Былинные герои древней Руси
Народная музыка, входят дети.
В.: Здравствуйте, дорогие ребята! .Добрый день уважаемые гости. Сегодня мы поговорим о богатырях-защитниках нашей страны.
А как называется наша страна?…..
Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина, Родина- значит родная, как мама и папа.
Дети читают стихи….
- Родина любимая, что мать родимая.
- Жить- Родине служить.
- На чужой стороне- что соловей без песни.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина- мать, умей за нее постоять.
- Россия, Росся- края дорогие
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Песня «У моей России длинные косички»
Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Много славных подвигов совершали они, защищая ее от врагов.
Как вы думаете, как называли таких людей?…….
Герои- богатыри жили тысячу лет назад, слава об их подвигах из глубокой старины дошла до наших дней.
Ребята, кто такие богатыри?
Дети: 1.Он силен, как вольный ветер,
2. Могуч как ураган,
3. Он защищает землю
4. От злостных басурман!
5. Он силой добрую богат,
6. Он защищает стольный град.
7. Спасает бедных, и детей
8. И стариков, и матерей!
Сегодня мы отправимся ы удивительное путешествие по русским былинам. Что же такое былина?
Это и сказка , и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.
Былины- это древние сказания , которые дошли до наших дней. У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина- Россия- называлась Русью. Это было давно. Не все люди могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивали наизусть и передавали друг другу. Из былин мы узнаем, как жили люди в древней Руси.
Я хотела вас познакомить с самыми известными воинами, о которых вы уже, конечно, слышали. Это самые знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Звучит музыка, входят богатыри.
Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые!. Низкий вам поклон от нас, русских богатырей. Уж как мы старались, прославляли русское воинство. И с Чудом- Юдом боролись, и с Соловьем- разбойником.
Добрыня Никитич :А и сильные, могучие богатыри. На славной Руси. Не скакать врагом по нашей земле!. Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь, не шатается. И века простоит.
Алеша Попович: Много на нашем веку воин было да сражений великих. А вам мы желаем, чтобы никогда вы горя не знали, чтобы в мирное время росли и были самыми настоящими богатырями- как мы. Да только чтобы на вашем пути не встречалось всякой нечисти вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного.
Илья Муромец: Разудалы добры молодцы, собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую до удаль молодецкую.
Танец «Богатырская сила».
Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?
- Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным. Любить свою родную Землю, свой народ, свою страну.
Игры: «Подушка», «перетягивание каната».
Ай да богатыри.
Показали вы нам силушку богатырскую
Про богатырей любимых и почитаемых,
Чтоб добрые люди увидели да послушали,
Чтоб зрители в зале призадумались.
А теперь посмотрим на девиц красных.
Ждут своего выхода девы светлые да прекрасные.
Лицо –то у них- как бы белый снег,
Щеки- то у них- будто алый цвет,
Очи ясные у них- как у ясна сокола,
Брови черные,
Походка у них……
И желают они свой танец показать
Чтобы нам угодить, да гостей побаловать.
Танец «Улетай на крыльях ветра».
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагами по нашей Земле!!!
Не топтать их конями Землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь- не шатается!
И века простоит- не шелохнётся.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Т. «Русский перепляс»
А кто знает из вас, друзья первый закон русского гостеприимства?? Правильно от души накормить.
- Гость, садись за стол!
Традиции не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье. .
Хлебосольство и открытый дом.
- Символ дружбы мира и согласья.
Хлеб да соль столетия спустя.
Как залог и пожеланье счастья,
Преподносят дорогим гостям.
Звучит музыка.
Дети встают в полукруг, воспитатель с подносом(каравай). Все низко кланяются, угощают гостей.
Тема урока: «БЫЛИНЫ И БОГАТЫРСКИЕ СКАЗКИ»
Составила: учитель начальных классов
Павлова Людмила Ивановна
МБОУ СОШ № 1 имени А.В. Суворова
г.Усть- Лабинск Краснодарского края
Цель: формирование представлений об эпохе былин и богатырских сказок.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о богатырской сказке и былине, формировать умение выразительного чтения,
2. Создать условия для развития компетентностей: культурологической — уважения культуры русской нации; информационной — умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной — умения вступать в общение; содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группе.
3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Оборудование: презентация, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», карточки-слова.
Ход урока
1. Организация класса.
Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим путешествие во времени. Давайте пожелаем удачи друг другу. И в добрый путь. Слайд 1
2. Введение в эпоху.
Презентация картин Виктора Михайловича Васнецова, которая проходит под отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» («Дела давно минувших дней») Слайд 2
Ребята, мы с вами попали в то время, которое было много – много лет назад.
А помогли нам совершить это путешествие художник Виктор Михайлович Васнецов и композитор Михаил Иванович Глинка. Вы услышали отрывок из оперы «Руслан и Людмила».
3. Работа с картиной В.М.Васнецова «Богатыри».
Кто догадался, какая тема урока? Слайд 2
Ребята, перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова. Ребята, а кто знает из вас, как называется эта картина? (Богатыри)
Над своим шедевром Виктор Михайлович трудился более 20 лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.
Давайте с вами вспомним, а кто такие богатыри?
Назовите богатырей, изображенных на картине Васнецова. ( Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)
Илья Муромец самый сильный и мудрый на черном коне вглядывается вдаль из под мускулистой руки. Его острое копье наготове.
Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич.
Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович держит в его руках меткий лук.
4. Повторение изученного.
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильны, могучи,
Богатыри на славной Руси. Слайд 3
Путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье, и богатырю нужно сделать правильный выбор. А нас тоже несколько дорог. (на доске рисунок с камнем и тремя дорогами )
– Сколько дорог, мы, видим? (Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться. Слайд 4
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри? (Ответы детей)
– Значение слова “богатырь” лучше всего даст словарь. Дети читают статью:
Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
– Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.
Кто? человек Какой? сильный и т. д. Слайд 5
Что делает? защищает Родину
– Какое лишнее слово:
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь
– А кто знает значение слова – Витязь?
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой. Слайд 6
– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)
– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны вы с ним?
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Святогор
Садко
Черномор (злодей укравший у Руслана жену) Слайд 7
– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана? (Поэма “Руслан и Людмила”)
– Кто автор этой поэмы. (А.С. Пушкин)
5. Рассказ учителя.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами. Это герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Слайд 8
Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.
Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.
На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.
А знаете ли вы, что народное предание отождествило знаменитого богатыря Илью Муромца, о котором пелись русские былины с Преподобным Илией Муромцем, Печерским, по прозвищу Чоботок, который был уроженцем города Мурома и подвизался в Киево-Печерской обители. Скончался около 1188 года. Некоторые из историков тоже считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то же лицо.
Словарь: преподобные – подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни. — Икона Илии Муромца Печерского Слайд 9
6. Физкультминутка.
– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
7. История. Оружие и одежда богатыря.
– Отдохнули мы на славу. Пора отправляться дальше по дорожке.
– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.
– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга), (меч, копье, булава, лук со стрелами в колчане)
Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. Слайд10
8. Беседа о богатырях в наши дни.
А для чего русский народ сочинял богатырские сказки и былины?
Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?
Дайте ответ на мои загадки: (слайд 11, 12, 13, 14)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ? (Пограничник.)
У Алёши старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Это будущий … (спасатель)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост … (Солдат.)
Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.
Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь. Слайд 15
— А вы можете стать богатырями?
– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи. Какие это качества?
10. Итог урока
— Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?
– О ком мы говорили?
– Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Посмотрите на наш путевой камень. Наш путь в страну знаний.
И вы его правильно выбрали, он сможет вам помочь стать богатырями, может быть не в ратном, боевом деле, а в математике или в литературном чтении.
11. Рефлексия.
Понравилось ли вам занятие?
Посигнальте сигнальными карточками:
зеленая – понравилось, красная – не понравилось.
12. Домашнее задание.
Прочитать о том богатыре, кто вам больше всего понравился, и нарисовать его доспехи и оружие.
18.12.2016
Сценарий театрализованного представления «По страницам былин»
Данный сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста, с целью формирования у них представления о былинных богатырях.
Оценить
2859
Содержимое разработки
МБДОУ «Детский сад №23»
воспитатель Басова О. Г.
Сценарий театрализованного представления
« По страницам былин»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формирование у детей представления о былинных богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
1. Оживить представление детей о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием и доспехами богатырей.
4.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
Действующие лица:
Любава —
Илья Муромец —
Добрыня Никитич —
Алеша Попович —
Соловей — разбойник —
Люди русские —
Ведущий. Ребята, мы с вами живем в прекрасной стране – России, в ней столько всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Так было и в давние времена.
19 января в России отмечается день былинного богатыря — Ильи Муромца.
Вам уже прочитали некоторые книги про русских богатырей, поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое нашей страны и еще раз встретиться с героями былин.
Звучит музыка. Выходит Любава, кланяется.
Любава. Здравствуйте люди добрые, девицы красавицы да ясны молодцы.
Я Любавушка русская – рассказывать умелица. Хочу поведать вам сегодня о героях Древней Руси, которые жили много лет назад, а вот слава о них по сей день сохранилась, (читает стихотворение).
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли
А поможет мне в этом – богатырская книга, (показывает книгу, открывает, читает). Раньше наша страна называлась не Россия, а Русь и люди, живущие в ней – не россияне, а русичи. И славилась Русь богатырями – сильными духом, бесстрашными, отзывчивыми и мужественными людьми. Узнали мы о русских богатырях из былин. Былина произошла от слова быль, было, а слагал былины – сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях. Так и слагались былины из уст в уста. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, земля Русская. Родина – какие красивые и загадочные слова.
Посмотрите, как выглядела Россия в давние времена, (показ слайдов).
Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте ее рассмотрим (показ слайда).
Любава. На картине изображены три богатыря: в центре картины — Илья Муромец. Он самый старший, могучий и опытный богатырь. Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич, а справа — Алеша Попович. Они молодые и сильные богатыри. Их надежный друг – это конь. Главной защитой были оружие и доспехи (показ слайдов).
Шлем — это металлическая шапка, которая оберегала голову от удара.
Кольчуга — рубашка, сплетенная из железных колец, она защищала грудь богатырей от стрел и от меча.
Щит — это дополнительная защита богатырей от ударов врага.
Меч был главным оружием воинов.
Лук и колчан со стрелами тоже являлись основным оружием богатырей.
В Древней Руси родовым деревом считался дуб, ему поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли.
В древние времена большую опасность для земель русских представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли села и города, поэтому стены в старину старались строить из камня (показ слайда). Враги
забирали в плен женщин, детей, стариков. И каждый раз на защиту своей земли вставали богатыри русские. Один из них и есть — Илья Муромец! Посмотрим, как это было.
Звучит музыка. Открывается занавес, выходит Илья Муромец.
Илья Муромец. Ох и много в Чернигове я побил врагов, а теперь иду в стольный Киев – град.
За ширмой слышен шум, голоса людей, выбегает молодец.
Молодец. Эх, Илья Муромец, прямая дорога травой заросла, никто по ней не езживал. Засел там у речки Соловей – разбойник, свистит он по- соловьиному, рычит по- звериному, от его свиста все цветочки осыпаются, а люди замертво лежат (убегает).
За ширмой слышен свист, рычание, громкая музыка.
Илья М. Не честь, не хвала, мне молодцу, идти дорогой окольной. Я пойду дорогой прямой, да возьму я свой лук разрывчатый и пущу стрелу в разбойника (подходит к реке, стреляет, слышен шум).
Из-за ширмы тащит разбойника «героя в костюме».
Илья М. Полно свистеть по-соловьиному, полно кричать по-звериному, полно стращать малых детушек, понесу-ка я тебя князю потешиться (уходят).
Любава. А еще под Киевом жил богатырь Добрынюшка. Он и статен и высок, в бою смел и на пиру весел.
Звучит музыка. Выходит Добрыня Никитич.
Добрыня. Наказала мне матушка не ходить в чисто поле, не купаться в Бучай-реке. Ох, родимая, не послушался Добрыня тебя, дошел до Бучай-реки.
Над ширмой появляется Змей Горыныч «театральная кукла».
Змей Г. Теперь то ты, Добрыня, в моих руках! Из моих рук ты, молодец, не вырвешься! Теперь то я тебя в свое логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.
Добрыня. (без страха). Посмотрим, чудище, чья возьмет. Ты сначала возьми Добрынюшку, потом хвались, а пока я не в твоих руках.
Достает меч, размахивает, поочередно отрубает все три головы Змея.
Срывает цепи с его логова.
Добрыня. Эй же вы, люди русские! Выходите на вольный свет, расходитесь по своим домам, да вспоминайте русского богатыря. Без него вам бы век сидеть в змеином плену.
Люди выходят.
Люди. Век мы тебя помнить будем, русский богатырь (кланяются, уходят).
Добрыня. Пора мне в Киев-град идти.
Звучит музыка, выходит навстречу Алеша Попович
Добрыня. Здравствуй, добрый молодец! Как звать – величать тебя. Откуда путь держишь.
Алеша Попович.Прозываюсь я Алеша Попович-млад. Еду я с поля боя, бился с Тугарином, сыном Змеевым. Сам он трёх саженей росту был, изо рта пламень,из ушей дым столбом, все его боялись лютого. Вызвал я его на бой в чисто поле, да и хитростью взял, попросил Тугарина оглянуться назад, а сам взмахнул острой саблей и отсек ему голову, так и упал Змеевич во сырую землю.
Добрыня. А теперь куда ты путь держишь?
Алеша Попович. Иду в Киев-град послужить князю, говорят там Илья Муромец служит, могучий богатырь.
Добрыня. Пойдем вместе (идут, встречают Илью Муромца).
Алеша П. Славный богатырь Илья Муромец,возьми нас к себе в товарищи.
Добрыня Н. Будем вместе мы с тобой на заставе стоять, родную Русь от врагов беречь.
Илья М. Такая силушка мне нужна.
Звучит музыка (исполняют танец, уходят, занавес закрывается).
Любава. И служили богатыри на заставе русской: Илья Муромец за старшего, а Алеша и Добрыня за младшеньких (закрывает книгу).
Рассказала я вам про дела старые, про бывалые, чтобы добрые люди послушали, чтобы молодцы призадумались, что во веки не меркнет слава Русская. Подарю я вам на память талисманчик — листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри.
(прощается, уходит за занавес).
Ведущий. Вот и закончилась наша встреча с героями былин.
Вопросы: Как звали самого старшего богатыря?
Кто были его помощники?
Какие подвиги они совершали?
Вы хотите быть такими?
Что нужно для этого?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/234077-scenarij-teatralizovannogo-predstavlenija-po-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!