85
К
ирилл
Королев. Да здравствует
Кукарямба!
Кирилл Королев
Да здравствует
КУКАРЯМБА!
Фантазия
по мотивам
повести А. Линдгрен “Пеппи Длинныйчулок”
Пролог
В темноте из-за
занавеса появляется Пеппи с фонариком,
которым она освещает лица сидящих
зрителей. Потом она выключает фонарик
и уходит за кулисы.
Сцена первая
На сцене —
скучающие
дети.
-А может, в футбол
погоняем?
-Нет, мы не будем…
-Ну, а во что?
-Может, в резиночку?
-Ну, сейчас, мы все
бросим и будем через резиночку прыгать…
как козлы!
-А может…
-Не стоит!
-А если…
-Еще лучше!
-О! А давайте в
“ручеек”!
-У-у-у…
-Детский сад, штаны
на лямках!
-У тебя что, не все
дома?
-Все…
-Непохоже.
-Девчонки! А,
девчонки! А давайте в “кис-мяу”, а?
-Отстань со своими
“кис-мяу”, дурак!
-Ты сначала
целоваться научись…
-О! Слушай, поучи
меня, я так стараться буду!
-Что мне, делать
нечего.
-Это точно… (Все
вздыхают.)
-А может, все-таки
в “ручеек”?
-О-о-о-о…
Пеппи
(внезапно
появляясь).
Где КУКАРЯМБА?!!!
Все.
Чего-чего?
Пеппи.
Я повторяю: “Вы не видели КУКАРЯМБУ?”
-А что это такое?
-У тебя что, не все
дома?
Пеппи.
У меня вообще никого нет дома!
-А что означает
это твое слово?
Пеппи.
Мне ясно одно — это не пылесос, я
проверяла! Кстати! Вы знаете, кто
изобретает новые слова?.. Я думаю, что
этим занимаются старые-престарые
профессора, которые собираются,
рассаживаются (рассаживает
детей) и
начинают придумывать….
-Карбаригус — сорт
рыбы!
-Ехиднобурконос
— грустный человек!
Пеппи.
КУКАРЯМБА! Пока не знаю, что это, но
давайте думать вместе!
-А может, это
название какого-нибудь цветка?
КУ-КА-РЯМ-БА…
Пеппи.
Вряд ли.
-О! Это, наверное,
вид китайской борьбы! Ку! Ка! Рям! Ба!
Пеппи.
Не-по-хо-же! А может, это в лесу? (Расставляет
из детей “лес”.)
Елочка. Березка. Гриб подберезовик.
Веточка. Кустики. Идет девочка по лесу.
Ля-ля-ля!.. Наступает на веточку….
Веточка.
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Срывает иголочку…
Елка.
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Видит гриб…
Гриб
(прячась под
березку).
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Садится на пенек…
Пенек
(ворчливо).
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Не то… Может, на море? Берег… (Расставляет.)
Причал… Волны накатываются… Решила
девочка искупаться… Ля-ля-ля!.. Подошла
к берегу… разделась… прыг в воду!
Волны.
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Эх, опять не то — было бы “плюх” или
“бултых”… А может, это совсем рядом?
Стоит дом… (Расставляет
детей.) Дверь,
замок, звонок, окно, труба. Возвращается
девочка с прогулки домой… Ля-ля-ля!..
Звонит она в звонок…
Звонок.
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Никто не открывает… Стучит она в дверь…
Дверь.
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Никого… Достает она ключ, вставляет в
замок…
Замок.
КУКАРЯМБА!
Пеппи.
Дверь открывается…
Все.
КУКАРЯМБА! КУКАРЯМБА! КУКАРЯМБА!
Пеппи.
…И
ничего не получается! Дверь-то открылась.
А тайна КУКАРЯМБЫ — пока нет… Знаете
что?!
Все.
Что?
Пеппи.
Идите-ка вы…
Все.
Что-о-о?!!
Пеппи.
…и
поищите вокруг! А сюда тащите все, что
может напоминать КУКАРЯМБУ!
Зажигается свет
в зале, дети ищут КУКАРЯМБУ среди
зрителей, приносят Пеппи разные вещи,
но каждая уже имеет свое название.
Да, дорогие мои,
должна вас огорчить, КУКАРЯМБОЙ здесь
и не пахнет!.. Ну, ладно, я пошла…
-Куда?!
Пеппи.
Как куда? Домой.
-Погоди!
-А где ты живешь?
-Откуда ты вообще
взялась?
-Мы
же о тебе вообще ничего не знаем!
Пеппи.
Ничего не знаете?! Да вы что, взрослые,
что ли? Это они считают, что зная имя и
адрес, они знают о человеке все, но
вы-то…
-Ты извини нас…
-Мы не хотели тебя
обидеть…
-Но ведь как-то
обращаться к тебе надо?
-А говорить: “Эй,
ты!” — неприлично…
-А если мы захотим
позвать тебя погулять, нам что, в бюро
находок обращаться, что ли?!
Пеппи.
Ладно, уж. Я живу во-о-о-он в том домике
на курьих ножках.
-Но там же никто
не живет…
Пеппи.
Никто не жил!.. До сегодняшнего дня. А
отныне там буду жить я, и называться он
будет — вилла “Курица”!
Все.
Ур-р-ра!
-Ну, а теперь давай
познакомимся!
-Меня зовут…
Пеппи.
Ах! (Падает
в обморок.)
-Ой, ей плохо!
-Воды!
Пеппи.
Кто же так знакомится? До чего невоспитанные
дети!
-А как же еще?
-Делать книксен?
-Шаркать ножкой?
Пеппи.
Еще не хватало! Так еще хуже!
-А как?
Пеппи.
Вежливей всего знакомятся на Аппенинском
острове…
-Погоди!.. Аппенинского
острова нет…
Пеппи.
Как нет?
-Есть Аппенинский
полуостров!
Пеппи.
Странно… А куда делась другая половина?
-Я не брала…
Пеппи.
О! Бедный, бедный Аппенинский остров!
Его вторую половину, конечно же, отгрызли
акулы, и он стал полуостровом! И это
неудивительно, товарищи! Земля-то на
нем такая сладкая, что с ней можно пить
чай вприкуску. А акулы ведь такие
сладкоежки!..
-Так как же
здороваются там?
Пеппи.
Очень просто. Надо перекувырнуться
через голову, протянуть друг другу
правую ногу, назвать свое имя и вежливо
ткнуться пятками… Слушайте, у вас у
всех такие скучные имена? Кто вам их
дал?
-Как кто? Родители!
Пеппи.
А вам не кажется, что это несправедливо?
Живете-то вы?
-Мы…
Пеппи.
Значит, имена себе должны придумывать
вы?
-Мы!!!
-А тебя-то как
зовут?
Пеппи.
Меня зовут Пеппилотта…
-Пеппилотта…
Пеппи.
Виктуалина…
-Виктуалина…
Пеппи.
Рольгардина…
-Рольгардина…
Пеппи.
Длинныйчулок!
-Боюсь мы не
запомнили…
Пеппи.
Только вам я разрешаю называть меня
просто Пеппи!
-Пеппи… А можно
мне изменить свое имя?
Пеппи
Конечно!
-Меня будут звать
Солнечный Зайчик!
-А меня Воздушный
Шарик!
-А меня Хризантема!
-А меня… а меня…
Карамелька!
-А я — Крылышко!
Пеппи.
Вот и познакомились!
-Послушай, Пеппи,
а где твои родители?
Пеппи.
Мама моя — ангел на небе, она попала
туда, когда я была совсем маленькой и с
тех пор она смотрит на меня сквозь
дырочку в небе, а я часто машу ей рукой:
“Не бойся, мама, я не пропаду!” — ну,
это чтобы она не волновалась…
-А папа?
Пеппи.
А папа мой был капитаном дальнего
плавания, он бороздил моря и океаны, но
однажды во время шторма, его смыло
волной, и он исчез…
-Так и утонул?
-И тоже туда?
(Показывает
на небо.)
Пеппи.
Нет, что вы! Его прибило волной к острову,
где много всяких негров, и он стал там
настоящим негритянским королем. А
когда-нибудь я приплыву на этот остров
и буду там негритянской принцессой!
-Пеппи, так ты
сейчас совсем одна?
Пеппи.
Почему одна? Я живу вместе с господином
Нильсоном.
-А кто это?
Пеппи.
Сейчас я вас с ним познакомлю! (Убегает.)
-Интересно, кем
приходится Пеппи этот господин Нильсон?
-Наверное, это ее
дядя.
-Или дедушка.
-А может быть, ее
опекун…
Пеппи
(вбегая с
куклой-обезьяной).
Познакомьтесь с господином Нильсоном!
-А где он?
-Мы не видим никакого
господина…
-Ой, какая смешная
кукла!
-Ну, так где же твой
дядя или кто он тебе?
Пеппи
(обращается
к кукле).
Господин Нильсон, простите их, они
насмотрелись телевизора и теперь плохо
видят… Не обижайтесь, прошу вас!
Дети нерешительно
подходят к кукле.
-Здравствуйте,
господин Нильсон…
-Очень приятно с
вами познакомиться…
-Мы много слышали
о вас…
-Вы чудесно выглядите
сегодня!
-Ой, он такой
милашка!
-У вас что, крыша
поехала?.. “Здравствуйте, господин
Нильсон! Как поживаете, господин Нильсон!”
Какой господин?! Это старая плюшевая
кукла! (Уходит.)
Пеппи.
Какой странный молодой человек…
-Отчего же он
странный?
Пеппи.
Несет всякий бред…
-Он — бред?
-А ты?
-Можно подумать,
что ты говоришь очень правильные вещи!
-Ну, признайся же:
все, что ты тут наплела, ты выдумала!
-Все это — сплошное
вранье!
Пеппи
(удивленно).
Я?!! Вру?!!
Все.
Врешь!
Пеппи.
Как вы могли сказать такое?.. И вам не
стыдно?! Да я никогда не вру!!! (Пауза.)
А может быть, и вру! Нельзя быть уверенным
на сто процентов.
-Это почему же?
Пеппи.
Видишь ли, старина, я долго жила в
Китаескебульбульке, а там все люди врут
— врут все дни напролет, с семи утра до
захода солнца. Этому мальчику бы там не
поздоровилось!
-Да, уж он-то тебе
никогда не поверит…
Пеппи.
Ну, это мы еще посмотрим! Итак, история
первая: “Пеппи и мальчик, который ни во
что не верил”!
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Режиссерский анализ пьесы.
1.1. Автор, его время и творчество.
Кирилл Юрьевич Королев родился 15 октября 1960 года в Москве. Отец – Королев Юрий Николаевич (1937 г.р.), профессор, доктор медицинских наук. Мать – Королева Людмила Яковлевна (1938 г.р.), педагог.
В 1984 г. окончил медицинский институт, работал врачом, а в 1994 г. окончил режиссерское отделение московского института культуры.
В 1987 г. основал уникальный коллектив – репертуарный театр, где играют дети. На сегодняшний день театр Кирилла Королева имеет 19 – летнюю историю, самый большой репертуар среди театров, где играют дети – 26 спектаклей, среди которых – произведения А.П.Чехова, А.С.Пушкина, Теннесси Уильямса и Уильяма Гибсона, Ричарда Баха и Уильяма Сарояна, а также собственные пьесы К.Королева и его ученицы, молодого драматурга Е.Ткачевой.
Театр является лауреатом и дипломантом более 40 театральных и кинофестивалей, в том числе Международных и Всероссийских, часто бывает на гастролях в России и за рубежом, имеет большой резонанс в средствах массовой информации (в частности, телеканалом «Культура», снят фильм о театре).
К.Королев не только руководит театром – он ведет занятия по актерскому мастерству и сценической речи по оригинальной методике, занимается набором в труппу и воспитанием начинающих актеров, проводит сценическую редакцию пьес, ставит все спектакли, делает к ним сценографию, музыкальное оформление, световую партитуру, пишет музыку и песни, а также проводит показ спектаклей как свето – и звукорежиссер.
Кирилл Королев удостоен звания лауреата Гран – при Всероссийского конкурса «Детская пьеса» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Он награжден дипломами «За многолетнюю творческую работу по эстетическому воспитанию детей средствами театра, умение распознавать и поддерживать склонности ребенка, за формирование у юного поколения бережного отношения к ценностям культуры и любви к искусству, стремление соответствовать высоким традициям российского театра», «За оригинальное режиссерское мышление», «За работу с актерами», «За лучшую режиссерскую работу», Дипломами Международной ассоциации «Мир через Культуру» и Московского Детского Фонда.
Благодаря уникальной авторской методике К.Королева дети, пришедшие в театр, очень быстро раскрепощаются, становятся естественными и уверенными в себе, лучше двигаются, анализируют, выражают свои мысли, общаются с окружающими. Принципиальным для К.Королева является отсутствие искусственного отбора, он готов работать с каждым ребенком, развивая его индивидуальность.
Спектакли К.Королева не рассчитаны на легковесное восприятие, они заставляют думать, чувствовать, сопереживать, обращены к душе человека, говоря о самом важном, учат человечности и милосердию, вызывают смех и слезы и никого не оставляют равнодушным.
2005 год — год ярких творческих свершений. Это авторская фантазия по Андерсену и Шварцу «Снежная королева. Версия» и «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, с новым взглядом на классические произведения, изобретательностью сценографии и обилием театральных находок. Это и спектакль «Мой маленький бог» (по пьесе, написанной им в соавторстве с Е.Ткачевой), в котором Королев защищает личность ребенка от ханжества взрослых, от примитивности их мышления и отношения к ребенку, как к своей собственности. Одним из главных достижений 2005 года Кирилл Королев считает снятый им фильм «Солнце для тебя» по мотивам рассказа Р.Бредбери «Все лето в один день».
Первое впечатление от пьесы.
Забавно
Необычно
Интересно
Легко и серьезно
Смешно
Наивно
Сказочно и жизненно
Ярко
Мечтательно и реалистично
Душевно
Трогательно
Непосредственно
Энергично
Радостно
Мило
Близкое сердцу
Радуга
Вера
Простая жизнь
Просто и сложно
Обоснование выбора.
Я выбрала данную пьесу К.Королева «Да здравствует КУКАРЯМБА!» ( по мотивам повести А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»), так как мне понравился легкий, по – ребячьи сказочный сюжет, «воздушный», в некоторой степени, детский, но смешной юмор в этой пьесе. Непосредственно сама повесть А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» меня достаточно давно «притягивала» к себе, и мысли о постановке спектакля по этой повести возникли у меня давно, поэтому как только возник вопрос о том, какую пьесу выбрать, я не задумываясь выбрала именно пьесу «Да здравствует КУКАРЯМБА!»
У меня стоял выбор между пьесой К.Королева и А.Батуриной. Пьеса А.Батуриной «Пеппи Длинныйчулок» тоже по одноименной повести А.Линдгрен, но прочитав обе пьесы, просмотрев биографии и творчество обоих авторов, я остановилась на Кирилле Королеве, так как в его варианте пьесы по повести А.Линдгрен намного интереснее можно выстроить мизансцены, нежели в пьесе А.Батуриной, да и вообще, Кирилл Королев поразил меня своей пьесой, очаровал, в буквальном смысле этого слова, и поэтому я выбрала его пьесу.
Пьесу я считаю актуальной, так как каждый из нас внутри остается ребенком всегда, и этой беззаботности, этого наслаждения каждой минутой жизни, взрослым порой не хватает, чтобы отвлечься от проблем, и понять, что жизнь – это не только рутина, бытовая жизнь, но и множество впечатлений, ярких эмоций, и прекрасного вокруг. Из этого, я делаю вывод, что зрители, придя на спектакль, получат массу радости, и положительных эмоций, вспомнят детство, и может быть, посмотрят на мир другими глазами.
Сюжетный пересказ.
В начале пьесы на сцене – скучающие дети, думающие чем заняться, и во что поиграть. Неожиданно появляется Пеппи, которая ищет «кукарямбу». Затем, Пеппи вместе с детьми начинает поиски «кукарямбы». Далее дети знакомятся с Пеппи, которая рассказывает про свой (выдуманный) дом, про маму и папу, дети понимают, что это все – фантазии Пеппи, и недоверительно относятся к ней. С этого момента Пеппи начинает рассказывать свои истории.
Первая история – «Пеппи и мальчик, который ни во что не верил». Суть истории – Пеппи встречает мальчика, который сначала не верил ни одному ее слову, но Пеппи настолько утвердительно все рассказывала, что он все – таки поверил ей. Пеппи верят все, даже если сначала понимают, что это лишь выдумки маленькой девочки.
Вторая история – «Про Пеппи и полицейских». Суть истории – к Пеппи приходят два полицейских, которые хотят забрать ее в детский дом, но и они «попадаются на удочку» Пеппи, включаются в ее «игру», и забывают о взрослом мире. Обаяние и сказочные слова Пеппи завораживают полицейских.
Третья история – «История про то, как Пеппи перенесла ограбление». Суть истории – остротой своего ума, ловкостью и неимоверной фантазией обдуривает воров, пришедших ее грабить.
Четвертая, последняя, история завершает пьесу. Она называется «История «Пеппи в театре». Суть истории – Пеппи приходит на спектакль, в котором героиня очень одинока, и героиню должны убить, но Пеппи мешает убийцам, спектакль заканчивается так, как захотела Пеппи. В этой истории – финал пьесы, дети и Пеппи, так долго искавшие что такое «кукарямба», наконец – то находят что это. Это их театр, мир глазами детей, в который они беззаботно улетают, в который попадают даже взрослые, благодаря Пеппи.
Протокол происходящего, событийный ряд.
Исходное событие – сцена 1,скучающие дети, думающие во что поиграть.
Основное событие –сцена 1, дети и Пеппи начинают искать «кукарямбу».
Центральное событие – сцена 2 – 5,в этой пьесе это четыре истории Пеппи, которые связаны одной идеей – верой взрослых людей и детей в фантазии ребенка.
Финальное событие – сцена 5, конец четвертой истории Пеппи. Внесение детского взгляда на проблемы взрослой жизни.
Главное событие – сцена 5, открытие «кукарямбы».
Действенный ряд:
Появляется Пеппи.
Пеппи уходит.
Дети сидят на скамейке.
Появляется Пеппи.
Пеппи расставляет детей в «лес».
«Гриб» прячется под березку.
Пеппи садится на «пенек».
Пеппи расставляет детей в «море».
Пеппи прыгает в «море».
Пеппи расставляет детей в «дом».
Пеппи стучит в «дверь».
Пеппи открывает «дверь».
Дети отправляются на поиски «кукарямбы».
Дети приносят вещи.
Пеппи падает в обморок.
Пеппи убегает.
Пеппи вбегает.
Мальчик уходит.
Мальчик выходит.
Дети включаются в игру.
Мальчик «включается» в игру.
Мальчик «выключается» из игры.
«Васька» падает.
Танец восемнадцати лысых.
Пеппи уходит.
Поклон, участвующих в игре.
Одна девочка надевает шляпу и становится Пеппи.
Пеппи ложится и засыпает.
Полицейские выходят.
Пеппи просыпается.
Пеппи целует полицейских.
Пеппи щекочет полицейских.
Пеппи сталкивает полицейских головами.
Пеппи скрывается.
Пеппи появляется.
Пеппи танцует.
Пеппи убегает.
Пеппи отбирает пистолеты у полицейских.
1 – ый полицейский хватает Пеппи.
Пеппи вырывается.
Пеппи выталкивает полицейских.
Пеппи закрывает занавес.
Пеппи открывает занавес.
Пеппи выпускает полицейских.
Актеры выходят на поклон.
Пеппи снимает шляпу.
Пеппи надевает шляпу на другую девочку.
Пеппи надевает на мальчика кепку.
Пеппи надевает на мальчика шляпу.
Пеппи щелкает пальцами.
Карл читает.
Пеппи перебирает монеты.
Блом подталкивает Карла.
Блом и Карл закрывают дверь.
Пеппи ложится.
Блом и Карл пробираются в дом.
Блом и Карл усаживаются на Пеппи.
Пеппи встает.
Воры роняют чемодан.
Воры спотыкаются.
Воры падают.
Воры хватают друг друга руками за спиной.
Пеппи танцует.
Пеппи и воры танцуют.
Пеппи наливает кефир.
Пеппи и воры пьют кефир.
Воры убегают.
Пеппи бежит за ворами.
Актеры выходят на поклон.
Появление Пеппи.
Из – за кулис выглядывают две физиономии.
Директор пытается вывести Пеппи.
Пеппи врывается.
Пеппи заламывает руки убийце.
Пеппи дает пинок убийце.
Директор врывается.
Пеппи дает пинок директору.
Аврора поднимает нож.
Аврора пытается заколоться.
Пеппи выхватывает нож.
Пеппи и Аврора уходят.
Актеры выходят на поклон.
Общий поклон.
Анализ композиционных, жанровых и стилевых особенностей.
Пьеса К.Королева «Да здравствует КУКАРЯМБА!», по жанру – фантазия.
Фантазия (от греч. phantasia — воображение) — музыкальная пьеса свободной формы, в том числе на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера.
Жанр фантазия близок с жанром феерия.
Феерия – жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты.
В пьесе присутствуют и танцы, и строки из народных песен, и импровизационные моменты. К.Королев полностью отобразил жанр фантазия, и выдержал все стилевые особенности этого жанра.
В пьесе есть игровые и зрелищные моменты, что в свою очередь, указывает на присутствие в пьесе особенностей феерии.
Режиссерский замысел спектакля
2.1. Режиссерское решение темы, идеи, конфликта пьесы.
Тема – сохранение детского взгляда на жизнь, независимо от возраста.
Идея – взрослые забывают, что в жизни не только проблемы, но и маленькие радости, которые с возрастом люди перестают замечать.
Конфликт пьесы – не скачущий, а развивающийся постепенно, для этого я точно определила какой «путь» должны пройти герои, и досконально изучила характеры героев.
Например, воры – они приходят за тем, чтобы ограбить Пеппи, сначала они продумывают план как пробраться в дом, пробираются когда засыпает Пеппи, и только потом решаются грабить. Но Пеппи оказывается остроумнее и проворливее воров, она обманывает их, говоря, что в доме полицейские. А значит, чтобы конфликт развивался дальше не скачками, нужно, чтобы они попались на уловку Пеппи. Воры ловят друг друга в темноте, не зная, что это они сами держат друг друга за спинами, а не полицейские. Здесь наступает своеобразное раскаивание воров, они понимают, что «нехорошо грабить». Пеппи прощает их, и как знак примирения они вместе исполняют танец, пьют кефир за Пеппи, и извиняются перед ней.
Характеры практически всех героев содержатся во внутренней доброте каждого из них, совершая ошибки, они приходят к «озарению». Пример тому и полицейские, и Аврора, и воры, и не верящий ни во что мальчик. Можно сделать вывод, что все характеры связаны прочным единством, что говорит о развивающемся конфликте. Лайош Эрги в своей книге «Искусство драматургии» пишет: «…Две решительные, непреклонные силы своей борьбой обязательно создадут мощный развивающийся конфликт.» [c.59] В пьесе этими двумя силами являются дети, смотрящие на мир радостно, и верящие в выдумки, и взрослые, живущие «по сложному сценарию жизни».
«Итак, мы видим, что развитие конфликта может быть достигнутои с помощью поверхностных, плохо мотивированных характеров, – но нам-то ведь такая пьеса не нужна. Такая пьеса может потрясти,даже ужаснуть нас пока мы в театре. Но она быстро выветрится из памяти, потомучто в ней нет сходства с настоящей жизнью, характеры не трехмерны.
Еще раз: развивающийся конфликт означает ясно сформулированную посылку, единство противоположностей и трехмерные характеры.» [там же, с. 61]
Из всего этого я делаю вывод что конфликт – между Пеппи, и всеми кто еще «слеп».
Сверхзадача, сквозное действие, «зерно» спектакля.
Сверхзадача – «…а жизнь со всеми ее сложностями все равно прекрасна…»
Зерно – «маленькие радости жизни»
Сквозное действие – это путь, по которому все динамические силы пьесы устремлены к сверхзадаче, к свой цели, а значит как и для успешного развития конфликта, необходимо четко определить события, двигающие сюжет пьесы.
Здесь такие события это то, как мальчик, который ни во что не верил, а также воры, полицейские, и Аврора, все – таки меняют отношение к жизни, начинают верить в выдумки Пеппи, в простоту бытия. Это и есть путь, по которому проходят все динамические силы, то есть герои. Поскольку сверхзадача определена как «…а жизнь со всеми ее сложностями все равно прекрасна», то на это и устремлены герои, на эту мысль и подталкивает сама героиня пьесы Пеппи, особенно четко в конце пьесы она ясно говорит об этом Авроре: «…Рано тебе с жизнью кончать, такая молодая, такая красивая, еще все впереди! Послушай, графинюшка, не отчаивайся, мало ли чего в жизни бывает…»
2.3. Расстановка действующих лиц в конфликте:
Ведущее сквозное действие:
Пеппи.
Дети (не все).
Ведущее контрдействие:
Дети.
Полицейские.
Мальчик, который ни во что не верил.
Воры.
Аврора.
Сценическое решение характеров:
Пеппи – девочка, радующаяся даже мелочам жизни; живет в своих фантазиях; находит во всем «светлое»; уверенна, что из всякого трудного положения есть выход; несет радость другим; дружелюбна; игривая; остроумная;
Воры – расчетливые; «холодные»; добрые внутри; не довольные жизнью.
Полицейские – строгие; живущие по правилам; добрые; веселые;
Мальчик, который ни во что не верил – «бука»; хочет казаться взрослым; не верит в «байки»;
Аврора – отчаявшаяся; разочаровалась в жизни; одинокая; несчастная.
Художественный образ спектакля:
Декорации – 1 – 2 сцена: стены обтянуты белой тканью в складку, на полу натянут белый ковер; на заднике выдвигающиеся шторы – кулисы с фоном облаков, и шторы – кулисы с зеленым фоном; на сцене рядом с задником стоит деревянный забор с надписью; на сцене стоит деревянная скамейка.
Свет – включены желтый, зеленый прожектора.
2. Декорации – сцена 3 – 5: стены обтянуты белой тканью в складку, на полу натянут белый ковер; на заднике выдвигающаяся штора – кулиса с фоном стены дома Пеппи, на изображенной стене – окно; на сцене, возле задника, прицепленная наверху железной проволокой, и внизу держащаяся на уголках, деревянная лестница; на сцене, возле левой стены стоят качели.
Свет – желтый, зеленый прожектора, иногда включается красный свет пушки, во время прихода воров включаются синий прожектор, и неон.
3. Режиссерский план постановки
3.1. Определение жанра и стиля спектакля.
Жанр спектакля выдержан в том жанре, который задал автор пьесы – фантазия, в спектакле присутствуют танцы, строки из народных песен, игровые моменты, а также импровизация актерах в этих игровых моментах.
Стиль спектакля – легкая фантазия, с помощью световых эффектов в спектакле присутствует «нотка» циркового представления.
3.2. Отбор режиссерских выразительных средств:
а) Композиция спектакля.
Спектакль состоит из небольшого действенного вступления (Пеппи появляется с фонариком); игровых моментов в сценах на протяжении всего спектакля; танцев; песен.
Полярность спектакля – в начале Пеппи мало кто верит, взрослые серьезные, погруженные в бытовую жизнь, в конце – Пеппи добивается того, что все, кто ее окружают, начинают смотреть на мир по – другому.
В спектакле три кульминации – в завязке, в развитии, и в развязке.
В спектакле есть и ритмические повторы, а также паузы, предшествующие действию.
Всё это складывалось в единое целое и спектакль получился композиционно – выстроенным.
б) Перспектива ролей в создании спектакля:
Пеппи – благодаря ей, все действующие лица в спектакле приходят к сверхзадаче, к единственной цели, и она сама пытается доказать всем, что жизнь не такая уж сложная, что можно жить более проще, радоваться каждой мелочи. На протяжении всего спектакля Пеппи помогает каждому действующему лицу поверить в это.
Мальчик, который ни во что не верил – в истории, которую рассказывает Пеппи, этот мальчик сначала не верил ни одному ее слову, но потом, заслушавшись, и поверив во все, что говорит Пеппи, он сам включается в их «игру», в их другую, непосредственную жизнь.
Полицейские – обычные взрослые люди, которые выполняют свою работу, но придя к Пеппи, чтобы забрать ее в детский дом, тоже попадаются «на удочку» Пеппи и включаются в ее «игру».
Воры – приходят, чтобы ограбить дом Пеппи, но хитрость и остроумность Пеппи не позволяет им это сделать, она обманывает их, и воры (Карл и Блом) тоже включаются в ее «игру».
Аврора – актриса в театре, играющая роль несчастной женщины, которую должны убить, но Пеппи и тут расставляет все по – своему.
Все действующие лица рано или поздно включаются в «игру» Пеппи. Эта маленькая девочка, если говорить глобально, заставляет всех других действующих лиц посмотреть на мир другими глазами.
в) Принципы мизансценирования.
Я выстраивала мизансцены, опираясь на жанровые особенности пьесы. Мизансцены обдумывались сначала дома, разрабатывался проект мизансцен, а затем этот проект проверялся на сцене и именно с теми актерами, которые участвовали в той или иной сцене. Мизансцены заключались не только в точном механическом построении, но и в актерской игре, внешнем оформлении, свете и гриме.
Виды мизансцен – диагональная, глубинная, плоскостная и другие.
г) Атмосфера в спектакле.
Атмосферу в спектакле я создавала, опираясь на предлагаемые обстоятельства, возраст действующих лиц, и конфликт.
Предлагаемые обстоятельства – действие происходит в одном маленьком городке, во дворе Пеппи, у нее дома, и на детской площадке.
Возраст героев – дети — 11 — 13 лет; Пеппи — 11 лет; полицейские – 30 лет; воры – 30 лет; Аврора – 25 лет; директор – 35 лет.
Выразительные средства – световые эффекты, игры, танцы.
Атмосфера детства; беззаботности; сказки, с немалой долей правды; игры.
д) Темпо – ритм спектакля менялся по изменению событий. Когда актеры были эмоциональны и увлечены целью, ритм смыкался с темпераментом и ритм ускорялся. Поскольку на репетициях я долго работала с актерами на правдивость и искренность эмоций, темпо – ритм получился верный, сильный, и по наступлению «препятствий» он усиливался.
е) Музыкальная и шумовая партитура в приложениях.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/190917-rezhisserskij-analiz-pesy-kkoroleva-kukarjamb
Меркулова Наталья Васильевна
«Путешествие с Пеппилотой на остров Кукарямба». Спортивный праздник, посвященный Дню матери для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные области: Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни ДОУ.
Задачи: Оздоровительные: ● приобщать семью к физкультуре и спорту Воспитательные: ● воспитывать уверенность в себе, чувство товарищества, умение сопереживать, желание играть в команде, воспитывать теплый нравственный климат между детьми и мамами, воспитывать любовь и уважение к матери. Образовательные: ● развивать силу, ловкость, меткость, быстроту реакции, глазомер, ориентировку в пространстве, совершенствовать двигательные навыки. ● развивать эмоциональную и нравственную сферу ребёнка. ● формировать сосредоточенность, выдержку, внимание, осознанность при выполнении заданий. Интеграция содержания образовательных областей: Физическая культура: развивать и совершенствовать двигательные навыки детей. Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Безопасность: обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Социализация: развитие дружеских взаимоотношений, обогащение способов игрового сотрудничества со сверстниками и взаимодействие со взрослыми, развитие социальных чувств, эмоциональная отзывчивость, доброжелательность. Музыка: развитие музыкально – ритмической деятельности, физических качеств. Основной вид деятельности: физическое развитие. Форма: спортивно — игровая. Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:
Физически развитый: проявляют интерес, активность в выполнении физических упражнений.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: принимают общую цель и условия, действуют согласованно, выражают живой интерес к общему результату.
Эмоционально – отзывчивый: правильно понимают эмоциональное состояние других людей, активно выражают готовность помочь, проявляют сочувствие.
Любознательный, активный: самостоятельно действуют в игровой деятельности.
Способный управлять своим поведением: проявляет терпение, настойчивость, способность сдерживаться.
Предварительная работа: составление сценария спортивного праздника, подготовка музыкальных номеров, изготовление подарков мамам, оформление зала, беседа с детьми о празднике, составление рассказов на тему «Я люблю свою маму», чтение произведений, разучивание стихов, пословиц о матери.
Оборудование: эмблемы для команд, мягкие модули, 2 куба, 2 веревки для ходьбы, веревка для подлезания), зеркало, шляпа, 2 мяча диаметром 25 см., 4 гимнастические палки,10 воздушных шаров, чашки с чаем, трубочки по количеству участников, карта- схема, мольберт, маркер, бумажные тарелки, ножницы, грамоты, памятные сувениры для мам.
Ход праздника. Ведущий: Приветствует садик веселых гостей, От теплых улыбок в нашем зале светлей.
Дети вместе с мамами входят в зал под музыку, становятся 2 колоннами. Ведущий: Дорогие наши мамы, бабушки! Поздравляем вас с осенним праздником – Днём Матери! Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В
Меркулова Наталья Васильевна
Ребёнок: Кто открыл мне этот мир,
Не жалея сил своих
И всегда оберегала
Лучшая на свете мама.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма
Знаю, любит меня мама.
Никогда не унывает,
Что мне надо точно знает.
Ведущий: Этот праздник такой, словно у всех мам День рождения. Мамы получают подарки, поздравления, нарядные, они встречают гостей или сами идут в гости. Ну, а сегодня, на нашем спортивном празднике, ребята покажут своим мамам, какими они стали ловкими, умелыми – настоящими помощниками для них, а мамы — что они могут всё.
Оставили мамы сегодня работу.
Забыли они и большие заботы,
Обули кроссовки, и взяв малышей,
Пришли на спортпраздник сегодня скорей.
И с гордостью каждый может сказать,
Что ближе, чем мама никого не сыскать!!!
Любителям спорта троекратное — ура!
Все: Ура, ура, ура!
Ведущая представляет команды.
Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В
Меркулова Наталья Васильевна
1-я команда «Убойная сила». Девиз: Один – это мало, один – это хило. Мы вместе – команда «Убойная сила».
2-я команда «Экстрим». Девиз: «Хоть в лепёшку разобьёмся. Но победы мы добьёмся!»
(Вбегает Пеппи-длинный чулок на коне с чемоданом)
Пеппи: Что это у вас тут такое? Почему я не знаю, да еще не позвали меня? Вед. Здравствуй, девочка! Ты кто такая? Пеппи: Как! Вы меня не узнали? Я! – Пеппилота Виктуалина Роль Гардина. Мои друзья называют меня просто – Пеппи Длинный чулок. Я дочь капитана Эфроима Длинный чулок, прежде Грозы Морей, а теперь негритянского короля, который живет на острове Кукарямба. Это – самый лучший остров на свете – Сказочный остров. Его ты точно на глобусе не найдешь! Давайте сделаем веселую разминку, ее по утрам делают все жители Кукарямбы.
Разминка «Солнышко лучистое»
Пеппи: Чтобы оказаться на острове Кукарямба, надо построить корабль не один, а целых два. И каждая команда должна уместиться на своем корабле.
Конкурс «Кораблестроители» (модули)
Ведущая: А почему ты пятишься как рак? Пеппи: Почему я пячусь как рак? Если хотите знать, в Кукарямбе все так ходят и никого это ни капельки не удивляет. Правда, так интереснее! Хотите, научу? Конкурс «Задом наперед» (2 куба, 2 веревки для ходьбы ,веревка для подлезания)
Вед. Наши дети и мамы любят наряжаться, а в нашем конкурсе всё нужно сделать не только красиво, но и быстро.
ЭСТАФЕТА «КАКАЯ Я КРАСИВАЯ!» Нужно добежать до куба, встать на куб, громко сказать: «какая я красивая!», и бегом, без задания вернуться в команду, передать зеркало следующему участнику.
Копия верна
Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
Песня «Мама может все что угодно» Пеппи: Здесь на Куккарямбе, все шиворот навыворот да задом наперед. Даже тачанка у нас необычная. Поглядите, вот какая (показ тачки).
Эстафета «ТАЧАНКА». Большой (диаметром 25 см) мяч зажат двумя гимнастическими палками, упирается в пол, по типу тачанки. Оббежать конус, держа палки так, чтобы не выкатить мяч, и передать следующему участнику.
Конкурс «Воздушный футбол». Одна команда вратари, вторая футболисты. У футболистов по воздушному шарику. Вратари встают в свои «ворота». Команда футболистов за определенное время должна забить как можно больше воздушных голов. Затем команды меняются.
Танцевальный конкурс Мамы по показу Пеппи танцуют танец «Барбарики», а дети «Арам-зам — зам».
Пеппи: Молодцы наши мамочки и все ребята! Немножко отдохните, а я пока расскажу вам историю, как мой папа готовился к празднику. Вот как это было. Я начну , а вы с мамами дружно хором договаривайте
Он хотел устроить бал и гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог, испёк рассыпчатый… (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не… (идут)
И ждал, пока хватало сил, потом кусочек… (откусил)
Потом придвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)
Когда же гости подошли, то даже крошек… (не нашли)
Вот так получается иногда, когда гости опаздывают. Ой, а где же мой пирог? Ладно, я вас чаем угощу.
ЭСТАФЕТА «ЧАЕПИТИЕ» На накрытом столе стоят чашки с чаем. Добежать до стола, выпить чай из любой чашки, бегом в свою команду. Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
Песенный конкурс «Попурри»
Пеппи: А что это мы бездельничаем? Живем на острове и не ищем клады?
Ведущий: Пеппи, поройся в чемодане, может у тебя есть карта с описанием, где находятся клады.
Пеппи: Ага, вот она. Разворачиваем, смотрим.
Конкурс: «Кладоискатели»
Каждой команде дают карты – схемы спортзала. По стрелкам каждая команда находят место, где спрятана загадка. Отгадав загадку, игрок рисует отгадку на мольберте (мольберт находится около жюри). В схеме спрятаны 3 загадки. Отгадав все загадки, находят клад – чемодан.
Пеппи: В стране, где я родилась, есть замечательная традиция. Люди несут друг другу старую посуду, чтоб разбить об их двери, и чем больше будет черепков, тем больше будет денег в кошельке.
Конкурс. Пеппи, доставай из чемодана тарелки и ножницы. Бить мы их не будем. Надо их разрезать ножницами как можно на больше кусочков. Засекаю время – вперед. Так, посмотрим, у кого больше всего получилось черепков… Стоп!.. Молодцы постарались, хорошие у вас аппетиты и мы желаем вам, чтобы ваших кошельках, всегда водились денежки. Уважаемое жюри, каждой команде за этот конкурс мы присуждаем по звезде. В моём чемодане есть ещё сокровища. Вот! (достаёт призы участникам ).
Ведущий: Молодцы, наш спортивный праздник подошел к концу. Большое спасибо тебе Пеппи, за необычные весёлые конкурсы и эстафеты. Спасибо командам интересную игру. Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех на танец.
Слово жюри. Награждение.
Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
Протокол соревнований
№ |
команды конкурсы |
Убойная сила |
экстрим |
1 |
«Кораблестроители» |
||
2 |
«Задом наперёд» |
||
3 |
Эстафета «красоты» |
||
4 |
«Тачка» |
||
5 |
«Воздушный футбол» |
||
6 |
«Танцевальный» |
||
7 |
«Чаепитие» |
||
8 |
«Песенки» |
||
9 |
«Кладоискатели» |
||
10 |
«Чудо тарелка» |
||
11 |
итог |
Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.