Сценарий день конституции республики башкортостан

Торжественная линейка, посвященная Дню Конституции Республики Башкортостан 24 декабря (на 5-10 минут)

Торжественная линейка, посвященная

Дню Конституции Республики Башкортостан 24 декабря (на 5-10 минут)

Атрибуты: флаг РБ, герб РБ, глобус.

1 Ведущий. 24 декабря-значительная дата в нашей Республике.

1 Чтец. Взгляни на глобус:

Вот он шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же о– Великая Россия –

Так зелена, так высока…

2 Чтец. -Башҡортостан – тыуған  ерем,

Һиндә  тыуҙым, һиндә  үҫәмен.

Һинән  яҡын, һинән гүзәлерәк

Юҡтыр  бер  ил – шуны  беләмен.

Киң  һәм  йомарт  ҡосағыңда

Һәр  саҡ  тыныс  минең  күңелем,

Татыулыҡ һәм  дуҫлыҡ  ере   һин –

Алмаштырмам  алтын –көмөшкә.

2 Ведущий 19 мая 1920 года был принят декрет о государственном устройстве Автономной советской Башкирской Республики в качестве первой Конституции.

Конституция Башкирской АССР с 1937 года действовала 40 лет. Конституция 1978 года действовала до 6 января 1994 года, то есть до официального опубликования Основного закона принятого 24 декабря 1993 года. 24 декабря мы отмечаем государственный праздник, который имеет особое значение в истории Башкортостана.

1 Ведущий. В нашей Конституции очень много законов

Например,

Каждый человек имеет право на свободу слова

Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

Каждый человек имеет право на работу

2 Ведущий.12 октября 1993 года Верховный Совет РБ принял Закон «О государственном гербе Республики Башкортостан». Государственный Герб является символом государственного суверенитета, отражает устремленность народа к свободе, его мужество, благородство и верность долгу. Герб представляет собой памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучи, вписанные в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента окрашенная в цвета государственного флага РБ с надписью по белому полю «Башкортостан».

1 Ведущий. Что же означают цвета государственного флага РБ? В государственном флаге Республики Башкортостан синий цвет означает ясность и чистоту помыслов народов республики, белый их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь лепестков, расположенных в центре белой полосы символизируют семь родов, положивших начало к единению народов Башкортостана.


2 Ведущий. Государственный гимн введен законом РБ от 12 октября 1993 года, им является торжественная мелодия «Республика». Автором гимна является Фарит Фатихович Идрисов. Авторы слов: народный поэт Башкортостана Равиль Бикбаев, Рашит Шакуров.

Чтецы. Башкортостан, Отчизна дорогая, Башкортостан ты наша честь и слава

Ты для нас священная земля, Доброй волей, дружбой ты силен.

С Урала солнце всходит, озаряя И стяг твой реет гордо, величаво –

Наши горы, реки и поля. Он свободой, братство окрылен.

Ведущий. Наша республика прекрасна. Посмотрите. Какая прекрасная природа: высокие деревья, полноводные реки, озера, могучие горы.

Чтецы. 

-Башкортостан! Единственное слово

Произнесу, и снова надо мной

То ветерок расплещется медово

То вдруг запахнет лазурной синевой

Народ свое душевное богатство

Через века и в новый век несет

Во имя дружбы и во имя богатства

Другим народам руку подает.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Преподаватель: Самигуллина Э.Ф., преподаватель правовых дисциплин ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна».

Тема занятия: Конституция РБ

Тип занятия: Классный час

Вид занятия: тематическая лекция

Тип занятия

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 30 мин

Оборудование: презентация, план-конспект, Конституция РБ.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Формирование правовой культуры;

  2. воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

Предметные:

  1. знать основные права и обязанности гражданина;

  2. знать основы конституционного строя РБ;

  3. знать органы государственной власти РБ.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово.

  2. Права и обязанности граждан по Конституции РБ.

  3. Государственная власть. Органы государственной власти.

  4. Символика РБ.

  5. Завершение. Подведение итогов.

План-конспект классного часа

12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых важных государственных праздников России.

24 декабря, в Башкортостане отмечается День Конституции. 20 лет назад основной закон республики был принят большинством голосов депутатов Верховного Совета. В документе закреплены основы конституционного строя Башкирии, а также ее суверенный статус. 

За время существования текст Конституции претерпел значительные изменения. Если первоначальный вариант был, по сути, главным законом «страны в стране», то сейчас статус документа вполне соответствует реальному положению региона в системе страны.

Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Наименования «Республика Башкортостан» и «Башкортостан» равнозначны. Республика Башкортостан является равноправным субъектом Российской Федерации.

Структура Конституции:

  • Преамбула

  •  Раздел первый

 Глава 1. Основы конституционного строя Республики Башкортостан

Глава 2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина

 Глава 3. Административно-территориальное устройство и столица Республики Башкортостан

 Глава 4. Законодательная власть

 Глава 5. Исполнительная власть

 Глава 6. Местные органы государственной власти Республики Башкортостан

 Глава 7. Судебная власть

 Глава 8. Местное самоуправление

 Глава 9. Финансы и бюджет

 Глава 10. Государственные символы Республики Башкортостан

Глава 11. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан

  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства

В Республике Башкортостан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством.

Все права гражданина можно условно разделить на несколько групп.

Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

— право на жизнь (ст.20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность; Никто не может быть произвольно лишен жизни.

— право на достоинство личности (ст.21) — предполагает, что госу­дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума­ляли его достоинство; Ничто не может быть основанием для его умаления.

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото­рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

— право на неприкосновенность жилища (ст.25); Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

— право свободно определять и указывать свою национальную при­надлежность и пользоваться родным языком (ст.26); Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

— право на свободу совести (ст.28);

— право на свободу мысли и слова (ст.29).

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. 

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

— свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;

— право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

— право на объединение (ст.30);

— право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

— право на участие в управлении делами государства (ст.32);

— право на обращения в государственные органы и органы местно­го самоуправления (ст.33).

Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.

Гражданам в соответствии с федеральным законом Республики Башкортостан обеспечивается право участвовать в управлении делами Республики Башкортостан как непосредственно, так и через своих представителей.

Гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Статья 34

Граждане в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан имеют равный доступ к государственной службе Республики Башкортостан и муниципальной службе.

Статья 35

В Республике Башкортостан в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан гражданам обеспечивается право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 36

В Республике Башкортостан каждому обеспечивается право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Статья 37

Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления.

Социальные, экономические, культурные права. Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие сво­боду предпринимательской и иных форм трудовой де­ятельности:

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

— право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);

Здесь стоит выделить права, связанные с гарантией нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);

— право на отдых (ч.5 ст.37);

— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30).

Конституция запрещает принудительный труд, а также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.

Каждый человек имеет право на отдых: федеральным законом устанавливается продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, обеспечивают нормальное фи­зиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

— право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о ее состоянии (ст.42).

В соответствии с Конституцией родители имеют равное право и равную обязанность  воспитывать своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для должностных лиц, скрывающих обстоятельства, создающие угрозу для здоровья и жизни людей, предусмотрена ответственность в соответствии с федеральным и законами.

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов­ному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция провозглашает следующие:

  • Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях

Право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  • Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

  • Свобода преподавания

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию и законы (ст. 15);

  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

  • заботиться о детях (ст. 38);

  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

  • получить основное общее образование (ст. 43);

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Государственная власть в РБ

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В Республике Башкортостан действует конституционная система власти народа.

Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан (в настоящей Конституции — Государственное Собрание Республики Башкортостан). Государственное Собрание Республики Башкортостан избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.

Статья 71

К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:

1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;

4) утверждение программ социально — экономического развития Республики Башкортостан;

5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

6) установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;

7) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчетов об их исполнении;

8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.

Президент Республики Башкортостан является высшим должностным лицом Республики Башкортостан, представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Президент Республики Башкортостан избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Башкортостан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации федеральным законом.

Срок полномочий Президента Республики Башкортостан составляет пять лет.

Президент Республики Башкортостан:

1) гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории;

2) определяет основные направления социально — экономического развития Республики Башкортостан;

3) формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью;

4) назначает Премьер — министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;

5) образует и ликвидирует министерства и государственные комитеты Республики Башкортостан;

6) назначает и освобождает от должности заместителей Премьер — министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер — министра Правительства Республики Башкортостан;

7) обнародует законы Республики Башкортостан либо отклоняет их;

8) вносит законопроекты в Государственное Собрание Республики Башкортостан;

9) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан программы социально — экономического развития Республики Башкортостан;

10) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан не реже одного раза в год Доклад о положении в республике, обращается с Посланием к народу Республики Башкортостан и к Государственному Собранию Республики Башкортостан;

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан в составе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан.

6) участвует в проведении единой федеральной политики в области финансов;

7) участвует в проведении единой федеральной политики в области культуры, науки, образования;

8) участвует в проведении единой федеральной политики в области здравоохранения, социальной защиты, социального обеспечения;

9) участвует в проведении единой федеральной политики в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды;

10) управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Судебную власть в Республике Башкортостан осуществляют Конституционный Суд Республики Башкортостан, федеральные суды и мировые судьи.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.

Ведущий: Дорогие друзья! Каждому из нас близко и понятно слово Родина. Родина — это место, где мы родились, где живут и жили наши родители, дедушки, бабушки и наши далёкие предки. Здесь нам все близко и знакомо — язык, быт, традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди. Живя на родине, в Башкортостане, мы являемся равноправными гражданами государства. Основным законом, которого является Конституция Республики Башкортостан. 24 декабря — День Конституции РБ. Поздравляем всех с этим праздником, (стихотворение «Башкортостан поля твои»).

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан

Своей грядою седою

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравниться с высотою.

Пусть яблони к земле

От тяжести склоняются

И пусть любой в твоей семье

В пять раз прибудет счастье!

Ещё чего желаем мы?

Чтобы в отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше.

Ведущий: Мы с вами собрались сегодня, чтобы поиграть дружно, задорно, весело. КВН — клуб весёлых и находчивых! Наша игра сегодня будет посвящена Башкортостану — любимой нашей родине, её истории, культуре.

КВН — весёлый клуб, любит он находчивых

Думай, если ты не глуп, отвечай доходчиво.

Пусть веселая игра знать тебе поможет

Почему? Зачем? Когда? Все узнать, что сможешь!

Проигравших здесь не будет. Победит лишь знания.

Не беда, что выигрыш труден, прочь, отбрось страдания.

Наша древняя земля, улицы, проспекты —

Все приветствуют тебя, победитель, где ты? ( команды выходят на сцену)

Акбузат

  1. Как называли город Уфу в 16в. (Имэн — кала)

  2. Первая башкирское месторожде­ние нефти открытое в 1932году? (деревня Ишимбай).

  3. Когда была принята Декларация о гос. суверенитете нашей республи ки? (И октября 1990г.)

  4. Что означает зеленый цвет в гос. флаге РБ? (зеленый цвет и вечность жизни)

  5. Как называется по-другому гос. собрание РБ? (курултай)

Ведущий: Соревнуются две команды: Салават и Акбузат. Просим команды на сцену. Команда вам слово. (Приветствие). А теперь начинаем разминку. Каждая команда задает по шесть вопросов команде — сопернице. Время на обдумывание 30 секунд. Итак, вопросы по истории Башкортостана.

Салават

1.К какому веку относится первые письменности упо -минания о башкирах ( 19в)

  1. Когда через башкирские земли проследовало посоль -ство Багдадского халифата в Волжскую Булгарию, в составе] Которого находился Ибн -Фадлан.( 922г.)

  2. Что такое « Шэжэре»? (родословная летопись одно -временно)

  3. Какой город был столицей

Башкортостана до 1922г?( Стей 6. Кто является автором герба РБ?
литамак) (Ихласов)

  1. Что означает синий цвет в гос — флаге в РБ?( цвет небес, означает ясность, частоту по­мыслов народа)

  2. Кто написал музыку гимна РБ? (Идрисов)

Ведущий: Пока команды готовятся к проверке домашнего задания, мы предлагаем следующий конкурс для болельщиков: необходимо описать приготовление какого либо национального блюда (конкурс)

Ведущий: Итак, домашнее задание. Каждая команда соперника должна угадать, о каком событии идет речь, что было дальше.

Ведущий: Выступает команда «Салават» (инсценировка эпизода « Крещение русским царём Иваном IV)

Ведущий: приглашаем для домашнего задания команду «Акбузат» (открытие нефти 1932году).

Ведущий: Следующий конкурс называется « Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» на столе разложены разные картины, фотографии, рисунки. Вы должны срывать первый листок, на обратной стороне, которого ваше задание и из рисунков выбрать только то, что указано в вашем задании.

Салават

1.Здание Башкирского гос -го академического театра.

  1. Животное, которое не раз упоминается в произ — ях башкирского УНТ.

  2. Портрет башкирского на -родного поэта, которому при­надлежат слова (… Моя баш -кирия с березовой листок ве­личины…)

  3. Название самой высокой горы Башкортостана (Яман-тау)

  4. Портрет Президента РФ.

  5. Флаг РБ.

Акбузат

1.Здание гос — го театра оперы и ба -Лета РБ.

2. Птицу, которой посвящается мно -гие народные песни. Также названа одна из песен Загира Исмагилова. З.Портрет татарского народного поэ­та, которому принадлежат стихи « И туган тел».

  1. Название пещеры в Баш — не, где были обнаружены рисунки древне­го человека.

  2. Портрет Президента РБ . б.Флаг РФ.

Ведущий: Следующий конкурс, разгадывание кроссвордов. Обе команды разгадывают один и тот же кроссворд.

1.Название горной цепи, служащей границей между Европы и

Азии.

2.Название города РБ.

  1. Уваж. обращение к пожилому мужчине.

  2. Природные явления.

  3. Девичья имя ( перевод на русский язык « красивая»)

  4. Русское название крупной реки РБ. 7.Молочный продукт.

8. Название журнала РБ.

8

1

2

3

4

5

7

Ведущий: Пока команды разгадывают кроссворд, конкурс для болельщиков. Кто больше назовет города Башкортостана?

Ведущий: А теперь викторина. Какая команда ответит быстрее?

  1. Назвать не менее пять газет, издающихся в Башкортостане.

  1. Кто является автором оперы « Салават Юлаев»? ( 3. Исмагилов)

3. Кого в башкиры называли « Ак батша»? ( Иван IV)

  1. С чьим именем связана появление выражения « Эдрэй казнасы»? (с именем прибыльщика Петра I Андрея Жихарева, пытавшегося ввести в Башкортостане множества новых видов наборов в начале XVIII веке)

  2. Под каким именем известен в нашей стране уроженец Учалинского района Шакирьян Мухаметьянов? (А. Матросов)

  3. На каком материке расположена наша республика? (Евразия)

  4. Кто был командиром 112 башкирской кавалерийской дивизии? (Шаймуратов)

  5. Что такое « бортничество»? (сбор мёда диких пчёл)

10. Кто был первым Президентом РБ? (Рахимов)
Ведущий: Итак, следующий конкурс по символике

Башкортостана. Приглашается 1 участник. (Нарисовать красиво флаг республики). Остальные рассказывают о флаге и гербе РБ.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, предлагаем посмотреть выступления учащихся.

1. Стихотворение: Б. Альберт, Ф. Венер, Я. Алия, В. Алия,

Х.Гульназ, X. Камилла.

2. Песня « Дан сина, дан, Башкортостан».

Б. Илида, X. Гульназ, Б. Гузелия.

3. Стихотворение М. Карима:

И.Индира, И. Ильнур, И. Ильмира. ( Жюри подводят итоги, награждение победителей и активных болельщиков)

Цели: расширить знания учащихся о Родине, её символах, основных правах и обязанностях граждан РБ, о главной книге государства – Конституции Республики Башкортостан; развивать логику мышления, тренировать память; воспитывать любовь к своей Родине.

Оформление: плакат с символами РБ, цветик-шестицветик.

Подготовительный этап: Подготовить цветик-шестицветик из двусторонней разноцветной бумаги: на внешней части написать ответы к вопросам, на внутренней соответствующие буквы из которых получится слово. Перед классным часом раздать на отдельных листочках стих 1 и стих 2 тем ребятам, которые смогут их выразительно прочесть

Проведение классного часа

Учитель: Заливается звонок – начинается урок:

У всего своё начало:

У домов, у кораблей,

У дороги – от причала

Через тридевять морей.

У хлебов – в полях раздольных,

У комбайна, у станка –

Всё идет от двери школьной

И от первого звонка.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

«День Конституции Республики Башкортостан»

Классный час

проведённый в 1 А (г.) классе

Провела: классный руководитель

Хаматдинова Г.У.

Дюртюли — 2015

Цели: расширить знания учащихся о Родине, её символах, основных правах и обязанностях граждан РБ, о главной книге государства – Конституции Республики Башкортостан; развивать логику мышления, тренировать память; воспитывать любовь к своей Родине.

Оформление: плакат с символами РБ, цветик-шестицветик.

Подготовительный этап: Подготовить цветик-шестицветик из двусторонней разноцветной бумаги: на внешней части написать ответы к вопросам, на внутренней соответствующие буквы из которых получится слово. Перед классным часом раздать на отдельных листочках стих 1 и стих 2 тем ребятам, которые смогут их выразительно прочесть

Проведение классного часа

Учитель: Заливается звонок – начинается урок:

У всего своё начало:

У домов, у кораблей,

У дороги – от причала

Через тридевять морей.

У хлебов – в полях раздольных,

У комбайна, у станка –

Всё идет от двери школьной

И от первого звонка.

Игра «Цветик-шестицветик».

Учитель читает вопрос, затем тот, кто знает ответ на вопрос, находит среди лепестков свой ответ и отрывает этот лепесток. По истечении всех вопросов в том же порядке в каком отвечали на вопросы учащиеся обратно на доску приклеивают лепестки, но обратной стороной, чтобы получилось слово РОДИНА.

Задания к лепесткам.

Желтый: Р. Вини-Пух и Пятачок пошли в поход. Они взяли с собой веревку, вдруг пригодится. На этой веревке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на веревке? (5 частей)

Синий: О. Ваня ходил в лес и набрал полную корзинку грибов: маслят, мухоморов, шампиньонов. Вкусный ли будет грибной суп? (нет)

Красный: Д. Семь воробушек спустились на грядку. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке? (ни одного)

Оранжевый: И. Закончите пословицу: «Для Родины своей ни сил, …»(ни жизни не жалей)

Зеленый: Н. Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? (колобок)

Фиолетовый: А. Чашки 3 и 3 постели, стульев тоже 3, смотри и жильцов здесь в самом деле проживает ровно … Откуда этот отрывок? (3 медведя)

Учитель. Итак, давайте прочитаем слово, которое написано на лепестках (РОДИНА)

Ученик: Слышишь песенку ручья? (стих 1)

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Школа, где твои друзья, —

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина.

Учитель: А наша Родина – Республика Башкортостан. Республика, в которой мы родились, живём и учимся. Строим мы свою жизнь по Конституции. Конституция – основной закон, это свод правил и обязанностей, которые позволяют всем гражданам страны дружно жить, работать и отдыхать.

Принята 24 декабря 1993 г. за N ВС-22/15. С изменениями от 3 ноября 2000 г., 3 декабря 2002 г., 15 июня 2006 г. Республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений. Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина. Всего было внесено около 10 поправок, и теперь она полностью соответствует федеральному законодательству.

  • Для гражданина Родина — это родная земля.

  • Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

  • Вот только защитить себя не может. Защитить ее — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

  • В переводе с латинского гражданство означает «общее дело». Значит, гражданин – участник общего дела, а гражданство –активное участие в делах государства.

  • У настоящего гражданина развито чувство ответственности, он обладает активной гражданской позицией, то есть гражданственностью.

  • Гражданин — это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

  • А какой посильный вклад в решение общих дел можем внести мы, как граждане своей страны?

  • Как мы защищаем родную землю?

  • Мы должны понимать, что Родину любить — это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.

  • В наших силах сделать свой двор, улицу, город чище, красивее! А начать можно с малого: ведь чисто не только там, где убирают, а в первую очередь там, где НЕ МУСОРЯТ!

  • Иметь активную гражданскую позицию, участвовать в общественной жизни.

  • Извлекать уроки из прошлого, каждого прожитого дня.

  • Требовать перемен, участвовать в политике, понимать, что наше участие в выборах значит многое.

  • Мы должны быть упорными в учебе, в работе, не переставать бороться со своими слабостями.

Ты должен посвятить отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек. Д. И. Фонвизин

Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня — мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной — единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.

Да, ребята, «она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться — ваших.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в
длительном лечении, Шафрановская санаторная школа — интернат

План — конспект аттестационного занятия

«Конституция — основной закон Республики
Башкортостан. Символы Башкортостана».

Разработала и провела

воспитатель 1 категории :

Янбаева Фарида Наримановна.

Шафраново 2014г.

Класс: 3

Форма: беседа — практикум.

Цель: Формирование представления учащихся о государственных
символах Республики Башкортостан, о Конституции РБ, основных правах
и обязанностях граждан.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
    бережного отношения к историческому наследию Башкортостана.

  2. Создать условия для развития самостоятельности и
    практической активности учащихся.

  3. Создать условия для воспитания культуры речевого общения.

  4. Развивать коммуникативные навыки.

  5. Развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование : интерактивная доска, отрывок мультфильма «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях», слайды, запись «Гимн
Республики Башкортостан», плакаты с государственной символикой
России, Р. Башкортостана, разукрашка герб РБ, цветные карандаши,
прямоугольная самоклеющаяся бумага (голубая, зеленая), маленькие
флажки для рефлексии.

Предварительная работа: репетиция мини- сценки, разучивание
физ.минутки.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, практические,
личностные, индивидуальные.

План занятия:

1.Орг. момент.

2.Целеполагание.

3.Основная часть

Тема: «Конституция — основной закон РБ. Символы
Башкортостана».

  1. Конституция;

  2. права;

  3. обязанности;

  4. символы РБ с элементами практики;

  • герб;

  • флаг;

  • гимн.

4.Итог

5. Рефлексия.

Ход занятия

1.Орг. момент .

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Посмотрите,
пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

2.Целеполагание.

Ребята , посмотрите передо мной лежат книги (красная книга,
энциклопедия, конституция). Кто мне скажет что это за книга? о чем
рассказывает книга? ( красная книга) ( ответы детей)

— Да, действительно в книге записаны редкие виды животных и
растений.

— Ребята, а вот это что за книга? О чем рассказывает нам большая
книга? (Народные сказки) ( ответы детей)

Ребята , как вы думаете, а в этой маленькой книжке о чем идет
речь?

(раздаю книжки, ознакамливаются)

Работа в парах

— О чем пишут в этой книге? ( ответы детей) ( законы, статьи,
права и обязанности)

— Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (ответы детей,
о Конституции Республики Башкортостан)

— Да ребята , мы с вами сегодня будем говорить о Конституции
Республики Башкортостан.

3. Основная часть

(с.1) Тема : «Конституция — основной закон Республики
Башкортостан. Символы Башкортостана».

— Ребята, сегодня какое число? (23 декабря). А какие праздники,
знаменательные даты в декабре вы знаете?(ответы детей: день
рождение, Новый год).

— И у нашей Конституции Республики Башкортостан завтра, 24
декабря День рождение. Ребята посмотрите первую страницу книги и
прочитайте. В каком году она была принята? С тех пор этот день
является государственным праздником нашей страны. (Принят 24
декабря 1993г ).

— Давайте ребята еще раз пролистаем книгу повнимательнее .
Откройте её на последней странице, там где оглавление. Что там
написано? ( права, обязанности)

Что же такое Конституция?

(с.2) — Конституция — это главный закон, который определяет права и
обязанности граждан.

— Какими же правами обладает человек?

(с.3 ) Права

— право на жизнь;( нов.ст.22, стар.ст26)

— право на имя, отчество, фамилию;

— право на заботу, защиту и воспитание, знать своих родителей,
совместно с ними проживать; ( нов.ст.42, стар. ст 47)

— право на образование;( нов..ст.47, стар. Ст. 52)

— право на медицинское обслуживание; ( нов.ст.43, стар.ст48)

— право выражать своё мнение;( нов.ст 29, стар.ст .33)

— право на уважение человеческого достоинства;( нов.ст.23,
стар.ст27)

Физминутка «зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком —

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

(с.4) Просмотр отрывок мультфильма: «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»

— Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?

— Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить
за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других
людей?

Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор.
Забегает сын Петя.

Сын:

— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол,
начинает есть)

Мать:

— С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

— Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах
ребёнка знакомились!

Бабушка:

— Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление
поднялось.

Сын:

— Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за
стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

— Помой посуду, сынок.

Сын:

— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится,
смотрит телевизор).

Отец:

— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

— Это проявление жестокости, папа.-

— Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих
прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами
других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав,
но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

У нас есть не только права, но и обязанности. Вспомните и
назовите свои обязанности поведения в школе.

(с.5) Мы обязаны:

— Хорошо учиться.

— Приходить в школу вовремя.

— Внимательно слушать учителя во время уроков.

— Быть аккуратным и вежливым.

— Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах.

— Не бегать и не кричать на переменах.

— Не мешать окружающим.

— Обязательно выполнять требования дежурных в школе.

— Беречь учебники и школьное оборудование.

— Уважать труд технического работника..

(с.6) Игра: «Закончи предложение»

— В школе я должен:

— В школе я имею право:

— Дома я должен:

— Дома я имею право:

Ребята, откройте стр. 63(стар) статья 156, стр36 (нов). Статья
119.

Каждый гражданин должен знать основные символы своего
государства, законы, свои права и обязанности). Назовите основные
символы государства. (Герб, флаг, гимн).

(с. 7) герб.

— Ребята, найдите пожалуйста герб Республики Башкортостан.

— А почему вы так решили? Чем отличается наш герб?

Государственный герб нашей Республики был принят 12.12.1993
года.

На нем изображен памятник Салавату Юлаеву (символ мужества
народа) на фоне восходящего солнца и лучей, что символизирует
стремление народа к свободе. По краям герба — башкирский орнамент.
Ниже изображены соцветие курая- это символ стремления к единству;
лента окрашенная в цвета Государственного флага РБ с надписью по
белому полю «Башкортостан»

( Разукрасить карандашами герб Башкортостана)

(с.8) флаг.

— Ребята , найдите пожалуйста флаг Башкортостана.

— Чем он отличается от других флагов?

Государственный флаг РБ был принят 25 .02. 1992 года. Это
прямоугольное трехцветное полотнище: синий цвет означает ясность и
чистоту помыслов народов республики; белый цвет означает миролюбие,
открытость, готовность помочь; зеленый — свободу, вечность жизни.
На белой полосе в середине есть круг- знак вечного движения, а
середине круга- цветок курая, состоящий из семи лепестков — они
олицетворяют семь родов, положивших начало башкирскому народу.

— Прошу всех встать (звучит гимн)

-Узнали? (Гимн)

Как нужно слушать гимн? (ответы детей)

— Да, правильно, гимн слушают стоя, вытягивают руки по швам, не
смеются и не разговаривают.

Государственный гимн республики — Он был принят 12.10. 1993 года.
Авторы слов- Равиль Бикбаев и Рашит Шакуров, а музыку написал Фарит
Идрисов. Государственный гимн нашей республики выражает
независимость нашей республики, единство и дружбу ее народов.

4.Итог: Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное дню
принятия Конституции. Давайте подведем итог.

5.Рефлексия.

Лист самооценки:

Получил удовольствие.

Узнал что- то новое.

Ничего не понял.

Научился.

Удивился.

Расстроился.

Литература:

Учитель Башкортостана. № 9 2004.

Живые родники. М. Х. Идельбаев, А. М. Сулейманов. Уфа — 2005

Родной Башкортостан. Азнагулов Р. Г. , Аминева Ф. Х. Уфа — 2005.

Ссылки на иллюстрации:

www.bashturist.ru/maps/sity/details.php?image_id=149-карта

pppinrussia.ru/userfiles/upload/images/Герб%20Республики%20Башкортостан.png

m.images.yandex.ru/touchsearch?text=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0&p=47&img_url=images.wikia.com%2Ficehockey%2Fimages%2Ff%2Ffe%2FFlag_of_Bashkortostan.png&rpt=simage-флаг</<font
face=»Times New Roman, serif»>

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 76

Г. Уфа, Республики Башкортостан.

Номинация конкурса: Организация досуга и внеклассной

деятельности.

Методические рекомендации
Классный час по теме: «Конституция России и Республики Башкортостан»

Автор: Каразеева Елена Валентиновна, учитель технологии, первой категории.

Место выполнения работы: МБОУ СОШ №76, г. Уфа, Республики Башкортостан, ул. Победы – 24.

Классный час на тему: «Конституция России и Республики Башкортостан»
Цель:
●Продолжать знакомство с Российскими праздниками и праздниками Республики Башкортостан.

Сделать акцент на вопросах темы, способствующих воспитанию патриотизма.

Дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна.

Содействовать развитию познавательной активности.

Формировать гуманизм, всесторонне развитую личность.

Оборудование:

  • Гимн России, Республики Башкортостан.
  • Мультимедийный проектор, проигрыватель.
  • Фотография президента России, Республики Башкортостан.
  • Плакаты с изображением символов России, Республики Башкортостан.

Конституция России, Республики Башкортостан

Ход классного часа

1. Организационный момент: Учитель: Сегодня наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше — это день Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?

Ответ детей:………( Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

 Учитель: Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

Храни порядок, и порядок сохранит тебя
Сегодня вы познакомитесь с основными понятиями: 1. Конституция Российской Федерации (РФ) и Республики Башкортостан (РБ).
2. Флаг России и Республик и Башкортостан Башкортостана
3. Герб Российской федерации и Республики Башкортостана
4. Гимн РФ и РБ

Также, мы с Вами поговорим о целях и задачах о конституции. 2. Основная часть:

А) Определение Конституции

Учитель: Конституция — это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Учитель: Конституция -основа всего текущего законодательства. Действующая Конституция принята 12 декабря 1993 года. Теперь этот день объявлен Днем Конституции России. Данная Конституция действует уже 20 лет.
Учитель: Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.

Б) История Конституции РФ
http://file2.podfm.ru/10/106/1069/10693/images/lent_14050.jpg
Учитель: История Конституции уходит своими корнями в 19 век. В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором, предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.

В) Конституция РБ

http://www.rb21vek.com/uploads/posts/2009-12/1261647372_08.jpg

Учитель: Республика Башкортостан входит в состав Российской Федерации, но является отдельным субъектом права и имеет свою Конституцию, которая повторяет Конституцию РФ, однако имеет свои статьи отличные от Конституции РФ. Республика, в которой мы родились, живём и учимся. Строим мы свою жизнь по Конституции.

Конституция Республики Башкортостан гораздо моложе, она была принята 20 лет назад, 24 декабря

1993 г., за N ВС-22/15. С изменениями от 3 ноября 2000 г., 3 декабря 2002 г., 15 июня 2006 г. Республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений. Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина. Всего было внесено около 10 поправок, и теперь она полностью соответствует федеральному законодательству.

В) Флаг Российской Федерации.
http://www.pro-goroda.ru/sites/default/files/field/image/flag_0.jpg

Ученица….: В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимн
Флаг России выглядит так
,
Белый цвет — за Отечество
Синий цвет — Верность
Красный цвет — Отвага, битва за веру

Учитель: Как же выглядит флаг Республики Башкортостан?

Ответ детей:…………………………………(Синий, белый, зеленые цвета).

Учитель: А что они означают, вы знаете?

Ответ детей:……………….( Нет)

Учитель: Давайте посмотрим, как выглядит флаг Республики Башкортостана и узнаем значение цветов флага.

http://svflag.ru/upload/iblock/a1a/246_0.jpg

Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан;

Белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан;

Зелёный — свободу, вечность жизни.

Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Г) Герб
Ученик……..: Одной из основных символик государства является герб. На гербе Российской Федерации изображен двуглавый орёл, который был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
http://svflag.ru/upload/iblock/c93/527_0.jpg
Учитель: На Российском гербе

короны расположенные на головах орла, можно трактовать как символы трёх ветвей власти -исполнительной, законодательной короны и судебной.Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змеяэто символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.

Учитель: Вспомните, как выглядит герб Республики Башкортостан?

Ответы учеников:………………… (На гербе РБ изображен памятник Салавату Юлаеву и цветок курая).

Учитель: Посмотрите Герб Республики Башкортостан представляет

http://bishaul.ru/uploads/posts/2011-05/1306193034_f22643.gif

собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зелёного, восходящее солнце — светло-золотистого, лучи солнца — жёлтого,

фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружная окружности — темно-золотистого цветов.

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность.

Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Автор герба —

Фазлетдин Фаррахович Ислахов
Д) Гимн
Учитель: Следующим символом государственной власти, является, известный вам государственный гимн Российской Федерации.

Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:

Учитель: Ребята давайте вспомним слова гимна и все вместе споем его.
(Включить гимн РФ)
1)Гимн России

1.Россия -священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая богом — родная земля!
Припев

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
2)Гимн РБ

Учитель: Скажите когда был утвержден гимн РБ?

Ответы учеников: ………

Учитель: Государственный гимн Республики Башкортостан впервые был утверждён Законом РБ «О Государственном гимне Республики Башкортостан» от 12 октября 1993 года.

6 июля 1999 года был утверждён Закон «О государственной символике Республики Башкортостан», в котором был изложен порядок исполнения и использования государственного гимна республики.

Исполняется во время открытия и закрытия торжественных собраний и заседаний, посвящённых государственным праздникам Башкортостана и Российской Федерации; после принесения присяги при вступлении в должность Президента Башкортостана; во время открытия и закрытия заседаний Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, представительных органов муниципальных образований; во время официальной церемонии подъема флага Башкортостана и других официальных церемоний, проводимых органами государственной власти республики; во время церемоний встречи и проводов посещающих Республику Башкортостан с официальным визитом глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств и других случаях предусмотренным законом.

Гимн может исполняться на государственных языках Башкортостана в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте; а также с использованием средств аудио- и видеозаписей, теле- и радиотрансляций.

Учитель: Предлагаю послушать гимн РБ.

Текст на русском языке
Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.
Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины — и всегда
Процветай, Башкортостан!
Башкортостан — ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво —
Он свободой, братством окрылен.
Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?

Ответы учеников:………

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже

имеет право на:

жизнь,

гражданство (это значит право проживать в стране),

медицинское обслуживание,

равенство,

свободу,

отдых,

социальное обеспечение,

наслаждение искусством.

И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители.

Ребенок, как и всякий человек, имеет право на

собственную личную жизнь,

свою тайну.

Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

Учитель: А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?

Ответы учеников: …………(Право учиться.)

Учитель. Правильно.

Право учиться,

передвигаться свободно даже по другим странам,

право на защиту,

свободу мысли и высказывания,

получение информации и так далее.

А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Учитель: Ребята, скажите, а человек только правами обладает?

Ответы учеников:…….(Нет. Есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность?

Ответы учеников: ……..(Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?

Ответы учеников:……………….(Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?

Ответы учеников:……………….(Каждый.)

Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
3. Заключительная часть:

Мы сегодня многое узнали про Конституцию. Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции. Как выглядит герб и флаг РФ и РБ. Вспомнили гимн РФ и РБ. Ознакомились с права и обязанностями прописанными в Конституции РФ и РБ.

Выходят учащиеся и читают стихотворение
В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.
Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес


ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Шафрановская
санаторная школа – интернат
План – конспект аттестационного занятия
«Конституция – основной закон Республики Башкортостан. Символы
Башкортостана».
                                                                                          Разработала и провела 
                                                                                                воспитатель 1 категории :
Янбаева Фарида Наримановна. Шафраново 2014г.
Класс: 3
Форма: беседа ­ практикум.
Цель:  Формирование представления учащихся о государственных символах 
Республики Башкортостан, о Конституции РБ, основных правах и 
обязанностях граждан.
Задачи: 
1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного 
отношения к историческому наследию Башкортостана.
2. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности
учащихся.
3.  Создать условия для воспитания культуры речевого общения.
4. Развивать коммуникативные навыки. 
5. Развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование : интерактивная доска, отрывок мультфильма «Сказка о 
мертвой царевне и семи богатырях», слайды, запись «Гимн Республики 
Башкортостан», плакаты с государственной символикой России, Р. 
Башкортостана, разукрашка герб РБ, цветные карандаши, прямоугольная 
самоклеющаяся бумага (голубая, зеленая), маленькие флажки  для 
рефлексии.
Предварительная работа: репетиция мини­ сценки, разучивание физ.минутки.
Технологии:  здоровьесберегающие, игровые, практические, личностные, 
индивидуальные.
План занятия:
1.Орг. момент.
2.Целеполагание.
  3.Основная часть
Тема: «Конституция – основной закон РБ. Символы Башкортостана». 1. Конституция;
2. права;
3. обязанности;
4. символы РБ с элементами практики;

герб;
 флаг;

гимн.
4.Итог
5. Рефлексия.
Ход занятия
1.Орг. момент .
Ребята, сегодня на нашем занятии  присутствуют гости. Посмотрите, 
пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня. 
 Всем, всем добрый день! 
 Прочь с дороги наша лень! 
 Не мешай трудиться, 
 Не мешай учиться!
2.Целеполагание.
Ребята , посмотрите   передо мной лежат книги (красная книга, энциклопедия,
конституция). Кто мне скажет что это за книга?  о чем рассказывает книга? 
( красная книга) ( ответы детей)
­ Да, действительно в  книге записаны  редкие виды животных и растений.
­ Ребята,  а вот это что за книга?  О чем рассказывает нам  большая книга? 
(Народные сказки)  ( ответы детей)
Ребята , как вы думаете, а в этой маленькой книжке  о чем идет речь?
(раздаю книжки, ознакамливаются)
Работа в парах
­ О чем пишут в этой книге?  ( ответы детей) ( законы, статьи, права и 
обязанности)
­ Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?  (ответы детей, о 
Конституции Республики Башкортостан)
­ Да ребята , мы с вами сегодня будем говорить о Конституции Республики 
Башкортостан. 3. Основная часть
(с.1) Тема :  «Конституция – основной закон Республики Башкортостан. 
Символы Башкортостана».
­ Ребята, сегодня какое число? (23 декабря).  А какие праздники, 
знаменательные даты в декабре вы знаете?(ответы детей: день рождение, 
Новый год). 
­ И у нашей Конституции Республики Башкортостан завтра,  24 декабря  День
рождение. Ребята посмотрите первую страницу книги и прочитайте. В каком 
году она  была принята? С тех пор этот день является государственным 
праздником нашей страны. (Принят 24 декабря 1993г ). 
­ Давайте ребята еще раз пролистаем книгу  повнимательнее . Откройте её на 
последней странице, там где оглавление. Что там написано? ( права, 
обязанности)
Что же такое Конституция?
(с.2) ­ Конституция  –  это главный закон, который определяет права и 
обязанности граждан. 
­ Какими же правами обладает человек? 
(с.3 ) Права
­ право на жизнь;( нов.ст.22, стар.ст26)
­ право на имя, отчество, фамилию;
­ право на заботу, защиту  и воспитание, знать своих родителей, совместно с 
ними проживать; ( нов.ст.42, стар. ст 47)
­ право на образование;( нов..ст.47, стар. Ст. 52)
 ­ право на  медицинское обслуживание; ( нов.ст.43, стар.ст48)
­ право выражать своё мнение;( нов.ст 29, стар.ст .33)
­ право на уважение человеческого достоинства;( нов.ст.23, стар.ст27)
 
Физминутка  «зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком ­
Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)­
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
(с.4) Просмотр отрывок мультфильма:  «Сказка о мертвой царевне и семи 
богатырях»
­ Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
­  Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за 
выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? 
Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает 
сын Петя.
Сын:
­ Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, 
начинает есть)
Мать:
­ С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
­ Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка
знакомились!
Бабушка:
­ Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что­то давление поднялось.
Сын:
­ Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из­за стола.) 
Спасибо, я так наелся.
Мать:
­ Помой посуду, сынок.
Сын:
­ Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, 
смотрит телевизор).
Отец:
­ Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
­ Это проявление жестокости, папа.­
­ Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам 
не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек 
должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять 
обязанности перед государством и другими людьми.
У нас есть не только права, но и обязанности. Вспомните и назовите свои 
обязанности поведения в школе.
(с.5) Мы обязаны:
­ Хорошо учиться. ­ Приходить в школу вовремя.
­ Внимательно слушать учителя во время уроков.
­ Быть аккуратным и вежливым.
­ Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах.
­ Не бегать и не кричать на переменах.
­ Не мешать окружающим.
­ Обязательно выполнять требования дежурных в школе.
­ Беречь учебники и школьное оборудование.
­ Уважать труд технического работника..
(с.6) Игра: «Закончи предложение»
­ В школе я должен:
­ В школе я имею право:
­ Дома я должен:
­ Дома я имею право:
Ребята, откройте стр. 63(стар) статья 156, стр36 (нов). Статья 119.
         Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, 
законы, свои права и обязанности). Назовите основные символы государства. 
(Герб, флаг, гимн).
(с. 7) герб.
­ Ребята, найдите пожалуйста герб Республики Башкортостан.
­ А почему вы так решили? Чем отличается наш герб?
Государственный герб нашей Республики был принят 12.12.1993 года.
На нем изображен памятник Салавату Юлаеву (символ мужества народа) на 
фоне восходящего  солнца и лучей, что символизирует стремление народа к 
свободе. По краям герба – башкирский орнамент. Ниже изображены соцветие 
курая­ это символ стремления к единству; лента окрашенная в цвета 
Государственного флага РБ с надписью по белому  полю «Башкортостан»
( Разукрасить карандашами  герб Башкортостана)
 
(с.8) флаг. 
­ Ребята , найдите пожалуйста флаг Башкортостана.
­ Чем он отличается от других флагов?
Государственный флаг РБ был принят 25 .02. 1992 года. Это прямоугольное 
трехцветное  полотнище: синий цвет означает ясность и чистоту помыслов 
народов  республики; белый  цвет означает миролюбие, открытость, 
готовность  помочь; зеленый – свободу, вечность жизни. На белой полосе в 
середине есть круг­ знак вечного движения, а середине круга­ цветок курая, состоящий из семи лепестков – они олицетворяют семь родов, положивших 
начало башкирскому  народу. 
­ Прошу всех встать (звучит гимн)
­Узнали? (Гимн)
Как нужно слушать гимн? (ответы детей)
 ­ Да, правильно, гимн слушают стоя, вытягивают руки по швам,  не смеются и
не разговаривают.
Государственный гимн  республики –  Он был принят  12.10. 1993 года. 
Авторы слов­ Равиль Бикбаев и Рашит Шакуров, а музыку написал Фарит 
Идрисов. Государственный гимн нашей республики выражает независимость 
нашей республики, единство и дружбу ее народов.
4.Итог: Вот и подходит  к концу наше занятие, посвященное дню принятия 
Конституции. Давайте подведем итог.
5.Рефлексия. 
Лист самооценки:
Получил удовольствие.
Узнал что­ то новое.
Ничего не понял.
Научился.
Удивился.
Расстроился.
Литература:
Учитель Башкортостана. № 9  2004.
Живые родники. М. Х. Идельбаев, А. М. Сулейманов. Уфа ­ 2005  
Родной Башкортостан. Азнагулов Р. Г. , Аминева Ф. Х. Уфа – 2005.
Ссылки на иллюстрации:
http://www.bashturist.ru/maps/sity/details.php?image_id=149­карта 
 
 /  upload
 
 /  images
 
 /  Герб%20Республики
 ://   pppinrussia
http 
%20Башкортостан.
 
 
 png 
 .  ru   /  userfiles
 ://m.images.yandex.ru/touchsearch?text=%D1%84%D0%BB
http 
%D0%B0%D0%B3%20%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE
%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD
%D0%B0&p=47&img_url=images.wikia.com%2Ficehockey%2Fimages%2Ff
%2Ffe%2FFlag_of_Bashkortostan.png&rpt=simage­
 
 флаг

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день правовой помощи детям 2021
  • Сценарий день конституции название
  • Сценарий день правовой грамотности
  • Сценарий день комсомола шуточный
  • Сценарий день почитания великого человека