Сценарий праздника «Чистый воздух – залог здоровья!»
Цель:
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-удовлетворение потребности в двигательной активности.
Задачи:
-формирование у детей представления о чистоте воздуха, его значимости для живых организмов;
-представление о здоровом образе жизни;
Развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости, общей моторики;
-формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
-создание положительного эмоционального фона.
Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом). Дети находятся на ковре, стоят.
-Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды нашего города и планеты Земля. А главное – об охране воздуха на нашей планете. Жители нашей страны хотят знать, что надо делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья?
«Помогите нам , спасите нас, мы погибаем!» Ведь около нашего города мусорные свалки, заводы, а в самом городе много машин и автозаправок. Вот и расчихалась от гари и копоти.
В: Как же им помочь? Какие самые главные правила надо помнить?
Что нам поможет?
Ответы детей.
В: Да, правильно. Отгадайте загадку:
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это?
Дети: Воздух!
I испытание:
В: — Дети, посмотрите на схемы-картинки. Объясните, какими свойствами обладает воздух.
Дети: — Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.
В-ль: — Молодцы, вы справились с заданием. Нам пора продолжить путь.
Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по корригирующей дорожке с «лапками».
II испытание:
В-ль: — Дети, перед вами стоит следующая задача: постараться обнаружить воздух при помощи опытов.
1 команда опускает трубочки в стакан с водой и дует в неё.
2 команда опускает в ёмкость с водой губку.
Ребята, а вы знаете, что Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Поможем сами себе и обитателям живой планету уберечь наш город и Планету от беды! А чтоб город и планета были чистыми чего нельзя делать?
Дети: Разбрасывать мусор.
В: правильно, давайте же уберем мусор в нашем городе
(Команды встают друг за другом в две колоны).
1. Эстафета «Убери мусор»
На полу лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. добежать взять мусор и обратно, так все игроки пока не кончится мусор. Побеждает та команда, которая больше соберет мусора.
В: молодцы, хорошо справились, а чтоб воздух был чистым, и не было этого жуткого запаха гари и копоти что нужно делать?
Дети: Сажать деревья
2. Эстафета «Посади дерево»
Дети встают в команды у каждого кегля в руках. По команде дети по одному бегут до ориентира ставят кеглю и обратно, затем бежит следующий и так пока все деревья не будут посажаны. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит деревья (кегли должны стоять, не упасть).
В : Вот чудеса, от такого большего количества деревьев, чистого и свежего воздуха стало больше. А чтоб они лучше росли, надо что?
В: Отгадайте загадку следующую :
1.Желтый шар с утра над крышей,
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер — и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер!
— Завтра снова он гулять,
Выйдет на рассвете!
Дети: Солнце! (правильно)
3. Эстафета «Лучики солнца»
Подбежать к обручу и положить возле него лучик. Бегом вернуться обратно, передать эстафету следующему.
В: Свежей воздух и солнце есть, чего же хватает?
Отдагадайте загадку:
3.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
В: Молодцы! «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».
В : Быстрые реки, Урал и Сакмара, радуйте нас своей красотой и широкими берегами! Как же быть нашей природе и планете без воды?
4. Эстафета «Быстрая река»
В: А сейчас предлагаю узнать, а знают ли вы пословицы о природе?
Игра «Пословицы»
1.Не все стриги, что растет.
2. Возле леса жить — голодному не быть.
3. Много леса – не губи, мало леса–береги.
4. Лес и вода – брат и сестра.
5. Срубили кусты– прощай птицы.
6. По лесу ходи–под ноги гляди.
Воздушарик: Мне очень понравились! Здесь чистая, добрая атмосфера и здоровые спортивные дети. Я желаю вам ребята быть всегда здоровыми и заниматься физкультурой. И еще, сохраняйте воздух чистым. А мне пора, подул попутный ветер. Но я вам приготовил сюрприз – вкусняшки.
До свидания, ребята.
В: Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровья укреплять
Дух и тело развивать
Телевизор только в меру
Чаще в руки брать гантели
На диване не валяться
Лучше спортом заниматься.
И помните , ребята, только в чистом городе живут здоровые, умные и весёлые дети, так что нам с вами нужно больше гулять в лесу, в парках и дышать чистым воздухом, наслаждаться солнцем и пить чистую воду. И все делать правильно, что бы наслаждаться всей красотой природы!
.
День здоровья в ДОУ. Сценарий
спортивного развлечения
«Чистый воздух залог здоровья»
для старших и подготовительных
групп детского сада
Смирнова А.В.
День здоровья в ДОУ. Сценарий
спортивного развлечения
«Чистый воздух залог здоровья»
Развлечение для старших и подготовительных
групп детского сада
Цель:
формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
—
закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной
активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.
—
развивать познавательный интерес, мыслительную активность.
—
воспитывать желание самим заботится о своем здоровье.
—
развивать быстроту, ловкость, внимание.
Оборудование:
конусы; обруч, гимнастические палки по количеству детей, кегли по количеству
команд, мячи среднего размера по количеству команд, грамоты, музыкальное
сопровождение.
ХОД
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
В празднично украшенный
зал входят дети и встают полукругом.
—
Здравствуйте, ребята! Сегодня отмечается Международный День Здоровья.
Здоровье
– это дар, который мы с вами должны беречь, чтобы всегда быть
веселыми, сильными и красивыми.
Здоровья
день, день красоты, Его все любят – я и ты.
И
все вокруг твердят всегда: «Здоровым быть – вот это да!»
Что
необходимо делать, чтобы быть здоровыми? (Заниматься физкультурой,
соблюдать режим дня: делать по утрам зарядку, гулять на свежем
воздухе, мыть руки после прогулки, перед едой, есть витамины).
—
Ребята если мы здороваемся с кем-нибудь, что это значит? (Мы желаем
ему здоровья!)
Давайте
и мы друг с другом поздороваемся.
1.Коммуникативная
игра «Здравствуйте!» (Дети
идут по кругу и проговаривают слова:
Кого
ни повстречаем,
Здоровья
пожелаем.
При
встрече, как зверята,
«Здравствуй»,
— говорят ребята (руками, носами, спинами, щёчками, ногами и в конце
обнимаются).
2.Разминка
под музыкальное сопровождение.
3.Представление
жюри и команд.
4.
Эстафета №1 «Витаминка здоровья»
(Дети по одному из команды с кеглей в руках добегают до ориентира, оббегают
его, возвращаются и передают кеглю другому).
5.
Мозговой штурм: «Продолжи пословицу»
1. Здоровье
в порядке … (спасибо зарядке).
2.
Если хочешь быть здоров… (закаляйся)
3.
Чистота … (залог здоровья)
4.
В здоровом теле (здоровый дух)
5.
Сон (лучшее лекарство)
Или
мозговой штурм: «Закончи фразу!»
Я
начну, а вы кончайте,
Побыстрее
отвечайте!
—
Холода не бойся, сам по пояс….(мойся).
—
В здоровом теле, ….(здоровый дух).
—
До свадьбы …. (заживет).
—
Одна кожа, да …. (кости).
—
У кого, что болит, тот о том и (говорит).
—
От простуды и ангины помогают…. (апельсины)
—
Еле-еле душа в (теле).
—
Солнце, воздух и вода …. (наши верные друзья).
—
И смекалка нужна, и закалка ….(важна).
—
Кто любит спорт, тот …. (здоров и бодр).
—
Курить – здоровью (вредить).
—
Кто спортом занимается, тот силы ….(набирается).
—
Игра веселая футбол, Уже забили первый … (гол)
—
Вот разбежался быстро кто- то и без мяча влетел в …. (ворота)
—
Стать здоровым ты решил значит выполняй. (режим).
—
Утром в семь звенит настырно наш весёлый друг. (будильник).
—
На зарядку встала вся наша дружная. (семья).
—
Режим конечно не нарушу — я моюсь под холодным. (душем).
—
Позабудь ты про компьютер, беги на улицу гулять. Для детей полезно очень свежим
воздухом (Дышать)
6.Эстафета
№2 «Подари улыбку другу!» (прокатывание мяча в
колонне, кто стоит последний – ловит и становится впереди; дети продвигаются до
ориентира).
7.
Игра «Хлопни, топни»
Правильная
фраза – хлопать, неправильная – топать.
Надо
есть побольше чипсов (топают),
Пейте
фруктовый сок (хлопают),
Пей
воду из-под крана (топают),
Полощи
рот после еды (хлопают),
Пей
побольше фанты, колу (топают),
Часто
ешь хот-дог и сникерс (топают),
Кушай
творог, рыбу ешь (хлопают),
Яблоки
и апельсины – для здоровья витамины (хлопают).
8.Игра-эстафета «Чистота». Дети делятся на команды.
В корзинке лежат кубики с картинками (зубная щетка, мыло, мочалка, книга,
карандаши, телефон, полотенце, расческа и т.д.). На полу лежат 2 обруча. Дети
по очереди бегут к корзинке, берут любой кубик, смотрят на него и решают в
какой обруч его положить. В один обруч кладем предметы, которые помогут нам
быть чистыми и аккуратными, а во второй — остальные. После игры нужно проверить
правильно ли разложили кубики.
9.
Подведение итогов. Награждения.
Безволие,
неряшливость и лень-
К
заболеваниям первая ступень.
Гуляй
на воздухе, не ешь ты перед сном,
А
летом спи с распахнутым окном,
Дружи
с водой, купайся, обтирайся,
Зимой
и летом физкультурой занимайся!
Праздник
завершать пора — крикнем празднику: Ура! Ура! Ура!
Пояснительная записка
Автор: Савченко Наталья Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 88 г.Краснодара Краснодарского края
Класс: 1 — 4
Предмет: Окружающий мир, природоведение, краеведение.
УМК любое.
Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели естественнонаучных дисциплин «Наука – это интересно»
по теме «Воздух».
Тема: «Воздух».
Цели:
образовательная: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха и их значении для человека;
развивающая: формировать умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, практической деятельности, работать в паре, в группе и самостоятельно; развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.
В роли «ведущих» и «учёных» выступают выпускники учителя, учащиеся 5-8 классов.
Введение.
Ведущий 1:
Отгадаем загадки и узнаем тему нашей встречи.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Есть бумага и дрова,
Ветки, хворост и трава,
Спички есть, но без меня
Не разжечь тебе огня.
Кто я? (Воздух.)
Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит торопится.
(Воздух)
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
(Воздух)
2. Теоретическая часть.
Ведущий 2:
Наша планета окутана воздушной оболочкой – атмосферой. Благодаря ей на земном шаре стала возможна жизнь, ведь все живые существа – люди, растения, животные – нуждаются в воздухе. В его состав входит не только кислород, но и много других элементов, которые также имеют большое значение.
Воздух представляет собой смесь различных газов: кислорода, азота, углекислого газа, аргона и паров воды. Однако самым главным компонентом воздуха, без которого жизнь на планете была бы невозможной, является кислород.
На состав воздуха влияют два основных фактора:
Высота над уровнем моря. С восхождением на гору количество кислорода в воздухе будет все больше уменьшаться.
Особенности местности. В крупных городах количество углекислого газа намного выше, чем в чистом лесу.
Чистый воздух не имеет цвета и запаха.
Одной из самых серьезных экологических проблем современного мира является загрязнение воздуха. Большое количество автомобилей, фабрики и заводы очень сильно загрязняют атмосферу ядовитыми веществами. Этим отравленным газом вынуждены дышать люди, живущие в городах. Для решения данной проблемы нужно внедрять на производство мощные очистительные сооружения.
Воздушный океан окружает Землю, наполняя пустоты и самые крошечные щели. Он даже находится в воде, только в растворенном виде.
Ведущий 3:
Воздух выполняет очень важные функции:
Воздух нужен для дыхания все живым организмам. Благодаря дыхательным процессам организм людей и животных насыщается энергией, питательными веществами, активизируются все жизненно-важные процессы. Без воздуха растения не смогли бы дышать и образовывать питательные вещества.
Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, а без воздуха – всего несколько минут. Если попробовать не дышать какое-то время, то уже через несколько секунд возникает острое желание сделать глубокий вдох. Без воздуха нет жизни!
Движение воздуха, которое связано с неравномерным нагреванием, определяет климат в разных регионах. Удаленные от морей и океанов участки суши напитываются влагой, которую приносят ветры.
Огромное воздушное пространство является надежной защитой от опасной солнечной радиации и космического холода.
Благодаря воздуху мы можем издавать и слышать звуки. Звук – это волна, которая может передаваться на расстояние только в условиях атмосферы. Например, на Луне нет атмосферы, и там царит абсолютная тишина.
Воздушное «покрывало» удерживается за счет действия сил земного тяготения. Если бы по каким-то причинам земной шар остался без атмосферы, то он очень быстро превратился бы в безжизненную пустыню.
3. Практическая часть.
Ведущий 1:
Проведем опыт и докажем, что воздух материален.
Дидактическая задача: показать реальность воздуха, – как и другие тела, он занимает место; помочь ученикам увидеть, услышать воздух и ощутить его давление.
Опорные знания: воздух прозрачное и бесцветное вещество; тела имеют форму и размер. У человека есть органы чувств: глаза, уши, кожа, с их помощью можно различать форму, цвет, слышать звуки, и пр.
Оборудование: стакан с водой, стаканчик, пробка корковая среднего размера, кусочек сахара, сосуд емкостью 150—200 мл, пробка к нему с отверстием для воронки, воронка.
Учёный 1:
Воздух занимает место (вариант первый)
В начале опыта можно воспользоваться приемом проведения аналогии. В емкость положить любой предмет, который занимает ее полностью и затем попытаться положить еще один предмет.
Почему не удается положить в емкость (стакан, коробочку и пр.) еще один предмет (тело)?
Проблемный вопрос: может ли воздух занимать место, как другие тела?
Проведение опыта: вставить воронку в отверстие пробки, плотно закрыть этой пробкой сосуд, осторожно наполнить воронку водой. Вода остается в воронке и не протекает в сосуд.
Как можно объяснить, почему вода из воронки не поступает в сосуд? (потому что она занята воздухом).
Предложив учащимся наблюдать за опытом, приподнять пробку так, чтобы находящийся в сосуде воздух получил возможность выхода. Когда воздух начнет выходить, обратить внимание учащихся на то, что после этого вода из воронки начала поступать в сосуд.
*Опыт удается безотказно, если объем сосуда не превышает 250 мл. Предварительная проверка опыта обязательна!
Учёный 2:
Воздух занимает место (второй вариант)
Проблемный вопрос: можно ли опустить кусочек сахара на дно стакана с водой, чтобы он продолжал оставаться сухим?
Предположения должны касаться техники опыта, какие материалы нужно взять, как действовать. Проверить правильность предположений при помощи опыта.
Опустить пробку с кусочком сахара на ней на поверхность воды в стакане, накрыть ее перевернутым вверх дном стаканчиком и опустить его вниз до отказа. Показав, что кусочек сахара опустился на дно стакана, вновь поднять стаканчик и дать возможность учащимся убедиться в том, что кусочек сахара, побывав на дне стакана с водой, остался сухим.
Чтобы доказать, что вода не зашла в стаканчик потому, что он был занят воздухом, вновь опустить перевернутый вверх дном стаканчик в воду и, слегка наклонив его, выпустить часть воздуха. Вместо выходящего воздуха в стаканчик заходит вода.
*Этот опыт можно провести в другом, более простом, варианте: опустить в воду воронку широким концом, предварительно закрыв узкий конец пальцем.
Учёный 3:
Воздух занимает место (третий вариант)
«Тесная бутылка»
Оборудование: прозрачная бесцветная пластиковая бутылка, резиновый шарик.
Протолкните конец шарика в бутылку. Растяните отверстие шарика на горлышко бутылки. Попытайтесь надуть шарик. Шарик лишь слегка расширяется, усилия не позволяют надуть его больше.
Почему нельзя сильно надуть находящийся в бутылке шарик? (когда надуваем шарик, частицы воздуха в бутылке сближаются, но не намного, воздух занимает место и мешает шарику надуться)
*Опыт уместно демонстрировать после обнаружения упругости и сжимаемости воздуха.
Вывод: воздух, как и всякое вещество (тело), занимает место.
Учёный 4:
Воздух можно обнаружить с помощью органов чувств
Проблемный вопрос: Можно ли воздух потрогать?
Надуть воздушный шарик на половину, закрутить или завязать отверстие.
Почему нельзя сдавить шарик и соединить его противоположные стенки? Что мешает? (мешает воздух, находящийся в шарике)
Открыть отверстие шарика и выпустить весь воздух. Почему теперь можно легко сжать шарик?
Надуть шарик и выпустить струю воздуха, подставив под нее руку, листок тонкой бумаги.
Каковы ощущения, что заставляет бумажку двигаться?
Проблемный вопрос: Можно ли воздух увидеть?
Продемонстрировать пузырьки воздуха в воде (от компрессора в аквариуме, продувать через трубочку и пр.)
Вывод: воздух можно увидеть, потрогать; движение воздуха оказывает давление на предметы, его можно ощутить кожей.
Учёный 5:
Измерение воздуха
Проблемный вопрос: можно ли воздух отмерить как жидкость, с помощью стаканчика, пробирки?
Оборудование: широкая прозрачная емкость (эксикатор из химического кабинета или стеклянная кастрюля, салатница), высокий тонкостенный стакан, пробирка, вода.
Проведение опыта. В широкий сосуд налить воды; наполнить стакан водой доверху, накрыть его куском плотной бумаги и, резко перевернув его вверх дном, опустить под воду в большую емкость. Вода из стакана не выливается.
Пустую пробирку опустить вертикально отверстием вниз в широкий сосуд с водой, подвести к отверстию стакана и наклонить ее. Воздух из пробирки проходит пузырьками в стакан. После того, как воздух из пробирки весь выйдет в стакан, и она заполнится водой, вынуть ее, вылить воду и вновь повторить опыт. Таким образом отмерить одну, две, три, четыре и т.д. пробирок воздуха.
Вывод: воздух, как и другие вещества, можно и отмерить с помощью мерки и переместить с места на место.
Учёный 6:
Воздух проникает в другие тела
Опорные знания: воздух легко увидеть в воде
В сосуд с водой по очереди опускать твердые пористые тела (клочок ваты, кусок ткани, сахара, хлеба и пр.) и наблюдать на поверхности этих тел крупные пузырьки воздуха, которые поднимаются к поверхности.
Откуда взялись пузырьки воздуха?
Налить в стакан водопроводную воду, через некоторое время наблюдать мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана.
Посторонних тел в воде нет, а пузырьки воздуха появились. Откуда?
Вывод: воздух присутствует в твердых и жидких телах.
4. Подведение итогов.
Ведущий 2:
При изучении темы «Воздух» мы узнали, что представляет собой воздух и что входит в его состав. Также мы выяснили, какие функции он выполняет, и какую роль играет для всего живого на Земле.
При проведении опытов мы доказали, что воздух материален.
Список использованной литературы.
1. Загадки из открытых источников интернета.
2. Теоретическая часть из открытых источников интернета.
3. При описании опытов использованы материалы
Из книги: Жилина Т.И. Опыты по природоведению в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей начальных классов. Армавир, 2002.
Тема: « Чистый воздух – залог здоровья».
Цель: 1. Расширить знания о воздухе, полученные во 2 классе, повторить свойства воздуха. 2. Развивать кругозор, речь, память. 3. Совершенствовать стремление учащихся к творческому самовыражению, воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Наглядный материал: интерактивная доска.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели мероприятия:
Мы с вами повторим свойства воздуха, узнаем, что и как влияет на окружающий воздух
защитим экологический проект.
3. Проверка знаний
— Какие условия необходимы для жизни человека, животных и растений?
Условия:
А) воздух. Б) вода. В) свет. Г) тепло. Д) пища.
Без еды человек может прожить около 5 недель, без воды – 5 суток, а без воздуха погибает за несколько минут.
-Что ты знаешь о чистом воздухе? ( Чистый воздух не имеет запаха, у него нет ни цвета, ни вкуса)
— Назови свойства воздуха? (Упругость, невесомость, воздух поддерживает горение)
4.Вступительное слово учителя.
Чистый воздух – одно из главнейших богатств окружающего мира.500 литров воздуха необходимо
человеку для дыхания только на один день. Кислород, который находится в составе воздуха,
сначала попадает в легкие. Легкие, как фильтр стараются задержать попавшие вместе с воздухом
дым, копоть и частицы пыли. Поэтому они больше других органов страдают от загрязнения
воздуха.
Воздух сильно загрязнен в промышленных городах. Вы, наверное , видели, как поднимается густой туман из высоких труб заводов, фабрик, электростанций. Очень сильно загрязняют воздух выхлопные газы автомобилей. Отходы производства, бытовой мусор, выхлопные газы все это губит атмосферу, почву, отрицательно влияет на здоровье человека. От загрязнения окружающей среды страдает и животный, и растительный мир, так как в природе все взаимосвязанно.
Как вы думаете , где бывает чистым воздух? ( в лесу, на берегу рек, озер и морей, в горах).
Почему?
Да, правильно
Учитель читает.
Он прозрачный невидимка
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой
Пахнет дубом и сосной
Летом он бывает теплым
Веет холодом зимой
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой
Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.
Пение птиц, журчание ручейка, чистый воздух положительно влияют на здоровье
Экологический спектакль.
Выходит весь класс.
Ведущие девочка и мальчик.
М. Сейчас, дорогие друзья…
Д. Стоп, стоп, стоп!!!
М. Почему ты меня останавливаешь?
Д. Я останавливаю? Я помогаю.
М. Хорошенькая « помощь». Ни с того ни с сего кричишь : «Стоп, стоп, стоп!» Я даже забыл, что хотел сказать…
Д. Зато я знаю: Стоп – это…
М. Опять « Стоп»?!
Д. Да, именно, «Стоп»! Ведь это название нашего импровизированного театра – Сатирический Театр Охраны Природы.
М. Ах, вон что? Оригинально, но, по-моему, напоминает Правила дорожного движения.
Д. Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах. Поэтому мы решили дать нашему театру такое категорическое название.
Стоп — расхитителям!
Стоп – браконьерам!
Всем, кто природу
Тратит без меры!
М. Стоп – нерадивым,
Стоп – бюрократам!
Долг наш пред нею
Вырос стократно!..
Дети поют композицию.
Где это было? Когда это было?
В детстве, а может, во сне.
Воздух был чистым, не запыленным,
Как по весне.
Припев:
Люди, прошу вас, потише, потише!
Отходы пусть сгинут во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода, будь прозрачной!
А мы на земле!
Дети читают стихотворение:
1 чтец:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
2 чтец:
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивленно
3 чтец:
Береги свою планету
Ведь другой на свете нет!
Звучит фонограмма песни «Чунга — чанга»
Чунга – чанга, воздух весь в пыли!
Чунга – чанга, вот этим дышим мы!
Чунга – чанга, газы травят нас!
Чунга – чанга; зависит все от нас!
Дети садятся за парты.
Почтальон: Телеграмма! Телеграмма!
Д. Кому?
П. В Общество охраны природы.
Д. От кого?
П. От жителей планета Земля
Д. А что у них?
Учитель зачитывает телеграмму.
Давайте товарищ почтальон я зачитаю телеграмму.
Жители планеты Земля просят вас о помощи. Они просят вас выработать проект «Строим экоград».
Экоград – город будущего, где все жители здоровы и дружны между собой.
1 группе нужно нарисовать город будущего (каким вы его представляете).
2 группа разрабатывает обязанности горожан Экограда.
3 группа должна в своей работе отразить права граждан Экограда.
Защита экологического проекта.
Звучит песня «Солнечный круг»
Солнечный круг, небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке…
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у — дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«чистый воздух-залог здоровья »
Тема: « Чистый воздух – залог здоровья».
Цель: 1. Расширить знания о воздухе, полученные во 2 классе, повторить свойства воздуха. 2. Развивать кругозор, речь, память. 3. Совершенствовать стремление учащихся к творческому самовыражению, воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Наглядный материал: интерактивная доска.
Ход мероприятия
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и цели мероприятия:
Тема нашего внеклассного мероприятия называется «Чистый воздух – залог здоровья».
Мы с вами повторим свойства воздуха, узнаем, что и как влияет на окружающий воздух
защитим экологический проект.
-
Проверка знаний
— Какие условия необходимы для жизни человека, животных и растений?
Условия:
А) воздух. Б) вода. В) свет. Г) тепло. Д) пища.
Без еды человек может прожить около 5 недель, без воды – 5 суток, а без воздуха погибает за несколько минут.
-Что ты знаешь о чистом воздухе? ( Чистый воздух не имеет запаха, у него нет ни цвета, ни вкуса)
— Назови свойства воздуха? (Упругость, невесомость, воздух поддерживает горение)
4.Вступительное слово учителя.
Чистый воздух – одно из главнейших богатств окружающего мира.500 литров воздуха необходимо
человеку для дыхания только на один день. Кислород, который находится в составе воздуха,
сначала попадает в легкие. Легкие, как фильтр стараются задержать попавшие вместе с воздухом
дым, копоть и частицы пыли. Поэтому они больше других органов страдают от загрязнения
воздуха.
Воздух сильно загрязнен в промышленных городах. Вы, наверное , видели, как поднимается густой туман из высоких труб заводов, фабрик, электростанций. Очень сильно загрязняют воздух выхлопные газы автомобилей. Отходы производства, бытовой мусор, выхлопные газы все это губит атмосферу, почву, отрицательно влияет на здоровье человека. От загрязнения окружающей среды страдает и животный, и растительный мир, так как в природе все взаимосвязанно.
Как вы думаете , где бывает чистым воздух? ( в лесу, на берегу рек, озер и морей, в горах).
Почему?
Да, правильно
Учитель читает.
Он прозрачный невидимка
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой
Пахнет дубом и сосной
Летом он бывает теплым
Веет холодом зимой
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой
Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.
Пение птиц, журчание ручейка, чистый воздух положительно влияют на здоровье человека.
Экологический спектакль.
Выходит весь класс.
Ведущие девочка и мальчик.
М. Сейчас, дорогие друзья…
Д. Стоп, стоп, стоп!!!
М. Почему ты меня останавливаешь?
Д. Я останавливаю? Я помогаю.
М. Хорошенькая « помощь». Ни с того ни с сего кричишь : «Стоп, стоп, стоп!» Я даже забыл, что хотел сказать…
Д. Зато я знаю: Стоп – это…
М. Опять « Стоп»?!
Д. Да, именно, «Стоп»! Ведь это название нашего импровизированного театра – Сатирический Театр Охраны Природы.
М. Ах, вон что? Оригинально, но, по-моему, напоминает Правила дорожного движения.
Д. Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах. Поэтому мы решили дать нашему театру такое категорическое название.
Стоп — расхитителям!
Стоп – браконьерам!
Всем, кто природу
Тратит без меры!
М. Стоп – нерадивым,
Стоп – бюрократам!
Долг наш пред нею
Вырос стократно!..
Дети поют композицию.
Где это было? Когда это было?
В детстве, а может, во сне.
Воздух был чистым, не запыленным,
Как по весне.
Припев:
Люди, прошу вас, потише, потише!
Отходы пусть сгинут во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода, будь прозрачной!
А мы на земле!
Дети читают стихотворение:
1 чтец:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
2 чтец:
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивленно
3 чтец:
Береги свою планету
Ведь другой на свете нет!
Звучит фонограмма песни «Чунга — чанга»
Чунга – чанга, воздух весь в пыли!
Чунга – чанга, вот этим дышим мы!
Чунга – чанга, газы травят нас!
Чунга – чанга; зависит все от нас!
Дети садятся за парты.
Почтальон: Телеграмма! Телеграмма!
Д. Кому?
П. В Общество охраны природы.
Д. От кого?
П. От жителей планета Земля
Д. А что у них?
Учитель зачитывает телеграмму.
Давайте товарищ почтальон я зачитаю телеграмму.
Жители планеты Земля просят вас о помощи. Они просят вас выработать проект «Строим экоград».
Экоград – город будущего, где все жители здоровы и дружны между собой.
1 группе нужно нарисовать город будущего (каким вы его представляете).
2 группа разрабатывает обязанности горожан Экограда.
3 группа должна в своей работе отразить права граждан Экограда.
Защита экологического проекта.
Звучит песня «Солнечный круг»
Солнечный круг, небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке…
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у — дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Сценарий выступления агитбригады по теме «Воздух»
Автор: Давыдова Ирина Владимировна
Организация: МБУ Школа №41
Населенный пункт: Самарская область, г.Тольятти
Цель: расширить представление учащихся о составе воздуха и его влиянии на живые организмы.
Целевая аудитория: выступление агитбригады может быть составной частью естественно-научного марафона по теме «Воздух» для учащихся 5-6 классов.
Реквизит: презентация к выступлению, единая форма с эмблемой команды «Аэробум», портреты ученых, воздушные шары с надписями СО2, H2S, CH4, NH3, O2.
Ход мероприятия
Звучит голос за сценой, на экране слайд «особенности древней атмосферы». На сцене учащиеся играют роль бактерий и демонстрируют историю появления кислорода на планете.
Вначале не было ничего. Гуманоиды скучали, глядя на Землю в иллюминаторы летающих тарелок. Они даже не подозревали, что через несколько миллиардов лет в этих местах зародится жизнь.
В архейской эре хозяевами Земли стали архебактерии. Из-за их деятельности и вулканической активности в атмосфере доминировали углекислый газ, сероводород, метан и аммиак.
А дальше Землю постигла кислородная катастрофа, в атмосфере в огромном количестве появился свободный кислород. Его образовали цианобактерии, которые расплодились на Земле 2,7 млрд. лет назад. Жизнь на планете расцвела.
Песня на музыку «Тридцать три коровы» из к/ф » Мэри Поппинс, до свидания!», композитор М. Дунаевский
На Земле в архейской эре,
Где травинки не растет,
Под влиянием бактерий
Появился кислород.
Жизнь от ультрафиолета
Спас озоновый экран.
И в среде комфортной этой
Процветала вся планета
Воздух, суша, океан.
Припев
Панцирные рыбы и тиранозавры,
Трилобиты, мамонт, саблезубый тигр.
Яркие стрекозы с крупными глазами
Квагга и загадочный тапир.
Учащийся 1
Согласно научным данным, сейчас планету населяет около триллиона видов живых существ. Этот расцвет стал возможен благодаря растениям и замечательному процессу фотосинтезу.
Все вместе
А что растения? Мы и без них обойдемся!
Сценка
Учащийся 1
Привет, Светка! Загораешь?
Учащаяся 2
Нет, я фотосинтезирую, читай по губам: перевожу солнечную энергию в энергию органических веществ. Питаюсь я, между прочим, дешево и некалорийно.
Учащийся 1
Светка, для этого зеленой надо быть.
Учащаяся 2
Да мне мама так и сказала, что я позеленела от своей голодовки
Учащийся 3
Плохо ты, Светка, Пластиду Хлоропластовну на биологии слушала. Давай повторим урок.
На экране схема фотосинтеза
Учащийся 4
Нужен углекислый газ — это раз!
Учащийся 5
И зеленая листва — это два!
Учащийся 6
Свет, водица – посмотри — это три!
Учащийся 7
Вот такая чудесная фабрика,
Всем на свете питание дает.
Хлоропласты, зеленые шарики,
Выпускает в наш мир кислород.
Об азоте
Учащийся 1
Между прочим, вы говорите только про кислород и углекислый газ. А знаете ли вы, что в составе воздуха наибольшая часть принадлежит азоту? А он никому не нужен.
Учащийся 2
Ты не прав, на корнях бобовых живут клубеньковые бактерии, которые поглощают атмосферный азот и производят питание для растений.
Об экологических проблемах
Учащийся 3
С прискорбием обязан заявить, что в воздухе есть компоненты, которые вредят всем живым организмам. Это пыль, смог, ядовитые газы и вредные примеси.
Все вместе
Откуда они взялись?
Песня на музыку песни «Автомобили», группа «Веселая ребята», композитор В. Матецкий
Мы жители промышленного города,
Где процветал российский автопром.
Пешком не ходим просто так без повода.
Мы на колесах каждый день живем.
Припев
Автомобили, автомобили,
Воздух в Тольятти загрязнили.
Газы выхлопные и едкий смог
Наш организм приводят в шок.
Учащийся 1
Выражение «нужен, как воздух» означает острую, даже крайнюю необходимость, без чего дальнейшая жизнь невозможна. Без чего же не может обойтись современное человечество?
Ситуация 1
Родители приводят сына к врачу
Доктор, помогите, у ребенка упадок сил, темные круги под глазами, слабость
Врач
Налицо кислородное голодание. Ребенку нужен свежий воздух.
Ребенок
А я ведь давно говорю, чтобы поставили мой компьютер поближе к открытому окну.
Ситуация 2
Учащаяся 1
Я чувствую, как что-то невидимое витает в воздухе и делает меня счастливой?
Учащаяся 2
Любовь???
Учащаяся 1
Неееет. Бесплатный Wi-Fi.
Ситуация 3
Учащийся 1
Мой папа решил вести здоровый образ жизни.
Учащийся 1
И что он делает? Плавает?
Учащийся 1
Нет.
Учащийся 2
В футбол играет?
Учащийся 1
Нет.
Учащийся 2
На лыжах бегает?
Учащийся 1
Да нет же! Он теперь курит только на свежем воздухе.
Ситуация 4
Дети высаживаются из автобуса, птички поют, звуки леса
Что это за запах?
Не пойму, в городе такого не было
Учительница
Дети, не пугайтесь, это просто свежий воздух Жигулевского заповедника.
Дети хором
Ааааааааааа!!!
Финальная часть выступления
Учащийся 1
Ну что ж, пора заканчивать выступление. Мы все рассказали о значении воздуха для живых организмов.
Учащийся 2
Подождите! Самое главное забыли. Кто изучал воздух? Кто сделал основные открытия в этой области?
Учащийся 1
Антуан Лоран Лавуазье (1743-1994)- один из основоположников современной химии. Выяснил роль кислорода в процессах горения, окисления и дыхания.
Учащийся 2
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) -в работе «Опыт теории упругости воздуха» объяснил упругие свойства атмосферного воздуха.
Учащийся 3
Роберт Бойль (1627– 1691) -открытие закона изменения объёма воздуха при изменении давления.
Учащийся 4
Жозеф Луи Гей-Люссак(1778–1850) – французский химик и физик, открытие второго газового закона.
Учащийся 5
Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – российский биофизик, установил роль отрицательно заряженных ионов кислорода воздуха в обеспечении жизненных процессов.
Учащийся 6
Джозеф Пристли (1733—1804) — обнаружил факт, что зеленые растения в отличие от животных организмов способны исправлять испорченный воздух, делая его вновь пригодным для поддержания жизни.
Учащийся 7
Климент Аркадьевич Тимиря́зев (1843-1920) — раскрыл закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении.
Песня на музыку «Улыбайся», группа «IOWA», музыка Л. Терещенко
Мы постигаем основы различных наук,
Они сложны, но вовек не опустим мы рук.
Стремимся к цели, все сложится в жизни у нас.
О том заботится школа моя и ТоАЗ.
Припев
Только развивайся, развивайся.
Хоть нелегок этот путь, ты старайся.
Развивайся!
Список использованной литературы:
1. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель, Corpus, 2010. 527 с.
2. Биографии великих химиков. Перевод с нем. под редакцией Быкова Г. В. — М.: Мир, 1981. 320 с.
- Полевой В.В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989.
Опубликовано: 18.07.2017
Классный час
День Земли. Воды и Чистого воздуха.
Девиз: «Сохранить природу — сохранить
жизнь»
Цели:
воспитание
чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать
свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической
культуры.
Эпиграф:
Нельзя допустить,
чтобы люди
направляли на своё
уничтожение
Те силы природы,
которые они
Сумели открыть и
покорить.
Ф. Жолио-Кюри(слайд)
План.
1. Значение природы
для человека.
2. Существует ли в
настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какова
экологическая обстановка в нашем городе?
4. Какое влияние
окружающая среда оказывает на здоровье людей?
5. Что может сделать
каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
-эколог,
-представитель комитета по охране природы,
-медицинский работник,
-экономист.
В роли специалистов выступают учащиеся 8 классов,
подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.
.
Ход брифинга
I. Вступительное
слово учителя о значении природы для человека.
Ведущий (учитель).
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» —
чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется,
никто и никогда не упоминал о чуде
из чудес — единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама
наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно
продолжает оставаться единственным, ни с
чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным,
потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей
вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще
не открыли. Величайшим, потому что
сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, — загадки
рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих
судеб цивилизации.
Это чудо — Природа. Человек — ее частица. Природа дает
человеку питание. Ветер и солнце, лес и
вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче,
поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния
природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу — сохранить жизнь» — тема
брифинга.
В нашем брифинге принимают участие: экологи, медицинские
работники, экономист
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел
невпроворот…
Но мы еще придем просить
прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского
восхода,
У самого мельчайшего
малька…
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и
перроны,
Леса без птиц
И реки без воды…
Все меньше —
окружающей природы…
Все больше —
окружающей среды. (сдайд)
Всего несколько строк стихотворения
Р. Рождественского, но в них
самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя
оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут
обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово
ведущим специалистам.
II. Выступления
специалистов.
Ведущий называет вопросы, которые
необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.
— Есть ли в
настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией по этому вопросу выступает эколог.
Эколог. Дальновидных,
неравнодушных людей во все времена волновали
экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу
лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес
рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им
ноздри и ушня, наказание батогами,
посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах
Петербурга и обязал
всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране
водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот
будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями расширялось
вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде
произошли в эпоху
научно-технической революции. И не всегда они положительны.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить
людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить
его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать,
дерзать, творить… К сожалению, не все
понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать
тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений•- люди и созданные ими
заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…
Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский,
создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и
ее богатствам: результат может быть только один — полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух»
возникло не случайно.
Человек способен без пищи прожить недели, без воды — дни, а без
воздуха -минуты. .
За последние 25-30 лет транспорт и промышленность
взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь
антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только
углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может
привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня
Мирового океана. Возможные отрицательные
последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
Более 50 городов России имеют уровень загрязненности
окружающей среды, превышающий санитарные нормы.
Все острее становится проблема источников чистой
пресной воды.
Леса — «легкие планеты», безотказные фильтры
атмосферы, -вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины — это
почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что
генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой,
может быть искажена
и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества,
ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков
сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы.
Многочисленные
катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны.
И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА…(картинки)
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки
в буйстве — там и тут.
И в
наше озеро стекают
И
удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки
книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По
берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова — горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На
травах — черные болячки –
Беда,
куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
— А что? Кислотные
дожди…
… Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
— Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло
от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море — сточная
канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был
венец Природы —
Ее созданье —
Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть,
все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
— Да сын ли ты
мне, Человек?
В. Глебов
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем
городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
— Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье
людей?
С информацией
выступает медицинский работник.(картинки)
Медицинский
работник. Загрязнение воздуха
на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья
оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской,
Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое
влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной
системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных
детей и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное
загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек
кишечных инфекций. Во многих регионах нашей
страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет
к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях,
подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске,
Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих
эндокринными заболеваниями.
Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24 %.
Многие растения и
животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических
соединений, их употребление
опасно для здоровья.
Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом
затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная
деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу
включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на
грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118
видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в
России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения,
землетрясения …).
— Что может сделать каждый из нас для
сохранения природы?
Слово предоставляется экономисту.
Экономист. Прежде всего, необходимо создавать безопасные
технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным
оборудованием… На это требуются огромные средства.
Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в
природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000
лет.
(слайд)
Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее
богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый
школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)
«Будьте активными защитниками природной среды!»
• Соблюдайте правила
поведения в лесу, на берегу водоемов…
• Соблюдайте правила
сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…).
• Заботьтесь о
братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках …).
• Украшайте в
зеленый наряд города и села. (на слайды с иллюстрациями)
III. Заключительная
часть
Ведущий. Итак, защита природы касается всех
нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом
Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы
которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами —
мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её
сохранность на каждого из нас, на каждого
без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу
за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Послушайте стихотворение:
Берегите Землю! (слайд)
БерегитеЖаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
—Всех судеб связующие нити. Берегите Землю!
Берегите…М. Дудин
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светлоречная средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Чистый воздух – залог здоровья».
Учитель начальных классов:
Коваленко А.И
Тема: Чистый воздух – залог здоровья
Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на
земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки,
умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление,
познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать
коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать
товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи,
презентации, фильм «Загрязнении воздуха» — 3.45 минут, карточки с
задачами.
Ход занятия.
I. Психологический настрой
Дыхательная гимнастика.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох — руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох –
опускаем руки вниз.
— Почему занятие начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в
кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)
II. Актуализация знаний
— К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».
— Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря
Ожегова
Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны
с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как
влияет на нее своими действиями.
— Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту
телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные,
человек).
Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?
Проблема – загрязнение воздуха
Гипотеза – воздух загрязняет человек.
Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).
— Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)
— В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются
экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести
хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
– провести небольшое исследование.
Учащиеся читают пункты плана:
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
4. Изучение способов очистки воздуха.
Свойства и состав чистого воздуха.
Игра «Карусель»
Учитель зачитывает вопрос .
1. Что такое воздух
2. Сколько весит воздух
3. Где находится воздух
4. Что такое атмосфера
5. От чего защищает атмосфера
6. Какова толщина атмосферы
7. Назовите свойства воздуха
8. Из чего состоит воздух
9. Какой газ нужен человеку
10. Сколько человек может прожить без воздуха
11. Сколько нужно человеку кислорода в день
12. На какой планете есть атмосфера, а жизни нет
Тест
1. Что такое воздух?
A) газ
Б) особая жидкость
B) смесь газов
2. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
4. Какими свойствами обладает воздух?
а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не
имеет запаха.
б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при
охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих
предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются
ветры.
5. Что происходит с воздухом при нагревании?
а) кипит
б) превращается в воду
в) расширяется
III. Исследовательский проект.
3. Исследование факторов загрязнения воздуха
ответьте на вопросы:
— Что загрязняет атмосферу?
— Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека?
— Как влияет загрязнение воздуха на растения?
— Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения
воздуха.
Ребята, людям и животным, заводам и машинам — всем нужен воздух.
• Почему же на земле его не становится меньше? ( обсуждение и ответы )
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом,
а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а
выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему
так легко дышится в лесу.
• Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении?
(обсуждение в группе и ответы детей)
В помещении грязнее в 10 раз.
— Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,
ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и
микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные
формы аллергии.)
— Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?
Правила здоровья:
1.Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,
старайся не дышать глубоко, дыши только носом.
2. Лучше гулять в парках подальше от дорог.
3. Воздух в квартирах очень грязный из—за скопления пыли, поэтому
комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков,
люди должны быть в это время в другой комнате.
4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под
окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда
водители прогревают моторы .
• Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
• В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в
котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых
существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.
Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»
Лесные пожары Cлайд «Пожары»
Загрязнение городов Cлайд «Смог городов»
Множество машин Cлайд «Машины», Слайд «Вырубка лесов»
— Опыт «Горение свечи»
Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?
Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать
металлическую ложку?
Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.
(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)
Проведение опыта:
Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем
образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой
стал палец?
Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им
дышим.
А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим
кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без
кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он
непригоден.
Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям .Вот только днём
они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ,
поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.
• Чистый ли воздух на нашей планете?
• Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?( ответы )
• На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые
газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять
воздух.
А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от
загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3
липы, 7 елей, 4 осины.
Физминутка.
Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)
Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей,
сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.
4. Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»—3 мин. 45 сек
Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)
От кого зависит чистота нашей планеты?
IV. «Чистый воздух – залог здоровья»
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля — наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
V. Рефлексия.
Нарисовать рисунок на формате А-4 «Как сделать село чистым».
Акция
по профилактике табакокурения
«Чистый воздух»
Цель: способствовать формированию мотивации учащихся к поддержанию здорового образа жизни, через определение своих жизненных ценностей и принятия осознанных решений на фоне информации о вреде курения, его воздействии на организм.
Привлечь всех участников образовательного процесса к совместному решению проблемы курения.
Задачи:
-
Ознакомить учащихся с отрицательными последствиями курения.
-
Учить принимать решения в пользу ЗОЖ.
-
Показать, что здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы, привычки.
-
Развивать творческие способности учащихся.
Предполагаемый результат:
-
Знание учащимися негативных последствий курения.
-
Навыки принятия решения. Отрицательная оценка выбора, сделанного в пользу курения.
-
Определение своих жизненных ценностей.
Реализация проекта.
Мероприятия акции:
1.Эксперимент «Физиологические последствия курения»
Задача: Продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества проникают в рот и легкие.
В результате данного эксперимента учащиеся должны уметь описать физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань.
Учителю нужно изготовить прибор для курения (прозрачная пластиковая трубка с колпачком, трубка с сигаретой (без фильтра) длинной 5-7 см, ватный шарик, пластилин, спички.
В крышке проделать отверстие размером с диаметр трубки, вставить трубку и замазать отверстие пластилином.
Вставить ватный шарик с одной стороны трубки, сигарету с другой. Навернуть крышку. Сжать бутылку, выдавить из нее воздух. Зажечь сигарету и медленно равномерно ослаблять давление на бутылку.
Проделайте следующее: потрите ватным шариком стебель нескольких растений.
Вопросы для обсуждения и вывод из наблюдения:
1.Как выглядит ватный шарик после эксперимента?
2. Как выглядит бутылка?
3.Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?
4. Что произошло с растениями?
Обобщения учителя биологии или медработника о физиологических последствиях курения.
2. Игра «Остров мечты»
Цель: показать, что здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы, привычки, а курение оказывает пагубное воздействие.
Содержание:
Эта игра, в которой сбывается мечта любого человека. Однако, каждый ученик должен выбрать одну мечту из предлагаемого списка: Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба, Семья. Работа должна проходить в быстром темпе. Спросите ученика: «Твоя мечта?» Ответы отмечаются в соответствующих колонках: Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба, Семья. После того, как опрошены будут все учащиеся, обсуждается, почему они не выбрали что-либо другое, в частности здоровье. Пусть ученики обсудят как те решения, касательно их здоровья, которые они принимают теперь, скажутся в будущем на их мечтах и жизненных целях.
Можно провести мероприятие с большим числом учащихся, оформив «остров мечты» в фойе школы. Все желающие записывают свою мечту и прикрепляют к списку. При подведении итогов акции проводится обсуждение ответов учащихся.
3. Игра «Плюсы и минусы»
Цель: продемонстрировать учащимся кратковременные и длительные последствия воздействия курения на организм.
Учащиеся должны убедиться в том, что влияние курения- однозначно отрицательно.
Содержание игры.
Класс делится на 2 группы. Каждая группа выбирает себе капитана, который записывает ответы своей группы.
Задание 1группы — «Перечислить все отрицательные кратковременные последствия курения». Задание 2 группы — «Перечислить все отрицательные долговременные последствия курения». Задание 3 группы — «Перечислить все положительные кратковременные последствия курения». Задание 4 группы — «Перечислить все положительные долговременные последствия курения».
Работа в группах 10 минут. Обсуждение ответов групп. Выигрывает та группа, которая даст наибольшее количество ответов, с которыми согласиться весь класс.
Через обсуждение положительных последствий курения подвести учащихся к причинам курения подростков и альтернативных способов поведения в той или иной ситуации.
4. Игра «Вы рискуете своими легкими»
Цель: учащиеся должны научиться определять опасности для здоровья, исходящие от курения.
Предварительная работа:
1.Составить список вопросов и ответов «дефекты».
2. Нарисовать «портрет курильщика» для каждой команды.
Ученики делятся на 3 команды. Условия игры: учащиеся отвечают на вопросы о влиянии курения. Так как ответ могут знать несколько участников, то выбирается капитан команды, который и будет поднимать руку, если у команды готов ответ. Учитель читает вопрос, отвечает тот капитан, который первым поднимет руку. За правильный ответ команда поучает 10 баллов. За неправильный ответ присуждается «дефект», т.е. желтый зуб курильщика (на «портрете курильщика»).
«Вы рискуете своими легкими»
Вопросы и ответы
1.При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя? Как называется этот газ?
-угарный газ.
2.Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
-сердце
3. Верно или неверно, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
-неверно
4. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей- электороприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты ?
— сигареты
5. Курение вызывает сильное привыкание?
— да, курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость.
6. Что означает «пассивное курение»?
-«пассивное курение» или вынужденное курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков.
5. Коллективная работа «Портрет курильщика»
В фойе школы оформляется стенд с изображением человека с целью создания портрета курильщика. На этом стенде каждый желающий ученик, учитель, родитель может написать, нарисовать, сделать аппликацию по предложенным направлениям: причины курения, последствия курения, жизненные цели, досуг курильщика, пожелания курящим и некурящим.
После создания «портрета курильщика» проходит обсуждение проблемы курения по классам.
6. Дискуссия «Принятие решений»
Цель: учить подростков принимать осознанное решение.
Учащимся предлагается схема последовательности действий при принятии решения:
-
Какие существуют возможные варианты решений?
-
Каковы отрицательные и положительные последствия каждого из вариантов?
-
Могу ли я отказаться от этого варианта?
-
Если нет, принимал ли я подобные решения в прошлом? Если да, то было ли это решение правильным?
-
К кому я могу обратиться за советом по поводу этого решения?
-
Каково же мое окончательное решение?
-
Как я должен действовать?
Учащиеся предлагают для обсуждения свои жизненные ситуации. Дискуссию можно проводить вместе с родителями, которые вместе с учащимися обсуждают принятие решений.
7.Творческая работа учащихся, педагогов, родителей
Цель: признать необходимость изменить отношение общества к здоровью и курению. Дать понять учащимся, что они смогут распоряжаться своей судьбой только, сделав выбор в пользу здоровья и отказавшись от вещей, которые могут помешать им.
Задание: предлагается самостоятельно продумать и реализовать действенное средство воздействия на учащихся с целью принятия решения против курения. Это может быть:
-видеоролик, письмо с обращением к сверстникам по данной проблеме,
— видеоролик с записью беседы заядлого взрослого курильщика с рассказом о проблемах, с которыми он сталкивается.
— видеоролик с городских улиц и общественных мест по теме «Пассивное курение»
— видеоролик об альтернативном поведении «Вместо курения лучше…»
Подведение итогов акции.
Анкетирование учащихся
«Вы рискуете своими легкими»
Вопросы и ответы
1.При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя? Как называется этот газ?
-угарный газ.
2.Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
-сердце
3. Верно или неверно, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
-неверно
4. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей- электороприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты ?
— сигареты
5. Курение вызывает сильное привыкание?
— да, курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость.
6. Что означает «пассивное курение»?
-«пассивное курение» или вынужденное курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков.
7. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает?
— Неверно. Никотин вызывает сильное привыкание. Он влияет на деятельность мозга, вызывает смену настроения.
8. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
— нет. Никотин вызывает самое сильное привыкание.
Сценарий агитбригады по экологии
«Мы за чистый воздух»
Коваль Елена Анатольевна,
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №83»
г. Череповец Вологодской обл.
Дети выходят под музыку «Марша» Д. Кабалевского и встают клином перед экраном с изображением ЧМК и агрокомплекса Аммофос.
1 мальчик.
Город наш – Череповец,
Славный город труженик!
2 мальчик.
Плавят сталь здесь
День и ночь,
Дымом все окутано.
3 мальчик.
Чуть поодаль от дорог
Агрокомплекс Аммофос
4 мальчик.
Удобрения калийные
Для полей он создает.
5 мальчик.
Мы горды за город наш,
За достиженья знатные!
6 мальчик.
Подрастем, заменим пап,
На заводах наших!
1 мальчик.
В горле что-то запершило….
2 мальчик.
Потекло из носа…
3 мальчик.
У меня зудит вся кожа…
4 мальчик.
И из глазок слезы…
Все. Кто поможет нам? Не знаем…
Заходит девочка – медсестра.
Девочка.
Дети, вам я помогу!
Всем лекарства пропишу!
Вот микстура вам от кашля.
Девочка достает бутылочку с сиропом от кашля.
Капли в нос, 3 раза в день.
Девочка достает из сумки бутылочку капель для носа и передает мальчику.
Вы, глаза почаще мойте
Под проточною водой.
В Крым, на море, отдыхать,
Воздухом морским дышать!
5 мальчик.
Да…. На море я б поехал…
6 мальчик.
Я бы тоже полетел,
Если б папа захотел…
Выходит папа в одежде рабочего ЧМК, встает в середине.
Папа.
Слушал вас из-за кулис
И решил вмешаться:
Очень слабая сейчас
По здоровью нация!
Раньше был завод в дыму
С красно-черной дымкою,
Но очищает пыль давно наша установка.
Пылеуловитель он, наш ЦН-15
Грязь в себя вбирает,
А дым и шлаки он,
В воздух не пускает.
3 мальчик.
Почему ж зудит вся кожа?
4 мальчик.
Слезы льются градом…
1мальчик
Кашляю на улице…
2 мальчик
И течет из носа.
Папа.
Мы работаем, ребята, дело то не легкое…
Но я крепко обещаю — будет установка!
Дети.
Воздух будет как в Крыму,
Чистый и целебный?
Папа.
В Крым лечиться? Нет, ребята!
Приезжать все будут к нам
Воздухом лечиться!
Дети исполняют песню на мелодию песни В. Шаинского
«Вместе весело шагать»
Чтобы воздух чистым стал
На планете, на планете, на планете,
Чтоб здоровыми росли
Ваши дети, ваши дети, ваши дети.
Разработайте, постройте уловители,
Пылесборники, насосы, наполнители
Блокиаторы и грязяуловители
Фильтры, тенты, гидрогазоочистители.
И тогда на свете воздух будет чистым,
Будет чистым, будет чистым.
И тогда здорова будет ваша смена-
Ваши дети, ваши дети.