Сценарий давайте сохраним природу

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий праздника в детском саду

«Давайте сохраним природу!»

авторы- составители: Городничева Екатерина Геннадьевна, Гизятуллина Елена Анатольевна,

воспитатели МБДОУ «Детский сад № 178» г.о. Самара

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»

ЗАДАЧИ:

  • Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том,что живая природа нуждается в помощи и защите.
  • Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.
  • Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться,слаженно соревноваться в подгруппах, парах.
  • Доставлять детям радость от участия в общем празднике.

Ход праздника

Дети забегают в зал и садятся на стулья.

Ведущий: Дети на дворе сыро и пасмурно, но я хотела бы вас вернуть в то время, когда вокруг была такая красота: земля была покрыта яркими коврами, деревья стояли в золотом убранстве. Закройте глаза и представьте себе, что мы с вами оказались в сказочно красивом лесу.

                   Сегодня мы с вами отправимся в лес.

                   Осенней порою он полон чудес.

                   Посмотрим, что осень меняет в лесу

                   И как там живется лесному зверью.

                   Смотрите, как листья слетают с ветвей

                   Кружатся как в танце, быстрей и быстрей

                   Вот красные, желтые листья летят

                   Слетаются в пары и дальше кружат.

Ведущий: Откройте глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу. Что видится и слышится нам здесь? Смотрите, какое большое дупло. Здесь кто-то живет. Подойду поближе.

                   Угадайте, что за птица

                   Света яркого боится.

                   Нос крючком,

                   Глаза пяточком,

                   Ужасная голова.

                   Кто это дети?

Дети: Сова.

Ведущий: Здесь сидит мудрая тетушка сова. Она охраняет вход в волшебное осеннее лесное царство. Чтобы туда попасть, нужно с ней вежливо поздороваться, и она проснется.

Сова: Здравствуйте! Я не сплю,

         Осенний лес сторожу!

         С чем ко мне пожаловали?

Ведущий: Тетушка Сова пропусти нас в волшебное царство.

Сова: Я пропущу вас в свое волшебное царство, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу и много о ней знаете. Сейчас осень. Что вы можете мне рассказать о ней?

Ведущий: Наши дети знают много примет осени.

Дети: 1. Когда гусь улетает – снег выпадает.

          2. Сентябрь яблоками пропах, а октябрь капустой.

          3. Появился последний грибок – будет поздний снежок.

          4. Осень идет, дождь с собой ведет.

          5. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

          6. Красна весна цветами, а осень плодами.

          7. От осени к лету — поворота нету.

Сова: Молодцы, дети, много знаете об осени пословиц. А вот послушайте мою загадку. Отгадаете, пропущу вас в свое царство.

— Кто весной одевается, а осенью раздевается?

Дети: Деревья.

Сова: Правильно!

Ведущий: А я вам сейчас расскажу о трех правилах, о которых мне поведала тетушка Сова и которые надо знать, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ. В лесу нет ничего лишнего. Не давите муравьев, не рвите цветы, не ломайте ветки, не бросайте камни в лягушек. В природе все живое связано между собой. Хорошенько запомните эти правила, и мы можем дальше идти в лес.

Сова: Дом со всех сторон открыт

          Он резною крышей крыт.

         Заходи в волшебный дом

         Чудеса увидишь в нем.

         Добро пожаловать!

Ведущий: Спасибо, вам тетушка Сова. А сейчас наши дети порадуют тебя и споют песню «ПОСТУЧАЛАСЬ ОСЕНЬ».

Ведущий: Вот мы и оказались в волшебном осеннем лесу. Здесь так красиво, что даже захотелось читать стихи.

1 ребенок: Лес, точно терем расписной

                   Лиловый, золотой, багряный,

                   Веселой, пестрою стеной

                   Стоит над светлою поляной.

2 ребенок: Листья солнцем наливались,

                   Листья солнцем пропитались,

                   Налились, отяжелели, потекли и полетели,

                   Поскакали по сучкам.

                   Ветер золото кружит.

                   Золотым дождем шумит.

ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.

Игра «Найди пару»

Ведущий раздает по одному листочку и говорит: «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.

Ведущий: Ой, ребята, смотрите – домик гнома. Хотите зайти к нему в гости?

(Выбегает Белоснежка и танцует; гном выбегает из домика, рвет на клумбе цветы и дарит их Белоснежке. )

Гном: Здравствуй, Белоснежка! Это тебе!

Белоснежка: Ну, зачем, зачем мне столько цветов?

Гном: Чтобы тебя порадовать!

Белоснежка: Мне жаль эти цветы. Скоро они завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, гном, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Ромашка: Разоделись все ромашки

                  В белоснежные рубашки.

                  Не хочу на них гадать,

                  Чтоб листки не оборвать.

Анютины глазки: Анютины глазки —

                                Нас все называют.

                                Пестреем в саду,

                               Как бабочек стая.

Клевер: Клевер в разнотравье

               Розовый цветет,

               В воздухе мельканье-

               Бабочек полет.

Гном: Этой Белоснежке никак не угодишь! Что бы мне придумать, чтобы с ней подружиться.

Ведущий: Маленький гномик сидит у окошка,

                 Гномику видно скучно немножко,

                 К гномику ближе мы подойдем,

                 Песенку про кузнечика мы ему споем.

ПЕСНЯ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»

Гном: Долго вас, я дети ждал.

           И чуть-чуть не задремал.

           Вам пришло письмо в конверте,

           Пишет вам, лесничий, дети.

Дети: А кто это – лесничий?

Гном: Отгадайте сначала загадку:

           Чтобы сосны, липы, ели,

           Не болели, зеленели.

           Чтобы новые леса

           Поднимались в небеса,

           Их под звон и гомон птичий

           Охраняет – кто?

Дети: Лесничий!

Гном: А зовут его Фома.

Ведущий: Вот, сейчас, откроем конверт и прочитаем письмо: «Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса. Лес будет рад видеть вас у себя в гостях!»

Гном: Вот я обрадую Белоснежку! Сейчас позову ее и скажу, что пришли к нам в гости ребята! Белоснежка! Белоснежка!

(Заходит грустная Белоснежка.)

Ведущий: Что случилось милая Белоснежка!

Белоснежка: Ой, какое несчастье случилось с деревом:

                      Ветром дерево качало –

                      Ветром дерево сломало.

                      Ранка на его стволе,

                      А макушка на земле

                      Кто же дереву поможет?

Ведущий: Не расстраивайся милая Белоснежка, мы – друзья леса, дереву поможем, а как, нам расскажет Костя.

Ребенок: Немножко поднимем ствол

               И обвяжем его бинтом.

               Ствол поправился почти

               Будет дерево, расти.

Белоснежка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что делать.

Ведущий: Ой, дети, кажется, пошел дождь.

Дети читают стихи о дождике.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ.

 Веселый аттракцион «Бег под зонтиком в калошах»

Дети делятся на две команды. Каждый участник по очереди надевает калоши, открывает зонтик и бежит к дереву, обегает его, закрывает зонтик и возвращается к команде. Побеждает та команда, которая быстрее прибежит.

Ведущий: Дети, смотрите, после дождика стал заметнее лесной ручеек. Но вода в нем какая-то грязная, видимо здесь не обошлось без злого волшебства. Что же делать? Ведь грязную воду нельзя пить ни человеку, ни животным, потому что можно заболеть. Я, кажется, знаю, как его расколдовать. Давайте поиграем и игру «РУЧЕЕК», но прежде скажем волшебные слова.

                   Разливался родник ключевой,

                   Белый дождевой,

                   По чистым полям,

                   По синим морям,

                   По лесам, по болотам,

                   По зеленым колодам.

Эстафета «Пройди через ручеек»

Дети делятся на две команды. Дети перекладывают дощечки, попеременно для правой и левой ноги, передвигаясь от начала до конца, перепрыгивая с кочки на кочку.

Ведущий: Тишина – то, какая в осеннем лесу, не слышно веселого щебета птиц, потому что осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Сейчас и мы пожелаем им счастливого пути и споем для них песню «ЖУРАВУШКА».

Гном: Ребята, смотрите, смотрите, к нам идет дедушка Фома.

Ребёнок: В лесу с утра до вечера

              Дежурит дед Фома…

              Дремучий лес доверчиво

              Встречает лесника.

              А дед, с глазами меткими

              Глядит на чуткий лес.

              Живет в лесу он издавна.

              Следит за лесом пристально:

              Чтоб лес не заболел,

              Чтоб ветки были сильными,

             Чтоб корни были сытыми,

             Чтоб жук кору не ел.

             Лесными коридорами

              По тропам, по траве.

             Идет с глазами добрыми

             На праздник к детворе.

Фома: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. И главная работа лесничего – сохранить и уберечь этот дом. Очень хорошо, что у меня такие прекрасные помощники, как вы.

                   Лес – не только для вашей забавы,

                   Он – богатство нашей страны.

                   Все деревья в нем, ягоды, травы –

                   Нам на пользу, друзья взращены.

На память о лесе дарю, дети, из моей волшебной корзины чудесные подарки. Но сначала поиграйте со мной.

1. Игра «Кто быстрее соберет шишки в обруч»

Дети делятся на две команды, лесник рассыпает два вида шишек и предлагает им собрать их каждый в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.

2. «Лесная эстафета»

Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят деревья. Дети выполняют задания:

— Обежать дерево;

— Обежать дерево два раза;

— Обежать два дерева, описывая восьмерку;

— Не обегать дерево, а коснуться его рукой;

Ведущий: Спасибо, лесник Фома, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить леса.

Ребенок: Будем лес любить, оберегать.

                   Будем взрослым в этом помогать,

                   Беречь леса, поля и реки,

                   Чтоб сохранилось все навеки!

                                                                                                                                                                                     
Утверждаю

Заведующий ЧДОУ № 262 ОАО «РЖД»

                                                                                                                                                                          И.
А. Сафронова

«___»_____________2016

Сценарий
экологического праздника

для
детей старшего дошкольного возраста

«Давайте сохраним природу!»

                   
                                Герои:

                                                  
 Мудрая Сова

                                         
          Лесничий Лука

                                         
          Ведущий

                                           
         
Составила:

                     
                               Муз.рук-ль: Фабричникова О.А.

                                 
Хабаровск 2016

                             
Задачи:

1. Формировать основы
экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа
нуждается в помощи и защите.

2. Воспитывать бережное и
доброе отношение к природе и друг к другу.

3. Развивать умение
взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно
соревноваться в подгруппах, парах.

4. Доставлять детям радость от
участия в общем празднике.

Действующие лица:

1. Мудрая Сова

2. Белоснежка

3. Лесничий Лука

Дети заходят в зал и
садятся на стулья.

Ведущий:   Сегодня
мы с вами отправимся в лес.

                  
Весенней порою он полон чудес.

  Представьте, мы  оказались в
весеннем лесу. Что видится и слышится нам здесь? Смотрите, какое большое дупло.
Здесь кто-то живет. Подойду поближе.

                  
Угадайте, что за птица

                  
Света яркого боится.

                  
Нос крючком,

                  
Глаза пяточком,

                  
Большая голова.

                  
Кто это дети?

Дети: 
Сова.

Ведущий: Здесь
сидит мудрая тетушка сова. Она охраняет вход в волшебное осеннее лесное
царство. Чтобы туда попасть, нужно с ней вежливо поздороваться, и она проснется.

Сова: Здравствуйте!
Я не сплю,

        
 Весенний лес сторожу!

        
 С чем ко мне пожаловали?

Ведущий: Тетушка
Сова пропусти нас в волшебное царство.

Сова:
А вот послушайте мою загадку. Отгадаете, пропущу вас    в свое царство.

— Кто весной одевается, а
осенью раздевается?

Дети: Деревья.

Сова: Правильно! А
я вам сейчас расскажу о трех правилах, которые надо знать, когда приходишь в
гости в лес:

                 «НЕ ШУМИ,
НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ»

В природе нет ничего лишнего.
Не давите муравьев, не рвите цветы, не ломайте ветки, не бросайте камни в
лягушек. В природе все живое связано между собой. Хорошенько запомните эти
правила.

СТИХОТВОРЕНИЕ
«РАСКИДИСТЫЙ КЛЁН»

ПЕСНЯ «ПРОСЫПАЙТЕСЬ,
ЛЮДИ И СПАСАЙТЕ МИР
!»(сл.П. Зелова, муз. И.
Крутой)

Сова: Дом
со всех сторон открыт

    
     Он резною крышей крыт.

        
 Заходи в волшебный дом

    
     Чудеса увидишь в нем.

        
 Добро пожаловать!

Ведущий: 
Как хорошо в весеннем лесу,  слышен весёлый щебет птиц, потому что весной
перелётные птицы возвращаются в родные края.

ТАНЕЦ « ЖУРАВЛИ»

Ведущий: Ой,
ребята, смотрите – домик гнома. Хотите зайти к нему в гости?

Выбегает гномик

СТИХОТВОРЕНИЕ

ТАНЕЦ ГНОМОВ

После танца рвет на
клумбе цветы

 Гном: 
Вот я обрадую Белоснежку! Сейчас позову ее и скажу, что пришли к нам в гости
ребята! Белоснежка! Белоснежка!

Заходит  Белоснежка

Гном: Здравствуй,
Белоснежка! Это тебе!

Белоснежка: Ну,
зачем, зачем мне столько цветов?

Гном: Чтобы
тебя порадовать!

Белоснежка: Мне
жаль эти цветы. Скоро они завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать,
гном, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они
улыбаются мне и даже говорят со мной.

Выходят цветы

Незабудка: стих

Василёк:  
стих

Ромашка:  стих

ТАНЕЦ: «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»

Вед:   
Вам пришло письмо в конверте,

          
Пишет вам, лесничий, дети.

    А
кто это – лесничий? Отгадайте сначала загадку:

          
Чтобы сосны, липы, ели,

          
Не болели, зеленели.

          
Чтобы новые леса

          
Поднимались в небеса,

          
Их под звон и гомон птичий

          
Охраняет – кто?

Дети: Лесничий!

Вед: А
зовут его Лука.

Ведущий: Вот
сейчас откроем конверт и прочитаем письмо: «Дорогие ребята! Я знаю от лесных
обитателей, что вы большие друзья леса. Лес будет рад видеть вас у себя в
гостях!»

Ребёнок: В
лесу с утра до вечера

      
        Дежурит дед Лука…

      
        Дремучий лес доверчиво

      
        Встречает лесника.

  Ребёнок 
А дед, с глазами меткими

      
           Глядит на чуткий лес.

      
           Живет в лесу он издавна.

  
               Следит за
лесом пристально:

      
          Чтоб лес не заболел,

   Ребёнок:
 Чтоб ветки были сильными,

    
               Чтоб корни были сытыми,

    
               Чтоб жук кору не ел.

    
               Лесными коридорами

      
            По тропам, по траве.

    
              Идет с глазами добрыми

                
 На праздник к детворе.

 Входит лесничий Лука.

Лука: Здравствуйте,
ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес  – большой друг не только зверям и
птицам, но и человеку.  Для животных он родной дом и кормилец. И главная работа
лесничего – сохранить и уберечь этот дом. Очень хорошо, что у меня  прекрасные
помощники вы и мои друзья: ёлочка…..( слайды)   

                  
Лес – не только для вашей забавы,

  
       
        Он – богатство нашей страны.

                  
Все деревья в нем, ягоды, травы –

                  
Нам на пользу, друзья взращены.

На память о лесе дарю, дети, из
моей волшебной корзины чудесные подарки. Но сначала поиграйте со мной.

1. Игра «Кто
быстрее соберет шишки в обруч»

Дети делятся на две команды,
лесник рассыпает два вида шишек и предлагает им собрать их каждый в свой обруч.
Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая
быстрее соберет.

2. «Лесная
эстафета»

Дети стоят в двух командах,
поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят деревья.
Дети выполняют задания:

— Обежать дерево;

— Обежать дерево два раза;

— Обежать два дерева, описывая
восьмерку;

— Не обегать дерево, а
коснуться его рукой;

Ведущий: Спасибо,
лесник Лука, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях,
но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила,
которые помогают сохранить леса.

1 ребенок:
Будем лес любить, оберегать.

          
        Будем взрослым в этом помогать,

          
        Беречь леса, поля и реки,

          
        Чтоб сохранилось все навеки!

2 ребенок: В
гармонии, дружбе

          
        С природой будем жить.

          
        Давайте же будем

          
        Природу любить!

Сценарий классного часа

«Сохраним природу Земли»

Оборудование: экран, мультимедийный проектор; презентация об охране природы, сопровождающая передачу «Очевидное и вероятное».

1ведущий. Сегодня мы поговорим о злободневной теме – охране природы.

Как Вы считаете, ребята, чего хочется в жизни человеку? (задается вопрос участникам)

1 ученик: «Хочется, чтобы у меня была отдельная комната».

2 ученик : «А мне хочется, чтобы каждый день на экране телевизора шли интересные фильмы».

3 ученик «А я бы не отказалась от компьютера».

4 ученик: «А я хочу, чтобы у меня всегда было что-нибудь вкусненькое».

2 Ведущий : «Это, конечно, неплохо, но представьте себе, что если у вас не будет свежего воздуха, чистой воды? Как мы будем жить? И от нас с Вами зависит, какой будет планета в недалёком будущем.

1 ведущий Знаете ли Вы, что такое экология?»

Все: «Знаем, знаем! Это охрана природы».

2 Ведущий: «Это так, правильнее экология – это наука об охране природы, а в переводе с греческого экология означает «дом», непосредственное окружение человека. И весь этот наш дом нуждается в защите

Слова В.Распутина на слайде

I ВЕДУЩИЙ: «Это не просто слова. За этими словами – горькая истина. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Вот о чём говорят факты»

ФАКТ 1: «Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн вещества и материалов на свои нужды, а что в замен?»

ФАКТ 2: «Растительный покров планеты уже не в состоянии переработать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива».

ФАКТ 3: «Леса на земле исчезают с огромной скоростью: зелёное одеяние Земли ежегодно сокращается на 1%».

ФАКТ 4: «Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная Книга «разбухает» от всё новых и новых заданий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы».

ФАКТ 5: «Загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, воздух городов и рабочих посёлков порой далёк от санитарных норм».

I ВЕДУЩИЙ: «Вот почему говорить сегодня об экологии, это значит говорить о спасении жизни».

Стихотворение «Стон Земли»

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала. Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело

И яды травят воды чистых рек

Всё то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Не потому ли, загораясь мщеньем

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясением,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают с лавой боль Земли.

Очнитесь, люди!

Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.

На родной планете неправильно живем!

Человек, увы, не всегда живет по законам разума. Ученые подсчитали, что за четыре последних столетия по его вине с лица Земли исчезли сотни видов самых разных живых существ.

Вот, например, выдели ли вы когда-нибудь морскую корову? Не видели. И не увидите никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Длиной в 10 метров и весом в 4 тонны, характером оно отличалось безобидным и доверчивым. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи.

Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен, сотен других животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» — в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы

К сожалению, мы не можем утверждать, что все люди всегда ведут себя ответственно. Даже вы не раз себя так вели. Давайте нарисуем портрет безответственного человека.

Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен.

Природа для него существует только для того, что бы взять у неё что-нибудь. Может он и не злой и не подлый, но он легкомысленный. Да и умом не богат.

Что может сделать человек для защиты природы:

Я лично несу ответственность за сохранение природы.

Я лично не причиню зла живому – цветку, деревцу, птице, животному. И конечно, человеку.

Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного –

Научиться жить, как люди!

Обняла я глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут

Все): «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят:

Будь с нами добр!

Не растопчи нас и не жги,

Зимой и летом береги!

Журчит глубокая река,

Свои, лаская берега.

И слышу голос я реки:

Все «Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Планета наша на всех одна.

Что будет делать без нас она? (все кланяются и уходят со сцены).

Вот она летит…

Маленькая такая, вот она грусти

В думы свои вникая.

Вот она плывет, тихой прохладой веет

Все еще живет, все еще людям верит!

Вон она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Все: Если сложить усилия взрослых и всех детей, Мы сохраним планету, НАШУ ПЛАНЕТУ ЛЮДЕЙ.

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»

Задачи:

1. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

2. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

3. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в подгруппах, парах.

4. Доставлять детям радость от участия в общем празднике.

Действующие лица:

1. Мудрая Сова

2. Гном

3. Белоснежка

4. Георгин

5. Анютины глазки

6. Астра

7. Лесничий Лука

Дети забегают в зал и садятся на стулья.

Ведущий: Дети на дворе сыро и пасмурно, но я хотела бы вас вернуть в то время, когда вокруг была такая красота: земля была покрыта яркими коврами, деревья стояли в золотом убранстве. Закройте глаза и представьте себе, что мы с вами оказались в сказочно красивом лесу.

                   Сегодня мы с вами отправимся в лес.

                   Осенней порою он полон чудес.

                   Посмотрим, что осень меняет в лесу

                   И как там живется лесному зверью.

                   Смотрите, как листья слетают с ветвей

                   Кружатся как в танце, быстрей и быстрей

                   Вот красные, желтые листья летят

                   Слетаются в пары и дальше кружат.

Ведущий: Откройте глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу. Что видится и слышится нам здесь? Смотрите, какое большое дупло. Здесь кто-то живет. Подойду поближе.

                   Угадайте, что за птица

                   Света яркого боится.

                   Нос крючком,

                   Глаза пяточком,

                   Ужасная голова.

                   Кто это дети?

Дети: Сова.

Ведущий: Здесь сидит мудрая тетушка сова. Она охраняет вход в волшебное осеннее лесное царство. Чтобы туда попасть, нужно с ней вежливо поздороваться, и она проснется.

Сова: Здравствуйте! Я не сплю,

         Осенний лес сторожу!

         С чем ко мне пожаловали?

Ведущий: Тетушка Сова пропусти нас в волшебное царство.

Сова: Я пропущу вас в свое волшебное царство, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу и много о ней знаете. Сейчас осень. Что вы можете мне рассказать о ней?

Ведущий: Наши дети знают много примет осени.

Дети: 1. Когда гусь улетает – снег выпадает.

          2. Сентябрь яблоками пропах, а октябрь капустой.

          3. Появился последний грибок – будет поздний снежок.

          4. Осень идет, дождь с собой ведет.

          5. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

          6. Красна весна цветами, а осень плодами.

          7. От осени к лету — поворота нету.

Сова: Молодцы, дети, много знаете об осени пословиц. А вот послушайте мою загадку. Отгадаете, пропущу вас в свое царство.

— Кто весной одевается, а осенью раздевается?

Дети: Деревья.

Сова: Правильно!

Ведущий: А я вам сейчас расскажу о трех правилах, о которых мне поведала тетушка Сова и которые надо знать, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ. В лесу нет ничего лишнего. Не давите муравьев, не рвите цветы, не ломайте ветки, не бросайте камни в лягушек. В природе все живое связано между собой. Хорошенько запомните эти правила, и мы можем дальше идти в лес.

Сова: Дом со всех сторон открыт

          Он резною крышей крыт.

         Заходи в волшебный дом

         Чудеса увидишь в нем.

         Добро пожаловать!

Ведущий: Спасибо, вам тетушка Сова. А сейчас наши дети порадуют тебя и споют песню «ПОСТУЧАЛАСЬ ОСЕНЬ».

Ведущий: Вот мы и оказались в волшебном осеннем лесу. Здесь так красиво, что даже захотелось читать стихи.

1 ребенок: Лес, точно терем расписной

                   Лиловый, золотой, багряный,

                   Веселой, пестрою стеной

                   Стоит над светлою поляной.

2 ребенок: Листья солнцем наливались,

                   Листья солнцем пропитались,

                   Налились, отяжелели, потекли и полетели,

                   Поскакали по сучкам.

                   Ветер золото кружит.

                   Золотым дождем шумит.

ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.

Игра «Найди пару»

Ведущий раздает по одному листочку и говорит: «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.

Ведущий: Ой, ребята, смотрите – домик гнома. Хотите зайти к нему в гости?

(Выбегает Белоснежка и танцует; гном выбегает из домика, рвет на клумбе цветы и дарит их Белоснежке. )

Гном: Здравствуй, Белоснежка! Это тебе!

Белоснежка: Ну, зачем, зачем мне столько цветов?

Гном: Чтобы тебя порадовать!

Белоснежка: Мне жаль эти цветы. Скоро они завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, гном, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Георгин: С завитыми лепестками

               Стройный, гордый георгин

               Я красуюсь меж цветами

               Расту в саду я не один.

Анютины глазки: Анютины глазки —

                                Нас все называют.

                                Пестреем в саду,

                               Как бабочек стая.

Астра: Как в саду красиво и светло,

           Сколько астр на клумбе расцвело.

           Набивные, махровые, пестрые,

           Любят их дети и взрослые.

Гном: Этой Белоснежке никак не угодишь! Что бы мне придумать, чтобы с ней подружиться.

Ведущий: Маленький гномик сидит у окошка,

                 Гномику видно скучно немножко,

                 К гномику ближе мы подойдем,

                 Песенку про кузнечика мы ему споем.

ПЕСНЯ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»

Гном: Долго вас, я дети ждал.

           И чуть-чуть не задремал.

           Вам пришло письмо в конверте,

           Пишет вам, лесничий, дети.

Дети: А кто это – лесничий?

Гном: Отгадайте сначала загадку:

           Чтобы сосны, липы, ели,

           Не болели, зеленели.

           Чтобы новые леса

           Поднимались в небеса,

           Их под звон и гомон птичий

           Охраняет – кто?

Дети: Лесничий!

Гном: А зовут его Лука.

Ведущий: Вот, сейчас, откроем конверт и прочитаем письмо: «Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса. Лес будет рад видеть вас у себя в гостях!»

Гном: Вот я обрадую Белоснежку! Сейчас позову ее и скажу, что пришли к нам в гости ребята! Белоснежка! Белоснежка!

(Заходит грустная Белоснежка.)

Ведущий: Что случилось милая Белоснежка!

Белоснежка: Ой, какое несчастье случилось с деревом:

                      Ветром дерево качало –

                      Ветром дерево сломало.

                      Ранка на его стволе,

                      А макушка на земле

                      Кто же дереву поможет?

Ведущий: Не расстраивайся милая Белоснежка, мы – друзья леса, дереву поможем, а как, нам расскажет Боря.

Ребенок: Немножко поднимем ствол

               И обвяжем его бинтом.

               Ствол поправился почти

               Будет дерево, расти.

Белоснежка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что делать.

Ведущий: Ой, дети, кажется, пошел дождь.

Дети читают стихи о дождике.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ.

 Веселый аттракцион «Бег под зонтиком в калошах»

Дети делятся на две команды. Каждый участник по очереди надевает калоши, открывает зонтик и бежит к дереву, обегает его, закрывает зонтик и возвращается к команде. Побеждает та команда, которая быстрее прибежит.

Ведущий: Дети, смотрите, после дождика стал заметнее лесной ручеек. Но вода в нем какая-то грязная, видимо здесь не обошлось без злого волшебства. Что же делать? Ведь грязную воду нельзя пить ни человеку, ни животным, потому что можно заболеть. Я, кажется, знаю, как его расколдовать. Давайте поиграем и игру «РУЧЕЕК», но прежде скажем волшебные слова.

                   Разливался родник ключевой,

                   Белый дождевой,

                   По чистым полям,

                   По синим морям,

                   По лесам, по болотам,

                   По зеленым колодам.

Эстафета «Пройди через ручеек»

Дети делятся на две команды. Дети перекладывают дощечки, попеременно для правой и левой ноги, передвигаясь от начала до конца, перепрыгивая с кочки на кочку.

Ведущий: Тишина – то, какая в осеннем лесу, не слышно веселого щебета птиц, потому что осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Сейчас и мы пожелаем им счастливого пути и споем для них песню «ЖУРАВУШКА».

Гном: Ребята, смотрите, смотрите, к нам идет дедушка Лука.

Ребёнок: В лесу с утра до вечера

              Дежурит дед Лука…

              Дремучий лес доверчиво

              Встречает лесника.

              А дед, с глазами меткими

              Глядит на чуткий лес.

              Живет в лесу он издавна.

              Следит за лесом пристально:

              Чтоб лес не заболел,

              Чтоб ветки были сильными,

             Чтоб корни были сытыми,

             Чтоб жук кору не ел.

             Лесными коридорами

              По тропам, по траве.

             Идет с глазами добрыми

             На праздник к детворе.

Лука: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. И главная работа лесничего – сохранить и уберечь этот дом. Очень хорошо, что у меня такие прекрасные помощники, как вы.

                   Лес – не только для вашей забавы,

                   Он – богатство нашей страны.

                   Все деревья в нем, ягоды, травы –

                   Нам на пользу, друзья взращены.

На память о лесе дарю, дети, из моей волшебной корзины чудесные подарки. Но сначала поиграйте со мной.

1. Игра «Кто быстрее соберет шишки в обруч»

Дети делятся на две команды, лесник рассыпает два вида шишек и предлагает им собрать их каждый в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.

2. «Лесная эстафета»

Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят деревья. Дети выполняют задания:

— Обежать дерево;

— Обежать дерево два раза;

— Обежать два дерева, описывая восьмерку;

— Не обегать дерево, а коснуться его рукой;

Ведущий: Спасибо, лесник Лука, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить леса.

1 ребенок: Будем лес любить, оберегать.

                   Будем взрослым в этом помогать,

                   Беречь леса, поля и реки,

                   Чтоб сохранилось все навеки!

2 ребенок: В гармонии, дружбе

                   С природой будем жить.

                   Давайте же будем

                   Природу любить!


Список использованной литературы:

1. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт.-сост. Г.А.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2006.

2. Физическая культура – дошкольникам. Глазырина Л.Д.- М: ВЛАДОС,1999.

3. Под парусом лето плывёт по Земле. Л.А.Пенькова. – М.: Линка-Пресс,2006.

4. Игровые экологические занятия с детьми. Л.П.Молодова. – Мн.: «Асар»-1886.

4

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

3. Игра на внимание «Деревья, кустарники»

Давайте ребята с вами поиграем в игру «Деревья, кустарники» (Когда ведущий говорит

слово деревья дети встают в полный рост с расставленными руками над головой ,а

когда кустарники дети присаживаются на корточки.)

Станция «Водная»(муз.зал)

Чтобы пройти эту станцию, необходимо исполнить песню о том что нужно делать чтобы

сохранить наши реки, моря и озера.

1. Песня «Кап» (муз.Л.Маграчёва)

1. Кап, кап, капает вода.

Кран вы не закрыли, как всегда

Или починить его вам лень,

Потомуто целый день.

2. Кап, кап, капает вода.

Кран вы не закрыли, как всегда

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

ПРИПЕВ:

Кап, кап, кап, кап – капает вода,

Кап, кап, кап, кап – собираясь в реки без труда.

3. Кап, кап, капает вода.

Кран вы не закрыли, как всегда

Экономь её и береги,

Мы ведь на планете не одни.

ПРИПЕВ:

Кап, кап, кап, кап – капает вода,

Кап, кап, кап, кап – собираясь в реки без труда.

2. Игра на внимание «Дождь и солнце»

По сигналу «Солнце!» все играющие бегут врассыпную по залу или по поляне. По сигналу

«Дождь!» играющие должны замереть на одной ножке, подняв вверх руки наподобие

крыши.

3. Эстафета «Переправа бобров»

Ребята, прежде чем перейти к следующему испытанию, угадайте мою загадку.

Вот построил он плотину,

Надо веточек и тину –

Строит всё без топора,

Будет домик у … .

(Бобра)

Вам нужно, пройти необычное испытание, представьте, что вы бобрята! На реке

произошло, ужасное происшествие! Кто то загрязнил речку бытовым мусором. Вам

срочно нужно добраться до своего домика, который находится посредине реки.

«Сохраним родную природу» Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов

Автор: Евграфов Виктор Васильевич учитель биологии МБОУ Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области

Цели:

  • формировать у детей представление о вреде, наносимом окружающей среде при поджоге сухостоя;

  • познакомить детей с причинами и последствиями весенних палов, правовыми нормами, ограничивающими проведение палов травянистой растительности;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия

Слайд 1.

Ведущий читает стихотворение:

Там, где плещется речушка,
Где ивы берег стерегут,
Живет красивая пичужка,
Варакушкой её зовут.
Голосистая певунья,
Со звездою на груди.
Полюбуйся и послушай,
Потом тихонько отойди.

Слайд 2.

Слушаем песню варакушки, песня прекращается по щелчку, дальше звучат слова ведущего

Ведущий: Это звуковое письмо нам прислала таинственная и прекрасная птица Варакушка. Птичка, носящая на своей груди символические цвета российской государственности – белый, синий и красный. Эдакий маленький российский знаменосец.

Слайд 3.

Ведущий: Варакушка гнездится на земле, и, поэтому, ее гнезда очень страдают от весенних травяных пожаров – палов. Традиция выжигания растительности в конце апреля — начале мая, к сожалению, имеет широкое распространение среди селян, что приводит к массовой гибели гнезд не только варакушек, но и других наземно-гнездящихся видов – чибисов, травников, уток, овсянок, жаворонков.

Поэтому в год варакушки наша задача – постараться пресечь традицию весенних палов, разъяснять их пагубность для птиц, гнездящихся на лугах и по берегам водоемов. Чтобы сохранить варакушку, которая отнюдь не чурается соседства с человеком, нужно также сохранять куртины кустарников на лугах, не уничтожать заросли кустарников по берегам водоемов и в поймах рек. И тогда не только мы, но и будущие поколения смогут наблюдать эту прелестную птицу – украшение среднерусской природы.

Беда, что многие жители искренне убеждены, что весенние палы не только не наносят природе вреда, но, наоборот, исключительно полезны. Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Слайд 4.

(Слайды 4 – 9 озвучивают ученики, изображающие Огонь, который приводит аргументы в поддержку весенних палов, и Варакушку, выступающую с контраргументами в защиту природы)

Аргумент 1 (самый общий).

После весеннего пала земля становится чище, освобождается от лишнего, и скоро дружно выходит зелёненькая травка, и вид её радует глаз.

Слайд 5.

Контраргумент 1. В естественных условиях – когда сухая трава не горит вообще или горит крайне редко – органическое вещество отмирающих растений или их частей скапливается на поверхности почвы. Там оно проходит сложный цикл превращений, частичного разложения, перемешивания с верхними слоями минеральной почвы (за счет деятельности многочисленных почвенных животных) и постепенно преобразуется в длительно-устойчивые органические соединения. Почва на протяжении тысячелетий накапливает это органическое вещество. При таких поджогах из земли быстрее вымываются минеральные вещества, и ей труднее противостоять водной и ветровой эрозии. Кроме того, эти пожары нарушают равновесие в экологических системах – при них погибают все насекомые, а также семена и почки многих видов растений (особенно однолетников). Пожар губит заросли кустарников. Это так актуально для наших мест, оглянитесь! Многие потери придут не сразу, а через несколько лет и коснутся если не нас самих, то наших детей и внуков. Какими словами они помянут предков?

Слайд 6.

Аргумент 2. Пал улучшает свойства травостоя и повышает плодородие почвы. Знатоки утверждают, что когда сгорит старая сухая трава, молодая растёт гораздо лучше. Основной довод выжигания травы состоит в том, что такое выжигание прогревает почву и обогащает ее золой от сгоревшей травы.

Слайд 7.

Контраргумент 2. На самом деле, эффект более быстрого роста травы в результате выжигания является кажущимся: сухая трава просто скрывает поначалу молодые зеленые побеги, и невыжженные участки кажутся серыми – в то время как на почерневших выжженных участках зеленая трава хорошо заметна. Почва от беглого травяного пожара прогревается совсем незначительно, но при этом находящиеся на поверхности или у самой поверхности почки и семена трав уничтожаются, так что итоговый эффект от такого «прогревания» оказывается нулевым, а иной раз и отрицательным. Что же касается удобрения почвы золой – травяной пожар не добавляет ничего нового: минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, все равно попали бы в почву при разложении сухой травы (а летом, в тепле, она разлагается очень быстро). Во время пожара улетучивается азот, значит, почвы теряют азотистые удобрения, а фосфор, калий и различные необходимые для роста растений микроэлементы быстрее вымываются дождем из золы, чем если бы отмершие растения, постепенно сгнивая, отдавали почве накопленные питательные вещества. Видовой состав травостоя при пожаре сильно обедняется: в огне сгорают семена однолетних растений и выживают только некоторые многолетние виды. А многолетние травы, лишенные семенного обновления и подвергнутые высокой температуре, постепенно становятся все более редкими и низкорослыми. Там, где прошли палы, уже не скоро появится разнотравье, так как более выносливые сорняки захватят выжженную территорию. Лишней сухой травы не бывает. Её дружно и быстро перерабатывают дождевые черви, другие почвенные беспозвоночные, превращая в ценнейшее удобрение, внося его в глубину почвы к корням растений и одновременно делая почву рыхлой, живой. Сухая прошлогодняя трава – не мусор, а бесценное питание, жилой дом, приют, условия для жизни, созданные самой природой.

Слайд 8.

Аргумент 3. Весенние палы уничтожают вредных насекомых и их личинки, наносящих вред садам и огородам.

Слайд 9.

Контраргумент 3. Избирательно вредных? Надо задуматься о том, сколько вообще жизней губят весенние пожары. Это миллионы насекомых, огромное количество зверей и птиц, которые погибают вместе с гнездами и потомством. В огне гибнут не только вредные, но и полезные насекомые, их личинки и яйца. Все меньше становится бабочек, шмелей и других насекомых, опыляющих цветы растений. Все меньше становится златоглазок, которые уничтожают тлю значительно более эффективно, чем известные всем божьи коровки. Огонь не щадит лягушек, ящериц, ежей и других мелких животных. Особый урон наносят палы гнездованиям и выводкам птиц, которые строят гнезда в кустарниках, а то и просто на земле? Для многих животных пожар – катастрофа. Он разрушает места обитания птиц и зверей – не навсегда, лишь на некоторое время, но зато оно часто приходится на критический весенний период. Почему-то думают, что в траве и листьях зимуют только вредители растений. А тогда где обитают полезные насекомые? Они все живут под защитой травы, и во время пала, особенно, когда идёт кольцевой огонь, редко кому из них удаётся убежать от огня.

Слайд 10.

Ведущий: Очень часто беспечность человека оборачивается трагедией для общества. Горят леса… Горят торфяники… Выгорают целые деревни…

Огонь бесчинствует!

А вначале была чья-то невинная шалость, чья-то небрежно брошенная спичка или, казалось бы, аккуратно сожженный весенний мусор…

На экране картины пожарищ. Ученики читают стихотворение:

1 ученик:

По весне сосед у дома мусор в кучу собирал.

Не успел закончить дело – ветер листья разогнал.

Вновь собрал он листья в кучу, привалил сухой травой,

И чтоб ветер не вмешался – спичкой чиркнул он одной.

2 ученик:

Вмиг костёр искрой забился, листья скрючились в огне.

И пока сосед трудился, пламя прыгало в костре.

Но закончил он работу, пошёл к дому отдыхать,

И костёр устал трудиться, стал тихонько погасать.

3 ученик-сосед:               

«Догорит пускай немножко и погаснет вскоре сам»,-

1  ученик:

Так решил сосед уставший и пошел в дом по делам.

Но огонь лишь притаился, ждал он только ветерка.

Ветер дунул – огонь взвился, виден стал издалека.

2 ученик:

Поползли костровы лапы по сухой траве плясать

Прямо к дому, и к забору искры стали долетать.

Хорошо шли мимо люди – затушили тот костёр.

А сосед из дома вышел – в страхе руки распростёр:

3 ученик-сосед:               

«Что ж наделал я, бедняга, мог весь дом сейчас спалить!

Нет, нельзя, видно, весною жечь траву и уходить».

1ученик:

Все запомните, ребята, мусор лучше не бросать,

А разбросанный невеждой мусор надо собирать!

2 ученик:

А вот жечь его опасно для природы и людей.

Все хором:

Лучше мусорить не стоит на планете на своей!

1 ученик:

Люди! Запомните! Огонь губит все живое! Выгорают леса, гибнут животные…

Слайд 11.

Ведущий: В весенний период палы являются основной причиной лесных пожаров.

Ученик читает стихотворение:

Лесной пожар, гонимый ветром жалит,

Уничтожая все живое на пути,

И звери в диком шоке убегают,

На шкуру получая волдыри.
Кто не успел уйти от возгоранья,
Тот погибает в пепельном дыму,
Душой своею в небо улетая,
Останки превращаются в золу…

И все бегут, поджав хвосты и гривы,

Бегут, несутся звери напролом,

Не нападают никому на спины,

Друг друга не грызут, таков закон!

В рассвете дня поближе к водопою,
Чтоб охладить горящий пыл огня
И окунуться в воду с головою:
Спасенье ради жизни – не за зря!

Слайд 12.

Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Дым»

Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес, —

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.
Лучи сквозили, трепетали тени;
Не умолкал в деревьях птичий гам;
Мелькали в чаще быстрые олени,
И ловчий рог взывал по временам.

На перекрестках, с речью и приветом,

Навстречу к нам, из полутьмы лесной,

Обвеянный каким-то чудным светом,

Знакомых лиц слетался целый рой.
Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
Нам чудились нездешние созданья,
Но близок был нам этот дивный мир.
И вот опять к таинственному лесу
Мы с прежнею любовью подошли.
Но где же он? Кто опустил завесу,
Спустил ее от неба до земли?

Что это? Призрак, чары ли какие?

Где мы? И верить ли глазам своим?

Здесь дым один, как пятая стихия,

Дым — безотрадный, бесконечный дым!
Кой-где насквозь торчат по обнаженным
Пожарищам уродливые пни,
И бегают по сучьям обожженным
С зловещим треском белые огни…

Нет, это сон! Нет, ветерок повеет

И дымный призрак унесет с собой…

И вот опять наш лес зазеленеет…

Все тот же лес, волшебный и родной.

Слайд 13.

Ведущий: Существуют нормативные акты, согласно которым виновные в весенних палах (поджогах травы) могут быть привлечены к ответственности.

Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП):

Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных.
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Уголовная ответственность устанавливается УК РФ. Уголовный кодекс не содержит статей, предусматривающих прямую уголовную ответственность за проведение палов. Тем не менее, некоторые статьи Уголовного кодекса могут быть применены и в случае проведения палов, если они привели к тяжким последствиям для охраны окружающей среды:

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Слайд 14.

Ведущий: Если бы наша планета могла говорить, она бы спросила у людей, населяющих её: «За что мне эти весенние палы?»

Сколько добра делает она для нас, землян, а мы так беспечно, халатно, безответственно относимся к ней, к нашим полям, лесам, лугам, нанося всё новые и новые раны. Ей же больно!!! Каково это жечь живое? Погибают растения, животные. Почва становится «мёртвой» на несколько лет. Если огонь подбирается близко к населённым пунктам, есть жертвы  среди людей, домашних животных. Люди лишаются крова над головой.

Люди-земляне, одумайтесь! У вас земля уходит из-под ног!!! Весенним палам – нет!!!

Слайд 15.

Песня «Давайте сохраним»

Слова Н.Старшинова Музыка В. Серебренникова

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Слайд 16.

Заключительное слово Ведущего.

Использованные ресурсы:

http://www.openclass.ru/node/222348

http://festival.1september.ru/articles/551654/

http://www.yakutskenergo.ru/news/?id=3180

http://tank3x.rc-mir.com/

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev89.html

http://venividi.ru/files/u2519/DSC_0874_hf.jpg

http://www.ljplus.ru/img4/a/y/aya_myself/nebo-swallows-kk.jpg

http://webcommunity.ru/wp-content/uploads/2008/07/1-500×332.jpg

http://www.fotosnova.ru/gallery/zveri/bird/Svetlana_P7190326.JPG

http://img.amigos.lv/img/qna/0/3/5389/ATg77BWpNNV5POSza.jpeg

ttp://rewalls.com/animals/59583-nebo-lastochka-polet.html

http://www.photosight.ru/photos/1724940/

http://www.powerpic.ru/index/lastochka/

http://www.sunhome.ru/wallpapers/59556

http://travel.aviastar.org/eesti/valgesoo/valge_5.jpg

http://vyksaneversleeps.ru/img/photos/1_b_518.jpg

http://nature-photographing.com/d/4557-4/IMG_4572.jpg

http://ryazan.3dn.ru/pozhar_1/IMG_7039.jpg

http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2010/08/r14_2451.jpg

http://moto-116.ru/article/puteshestvie_na_ug/foto_28.jpg

http://www.bankoboev.ru/

http://www.deryabino.ru/

7

«СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!»
сценарий урока природы для детей 7-10 лет

Оформление: книжная выставка «Я с книгой открываю мир природы»; картинки с изображением деревьев и животных.

       Ребята, посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает: зеленые леса, поля, горы, реки, моря, животные и птицы. Все это мы называем одним словом – Природа. Сколько же радости дарит нам окружающий мир!

Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.

       Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Все в нашем доме по имени Земля взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнет наносить ей раны, что же станет с природой?! Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас. Чтобы сохранять природу, нужно, прежде всего, ее изучать. На каких уроках в школе открывается нам мир природы? (Дети отвечают: «Окружающий мир», «Биология», «Экология».)
       Ребята, а знаете ли вы, что относится к живой и неживой природе? (Ответы детей: «Человек, растения, животные, грибы – живая природа; солнце, воздух, вода, почва – неживая природа»).
     Трудно представить себе нашу Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он помогает сохранять в почве влагу; в нем растут грибы и ягоды, живут звери и птицы. Листья деревьев и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

       А сейчас мы с вами поиграем в игру «Можно-нельзя»:

  • • Ломать деревья и ветки. (Нельзя)
  • • Сажать больше деревьев. (Можно)
  • • Ходить только по тропинкам. (Можно)
  • • Оставлять мусор в лесу. (Нельзя)
  • • Собрать мусор в яму и закопать. (Можно)
  • • Разжигать костры в лесу. (Нельзя)
  • • Беречь лес от пожара. (Можно)
  • • Шуметь в лесу. (Нельзя)
  • • Развешивать кормушки для птиц. (Можно)

       Животные играют огромную роль в жизни людей. И не только потому, что они дают человеку продукты питания и одежду, но еще и потому, что многие из них красивы и привлекательны. Ребята, а как вы считаете, все ли животные нужны в природе? Комары и мухи нас кусают, змеи, жабы и лягушки – пугают. Может, их просто нужно уничтожить? (Дети отвечают: «Нет, они все нужны!»)
       Правильно, в природе все взаимосвязано, каждый из них по-своему полезен.

Все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Да если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!

       Предлагаю вам найти ошибку в загадках и исправить ее:

В чаще, голову задрав,
Воет с голоду жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха
Несется черепаха. (Заяц)

       Вырубая леса и загрязняя воду в водоемах, люди невольно губят многих диких животных. Из-за неосторожной хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты на животных, многие виды навсегда исчезли, другие стали редкими. Их занесли в Красную книгу. Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? Красный цвет – сигнал тревоги, запрета. Красная книга – это книга об исчезающих животных и растениях. Все растения и всех животных, которые в нее занесены, необходимо защищать. Для этого создаются заповедники, строго охраняемые государством. А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ на следующие вопросы.

Игра «Выбери правильный ответ»:

  • • Почему нельзя загрязнять воду? А) В такой воде погибают живые организмы. Б) Будет некрасивый цвет воды.
  • • Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа? А) Да, например, комар. Б) Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.
  • • Какие растения занесены в Красную книгу? А) Самые красивые. Б) Те растения, которых на Земле осталось очень мало.

       Вы, конечно, хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут: в реки и ручьи бросают мусор и бутылки, в моря и океаны стекаются тонны нефти и топлива. Бесценный дар – чистую воду надо беречь и разумно расходовать, чтобы на Земле всегда была голубая и чистая вода!

       Предлагаю вашему вниманию еще одну игру, которая называется «Передай капельку»(Дети передают друг другу по кругу шарик, наполненный водой.) Молодцы, ребята, мы все убедились, что вы бережно относитесь к воде.

     Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, художников и композиторов. Многие стихи, рассказы, картины и музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Они учат нас тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья и животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.
   «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова писателя Константина Георгиевича Паустовского, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через все его произведения, написанные для детей.
     Виталий Валентинович Бианки побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Обо всем, что увидел и узнал, он решил рассказать девчонкам и мальчишкам в своих замечательных произведениях.
    Николай Иванович Сладков очень любил родную русскую природу. Однажды он сказал: «Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие».
       А сейчас я хочу рассказать еще об одном писателе-натуралисте. Это Евгений Иванович Чарушин. В детстве вместе с отцом Женя часто ездил по родной Кировской области. В этих поездках он мог любоваться восходом и заходом солнца, наблюдать, как засыпает и просыпается лес, слушать пение птиц и голоса зверей. Именно благодаря этим ярким впечатлениям Евгений Иванович Чарушин и стал писателем и художником.
    Молодцы, ребята! Я вижу, что слушали вы меня очень внимательно и поэтому узнали для себя много нового. Давайте будем следовать совету писателя Евгения Ивановича Чарушина: читать интересные книги, изучать животных и охранять природу. До новых встреч!

Использованные Интернет-ресурсы: 

  1. Ногина В.А. Сценарий экологического мероприятия «Лес – наш друг» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shkola-1.ucoz.net/publ/vospitatelnaja_rabota/scenarij_ehkologicheskogo_meroprijatija_quot_les_nash_drug_quot/2-1-0-139 (18.04.2019)
  1. Сценарий экологического вечера «Сохраним природу вместе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gri-shkola.ucoz.ru/2016-2017/scenarij_ehkologicheskogo_vechera.pdf (17.04.2019)
  1. Сценарий внеклассного мероприятия «Сохраним планету чистой» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://blogs.masterclassy.ru/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-sohranim-planetu-chistoy.html (17.04.2019)
  1. Сценарий экологического часа: «Береги природу» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/462/15492.php (17.04.2019)

Составитель: зав. Детской библиотекой им. А. Гайдара библиотекой И.В. Иванова

Цель:

  • обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся;
  • воспитать в школьниках бережность к растительным ресурсам,

обучение грамотному использованию бумаги, твердых бытовых отходов.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
  • продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • расширить представление детей об экологических законах;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;
  • ознакомить учащихся, где можно использовать вторсырье.

Ход мероприятия:

Организационный момент

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Плакат: «Земля у нас только одна»

Актуализация опорных знаний.

Учитель

Тема нашего мероприятия – «Береги свою планету, ведь другой на свете нет!». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Ученик

Природа не признает шуток.

Она всегда правдива,

Всегда серьезна.

Она строга.

Она всегда права.

Ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Учитель

Если вас вдруг остановит пронзительная синева и сердце замрет, как бывало от удивления и восторга. Если, как осенние листья, осыпятся с души мелкие тревоги, вся суета сует и душа наполнится светом и тишиной…Если вдруг оцепенеет уже готовое прозвучать слово, и вы ощутите, что в вашу жизнь вошло обыкновенное земное чудо, и вы почувствуете, что вы часть природы…

Играет музыка. Звучит песня «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского)

Выглянуло солнышко

Блещет на лугу…

Я навстречу солнышку

По траве бегу.

И ромашки белые

Рву я налету.

Я веночек сделаю –

Солнышко вплету.

Ученик: Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Под музыку выходит группа учащихся, и читают стихи:

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

III. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами.

— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе все находится в равновесии, все связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

— А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Учитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Ученик. Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Ученик. Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Ученик. Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Ученик. Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Учитель. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Ученик. 1918 год. Страну терзали голод, разруха. И именно в это грозное время, спустя всего полгода после победы Октября, в Москве открыла двери Станция юных любителей природы. Сюда пришли школьники, подростки, рабочая молодежь – те, кто любил природу и хотел поближе ее узнать, изучить. Их было семнадцать.

Ученик. 15 июня 1918 год первый день работы станции. Он и положил начало отсчета юннатского движения в нашей стране. «Ближе к природе» — таков был лозунг юннатов.

Ученик. Июнь 1924 год. В зоологическом музеи МГУ юные натуралисты собрались на свой первый Всесоюзный слет. По – иному и зазвучал лозунг «Ближе к природе и к жизни».

С тех пор в стране стал проводиться – День леса, а позднее и другой праздник День птиц. Вскоре эти праздники стали традиционными.

Учитель. С тех пор прошло уже много лет, но по — прежнему есть люди, которые любят и защищают природу.

Выступает группа учащихся:

Раньше мы с тобой не знали

Экологию, мой друг,

Теперь в школе изучаем –

Стало ясно все вокруг.

По дороге мимо школы

Машины мчат, не удержать.

Выхлопные газы всюду,

Воздухом нельзя дышать.

Кто очистит наши реки?

Кто тот добрый человек?

Неужели же на веки

Мы оставим страшный след?

4. Неужели наши дети

Будут из-за нас страдать?

Так же будет вся планета

Потихоньку умирать.

Экология важна

Людям всем она нужна.

Правильно беречь природу

К счастью, снова входит в моду!

Ежегодно на нашей планете два особых календарных праздника: День Земли и День Окружающей среды. Это не очередные «красные даты», которые обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание о проблемах охраны природы.

Учащиеся читают стихи:

1. На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

2. По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

3. Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

4. Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

5. «Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

6. Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом!

V. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения).

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Все вместе:

Люди мира, на минуту встаньте! /Фонограмма голосов леса./

Слушайте, слушайте лесные голоса!

Звери просят помощи – не троньте –

Родины леса! Стройные леса!

Вы их сберегите от порубки.

Учащихся исполняет песню на мотив «Ничего на свете лучше нету…»

Ничего на свете лучше нету

Чем беречь, друзья свою планету

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы свое призванье не забудем

Сохраним мы воду чистой людям.

Сбережем мы воздух, лес и реки,

Чтоб природу сохранить на веки.

Ученица. Экологический отряд нашей школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашего города, кто хочет, чтобы он был чистым и зеленым. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.

Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.

VII. Итог.

Учитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.

Гимн Природе. Мелодия песни «Солнечный круг»

Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель:

— Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурны.

Патрина М.С.,классный руководитель 7″Б» класса

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий давай поженимся дед мороз
  • Сценарий грамотный потребитель
  • Сценарий да святится имя твое
  • Сценарий гражданской панихиды ветерана вов
  • Сценарий гусарской баллады кто написал