Сценарий день экологического образования

Данный сценарий игровой программы «День экологических знаний» разработан педагогом дополнительного образования, руководителем детских объединений естественнонаучной направленности.Сценарий

Данный сценарий игровой программы «День экологических знаний» разработан педагогом дополнительного образования, руководителем детских объединений естественнонаучной направленности.

Сценарий используется для организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников в рамках экологического праздника «День экологических знаний». Сценарием предусмотрено проведение спортивной эстафеты, игры по станциям во внеаудиторных условиях (на площадке учреждения) или внутри учреждения в нескольких кабинетах, с использованием спортивного зала.

Сценарий предусматривает комплекс игр экологической тематики, упорядоченных таким образом, чтобы предусмотреть смену деятельности учащихся.

Данный сценарий может использоваться педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, учителями биологии общеобразовательных учреждений для организации внеурочной деятельности, на занятиях и уроках, а также вожатыми для проведения дней экологии в лагере, с целью стимулирования познавательного интереса учащихся, актуализации их знаний, сплочения коллектива.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»

Сценарий воспитательного мероприятия

ко Дню экологических знаний

«Волнуется природа неспроста»

Подготовила

Учитель биологии

Хоменко Ирина Павловна

2022 год

Цель: способствовать углублению экологических знаний о природе, о тесных

взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми

существами планеты Земля;

воспитывать гуманное отношение к природе.

Ход занятия

I.Мотивация учащихся

— Ребята, 15 апреля – очень важная для всех людей нашей планеты Земля дата.

— Кто знает из вас, что это за дата? (ответы детей)

— Запомните, дети, 15 апреля – День экологических знаний. Это – напоминание всем людям, живущим на планете об экологических проблемах, грозящих вымиранию человечества. Это – привлечение внимания каждого человека задуматься, что он может сделать, чтобы сохранить природу для будущих поколений.

— Я хочу прочесть вам стихотворение, ребята, в котором Природа обращается к людям с предупреждением опомниться и изменить свое к ней отношение. Называется оно «Волнуется природа неспроста». Послушайте.

Волнуется природа неспроста.

Не существует лишнего в природе,

Природа гармонична и сложна,

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется природа неспроста.

Она предупреждает человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботиться от века и до века –

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна.

Берет с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведет всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова?

И трудно жить становится и тяжко –

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что все живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И все живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесет глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее!

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной.

О, царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

— Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? (ответы детей)

— У меня лично – чувство вины, стыда перед природой. Может, вы слышали такое выражение: матушка-земля; матушка-природа? Объясните, как вы его понимаете. (ответы детей)

— Верно. Природа, как мать родная позаботилась о людях: дала все необходимое для человека, чтобы он ни в чем не нуждался. И вот как он отплатил «своей матери» — загрязнил землю, воду, воздух. Существуют уже Черная и Красная Книги природы. И если не исправить ошибки, допущенные человеком, то может исчезнуть все живое на планете.

 II. Основная часть.

— Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться любить и беречь наш природный дом. Для этого нужно хорошо знать его, понимать, что угрожает ему, а также будем учиться находить пути решения возникших в природе проблем. Я приглашаю всех вас на игру «Знатоки природы». Участвовать будут 2 команды. Правильные ответы будут оцениваться в 1 балл.

1. Тур Вода – символ жизни на Земле

1. Какого цвета больше на глобусе? Что это означает? (моря, океаны, реки, озера)

2. Почему нужно тогда беречь воду? (пригодна для питья только пресная вода, которая содержится только в реках и озерах и ее совсем немного на земле)

3. Назовите источники загрязнения воды. (сточные воды заводов, мусор, разлив нефти)

4. Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы? (не бросать мусор в водоемы, реки; бережно использовать в быту)

5. Какой экологический знак можно установить на берегу наших водоемов? (перечеркнутый красной чертой мусор)

Оценка

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

2. Тур Леса – легкие планеты Земля

1. Почему леса называют «легкими планеты»? (лес – самый большой источник кислорода на Земле)

2. Где нужно собирать лекарственные растения – в лесу или возле дороги?

3. Назовите самое распространенное дерево речных водоемов, которое укрепляет берега? (ива)

4. Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (растут ярусами)

5. Почему сломанная ветка засыхает? (прекращается ее питание)

6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет? (сосна светолюбивое растение)

Оценка

Физкультминутка – «Ветер»

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише, (присесть, спина прямая)

Деревце все выше, выше. (Встать на носки)

Раз, два – выше голова, (поднять голову)

Три, четыре – руки шире, (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть. (Сесть за парту)

3. Тур Какое небо голубое!

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания всех живых существ. (кислород)

2. Какой газ является основным компонентом воздуха и занимает 78% его объема? (азот)

3. Где легче дышится: в лесу или в городе и почему? (в лесу – растения выделяют кислород)

4. Почему ласточки перед дождем низко летают? (холодный воздух гонит насекомых книзу, где теплый воздух)

5. Почему нельзя водителю на стоянке оставлять включенным мотор? (выходят вредные выхлопные газы)

6. Последнее время предупреждают людей о вредности использования баллончиков с освежителем воздуха, дезодорантов, лаков и многих других распыляющих веществ. Почему? (газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой, а также впитывается в клетки кожи)

Оценки

4. Тур Почему нельзя?

1. Почему нельзя на лугу траву косить с края луга? (правильно косить с середины луга, давая возможность зверькам, насекомым, птицам покинуть место)

2. Почему нельзя шуметь в лесу, включать громкую музыку, разжигать костер? (звери и птицы могут покинуть свои места)

3. Чем опасен лесу мусор: бумага, пластик, консервная банка, стекло? (бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда – 100 лет)

4. Почему нельзя разорять муравейники? (муравьи уничтожают вредных насекомых)

5. Почему нельзя ловить бабочек? (бабочки опыляют растения)

6. Почему нельзя трогать гнездо птицы, брать в руки яйца или птенцов? (птицы могут покинуть свои гнезда)

Оценки

5. Тур Твой выбор: экологические ситуации

1. Этот зверь, ребята, может проснуться и в нас при виде, например, огромной поляны цветов. Скажите, как вы поступите?

2. Вы отправились на природу, расположились на поляне, громко включили музыку и стали кричать. Как можно оценить этот поступок?

3. Вы нашли в лесу маленького беспомощного зверька (зайчонка или бельчонка) и взяли его с собой. Правильно ли вы поступили?

4. На озере вы увидели, что ребята ловят лягушек, чтобы уничтожить. Ваши действия.

5. Нашел грибник 1 боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

Оценки

— Рассмотрев все эти ситуации можно сделать один вывод: человек действительно становится врагом природы. Вот почему нужно с раннего возраста учить детей правилам поведения в природе; воспитывать нравственные качества характера: доброту, сострадание, отзывчивость, бережное отношение к природе. Мы, люди, должны научиться жить в гармонии с природой.

III. Итоги конкурсов. Рефлексия.

Мне хочется закончить занятие словами из стихотворения И.Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Сценарий экологического праздника

«ДЕНЬ ЭКОЛОГА»

t1621446304aa.jpg

Автор:

учитель начальных классов Еливанова Альбина Геннадиевна

Открытие праздника «День Эколога»

Эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Ход мероприятия.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались сюда для того, чтобы отметить праздник, а чтобы узнать, на какой, вам необходимо разгадать загадки. И мы с вами узнаем ключевое слово, которое собрало всех нас вместе.

I. Создание проблемной ситуации.

(Дети отгадывают загадки. Отгадавший берет карточку с начальной буквой слова-отгадки и становится перед другими детьми).

Загадки:
1. Он полётам не обучен,
Зато в беге – самый лучший.
От любой большой проблемы
Убегает страус — …
Ответ: Эму!
2. Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт.
Ответ: Коза.
3. Папа очень крепкий, рослый,
И рога ветвисты.
Сын, пока еще не взрослый, —
Рыжий и пятнистый.
Он рождается без рожек,
В шубке пестренькой в горошек.
Ответ: Олень и оленёнок.
4. Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — чёрное суконце,
Снизу — белое полотенце.

Ответ: Ласточка.
5. Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это — …
Ответ: Оса!
6. На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
Ответ: Георгин.
Учитель: Получилось слово: «ЭКОЛОГ».

5 июня отмечается сразу два праздника: День Эколога и Всемирный День Защиты Окружающей Среды.

Немного истории. Впервые Всемирный День защиты окружающей среды был отмечен в России в 1972 году, а День Эколога — в 2007 году. А знаете ли Вы, что такое экология? Откуда взялось это название? И что оно обозначает?
(Следуют ответы детей).
Учитель: Оказывается, само слово «экология» имеет греческое происхождение. «Логос» — наука, «эко» — дом. Отсюда и получается, что экология – это наука о прекрасном и огромном доме по имени Земля. Если же обратиться к источникам, то ЭКОЛОГИЯ — наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и с окружающей средой. А ЭКОЛОГ — это специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха. Знания таких областей, как биологии, химии, почвоведения, геологии, физики, права необходимы для людей данной профессии. Осуществляя природоохранную деятельность, экологи не только изучают факторы, влияющие на биосферу Земли, они также контролируют соблюдение законодательных мер, предотвращают техногенные аварии.

Кроме того, они призывают простых граждан и руководителей предприятий сортировать бытовые отходы для их правильной утилизации. Люди, занимающиеся «оздоровлением» нашей планеты, снижают вредное влияние промышленной индустрии и жизнедеятельности человека. В 1972 году в Стокгольме на конференции ООН праздник всех защитников природы: активистов и экологов, которые поддерживают экологически благоприятную обстановку в стране был принят. Таким образом, 113 стран одобрили 26 принципов, ориентированных на сохранение планеты для будущих потомков. Было также решено каждый год выбирать «город-столицу» и проводить там главные мероприятия и акции в поддержку чистоты планеты. Кроме того, каждый год выбирается и девиз. Например, «Думай. Ешь. Сохраняй» или «За живой мировой океан».
Предлагаю придумать девиз нашего праздника!
(Следует выполнение задания детьми).

Варианты :

— «Маленькая победа для тебя – большая победа для человечества!»

— «Пусть бьется всегда зеленое сердце природы!»

— « В каком городе жить- выбирать тебе».

— «Сделай мир чище! Начни с малого!»

Да! В природе всё взаимосвязано. Уничтожьте пернатых хищников – и землю заполнят змеи; истребите змей – расплодятся грызуны; расправьтесь с грызунами – в атаку движутся насекомые; не будет насекомых – бесплодным окажется мир растений. Исчезнет зелёный покров земли и оборвётся жизнь на Земле.

II. Решение проблемы «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

III. Интерактивная беседа.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

— Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

— Ребята, для того, чтобы в природе все находилось в гармонии, человеку нужно знать всего четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. (Ребята по одному из каждой группы выходит и зачитывает по одному закону):

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах, приведенных чуть ранее в нашей беседе.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 Мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

1 группа напишет работникам нефтяной промышленности.

2 группа обратится к руководителям фабрик и заводов.

3 группа напишет письмо испытателям военного оружия.

4 группа обратится к детям, ученикам нашей школы.

(Дети из каждой группы зачитывают свои обращения)

— Ребята, а теперь давайте проверим наши знания в области экологии.

IV.Экологическая викторина.

Что такое замор рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду).

Назовите животное водоёмов, которое является настоящим живым фильтром.

(Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает её. Поэтому улиток селят в аквариумы).

Как можно помочь дереву, если на стволе рана? ( Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы).

Может ли гриб съесть дерево? ( Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху).

Кто такие слетки? ( Птенцы, которые выпали из гнезда).

Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнезде? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо).

Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно).

Как называется растение, у которого одна сторона листа теплая и мягкая на ощупь, а другая – холодная? (Мать- и – мачеха)

t1621446304ab.jpg

V. Конкурсная программа

 Рисунок на тему: «Мир глазами детей».

(Один общий рисунок от группы. В рисунке дети могут изобразить красоту мира или экологическую катастрофу. Обязательна презентация работ).


2. «Клумба своими руками».
(Заранее приготовленные рассады цветов высаживаются в клумбу)


3.  Парад велосипедистов.
( пропаганда «чистого» транспорта, не загрязняющего окружающую среду)


4. Презентация работ из бросового материала- цветы, птицы, звери..

VI. Игра «Если я приду в лесок»

Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу.  — Ребята, каждый из вас сейчас возьмите по два листика: один красный и один зеленый. Я буду вам зачитывать действия, которые человек может совершать в лесу, а вы если с не согласны с действием, то поднимаете красный листик, а если согласны – то зеленый.


• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) 

— Молодцы! Все дети знают, как правильно вести себя в лесу!

VII. Акция «Собираем макулатуру».

Объявление об акции. Пропаганда использования вторичного сырья.

VII. Закрытие праздника

Учитель: Пришло время подведения итогов. Нам удалось много сделать для общего будущего благополучия. Очень радостно, что в нашей школе есть неравнодушные к экологическим вопросам ученики. Это мероприятие только открывает наш праздник. Впереди нас ждут: экскурсии, экологические акции, познавательные программы, т.е мероприятия по экологическому календарю.
Самой престижной наградой является: «Заслуженный эколог РФ». Кто знает, может быть, в дальнейшем Вы станете экологами, и именно в Ваших руках окажется сохранение нашей Земли и планеты в целом!
Экологи стоят на страже мира.
Ведь мир один — другого негде взять.
И сохранить природу МЫ обязаны!
Не зря ведь говорят: «Природа – мать!»

Памятка всем участникам праздника.

t1621446304ac.jpg

Автор: Астанина Марина Францевна

Организация: БПОУ ОО ОМПК

Населенный пункт: г. Омск

Пояснения к презентации

(слайд 1) Классный час «15 апреля- День экологических знаний»

(слайд 2)

“Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях» (Арманд Давид)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

Как вы понимаете данные высказывания?

Рассказ преподавателя: Если человек уважает других людей, то он должен заботиться, чтобы вокруг в окружающем мире была чистота и порядок. А это значит, то он должен заботиться о природе. А если человек, охраняет природу, значит и защищает нашу Родину, потому что все что вокруг нас и есть наша Родина.

(слайд 3)

Каждый человек оставляет свой след – в своей школе, колледже, где его портрет вешают среди других выпускников, на работе, и, конечно, в истории своей семьи. Так и все люди вместе оставляют свой след на нашей планете. Но всегда ли мы можем им гордится?

(Обсуждение)

(слайд 4,5)

Рассказ преподавателя: Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния нашей семьи. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. Мы используем лес для производства бумаги, нефть для транспорта и медицины, уголь для отопления домов, торф и минеральные удобрения в сельском хозяйстве, металлы для производства необходимых машин и техники и многое другое. При этом производятся отходы.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой.

Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», который позволяет ярко представить нагрузку, оказываемую на окружающую среду отдельным человеком или целым государством. В расчете экологического следа важнейшее значение имеет то, сколько земной поверхности занимает каждый человек.

Смотрят видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=aq9W_-7hLSs

(слайд 6)
Экологический след включает:
площадь полей для выращивания растений, употребляемых в пищу людьми, на корм скоту, для производства материалов

  • пастбища для животных, используемых для мяса, шкур, шерсти, молока
  • леса для древесины и целлюлозы
    водоемы, где идет лов рыбы
    земля, занятая под зданиями, трубопроводами, дорогами и заводами
  • энергетическая земля – площадь леса для поглощения СО2 от сжигания топлива, сбора дров, ядерных и гидроэлектростанций

Рассказ преподавателя: Как вы думаете, у жителей какой части света самый большой экологический след? (Ребята предлагают варианты ответа)

(слайд 7)

На территории Европы проживает всего 7% населения Земли, но его жители используют 17% мировых природных ресурсов. Экологический след европейцев в 2,2 раза превышает возможности экосистем. Экологический след жителя России – 4,5 гектара. Почти такой же, как у европейцев! Экологический след Лондона – города, вмещающего 12% населения Великобритании, в 125 раз больше его собственной площади.

(слайд 8)

Что такое экология?

Ответ: Экология (греч. «наука о местообитании») – это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.

(слайд 9)

Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.

Рассказ преподавателя: Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний – дата, значимая для всех людей Земли. Человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему

Нас окружает природа. Повсюду. Даже те из нас, кто все свое время проводит в шумных, пыльных городах, видит редкие деревца на бульварах, гуляет иногда по тихим зеленым скверам, любуется яркими цветочными клумбами. Периодически природа напоминает о себе и собственной важности, превосходстве над всем человеческим родом катаклизмами и, как следствие, сотнями унесенными жизней. Так она хочет достучаться до нас — создателей и одновременно жертв процесса урбанизации. Впрочем, есть люди, которые каждую секунду помнят о необходимости поддержания естественной окружающей среды в первозданном состоянии и защиты ее от негативного влияния человеческого фактора. Это экологи. В мире существует немало праздников, призванных донести до общества идею совместной охраны природных ресурсов. Один из них жители планеты отмечают ежегодно 15 апреля. Он носит название День экологических знаний.

Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества. В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

(слайд 10)

Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически

Рассказ преподавателя: Задача праздника заключается в продвижении экологических знаний в массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны, информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической безопасности.

А сейчас проведем викторину, которая покажет, кто обладает большим запасом знаний в области экологии!

Вопросы викторины

  1. Что такое биосфера?
  2. Уникальное озеро нашей страны?
  3. Что такое загрязнение? Какие типы загрязнений вы знаете?
  4. Почему меняется климат?
  5. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
  6. Что является самым экологичным источником энергии?
  7. Что вы знаете о радиоактивных осадках?
  8. Что такое озоновые дыры?
  9. Что такое пестициды?
  10. Какие Вы знаете международные организации по защите окружающей среды?

Ответы викторины

  1. Что такое биосфера?

(Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский — выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

  1. Уникальное озеро нашей страны?

(Это — озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера — байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель — рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка — живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

  1. Что такое загрязнение? Какие типы загрязнений вы знаете?

(Загрязнение — это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Типы загрязнений: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

  1. Почему меняется климат?

(Причины изменения климата — парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

  1. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?

(Это — нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это — бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях — высевают на нефтяное пятно.)

  1. Что является самым экологичным источником энергии?

(Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

  1. Что вы знаете о радиоактивных осадках?

(Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

  1. Что такое озоновые дыры?

(Озон — форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона — из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

  1. Что такое пестициды?

(Пестициды — это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

  1. Какие Вы знаете международные организации по защите окружающей среды?

(ООН, Гринпис, Фонд дикой природы, Зеленый крест и т.д).

После проведения викторины, студентам предлагается поучаствовать в конкурсе плакатов «Мой экологичный город»

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,9 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,2 МБ

Опубликовано: 06.04.2021

Структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы, Центр детского творчества государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза И.М. Кузнецова

с. Большая Черниговка м.р. Большечерниговский Самарской области

Методическая разработка досугового мероприятия

Экологический праздник «Нам жить на этой Земле»

Кравченко Марина Владимировна –

педагог – организатор

с. Большая Черниговка

2017 год

Кравченко Марина Владимировна –

педагог – организатор

СП ЦДТ ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова

с. Большая Черниговка

Сценарий экологического праздника «Нам жить на этой Земле»

Цели мероприятия:

пробуждение интереса детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе родного края, и Земли в целом.

Задачи:

Развивать у обучающихся:

устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, окружающего мира, вдумчивое и бережное отношение к объектам природы;

— познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством игр и конкурсов;

Формировать у обучающихся:

— чувство близости к природе и сопереживание всему живому, заботу и бережное отношение к природе;

— умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;

— представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи с живой и неживой природой: временах года, их ритмичности и цикличности;

Воспитывать у обучающихся:

осознанное отношение через общение с природой;

— бережное отношение к природе, формировать умение ухаживать за растениями, птицами, желание наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц.

Оборудование и материалы: мультимедийная  установка, ноутбук, презентация, карточки с заданиями, картинки экологических знаков.

Форма проведения: досуговое мероприятие проводится в игровой форме

Участники мероприятия: обучающиеся 1-4 классов.

Актуальность:

В связи с широким применением промышленного производства экологическое состояние планеты в опасности. Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответ­ственно его собственная судьба. Глобальный экологичес­кий кризис, угрожающий нашей планете, заставляет заду­мываться над этой проблемой. В данном мероприятии рассмотрена актуальная проблема экологического воспитания, главной причиной которой является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие моей работы заключается в том, что я, учитывая знания детей об окружающей среде, дополняю их, используя игровую форму с применением электронных образовательных ресурсов.

Методы работы:

  • метод формирования сознания: рассказ, беседа, метод примера;

  • метод организации действительности и формирование опыта поведения: упражнение, требование, создание ситуации успеха,

  • метод стимулирования поведения: игра, выставка, поощрение,

  • метод создания эстетической среды: оформление класса, изготовление дидактического материала.

Формы работы:

  • игра,

  • беседа,

  • практические занятия,

  • экскурсия, конкурсы,

  • выставка литературы.

Формы контроля:

  • тестирование (для оценки используются баллы);

  • самоконтроль.

Выводы:

Работа по данному направлению позволяет создать условия для воспитания детей младшего школьного возраста, для изучения ими экологических проблем и формирования у них экологического мировоззрения.

Аннотация

Данное мероприятие предназначено для организации досуговой работы по экологическому воспитанию. Игровые задания всегда вызывают интерес обучающихся. Поэтому разработанное мной досуговое мероприятие проходит в форме игры. Формируются 2 команды, которые выполняют задания всей командой. К мероприятию была составлена презентация, которая помогла провести мероприятие на высоком уровне. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть.

Звучит музыка

Слайд 1

Ведущий. Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас на праздник, который называется «Нам жить на этой Земле». Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете Земля!

Видеосюжет о природе

Ведущий. Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря. А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные. Планета наша огромна. И за целую жизнь, не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что вы тоже знаете и любите родную природу.

Ведущий. С каждым годом растет число людей, проводящих свой досуг на лоне природы. К сожалению, не всегда свидание человека с лесом заканчивается благополучно для зеленого друга: сбор больших букетов, не загашенные костры, сломанные и срубленные деревья, брошенный мусор.

Слайд 2

Ведущий. Находясь в лесу, на реке помните: вы у природы в гостях. Так будьте же благоразумными гостями. Любой вред, нанесенный вами природе, оборачивается, прежде всего, против вас самих. А что такое экология?

(Дети отвечают.)

Ведущий. Экология – это наука. Ученые-экологи изучают то, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека.

Мультфильм «Чему учит экология»

Ведущий. Ну, а какой же праздник без игр и конкурсов. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви. Для этого вам нужно разделится на две команды.

Идёт представление команд.

Ведущий. В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.

II. Проведение конкурсов

Ведущий. А теперь переходим к конкурсам. Наш первый конкурс называется «Правда ли, что…». Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Слайд 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Правда ли, что…

  1. … крокодилы могут взбираться на деревья? (Да)

  2. … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да)

  3. … стрижи даже спят на лету? (Да)

  4. … голубые розы растут только в Китае? (Нет. Их вообще не существует)

  5. … зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да)

  6. … на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)

  7. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Отчасти да)

  8. … бабочки живут всего один день? (Нет)

Ведущий. Следующий конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла.

Слайд 11

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

Слайд 12

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья?  (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки? (сосна — светолюбивое растение).

Слайд 13

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле? (нет ветра, поэтому испарение меньше)

Слайд 14

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица  и др.)

Слайд 15

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

Слайд 16

7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

Слайд 17

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна)

 Ведущий. Следующая игра называется «Экознаки».

Слайд 18

Игроки получают экологические  знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав  знаки.

 Ведущий. Наш конкурс называется «Экоблиц». Он требует  от вас не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию.    Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.  Сейчас мы посмотрим, как вы знаете народные приметы?

Слайд 19

  1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь)

Слайд 20

  1. Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода)

Слайд 21

  1. Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза)

Слайд 22

  1. Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода)

Слайд 23

  1. Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь)

Слайд 24

Ведущий. А теперь конкурс «Загадки о природе».

Слайд 25

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?             Ответ: Радуга

Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.               Ответ: Береза

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки.              Ответ: Туча

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.                         Ответ: Белка

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.                       Ответ: Болото

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.                 Ответ: Вода

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.           Ответ: Рябина

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.            Ответ: Лягушка

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.            Ответ: Море

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.            Ответ: Небо

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?        Ответ: Заяц

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.     Ответ: Туман

Подведение итогов прошедших конкурсов

Ведущий. Конкурс «Скороговорок». От каждой команды участвует один человек. Кто быстрее и правильнее скажет скороговорку.

Слайд 26

Купили кapaкaтице
Кpужевное плaтьице…
Ходит кapaкaтицa,
Хвaстaется плaтьицем.

Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!

Ведущий. Молодцы ребята! А сейчас будет «Блиц-гейм». Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.

Слайд 27

  1. Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

  2. Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)

  3. Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)

  4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

  5. Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)

  6. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)

  7. Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)

  8. Где у кузнечика ухо? (На ножке.)

  9. День весеннего равноденствия? (22 марта.)

  10. Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)

  11. Какой зверь любит малину? (Медведь.)

  12. Растет ли дерево зимой? (Нет.)

  13. Какое национальное дерево России? (Береза.)

  14. Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)

  15. Чего в решете не унесешь? (Воду.)

  16. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Ведущий. Наш следующий конкурс — «Пантомима».

Слайд 28

Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в селе и на природе. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:

  1. Выгул собак в парке запрещен!

Ловля рыбы в реке запрещена!

  1. Береги воду!

Береги электроэнергию!

Команды изображают экологические  правила, жюри оценивает конкурс, отмечает лучших.

Жюри подводит итоги всей игры. Награждает команду – победительницу.

Ведущий. Сегодня на нас лежит огромная ответственность за здоровье и благополучие нынешнего и будущего поколений.
Будем же беречь нашу Землю!
Все мы очень хорошо понимаем, что без чистой воды и свежего воздуха – нам на Земле не прожить.
Земля – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Чтобы сияло ярко солнце,
И не померк наш день во мгле,
Немало сделать нам придется
Во имя жизни на Земле.

Слайд 29

Используемая литература

  1. Владимирова, Л. Наш зеленый друг, волшебник и чародей по имени Лес, Л. Владимирова. – Либерия-Бибинформ , 2008 г. — № 6, с.42-50;

  1. Детективная игровая программа «Похищение Капы Капустовны», «Зауралье», Чем развлечь гостей, №8, с. 29-33;

  1. Москвина, Е. В., Пословицы не зря молвятся, Е. В. Москвина, ГУП МО «Мытищинская типография», Веселые занятия – 2009 год, № 6, с. 9-10;

  1. Бакулина Г.В., Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем, 2003, № 11;

5. Буканова М.С., Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды, 2004 год, № 8;

6. Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников, 2001 год, № 1.

7. Данилова М.З., Занимательная экология. Воспитание школьника, 2005 год, № 5;

8. Желтова Е.Е., Моисеева С.В., «Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе, 2003 год, № 5;

9. Экологические сценарии. Педсовет, 2000 год № 6; 2001 год № 6; 2003 год № 6; 2004 год № 11.

учитель химии и биологии МБОУ “Гимназия им. И. М. Макаренкова” с.Ольговка

Сценарий приурочен к Дню экологических знаний агитбригада “Землянам-чистую планету”

Все: Вас приветствует агитбригада МБОУ «Гимназии им. И.М. Макаренкова» с.Ольговка

 Наш девиз:

Мы защитники природы!

Рады ей помочь всегда!

Не замутим грязью воды,

Птичьего не разорим гнезда!

1участник

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

 2участник

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

 3участник

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой,

И шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!             

 Видеозапись (Красоты планеты –  Земля)

Ведущий: Да, много выпало на долю Земли…

  • Потепление климата
  • Таяние ледников
  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и воду
  • Наводнения
  • Пожары
  • Выбросы промышленных отходов

На некоторых из проблем загрязнения окружающей среды нам бы хотелось вам рассказать.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ИСКУСТВЕННЫМ(АНТРОПОГЕННЫМ). ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ИЗВЕРЖЕНИИ ВУЛКАНОВ, ВЫВЕТРИВАНИИ ГОРНЫХ ПОРОД, ПЫЛЬНЫХ БУРЯХ, ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ, ВЫНОСЕ В АТМОСФЕРУ КРИСТАЛИКОВ СОЛЕЙ.

1-ый. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основные поставщики загрязнений – промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км² в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы.

    2-ой. Главный химический загрязнитель атмосферы – сернистый газ, выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты. Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей. При высокой концентрации сернистого газа, пыли, дыма во влажную тихую погоду в промышленных районах возникает белый, или влажный, смог – ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей. В Лондоне во время такого смога из-за обострения легочных и сердечных заболеваний с 5 по 9 декабря 1952 г. умерло на 4000 человек больше, чем обычно.

 3-ий. В больших городах и густонаселённых районах первенство в загрязнении атмосферы переходит от промышленности к автомобильному транспорту. С выхлопными газами в атмосферу поступают угарный газ, оксиды азота, углеводороды. 

4-ый. Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды –радиоактивное. Оно представляет угрозу для здоровья и жизни людей, животных и растений не только ныне живущих поколений, но и их потомков из-за появления многочисленных мутационных уродств. Последствия такого мутагенного влияния на растения, животных и человека изучены еще плохо и труднопредсказуемы. В районах умеренного радиоактивного загрязнения увеличивается число людей, заболевших лейкозами.

5-ый. Источниками радиоактивного загрязнения служат экспериментальные взрывы атомных и водородных бомб. Радиоактивные вещества выделяются в атмосферу при изготовлении ядерного оружия, атомными реакторами электростанций, при дезактивации радиоактивных отходов. Сейчас стало понятно, что не существует такой малой дозы ионизирующего излучения, которая была бы безопасна

6 – ой. С развитием промышленности и транспорта кислород в больших количествах используется при горение. Например: легковой автомобиль за 1,5 тыс.км. пробега расходует суточную норму кислорода одного человека ( в среднем человек в сутки потребляет 500 л. кислорода, пропуская через легкие 12 л воздуха).

7 – ой. Самой страшной в истории человечества была авария на 4 –м блоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Произошло разрушение, расплавление, испарение и вынос в атмосферу ядерного топлива. Всего испарилось и попало в атмосферу около 50 т. ядерного топлива. Радиоактивные вещества поднялись на высоту до 11 км  загрязнение охватило территорию Украины, Белоруссии и Центральные области России

8-ой. В атмосферу Земли в результате человеческой деятельности ежегодно выбрасывается 156 млн. тонн сернистого газа, 60 млн.тонн оксидов азота. Там где много промышленных предприятий, воздух загрязняется сильнее. 

Музыкальная запись «Стон Земли»

 На сцену выходит девушка, за ней юноша, они к чему-то прислушиваются…

 Девушка: Ты слышишь, кто-то нас зовет?! Кому – то страшно, жутко, больно!

 Юноша: Ну, ладно причитать, уже довольно! Не человек на помощь звал, то мать-земля от горечи вздыхает.

 Девушка: Земля жива? Да как же! В ней живого нет крупицы.

                                   Жив человек, животные и птицы.

                                 Да даже червь, букашка, рыба.

                                 Но как землица может быть живой?

                                 Что говоришь? Ты дружишь с головой?        

 Юноша:                   Садись поближе и послушай ты меня.

                                 Вот, скажем, осень… Дождь идет…

                                 Гляди, землица наша пьет.

                                 Зимою спит, весной встает,

                                 И все кругом уже цветет.

 Девушка:                 Я поняла. А реки – кровь,

                                 А гумус – кожный ей покров –

                                 Дрожит от взрывов, как от страха,

                                 А лес-тайга – земли рубаха.

                                 Прости, ведь я не думала тогда,

                                 Что матушка-земля жива!

                                 И думаю, не все и люди знают,

                                 Что мать свою родную обижают.

                                 Мы любим лишь себя и уважаем,

                                 И дом свой, и квартиру прибираем.

                                 У нас-то чисто, а земли не жалко,

                                 Земля отныне – как большая свалка.

 Юноша: Я Земля! Я – в беде!

              Взгляните, люди, на меня:

             Пылаю я в дыму огня.

         Меня взрывают, роют, жгут.

              Меня совсем не берегут.

              Бутылки, банки, коробки.

              Погибну скоро я с тоски.

              Конфету съел – и что, малыш,

              Бросаешь фантик, не глядишь?

              Пуста бутылка, все испил?

              А унести не стало сил?

              Услышьте голос мой родной

              Я плачу дождевой слезой.

              Я задыхаюсь, не молчу. Землетрясениями кричу.

              Я гневаюсь раскатом грома.

              Хочу быть чистой и здоровой! (Земля уходит)

Вместе: Что завтра будет? И подумать страшно…

              Надо юннатов скорей собирать, агитбригаду создавать.

              Ведь вместе же великая мы сила! (Уходят)

Ведущий: У нас в гостях прямо из леса белоствольная красавица (на сцене появляется девочка в костюме березы, она читает стихотворение).

 Береза

         Я береза белая, я в лесу росла,

         Горем поделиться к вам сюда пришла.

         Про мою обиду, про мою беду

         С самого начала речь я поведу.

         Я шумела весело летом и весной,

         Птицы голосистые пели надо мной.

         Приходили люди в летний жаркий день,

         Под моими ветками находили тень.

         Но житью хорошему вдруг настал конец,

         В лес пришёл однажды мальчишка-сорванец.

         Он изрезал ножичком всю мою кору,

         Было очень больно мне, думала умру.

         Он не успокоился, он поджег меня,

         Корчились листочки, сохли от огня.

         Вы ему напомните, сорванцу тому,

         Про березку белую в пламени, в дыму.

         Ведь березка каждая тоже хочет жить,

         С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

         Ведь березку каждую следует беречь,

         Но зачем березку резать или жечь.

Ведущий: Очень бы хотелось, чтобы эти цифры и факты не прошли мимо вашей души. Если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить основу нашего существования – природу Земли.

Звучит музыка. На сцену выходят Витя, Оля, Коля и Миша; они спорят, что-то доказывают друг другу. К ним подходит ведущий.

Ведущий: О чём спор? Что вы за проблемы решаете?

Оля: Да вот, услышали о глобальных проблемах Земли и спорим. Вот Витя и говорит…

Витя: Постой, я сам. Много тут про охрану природы говорили, а что можем сделать мы? Пусть об этом взрослые дяди и тети думают. А нам это не под силу.

Коля: Не под силу говоришь? Неправда, мы многое чего сделать можем.

Витя: Ну что, например? Что?

(Ребята советуются, спорят)

 Коля: Вот, например, самим соблюдать правила поведения в природе. А это значит…

 Оля: Не засорять места, где ты отдыхаешь.

 Маша: Не рвать целыми охапками цветы.

 Коля: Идя в лес за грибами, взять с собой нож, чтобы срезать гриб, а не вырывать его с корнем.

 Миша: Не ломать черемуху.

 Оля: Не разводить где попало костров в лесу.

 Маша: если ты взял сок у березы, замажь эту ранку землей. А лучше всего не бери.

 Оля: А еще мы можем создать общество защиты домашних животных.

 Маша: А разве нельзя выставить экологический пост во время цветения черемухи и сирени?

 Коля: Вот видишь, всё это нам под силу.

 Ведущий: Хотелось бы, чтобы наша планета оставалась такой же красивой, и парили в небе прекрасные птицы – белые лебеди.

  Все вместе:

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ!

ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,

БАБОЧКУ НА ЛИСТЬЯХ ПОВИЛИКИ,

НА ТРОПИНКАХ СОЛНЕЧНЫЕ БЛИКИ,

НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА,

НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА,

ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПОЛЕМ,

ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РОДНЫМ ПОКОЕМ

ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В НЕБЕ,

 БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!  БЕРЕГИТЕ!

 Мы, юные хранители природы, клянемся:

 1.Жить и учиться так, чтобы быть полезным своему Отечеству.

2.Быть честным и правдивым.

3.Любить и заботиться о своих меньших братьев.

4.Постоянно охранять окружающую нас природу.

5.Быть примером для всех, кому дорога наша планета Земля.

 6.Ведущая: Мы желаем добра, мира и красоты нашей планете!

 До новых встреч!

Ход игры

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)


«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили
мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без
присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его
в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне
возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё
одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже
сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны
английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы,
завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача.
А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно
экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников
заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста
лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же
человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами,
которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна
любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе
сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические
понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело
можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в
конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных
    отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный
    способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных
    комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К
чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море,
растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия
может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают
человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих
насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого
убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее
время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено
отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в
распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым
снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз
возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность
«цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного
«цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин



б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин



в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин



4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои
ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В
последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили
сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про
магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в
лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По
дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это
урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все
грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай,
перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и
полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра
подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые
яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом.
Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что
мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают
муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через
несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел
гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели
добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А
через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения
природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической
ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение
2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать
детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.


  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе
    своими действиями! Соблюдай меру и правила!

  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия
    полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того
решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  3. Ребята огородили муравейник. (с)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
  12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
  14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  16. Дети вешают кормушку. (с)
  17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
  18. Мальчики рассматривают жука. (к)
  19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
  20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
  21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
  23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
  24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в
    кармане, на землю. (ч)
  25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
  26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями
    на экологическую тему. (с)
  27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих
    растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
  28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую
    тему. (с)
  29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
  30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются
    законом. (к)
  31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
  32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
  33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
  34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
  35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
  36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
  37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в
    воду. (к)
  38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
  39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
  40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

8. «Экологическое лото»

Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение
3)

Заключение

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от
природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его
естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий
первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон –
человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать
впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть
и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в
полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение Земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!»
М. Дудин


«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко



Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо
    полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов
    пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и
    неосознанных туристов.

Использованная литература

  1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
  2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические
    материалы. – М.: АО МДС, 1996.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день сельскохозяйственного работника
  • Сценарий день шоколада игровая программа
  • Сценарий детского квеста на хэллоуин дома
  • Сценарий день сельского хозяйства беларусь
  • Сценарий день шляп