6 класс
ТЕМА: «Цифровые технологии в нашей жизни – хорошо или плохо»
Цели: формирование информационной культуры школьников, представления о пользе и вреде Интернета.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «цифровизация» и ролью цифровизации в развитии общества;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления; формировать и развивать умения анализировать информацию и кратко выражать свою мысль
Воспитательные: создать условия, обеспечивающие воспитание ответственности за свои поступки, воспитывать толерантность, умение достойно вести спор; привлечение внимания к последствиям компьютерной зависимости.
Используемые методы и приемы: беседа, мозговой штурм, работа в группах, демонстрация видео.
Ресурсы: классная доска, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал
Ход урока
- Психолого-педагогическая организация занятия
- Приветствие, представление результатов анкеты (слайд 1 -4 — результаты).
1) Есть ли у тебя гаджет с выходом в интернет?
2) Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?
А) менее 1 часа
Б) 1-2 часа
В) более 2 часов
Г) не бываю вообще
Д) время устанавливают родители
3) Чем ты занимаешься с сети интернет?
А) учусь
Б) общаюсь в соц сетях (переписка, видео звонки и т.д.)
В) скачиваю программы и игры
Г) играю онлайн
Д) смотрю Интернет ТВ, видео, фильмы, слушаю музыку
Е) веду свой блог, сайт, страницу в соц сетях.
Ж) просматриваю запрещенное родителями
З) совершаю покупки
И) другое
4) Как родители относятся к твоему времяпровождению с сети?
А) разрешают свободно
Б) устанавливают родительский контроль
В) разрешают заходить в своём присутствии
Г) запрещают пользоваться
Д) не знают, что я делаю в интернете
Из результатов анкеты видно, что тема сегодняшнего мероприятия касается каждого, сидящего в этом классе. Сегодня мы разберемся, вся ли информация получаемая нами в сети полезна и безопасна. Ещё несколько десятков лет назад интернет был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье. Вам известно, что сейчас происходит цифровизация в стране.
1.2. Слайд 5. Тема нашего классного часа: «Цифровые технологии в жизни человека – хорошо или плохо».
- Беседа по теме урока
Слайд 6 – В современном мире практически каждый человек пользуется телефоном, сетью Интернета. Во многих домах – компьютеры или планшеты. На сегодняшний момент в нашей стране практически все организации, фирмы используют различные компьютерные программы, позволяющие в электронном формате рассчитывать заработную плату работников, учитывать доходы и расходы фирмы, делать чертежи – например, для 3D печати и т.д. А если в доме появляется новый, неизвестный предмет.Давайте посмотрим фрагмент из известного мультфильма и ответим на вопрос из фрагмента.
Слайд 7. — ( https://www.youtube.com/watch?v=BnxCG9DeV6o&feature=youtu.be )
— Можно без интернета? (ответы детей)
В каких сферах еще активно развиваются цифровые онлайн сервисы? (ответы детей)
Слайд 8 – В поликлинику тоже можно записаться он-лайн, а еще в здравоохранении уже несколько лет есть такое направление, как телемедицина – когда даже в отдаленных районах можно получить консультацию для постановки диагноза или даже помощь специалиста он-лайн для проведения сложной операции.
И даже выбирать школу в зависимости от места проживания.
Слайд 9 – Многие школы активно используют электронные дневники, электронные журналы. ВУЗы осуществляют дистанционное обучение. Получить необходимую информацию через различные источники стало легко и доступно. Наверняка вы уже пользовались материалами, размещенными на электронных платформах, а также учебниками в электронном формате, расположенными на сайтах Интернета.
Таким образом, компьютерные/цифровые технологии помогают людям во всех сферах жизни.
Слайд 10– Что же такое цифровизация?!
Цифровизация – это интеграция (внедрение) цифровых технологий в повседневную жизнь через оцифровку информации.
Но с чего все началось? Обратим внимание на образовательные ресурсы, которые дают возможность обучаться и получать знания.
С 1564 года до 1980 год основным образовательным ресурсом были книги. ?
Слайд 11 – «Цифровая революция» началась с появлением микропроцессоров. Она дает возможность перевести человеческое общество от жизни в среде с ограниченным доступом к информации к жизни в среде с неограниченным доступом к информации.
Слайд 12 – К концу 90-х гг. мультимедийные технологии стали общедоступны и высоконадежны. В этот период большинство школьных учебников в США получили цифровые приложения.
Слайд 13 – На сегодняшний момент существуют и развиваются общедоступные коллекции ЦОР.
Слайд 14 – Стали доступны:
- Общеобразовательные порталы, центры информационно-образовательных ресурсов;
- Электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов;
- Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования, цифровые образовательные ресурсы;
- Книги. CD/DVD. Аудио/Видео многое другое.
Слайд 15 – Цифровые технологии в жизни человека.
— Как вы думаете, чем могут быть полезны цифровые технологии? /Ответы обучающихся/
Слайд 16 – Цифровые технологии – это:
- новые возможности развития бизнеса вне зависимости от места проживания (интернет-торговля);
- развитие электронных платежей и мобильного банкинга;
- активное продвижение туристических возможностей страны и широкое применение интернет-бронирования через социальные сети;
- оказанию консультационной, информационной и иной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в регионах
- дистанционное образование: возможность получить образование, не покидая своего места жительства, доступ к образовательным услугам людей с ОВЗ.
— Итак, ребята, мы установили преимущества цифровых технологий, возможности IT-технологий решать множество задач, но появляются и некоторые проблемы.
Слайд 17 – Какая опасность может подстерегать любого из нас, в связи с внедрением цифровых технологий в нашу жизнь?
- замена людей компьютерами, сокращение рабочих мест;
- кражи денежных средств;
- кражи персональных данных;
- действия хакеров;
- использование Интернета для вербовки в секты и террористические организации;
- распространение ложной информации («фейковые новости»);
- потеря информации из-за компьютерных вирусов и др.
- Работа в группах
Слайд 18 – Давайте мы с вами сегодня постараемся понять, что нужно сделать, чтобы пользование Интернетом было безопасным.
Класс делится на группы, и каждая группа отвечает на 3 вопроса:
1. Что можно делать в Интернете? (используется дополнительный материал)
2. Что нельзя делать в Интернете?
3. Какие правила работы в Интернете я всегда использую?
/Презентация работы групп/
— Молодцы, вы хорошо поработали и на основе ваших ответов хочу предложить следующую памятку: «Общие правила безопасного использования Интернета». /Распечатанный материал раздается детям/
— Вся окутана планета
Паутиной Интернета,
Хорошо ли это? Плохо? Вот вопрос!
Каждый третий на планете
Попадает в эти сети,
Ну, а каждый пятый намертво прирос!
Чтобы в Интернете не пропасть,
Надо правила безопасности соблюдать.
И тогда вам Интернет пользу принесет, а не вред.
Слайды 19-20 – Памятка:
- перед подключением к Интернету — проверьте, включена ли антивирусная защита на компьютере, и обновите (если необходимо) версию защитного программного обеспечения;
- не активизируйте гиперссылки, которые могут привести к загрузке на компьютер пользователя вредоносных файлов;
- не устанавливайте на компьютер программное обеспечение из неизвестных веб-сайтов;
- не активизируйте баннеры (рекламного или развлекательного характера), которые размещены на незнакомых веб-сайтах;
- никогда не открывайте файлы, приложенные к электронным почтовым отправлениям, если автор письма вам неизвестен;
- не делитесь в Интернете любой личной информацией;
- используйте защищенные сайты, которые обычно требуют ввода имени пользователя и пароля;
- не соглашайтесь на встречу с человеком, с которым познакомились через Интернет, не присылайте свое фото интернет-знакомым.
Будьте бдительны!
- Закрепление нового материала
Слайд 22 – Просмотр видеоролика о безопасности в сети Интернет (https://www.youtube.com/watch?v=i3ari42l4ac)
- Подведение итога урока
Мультфильм «Фиксики. Осторожней в Интернете!»
Станет Интернет другом вам или врагом — зависит только от вас.
Что мы можем сделать, чтобы не попасть в компьютерную зависимость?
(Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)
— Мы приняли решение, что Интернет может быть врагом, а может быть и другом. Интернет приносит вред тогда, когда не соблюдаешь правила работы: неправильно подбираешь игры, не следишь за своим здоровьем, за осанкой, не контролируешь время работы в Интернете.
Нужно ли отказываться от любимого чуда техники? (Ответы детей)
Дополнительный материал:
Можно связаться с человеком при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника. |
В Интернете можно зарабатывать. |
При помощи Интернета можно отправлять телеграммы. |
В Интернете можно купить одежду, обувь, еду. |
В Интернете можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи |
Можно купить билет куда угодно. |
В Интернете можно узнать адрес и телефон любого человека. |
Можно поучаствовать в форумах, где обсуждаются волнующие тебя вопросы. |
В Интернете можно пройти обучение и получить диплом. |
В Интернете можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей. |
В Интернете можно научиться ремонтировать бытовую технику и другое, шить, вязать, готовить. |
В Интернете можно хранить свои персональные данные, чтобы они всегда и в любом месте были доступны. |
В Интернете можно слушать музыку. |
Можно готовиться к урокам. |
В Интернете можно жениться! |
В Интернете можно найти массу программ для своего компьютера. |
— Посмотрите, как много возможностей для общения, развития, вообще для жизни предоставляет нам Интернет! В Интернете можно и учиться, и читать, слушать музыку, покупать, не нужно бежать искать человека, который знает, например, как укоротить ремень – посмотрел видео на YouTube и сам все сделал!
— А сейчас я буду задавать вопросы. И, если ваш ответ «да», то вы поднимаете правую руку, если ваш ответ «нет», то не поднимаете. Поняли? (Подняли правую руку.)
1.Помогает ли интернет в нашей жизни? (Да)
2. Дает нам интернет новые знания? (Да)
3. Можем ли мы получить эти знания на разных сайтах? (Да)
4. Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
5. Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
6. Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)
Электронные ресурсы для подготовки классного часа:
https://infourok.ru/klassniy-chas-cifrovie-tehnologii-v-zhizni-cheloveka-klass-3825493.html
https://урок.рф/library/klassnij_chas_ya_hochu_chtob_internet_bil_vam_drugo_081946.html
https://ipk.68edu.ru/images/stories/2020/distant/Методические_рекомендации_по_проведени
https://www.youtube.com/watch?v=i3ari42l4ac
Viber
ПЕРВЫЙ УРОК КО ДНЮ ЗНАНИЙ /6 класс/
ТЕМА: «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
02.09.2019 г.
Цели:
Образовательные: познакомить с понятием «цифровизация» и ролью цифровизации в развитии общества;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления; формировать и развивать умения анализировать информацию и кратко выражать свою мысль
Воспитательные: создать условия, обеспечивающие воспитание ответственности за свои поступки
Используемые методы и приемы: беседа, мозговой штурм, работа в группах, демонстрация видео.
Ресурсы: классная доска, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал
Ход урока
-
Психолого-педагогическая организация урока
-
Приветствие, поздравления с началом учебного года (слайд 1).
-
Исполнение гимна Кыргызстана (слайд 2).
-
Слайд 3 – Вам известно, что президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал Указ об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны. Слайд 4 – Тема нашего первого урока в новом учебном году: «Цифровые технологии в жизни человека».
-
-
Беседа по теме урока
Слайд 5 – В современном мире практически каждый человек пользуется телефоном, сетью Интернета. Во многих домах – компьютеры или планшеты. На сегодняшний момент в Кыргызстане практически все организации, фирмы используют различные компьютерные программы, позволяющие в электронном формате рассчитывать заработную плату работников, учитывать доходы и расходы фирмы, делать чертежи – например, для 3D печати и т.д.
Слайд 6 – В этом году в городе Бишкек первоклассники поступали в школу по электронной записи, выбирая школу в зависимости от места проживания.
Слайд 7 – Многие школы активно используют электронные дневники, электронные журналы. ВУЗы осуществляют дистанционное обучение. Получить необходимую информацию через различные источники стало легко и доступно. Наверняка вы уже пользовались материалами, размещенными на электронных платформах, а также учебниками в электронном формате, расположенными на сайтах Интернета.
В поликлинику тоже можно записаться он-лайн, а еще в здравоохранении уже несколько лет есть такое направление, как телемедицина – когда даже в отдаленных районах можно получить консультацию для постановки диагноза или даже помощь специалиста он-лайн для проведения сложной операции.
Таким образом, компьютерные/цифровые технологии помогают людям во всех сферах жизни.
Слайд 8 – Что же такое цифровизация?!
Цифровизация – это интеграция (внедрение) цифровых технологий в повседневную жизнь через оцифровку информации.
Но с чего все началось? Обратим внимание на образовательные ресурсы, которые дают возможность обучаться и получать знания.
С 1564 года до 1980 год основным образовательным ресурсом были книги.
Слайд 9 – «Цифровая революция» началась с появлением микропроцессоров. Она дает возможность перевести человеческое общество от жизни в среде с ограниченным доступом к информации к жизни в среде с неограниченным доступом к информации.
Слайд 10 – До середины 90-х гг. основным средством тиражирования Центрального образовательного ресурса (ЦОР) служили гибкие диски малой емкости.
Продукты оставались редкими исключениями, требовали существенной трансформации, значительной перестройки работы пользователей, а поэтому их использование оставалось делом немногочисленных энтузиастов.
Слайд 11 – К концу 90-х гг. мультимедийные технологии стали общедоступны и высоконадежны. В этот период большинство школьных учебников в США получили цифровые приложения.
Слайд 12 – На сегодняшний день «открытый» продукт позволяет пользователю тем или иным способом «вытащить» из приобретенного продукта некоторый информационный ресурс и использовать его отдельно, в соответствии со своими нуждами «Закрытые» продукты не позволяют использовать входящие в их состав цифровые объекты по отдельности.
Слайд 13 – На сегодняшний момент существуют и развиваются общедоступные коллекции ЦОР. Эти сайты и порталы практически одновременно ещё в 2000-2005 годах стали создавать коммерческие производители учебных материалов, некоммерческие объединения педагогов и органы управления образованием.
Слайд 14 – Стали доступны:
-
Общеобразовательные порталы, центры информационно-образовательных ресурсов;
-
Электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов;
-
Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования, цифровые образовательные ресурсы;
-
Книги. CD/DVD. Аудио/Видео кассеты и многое другое.
Слайд 15 – Кыргызстан также активно внедряет новые технологии.
Для чего используются цифровые технологии? Прежде всего, для того, чтобы различные процессы (организационные, бизнес и др.) стали эффективнее, качественнее и шли в ногу со временем.
Слайд 16 – Цифровые технологии в жизни человека.
— Как вы думаете, чем могут быть полезны цифровые технологии? /Ответы обучающихся/
Слайд 17 – Цифровые технологии – это:
-
новые возможности развития бизнеса вне зависимости от места проживания (интернет-торговля);
-
развитие электронных платежей и мобильного банкинга;
-
активное продвижение туристических возможностей страны и широкое применение интернет-бронирования через социальные сети;
-
оказанию консультационной, информационной и иной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в регионах
-
дистанционное образование: возможность получить образование, не покидая своего места жительства, доступ к образовательным услугам людей с ОВЗ.
— Итак, ребята, мы установили преимущества цифровых технологий, возможности IT-технологий решать множество задач, но появляются и некоторые проблемы.
Слайд 18 – Какая опасность может подстерегать любого из нас, в связи с внедрением цифровых технологий в нашу жизнь?
-
замена людей компьютерами, сокращение рабочих мест;
-
кражи денежных средств;
-
кражи персональных данных;
-
действия хакеров;
-
использование Интернета для вербовки в секты и террористические организации;
-
распространение ложной информации («фейковые новости»);
-
потеря информации из-за компьютерных вирусов и др.
-
Работа в группах
Слайд 19 – Давайте мы с вами сегодня постараемся понять, что нужно сделать, чтобы пользование Интернетом было безопасным.
Класс делится на группы, и каждая группа отвечает на 3 вопроса:
1. Что можно делать в Интернете?
2. Что нельзя делать в Интернете?
3. Какие правила работы в Интернете я всегда использую?
/Презентация работы групп/
— Молодцы, вы хорошо поработали и на основе ваших ответов хочу предложить следующую памятку: «Общие правила безопасного использования Интернета». /Распечатанный материал раздается детям/
Слайды 20-21 – Памятка:
-
перед подключением к Интернету — проверьте, включена ли антивирусная защита на компьютере, и обновите (если необходимо) версию защитного программного обеспечения;
-
не активизируйте гиперссылки, которые могут привести к загрузке на компьютер пользователя вредоносных файлов;
-
не устанавливайте на компьютер программное обеспечение из неизвестных веб-сайтов;
-
не активизируйте баннеры (рекламного или развлекательного характера), которые размещены на незнакомых веб-сайтах;
-
никогда не открывайте файлы, приложенные к электронным почтовым отправлениям, если автор письма вам неизвестен;
-
не делитесь в Интернете любой личной информацией;
-
используйте защищенные сайты, которые обычно требуют ввода имени пользователя и пароля;
-
не соглашайтесь на встречу с человеком, с которым познакомились через Интернет, не присылайте свое фото интернет-знакомым.
Будьте бдительны!
-
Закрепление нового материала
Слайд 22 – Просмотр видеоролика о безопасности в сети Интернет (https://www.youtube.com/watch?v=i3ari42l4ac)
-
Подведение итога урока
Слайд 23 – Еще раз поздравляю с Днем знаний и желаю легкого учебного года с отличными оценками! Всего доброго!
Тема урока:
«Цифровые технологии в жизни человека».
Цели:
Образовательные: познакомить с понятием «цифрровизация» и
ролью цифровизации в развития общества;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления;
формировать и развивать умения анализировать информацию и кратко выражать свою
мысль
Воспитательные: создать условия, обеспечивающие
воспитание ответственности за свои поступки
Используемые методы и приемы: беседа, мозговой штурм,
работа в группах, демонстрация видео.
Ресурсы: классная доска, проектор, компьютер,
раздаточный материал
Ход урока:
Психолого-педагогическая организация урока:
— Доброе утро. Поздравляю вас с началом учебного года.
— Давайте сегодняшний торжественный день начнем с гимна
Кыргызстана.
Сообщение темы урока:
Вы слышали о том, что президент Кыргызской Республики
Сооронбай Жээнбеков подписал Указ об объявлении 2019 года Годом развития
регионов и цифровизации страны?
Сейчас почти у каждого человека в Кыргызстане есть телефон,
позволяющий выйти в интернет. У многих дома – компьютеры или планшеты. В
организациях, в фирмах также есть компьютеры. Они используют разные программы –
такие, которые позволяют вести в электронном формате бухгалтерию (рассчитывать
заработную плату работников, учитывать доходы и расходы фирмы и т.д.), делать
чертежи – например, для 3D печати и т.д.
Но компьютер может помочь не только на производстве. В
Бишкеке, например, в 1-й класс поступают через электронную запись – компьютер
сразу говорит, в какую школу может пойти ребенок в зависимости от места
проживания. Во многих школах уже есть электронные дневники и электронные
журналы. Скоро они появятся в каждой школе. Многие из вас, наверно, уже
пользовались материалами, размещенными на электронных платформах — iBilim и
Билим Булагы, а также учебниками в электронном формате, расположенными на сайте
www.lib.kg;
В поликлинику тоже можно записаться он-лайн, а еще в
здравоохранении уже несколько лет есть такое направление, как телемедицина –
когда даже в отдаленных районах можно получить консультацию для постановки диагноза
или даже помощь специалиста он-лайн для проведения сложной операции.
Таким образом, компьютерные/цифровые технологии помогают
людям во всех сферах жизни.
Давайте теперь, исходя из той информации, которую я привел/а
вам попробуем определить, что такое цифровизация
Цифровизация – это интеграция (внедрение) цифровых
технологий в повседневную жизнь через оцифровку информации.
Для чего используются цифровые технологии?
Мы используем цифровые технологии, чтобы различные процессы
(организационные, бизнес и др.) стали эффективнее, качественнее и шли в ногу со
временем.
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, чем могут быть полезны
цифровые технологии?
Учитель проводит мозговой штурм (записывает на доске все
ответы учащихся, при этом следит за тем, чтобы ученики не критиковали и не
оценивали ответы друг друга)
Учитель при необходимости дополняет ответы учащихся:
· новые возможности развития бизнеса вне зависимости
от места проживания (интернет-торговля)
· развитие электронных платежей и мобильного
банкинга: необходимо увеличить уровень проникновения банковских услуг в
регионах.
· активное продвижение туристических возможностей
страны и широкое применение интернет-бронирования через социальные сети даст
толчок развитию сельского туризма на местах.
· оказанию консультационной, информационной и иной
поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в регионах
· дистанционное образование. Возможность получить
образование, не покидая своего места жительства. Доступ к образовательным
услугам людей с ОВЗ
«Общие правила безопасного использования Интернета»:
1. перед подключением к Интернету — проверьте, включена
ли антивирусная защита на компьютере, и обновите (если необходимо) версию
защитного программного обеспечения;
2. не активизируйте гиперссылки, которые могут привести
к загрузке на компьютер пользователя вредоносных файлов;
3. не устанавливайте на компьютер программное
обеспечение из неизвестных веб-сайтов;
4. не активизируйте баннеры (рекламного или
развлекательного характера), которые размещены на незнакомых веб-сайтах;
5. никогда не открывайте файлы, приложенные к
электронным почтовым отправлениям, если автор письма вам неизвестен;
6. не делитесь в Интернете любой личной информацией;
7. используйте защищенные сайты, которые обычно требуют
ввода имени пользователя и пароля. Пароль должен состоять не менее чем из
восьми символов, учитывая буквы и числа. И, главное, паролем не должно быть
что-то очевидное, какие-то простые слова или даты;
8. не соглашайтесь на встречу с человеком, с которым
познакомились через Интернет, не присылать свое фото интернет-знакомым, не
давайте незнакомым людям такую информацию, как свое полное имя,
адрес, номер школы, расписание занятий или любые сведения о семье.
Желательно, чтобы эти правила оставались доступным детям в
течение всего учебного года.
При наличии времени, можно посмотреть для закрепления видеоролик
о безопасности в сети Интернет https://www.youtube.com/watch?v=i3ari42l4ac
Итог урока:
— Что нового узнали?
— Что было вам больше всего интересного на уроке?
Программа:
Время проведения: 25.02.2022. в
10.00.
Место проведения: МБОУ «Шеметовская СОШ» «Точка Роста»
Ответственный: Рыжова С.В.
1.
Установочный доклад «Инновационная культура педагога как условие
формирования профессиональной компетентности педагога».
Зам. директора по УВР Рыжова
Светлана Викторовна.
2.
Анкетирование педагогов «Диагностика инновационной готовности педагога».
Социальный педагог Цопа Наталья Александровна.
3.
«Сущность цифровых образовательных ресурсов. Их виды.
Классификация».
Зам. директора по учебной работе Куприна Елена Николаевна.
4. Инновационный опыт
педагогов (регламент до 10 минут):
4.1. Инновационные
технологии в работе учителя начальных классов.
Исмайлова Оксана Владимировна, учитель начальных
классов.
4.2. Опыт использования цифровых
технологий на уроках истории.
Подопригора
Валерий Владимирович, учитель истории и обществознания.
4.3. Практическое использование цифровых информационных
технологий во внеурочной деятельности. Сурина Ольга Владимировна, учитель немецкого языка.
5. Решение педагогического совета
Методические рекомендации
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Составитель:
Панова Марина Ивановна,
методист первой квалификационной категории
МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»,
г. Иркутск
Введение
Массовые мероприятия являются мощным средством идейного и эмоционального воздействия на самую широкую аудиторию. Благодаря появлению новых технических и технологических средств для создания и проведения мероприятий, происходит эволюция эстетики современного мультимедийного зрелища. Происходит визуализация массового сознания, меняются способы восприятия действительности. Жизнь любой общественной группы невозможно представить без ряда массовых мероприятий, и, конечно, огромное количество самых разнообразных массовых мероприятий проводится в образовательной среде. Кажется, что сегодня развитие цифровых технологий уже достигло такого уровня, что они везде применяются в мультимедийном сопровождении различных массовых мероприятий. Но как бы ни был обширен круг программ, которые можно применять, знания зачастую ограничиваются 1-2 программами. А ведь с помощью различных цифровых программ можно создать красочные разноплановые визуальные ряды.
Массовые мероприятия, которые могут сопровождаться мультимедийным оформлением – это праздники, фестивали, форумы, научно-практические конференции, семинары, обучающие школы, конкурсы, родительские собрания, классные часы, театрализованные представления, спектакли, олимпиады и многое другое. Педагогический работник, занимающийся оформлением мероприятия должен быть частично медиадизайнером и понимать всю ответственность этой роли. Именно медиадизайнер создает визуальный ряд, который является одним из основных видов коммуникации. Известно ведь, что человек усваивает лучше информацию при помощи зрения, потом уже слуха.
Сейчас социализация детей в большей степени проходит в сети Интернет, и, как следствие, все модные тенденции не проходят мимо их внимания. Чтобы быть успешным и выглядеть привлекательно, необходимо отслеживать визуальные тенденции, уметь давать не только нужные и полезные знания, но и делать их подачу современной и увлекательной, заинтересовывать зрителя.
Создание мультимедийного сопровождения – это не просто сопровождение картинками текста, это еще и воспитание визуальной грамотности у аудитории. Развитие этого вида грамотности и отдельных умений включено в образовательные стандарты ряда зарубежных стран, а вот у нас этому вопросу почти не уделяется внимание.
Что такое визуальная грамотность? Это группа умений, необходимых для понимания и использования изображений в коммуникации. Сюда входят:
зрительное восприятие (умение целенаправленно наблюдать, уметь «смотреть правильно»);
визуальное мышление (умение решать задачи с помощью образного моделирования);
визуальный язык (знания о форме, композиции, акцентах, шрифтах и других компонентах образа, используемого в коммуникации);
визуальное познание (правильное использование зрительных ощущений в процессе познания мира);
визуальная коммуникация (умение общаться с помощью изображений, презентаций, символов, инфографики).
Главной задачей при создании мультимедийного сопровождения мероприятия является создание нужной сообразно мероприятию атмосферы эстетического и эмоционального восприятия при помощи оригинальных творческих идей, деликатно и сообразно подобранных фото, видео- и аудиоматериалов, подготовленных коллажей и тщательно выверенных грамотных текстов, выводимых на экран.
Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогическим работникам в повышении профессионального мастерства при создании мультимедийного сопровождения массового мероприятия с помощью цифровых технологий.
Задачи методических рекомендаций:
восполнить пробелы в знаниях и практических навыках педагогических работников по освоению порядка работы над мультимедийным сопровождением мероприятия;
восполнить пробелы в знаниях и практических навыках педагогических работников в работе с информационно-компьютерными технологиями: познакомить с рядом программ используемых при создании мультимедийного сопровождения массового мероприятия;
оказать методическую помощь педагогическим работникам в продуктивном создании мультимедиа материалов;
стимулировать внедрение современных информационных цифровых технологий в образовательно-воспитательный процесс;
стимулировать развитие и реализацию творческого потенциала педагогического работника в процессе создания мультимедийного сопровождения мероприятия.
Настоящие методические рекомендации составлены с учётом изученной литературы, указанной в списке литературы и на основе личного многолетнего практического опыта работы по созданию мультимедийного сопровождения массовых мероприятий различного уровня и назначения.
В настоящих методических рекомендациях шрифт курсивом используется для обозначения важных нюансов во избежание ошибок и для улучшения качества в работе по созданию материалов мультимедийного сопровождения мероприятия.
Порядок работы над мультимедийным сопровождением мероприятия
В создании мультимедиа сопровождения используются такие элементы, как фотография, графика, видео, аудио материалы, анимация, текст, звуковые эффекты. Мультимедийное программное обеспечение — это программные средства, предназначенные для создания и/или воспроизведения мультимедийных документов и объектов. Средства мультимедиа могут создавать различные комбинации, сочетаясь друг с другом. О программах, помогающих создавать наиболее интересное визуальное оформление мероприятия, и пойдет дальше речь.
Порядок работы над мультимедийным сопровождением мероприятия:
1. Знакомство со сценарием, обсуждение с режиссером или сценаристом ключевых моментов, фиксация их пожеланий по экранному видеоряду.
2. Анализ отдельных частей сценария по подбору материала. Статическое или динамическое изображение, т.е. картинка или видеофрагмент, gif анимация – что будет лучше восприниматься в каждой конкретной части сценария, может быть где-то необходимо затемнение экрана. Подходите к подбору материала творчески, не обходитесь первым попавшимся. Ищите те изображения или другие материалы, которые наиболее ярко подчеркивают особенность момента.
3. Разработка макета единой концепции визуального ряда мероприятия. Название мероприятия, названия номеров, слайды или футажи с заголовками частей должны быть сделаны в едином стиле. Единообразие (шрифт, цветовая гамма, может быть фон) создает эффект аккуратности.
4. Поиск материалов, целесообразных заявленной тематике мероприятия.
5. Доработка (требуется почти всегда) графических или видеоматериалов при помощи цифровых программ. Часто бывает, что сделанный мультимедиа продукт не смотрится аккуратно при трансляции, т.к. не были перед созданием узнаны технические параметры экрана (какая пропорция: 16:9 или 4:3), на который в дальнейшем будет транслироваться визуальный ряд.
6. Создание папки на компьютере с подготовленными материалами: нумерация в необходимом порядке по сценарию.
7. Размещение всех файлов в заданном порядке в программном средстве, при помощи которого будет вестись трансляция мультимедиа сопровождения мероприятия.
8. Репетиционная проверка срабатывания файлов. Требуется всегда, т.к. технические возможности в различных образовательных организациях или на иных демонстрационных площадках могут сильно отличаться. Могут не быть установлены необходимые для работы программы. Тогда необходимо брать с собой ноутбук.
Теперь на некоторых моментах остановимся подробнее.
Графические редакторы для подготовки или доработки графических изображений: фотографий, картинок
В деятельности фотографов, дизайнеров и художников целесообразно использовать мультифункциональные графические редакторы. Платная комплексная программа Аdobe Рhotoshop на общем фоне выделяется наибольшим количеством функций. Но существуют достойные графические редакторы среди бесплатных программ (порядок составлен по рейтингу простоты использования). С каждой программой более детально можно ознакомиться на сайте softcatalog.info :
Microsoft Office Picture Manager – удобная утилита, позволяющая быстро провести ряд самых простых операций: подогнать формат, размер, легкая коррекция цвета, насыщенности и др.
Paint.NET ( softcatalog.info ) – графический редактор для создания с нуля или доработки цифровых изображений, фотографий; для корректировки растровых и векторных изображений с высокой четкостью, заслуживает внимания из-за экономного расхода программных ресурсов и достаточной надежности.
The GIMP ( softcatalog.info ). Программа успешно применяется в производстве логотипов, для цветовой корректировки фотоснимка, дизайна с использованием наслоения графических изображений. Программное обеспечение может удалять участки рисунка и производить конвертацию между разными типами файлов с графикой в палитрах rgb cmyk.
Photoscape ( softcatalog.info ) – графический редактор для просмотра и обработки изображений, трёхмерной графики в пакетном режиме. Идеальный инструмент для обработки фотографий и последующей их выкладки на онлайновых фотохранилищах, блогах и в фотоальбомах. Бесплатная программа создания фото в последней версии включает обширный набор инструментов, улучшенным интерфейсом и пакетом из 29 киноэффектов.
Artweaver ( softcatalog.info ) – графический редактор для обработки цифровых фотографий, укомплектованный большим пакетом художественных эффектов.
PixBuilder Studio ( softcatalog.info ) – графический редактор для видоизменения фотографий и других изображений широкого спектра действия, создания полиграфической продукции. Функционал приложения рассчитан на профессионалов, которые выполняют задачи высокой сложности. Бесплатная программа содержит полную коллекцию инструментов редактирования фотографий.
Все эти программы объединяет достаточно понятный интерфейс, возможность обрабатывать фотографии, создавать коллажи, работая в слоях. Они работают с самыми различными форматами при помощи большого набора инструментов, фильтров и плагинов – специальных дополнительных программ. Не надо забывать обращать внимание на технические требования при установке программ такие как: рекомендуемые параметры операционных систем, видеокарт, свободного места для установки.
Для использования в оформлении мероприятия фотографии, картинки, фоны можно брать как из личного архива, так и из Интернет-ресурсов, где находится большое количество стоковых сайтов, на которых фотографы размещают платно и бесплатно миллионы фотографий.
Говоря об изображении, хочется сразу уделить внимание тому, как неверный подбор фото по разрешению нарушает гармоничное восприятие изображения. Расплывчатые изображения на слайдах — слишком частая ошибка, которая происходит из-за того, что берутся фотографии низкого разрешения. Картинки получаются нечёткими и зрителям сложно их разобрать. Во время подбора изображений обращайте внимание на то, чтобы размер изображений был максимально близок к размеру слайдов. Размер экрана при соотношении сторон 3:4 — от 1024×768 пикселей, широкоформатный (16:9) — 1920×1080 пикселей. Размеры изображений можно посмотреть во время скачивания на сайте или в свойствах файла. Выбирайте фотографии крупнее — их можно уменьшить или обрезать под необходимый размер, сохранив чёткость.
После того, как подобраны все материалы, необходимо проверить соответствуют ли они нужным размерам, т.к. тяжелые многомегабайтные файлы делают презентацию (если все материалы собираются для трансляции в программе Power Point) громоздкой и не везде она может адекватно запуститься. Одна из программ позволяющая это сделать легко Microsoft Office Picture Manager, но можно сжать и в других графических редакторах. Последние версии Power Point сами обладают функцией сжатия изображения.
Итак, не выбирайте превью изображений, которые весят до 100 кб, но и не стремитесь вставить изображение весом больше 500-700 Мб, т.к. разрешение проектора все равно не сделает картинку HD качества.
Не забывайте делать копии своих оригинальных фотографий во вспомогательную папку, т.к. после сохранения видоизмененного файла (цвет, размер, разрешение, др.), они не восстановятся в прежнем виде.
Форматы изображений для демонстрации: jpg, png (картинки на прозрачном фоне), gif (анимационные картинки работают в режиме показа слайдов в программе Power Point).
Программы для обработки и монтажа видео: видеоролики, фильмы, футажи
Видеофайл, вставленный в мультимедийное сопровождение мероприятия, всегда добавляет динамичности, несет особую идейную или художественную нагрузку. Надо четко понимать, что хочется подчеркнуть добавляя видеоролик, фильм или футаж в мероприятие. В одном случае это несущий собственное значение материал, в другом – подчеркивание действия происходящего на сцене.
Хочется отдельно остановиться на назначении футажа. Первоначально словом «footage» называли объем отснятой пленки в кинопроизводстве. Она отсчитывалась по английским мерам — в футах. Позднее у слова появилось и другое значение — графическое изображение или фрагмент, сделанный отдельно и добавленный в композицию. Футажи, применяемые для видеомонтажа — это файлы, содержащие динамичные изображения, созданные в программах по видеомонтажу и сохраненные в видео формате. Их задача — создание настроения, передача полноты ощущений. Большинство таких вставок делаются как циклические видео композиции, в которых начало и конец в точности совпадают. Это дает возможность многократно ставить их на линейку времени, растягивая длительность проекта до необходимой величины. Бывает, что скачанный футаж не получается зациклить (виден скачок перехода на начало), его надо доработать в программе видеомонтажа: можно разрезать посередине, поменять местами начало и окончание, а между ними поставить плавный переход для нивелирования момента стыковки, тогда при цикличном запуске он будет плавно бесконечно двигаться.
Футажи можно использовать как самостоятельные ролики в оформлении номеров выступлений коллективов в концертах (песни, танцы, др. номера), как подложку для создания «динамичных» титров и заголовков праздников, фестивалей, конкурсов, конференций. Для того чтобы футаж смотрелся гармонично с номером, необходимо узнать какого цвета костюмы будут на выступающих (чтобы они не потерялись на фоне экрана), прослушать музыкальное сопровождение (чтобы ритм футажа и песни или танца совпал) и, конечно, суть номера, нельзя на современный молодежный городской танец ставить народные узоры, а на песню о русских березах поставить ролик или футаж о розах. Футажи можно скачать с YouTube при помощи программы SaveFrom.net .
Для того чтобы своими руками создать ролик или фильм из домашнего либо профессионального видео, нужны качественные цифровые инструменты. Из множества приложений для видеомонтажа можно выбрать то, которое максимально подойдет под нужды пользователя. Программы объединяет умение работать с различными форматами видео, наличие нескольких дорожек (которые работают наподобие слоев), коллекции переходов, эффектов, возможность конвертировать и сохранять в разных форматах, возможность работать с фото, добавлять музыку, создавать титры (порядок составлен по рейтингу универсальности использования). С каждой программой более детально можно ознакомиться на сайте softcatalog.info :
Movavi Video Suite( softcatalog.info ) — главное преимущество – многофункциональность. Пакет включает инструменты монтажа, редактирования видео и покадровой обработки, звукозаписи, экспорта результата в веб. Разработчики предусмотрели даже инструментарий создания титров. Работает с видео, фото, аудиофайлами.
ВидеоШоу ( softcatalog.info ) — содержит в себе целый программный пакет, отвечающий за быстрое и комфортное создание, а также обработку качественного видео-контента.
VSDC Free Video Editor ( softcatalog.info ) — большой функционал нелинейного редактора обеспечит пользователя всевозможными видео и аудио эффектами для создания сложных и красивых клипов.
Lightworks ( softcatalog.info ) поддерживает все распространенные форматы, позволяет разрезать видео, изменить отснятый видеоматериал, добавив различные эффекты, текст и т.д.
Adobe Premiere Pro ( softcatalog.info ) – вероятно, самая популярная и удобная профессиональная программа в мире для монтажа видео. Обычно именно ее используют голливудские специалисты для черновой и чистовой склейки роликов. Платная.
Pinnacle Studio ( softcatalog.info ). Ее функционал не хуже, чем у упомянутого выше продукта от Adobe, но стиль работы, меню и визуализация несколько отличаются. Платная.
Если ролик или фильм делается/обрабатывается для мультимедийного сопровождения мероприятия, необходимо также делать его в нужном пропорциональном формате: 16:9 или 4:3. Во избежание некорректного отображения на экране (черные полосы по бокам или вверху и внизу). Также сохранять видео надо в доступных на всех носителях форматах, например mp4 с разрешением не более 1280 по ширине, т.к. более тяжелые видео могут тормозить работу демонстрационных программ. Разрешение проектора всегда небольшое, какое бы 4К качественное видео не было сделано, проектор будет демонстрировать его в своих параметрах.
Аудио файлы
Для работы с аудио файлами существуют программы, позволяющие нарезать музыку, добавлять к ней различные эффекты, совершать более серьезную обработку аудиодорожки и её отдельных частей. Все аудио редакторы работают с разными форматами, конвертируют и сохраняют в различных форматах, могут использоваться для нарезки и склейки звукоряда:
Audacity ( softcatalog.info ), предназначенная для обрезания музыки, распространяется бесплатно, позволяет работать параллельно с несколькими аудиофайлами: смешивать их, склеивать части, делать компиляции и так далее.
Swifturn Free Audio Editor ( softcatalog.info ) подойдет для пользователей, которые уже прошли этап нарезки рингтонов и желают серьезно миксовать аудиоматериал.
Редактор музыкальных файлов Mp3DirectCut ( softcatalog.info ),. Программа поддерживает базовые эффекты, позволяющие улучшить комфорт восприятия звуковых файлов без увеличения громкости. Несмотря на простое меню, она дает возможность не только обрезать музыку, но и корректировать качество музыкальной композиции.
Утилита Wave Editor ( softcatalog.info ) обладает интуитивно понятным интерфейсом. Пожалуй, самая простая программа нарезки аудио файлов.
После подготовки всевозможных фото, видео, аудио фрагментов, встает вопрос: в какой программе все это транслировать? С большинством задач справляется популярный Power Point. А если задачи слишком разноплановые?
Один из лучших микшеров – это программа vMix — эффективный видеомикшер, использующий последние достижения компьютерной техники. vMix — это многофункциональная программа, которая имеет удачно организованный интерфейс. Решение vMix работает на платформах Windows 7 и 8, 10 и является не ресурсоемким программным обеспечением. Файлы, которые загружаются в проект, не внедряются, а записываются в виде образов, ссылающихся на файлы в компьютере. Файлы, вставленные в проект, рекомендуется хранить в одной папке, в которую же и сохранять проект. При необходимости демонстрации проекта на другом компьютере с установленной такой же программой, сохраненный проект из папки с файлами запускается в нужном порядке.
При помощи vMix можно организовывать он-лайн трансляции, вебинары.
Программа имеет множество настроек по формату трансляций и файлов. Осуществляется поддержка всех распространённых видео и аудио форматов, включая AVI, MP4, MPEG-2, MP3, WMV и QuickTime, DVD и WAV.
В проект можно добавить сколько угодно видеосюжетов, футажей, например, для оформления выступлений коллективов в концерте. Есть возможность зациклить видео. В vMix предоставляются 15 переходных эффектов, которые можно использовать между видео файлами и картинками, между слайдами в Power Point.
Интегрированы шаблоны заголовков и возможность вставки собственных, также можно добавлять текст, менять шрифт, создавать титры. Можно делать наложение четырех дорожек одновременно. Соединять в одном окне несколько видеосюжетов, делать эффект картинка в картинке, разворачивать видео во все стороны, необходимость в этом бывает, т.к. снимают зачастую на современные гаджеты вертикально, забывая, что формат телесъемки всегда горизонтальный.
vMix позволяет вставить в проект какое угодно количество изображений, фотографий, можно также сделать послойное наложение файла на файл, если использовать формат png, подготовленный заранее в графическом редакторе.
Можно совмещать видео, фото и аудио в одном кадре.
В данную программу легко добавить презентацию Power Point. За одним небольшим нюансом. Совсем не будет работать анимация. Производитель Power Point запретил воспроизведение анимации сторонними программами.
У программы достаточно понятен интерфейс, рекомендую специальное руководство по освоению программы vMix: «AVStream_vMix_manual_Russian», которое можно скачать с интернета.
Программа платная, цена зависит от версии, но на сайте soft- file.ru (https://soft- file.ru /vmix/) можно скачать пробную версию на 60 дней, в которой можно сделать реальные проекты.
Программа для записи экрана Bandicam
Bandicam — это компактная программа записи экрана для Windows, которая может записывать все, что происходит на экране ПК, в формате высококачественного видео. Ролики, сделанные с ее помощью, могут помочь в создании учебных материалов. Можно создать уникальный архив учебных пособий с вашими комментариями для сайта педагога. Программа записывает действие на экране с вашими комментариями и даже вашим изображением (картинка в картинке). Скачать пробную версию (не ограниченную временем использования, но ограниченную временем записи роликов) можно на сайте https://www.bandicam.com/ru /
Заключение
Сегодня мультимедиа — одно из главных средств представления и визуализации информации. В массовом мероприятии мультимедийное сопровождение синхронностью разных способов воздействия: видео, аудио, свет — добивается наилучшего визуального эффекта и способствует усилению их эмоционально-эстетического воздействия на зрителя. Эволюция выразительных средств и активный переход на новые цифровые технологии позволяют по-новому взглянуть на способы создания массовых мероприятий.
Практическая значимость методической разработки. В методической разработке содержаться практические рекомендации по порядку работы над созданием мультимедийного сопровождения массового мероприятия, позволяющие повысить уровень ИКТ-компетентности педагогов. Также, здесь содержится небольшой обзор программ, которые могут использоваться в процессе работы. При использовании ряда цифровых программ в подготовке материалов для массового мероприятия появляется возможность более творческого подхода к созданию материалов, тем самым повышается качество мероприятия, усиливается визуальное воздействие на зрительное восприятие. Тщательный смысловой подбор, творческий дизайн и точная техническая доработка материалов помогают превратить все мероприятие в высокопрофессиональный интеллектуальный продукт, оказывающий мощный воспитательный и образовательный эффект.
Нетривиальное наполнение мультимедийного сопровождения массового мероприятия, конечно, зависит от фантазии режиссера и сценариста, а вот воплощение их замыслов в реальность зависит от творческих и технических навыков и умений специалистов, которые создают мультимедийное сопровождение. Чем большим количеством программных инструментов они владеют, тем привлекательнее, оригинальнее, информативнее может стать любое мероприятие.
Список литературы
1. Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ). // http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-audiovizualnogo-sinteza-v-tvorcheskih-produktah-multimedia-na-primere-sovremennyh-massovyh-zrelisch #ixzz43RHeGrxI
2. Моряхин В.А. Аудиовизуальные технологии в синтезированных музыкально-художественных проектах. // http://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnye—tehnologii—v—sintezirovannyh—muzykalno—hudozhestvennyh—proektah#ixzz43RN2SbYT
3. Демин А. Блог о визуальной грамотности https://vizual.club/2017/07/05/o-sayte /
4. СофтКаталог https://softcatalog.info/ru
Мастер-класс «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Ахметшина Гульнур Халиулловна, учитель русского языка и литературы
Республика Татарстан, Тюлячинский район, с.Тюлячи
Цель мастер – класса обмен опытом по заявленной теме.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
«Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Цель мастер – класса: обмен опытом по заявленной теме.
Мы, учителя, всегда хотим сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. И перед нами встаёт вопрос: что нужно сделать для того, чтобы ребятам было интересно на уроке. А необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. И педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, потому что цифровые технологии дают возможность повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся.
Исходя из этого, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Для этого необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Главной составляющей успешного обучения является мотивация обучающегося. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Мы используем электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернета. Цифровые технологии используются нами на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле.
Для сопровождения уроков русского языка и литературы сегодня разработано множество цифровых продуктов, которые учителя активно используют на уроках и во внеклассной деятельности. Перечислю их
ЦОР по русскому языку – хорошие помощники учителя, они решают сразу несколько задач, в том числе облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым темам. Например:
Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Могут совершить путешествие по тому же маршруту, который проходили писатели или их герои. Например:
https://learningapps.org/display?v=pski720ok19 выявление знаний учащихся
Можно всем классом составлять презентацию: https://u.to/l_O-GQ или работать с виртуальной доской http://linoit.com/users/SsvetlanaL/canvases/Literatura.6А
По русскому языку можно составить ментальные карты: https://www.mindmeister.com/ru/1527546756?t=TPMsMlm5Gp
Или задания по программе https://learningapps.org/display?v=pku7s052n20
С большим интересом наши обучающиеся работают на уроках, проводимых в форме игры. Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как оно выводится на экран. Кроме того, у обучающихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, заставляет обучающихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с обучающимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание обучающихся.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
· целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
· видеть информацию в целом, а не фрагментарно,
· выделять главное в информационном сообщении.
— Использование интерактивной доски
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
· частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету.
· фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;
· использование тренинговых программ для закрепления материала.;
· использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
· выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
— способствует повышению познавательного интереса к предмету;
— содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
— позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
— формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
— способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Единственное возможное препятствие возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет.
Мы уверены, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе. Наши дети — это поколение визуалов, они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности:
· умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
· умение работать в группе;
· умение находить информацию в различных источниках;
· коммуникативная компетентность;
· осознание полезности получаемых знаний и умений.
В заключение отметим, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да и не нужно. Каждый учитель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.
А теперь продолжите, пожалуйста, предложение (поделитесь своим мнением):1.Мне было интересно………2.ИКТ-уроки способствуют……..3.Я задумался (ась)………..4.Я считаю нужным……..5. Я вижу перспективу….6.Меня заинтересовало….