Сценарий чудеса своими руками

Скачать Мероприятие "Чудеса своими руками"

Цель: вызвать у детей яркий эмоциональный отклик в процессе музыкальной

и двигательной деятельности, создание праздничного, весёлого настроения.

Задачи:

формировать и закреплять знания о летнем времени года;

развивать воображение, память, ориентировку в пространстве,

воспитывать умение играть сообща и действовать в команде.

Ход мероприятия:

Дети собираются на участке детского сада.

Ведущий: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, все! На всём белом свете!

Здравствуйте, реки, деревья, цветы, Солнышко, здравствуй, поярче свети!

Песня «Свети солнышко для всех» Старшая №2

Игра «Кто быстрее соберет солнышко» Средние группы

Вед: Скажите, ребята, кто какое время года больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа: Лучше всех, конечно……, лето!

Можно плавать, загорать, для венка цветов нарвать.

В лес по ягоды ходить, рыбку в речке половить. Правильно?…

Вы любите лето? Предлагаю не скучать, а веселей потанцевать.

Песня танец «Села кошка на окошко» Все группы.

Ведущий: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо ясное!

Здравствуй, время дорогое! Здравствуй, лето красное!

Лето красное пришло – это очень хорошо!

Вед: Молодцы! Когда летняя пора, целый день у нас игра!

И сейчас я предлагаю поиграть. Вокруг цветов в кружочки встать

Игра «Собери цветок»

Ведущий: отгадайте загадку:

Он сделал страшное лицо

Потом платком накрыл яйцо…

Потом смахнул платок – «Опля»!

И вот цыплёнок на столе.

Потом с ладони бил фонтан,

Потом он воду лил в карман,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Бутовская СОШ №1»

Развлечение на улице

«Чудеса своими руками»

Воспитатель:                                                                                                                

                                                             Баймеева Любовь Дмитриевна                

2019 учебный год

 «Чудеса своими руками»

Сценарий летнего развлечения для детей разновозрастной группы в детском саду

Развлечение в детском саду «Праздник ветерка». Разновозрастная группа

Задачи:

— доставлять радость от игр с ветром;

— повышать физическую активность;

— активизировать знания о ветре как явлении неживой природы;

— вызывать удовлетворение от использования игрушек , выполненных своими руками.

Оборудование: бумага для корабликов, парусники; участок украшается воздушными шарами (можно использовать простой в управлении воздушный змей), красная и синяя ленты.

* * *

Воспитатель (в костюме ветра из разрезанных полосок гофрированной бумаги или фольги, целлофана) просит детей отгадать загадки о главном герое развлечения.

Воспитатель (читает стихотворение)

В детстве ветер был ветерочком,

Непоседливым ребеночком.

По обочинам дорог

Бегал шустрый ветерок. Подвижная игра «СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР»

Цель игры: развивать выносливость и внимание; совершенствовать умение бегать.Ход игры: Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

Воспитатель обращает внимание на то, что ветер играет с флажками и воздушными шарами. Предлагает детям поиграть с воздушными шарами, к которым привязаны длинные нитки или ленточки. Дети распределяются по всей площадке, чтобы не мешать друг другу. Наблюдают, как ветер играет с шариками. Затем все шары воспитатель собирает в большую связку и украшает ею участок. Можно приготовить несколько шаров, наполненных газом, отпустить их в небо и понаблюдать за ними.

Воспитатель предлагает детям показать, каким бывает ветер. Читает стихотворение, а дети движениями изображают его содержание.

Воспитатель

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин А теперь давайте сделаем кораблик!!! Каждому ребенку дается лист бумаги и каждый ребенок делает кораблик.

hello_html_7f8a6bbb.jpg

Предлагает детям устроить соревнование парусников (бумажных корабликов), которые они изготовили сами (можно взять пластмассовые легкие кораблики). Дети становятся «ветрами». Они должны с помощью силы воздушной струи как можно быстрее переправить кораблик с одного берега на другой в емкости с водой. Можно устроить командные гонки. Выигрывает тот, чей кораблик быстрее достигнет противоположного берега.

Все играл, все летал

По полям ветерок

А под утро устал

И на травку прилег.

Пусть он вечно в пути

И ему не до сна,

Но и ветру нужна

Хоть на миг тишина.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть в тишине и послушать звуки природы.

Какие звуки вы услышали, когда ветерок спал?

В конце развлечения предлагает детям под музыку повеселиться, поиграть с корабликами, воздушными шарами.

Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»

  • Активизировать познавательно-исследовательские действия детей на примере проведения опытов и экспериментов из подручных материалов.
  • Формирование познавательных действий на примере создания имитации вулкана и пластилина своими руками.
  • Расширение представлений об использовании человечеством свойства плотности воды и  жирности молока, включает его в процесс поиска причины того или иного явления.

Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в творческой игровой деятельности с самостоятельно изготовленными  игрушками (из безопасного пластилина), вызываем радость открытий полученных из экспериментальных опытов.

Предпосылки учебной деятельности:

  • активно действует, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера; оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Оборудование для педагога:

  • мультимедийное оборудование (презентация),
  • фартуки,
  • шапочки и перчатки для защиты одежды детей,
  • таблички с изображением героев мультфильма «Фиксики».

Оборудование для детей:

  • предметы, необходимые для игровой и экспериментальной деятельности: тарелочки с деталями для  изготовления макета вулкана, крахмал, соль, вода, молоко, пищевая сода, уксус (лимонный сок или минералка), вареное яйцо, пищевые красители, средство для мытья посуды «Фейри», бальзам для волос, ватные палочки, влажные салфетки.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, природе, людям); художественный вкус и способность к эстетической оценке  явлений окружающей жизни.
  • В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
  • В трудовой сфере – навыки использования различных бросовых и  художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  украшений.

Метапредметные результаты:

  • формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации экспериментально- познавательного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников.

Предметные результаты:

  • В познавательной сфере – понимание значения исследовательской  деятельности в жизни человека и общества.
  • В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать  эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
  • В коммуникативной сфере – умение обсуждать коллективные результаты.
  • В трудовой сфере – умение использовать различные материалы для передачи замысла собственной деятельности.

Ход занятия

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

3. Заключительная часть (рефлективный этап)

1. Мася (мама Фиксиков): 

— Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

— Какие вы умные, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

— Ребята, а хотите вместе с нами, Фиксиками, поиграть в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные различные опыты.

Прямо сейчас  мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  • вставать с места.
  • трогать руками  оборудование и приборы.
  • засовывать что-либо в нос, рот, уши. Если не соблюдать правила безопасности с вами может произойти вот что (слайд презентации)

А помогут нам в научно исследовательской лаборатории мои члены семьи, встречайте их (Фиксики поют на презентации)

Проведем первый опыт. А с чем? Вы должны отгадать загадку: Без чего не может мамам ни готовить , ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды)

2.  Первый эксперимент «Радужная вода»

Цель:

  • Заинтересовать детей, устроив им небольшое «волшебство».
  • Расширить знания детей о свойствах воды посредством исследования.
  • Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.

Оборудование:

  • Емкость с водой,
  • 3 прозрачных пластиковых стакана,
  • краски,
  • ложка,
  • сахар,
  • одноразовые шприцы.

Ход игры

Пронумеруем стаканы 1,2,3. Дети наливают в стаканы небольшое количество воды, и окрашивают воду в разные цвета.1 стакан — голубым цветом, 2-й красным, 3-й зеленым. Во 2-й стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3-й 2 ложки сахара и перемешиваем до растворения. 1-й оставляем без сахара. Далее набираем шприцем желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с голубой водой №1, медленно выливаем и видим как красная вода переместилась вверх. Далее набираем зеленую воду и также выливаем в 1 стакан. Зеленая вода «переместилась» не смешиваясь с другими цветами и оказалась первым слоем сверху. Вот такая «Радужная вода» получилась. Объясняем детям, что слои воды не смешались по причине плотности (больше сахара — больше плотность). Дети в восторге.

(появляется Папус)

Папус:  Здравствуйте, друзья! Меня зовут  Папус  и  я приготовил для вас интересный опыт, а для того чтобы узнать какой вам нужно отгадать кроссворд (слайды по презентации)

1. «В»

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

2. «У»

Пусть крыша течет,
И сломалась калитка,
Свой дом ни за что,
Не покинет…
(Улитка)

3. «Л»

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
апельсиновая долька
(Луна и месяц)

4. «К»

Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес заберется,
С пути не собьется.
(Компас)

5. «А»

На окошке пруд.
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов,
Не бывает рыбаков.
(Аквариум)

6. «Н»

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть — чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо)

Папус: А вы знаете, что  такое вулкан? (Ответы детей)

(На экране фото вулкана)

Папус: Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.
Я для вас уже построил вулкан.

Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой. Сейчас мы с вами будем делать извержение вулкана.

Папус: Извержение очень опасно! Для этого нам понадобится….

  1. Сода.
  2. Красная краска (пищевой краситель).
  3. 9% уксус.

Этапы эксперимента:

  1. Засыпаем соду.
  2. Смешиваем соду с красной краской (эффект лавы).
  3. Наливаем уксус.

Следствие: Наблюдаем извержение вулкана )!!!

Папус: Молодцы, ребята, красивый у вас получился вулкан, а сейчас к вам придет мой сынок Нолик.

(слайд презентации с Ноликом)

Нолик: А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! У меня для вас тоже есть загадка.

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Давайте мы с вами проверим, чем отличается соленая вода от пресной?

Для этого проведем  опыт с яйцом. Нужно взять две миски с водой. В одну налить обычную воду, в другой воду подсолить. Положим  яйцо сначала в пресную воду — оно утонет. А другое  яйцо положим  в соленую воду — оно будет плавать. Значит, соленая вода держит лучше.
Сейчас моя сестра Симка проведет с вами очень необычный эксперимент (слайд с Симкой)

Эксперимент «Готовим  пластилин своими руками»

Я – девочка, зовут меня Симка. Как любой ребенок, я очень люблю все интересное и  необычное.

Подумайте и продолжите поговорку: «Умелые руки… (не знают скуки). Вы любите экспериментировать, что-то изобретать, творить? А что делать, когда у вас нет под рукой  нужного материала, например, красок или пластилина?

Предлагаю вам изготовить пластилин самим. Да-да, очень просто, с помощью крахмала и кондиционера для волос. Смешаем и пластилин готов: мягкий, эластичный, не липнет к рукам, совсем как тесто. Хранить его нужно в пакете, а для изменения цвета используем пищевые красители.

Если вы уже заинтересовались, предлагаю приступить к работе прямо сейчас. Для проведения этого опыта мы наденем фартуки и  резиновые перчатки, чтобы не испачкать руки и одежду. Напоминаю, что изготовленный нами пластилин полностью безопасен, но в рот его брать категорически нельзя.

Итак, приступим. Смешайте в миске 1 чайную ложку крахмала и 1 чайную ложку кондиционера, тщательно размешайте. Как только вы почувствуете, что пластилин стал пластичным, добавьте в него несколько капель любой краски. Это – пищевые красители. Как только пластилин готов смело снимите перчатки и вылепите любую поделку или украшение, не боясь испачкаться: пластилин к рукам не прилипнет. Настало время проявить свою фантазию и украсить свою поделку разными деталями: стразами, пайетками, бусинами или бисером. Запомните, если вы хотите еще использовать изготовленный вами пластилин, то его следует хранить в целлофановом мешочке. Если это игрушка или украшение, и вы хотите с ним играть, то просто оставьте его на воздухе высыхать.

Я хочу открыть вам один секрет: еще можно изготовить пластилин и другим способом, с помощью крахмала и клея ПВА. Он хорошо держит форму и быстро застывает. Такой пластилин называется «Холодный фарфор» и из него получаются чудесные  цветы, жемчужные бусы и браслеты. Обязательно попробуйте, вам понравится.

Принято считать, что лучший подарок тот, который сделан своими руками. Украшения из безопасного пластилина – это прекрасный подарок маленьким модницам.

Вам поправился этот эксперимент? Какой этап этого опыта вам показался наиболее интересным? Может у кого-то возникли вопросы или были сложности в выполнении эксперимента? Если вы испытали радость от выполненной работы – похлопайте, если вам не понравилось – потопайте. Молодцы, всем спасибо!

Мася:  напоследок проведем еще один опыт – с шаром! Попробуем его надуть необычным образом!

Одна чайная ложка соды, сок лимона, три столовые ложки уксуса, воздушный шарик, изолента. Наливаем воду в бутылку и растворяем в воде соду. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус. Через воронку наливаем в бутылку. Быстро надеваем шарик на горлышко и закрепляем изолентой.

Вывод: сода, сок лимона, уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает воздушный шарик.

Мася: по такому же принципу (углекислый газ – продукт переработки, горения) и надували воздушные шары, на которых люди передвигались по воздуху. А давайте представим, что мы отправляемся домой на воздушном шаре! Полетели! 

3.  Рефлексия

— Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)  У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.

— На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!

(вариант №2)

Средства формирования национального самосознания и толерантности у детей в условиях ДОУ

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Раскрывая влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников, наблюдается несколько типов реакций. При встрече с представителем иной культуры может проявляться неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, приспособление к новой культуре. Задача взрослых – помочь детям принять непривычное, снять отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Только в этом случае чужая культура будет принята и усвоена. Детям старшего дошкольного возраста свойственна отзывчивость, открытость, доверчивость, впечатлительность. Вместе с тем, нужно понимать, что ни одно социально-нравственное качество не может быть сформировано окончательно, все лишь зарождается: и гуманность, и трудолюбие, в том числе и толерантность.

Традиционно  формирование толерантного отношения к народам мира, знакомство с особенностями их культуры осуществляется разнообразными средствами: традиции, общение, детская литература, национальные куклы, подвижные игры с использованием национальных атрибутов, произведения искусства, праздники и др. Детская литература (такие ее жанры как сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы) позволяет приобщить дошкольников, как к национальной, так и общечеловеческой культуре.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Важная роль отводится культурно-этнической функции сказки. Сказка, как феномен культуры этноса, исторически отражает хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, его традиции и обычаи, предметную атрибутику. Корректировать, расширять представления о толерантном отношении к народам мира целесообразно у детей всех уровней. На первом этапе педагог выполняет главную роль в формировании знаний у дошкольников с низким уровнем. В индивидуальных формах обучения, дидактических играх педагог закрепляет названия других стран и их столиц, знания о растительном и животном мире, культуре других народов. На следующем этапе используется не только прямой тип обучения, но и опосредованный, к которому привлекаются дети со средним и высоким уровнем толерантного отношения к народам мира. При этом важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказать другим о том, что знают.

Воспитание патриотизма является возможным при помощи разных народных сказок. Именно сказка является одним из важнейших источников воспитания любви к своему отечеству. Через сказки дети познают свой народ, духовные богатства его культуры.

Период дошкольного детства – это период сказок. Ведь конкретно в дошкольном возрасте ребенка интересует все чудесное и сказочное. И если сказка выбрана грамотно и рассказана выразительно, то можно быть уверенным в том, что детям она понравится. А это в свою очередь, будет способствовать развитию национального самосознания. Гармония в сочетании умственного и нравственного развития достигается благодаря простоте, искренности, непосредственности сказок, которые соответствуют свойствам психики ребенка. Народ, создавая сказки, хотел отразить в героях сказок лучшие черты, ценности и принципы, стремясь передать их предкам.

Если быть внимательными, в сказках превозносятся трудолюбие, скромность, щедрость, любовь к ближним и др., а отрицательные качества осуждаются и высмеиваются.

Все народы, независимо от того какая сказка, всегда ценили ум, здоровье, любовь к Родине, великодушие, честность и т.п.

Произведения устного народного творчества помогают ребенку осознать ценность самосознания и терпимости. И самой простой формой, через которую детям можно задать полярные образы человека, естественно будет сказка, точнее герои детских сказок. Во всех сказках скрыт интересный сюжет, который содержит определенную педагогическую идею. В большинстве сказок присутствуют полярные пары, т.е. отрицательные герои всегда противостоят положительным. В таких сказках разыгрываются взаимоотношения, олицетворяющие борьбу добра и зла. Через подобного рода героев ребенок будет стремиться в перспективе сравнивать свои поступки с поведением любимых героев.

При работе с дошкольниками применяются следующие приемы формирования толерантности:

— сравнение содержания 2-х и более сказок;

— сравнение героев, их характеров 2-х или 3-х сказок;

— разглядывание иллюстраций сказок и их сравнение;

— изменение сюжета сказки или создание своего, нового сюжета;

— изготовление книжек по сказкам;

— проведение викторин и т.д.

Одним из сложных этапов в работе формирования толерантности у дошкольников через сказки, является этап подбора необходимой художественной литературы. При выборе материала следует придерживаться некоторых принципов: сказка должна быть не длинной; главными героями, желательно, должны быть дети; в сказке должны быть положительные и отрицательные герои; главный персонаж должен обладать качествами толерантной личности.

Сказка – это незаменимый помощник в воспитательном процессе. Она учит делить мир на плохих и хороших людей, зверей и т.д. А так же тому, что добрых людей всегда больше, и они удачливы, злые же всегда получают по заслугам. Формирование образа положительного героя так же происходит через сказки (добрый, умный, сильный, верный своему слову). Сказка помогает преодолевать страх. Главные герои сказок берутся за любое дело и доводят его до конца, каким бы невыполнимым и сложным оно ни было. Сказка учит дорожить дружбой: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. У главных героев сказок всегда много друзей, честных и настоящих, в образе человека, птиц, зверей и т.п. Он всем им помогает, а они, в свою очередь, охотно спешат на помощь к нему.  Сказка учит упорству и воспитывает волю: не все получается сразу. Но смелость и решительность, проявляемые главным героем торжествуют в виде победы. Сказка учит любить родителей, свою Родину. Главные персонажи сказок всегда с огромным желанием защищают родную землю от чудищ и захватчиков. Сказка учит правдивости, щедрости, верности. В большинстве сказок присутствуют доброта и взаимная помощь. Сказка помогает одолеть зло и жестокость. Слушая, читая или играя в сказку, дошкольник учится понимать поступки людей, защищать униженных и обиженных,  сочувствовать другим, терпимо относится к любому мнению, распознавать добро и зло.

При работе со сказкой можно использовать разнообразные формы: чтение (рассказывание) сказок и их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков по мотивам сказок народов мира и др. Формирование толерантного отношения посредством сказок важно осуществлять во взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. 

Смысл народных сказок — в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, строить жизнь без помощи и вмешательства сверхъестественных сил. В данных сказках утверждается мысль о том, что житейский опыт является основой человеческого познания и что практика проверяет достоверность наших знаний. Работа с народными сказками  создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Кроме того, именно в данных сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает.

Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к своему народу и толерантного отношения к окружающим народам.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Воспитание национального самосознаниявозможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.

Через народные сказки ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, большинство народных сказок  содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

Таким образом, подводя итог, мы можем сказать что сказки:

1. способствуют углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем;

2. способствуют усвоению нравственных, поведенческих, культурных норм и ценностей, которые закреплены  в культуре любого народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят свое отображение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных героев, углубляясь в суть их поведения, ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, тем самым легко может определить свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте;

3. при помощи сказки воспитывается уважительное и терпеливое отношение к культуре своего и другого этноса. Изучая фольклор, ребенок понимает, что народ является творцом и создателем культурного наследия, которым нужно восхищаться и гордиться;

4. сказка развивает эстетический вкус. Ребенок осознает красоту народной мысли, у него появляется потребность в общении с народом, возникает желание понять, какими средствами пользуется народ в своем творчестве, стремится применить их в дальнейшем.

Районное интеллектуальное кафе «Чудеса своими руками».

Целями и задачами мероприятия являются:

Повысить интерес учащихся к химии;

Популяризация знаний о месте химической науки и промышленности в современном обществе;

Развитие навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

Формирование положительных образов химии (преодоление хемофобии), химической промышленности и профессии химика;

Расширение кругозора учащихся;

Привлечение в химические профессии нового поколения талантливой молодежи, увлеченных и преданных науке исследователей.

Повторить правила техники безопасности;

Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием с использованием ТБ.

Время проведения-06.01.2015 г. в 11.00

Участники: школы Кировского района (команды учащихся 10 или 11 классов по 2 человека от школы и 8 болельщиков)

Оборудование: мультимедийный проектор, химические реактивы и оборудование для проведения домашнего задания (каждая школа готовит свои).

Подготовка мероприятия.

1. Проводится « Жеребьевка-радуга» между школами-участницами и формируются 3 команды по 6 человек в каждой:

I –« Команда желтых галстуков»

II–« Команда зеленых галстуков»

III–« Команда красных галстуков»

2. Домашнее задание для команд:

Подготовка химического опыта с объяснением сущности реакций.

3. Жюри формируется из учителей химии Кировского района.

4. Производится разбалловка конкурсных заданий.

Место проведения: актовый зал, подготовленный к мероприятию: места участников, место жюри.

Оснащение мероприятия:7 парт, 18 стульев для игроков, стойка для ведущего мероприятия, стол для оборудования, экран, компьютер, мультимедийный проигрыватель, компьютерная презентация к игре, шкатулка, призы для болельщиков, плакаты по Т.Б.

Оборудование и реактивы: четыре стеклянных химических стакана, раствор йода, сухарик, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, соляная кислота, гидроксид алюминия, растворы хлорида бария и серной кислоты .

Сценарий мероприятия:

Ведущий 1:

Весь окружающий нас мир – сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует великая химия, могучая наука – химия! Химия — наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это — химические явления.

Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок обок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять.

Прежде чем приступить к «химическим чудесам» повторим правила техники безопасности.

I тур— «Блиц-опрос» по технике безопасности.

Ведущий 2 .Каждый вопрос оценивается в 1 балл.

1 вопрос- антиправило:

Вы спиртовку от спиртовки

Зажигайте очень смело.

Ведь фитиль у вас хороший,

Пламя яркое столбом.

И нестрашно, если брюки

Вспыхнут быстро, незаметно,

Но зато соседка ваша

Не пойдет уж больше стричься-

Ерш волос на голове

Ей напомнит об огне.

Дайте правильный ответ.

( Ответ : Во избежание воспламенения следует поджигать спиртовку от лучины или спички. Если же воспользоваться горящей спиртовкой, то диск с фитилем может сместиться и выльется спирт, который моментально воспламенится.)

Ведущий 1.

2 вопрос –антиправило:

Ну, а если хочешь что-то

Ты в штативе закрепить,

Зажигай пробирку в лапке

И не бойся, если треснет

И осколки острым краем

Вдруг вопьются прямо в глаз.

Пара глаз- ведь это роскошь.

Как Кутузов, одноглазый

Ты теперь и навсегда.

Как правильно следует крепить пробирку?

( Ответ: Пробирку зажимают в лапке штатива для нагревания ее содержимого. Если сильно зажать ее, то она лопнет, если слабо- выскользнет из лапки штатива и разобьется. Зажимать пробирку следует так, чтобы обеспечить ее относительно свободное продвижение в самой лапке.)

Ведущий 2.

3 вопрос — антиправило.

Если вдруг ты на спиртовке

Нагревать чего-то хочешь,

Смело действуй, направляй

Свою пробирку на соседа.

Если выброс из пробирки

Вдруг нечаянно случиться,

Пусть сосед идет лечиться.

Главное, что ты здоров!

Как правильно держать при нагревании пробирку?

( Ответ- Нагревая пробирку, держать её под углом 45°, направляя отверстием в сторону от себя и других людей, чтобы в случае выброса вещества никто не пострадал.)

Ведущий 1.

4 вопрос- антиправило

Если есть в пробирке жидкость,

Неизвестная тебе,

То ее ты смело пробуй.

Кисло – значит, кислота.

Горько – это, значит, щелочь

Или яд какой другой.

Ну и что, что эта проба

Для тебя последней будет?

Зато жил ты как герой!

Назовите верное правило.

( Ответ: Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии).

Ведущий 2

5 вопрос- антиправило

Если хочешь ты понюхать

Незнакомый порошок,

То немедленно всем носом

Зарывайся ты в него.

Полчаса прилежно нюхай

А потом свои полноса

Доставай и так живи.

Главное – вот так понюхать

Сможешь ты еще разок!

( Ответ: Осторожно, не наклоняясь над пробиркой и не вдыхая полной грудью, направить к себе пар или газ движениями руки).

Ведущий 1.

6 вопрос- антиправило

Если хочется в пробирке

Все скорей перемешать,

То закрой пробирку пальцем

И сильнее потряси.

Если пальцев станет меньше –

Не грусти и не рыдай:

Ну и что, что стало девять?

Девять все-таки не семь!

Как правильно следует перемешивать вещества в пробирке?

( Ответ: В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу.

В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником ).

Ведущий 2

7 вопрос-закончите предложения:

А) Перед выполнением практической работы учащийся должен…

( Ответ: Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­йся должен по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы, внимательно выслушать инструктаж учи­теля по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы ,приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­ко с разрешения учителя).

Б) Категорически запрещается учащимся в кабине химии…

( Ответ: Принимать пищу и напитки в кабинете химии. Если разбилась лабораторная посуда, не собирать её осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. Остаток взятого реактива нельзя сливать (ссыпать) обратно в сосуд, где он хранился. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой. )

В) После окончания работы необходимо…

( Ответ: Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 литров. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.)

Ведущий 1.

8 вопрос -найдите правильный ответ

Число склянок, которые можно одновременно открыть при проведении опыта, — а) 1 б) 2 в) много

Стеклянную пробирку а) можно класть на стол; б) ставят только в штатив

Выберите правильные суждения

А) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки;

Б) нельзя дуть на спиртовку;

В) тушить пламя спиртовки можно колпачком

Г) пробирку с веществом греют сразу в нужном месте

Д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей

Ведущий 2

9 вопрос- «Правила выживания в химической лаборатории»

Каждая команда получает сейчас распечатку, которую она заполняет. На обдумывание и выполнение задания вам дается 5 минут .

«Правила выживания в химической лаборатории» (продолжить фразу)

Если у вас в руках жидкое, …. (не разлейте),

порошкообразное — … (не рассыпьте),

газообразное — … (не выпустите наружу)

Если включили, … (выключите)

Если открыли, …(закройте)

Если разобрали, ……(соберите)

Если не можете собрать, ….(позовите на помощь умельца)

Если вы не собирали, не вздумайте …(разбирать)

После окончания времени для выполнения задания капитан каждой команды озвучивает свой ответ (за каждую правильно продолженную фразу 1 балл)

Ведущий 1. Пока жюри подсчитывает баллы, мы зададим вопросы болельщикам. За каждый правильный ответ-приз.

1) Перед вами пакет молока. Какое отношение к этому пакету имеют алканы?

(Ответ: внутреннюю поверхность пакета покрывает парафиновый картон. Бумага, пропитанная парафином, употребляется для упаковки продуктов. Она водоустойчива, не смачивается водой.)

2)Это вещество еще в 1847 г. впервые испытал на больных английский врач Джеймс Симпсон. Позже он применил его, чтобы облегчить королеве Виктории рождение ребенка. Ему не так легко было добиться согласия на это: многие считали, что способность испытывать боль дана человеку Богом и вмешивать в его замыслы – кощунство. Однако доктор Симпсон приводил такой довод: согласно Библии Бог, создавая Еву из ребра Адама, сам не обошелся без анестезии: «И навел Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию» Этот довод решил спор. И тот факт, что наркозом воспользовалась королева Виктория, способствовало его распространению.

О каком веществе идет речь? Напишите его формулу и способ его получения.

(Ответ: это негорючий, но достаточно токсичный хлороформ СНСl3.)

Ведущий 2.

Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок обок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять.

II тур-«Опыт-загадка».

Ведущий 1.Каждое задание оценивается в 2 балла. Отвечает команда первой поднявшей руку. Если дан неправильный ответ –есть возможность заработать баллы у других команд.

1 опыт «Химический чай»

( Реактивы и оборудование : Химический стакан, раствор йода, сухарик) Проводится учителем.

-Объясните данный опыт.

( Ответ: Качественная реакция на крахмал –синее окрашивание с раствором йода).

Ведущий 2.

2 опыт « Превращение воды в молоко» .

Вот так дело, вот процесс!

До чего дошел прогресс!

Быстро жидкости сливая,

Молоко я получаю.

Проводится учителем.

( Реактивы и оборудование: химический стакан, растворы хлорида бария и серной кислоты)

-Чем объяснить изменение цвета в ходе реакции?

( Ответ: В результате реакции образовался осадок белого цвета сульфата бария).

Ведущий 1.

3 опыт « Превращение вина в воду»

( Реактивы и оборудование : Химический стакан, растворы гидроксида натрия, фенолфталеин, соляная кислота)

Есть реакция такая,

Не сказать чтобы простая:

Только было здесь вино-

Стало вдруг водой оно.

Проводится учителем.

-Назовите тип данной реакции, какие вещества были использованы?

( Ответ: Реакция нейтрализации, реактивы – щелочь, фенофталеин, кислота).

Ведущий 2.

4 опыт «Исчезнувшая брошь». Учитель демонстрирует шкатулку с серовато-белым порошком.

-Это все что осталось от броши фаворитки Наполеона III.

В 1854 г.французский химик Анри Сент-Клер Девиль получил серебристый металл, восстанавливая натрием комплексную соль- тетрахлоро_ат натрия.

Об этом узнал племянник Наполеона Бонапарта- Наполеон III. Несмотря на высокую цену металла, который был дороже золота и серебра, он заказал брошь для графини, своей возлюбленной. С брошью произошла загадочная история .Кто-то посоветовал графине усилить блеск броши путем амальгамирования. Это дело поручили ювелиру. Когда он погрузил брошь в раствор нитрата ртути, на её поверхности образовалась амальгама –сплав ртути с металлом. Затем брошь положили на черную бумагу и с изумлением увидели, как она стала покрываться белыми хлопьями какого-то вещества и вскоре превратилась в порошок. Отчаянию графини не было предела, а ювелир даже заболел. Какой это был металл и что находится в шкатулке?

( Ответ: в шкатулке- гидроксид алюминия, а металл-алюминий.

Девиль получил алюминий, используя реакцию:

Na[AlCl]4+3Na= 4NaCl+4Al

При амальгамировании алюминиевой поверхности снимается защитная пленка, пассивирующая металл, и он начинает активно взаимодействовать с кислородом и влагой воздуха.

4 Al+ 6 H2O+ 3 O2=4 Al (OH)3.

Ведущий 1.

5 опыт-видеовопрос.

Какой газ при растворении в воде образует фонтан? Почему раствор окрасился в малиновый цвет?

(Ответ: аммиак. При температуре 20 °C 700 объемов аммиака растворяется в одном объеме воды. Поэтому, когда капелька воды попадает внутрь колбы, заполненной аммиаком, аммиак начинает растворяться в воде, в колбе при этом создается разряжение.

NH3 + H2O ⇄ NH3 * H2O

Вода входит в колбу из-за большой разницы давлений и окрашивается в малиновый цвет, так как раствор аммиака в воде имеет щелочную реакцию благодаря диссоциации гидрата аммиака.

NH3 * H2O ⇄ NH4+ + OH-

Ведущий 2.

6 опыт- видеовопрос.

Какое вещество сгорает коптящим пламенем и почему?

(Ответ: Вещество-ацетилен. Коптящее пламя из-за сажи, которая выделяется при неполном окислении углерода кислородом воздуха )

2C2H2+5O2=4CO2+2H2O

Ведущий 1.

7 опыт-видеовопрос.

Какая группа металлов при растворении в воде образует вспышку?

(Ответ:щелочные металлы)

Ведущий 2.

8 опыт-видеовопрос.

Какой неметалл сгорает? Какое белое твердое вещество образуется?

(Ответ:красный фосфор и оксид фосфора ( V)

4Р + 5О2 = 2Р2О5

Ведущий 1.

9 опыт-видеовопрос.

Как называется данная реакция? Какое вещество выделяется на стекле?

(Ответ: реакция « серебряного зеркала», серебро)

Пока жюри подсчитывает баллы, а команды готовятся к домашнему заданию, мы зададим вопросы болельщикам. За каждый правильный ответ-приз.

3)Это безвредные и негорючие вещества. Их применяют в качестве хладагентов в холодильных установках, в аэрозольных баллонах для распыления косметических средств, в частности дезодорантов, лаков, красок. Однако, поднимаясь в верхние слои атмосферы, они разрушают озоновый слой. Существует международное соглашение о сокращении их использования и постепенной замене на другие. Какие это вещества. Напишите формулу какого-либо представителя этих веществ.

(Ответ: фреоны, например СCl2 F2)

4) Это средство было изобретено как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков, цветов и ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало чуть ли не главным мусором планеты. О чем идет речь?

(Ответ: целлофан)

Ведущий 2.

Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и перетапливая смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки – ладан, в Китае – корень женьшеня; в середине ХIХ в. – свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия — асфальт. Основа современной подобной продукции – тоже смола, только некоторых южных деревьев, остальное добавки. Статистика утверждает, что жители Амирики предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африки – мускуса, Востока – хризантемы, розы, сирени, Европа – мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая это продукция? Из чего изготавливается сейчас?

(Ответ: жевательная резинка, производится из бутилового или бутадиенстирольного каучука.)

Почему для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых используют соду? Ответ поясните уравнением химической реакции.

( Ответ: при укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты НСООН. Для нейтрализации кислоты можно использовать 5% — ный раствор гидрокарбоната натрия.)

NaHCO3 + HCOOH = HCOONa + Н2О + CO2

Ведущий 1.

Чтобы получить этот оксид в твердом виде, достаточно взять его, когда он находится в жидком состоянии, и … вылить прямо в бумажный пакет. Получиться белый порошок, с которым хорошо знакомы уличные продавцы мороженого. А голландский ученый Ян Баптист Ван Гельмонт назвал этот оксид «лесным духом». Какое это вещество?

(Ответ: это углекислый газ, твердый углекислый газ называется «сухим льдом»)

Этот металл применяют в стоматологии, его соединения входят в состав лекарств, например против туберкулеза, тогда как сердце из него приобретают без вмешательства медицины.

(Ответ: Золото)

Ведущий 2.

Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса — они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука химия — вот истинная волшебница!

Хоть чудес на свете нет.

Химия дает ответ.

«Чудеса на свете есть.

И, конечно, их не счесть!»

Мы вам несколько покажем …

И, конечно, все расскажем

III турдомашнее задание « Чудеса своими руками».

Каждая команда показывает по 3 химических опыта с пояснением (по числу школ в команде). Максимальное количество баллов за конкурс -9 баллов (3 балла за каждый опыт).

Ведущий 1.

Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас.

Химия смело простирает руки,
В дела любой мирской науки.
Куда ни кинешь взор – повсюду,
Пришла она на помощь люду.

Носки, ботинки и рубашки,
Ковры и куклы-неваляшки.
Серёжки, шубы, мебель, елки,
Косметика, чулки, расчёски.
И даже что-то из еды —
Волшебной химии плоды!

Мы без неё бы до сих пор

Ходили в шкурах, жгли костер,
В пещерах сидя и скучая,
Без кофе «Якобс» и без чая.

Ни удобрений, ни бензина,
Ни урожая, ни машины,

Ни самолётов, ни колёс,
Без химии – тоска до слёз!

Ведущий 1.

Наша интеллектуальная игра подошла к завершению. Слово предоставляется жюри.

Жюри озвучивает итоги игры и награждает дипломами команды-победители.

Литература:

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.

Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.

Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.

Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.

«Я иду на урок химии». Книга для учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 1999.

«Химия в школе» № 10 .-М.: Из-во «Центрхимпресс»,2010

«Химия в школе» № 4 .-М.: Из-во «Центрхимпресс»,2006

Оценочный лист для жюри

Команда желтых галстуков

Команда красных

галстуков

Команда зеленых

галстуков

1 тур «Блиц-опрос» 1 балл

2 тур «Опыт-загадка» 2 балла

3 тур «Чудеса своими руками»

Мах 3 балла с пояснением + правила ТБ) за каждый опыт.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/142296-vneklassnoe-meroprijatie-intellektualnoe-kafe

Сценарий химического вечера «Чудеса своими руками».

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики седьмого, восьмого, девятого классов. У каждого из вас своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса* и раскроют секрет каждого чуда». Девятиклассники, вы не просто зрители, будьте начеку, внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые восьмиклассники вам зададут. Ваша роль, семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно, да интересно — это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился, трудился и трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один-единственный вопрос, и вы на него ответите, А теперь приступаем к чудесам.’

Выходят четыре ученика.

1-й ученик. Жарко здесь, Хочу я пить. У кого 6 воды спросить?

2-й ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й ученик. Братцы, мне нужна корова — молочка хочу парного!

Выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.

5-й ученик. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-и ученик из колбы наливает каждому ТО, Что Он Просил.

5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5-й ученик. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

1, 2, 3 Мы знакомы, с чудесами, их умеем делать сами.

5-й ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

1-й ученик. А ответ совсем простой — был у меня стакан пустой.

2-й ученик. У меня в стакане сода.

3-й ученик. Вместе с ней метилоранж.

4-й ученик. В моем — бария хлорид.

5-й ученик. О чем это говорит? Угадай, девятый класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе…

Все девятиклассники: Кислота!

5-й ученик. Знаете, наверное, вы ее название?

9-й класс. Серная!

Уходят. Выходит 6-й ученик.

6-й ученик. В чудесах химических я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок-дров и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костер им капну: гори, раз я хочу!

Проделывает все, о чем говорит, костер загорается.

6-й ученик. Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!

Уходит. Появляется 1-й ученик,

7-й ученик. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Девятый класс, внимание!

Проделывает опыт с фенолфталеином.

7-й ученик. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

9-й класс. Фенолфталеин!

Следующий опыт с метилоранжем.

7-й ученик. В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной — цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?

9-й класс. Метиловыйоранжевый.

Опыт, с бумажкой универсального индикатора.

7 — и ученик. Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет — в колбе щелочь, покраснеет — кислота. Коль нейтральная среда — не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовем ее?

9-й класс. Универсальная!

Уходит. Выходит 8-й ученик.

8-й ученик. Мы знакомы с чудесами, — делать их умеем сами. Девятый класс, внимание, будет вам задание. На обычную дощечку наливается вода, и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

Выходит 1-й ученик.

1-й ученик. Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты все палочкой крути.

Медленно считает, чтобы стакан успел примерзнуть.

8-й ученик. Примерз стакан химический, процесс…

9-й класс. Эндотермический

Уходят 8-й и 1-й ученики. Выходит 9-й ученик.

9-й ученик. Все вода, снег да раствор, надоевший разговор… У меня другие планы: разожгу на сетке пламя. Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.

Я еще не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть,, а пока я их бужу, про другое расскажу.

Говорит и одновременно демонстрирует опыт,

Как-то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины полоскать фурациллином. Все-таки прошла ангина, хоть я долго с ней сражалась. А того фурациллина две бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от известки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекарство вылить. Удивилась я ужасно, даже вздрогнула, когда стала рыжевато-красной известковая вода. Принесла остаток в школу, и теперь фурациллин щелочь нам определяет, как и фенолфталеин. Не меняет цвет в воде, не меняет в кислоте, в щелочах фурациллин — яркий, будто апельсин.

Переходит вновь к опыту с «черными змеями».

Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар — вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи, отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. )

Уходит. Появляются 2-й и 10-й ученики.

10-й ученик. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.

2-й ученик. Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.

Приглашает кого-либо из семиклассников.

10-й ученик. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись — это обязательно.

2-й ученик. Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.

Приглашает следующего.

10-й ученик. Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом.

Гладит лист утюгом, всем показывает снимок». Приглашает еще семиклассников.

2-й ученик. Есть еще и способ третий, это вы себе отметьте, что ничем к листу бумаги прикасаться мы не станем.

Эту фотографию проявляют под колоколом в атмосфере аммиака.

10-й ученик. Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем.

2-й ученик. Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор.

Показывает первый снимок.

Рисовали кислотой.

Показывает второй снимок.

Газом аммиаком.

Показывает снимок под колоколом.

2-й и 10-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

Уходят. Появляются 4-й и 3-й ученики.

3-й учен и к., Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Приглашают семиклассника.

4-й ученик. Оперируем без боли, правда, будет много крови.

3-й ученик. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!

4-й ученик. Один момент! (Подает «йод»).

3-й ученик. «Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!

Делает ножом «разрез», течет «кровь».

4-й ученик. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку — от разреза ни следа.

3-й ученик. Этот Опыт объяснить мы пока не можем, в класс девятый перейден — объяснение найдем.

Уходят. Выходит 5-й ученик. Зачитывает несколько строф из сказки П. Ершова «Конек-горбунок» о жар-птице.

5-й ученик. Сказку вспомнили слегка,

про конька, про горбунка.

Там жарптицыно перо

Ване счастье принесло.

Пришло время подивиться,

как горит перо жар-птицы.

Зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворенные соли натрия, калия, кеда, стронции и т. д. Потом закрывает чашки плотным листом картона.

5-й ученик. Отвечай, девятый класс, почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен…

9-й класс. Кислород!

Уходит 5-й ученик. Появляется 11-й ученик, Готовую модель вулкана устанавливает на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку

11-й ученик. А сейчас, друзья, для вас из истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

Прикасается нагретой палочкой, начинается «извержение вулкана».

11-й ученик. Вам запомнится, ребята, это извержение.

Тип реакции здесь, кстати — какой?

9-й класс. Разложения!

Выходят все участники.

1-Й ученик. Наше время истекло.

2-й ученик. Но мы вам показали не все, что умеем делать.

3-й ученик. Мы еще умеем изгибать стеклянные трубки и сверлить резиновые пробки.

4-й ученик. Говорить на химическом языке.

5-й ученик. Медные монеты превращать в «серебряные».

6-й ученик. Устраивать грозу в пробирке.

7-й ученик. Получать водород и кислород.

8-й ученик. Взрывать гремучий газ.

9-й ученик. Делать черный порох и еще многое другое.

10-й ученик. Этому и вы научитесь в будущем году.

11-й ученик. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку — химию.

Учитель. Вот и закончился наш занимательный час. Через год, седьмой класс, я вы все это будете уметь, если захотите. Вы заметили, что девятиклассникам часто приходилось заканчивать фразы, говорить в рифму. Это легко, если знаешь, что сказать. Так вот, сейчас у меня к вам тот самый вопрос, который я обещала задать в начале нашей встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне каждый скажет? Я…

7-й класс. Приду’

Учитель, Так приходите! Я вас жду!

МБУДО «Станция юных натуралистов» муниципального образования- городской округ г. Касимов Рязанская область

Методическая разработка занятия

 «Чудеса своими руками»

Мулина Елена Ивановна

                                              педагог  дополнительного образования

                                                                    высшей квалификационной категории

Тема:  Чудеса своими руками

Цель: познакомить обучающихся с основными направлениями прикладного творчества,  с разными  материалами.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с планом работы объединения и многообразием  материалов, применяемых для изготовления поделок;

Развивающие: развивать творческие способности, мелкую моторику рук и мышление;

Воспитательные: воспитывать чувства прекрасного, экологическую культуру учащихся,  интерес к изготовлению подарка своими руками.

Материалы и оборудование:

  1. Для изготовления поделки:

 мультимедийная установка,

 презентация пошагового изготовления поделки,

 готовая поделка — образец,

 цветная бумага,

конфета «Chupa Chups»,

зубочистка,

клей,

клеенка,

 ножницы,

 карандаш,

шариковая ручка,

 влажные салфетки

  1. Для демонстрации воспитанникам:

выставка работ воспитанников объединения «Лесная сказка», выполненных в различных техниках,

карточки с инструкцией по технике безопасности на занятии,

динамическая таблица «проверь себя».

План занятия:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

      1. Знакомство с  выставкой  работ из различных материалов.

      2. Инструктаж.

      3. Физкультминутка.

4. Изготовление поделки по ходу презентации — мастер – класс.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.
  2. Уборка рабочего места.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

 Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Елена Ивановна. С каждым из вас мы познакомимся по ходу занятия. Работаю я на городской станции юных натуралистов. Сегодня я с вами проведу занятие на тему  «Чудеса своими руками» и приглашаю вас в страну волшебства под названием «Лесная сказка».  Здесь вы окунетесь в таинственный мир чудес, познакомитесь с  основными видами прикладного творчества.

II.Изучение нового материала.

1. — Посмотрите, пожалуйста, на выставку работ моих воспитанников. Разве это все не чудо!? Вот это картина, кто скажет, из чего она сделана? Да, правильно,  она сделана из соломы. С давних времен люди научились плести разнообразные поделки из соломы. Начиная от самых простых поделок в виде кукол. В настоящее время из соломы делают не только детские поделки, но и вот такие картины. Но прежде чем дать соломе такую форму, нужно знать правила сбора, хранения, обработки материала. А об этом мы с вами поговорим в другой раз.

— Ребята, взгляните, вот на эти поделки. Что это такое? Из какого материала они сделаны? Да, действительно, это-глина. Она известна и используется человеком уже с давних времен. Из неё создавали первые орудия труда, посуду, игрушки.

— А эти картины вы наверно сразу узнали. Они сделаны  из листьев, из засушенных цветов. Выглядят как настоящие, живые цветы. Такие картины могут служить прекрасным украшением интерьера, оригинальным подарком для близкого человека, сделанные  с душой и с настроением.

— Ребята, взгляните-ка вот на эти  поделки. Из чего они сделаны, кто скажет? Конечно  же, из бумаги. Все эти работы сделаны из бумажных квадратов. Такая техника называется оригами.

 А вот эти изделия из чего  сделаны?  (Из коробок, ниток, лоскутков ткани – предполагаемые ответы)

Верно. Все это можно назвать одним словом – бросовый материал, который в умелых руках превратился в замечательные поделки – сувениры.

(Во время беседы на экране демонстрируется таблица «Виды декоративно-прикладного творчества»)

Итак, материал солома, из неё можно плести и делать аппликации. Материал глина, из нее лепят игрушки. Из засушенные листьев и цветов делают аппликации. Материал бумага, вид – оригами.

Материалы

Направления декоративно-прикладного творчества

Солома

Плетение

Аппликация

Глина

Лепка

Засушенные листья, цветы

Аппликация

Бумага

Оригами

— Ребята, сейчас я постараюсь научить вас из простых вещей сделать маленькое чудо, которое порадует вас и ваших друзей (демонстрация готовой поделки – «Сладкий цветок»)

Для этого нам потребуются: цветная бумага, конфета «Chupa Chups», зубочистка, клей, клеенка,  ножницы, карандаш, шариковая ручка,

 влажные салфетки (демонстрация материалов на экране). Проверте, все ли это есть у вас на парте?

2.Будем работать с ножницами, повторим правила безопасной работы.

(На экране демонстрируется инструкция работы с ножницами.)

Смотреть работу полностью

Смотреть презентацию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий экологического митинга
  • Сценарий эйфории на английском
  • Сценарий шоу ростовых кукол
  • Сценарий школьного конкурса минута славы
  • Сценарий чудеса на виражах