Сценарий чистилище невзорова читать

Сценарий фильма Чистилище. . . . Решил переделать пост про сценарий Чистилища . Изначально из за того что муторно каждый раз присылать по почте сценарий. И решил его дополнить новыми сведениями. . То что данный сценарий Чистилища не фейк говорят…

January 10 2013, 15:32

Category:

  • Кино
  • Cancel

Сценарий фильма «Чистилище».

.

.
.
Решил переделать пост про сценарий «Чистилища». Изначально из за того что муторно каждый раз присылать по почте сценарий.  И решил его дополнить новыми сведениями.
.
То что данный сценарий «Чистилища» не фейк говорят определенные моменты как например самый примечательный из них упоминаемый в сценарии под «рабочим именем персонажа» снайпер Павел Нарышкин. Павел Нарыжкин — это военнослужащий «Бешеной роты» погибший 24 мая 96г. На Лысой горе у Бамута от пули в горло спасая товарища пулеметчика Сергея «Приста».  Об этом Невзоров мог узнать лиш после интервью в Бамуте 26 мая 96г. Как раз через два дня после его гибели. Сомневаюсь, что такие данные смогли бы, где нить раздобыть. Тогда получается небольшое открытие в том что в фильме упоминаются пятеро ребят из «Бешеной роты» просто имя пятого не упоминается в диалогах из за того что фильм оказался сильно урезанным от первоначальной задумки. Прообразами послужили пятеро участников из роты, это:  Это Павел Нарышкин, Дим Димыч, он же по Невзоровскому видео  называется как «Митрич», а в фильме  «Холостяк», Сергей  «Кобра», Ефентьев «Гюрза» и Костя «Череп», которого Невзоров назвал в видео и далее в фильме как «Костя Питерский». Так же там и звучат другие имена, самое известное из которых это танкист Игорь Григоращенко. Насчет других имен упоминаемых в сценарии у меня пока что нет сведений. Но они скорее всего так же как и Игорь Григоращенко имели свои прообразы  из передачи «Ад».
.
Тот сценарий, что есть у меня, в нем упоминаются: большая сцена на консервном заводе (момент с битьем банок как раз происходит там).  И дальнейшее собирание колонны на выручку нашим подразделениям в больничном комплексе. Дальнейшая сцена с расстрелом колонны, которую подставил какой то Русский старичок депутат, правозащитник (сто процентов, это был мразь Сергей Ковалев). Момент когда ГРУшники оторвали у одного Российского офицера усы а затем и пристрелили, за то что он предлагал сдаться в плен, от бессмысленности. Ну и такие откровенно идиотские моменты: как езда Чеченского и Российского танка в нутрии одного из корпусов больницы. И проверка прострелено ли легкое методом закуривания сигареты и выхода дыма из пулевого отверстия в груди.ну и много чего ещё по мелочи, включая удлиненные диалоги.
.
Так же со слов Виктории Матвеевой сыгравшей роль снайперши, фильм должен был быть на много длиннее. Сколько было снято точно, ей не известно, это надо будет спрашивать у самого Невзорова. Но то, что не вошло много в фильм это факт, а сцены с девушками были очень сильно подрезаны и многое не вошло, например такой момент: что: девушек снимали ещё в мирной жизни, когда они были биатлонистками.  Кстати этих моментов с гражданки в сценарии нет.
.
Жирным шрифтом я выделил в сценарии моменты и фразы что не вошли в фильм, собственно из за этого он и интересен. Их так много что фильм мог быть длиннее ещё на час минимум, а то и больше.
.
.

Источники:
Военнослужащие разведроты 166 бригады.
Актриса Виктория Матвеева.

Это — первое из нескольких отобранных для размещения в журнале интервью А.Г.Невзорова, посвящённых фильму «Чистилище». Все материалы даю в незначительном сокращении, оставив только непосредственно затрагивающее фильм. В этом интервью: откуда взята музыкальная тема фильма; как встретил Незоров Нагиева; воссоздание реалий войны в художественном фильме; Шон Бин в роли чеченца. Фото рабочих моментов съёмок, как и само интервью, взяты из книги «Чистилище». Литературный сценарий художественного фильма».-Спб.: РИФ Интергаф, 1999.

IMG_20150406_171859-1

3 октября, ровно четыре года назад, в Москве горел Белый дом. На следующий день пришло предписание: не выпускать «600 секунд» в столичный эфир до отмены чрезвычайного положения, а если это технически невозможно — приостановить выпуск программы. В сетке Петербургского ТВ передача больше не появилась. Александр НЕВЗОРОВ покинул эфир Пятого канала, но не его стены (по праву депутата Госдумы, которым он стал зимой 1994 года). Сегодня в своем офисе на Чапыгина,6 он завершает работу над дебютным игровым фильмом «Чистилище» о чеченской войне.

— После ваших литовских репортажей группа режиссеров как эксперты заявили, что это фальсификация, то есть постановка.

— Козлы. Дело прошлое, я мог бы сейчас сознаться. Но я клянусь копытами коня собственного…

— Реального?

— Да, это для меня очень ответственная клятва — что ни секунды подставы, импровизации, игры там не было. Я убежден, что те, кто принял этот документальный сюжет за постановочную сцену, о моем новом, чисто постановочном, фильме напишут как о документалке, которую я выдаю за игровое кино. Актеры, которые озвучивали некоторые реплики, говорили нам: «Ребята, мы все можем, но мы никогда не озвучивали документальное кино». Они не поняли, что это не документалка.

В фильме есть несколько реплик, которые не в силах были озвучить люди, которые играли. Для образа разведчика Кобры (вы видели его в программе «Дни». — А.П.), которого блестяще играет Слава Бурлачко, мы нашли баса-профундиста из Капеллы, и правды стало больше. У другого героя великолепное лицо, но до такой степени неживое, что было не оправдать отсутствие эмоций в глазах, мимике чем-либо, кроме сильного финского акцента. Мы нашли настоящего финна, и персонаж ожил, хотя до этого четыре человека с великолепными голосами не смогли озвучить эту роль.

— Но телематериалы тоже переозвучиваются, причем герою можно приписать слова, которых он не говорил. Вы не пользовались киноприемами в журналистской работе?

— Я часто пользовался киноприемами в своей работе. Я слегка «рихтовал» действительность, которую мне предлагала жизнь. Мне всегда надо было либо устрашить, либо облагородить. Но, друг мой, что такое реальность? Вот сидите передо мной вы, а я осветительный прибор поставлю снизу — знаете, что у вас будет с личиком? И еще музыку такую поставлю (завывавает. — А.П.). Все. Вы будете пожирательницей детей! Кошмар! При этом я ни словом не солгу и ненаписанного кодекса журналиста не перейду. Телевидение обладает фантастической способностью лгать, и мне надоело искажать или приукрашивать реальность. Я хочу создавать ее сам.

— Какую музыку вы использовали для вашего фильма?

— Ее написал в XIV веке безвестный регент или иеромонах Оптиной пустыни. Это «самоподобен» Оптиной пустыни «Днесь висит на древе». Он поется в Великий четверг во время службы, это ее кульминация, там потрясающие слова, они заканчиваются так: «Поклоняемся страстям твоим, Христе». В фильме это потрясающая супершлягерная мелодия, компьютерно обработанная, и это сделано главной темой. Там нет хора и этих слов, хотя для меня они имели смысл, потому что кульминация фильма — распятие танкиста. Для меня в этом был смысл, потому что «Днесь висит на древе, иже землю на водах повесили», то есть сегодня висит на палках тот, кто принес в Чечню цивилизацию — даже автомат Калашникова, кто вывел из дикого состояния горцев, кто проложил дороги, пробурил скважины, научил жить в домах, а не в саклях.

— Вы видите в этом миссионерский смысл?

— Конечно, по истории — да. Чеченцы не обязаны были испытывать благодарность к тем, кто принес им государственность, но они уничтожили того, кто принес им цивилизацию. Поэтому смысл песнопения очень подходит. Когда хорошая музыка — не важно, духовная она или нет, она абсолютно киношная. Очень мощный, богатый распев.

— Ваш фильм — это дневник или летопись?

— Это воссоздание событий в грозненской городской больнице, которым я был свидетелем и участником. В фильме от меня не осталось и следа, я себе не понадобился, потому что я как персонаж замутил бы картину. Присутствие репортера, созерцателя, летописца всегда понижает драматический градус: понятно, что, если этот человек прошел войну рассказывает обо всем, значит, он выжил. А война — такая штука, что мы не можем быть спокойны за судьбу каждого из тех, кого мы успевам полюбить. Там нет разницы между нашими и не нашими. Мерзавцы все. Я несколько подразлюбил войну, когда получил возможность прожить ее подольше и поподробнее.

IMG_20150406_171655-1

— А раньше вы ее любили?

— Конечно. Как репортер я обязан был любить войну — это сказочный, самоигральный и продажный материал. Но когда то же самое проживаешь подробно, войну любить перестаешь. Поэтому больше войну я снимать не буду. То ощущение ада, которое хотелось создать, — оно создано.

Мне удалось воссоздать реальность войны в полном ее виде, и нормальному человеку это невыносимо. Невозможно сделать войну документальными средствами. Вот бой. Что такое реальный бой для документалиста? Где свои, где чужие? Ты не видишь противника, потому что в ту минуту, когда ты его увидишь, ты со своей камерой останешься лежать там. Ты не увидишь большей части событий, которые происходят, и не можешь видеть — это нужно ставить 14 пэтээсок (передвижные телестанции. — А.П.), 28 камер по всему полю боя, и только тогда, возможно, что-то получится снять. На самом деле, реальный бой — это дым, кровь, мат, пробегающие мимо и ты, бегущий куда-то. Ты бежишь, с чистой совестью предполагая, что бежишь в самое опасное место, а можешь оказаться вообще вне игры и за пределами. Или, наоборот, однажды мы случайно забежали в Карабахе к армянам — спасибо им, что нас не расстреляли.

— Бежишь при этом без оружия?

— Нет, я без оружия никогда не работал на войне. Мало ли что.

— Но если вы стреляете, значит вы воюете.

— Я всегда стою на одной стороне баррикады. И никогда не играл ни в какую объективность как художественный прием в фильме. Иначе у меня не получилось бы столкновения характеров той жесткости, которая мне была нужна. Когда занимаешься репортажем, все понятно — там чужие, туда надо стрелять. А когда я начал снимать фильм, мне все стало непонятно. Человек — такая штука, что копание в нем приносит только новые вопросы.

Именно снимая фильм, я понял полный бред идеи призыва в армию, потому что у меня была возможность не мельком увидеть этих израненных мальчишек, а работать с ними по многу часов, суток подряд. До того для меня это был мимолетный объект съемки, по которому я мог провести камерой, — живые были мальчишки или мертвые. А теперь я понял, что в 18 лет человек психологически еще не способен убивать квалифицированно и хладнокровно, то есть выполнять главную обязанность солдата. То совершеннолетие, которое было, как вы помните, в царской России, сохранилось в Англии и других странах, не случайно наступает в 21 год. Только очень жадная до рекрутов Россия могла перенести этот возраст на 18 лет — мальчишкам, детям. Что является чудовищным преступлением. И когда мне говорят о призывной, ненаемной армии, я вспоминаю тех, кто работал у меня — солдат внутренних войск. МВД предоставило мне ребят, которые, в основном, прошли Чечню. И проживать войну им было мучительнее, чем мне. Потому что у них нет ни моего психологического иммунитета и возраста, ни моей задачи.

— Как сыграть смерть в кино? Кстати, ваш главный каскадер Вячеслав Бурлачко уверяет, что падать и умирать за актера должен каскадер, потому что актер может при падении себе что-нибудь сломать.

— Мне было просто, потому что в Грозном никто смерти не боялся. Ты входишь на территорию смерти и живешь. Там значимость собственной персоны начисто тебя начинает покидать, это очень психологическая штуковина, которую никто не понимает. Нет у нас человека, который занимался бы психологией войны, ее исследованием. Мы же боимся не куска железа, который влезает в нас, когда боимся небытия. Мы боимся уничтожения всего потрясающего комплекса — с нашим домом, работой, улицами, нашей любовью и врагами. На войне его нет. И в кино это удалось объяснить актерам. Чаще всего — обманом, подменяя одну задачу другой. Им даешь задачу предельного цинизма и бытового хладнокровия.

— То есть, если нужно изобразить скорбь, представьте, что съели лимон?

— Не совсем так, но одно состояние подменяешь другим, в принципе очень похожим. Поскольку кино не препарирует человека окончательно, и на осциллографе нет показателей, но по глазам и пластике может быть очень похоже, хотя я знаю, что это не то состояние.

Либо приходится создавать экстремальную ситуацию — когда рядом с актерами мы делали боевые взрыв. Ну раздражало меня, что они не боятся! А на войне четко работает инстинкт самосохранения — там никто во весь рост не стоит и не говорит с такой интонацией, как у актеров. Тогда просто рвали снаряд, настоящие мины — рядом. Какая разница, где это снимать — в Грозном или в Питере, когда нужно было здание больницы. Зато мы избавились от диких трат на экспедицию.

— Вы сами показываете актерам, как надо играть тот или иной эпизод?

— Я никакой актер, скорее, оценщик. У меня есть второй режиссер. Он организовывает сцену и предъявляет ее мне на определение процента правды. Я ее правлю.

— Как-то в «Диком поле» вы показали разоблачительный сюжет про проституток, снятый скрытой камерой. Тогда стало ясно, что скрытая камера на ТВ убивает сама себя — нет возможности доказать, что информация достоверна. А в кино вам приходилось думать о доказательствах того, что это правда?

— Да-да. Учитывая мою жуткую репутацию типа-провокатора, который все фальсифицирует, хотя я, наверное, провоцировал даже меньше, чем остальные, в телевизионном ремесле. Я рихтовал (свет снизу, крик подложить — все по-другому выглядит), но никогда ничего не придумывал. Так я и занялся кино, возможно… то, что называется правдой, но мы с вами оба — и вы, и я — не понимаем, что под этим термином скрывается.

— Правда и истина — разные вещи?

— Правда в религиозном звучании этого слова, конечно, в кино возможно в сотни, тысячи, миллиарды, триллионы раз больше, чем на телевидении. Есть возможность делать, конструировать правду. Это первый случай, когда я понял, что колоссальный опыт документалиста я могу использовать только здесь, в кино, когда я имею возможность не соврать, а сделать так, как было.

— Правда ли, что вы пожертвовали финальной гибелью героя Нагиева ради того, чтобы снимать его в следующей картине?

— Да, я не стал убивать Нагиева. Именно потому, что та смерть, которая ждала в сценарии его героя, не подходила ему. Женщины должны это понимать: идет, не идет. (В сценарии герою вставляли в задницу гранату и взрывали. Рассказывают, что этот момент так волновал Нагиева во время первых читок, что Невзоров даже сказал ему: «Да что ты так зациклился на финале, мы же не порнофильм снимаем». — А.П.)

— А отрезание голов ему подходило?

— Друг мой, забудьте вы сценарий. Он смотрел, как это делают афганцы, но сам никому голов не отрезал. И ту смерть, которая ему уготована в сценарии, он не вполне заслуживал. К тому же, я чувствовал, что ему легче будет работать, если я его персонажа оставлю в живых.

Мне повезло, что я нашел Диму Нагиева, он — одно из моих самых сильных открытий, при том что прекрасно понимаю все проблемы, связанные с этим именем. После того, как я снял Диму, я очень болезненно воспринимаю его появление с приклеенным носом в дешевой передаче полукабельного канала. Когда я вижу, как он продолжает себя рассыпать этими медяками зелеными… Если б было крепостное право, я бы купил Нагиева и держал бы в специальном помещении, выводя только во время съемок, чтоб никто его больше не снимал.

IMG_20150406_171552-1

— Правда ли, что во время первого знакомства вы встретили Нагиева словами: «Какая мразь»?

— «какая потрясающая мразь»… Это же не сантехник пришел, а актер, с которым мне предстоит работать, с которым мгновенно нужно натягивать все струны отношений. Ведь профессия моя — манипулятор не только общественным мнением. В доконфликтном состоянии Дима очень ленив, избалован толпами девок-поклонниц, лезет в «новые русские». Он опередил себя как актера по образу жизни своему. Его надо разбудить, а разбуженный — он великолепен. Я выбирал его из массы людей, там были англичане — сперва на его место предполагался Шон Бин.

— Вы познакомились, когда он снимался здесь, в «Анне Карениной»?

— Нет, он напрямую завязан с нашими менеджерами по актерам. Но он очень английский все-таки, очень Шарп. Когда Шон Бин отпал, предполагалось упрощение образа чеченского командира, превращение его просто в какое-то такое чмо с расплющенным носом, бородой и в вязаной шапочке.

— В сценарии он ублюдком и написан.

— Я не знаю, какой из вариантов сценария вам попал в руки, потому что от старого сценария близко ничего не осталось. И сейчас, поскольку действие происходит в больнице и бой идет за нее, герой — главный хирург этой больницы, возглавивший ополчение из своих санитаров и санитарок, друзей, знакомых. Он постоянно находится на связи с нашим полковником (у чеченца хорошая радиоаппаратура, и он имеет возможность вмешиваться в наши армейские радиосети) и объясняет: «Ты меня не считай убийцей, я — врач, я — в своей операционной, удаляю опухоль, имя которой — вы».

Герой изменился с той минуты, когда появился Дима Нагиев. Я увидел дико рефлексирующего во всем человека, очень сложного для заданного ему образа, гораздо более богатого. И начал переписывать под него роль.

IMG_20150406_171625-1

— А как же правда, реальность? Ведь вы декларировали, что каждый кадр воспроизводит то, что вы сами видели в Чечне?

— Я дал себе слово, что ничего не придумаю в этом фильме, я воссоздаю события. Этого чеченского командира я видел на протяжении нескольких секунд в окне напртив. Если русских я подбирал за портретное сходство, то лицо чеченца я не запомнил. Так что, если бы я оставил его примитивным боевичком, мне было бы очень трудно отдать ему то право на правду, которое я обязан был отдать. Не из любви к ним, а из желания столкнуть две правды — нормальный классический кнфликт.

— Есть ли женские роли в фильме?

— Две снайперши. По мне, чем меньше женщин в кино, тем лучше. А у меня вообще мужское кино, и эти женщины (по логике и сути своих поступков — это такие же рабочие войны, беспощадные твари) — как мужики.

— А вы ведете диалог с какими-то фильмами ваших коллег-кинорежиссеров?

— Отчасти я принимал во внимание как эталон фильм Стоуна «Взвод». Безусловно, он похож на мое «Чистилище». Он тоже был первым фильмом про вьетнамскую войну. Хотя «Взвод» гораздо более патриотический фильм. Стоуну было проще: он воевал с внешним врагом, у него люди заварены в единое целое — понятие народ, нация. У нас же люди действуют по непонятным соображениям — все.

К тому же, «Взвод» был фильмом, выросшим на ровном месте, как и я в этой киношной профессии вырастаю на ровном месте, без всяких на то оснований. При том, что маститые режиссеры сидят без денег, на студиях пылятся кинокамеры,народные артисты жрут сухари, а тут мерзавец снимает себе про чеченскую войну и тратит сумасшедшие деньги.

— Правда ли, что ваш фильм финансировал Березовский?

— Эти слухи нельзя не подтвердить, ни опровергнуть, но я не скрывал никогда, что Борис Абрамович — очень любимый, уважаемый мой друг, и всегда, чем могу ему помочь, я помогу. Что касается финансирования фильма, то это дело коллективное, и не надо здесь искать следов Березовского.

— Для вас существует понятие «чернуха»?

— Чернуха — да. Единственный чудовищно жестокий, с моей точки зрения, кадр, который я вырезал из картины лично, сказав, что не допущу чернухи, — где режут овцу. Люди могут делать в отношении друг друга все, что они хотят. Но когда начинают зверей, то меня это начинает бесить.

— А ваше смакование жестокости, например, когда вы показали в «Днях» сюжет с отрезанными ушами?

— Я не могу этого смаковать, потому что для меня отрезанные уши еще с 1990 года на каждой войне были абсолютной банальщиной, я показал этот эпизод, как вспомнил анекдот давно забытой юности. Бывало и покруче: целые мешки полиэтиленовые с ушами на приднестровской войне. Один из наших бойцов — прозвище у него было Вжик, во-от такой маленький — ушел на молдавскую сторону и вернулся с автоматами и пакетом ушей в доказательство. Это на войне общее место — и с той, и с другой стороны, тут нет чрезвычайщины.

Это ухо было показано ровно полторы секунды. При том, что программа, где выступает молодой человек с дефектами речи, в дамской кофте и с усами, который то спаниеля ищет, то восстанавливает мужскую эрекцию, — там по 3-4 минуты в кадре держат извувеченные трупы человеческие. Когда я вижу сегодняшних «независимых» репортеров, я испытываю стыд, как отец-алкоголик, увидевший очередного дауна-недоноска, которого он породил в минуту опьянения инфомационной свободой.

Беседовала
Анна ПУШКАРСКАЯ

Sozercatel 17.01.2006 — 18:33

Интересно, существует ли?
Поиск в инете навёл на одного парня, который сказал, что у него есть непрокатная версия фильма.
После прочтения сценария и просмотра фильма осталось ощущение того, что прокатный вариант — обрезанный вариант более полного фильма.
Сценарий здесь. http://www.dpni.org/forum/viewtopic.php?t=2627

SBV 18.01.2006 — 12:45

На меня прокатный вариант произвёл положительное впечатление. Молодец Невзоров.

Fath 18.01.2006 — 14:11

А по первому, тогда ещё, давно, интересно полную версию показывали?

Sozercatel 18.01.2006 — 14:38

Прокатную.

Sozercatel 18.01.2006 — 22:00

SBV
На меня прокатный вариант произвёл положительное впечатление. Молодец Невзоров.

Фильм считаю лучшим из всех, ибо снят не для извлечения денег.
Почитайте сценарий, после его прочтения становится понятным гораздо большее, чем можно понять при просмотре.
Одна фраза «а где твой горшок» чего стоит.
Потом, при обстреле миномётами в начале, где радист пытается достучаться до миномётчиков, один воин выпускает очередь из ПКМ, по фильму вроде просто так, по сценарию там шла перестрелка.
Снайпер, которого забыли, сначала жгёт свечу, а потом оказывается, что его забыли.
Думается мне, что для показа по тв фильм обрезали.

Fath 20.01.2006 — 14:23

Сняли, конечно, здорово, для такого бюджета, но меня всегда убивали мелочи, которые всю картину портят: гильзы в пулемётной ленте Гюрзы, вид с разных ракурсов и разным увеличением через ПСО-1, духи, мочащие танк из РПГ-27 с расстояния 3-5 метров, и т.п.

Sozercatel 20.01.2006 — 21:00

И взрывы, когда из РПГ хреначат, в 10 метрах от стрелявшего взрывается…
Это кино.
Так надо снять, другой Такой фильм назовите?
_____________________________________________
В общем это первая версия моего поста.
Понимаете, Танкист Был на Самом Деле.
И не один.
Об этом кино.

Drt 24.01.2006 — 16:06

В фильме были разведчики?
четверо которые с 200ми приехали?

Sozercatel 25.01.2006 — 12:27

Трое, ехали к четвёртому.
По сценарию четвёртый — финн, на нём ничего не было, до этого, а Кобра и Холостяк служили в 93 в Альфе.
Костя Питерский секстантов много положил, в общем собрали 60 бойцов ГРУ с косяками и отправили на уничтожение.
Сценарий в ссылке первого поста — там всё подробнее.

Drt 26.01.2006 — 15:01

Sozercatel
Трое, ехали к четвёртому.
По сценарию четвёртый — финн, на нём ничего не было, до этого, а Кобра и Холостяк служили в 93 в Альфе.
Костя Питерский секстантов много положил, в общем собрали 60 бойцов ГРУ с косяками и отправили на уничтожение.
Сценарий в ссылке первого поста — там всё подробнее.

Сценарий я читал,
потому вопрос и задал, что в сценарии читал про разведчиков, а в фильме их не помню, правда фильм я давно смотрел, а сценарий только что прочитал.

Знатоки — подскажите,
в сцене засады танковой колонны, мент-чечен убивает 4мя выстрелами командира головного танка, а что в это время делают остальные члены экипажа?, имеют ли они доступ к командиру? или каждый сидит сам по себе и других членов экипажа не видит?

Партизан 1 12.02.2006 — 14:13

У меня лежит какой-то вариант.
Но я не смотрел.

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Автор:

25 октября 2020 17:48

В конце 90-х годов российского кинозрителя здорово шокировала лента «Чистилище» — военная драма прошедшего Чечню журналиста Александра Невзорова.
Лента рассказывала о штурме Грозного в январе 1995-го года. В частности, одном из его наиболее тяжелых эпизодов. Взятии бойцами генерала Льва Рохлина больничного комплекса, на чьем месте ныне стоит министерство здравоохранения Чечни.

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Лента была основана на реальных событиях. Изобилует множество непростых сцен, от просмотра которых людям со слабой психикой лучше воздержать. Но что поделать — Александр Невзоров сам работал репортером на первой чеченской, все видел собственными глазами…

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

В съемках своего детища знаменитый журналист попросил помощи у Министерства обороны России. Минообороновцы выдвинули киношникам огромный счет — вплоть до четырех тысяч рублей за каждую стреляную гильзу. А ведь такими гильзами по ходу действия подобной ленты должна была быть усыпана буквально вся съемочная площадка!

В итоге от дорогостоящей помощи военных Невзоров благоразумно решил все же отказаться. Но на помощь съемочной группе почти бесплатно пришли во внутренних войсках РФ. Бойцы МВД, многие из которых реально побывали в Чечне середины 90-х годов, даже приняли участие в съемках.

Снимать свой фильм режиссер под Петербургом — подходящие руины больницы его помощники отыскали в городе Сестрорецк. Снимали зимой, в сложнейшей снежно-слякотной погоде.

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Весь фильм был создан в псевдодокументальной манере, экранное время почти полностью занимают боевые действия.

При написании сценария авторы фильма старались следовать подлинным событиям первой чеченской. У многих героев ленты имелись реальные прототипы. К примеру, образ спецназовца «Гюрзы» списан с Алексея Епифанцева — реального российского командира, участника той войны.

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Как и у героя Ивана Ганжи

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Есть свой прототип и у танкиста Игоря Григоращенко…

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

На роль Дукуза Исрапилова (прототип — Хункар-Паша Исрапилов), бывшего хирурга и харизматичного командира отряда чеченцев, удерживавших больницу, изначально пробовался английский актер Шон Бин. Однако иностранец кастинга не прошел — слишком уже европейским показался Невзорову.

Тогда решили снимать в этой непростой решили молодого и мало кому тогда еще известного питерского актера Дмитрия Нагиева. Тот чеченских корней не имел, вообще по происхождению его предки — из Ирана. Однако талантливый Дмитрий смог весьма вжиться в роль, даже выучил ранее несколько фраз на сложнейшем чеченском языке.

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Правда, не обошлось с героем Нагиева без некоторых интересных моментов. Например:

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Невзоров вспоминал: особенно в Нагиеве ему понравился характерный прищур актера. Но это, как оказалось, была вовсе не актерская игра Димы…

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

В кинотеатрах лента Невзорова в силу жестких кадров так никогда и не вышла. Ее лишь несколько раз показали по российскому ТВ. Ныне Чистилище доступно только в интернете.

Ляпы фильма
Но, разумеется, как и в любом кино, в «Чистилище» не обошлось без грехов и ляпов.

Например, лента показывает снайперш из прибалтики (так называемые Белые Колготки). На самом деле факт присутствия этих белокурых дам на чеченской войне никогда и ни кем документально доказан не был. Как нет никаких подтверждений и присутствию в рядах чеченских боевиков в Грозном начала 1995-года негров или тем более афганских моджахедов.

Киноляпы и факты фильма «Чистилище», где снимали знаменитую ленту

Федеральные военнослужащие на тот момент еще не носили бандан. В кадре видны насадки на автоматах для холостой стрельбы.

Но в общем-то это все мелочи и художественный замысел. Сам фильм «Чистилище» признан одним из сильнейших фильмов о чеченской войне и войне в принципе в истории кинематографа.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Единожды солгавши… «Чистилище», режиссер Александр Невзоров

«Чистилище»

Автор сценария, режиссер и продюсер А.Невзоров
Оператор В.Михальченко
Художник Ю.Пашигорев
Композитор А.Щепелев
Генеральный продюсер Б.Березовский
В ролях: В.Степанов, Д.Нагиев, Р.Жилкин, В.Бурлачко и другие
AGN Company
Россия
1997

К разговору о режиссерском дебюте Александра Невзорова журнал обращается впервые, и тем не менее мы ставим эту подборку в подрубрику «Послесловие». Почему? Во-первых, потому что все слова (в основном нелицеприятные) о фильме уже были высказаны в прессе в марте, сразу же после показа его на ОРТ. Другая — более существенная — причина состоит в том, что именно в дискуссионном «Послесловии» наиболее адекватно может выразить себя редакционная позиция, на этот раз не лишенная серьезных и, наверное, неизбежных внутренних противоречий.

Слишком уж сложен и неоднозначен предмет, которого с обычной своей агрессивностью решился коснуться Невзоров. Слишком много привходящих обстоятельств связано с одиозными фигурами А. Невзорова и его вдохновителя и инвестора Б.Березовского.

Кажется, именно на эти привходящие обстоятельства и откликнулись прежде всего яростные (не менее, чем сам Невзоров) его критики. Иначе просто не объяснить тот девятый вал праведного гнева, который был обрушен на Невзорова, уже давным-давно не существующего ни в одном из актуальных контекстов и сегодня представляющего интерес лишь в весьма далекой от собственно нравственной и художественной проблематики «войне банков» в качестве ставленника Березовского. Не случайно особое разоблачительное усердие проявили публицисты-«онэксимовцы». Не случайно, видимо, и то, что в большей части публикаций о «Чистилище» аналитическую аргументацию решительно потеснили чисто пропагандистские «запрещенные приемы». Вполне уместной, скажем, оказалась негативная оценка картины, которую ни зрители, ни сам пишущий о ней критик в момент публикации еще не видели. Сгодилось и банальное передергивание цитат из Невзорова (вместо «сладости чувства ненависти к войне» — просто «чувство ненависти»), и даже удивительное для либералов и гуманистов стравливание Невзорова с Березовским на почве русско-еврейского антагонизма («…задевать национальные чувства генерального продюсера даже Невзоров не посмеет»). Когда цель оправдывает средства, конечно же, и средства эту цель изобличают.

Косвенно в газетной буре проявилось и то чувство коллективной вины за Чечню, которое сделало саму чеченскую тему в значительной степени табуированной, и прежде всего в сознании демократической общественности, неизбежно разделяющей ответственность за случившееся преступление со своими политическими лидерами. Максимально возможное приближение к теме, не бередящее рану, продемонстрировал С.Бодров в «Кавказском пленнике» — почему и был снисходительно, но обласкан. Что же касается Невзорова, который абсолютно хладнокровно и безжалостно нарушил все «чеченские табу» и проявил абсолютную непочтительность к либерально-демократическим комплексам и травмам, то он, как и следовало ожидать, получил сполна и наотмашь. Но вопрос о реальном значении сделанного Невзоровым сильного жеста, конечно же, экстремистского и связанного в истоке с патриотическим «фундаментализмом», остался открытым. В этой ситуации нам показалось важным не сводить счеты, а предпринять пусть и рискованную на фоне всеобщей демократической ненависти к фильму, но необходимую для нас самих, виноватых, попытку хотя бы приблизительно оценить реальные параметры осуществленного Невзоровым взрыва.

Скажу честно, все, что довелось прочесть о фильме А.Невзорова «Чистилище», не показалось мне убедительным: ах, крови много, кишки на гусеницы мотают — безобразие, нехорошо. Но разве дело в натурализме как таковом? Дело в том, как интерпретированы чеченские события. Ведь Невзоров претендует на предельную достоверность, все снято под документ, едва ли не телерепортаж с места события. Но, как всегда, у него вместо правды факта — домыслы, слухи, непроверенная информация. То есть тот полуфольклорный материал, из которого потом рождаются разного рода мифы. Мне пришлось познакомиться с множеством свидетельств, связанных с чеченской войной, и с той, и с другой стороны, достаточно я увидел и сам, поэтому могу утверждать, что Невзоров в своем фильме безумно далек от происходившего на самом деле. И перед нами вовсе не правда о Чечне, как нас пытается уверить невзоровская инсценировка.

Многое в его фильме противоречит даже здравому смыслу. Ну, какой, скажите, может быть развернутый диалог в эфире между чеченским и российским командирами в ходе тяжелого боя, не прекращающейся перестрелки. Такое ощущение, что война сама по себе, а командиры, которым надо выяснить отношения, сами по себе. Все знают, что радиоперехваты случались частенько, в некоторых подобных разговорах я и сам участвовал, но это не были диалоги в постоянном режиме, они были совсем не похожи на красивые психологические поединки. То же самое и сцена с танкистом: вдруг бой прекращается и чеченский командир начинает, взобравшись на броню российского танка, перекупать танкиста. С точки зрения военной реальности, это абсурд. Чеченцы брали в плен и предлагали сотрудничество, но ведь не так, не во время боя. Возникает подозрение, что Невзоров и боя-то толком не видел и точно так же, как в свое время в Прибалтике, лишь инсценирует свои весьма условные представления о случившемся.

А история с монструозными литовскими снайпершами, которые метят солдатикам в гениталии и затем получают «симметричный» ответ от нашего снайпера-новичка?.. Нечего сказать, красивая, по-невзоровски красивая идея. Но какой может быть обмен точными ударами в ходе беспорядочного, слепого боя, когда своих-то не различают, а не то что кто кому и куда попал. Вообще в основе этого сюжета лежит одно из распространенных пропагандой преданий о «белых колготках». Насколько я знаю, следы «белых колготок» обнаружить в действительности так и не удалось. Единственная и малоправдоподобная история, которую мне довелось прочесть в сводках, гласила, что наемницу-снайпершу взяли в плен, но когда везли ее на вертолете, она так беспримерно нагло себя вела, что команда вертолета выбросила ее за борт. Так что след «белых колготок» был потерян. То же самое и с наемниками, которые, по Невзорову, составляют чуть ли не основу чеченской армии. Не могу утверждать, что наемников вообще не было. Сам я видел только наемников с Украины. Но те два «арабских наемника» из Йемена, которых раскручивала шахраевская пропаганда, оказались представителями коммерческих структур, пытавшимися унести ноги из Чечни, на чем и попались. Во всяком случае, показанный Невзоровым афро-афганский шабаш с отрезанием головы у новобранца в духе жертвоприношения Вуду — чистейший, не имеющий отношения к реальности кровавый балаган. Не говорю уж о том, что послать отрезанную голову в расположение российских войск, привязав ее к заряду гранатомета, мог только человек абсолютно неосведомленный в том, как действует боевая техника.

Теперь вообще о зверствах, которые так нравится смаковать Невзорову. В этом вопросе, и не только в его картине, существует большая путаница. По версии Невзорова, скажем, главные головорезы, конечно же, чеченцы, но наши, как свидетельствует в финале картины полковник, головорезы не хуже чеченцев. В официальных чеченских заявлениях по поводу «Чистилища» говорится, что Невзоров все исказил и нет душегубов хуже, чем русские солдаты, которые вскрывали животы беременным женщинам. Мне кажутся несправедливыми обе версии: и про разнузданный садизм чеченцев, и про русских, которые не уступали даже туркам эпохи резни в Армении.

Поначалу до штурма Грозного никто никого вообще не хотел ни резать, ни убивать. Преобладающее настроение среди солдат и офицеров в первые дни после вступления в Чечню федеральных войсковых соединений было следующим — почти дословно цитирую то, что приходилось слышать: «Депутаты, что вы здесь делаете? Езжайте в Москву. Вы должны быть там, чтобы нас отсюда вывели. Зачем нас сюда пригнали?» Большинство искренне верило, что дело может кончиться без драки! А потом, когда начались боевые действия, ситуация стала меняться. Потому что пошли бомбежки, обстрелы машин на дорогах. Я сам видел разбитую федералами «скорую помощь». Контрактники, ОМОН и прочие спецподразделения почувствовали себя карателями — они повязали на головы залихватские косынки, закатали рукава и стали играть в войну без правил. Бросить гранату во двор, где заведомо полно женщин и детей, проблем уже не составляло. Не говорю уж про рынок в Шали, который разбили с самолета в базарный день. Сотни жертв среди мирного населения. Типичная акция устрашения.

По моей информации, и в допросах с пристрастием федералы были пионерами. Прежде всего это происходило на специальных пунктах проверки. Один из первых таких пунктов появился в Грозном в районе консервного завода, а потом мы видели следы пыток (электроток, собачьи зубы, рваные раны) и у людей, освободившихся из пункта проверки так называемого (в честь бывшего министра) «куликового поля» под Ассиновской. Немало было найдено и массовых захоронений вблизи расположения воинских частей.

Что же касается чеченских зверств, распятий, например, во время боев за Грозный зимой 1994 — 1995 годов, которые описывает Невзоров, то это неправда. Действительно, сообщалось, что чеченцы распяли восемь русских солдат на оконных переплетах дудаевского дворца. Но я сам в это время был во дворце и никаких распятий не видел. Я видел другое: там же во дворце на раненного в грудь российского капитана бросился раненый чеченец и ударил его кинжалом. Но чеченцы не дали убить капитана. Его сразу же увели и положили в другое место. Наверное, были и менее благополучные ситуации, но все-таки не систематические зверства.

Потом, когда война стала затягиваться, долго муссировались слухи о кастрации русских военнопленных, но ни одного достоверного факта я не встречал: либо информация из третьих рук, либо фотографии огнестрельных ранений в область гениталий, что пытались выдать за свидетельство надругательств. Я говорил с главным врачом центрального госпиталя в Моздоке, через который шел основной поток и раненых, и убитых, и он тоже подтвердил: много раз слышал о кастрациях, но сам никогда не видел.

В первые грозненские дни на зверства просто времени не было, некогда даже было трупы убирать. Они валялись на улицах, их грызли кошки и собаки (одно из самых тяжелых моих военных впечатлений), и я прекрасно помню, с каким священным мусульманским ужасом говорили чеченские боевики и командиры о непогребенных русских солдатиках.

Это не значит, что чеченцы не расправлялись с российскими военными без суда и следствия. Еще как, и я видел пленки, на которых и расстреливают в затылок, и перепиливают кинжалом горло, как баранам. Зачитывают при этом какие-то длинные бумаги, приговоры на чеченском языке, но это все равно самосуд, а не казнь. Прежде всего расправлялись с контрактниками, к призывникам до самого конца войны чеченцы относились терпимо, хотя и с презрением. Кроме контрактников ненавидели еще летчиков. Кстати, расстрелянными в Буденновске заложниками были именно летчики. Что тут скажешь, что было, то было. Не бывает в таких стычках безупречной стороны.

Правда о Чечне, увы, лишена той героики, которую пытается что есть мочи выдавить на экране Невзоров. Но его и не интересует правда, его интересуют псевдогероические фантазии, которые выдают в нем обыкновенного труса, вечно завидующего решительным «нашим», настоящим мужчинам, которые всег-да в одиночку справляются с превосходящими силами противника. «Чистилище» свидетельствует об очень незрелом внутреннем мире автора, который, будучи уже достаточно взрослым человеком, все еще, как видно, пребывает в плену пубертальных соблазнов и вожделений. С моей стороны было бы, конечно, нечестно сказать, что в картине Невзорова все сплошь неправда, целенаправленное искажение фактов и подтасовка. С трудом преодолевая омерзение к чеченскому командиру-хирургу, Невзоров дает ему все же произнести историче-ские слова о том, что федеральные войска пришли в чужой дом, что они превратили в руины больницу и им не за что воевать в Чечне, кроме как за невыданную зарплату. Я даже не ожидал услышать такое в фильме Невзорова. Соответствует действительности и то, что армия в Чечне была подставлена и подставлена бездарно. Прав Невзоров и в том, что на преступную, с точки зрения действующей Конституции, войну погнали в основном новобранцев. Я видел огромное количество военных билетов: это были призывники трех-четырехмесячной давности. Бросили в бой едва умеющих стрелять ребят, почти детей. Никогда не забуду парня в госпитале, который, как только я подходил к нему, вцеплялся в руку и не отпускал, как маленький ребенок. И вот этих новобранцев превратили в пушечное мясо. Гибли они в прямом смысле слова бессчетно. Сцена, вызвавшая наибольшее количество возмущенной критики, где танк «хоронит» погибших, а попросту говоря, закапывает их по приказу полковника в землю, не лишена оснований. Конечно, в действительности делалось это, как правило, без невзоровского эпатажа, просто сваливали трупы в общую яму, а место заравнивали, чтобы забыть о нем навсегда. Количество погибших надо было указывать в сводке, а закопали — как будто и вовсе не было.

Но невозможно не видеть, что даже достоверные факты Невзоров использует не для создания объективной картины. Его не интересует подлинная трагедия чеченской независимости, которая стала трагедией именно потому, что разразилась война. Ведь даже во время штурма Грозного проблема независимости Чечни была еще вполне разрешимой. У меня был интересный диалог с одним из дудаевских вице-премьеров, который прекрасно понимал, что маленькая Чечня не может быть в полной мере самостоятельным государством, что она должна сохранять особые отношения со своей бывшей метрополией, и он перечислил пять пунктов, которые определяют совместные с федерацией полномочия: первый — общая армия, второй — общая граница, третий — общая валюта, четвертый — общий внешнеполитический курс, пятый — совместное управление основными отраслями промышленности. «Позвольте! — сказал я. — Что же тогда остается для суверенитета? Волк на зеленом знамени?» «Да, — сказал мой собеседник, — именно это. Это очень важно. Понимаете?»

То, что в тот момент, благоприятнейший, не смогли договориться, тоже трагедия, трагедия молодой российской демократии. Но и она лежит в стороне от невзоровских интересов. Его волнует прежде всего силовой поединок и жаждет он не проявления глубинных причин и следствий, а простого отождествления с победителем данного конкретного боя.

Не случайно, что главная жертва чеченской трагедии — мирное население, причем прежде всего русское население, которому некуда было бежать, если только не чеченские соседи и друзья, вывозившие русских к своим деревенским родственникам, — вообще остается вне поля зрения Невзорова.

Мне кажется, что главная беда фильма «Чистилище» состоит в традиционном невзоровском пафосе, который, подчас вступая даже в очевидное противоречие с экранными событиями, пробивает себе дорогу как некий авторский итог рассказанной истории: да, «наших» подставили, но силы «наши» поистине богатырские, и победить зверей-чеченцев нам нетрудно, стоит только захотеть. Я не почувствовал в фильме ни горечи, ни сожаления, скорее это призыв к реваншу, к тому, чтобы бить чеченцев, но только обученными силами. Как пели омоновцы, недружелюбно провожая нас с федерального фильтропункта: «Закатаем рукава, Чечню развалим на дрова». Вот это по-невзоровски.

Литературная запись Л.К.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий школьного спектакля ко дню матери
  • Сценарий чиполлино музыкальный спектакль
  • Сценарий шоу танцевального коллектива
  • Сценарий школьного праздничного концерта на день матери
  • Сценарий чеченского обряда