Сценарий декабрьские события 1986 года

Данное мероприятие патриотическое. в нем раскрыт патриотизм народа Казхастана.

Тема: Декабрьские события 1986года

Цели и задачи: Дать сведения ребятам о выдающихся личностях, борцах

за независимость, воспитывать патриотизм и любовь к Родине

Оборудование: телевизор, слайды, фотографии

Ход

Каиырлы кун, достар!

Добрый день, дорогие друзья!

На каком бы языке мы с вами не говорили, мы единая семья, живущая в великой свободной стране. Великая мечта нашего народа о независимости стала реальностью.

Сегодня независимость Казахстана дает каждому казахстанцу свободно определять собственную судьбу. Мы по праву гордимся политической стабильностью, гражданским согласием.

Впереди большие задачи, и поэтому, каждому из нас нужны инициатива и знания, воля и порядок, терпения и ответственность.

А сейчас я бы хотела прочитать стихотворение Ш. Б. Канжигалиева.

За свой народ я вправе постоять,

За боль души и мыслей выраженье!

Но тяжек путь! Стремления убиты!

И нет пути назад, так стоит ли идти?

Когда струей воды сбивают,

И собирают в кучу, как дрова,

Как мусор грязный подбирают,

В надежде замести следы.

Мы те, которых вы не знали,

Которые пытались лишь сказать,

Остановись от необдуманных решений,

И навсегда свободу удержать!

Вы поклонитесь до земли,

За тех, кому ты должен быть обязан,

За день, что вырван кровью был в борьбе,

Чтобы сейчас ты независимость обрел!

И чувствовал себя всегда свободным!

День независимость Казахстана напоминает о трагических событиях декабря 1986года.

Историческое значение этого подвига велико – это был первый массовый протест тоталитарной системе. Их примеру последовали и другие народы союзных республик, что привело к распаду СССР. Поэтому надо всегда помнить, что именно всплеск патриотизма молодых людей проложил первую тропинку к независимости Казахстана.

Сегодня, в День Независимости, мне хотелось бы, чтобы мы вспомнили тех людей, которые погибли в те холодные декабрьские дни. (минута молчания)

Видио-1

16 декабря 1986 года состоялся пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. В тот же день на Новую площадь Алматы вышли первые группы казахской молодежи — студенты, требовавшие отмены назначения Колбина. Надо отметить, что это не было ни восстанием или чем-то противозаконным, или угрожающим государственному строю. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было. Плакаты демонстрантов гласили: «Требуем самоопределения!», «Каждому народу — свой лидер!», «Не быть 37-му!», «Положить конец великодержавному безумию!»

По сути, молодежь воспользовалась своим конституционным правом.

Ведь назначенный Колбин даже не был казахстанцем, следовательно, он не знал всех особенных черт края и, как правило, не мог полноценно руководить страной в такой сложный период. Стоить отметить: казахская молодежь никогда не требовала только казаха во главе страны, не была охвачена националистическими идеями. Они хотели видеть на посту первого секретаря ЦК КПК человека, для которого Казахстан был родиной, который со старанием подошел бы к вопросам развития страны. И в Колбине они этого не увидели. Студенты называли конкретные фамилии возможных кандидатов: Н.А. Назарбаев, А.П. Рыбников, Л.Е. Даулетов и др. Заметьте, среди них были и русские, родившиеся и проживавшие в Казахстане всю свою жизнь.

В тот же день 16 декабря правительство в Москве передало дело МВД, для разгона митинга, власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция, советские законы и громкие речи Горбачева о новой более демократичной форме правления.

В городе сразу была отключена телефонная связь, эти группы были разогнаны милицией (операция «Метель»). Были собраны отряды спецназа из сибирского военного училища, а также солдаты местного пограничного училища.

Всех студентов стали жестоко избивать, войска использовали сапёрные лопатки, водомёты, служебных собак; утверждается также, что применялись арматурный лом, стальные тросы.

Видио-2

Если историю Казахстана представлять как книгу, то главой открывающей путь к независимости можно считать Декабрьские события 1986. Именно они были своеобразным катализатором в мыслях, идеалах стремлениях народа. Множество ни в чем не повинных молодых людей отдали свои жизни, чтобы быть услышанными. Конечно же они не были охвачены сепаратистскими идеями, подпитываемыми шовинизмом. Как следует из показаний одного задержанного: » Я вышел на площадь не для того, чтобы принять чью-либо сторону, а потому что услышал: как сотрудники милиции таскают за волосы молодых девушек. Это был мой долг защитника и гражданина.» Многих участников позже оправдали, некоторые получили звание «Халык Кахарманы» (Народный Герой). И их имена, вписаны в историю как отважных патриотов, всем сердцем и душой желавших лучшей жизни для своего народа. Таким образом: «декабрь-86» это подвиг наших соотечественников, любивших свою родину и старавшихся во благо своей родины так как:

1) они выступали за демократизацию системы, обещанной Конституцией и закрепленной перестройкой

2) защищали права своего народа

3) выразили свою гражданскую позицию, не вредя государственному строю

16 декабря в Казахстане — государственный праздник — День Независимости. Его казахстанцы празднуют в торжественной форме, но при этом, не забывая о цене заплаченной за нее, о жертвах «Декабря-86» и упорной работе, проделанной народом на пути к Независимому Казахстану.

Декабрь 1986 дал понять казахам важность борьбы за свои права, это начало становления новых прогрессивных мыслей у народа и надежды на светлое будущее. Мы, современные казахстанцы должны помнить и чтить память о декабре-86 и всех участников хотя бы за то, что они отдали свои жизни, за свободу следующих поколений, то есть нас.

Видио-3

16 декабря 1991 года был принят Закон «О государственной независимости», провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана — эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и потенциал народов, населяющих эту страну.

«В итоге, в середине декабря 1986 года казахская молодежь Алматы, в основном студенты столичных вузов, приехавшие из глубинки, а также алмаатинцы, которые были небезразличны к судьбе Родины, вышли на площадь имени Брежнева. Вышли с транспарантами, с требованиями. Вышли мирно и цивилизованно. Здесь важно отметить, что казахи по своей сути не являются радикальным, националистически настроенным народом. Однако у любого терпения есть предел», — пишет

2. Ляззат Асанова.
Не выяснены до конца обстоятельства смерти студентки Алма-Атинского музыкального училища Ляззат Асановой. В отношении ее было возбуждено уголовное дело за участие в массовых беспорядках. 16-летняя девочка выбрасывается с крыши. Ее тело сопровождает домой сотрудник КГБ. А начатое дело исчезает неизвестно куда
3.Сабира Мухамеджанова.
. Аналогичный случай произошел тогда же в Усть-Каменогорске. После допросов в КГБ выбросилась из окна студентка педучилища Сабира Мухамеджанова. Дело по факту ее смерти было тут же закрыто.

Мы часто говорим об афганской войне, о Великой Отечественной, но забываем о героях Декабря 86 года. Почему? Ведь подвиг молодежи — это школа духа и героизма. Они с мирным требованием вышли на площадь, но были арестованы, растерзаны собаками, сколько судеб было сломлено… И сегодня многие без жилья и без работы. Жаль, но до сих пор не дана объективная оценка данному восстанию, — сказал Талғат Айтбайұлы. 

В Алма-Ату были в экстренном порядке в течение 17-18 декабря переброшены воинские подразделения специального значения, преимущественно воздухом. По подсчетам академика Козыбаева М. одних военных, выдвинутых против демонстрантов, составило около 40 тысяч и еще от 10 до 15 тысяч дружинников, вооруженных стальными прутьями. А по данным, приведенным Американской Хельсинской группой, скрупулезно следившей за событиями в Алма-Ате, для расправы с демонстрантами было задействовано 50 тысяч военных и 20 тысяч сотрудников милиции, 15 бронетранспортеров и 20 поливальных и пожарных машин.

Общее число задержанных по материалам Комиссии Президиума Верховного Совета Республики («Комиссия Мухтара Шаханова») составляло 8 500 человек. По сводным данным, составленным в ЦК Компартии Казахстана, где была сосредоточена вся информация о ходе развития событий и расправа над их участниками к вечеру 19 декабря 1986 года задержанные по г.Алма-Ате на которых были заведены дела, составляли 2284 человек, в том числе студентов — 873, рабочих и служащих — 1171, молодых людей — не студенты — 39, членов КПСС — 23, членов ВЛКСМ — 1194 человек.

«Каждый год несколько желтоксановцев умирает от того, что замерзали. Их бросали в горах, в степи в такой морозный день. И многие из них больные, травмы получили по голове, инвалиды. Им по инвалидности некоторым платят, а некоторые даже этого не могут получить. Они от этого всего хотят компенсацию и чтобы оправдали законно», — говорит глава Алматинского областного филиала ОО «Желтоксан акикаты» Жаксылык Тусайулы. 

Уже несколько лет участники декабрьских событий 1986 года безуспешно просят принять специальный закон, который позволил бы им получать компенсации и социальные льготы по примеру воинов-афганцев.

Кайрат Рыскулбеков, с портретом Ленина в руках, выскочил вперед к стоявшей у обочины «Волге», в которой был фоторепортер.  «Смотрите, нас снимают!» Впоследствии эти кадры обернутся против него. Его обвинят в убийстве дружинника, сотрудника телевидения Савицкого.

«Ему приписали это, — продолжает Бауржан, — Кайрат там близко не был. Искали его по фотографии, арестовали первого января, в родном селе, куда он уехал на каникулы, в доме его дяди. В следствии были большие нарушения — липовые свидетели, подставные понятые… Тогда следственным органам дали установку найти 30 — 40 человек участников и наказать по полной программе. Кайрата в тюрьме пытали, чтобы он взял на себя это убийство и сознался, что является организатором. Сначала дали «вышку», потом 20 лет, потом получаем известие, что Кайрат в тюрьме Семипалатинска…повесился. Не верю, что он мог такое сделать! Его, скорее всего, убили. Кайрат был очень жизнерадостным человеком, балагуром и весельчаком, заводилой. В Таразе часто прохожу мимо парка, названного его именем, смотрю на памятник, который ему поставили и к которому каждый год, в День независимости, возлагают цветы… Лично для меня, да и, думаю, для всех, кто был тогда на площади, те события — это трагедия, которая еще долго будет помниться и оставаться жгучей болью в сердце…».

В своем последнем стихотворении, написанном незадолго до трагической гибели, Кайрат говорит о том, что доброе имя для него важнее всего:

 Решетки на окнах. Повсюду конвой.
Ничто не нарушит мой сон и покой.
Вот так предлагает судьба мне взамен,
Украв мою молодость, гниенье и тлен.

Подобный «подарок» принять не могу.
Его отвергая, я к правде иду.
Трясина повсюду, но надо пройти.
Иначе, боюсь, захлебнусь я во лжи.

Зловонная жижа  передо мной.
Болото зовется — людской клеветой.
Злобу и зависть, и всякую мразь
Собою питает  болотная грязь.

Но что же мне делать? Всё ж нужно идти.
Доброе имя мне надо спасти.
Пусть даже настигнет меня чья- то месть.
Важнее спасти свое ИМЯ И ЧЕСТЬ!

Таких, как Кайрат Рыскулбеков, осужденных в уголовном порядке, было 99 человек.

Казахстанцы всегда будут помнить имена героев Независимости.

Внеклассное мероприятие .

Тема:

Форма: Урок-суд.

Дата и время: 12.12.2014г

Место проведения:

СОШ №2 им.А.С.Текенова а.Теренколь

Участники: учащиеся 5-9 классов

Ответственный: Учитель истории — Батпаев М.К.,

Пуленко Н.Л. – учитель естествознания.

Цель: формирование казахстанского патриотизма, любви к Родине;

расширение кругозора учащихся о значимых событиях в истории нашей страны

— слова ведущего ……………(Приветствие , о мероприятие , инструктаж)

1-ведущий

260 лет Казахстан, находясь в составе Российской империи ,а потом Союза ССР фактически не имел своей государственности. Нашу страну долгое время скрытую за занавесом, практически не знали в мире.

2-ведущий

Первым шагом положившим начало восстановлению утраченной независимости, стала принятая 25 октября 1990 года « Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР»

1-ведущий

Но это была только Декларация суверенитета. Реальная история независимого Казахстана начинается с 16 декабря 1991 года с момента принятия закона «О государственной Независимости РК»

2-ведущий

Чтец На карте тоже есть она

Моя великая страна

Назвали Родину мою

Мой Казахстан ,о нём пою

Страна Абая и Чокана

Великих мудрецов страна

Нет лучше в мире Казахстана

По миру славиться она.

1-ведущий

Долгим и тернистым был путь к Независимости. Ведь ещё с издревле на безбрежных просторах Евразии жили свободолюбивые племена саков, сарматов, о которых уже в то время великий Геродот отец истории скажет ,что никому не удастся покорить их, если они сами этого не захотят.

2-ведущий

Немало исторических примеров стремительных побед кочевых племён (номадов),среди которых выделяются тюрки. Это были наши предки. Это их китайские историки назовут «крепкими ,сильными».

1-ведущий

Начало 13 века. Кровавым смерчем пронеслись полчища Чингисхана. Сметая древние города и кочевья, рассеяли по свету некогда могучие племена и роды. Человечество медленно приходило в себя, постепенно возрождалось хозяйство, а на обломках распавшийся Золотой орды создавались новые государства; Ак Орда, Ногайская орда, Могулистан и Ханство Абулхаира ,что создавало предпосылки для ,образования единой народности.

2-ведущий

Середина 15 века мятежные султаны Джанибек и Керей откочевали со своими племенами из ханства Абулхаира ,основали между реками Чу и Талас на землях Могулистана Казахское ханство, этим самым завершив процесс образования казахской народности. Казах в переводе с древне тюркского «вольные независимые кочевники». Вдумайтесь в значении этих слов, они говорят сами за себя.

1-ведущий

Более 130 лет казахские племена, 3 жузов вели ожесточённую борьбу с джунгарами, «Годы великого бедствия» Таким сохранился этот нелёгкий период в преданиях памяти народа. Вот как об этом напишет великий казахский учёный Ч .Валиханов: « Казахи подобно стадам сайгаков бегут на юг, оставляя на пути своём имущество и детей» .Об этом тяжёлом периоде народ сложит немало песен и сказаний и одна печальнее всех « ЕЛЕМАЙ»

2-ведущий

В то время когда Чингизиды продолжали своё ремесло – враждуя между собой за власть. Дело спасения страны взял на себя народ ,воздвигнув из своей среды предводителей народного ополчения- батыров ; Кабанбая, Богенбая, Олжабая, Есета. Народ на борьбу с джунгарами вдохновляли мудрые бии 3 жузов : Казыбек бий, Айтеке бий, Толе бий.

1-ведущий

Великий правитель 18 века Аблай хан, на долю которого выпала участь бороться с джунгарской агрессией, именно его народ ещё при жизни называл святым , за его вклад в победу над джунгарами .И не зря Аблай был назван человек « 2-го тысячелетия»

2-ведущий

Трудное время, время распрей, раздоров переживала степь после смерти хана Аблая.

Абулхаир принимает решение — чтобы оградить ханство от набегов джунгар,хивинцев,башкир обратится за помощью к России

1-ведущий

150 лет шло присоединение Казахстана к России .Это был процесс постепенной колонизации мирными и военными действиями, ответом на которые стали антиколониальные восстания под предводительством Датова,Касымова,Утемисова,Тайманова и восстание 1916 года и хотя эти восстания потерпели поражения ,но каждое из них способствовало укреплению национального самосознания.

2-ведущий

В 1917 году в Росси пала монархия, казахский народ встретил эту весть с ликованием, питая надежды ,что новая власть даст возможность национальным окраинам проводить самостоятельную политику ,что в конечном итоге приведёт нас к суверенитету. Но на самом же деле мы целых 70 лет развивались в русле «диктатуры центра» командно- административной системы СССР.

1-ведущий

1985 год – руководителем СССР стал Михаил Сергеевич Горбачёв который провозгласил курс на перестройку, этот период был небольшим- но очень тяжёлым.

2-ведущий

16 декабря 1986 года –состоялся самый короткий в истории партии пленум. Он длился всего 18 минут ,решив судьбу Кунаева .Вместо него был избран Колбин, не работавший в Республики, практически не кому не известен.

1-ведущий

То есть в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.

2-ведущий

Начались репрессии против участников событий. 99 человек было осуждено, только из высших учебных заведений было исключено 264 человека . Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни и. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве.

2-ведущий

Слово нашей гостье ……………………………………………………………………………..

Заключение: подведение итогов

Открытый урок по истории Казахстана
Тема :        Декабрьские события 1986 года
Цель:
­  добиться  глубокого понимания учащимися значения   выступления молодежи в декабре
1986 года ;
­ развивать умения выражать собственную позицию, самостоятельно работать с другими
источниками, кроме учебника / книги, документы, газетный материал/
­ формирование гражданской позиции, воспитание интернационализма, чувства гордости за
свою Родину и ее народ
Тип урока:  применение ЗУН.
Методы:  словесный, интерактивный, исследовательский.
Оборудование: ТСО, видеоролик с фрагментом о  событиях декабря 1986 г, слайды 
« Казахстан», высказывания о Независимости.
Предварительная   работа:     изучение   материала   по   учебнику:   подбор   материала   из   книг,
газет, фотоматериала.
                                                    План урока:
1. Организационный материал
2. Постановка задач урока и проблемного задания.
3. Вступительное слово
4. Выступления учащихся с сообщениями о  декабристах 1986 года.
5. Чтение стихов о декабрьских событиях./ Қ . Рысқулбеков/
6. Закрепление / тест/
7. Итоги урока
8. Домашнее задание
                                            Ход    урока:
3.
1. Орг. Момент­ круг добра.
2. Основная   часть   урока:     ­   эпиграф   нашего   урока   –   слова   Президента   Республики
Казахстан Н.А. Назарбаева : «События декабря 1986 года показали рост национального
самосознания казахской молодежи».
/ ролик « Декабрьские события»/
А)   Вступительное слово ­       Сегодня я хотела начать урок стихотворением   Ш.Б.
Канжигалиева.
За свой народ я вправе постоять,
За боль души и мыслей выражение!
Но тяжек путь! Стремления убиты!
И нет пути назад, так стоит  ли идти?
Когда струей  воды сбивают,
И собирают в кучу, как дрова,
Как мусор грязный подбирают,
В надежде замести следы.
Мы те, которых вы не знали,
Которые пытались лишь сказать,
Остановить от необдуманных решений,
И навсегда свободу удержать!
Вы поклонитесь до земли,
За тех, кому ты должен быть обязан, За день, что вырван кровью в борьбе,
Чтобы сейчас ты     независимость обрел!
И чувствовал себя всегда свободным!
  ­ в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном  Дню Независимости
в 2006 году, дал  высокую  оценку декабрьским событиям: 
« Национально – освободительное восстание казахской молодежи положило   начало
краху тоталитарного режима   КПСС   и обретению   суверенитета Казахстана. Наши
юноши     и девушки явились первыми вестниками свежего ветра перемен, принесшего
долгожданную  свободу не только Казахстану, но и многим народам Европы и Азии. Им
пришлось голыми руками защищать нежные ростки  пробуждающейся демократии…»
­ так что же произошло в декабре 1986 года в Алматы?
Б) выступления учащихся по газетным материалам  о декабрьских событиях 1986 года.
В)   стихотворение   К . Рыскулбекова  
­ жел кірді  көңіліме жиырма бірде
Айдайды ерікке қоймай сол   несібе.
Желпілдеп желдім екен мен несіне,
Туседі адасқаным, енді есіме.
Қалдырып жаны мәнгі жас ұланды,
Құпия шерттім осы жан сырымды.
Хош енді     жолықпасаң қайран ана,
Көзімнен  ақ жаулығын  жасырынды.
Қайран анам, күзеткенің  түгел ме,
Көктеректе   жасықсыз екенімді біле ме?
Бейшараңды мазақ  етіп жоқ әлде,
Саған дағы  елің­ жұртың күле ме?
Мен не етермін, не  етермін,
Мен келмеске кетермін.
Көрмеген қош бол таңдарым,
Көре алмай мен  өтермін…
Г) тест­ закрепление
Д) итоги урока
­ слайд « Казахстан»
­ стихи М. Шаханова:
Судьбу от болезни ты защити –
Ведь у человека на долгом и торудном пути
Помимо матери – той ,что его родила,
4 матери – словно 4 крыла:
родная Земля – наша суть и основа основ,
и слово родное, пришедшее к нам от отцов.
Родные обычаи – добрый и благостный свет,
Горящий для нас через тьму поколений и лет.
Родная история – как бы она ни была
Горька и печальна, мучительна и тяжела ..
Беспамятным ветром развеет беспамятный прах.
Того, кто забыл  о своих  4­х матерях.
Народ, что 4 святыни не мог защитить, Не может   и счастья      судьба  никогда  ощутить.
             4матери – словно  судьба дорогих:
коль  жить – лишь для них!
А погибнуть – так  только за них!
9. Домашнее задание:
­ составить кластер  к параграфу 24
­ написать эссе « Моя точка зрения на события декабря 1986 года»
Тест – закрепление « Декабрьские события 1986 года»
 
1. Выделите  причины       Декабрьских событий 1986 года:
А) Застойные явления   в народном хозяйстве и недостатки    командно­ бюрократической 
системы в планировании   и размещении      производительных сил;  
Б)   Ущемление   экономических, политических, финансовых интересов      республики;
В) противоречие между  командными действиями Центра и провозглашенными    
демократическими   принципами перестройки;
Г) Превращение    науки в  « служанку» официальной политики и отрыв    культуры   от 
национальных корней;
Д) все  перечисленное послужило причиной Декабрьских событий 1986 г
2. Назовите основной повод   Декабрьских событий 1986 года:
А) смена высшего руководства Казахстана;
Б) Ущемление национальных интересов коренного населения;
В) Закрытие школ с казахским языком обучения;
Г) Искривленная, колониальная структура экономики;
Д) Формальный политический суверенитет республики.
3.Найдите ошибку в перечне последствий Декабрьских событий 1986 г :
А) число задержанных составило около 8,5 тысяч человек;
Б) возбуждено 99 уголовных дел;
В) 52 человека  были исключены из состава партии;
Г)264 студента отчислены из учебных заведений;
Д) 20 ректоров вузов освобождены от занимаемой  должности;
4. Кто первым потребовал  справедливой оценки декабрьских событий и оправдания 
несправедливо осужденных участников событий?
А) М. Шаханов              б) О. Сулейменов       в) Н. Назарбаев
Г) С. Абдильдин            д) Д. Кунаев
5. В каком году участнику декабрьских событий Кайрату Рыскулбекову посмертно присвоено 
звание « Халық қаһарманы»
А) 9.12.1989 г         б) 9.12 1991 г            в)9.12 1993 г Г) 9.12. 1996 г         д) 9.12. 1999 г
6.  Когда Президент РК Н.А.Назарбаев подписал  Указ « О реабилитации граждан привлеченных 
к ответственности за участие  в событиях 17­ 18 декабря 1986 года в Казахстане»
А) 12 декабря  1991 года
  Б) 18 декабря 1990 года                          в) 15 декабря 1991 года

Классный час на тему: «Мой Независимый КАЗАХСТАН»
Цели :
1. Способствовать расширению знаний о Родине, о её истории, осмыслению декабрьских событий 1986 года.
2. Развитие стремления творить на благо своей Отчизны.
3. Способствовать воспитанию казахстанского патриотизма, любви, гордости за свою землю.

Родная земля-наша суть и основа основ,
И слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Родная история-как бы она ни была
Горька и печальна, мучительна и тяжела.

«Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории»,- эти слова Васнецова актуальны и в наши дни.

Человеку важно знать историю своей страны. И в памяти человеческой навсегда останутся декабрьские дни 1986 года. В эти дни молодёжь от имени народа заявила о своём несогласии с существующим режимом. Уже тогда молодёжь заглянула на десять лет вперёд. Эти события стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотом в судьбе народа.

16 декабря 1986 года студенты Алматинского театрально-художественного института :У.Сейтембеков, Б.Имангожаев, К.Айтмурзаев, Е.Кобесбаев, А.Канетов – первыми призвали рабочих и студентов в общежитиях выйти на площадь.

Выступления казахской молодёжи продолжались три дня, пока они не были жестоко подавлены армейскими частями, спецподразделениями.

500 дней Рыскулбеков сидел в камере, каждый день над ним издевались и говорили, что это будет продолжаться 15 лет.

21 мая в г. Семипалатинске после побоев Кайрат скончался.

Рыскулбеков говорил :

Қайрат деген атым бар,
Қазақ деген затым бар,
Қасқалдақтай жаным бар
Еркек тоқты құрбандық.
Атам десен , атындар !

Азат рухты мен шын сүйем,
Тәуелсіздік тәу етер жалғыз кием.
Жақсы күнге жете алмай шаһит болған,
Желтоқсан құрбанына басымды ием.

Выступление было жестоко подавлено. Среди десятков тысяч раненых и незаконно задержанных были и погибшие, они отзываются в наших сердцах эхом священных воспоминаний.

Минута молчания.

Кайрат Рыскулбеков награждён орденом «Халық Каһарманы» посмертно. Он мог стать поэтом, если бы остался жив,а стал национальным героем. Всё это наша история, оставляющая неизгладимый след в памяти людей.

Начиная с 1986 года по настоящее время декабрьское восстание освещается в периодической печати РК как событие особой исторической значимости, предопределившее дальнейшую судьбу казахского народа.

Люди веками мечтали о свободе. Сегодняшняя независимость, провозглашённая в декабре 1991 года, досталась не сразу. К независимости стремились многие поколения, мечтавшие о свободе своего народа. За 2,5 тысячелетия казахский народ, как птица Феникс, погибал и вновь возрождался.

В разные эпохи могучие сыны казахского народа поднимали флаг независимости. И он был разного цвета : и зелёного, и белого, и красного. Мы сейчас несём флаг голубого цвета – цвета мира, единства народа, независимости государства.

Сейчас День Независимости РК – праздник свободы, гражданского мира, добра и согласия всех людей на основе закона и справедливости.

Это праздник национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей родины.

Мой Казахстан! Ты — Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю
Люблю твои серебряные горы.

Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьёзных испытаний.
Придёт на смену новый человек,
И принесёт он много новых знаний.

Мой Казахстан! Живи и процветай.
Ты- колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай
И сохрани для будущего рода.

Любовь к родине проявляется в бережном отношении к прошлому, без которого невозможно построить достойное будущее. Именно в силах наших рук , сохраняя память о прошлом, отдать дань уважения тем героям былых времён.

Великий наш соотечественник МухтарШаханов сказал : «Если не дорог тебе твой край, где босиком обегал каждый уголок, если не чтишь ты законов своего народа и не любишь свой отчий дом, ты зря живёшь на свете: иссохнет твоё сердце, зачерствеет твоя душа и не воздастся тебе от щедрости земли, от её красоты, от её изобилия».

Родина там, где ты счастлив, где есть те, кого ты любишь и те, кто любит тебя. Это место, откуда больно уходить.

Мы – казахстанцы! Все мы разные, мы говорим на разных языках, поём разные песни, и для каждого огромный мир , в котором мы живём, расцвечен всеми яркими красками радуги. Но мы одинаково любим землю, на которой живём, любим родителей и своих детей. Мы хотим видеть их счастливыми. И у нашего общего мира один цвет- цвет надежды!

Мы живём с вами в демократическом государстве – живём в мире, дружбе, согласии. Нашей стране нужна стабильность. Казахстан- республика уникальная, многонациональная. За короткий срок построено новое государство. Казахстан добился впечатляющих успехов , и нам нельзя терять темпов развития. Те задачи, которые отражены в Стратегическом плане до 2020 года, — залог будущего роста и процветания Казахстана.

В 1992 году был принят ряд законов , который заложил основы системы управления в новом государстве. Тогда же утверждены новые государственные символы – Герб, Флаг и Гимн. 15 ноября 1993 года Казахстан ввёл свою валюту. 28 января 1993 года принята Конституция – Основной Закон Республики Казахстан.

30 августа 1995 года принята вторая Конституция, отвечающая новым веяниям во внутренней политике страны.

19 апреля 1994 года начал свою работу Парламент страны.

10 июня 1998 года состоялась официальная презентация новой столицы Казахстана – Астаны.

Несмотря на экономические трудности, которые выпали нашей стране, удалось вплотную приступить к решению социальных проблем. С 1994 года размер ежемесячной заработной платы вырос в 45 раз, средний размер пенсий в 6 раз.

Расходы на образование и здравоохранение выросли почти в 10 раз. Построено около 750новых школ, открыто 5300 дошкольных учреждений и детских садов. В рамках программы «Болашақ» в лучших университетах мира получили образование более трёх с половиной тысяч казахстанцев, почти три тысячи обучаются в настоящее время. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает прочную позицию в первой четвёрке стран-лидеров по индексу развития образования.

В Казахстане действуют 471 национально-культурный центр, 19 республиканских и региональных газет, радио- и телепрограмм. Имеется представительный орган для граждан разных этносов- Ассамблея народов Казахстана, которая имеет право делегировать часть депутатов в Парламент. В стране действуют 6 национальных театров. Выходят в эфир передачи на 11 языках .Имеются государственные и частные СМИ. Укрепление общественного согласия, гармонизация межэтнических и конфессиональных отношений- вот ключевые приоритеты государственной политики в нашей стране.

О равных возможностях для вероисповедания представителей различных конфессий говорит регистрация более 3 тысяч религиозных объединений. В Республике есть около 2 с половиной тысяч мечетей, церквей и других культовых сооружений. У нас провозглашена свобода вероисповеданий.

ВИКТРИНА «МОЯ РОДИНА – КАЗАХСТАН».

1. Когда на современной карте мира появилась страна Казахстан?
2.Назовите имена путешественников-исследователей Казахстана.
3.Официальный отличительный знак , эмблема государства, изображаемая на государственных документах, денежных знаках.
4. Семиречье — значит семь рек. Назовите эти реки.
5.Какие животные занесены в Красную Книгу Казахстана?
6.С какими государствами граничит Казахстан?
7.Назовите самую высокую гору Казахстана.
8. Объясните значение цвета флага Республики Казахстан.
9.Назовите самое большое озеро Казахстана.
10. Реликты – остатки древней растительности. Какие реликты хранит знаменитый Чарынский каньон?

Чтение отрывков из сочинений учащихся о Родине, о Казахстане.

Моя Родина – это красоты природы,
Это счастье, любви океан.
Это символ богатства, символ свободы,
Моя Родина – мой независимый Казахстан!

Подведение итогов .

Автор: Куц Е.А.

Құрметті оқырман! Файлдарды күтпестен жүктеу үшін біздің сайтта тіркелуге кеңес береміз! Тіркелгеннен кейін сіз біздің сайттан файлдарды жүктеп қана қоймай, сайтқа ақпарат қоса аласыз! Сайтқа қосылыңыз, өкінбейсіз!
Тіркелу

Против демонстрантов применялись саперные лопатки, обученные собаки,

использовались пожарные машины и бронетранспортеры. Задержанных парней и

девушек заставляли лежать на снегу по несколько часов.

Массовые карательные меры. После разгона мирной демонстрации к участникам

были применены жесточайшие карательные меры. Несколько участников

Декабрьских событий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свободу

выделяется молодой демократ К. Рыскулбеков. Смертный приговор, вынесенный

К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого

решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США.

Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах. Комитет

государственной безопасности по отснятым 17—18 декабря видеоматериалам

составил портреты участников демонстрации. Начался поиск «преступников» во всех

вузах столицы. Это мероприятие продолжалось несколько месяцев. В республике

вокруг участников Декабрьских событий создалась тяжелая психологическая

обстановка. По приказу правительства был создан секретный оперативный план

«Метель86″. Согласно плану Декабрьские события предполагалось комментировать

как криминал или проявление национализма и должно было быть подавлено. Позже

документы о плане «Метель» были уничтожены. Протест выражался в мирной

демонстрации, который приобрел политический характер, но не был направлен на

свержение существующей государственной власти. Руководство республики не сочло

нужным считаться с мнением народа, а его политический протест представило как

угрозу. Были открыты пути для провокаций, превращение мирной демонстрации в

массовые беспорядки и кровопролитие стало показателем низкой политической

культуры руководства, неумения найти приемлемый выход из сложного положения

без применения силы. Восстание молодежи в декабре 1986 г. не было проявлением

национализма. Оно не было направлено против других народов, в том числе русского.

Это было выражением протеста против проводившейся социальноэкономической

политики. Декабрьские события в АлмаАте, по сути, стали первым столкновением

двух противоборствующих сил неокрепшей демократии и еще сильной в тот

период командноадминистративной системы. Для прикрытия лиц, ответственных за

подавление мирной демонстрации, с первых дней до широких масс доводилась только

искаженная информация об этих событиях. По указанию специально

откомандированного в АлмаАту члена Политбюро Центрального Комитета КПСС М.

С. Соломенцева все средства массовой информации СССР характеризовали эти

события как «хулиганские выходки алкоголиков и наркоманов, провокации

националистов».


  • Қазақстан тарихы
  • admin
  • 26.02.2017
  • 0
  • 1
  • 2565

Актюбинская обл, Мартукский р-н
Каратугайская средняя школа
учитель истории Еримбетов Рустем Калбаевич

Дата: 20.02.2017г

Класс: 9 «А»

Тема урока: «Декабрьские события 1986 года»

Цель урока: Выявление, осмысление и оценивание основных причин кризисных явлений в обществе и причин декабрьских событий в Алма-Ате. Развитие умения работать в группах; развивать умения учащихся  обсуждать, анализировать исторические факты, ясно и аргументировано высказывать свое мнение.

Ожидаемые результаты: А.Ученики знают основные причины кризисных явлений в обществе и декабрьских событий в Алма-Ате. В.Умеют называть причины, характер, особенности, итоги, историческое значение декабрьских событий; выделять главную информацию в тексте. С. анализировать, публично выступать, разрабатывать кри­терии оценивания, оценивать свою деятельность на уроке; составлять вопросы высокого порядка и давать развёрнутые ответы в диалоге.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Здраствуйте ученики.Психологический настрой на урок. 2 мин.

«Счастливый круг» (учащиеся становятся в круг)

Ребята посмотрите друг на друга,мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья,мира и добра. А теперь закройте глаза положите руку на сердце и повторяйте за мной

Я есть любовь
Я есть воля
Я есть сила
Я есть добро
Я есть все прекрасное
Все зависит от меня. Все в моих руках.

(ученикам раздаются стикеры двух цветов, делятся на две группы и садятся на места)

И так первая группа патриоты спикер группы — Арина, вторая группа называется демократы спикер этой группы – Ермек.

ІІ. Домашнее задание. Тест. (ученикам раздаются тесты, после они сами оценивают себя в листах. Коды ответов показываются по интер.доске)  3 мин.

ІІІ. Работа по новой теме.  И так все смотрим на интер.доску. Актуализация новой темы.

Показ видеоролика «Декабрь 1986г» (учитель после завершения просмотра видео спрашиваает у учеников сегодняшнюю тему)

— Скажите о каком историческом событии мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Сейчас мы с вами попробуем дать характеристику политической ситуации в стране в 1986году. (дается постер, фламастеры. Ребята самостоятельно знакомятся с темой и защищают постер) Время подготовки постера 7минут.

1 группа- работает по тексту Положение накануне перемен, причины и характер декабрьсих событий

2 группа Массовые карательные меры, итог и историческое значение Декабрьских событий.

Наступало сложное время. Руководство в лице М.С.Горбачева  была не в состоянии вывести советское общество из охватившего тяжелого кризиса. 1985 году М.Горбачев объявил политический курс так называемый «Перестройка». Которая главной задачой была ускорить социально-экономическое развитие страны, повышение жизненного уровня насления,  демократизация общества то есть свобода выбора в избирательной системе и т.д. Однако до декабря 1986 года в течении одного года с начала перестройки  в республике не произошло конкретных заметных перемен. Так же были отдельные реформы по отраслям хозяйства но они тоже были не реализованы.И вот в таких условиях произошло события в декабре 1986 в городе Алматы.

16 декабря в 10 часов состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял лишь один вопрос-организационный. Это был самый короткий в истории Пленум время его работы – 18 минут.

1 группе — Ребята какой вопрос решался?

Ответ:Смена политического руководства страны Д.Кунаева на Г.Колбина.            

 Причины:

1. Несогласие с назначением Г.В.Колбина.
2. Командна-административные методы руководства регламентированные из центра.
3. Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
4. Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.

Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).

Народ недоумевал, почему Г.Колбин? И кто он такой?Почему не наш казахстанец? Пусть он будет казах,русский,немец но «наш»!

1 группе:Что произойдет далее?

16-17 декабря на площадь вышли студенты, рабочая молодежь.Судьба казахского народа вновь была решена командно-административным методом. Но в этот раз такое игнорирование народа республики встретило открытое сопротивление. Народ защищал свои демократические права, интересы страны.

1 группе: Какой характер носили декабрьские события?

Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя (национально-освободительное движение за свободу и независимость).

Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.

Ход событий:

15.12.1986год                           

            16.12.1986 год

Из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г.Разумовский и Первый секретарь Ульяновского обкома Г.В.Колбин

Пленум ЦК Компартии Казахстана освободил от должности Д.А.Кунаева

17.12.1986год                                          

18.12.1986год                                          

Казахская молодёжь вышла на главную площадь республики.

Против демонстрантов брошены силы милиции и внутренних войск.

Учениками собран материал по теме и распределён по группам.

2 группе: Такой бунт мог ли иметь успех?

Что можете рассказать о Кайрате Рыскулбекове?

Каковы последствия и историческое значение декабрьских событий?

В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года. Активно шел поиск националистов. Первую попытку прорвать зановес молчания предпринял Мухтар Шаханов весной 1989 году выступив с требованием обьективно рассмотреть декабрьские события в Алматы на первом съезде народных депутатов СССР. Показ видеоролика М. Шаханова

Только через 3 года в 1989г Верховный Совет Казахской ССР осудил постановление ЦК КПСС в котором говорилось что события в декабре 1986г в Алматы было проявлением казахского национализма которая была направлена против государственной власти и народов не коренного населения республики.

Закрепление 1 группа  стратегия «Фишбон»–  изучает и даёт анализ по теме.

2 группа стратегия  «Инсерт»– изучает и даёт анализ по теме

Учитель: Вопросы для закрепления на экране

Заполнение таблицы

 «отрицательное»                            

«положительное»

1. Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены  , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из комсомола – 78. 

2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков, Н.Надиров, учёный – антрополог  Р. Исмагулов.

3. Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.         

1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова     возникло антиядерное  движение « Невада – Семипалатинск».

2. Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал».

3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.

V. Итоги: В канун празднования 15-ой годовщины Независимости РК, на площади вАлма-Аты был установлен памятник, который символизирует старый, ушедший тоталитарный режим и Новый мир современной республики с демократичными преобразованиями.

VI. Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым.

VII. Домашнее задание: стр. 66-69.

«Моя точка зрения на события 1986года» — эссе.

VIII. Выставление оценок.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дачи взятки
  • Сценарий день вина
  • Сценарий день матери круглый стол
  • Сценарий действий нарушителя информационной безопасности
  • Сценарий дары осени старшая группа