Сценарий день защиты от экологической опасности

Отчёт  образовательных учреждений о участии в природоохранных мероприятиях в  рамках «Дней защиты от экологической опасности».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества»

сценарий подведение итогов

«Дней защиты от экологической опасности»

Автор: Неживых Анна Александровна

Педагог-организатор

Осинниковский городской округ, 2017

Цель: Отчёт  образовательных учреждений о участии в природоохранных мероприятиях в  2016-2017 учебном году  в  рамках «Дней защиты от экологической опасности».

 Действующие лица: Ведущие две девочки.

                                                   (звучит музыка)

Ведущии:

Давайте, люди.

Дружить с природой,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

Как парус с морем

Трава с дождями

Как дружит солнце

 Со всеми нами.

                                   Давайте, люди,

                                   Любить планету

                                   Во всей вселенной

                                   Похожей нету!

Ведущий 1: — Добрый день, дорогие ребята и гости.

Ведущий 2:  Приветствуем Вас на городском мероприятии, посвященном подведению итогов «Дней защиты от экологической опасности».

Ведущая 1: — В нашем зале присутствуют почетные гости:

______________________________________________________________________

Слово для приветствия предоставляется:

______________________________________________________________________

Ведущая 2: 2017 год объявлен годом Экологии.

Ведущая 1:  Каждое образовательное учреждение  нашего города  активно участвовали во всех акциях и  конкурсах, организованных в рамках «Дней защиты от экологической опасности».

Ведущая 2:  Ребятами  проделана работа по озеленению пришкольных участков. Активно приняли участие в природоохранных конкурсах городского и областного значения: акциях «Мой двор – моя забота», «Красота природы Кузбасса», «Помоги птицам зимой».

Ведущая 2: «Рождественский букет», «Вторая жизнь вещей и материалов», «Флористическая радуга» «Скворечник» «Сохраним первоцветы Кузбасса», «Подари свой лес потомкам»,  «Зеркало природы – 2017.

Ведущая 1: Для предоставления творческого отчета на сцену приглашается учащиеся из общеобразовательной школы №_________; №_________; …

(выступление команд)

Ведущая 2: Уважаемые участники и гости, для Вас выступает вокальная студия ______________________________

Ведущая 1:Для вручения грамот приглашается _________________________

(звучит музыка)

Ведущая 2: 

За   III- место в городском смотре-конкурсе пришкольных участков «Мой двор моя забота» награждается школа №

За   II- место в городском смотре-конкурсе пришкольных участков «Мой двор моя забота» награждается школа №

За   I- место в городском смотре-конкурсе пришкольных участков «Мой двор моя забота» награждается школа №

Ведущая 1: Церемония награждения продолжается, и мы приглашаем ребят, занявших призовые места в городском конкурсе фоторабот «Красота природы Кузбасса» в номинации «Они нуждаются в охране» награждается: __________________________

Ведущая 2: 

В городском конкурсе фоторабот «Красота природы Кузбасса» в номинации «Родной природы любимый  уголок» награждается: ____________________________

В городском конкурсе фоторабот «Красота природы Кузбасса» в номинации «Удивительная встреча в природе» награждается:  _______________________

Ведущая 1: Для вручения ценных подарков по подведению итогов в рамках акции «Дней защиты от экологической опасности» приглашается  _________________________________________________________________________Ценным подарком награждается команды школы № ______; №_______; …

                                          (звучит музыка)

Ведущая 1:  А сейчас для Вас выступает вокальная студия ___________________ встречайте.

Ведущии:  Уважаемые участники и гости мы с Вами не прощаемся, а говорим Вам до новых встреч!

1-й ученик:

До теперешней нашей Земли
До ее снегов и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели
Это личная их беда.
За нее никто не в ответе
Заблудились, пошли не туда,
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь направо, ветвь налево
“Человек разумный” сидит
На вершине этого древа
А над ним проносится век
Повороты, круговороты,
Да, неужто, и человек,
Тупиковая Ветвь природы.
/Р. Рождественский/

В повседневной суете, в стремлении к
сиюминутному успеху, мы порой забываем о вечных
ценностях, которые являются фундаментом нашей
жизни. Такая не переходящая ценность –
окружающая нас природа.

2-й ученик:

Человечество- часть огромной развивающейся
Вселенной. Наш дом — планета Земля. Она
предоставила нам все необходимое для развития
жизни.

Природа оказывает нам, причем бесплатно,
основные услуги, без которых человеческий род не
смог бы выжить. Озоновый слой защищает нас от
ультрафиолетовых солнечных лучей, которые
вредны для здоровья людей, животных растений.
Растения очищают воздух, которым мы дышим, и воду,
которую мы пьем.

Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить
себе жизнь: удобрения — для сбора богатых урожаев
и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых,
вредителей полей; научились из недр Земли
добывать огромное количество полезных
ископаемых; на реках построили плотины, на месте
бескрайних лесов появились города и заводы.

3-й ученик:

Люди, увлекаясь благоустройством своей жизни,
заметили, но поздно, что рыбы в реках стало
меньше, птицы по весне не поют как прежде по
весне. Воздух стал грязнее, из-за большого
количества выхлопных газов автомобилей и дыма
заводских котельных, труднее стало дышать .

А сколько мусора можно встретить вдоль дорог в
лесах и по берегам рек?

А жизнь на Земле стала хуже.

4-й ученик:

Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят
Богаты мы!..
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят
Дрожит камыш
На считанных озерах,
и считанные рыбы
ждут в реке.
И восковые
Считанные зерна
Неслышно зреют
В малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин
Ухает из тьмы
Неужто, внуки
Лишь по красной книге
Узнают.
Как богаты были мы ?!
/Р. Рождественский/

5-й ученик:

Вода, у те6я нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты сама — Жизнь /Антуан де
Сент – Экзюпери/

Преклонение перед этим минералом обусловлено
уникальными свойствами, как компонента
природной среды: ее не заменимостью,
присутствием во всех сферах Земли

1-й ученик:

Во многих местах чистая пресная вода
воспринимается как нечто само собой
разумеющееся, в других местах ее не хватает либо
по причине скудности водных ресурсов, либо из-за
загрязнения.

Около трети населения мира проживает в странах,
где наблюдается умеренная или сильная нехватка
пресной воды.

Около 1.1 млрд. человек или 18 % населения мира не
имеют доступа к чистой воде.

Пресная доступная вода занимает всего лишь 0,3%
всей пресной воды Земли. Мировые запасы пресной
воды не могут быть увеличены, а число ее
потребителей постоянно растет. Причем вода
становится все грязнее и грязнее.

Отбор воды из природных источников в некоторых
регионах привел к серьезным негативным
последствиям для окружающей среды.

К 2025 году две трети населения Земли будут жить в
странах, испытывающих серьезную нехватку воды.

Россия занимает первое место в мире по запасам
пресной воды. У нас сосредоточено более 20%
мировых ресурсов пресной воды. Но какой она
станет через несколько лет?

2-й ученик:

Река нашего детства – река Сюга. /фотографии
реки, ее лугов/

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла
Негромкая
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь,
Зеленая, и хвощ болотный вылез.
Как будто люди целью задались
Убить ее —
И своего добились

3-й ученик:

Основными загрязнителями вод нашей речки
является Мясокомбинат и Лесокомбинат

Исчезают с карты города и многочисленные
родники и ручейки. В настоящее время вы вряд ли
обнаружите исток бывшей речки, а сейчас ручья
Чебершурского. Его заровняли в мае 2003 года.

А что представляет собой исток теперь уже
ручья, а в начале 20 века еще реки Мутовки. Это
трудно назвать истоком. Одно большое болото.

Воду родников города, особенно в черте города
употреблять для питья опасно. Она не
соответствует Госстандартам питьевой воды.
/карта города с указанием исчезнувших и
имеющихся родников./

4-й ученик:

Есть в жизни Земли одна дата, которую мы,
Земляне не должны забывать – 26 апреля 1986года.

26 апреля в 1 час 27 минут на атомной станции
расположенной в восточной части белорусско –
украинского Полесья, на берегу реки Припять,
впадающей в Днепр, в 18 км от районного центра
Чернобыль произошел взрыв. Ударил Чернобыльский
колокол. Его услышали жители Белоруссии, Украины,
России, люди всей планеты.

5-й ученик:

Бьет колокол глухой
Чуть слышный. Дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу.
Чернобыльцев глаза печальны.
Ребята не прощайтесь, не хочу.

1-й ученик:

Первый, самый страшный удар приняли пожарные
города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне
самой сильной радиации – над реактором. 26 апреля
было госпитализировано 132 человека.

Остался в памяти всех медработников, станции
скорой помощи города Припяти Владимир Шашенок.
Когда к нему возвращалось сознание, он говорил:
“Отойдите от меня. Я из реакторного, отойдите! ”
Он умер в реанимации 26 апреля 1986года.

А через две недели – В День Победы, многих из
них не стало – они умирали в московской клинике
от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть
спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо
умирали…

Первыми из пожарных не стало Виктора Кибенка,
Владимира Правика и их друзей.

3-й ученик:

Четвертый реактор –
он дьявольски вздрогнул раскатом
Замрите народы, прощайте семья и друзья..
Кто в пекло шагнул, —
как на дот навалился на этом,
Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.
Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,
Он думал о жизни, о жизни и только, о ней!
Поэтому вишни цветут окрылённо в державе,
И дети играют под солнечным пологом дней!

4-й ученик:

Ты черным платком свою голову горько покрыла,
Но устояла в чудовищном этом бою
Я кровный твой брат, обопрись на меня, Украина,
Я все, что имею, тебе в этот день отдаю.
Молчание давит, глядят сиротливо криницы,
Пустынны поля, это все наяву, а не сон!
Четвертый реактор – святые бесстрашные лица,
Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

/ фотографии Чернобыля/

5-й ученик:

Общество все чаще стало задумываться над своим
будущим и будущим своих потомков. Какая она будет
Земля?

Общероссийская акция “Дней защиты от
экологической опасности” нашла широкую
поддержку и в нашей республике. Ее сторонниками
являются и государственные органы, и
общественные движения. Наша школа не остается в
стороне от этого движения: хорошей традицией
стало участие нашего экологического отряда
“Подснежник” во Всемирный День Защиты
окружающей среды — 5 июня устраивать трудовой
десант по очистке городского парка культуры и
отдыха от мусора, скопившегося за зиму, чистить
территорию микрорайона Лесокомбината. Но мусора
от этого меньше не стало. Не надо забывать –
“чисто не там, где убирают, а там, где не сорят”.

1-й ученик:

Дни защиты от экологической опасности
охватывают период с середины марта по июнь месяц
ежегодно.

В это время отмечаются даты, связанные с жизнью
природы и человека:

2-й ученик:

  • 22 марта – Всемирный День Воды. Отмечается по
    инициативе Международной ассоциации
    водопользователей с 1994 года.

3-й ученик:

  • 22 Апреля – День Земли. Этот день предложили
    отмечать жители небольшого городка в США
    Санта-Барбара. В 1969 году из скважины возле этого
    курортного городка разлилась нефть. Она покрыла
    толстым слоем все прибрежные пляжи. Все живое
    погибало от пленки гниющей нефти. Жители городка
    собрались вместе и очистили пляжи, решив этот
    день назвать Днем Земли.

4-й ученик

  • 26 апреля отмечается трагическая дата – День
    Памяти погибших в радиационных авариях и
    катастрофах.

5-й ученик

  • 1июня – День Защиты Детей.
  • 5 июня – Всемирный День защиты окружающей среды.

Мы, земляне, должны помнить Земля у нас одна на
всех. Какая она есть, какая она будет, все зависит
от нас.

1-й ученик:

У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

2-й ученик:

А нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь

3-й ученик:

Все тоньше слой озона
А он – щит жизни на Земле
Узе растут как язвы зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;

4-й ученик:

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей
Дожди спадают с небосвода
сернокислою водой;

5-й ученик:

Леса свою теряют силу
Уходит нежный запах лип
Озера, ставшие могилой.
В себе хоронят стаи рыб
/ И.И. Ландо/

1-й ученик:

Как яблоко на блюде
У нас Земля одна
Не торопитесь люди
Все выскрести до дна

2-й ученик:

Не мудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства
У будущих веков

3-й ученик:

Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня
Нам пировать позорно
В счет будущего дня

4-й ученик:

Поймите, это люди.
Как собственный приказ
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

М. Дудин. Очень простые стихи.

Кл. час

«День защиты от экологической опасности »

Цель: Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся;

Задачи:

обучать правильному поведению  в природе,

выявлять случаи негативного отношения человека к природе,

расширять знания учащихся об экологических проблемах,

развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.

Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные УУД: осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение ее природы

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, презентация,  глобус, карточки . 

Ход классного часа:

Учитель: Девиз нашего классного часа «В единстве наша сила».

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно.

А классный час у нас сегодня будет необычный, я предлагаю вам провести конференцию.

А, вы, знаете, что такое конференция? Где мы можем узнать значение этого слова? Для этого мы откроем с вами толковый словарь В. Даля.

Ученик 1.Конференция — это собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп.
На конференции люди обмениваются мнениями, общаются, делятся впечатлениями, высказывают и определяют свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Учитель: Тема нашей конференции «Экологическая безопасность».
Разберем, как вы понимаете, что означают данное словосочетание слов, «экологическая безопасность».
Что такое экология?
Ученик 2.Экология – это наука о доме.
В переводе «экос» — дом, «логос» — учение.
Учитель: Экология изучает общий для всех дом, нашу планету Земля.

Все существа на Земле живут в тесном взаимодействии друг с другом и со средой, которая нас окружает. Именно, это взаимодействие изучает экология. Взаимодействие человека и окружающей среды.
И сегодня на нашей конференции присутствует Министр экологии.

Министр экологии:

Облетел я всю Россию

Рейд — проверочка была.

Всё везде почти в порядке:

Кратеры, вулканы, грядки.

Я работаю все сутки

И свободной нет минутки.

Мыслю я и день и ночь

Нашей как земле помочь?

Мыслить можно бесконечно,

Но Земля – она не вечна.

Чтоб природу охранять,

Надо делом подтверждать.

Я и подтверждаю, я и охраняю,

Вон везде висят плакаты

С моей подписью и датой.

Ученик 3.Значит на Земле, «ажур»?

Полный, так сказать, порядок?

В чистоте всё и опрятно,

Элегантно, аккуратно?

Министр экологии: В общем-то, почти

И всё же, говорите осторожно.

Здесь хозяйничает сэр

По прозванию Мусэр.

Учитель: Ребята, планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы должны осознавать все опасности жизни на огромной свалке. Нам нужно разобраться где обитает этот Сэр , и как с ним бороться.

Для этого нам необходимо обменяться экологической информацией.

Ученик 1.Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбросов металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше.

Ученик 2.Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Ученик 3. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Ученик 4. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Ученик 5. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Ученик 6. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно четвертая часть плодородных почв.

Ученик 7. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого!

Учитель: Ребята, что же необходимо сделать , чтобы изменить данную ситуацию не Земле.

(Класс делится на группы и разрабатывают правила поведения в природе для улучшения экологической ситуации)

Выступление ученика №1. Я хочу рассказать ,что может сделать человек для охраны воздуха? Для того, чтобы чистого воздуха в мире становилось больше?

1. Сохранять те растения, которые есть на земле, и сажать новые.

2. Установить очистные сооружения и дымоулавливающие установки на трубах предприятий.

3. Выпускать экологически чистые автомобили, например, работающие на воде, или от электричества.

Выступление ученика №2.Пресной воды на нашей планете не так и много, поэтому её надо беречь. Мы хотим познакомить вас с правилами , которые

необходимо соблюдать человеку, чтобы на Земле как можно больше оставалось чистой воды, и на ней не было чёрных пятен?

1. Экономить воду в быту. Закрывать вовремя кран и не лить воду просто так.

2. Установить очистные сооружения на трубы промышленных предприятий, которые сливают свои воды в реки и озёра.

3. Не оставлять мусор по берегам рек, озёр. Мыть машины на автомойках или в специальноотведённом месте.

Выступление ученика №3. Мы познакомим вас с правилами поведения в природе , которые нам необходимо выполнять, чтобы растений с красивыми цветами на нашей земле оставалось как можно больше?

1. Не рвать цветы в букеты.

2. Не плести из них венки.

3. Не вытаптывать, ходить по тропинкам.

4. Не бросать мусор, где попало. Для этого есть урны.

5. Создавать заповедники.

Выступление ученика №4. А какие правила по охране животных вы должны выполнять, чтобы быть друзьями“братьям нашим меньшим”, я вам сейчас расскажу.

1. Не кричать в лесу.

2. Не ловить никаких животных.

3. Не разорять птичьих гнёзд.

4. Не обижать никого, даже самого маленького – червячка, жучка, паучка.

5. Заботиться о животных: подкармливать, особенно зимой.

Учитель: Можно много говорить об охране природы. А сейчас подведём итоги необычным способом. Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением – поднимаете живую цветущую планету. Если нет  –  умирающую нашу Землю.

Ломать ветки деревьев для костра.

Убирать за собой мусор в лесу.

Перед уходом хорошо затушить огонь.

Нарвать букет из полевых цветов.

Ловить птенчиков и детенышей зверей.

Подкармливать птиц.

Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.

Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.

– Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.

Итог. Наш урок – конференция подходит к концу. И закончить его я хочу такими словами:

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Управление образования администрации г.Березники

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Каскад»

Сценарий круглого стола

«Чистый город»

(в рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности»)

Возраст детей: 10-16 лет

Автор сценария и организатор мероприятия

Кузнецова Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Рулевые-мотористы»

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

Березники, 2019

Сценарий круглого стола «Чистый город»

Содержание

Пояснительная записка

Цели и задачи мероприятия

Участники

Оборудование

Ход мероприятия

Анализ подготовки и проведения мероприятия, выводы

Приложения 1 и 2.

Пояснительная записка

Круглый стол «Чистый город» проведён в рамках образовательной деятельности МАУ ДО Детско-юношеский центр «Каскад» (раздел «Экологическое воспитание»). Выбор темы круглого стола не случаен. Для педагогического коллектива ДЮЦ формирование природосообразного поведения обучающихся стало одной из самых важных профессиональных ценностей.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизма и эгоизма. Воспитать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе – значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.

Цель мероприятия:

— создание условий для полилога участников по вопросам экологии городской среды, для формирования позитивной мотивации к проявлению природосообразного поведения.

Задачи:

1. Создать условия для формирования культуры полилога.

2. Создать условия для формирования активной позиции обучающихся по обсуждаемым вопросам экологии.

3. Сформировать у участников представления о креативных способах использования вторсырья.

4. Способствовать формированию мотивации к творческой самореализации в разных видах деятельности: проектной, исследовательской, литературно-творческой, исполнительской.

Участники круглого стола:

1. Педагогические работники МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»: Бондарь О.И., Кузнецова Г.И., Радостева А.В.

2. Обучающиеся объединений «Рулевые-мотористы» — 26 чел. и «Академия творчества» — 9 чел.

3. Представители сторонних организаций, из них:

— начальник Управления по охране окружающей среды и природопользованию администрации г.Березники Быкова Л.М.

Оборудование:

Проектор – 1

Экран – 1

Компьютер – 1

Плакаты, рисунки, фотографии

Бумага, фломастеры, ножницы

Ход мероприятия

1. 16:55 – 17:00. Регистрация участников мероприятия.

2. 17:00 – 17:02. Актуализация: стихотворение курсанта 2 курса Кук Романа «Остановите!», исполняет автор. (см. Приложение 1)

3. 17:02 – 17:05. С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заместитель директора по ВР МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» О.И.Бондарь.

4. 17:05 – 17:15. Сообщение «Экологическая ситуация в городе Березники в 2018 году» начальника Управления по охране окружающей среды и природопользованию администрации г.Березники Быкова Л.М. В докладе были озвучены актуальность задачи сохранения экологии города Березники, основные направления деятельности администрации города, комитета по охране окружающей среды и жителей по поддержанию чистоты и порядка в городе, продемонстрированы результаты мониторинга экологического состояния города за последние три года.

5. 17:15 – 17:45. Выступления с мини-докладами обучающихся объединения «Рулевые-мотористы». (тексты докладов см. в Приложении 2)

6. 17:45 – 17:55. Обсуждение докладов в режиме полилога, самоанализ и рефлексия участников круглого стола

6. 17:55 – 18:05. Мастер-класс обучающихся объединения «Академия творчества» на тему «Вторая жизнь ненужных вещей»: «Musora.net»

7. 18.05: – 18.06. Стихотворение курсанта Андрея Телегина «Цвети, Земля!», исполняет автор.

8. 18:06 – 18:20. Работа проблемных групп.

Участники круглого стола по желанию разделились на 3 группы для того, чтобы выработать решения обозначенных группам проблем, обменяться своими мнениями и опытом по данному вопросу.

1 группа – Информационно-просветительская поддержка. Проблема – разработать листовку-анонс акций «Батарейка, сдавайся!» и «Дерево, живи!»

2 группа – Предложения для городской администрации по улучшению экологического состояния в городе.

3 группа – Изготовление ящика для приема отработанных батареек. (образец) из имеющихся материалов.

9. 18:20 – 18:30. Выступления проблемных групп, ознакомление с результатами работы.

10. 18:30 – 18:40. Подведение итогов круглого стола, рефлексия. Стихотворение курсанта 4 курса Юнусовой Дианы «Чистый город» (см. Приложение 1), исполняет автор. Заполнение участниками круглого стола листов-отзывов о проведённом мероприятии.

Анализ подготовки и проведения мероприятия, выводы

Проблема охраны окружающей среды чрезвычайно остро стоит в нашем городе, городе с высоким уровнем промышленного загрязнения, в городе, который еще в 30-е годы К.Паустовский назвал «Республикой химии на Каме».

Поэтому мной, автором данной разработки, предпринята попытка сформировать комплекс или систему мероприятий по изменению позиции у подростков-курсантов объединения «Рулевые-мотористы» Детско-юношеского центра «Каскад» отношения к природе и экологическим проблемам от созерцательно-прагматического к деятельностному.

Данное мероприятие – лишь звено в цепи воспитательных мероприятий экологической направленности.

Считаю, что данное мероприятие прошло на высоком эмоциональном и познавательном уровне, привлекло внимание курсантов к проблемам экологии в конкретно нашем городе, нашем микрорайоне, самоанализу поведения и привычкам в семье.

Удачно вписались в контекст круглого стола выступления курсантов – авторов стихотворений на экологическую тему, мини-доклады курсантов 2 и 4 курса, которые были подготовлены ими специально при подготовке к мероприятию.

Теоретическую часть хорошо дополнили мастер-классы и работа в проблемных группах, где за ограниченное время нужно было изготовить конкретный продукт.

Дети-участники мероприятия оставили только положительные отзывы на этапе рефлексии. Ответов «скучно» или «мне это неинтересно» не было ни одного.

Из недочетов могу отметить, что проблемным группам немного не хватило отведенного времени на доработку и представление своего продукта.

По итогам круглого стола выпущен сборник с приведенными мини-докладами и творческими работами курсантов «Цвети, Земля!» (см. Приложение 3).

Приложение 1.

Авторские стихи курсантов на экологическую тему

1. Роман Кук (12 лет)

«Остановите!»

Сказочною жар-птицей

Взлетая на небосвод,

Лучом, как огненной спицей

Солнце ломает лед.

Мачты деревьев со скрипом

Качаются на ветру,

Грязные лужи со всхлипом

Вливаются в реку-весну.

И понесутся в потоке

Рек и речушек страны

Мутные водостоки,

Те, что Земле не нужны.

Не принимает Земля их,

С грустью глядя на «плоды»

Жизни детей неразумных,

Не ценящих красоты

Леса, лугов и лужаек,

Рек и озер, и морей…

Мусор повсюду бросающих

Остановите скорей!

2. Телегин Андрей (10 лет)

Цвети, Земля!

Цвети, Земля! Моя Земля!

Чтоб были зелены поля,

Чтоб пели иволги в лесу,

Чтоб пили бабочки росу.

Цвети, Земля, моя Земля,

Березы, липы, тополя!

Мы для потомков сохраним

Весь наш большой чудесный мир!

3. Юнусова Диана (14 лет)

«Чистый город»

Уж весна, а ветер вьюжит

И кружится меж домов,

Мусор весь, что нам не нужен,

Выдувает из дворов.

На субботник выйдем дружно,

Жителей всех позовем,

Вёдра, грабли, все что нужно,

Мы с собою принесём!

С песней спорится работа,

С шуткой труд наш веселей,

Видеть город нам охота

Очень чистым поскорей!

И курсант «Каскада» знает

(Так воспитывают нас!):

Чисто там, где убирают!

Чистый город – это класс!

Приложение 2.

Доклады курсантов объединения «Рулевые-мотористы»

Потапов Максим: «Чистый город»

Что сделать, чтобы в нашем городе всегда царила чистота? Чтобы вокруг не валялись окурки, фантики, пластиковые упаковки? И чтобы жители не дышали дымом и пылью?

Я думаю, что для чистоты в городе и так много делается. Например, улицы покрыты асфальтом, чтобы не было грязи. Каждое утро на работу выходят дворники, метут улицы, дворы и аллеи паров. Потом мусоровозы вывозят сор из каждого контейнера. Представляете, что было бы, если бы всего этого не делали? Город просто утонул бы в опавших листьях, бутылках, обертках, сломанных вещах, кухонных очистках и прочих отходах!

Другое дело, что дворники стараются, а другие горожане добавляют им работы, бросают мусор где попало, мимо урн. А если каждый человек перестанет швырять на асфальт окурки, бросать на газоны пустые упаковки, «прятать» в кустах бутылки, то в городе станет чисто. Как по волшебству! Но так должен поступать каждый житель города. Не надо кивать друг на друга или говорить: «А почему я! Пусть сосед заботится о чистоте!». Нужно сделать своим личным правилом соблюдение чистоты не только у себя дома, но и в городе.

Кульбацкий Владимир: «Чистый город начинается с тебя»

Проблема мусора и стихийных свалок в городских дворах и подъездах всегда была актуальной. Довольно часто мы можем увидеть такую картину в березниковских подъездах – выбитые окна и разбитые лампочки, неприличные надписи на стенах и «ароматные» пакеты с мусором возле квартир.

Еще хуже обстоят дела во дворах: горы мусора оказываются просто возле мусорных контейнеров, а то и возле жилых подъездов. Наверно, все когда-нибудь наблюдали картину, как бомжи и бичи в поисках чего-то ценного выворачивают практически полностью мусорные баки. А после такой «сортировки» остается весьма «приятный» пейзаж, которым приходится по неволе любоваться жильцам дома. Подобные ситуации наблюдаются практически в каждом дворе

Я думаю, про подъезд и улицу считают, что это «не моя территория», «кто-нибудь уберет». Как можно, вынося мусор из дома, «промахнуться мимо мусорного бачка или вытряхнуть прямо на тротуар пепельницу из машины? Очень большая проблема — обычный бытовой мусор. Во многих странах мусор сортируют перед тем, как вынести его из дома. Теперь такая система будет внедряться и в России. Начали сортировать и в нашем городе. Это очень мало и по силам каждой семье, а помощь охране природы может оказать существенную.

Во многих странах за разведение костров и разбрасывание мусора полагается огромный штраф. Наверное, не стоит дожидаться, пока все леса в окрестностях городов России будут завалены мусором и умрут из-за выжженной подстилки (а до этого уже не так далеко). Отдых на природе может принести огромное удовольствие и без пресловутых шашлыков. Ну а банки, бутылки и пакеты несложно забрать с собой и довезти до ближайшей свалки.

Мне нравится, что в нашем городе ежегодно проводятся субботники, когда каждый может выйти и добровольно, но в тоже время ради себя, помочь нашему городу стать чище.

И хоть я родился не в Березниках, он стал для меня родным, я люблю этот город! Я считаю, что только совместными усилиями мы можем сделать родной город более чистым. Ведь как гласит давняя истина: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят…

Новожилов Алексей «Акция «Спасем ежика!»

Курсанты нашего объединения и родители третий год принимают участие в акции «Спасем ёжика»! Все неравнодушные к проблемам охраны окружающей среды могли принести и сдать отработанные батарейки, которые были переданы на утилизацию. Попадая в почву, такие батарейки выделяют тяжелые металлы, делая почву непригодной для проживания животных. Экологи подсчитали, что размер пораженной почвы от одной пальчиковой батарейки равен 20 квадратным метрам, а это равно ареалу обитания одного ежа. Всего нами за 2 предыдущих года было собрано 98 батареек и аккумуляторов, а это значит, мы предотвратили загрязнение около двух тысяч квадратных метров земли. Да, немного, но это только наше объединение, а сдавали батарейки и другие кружки!

Овчинников Юрий: «Сбор макулатуры»

Мы в течение года собираем макулатуру – ни одна исписанная тетрадь, ни один черновик или прочитанная газета, рекламная листовка не уходят в мусорку. Известно, что переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды, 1000 киловатт-часов электроэнергии и предотвращает выброс 1700 кг СО2. Ежегодно вместе с объединениями «Академия творчества» и «Эй-би-си» мы собираем около 250 кг макулатуры. Значит, за 2 последних года мы уже собрали полтонны, и спасли не менее 5 деревьев и 10 тысяч литров воды.  

Зырянов Денис «Судоремонтная практика»

Весной, перед началом навигации мы выходим на судоремонтную практику – помогаем готовить теплоход, убирать снег и лед от корпуса, чистить корпус от старой краски и ржавчины, красить. Каждый раз в после очистки корпуса на льду остается отскобленная краска. Уже много лет после каждого трудового дня мы подметаем лед и собираем эту краску, чтобы с ледоходом ее не унесло в реку. За одну весеннюю практику собирается около 6 ведер этой сухой краски с ржавчиной. Мы хотим, чтобы наша Кама была чистой рекой.

Кульбацкая Анастасия: «Субботники»

Мы ежегодно участвуем в субботниках по уборке территории около здания нашего центра и базы стоянки теплохода. Мы разбиваем клумбы и цветники, ухаживаем в течение лета за ними. Мы хотим, чтобы там, где мы учимся и живем – было чисто и красиво!

Смольникова Анастасия: «След на Земле»

Каждый из нас проживает свою жизнь, в течение которой мы совершаем различные поступки, как хорошие, так и плохие. Хотелось бы, конечно, чтобы хороших было больше, а еще лучше, чтобы после нашей жизни, о нас осталась память, добрая, светлая, чтобы после нас остался след на земле.
Леонардо да Винчи, Дмитрий Менделеев, Александр
Пушкин, Альберт Эйнштейн, Сергей Королев, Юрий Гагарин и многие другие. Все эти люди внесли огромный вклад в развитие своей страны и всего мира в целом.
Наверняка, каждому из нас хотелось бы, что бы наши потомки с гордостью называли наше имя, помнили о нашей значимости о нашем «великом поступке». Но, какой же след мы можем оставить на Земле? Полететь в космос, открыть Америку, изобрести велосипед? Это все уже пройденный этап, это все уже открыто и хорошо всем известно.

Давайте задумаемся о том, какой след мы можем оставить после себя? Я буду рассуждать на своем примере. Я школьница, обычный среднестатистический ребенок, не обладающий сверхсилой или сверхзнаниями, поэтому, я не смогу ни полететь в космос, ни совершить какое-то другое масштабное открытие. Обладая такими физическими данными как у меня, не попадешь ни в Книгу Рекордов Гинесса, ни в другой список уникальных людей.
Но! Я могу оставить о себе след на Земле, пусть не такой значимый как след Леонардо да Винчи, но не менее важный и полезный.
В наше время, каждый человек может совершать добрые дела: помогать нуждающимся, например, детским домам, приютам для животных, больницам и клиникам для тяжелобольных людей. И это, я считаю, очень полезные дела.

По моему мнению, не так важна масштабность твоего поступка, важно то, какую пользу ты принесешь окружающим. А давайте попробуем все вместе начать прямо сегодня – донести фантик до урны, унести пластиковую бутылку из-под лимонада в специальный зеленый контейнер, принести ненужные газеты и старые учебники в пункт сбора макулатуры, не позволить автовладельцу мыть машину в речке.

И тогда через несколько лет наши потомки вспомнят о нас с благодарностью, потому что мы оставили свой след в жизни – и это будет не след мусора, а ЧИСТЫЙ след!

Приложение 3.

Сборник «Цвети, Земля!» о природе родного края и не только…, 2019г.

t1602916029aa.jpgt1602916029ab.jpg

Вариант оформления обложки курсанта Егоровой Виктории (ребенок с ОВЗ)

t1602916029ac.jpgt1602916029ad.jpg

Примечание: 1. Авторы работ, вошедших в сборник, получили экземпляры с цветными иллюстрациями

2. Сборник содержит всего 28 страниц, на фото содержание только первой страницы, далее идет перечень докладов и еще иллюстраций-рисунков курсантов.

СЦЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА ПО ЭКОЛОГИИ

«ДЕНЬ ЛЕСА»

Цель: Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.

Звучит инструментальная романтическая музыка

Ведущий 1: Начало 21 века. Быстрый рост технического могущества человека, увеличение его воздействия на биосферу привели к тому, что экологическая проблема в наши дни стала одной из глобальных проблем всего человечества планеты.

Ведущий 2: Вы думаете это просто вымысел, фантазия? А давайте мысленно представим себя, например, в лесу и спросим у его обитателей, как им живется?

ПОЛЯНА: Была я красивая, была я пригожая, а стала сама на себя не похожая. Траву на мне вытоптали, кусты повыломали, деревья на дрова срубили. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками да тряпками. Была я лесной поляной, а стала помойкой да свалкой.

БЕРЕЗА: Век прожил я на свете и все думал, что я – береза. Но подошел ко мне прошлой осенью турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Осенью другой путешественник присел отдохнуть в тени и вырезал на коре «Миша». А сегодня парнишка один за соком березовым пришел, вытащил огромный ножище и вырезал «Витя». И почему все кому не лень тычут в меня ножами?

РЯБИНА: Был я тонким деревом. А стал сухой корягой. Ободрали меня, как липку. Ни ягод на мне, ни веток – хоть в костер с головой! Хоть бы ты, дуб, меня защитил!

ДУБ: Что ты, что ты! Я сам теперь такой! Что ни краше, в дровяной сарай кладут. Всю осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, а стал – дубиной!

ЕЛЬ: Мы, молодые деревья, жалуемся на людей! Они топчут нас, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки! Просим понимания и защиты!

ОДУВАНЧИК: Обрадовался я солнцу, зацвел. Думал, сам радоваться буду и других радовать! А сейчас ни себе, ни другим. Кто мимо не пройдет, обязательно заденет. Стою ободранный – сам себе противен! Ветер, ветер, разнеси по земле мои печали!

ГРИБ: Что хотите со мной делайте: на куски режьте, жарьте, варите, маринуйте. Но только очень прошу, не выдергивайте меня вместе с грибницей! А не послушаетесь, так вообще расти перестану!

РЯБЧИК: А я, рябчик, жалуюсь на коллекционеров, на тех, кто собирает птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд! А ведь каждое яйцо – это будущая птица!

Песня «Берегите лес»

Чтоб веселее и здоровее жил человек,Чтобы весною птицей лесною пел человек.

ПРИПЕВ:

Берегите русский лес!

Он – источник всех чудес.

Чтобы повсюду зазеленели

Сосны, вязы, клены, ели ,

Берегите лес! Берегите лес! Берегите лес!

Вьюги, метели и суховеи портят поля.Нас защитите, лес посадите! – просит Земля

Белке, кунице, зайцу, лисице лес – дом родной.Птице и зверю хочется верить в мир и покой.

Ведущий 1: Наши леса находятся сегодня в крайне критическом состоянии. Безжалостно разрушаются и загрязняются почва, вода, воздух. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных, навсегда исчезают с лица Земли растения. Отовсюду слышен крик о помощи. И если человечество не услышит его, не остановится вовремя, наша прекрасная планета будет уничтожена.

Ведущий 2: Мы не должны этого допустить! Человечество хочет жить, и оно должно сделать все возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых. Будем же беречь нашу планету и все, что на ней находится!

Ведущий 1: Сегодня мы собрались все вместе на интересном конкурсе «День леса», в котором примут участие команды 3-9 классов.

Ведущий 2: Определим с помощью жеребьевки порядок выступления каждой команды. Прошу капитанов команд подойти ко мне!

Ведущий 1: а сейчас мы с большим удовольствием представим жюри сегодняшнего конкурса!

1)………..

2)………..

3)………..

Ведущий 2: Итак, мы начинаем конкурсную программу!

Звучит музыка

ЛЮДА: Первый конкурс называется «Визитная карточка». Приглашаем первую команду!

Визитные карточки команд

Ведущий 1: Команды-участники представили свои визитные карточки, слово – жюри!

Жюри подводит итог

КИРИЛЛ: Следующий конкурс – разминка «Лесная флора». Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев. Давайте проверим, что вы знаете о деревьях и сможете ли по описанию догадаться о каком дереве идет речь?

ЛЮДА: Это хвойное дерево не любит солнца. Очищает воздух. Из дресесины делают бумагу и музыкальные инструменты. (…….)

КИРИЛЛ: Это высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток у него нет. Оно очищает воздух от микробов. Очень полезна смола этого дерева. (……)

ЛЮДА: Это лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья. Из коры делают посуду. Из древесины – мебель. (……)

КИРИЛЛ: Это ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков. Их любят клевать птицы. (……)

Ведущий 2: По итогам второго конкурса слово жюри.

Жюри подводит итог

АЛЕША Т: Леса бывают разные: смешанные, хвойные, лиственные. Бывает, придешь в лес, такие чудеса увидишь! Там ветка, похожая на змею, там – пенек, который напоминает причудливого зверя. А шишек сколько опавших!

АЛЕША К: Следующий конкурс называется «Поделка из природного материала». Слово командам!

Ведущий 1: Просим жюри объявить результаты конкурса!

АЛЕША Т: Продолжаем конкурсную программу!

АЛЕША К: «Костюм лесного жителя». Просим первую команду на сцену!

Ведущий 2: Благодарим команды за удачные выступления и предоставляем слово жюри.

Жюри подводит итог

Ведущий 1: Конкурс «Заблудился в лесу»

Посередине комнаты расставляют в беспорядке 10 кеглей на расстоянии около 80 сантиметров друг от друга. Кегли – это деревья в лесу. Участникам конкурса завязывают глаза. Они должны дойти до другой стороны площадки между «деревьями», не дотрагиваясь до них. Тот, кто дотронется до кегли или уронит ее, получает штрафной балл. В конце игры, когда через «лес» пройдут все игроки команды, устанавливают победителя. Им будет тот, кто получит меньше штрафных баллов.

Ведущий 2: Много интересного можно узнать из книг, различных энциклопедий о лесных растениях, об их полезных, необычных свойствах. Так, например, в городах деревья спасают людей от сажи и дыма. В частности, один тополь задерживает 100 граммов сажи. Липа хорошо уживается с асфальтом, она может расти в асфальтовой лунке более 60 лет. Если в лесу большое количество одуванчиков, то деревья могут заболеть. Это значит, что грунт уплотнился, а это – сигнал тревоги.

Ведущая 1: Существуют травы, которые не горят, например, кошачья лапка, толокнянка, бессмертник, а сахалинская гречиха, которая выше человеческого роста, не горит даже в том случае, если ее облить керосином.

Ведущая 2: Ребята, как вы думаете, что можем сделать мы, чтобы спасти наши леса от уничтожения? Просим представить вниманию жюри ваши листовки!

Ведущая 1: И последний конкурс на сегодня. Он называется «Голоса птиц». Слушайте фонограммы и называйте птиц, которые поют такую песню.

Ученики 6 класса читают стихотворения о лесе

Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Вас много, ребята!Пусть каждый из вас

Хоть кустик для леса посадит сейчас.

В Орле, Волгограде,

В Черкассах, Клину

Пусть каждый посадит

Сирень и сосну.

Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы.

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.Живут в нем солнце. Дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

Берегите эти земли. Эти воды!Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ведущая 2: Просим уважаемое жюри объявить общие результаты конкурса!

Жюри подводит итог, награждение

Ученики 6 класса исполняют

шуточный танец «Во поле береза стояла»

Сценарий мероприятия к Всемирному дню охраны окружающей среды

Экологическая мозаика

Задачи:

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на Земле.
Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

На линейке детям вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен. На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы.(максимально 5 баллов) После прохождения этапов все собираются для подведения итогов и награждения.

I.      «Творческая»

Проводится на месте старта игры- путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы.
II.     «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1.      Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?
а)      к жаркой погоде;
б)      к дождю;
в)      к похолоданию.

2.      Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?
а)      к хорошей солнечной погоде;
б)      к дождю;
в)      к похолоданию.

3.      С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать
погоду?
а)      ясную, солнечную;
б)      пасмурную;
в)      ветреную.

4.      Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?
а)      ясную, солнечную;
б)      дождливую;
в)      ветреную.

5.      Какую следует ожидать погоду, если ласточки низко летают над землей?

а)      хорошую;
б)      ненастную; в)      дождливую.

III. «Бабушка- загадушка»

Загадки про природу

  1. Он совсем неслышно на прогулку вышел. Мокрым, мягким клювом постучал по крышам. Полосатым следом прочертил окошко, а, пройдя, остался у меня в ладошках. (Дождик.)

  1. Кто входит в окно
    И не ломает его? (Солнечный луч.)

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

  1. Разноцветные ворота на лугу построил кто- то. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот. Не одну, не две, не три –целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)

  1. Бежал по тропке луговой – кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер.)

  1. Как по небу, с севера,
    Плыла лебедь серая,
    Плыла лебедь сытая,
    Вниз кидала-сыпала
    На поля-озерушки
    Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

  1. Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

  1. Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый –
    Кружевной и синий- синий! (Небо.)

  2. Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна, месяц.)

  1. . Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег.)

    IV. «Лесная аптека»

    Ребятам предлагаются гербарии лекарственных растений. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

  1. V. «В гостях у Лесовичка»

    О каких растениях идет речь в стихотворениях?

  1. Как белые звезды, средь розовой кашки цветут всем знакомые с детства… (ромашки).

  1. Я звонкий и лиловый, расту в тени лесной,

и в просеке сосновой киваю головой. (Колокольчик.)

  1. Я – капелька лета.
    На тоненькой ножке.
    Плетут для меня
    Кузовки и лукошки.
    Кто любит меня,
    Тот и рад поклониться.
    И имя дала мне
    Родная землица. (Земляника.)

  2. Тот, кто в поле бывал, несомненно, замечал: вьется розовый цветок. Как же назван он?.. (Вьюнок.)

  3. Колосится в поле рожь,
    Там во ржи цветок найдешь,
    Хоть не красный он, а синий,
    Все ж на звездочку похож. (Василек.)

  4. Белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыш.)

  5. Ее всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, зеленая зимой и летом. (Елка.)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая,
И листьев узоров нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина.)

  1. Урюк ты съел и курагу – Теперь вопрос задать могу: Какой же плод, друг дорогой, Урюком стал и курагой? (Абрикос.)

  2. Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом,
    А дунул ветерок –
    Остался стебелек. (Одуванчик.)

VI. «Пословица недаром молвится»

Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

Народные пословицы о лесе

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Дубовую рощу ветер свалит.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет! Лес и вода – брат и сестра.
Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят.

Гриб ищут – по лесу рыщут.

И зимой будет ягода, если заготовить загодя.

На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку.

Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

VII.    «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Воробей, кувшинка, цапля, медведь, щука,

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VIII.   «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, веточка сосны, лист черной смородины, огурец, мята) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

IX.     «Игровая»

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать».

В е д у щ и й.    Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети топают). Что неправильно?

Д е т и. Мухи!

В е д у щ и й. А мухи – это кто?

Д е т и. Насекомые!

В е д у щ и й.    Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (Дети хлопают.)

В е д у щ и й.    Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Продолжает.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки… (Дети топают).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!
Оценивается активность и внимательность.

X.      «Лесная карусель»
Конкурс рисунков на асфальте.
Вам предстоит нарисовать природоохранный знак.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

2. Не разоряй птичьи гнезда.

3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять без поводка, она может укусить человека.

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
XI.     «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода?

– Как оформить место для костра, чтобы не повредить дерн?

– Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи?

– По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.

— Как правильно собирать грибы?

Подводим итоги. Дорогие ребята! У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите Землю!”.

Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите эту Землю! Берегите!

Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас на праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды. И называется он «Экологическая мозаика». Я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете! Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.
В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.

Каждый отряд получит маршрутный лист с обозначением этапов, а всего их 10. Максимальное количество баллов за каждый этап-5

Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.

— Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день памяти жертв терроризма
  • Сценарий день округа югра
  • Сценарий день защитника отечества во дворце культуры
  • Сценарий день бухгалтера речь ведущего
  • Сценарий день памяти жертв политических репрессий 2021