Сценарий день правовой грамотности

Разработка игры "Я и мои права" для обучающихся 6-7 классов посаященная Всемирномому дню правовой помощи детям

Квест – игра «Я и мои права»  посвященная Всемирному дню правовой помощи детям (20 ноября)

Цель и задачи: познакомить обучающихся с основными правами несовершеннолетних провозглашенных Конвенцией ООН; правовое просвещение и формирование у школьников правовой культуры; профилактика совершения правонарушений несовершеннолетними.

Форма проведения: групповая, 6- 7 классы.

Тип занятия: квест — игра.

Оборудование: компьютер, маршрутный лист, задания квеста в приложениях, выставка рисунков «Мои права»

  1. Организационный момент. В течение дня в фойе школы на большом экране демонстрируется видео – презентация с правами ребенка. Накануне проведен конкурс рисунков «Мои права» и сделана выставка.

В проведении мероприятия помогает волонтерское объединение школы.

  1. Ход мероприятия.

(Включается презентация слайд 1.)                                                                                                             Ведущий 1: Добрый день ребята и гости нашей школы. Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского Дня правовой помощи детям, чтобы обсудить проблемы, с которыми сталкиваются дети во всем мире, и повысить осведомленность о взаимосвязи мира взрослых и мира детей.                                                                                                                              В соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» с 2013 года ежегодно во Всемирный день ребенка 20 ноября в Российской Федерации осуществляется проведение Всероссийского дня правовой помощи детям.

Ведущий 2: Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана неслучайно:

  • 20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.

Ведущий 1: 20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка, она приняла статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка.                                                           Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.                                                                                           Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.                                                                                                                                    Также права ребенка закреплены в Законах, кодексах Российской Федерации: Конституции РФ, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об образовании» и др. Со многими положениями данных нормативно-правовых актов вы знакомы.

Ведущий 2: В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире

Ведущий 1: У этого праздника есть с вой флаг (на экране демонстрируется флаг (Слайд 2). На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.

Ведущий 2: Хорошо, все участники в сборе. И сейчас каждая команда должна определиться со своим цветом на сегодня. Для вас в зале спрятаны цветные ленты, которые будут подчеркивать ваше единство. Также цвет ваших ленточек будет названием для вашей команды! (Включаются слайды 3-5).

Ведущий 1: Приглашаем капитанов на сцену!

Ведущий 2: Каждая команда получает карту (Приложение 1). Проходить испытание следует в строго указанной последовательности. На каждый этап у вас по 5 минут.

Включается слайд 6.

Ведущий 1: Следуя указателям вам нужно посетить 6 станций (на слайде название станций):

Станция 1 «Анаграммы» (из предложенных анаграмм составить слова) (Приложение 2)

Станция 2 «Правовые пословицы» (Приложение 3)

Станция 3 «Права и обязанности» (распределить права и обязанности школьников) (Приложение 4)

Станция 4 «Тайный агент» (по описанию назвать тайного героя сказки) (Приложение 5)

Станция 5 «Не нарушай права» (назвать по описанию какое право нарушено в сказке) (Приложение 6)

Станция 6 «Правовая консультация» (по описанию правонарушения сказать название сказки) (приложение 7).

Ведущий 2: Мы ждем вас в зале через 45 минут!

Итоговая линейка, поздравление победителей

Ведущий 1: Итак, уважаемые участники, мы готовы подвести итоги нашему сегодняшнему мероприятию. Мы хотим от всей души поздравить победителей.

Ведущий 2: Но мы хотим сказать, что все команды работали очень дружно и хорошо. Нам было приятно, что в нашей школе состоялось такое замечательное мероприятие

Ведущий 1: Сейчас на сцену приглашается команда победителей для вручения призов и группового фото.

Спасибо! До новых встреч!

Приложение 1

Маршрутный лист

Команда № 1: _____________________________

№ п/п

Название станции

Кабинет/этаж

Результат в баллах

1

@Анаграммы»

2

«Правовые пословицы

3

«Права и обязанности»

4

«Тайный агент»

5

«Не нарушай права»

6

Правовая консультация

Итог

Приложение 2

Станция 1  «Анаграммы»                                                                                                                                                (из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  3. СОКДЕК  (кодекс)
  4. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
  5. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
  6. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
  7. ЯДРКИЕАЛЦА (декларация)
  8. КАПОРТУОП (проступок)

Приложение 3

Станция 2 «Правовые пословицы»

( пословицы делятся на две  части, командам необходимо соединить части пословиц)

  1. Не воровством добывают деньги, а трудом.
  2. Бранью прав не будешь.
  3. Хоть с умом воровать, а беды не миновать.
  4. Незнанием закона никто не отговаривайся!
  5. Шила в мешке не утаишь.
  6. Правда суда не боится.
  7. Один раз украл, а навек вором стал.
  8. Знает кошка, чье мясо съела.
  9. Дело знай, а правду помни.
  10. Человек без Родины – соловей без песни.
  11. За худые слова летит и голова
  12. Права влекут за собой и обязанности.

Приложение 4

Станция 3 «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. На развитие своей личности, своих талантов, бесплатное образование.
  2. Соблюдать правила, установленные в учебном заведении.
  3. Вправе выбирать учебное заведение, форму обучения.
  4. Своевременно посещать занятия по расписанию, в том числе приходить в образовательное учреждение заблаговременно (с учетом времени на гардероб, занятие рабочего места и подготовки принадлежностей к занятиям).
  5. На отдых в дни  учебных каникул, в выходные дни,  между занятиями согласно учебного плана.
  6. На свободу слова, убеждений и взглядов.
  7. Выполнять требования директора, учителей, других работников школы.
  8. Быть выслушанным, задавать вопросы по  материалу.
  9. Выполнять домашние задания, учиться добросовестно.
  10. Выглядеть опрятно.

ОТВЕТЫ:

Права

Обязанности

  • На развитие своей личности, своих талантов, бесплатное образование.
  • Вправе выбирать учебное заведение, форму обучения.
  • На отдых в дни  учебных каникул, в выходные дни,  между занятиями согласно учебного плана.
  • На свободу слова, убеждений и взглядов.
  • Быть выслушанным, задавать вопросы по  материалу.
  • На конфиденциальную информацию о полученной оценке по письменной работе.
  • Соблюдать правила, установленные в учебном заведении.
  • Своевременно посещать занятия по расписанию, в том числе приходить в образовательное учреждение заблаговременно (с учетом времени на гардероб, занятие рабочего места и подготовки принадлежностей к занятиям).
  • Выполнять требования директора, учителей, других работников школы.
  • Выполнять домашние задания, учиться добросовестно.
  • Выглядеть опрятно.

Приложение 5

Станция 4 «Тайный агент»                                                                                                                             (по описанию назвать героя сказки)

  1. Он имел право на свободное передвижение внутри страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательств на честь и репутацию, но в результате лис нарушил его право на личную безопасность и жизнь.
  2. Этот герой русских сказок часто нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, держал их в рабстве, подвергал жестокому обращению, нарушал неприкосновенность жилища и ставил под угрозу личную жизнь других героев.
  3. Ему не повезло в жизни: сначала он принадлежал одному человеку, затем он стал сыном другого. Не раз грабители нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, но сам он не воспользовался правом на образование.
  4. Эта девушка имела право выйти замуж, но была разлучена со своим женихом. Поскольку она была очень красивой, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, ее право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха довела сказку до счастливого конца.
  5. Хотя этот мальчик никому в своей жизни не причинил вреда, его родители жестоко обращались с ним, нарушая его право на семью и неприкосновенность дома. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению и порабощению каннибала.
  6. В этой истории маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение в лесу, свободу слова и мысли, она подверглась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка была лишена права на неприкосновенность квартиры.

Ответы: 1. Колобок; 2. Кощей бессмертный. 3.Буратино. 4. Спящая красавица. 5. Мальчик – с – пальчик. 6. Красная шапочка

Приложение 6

Станция 5 «Не нарушай права»

(назвать по описанию, какое право нарушено в сказке)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
  7. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

Приложение 7

Станция 6 «Правовая консультация»

(по описанию правонарушения назвать сказку)

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»?
  2. В этой сказке говориться о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?
  3. В какой сказке человек с очень дурной репутацией под видом нежной и очаровательной личности совершил покушение на жизнь семи несовершеннолетних душ, но был разоблачен и сурово наказан?
  4. В какой сказке один долгожитель, не пользующаяся успехом у женщин, похищает молодую и красивую девушку, чтобы жениться на ней, а другой персонаж, у которого нет достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?
  5. Назовите сказку, в которой две невестки царя забирают имущество третьей, крадут одежду невесты младшего сына царя и сжигают её.
  6. Героиня, какой сказки, одетая в дорогое, но не брендовое пальто, приехала в гости, но уезжать не захотела — ей очень понравилась архитектура здания? Кто бы ни попросил домовладельца выселить гостя, пока ее действия не будут считаться незаконным занятием квартиры.

Ответы: 1 – «О Рыбаке и рыбке»; 2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; 3. «Волк и семеро козлят»; 4. «Кощей бессмертный»; 5»Царевна лягушка»; 6. «Заячья избушка».

Командная игра «Знание права нам необходимо!»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню правовой помощи детям — 20 ноября 2015 г.

Автор:

Вильданова Э.Р., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5

«Общим достоянием всех детей являются их права. Каждый ребенок имеет право жить и развиваться, получать образование, не подвергаться насилию, жестокому обращению и отчуждению и заявлять о себе».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Цель и задачи мероприятия: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека и ребенка; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

В игре участвуют 4 команды по пять человек. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву.

Вступительное слово ведущего.

20 ноября мы отмечаем Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ (с 2013 г.)

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребёнка (Universal Children’s Day), как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. А 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребёнка.

По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру. Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью. 

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать». Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

•       Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

•       Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

•       Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

•       Федеральный закон «Об образовании»;

•       Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

•       Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

•       Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

•       право жить и воспитываться в семье;

•       право на общение с родителями и родственниками;

•       право на защиту;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       право выражать свое мнение;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       имущественные права, включая права собственника.

Российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ N 1518 «Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка». Задача омбудсменов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

При уполномоченных по правам ребенка в Москве, Белгородской, Орловской, Ивановской, Ульяновской, Кемеровской областях, ХМАО – Югре, ЯНАО и др. территориях уже созданы и действуют детские общественные советы.

«Правовой турнир» проводится в рамках Всемирного дня ребенка и Всероссийского дня правовой помощи детям. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

26 лет назад, мир дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие их потенциала, а также на то, чтобы их голоса были услышаны.

Ход командной игры «Турнир знатоков права»

Ведущая.

— В игре участвуют 4 команды по пять человек, сформированных из ребят 9-х классов. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на знание права. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Оценивать ответы команд сегодня будут члены уважаемого жюри. (представление жюри)

— Перечень заданий «Правового турнира»:

  1. Приветствие команд (название, девиз)- (5 баллов)

  2. «Всякая всячина» (за каждый верный ответ 1 балл)

  3. Права человека (5 баллов)

  4. Конкурс «Черный ящик» (5 баллов)

  5. Конкурс «Крылатые фразы» (6 баллов)

  6. Конкурс для группы поддержки «В шутку о серьезном» (1 балл команде)

  7. Конкурс капитанов (3 балла)

  8. Все о паспорте

  9. Конвенция о правах ребенка (8 баллов)

Ведущая.

Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Приветствие от команды №1

Приветствие от команды №2

Приветствие от команды №3

Приветствие от команды №4

— Слово предоставляется уважаемым членам жюри для оценки приветствия команд …..

Ведущая. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 2 вопроса в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.(итого 5 баллов) Если вы затрудняетесь с ответом, слово переходит следующей команде. Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы командам:

  1. В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

  2. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. Какое право нарушено? (Уважение свободы совести)

  3. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948)

  4. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. Какое право нарушено? (Право на тайну переписки)

  5. Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989)

  6. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. Какое право нарушено? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)

  7. Какие страны не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (США, Сомали)

  8. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Какое право нарушено? (Равные права для всех детей независимо от пола)

Уважаемое Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

Ведущая.

Объявляю условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(итого 5 баллов)

Текст контрольного листа

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

  1. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

  1. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

  1. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

  1. Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

  1. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

  1. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

  1. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

  1. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

  1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и
    братец Иванушка»? (Право на жизнь)

  2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок»
    обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)

  3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
    (Право на неприкосновенность жилища)

  4. Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить
    свои права? (Петух)

  5. Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке «Иван Царевич и
    Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)

  6. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Право на свободное передвижение)

  7. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
    на свободу передвижения? (Без ограничений)

  8. Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый
    Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

  9. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)

  10. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Слово жюри.

Ведущая.

Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Черный ящик».

Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «1»

В ящике находится то, что у халифов было желтым, у албанцев — без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «2»

В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

* Вопрос команде «3»

В ящике находится книга, состоящая из двух частей — общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)

* Вопрос команде «4.»

В ящике находится то, что с повязкой на глазах, весами и мечом в руках (Фемида – богиня правосудия)

Слово жюри…

1-й вед. Следующий конкурс называется «Крылатые фразы». Перед вами по 2 конверта с набором слов. Нужно расположить слова так, чтобы можно было прочитать юридические термины и изречения из Римского права. Время на размышление- 5 минут. За каждое верно сложенное высказывание- 3 балла.(итого – 6 баллов за два изречения)

  1. Против факта не дается доказательства

  2. Грубая небрежность приравнивается к умыслу

  1. Совесть — тысяча свидетелей

  2. Лучше быть обманутым, чем обмануть другого

  3. Невежество судьи — бедствие для невинного

  4. Чем сильнее власть, тем меньше свободы

  5. Когда говорит оружие, законы молчат

  6.  Подстрекатель виновен более, чем исполнитель

Пока команды работают, мы проводим конкурс для групп поддержки. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

  1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «Черт побери».

  2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: «Билета».

  3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

  4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

  5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: «Буратино».

  6. «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

  7. Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: «Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику».

  8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: «Шапка».

(Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и передает их членам жюри)

Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.

Ведущая.

Переходим к конкурсу капитанов: «Собери пословицу». Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

-Не воровством добывают деньги, а ? (трудом).

-Легко воровать, да ? (тяжело отвечать).

-Хоть с умом воровать, а ? (беды не миновать).

-Незнанием закона никто ? (не отговаривайся!)

-Шила ? (в мешке не утаишь).

-Каков грех, ? (такова и расплата.)

-Один раз украл, а ? (навек вором стал).

-Знает кошка, ? (чье мясо съела).

-Дуракам ? (закон не писан).

-Меч правосудия не ? (имеет ножен).

-За худые слова ? (летит и голова)

-Права влекут за ? (собой и обязанности)

Уважаемые жюри оценивает работу капитанов.

Ведущая.

— Объявляется следующий конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…»

(текст задачи выдается командам)

1.У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Ответ: Нарушается право других на отдых — ст. 37 Конституции РФ)

2. Начальник предприятия разговаривает с рабочим предприятия.

-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

-Через три месяца будет 18.

— Хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.

-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

Прав ли начальник предприятия в отношении несовершеннолетнего?

(Ответ: Нет. Не прав. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). 

3.В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?

(Ответ: Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка).

4.Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?

(Ответ: В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Ведущая.

— Пока команды решают правовые задачи, разминка для групп поддержки. Правильные ответы принесут командам дополнительные баллы – по 1 баллу за каждый верный ответ

1) Нецензурная брань в школе – это издержки воспитания или противоправное  действие? ( КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)

2) Может ли быть  привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК РФ, ст. 20)

3)Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? ( УК, ст. 20)

4)С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст. 57, с 10 лет)

5)Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)

6)Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)

7) Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей)

8)на кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей)

— Уважаемое жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты команд.

Ведущая.

Следующий конкурс на знание документа, удостоверяющего вашу личность «Все о паспорте». Оценивается конкурс по 1 баллу за каждый верный ответ. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит следующей команде.

1.   Сколько страниц в паспорте? (19.)
2.    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3.   Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4.    На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5.   Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6.   Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7.   Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две  14 и 15.)
8.    На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9.   Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14.  В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.) 
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19.  В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Ведущая. 1.

— Последний конкурс для команд на знание Конвенции о правах ребенка.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 10 баллов получат команды, если верно ответят на все вопросы (текст заданий на листах выдается капитанам команд)

1. На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2. В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3. В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4. Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5. Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6. Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7. С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8. На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения

9. В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

10. Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущая.

Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей и вручить Грамоты!

Спасибо всем участникам Правовой викторины! До свидания и до новых встреч.

Приложение1 .

Турнир знатоков права

(оценочный лист)

Конкурсы (баллы)

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

Примечания

1. Приветствие (5 баллов)

2. «Всякая всячина» (12 баллов; за каждый верный ответ 1 балл)

3. Права человека (5 баллов; за каждый верный ответ -1 балл)

4. «Черный ящик» (5 баллов)

5. «Крылатые фразы» (6 баллов)

6. Конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном»

7. Конкурс капитанов (3 балла)

8. Все о паспорте

9. Конвенция о правах ребенка

Итого:

Цель: обобщить знания учащихся по правовому воспитанию.

Задачи:

  • создать условия для размышления детей о человеческих ценностях;
  • развести понятия «права» и «обязанности», повысить мотивацию к их соблюдению;
  • воспитывать правовую грамотность учащихся в соответствии с законодательством РФ;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приложение 1. Слайд 1 

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые педагоги и ребята!

Слайд 2 

Шапокляк: Обождите-погодите! Меня позабыли! А вот и я! Всем привет!

Ведущий 2: Здравствуй, Шапокляк! А что это у тебя в руках?

Шапокляк: Я к вам в гости спешила, да не с пустыми руками, я вам подарок принесла. Кто знает, что это такое? (показывает календарь)

Дети: Это календарь.

Шапокляк: Верно. А вот смотрите: в календаре одни числа – синие, а другие – красные. Как вы думаете почему?

Дети: Красные числа – это праздники и выходные дни, а синие числа – это будни.

Шапокляк: Верно. Только вот красных чисел так мало, все синие, да синие, а надо чтоб было наоборот: все красные или только чуть-чуть синих чисел. Не дело это! Мало того, что праздников мало, да еще все они придуманы для взрослых. А вот у детей своих праздников вовсе нет!

Ведущий 1: Ты не права, Шапокляк. Такой праздник есть. Ребята, назовите какой праздник есть у детей.

Дети: День защиты детей!

Ведущий 2: Правильно, молодцы! День защиты детей отмечают 1 июня.

Шапокляк: Ой, до этого праздника ждать ещё долго! А я хочу устроить праздник прямо сегодня и сейчас! Хочу-хочу-хочу!

Ведущий 1: Что же нам делать? Ребята! А давайте устроим праздник для Шапокляк и для всех вас, и назовем его: «Мир прав детей» и будет он длиться целую неделю! Согласны?

Дети: Да!

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Объявляется праздник «Мир прав детей».

Ведущий 2: Шапокляк, а ты знаешь, какие права есть у детей?

Шапокляк: Конечно, знаю! Вот слушайте:

Слайд 3 

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.

Слайд 4 

Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.

Слайд 5 

Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот такие есть права!
Я, конечно же, права!

Ведущий 1: Нет, Шапокляк, это не так. Это не права, а твои желания. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Давайте послушаем, как трактуется понятие «право» в словаре Ожегова.

Слайд 6 

Ведущий 2: «Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Ведущий 1: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Слайд 7 

Ученики:

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

4. Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболев, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

5. В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Пишем там, читаем книжки,
Всему учат в школе нас.

6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить детей запрещено.

7. О правах своих послушав,
Ты запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Ведущий 2:

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ведущий 1: Шапокляк, вот такие права есть у детей. А теперь предлагаем всем вам посмотреть видеосценку о мальчике Сереже. Внимательно посмотрите и решите: прав ли мальчик?!

Серёжа: 

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама:  

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа:    

Нет, ты, мама не права,
Знаю я свои права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка:  

Ой, с давлением прям беда.
Внучок, покушаешь, когда,
То в аптеку ты сходи,
И таблетки мне купи.

Серёжа:

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама:

Сынок, тогда помой посуду.
Можешь это или нет?

Серёжа:

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама:

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать!

Бабушка: 

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли?!

Мама:        

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка:   

Ты должен только это знать –
Права у всех равны!

Бабушка:

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
И соблюдать!

Все (хором):

Тогда легко всем будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Ведущий 1: Ребята, прав ли был Сережа? О чем он забыл?

Шапокляк: Конечно же, мальчик прав. Я бы тоже так сделала!

Дети: Нет, мальчик не прав!

Ведущий 2Шапокляк, правы ребята, а не ты. Мальчик забыл, что у детей есть не только права, но и обязанности. Назовите обязанности каждого школьника. 

Слайд 8 

Дети: Помогать старшим и младшим, хорошо учиться, содержать в чистоте дом, следить за своим внешним видом, хорошо вести себя в школе, не нарушать дисциплину на уроках и переменах, охранять природу.

Ведущий 1: Правильно, ребята! А ты все запомнила, Шапокляк?

Слайд 9 

Шапокляк: Да! Я поняла: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Ведущий 2: Молодец! Ребята, запомните: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, знает и выполняет свои обязанности – этот человек уверенно идёт по жизни! 

Слайд 10

Ведущий 1Совершенно верно. Ребята, не забыли? Наш праздник «Мир прав детей» продолжается целую неделю, и мы запланировали для вас следующие мероприятия. Внимание на экран.

Для учащихся 2-3 классов – конкурс раскрасок: «Мои права».
Для учащихся 2-4 классов – открытое мероприятие: «День прав человека».
Для учащихся 4-5 классов –  классный час: «Государственная символика России».
Для учащихся 6-8 классов – открытое мероприятие: «Имею право, но обязан!»
Для учащихся 9-10 классов – беседа в краевой юношеской библиотеке «Ваши права, дети».
В течение всей недели для учащихся 1-10 классов: книжная выставка в школьной библиотеке «Ваши права» и просмотр тематических мультфильмов.

Слайд 11 

Ведущий 2Наша линейка подошла к концу. Надеемся, что сегодня вы запомнили азы правовых знаний. Счастья и солнца вам, дети! Спасибо за внимание!

Ведущий 1: До новых встреч на мероприятиях правовой недели.

Слайд 12

План проведения правовой недели «МИР ПРАВ ДЕТЕЙ»
с 14.12.2015г. по 21.12.2015г.


п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

1.

Открытие недели правовых знаний: тематическая линейка.
Выставка плакатов учащихся 5-10 классов

14.12.15

Социальная служба

2.

Для учащихся 2-3 классов конкурс раскрасок «Мои права»

15.12.15

Социальная служба

3.

Для учащихся 4-5 классов классный час «Государственная символика России»

16.12.15 в 13.20 (актовый зал)

Социальная служба

4.

Для учащихся 6-8 классов внеклассное мероприятие «Имею право, но обязан»

17.12.15 в 14.30 (актовый зал)

Социальная служба

5.

Для учащихся 2-4 классов внеклассное мероприятие «День прав человека»

18.12.15 в 12.30 (актовый зал)

Учитель начальных классов

6.

 Для учащихся 9-10 классов просветительская беседа «Ваши права, дети»

18.12.15 в 15.00 (краевая библиотека)

Заведующая библиотекой школы

7.

Книжная выставка в библиотеке: «Ваши права, дети».
Просмотр мультфильмов «Права детей»

14.12.15.-18.12.15.
(по расписанию библиотечных часов)

Заведующая библиотекой школы

8.

Закрытие недели: тематическая линейка.
Оформление итогов проведения правовой недели на сайт школы

21.12.15

Социальная служба

Классный час.

Путешествие в страну правовых знаний.

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

Оборудование: проектор, презентации

Вступительное слово учителя.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Виды юридической ответственности подростков перед законом.

Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

(Экскурсоводы по стране правовых знаний проводят экскурсии)

Экскурсия 1 Теоретическая.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это общественно опасное правонарушение, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Экскурсия 2 Практическая.

Ребята, сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№5 В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» — это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

№6. Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

№7. А теперь рассмотрим следующую ситуацию: «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1.Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей.

А теперь поговорим о ваших правах.

Экскурсия № 3 Правовая.

№8. Вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

№9. Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

III. Викторина.

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д — дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

IV. Подведение итогов.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Путешествие в страну правовых знаний.
PPTX / 1.68 Мб

Сценарий

Всероссийский День правовой помощи детям

Цели:

Познакомить учащихся с основными правами ребенка.

Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить

с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

ХОД УРОКА:

Ведущий 1

День осенний в ноябре

Праздник на календаре!

День подарков и цветов,

Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку

Немцу, русскому, якуту,

Англичанину, эстонцу

Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли

Люди в радости, любви,

Взрослые на всей планете

Нынче дарят праздник детям!

Наталья Майданик

Лилия Михайловна Здравствуйте! Сегодня мы собрались в предверии праздника

Всероссийского дня правовой помощи детям, который проводится 20 ноября, чтобы

обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения

между миром взрослых и миром детей, обсудить проблемы, которые касаются, наверное,

каждого здесь присутствующего.

Сегодня мы посвятим теме “Права ребенка.

Ведущий2

200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий

немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг

задумался…… Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько

столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об

этом!

Лилия Михайловна

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и

должны сегодня ответить.

Ведущий 1

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? И так какими правами

обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

ети называют) по очереди

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на свободу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Лилия Михайловна

Право система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок

ебенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от какихлибо различий:

расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения,

имущественного, сословного или иного положения.

Ведущий 2

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства,

медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями,

всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по

стране.

Ведущий 1

В 18 лет появляются права на: свободный брак, участие в управлении страной, владение

имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей,

свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил

представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим Я имею право”

“Я обязан”.

Вместе ведущие говорят

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Лилия Михайловна

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог

бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на

взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

Ведущий2

В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного

шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей

во всем мире.

Ведущий1

Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка ень защиты прав ребенка.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что в 1959 году Генеральная

Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка.

Ведущий2

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает

все страны обеспечить детям хорошую жизнь

Лилия Михайловна

Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная

организация на нашей земле Организация Объединенных Нации

Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны,

которая отняла у десятков миллионов людей их главное право право на жизнь. Чтобы не

допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию

Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии,

стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут

противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в

мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка, она приняла статус

международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда

именуется как Международный день прав ребенка.

Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных

деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми

силами содействовать их осуществлению

Ведущий1

Ребята а вы знаете где записаны все права детей?

Ведущий ждет ответа детей

Боборова Дана

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах

ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

Бычихина Лера

Конвенция это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту

Конвенцию, согласились защищать права детей.

Павлова Алина

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и

определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от

посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,

умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Лилия Михайловна

.Всемирный день ребенка имеет свой флаг.

На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен

символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей желтая,

красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость

и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым

символом нашего общего дома.

Ведущий2

20 ноября праздник, принадлежащий детям всей планеты.

В День ребенка многие организации, фонды и компании проводят благотворительные акции,

направленные на оказание помощи нуждающимся детям.

Ведущий 1

Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое.

Ведущий 2

Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена».

Условие игры.

Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя А

можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ведущий1

Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще

записано, кто знает? (Беседа с учащимися).

Там записаны имена ваших родителей.

А еще то, что вы являетесь гражданами России.

А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Ведущий 2

Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

Есть еще такое право помнить, думать и творить

И другим свои раздумья , если хочешь подарить.

Ведущий 1

Я росточком не доволен и пока не так силен.

Но не смей мне делать больно есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры, то позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Ведущий2

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться на родном мне языке.

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки это право есть у нас.

Ведущий 1

Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.

Ты родился быть счастливым Это право всем дано.

Очень трудно самому, жить на свете одному.

Ведущий 2

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все

необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы

детей родители)

Лилия Михайловна

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными

представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с

любыми лицами. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные

организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Ведущий 1

Сегодня ты живёшь с родителями, которые заботятся о тебе, стараются уберечь от всяких

неприятностей, лечат тебя, когда ты болеешь, создают тебе условия для учебы, помогают

подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья самая важная часть общества: здесь

ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не

только в семье.

Ведущий 2

Кто знает кто еще заботится о правах ребенка?

Сергеев Вадим

полномоченный по правам ребенка

Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка осуществление

независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного

заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.

Ведущий2

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не

нарушаются права других людей. Уважать права других людей обязанность каждого

человека. А всегда ли мы это делаем?

Ведущий1

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права

они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

ценки исполняют Сценка 1

Николаенко Вика

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Атрашкевич Вадим

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

ЛилияМихайловна

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример:Умрихин Кирилл

Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Садкевич АнастасияУчитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и

полей цветы.

Земзюлина Надя

Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено

насилие над детьми!

Лилия Михайловна: Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример:Боброва Дана

Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности дежурного (как и всех детей класса). Кроме того

есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если

не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Гриценко ВераУчитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь

дети ее только помыли!

Рипка Влад

А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом рисованием!

Лилия Михайловна

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

отвечают Бычихина Лера

(Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать

права других учеников).

Ведущий 2 а сейчас поиграем в викторину

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на

неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке Ледяная избушка”)

в1В какой сказке хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства

на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

В2Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле?

(Бабаяга)

В1У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное

ограничение рабочего дня? (Золушка)

В2Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

В1Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай?ед из

сказки Репка)

В2Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

В1Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино

право на(Имущество)

В2Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою

жизнь)

В1Волк: “Козлятушки ребятушки, отопритека, отворитека. Козлята …..(Не имеешь права

вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.

В2Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша ……(Не

имеешь права посягать на мою свободу)

Лилия Михайловна

Каждый человек на свете должен знать свои права.

Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не

только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

Реализуйте свое право на образование на оценку “пять!.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК пожелание и подумать, о реализации

какого вашего права в нем говорится.

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение

Боброва Дана

В этот день хочу я пожелать,

Чтобы каждого ребенка в мире

Ждали дома и отец и мать,

Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,

Каждому семью, отца и маму,

Дом, в котором мир всегда и лад,

Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,

Детские улыбки пусть сияют.

Поздравляю я сегодня всех,

От души, от сердца поздравляю!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день комсомола шуточный
  • Сценарий день почитания великого человека
  • Сценарий день коктейля
  • Сценарий день поселка 2021
  • Сценарий день книголюба