Сценарий дебатов инклюзивное образование миф или реальность

В докладе представлены понятия инклюзивного образования. Барьеры, которые мешают полному внедрению этого обравнивания. Мифы, существующие об

26.10.2014

Инклюзивное образование: миф или реальность?

Шелбогашева Елена Викторовна

учитель английского языка

В докладе представлены понятия инклюзивного образования. Барьеры, которые мешают полному внедрению этого обравнивания. Мифы, существующие об инклюзивном образовании. И задачи, которые нужно решать.

Оценить




2753

Содержимое разработки

Инклюзивное образование: миф или реальность?

1. Обоснование темы

2 слайд Цель: показать и доказать, что инклюзивное образование – это реальность и необходимость времени.

Задачи: 1) понять, что такое инклюзия

2) выяснит каких детей мы подразумеваем, говоря об инклюзивном образовании

4) доказать, что инклюзивное образование- реально

5) обозначить барьеры мешающие реализации инклюзивного образования

6) определить важные составляющие, которые помогут реализовать инклюзию

реклама

3 слайд Согласно новому Федеральному закону № 273 –ФЗ «Об образовании» с 1 сентября 2013г. школы должны перейти на инклюзивное обучение. Однако многие до сих пор не уверенны и считают это мифом.

Чтобы более глубже разобраться в теме я изучила несколько определений понятия инклюзия.

Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но надо заметить, что инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Стоит заострить внимание, что Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня  развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.

Инклюзия — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. 
Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность — это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!»

Таким образом, Инклюзия выступает попыткой придать всем учащимся, которые обладают ограниченными возможностями здоровья, уверенность в собственных силах, мотивировать их без страха учиться в школе вместе с друзьями и соседями. 

4 слайд На сегодняшний день есть некоторое количество барьеров, которые мешают полностью реализовывать инклюзивное образование.

Отсутствие гибких образовательных стандартов.

Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Однако одной из основных проблем является определение той группы детей, которая имеет особые потребности. Чаще всего, к такой группе относят детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития. В то же время одаренные дети также имеют свои особые образовательные потребности. Кроме того, следует учитывать, что даже дети, которые входят в группу нормы, могут иметь серьезные неврологические или соматические диагнозы. В результате получается, что детей с различными образовательными потребностями очень много, поэтому инклюзивная школа, в которой создается единое для всех образовательное пространство, в настоящее время является уже необходимостью в нашей жизни.

В связи с этим основная задача, которую необходимо решить — это как включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование.

Слайд5

1-й миф: Инклюзия – это красивое название системы, при которой все ученики свалены «в одну кучу»

Инклюзия –предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой.

2-й миф: Инклюзивное образование, что все ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в какой-то поддержке, не будут этого получать в должной мере.

Это не так. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом какие-то группы учеников не отделены от других. Дети получают знания во многих местах и разными путями. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа – вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

3-й миф: Инклюзия означает, что все ученики должны проводить все учебное время в классе.

Это тоже не так. Практика инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания, во многих местах, и традиционный класс – только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в небольшой группе, а иногда – даже наедине с учителем.

4-й миф: Дети-инвалиды в классе – это изгои. Над ними издеваются одноклассники.

Это не верно. Между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них.

5-й миф: Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или эти дети не будут учиться, на них будут жаловаться.

Учителя используют учебный план как инструмент, с помощью которого они учат своих учеников вещам, которые пригодятся им в жизни. Некоторые дети усваивают материал медленнее остальных. Поскольку учителя отдают себе отчет в том, что все ученики не могут в полной мере и одновременно усвоить все компоненты программы, они пытаются учитывать индивидуальные особенности учеников, чтобы материал был понят в наиболее полной мере. Инвалидность – это одна из возможных особенностей, и, вопрос о том, как учить именно таких детей, на самом деле, не вопрос. Педагог оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе, с учениками-инвалидами. И если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, даже нежелающего учиться, риск того, что на него будут жаловаться, минимален.

Слайд 6

6-й миф: Обычные ученики будут отвлекаться в то время, как учитель будет заниматься с учениками-инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.

Все ученики разные – по национальной, классовой принадлежности, выходцы из разной культурной среды и пр., а также отличаются по своим способностям. Это разнообразие вынуждает педагогов искать индивидуальный подход к ученикам. В инклюзивном классе к детям без инвалидности, так же, как к детям-инвалидам, будет применяться индивидуальный подход.

7-й миф: Когда ученики с инвалидностью находятся в классе со всеми, уровень преподаваемых знаний снижается, чтобы приспособиться к способностям инвалидов.

При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, истории, для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то – целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то – сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но достичь этого соответствия можно разными способами и в разной степени.

8-й миф: Ученики с инвалидностью должны общаться с другими детьми с такой же или похожей инвалидностью. В общем классе им не будет хватать этого общения.

Не надо думать, что инвалидность – это признак, который делает людей похожими и именно тот самый принцип, по которому следует дружить. Мы уверены, что все люди – как с инвалидностью, так и без инвалидности – имеют самый разный характер, интересы и предпочтения. Конечно, инвалидность – фактор, который сближает людей, которые ее имеют, но это совсем не обязательно основа для дружеских отношений. Важно, чтобы ученики с инвалидностью могли сами выбрать, с кем им дружить – и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, у кого ее нет. А в инклюзивном классе такая возможность как раз есть.

9-й миф: Инклюзивные школы – хорошая идея, но ее невозможно воплотить. Для учителей и директоров школ это слишком сложно.

Конечно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Самое трудное – это большой класс, отсутствие поддержки, ограниченные ресурсы. Тут важно не перепутать причину: хорошей школе нужны ресурсы, возможности и талантливые учителя. Учителя обычно хорошо справляются с обучением разных учеников, если имеют поддержку, какие-то дополнительные приспособления и время.

10-й миф: Инклюзия – это слишком дорого и стоит дороже традиционного специального образования.

В США, где существует и специальная, и инклюзивная система обучения, неоднократно проводился анализ их стоимости. Он показал, что затраты на инклюзивное обучение ниже. А в таких статьях, как транспорт, – значительно ниже, поскольку дети с инвалидностью посещают школу по соседству.

Слайд 7,8

Важные составляющие инклюзии:

• Всесторонне планировать инклюзию

• В процесс создания инклюзивной школы включать и учителя и администрацию школы

Наличие в школе тьютеров

• Включать родителей

Вовлеченность родителей (настроить ребёнка)

• Сформировать понимание инвалидности у работников школы и учеников

нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников : дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.

постоянно, каждый день, так  или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.

Архитектурная доступность сл9

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/69528-inkljuzivnoe-obrazovanie-mif-ili-realnost

Также вас может заинтересовать

  • Педагогическая мастерская по теме «Возможности применения ПО Windows для построения и исследования графиков функций»
  • О методе практических упражнений, используемых для формирования читательской компетенции
  • Работа в парах на уроках русского языка и литературы
  • Инновационные подходы к преподаванию русского языка
  • Технология индивидуализации обучения, как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения» Сценарий проведения

Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных

учреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностями

здоровья.

Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и

реализации инклюзивного образования в современном образовательном

учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания

безбарьерной образовательной среды инклюзивной школы.

Предварительная работа: изучение теоретических материалов по

проблеме инклюзивного образования.

Время работы: 2-2,5 часа.

Критерии оценивания:

— соблюдение регламента игры на всех этапах;

— содержание идей, предложений, инноваций;

— наиболее яркое выступление (практическое задание);

— умение вести дискуссию отвечать на вопросы.

Методы активного обучения:

— неимитационные (дискуссия);

— игровые методы (игровое проектирование);

— неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);

— решение ситуативных задач, мозговой штурм.

Правила игры:

1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.

2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,

сбивать с мысли, задавать вопросы).

3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам

неверной.

4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.

5. Педагоги делятся на три команды.

В то же время в содержании деловой игры прослеживаются элементы

тренинга.

Сценарный ход проведения деловой игры

Вступление ведущего.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику

современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается

моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к

образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно

создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом

командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В

такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и

ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип

инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей

учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать

такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и

наиболее включающей.

Этот принцип означает, что:

1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную

жизнь школы по месту жительства;

2) задача инклюзивной школы — построить систему, удовлетворяющую

потребности каждого;

3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью,

обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными,

ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот

процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.

Сегодня Вам предлагается принять участие в деловой игре, позволяющей

рассмотреть проблему реализации инклюзивного образования с разных точек

зрения для того, чтобы иметь полное представление о возможных проблемах и

способах их решения на практике.

Ведущий.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская пословица

Ведущий. Предлагает участникам игры разделиться на три команды

(деление участников на три группы (игровая жеребьевка), придумывание

названия).

Ведущий. Я предлагаю первое игровое задание

Разминка

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово

“инклюзия”?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

и — индивидуальность…

н — новизна…

к — комплексный подход…

л — личность…

ю — юридическая грамотность….

з — законность…

и — индивидуальная программа развития ребенка…

я — Я-Концепция.

Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но

каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно

поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке,

называемой «Я», пытаемся понять «Какую роль я могла бы сыграть в инклюзивном образовании», «Кем я вижу себя в инклюзивном образовании»

1 этап

Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать

на листе ватмана представление о себе; о своей роли для сотрудничества между

педагогами и родителями; возможно использование различных символов, схем,

знаков и др.

После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем

присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для

комментария своего рисунка. Рисунок оценивают и остальные группы:

рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем

не согласны….).

2 этап

Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее

обсуждение (5 мин), по окончании которого необходимо озвучить свой вариант

разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению

предложенного варианта. Четвертая ситуация предлагается для решения всеми

группами.

Педагогические ситуации

1-я ситуация

В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако,

выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно

с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?

2-я ситуация

Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между

нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-

инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу

проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?

3-я ситуация

Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного

мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки,

сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от

участия в нем своего ребенка. Что должен предпринять педагог, чтобы

разрешить опасения матери?

4-я ситуация

Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с

ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-

инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический

коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту.

Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в

сложившейся ситуации?

3 этап

Ведущий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут

реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя

начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования,

обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися

детьми, так и особых образовательных потребностей.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общей

образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и

педагогов общего образования перед рядом, неразрешимыми пока еще

проблемами: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать

формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки

для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать

предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и,

наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-

развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов.

Каждой команде предлагается заполнить таблицу: «Преимущества

инклюзивного образования»:

Преимущества инклюзии

Для детей с ограниченными

возможностями здоровья

Для обычных учеников

Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

— Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных

школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе

целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с

особенностями находится в естественной пропорции по отношению к

остальным ученикам в целом.

— В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки

коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем,

что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального

взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в

качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции,

свойственной этому возрасту.

— В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение

навыков и академических достижений. В некоторых исследованиях делается

предположение, что образовательные программы для детей-инвалидов в

инклюзивных школах имеют в целом более высокий стандарт, чем в

сегрегационных образовательных учреждениях (специальных школах), и дети в

таких школах тратят больше времени на решение академических задач, и,

соответственно, имеют более высокие академические результаты.

— Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за

счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети

«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над

заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что

у них с детьми-инвалидами много общего.

— В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без

особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено,

что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со

своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в

тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места

жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со

своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют

ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Преимущества инклюзии для обычных учеников

Дети без особенностей развития, или обычные ученики, также получают

преимущества при инклюзивном образовании.

— Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с

особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или

представляющим опасность для их успешного обучения.

— Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в

классе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в

одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям

с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель

затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были

«причиной» непродуктивной траты времени на уроке. Причинами потери

времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства,

переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей

без инвалидности.

— Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном

подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и

совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым

детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии

образования; например, использование информационных технологий очень

часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети

получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все

остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в

то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с

инвалидностью.

— Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в

инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при

таком обучении. В одном исследовании приводятся такие аргументы в пользу

этого утверждения, что деньги, полученные из «специальных программ», могут

быть использованы как для поддержки обучения не только детей с

инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть

использованы различными способами, например, для организации внеклассной

активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса

дополнительными техническими средствами обучения, которые могут

использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.

— Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей

будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.

Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно

для обеспечения сопровождения особых детей, привлечения специальных

педагогов и парапомогающих специалистов. И в том, и в другом случае,

присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества

для всех учеников класса.

— Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение

своих сверстников получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения

академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое

формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального знания и

поведения. Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с

использованием этого метода, показывали лучшее владение академическими

навыками в определённой области, нежели их сверстники, не участвующие в

таком тьюторстве.

— Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в

инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или

жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них

контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в

инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-

инвалидами.

— В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих

одноклассников с инвалидностью.

Этап 4

Ведущий. Профессионализм педагога складывается еще из системы

профессиональных знаний. Поэтому следующим игровым заданием будет

разгадывание кроссворда.

Задание «Разгадай кроссворд». Каждая группа получает конверты с

педагогическими кроссвордами, в которых зашифрованы слова, определяющие

знания педагога в области инклюзивного образования.

По вертикали:

1. . Общий способ получения опережающей информации об изучаемом

объекте или процессе (Диагностика).

2. Болезненное отклонение от нормального состояния или процесса

развития (Патология).

3. Функциональные последствия нарушений или изменений в работе

человеческого организма (Инвалидность).

По горизонтали:

1 Персональный путь реализации личностного потенциала каждого

ученика в образовании (Маршрут)

2. Персональный сопровождающий ученика с особенностями развития в

инклюзивной школе (Тьютор).

3. Полное включение детей с разными возможностями во все позитивные

аспекты школьной жизни, которые доступны обычным детям

(Инклюзия).

Рефлексия

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать

свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Ведущий: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел

доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам

думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,

подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

— любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

— умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

— уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и

культуру каждого народа;

— доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё

и чужое мнение;

— готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.__

Кроссворд

3

2

1

1

2

Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

 «НОРИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»

Специальность
44.02.01 «Дошкольное образование»

Круглый
стол для родителей

По
дисциплине:
Теоретические и методические основы
взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками
образовательной организации

Тема: «Инклюзивное образование: «за» и «против»»

           
Выполнила:

           
Баранова Е.А.

Норильск,
2019

Круглый стол для родителей

Инклюзивное образование: «за» и «против»

Цели: изучение
организации инклюзивного образования, анализ мнения «за и против» по отношению
к инклюзивному обучению.

Повышение
родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования «особых»
детей, способствование формированию толерантных установок к детям с ОВЗ, через
опыт эмоционального проживания.

Задачи:

Познакомить родителей с основными
принципами реализации инклюзивного образования;

Способствовать повышению сензитивности
к детям с ОВЗ, развитию способности сопереживать, оказывать поддержку детям с
ОВЗ.

— Сравнить все положительные и
отрицательные стороны инклюзивного образования.

Участники: родители,
специалисты, заведующий ДОУ.

Примерное время:
40-45 минут.

Материалы и оборудование:
экран – проектор для показа видеоролика. Бумага, ручки,
боксерские
перчатки, ножницы, маркеры или фломастеры. Повязка на глаза, детская азбука
(буквы), беруши и стереонаушники.

Предварительная работа: оформление информационного стенда
с материалами о принципах инклюзивного образования. Создание видеоролика.
Подбор материала по теме, подбор вопросов для анкетирования.

Вступительное слово.

Ведущий: Добрый день, уважаемые
участники «Круглого стола»!
Мы рады, что вы проявили
интерес к теме посвященной инклюзивному образованию.
Степень
зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения
– это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. В
настоящее время, как никогда остро встала проблема социализации детей с ОВЗ
(ограниченные возможности здоровья), расширения области их жизненной
компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования.
Многие из них, конечно, посещают специальные школы учреждения, где хорошо
разработана и налажена методика обучения и воспитания, но подлинное
образование и эффективная социализация ребенка возможны только в контексте
реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей. Зачастую дети с
ОВЗ оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности
развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который
проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по
соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от
других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не
столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих
способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а
в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования
(создание условий для детей с ОВЗ, адаптация образовательной среды под
психофизические возможности ребенка).

Когда мы говорим об
инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть
любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные
способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.

Инклюзивное образование –
процесс сложный, многогранный и он возможен только тогда, когда в нем
взаимодействуют все участники образовательного процесса: это педагоги,
психологи, дефектологи, логопеды, врачи, администрация образовательного
учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда
остается ребенок. А сейчас предлагаю вашему вниманию видеоролик: «инклюзивное
образование: за или против?» (просмотр видеоролика).

Практическая часть.
Ведущий: а каков ваш взгляд на инклюзивное образование? Для того чтобы ответить
на этот вопрос и взвесить все «за» и «против», предлагаю вам небольшое
упражнение.

«Инклюзивное образование – это…».

Процедура проведения:
каждый участник должен не менее 5 раз записать окончание предложения
«Инклюзивное образование – это…». Затем участники по очереди высказываются,
комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы группы.

Далее участники делятся
на 2 подгруппы: одна представляет преимущества инклюзивного образования «за», а
другая – «против».

Важно, чтобы участники
называли, как положительные стороны инклюзии, так и проблемы (таким образом,
формируется адекватная, критически обоснованная позиция). В заключении
ведущий
организует обсуждение, конструктивную дискуссию по обозначенным выше вопросам.

Практический (опыт эмоционального
проживания ситуаций).

Чтобы понять какие
чувства испытывает человек (ребенок) «не такой, как все» — надо его
чувствовать, сопереживать ему, проявить эмпатию, буквально «пропустить» его
проблемы через себя. Для этого хочу предложить вам небольшую игру.

Игра «встань на мое
место»

Процедура проведения:
ведущий предлагает родителям принять участие в игре под названием «встань
на мое место». Для участия в игре вызываются добровольцы, те, кто желает
принять участие в игре.

1. Вызывается один участник, надевает
боксерские перчатки и пробует что — нибудь нарисовать или написать на бумаге.

2. Второй участник должен вырезать квадрат
из бумаги одной рукой. Вторая рука находится за спиной и ее использовать
нельзя.

3. Третий участник с завязанными глазами
пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Четвертый участник с заткнутыми ушами
пытается понять, о чем его просят.

После выполнения упражнения ведущий
организует обсуждение в общем кругу. Каждый участник дает обратную связь по
своему опыту, отвечая на вопросы:

·                    
Какие
чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

·                    
Что
было самым трудным при выполнении упражнения?

·                    
Что
помогало выполнять данное упражнение?

·                    
Что
вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

Теперь давайте вернемся к
тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были озвучены.
Многие из родителей боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот
счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как
особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если
и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним
общаться, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут
возникнуть конфликты, однако мы – взрослые этих конфликтов не боимся. Ведь
именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

Например, история из жизни:
в одном учебном учреждении появился ребенок с ОВЗ и все-все вокруг: учителя,
дети — постоянно кружатся около этого ребенка. И у некоторых «обычных детей»
это может вызывать негативные эмоции — ревность, обиды. Чем же закончилась наша
история? Негативные эмоции, ревность по отношению к ребенку с ОВЗ сменились на
качества, которые раньше в обучающихся не замечали. Они стали более
внимательными, терпимыми. Изменился и сам процесс воспитания и обучения в
классе, стал, более индивидуальным, дифференцированным для всех детей.
Постепенно «включились» и родители, и это стало общим делом.

Несомненными плюсами
инклюзивного образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми
друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей
терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство
взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность,
уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в
трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте
другого — содействует развитию толерантности.   

Уважаемые родители! Теперь,
когда вы многое услышали об инклюзивном образовании, приняли участие в
обсуждении по данному вопросу, вы можете принять решение: «за» или «против»
инклюзивного образования.

        
Когда вы узнали больше об инклюзивном образовании сомнений, я надеюсь,
стало меньше. Огромное вам спасибо за проявленный интерес и активную работу.

Анкетирование участников.
Получение обратной связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мифы об инклюзивных школах

Материалы Национального института по развитию городского образования (США)

http://www.inclusiveschools.org , перевод О. Дроздовой

1-й миф: Инклюзия – это красивое название системы, при которой все ученики свалены «в одну кучу»

Мы убеждены в том, что инклюзия – это не просто проект «из доброй воли». Инклюзия – это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой.

2-й миф: Инклюзивное образование, что все ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в какой-то поддержке, не будут этого получать в должной мере.

Это не так. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом какие-то группы учеников не отделены от других. Дети получают знания во многих местах и разными путями. Инклюзивные школы – очень гибкие в этом смысле, так как позволяют учителям и ученикам получать доступ к необходимой поддержке и услугам, тогда и там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа – вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

3-й миф: Инклюзия означает, что все ученики должны проводить все учебное время в классе.

Это тоже не так. Практика инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания, во многих местах, и традиционный класс – только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в небольшой группе, а иногда – даже наедине с учителем.

4-й миф: Дети-инвалиды в классе – это изгои. Над ними издеваются одноклассники.

Исследования показывают, что, наоборот, между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. Инклюзивный класс – это место, где студенты с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Конечно, дети и подростки дразнят – даже жестоко и обидно – это обычное дело в их среде. Но в инклюзивных классах ученики с инвалидностью получают свою порцию насмешек не больше и не меньше всех остальных.

5-й миф: Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или эти дети не будут учиться, на них будут жаловаться.

Учителя используют учебный план как инструмент, с помощью которого они учат своих учеников вещам, которые пригодятся им в жизни. Некоторые дети усваивают материал медленнее остальных. Поскольку учителя отдают себе отчет в том, что все ученики не могут в полной мере и одновременно усвоить все компоненты программы, они пытаются учитывать индивидуальные особенности учеников, чтобы материал был понят в наиболее полной мере. Инвалидность – это одна из возможных особенностей, и, вопрос о том, как учить именно таких детей, на самом деле, не вопрос. Педагог оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе, с учениками-инвалидами. И если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, даже нежелающего учиться, риск того, что на него будут жаловаться, минимален.

6-й миф: Обычные ученики будут отвлекаться в то время, как учитель будет заниматься с учениками-инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.

Любой учитель скажет вам, что в его классе все ученики разные – по национальной, классовой принадлежности, выходцы из разной культурной среды и пр., а также отличаются по своим способностям. Это разнообразие вынуждает педагогов искать индивидуальный подход к ученикам. В инклюзивном классе к детям без инвалидности, так же, как к детям-инвалидам, будет применяться индивидуальный подход.

При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:

– Сотрудничество учителей: ни один педагог не может хорошо учить всех своих учеников, если не будет получать помощь и советы коллег.

– Приспособление программ под индивидуальные нужды учеников. Учителя используют разные подходы для обучения детей с разными способностями, потребностями, предпочтениями.

– Педагог должен убедиться, что все ученики имеют доступ к информации, знаниям и навыкам.

– Педагог должен верить в успехи своих учеников. Для всех учеников, независимо от их особенностей, должны быть высокие ожидания.

7-й миф: Когда ученики с инвалидностью находятся в классе со всеми, уровень преподаваемых знаний снижается, чтобы приспособиться к способностям инвалидов.

При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, истории, для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то – целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то – сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но достичь этого соответствия можно разными способами и в разной степени.

8-й миф: Ученики с инвалидностью должны общаться с другими детьми с такой же или похожей инвалидностью. В общем классе им не будет хватать этого общения.

Не надо думать, что инвалидность – это признак, который делает людей похожими и именно тот самый принцип, по которому следует дружить. Мы уверены, что все люди – как с инвалидностью, так и без инвалидности – имеют самый разный характер, интересы и предпочтения. Конечно, инвалидность – фактор, который сближает людей, которые ее имеют, но это совсем не обязательно основа для дружеских отношений. Важно, чтобы ученики с инвалидностью могли сами выбрать, с кем им дружить – и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, у кого ее нет. А в инклюзивном классе такая возможность как раз есть.

9-й миф: Инклюзивные школы – хорошая идея, но ее невозможно воплотить. Для учителей и директоров школ это слишком сложно.

Конечно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Но в этом самое трудное, по словам учителей, – не сам процесс обучения или сами ученики. Самое трудное – это большой класс, отсутствие поддержки, ограниченные ресурсы. Тут важно не перепутать причину: хорошей школе нужны ресурсы, возможности и талантливые учителя. Учителя обычно хорошо справляются с обучением разных учеников, если имеют поддержку, какие-то дополнительные приспособления и время. Мы думаем, что большинство учителей, особенно если они подготовлены к обучению разных детей, имеют необходимые знания и навыки для обучения детей с инвалидностью и другими особенностями.

10-й миф: Инклюзия – это слишком дорого и стоит дороже традиционного специального образования.

В США, где существует и специальная, и инклюзивная система обучения, неоднократно проводился анализ их стоимости. Он показал, что затраты на инклюзивное обучение ниже. А в таких статьях, как транспорт, – значительно ниже, поскольку дети с инвалидностью посещают школу по соседству.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Однако на деле данные постулаты не всегда реализуются. Зачастую родители не хотят отдавать своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья в закрытое учреждение интернатного типа и воспитывают его в семье, пытаются устроить в общеобразовательную школу и детский садик, но в большинстве случаев встречают отказ в приеме ребенка -инвалида.

В настоящее время в Тверской области для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционируют компенсирующие группы, осуществляющие коррекцию нарушений речи, зрения, слуха, интеллекта, но их крайне мало. И расположены эти группы в основном в Твери, что вынуждает родителей из других городов и районов Тверской области покидать родные места и перебираться в Тверь ради образования и социализации своего ребенка. Для детей с другими заболеваниями – нарушениями опорно-двигательного аппарата, отклонениями нервно-психического профиля – дошкольная образовательная среда практически отсутствует.

В данной ситуации особенных детей направляют в различные реабилитационные центры. Но они относятся к сфере социальной защиты населения и предоставляют социальные, реабилитационные, а не образовательные услуги и не могут подменять собой право ребенка на получение дошкольного образования.

Кроме того, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не содержат нормативов распределения детей по разным видам дошкольных учреждений, а термин «реабилитационный центр» здесь вообще не используется. Указанный документ предусматривает создание групп компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в том числе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами, а также групп комбинированной направленности – для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, должна функционировать такая форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии могли бы обучаться по соответствующим их нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.

Кроме того, согласно п. 4. ст. 79 Закона образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Поэтому навязывание законному представителю ребенка с ОВЗ безальтернативного коррекционного образования не имеет законных оснований.

Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений), интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования.

Однако необходимо отметить, что прохождение ПМПК не является обязательным условием для зачисления ребенка в любое образовательное учреждение. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и не может служить основанием для приема или отказа в приеме на обучение на любой ступени образовательного процесса.

Таким образом, Закон гарантирует всем независимо от особенностей развития и здоровья равный доступ к образованию. Это дает право родителю – именно родителю, а не комиссиям, принимать решение о том, где и по какой программе будет обучаться его ребенок. А учредители и руководство учебного заведения, видя заявление родителя особого ребенка, обязаны его принять, создать для него все необходимые условия.

Полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях возложены на муниципальные органы власти, что включает создание необходимых условий для обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день героев отечества концерт
  • Сценарий дембельского праздника
  • Сценарий день молодежи на площади
  • Сценарий двум женщинам на юбилей 50 лет
  • Сценарий день георгиевского креста