Путешествие по реке времени.
Познавательно-игровая программа для начальной школы.
Звучит музыкальная заставка ( муз. Шаинского «Хочу всё знать»)
Ребята, сегодня у нас с вами очередное заседание «Клуба любознательных».Открывает наше заседание Данил Шлыков.
Отчего он много знает, Только тот живёт как нужно
Всё умеет? А ему Всё дается лишь тому,
В жизни слово помогает, Кто живет согласно, дружно
Это слово- «почему». С постоянным почему.
Девиз нашего клуба: Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Устав клуба.
1.Членом клуба может стать каждый, кто хочет много знать.
2.Членский взнос клуба- интересный вопрос.
3.Член клуба должен уметь быстро сосредоточиться и за одну минуту дать правильный ответ.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по реке времени. Мы узнаем, как люди научились определять время, будем учиться определять время и разумно пользоваться им.Это путешествие поможет нам ценить время.
Может быть, вы слышали такое выражение «Время-деньги»? Этим словам уже около 300 лет, и принадлежат они знаменитому учёному Вениамину Франклину. Но так ли справедливы эти слова?.
Время- дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда. И нет на свете ни сил, ни средств, способных вернуть самое крошечное мгновение.
Мы знаем- время растяжимо, Бывают у него застои,
Оно зависит от того, А иногда оно течет
Какого рода содержимым Ненагруженное, пустое,
Вы наполняете его. Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
-2-
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы. С.Маршак
Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.
( Дети читают написанные на карточках пословицы и поговорки и прикрепляют на доску в виде ручейка)
Кончил дело — гуляй смело.
Время дороже золота.
Время — не деньги. Потеряешь — не найдёшь.
Вчерашний день не воротишь.
Упустишь минуту — потеряешь час.
Порядок бережет время.
Минута час бережет.
Делу время — потехе час.
А сейчас я вас попрошу отгадать загадку.
День за днем и год за годом
Мы идем спокойным ходом.
Все торопятся за нами,
Только мы ни с места сами.
(Часы)
Верно, речь сейчас пойдет о часах, о том, как много они значат в нашей жизни. Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было.
Древние люди просыпались, когда всходило солнце. Их будили на рассвете голоса птиц.
Прошли века, пока человек заметил, что можно узнавать время по длине тени. Утром тень длинная, к полудню укорачивается, а в полдень становится совсем короткая. Но такие солнечные часы действовали только в ясную погоду.
Тогда изобрели песочные часы в виде двух сообщающихся сосудов. Песок за определенное время пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда песок заменяли водой. Вот откуда пошло выражение «Много воды утекло с тех пор». Песочные часы служат людям и сейчас, особенно в медицине. Они рассчитаны на 1, 3, 5 минут и больше.
Позднее появились механические часы. В них использовалось гениальное изобретение человека- колесо. Некоторые часы делались с боем, отсюда и выражение «битый час». Слово «битый» означает, что прошел целый час.
-3-
2 октября 1918 г. заговорили главные часы нашей страны- Кремлёвские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
Последнее время всё большее распространение получили электронные часы, поскольку они показывают очень точное время.
Сегодня часы- наши верные спутники. Представьте, что все они остановились вдруг- и непонятно, как бы мы стали жить, учиться, ходить на работу? Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за неё можно так много сделать.
А сколько в сутках часов? 24. 8- на сон, 8 – на школу. Сколько же осталось?
(8). Что за них можно сделать? (Выучить уроки, почитать книгу, погулять, помочь маме…). Но никогда не поступайте так, как герой этой инсценировки.
Кто у Егорки время украл?
ВЕД: Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.
1 ЧТ:Плачет наш Егорка горько,
Недоволен наш Егорка.
ЕГ: Чтоб уроки сделать, дня
Не хватает у меня.
Был бы день хотя б неделю…
Вот тогда другое дело!
Не смеялись бы друзья,
Сам тогда б всё делал я.
1 ЧТ:Пол подмел.
2 ЧТ:Помыл посуду.
3ЧТ:Сам бы ты кровать стелил,
Если б день с неделю был.
1 ЧТ:Сам бы в школу собирался.
2 ЧТ:Кофе пил- не обжигался.
3 ЧТ:Из-за спешки, например,
Не решал сто раз пример.
1 ЧТ:Покатался бы на горке.
ВСЕ:Хорошо б жилось Егорке.
ЕГ: Ну хотя б на час
Был длиннее день у нас.
Надевал бы сам ботинки.
Шнуровал бы тоже я,
А не бабушка моя.
Мне не трудно, я могу,
Только время берегу.
-4-
Ну хотя бы на минутку
Подлиннее были сутки.
Я бы стал не хуже вас,
Не опаздывал бы в класс. (ложится на диван)
1 ЧТ:С тем согласны мы без спора:
Не хватает дня Егору.
2 ЧТ:Не закончил столько дел!
3 ЧТ:Но куда ж он время дел?
1 ЧТ:Вот смотри, Егор проснулся.
(Егор прыгает на одной ноге, что-то ищет)
Полчаса найти не мог
Затерявшийся носок.
ЕГ: Никогда их нет на месте!
2 ЧТ:Не кладет носки он вместе.
3 ЧТ:Наконец нашёл носок.
ЕГ: Где ж ремень?
1 ЧТ:Он сбился с ног.
Наш Егор искал тетрадки,
Поиграл портфель с ним в прятки.
2 ЧТ:А какая тут игра,
Если в класс бежать пора?
(Егор убегает)
1 ЧТ:Вот, схватив подмышку книжки,
Наш Егор бежит вприпрыжку.
2 ЧТ:Вдруг- назад!
(Егор возвращается плача)
ЕГ: Пенал не взя-а-а-ал.Снова в школу опоздал.
(уходит)
1 ЧТ:Пусть ревет Егорка горько.
ВСЕ:Нам не жаль его нисколько.
2 ЧТ:Не ходил к Егору вор.
ВСЕ:Время сам украл Егор.
Кто жить умеет по часам Успеет он одеться в срок,
И ценит каждый час, Умыться и поесть
Того не надо по утрам И раньше, чем звенит звонок,
Будить по 10 раз. За парту в школе сесть.
И он не станет говорить, Часы даны не для красы,
Что лень ему вставать, Диктуют время нам часы.
Зарядку делать, руки мыть Диктуют так: тик-так, тик-так.
И застилать кровать.
-5-
Наше путешествие по реке времени продолжается. И в свободную минуту очень хорошо поиграть с друзьями. Давайте поиграем в игры, которые развивают чувство времени.
1.Назовите самую короткую единицу времени. (Секунда)
Громко отсчитывать секунды, сопровождая счет взмахом руки. Сначала
ведущий, потом желающие, потом все вместе.
2.Досчитать до 15 секунд и тут же встать у своего стола. (Побеждает тот, кто
встал вовремя)
3.Игра, приучающая к четкому соблюдению ритма. Все хором:
Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп!
Затем отбивают этот ритм кулаком о ладонь.
В заключение все молча, без движений, не шевеля губами, повторяют про
себя текст, и в конце хором все должны крикнуть «СТОП». (Смешно, если
кто-то крикнет раньше времени).
Ну, что же, машине, на которой мы путешествуем, дана команда «стоп». И мы с вами оказались на станции с ЗАГАДОЧНЫМИ ЧАСАМИ.
Ведущий выносит большие бутафорские часы, переводит стрелки на час и задает вопрос.
1.В каком месте земного шара самые длинные сутки? (одинаковые)
2.Что идёт, не двигаясь с места? (время)
3.Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (которые остановились).
4.Этих братьев ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний. (дни недели)
5.Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут. А из точки В в западном направлении до тоски А- за 1 час 20 минут. 6.Почему? (80 мин.= 1 час 20 мин.)
7.Для чего нужны часы? (помогают определять время)
8.Сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает целый круг от12 до12? (час)
9.Сколько в одном часе минут? (60)
10.Сколько часов в одних сутках? (24)
11.Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь)
12.Какой месяц год начинает, а какой заканчивает? (январь- декабрь)
13.Что больше: один год или 12 месяцев?
-6-
Наше путешествие заканчивается, но часы идут , и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие откладывают свои дела на потом. И однажды обнаруживается, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому всегда цените время, берегите его.
Часы ведут секундам счет, С часами дружба хороша,
Ведут минутам счет. Работай, отдыхай,
Часы того не подведут, Уроки делай не спеша
Кто время бережет. И книг не забывай.
За часом час, за годом год Чтоб вечером, ложась в кровать,
Часы всегда идут вперед. Когда наступит срок,
Все надо делать по часам, Ты мог уверенно сказать:
Тогда доволен будешь сам. «Хороший был денек».
После занятия можно устроить просмотр к/ф «Сказка о потерянном времени»
с последующим обсуждением.
Классный час «Мы и время или Как успеть все-все-все»
Цель организации и проведения классного часа:
— формирование у ребят таких качеств делового человека, как умение правильно организовывать свое время, а также развитие навыков культуры общения.
Задачи:
—поставить перед ребятами проблемный вопрос «что же такое время и какую роль играет время в нашей жизни?»;
—ознакомить их с историей часов;
—применяя методы тестирования, помочь ребятам проверить их отношение ко времени;
— ознакомить с советами психологов, которые помогут ребятам научиться управлять своим временем.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, памятки
Учитель
В одной из философских повестей знаменитого Вольтера великий маг спросил главного героя: «Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает все ничтожное и воскрешает все великое?»
Что это?
(ответы учащихся)
Да, это время, « потому что на свете нет ничего более длинного, обо оно- мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений, нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждения. Оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом: люди пренебрегают им, а потом жалеют. Все совершается во времени. Время уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».
Итак, наш классный час посвящен времени и называется…
(слайд 1)
В каждом доме есть часы. Они всюду, они показывают наше время. А что такое время? Сможет ли кто из вас дать определение этому явлению?
.(ответы учащихся)
Есть вещи, которые мы хорошо знаем, но которые никогда не видели, не трогали руками. Например, воздух. Он невидим, вы его никак не ухватите, но без него нам просто нежить. Так и время! Оно невидимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь, не спрячешь и другу не подаришь, а потерять можно!
Знаем мы и о свойствах времени, порой весьма странных: если любой школьник докажет вам что 45 минут тянутся вечность, то пожилые люди утверждают, будто не замечают, как пролетают года.
(слайд 2, рассуждения ребят, дополнения учителя)
Какой предмет мы можем назвать верным слугой времени?
(Учащиеся отвечают и рассказывают об истории возникновения часов)
Не каждый, наверное, осознает в полной мере, как много значат в нашей жизни эти две стрелки, которые бегают по кругу без всякого толку. Трудно представить, что было бы, если б в мире испортились сразу все часы, так что в наши дни без точного измерения времени не обойтись. А еще, оказывается. по часам можно определить характер хозяйки или хозяина.
( Тест «Что расскажут о тебе часы» на проекторе)
Время – вечная проблема. Проблема времени была и в давние времена.
(слайд 12, обсуждение с учащимися афоризмов)
А умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем?
(тест «Умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем?»)
Куда же девается наше быстротекущее время? Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки. значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод. Что же изменилось за это время? Почти ничего. Как известно, статистика знает все, в том числе на что расходуется наше время.
(слайд 13, учащимся предлагается дополнить этот список)
А сколько времени мы тратим на пустые разговоры! А ведь срок жизни, отпущенный каждому из нас природой, до обидного мал по сравнению с миром, в котором мы имеем счастье жить. Так стоит ли бездумно растрачивать свои дни, проводя их в безделье и каких-то никчемных делах?
Согласно греческой мифологии, в мире есть существа – хронофаги т.е. «пожиратели» времени. Они растаскивают день человека по минутам. оставляя лишь грусть по несделанному.
Как вы думаете, что в наши дни может быть «пожирателем времени»? Какие поступки, действия, помехи в работе «съедают»ваше время»
( рассуждения ребят, слайд 14)
Тогда скажите, как с ними бороться?
( рассуждения ребят, слайд 15)
Итак, мы знаем пути экономии времени. При этом, если использовать эффективные приемы работы, можно достичь успеха в деле.
( обсуждение приемов, слайд 16)
На Востоке говорят: «Медленно иди в гору и ты достигнешь цели» А если в гору идти сейчас не хочется? И речь тут не всегда о лени и безволии, а о…биоритмологии. Ученые установили, что ритм жизни человека цикличен и зависит от движения Солнца, фаз Луны и т.д.Новая наука – хрональная биология- установила, что все органы человека, его мозг. тело. душа подчиняются от рождения до смерти «трехкратному циклу». Трижды в день наступает прилив и отлив физических сил. Трижды наступает усталость. И настроение, хотите вы или нет, подчинено счету «три».Исходя из своих открытий, хронобиологии сегодня работают над практическими рекомендациями, связанными с профессиональной деятельностью человека, с его опытом, отдыхом и т.д. У каждого из нас внутри часы, целесообразнее всего именно по ним определять, что делать сейчас, а что отложить. Итак…
(слайд 17)
Кроме этого нужно учитывать и собственные биоритмы. Например, любители утренних часов – «жаворонки» — просыпаются рано и наиболее активны в первой половине дня. Их среди нас 15-20%. Есть еще «совы»- у тех пик работоспособности приходится на вечер. Каждый третий человек – «сова». Зато примерно половина людей вообще не замечают этих пиков и действуют по обстоятельствам или по привычке. Это так называемые «аритмики». С помощью теста вы можете выяснить, кто вы.
(тест 2)
Но следует помнить, что склонность к тому или иному типу поведения формируется под влиянием уклада жизни. Более естественным для человека является ритм «жаворонка». Поэтому, если вы «сова», постарайтесь перестроить режим дня в сторону утреннего типа. Сделать это не так трудно, как кажется. Достаточно перенести выполнение ответственной и напряженной работы с вечера на утреннее время. Не читать непосредственно перед сном, обязательно гулять вечером. Физически трудиться или заниматься спортом днем. Стараться ложиться и вставать в одно и то же время.
Да, поначалу жизнь по часам может показаться вам подвигом, но, поверьте, научиться управлять своим временем можно. Нужно только прислушаться к предложенным рекомендациям и приложить чуточку усилий. БЕРЕГИТЕ И ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ!
(слайд 18)
И еще. Вдумайтесь, пожалуйста, в ту фразу, которая сейчас появится на экране. Она может перевернуть вашу жизнь, сделав каждое мгновение значимым и неповторимым.
(слайд 19)
Время пошло. Удачи вам…
Тогда человек придумал водяные часы.
Из одного сосуда в другой переливалась вода, поплавок со
стрелкой опускался или поднимался – и днем и ночью работали
эти часы, не забывай только воду переливать. Кстати, первый
будильник на земле тоже был водяным – и будильником, и
школьным звонком одновременно.
— А как вы думаете, почему водяные часы тоже были не очень
удобны?
— Чем же люди решили заменить воду?
Были известны часы песочные и огневые (свечные).
Эти, очень простые часы в виде длинной тонкой свечи с
нанесенной по ее длине шкалой, сравнительно
удовлетворительно показывали время, а в ночные часы они еще
и освещали жилище. Сгорание отрезка свечи между метками
соответственно определенному промежутку времени.
Песочные часы используются и в наше время. Все ценят их
точность, надежность и наглядность времени.
— Как вы думаете, часы еще как—то изменялись? Как?
Потом тяжесть падающей воды заменили гирей. Первые часы с
гирей сделали около тысячи лет тому назад. Они имели только
одну стрелку.
— Какую? (часовую)
Затем, вместо тяжелой гири в часах появилась пружина. Часы
заводились – пружина сжималась, приводя в движение
колесики и пружинки. Когда часы обзавелись маятником, они
стали, наконец, настоящими часами – точными. Маятник – это
хранитель точности часов. Часовые мастера так обрадовались
пружине, что начали придумывать часы самых разных
конструкций и форм. На свет появились часы в виде башенок,
шкатулок, беседок.
Часы научились играть музыку, показывать представления.
— Какие часы вы еще знаете?
Оказывается, есть чудесные часы, у которых нет ни стрелок, ни
пружин, ни маятника, ни цифр на циферблате. И самое
удивительное – их никто не видел. Это все живое «носит в
себе» эти часы: рыбы, птицы, деревья, животные, мы с вами.
Эти часы называют биологическими. Первым их заметил
французский астроном, который проделал опыты с бобами,
пересадил их с грядки в темный подвал, где нет ни солнца, ни
луны. Не различишь, когда день, когда ночь. Но бобы упрямо
жили так, как привыкли: днем их листья распрямлялись, а
ночью опускались, будто ложились спать. Бобы чувствовали
время. Так люди узнали, что растения имеют внутренние часы.
У людей тоже есть биологические часы. Днем они бодры,
работоспособны, а ночью их клонит ко сну. Есть «люди—совы»
и «жаворонки». «Совы» могут долго сидеть вечером, активно
работать. А «жаворонки» рано ложатся спать и рано встают,
утром они полны сил, бодрости. А «совы» утром любят
Цели:
- обобщить знания детей о часах, о времени и его
приметах; - закрепить умение решать задачи с определением
времени; - воспитывать стремление экономить время,
использовать его с пользой.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня главным действующим лицом
на нашем празднике будут часы и время. Им мы
посвятим наш праздник.
– А достойны ли они, чтобы им посвящали
праздник?
– Что знаете о времени?
– Что такое время?
Рассказ подготовленных учащихся. Еще
древнейшие мудрецы мучились над этой загадкой.
Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь
оно существует как бы повсюду – любое событие
протекает во времени, да и наша жизнь тоже… Но
если немного задуматься, то мы окажемся перед
Великой Тайной времени. И тогда уж возникнет не
один, а целое море вопросов.
Почему время вездесуще? Почему оно течет
повсюду?
Древние мудрецы говорили: “Нельзя дважды войти
в одну и туже реку”. Потому что между первым и
вторым разом пройдет какое-то время – и та вода, в
которую вы входили в первый раз, просто утечет.
Входя в воду, вы обнаружите, что река постоянно
меняется. Вот и получается древний парадокс:
“Нельзя ни разу войти в одну и ту же реку”.
Так и со временем. Оно течет повсюду и
постоянно. И нельзя войти дважды в реку Времени.
И поэтому ни одна секунда не похожа на другую. А
все потому, что время течет только в одном
направлении – из прошлого в будущее – и никогда
в обратную сторону. (Это называется асимметрией
прошлого и будущего).
Но опять же почему именно так?
А кстати, что такое будущее и прошлое? Что такое
настоящее?
Ведь если хорошенько вдуматься, то
настоящего-то и вовсе нет. Настоящее – это лишь “
мимолетное виденье”, почти неощутимый миг между
прошлым и будущим.
Физики изображают это в виде так называемого
светового конуса, где есть бесконечные Будущее и
Прошлое. И лишь одна точка – их пересечение –
является Настоящим.
Физики вообще очень серьезно размышляют над
Великой Тайной Времени. Из чего, например, “
сделано” время? Откуда оно вообще “берется”? И
можно ли временем управлять?
Да, когда-нибудь Великая Тайна Времени должна
быть разгадана. А пока еще никто толком не знает,
что же такое время. В одном лишь все единодушны:
нельзя тратить время по пустякам – оно ведь
никогда больше не возвращается.
Хорошо кто-то придумал написать на календаре: Сегодня
– первый день всей твоей будущей жизни.
Постарайся не потерять его!
Теперь о часах начинаем рассказ, о тех, что
придуманы были до нас,
О древних часах, о неточных вчерашних, о том, как
часы появились на башнях,
О том, как точней стали в тысячу раз. Время
пришло. Начинаем рассказ.
Когда-то часов электронных не ведали.
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе.
Но все ж опоздания были не в моде.
Вот шест из железа, по-гречески “гномон”.
Показывал время на площади днем он.
И где б не бродил человек, целый день
“Время” за ним по пятам, словно тень.
Шли годы. Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные.
Ораторам время считали они.
Лить воду в речах запрещалось в те дни.
Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает.
Падает шар, и гремя, и звеня…
Сони боялись часов, как огня.
И вот появляются более точные –
Их называли часами песочными.
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
Время суровое средневековое –
Изобретенье довольно толковое:
Двигают стрелки тяжелые гири –
Новое время в Европе и мире.
Рождались открытия, со временем споря,
Это случилось в церковном соборе.
Вверх посмотрел человек мимоходом,
Увидел, как люстра качалась под сводом
И наступило в тот миг просветление:
Маятник – вот эталон измерения.
Маятник сделал часами часы.
Пусть у кого-то они для красы,
Но без часов человеку никак:
Ошибка в секунду порой не пустяк!
Нынче хронометр кажется старцем,
Всюду часы электронные с кварцем.
И все же, хоть время несется стремительно,
Над прошлым не смейся,
Ведь все относительно.
Вдогонку за временем следуй, за веком,
Будь современным во всем человеком.
Задание с часами
Мысленно представьте себе циферблат часов и
ответьте на вопросы:
- Часы показывают ровно 5 часов дня. Какое время
было 8 часов назад? - Часы показывают половину первого. Меняем
местами минутную стрелку и часовую. Который
сейчас час? - Часы показывают 4 часа. Через сколько минут
минутная стрелка нагонит часовую? - Который час показывали дворцовые часы, когда
великолепный наряд Золушки превратился в старое
домашнее платье? - Сколько времени длятся сутки?
- Когда сутки короче: зимой или летом?
- Если до полночи оставалось три часа, то сколько
было времени? - Профессор лег спать в 9 часов вечера, а будильник
поставил на 10 часов утра. Сколько времени спал
профессор? - Какие часы показывают точное время лишь два
раза в сутки? - Без четверти три четверти и стрелки вместе.
Сколько времени?
Загадки
Я вам скажу заранее,
Она известна всем.
Не делится в названии,
Но делится на семь.(Неделя)
Брат и сестра. Кто их приметил ?
Сестра черна, а братец светел.
Она всегда растет зимой, он летом.
Что за брат с сестрой? (День и ночь)
Каждый день и каждый год
Путник движется вперед.
Не свернет куда-нибудь,
Не присядет отдохнуть.
И проходит всякий раз
Шестьдесят минут за час. (Время)
Он рождается в пургу и растет в метели.
Снег растаял на лугу- прыг из колыбели.
Он мальчишкою весной носится по лужам.
К лету бреется, а в зной статным смотрит мужем.
К осени седеет он, с палочкою бродит
В декабре под ветра стон смерть за ним
приходит.(Год)
Ходит по небу луна
то ущербна, то полна.
Как луну мы звали встарь?
Вам подскажет календарь. (Месяц)
– Ребята, как сэкономить время, сделать так,
чтобы его хватало и на учебу и на игру?
Режим дня. (Инсценировка)
Взял Витя в руки молоток
И к стенке под часами
С “Режимом дня” прибил листок
Железными гвоздями.
К семи ноль – ноль постель –
Для бабушки заданье.
А мама соберет портфель
Согласно расписанию.
А папе вовремя прийти
И за уроки сесть к шести.
Сказала бабушка:
– В связи с подпунктом “Обтирание”
Сорвется выход в магазин.
Смените расписание.
– Я бы могла собрать портфель, –
Сказала мама Вите,
– Но кто вам сварит вермишель?
Ведь вы же есть хотите!
Добавил папа:
– Я готов приняться за уроки.
Но я на службе в пять часов.
Нельзя ли сдвинуть сроки?
Но Витя так сказал родным:
– Режим мне дали в школе,
А чтобы выполнить режим,
Нужна вам сила воли.
– Как вы думаете, прав ли Витя? Расскажите о
своем режиме дня.
Игры – минутки.
1. Собери портфель за одну минуту.
2. Построй дом из спичек.
3. Наведи порядок в классе.
4. Кто больше решит примеров за минуту?
А сейчас рассказ про одежду во все
времена,
Про то как менялась с веками она,
Как нынче важна, как нужна была прежде,
Итак, начинаем рассказ об одежде
Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
Первый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.
Греция. Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
Бывают приметы у каждого века.
Взгляни на одежду и дом человека.
В то время, как строили башни и шпили,
Такого же стиля одежду носили.
Стояли у нас на Руси терема.
Искусной резьбой украшались дома.
И красная девица с молодцем рядом
Пленяют искусно расшитым нарядом.
Знатные люди- министры, придворные-
Шили богатые платья узорные.
Если б не эти костюмы, то знать
Вы не смогли б на рисунке узнать.
Проходят века, и меняется мода.
В одежде – характер, обычай народа.
Но мода не знает границ и преград,
И джинсы – земной повседневный наряд.
Демонстрация коллекции джинсовой одежды.
Игра “Узнай наряд”.
(Ребенок встает за лист ватмана с прорезью для
лица. На ватмане нарисован костюм рыцаря
средневековья, древнерусского богатыря, русский
сарафан, одежда из шкур. Он должен догадаться, в
какой костюм он одет по подсказкам
одноклассников : когда носили такой костюм, из
чего он сделан и т. д. )
Понравилось вам наряжаться?
Итог урока.
– Что вы узнали сегодня на уроке? Что вам
больше всего запомнилось? О чем вы расскажите
своим родителям или друзьям?
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того, какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы. (С. Я. Маршак)
Берегите время, не тратьте его напрасно.
Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными
делами.
Песня Е. Крылатова и Ю. Энтина “
Колокола”
Бьют часы на старой башне, провожая день
вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний, бьют часы на старой
башне:
Будет, будет даль светла!
Припев: Бой часов, как ключик золотой,
Двери в утро весело открой
Окна в утро настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони.
Литература
1. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие
задачи. Упражнения. Задания. Книга 2. – М. : РОСТ,
Скрин, 1998. – 112 с.
2. Ефимовский Е. С. Мудрые науки – без назидания
и скуки: Карусель изобретений. – СПб. : ТИТ
“Комета”, 1994. – 176 с. , ил.
22.04.2021
Игра-дискуссия «Время»
воспитатель ГПД ОЧУ «Газпром школа»
Командная игра-дискуссия «Время»
Сценарий занятия
«В чем видится проблема нехватки времени или что такое свободное время?»
Единица содержания: правила ведения дискуссии.
Цель: закрепить умения участвовать в дискуссии, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить логически стройную систему доказательств.
Оценить
631
Содержимое разработки
Сценарий занятия
«В чем видится проблема нехватки времени или что такое свободное время?»
Единица содержания: правила ведения дискуссии.
Цель:закрепить умения участвовать в дискуссии, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить логически стройную систему доказательств.
Вед.
1. Добрый день. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, сосредоточитесь, и каждый скажет одно предложение или слово в ассоциации с понятием время. Эту фразу запомните, и запишите на листочке, который лежит у вас на столе.
Дети становятся в круг и говорят ассоциации с понятием «Время»
Вед.
Отлично, теперь рассаживайтесь поместам, не забудьте записать то, что вы только что сказали.
Дети рассаживаются по местам и записывают ассоциации
Вед.
Обратите внимание, перед вами материалы, которые можно использовать при выборе правильного ответа. Есть так называемый словарик по дискуссии. Есть ручка, именной листок, куда вы записали свою ассоциацию с понятием «Время». На листке вы можете помечать наиболее интересные высказывания наших участников.
Дети подготовились слушать
Вед.
Сегодня мы с вами проведем «Поединок мнений», то есть — дискуссию, приходилось ли вам в жизни дискутировать? А что обозначает слово «дискуссия»?
Дети отвечают на вопрос «Что такое дискуссия?»
2. Дискуссия — это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Вед.
Получалось ли у вас всегда грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте?
3. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу. Внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне: главное – наголову разбить противника, любой ценой!
А есть и такие, горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
Так вот сегодня, мы будем с вами учиться искусству ведения дискуссии.
Вед.
4. На прошлом занятии мы познакомились с этапами ведения дискуссии. Напомните, пожалуйста, какой этап мы с вами прошли, и чем будем заниматься сегодня?
Дети зачитывают этапы дискуссии
5. Какую тему для обсуждения мы выбрали? (О нехватке времени)
Мы распределили роли, разрешите представить:
6. Александр – докладчик, расскажет о важность темы «Времени»
Глеб и Валерия – оппоненты, будут отстаивать свою точку зрения по данному вопросу.
7. А, чтобы, дискуссия у нас проходила по всем правилам, у нас есть регистраторы:
Елена и Максим.Они устанавливают регламент выступления и познакомят с правилами ведения дискуссии.
Федор – координатор. Дает слово по очереди оппонентам, следит за временем выступления каждого.
8. Важная роль у экспертов: Дмитрий и Ильябудут анализировать всю информацию оппонентов, предлагать свои пути решения.
9. Георгий — критик обоих оппонентов, но со своими правилами.
Девочки:Александра, Анна и Дарья – наблюдатели. В течение дискуссии, они обязательно выскажут свою точку зрения по данной теме и зададут вопросы оппонентам.
10. И, уважаемые зрители, вы тоже участники дискуссии. Вы имеете право проголосовать за того оппонента, чьи ответы покажутся более аргументированными. В конце дискуссии мы подведем итог.
Вед.
Слово регистраторам. Зачитайте, пожалуйста, правила.
11. Правила:
— говори просто и ясно, логично и последовательно;
— постарайся аргументировать свою точку зрения;
— не повторяйся;
— слушай оппонента, не перебивая;
— следи за тоном голоса, контролируй свои эмоции;
— не переходи на личность.
Вед.
Есть еще предложения по правилам ведения?(нет)тогда регистраторы, повесьте, пожалуйста, их на доску.
Правила вывешиваются на доске и раздаются оппонентам
Вед.
Координатор выступления, Федор, сколько времени дается на выступление докладчика и каждого оппонента? (Три минуты)
Вед.
12. Спасибо. Слово докладчику.
Выступает Саша.
Вед.
Спасибо. Уважаемые оппоненты, тема обсуждения вам ясна? Для аргументации можете использовать пакет материалов: высказывания мыслителей, пословицы, стихи. Тогда, к барьеру! 12. Валерия, вам слово! Не забывайте время выступления ограничено!
13. О понятие «Свободное время выскажется Глеб.
Выступают по очереди оппоненты
Вед.
Спасибо. Ваши точки зрения ясны. Пока готовятся эксперты к обсуждению, слово наблюдателям. Ваши вопросы оппонентам. (Задают вопросы по выступлению)
14. Эксперты, вы готовы проанализировать выступления ваших товарищей?
Выступают эксперты
Вед.
15. Спасибо. Вы дали подробный анализ выступлениям. Ваши предложения будут учтены.
Слово нашему критику, но прежде всего, напомните правила, которым вы следуете.
16. Правила критика:
— Я критикую идеи, а не людей;
— Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен;
— Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям;
— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Выступает критик
Вед.
Что по этому поводу думают наблюдатели? Слово им. Попробуйте ответить на вопросы о
17.времени. На все ли вопросы есть положительные ответы? (нет)
(Для самоконтроля вопросы)
Вед.
Уважаемые участники дискуссии, ваши высказывания интересны. В наши дни управлять временем — едва ли не важнейший деловой навык. Учебные нагрузки и стрессовые ситуации давят все сильнее. Как за меньшее количество времени успевать делать больше? Управлять нашим временем важно!
18. Я предлагаю создать памятку для школьника «Как сберечь время?» Для этого разделимся на три команды.
Как вы понимаете, над этой проблемой работают многие люди, во многих поколениях. Перед вами инструкция по сбережению времени, пословицы о времени. Ваше задание, за пять минут, создать свою памятку «По сбережению времени». Лучшую мы повесим на стенде, вклеим в дневники и будем её придерживаться. Представляете, как мы удивим своих родителей и педагогов, когда станем самыми успешными учениками! Приступайте к работе!
19. Дети делают памятку
Вед.
Представитель от группы повесит на доску и зачитает памятку.
20. Дети зачитывают свою памятку
Вед.
21. Наше занятие подходит к концу. Мы сегодня учились искусству дискутировать, высказывая свои мнения по теме «Время».
Повторите, пожалуйста, какие основные правила мы должны выполнять при ведении дискуссии.
Повторяют правила ведения дискуссии
Прошу всех выйти из-за столов, и встать в круг, взявшись за руки.
Проговорите сейчас ваши ассоциации с понятием времени, и сравните, как изменилось оно от начала занятия.
Дети становятся в круг и говорят ассоциации с понятием «Время»
Вед.
А сейчас каждый вытащит высказывание мудреца о времени и будет следовать ему.
Дети вытаскивают листочки и зачитывают вслух
22. Я благодарю вас за участие в дискуссии, и на память хочу подарить блокнотики. Начнем с этой минуты беречь время! Становиться успешными во всех своих начинаниях!
Воспитатель раздает блокноты для записи
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450357-igra-diskussija-vremja
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!