Сценарий день защиты прав детей 20 ноября

Познакомить учащихся с традициями праздника.Снятие эмоционального напряжение.Развитие творческих способностей.

КУ «СРЦН «Гармония»

Сценарий праздника

«20 ноября – Всемирный День ребенка»

Специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О. А.

Цель. 
Познакомить учащихся с традициями праздника.
Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.

3. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ведущий 1:

День осенний в ноябре — 
Праздник на календаре! 
День подарков и цветов, 
Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку 
Немцу, русскому, якуту, 
Англичанину, эстонцу — 
Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли 
Люди в радости, любви, 
Взрослые на всей планете 
Нынче дарят праздник детям!

                            Наталья Майданик 

Ведущий 2:

— Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка(Universal Children’s Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство».
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. 
Ведущий 1:

20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле — Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право — право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
Ведущий 2:

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

Ведущий 1:

А сейчас прозвучит песня «Детство»

Ю.Шатунов — Детство

Детство, детство, ты куда бежишь
Детство, детство, ты куда спешишь
Не наигрался я еще с тобой
Детство, детство, ты куда ? Постой.А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять
Дразнить Наташку, дергать за косу
На самокате мчаться по дворуСтарушку искоса на нас глядят
Не узнают вчерашних забияк
А мы с Наташкой по двору идем
И нет нам дела больше ни о чем

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять
Дразнить Наташку, дергать за косу
На самокате мчаться по дворуДетство, детство, ты куда ушло
Где уютный уголок нашло
Детства милого мне не догнать
Остается с грустью вспоминатьА я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять
Дразнить Наташку, дергать за косу
На самокате мчаться по двору.


Ведущий 2:

— Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

— А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении. 
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ведущий 1:— Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена».

 Условие игры.

Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (дети называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

— Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ведущий 2:

— Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

— А где записаны все права детей? (Беседа с детьми).

— Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

— Конвенция — это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. 
— Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

Ведущий 1:

 Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав». (Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

  1. Право на жизнь («Колобок»)

Картинки по запросу колобок

  1. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

Картинки по запросу три поросенка

  1. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

Картинки по запросу дюймовочка

  1. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

Картинки по запросу морозко

  1. Право на отдых и досуг («Золушка»)

Картинки по запросу золушка

  1. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Картинки по запросу золотой ключик театр барабаса

Ведущий 2: А сейчас ребята прочитают стихи , а вы подумайте и скажите о реализации какого права в них говорится. (Право на воспитание в семье).

В этот день хочу я пожелать, 
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,

Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому — семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю! 

Ведущий 1:

А сейчас мы проведем игру «Золушка»

2 команды по 10 человек стоят по двум сторонам зала. Из команды выбирается по 1 ведущему. Каждый ведущий запоминает, в чем обута его команда, затем все разуваются и складывают обувь на середину зала. По сигналу, ведущие начинают искать обувь и обувать членов своей команды. Побеждает тот, кто первый обует свою команду.

Ведущий 2:
Разбор ситуаций «Права и обязанности».

— Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

— Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: — Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети  отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: — Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности — дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!

Ведущий: — Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети  отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий: — Правильно ли рассуждает Петров?

Дети . Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Ведущий: — Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Дети высказывают свое мнение.

Ведущий 1:

Игр веселых много знаем.

С удовольствием играем

В эти игры всякий раз,

Поиграем и сейчас.

— Если вы согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Если не согласны – молчите.

*Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов?

— Это я, это я , это все мои друзья.

*Кто не хочет быть здоровым,

Бодрым, стройным и веселым?

*Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

*Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

*Ну а кто начнет обед

С жвачки импортной, конфет?

*Кто же любит помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны?

*Кто поел и чистит зубки

Ежедневно дважды в сутки?

*Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?

*Кто, согласно распорядку

Выполняет физзарядку?

Ведущий 2:

Сейчас еще прозвучат стихи, которые подготовили ребята.

Где проживает детство наше,

Там мир становится лишь краше!

Желаем детям мы добра,

Пусть их хранит судьба от зла!

И детский смех звучит повсюду,

Пусть ребятишки верят в чудо!

На всей земле, по всей планете,

Подарим счастье нашим детям!

С днем ребенка поздравляем,

Детям всей земли желаем:

Жить в семье, в любви купаться,

С мамой, папой не расстаться.

Быть послушным, не лениться!

И во всем быть терпеливым,

Много спортом заниматься,

Очень добрым оставаться.

Чтоб ребенка нам понять,

Надо нам мудрее стать,

Ведь не зря уста младенца

Истину ждут повсеместно.

Мы поздравим их с весельем,

Создадим им настроенье!

Пусть отметят день свой дети

На всем нашем белом свете!

Ведущий 1:

— Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ — наши дети. 
«-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
— И даже за сто тысяч миллионов крон? — спросил Малыш.
— И даже за сто тысяч миллионов крон!
— Значит, я так дорого стою? — изумился Малыш.
— Конечно, — сказала мама и обняла его ещё раз.
Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, — какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?» (Малыш и Карлсон).

А в заключении прозвучит песня «Я рисую на окне»

Я рисую на окне
Мир, почти такой, как наш.
Я рисую на окне
Акварели и гуашь.
Краски яркие возьму
И закрашу серый цвет.
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет,

Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
«Где же счастье? » — Вот оно!
Здравствуй, добрый человек —
Посмотри в моё окно!

припев:
Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Я рисую новый мир.
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир.
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел
В этой жизни изменить —
Нарисуй в своём окне
Мир, каким он должен быть.

И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век.
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках!

припев:

Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Ведущий 2:

Много праздников на свете, 
Всех не сосчитать! 
Любят взрослые и дети 
Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка 
Празднует весь Мир, 
От Парижа до Гонконга 
Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим! 
Мир вам сохраним! 
Подрастайте! Улыбайтесь! 
Мы вас защитим! 
Наталья Майданик

Сценарий

классного часа

«20 ноября Всемирный день детей».

Цель.

Познакомить учащихся с традициями праздника.

Задачи.

1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство

прав и обязанностей.

2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам

других людей.

2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование.

1. Презентация.

2. Фонограммы песен.

3. Плакаты.

Цитаты.

1.«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой

степени дитя» А. Шопенгауэр.

2. «Детство — когда все удивительно и ничто не вызывает удивления»

А. Ривароль.

3. «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»

А. Чехов.

Сценарий.

I. Приветствие.

День осенний в ноябре

Праздник на календаре!

День подарков и цветов,

Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку

Немцу, русскому, якуту,

Англичанину, эстонцу

Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли

Люди в радости, любви,

Взрослые на всей планете

Нынче дарят праздник детям!

Наталья Майданик

Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal

Children’s Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не

случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году

Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ

объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной

целью «обеспечить детям счастливое детство».

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах

ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы,

что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная

организация на нашей земле Организация

Объединенных Наций. (показать слайд с

эмблемой ООН и ссылкой на официальный

сайт). Это авторитетная международная

организация возникла после Второй мировой

войны, которая отняла у десятков миллионов

людей их главное право право на жизнь.

Чтобы не допустить третьей мировой войны,

народы всего мира объединились в

Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал

безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия,

голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять

этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в

мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

II. Права детей.

1. Игра «Право на имя».

Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

А кто из вас знает свои права? Ребята называют:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на свободу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,

тайну переписки.

Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена».

Условие игры.

Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать

свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву

(пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к

нему прилагательное).

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о

рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там

записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами

России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и

ваше право на имя.

2. Минилекция «Конвенция о твоих правах».

А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися).

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе,

Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года

Организация Объединенных Наций.

Конвенция это соглашение. Это

значит, что все государства, которые

подписали эту Конвенцию,

согласились защищать права детей.

Предлагаю вам обратить внимание

на карточки, которые вам раздали.

Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».

(Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

1. Право на жизнь («Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация

несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Составьте слово.

(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика,

готового к ответу)

Составьте слово:

Нокевниця Конвенция

гоусардтсов Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

5. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные фрагменты песен)

Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о

каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота

Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право

воспитываться в семье).

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение

пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.

В этот день хочу я пожелать,

Чтобы каждого ребенка в мире

Ждали дома и отец и мать,

Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,

Каждому семью, отца и маму,

Дом, в котором мир всегда и лад,

Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,

Детские улыбки пусть сияют.

Поздравляю я сегодня всех,

От души, от сердца поздравляю!

(Право на воспитание в семье).

III. Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только

тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других

людей обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где

начинаются права другого».

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению

героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом

разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой

музыкой!

Ведущий:Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в

тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей

цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах

ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий:Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности

дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать

права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не

нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь

дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

рисованием!

Ведущий:Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой

партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий:Правильно ли рассуждает Петров?

Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их

права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать

труд детей!

Ведущий:Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики высказывают свое мнение.

Заключение.

Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы

непременно получите ответ наши дети.

«-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты

же и сам это знаешь.

И даже за сто тысяч миллионов крон? спросил Малыш.

И даже за сто тысяч миллионов крон!

Значит, я так дорого стою? изумился Малыш.

Конечно, сказала мама и обняла его ещё раз.

Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, какая огромная куча

денег! Неужели он может стоить так дорого (Малыш и Карлсон).

Много праздников на свете,

Всех не сосчитать!

Любят взрослые и дети

Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка

Празднует весь Мир,

От Парижа до Гонконга

Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим!

Мир вам сохраним!

Подрастайте! Улыбайтесь!

Мы вас защитим!

Наталья Майданик

Источники информации.

http://supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/vsemirnyy_den_rebenka/

Дополнительный материал.

Плакаты.

Сценарий внеурочного мероприятия

«Право быть ребёнком», посвящённый Всемирному дню прав ребёнка

Цель: знакомство учащихся с основными документами: «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребёнка», отражающими права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оборудование: ТСО (презентация), выставка рисунков «Мы разные, но мы вместе»,

Ход мероприятия

(выходит учащийся читает стихотворение на музыкальном фоне)

1 ученик:

Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

И родные голоса.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята, родители, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвящённому Всемирному дню ребёнка.

Мы с ребятами подготовили выставку к этому мероприятию на тему «Мы разные, но мы вместе», рисунки посвящены людям, которые отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик:

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас –

Мы с тобой из разных рас.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети – ты и я,

И у нас одна Земля (вывешивает на доску картинку планеты Земля возле, народов)

Учитель: Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем мероприятии.

(дети собирают слово «права»)

-Правильно, сегодня мы поговорим о правах ребёнка и тема нашего мероприятия «Право быть ребёнком». Наше мероприятие связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа.

4 ученик:

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред врагом, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

Учитель: А знаете, почему именно 20 ноября отмечается День прав ребёнка?

(ответы детей). Давайте узнаем!

-Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? (родители)

-Но о детях заботятся не только родители, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (организация объединённых знаний). Она была организована после войны, когда погибло более 50 миллионов человек, было разрушено много городов, сёл. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить всемирную глобальную катастрофу, народы, нации, объединились и создали всемирную организацию ООН, которая главной задачей поставила для себя обеспечение прав человека во всём мире.

Учитель: 20 ноября 1989 года ООН приняла документ под названием Конвенция «О правах ребёнка». В этом документе записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.

(на доску вывешивается надпись Конвенция о Правах ребёнка)

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться

— О каких же правах идёт речь в Конвенции? (ответы детей). Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на своё мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту. Мы свами сегодня познакомимся только с несколькими правами и будем учиться применять их в жизни, а также составим свою классную Конвенцию по правам и обязанностям в школе, классе.

-Что же такое права? Что мы про них знаем?

Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает его от рождения. Мы люди и мы вес равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель: Только родившись, ребёнок получает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

На доске перед вами карточки с правами людей. И наша с вами задача выделить среди них права, которые относятся к детям. Итак, какие первые права мы вклеим в нашу конвенцию?

Выходят 8 учеников и читают стихотворение «Наши права».

  1. В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки-

Все люди на планете.

  1. На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

  1. В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

  1. Сохранить своё здоровье-

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться-

Каждый вправе полечиться.

  1. Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав-

Не дано таких им прав.

  1. Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

  1. О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

  1. Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда

(выделяем из стихотворений права и вывешиваем на доску)

Учитель: Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

Учитель. Давайте продолжим наше знакомство с правами.

Конкурс «Картинка, скажи, о каком праве идёт речь».

Перед вами будут появляться картинки, ваша задача отгадать, какое право на ней зашифровано. (право на жилище, право на отдых, право на семью) – вывешиваем на доску

А теперь я вам предлагаю познакомиться ещё с одним правом, но после просмотра отрывка мультфильма

Отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик»

(У Жени остался последний лепесток. Она присаживается на скамейку, на которой сидел мальчик с костылями…).

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик — семицветик».

  • Какие желания были у Жени?

  • У неё было право выбора?

  • На что она потратила последний лепесток?

  • Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе-

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать-

Права у всех равны.

«ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель: Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

— Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель: Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

— Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

— В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

— Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

— В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

— Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

— В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

— Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

— В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

— Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

— Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

— Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

— Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

— Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.

Учитель: Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

«Я — РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК»

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

-Я имею право быть чёрным и белым.

-Я имею право быть ловким и смелым.

-Ты имеешь право иметь своё имя.

-Ты имеешь право быть просто любимым.

-Мы имеем право на всём белом свете.

-Мы имеем право! Мы – дети! ПЕСНЯ «Детство». Дети встают в линию и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни в руках у детей шары.

15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МБОУ «СОШ № 1 г. ДАГ.ОГНИ »

Классный час

« 20 ноября – Всемирный день ребенка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Шахова Н.Т.

2022 год

Цель: формирование представлений об основных правовых документах: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».

Задачи:

познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка.

на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции, показать единство прав и обязанностей.

расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике.

воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Оборудование: плакаты, шары для оформления класса; книга А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; мяч; ноутбук (презентации правовой и сказочной викторины); фонограммы песен:

«Детство – это я и ты» Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского,

«Бременские музыканты» Муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Этнина,

«Ни кола и ни двора» Муз. И. Ефремова, сл. Р. Сефа,

«Песенка врачей» Муз. В. Махлянкина — О. Болина, сл. А. Руссовского,

«Учат в школе» Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского,

«Дети солнца» Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

Ход мероприятия

Звучит песня «Детство – это я и ты». Дети заходят в класс, садятся на стулья.

Слайд 1

Дети читают стихи:

1. День осенний в ноябре —

Праздник на календаре!

День подарков и цветов,

Ты встречать его готов?

2. Протяни с улыбкой руку

Немцу, русскому, якуту,

Англичанину, эстонцу —

Пусть сияет ярче солнце!

3. Чтобы мирно жить смогли

Люди в радости, любви,

Взрослые на всей планете

Нынче дарят праздник детям!

4. Много праздников на свете,

Всех не сосчитать!

Любят взрослые и дети

Вместе их встречать! (слайд 2)

5. Но сегодня День ребёнка

Празднует весь Мир,

От Парижа до Гонконга

Весть летит в эфир:

Учитель.

Поздравляем! Любим! Верим!

Мир вам сохраним!

Подрастайте! Улыбайтесь!

Мы вас защитим!

— Ребята, 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка, а так же еще Всемирный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения вы имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле — Организация Объединенных Наций (слайд 3).

Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право — право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка (слайд 4), в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

— И сегодня мы будем говорить о ваших правах.

— А где записаны все права детей?

— Ребята, права детей всего мира записаны в специальном документе. На основе Декларации прав ребенка 20 ноября 1989 года была разработана и принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка (слайд 5).

— Конвенция — это соглашение, это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

— Ребята, назовите права детей, которые вы знаете.

Выходят ученики, каждый читает по одной строчке, прикрепляет лепесток к ромашке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

РОМАШКА

Я имею право быть чёрным и белым.

Имею право быть ловким и смелым.

Я имею право на отдых и досуг.

Мы имеем право на полезное и качественное питание.

Мы имеем право на бесплатное образование.

Мы имеем право на медицинское обслуживание.

Мы имеем право на защиту.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!

— «Каждый ребенок имеет право на жизнь» — это главное право каждого человека (слайд 6)

— Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? (Ответы детей)

Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами — выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если слабый, больной — он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому — помогать… (слайд 7)

— Александр Васильевич Суворов (24 ноября 1730—18 мая 1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России в детстве рос очень больным и хилым мальчиком. Большая сила воли, физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России. Его имя знают миллионы людей.

— Поговорим о Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена»

— Условие игры: кто поймает мяч, называет свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же букву, как его имя (например, Анна – Аккуратная и т.д.). Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

— А как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

— Ваши имена, отчества и фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении (слайд 8). А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. Кто знает, как он называется? (Паспорт) (слайд 9).

— У наших следующих героев ни свидетельства о рождении, ни паспорта нет, но их права часто нарушаются.

Определите, кто из героев сказки лишен следующих прав (слайды 10-18).

В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? ( «Заюшкина избушка», Лиса)

В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? ( «Лягушка-путешественница», Лягушка)

В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? ( «Золотой ключик, или приключения Буратино», Сеньор Карабас Барабас)

У какой известной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (У Золушки)

В какой сказке нарушено право жить и воспитываться в семье ( «Морозко»)

В какой сказке «хлебобулочный» герой подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? ( «Колобок»)

Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? ( «Бременские музыканты»)

Конкурс «Песни о правах»: для каждого класса исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

— Послушайте песню Бременских музыкантов и определите, о каких правах в ней идет речь.

«Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

«Чему учат в школе» (право на образование).

«Песенка врачей» (право на медицинский уход)

«Ни кола и ни двора» (право на жилье).

— Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

— Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

Тренинг «Врасти в землю» (выполняется стоя).

— Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

— А теперь мы давайте почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

Тренинг « «Спаси птенца» (выполняется стоя).

– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Разбор ситуаций «Права и обязанности» (слайды 18-21).

— Ребята, мы знаем, что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

— Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждого класса)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают, например: «Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей».

Сценка 2

Учитель. Саида, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Саида. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают, например: «Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности — дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!»

Сценка 3

Учитель (ребенок). Исмаил , ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!

Учитель. Кто разъяснит Исмаилу его права и обязанности?

Ученики отвечают, например: «Другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Исмаил должен уважать права других учеников».

Сценка 4

Учитель (ребенок). Загид, ты почему на перемене бегал по классу?

Загид . Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель. Правильно ли рассуждает Загид?

Ученики отвечают, например: «Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Загид не уважает права других людей».

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!

Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики высказывают свое мнение.

— Выводы: нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

— Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе» (слайд 22). Эти слова принадлежат древнему философу — мыслителю Китая Конфуцию.

Учитель берет книгу, обращает внимание детей:

— Вспомните разговор Малыша и мамы из сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»: «Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.

— И даже за сто тысяч миллионов крон? — спросил Малыш.

— И даже за сто тысяч миллионов крон!

— Значит, я так дорого стою? — изумился Малыш.

— Конечно, — сказала мама и обняла его ещё раз.

Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, — какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?»

— Зададим вопрос нашим учителям: «Кто дороже всего на свете?»

— Задайте этот вопрос любому взрослому и вы непременно получите тот же ответ — наши дети.

Дети читают стихи:

Дети — это счастье, дети — это радость,

Дети — это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети — это время, дети — это труд.

Дети — это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети — это опыт, дети — это мы!

1. Мы граждане, но все же дети,

Бывает, для защиты повод есть.

Поэтому Конвенцию придумали на свете,

Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2. Конвенция дает всем равное право,

Чтоб детских слез гораздо меньше стало,

О счастье детей не только мечтают,

Проблем не боятся, их вместе решают.

3. Главные права — на жизнь и свободу,

На любовь и семейную заботу.

На учебу, отдых, увлеченье.

Социальную защиту и леченье.

4. Закон я понял, но все же, друзья,

Не очень я взрослый — вот беда.

Меня не послушают, могут побить,

Как самому мне вопросы решить?

5. Не бойся, с тобою семья,

Учитель в беде не оставит тебя.

На свете много хороших людей —

Помогут они, держись веселей.

6. До 18 лет права твои

Охраняют взрослые люди, они

Готовы тебя поддержать всегда.

Теперь-то ты понял?

Ну, в общем-то — да!

Рефлексия

— Ребята, скажите, что важного для себя сегодня на занятии поняли вы?

— Для чего нужно знать свои права? (Их нужно знать, чтобы уметь защитить себя. Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности).

— Надеюсь, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наш классный час подошел к концу. Спасибо всем за участие и внимание!

Звучит песня «Дети солнца», дети выходят из класса.

Классный час на тему: Всемирный день прав ребенка

Цель:

  • Обобщить знания детей об основных правах ребенка;

  • Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их прав.

Ход мероприятия

  1. Приветствие. Психологический настрой

(Все встают в круг) Сейчас мы с вами поздороваемся, но сделаем это разными способами!

-Поздоровайтесь те, кто родился летом, зимой, весной, осенью.

— кто пришел с хорошим настроением

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте»глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

  1. Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем — нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату. Но, а пока начнем разбираться…

(Рассказывают два ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!!!

-Какие даты вы знаете, связанные с вами детьми?

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня – международный день детей – жертв агрессии

20 ноября — всемирный день прав ребёнка

10 декабря – день прав человека

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?

(на доске появляется карточка — ПРАВА)

  1. Основная часть

1)Составьте слово (на словах в группах лежат разрезанные буквы) КОНВЕНЦИЯ

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство». Для достижения этой цели он призывает «родителей… добровольные организации, местные власти и национальные правительства» соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.

В 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая принята ООН. В ней сказано о правах всех людей. 
Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран (Казахстан в их числе). РК присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей. 

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года (Изображение книги)

2)А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

3) Работа в группах

— А какими правами вы обладаете? – дети работают на постерах «Мои права», затем защита прав (уточнение их, если нужно)

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам «Конвенции о правах ребенка» 

— Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста. 
— Право на жизнь. 
— Право на имя при рождении. 
— Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход. 
— Право на медицинскую помощь. 
— Право на образование. 
— Право на отдых и досуг. 
— Право иметь имущество. 
— Право свободно выражать свои взгляды. 
— Право на свободное перемещение. 
— Право на свободу и воспитание родителями. 
— Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 
— Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища 
— Дети имеют право говорить на своем родном языке. 

-Соотнесите и докажите, какие права были нарушены у данных героев в сказке: колобок, Золушка, Буратино, Бременские музыканты, Айболит – дети обсуждают в группах, а затем доказывают свою точку зрения

Колобок – право на жизнь

Золушка – право на отдых и досуг

Буратино – жесткое, бесчеловечное обращение

Бременские музыканты – право на свободу передвижения

Айболит – право на получение бесплатного медицинскую помощь

4) -Ребята, в статье 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Что такое обязанность?

ОБЯЗАННОСТЬ – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

-Какая самая главная обязанность у вас в семье?

— А у ваших родителей?

— У кого больше всего обязанностей?

— А какие обязанности существуют у учеников?

-Давайте с вами вспомним некоторые из них.

  • Прилежно учиться

  • Иметь аккуратный вид

  • Соблюдать правила поведения и ТБ

  • Беречь школьное имущество

5) Анализ ситуаций

Разыгрываем сценки с детьми, а затем разбор

Приглашаю девочку и мальчика

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Учитель: Кто прав? Почему Дима должен готовиться к урокам?

2 сценка – приглашаю девочку.

Учитель: Катя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Катя: Ольга Иосифовна, не имеете право эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав? Почему Катя должна остаться?

ВЫВОД: ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

  1. Заключительная часть.

-Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов (раздаю каждому):

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

  1. Давайте подведём итог:

— В каком документе записаны права детей?

— Какой организацией он был принят?

— Какие права- положения из конвенции вы знаете?

— Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

— А ещё? (Уважай свои и чужие права)

И на память я бы хотела вручить вам памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.

— И на память я хочу подарить каждому из вас календарик.

-Скажите какое право отмечено в календаре? (право на отдых)

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

Учитель: Ефимова О.И.

г. Петропавловск

Сценарий

классного часа

«20 ноября — Всемирный день детей».

Цель.

Познакомить
учащихся 
с традициями праздника.
Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка,  показать единство
прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других
людей.
2.  Способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Оборудование.

1.
Презентация.
2. Фонограммы песен.
3. Плакаты.

Сценарий.                                                                             
                                                   

I.                  
Приветствие.

1.Добрый день, ребята! Ребята, взгляните
на доску, перед вами число «20 ноября». Может кто-нибудь знает, какой праздник
в этот день отмечается во всем мире? 2. Давайте я вам зачитаю стихотворение, а
вы попробуете догадаться, о какой дате мы будем сегодня говорить.

Очень много стран на
свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах
этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь
дать ответ в один момент,

Главных много –
выбирайте, там король, здесь – президент.

Про
вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней,
важней для страны – ребенок!

Кем он станет завтра,
маленький и нежный?

Всей Земле права его –
право на надежду!!!

3.-
Ребята,
20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal Children’s  Day),
День защиты прав ребенка.  Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она
примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея
приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов
и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое
детство».
       А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка,
которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила
в силу 2 сентября 1990 года.
   4.    20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что
с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация
на нашей земле — Организация Объединенных Наций. 5.(показать слайд с
эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт
). Это авторитетная международная
организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков
миллионов людей их главное право — право на жизнь. Чтобы не допустить третьей
мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
        К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, пре­ступления,
аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не
могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети.
Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны
взрослых.

II.
Права детей.

1. Игра «Право на имя».

А сейчас, ребята давайте разберемся
какие права у вас есть, что именно закреплено в Конвенции.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения
детей)

6. Право – возможность
что-нибудь делать, осуществлять.
А до скольки лет человек
считается ребенком?

Как
вы думаете, какими правами вы обладаете?

 Ребята
называют:
7.Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну
переписки.


Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие
игры.

8.Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое
имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна
– Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему
прилагательное).

— Ребята, а имеете ли вы право на свои
имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут
именно так, а не иначе?

— Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в
свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с
учащимися
). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь
гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том
числе и ваше право на имя. Кто из вас знает, какой документ вы получите при
достижении 14-летнего возраста?

2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

— А где записаны все права детей? (Беседа
с учащимися
).

9. — Ребята, все права детей всего мира
записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ
приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.


Конвенция — это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали
эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

3. Игра «Определи, кто из героев сказки
лишен следующих прав»
.

10.Ребята, представьте, что вы очень хорошо
разбираетесь в правах детей, и к вам приходят сказочные герои за советом. По
иллюстрации вы должны определить кто чьи права нарушает и какое именно право.

 (Подготовить слайды с изображением
фрагментов из сказок
)

1.
Право на жизнь («Колобок»)

2.
Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3.
Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4.
Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5.
Право на отдых и досуг («Золушка»)

6.
Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой
ключик, или Приключения Буратино»)

7.
Право на защиту от физического насилия («Волк и семеро козлят»)

8.
Право воспитываться в семье («Маугли»)

9.
Право воспитываться в семье («Снежная королева»)

10.
Право на бесплатную медицинскую помощь («Айболит).

4. Составьте слово.

20 слайд.(демонстрировать
слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)

Составьте слово:

Нокевниця — Конвенция

гоусардтсов — Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

21 слайд. 5. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные
фрагменты песен)

Для каждой подгруппы
исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских
музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе»
(право на образование).

3. «На крутом бережку» из
мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи
Длинный чулок» (право воспитываться в семье).

Но ребята, давайте не будем забывать, человек может
пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаются права других
людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека.  Кто знает,
что обозначает слово «обязанность»?

22 слайд. Обязанность – это те действия, которые мы
обязательны должны выполнять каждый день.

23. А давайте подумаем, какие обязанности у вас есть
дома, в семье? (держать в чистоте и порядке свою комнату, помогать родителям
по дому, умываться, следить за личной гигиеной, помогать в уходе за младшими
братишками и сестренками, домашними питомцами и т.д.).

24. А какие правила вы обязаны соблюдать в школе? (иметь
опрятный и аккуратный вид, не опаздывать, не пропускать учебные занятия без
уважительной причины, прилежно учиться, слушаться и уважать учителей, уважать
одноклассников, соблюдать технику безопасности, беречь школьное имущество и
т.д.).

 III.
Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

— Предлагаю вам посмотреть несколько
сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие
обязанности не выполняют?

(сценки исполняют
представители каждой из подгрупп)

25 слайд. Сценка 1

Мама. Немедленно сделай
музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на
отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: — Пожалуйста,
помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример:
Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

26 слайд.Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня
дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете
права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие
над детьми!

Ведущий: — Объясните,
пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики  отвечают. (Пример:
Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности — дежурного (как и всех детей класса).
Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее
права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять
разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь
такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!

Ведущий: — Кто разъяснит
Иванову его права и обязанности?

Ученики  отвечают
(Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен
уважать права других учеников).

27 слайд.Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему
на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею
право на свободу перемещения!

Ведущий: — Правильно ли
рассуждает Петров?

Ученики. Его
одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не
уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему
ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что
Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Ведущий: — Вот такой борец
за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики  высказывают свое
мнение.


Заключение.

Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому
взрослому и Вы непременно получите ответ — наши дети.

28 слайд. Ни в коем случае нельзя нарушать права
детей, но и дети, в свою очередь, не должны уважать права окружающих людей.

ВЫВОД: ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О
СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий день вареника
  • Сценарий день памяти человека
  • Сценарий день октябрьской революции 1917 года
  • Сценарий день защиты от экологической опасности
  • Сценарий день памяти жертв терроризма