Сценарий что мы родиной зовем

Внеклассное мероприятие "Что мы Родиной зовем?" способствует формированию и воспитанию чувства патриотизма, воспитанию любви к Родине, расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к истории

Внеклассное мероприятие  «Что мы Родиной зовем?» 3класс

Цель:

  • способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
  • воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:

  • усиление патриотических качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие памяти, речи учащихся;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
  • плакаты с пословицами;
  • магнитофон и аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”;
  • выставка книг о Родине;
  • иллюстрации детей по теме классного часа.
  • трафареты голубя и флага

Учитель.  Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие , но очень важное  для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

Учитель. Дети, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? Родина — это место, где вы живете, где ваш дом; город, где вы живете.

Ученик 1:            «Родина моя»

Что значит: Родина моя? Ты спросишь.

Я, отвечу: Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Все это-Родина твоя,

Земля твоя родная.

       Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

(М.Агашина)

Ученик 2   

 Если скажут слово- Родина,                      

                        Сразу в памяти встает                                    

                        Старый дом, в саду смородина,                  

                        Толстый тополь у ворот.                                

                        У реки березка- скромница                          

                        И ромашковый бугор…                                

                       А другим, наверно, вспомниться                  

                       Свой родной московский двор.                    

   Ученик 3: В лужах первые кораблики,                      

                        Над скакалкой топот ног,                                

                        И большой соседней фабрики                      

                       Громкий радостный гудок.                              

                       Золотая целина…

                       Родина бывает разная,

                       Но у всех она одна!

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,  

Живущих в соседнем дворе.

Ученик 4:

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок…и я!

Ученик5  

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком,

И на щечке родинка-

Это тоже Родина!

Ученик 6

Что мы Родиной зовем?  
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Ученик 7

Что мы Родиной зовем? 
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

-Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

    Учитель.   Мы с вами живем в России, мы — россияне. Россия — большая страна, и ее населяют много народов, но большинство из них говорит на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим?

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы с вами поговорим сегодня.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. К устному народному творчеству относятся сказки, песни, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, колыбельные.

В устном народном творчестве богатым, выразительным, метким словом воспевалась народная мудрость, черты характера, ловкость, смекалка, трудолюбие русского народа.

 Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Жить – Родине служить.
  • За Родину – мать не страшно умирать.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака,  родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

А как раньше называли Россию?(Русь)

В стародавние времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают, некоторые учёные произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами. Каждый из нас с вами – частичка России.

Ученик

 Роса состоит из росинок,

Из капелек пара — туман,

Песок — из мельчайших песчинок,

Россия — из россиян .

-У нас очень большая и красивая страна – наша Россия.

Ученик

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Ученик 1:     Что мы Родиной зовем?

                     Дом, где мы с тобой растем,

                     И березки у дороги,

                     По которой мы идем.

 Ученик  Что мы Родиной зовем?

                    Солнце в небе голубом

                    И душистый, золотистый хлеб,

                    Хлеб за праздничным столом.

Ученик   Что мы Родиной зовем?

                    Край, где мы с тобой живем,

                    И рубиновые звезды-

                    Звезды мира над Кремлем.

Учитель: Как называется наша страна? (Россия или Российская  Федерация)

Учитель:  Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длиной границы, как наша страна. Посмотрите, на карте много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

Ученик

 На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Ученик

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Ученик

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Ученик

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

 Учитель: А какие прекрасные города есть в нашей России. Какие города вы знаете?

       Я вам предлагаю разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов

Учитель:  Как я уже говорила, много есть на свете, кроме России , хороших государств и земель. Все они имеют свои отличия. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Как вы думаете, какие это отличия? (Язык , местоположение , культура , одежда, обычаи, традиции)

Россия, как каждое государство, имеет свои три обязательных символа. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Назовите символы государства( герб, флаг и гимн) Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символам.

       Вы, как граждане России, обязательно должны знать ее главные символы и, конечно же, уважать их, и сегодня мы попробуем выяснить, о чем могут нам рассказать символы нашей страны. Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

Ученик

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Учитель:

А сейчас попробуйте отгадать о каком символе мы будем говорить. Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос.(флаг) 

Ученик 2: 

А флаг России — триколор,

 Полотнище в три цвета.

 В нем яркой красной полосой

 Страна наша воспета.

 В России так заведено,

 Что любят красный цвет давно.

 Не зря ведь названы у нас

 И площадь Красной, и изба.

 А также девица красна,

Ведь красный- это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Ученик 3:

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще  цвета

Что означают цвета два.

Синий — Украины цвет,

Белый — Белоруссии.

Народы их объединились

Чтоб жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Флаг нашей страны имеет свою историю.

   Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.

 Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.

  Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.

  Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу

Ученик

 Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня.

Я в России честь и знак-

Бело-сине-красный флаг.

Сейчас проверим. Ваша задача — отыскать среди множества флагов флаг России (Работа в парах)

1.Белый означает мир, чистоту совести, благородство (цвет чистоты). Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. 
2. Синий цвет — это вера и 
верность ( цвет любви). Народ любит Россию и верен ей. 
3. Красный цвет — огонь, отвага, героизм и
 сила (цвет силы). Люди всегда защищали свою Родину. 

 
 
Учитель:

            Ребята, а вы знаете, где можно встретить государственный флаг России?

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях. Флаг развевается на мачтах российских кораблей.

Москва —  столица России. Столица- главный город государства, страны. А что является символом столицы нашего  с вами государства? (Кремль). А над Кремлем развевается государственный флаг – символ государства.

Практическая работа учащихся. А сейчас вы будете работать в группах, вам предлагается собрать из полос флаг РФ.

Ребята, нашему флагу уже более трехсот лет. 

22 АВГУСТА – ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

         Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. 

Гимн – это  торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Ученик : Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия- любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем молча и стоя всегда:

Его нам включают в момент торжества!

            В каких случаях исполняется гимн? Гимн исполняется в особо торжественных случаях: на митингах, государственных праздниках, на военных парадах, в случаи победы наших спортсменов на соревнованиях.

Стало традицией и у нас в школе 1 сентября праздничную линейку начинать со звуков гимна.

Наш гимн значительно моложе флага, ему чуть более 50лет.

Вот вам новое задание. Нужно восстановить порядок в строчках. 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

При исполнении гимна все обязательно встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием. 
Этим люди выражают уважение и почтение к стране.

Учитель:  Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.(Звучит гимн, дети слушают, стоя).

Учитель: Следующий символ.

Он дополняет гимн и флаг
Любой страны, то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)

Ученик

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку. 

Ученик

 Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над головами – короны.

Ученик

На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне. 
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне. 
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит. 
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит. 
Подтверждает герб старинный независимость страны. 
Для народов всей России наши символы важны.

Герб— это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? ( Рассматривают герб).

Ученик

Наш герб.

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

 Вот леопард, орел двуглавый,

 И лев, встающий на дыбы.

 Таков обычай был старинный-

 Чтоб с государственных гербов

 Грозил соседям лик звериный

 Оскалом всех своих зубов.

 То хищный зверь, то птица злая

 Подобье потеряв свое

 Сжимает в лапах, угрожая,

 Разящий меч или копье.

Учитель:

       Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на солнце.

  На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

         Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников     Отечества. Образ его изображали на иконах.

             В некотором царстве – государстве случилось несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю. Разрушал дома. Взмолились жители того государства. Змей же потребовал, чтобы его кормили досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить каждый день приводить  к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить  царевну в беде сразился со змеем и победил его.

Где можно встретить изображение российского герба?

С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Но кроме герба, флага и гимна у России есть и другие символы. Попробуйте догадаться, что это, отгадав загадку

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане (береза)


Ученик

 Белоствольная береза

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою – в серебре, 

 Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди,

У родимого крылечка

Ты березку посади.

Мы поговорили о символах России. Но Россия – это ведь не только символы, это густые леса, широкие реки, высокие горы, хорошие, добрые люди, это мы с вами. Каждый видит Россию по-своему.

Россия, Россия – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Танцуют, раздольные песни поют.

Исполнение песни «Росиночка-Россия»

. Люблю я Родину свою во всей её красе!

И свежий воздух поутру, и ландыши в росе.

Мне нравится в лесу бродить сквозь сосны, ели, клёны.

И лучик солнышка ловить меж веточек зелёных.

Мне нравится венки плести из полевых цветов.

Смотреть, как ручеёк блестит среди родных лугов.

Я радость в сердце не таю и пусть узнают все,

Как Родину люблю свою во всей её красе!

Практическая часть: Ребята, на ваших столах лежат буквы, из них нужно собрать слово и выложить его на доске.

(Каждой команде даются разные слова. Например: РОДИНА, РОССИЯ, ОТЧИЗНА). Дети выполняют задание на скорость и правильность.

Завершая наш сегодняшний разговор давайте проверим наши знания о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Президент России… Путин.

Кто выбирает президента РФ… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов….. флаг

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. ….герб

Торжественная песня, принятая как символ государственного единства….. гимн

Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали.

 Но знаете ли вы, что есть символы, которые едины для всех стран. Один из них — символ мира. Символом мира называют белого голубя, который несет чистоту, доброту, светлый мир.

 Вы хотите, чтобы был мир без войны?

 Я предлагаю вам сделать белого голубя — символ мира. Для этого у вас есть все необходимое: трафареты, по которым вы обведете голубя, ножницы — они понадобятся вам, чтобы его вырезать. 

   Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.

 Помните: любить надо Россию не за то, что она велика, а за то, что она твоя Родина.

Ученик:  Берегите Россию.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой!

                           (К.Синицын)

Исполнение песни

Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.

1 куплет:

Посмотри, как всё красиво, 
Посмотри — простор какой. 
Точно мать, склонилась ива 
Над заснувшею рекой. 
Ветерок метнулся разом, 
Облаков прорвав кольцо. 
И ромашка жёлтым глазом 
Смотрит солнышку в лицо. 

Припев: 

Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней.- 2 р. 

2 куплет:

Посмотри, леса какие 
И сады шумят кругом. 
Наша Родина — Россия 
Хорошеет с каждым днём. 
Видишь — яблони и сливы 
Вдоль дороги стали в ряд. 
О житье-бытье счастливом 
В русских сёлах говорят. 

Припев: 

Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней. –

Сценарий открытого мероприятия «Что мы Родиной зовем?»

Задачи:
1) уточнение понятия «малая родина», формирование представлений о значении родины в жизни человека;
2) способствовать воспитанию любви к родному селу;
3) развивать мышление, память, восприятие детей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды фотографий родного села.

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок. и я.

Песня «С чего начинается Родина?»

Учитель:-А с чего начинается Родина для вас?
-Значит, Родина – это семья, родная страна-Россия, родное село.
Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где прошло наше детство, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина.
Мы сегодня будем говорить о вашей Малой Родине — о селе Исаково.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

И в ширь, и вдаль легла земля родная,
Где каждый уголок ее хорош;
Но нет в судьбе милей родного края,
В котором ты родился и живешь.

— Ребята, как вы считаете, человек сможет жить без Родины? Почему?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
— Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Действительно, человек без Родины жить не сможет. Об этом говорит вековая народная мудрость, отраженная в пословицах русского народа. Давайте «соберем» пословицы о Родине. Как вы понимаете их значение?

Родная сторона – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, расставаясь с Родиной – всю жизнь.
Расставаясь с другом, плачут семь лет; а чужая – мачеха.
Родина – мать, как мать любимую
Береги землю родимую, умей за нее постоять.

Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Проводится конкурс «Родня».

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

— Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

— Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

— Знаете ли вы знаменитых земляков?
— Что из истории своего края вы можете рассказать?

— Какие живописные места вокруг поселка лучше всего посетить во время экскурсии или похода?

Звучит песня.

Учитель: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты — гражданин великой многонациональной России!

— А завершить нашу беседу я хотела бы словами К.Д Ушинского: «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Разработка классного часа «Что мы Родиной зовём?»»

«Что мы Родиной зовем»,
 программа посвященная Дню России.
Цель:
Воспитывать   патриотические   чувства:   любовь   к   родине,   России,   родному
краю; гордость за принадлежность к гражданам России.
Развивать интерес к истории России.
Познакомить с государственными символами.
Работать над выразительностью и эмоциональностью в исполнении стихов.
Прививать любовь к российскому наследию.
Ход мероприятия.
Перед началом звучат песни о России.
Ведущая:    Нет края на свете красивей,
                         Нет Родины в мире светлей!
                         Россия, Россия, Россия, –
                         Что может быть сердцу милей?
Сегодня мы с вами совершим маленькую экскурсию­ путешествие по нашей 
великой стране России, наша экскурсия посвящена празднику Дню России, 
который мы отмечаем 12 июня, ведь именно 12 июня  1990 года  была принята 
«Декларация о государственном суверенитете РСФСР»,т.е. независимости. 
Люди не выбирают место своего рождения на земле. Они могут жить в разных 
странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках, но слова 
«Родина, Отечество, Отчизна» святые для каждого. Для нас с вами все эти 
понятия заключены в слове «Россия».
Ребята, а какой вы видите свою Родину? За что вы ее любите?(Ответ детей)
Откуда же произошло само слово «Родина». Слово это произошло от древнего
слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным 
родством. Каждый из нас –потомок какого­либо старинного древнего рода. 
Слово с корнем «род» много: родить­ произвести на свет, родители –отец и 
мать, у которых рождаются дети, родня­ родственники, родословная­ 
перечень поколений одного рода. У каждого из нас есть большая родня­ наши 
предки, которые создали и защищали наше Отечество, нашу Родину, имя 
которой ­Россия!
Дети читают стихи 
1 Кремлёвские звёзды Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет! 
Главные слова 
2  В детском садике узнали 
   Мы прекрасные слова. 
   Их впервые прочитали: 
    Мама, Родина, Москва.
3   Пролетят весна и лето. 
     Станет солнечной листва. 
     Озарятся новым светом 
     Мама, Родина, Москва.
4     Солнце ласково нам светит. 
       Льется с неба синева. 
        Пусть всегда живут на свете 
        Мама, Родина, Москва!
        Что мы Родиной зовём 
5        Что мы Родиной зовём?
          Дом, где мы с тобой живём,
           И берёзки, вдоль которых
            Рядом с мамой мы идём.
6     Что мы Родиной зовём?
       Поле с тонким колоском,
       Наши праздники и песни,
       Тёплый вечер за окном.
7      Что мы Родиной зовём?
         Всё, что в сердце бережём,
         И под небом синим­синим
          Флаг России над Кремлём. Ведущая: Наше государство называется Российская Федерация. А знаете ли 
вы чем одно государство отличается от другого?) Ответ детей. Правильно, 
государства различается языками, на которых разговаривает народ, 
обычаями, традициями, географическим положением. А какие основные 
символы государства вы знаете?(ответ детей)
Основные символы –это герб, флаг и гимн. 
На гербе нашего государства изображен двуглавый золотой орел. Орел 
символ солнца, небесной силы и бессмертия. Это очень древний герб. Он 
появился 500 лет назад. Герб, ребята, ­эмблема государства. Он изображается
на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Следующий символ государства –это флаг. Флаг Российского государства 
представляет собой трехцветное полотнище с белой,  голубой  и красной 
полосами. Что же символизируют  эти цвета? Послушайте стихотворение, 
которое приготовили ребята.
Российский флаг
8. Трех цветов российский флаг
    Каждый цвет­ для всех нас знак!
    Есть на флаге красный цвет,
    Героизмом он согрет
    Стойкость, жертвенность, отвага­
    Смысл такого цвета флага.
9.   Синий цвет на флаге­ верность,
      Твердость духа, неизменность,
      Доброта, простосердечье,
      Что людьми ценились  вечно.
10. Белый это чистота.
      Благородство, высота.
      Светлых ангелов привет
      Означает белый цвет.
 
11 . Трех цветов Российский флаг.
       Многоценен этот стяг!
       Он в столице над Кремлем,
        Греет всех своим теплом.
12.     Это  флаг любви, победы.
           Не страшны с ним бури, беды,
           Русь под знаменем стоит
           В испытаньях, как гранит! 13.     Предки,крепкие в борьбе, 
          Возвещают о себе.
          Значит выстоим и мы­
           Милой Родины сыны!
           Знамя верное у нас­
           Мы не дрогнем в страшный час!
Ведущая: Много разных версий, что же означают и символизируют цвета 
Российского флага. По одной это единство земли, моря и неба. По другой­
содружество  трех славянских  народов. 
Проводится игра «Собери флаг России» (по 2 человека)
 Ведущая:  Третий символ нашего государства­ Гимн Российской Федерации. 
Слова гимна сочинил Михалков, музыка Александрова. Гимн был утвержден 
президентом 30 декабря 2000года. В новый 21 век Россия вступила с новым 
гимном, давайте его послушаем, но не забывайте, что гимн нужно слушать 
стоя.
(Звучит гимн России)        
Россия – самая большая страна в мире. Она расположена сразу на двух 
материках – в Европе и в Азии. Только в ней есть и полярный пояс, и тундра, 
и тайга, и тропики. В нашей стране живет очень много народностей и у 
каждого из них есть свои музыка, песни, культура, обычаи и обряды. Но всех 
их объединяет любовь к одной большой стране – России!
А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете историю нашего 
государства.  
1.Перечислите русские народные сказки:
1. «Маша и медведь»,
2. «Снегурочка»,
3. «Красная шапочка».
2.Назовите настоящее имя Царевны Лягушки:
4. Василиса Премудрая;
5. Василиса Прекрасная;
6. Марья­царевна.
3.Какие сказки написал А. С. Пушкин?
7. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
8. «Дюймовочка»;
9. «Сказка о попе и о работнике его балде».
4.Назовите русские народные инструменты:
1. балалайка;
2. гармонь;
3. гитара.
5.Какой город был столицей первого русского государства: 1. Москва;
2. Петербург;
3. Киев.
6 Жилой дом у русского народа называется:
7. хата;
8. изба;
9. вигвам.
7 Праздником проводов зимы считается:
1. Рождество;
2. Масленица;
3. Крещение.
8.Блюда русской кухни:
4. щи;
5. равиоли;
6. блины.
Ведущая: В народе говорят Одна у человека родная мать, одна у него и 
родина. Много сложил народ пословиц и поговорок о родине. 
Продолжи поговорку.
1 Родина любимая – что мать……….. родимая.
2  Если дружба велика, будет Родина …………..крепка.
3  Жить – Родине ………………………….служить.
4   Для Родины своей ни сил, ни жизни…………… не жалей.
5   Родина мать, умей за нее ……………………….постоять.
6   Человек без Родины – что соловей ………………без песни.
Ведущая: О любви к Родине немало сложено в народе песен. О 
Родине нашей, о крае родном, мы песней расскажем, как любим его! 
Звучит песня в исполнении детей  «Моя Россия»
Ведущая: И в заключении нашей программа я предлагаю отгадать  
КРОССВОРД «Символы нашей Родины».
Ведущая:    Широка страна моя большая!
                      Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю,
                     Где так вольно дышит человек!
Я еще раз поздравляю вас маленькие россияне с Праздником! С днем России!

Цели и задачи:

  • Знакомить  детей с традициями  русского
    народа. Побуждать к творчеству.
  • Развивать творческие способности, раскрывать
    их таланты,
  • развивать  творческий  потенциал детей.
  • Воспитывать любовь к своему народу, родному
    краю.
  • Воспитывать чувства патриотизма и любви к
    Родине.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал празднично украшен. Звучит песня  «С
чего начинается Родина».

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья
и гости нашего праздника, праздника – который
посвящён самому дорогому – любви  Родине.
Через года доносятся до нас голоса, в которых
звучит трепетная любовь к Русской земле, Родине.

Ведущий 2. В большой стране у каждого
человека есть свой маленький уголок – деревня,
улица, дом, где он родился. Это его маленькая
родина, а из множества таких  маленьких
уголков и состоит наша большая, великая родина.
Мы открываем наш праздник Что мы Родиной зовём?»

Чтец 1. 

Твои поля, овраги, степи, горы,
Небес твоих синеющий шатёр,
И звёзд твоих мерцающие взоры,
И в звёздных искрах твой пытливый взор –
Как это с детства душу волновало
Пленительной тревожной красотой, –
И вдруг опять так больно близко стало
При ярком звуке Родины святой

Чтец 2.

Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит к тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это Родина твоя,
Земля твоя родная.

Ведущий 1. Любовь к Родине – важнейшее
чувство для каждого человека. У  взрослого это
чувство подобно большой реке. Опыт жизни
расширяет понятие Отечества  до границ всего
государства. Но у каждой реки есть свой исток,
маленький ключик, с которого всё начинается.

Ведущий 2. Ты родился на севере, где
зимой не бывает дня, а летом не бывает ночи?
Деревья у твоего дома маленькие, карликовые –
сосны и берёзки ненамного выше тебя. Зато над
твоим родным краем загораются сказочные огни
полярного сияния – словно тысячи лампочек:
красных, синих, жёлтых – сияют в небе. А то, что
холодно,  – не беда.

Ведущий 1. Чувство малой Родины со
своим обликом, со своей, пусть самой скромной и
непритязательной красотой, появляется у
человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь
впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой
отдельной и личной Родиной, он приходит с годами
к той большой Родине, которая для всех одна. Свет
отчего дома и тепло родного очага согревают
человека и освещают его путь на всю жизнь.

Музыкальный  номер «Я нарисую счастье».

Ведущий 1. С детской игрушки, с
народной сказки,  первой школьной беседы об 
окружающем мире ,складывается у ребёнка
представление о Родине . Многие из нас считают
Родиной , место где родился , вырос . Если говорить
конкретно ,то для многих из нас Родина – это
Нижняя Пёша.
Как образовалась наша Пёша? Так сложилось, что
первой образовалась Верхняя Пеша, расположена на
берегу реки Пёша, в 40 км от устья. Площадь её
территории –  50-55 га.
Откуда пошло название – Пёша?
По одной из версии, было это давно, ещё до отмены
крепостного права.
Опальная дворянка Фомична (фамилии её не помнят
сторожилы ) со своей свитой и крепостными
крестьянами с движимым и недвижимым имуществом
на лошадях и пешком , зимой добирались в ссылку на
север.
Весна задержала продвижение – разлившиеся реки,
открывшиеся озёра заставили её остановится на
берегу реки Верхняя Пёша. Здесь внимание
дворянки привлекли сенокосные угодья. Часть
людей из окружения Фомичны осели здесь и начали
застраиваться. Среди осевших были Окладниковы,
Шубины.  Их усилием и мастерством были сделаны
землянки потом дом, церковь, школа, конюшня. Шло
время, после смерти Фомичны крестьяне из её
округа стали свободными, начали расселение по
округу в поисках лучших мест для обжития.
Таратины поселились там, где и образовалось
Таратинское.  Сюда на место теперешней Пёши
двинулись Кузнецовы, Шубины, Калинины, 
Речковы, Ванеканевы, Варницины. Со временем
приехали сюда и мезенские рыбаки Кыркаловы.
Так началась Нижняя Пёша. Первые дома появились
в1864 году, они были построены по южному берегу
реки Пёша. Сейчас эта улица Набережная

Чтец. «Ты тоже родился в России»

Ведущий 2. И  чувство Родины
прорастает, как всё большое, из малого гнёздышка.
Это могла быть лесная опушка, сад за околицей,
овраг с душистыми травами и холодным ключом на
дне или городской двор. И не так уж сложно
объяснить, почему всё это нам дорого. Память
людей связана с тем местом, где родились, где
прошло их детство, где они научились понимать
жизнь. Это могучая сила память!

Ведущий 2. Нельзя не вспомнить об
образовании школы.
В 80-е годы 19 века, когда в народном образовании
«зелёную улицу» получило духовное ведомство, ни
в Канинском (с. Несь) , ни в Тиманском
(Пёша) церковных приходах школы открыть не
удалось из-за кочевья самоедов. Однако по отчётам
Архангельской духовности консистории, в 1894-1895
учебном году в МЕЗЕНСКО-ПЕЧОРСКОМ крае было
открыто 14 одноклассных церковноприходских школ
и 7 школ грамоты. О дате образования русской школы
в с. НИЖНЯЯ ПЁША известно, что школа стала
работать с 1 сентября 1894 года, для обучения детей
грамоте на средства миссионерского общества.
Ввиду отсутствия средств, школа своего здания не
имела и помещалась в доме священника. В ней
работали два преподавателя – заведующий школой
и законоучитель священник Павел Таратин и
псаломщик Ивановский.

Ведущий 1. В 1916 году в школе обучались 5
детей , и занимались они в доме Окладникова
Кирилла Фёдоровича. Этот частный дом служил
школой до 1926 года. В этот же год школа стала
трёхклассной. Дети желавшие продолжить
образование, отправлялись для  дальнейшей
учёбы либо в Мезень, либо в с. Великовисочное –
школу крестьянской молодёжи.
Так же в 1926 году была создана ненецкая
школа-интернат в Канино-Тиманской тундре,
 близ села Нижняя Пёша (выселок Таратинское), и
учительствовал там Тимофей Петрович Синицын, он
был известен под псевдонимом Пэля Пунух, как
северный писатель.
В 1927 году школа располагается в здании старого
Дома Культуры: днём это школа, а вечером клуб,
впоследствии здание полностью было отдано школе.
В это время в Нижней Пёше функционирует две
школы: русская и ненецкая.
В 1932 году Пёшская школа становится семилетней, в
сентябре 1940 года открывается 8 класс, в котором
обучается 18 учеников.

Ведущий 2. Только в учебном 1944-1945 году
открыли 10 класс – это первые выпускники их было 7
человек.
Несмотря на тяжёлые послевоенные годы,
общественная жизнь в школе кипела . в
Нижне-Пёшскую школу стали съезжаться дети из
близлежищих населённых пунктов, для дальнейшего
обучения. На сегодняшний день в школе учатся дети
из Волоковой, Белушья, Волонги, Снопы, Вижаса,
Верхней Пёши.

Ведущий 1. Как мы уже говорили, в нашем
зале присутствуют гости: участники
художественной самодеятельности
Верхнее-Пёшского Дома Культуры. ВСТРЕЧАЙТЕ! 

Выступление гостей.

Ведущий 2. Среди множества особо
отмечаемых в календаре дней , есть один особый –
23 февраля, День защитника Отечества. Именно 23
февраля 1918 года был подписан закон о создании в
нашей стране специальных войск армии для защиты
нашей Родины от нападения врагов. Наша армия
прошла славный путь, оберегая мир и покой граждан
России.
Для всех защитников Отечества настоящих и
будущих прозвучит музыкальный привет «Сегодня
салют»

Ведущий 1. Родина – это огромное
родное дышащее средство, подобное человеку –
писал А. Блок. Давайте  будем бережно относится
к нашей Родине , защищать её чтобы  будущие
поколения могли с гордостью сказать: « Это моя
Родина, моя Россия!»

Список использованной литературы

  1. Архивные данные села Нижняя пёша.
  2. Воспоминания жителей села Нижняя Пёша
  3. Журнал «Читаем, учимся, играем», выпуск № 3, 2004
    год, издательство «Либерея-Бибинформ».

Тема занятия: « Что мы Родиной зовём?»

Цель: создать условия для формирования нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством осознанного чтения произведений устного народного творчества; художественных произведений русских поэтов.

Задачи:

Образовательные:

— знакомить с художественными произведениями русских поэтов;

— знакомить с произведениями устного народного творчества посредством ознакомления с пословицами;

— знакомить с патриотическими понятиями – Родина, патриот, защитники, герой.

Развивающие:

— развивать и активизировать словарный запас;

— развивать умения правильного осознанного чтения при знакомстве с русской народной сказкой «Заяц – хваста»;

— способствовать развитию диалогической и монологической речи, вовлекая детей в речевой диалог;

— способствовать развитию эмоциональной и интонационной выразительности речи;

Воспитательные:

— прививать любовь к Родине, бережного отношения к ней

— прививать патриотические качества — смелость, отвагу, храбрость, умение

прийти на выручку в трудную минуту.

Материалы и оборудование: выставка книг с природным миром Мордовии, иллюстрации к русской народной сказке «Заяц – хваста»; разрезные пословицы; символ России – берёза, вырезанная из бумаги; листья берёзы ; букварь Жуковой Н.С., индивидуальные карточки с текстами разного уровня сложности; индивидуальные «литературные странички» со стихотворением В. Степанова.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Знакомство с новым материалом.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление материала.

6. Подведение итогов.

Методы и приёмы: создание игровой ситуации творческого характера; чтение художественно – поэтических произведений, анализ, и эмоциональная оценка личностных качеств героев: применение физкультминутки и наглядно-дидактического материала.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. Какое у вас настроение?

Предлагаю улыбнуться друг другу и пронести хорошее настроение в течении всего занятия. (Здороваемся ладошками)

2. Сообщение темы занятия.

— Ребята, мы с вами живём в удивительной и красивой стране. Как она называется? (Россия)

Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой  — может припекать солнышко.

— Как мы называем место, в котором родились и выросли?

Давайте прочитаем на доске. (Родина)

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

3. Знакомство с новым материалом.

— Наша с вами Родина необычная. В России очень много рек, гор, лесов, городов.

Какими словами можно рассказать о нашем родном уголке, нам с вами подскажут листочки берёзы, случайно заалевшие сегодня в наш класс.

— Ребята, какое слово написано на первом листочке, который мы прикрепили к берёзке. (Родная)

— Кто нам ещё может быть родным?

 Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители)

А каким словом вы назовете своих дядю и тетю? (Родственники)

— Какой брат у тебя, Арина? (Родной)

— Ребята, о нашем родном крае русский народ и русские поэты сложили немало пословиц, стихов, поговорок и загадок. Сегодня мы попробуем собрать их воедино и прочитать .

Жить – Родине служить.

— Что значит служить? (Помогать)

— Как мы можем помогать нашему родному краю?

— Герой – за Родину горой.

— Кто такой герой? (Человек, который охраняет и защищает свою Родину свою страну).

— Замечательные поэты и писатели восхваляли наш родной уголок в стихах. Сегодня мы с вами попробуем прочитать одно из них..

Но, прежде чем мы начнём читать, давайте вспомним, как правильно нужно сидеть.

Правила посадки при чтении.

1. Спина прямо, поясница касается спинки стула.

2. Плечи располагаются на одном уровне и параллельно поверхности парты.

3. Локти и предплечья равномерно положены на парту, кисти поддерживают книгу в наклонном положении.

4. Корпус держим ровно, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд. 

5. Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см — равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами. 

6. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство – 4-5 см — это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка.

        7. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90%.

— Ребята, давайте вспомним, где при чтении находится указательный палец, и в каком направлении он движется.

Правила расположения кисти руки при чтении.

Указательный палец правой руки расположен под первой буквой начального слова и постепенно смещается вправо по горизонтали по мере прочтения слов.

Чтение стихотворение детьми (в случае затруднения совместно с педагогом).

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках),

Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки),

Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая),

Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой).

5. Закрепление нового материала.

— Каким надо быть, чтобы не испугаться и защитить свой родной край? (Сильным, смелым, храбрым, мужественным, добрым).

— Сегодня мы познакомимся с хвастливым зайцем. А вот исправился ли он или нет, мы узнаем прочитав русскую народную сказку.

— Какую? (Читают дети: «Заяц – хваста»).

Словарная работа.

«Крестьяне» — это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.

«Гумно»— огороженные участок земли для хранения зерна. 

«Кокорина» — коряга, дерево, вывороченное с корнем. 

«Заяц-хваста»
Русская народная сказка

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

Беседа по сказке.

— Кто был хвастуном в этой сказке?

— Где жил заяц?

— Когда ему жилось хорошо и когда плохо?

— Куда он ходил и зачем?

— Перед кем он хвастался?

— Кому рассказали зайцы про хвастунишку?

— Как ворона пристыдила зайца?

— Что случилось с вороной?

— Как заяц ей помог?

— Что сказала ворона зайцу?

— Каким был заяц? ​​​​​​​

6.Подведение итогов.

— Вот и заканчивается наш с вами разговор о родном уголке земли, о котором сложено и написано немало пословиц, сказок, стихов и песен. Я думаю, что каждый из вас постарается заботиться о своей Родине, совершая добрые поступки. И ,может быть, в будущем кто-то из вас прославит свою страну, став выдающимся учёным, художником, писателем или музыкантом.

автор: Пыхтунова Алена Валерьевна

Специальная (коррекционная) школа № 2

Сценарий классного часа “Что мы Родиной зовём?”

ПрезентацияРодина

Сценарий проведения открытого классного часа

Тема: Интеллектуальный турнир между учащимися 4 классов    

«Что мы Родиной зовем»

Цели:  

  • Развитие произвольной памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы учащихся через разные виды игровых упражнений, соревновательный момент;
  • Расширение кругозора;
  • Привитие чувства любви к своей родине;
  • Воспитание уважения к традициям своего народа.

Оборудование:

      Компьютер, презентация, отличительные галстуки у каждой команды, пилотки капитанов, иллюстрации, карточки с заданиями, карточки с пословицами, звезды для оценивания ответов, названия команд.

Ход мероприятия:

  • Вступление.  (Играет фоновая тихая музыка)

Учитель: –Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проведем необычный классный час. У нас состоится турнир по теме «Что мы Родиной зовем». 

Что такое турнир? Турнир –  это состязание, сражение. Но состязаться мы будем мирно. Это будет соревнование на лучших знатоков о своей Родине. 

Ученик:      Что значит Родина моя? – Ты спросишь. Я отвечу:

             Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.

             Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой,

             Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.

             Потом пшеничные поля от края и до края.

             Все это- Родина твоя, Земля твоя родная.

             Чем старше станешь и сильней, тем больше пред тобою

             Она заманчивых путей доверчиво откроет.

Учитель: -Итак, сегодня соревнуются две команды. Предлагаем командирам представить свою команду.

(Командир отдает команды «Наша команда! «– дети хором называют. 

– Наш девиз…». На разные стороны доски вывешиваются названия команд и «экран достижений»)

     Обратите внимание, что на доске висит плакат. Он скрыт сегментами с цифрами от 1 до 6. Это номера заданий, которые вам придется выполнить всей командой. После выполнения каждого задания мы открываем часть плаката. 

За правильно выполненное задание команда получает звезды. В конце турнира мы подсчитаем количество звезд. И определим победителей. 

 – Просим соблюдать дисциплину, не выкрикивать ответы. Только поднимать руку. При обсуждении прислушиваться к своим товарищам, дать ответить каждому в вашей команде, быть дружными. Это поможет победить. Итак, начинаем.

  • задание. Символы России.

Учитель:  Каждое государство имеет свои символы  и эмблемы. Выберите из предложенных вам карточек те, которые называют главные символы государства. Их три.

Карточки: герб, Москва, колокол, флаг, президент, гимн. 

-Какие цвета имеет российский флаг?

-Что такое гимн?

Предлагаю всем спеть куплет из гимна. (Все встают и поют)

  • задание. Пословицы рассыпались.  

На доске прикреплены две половинки пословицы о Родине. Таких пословиц 4. (По 2 каждой команде). Задача учеников – соединить правильно половинки пословиц и прочитать выразительно)

Нет в мире краше                                        Одна у него и Родина            

      Одна у человека мать                                 Родины нашей

  • задание. Загадки . 

Командам по очереди загадывается 5 загадок. Если команда не сумела отгадать – звезду могут получить соперники.

  • Задание.  Конкурс капитанов. 

(Капитанам задаются по очереди вопросы, требующие быстрого ответа. По 5 вопросов. За каждый правильный ответ –звезда.)

Вопросы

  1. Кто изображен на гербе Российской Федерации?
  2. Как называется столица нашей Родины?
  3. Как называется жилье, вырытое в земле?
  4. Как зовут нашего президента?
  5. Назови главный город Иркутской области.
  6. Почему наш город так назвали?
  7. Как называется старый маленький деревянный дом?
  8. Назови имя русского богатыря.
  9. Какое дерево считается исконно русским?
  10. Какой цветок считается исконно русским?

(Команда может помогать капитану).

  • задание. «Русская душа без пляски – никуда!»   

Команда должна в полном составе станцевать отрывок из русского народного танца. 

«Яблочко»               «Во поле березка стояла»

«Каравай»                 «Калинка-малинка»

Оценивается массовость, дружное, эмоциональное выполнение движений приближенно к оригиналу.

  • задание. «Достопримечательности нашего города».  

Предлагается быстро угадать, какой объект родного города изображен на слайде. Команда должна быстро узнать место и поднять руку.

  • ДК «Нефтехимик»
  • Музей Победы
  • Парк Строителей
  • Школа 

(Открылся плакат с надписью «Нет краше Родины нашей!»

Дети читают стихи. «Что мы Родиной зовем».

Подводятся итоги. Команды награждаются леденцами – петушками.

Просматривается ролик под песню «Я, ты, он, она- вместе целая страна»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий шея золотой теленок
  • Сценарий шуточного новогоднего поздравления
  • Сценарий школьный переполох
  • Сценарий что дороже
  • Сценарий шествия на день города