Сценарий что такое выборы

Классный час для учащихся 3 - 4 классов, на котором в доступной форме рассказывается о выборах, правах людей.

Классный час

Тема: Что такое выборы.

Цель: Растить грамотного и активного избирателя.

Задачи:

— Показать значение выборов как основного способа формирования органов власти, признанных служить интересам народа.

— Воспитание у младших школьников активной гражданской позиции.

— Формировать чувство ответственности за будущее своей страны, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование для учителя:

Девиз «Настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.

Презентация.

Российская символика.       Портрет В.В. Путина.

Выставка рисунков «В каждом рисунке — право».

Карточки со словами.

Карточки для синквейна.

Групповые задания.

Ход внеклассного мероприятия

I. Вступительная часть и психологический настрой.

«Перекличка»

— В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

-В которой люди счастливы всегда,

-Друг друга не обидят никогда.

-Где не слышны глухие взрывы

-И где закаты так красивы…

-Я так люблю простор страны своей,

-Хоть далека она от совершенства,

-Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!

-Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.

-Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.

-Я хочу, чтоб президент умным был и честным.

Все: Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

Слайд 1

-Девизом нашей встречи будут слова великого русского поэта с творчеством, которого мы познакомились на уроке литературного чтения.

«Настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.

-Что хотел сказать нам, гражданам своей страны Н.А Некрасов? Прав ли он? В течение классного часа мы найдём ответ на этот вопрос.

Слово о Родине.

Слайд 2

— «Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.» (А. Кураев)

II. Сообщение темы и цели классного часа.

Слайд 3

— Почему задумался богатырь?

-Что ему предстоит сделать?

Слайд 4

-Что такое выбор, выборы?

Учащиеся знакомятся с основным понятием на тему «Выборы» в группах.

-Сейчас пришло время поработать в группах. Вы будете выполнять разные задания. Давайте выберем роли:

-Красный прямоугольник – командир группы, вы руководите работой всей группы.

-Синий прямоугольник – секретарь, вы будете записывать.

-Белые прямоугольники – участники.

-Найти толкование значения слова в словарях.

Выборы – это избирание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов какой-либо организации. Выборы осуществляются путём голосования.

Выборы – это избирание путём голосования депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации (словарь Ожегова С.И.).

III. Формирование знаний учащихся по проблеме классного часа.

«Российская символика»   Слайд 5

-Как называется наша страна?

-Назовите символы российского государства.

-Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

-Звучит гимн России.

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

«Глава государства».

-В любой стране есть глава государства.

-Как обычно называют главу государства? (Король, царь, император, монарх, султан, президент)

-Кто глава государства в нашей стране?

-В чём отличие президента от монарха? (Президента выбирают, а монарха не выбирают, а власть передаётся по наследству)

Слайд 6

-Можно ли обойтись без президента?

-В чём состоят полномочия президента? 

-Кто может стать президентом? (Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.)

-Может ли стать президентом женщина? (Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет)

-Кто выбирает президента? (Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)

-На какой срок выбирают президента? (Президента выбирают на 6 лет.)

Статья 81 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря) . Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона.)

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый главный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много – выбирайте,

Там – король, здесь – президент.

«Права человека и основной Закон».

— Как называется Закон по которому живёт Россия?

Слайд 7

-Все основные права записаны в Конституции Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года).

— Мы с вами ещё не очень взрослые. Однако с рождения мы имеем свои права.

Выступление групп. Представьте одно из прав, которые у вас записаны на карточке. (Представить право можно в виде картины, плаката, сценки, соотнесение с ситуацией из сказок.)

Права человека:

— право на жизнь

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь

— право на получение образования

— право на владение имуществом

— на управление страной

— право на свободное передвижение

— право на неприкосновенность жилища

— право на труд

-Гарантом соблюдения государством Конституции, наших прав является Президент. Президента выбирает вся страна. Когда, он вступает в должность, он присягает России, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

«Что такое выборы?»

-Чтобы побольше узнать о выборах, предлагаю поработать в группах. Каждая группа имеет своё задание, оно написано на карточке.

1 группа:

-Выберите важные черты характера кандидата в президенты. Обоснуйте свой выбор.

Решительный             Смелый                  Сообразительный          Умный

Общительный            Интеллектуал        Спортивный                    Красивый Крепкий                       Популярный          Храбрый                           Настойчивый

2 группа: Объяснить значение слов:

Участок                      Кабина               Избиратель              Паспорт

Программа               Бюллетень        Урна

-Как они связаны между собой?

3 группа:

-Составить памятки «Правила культурного избирателя».

4 группа:

-Составить наказ будущему президенту.

-Вы строили дом, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и, разрушив его, постарается построить свой, на ваш взгляд не удобный и не красивый?

На пост президента нужно выбрать такого человека, который не разрушит уже построенное ранее и создаст что-то новое и полезное.   Выступление 1 группы.

-Одному строителю было труднее. Ему приходилось самому выбирать детали для постройки, проектировать здание, больше потребовалось времени для создания дома. В политике необходимо единство взглядов и действий. Президент должен работать  сообща со своей командой, учитывая интересы и потребности народа своей страны.

Выступление 4 группы.

-Пока день выборов Президента не наступил, идёт предвыборная кампания. Телевидение и газеты рассказывают о кандидатах в Президенты, то есть о тех, кто хочет стать Президентом.

Граждане сравнивают кандидатов, их программы и советуются друг с другом, кто достоин стать Президентом нашей страны, депутатом, губернатором. Портреты кандидатов вывешивают на улицах, площадях. Но в день выборов никто не имеет права подсказывать гражданину, за кого ему голосовать. В этот день каждый избиратель должен сам решить, кого надо выбрать. Выступление 3 группы.

-Как проходят выборы на избирательном участке? Что должны делать избиратели?  Выступление группы 2.

-Вы правы, послушаем как проходят выборы. Слайд 8 — 12 (Выступление председателя УИК№ 588.)

Математическая задача на тему:

«Сейчас вам 10 лет. Через сколько лет вы сможете принять участие в выборах?»

— Когда вам будет 18 лет, вы будете пользоваться правом — выбирать.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара — туман,

Песок — из мельчайших песчинок,

Россия — из россиян

И от всех нас зависит будущее нашей России.

(В. Крючков)

 IV. Итог:

— Порой  мы  жалуемся  на  плохое  управление  страной, городом, районом, посёлком. И  только  мы – простые  граждане – в силах изменить   жизнь  в нашей стране  в  лучшую  сторону. Это  можно  сделать, прежде  всего, участвуя  в  выборах.

-Вы, ребята, будущие  избиратели. Участвуя в  выборах, Вы  отдаете  свой  голос,  за  партию  или  кандидата, которых  считаете  более  достойными  представлять  и  защищать  ваши  интересы  на  государственном  уровне. Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

V. Рефлексия:

Закончи предложение: Слайд 13

-Сегодня на классном часе я узнал, что…

-Я запомнил, что…

-Я горжусь тем, что…

Составление синквейна к слову» Выборы». Слайд 14

Порядок составления синквейна:

Имя существительное.

2 имени прилагательных.

3 глагола.

Предложение.

Синоним.

Слайд 15.

— Я надеюсь, что полученные сегодня знания помогут вам, когда вы станете взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее, будущее ваших детей, страны. А когда вам наступит 18 лет, вы будете достойными гражданами России и изберете достойных людей в представительные органы власти, ведь от этого зависит будущее России. А люди которых мы выбрали будут работать ради процветания нашей страны.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

(В. Гудимов)

Список литературы:

1. Я.В. Соколов. Мы — граждане независимой России. М: НИЦ «Гражданин». 2012.

2. Я.В. Соколов. Наши права и ответственность. М: НИЦ «Гражданин». 2012.

3. В. Гудимов. Нет края на свете красивей…

4. А. Кураев. Основы православной культуры. М. Просвещение. 2010.

5. Разработка классного часа «Я — гражданин и ученик» (стих — е «В какой бы я хотела жить стране?»).

6. В. Крючков. Роса состоит из росинок…

7. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь. Издательство «Азъ». 1992.

Уважаемые ребята!

Предлагаем принять участие к подготовке классного часа на тему «Что такое выборы?»

Вы должны разделиться на 4 группы и выполнить задания.

Задания:

1. Представьте одно из прав человека на выбор. Представить право можно в виде картины, плаката, сценки, соотнесение с ситуацией из сказок.

Права человека:

— право на жизнь                              -право на труд

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь

— право на получение образования

— право на владение имуществом

— на управление страной

— право на свободное передвижение

— право на неприкосновенность жилища

2. Объяснить значение слов:

Участок                      Кабина               Избиратель              Паспорт

Программа               Бюллетень        Урна

*Обратиться к толковому словарю.

3. Составить памятку «Правила культурного избирателя».

4. Составить наказ будущему президенту.

5. Составление синквейна (стихотворение из 5 строк) к слову «Выборы». Порядок составления синквейна:

1 строка – 1 имя существительное.

2 строка — 2 имени прилагательных.

3 строка — 3 глагола.

4 строка – Предложение из 4 – 5 слов.

5 строка – Синоним к 1 строке.

6. Нарисовать рисунок, плакат на тему «В каждом рисунке — право».

  1.  В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

1. Хоть далека она от совершенства,

  1. В которой люди счастливы всегда,

2. Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!

  1. Друг друга не обидят никогда.

3. Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.

  1. Где не слышны глухие взрывы

4. Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.

  1. И где закаты так красивы…

5.Я хочу, чтоб президент умным был и честным.

6. Я так люблю простор страны своей,

6. Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый главный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много – выбирайте,

Там – король, здесь – президент.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара — туман,

Песок — из мельчайших песчинок,

Россия — из россиян

И от всех нас зависит будущее нашей России.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

2. Объяснить значение слов:

Участок                      Кабина               Избиратель              Паспорт

Программа               Бюллетень        Урна

*Обратиться к толковому словарю.

— право на жизнь                            

 -право на труд

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь

— право на получение образования

— право на владение имуществом

— на управление страной

— право на свободное передвижение

— право на неприкосновенность жилища

Городской округ город Бор Нижегородской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр внешкольной работы «Алиса»

Внеклассное мероприятие для школьников 8-9 классов

Тема: «Будущие избиратели»

Выполнила:

Челова Светлана Сергеевна

педагог организатор ЦВР «Алиса»

г. о. г. Бор 2016 г.

Сценарий мероприятия «Будущие избиратели!»

Цели:

  • обобщение знаний о российской символике и понятий «гражданин», «Родина», «избирательное право», Государственная Дума, Президент;

  • формирование навыка гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

  • понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в по­литических выборах;

  • развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

Ожидаемые результаты:

Учащиеся 8- 9 классов получат знания об основных принципах и этапах участия граждан в выборах, ознакомятся с основными понятиями, связанными с избира­тельной системой России. Чтобы в дальнейшем принять твердое решение об участии в выборах.

Оборудование и материалы:

  • Правовые акты (Конституция РФ; федеральные законы и законы Калужской области: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ», «О выборах в органы местного самоуправления»), предназначенные для работы с материалом мероприятия.

  • Тесты (карточки) на бумажном носителе.

  • Плакаты с высказываниями о выборах известных людей.

  • Мультимедийный проектор, компьютер.

Ход мероприятия.

Эксперты занимают место за специальным столом и не вмешиваются в ход мероприятия до момента оглашения результата состязаний команд.

Мероприятие начинается с вопросов, обращенных к ученикам:

— Как часто Вам приходится что-либо выбирать?

— Легко ли делать выбор?

Педагог предлагает поднять руку учащимся, которым всегда легко сделать какой-либо выбор. Если такие есть, то им предлагается объяснить, что помогает им сделать выбор легко. Педагог предлагает поднять руки тем, кто долго колеблется, принимая

решения.

Таким образом в ходе беседы формируется понимание самой проблемы выбора, которая заключается и в наличии у человека опыта выбирать, принимая решения, и в наличии силы и смелости сделать этот выбор.

Педагогом вводиться, и тема ответственности за сделанный выбор, что позволяет подчеркнуть актуальность данного мероприятия.

Выступление ребят которые проводили исследование на основе тестов одноклассников. (приложение 1)

Педагог, обобщая результаты исследования, определяет уровень проблемы политического выбора относительно класса в целом, показывает степень социальной зрелости учащихся на данном этапе своего развития.

Вед. Уважаемые учащиеся! Сегодня вы участвуете в игре «Будущие избиратели!» А что значит- «быть избирателем?» прежде всего, это принимать участие в общественной и политической жизни страны, ведь политика встречает нас на каждом шагу. Порой мы жалуемся на плохое управление страной, районом, своим селом, критикуя действия и политику тех или иных структур. И только мы – простые граждане в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Это можно сделать, прежде всего, участвуя в выборах. Все вы ребята, будущие избиратели.

Участвуя в выборах, вы отдадите свой голос за партию или кандидата, которых считаете более достойными представлять и защищать ваши интересы на государственном уровне.

Наша игра поможет Вам лучше разобраться в том, как устроена избирательная система в нашей стране.

Ребята, как вы думаете, что означает слово «гражданин»?

«Гражданин» – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. (Толковый словарь русского языка).

Быть гражданином — это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

Слово «гражданин» неразрывно со словом Родина, настоящий гражданин обязан любить, оберегать, защищать ее.

Вспомним поговорки и пословицы о Родине:

(я начинаю пословицу, а вы продолжаете)

— Человек без родины — соловей без песни.

— Своя земля и горсти мила.

— Дома и стены помогают.

— Где выросла сосна, там и она красна.

— Родина — мать, умей за нее постоять.

У гражданина одной страны общие государственные символы (учащиеся перечисляют их): флаг, герб, гимн.

Вспомните, что означают цвета нашего флага, и что символизирует герб.

Белый цвет — мир, чистота, совесть. Синий — небо, верность, правда. Красный — огонь и отвага.

Герб — олицетворение красоты и справедливости и победы добра над злом.)

Все эти государственные символы были утверждены в декабре 2000г.

Одна из обязанностей гражданина — соблюдение законов РФ. Возникает вопрос, кто принимает эти законы и их утверждает.

Все законы принимает Федеральное Собрание, которое в свою очередь состоит из Государственной думы и Совета федерации.

Схема такова: первоначально законы принимают депутаты Государственной Думы, затем рассматривает Совет Федерации и лишь потом они поступают на подпись к президенту. И тогда этот закон вступает в силу в любом уголке нашей страны.

В соответствии с этим можно говорить о том, что экономическое, культурно-нравственное, социальное положение страны зависит от системы выработанных законопроектов и их исполнения. Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы. То есть, судьба и развитие нашей страны в их руках.

Но мы, граждане своей страны, естественно, не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов.

А самый важный выбор каждого гражданина — выбор Президента. И уже от нашего выбора будет зависеть развитие нашего государства.

Вы как будущие избиратели должны понимать всю важность гражданского долга. Эта гражданская позиция должна закладываться уже в вашем возрасте, чтобы на момент права голоса у вас не было сомнения — идти или не идти на выборы.

Возникает следующий вопрос, а какие стадии включает в себя весь избирательный процесс. Как вы думаете?

Предлагается выслушать, как это могут охарактеризовать учащиеся, а затем ведущий (педагог) предлагает рассмотреть эти этапы:

1. Составление списков избирателей. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

2. Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки.

3. Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов.

5. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

6. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день.

Вед. Наверное, вы слышали такое понятие «выборы не состоялись». Как вы это понимаете?

Весь этот процесс, как вы заметили, трудоемкий и требует определенных затрат, сил, времени и финансов, если граждане не приходят на выборы, то выборы признают несостоявшимися. Значит, их переносят, и опять все сначала. Вас никто не может заставить исполнить свой гражданский долг, потому что – это у каждого должно быть в сознании.

Вед. Давайте охарактеризуем, какими качествами должны обладать, по-вашему мнению, депутаты, Президент РФ (выслушиваем мнения учащихся).

Следующий этап мероприятия — игра, которая поможет вам лучше разобраться в том, как устроена избирательная система в нашей стране.

Каждая команда получает задания.

1. Конкурс «Символы побед»

Государственный флаг

Командам выдается набор полосок цветной бумаги. Необходимо сложить из них государственный флаг России.

Государственный гимн.

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны куплеты Государственного гимна Российской Федерации. Необходимо сложить эти куплеты в единый текст.

Государственный герб

Команды получают изображения различных гербов. Найти на них гербы России и г. Бор.

Президенты

Команды получают на бумаге изображения различных лиц. Найти на них изображение Президента России.

2. Конкурс «Избирательная лингвистика»

Команды получают листочки с заданием и выполняют.

1. Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной компании.

Ответ: Выборы.

2. Час + у + кот = образуется для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей.

Ответ: Участок.

3. Тюлень + бел = лист с именами кандидатов для голосования.

Ответ: Бюллетень.

4. Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.

Ответ: Кандидат.

5. Путает + д = лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган

муниципального образования.

Ответ: Депутат.

6.Льет + бал + дюна гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью

комиссии в период проведения голосования.

Ответ: Наблюдатель.

3. Конкурс Викторина.

Вопросы викторины задаются командам по очереди. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде.

  1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности…

  • с 16 лет;

  • с 18 лет;

  • с 21 года.

  1. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает…

  • Президент РФ;

  • Старейший по возрасту депутат;

  • Председатель бывшей Государственной Думы.

  1. Президент РФ издает…

  • постановления;

  • распоряжения;

  • указы;

  • законы.

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший…

  • 18 лет;

  • 21 года;

  • 30 лет.

  1. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по

его просьбе?

  • да, если меня об этом попросят;

  • нет, не имею права;

  • да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.

  1. Население территории решает вопросы местного значения…

  • через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;

  • через органы местного самоуправления;

  • через обращение к депутату Государственной Думы.

  1. Высшим непосредственным выражением власти народа является.

  • референдум и свободные выборы;

  • Парламент РФ.

4.Конкурс права литературных героев.

Каждой команде выдаются листочки и ручки. Нужно написать названия сказок.

Вопросы:

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) 

2. Какие сказочные герои страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы А.С. Пушкина, Марья Моревна – персонаж русских народных сказок).

3. Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик или Приключения Буратино»).

6. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах») 

7. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов).

8. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»).

9. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями? (Барон Мюнхаузен, Алиса – девочка из будущего, Дама из стихотворения «Багаж»).

10. «Аладин поднял лампу и вдруг раздался громовой голос:

— О, владыка лампы, я к твоим услугам. Я Маймун, сын Шахмхураша. 

Я раб лампы и раб того, кто ею владеет. Требуй от меня, чего хочешь!»

Нарушается ли чье – ни будь право в сказке «Аладдин и волшебная 

лампа»? (Декларация прав человека: «Никто не должен содержаться в 

рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запре-

щены во всех видах»)

11.Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн. (Во времена Марка Твена такая дружбы была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается права ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

12. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. («Гуси – лебеди»).

5.Игра «Изобрази эмоцию».

Командам предлагается при помощи мимики, жестов, позы (но без слов) отобразить те эмоции, с которыми мы можем встретиться во время предвыборных дискуссий.

Совместно с детьми подводим итог игры, в результате чего обговариваем правила поведения избирателя, которые в виде памяток раздаются каждому ученику.

Памятка

  • Постарайся понять, какое чувство провоцирует тебя на тот или иной

поступок.

  • Уважай права других людей.

  • Проявляй терпимость к чужому мнению.

  • Не возвышай себя над другими.

  • Мирись с чужим мнением.

  • Умей слушать.

Вед. Я уверена, что данное мероприятие вызвало у вас только чувства убежденности и волнения, уверенности и сомнения, гордости. И это не случайно, ведь это реакция организма на происходящее вокруг нас, на то, что «живет» внутри нас – наших друзей и врагов – эмоций.

Не секрет, что во время предвыборных дебатов и дискуссий, люди выплескивают свои эмоции на других, т.е. выражают свое отношение к происходящему вокруг себя или внутри себя. Существует ряд признаков, по которым мы можем догадаться о чувствах других людей – это мимика, жесты, позы, интонация голоса.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему, на ваш взгляд, выборы считают величайшим изобретением человечества?

  • В чем состоит их назначение?

Основные выводы:

Выборы — это реальная возможность реализации гражданской позиции.

Выборы — это механизм реализации принципов демократии в обществе.

Подведение итогов и награждение. Все участники награждаются дипломами.

Вед: Уважаемые друзья! Мы благодарим Вас за участие в игре и надеемся, что придет время, когда вы придете на избирательные участки и сделаете свой выбор. Выбор – избирать и быть избранным! 

Список использованной литературы:

  1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. М., «Эксмо», 2011

  2. Государственные символы Российской Федерации. Нормативные правовые акты. Методические рекомендации. М., «Юридическая литература», 2005 (извлечения).

  3. Нисневич Ю. А. Государственная власть современной России: Учеб. пособие/Ю. А. Нисневич. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 493

  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2011 (извлечения).

  5. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». М., Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2011 (извлечения).

  6. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. Классные часы. 5 – 9 классы. М., «Вако»,2008

  7. http://festival.1september.ru/articles/567748

  8. http://parlib.duma.gov.ru/ — на сайте «Парламентская библиотека Российской Федера­ции» Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) Аппарата Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представлены электронные каталоги книг и журнальных публикаций по праву и парламентаризму, размещен Сводный каталог из­даний, посвященных деятельности дореволюционной Государственной Думы. Сводный каталог содержит библиографическую информацию об изданиях дореволюционного периода, публи­кациях советского времени и материалах современных исследователей, хранящихся в фондах крупнейших российских библиотек.

Приложение 1

Вопросы теста «Я – Избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

  1. Если лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему, то:

а) сделаете, что просит друг;

б) не знаете, как поступите;

в) не сделаете, примите решение самостоятельно.

  1. Если Вам предложат деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продадите;

б) не знаете, как поступите;

в) не продадите.

  1. Если в день выборов Президента у Вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не пойдёте голосовать;

б) не знаете, как поступите;

в) пойдёте на выборы и проголосуете.

  1. Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались уехать в гости и не намерены голосовать, то:

а) Вы промолчите;

б) не знаете, как поступите;

в) будете просить родителей проголосовать.

  1. Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) Вы проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) проголосуете за другого кандидата, у которого более реальная программа развития страны.

  1. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты, одежду и другие товары, то:

а) проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) не проголосуете за него.

  1. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:

а) проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) не проголосуете за него.

  1. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосуете за него;

б) не знаете, как поступите;

в) не проголосуете за него.

Если в ваших ответах преобладает ответ «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки и ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во-вторых, Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы, у нового президента денег обязательно хватит.

Если в ответах преобладает ответ «Б», то Вы не очень отличаетесь от предыдущего «избирателя» и думаете, что Вас политика никогда не коснется.

Если в ответах преобладает ответ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Приложение 2

Словарик

Абсентеизм — уклонение от участия в выборах.

Альтернативность выборов означает реальную возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов или партийных списков кандидатов.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие на день голосования определенного возраста, могут избираться и быть избранными независимо от пола, национально­сти, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования и других факторов.

Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем участие в выборах — граждан­ский долг человека

Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осущест­вляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соот­ветствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня.

Избирательный округ — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или иное должностное лицо.

Избирательное право в узком (субъективном) смысле — это политическое право граждани­на избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти и мест­ного самоуправления.

Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность юридиче­ских норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должност­ных лиц государства, а также органов местного самоуправления.

Избирательный процесс — совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц.

Избирательная система — порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

Избирательный участок—территориальная единица, образуемая для проведения голосова­ния и подсчета голосов.

Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные орга­ны и должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. Прямыми выбора­ми в России избираются, например, Государственная Дума РФ; законодательные собра­ния субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ; президенты республик в составе РФ, где введена президентская форма правления; мэры городов и пр.

Равное избирательное право означает, во-первых, что все граждане участвуют в выбо­рах на равных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый избиратель имеет равное число голосов. Упрощенно эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос». В-третьих, голоса всех избирате­лей имеют одинаковый (равный) вес. Это означает, что избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определенные пропорции между числом депутатов, избираемых от округа, и численностью в нем из­бирателей.

Тайное голосование (в отличие от открытого) означает, что воля голосующего остается неиз­вестной другим лицам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъ­явлением избирателя или давления на него.

Приложение 3

Высказывания известных людей.

«Благо Отечества есть высший закон» (латинское изречение).

«Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Дж. Милль).

«Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер),

«Мудрый законодатель начинает не с издания закона, а с изучения его пригодности для данного общества» (Ж.Ж. Руссо);

«Патриотизм: убеждение, что твоя стана лучше других потому, что ты именно в ней родился» (Джорж Бернард Шоу),

«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей страны» (Джон Кеннади).

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности гражданина» (С. Смайлс — английский писатель).

Путин В.В.

Медведев Д.А.

Шанцев В.П.

Матвиенко В. И.

Собянин С.С.

Государственный гимн Российской Федерации (слова С. Михалкова)

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Герб России

Герб городского округа г.Бор

Герб Германии

Герб Чехии

Ход мероприятия

1.Гимн.

2.
Вступительное слово

Дорогие  ребята!

Сегодня мы проводим очередное ежегодное
мероприятие, посвященное дню молодого избирателя.

Зачем нужен этот день? Этот день призван подчеркнуть
ту особую роль, которую играет молодое поколение в судьбе своей страны, своей
Отчизны. Сегодня вы стоите перед  проблемой выбора вашей профессии и заранее
думаете над тем, а какие последствия этого выбора будут лично для вас, ведь тем
самым вы несете личную ответственность. Но современный человек стоит еще перед
одним видом выбора–политического, вот здесь вы  несете уже гражданскую
ответственность.

Вот
это чувство ответственности, чувство причастности ко всем изменениям в стране
еще не охватило большинство наших людей и в особенности молодежь, которые не
всегда понимают, что от этого зависит их будущее. Социологические опросы
свидетельствуют, что только одна треть населения  нашей страны чувствует свою
ответственность за выборы, менее одной четверти считает, что власть
прислушивается к их мнению и 5% считают, что общественные объединения и
инициативы граждан способны что-то изменить.

А ведь народовластие в том и заключается,
чтобы каждый осознал, поверил, что именно от него зависит, какие люди будут им
управлять, как они будут заботиться о нем в частности и обо всем населении в
целом.

     
Вот почему необходимо уже в школе изучать основы избирательного права, учиться
осознанному участию в выборах, готовиться к жизни в демократическом обществе,
самим находить свое место в социуме и, конечно, быть активными избирателями.

Дети что такое выборы. (ролик)

Как часто мы выбираем. Начиная с еще
маленького возраста перед каждым человеком ежедневно стоит тот или иной выбор.
Но вы взрослеете и перед вами выбор уже гораздо серьезней.  Взрослая жизнь, к
которой вы готовитесь, невозможна без выбора. Вся политическая жизнь России
основана на выборе. Люди выбирают главу местной администрации, парламент, президента…
Но всегда ли они готовы сделать осмысленный выбор? Некоторые громкоголосые
политики бросают в лицо избирателям: «Вы не умеете выбирать! Выбирайте хорошо!».

Не зря говорят, что неосведомленность
одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб благополучию и
безопасности всех.

Но как научиться выбирать? И что означает
«хорошо» выбирать? Разве есть готовый рецепт? Готовых рецептов, конечно, нет,
но научиться выбирать можно.

Сейчас
вы, дети, прислушиваетесь к совету взрослых, они для вас авторитет. Но очень
скоро вы будете составлять общество и формировать его власть. «Если вы
заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если заглядываете на десять лет
вперед, сажайте деревья. Если заглядываете вперед на всю жизнь, обучите
человека», — гласит китайская пословица. Давайте учиться уже сегодня выбирать
осмотрительно, осторожно, вдумчиво, со знанием Закона, своих прав.

Выборы — один из самых древних
инструментов формирования органов государства. Право избирать признавалось
изначально только за свободным мужским населением. Например, в Древней Греции
рабы, женщины, дети, а также неграждане Афин были лишены избирательного права.
В

XVIII  и XIX веках картина изменилась не сильно. В Соединенных Штатах Америки
во второй половине
XVIII века, после Войны за
независимость право голоса принадлежало только белым мужчинам. Не имели права
голоса чернокожие рабы, женщины и коренные индейцы. Причем некоторые штаты даже
для белых устанавливали ценз грамотности, благонадежности и добропорядочности.
Вводился также имущественный ценз, то есть голосовать могли люди лишь с
имуществом определенной стоимости
. Известный публицист и
политик Томас Пейн (1737-1809) писал: «Вы требуете, чтобы у избирателя было
имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека
есть осел, который стоит 60 долларов. Этот человек сегодня избиратель, он идет
к избирательной урне и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек
идет голосовать без осла, его не допускают. Скажите мне, кто голосует в этой
стране, осел или его хозяин?»

А знаете ли Вы,
что впервые избирательные права гражданам России были предоставлены в 1906
году. В дореволюционной России более половины граждан не имели избирательных
прав – женщины, военные, молодежь до 25 лет, жители национальных окраин. В
течение многих лет всеобщее избирательное право было основной целью
политической борьбы.

3. Давайте
совершим краткий экскурс в историю избират. права (сообщения учащихся)

4.
О соврем. избир. праве

Сегодня 
действующая Конституция РФ предоставляет это право всем гражданам нашей страны.
Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, политические позиции и
многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой
самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно. Эти права дают
каждому человеку возможность непосредственно или через своих представителей
участвовать в политической жизни страны, влиять на принятие важных
государственных вопросов, а значит и на судьбу страны.

Конституция
РФ в статье 80 прописывает, что Главой государства является Президент
Российской Федерации. Это самая высокая и ответственная должность в
государстве. Президент – « Первый в государстве»

. В
процессе исторического развития в конституциях различных стран институт
президентуры занял одно из важных мест. Президент ( лат.- сидящий впереди)


Как вы думаете, в какой стране впервые введен институт президентства? Кто (имя)
был первым президентом? ( США, 1787 г., Джордж Вашингтон)

12
июня 1991 года в России были проведены всенародные президентские выборы.


Кто стал первым российским Президентом (Б.Н.Ельцин)

Президент
России – это самая ответственная должность в государстве. От того, кого мы
выберем главой государства, каким человеком по личностным и деловым качествам
будет глава местной администрации, зависит то, как мы с вами будем жить.

Да,
сделать выбор — непростое дело.

И
пораскинуть надо нам умом,

Кому
доверим мы уверенно и смело

Свою
судьбу, чтоб не жалеть потом?

5.
Стих-я 9а класс

Выборы
– не формальность! (ролик)

6. Слово депутату. Вопросы

7.
Заключительное слово. Обращение к молодому избирателю.

Обращение к молодому избирателю:

Совсем
скоро ты станешь восемнадцатилетним гражданином Российской Федерации. В день
совершеннолетия твой паспорт значительно потяжелеет, потому что он станет
документом полноправного гражданина России.  Паспорт открывает перед тобой
дорогу в мир гражданских прав и обязанностей. Одним из важнейших прав
гражданина является право избирать органы государственной власти и местного
самоуправления.  Право избирать и быть избранным является неотделимой
составной частью демократического общества.  Твое участие в выборах —
показатель твоей гражданской позиции, когда ты берешь на себя высокую
ответственность за формирование власти, которая будет во многом определять твое
будущее и будущее твоих близких.  Уверены, что ты достойно справишься с
этой задачей!

Говорят,
Родина, не там где родился,

Родина
там, где ты счастлив,

Где
есть те, кого ты любишь, и те, кто любит тебя! 

И
завершая наше мероприятие, мы ещё раз говорим сегодня:

Россия,
ты у нас одна

И за
тебя мы все в ответе.

На
карте мы едины, мы — страна,

В
сердцах и мыслях мы — России дети!

Ролик
«Великая Россия»

Вопросы (если останется время)

Можно ли на
избирательном участке спрашивать совет у комиссии и избирателей о том, за кого
голосовать? ( нельзя)

Если родственник
попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?

 Можете ли вы
заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?

. Какова
периодичность выборов Президента Российской Федерации? (шесть лет)

5. Какова
периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации? (пять лет).

6. Скажите, как
называется всенародное голосование, по какому — либо важному вопросу
 государственной жизни? Таким голосованием была принята ныне действующая
Конституция России (референдум)

7. Как называется
парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).

8. Из каких двух
палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и Государственная Дума).

9. Кто является
единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (народ).

1.     С какого возраста
граждане РФ могут участвовать в выборах? (с 18 лет)

2.     С каким
документом  на участок должен в день выборов прийти избиратель? (с паспортом
или военным билетом (военные) )

3.     С какого возраста
можно баллотироваться на пост президента? ( с 35 лет)

4.     На какой срок
избираются депутаты Государственной Думы? (на 4 года)

5.     Какие граждане
Конституцией РФ лишены избирательных прав? (признанные недееспособными судом)

6.     Назовите основные
принципы демократических выборов? (всеобщее избирательное право, равное
избирательное право, тайное голосование, свобода выдвижения кандидатов, прямое
избирательное право)

7.     Назовите основные
требования к кандидату на пост президента? ( возраст не менее 35 лет,
постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет)

8.     В. Жириновский
является  лидером партии …? (ЛДПР)

9.     В. Путин  является
членом партии …? («Единая Россия»)

10. Идя на выборы в качестве
избирателя, вы реализуете активное или пассивное избирательное право?

11. Может ли учащейся  11 класса стать
депутатом муниципальных органов законодательной власти? (Может, если ему
исполнилось 18 лет)

«ЧТО ТАКОЕ ВЫБОРЫ?»

Деловая игра для младших школьников ко Дню молодого избирателя

Цель: повышение уровня правовой грамотности и политической культуры младших школьников.

Задачи:

— познакомить учащихся на доступном им уровне с принципами и задачами проведения выборов;

— формировать мотивацию и познавательный интерес к нормам избирательного права, принципам демократии и выборов, правовым и конституционным основам РФ;

— расширять кругозор учащихся, дать понятия: «предвыборная программа», «бюллетень», «урна», «кабинка», «кандидат»;

— развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения, развивать монологическую речь;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бюллетени с изображением героев, урна для голосования, кабинка для тайного голосования, маски животных, фонограмма звуков леса и голосов животных.

Ход мероприятия.

Слайд 1

I. Оргмомент. Сообщение темы

Учитель: Каждое третье воскресенье февраля в России проводится День молодого избирателя. В этом году он пройдет 15 февраля.

Сегодня, ребята, мы попытаемся с вами найти ответ на вопрос «Что такое выборы? »

Слайд 2

II. Определение уровня знаний детей по данной теме и определение круга вопросов, которые интересуют учащихся.

Знают взрослые и дети,

Много разных прав на свете.

Но хочу вам рассказать

Я о праве избирать.

Даже маленькие дети

Обладают правом этим.

Выбирают, с кем дружить,

На какой кружок ходить.

Что покушать, что надеть

И какой мультфильм смотреть.

А когда постарше станут,

Выбирать не перестанут.

В 18 лет ты сможешь

Президента выбирать.

Ты воспользоваться должен

Своим правом избирать.

Президент страны великой

Очень умным должен быть.

И тогда страной огромной

Сможет он руководить.

Должен он хорошим быть,

Заботиться о людях.

И тогда народ ему

Благодарен будет.

Учитель: А что нужно вам, ребята, чтобы быть счастливым?

— Что нужно вашим родителям, чтобы жить достойно?

— Каждый человек имеет право на счастливую жизнь. Для этого в нашей стране все граждане имеют право выбора. Как вы понимаете выражение «право выбора»?

Слайд 3

— В нашей стране все взрослые люди, которым исполнилось 18 лет, могут быть избирателями, имеют право выбора. Это право гарантировано главным Законом нашей страны Конституцией.

— Кто из вас ходил с родителями на выборы и знает, как они проходят?

(делятся своими познаниями)

— Что вам непонятно и что вам хотелось бы узнать по поводу выборов? (задают вопросы)

Слайд 4

-Как видно, у вас накопилось много вопросов по этому поводу. Чтобы ответить на них давайте сначала попытаемся точно определить:

1) Что такое выборы?

2) С какой целью проводятся выборы?

3) Кого выбирают на выборах?

4) Кто участвует в выборах?

5) Почему необходимо голосовать всем гражданам?

III. Работа над формированием понятия выборов.

— Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения. А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость? (Хотелось выбрать лучшее из того, что предлагалось)

— А когда и для чего можно выбирать людей? (для дружбы, создания семьи, для участия в играх)

Слайд 5

— Вы слышали о выборах в Государственную Думу? А кто из вас знает, чем занимаются депутаты Гос. Думы?

— Понять, для чего существует Дума, и как проходят выборы нам поможет сказка.

Слайд 6

IV. Сказка об игрушечном государстве.

В одной семье было трое детей. У каждого из них были свои интересы. Коля любил играть с солдатиками. У него была целая армия игрушечных воинов, среди которых были как рядовые солдаты, так и бравые генералы.

У Маши любимой игрой было представлять себя в королевском замке. Поэтому среди её игрушек было много принцев и принцесс.

Младшая же сестрёнка Даша не расставалась со своими мягкими игрушками – животными.

Когда наступала ночь, дети ложились спать. А в детской в это время происходили чудеса. Все игрушки оживали, и начиналась настоящая сказочная жизнь. Игрушечные воины проводили свои учения, а иногда даже целые сражения. Принцы и принцессы устраивали балы. А животные выходили на охоту.

Вы думаете, все были довольны? Представьте себе, что нет: военные были недовольны, что их учениям мешают животные, принцы и принцессы жаловались, что грохот орудий заглушает музыку, и они не могут танцевать, а игрушечные хищники утверждали, что охотиться им мешает любой шум: как музыка, так и грохот сражения.

Шло время. Надоело игрушкам ссориться. И тогда решили они создать своё игрушечное государство, управлять которым будут выбранные всеми игрушками депутаты, которые вместе подумают, посоветуются и установят такой порядок, чтобы все были довольны. А назвать орган, в котором будут думать и совещаться депутаты, решили назвать Думой.

Тут же выступили вперёд два генерала и сказали, что они готовы взять на себя эту ответственность.

— Мы тоже хотим участвовать в управлении нашим государством, — заявили принц и принцесса.

— В конце концов, я – царь зверей, — возмутился лев. — Я тоже хочу быть депутатом Думы.

— А чем я хуже? – обиделся медведь и предложил свою кандидатуру.

Таким образом, набралось шесть кандидатов (желающих стать депутатами) в Думу.

— Это слишком много, — решили граждане игрушечного государства. — Вполне достаточно трёх депутатов. И решили устроить выборы. Пусть каждая игрушка проголосует за того кандидата, которому доверяет и которого считает достойным. Кому достанется больше «голосов» избирателей, тот и будет депутатом.

И вот наступили выборы. Все взрослые граждане игрушечного государства (а их было более сотни) приняли участие в выборах в Думу, избрать нужно было троих.

От каждой из трех партий было выдвинуто по 2 кандидатуры: от игрушечных солдатиков: солдат и матрос, от кукол: король и принц, от мягких игрушек: лев и медведь.

Прежде чем голосовать, думали, кто из кандидатов будет лучше понимать и поддерживать их интересы. После окончания голосования подсчитывались «голоса» и назвали троих депутатов: солдат, принц и лев.

— Вот так были выбраны депутаты, которые и установили потом порядок в игрушечном государстве. Вот сказка и закончилась. Надеюсь, что вам стало значительно понятнее, зачем нужна Дума, и как проводятся выборы.

Y. Инсценирование сказки

— Кроме выборов депутатов в Государственную думу, выбирают депутатов в местные органы самоуправления, 1 раз в 6 лет выбирают президента страны. Скажите, кто в данный момент является президентом в России?

Слайд 7

Чтобы вам было более понятно, что такое выборы и как они проходят, я предлагаю вам быть участниками деловой игры «Выборы на лесной опушке»

(На экране появляется изображение леса)

Слайд 8

— В одном сказочном лесу звери решили установить порядок и выбрать хозяина леса. Представьте себе, что вы — жители этого замечательного леса.

Слайд 9.

— Все звери собрались в своих семьях и решили, что хозяином леса должен быть именно их сородич. Зайцы предложили Серое Ушко, медведи выдвинули Потапа Ивановича, совы предложили Совунью.

Растерялись лесные звери и решили выслушать, кто и как предлагает жизнь в лесу изменить, чтобы всем было жить хорошо, весело и сытно. Каждый кандидат предложил свою предвыборную программу.

Слайд 10

Первым слово взял Потап Иванович.

— Зимой всем зверям устрою спячку, нечего по лесу шнырять друг друга пугать. А весной весь лес засадим малиной. Уж больно она полезная, от неё все зверье болеть перестанет. А какая она сладкая!

Задумались лесные жители, особенно те, кому зимой вольготно в лесу.

Слайд 11

Выскочил на середину опушки Серое Ушко:

— Я считаю, спать зимой – время терять! Предлагаю всем: по лесу бегом, где вскачь, где прыжком, спортом будем заниматься и, конечно, закаляться. Шубку на зиму менять, капусту и морковку в лесу сажать. Ведь полезней овощей не нашли еще вещей!

Улыбнулись белки, приутихли змейки.

Слайд 12

Вышла Совушка – Совунья.

— Предлагаю всем друзья, жить как прежде. Белки пусть грызут орехи, зайки прыгают и скачут, медвежата спят зимой. Каждый любит только то, что дано ему природой, и не надо заставлять жизнь кому-нибудь менять. Будем мы дружить в лесу. Уважать ее красу. Малышей учить уму — разуму, старших уважать и слушать. Птицам мы дадим заданье: пусть, когда летят на юг, животным других стран привет от нас передают.

VI. Деловая игра

Слайд 13

— Вы прослушали друзья, предвыборную программу каждого кандидата. На столе у вас лежат листочки с изображением зайца, медведя и совы. Это бюллетени —

специальные документы. Ваша задача подумать, при каком хозяине в лесу будет всем хорошо. Когда вы выберете, рядом с этим персонажем должны поставить галочку.

Голосование тайное, поэтому по очереди заходите в кабинку, ставьте галочку и, свернув свой бюллетень, бросаете его в этот ящик, он называется урна.

Дети заходят в импровизированную кабинку, отмечают галкой персонажа, бросают бюллетень в урну.

— Сейчас вы проголосовали. Интересно узнать, кто победил? Как вы думаете, кто из персонажей наберет больше голосов?

— Для того, чтобы выяснить, кто победил на сегодняшних выборах, мы пригласили счетную комиссию. Это наши учителя.

(Учителя ведут подсчет голосов)

Голосование закрыто,

Итоги подводить пора.

Пока комиссия считает,

Стихи о выборах мы почитаем.

(Дети читают стихи)

Учитель: Подсчет закончился! Слово председателю счетной комиссии.

— Как вы думаете, почему …. выиграл (а) на выборах?

— Хорошо будет жить в лесу, где хозяйничает? Почему?

-Как вы думаете, а могли бы быть результаты выборов другими? От чего это зависит?

— А если избиратель болен, то, как быть?

Вывод: результаты выборов зависят от мнения каждого гражданина.

Поэтому важно, чтобы все граждане пришли на избирательный участок и проголосовали.

Наши сказочные выборы закончились. Разумеется, в настоящей жизни все намного сложнее. Но наши выводы действительны и здесь. Для правильного выбора необходимо, чтобы все избиратели пришли на голосование.

Мы, ребята, живем в большой и прекрасной стране — России. Наверное, каждому из вас хочется, чтобы все были счастливы. Что нужно для счастья каждому из вас? (дети называют понятия)

Слайд 14

— А теперь я предлагаю написать на «бумажной ладошке» одно из понятий, а затем подойти доске и прикрепить ладошку, как лучик солнца. (дети прикрепляют вырезанные из бумаги цветные ладошки к доске, называя то понятие, которое считают одним из главных)

Получилось панно «Мой выбор! »

— Ребята, кто из вас теперь знает, что такое выборы?

VII. Подведение итогов мероприятия.

Слайд 15

— Вернёмся к началу нашего классного часа. Как теперь вы ответите на эти вопросы?

VIII. Заключение. Рефлексия.

По Конституции нашей страны принимать участие в выборах имеют право все совершеннолетние граждане России. Поэтому, пока вам не исполнилось 18 лет, вы не можете голосовать. Но вы можете попросить родителей взять вас на избирательный участок в день выборов. И тогда всё, о чём мы говорили на классном часе, вы сможете увидеть своими глазами. Ведь от того, какой выбор сделают ваши родители, будет зависеть и ваша жизнь.

Слайд 16

— Я очень надеюсь, что полученные знания помогут вам, когда вы станете взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее и будущее нашей страны.

— Ребята, вам понравился наш классный час? Что запомнилось больше всего?

А теперь я предлагаю вам заполнить анкету-отзыв.

— Всем спасибо за работу! Молодцы!

Цель: гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся.

Задачи:

– расширить и углубить знания школьников о главном Законе страны –
Конституции Российской Федерации;
– воспитывать уважения к закону и праву;
– сформировать уважение к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым
общечеловеческим и российским ценностям, основам построения государства.

Предварительная работа с детьми: проведение классным руководителем
классного часа “20 лет Конституции РФ”, чтение энциклопедий и дополнительной
литературы о символике Российской Федерации, о главе государства, проведение
беседы на классном часе о системе выборов в Российской Федерации.

Объявление о предстоящем мероприятии в следующей форме:

“Всем! Всем! Всем! Только у нас вы сможете стать победителем игры “Выборы от
А до Я”. Для этого предлагается повторить всё, что вы знаете о Выборах в
Российской Федерации. Место проведения ____. Время ______. Спешите выиграть!”.

Подготовка: на классную доску крепятся флаг и герб Российской
Федерации, 2 столика для команд. На столе ведущего игровое поле и кубик, поле
расчерчено; 5 линий по горизонтали и 5 – по вертикали. Поле разноцветное.
Каждому цвету соответствует своя тема. У ведущего 4 конверта разных цветов:
красного, зеленого, синего, желтого. В них карточки с вопросами, цвет конверта
определяет цвет сектора.

Зеленый – о конституции Российской Федерации.

Красный – выборы в Российской Федерации и органы власти.

Синий – о правах и обязанностях граждан.

Желтый – отгадай сказку.

Ход мероприятия

Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется “Выборы от А до Я”. В
неё примут участие ученики нашего класса. Нам предстоит выяснить, насколько
хорошо вы знаете законы нашей родины. В игре победит тот, кто действительно
является патриотом своей страны, хорошо знает Конституцию Российской Федерации,
права и обязанности граждан нашей страны и правильно ответит на вопросы о
выборах в России.

Итак, мы начинаем игру, которая будет состоять из трех этапов. В первом
этапе вы будите отвечать на вопросы, посовещавшись 30 секунд. Какой вопрос вам
достанется – будет зависеть от того, как вы бросите кубик. Цвет поля определяет
ваш вопрос. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.


Во втором этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно,
совещаться нельзя. Команда – соперница сама достает любой вопрос конкретному
члену команды.


В третьем этапе за одну минуту нужно ответить на большее количество
вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите “не знаю”, отвечает кто-то один из
команды. На сколько вопросов ответит, столько баллов команда и получит. Игроки
могут подсказывать ответы товарищу.

Начнем первый этап. Любой из команды бросает кубик и достает карточку.
Отвечают на пять вопросов та и другая команда.

Вопросы к зеленому сектору.

“О конституции Российской Федерации”.

  1. В каком году была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года.)
  2. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)
  3. Самый главный город каждой страны. (Столица.)
  4. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические
    традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб.)
  5. Торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. (Гимн.)
  6. Что такое закон? (Это правила, которые устанавливает государство.)
  7. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в
    полном объеме свои права и обязанности? (С 18лет.)
  8. Опишите флаг России. (3 полосы – триколор, белая, синяя, красная.)
  9. Что делают люди, когда включают гимн России? (Все встают, мужчины
    снимают головные убору, кто знает текст гимна могут подпевать.)

Вопросы к красному сектору.

“Выборы в Российской Федерации и органы власти”.

  1. На сколько лет избирается Президент РФ? (6 лет.)
  2. С какого возраста в нашей стране можно баллотироваться в Президенты? (С
    35 лет.)
  3. Кто является главой нашего государства? (Президент.)
  4. Как зовут президента нашей страны? (Путин Владимир Владимирович.)
  5. Могут ли депутаты, находящиеся на государственной службе, заниматься
    другой оплачиваемой деятельностью? (Нет не могут, кроме преподавательской,
    научной или творческой деятельности.)
  6. Главная задача Государственной Думы. (Принятие законов, регулирующих
    жизнь страны.)
  7. Для обеспечения законности и правопорядка (соблюдение всеми законов) в
    стране действует… (судебная власть – суд и прокуратура).
  8. Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?
    (Свидетельство о рождении.)
  9. Во сколько лет человек получает паспорт и может ходить на выборы? (В 14
    лет.)

Вопросы к синему сектору.

“О правах и обязанностях граждан”.

  1. В чём различие понятий права и обязанности? (Право – это то, что
    государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что
    граждане гарантируют дать своему государству.)
  2. Защита Отечества – это… (долг и обязанность каждого гражданина).
  3. Самое главное, самое важное – право человека? (Право на жизнь.)
  4. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
    (Обязанности.)
  5. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать,
    осуществлять. (Права.)
  6. Какие права имеют граждане РФ? (Право на жизнь, право на
    неприкосновенность жилья, право на отдых, право избирать и быть избранным,
    право на образование, право на медицинское обслуживание.)
  7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка? (В 1959 в ООН.)
  8. Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги. Что это
    права или обязанности? (обязанности.)
  9. А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности? (Обязанности ученика,
    домашние обязанности.)

Желтый сектор.

“Отгадай сказку”.

  1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план
    убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству
    общественности всё кончается благополучно? (“Красная Шапочка”.)

  2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип “от
    каждого по способности, каждому – по труду” и присвоило зарплату труженика.
    Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные
    повреждения, приведшие к смерти. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”.)

  3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и
    обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но
    было разоблачено жестоко наказано. (“Волк и семеро козлят”.)

  4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей
    физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и
    выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой,
    нарушив правила техники безопасности, погибает. (“Колобок”.)

  5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей,
    крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его.
    (“Царевна-лягушка”.)

  6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам,
    пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге –
    богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. (“Курочка
    Ряба”.)

Подведение итогов.

Дорогие ребята! Мне очень приятно было с вами встретиться, я рада, что вы
приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что
все вы еще больше захотите узнать о законах нашей страны, будите проявлять
интерес к конституции и выборам в России. Наша игра показала, что вы много
знаете и наша задача обогатить и расширить эти знания. Спасибо за участие, до
новых встреч!

Список литературы.

  1. Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2009.
  2. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн:
    Учебное пособие. – М.: “ТИД” Русское слово – РС”, 2010.
  3. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом “Литера”,
    2010.
  4. Урок Конституции в школе – http://ria.ru/study_history/20130830/959160941.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий шуточного спектакля
  • Сценарий шляпное знакомство
  • Сценарий что такое время
  • Сценарий шире круг концертная программа
  • Сценарий шуточного поздравления юбиляра