любых спойлеров. Сценарист описал эпизод как квинтэссенцию «Чёрного зеркала»: это укол в сторону общества, а не технологий.
На мысли о подобном сюжете Брукера натолкнули люди, постоянно снимающие что-то на телефоны. Он отметил, что это происходит везде — будь то концерт или место преступления. Особенно неприятное впечатление на него произвёл случай в 2011 году, когда был убит Каддафи — туристы в зоне военных действий фотографировались с телом, будто с сувениром. Такое поведение, по мнению Брукера, просто кошмарно, и даже напоминает фильмы о зомби. 90% людей, вместо того, чтобы что-то сделать, будут снимать всё, особенно то, что выглядит наиболее ужасным. Остальные 10% тоже найдут себе «развлечение», стараясь понравиться основной аудитории.
В третьей серии, «Момент Уолдо», зрителей опять встречает реальный мир: в ней анимационный медведь Уолдо из сатирического телешоу участвует в предвыборной гонке — обошлось почти без технологий. Как ни странно, Уолдо намного успешнее большинства своих конкурентов, однако комик, играющий роль этого синего медведя, вовсе не стремится в политику.
Несмотря на то, что «Момент Уолдо» — тонкая политическая сатира, серию нельзя назвать одной из самых сильных в «Чёрном зеркале». Она достаточно реалистична и не сильно удивляет, выбиваясь на фоне других эпизодов. Однако Брукер давно хотел реализовать эту идею, ещё со времён работы над сериалом «Натан Барли»: на создание анимационного персонажа его вдохновила группа Gorillaz.
Рождественский спешл, «Белое Рождество», включает в себя сразу несколько историй, объединённых общим сюжетом. Двое мужчин работают на станции посреди снежной пустыни. Рождественским утром они рассказывают друг другу диковинные истории из своего прошлого: в каждой присутствует какая-то технология, причиняющее кому-то страдания по вине людей. Эпизод получился очень сильным: каждый из рассказов мог бы стать полноценной серией, а развязка общей сюжетной линий — одна из самых мрачных и тяжёлых в сериале.
Брукер рассказывал, что скучает по тем временам, когда на Рождество показывали фильмы ужасов: именно это он и хотел сделать с «Чёрным зеркалом» — рассказать три страшные истории. В серии поднимается сразу множество тем: последствия создания копий сознания, корректность наказаний, конфиденциальность данных, даже существование пикап-мастеров — Брукер решил не мелочиться и прошёлся по всему сразу.
«Белое рождество» — это один из наиболее ярких примеров уникального стиля сериала, поэтому эта серия, воспринимающаяся как полноценный фильм, хорошо подходит для знакомства с «Чёрным зеркалом».
3 сезон
Первая серия, «Нырок», делает укол в сторону тех, кто гонится за лайками: мир в эпизоде не просто одержим ими — постоянные оценки людей по пятибалльной шкале стали показателем престижности в обществе, а также доступом к различным благам. Главная героиня хочет переехать в престижный комплекс, но для этого нужен высокий рейтинг, ради которого девушка готова на всё.
По словам Брукера, герои строят скучный и пресный мир, где все пытаются казаться дружелюбными и оптимистичными. Поэтому нельзя переносить образ человека, который он создал в социальных сетях, на действительность. И серия это отлично демонстрирует, а также то, что если долго изображать другого человека, то ничего хорошего из этого не выйдет: так и до нервного срыва один шаг.
В «Игровом тесте» главный герой путешествует по миру и в один момент остаётся без денег. Самый простой, на первый взгляд, выход из ситуации — протестировать новую сверхреалистичную игру, которая пугает человека, анализируя его страхи. Но в сознании молодого человека не только стандартные монстры, но и тяжёлые мысли о непростых отношениях с матерью.
Брукер признавался, что в серии нет какого-то особенного посыла, этот эпизод — скорее развлечение. Тем не менее, «Игровой тест» всё равно вписывается в концепцию «Чёрного зеркала»: он одновременно жуткий и наполнен отменным чёрным юмором. Кроме того, в нём несколько неожиданных поворотов в лучших традициях, а также множество видеоигровых пасхалок.
«Заткнись и танцуй» — один из тех эпизодов, которые происходят фактически в реальном мире. Хакер взламывает ноутбук подростка: записывает видео, когда тот мастурбирует, а потом шантажирует парня. Подросток безропотно выполняет все указания, которые вначале вызывают лишь недоумение, а потом становятся всё страшнее и страшнее. И таких жертв у хакера много.
Брукер заметил, что хорошо периодически соприкасаться с реальным миром, как это уже происходило в сериях «Национальный гимн» и «Момент Уолдо». Сценарист сделал эпизод максимально неоднозначным, чтобы зрители испытывали разные чувства по отношению к героям во время просмотра. Финал получился непредсказуемым, но при этом многое объясняющим — будет над чем подумать. По накалу страстей «Заткнись и танцуй» намного ближе к провокационному «Национальному гимну», чем к пресному «Моменту Уолдо».
«Сан-Джуниперо» — яркий и выделяющийся на фоне остальных эпизод, он намного оптимистичнее других в сезоне. Более того, это одна из самых жизнеутверждающих серий за всю историю «Чёрного зеркала». Эксперимент не прошёл даром: эпизод даже получил премию «Эмми».
Действие происходит в виртуальной реальности: люди могут проводить время в разных годах и десятилетиях по своему желанию. В таком искусственно созданном городке Сан-Джуниперо в 1987 году знакомятся две девушки, которые неожиданно друг в друга влюбляются.
Брукер давно хотел снять эпизод про прошлое, а дополнительным источником вдохновения послужило изучение информации о ностальгической терапии для пожилых людей. Выбор гомосексуальной пары для истории сценарист обосновал тем, что в 1987 году они точно не смогли бы пожениться. Это лучше раскрывает основной посыл серии: размышление о том, что бы было, имей мы шанс изменить свою жизнь. Получился красочный и насыщенный эмоциями эпизод, который показал, что «Чёрное зеркало» может быть разным, но при этом не терять своей сути.
«Люди против огня» — это триллер с элементами ужасов. Перед зрителями постапокалиптический мир, в котором существуют люди, мутировавшие в «тараканов» — они выглядят как монстры и не говорят на человеческом языке. Истребление этих созданий — главная задача военной организации, бойцы которой обладают электронными имплантатами с рядом полезных функций. Но у одного из новобранцев устройство даёт сбои: в итоге он видит совсем не то, что другие солдаты.
Случаи применения беспилотников для боевых действий в реальном мире навели Брукера на мысль о подобном сюжете. Также в основу серии легли размышления о том, как вообще технологии изменили методы войны. Эпизод, как и в большинстве случаев, беспощадно критикует не столько технологии, сколько людей, особенно тех, кто обладает властью. А также исследует, может ли противостоять один человек всей системе.
«Враг народа» — самая длинная серия в сезоне, почти полноценный фильм. На этот раз перед нами детектив: в эпизоде пытаются найти таинственного хакера-убийцу, который уничтожает тех, кому пользователи твиттера пожелали смерти.
И это снова критика современного общества: в интернете каждый чувствует себя безнаказанным. Чем больше свободы, тем бесчеловечнее поступки людей. Впрочем, ничем не лучше поведение человека, который возомнил, что может карать других. В той ситуации, которая создана в серии, люди проявляют свои худшие качества и инстинкты. В современной реальности происходит то же самое, только в меньших масштабах: каждый день тонны грязи выливаются на кого-либо в социальных сетях. А самое страшное, что это уже давно никого не удивляет.
4 сезон
В четвёртом сезоне некоторые темы стали повторяться, ну или раскрываться глубже — кому как больше нравится. В первом же эпизоде, «USS Каллистер», можно увидеть параллели с «Белым Рождеством»: там тоже идёт речь о копировании сознания. Главный герой — неудачник по жизни — дома отрывается на копиях людей, которые обидели его в реальности, в игре «Космический флот».
Предварительно серия называлась «„История игрушек“ для взрослых», именно этим мультфильмом вдохновился Брукер. В «Истории игрушек», после того, как мальчик Энди выходил из комнаты, игрушки расслаблялись и могли жить своей жизнью, а в «Чёрном зеркале» то же самое происходит в виртуальном пространстве, когда его покидает человек, наделённый абсолютной властью.
Эпизод, с одной стороны, показывает, как могут пользоваться технологиями обиженные на весь свет люди. С другой — что такими они стали не от хорошей жизни. Если бы тема клонирования сознания впервые поднималась в сериале, то эпизод мог бы получиться довольно оригинальным, однако классическое «Чёрное зеркало» всё же удивляло сильнее.
Вторую серию, «Аркангел», к сожалению, нельзя назвать одной из лучших в сериале: сюжет легко предугадывается почти с первых минут. Главная героиня боится потерять свою маленькую дочь, поэтому пользуется технологией, позволяющей видеть мир глазами ребёнка через специальный планшет. В качестве бонуса можно заблокировать все опасные и жестокие моменты: в результате дочь даже не знает, что такое кровь.
Одно из главных достоинств «Чёрного зеркала» — непредсказуемость — здесь полностью отсутствует. Ни один поворот не удивляет, каждый шаг зритель знает наперёд. Привязка к технологиям тоже очень слабая: чрезмерный контроль родителей и так встречается повсюду, подобный сюжет легко представить и без чипа с планшетом. И если в других сериях это даже играло на руку идее сериала, то здесь всё скатывается в унылую инди-драму. Впрочем, это не значит, что эпизод точно не понравится всем, просто это далеко не самый яркий пример «Чёрного зеркала».
В третьей серии, «Крокодил», у главной героини есть мрачный секрет: в молодости она помогла другу спрятать тело человека, которого они сбили на машине. Однако даже спустя много лет забыть происшествие не удаётся — это приводит к тому, что женщина, в отличие от её совестливого приятеля, готова на всё, чтобы сохранить свой секрет. Но в мире, где существуют технологии, позволяющие просканировать воспоминания человека, это не так просто.
Эта серия тоже довольно прямолинейна: как только начинается действие, зритель быстро понимает, что к чему. Дальнейшее восприятие уже зависит от того, шокирует ли вас происходящее на экране или нет. Насчёт финального твиста мнения тоже могут различаться: кого-то приведёт в восторг неожиданный поворот, а кто-то посчитает его притянутым за уши. Зато после просмотра можно пофилософствовать на тему того, почему эпизод называется именно «Крокодил»: Брукер и хотел, чтобы название без знакомства с серией ни о чём не говорило.
«Повесь диджея» тоже не может похвастаться новизной: здесь просматриваются параллели с «Сан-Джуниперо». Романтическая история, кажется, что есть надежда на счастливый финал — где-то мы уже это видели. Но только разворачивается она немного в другой плоскости: Брукер на этот раз прошёлся по приложениям для поиска второй половинки.
По сюжету, герои только и делают, что ищут себе пару: компьютер подбирает им подходящего партнёра, однако заранее сообщает срок, сколько они пробудут вместе: от считанных часов до десятков лет. Отказаться от пары нельзя — всё это необходимый материал для дальнейшего поиска, даже краткосрочные неудачные отношения с человеком, которого откровенно приходится терпеть. Не удивительно, что люди не всегда соглашаются с выбором машины. А может с ней и не надо соглашаться?
Эпизод претендует на звание одного из лучших в сезоне: тут и сатира на приложения для свиданий, и персонажи, которым можно сопереживать, и переворачивающий всё финальный твист, и общая неоднозначность концовки. Однако немного не хватает оригинальных задумок: серия кое-какие идеи заимствует не только из «Сан-Джуниперо», но и других эпизодов.
«Металлическая голова» — одна из самых необычных серий «Чёрного зеркала». Во-первых, это чёрно-белый эпизод, во-вторых, в нём мало что объясняется. Всю серию главная героиня убегает от жутких псов-роботов в зловещем постапокалиптическом мире. Её цель — найти некую ценную вещь, ради которой она подвергает смертельной опасности себя и своих товарищей. Вопросов при просмотре возникает много, но после финала их появляется ещё больше.
Серия держится в основном на жуткой атмосфере и ощущении безысходности, это погоня, в который зритель участвует наравне с персонажами.
«Чёрный музей» точно порадует всех фанатов сериала: эпизод по своему строению похож на «Белое Рождество» (здесь рассказываются несколько леденящих кровь историй), а также в нём спрятано множество пасхалок, которые подтверждают, что действие «Чёрного зеркала» происходит в одной вселенной.
В серии идёт речь о музее различных технологических устройств с «тёмной» историей — этот эпизод точно отражает суть сериала. Всё на высоте — отдельные истории, общий сюжет — новый зритель познакомится с фирменным стилем сериала, а давние любители получат особое удовольствие, обращая внимание на детали и многочисленные отсылки.
Единственное, некоторая вторичность четвёртого сезона не обошла стороной и этот эпизод. Например, тема основной сюжетной линии уже затрагивалась в «Белом медведе». Но это тенденция сезона в целом: идеи всех хороших эпизодов не так новы, как хотелось бы.
В ближайшее время сериал Чарли Брукера точно не потеряет своей актуальности: «чёрные зеркала» становятся с нами единым целым, а мы даже не замечаем этого. Не то чтобы это было неправильно, но есть проблема: технологии, открывающие перед людьми огромные возможности, некоторые люди могут использовать во вред, подчиняясь своим низменным инстинктам. Именно об этом «Чёрное зеркало», а не о том, что прогресс — это плохо, а все девайсы нужно срочно выкинуть из окна.
Каждый эпизод «Чёрного зеркала» хорош по-своему, определиться со списком «лучших» очень сложно. Но давайте всё же попробуем. Поделитесь мнением в комментариях.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Black Mirror is a British science fiction anthology series created by Charlie Brooker. The programme was inspired by The Twilight Zone and explores technology and its side-effects.[1] It began on the British television network Channel 4 before moving to the American streaming platform Netflix and has run for five series between 2011 and 2019. There are 22 episodes and one interactive film, Black Mirror: Bandersnatch. Episodes vary in length between 41 and 89 minutes and can be watched in any order.[2][3][4] Actors rarely appear in more than one episode, though many instalments make small references known as «Easter eggs» to previous episodes, such as through in-universe news channels and briefly-seen text.[5][6][7]
The first two series comprised three episodes each and ran on Channel 4 in December 2011 and February 2013. After discussions for a third series fell through, a special entitled «White Christmas» was commissioned and aired in December 2014.[8] The following year, Netflix commissioned twelve episodes, later splitting this into two series of six episodes that were released on 21 October 2016 and 29 December 2017.[9][10] The interactive film Bandersnatch was spun out from the fifth series due to its complexity, debuting on 28 December 2018, and the delayed fifth series of three episodes premiered on 5 June 2019.[11][12] It was confirmed in May 2022 that a sixth series was in production.[13]
Episodes are usually dystopian, often with unhappy endings, and many are set in a futuristic world with advanced technology.[14][15] The instalments have spanned a variety of genres including drama, psychological horror, political satire, and romantic comedy.[1][16][17][18] Black Mirror has been met with positive reception from critics[a] and has received numerous awards and nominations, including three consecutive wins of the Primetime Emmy Award for Outstanding Television Movie.[b]
Series overview[edit]
Episodes[edit]
Series 1 (2011)[edit]
Series 2 (2013)[edit]
Special (2014)[edit]
Series 3 (2016)[edit]
Series 4 (2017)[edit]
Interactive film (2018)[edit]
Series 5 (2019)[edit]
Home media release[edit]
Series | Episodes | Release date | Distributor | Region | Ref. | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | 27 February 2012 | 4DVD | Region 2 | [40] | |
2 | 3 | 6 May 2013 | 4DVD | Region 2 | [41] | |
Special | 1 | 9 February 2015 | 4DVD | Region 2 | [42] | |
1, 2, Special | 7 | 9 February 2015 | 4DVD | Region 2 | [43] | |
3 | 6 | 27 November 2017 | Dazzler | Region B | [44] | |
4 | 6 | 31 December 2018 | Dazzler | Region B | [45] |
Ratings[edit]
The given ratings approximate the number of viewers within seven days of its premiere on Channel 4.[34] Rating figures are not available for episodes that debuted on Netflix, which does not publish such data for the majority of its content.[46]
Black Mirror : UK viewers per episode (millions)
Series | Episode number | Average | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |||
1 | 2.07 | 1.52 | N/A | 1.49 | |
2 | 2.01 | 1.69 | 1.28 | 1.66 | |
Special | 1.66 | N/A | 1.66 |
Audience measurement performed by Broadcasters’ Audience Research Board[34]
References[edit]
Notes[edit]
- ^ On Rotten Tomatoes, series 1 received a 98% rating,[19] series 2 received an 87% rating[20] and «White Christmas» received a 89% rating.[21] Series 3 holds an 86% rating on Rotten Tomatoes[22] and a score of 82 on Metacritic;[23] series 4 holds an 86% rating on Rotten Tomatoes[24] and a score of 72 on Metacritic.[25] Bandersnatch holds a 74% rating on Rotten Tomatoes[26] and a score of 61 on Metacritic.[27] Series 5 holds a rating of 68% on Rotten Tomatoes[28] and a score of 66 on Metacritic.[29]
- ^ «San Junipero» won in 2017,[30] «USS Callister» won in 2018,[31] and Black Mirror: Bandersnatch won in 2019.[32]
- ^ Not reported in the weekly top 30 programmes for four-screen viewer ratings.
Citations[edit]
- ^ a b Brooker, Charlie (1 December 2011). «Charlie Brooker: the dark side of our gadget addiction». The Guardian. Archived from the original on 5 October 2013. Retrieved 4 August 2018.
- ^ Turchiano, Danielle (29 December 2017). «‘Black Mirror’ Co-Creator Breaks Down Season 4: ‘We Want to Be Surprising and Unpredictable’«. Variety. Archived from the original on 31 December 2017. Retrieved 1 January 2018.
- ^ Chitwood, Adam (21 October 2016). «‘Black Mirror’ Season 3 Review: The Future Is Slightly Sunnier on Netflix». Collider. Archived from the original on 5 October 2016. Retrieved 26 December 2020.
- ^ Thomas, Leah (29 December 2017). «Watch The ‘Black Mirror’ Season 4 Episodes In This Order For The Best Viewing Experience». Bustle. Archived from the original on 2 September 2018. Retrieved 2 September 2018.
- ^ Knight, Rich (28 May 2020). «Black Mirror Season 6: 5 Big Questions We Have About The Netflix Series». Cinema Blend. Archived from the original on 1 August 2020. Retrieved 5 March 2021.
- ^ Nguyen, Hanh (1 January 2018). «‘Black Mirror’ Easter Eggs: How All the Episodes Connect in Charlie Brooker’s Dark Universe». IndieWire. Archived from the original on 6 January 2021. Retrieved 10 May 2021.
- ^ Ling, Thomas (25 June 2019). «Black Mirror season five’s Easter eggs show how every series is connected in one shared universe». Radio Times. Archived from the original on 10 May 2021. Retrieved 10 May 2021.
- ^ Brooker, Jones & Arnopp (2018), pp. 100–103.
- ^ Birnbaum, Debra (25 September 2015). «‘Black Mirror’ Lands at Netflix». Variety. Archived from the original on 12 June 2018. Retrieved 25 August 2017.
- ^ Sandberg, Bryn (19 October 2016). «Jodie Foster to Direct Rosemarie DeWitt in ‘Black Mirror’ Episode». The Hollywood Reporter. Archived from the original on 11 February 2021. Retrieved 5 March 2021.
- ^ Strause, Jackie (29 December 2018). «‘Black Mirror’s’ Interactive Film: How to Navigate ‘Bandersnatch’«. The Hollywood Reporter. Archived from the original on 29 December 2018. Retrieved 29 December 2018.
- ^ Strause, Jackie (2 January 2019). «‘Black Mirror’ Creator Charlie Brooker Shares Season 5 Update». The Hollywood Reporter. Archived from the original on 2 January 2019. Retrieved 2 January 2019.
- ^ Ravindran, Manori (16 May 2022). «‘Black Mirror’ Returns: New Series In the Works at Netflix (EXCLUSIVE)». Variety. Retrieved 16 May 2022.
- ^ Chaney, Jen (21 December 2017). «Black Mirror‘s New Season Is a Little Light, Until It Gets Darker Than Ever». Vulture. Archived from the original on 9 November 2020. Retrieved 5 March 2021.
- ^ Poniewozik, James (20 October 2016). «Review: ‘Black Mirror’ Finds Terror, and Soul, in the Machine». The New York Times. Archived from the original on 13 August 2017. Retrieved 12 August 2017.
- ^ Lambie, Ryan (26 February 2013). «Black Mirror series 2 episode 3: The Waldo Moment spoiler-filled review». Den of Geek. Archived from the original on 21 September 2019. Retrieved 21 September 2019.
- ^ Sims, David (21 October 2016). «Black Mirror’s ‘Playtest’ Brings Fear to Life». The Atlantic. Archived from the original on 30 September 2020. Retrieved 31 October 2020.
- ^ Epstein, Adam (6 December 2017). «The best new ‘Black Mirror’ episodes are a rom-com and a cheesy space opera». Quartz. Archived from the original on 9 November 2020. Retrieved 5 March 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 1″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 2″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: White Christmas«. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 3″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 3″. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 4″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 4″. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Bandersnatch«. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Bandersnatch«. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 5″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 5″. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «69th Emmy Award Winners». Academy of Television Arts & Sciences. Archived from the original on 19 September 2017. Retrieved 20 September 2017.
- ^ «USS Callister (Black Mirror)». Academy of Television Arts & Sciences. Archived from the original on 12 July 2018. Retrieved 18 September 2018.
- ^ Hussey, Allison (23 September 2019). «Emmys 2019: Black Mirror: Bandersnatch Wins Outstanding TV Movie». Pitchfork. Archived from the original on 23 September 2019. Retrieved 23 September 2019.
- ^ a b c d e f g h i j Brooker, Jones & Arnopp (2018).
- ^ a b c d e f g h «Top 30 Programmes». BARB. Archived from the original on 5 March 2016. Retrieved 19 April 2015.
- ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa Netflix (2021).
- ^ Hooton, Christopher (28 July 2016). «Black Mirror season 3 gets release date, is ‘darker than Pokemon Go’, Rashida Jones co-wrote an episode». The Independent. Archived from the original on 10 April 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ Rackham, Annabel (27 December 2017). «Charlie Brooker: Expect the most varied series of Black Mirror yet». BBC. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ Strause, Jackie (24 May 2019). «‘Black Mirror’ Duo on the Challenges of Netflix’s First Interactive Movie — and Why They Would Do It Again». The Hollywood Reporter. Archived from the original on 24 May 2019. Retrieved 8 May 2021.
- ^ Ovenden, Olivia (15 May 2019). «‘Black Mirror’ Season 5 Takes On Home Robots And Romance Apps In Dark New Trailer». Esquire. Archived from the original on 9 February 2021. Retrieved 9 February 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – The Complete First Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – The Complete Second Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – White Christmas». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – Series 1, 2 & Special». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Black Mirror – The Complete Third Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Black Mirror – The Complete Fourth Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ Michallon, Clémence (31 October 2019). «Netflix executive explains why platform refuses to release ratings figures». The Independent. Archived from the original on 10 January 2021. Retrieved 5 March 2021.
General references[edit]
- Brooker, Charlie; Jones, Annabel; Arnopp, Jason (November 2018). Inside Black Mirror. New York City: Crown Publishing Group. ISBN 978-1-9848-2348-9.
- «Black Mirror«. Netflix. Retrieved 8 May 2021.
External links[edit]
- Black Mirror on Netflix
- Black Mirror at IMDb
From Wikipedia, the free encyclopedia
Black Mirror is a British science fiction anthology series created by Charlie Brooker. The programme was inspired by The Twilight Zone and explores technology and its side-effects.[1] It began on the British television network Channel 4 before moving to the American streaming platform Netflix and has run for five series between 2011 and 2019. There are 22 episodes and one interactive film, Black Mirror: Bandersnatch. Episodes vary in length between 41 and 89 minutes and can be watched in any order.[2][3][4] Actors rarely appear in more than one episode, though many instalments make small references known as «Easter eggs» to previous episodes, such as through in-universe news channels and briefly-seen text.[5][6][7]
The first two series comprised three episodes each and ran on Channel 4 in December 2011 and February 2013. After discussions for a third series fell through, a special entitled «White Christmas» was commissioned and aired in December 2014.[8] The following year, Netflix commissioned twelve episodes, later splitting this into two series of six episodes that were released on 21 October 2016 and 29 December 2017.[9][10] The interactive film Bandersnatch was spun out from the fifth series due to its complexity, debuting on 28 December 2018, and the delayed fifth series of three episodes premiered on 5 June 2019.[11][12] It was confirmed in May 2022 that a sixth series was in production.[13]
Episodes are usually dystopian, often with unhappy endings, and many are set in a futuristic world with advanced technology.[14][15] The instalments have spanned a variety of genres including drama, psychological horror, political satire, and romantic comedy.[1][16][17][18] Black Mirror has been met with positive reception from critics[a] and has received numerous awards and nominations, including three consecutive wins of the Primetime Emmy Award for Outstanding Television Movie.[b]
Series overview[edit]
Episodes[edit]
Series 1 (2011)[edit]
Series 2 (2013)[edit]
Special (2014)[edit]
Series 3 (2016)[edit]
Series 4 (2017)[edit]
Interactive film (2018)[edit]
Series 5 (2019)[edit]
Home media release[edit]
Series | Episodes | Release date | Distributor | Region | Ref. | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | 27 February 2012 | 4DVD | Region 2 | [40] | |
2 | 3 | 6 May 2013 | 4DVD | Region 2 | [41] | |
Special | 1 | 9 February 2015 | 4DVD | Region 2 | [42] | |
1, 2, Special | 7 | 9 February 2015 | 4DVD | Region 2 | [43] | |
3 | 6 | 27 November 2017 | Dazzler | Region B | [44] | |
4 | 6 | 31 December 2018 | Dazzler | Region B | [45] |
Ratings[edit]
The given ratings approximate the number of viewers within seven days of its premiere on Channel 4.[34] Rating figures are not available for episodes that debuted on Netflix, which does not publish such data for the majority of its content.[46]
Black Mirror : UK viewers per episode (millions)
Series | Episode number | Average | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |||
1 | 2.07 | 1.52 | N/A | 1.49 | |
2 | 2.01 | 1.69 | 1.28 | 1.66 | |
Special | 1.66 | N/A | 1.66 |
Audience measurement performed by Broadcasters’ Audience Research Board[34]
References[edit]
Notes[edit]
- ^ On Rotten Tomatoes, series 1 received a 98% rating,[19] series 2 received an 87% rating[20] and «White Christmas» received a 89% rating.[21] Series 3 holds an 86% rating on Rotten Tomatoes[22] and a score of 82 on Metacritic;[23] series 4 holds an 86% rating on Rotten Tomatoes[24] and a score of 72 on Metacritic.[25] Bandersnatch holds a 74% rating on Rotten Tomatoes[26] and a score of 61 on Metacritic.[27] Series 5 holds a rating of 68% on Rotten Tomatoes[28] and a score of 66 on Metacritic.[29]
- ^ «San Junipero» won in 2017,[30] «USS Callister» won in 2018,[31] and Black Mirror: Bandersnatch won in 2019.[32]
- ^ Not reported in the weekly top 30 programmes for four-screen viewer ratings.
Citations[edit]
- ^ a b Brooker, Charlie (1 December 2011). «Charlie Brooker: the dark side of our gadget addiction». The Guardian. Archived from the original on 5 October 2013. Retrieved 4 August 2018.
- ^ Turchiano, Danielle (29 December 2017). «‘Black Mirror’ Co-Creator Breaks Down Season 4: ‘We Want to Be Surprising and Unpredictable’«. Variety. Archived from the original on 31 December 2017. Retrieved 1 January 2018.
- ^ Chitwood, Adam (21 October 2016). «‘Black Mirror’ Season 3 Review: The Future Is Slightly Sunnier on Netflix». Collider. Archived from the original on 5 October 2016. Retrieved 26 December 2020.
- ^ Thomas, Leah (29 December 2017). «Watch The ‘Black Mirror’ Season 4 Episodes In This Order For The Best Viewing Experience». Bustle. Archived from the original on 2 September 2018. Retrieved 2 September 2018.
- ^ Knight, Rich (28 May 2020). «Black Mirror Season 6: 5 Big Questions We Have About The Netflix Series». Cinema Blend. Archived from the original on 1 August 2020. Retrieved 5 March 2021.
- ^ Nguyen, Hanh (1 January 2018). «‘Black Mirror’ Easter Eggs: How All the Episodes Connect in Charlie Brooker’s Dark Universe». IndieWire. Archived from the original on 6 January 2021. Retrieved 10 May 2021.
- ^ Ling, Thomas (25 June 2019). «Black Mirror season five’s Easter eggs show how every series is connected in one shared universe». Radio Times. Archived from the original on 10 May 2021. Retrieved 10 May 2021.
- ^ Brooker, Jones & Arnopp (2018), pp. 100–103.
- ^ Birnbaum, Debra (25 September 2015). «‘Black Mirror’ Lands at Netflix». Variety. Archived from the original on 12 June 2018. Retrieved 25 August 2017.
- ^ Sandberg, Bryn (19 October 2016). «Jodie Foster to Direct Rosemarie DeWitt in ‘Black Mirror’ Episode». The Hollywood Reporter. Archived from the original on 11 February 2021. Retrieved 5 March 2021.
- ^ Strause, Jackie (29 December 2018). «‘Black Mirror’s’ Interactive Film: How to Navigate ‘Bandersnatch’«. The Hollywood Reporter. Archived from the original on 29 December 2018. Retrieved 29 December 2018.
- ^ Strause, Jackie (2 January 2019). «‘Black Mirror’ Creator Charlie Brooker Shares Season 5 Update». The Hollywood Reporter. Archived from the original on 2 January 2019. Retrieved 2 January 2019.
- ^ Ravindran, Manori (16 May 2022). «‘Black Mirror’ Returns: New Series In the Works at Netflix (EXCLUSIVE)». Variety. Retrieved 16 May 2022.
- ^ Chaney, Jen (21 December 2017). «Black Mirror‘s New Season Is a Little Light, Until It Gets Darker Than Ever». Vulture. Archived from the original on 9 November 2020. Retrieved 5 March 2021.
- ^ Poniewozik, James (20 October 2016). «Review: ‘Black Mirror’ Finds Terror, and Soul, in the Machine». The New York Times. Archived from the original on 13 August 2017. Retrieved 12 August 2017.
- ^ Lambie, Ryan (26 February 2013). «Black Mirror series 2 episode 3: The Waldo Moment spoiler-filled review». Den of Geek. Archived from the original on 21 September 2019. Retrieved 21 September 2019.
- ^ Sims, David (21 October 2016). «Black Mirror’s ‘Playtest’ Brings Fear to Life». The Atlantic. Archived from the original on 30 September 2020. Retrieved 31 October 2020.
- ^ Epstein, Adam (6 December 2017). «The best new ‘Black Mirror’ episodes are a rom-com and a cheesy space opera». Quartz. Archived from the original on 9 November 2020. Retrieved 5 March 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 1″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 2″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: White Christmas«. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 3″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 3″. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 4″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 4″. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Bandersnatch«. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Bandersnatch«. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 5″. Rotten Tomatoes. Fandango Media. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «Black Mirror: Season 5″. Metacritic. Fandom, Inc. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ «69th Emmy Award Winners». Academy of Television Arts & Sciences. Archived from the original on 19 September 2017. Retrieved 20 September 2017.
- ^ «USS Callister (Black Mirror)». Academy of Television Arts & Sciences. Archived from the original on 12 July 2018. Retrieved 18 September 2018.
- ^ Hussey, Allison (23 September 2019). «Emmys 2019: Black Mirror: Bandersnatch Wins Outstanding TV Movie». Pitchfork. Archived from the original on 23 September 2019. Retrieved 23 September 2019.
- ^ a b c d e f g h i j Brooker, Jones & Arnopp (2018).
- ^ a b c d e f g h «Top 30 Programmes». BARB. Archived from the original on 5 March 2016. Retrieved 19 April 2015.
- ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa Netflix (2021).
- ^ Hooton, Christopher (28 July 2016). «Black Mirror season 3 gets release date, is ‘darker than Pokemon Go’, Rashida Jones co-wrote an episode». The Independent. Archived from the original on 10 April 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ Rackham, Annabel (27 December 2017). «Charlie Brooker: Expect the most varied series of Black Mirror yet». BBC. Archived from the original on 8 May 2021. Retrieved 8 May 2021.
- ^ Strause, Jackie (24 May 2019). «‘Black Mirror’ Duo on the Challenges of Netflix’s First Interactive Movie — and Why They Would Do It Again». The Hollywood Reporter. Archived from the original on 24 May 2019. Retrieved 8 May 2021.
- ^ Ovenden, Olivia (15 May 2019). «‘Black Mirror’ Season 5 Takes On Home Robots And Romance Apps In Dark New Trailer». Esquire. Archived from the original on 9 February 2021. Retrieved 9 February 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – The Complete First Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – The Complete Second Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – White Christmas». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Charlie Brooker’s Black Mirror – Series 1, 2 & Special». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Black Mirror – The Complete Third Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ «Black Mirror – The Complete Fourth Series». British Comedy Guide. Archived from the original on 12 March 2021. Retrieved 6 March 2021.
- ^ Michallon, Clémence (31 October 2019). «Netflix executive explains why platform refuses to release ratings figures». The Independent. Archived from the original on 10 January 2021. Retrieved 5 March 2021.
General references[edit]
- Brooker, Charlie; Jones, Annabel; Arnopp, Jason (November 2018). Inside Black Mirror. New York City: Crown Publishing Group. ISBN 978-1-9848-2348-9.
- «Black Mirror«. Netflix. Retrieved 8 May 2021.
External links[edit]
- Black Mirror on Netflix
- Black Mirror at IMDb
В конце мая в твиттере широко разошёлся пост сценариста и комика Китона Пэтти (Keaton Patti), который рассказал о примечательном эксперименте. Он «скормил» боту 1000 часов сериала «Чёрное зеркало», чтобы тот написал сценарий на основе полученных данных (правда, общий хронометраж шоу значительно меньше — видимо, бот пересматривал). Вот какой результат выдал бот:
ЧЁРНОЕ ЗЕРКАЛО
ИНТ. ДОМ С 90 КОМПЬЮТЕРАМИ
ОТЕЦ и СЫН-ПОДРОСТОК едят на кухне будущего. Они едят горчицу — единственную еду, доступную в будущем. На кухне пахнет сгоревшим роутером, потому что это будущее.
СЫН-ПОДРОСТОК
Надоело есть. Хочу целоваться в интернете. Мама бы мне разрешила.
ОТЕЦ
Мамы больше нет. Она была приложением, и я удалил ее, потому что она жила не по-британски.
СЫН-ПОДРОСТОК
Давай нажмем на кнопку, чтобы вернуть маму. Мамам веселее, когда они живы.
Мы видим кнопку рядом с пятьюдесятью кухонными компьютерами. На ней написано: «СДЕЛАТЬ МАМУ».
ОТЕЦ
Но она острая.
Кнопка и правда острая. Если нажать на нее, порежешься.
СЫН-ПОДРОСТОК
Затем-то нам и нужны секс-дроны.
Сын бросает дрона на кнопку. Появляется МАМА.
МАМА
Где я? Кто я? Что я?
Почему кнопка такая острая? Я плохая мать.
ОТЕЦ
Сын, у нее отвратительная память.
СЫН-ПОДРОСТОК
Я ошибся, поступая как God.com.
Мама, пожалуйста, убейся снова.
Сын бросает в маму секс-дрон. Он проходит сквозь нее.
ОТЕЦ
Это мама-голограмма из виртуального измерения. Она даже горчицу есть не может.
МАМА
Неправда. Я совершенно реальна.
Мама прикасается к горчице, но та превращается в кетчуп. Это значит, что мы не в будущем, а в прошлом. Компьютеры — это камни. Секс-дроны — секс-камни. На дворе 1997 год.
То ли в шутку, то ли взаправду, но Пэтти уже обратился к создателям сериала с просьбой выпустить новый эпизод по мотив сценария от нейросети. Более того, комик уверен, что Илон Маск уже начал работать над секс-дроном и секс-камнями.
Пока что на твит отреагировал только официальный аккаунт Neflix:
“I deleted her for not living British” killed me
— Netflix (@netflix) May 21, 2019
«Я удалил ее, потому что она жила не по-британски» — это меня просто убило.
Ранее Пэтти провернул схожий трюк с кулинарным шоу Olive Garden Commercial, правда, сценарий получился не столь шокирующим: группа друзей с именами «Друг1», «Друг2» и так далее просто ужинали в ресторане и критиковали официанта.
Пятый сезон «Чёрного зеркала» выйдет 5 июня. В нём будет три эпизода.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Emperor of catkind.
I are controls the spice, I are controls the Universe.
Показать комментарии