Сценарий день республики хакасия

Утренник для детей старшей и подготовительной группе, посвещщенной ко дню Республике Хакасии

Сценарий праздника, посвященный ко дню республики Хакасии

 «Моя Хакасия»

Утренник для детей старшей и подготовительной группы.

C:UsersLenaDesktop9443331.jpg

     Цель:  Расширять представления детей о родной республике, культуре и традициях хакасского  народа.

Планируемые  результаты:  получить знания о родном крае,  ценить  традиции и обычаи хакасского народа.

Предварительная работа:  беседы с детьми о хакасском  творчестве,  разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение хакасских  народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта.

 Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • аудиозапись песен;
  • фонограммы песен, танцев, музыка для конкурсов;
  • герб, флаг Республики  Хакасии.

  Действующие лица:

Ведущая — воспитатель

Ход праздника

Под хакасскую музыку дети  заходят в зал  и встают полукругом.

  Ведущая:                       У каждого листочка, у каждого ручья

                                          Есть главное на свете, есть Родина своя.

                                          А там, где мы родились, где радостно живем,

                                          Края свои родные мы Родиной зовем.

  Дети читают стихи:    

 Хакасия моя — степей царица
Тобой гордиться, трудно перестать.
Ты вольная земля, как в небе птица,
Ценю твое величие и стать.
Твои леса, поля, озера, реки.
Уносят дух в прекрасные края.
И счастья не тая, скажу на веки,
Хакасия — я так люблю тебя!

Хакасия, край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

И где бы я ни был, я в думах с тобою

 (Дети исполняют песню  «Родина моя», затем садятся на стульчики).

Ведущая:  

 В эти дни народ нашей республики отмечает день  республики.  Каждый из нас с гордостью называет Хакасию  своим домом.                                          

  Дети читают стихи: 

В бескрайних хакасских просторах

Прекрасная жизнь расцвела.

Дороги раздвинули горы,

Вода по степи потекла.

Где были ковыль да курганы,

Пшеницей долина полна.

И плещет у стен Абакана

Живая морская волна.

Здесь солнце немногим светило –

Для всех теперь солнечный свет.

Народ несгибаемой силы,

Идешь ты дорогой побед.

Недаром тебя называют,

Хакасия, солнечный край.

В труде и борьбе побеждая,

Все ярче цвети, расцветай!

Ведущая: 

Как в нашем селе, так во всей республике любой праздник и торжество начинается со звучания гимна. Дети, а вы знаете, что такое гимн?

(Гимн – это один из государственных символов нашей Республики.  Гимн означает восхваление, торжественная песня. Его исполняют только в торжественных случаях, при открытии и закрытие торжеств, по праздникам.)

Ведущая: Гимн нашей республики  нужно слушать стоя. Давайте и мы прослушаем его стоя в честь праздника.

Звучит гимн (дети встают возле стульчиков)

Ведущая: Дети, обратите внимание, что у меня в руках? Правильно, это флаг Республики Хакасия. Давайте вместе вспомним, что представляет собой флаг, и что означают цвета.

(Рассматривают  флаг – прямоугольное полотно. Вертикальная полоса около древка зеленого цвета, от неё три равные горизонтальные полосы: синяя, белая и красная. В центре зеленой полосы изображен солярный знак золотого цвета.)

Давайте послушаем,  что  означают цвета:

Ребенок:  Четыре цвета носит флаг республики моей,  

                  Зеленый – дружба, вечность и братство;
                 Синий – величие и красота;                                         
                 Белый – мир и чистота;                                       
                 Красный – отвага и мужество;                                 
                 Солярный знак – почитание и уважение предков.

Ведущая: Правильно, молодцы! Праздник День Республики отмечают летом. В то время, когда земля расцветает цветами, ягодами.

      «Танец с жарками»  (После танца, воспитатель берет в руки цветы жарки)

Ведущая:   Дети, посмотрите,  какой необычный цветок у меня в руках. Как вы думаете, как он называется?  Это жарки.  Цветок жарки  — символизируют тепла, энергии, жизни, красоты. Жарки этот не простой, а волшебный.  Среди лепестков, есть задания. Если вы их выполните — вас ждёт сюрприз. Вы хотите увидеть, что это за сюрприз? (Ответ детей). Тогда нужно дружно выполнить все задания. Вы готовы? (Ответ детей)

Ведущая: Первый  вопрос — назовите жилище хакасов? (юрта)

 Сейчас наши дети покажут, как они  умеют строить юрты.

Игра «Построй юрту»

Ведущая: Молодцы, с первым заданием справились.

Следующий вопрос – какому дереву завязывают чалама и загадывают желания? (береза)

Ведущая:  Хакасы  издавна славились своими  богатырями. Сейчас наши мальчики,  будущие воины, поиграют  в игру «Перетягивание палки сидя».

Игра «Перетягивание палки сидя»   (соревнуются мальчики)

Ведущая:  Следующий  вопрос музыкальный – угадайте, какой музыкальный инструмент звучит?

Звучит мелодия чатхана

 Из чего  сделан чатхан? (Он сделан из дерева кедра или сосны) 

Существует предание о чатхане, получившего название по имени своего творца. Пастух по имени Чатхан создал этот волшебный инструмент  из глубокого сочувствия к людям-тоже пастухам, которые пасли бессчётное число ханских стад скота. Он решил облегчить их труд и добился своего, сделав ящик из досок и натянув на него конские волосы в качестве струн. Так красиво звенели звуки чатхана, что у людей сладко замирало сердце, птицы замолкали, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и прудах, табуны лошадей останавливали свой бег.

Ведущая:   Молодцы, дети! Итак, следующее задание —  назовите  города нашей Республики, столицу Республики. (Абаза,  Саяногорск, Сорск, Черногорск. Столица нашей Республики — город Абакан) 

Ведущая:   Следующее задание  нужно исполнить  песню  про  нашу Хакасию.

ПЕСНЯ «Хакасия – солнечный край»

Ведущая:   Посмотрите, дети у нас осталось  последнее задание.

А ну-ка, ребята, Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки)

Давайте, поиграем в игру «Спрячь варежку»

Ведущая:  Посмотрите, дети, мы выполнили  с вами все задания, а вот  и сюрприз  — угощение. (выносят угощение на подносе)

Ведущая:  Что это  дети? (конфеты из талгана), правильно!

 На этом ребята, наш праздник подошёл к концу. Любите свой край, свою республику.

Любите окружающих вас людей, будьте дружными, добрыми. А мы идем в группу пить чай!

1. (Песня на хакасском языке «Изеннер» (Иптышева Настя, Арчимаева Люба)

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие  друзья,  участники III Международного молодежного фестиваля интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» — Дороги дружбы, 2011.

Ведущий 2:  Здравствуйте уважаемые наши зарубежные друзья!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас в «Хакасской национальной гимназии-интернат имени Николая Федоровича Катанова» с нашей концертной программой «Гимназия встречает друзей».

Ведущий 2: Уважаемые гости, дорогие зрители! Давайте поприветствуем участников фестиваля! К нам прибыли представители Австрии, Китая, республики Алтай, республики Бурятия, республики Тыва, республики Хакасия, Красноярского края, Иркутской области, Астраханской области, г. Волгограда.

Ведущий 1: Слово для приветствия предоставляется директору Республиканского государственного общеобразовательного учреждения «Хакасская национальная гиназия-интернат имени Николая Федоровича Катанова» Юрию Гавриловичу Сагалакову.

(Выступление)

Ведущий 2: Республика Хакасия – гостеприимный живописный край, где степи, богатые целебными озерами, лежат у подножия сказочных гор.

Ведущий 1: Это край с богатой историей и древней культурой, сохранившей более тридцати тысяч памятников – каменных изваяний и курганов, каждый из которых неповторим и имеет огромную историческую ценность; наскальные рисунки, руины древних цивилизаций, древние курганы, менгиры и изваяния…

Хакасия моя! Мой край обетованный…

Раздольные поля и пряный дух степей,

В торжественный закат и на заре туманной

Несказанной красой любуюсь я твоей.

(Светлана Ромашина)

2. (Балахчина Татьяна с песней «Хакасия»)

Ведущий 2:

Степной цветок –
Краса природы
И вешний цвет её лица, —
Ты сердце радуешь народа,
Глаза лаская без конца.
(Н.Г. Доможаков «Цветок»)

3. (Танец «Чахайахтар» (Чепашева С.П.)

Ведущий 1: (слайды о Хакасии)         

Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан
По раздольной стороне.
Вижу синь её лугов,
Пью нектар её цветов.
Светлой грустью озарён,
Слышу жаворонка звон
Степь, к тебе издалека
Мчится здешняя река.
Ты, река, в родимый край
Эту песню передай.
(Кобяков В.А. «Песня о степи»)

4. (фольклорный ансамбль Нанч,ылар с песней «Адам чирi» (Родина)        

Ведущий 2:

 Я слышу тихий взмах крыла…

 Как ночь легка, как день смела…

 И плавных линий миг, волна…

 О, как они танцует…        

 Круженье тела… поворот…

 И чувств полёт, водоворот,

 Им луч заката песнь поёт

 Ветра в уста целуют… (Наталья Гребенко «Я слышу танец…»)

5. (танцевальная группа с композицией «У котла»)

Ведущий 1: Тахпах  — одна из основных разновидностей фольклорного творчества хакасов – песенная импровизация иногда с использованием горлового пения – хая. Тахпах наиболее полно и разносторонне изображает жизнь, быт и нравы хакасского народа. Исконно народные истоки делают тахпах любимым во всех уголках Хакасии.

6. Фольклорная группа исполнит тахпах «Сарын Сарназа»

7. Евгений Улугбашев «Праздничная».Исполняет  ансамбль девочек (художественный руководитель Юлия Тиникова)

Ведущий 2: Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…

8.  Черпакова Юля «Путники в ночи» (скрипка)

9. Кириллов Саша «Хыстын, ыры» (баян)

Ведущий 1: РГОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» — это одно из ведущих образовательных учреждений, в котором успешно сочетается традиции российского гимназического образования, передовые педагогические технологии и богатые этнокультурные традиции. В гимназии обучается 595 учащихся 5, 7-11 классов. В интернате проживает 320 детей. Педагогический коллектив: 100 учителей и воспитателей.

Ведущий 2:

Эта школа — наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны —
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.

10. Песня гимн гимназии Иптышева Настя «Школач,ам»)

Ведущий 1. На этом наш праздничный концерт подошел к концу. Мы желаем вам мира и счастья! И пусть частичка нашего сердца и тепла нашей души останется навсегда с вами. Спасибо за внимание.

11. (Закрытие концерта: Ансамбль Нанч,ылар «Эк, чоным пойарин»)

Название: Сценарий развлечения «Хакасия – наша малая Родина»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии , национально-региональные праздники, старший дошкольный возраст
Автор: Тырышкина Альфия Наильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «ЦРР- ДС «Улыбка»
Месторасположение: Республика Хакасия г. Абаза ул. Ленина, 1В

Сценарий развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
«Хакасия – наша малая Родина»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе проведения развлечения «Хакасия – наша малая Родина».

Задачи:

развивающие:

развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной продуктивной деятельности,

развивать речь как средство общения,

развивать умения детей выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;

обучающие:

формировать представление о том, что Россия — огромная многонациональная страна;

формировать интерес к «малой Родине»,

формировать представления детей о культуре и культурном многообразии посредством знакомства с народными играми, традициями и обычаями;

воспитательные:

воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине,

воспитывать уважительное отношение к культурным различиям,

вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему развлечению, желание активно участвовать в его подготовке.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», дополнительная образовательная деятельность «Английский язык».

Предварительная работа: беседы: «Наша Родина – Россия», «Наша малая Родина»; совместно с родителями изготовление атрибутики государственных символов России, Хакасии, герба города, своей семьи; совместно с родителями посещение городского краеведческого музея, Центра Детского Творчества, посещение Физкультурно-Оздоровительного Комплекса; создание видеотеки «Где мы любим отдыхать»; рассматривание альбомов «Абакан – река жизни», «Абаза», «По Хакасии»; знакомство с авторами песен о Саяногорске; совместно с родителями изготовление шапочек-жарков для танца.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация к развлечению, столик, стульчик, «голубь» (поделка оригами), «письмо», верёвка, фонограмма «Ты, я, он, она, вместе – целая страна», фонограмма хакасской народной мелодии, бумага для рисования, цветные карандаши, акварельные краски, восковые мелки.

Ход развлечения:

Девочка Джейн, сидя за столиком, что-то пишет. К ней подходит девочка Кейт.

Кейт: Hello! (Привет!)

Джейн: Hi! (Привет!)

Кейт: What are you doing? (Что ты делаешь?)

Джейн: I’m writing a letter. (Пишу письмо.)

Кейт: Letter? Whom? Where? (Письмо? Кому? Куда?)

Джейн: I’ll give my letter to the pigeon. Let it pass my letter somewhere to somebody . (Я отдам своё письмо голубю. Пусть он передаст его кому-нибудь.)

Кейт: And ..? (И ..?)

Джейн: And I’ll have more friends! (И у меня будет больше друзей!)

Джейн прикрепляет письмо к «голубю», запускает его.

Джейн: Fly, pigeon, fly!

Девочки уходят.

Входят дети.

Музыкально-танцевальная композиция «Ты, я, он, она, вместе – целая страна»

Дети садятся на стулья.

1 ребёнок:

Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

2 ребёнок:

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой, мирной тишиной.

Посмотри, как он хорош –

Край, в котором ты живёшь!

Песня «Посмотри, как всё красиво»

С верхнего ригеля опускается «голубь» с «письмом»

Воспитатель: (Берёт письмо, просматривает)

Ребята, голубь принёс нам письмо от английской девочки Джейн. Она хочет найти новых друзей, узнать, где и как они живут.

3 ребёнок:

Давайте ответим английской девочке! We live in Sayanogorsk. Мы живём в Саяногорске.

Песня «Абаза — моя малая Родина»

4 ребёнок:

Абаза – город молодой. Он расположен у подножья Саянских гор.

Голубеют туманы в несказанной красе.

Надо мною Саяны, подо мной Абакан.

Предо мною Россия – беспредельная даль.

Иней лёгкий и синий рассыпает хрусталь.

Воспитатель: Что вы хотите рассказать о нашем городе? Куда бы вы повели Джейн? Почему?

Дети по желанию рассказывают об Абазе Песня «Абаза- это горы высокие»

5 ребёнок:

We live in Sayanogorsk We live in Khakasia. Наш город неразрывно связан с древней землёй Хакасии. Жизнь многих поколений протекала на этой земле – земле суровой и щедрой.

Хакасия, край мой! Родные просторы!

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

Полюбите край родной, он один у нас такой!

Вы животных не губите и природу берегите!

Песня «Не дразните собак»

6 ребёнок:

Коренное население Хакасии – хакасы. Раньше они жили в юртах, теперь – в городах и сёлах, в домах и квартирах. Но почти в каждой хакасской семье хранится традиционный наряд предков. Хакасы говорят на хакасском языке.

7 ребёнок:

Изенер!

Песня «Дождик» на хакасском языке

8 ребёнок:

Хакасия славится своей неповторимой первозданной природой.

Что сказать вам о Саянах?

Это горы в облаках

И таёжные поляны,

Все в сияющих жарках.

Танец «Жарки»

9 ребёнок:

Хакасский народ гостеприимный, добрый, весёлый. И мы очень любим играть в хакасские народные игры.

Хакасская народная игра с верёвкой

10 ребёнок:

Хэй! Конь вороной быстро мчится подо мной.

Ты лети, моя стрела, так же быстро, как и я.

Танец всадников

Воспитатель:

Природа Хакасии богата и разнообразна. Наши предки одухотворяли родную природу и трепетно относились к ней. У русских и у хакасов особо почитается берёза. Она считается священным деревом, обладающим особой жизненной силой.

11 ребёнок

С давних пор и по сей час

Хоровод в чести у нас.

Нынче – праздник. Эй, народ!

Заводи-ка хоровод!

Хоровод «Берёза»

Воспитатель:

Кроме хакасов и русских в солнечной Хакасии живут люди многих национальностей.

10 ребёнок:

Узбек и поляк, белорус и татарин,

Грузин и еврей здесь дружно живут.

Все трудятся славно, а когда отдыхают,

То танец исполнят иль песню споют.

Танец «Немецкая полька»

Воспитатель:

Ребята, а ведь у нас с вами получилось письмо-рассказ о нашем крае, о том, как дружно мы живём на благодатной земле Хакасии, о том, что мы всегда рады гостям!

1 ребёнок:

Если ты придёшь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана встали

Цепи Ала-Тау и Саян.

13 ребёнок:

По земле цветущей только ступишь –

Здесь оставишь сердце навсегда,

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы, синие ото льда!

Песня «Родина»

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, чем можно дополнить наше письмо-рассказ, чтобы оно стало красочным, чтобы Джейн увидела красоту нашей малой Родины, её людей?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно вы придумали! У нас с вами есть бумага, материалы для рисования, а главное – желание сделать письмо- подарок!

Дети рисуют, используя материалы (цветные карандаши, краски, восковые мелки) по желанию.

Литература

  1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение/С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Боргояков И. Ф. Красота моей земли: Сборник детских песен на хакасском языке/ И. Ф. Боргояков. – Абакан: Диалог Сибирь – Абакан, 2008.
  3. Подарочный альбом «Енисей – река жизни» СШГЭС им. П. С. Непорожнего ГИДРООКГ/ Под ред.Н. И. Данилова. – С-Пб, 2006.
  4. Катаева Н. В., Токояков О. А., Кышпанакова О. Н. Колокольчики: Сборник песен, танцев и игр для младшего школьного возраста. На хакасском и русском языках/ Н. В. Катаева, О. А.Токояков, О. Н.Кышпанакова. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1994.
  5. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, реализующего модель «Многоязычие и поликультурность» — Абакан:Редакционно-издательский тодел ХРИПКиПРО «РОСА», 2006.
  6. Модель В. Ты судьба моя, Россия/ В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1979.
  7. Челбораков Г. Цвети, мой край родной/ Г. Челбораков. – Абакан, 1983.

Приложение:

Сценарий развлечения «Хакасия – наша малая Родина». Старший дошкольный возраст.

Сценарий развлечения «Хакасия – наша малая Родина». Старший дошкольный возраст.

Дата изменения: 03.01.2017
Дата публикации: 03.01.2017

Приложение 1

(Звучит хакасская музыка)

Ведущий: Изеннер! Здравствуйте!

Хакасия — это наша малая Родина, наша судьба,
наша гордость, наше будущее. Недаром о красоте и
богатстве нашей республики писали и пишут многие
писатели и поэты. Художники, побывавшие или
живущие в Хакасии, создают чудесные картины.

“Считаю Хакасию одним из благодатных уголков
мира: долина, окруженная горами, много солнечных
дней, Енисей, плодородная земля, дешевая
электроэнергия, в недрах — вся таблица
Менделеева”,- так определил наш край академик
М.А. Лавренёв.

Брусничный край — Хакасия моя.
Твои рассветы рдеют краснопенно.
И солнце- лось, дыханье затая,
Несёт их на рогах степенно!

Путь к глубокому и серьёзному познанию нашей
удивительной страны лежит через изучение
родного края. А оно формирует истинную любовь к
Родине, к великой России.

Приложение 2

Хакасия — это край с удивительной природой: от
бескрайних степей до неповторимых красот тайги и
гор. Это страна пещер и озер, героических
преданий и сказаний. Нет предела красоте
хакасской земли, которая имеет богатую историю.

Люблю и знаю
Знаю и люблю.
И тем полней люблю,
Чем глубже знаю.

Любить Родину — значит знать ее! Поможет
познанию ценное свойство характера —
любознательность. А вот насколько вы
любознательны и покажет сегодняшняя игра
“Счастливый случай”.

Итак, встречайте игроков.

Начало игры

Играют две команды по 6 человек. Представители
команд — учащиеся старших классов (9- 11 классы).
Члены жюри. Игра проходит в несколько туров.

Звучит музыка “Счастливого случая”.
Приглашаются команды-участники.

Разминка. 1 гейм: “Дальше, дальше!”

(Вопросы задаются командам. Условия: за одну
минуту команда должна дать как можно больше
правильных ответов.)

Вопросы для команды № 1:


  • В каком году Хакасия вошла в состав России? (1707
    год)
  • Это озеро, согласно легендам, получило свое
    название из- за 50 девушек свадебного кортежа,
    погребенных в водах “хозяином озера” во время
    купания. (Иткуль)
  • Название хакасского степного заповедника
    (“Чазы”)
  • Все реки Западного Саяна принадлежат бассейну
    реки…Какой? (Енисей)
  • Самое большое по площади озеро в Хакасии? (Беле)
  • Как, согласно средневековым письменным
    источникам, именовалось население Хакасии?
    (Кыргызы)
  • Какова площадь Хакасии? (62 тысячи квадратных
    километров)

Вопросы для команды №2:


  • Сколько климатических зон выделяются в Хакасии?
    (3 зоны)
  • Священная для каждого хакаса пятиглавая горная
    вершина? (Борус)
  • Назовите год образования хакасской автономной
    области? (20 октября 1930 года)
  • Назовите самый крупный левый приток реки
    Енисей? (река Абакан)
  • Как в царской России именовались хакасы?
    (Татары)
    Бражное, лекарственное озеро- это озеро…(Шира)
  • Каков климат Хакасии? (Резко континентальный)

Подведение итогов 1 гейма. Жюри оглашает
результат. Звучит музыка.

Ведущий: Начинаем 2 гейм “Заморочки из
мешочка”.

Условия: В мешочек кладутся 6 кубиков, 5 из них
пронумерованы (это задания). На одном из кубиков
стоит буква “С”. Он считается счастливым, так
как задания нет, а балл присуждается. Участнику,
доставшему такой кубик, вручается приз.
Обсуждение- 1 минута. Если команда не ответила, то
отвечает другая команда.

Задания “Заморочки из мешочка”:


  • С именем этого человека связаны первые ростки
    культурной жизни в Хакасии. Работает в Хакасском
    книжном издательстве, пробует писать первые
    маленькие пьесы. Ставит концертные программы с
    организованным им же самодеятельным кружком.
    Известен в кругу хакасской интеллигенции как
    талантливый постановщик, драматург. Перевел на
    хакасский язык “Интернационал”. О ком идет речь?
    (Топанов Александр Михайлович)
  • Врожденный ум и талант позволили прославиться
    ему как ученому, писателю, педагогу, автору
    учебников для хакасских школах. По роману этого
    писателя был снят художественный фильм
    “Последний год беркута”, который увидели
    любители кино нашей страны.

(Николай Георгиевич Доможаков).

  • Отец в детстве часто брал его на охоту и в тайге
    рассказывал предания и легенды. От мира сказок и
    легенд родились его фольклорные произведения.
    Знал свыше 30 героических сказаний, легенд,
    преданий и сказок. Он являлся исполнителем и
    импровизатором своих произведений, в
    совершенстве владеет искусством хайджи. За
    большую литературную и общественную
    деятельность он был принят в члены Союза
    писателей, награжден орденом “Знак Почёта”.

(Кадышев Семён Прокопьевич)

  • Счастливый случай.
  • Этот человек — участник финской, Великой
    Отечественной войны. Закончил 2 института
    (Абаканский государственный педагогический
    институт, Московский литературный институт
    им.М.Горького), работал журналистом на радио,
    играет на сцене национального театра. Всего у
    него опубликовано около 10 книг. За активное
    участие в общественной жизни ему было
    присвоенное звание “Заслуженный деятель
    искусств РСФСР”, за книгу “Ожившие камни” он
    удостоен премии Союза писателей РФ. В 1997 году был
    приглашен Почетным гостем в нашу школу на
    празднование 290-годовщины вхождения Хакасии в
    состав России. (Михаил Еремеевич Кильчичаков)
  • Этого начинающего поэта заметил
    М.Е.Кильчичаков. Он поддержал молодое дарование.
    Его поэмы посвящены любимой Хакасии- её прошлому
    и настоящему. Хорошей школой оказалась учеба в
    литературном институте им . М.Горького в Москве,
    учась в котором, он выпускает первый
    стихотворный сборник. (Баинов Моисей Романович)

Звучит музыка. Жюри подводит итоги по конкурсу.

Ведущий: Продолжаем игру. Пришло время
следующего гейма “Темная лошадка”.

Условие: Участникам игры предлагается
информация о человеке, который будет вести этот
гейм, но не называется ни имя, ни фамилия, ни
отчество. Приглашенный готовит для участников 2-3
вопроса, на которые отвечают команды.
Учитывается быстрота, правильность ответа.
Оценивается ответ по 1 баллу. Кто быстрее поднял
руку- тот и отвечает.

“Темная лошадка”

Этого человека знают не только в нашей школе,
городе, но и в республике как педагога,
занимающегося изучением и внедрением в
практическую деятельность учителей и учащихся
знаний о Хакасии. Её дети — победители
научно-практических конференций секция
“Краеведение”. Она автор методических
разработок для учителей, автор — составитель
сборников стихотворений о Хакасии. Она
победитель городского конкурса методических
разработок по национально- региональному
компоненту-2005. Вы уже догадались, о ком идет речь?
Конечно, это уважаемая….Ирина Николаевна Бебриш.

Итак, слово вам, уважаемая “Темная лошадка”.
(Время видеовопросов для команд.)

Ведущий: Предоставим слово жюри для
подведения итогов третьего гейма.

Общий счет.

Звучит музыка.

Ведущий: А мы начинаем 4 гейм “Ты мне-, я- тебе”.

Условия: Участники задают вопросы друг другу
поочередно. Вопросы готовятся заранее. Кому
адресовать, выбирает сам участник. За каждый
правильный ответ — 1балл.

Вопросы команде №1:


  • Десятки тысяч археологических памятников,
    разбросанных по территории

Хакасии, напоминают таинственный остров. Что
это за остров? (Остров Пасхи)

  • Согласно легендам, в древние времена музыка
    находилась в руках семи безглазых великанов-
    сыгыров. Это было выкрадено одним смышленым
    мальчиком и таким образом попало к хакасскому
    народу. (Чатхан)
  • По хакасским поверьям эта птица разбивает
    впервые снесенное яйцо, иначе из него рождается
    мифическая собака Хубай хус.(Турпан)
  • В первые годы Советской власти этот праздник
    прекратил своё существование. Только в 1980 году, в
    связи с 50-летием Хакасской автономной области,
    было решено восстановить и проводить его. О каком
    празднике идет речь? (Тун пайрам)
  • В период нахождения хакасов в составе царской
    России своей грамоты у
  • них не было. Когда создана современная
    хакасская письменность? (В первые годы Советской
    власти в 1924-1926 году, на базе русской графики.)

  • Что было самым распространенным летним
    напитком хакасов,
  • приготовленным из кислого коровьего
    молока?(Айран)

Вопросы команде №2:


  • В 1991 году в связи с образованием Республики
    Хакасия был введен новый праздник, основанный на
    древних обрядах и посвященный памяти предков.
    Место проведения его было выбрано на священном
    перевале Уйтаг.(“Ада-Хоорай”)
  • Говорили, что если это упадет на территорию
    аала, то будут умирать люди,если в степи, то скот.
    Иногда  хакасы представляли это в виде
    красивой девушки, которая может свести с ума
    парня.(Падающая звезда)
  • Наследником какой культуры являются
    хакасы?(Кыргызской)
  • В 7-8 веках среди населения Хакасии был один из
    популярных напитков, приготовленный из
    кобыльего молока. Что это за напиток?(Кумыс)
  • Замужним женщинам нельзя носить это без
    подгиба, ибо так подвязывались вдовы и покойники.
    (Платок)
  • Чабодаев Михаил Николаевич писал:

Каждый из них-

Древности лик,

Бессловесная наша

История…(Курганы)

Ведущий: Обращение к жюри. Счет этого гейма.
Общий счет.

А сейчас пришло время пятого гейма “Гонка за
лидером”

Условие: За 1 минуту дать как можно больше
ответов.

Вопросы команде №1:


  • Поселение, остоящее из 19 и более юрт. (Улус)
  • Обязательны инструмент шамана.(Бубен)
  • Объясните топоним “Саяногорск” (город у
    подножия Саян).
  • В каком году хакасский язык был провозглашен в
    качестве государственного? (1995)
  • Кто стоял у истоков основания города
    Черногорска? (Вера Афанасьевна Баландина)
  • На время войны Черногорск стал центром
    подготовки обучения бойцов для фронта.Что было
    открыто в городе?(Хакасский аэроклуб)
  • В каком месяце наступает хакасский новый год?(
    Март)
  • Что кидали для выбора места при постройке
    нового дома, согласно хакасским поверьям, через
    плечо?(Хлеб)
  • Год образования Черногорского рудника? (1906 год)
  • Крупнейшая ГЭС? (СШГ)
  • Первый хакасский ученый, исследователь ,
    языковед?(Н.Ф.Катанов)
  • Имя этого героя Советского Союза золотыми
    буквами вписано в историю России, Хакасии, города
    Черногорска. Он почетный пионер школы №19, имя его
    носила пионерская дружина. После войны он уехал
    жить на Украину и в наше время Президент Украины
    Л.Кучма присвоил ему звание генерал-майора. (Петр
    Рубанов)
  • Женское нагрудное украшение? (Пого)
  • Название древнего жилища хакасов?(Юрта)
  • С какими районами граничит Хакасия (Кемеровская
    область, Красноярский край, Республика Тыва,
    Республика Алтай)
  • Это озеро называют Лосиным озером. (Баланкуль)
  • Объясните топоним “Абакан” (Медвежья кровь)
  • Название, которое носит черногорский стадион?
    (“Шахтер”)

Вопросы команде №2:


  • Объясните топоним “Черногорск” (Город у черной
    горы)
  • Кто такая Хуртуях- Тас? ( Каменная “баба”, что в
    Аскизском районе)
  • ВЦИК удовлетворил ходатайство поссовета и
    преобразовал Черногорск в город. Назовите год
    образования города. (20.01.1936 год)
  • Монументальная скульптура? (Курган)
  • Какая школа города Черногорска была передана
    под госпиталь? (Школа №7)
  • Что означает топоним “Изых” (Место, защищенное
    от ветра, священное место)
  • Столица Республики Хакасия? (Абакан)
  • Назовите имя ученого- путешественника,
    исследователя хакасской земли? (Даниил
    Готлтб-Мессершмидт)
  • Сколько городов в Республике Хакасия? (5)
  • У русских — сундук, у хакасов-… (Пазах)
  • Назовите время образования древнего хакасского
    государства (5-6 век)
  • Объясните топоним “Таштып” (“Каменное дно”)
  • Год образования Республики Хакасия? ( 1991 год)
  • Распространитель героических сказаний (Хайджи)
  • Что изображено на гербе города Черногорска? ( На
    сине- красном фоне уголь, от которого отходят
    желтые лучи)
  • Когда заложена первая шахта в городе
    Черногорске? (1907 году)
  • Что изображено на гербе города Черногорска? ( На
    сине- красном фоне уголь, от которого отходят
    желтые лучи).
  • Когда заложена первая шахта в городе
    Черногорске? (1907 году)
  • Центр цветной металлургии (Саяногорск)
  • Объясните значение топонима “Абаза” ( это
    аббривиатура от словосочетания Абаканский
    завод)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги за
последний гей, а также окончательные итоги
сегодняшней игры, мне хотелось бы напомнить
слова Д.С. Лихачева:

Любовь к родному краю, к родной литературе, к
родной речи начинается с малого — с любви к своей
семье, к своему жилищу, к своей школе. Постоянно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей
стране, к ее истории, её прошлому и настоящему, а
значит ко всему человечеству, к человеческой
культуре. Сегодня мы получили истинное
удовольствие от игры. С уверенностью можем
сказать, что Хакасия — наш отчий край! Слово
нашему компетентному жюри!

(Подведение итогов. Награждение победителей.)

Друзья! Мы не ставим точку, а ставим многоточие.
Следующий “Счастливый случай” не заставит себя
долго ждать. Потому что сегодня мы смогли
поговорить лишь о маленькой толике интересного,
любопытного, познавательного. А сколько тайн ещё
хранит Хакасия?!

Звучит музыка “Счастливого случая”. До скорой
встречи!

Звучит музыка

Приложение 3

Главная

страница 1

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

« ЦВЕТИ, МОЯ ХАКАСИЯ»

Начало праздника. Звучит хакасская мелодия композитора Т.Назаровой.

Первый ведущий: Когда земля создавалась,

Тогда же и звёзды рождались.

Говорят, на всем белом свете

Народ начинал жить.

Второй ведущий: У подножия хребта Ах-Сын,

Что шестью вершинами вознесся,

Течёт великая река Ах-Талай,

Шестью рукавами разлившись.

Первый ведущий: У подножия великого хребта

Пасется много разного скота.

На берегу великой реки

Живет несметное число людей.

Многочисленному пасущемуся скоту

Кажется, места мало…

Второй ведущий: Древние предки хакасов поселились на этой земле более 5-ти тысяч лет до н.э. Многочисленные памятники, курганы, летописи, наскальные рисунки рассказывают нам о прошлом. Хакасы были умелыми земледельцами и скотоводами, разводили лошадей, коров, овец. В засушливых местах сооружали каналы. Из каменных писем мы узнаем, что у знатных людей « овец в стадах было столько, сколько чёрных волос на голове».

Первый ведущий: В 6-7 веке возникает Хакасское государство. Хакасы имели многочисленное войско. Важным занятием считалась охота на зверей и птиц. В летописях сообщается: « Лошади их плотны и рослы, но нет плодов, ни овоща огородного».

Второй ведущий: Древние хакасы были умелыми мастерами. Они обрабатывали железо, ковали ножи, мечи, покрывали изделия золотой и серебряной инкрустацией.

Первый ведущий: Мастера гончарных дел делали красивые горшки и вазы. Древние поэты слагали песни и сказание про свою жизнь.

( Звучит песня под звуки хакасского музыкального инструмента чатхана).

Второй ведущий: В 17 веке русские землепроходцы стали осваивать просторы Сибири. В Москву прибыла делегация хакасских князей с просьбой принять хакасов под « высокую руку царя» и построить на их земле острог. За это они обязались платить « со всякого человека по шесть соболей».

Первый ведущий: Через 40 лет эта просьба была удовлетворена. Петр 1 подписал указ о строительстве острога. Сооружение Абаканского острога ( в честь реки Абакан) завершило присоединение Хакасии к России. В августе 2007 года жители Республики Хакасия празднуют 300летие присоединения Хакассии к России.

Второй ведущий: Простой народ всегда жил в нужде и нищете, батрача на баев, а теперь пришлось платить ясах еще и русскому царю.

Первый ведущий: В давнее время, к земле нас сгибая,

Жалкое племя владело всем – баи.

Мы же на свете ничем не владели.

Байские плети над нами свистели.

Второй ведущий: Бай жиреет в недород,

А шаман – в тяжелый год,

Волк в степи зубами – щёлк

А в улусе бай – что волк.

( Звучат две песни в исполнении артистов Хакасской филармонии на фоне хакасских гор, степей – мультимедиа)

Первый ведущий: В 1917 году в улусах создаются органы народной власти – Советы, но через год советская власть пала. Много горя принесла хакасской земле гражданская война.

Второй ведущий: Но она закончилась, и люди принялись восстанавливать разрушенное хозяйство- рудники, угольные копи, сельское хозяйство, строить железную дорогу. Работа была не только трудной, но и опасной – повсюду рыскали бандиты.

Первый ведущий: В 1924 г. в хакасские степи пришли поезда. Это было большим событием. Хайджи под звуки чатхана пели: « Алия — партия послал в наши степи своего

сына- поезд.

Могучий и сильный сын – поезд приволок аж

40 железных телег

товара для хакасского народа»

Второй ведущий: Через год состоялось торжественное открытие станции Абакан. Женщина-

хакаска в ярком национальном костюме разрезала ленту и первый поезд медленно въехал на станцию. Его встречали музыкой, песнями, танцами.

( Звучит фортепианная пьеса композитора Г.Челборакова)

Первый ведущий: 1930 год – образовалась Хакасская автономная область.

Второй ведущий: 1931 год – село Усть – Абаканское переименовано в город Абакан.

Сегодня нашему городу 75 лет.

( звучит песня о городе в исполнении артистов Хакасской филармонии)

Первый ведущий: Война! Это страшное слово огнем обожгло сердца наших земляков. В первые четыре дня в военкомат поступило свыше 1300заявлений с просьбой отправить на фронт.

Второй ведущий: Из семьи колхозника Аткнина защищать Родину ушло 14 мужчин. В 1941 году страна получила от тружеников Хакасии сотни автомашин, тракторов, свыше 5 тысяч лошадей, сотни лыж, саней, повозок.

Первый ведущий: Из Хакасии ушло на фронт 62 тысячи человек, а вернулось лишь 30 тысяч. За мужество и отвагу Советское правительство присвоило звание Героев Советского Союза 26 жителям Хакасии. Братская дружба русских и хакасов навеки скреплена совместно пролитой кровью.

Второй ведущий: Если русский в бою был ранен,

Выносил его брат – хакас,

А хакаса на поле брани

Русский воин спасал не раз.

( звучит песня )

Первый ведущий: В трудное послевоенное время начинается строительство железной дороги Абакан-Новокузнецк, Абакан- Тайшет, возникает новый рудник Абаза.

Второй ведущий: У черной горы растет город шахтеров Черногорск. Вступает в строй Сорский молибденовый комбинат, Тёйский рудник.

У вершины белого тасхыла,

Где облаков клубится дым,

Ты вниз дорогу проложила

Огнем сверкая голубым

Не по лугам, не по полянам

Течёшь, прозрачна и тиха, Струишь ты воды к Абакану,

Там, где тайга шумит глуха.

Но край лесной теперь изучен,

В тайге дороги пролегли.

На берегах речных излучин

Мы золотой песок нашли.

Река моя, как широка ты, Спокойно лоно чистых вод.

Народ счастливый и богатый

На берегах твоих живёт.

Первый ведущий: В 1954 году сотни юношей и девушек со всей страны приехали в Хакасию на освоение целинных земель. Тишину степей нарушил рокот машин. Люди жили в палатках, вагончиках, землянках, но трудности не пугали молодёжь. Много работали, но умели отдыхать, и веселиться под баян. (звучит песня )

Второй ведущий: Культура Хакасии сохранялась и развивалась на протяжении веков.

В 1942 г. в Абакане была открыта первая музыкальная школа, а теперь их в республике 8.

Первый ведущий: Писателей и поэтов знают по всей стране. По мотивам романа Николая Георгиевича Доможакова «В далёком аале» создан режиссером Лысенко фильм «Последний год беркута».

Второй ведущий: Ярок и самобытен талант хакасского поэта и драматурга Михаила Еремеевича Кильчичакова. Его пьеса «Медвежий лог» поставлена более чем в 100театрах страны.

Первый ведущий: Славой народного сказителя пользовался Семен Кадышев. В своём творчестве все они воспели красоту родной земли.

Ты, земля моя,

Край отцовский мой.

Как черемуха,

Край желанный мой.

Песней полнится.

В песнях любится

То, что помнится.

Ты со мною креп

И со мною рос,

Дорогой улус,

молодой колхоз.

Как живая кровь,

Здесь течёт Аскиз,

Как у девушки

Взгляд Аскиза чист.

И гуляет луна над нивою

Над широкою и счастливою.

Второй ведущий: Говоря о культуре Хакасии, невозможно не вспомнить о её первом композиторе Александре Александровиче Кенеле. Вклад его в культуру огромен. Он записал сотни народных мелодий, создал десятки произведений от песен до оперы « Чанар – Хус».

Первый ведущий: красоту Хакасии, жизнь её народа передают в музыке композиторы: Георгий Челбораков, Нина Катаева, Анатолий Стоянов, Татьяна Шалгинова.

Образ озорной, лукавой хакасской девушки отобразил композитор Геннадий Колпаков в пьесе « Тарина». (звучит пьеса Г. Колпакова «Тарина»)

Второй ведущий: Ярким выразителем солнечного искусства хакасского народа стал ансамбль «Жарки». Высоко оценили мастерство хакасских танцоров на Шестом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957г. Сегодня хакасские танцы, записанные руководителями ансамбля Сарой Словинри, изданы в 3-х книгах, ими пользуются все танцоры Хакасии. ( танец в исполнении ансамбля).

Первый ведущий: Судьбу хакасского народа, его прошлое и настоящее отражают в своих картинах художники Беликова, Бурнакова, Бутанаева.

Второй ведущий: Но как бы ни были талантливы художники- невозможно передать всю красоту родной Хакасии- изобилие солнца…

Первый ведущий: Сказочные богатства лесов…

Второй ведущий: Синие тасхылы, бескрайние степи…

Первый ведущий: Огненные поляны жарков и пение птиц на рассвете…

Второй ведущий: Если вы что-то новое узнали о нашей земле…

Первый ведущий: Если вы получили удовольствие от музыки, танцев, стихов…

Второй ведущий: Мы очень рады и благодарны Вам за внимание. (звучит музыка в исполнении ансамбля «Улгер» ).

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА « Абакан – столица республики Хакасии» 1-2класс

Программное содержание:

1.Закрепить знания детей о столице нашей республики;

2. Развивать умения находить на иллюстрациях достопримечательности нашего города;

3.Воспитывать любовь к своему городу.

Предварительная работа:


  • Экскурсии по городу: улица Щетинкина, Чертыгашева, проспект Ленина.

  • Фотовыставка « Абакан- моя родина»

  • Рассматривание альбома «Абакан»

  • Рассматривание открыток «Абакан- столица»

  • Беседа « Мне посчастливилось родиться в Хакасии»

  • Посещение республиканского краеведческого музея.

  • Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии.

  • Чтение стихотворения « Абакан – город жизни моей» Т. Трофимец.

Словарная работа: Аба, Абахан, молодой алып, валуны.

Материалы и оборудование: посылка, открытки Абакан – столица, мяч, краски, салфетки, материал для печатания, карандаш.

Почтальон приносит посылку, в которой лежат открытки. Предлагается детям рассмотреть и угадать, какой город изображен на этих открытках.

Вывод: Абакан – это столица нашей республики Хакасии и город, в котором мы живём.

Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен.

Послушайте легенду: «Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь – великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь).

На охоте он встретился с гигантом – медведем и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он

бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шёл день, другой, третий…

Как – то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан –

медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители»

Физминутка: Хакасская народная игра « медведь и пень»

Выбирается водящий и «медведь», остальные «пни». Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: « Чабы, чабы медведь и пень» Следом крадется медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала.

Беседа об Абакане.

— На какой улице стоит наша школа ? ( Хакасская, 165)

— Знаете ли вы главную улицу нашего города? ( улица Ленина)

— Что находится на этой улице? ( парки, аптека, магазины, университет, кинотеатр «Победа» и …

по фотовыставке

— Какие памятники есть в нашем городе?

— Послушайте стих. Н.Доможакова «Весна» и попробуйте нарисовать улицы нашего города.

« С зеленой листвой и цветами, и с пеньем

В мой город приходит весна.

Хожу по полям и по паркам весенним,

Везде перемена видна.

Цветок улыбнулся мне, словно девчонка,

Накинувши белый платок.

И птицы в степях соревнуются звонко.

И тянется к солнцу росток.

Ирис, желая пышней нарядиться

Открыл свой последний сундук»

Дети рисуют нетрадиционными способами рисования по выбору: пальчиковым, печатание с использованием ладошки, по мокрому листу, цветными мелками и т. д.

Выставка рисунков «Весенний Абакан»

Смотрите также:

Сценарий музыкально-литературного представления «цвети, моя хакасия»

91.19kb.

1 стр.

Сценарий концертной программы «Россия Родина моя»

52.1kb.

1 стр.

Постановление Президиума верховного совета республики хакасия о проекте закона Республики Хакасия №15-37/71-5

183.53kb.

1 стр.

Клубный час «Цвети мой край – Мордовия моя!»

80.62kb.

1 стр.

Сценарий музыкально-физкультурного досуга «Будем в армии служить»

59.35kb.

1 стр.

Наши праздники

15.47kb.

1 стр.

Закон республики хакасия о республиканском бюджете республики хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов принят Верховным Советом Республики Хакасия 14 декабря 2011 года

10732.98kb.

45 стр.

Верховный совет республики хакасия

263.58kb.

1 стр.

Закона Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия»

310.38kb.

1 стр.

Постановление Президиума верховного совета республики хакасия

193.27kb.

1 стр.

Моя актуальна уже тем, что в августе 2007г. Хакасия отмечает большой праздник 300-летие присоединения Хакасии к России

89.78kb.

1 стр.

Постановление Президиума верховного совета республики хакасия о проекте закона Республики Хакасия №15-37/132-5

468.2kb.

1 стр.

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Дошкольное образование

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий праздника Родного языка.

Цель мероприятия: создание социальной ситуации развития посредством праздничного мероприятия «День Родного Хакасского языка».

Задачи:

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального благополучия детей.
  2. Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей.
  3. Создание условий для побуждения детей к речевой активности.
  4. Создание условий для ознакомления детей с хакасскими играми.
  5. Обеспечение условий для самостоятельного выбора партнера, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
  6. Создание условий для выражения детьми своих мыслей и чувств.

Формы организации деятельности детей: подгрупповая работа, групповая, индивидуальная.

Ход мероприятия

Изеннер олганнар! Здраствуйте дети! Пун пыстын улюкун полча! У нас сегодня праздник «День Родного Хакасского языка».Хакасский язык очень древний, богатый и красивый по звучанию. Встречаем наших замечательных девочек.(под музыку девочки исполняют национальный танец). Наши девчонки умеют не только красиво танцевать, но и красиво петь. (Девочки исполняют песню на хакасском языке). Поют наши девочки не только хором , но и могут исполнить сольную программу.(Девочка исполняет песню на хакасском языке).

А сейчас предлагаем поиграть в речевую викторину. (отгадывание загадок, ответ нужно назвать на хакасском языке).

Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается. (Собака)
_____
Сидит на окошке кошка: и хвост, как у кошки, и нос, как у кошки, и уши, как у кошки, а не кошка. (Кот)
_____
Хвост крючком, Нос пятачком. (Поросенок)
_____
Он сидит послушный очень, лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс, ну конечно это — (пёс).
_____
У меня есть к вам вопрос — Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья — Как зовут её — (свинья).
_____
Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова, Как зовут её — (корова).
_____
Он кудрявый очень, очень, Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок — великан, Как зовут его — (баран).
_____
Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт, Ну конечно это — (кот).
_____
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
_____
По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан.(Овца)
_____
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.(Осел)
_____
Ребята, у хакасского народа очень много интересных игр на все времена года, большая часть из них это игры на свежем воздухе, поэтому хакасская игра являлось средством воспитания для детей хакасского народа. В них вся культура, особенности и традиции хакасского народа.

Предлагаю поиграть в несколько из них.

Игра 1: МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ — «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ».

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.

Игра 2: ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ».

Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.

Игра 3. ХОЛ ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РУК».

В этой силовой игре участвует два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.

Играя в данные игры, дети самостоятельно по желанию и по симпатиям делятся на команды, выбирают себе партнера по деятельности.

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, надеемся, что вам очень понравилось. Что нового вы узнали для себя? Что особенно запомнилось вам? Какие впечатления остались от нашего праздника? Может есть какие пожелания на будущее? Дети отвечают на вопросы.

До свидания, до скорой встречи, дорогие друзья!!!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день рождения детского клуба сценарий
  • Сценарий день рекламщика
  • Сценарий день рождения деда мороза со сказочными героями
  • Сценарий день района ведущие
  • Сценарий день рождения девочке на 2 годика на день рождения