Сценарий деревенские частушки

Фольклорный праздник в старшей группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка — детский сад № 49

 Колпинского района Санкт-Петербурга

Фольклорный праздник совместно с родителями для детей 5 — 6 лет

       Праздник русской

                       C:UsersЛеониллаDownloadsimg16.jpg

Составила музыкальный руководитель

Михалева Л.А.

2018 г.

«Праздник русской частушки»

Сценарий совместного досуга с родителями в старшей группе

Цель: Вызвать у детей интерес к традициям своего народа 

Оборудование: прялка, скамейка, ухват, печка, балалайка, гармонь, игрушка – кошечка, бубенцы, ложки, трещотки, кроссворд, маркер, клубочки ниток, 4 красных платочка, бутафорские балалайки,

Зал оформлен в виде русской избы. Возле прялки сидит ведущая, одетая в русский сарафан, на голове кокошник, прихорашивается и выглядывает в окно.

Хозяюшка: Поздний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,

                    То на лавке посижу, то в окошко погляжу…

                    Позову – ка я ребят к себе на посиделки!

                    Будут песни, будут пляски и игра в горелки!

                    Сейчас избу приберу и гостей позову!

Ходит по избе и прибирается

Воспитатель: Эй, подруженьки – подружки, веселушки – хохотушки,

                        Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы!

                        Приходите поплясать, поздний вечер скоротать!

Из – за дверей раздается звон бубенцов, смех и пение детей. Ребята стайкой и воспитателем в русском сарафане входят в зал и кланяются.

Воспитатель: Спасибо, что позвала нас к себе в гости!

Хозяюшка: И вам спасибо, гости дорогие, проходите и рассаживайтесь! А у меня работа никак не ладится. Кроссворд мне в руки интересный попал, может быть вы мне его поможете разгадать?

Воспитатель: Да конечно поможем!

Хозяюшка выносит мольберт с кроссвордом

1. Летом спит, зимой горит,

    Пасть открывает, что дают – глотает … (Печка)

2. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

     А всего – то три струны ей для музыки нужны … (Балалайка)

3. Там сапог не жалеют! (Пляска)

4. Деревянные пластинки стучат, звенят, плясать велят … (Трещотка)

5. Не бык, а бодает, не ест еду, а хватает,

   Что схватит – отдает, сам в угол идет …(Ухват)

6. То толстеет, то худеет, на ве6сь дом голосит … (Гармошка)

7. Стоит Алена, платок зеленый,

    Тонкий стан, белый сарафан …(Березка)

8. Сама не ест, а людей кормит … (Ложка)

б

г

б

а

а

е

л

л

п

р

р

о

п

а

л

м

е

ж

е

л

я

о

з

к

ч

а

с

т

у

ш

к

а

к

й

к

р

х

к

а

а

к

а

е

в

а

а

щ

а

о

т

т

к

а

Хозяюшка: И что же у нас получилось по горизонтали?

Дети: (отвечают)

Хозяюшка: А вы знаете, что такое частушка?

Дети: Это частые, коротенькие песенки.

 Хозяюшка: Молодцы, знаете! А зародились они больше ста лет тому назад. И    назывались они сначала не частушками, а коротушками, припевками, прибасками, причудками, собирушками. И пели в частушках обо всем, о чем люди думали, чем жили, про то и пели. И предлагаю я устроить сегодня «Праздник русской частушки!

  Воспитатель: Вот здорово! Эй, мальчишки и девчушки, запевайте — ка частушки!                          Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

«Частушки про ребят и про игрушки»

  1. Мы споем сейчас куплеты да про садика дела,

Подыграет нам гармошка, подпевайте – ка, друзья!

  1. В синем небе ходят тучки, будет дождик или град,

Оля просится на ручки по дороге в детский сад!

  1. Станет Коля одеваться – ждать его терпенья нет,

     Мы успеем нагуляться, ну а Коля не одет!

  1. Катя спутала немножко, стала куклу одевать,

В рукава продела ножки, руки некуда девать!

  1. Поленился утром Вова причесаться гребешком,

Подошла к нему корова прилезала языком!

  1. Попросила я мальчишку показать мне грузовик,

А мальчишка как мартышка показал в ответ язык!

  1. Я под краном руки мыл, а лицо помыть забыл,

Увидал меня Трезор, закричал «Какой позор!»

  1. Мы пропели вам частушки хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Девочка: Что с ногами не пойму, вправо – влево носятся,

                Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся!

«Байновская кадриль» муз. М. Иорданского (бел. фл, 2 дор. № 36)

Воспитатель: А, нам в подарок свои частушки приготовила семья…….

«Чепуха»

Девочка: Вы послушайте, ребята, нескладуху будем петь.

                На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!

Бабушка: На заборе чепуха варила варенье.

                 Увидала паука — потеряла зренье!

Девочка: На столе лежит арбуз, на арбузе — муха!

                 Муха злится на арбуз, что не лезет в брюхо!

Бабушка: На горе верблюд пасется в белых вышитых штанах.

                 А за ним блоха несется на высоких каблуках!

Девочка: Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.

Хозяюшка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!

                     Где песня льется — там легче живется!

  Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в  моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с   нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну — ка, девицы — рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубочек»

        Хозяюшка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам!

    Воспитатель: Ты только посмотри, Хозяюшка, сколько помощниц здесь сидит    (показывает на остальных девочек)

Хозяюшка: А, вы что делать – то умеете, красавицы?

Воспитатель: Да все что девочке положено уметь делать! И ткать, и щи варить! Всему их матушки обучили. Выходите, девицы, покажите всем на что вы годны!

Песня «Ой, вставали мы ранешенько»

     Хозяюшка: И вправду все делать умеют. Самые настоящие помощницы! Хорошо   поют девчушки свои звонкие частушки. Только хочется узнать, а есть ли среди вас весельчаки, которые много шутливых и смешных небылиц знают?

      Воспитатель: Да конечно есть! Ты только посмотри какие небылицы наши мальчишки выучили!

Небылицы (мальчики)

  1. На березе сидит заяц, книжку вслух читает,

    Прилетел к нему медведь – слушает, вздыхает…

  1. Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете,

    Баба ехала пешком в ситцевой карете!

  1. Между небом и землёй поросёнок рылся,

    И нечаянно хвостом к небу прицепился.

4. Тили – бом, тили – бом, перезвон со всех сторон,

 А у наших у ворот муха песенки поет!

Воспитатель: Хозяюшка, засиделись мы что — то слишком, не сыграть ли нам в игру?

Хозяюшка: Ну что ж? Давайте, ребята, в «Гори, гори ясно» играть,

                    Веселой игрою гостей развлекать!

Игра «Гори, гори ясно!»

Мальчик: А, я тоже очень люблю частушки. В частушке все можно высказать. Они и улыбаются, и хохочут, и подтрунивают, и высмеивают.

Хозяюшка: Но не только веселыми и задорными могут быть частушки. Иногда в них о грустном поется: о разлуке да расставании, о несбывшихся надеждах. Называются такие частушки – страдания. Такие частушки нам сегодня приготовили ……..

Девочка: Не давайте мне обедать, не давайте чаю пить,

                Только дайте дозволенья с дорогим поговорить.

Мальчик: Моя милка похудела – кофточка не сходится,

                  Раз в неделю ее вижу, больше не приходится.

Девочка: Мимо милого двора не ходят мои ноженьки,

                 Отнесите этот дом подальше от дороженьки

Мальчик: Серы глазки, где вы были, где вы находилися?

                 Неужели столько время на меня сердилися?

Девочка: Сегодня ноченька темна, не пойду домой одна,

                Дайте провожатого, с гармошкой, неженатого!

Мальчик: Эй, берите, музыканты, инструменты поскорей,

                  Звуки нашего оркестра разлетятся веселей!

Оркестр «»

Вед: Ставьте ушки на макушки, вы слушайте внимательно,
                Две подружки – говорушки пропоют для вас старательно!

«Разговор двух подружек»

1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,

                      Ты с мальчишками дерешься – думаешь не видно?

2 подружка: Подружка моя, я и не деруся,

                      Двух таких победила, третьего боюсь я!

1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,

                      На занятьях булку ела – думаешь не видно?

2 подружка: Подружка моя, я ее не ела

                      Раз пятнадцать откусила – больше не хотела!

1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,

                      Маме дома не поможешь – думаешь не видно?

2 подружка: Подружка моя, я ей помогаю,

                      Все тарелки перебила, чашки начинаю!

1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,

                      Папе дома не поможешь – думаешь не видно?

2 подружка: Подружка моя, я ведь помогаю,

                      Шевроле разобрала, Шкоду начинаю!

Хоровод «Как у наших ворот» (красная тетрадь; син. фл. № 90)

Захотела провести праздник, посвящённый частушки — поискала готового ни где не нашла, сама сочинила — может кому пигодиться!
СЦЕНАРИЙ
«Звонкая чудо – частушка!»
фольклорный праздник русской частушки
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов;
• развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
• воспитывать любовь к народному искусству

Звучит аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят Девушки
ГОЛОС.
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица….
Далее звучит фонограмма из сказки, после того как автор в сказке скажет: «третья молвила сестрица»….
ДЕВУШКА 1.
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
ГОЛОС.
Дверь тихонько отворилась….
Звучит фонограмма скрип двери, затем фонограмма весёлой, звонкой музыке
Входят парни и баянист
ПАРЕНЬ.
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
Девушки 1, 2 подходят к парню и поют
ДЕВУШКА 2,3. (поют)
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день!

ДЕВУШКА 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!

(поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.

ПАРЕНЬ 1. (поёт)
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.

ДЕВУШКА 2. (поёт)
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.

ПАРЕНЬ 2. (поёт)
Шёл я лесом, сенокосам,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну какой там сенокос!
Парни и девушки садятся на лавку, звучит музыка, выходят Ведущие 1, 2. Слова Ведущих сопровождается фонограммой и слайдами.
ВЕДУЩИЙ 1.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ 2.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем она, пожалуй, ничего и не найти!
Цветастая, точная, краткая, хлёсткая, нежная или грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна, как вихрь.
ВЕДУЩИЙ 1.
Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался – ничего не выйдет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушки живы! Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.
ВЕДУЩИЙ 1.
Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей.
Музыка усиливается, Ведущие уходят, пританцовывая с возгласами выходит хор русской песни «Россияночка», Девушки и парни уходят, остаётся только баянист
№1 — «Снова кнопочки баянные»
ГОЛОС.
Русская частушка – хороша!
От неё поёт душа!

№2 — «У Егорки дом на горке»
Под звуки баяна хор уходит со сцены, появляются Ведущие
ВЕДУЩИЙ 1.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине 19 века, но быстро вошли в народную жизнь.
ВЕДУЩИЙ 2.
В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски»…
ВЕДУЩИЙ 1.
«Матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка»…

ВЕДУЩИЙ 2.
Они сопровождались плясками и танцами. Исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходят девчонки
№3 Частушки в исполнении девчонок
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Обычно частушачная программа состоит как бы из двух частей – обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все её ухищрения, о легкомысленном дроле и его залётке – вертихвостке, о незадачливых друзьях – приятелях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной с виду, но весьма легкомысленной обольстительнице – куме, о тёще, которая с немалым риском для своего здоровья пекла зятю знаменитые блинищи.
ВЕДУЩИЙ 2.
Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей частной компанией, чем-нибудь вроде: (напевает)
Эх, сад – виноград,
Зелённая роща.
Эх, кто ж виноват –
Жена или тёща?
ВЕДУЩИЙ 1.
Ну а в произвольной части можно услышать частушки о чём угодно, ибо содержание их ничем и никем не ограничено. Более того, как только в дело вмешивается цензура – как бы она себя не проявила, — частушкам погибель, они сникают, сереют, сходят на нет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырёх строках исполнителю удаётся вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа.

ВЕДУЩИЙ 1.
Заглавным настроением остаётся в частушках оптимизм, вера во все побеждающие силы жизни, силы народа. О чём бы ни пели самодеятельные артисты – главной темой, конечно же, будет любовь…
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№4 «Топится в огороде баня» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Жизнь не останавливается: любили, ненавидели, страдали…
Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Война. Похоронки – вдовьи слёзы… Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходит хор русской песни «Россияночка»
№5 «Балалайка-балалаечка»
ГОЛОС.
Мы частушки вам поём,
Хорошо ли плохо ли…
Только просим вас о том
Чтоб вы звонче хлопали!

№6 «Играй гармошка, тулочка»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1

ВЕДУЩИЙ 1.
Среди частушек выделяются «нескладухи», цель которых позабавить слушателей нарочитой нелепостью ситуации. В «нескладухах» широко используется приём ярмарочного фольклора – в них нарушены ритмика и рифма.
Звучит наигрыш баяна, Ведущий уходит
№7 «Частушки-нескладушки»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2

ВЕДУЩИЙ 1.
За что любимы частушки? Что помогает им закрепиться в памяти и переходит из поколение в поколение?
ВЕДУЩИЙ 2.
Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так в горе.
ВЕДУЩИЙ 1.
Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту…
ВЕДУЩИЙ 2.
Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: (поёт)
«Ой, ты белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь»
ВЕДУЩИЙ 1.
Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые.
Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
ВЕДУЩИЙ 2.
Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт! Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№8 Мобильные частушки
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Да, действительно гвоздём и любимым коньком частушки являются взаимные отношения «милки» и «милёночка».
ВЕДУЩИЙ 2.
Да, замечательна – частушка! Порой, записанная на бумаге, она кажется «неправильным» стихотворением, но стоит прочитать её с учётом живого исполнения, пропеть на определённый мотив – и строчки «заиграют»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Но бывает и наоборот: сочинят стихи – всё в них есть: рифма, и ритм, и размер соблюдён, но нельзя их спеть, так как перегружены они сложными словами, терминами или словами иностранного происхождения.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ну, например?
ВЕДУЩИЙ 1. (поёт)
Доллар, биржа, иностранцы.
Рынок, бизнес, конкурент.
Маклер, брокер, дивиденды –
Всё кипит, а жизни нет!
ВЕДУЩИЙ 2.
И как вывод, высказывание поэтессы из Татьяны Смертиной: «и не стихи, и не песни – а бисер, слёзы, промельк огня….»
ВЕДУЩИЙ 1.
А хорошая частушка, как ни поверни, смех — словно солнце на воде….
ВЕДУЩИЙ 2.
И то верно! У танцевальных частушек есть традиционные зачины: «Светит месяц», «Цыганочка», «Семёновна»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№9 «Семёновна» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
ВЕДУЩИЙ 2.
И эти свойства частушки помогут ей и дальше идти через века и судьбы.
ВЕДУЩИЙ 1.
А кто-нибудь из вас, сидящих в зале, готов исполнить частушку на нашей сцене? Что ж, просим!
Зрители исполняют частушки
ВЕДУЩИЙ 1.
Хорошо, что есть частушка!
И пока она жива – жив и народ. Мордуют его, обманывают, грабят, а он сердечный, не унывает, работает и поёт, поёт и работает.
ВЕДУЩИЙ 2.
Стоек русский человек! «Раньше хуже, беднее жили, а пели больше, чаще» — как сказала мне подруга «раньше у нас кишки пустые были, вот мы пели, чтобы ветром их надуть»
И всё таки искренне верую: народное слово, блещущее в частушках всеми красками радуги, — бессмертно! Как бессмертны радости и страдания людские. Как бессмертна Россия!
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№10 «Ох, уж эти мужик.» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»

ГОЛОС.
Ставьте ушки на макушки – продолжаем петь частушки!

№11 «Хор старушек» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»
Баян продолжает играть (или звучит музыка), выходят Ведущие 1,2, хор стоит пританцовывает

ВЕДУЩИЙ 1.
Прощай частушка! А вернее, до скорого свидания. Потому что пока в народе живёт острая потребность в таком вот непосредственном, импровизационным творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить привязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом, не вытеснить заимствованными на Западе оглушающими ритмами рок – певцов.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу ярче осознать свою самоценность, свою самобытность в многообразном сообществе народов.
Музыка становится громче, выходят девушки и парни звучат фонограммы частушек

ДЕВУШКИ.
Мы вам пели как умели,
Как могли, плясали,
Попляшите гости сами,
Если не устали!

Мы концерт наш завершаем
Хорошо ли плохо ли,
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

хор уходит со сцены, пританцовывая уходят со сцены девушки и парни…

Авторский сценарий сельских посиделок «Где гармонь — там частушки!» в сельском клубе или в городском ДК предлагает провести вечер отдыха в традиционной форме.

Этот сценарий сельских посиделок проводится в любой традиционный праздник или в выходной день, так как не связан традициями и обычаями. Материал включает театрализованное действие, уникальные слова в поэтической форме, использование минимум персонажей и концертно-игровую программу.

Сценарий сельских посиделок «Где гармонь — там частушки!»

  • Звучит фонограмма «Утро в деревне» (крик петуха, мычит корова, блеют овцы…)
  • Выход хозяйки в русском народном костюме, с ней гармонисты, ставят 2 скамейки, садятся. Фонограмма затихает.

ХОЗЯЙКА (обращается к зрителям): Утро доброго! Позвольте во горенку войти? Во горенку войти, да на лавочку сесть.

Люд честной, за соседа держись, на гостей нашего праздника подивись!

  • Фонограмма смолкает
  • Играют гармонисты

ХОЗЯЙКА: Ах, какие молодцы!

За песню и пляску —
Баранок вам связку!

(В горенку входят соседки)

Читайте также:

СОСЕДКА: Слышу я, соседка, у тебя шум, да веселье ещё с «медового спаса» стоит. Никак, думаешь, до «яблочного» гулять?..

А я-то как петь люблю!

  • Поёт песню

ХОЗЯЙКА: Простите меня, голубушки, совсем закружилась, про вас запамятовала.

Да, без гармошки было б скучно.
Меньше было бы утех
Где гармошка, там частушка
Где частушка — там и смех.

  • Поют песню
  • Игру на гармони продолжает гармонист

ХОЗЯЙКА: На гармошке кто играет
Тот хороший человек
А песни красиво поёт,
Тому здоровье Бог даёт.

  • Звучит фонограмма: мычат коровы, блеют овцы

СОСЕДКА: Ой, засиделись, стадо чуть не прозевали.

  • Все встают, уходят

ХОЗЯЙКА: Перерыв дадим гармони
И объявим новый номер!
Танцевальный коллектив,
Он и молод, и красив…

  • Вокальный ансамбль и младший танцевальный коллектив исполняют номер «Два гуся».
  • Далее мероприятие продолжают концертные номера

© ПАСПЕР: Сценарии для пожилых

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Оформление.

Плакаты:

1. Красному гостю — красное место.

2. Гость на гость – хозяину радость

Ведущий.

Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, будет по-доброму прожит
И счастливые дни приумножит.

Забудем грустное и неприятное, отложим
все проблемы и заботы, подарим друг другу хорошее
настроение и добро пожаловать на наши посиделки.
Заглянем в прошлое.

В каждой деревне, в каждом селе были
свои посиделки. Роднило их одно-собирались, чтобы
себя показать, на других посмотреть,
переброситься частушкой, посоперничать в
потехах и забавах.

На посиделки приходили после
трудового дня. Посиделки были праздником. Но
молодых людей не всегда отпускали родители.
Нужно было хорошо поработать дома, чтобы
заслужить это. Да и отпустят – обязательно
работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать
кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.

А хозяева предлагали чайку откушать,
да гармошку послушать.

Итак, начнём наши посиделки.
Вспомним старину.
Времена давно не те,
Праздники другие,
Но обычаи старины
Помним, любим, чтим мы!

1 конкурс

Молодые люди собирались у добрых
людей. Наш конкурс называется “Хозяева”.Здесь
находятся предметы: нужно правильно назвать
предмет, объяснить его прямое назначение и
показать в действии.

1) Веник берёзовый . 7) Коромысло.
2) Гусиное перо. 8) Пяльцы.
3) Полотенце. 9) Гребешок.
4) Ухват. 10) Сарафан.
5) Чугунок. 11) Ножницы.
6) Половик.  

2 конкурс

“Всем миром” коротали время долгими зимними
вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой,
разными сказками, житейскими
историями-прибаутками.

Сейчас будем выкрикивать весёлые дразнилки.

1. У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.

3. Как у нас Ерёма есть-
Срам по улице провесть:
Нос картошкой, глаза плошкой,
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей.

4. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.

5. Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

6. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.

3 конкурс

Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал
устную литературу: мудрые пословицы, веселые
песни, смешные небылицы”. Конкурс небылиц.
Читаем по двое.

1.Что сегодня делал? 2.А ты куда шагаешь
Рукавицы искал За семь вёрст!
Нашел? Киселя хлебать?
Нашел. Нет, комара искать!
Где они были? Это которого же комара?
Да за поясом. Да того, который меня за нос хочет
укусить!

3.Это еще что! Иду… Около меня свист. Я туда –
свист, я сюда – свист! Беда думаю. Влез на берёзу
– сижу, свистит. Ан, это у меня в носу!

4. А что со мной произошло! Свистит пуля, жужжит.
Я в бок — она за мной! Я в другой — она за мной. Я
упал в кусты — она меня хвать за лоб, я цап рукой —
ан, это жук!

4 конкурс

Что – то засиделись наши гости, заскучали. Пора
и ноги размять

А какие же посиделки без хоровода. Вставай
народ, веди хоровод!

Все поем песню “Во поле береза стояла” и водим
хоровод.

5 конкурс Пословицы и поговорки
создавались на основе глубоких жизненных
наблюдений народа, его богатого исторического
опыта. Они бесценны. Вспомним некоторые из них.
Необходимо назвать как можно больше поговорок и
пословиц о животном или птице, изображенных на
рисунках. (Свинья, медведь, заяц, волк, конь, овца,
цыплята, коза, ворона, гусь, рыба)

  • Гусь свинье не товарищ.
  • Медведь на ухо наступил.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не
    поймаешь.
  • Как волка не корми – он всё в лес смотрит.
  • Старый конь борозды не портит.
  • Дарённому коню в зубы не смотрят.
  • С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  • Цыплят по осени считают.
  • Остались от козлика рожки да ножки.
  • Вороне соколом не быть.
  • Как рыба в воде.

6 конкурс

Пословица непросто молвится. Первая часть
пословицы выписана в одном столбике, 2 – в другом.
Необходимо правильно по смыслу составить
пословицу.

1.Доброму слову такие и плоды.
Доброе начало два века живет.
Доброе дело не без конца
Какие труды добрый ответ

2. Рожь поспела сама себя хвалит
Ржаная каша берись за дело
Пока есть хлеб да вода всё не беда
Плох овес наглотаешься слез

3. Кто умеет веселиться гроша не стоит
Ум без догадки у того хоть всё брось
Кто делает на авось тот и горя не боится
Дерево смотри в плодах а людей в делах

4. Старый друг а телегу зимой
Готовь сани летом не вытащишь и рыбку
Без труда лучше двух новых
Что посеешь то пожнёшь

7 конкурс

Да умел, гулять народ….
Было, было дело
Так плясал, частушки пел,
Что земля гудела.

Поём частушки.
Уж я топну ногой
Да притопну другой.
Выходи, ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!

Прялку продам,
Веретёнышко продам,
Гармонь куплю-
Плясать пойду.

Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.

Я сидела на окошке,
Ехал Гришенька на кошке.
Стал к окошку подъезжать,
Не мог кошку удержать.

Пляши, Андрей,
Не жалей лаптей
Сходим лыка надерём
Лапти новые сошьём!

Мы с подруженькой гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдём больше туда.

Эй, топни, нога,
Топни правенькая!
Я плясать пошла,
хоть и маленькая!

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку.
Стал он “русскую” плясать,
А потом вприсядку!

Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает:
“Заготавливать овёс”.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.

Делай, батька, забастовку,
Бей у маменьки горшки,
Чтобы каши не варила
И не портила крупы.

8 конкурс

Суженый, ряженый,
Приходи ко мне наряженный.

Ну, а какие же посиделки для девушек без гадания
на суженого? Мамы и бабушки, вспомним, как вы
гадали в молодости?

9 конкурс

Молодые люди вели серьезные разговоры. А
девушки слушали и примечали, кто из них умнее и
мудрее.

А теперь давайте выясним и мы, кто из нас самый
умный?

  1. Кто впервые подковал блоху? (Левша)
  2. Невеста домового. (Кикимора)
  3. Беззаботный, чудаковатый деревенский парень,
    герой многих русских народных сказок. (Иван —
    дурак)
  4. Средство передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
  5. Кто победил Соловья-разбойника? (Илья Муромец)
  6. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (
    На гуслях)
  7. Ветви какого дерева используются для плетения
    корзин? (Ивы)
  8. Как называлась плетённая крестьянская обувь?
    (Лапти)
  9. Мастер по кладке печей.(Печник)
  10. Специальный печной “атрибут” в виде железной
    палки с загнутым концом. (Кочерга)
  11. Деревянное устройство для прядения шерсти.
    (Прялка)

10 конкурс

Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.

Засиделись наши гости. Давайте поиграем в
народные игры.

1. Третий лишний

Играющие становятся вкруг попарно. Игроки
одной пары бегут друг за другом, один догоняет
другого. Когда впереди бегущий устанет или
поймёт, что его “засалят”, то он становится
впереди какой – нибудь пары. Сзади стоящий в этой
паре убегает. Ловящий, т. е. бегущий сзади, тоже
может встать перед какой – то парой. Догоняющий
не просто “засаливает” бегущего впереди, но и
бьёт его легонько ремешком.

2. Гуси-гуси, га-га-га.

Играющие — волк, гуси, хозяйка. Гуси стоят
недалеко от хозяйки. Волк стоит вблизи.

Хозяйка: “Гуси, гуси!”
Гуси: “Га – га – га!”
Хозяйка: “Есть хотите”?
Гуси: “Да – да – да!”
Хозяйка: “Ну, летите скорей домой”!
Гуси: “Нет, нет, серый волк под горой, не пускает
нас домой”.

Гуси бегут к хозяйке, волк ловит гусей. Игра
продолжается до тех пор, пока не поймает всех
гусей.

3 игра. “Жёлуди”

Играющие садятся вкруг лицом друг другу.
Водящий бежит сзади сидящих и незаметно роняет
какой – нибудь предмет. Если тот, сзади которого
брошен предмет, не заметит, и водящий добегает до
него и салит, то он выходит из игры.

Водящий бежит и вслух говорит:

“Гуси – лебеди летели,
Они жёлуди кидали
И кричали: “У меня, у меня!”

Ведущий читает стихотворение учителя
Тамалинской школы №2 Маркина Д.Д.

Если любишь край ты свой родной, Не забудь, конечно, и людей
То побольше знать о нём старайся: Ведь они для нас всего важнее.
С котелком, с котомкой за спиной Старцев чти, боготвори детей,
Ты в поход быстрее собирайся. Вряд ли есть на свете что милее.
Изучай овражки и ручьи, Где бродил ты, что ты собирал,
Назови их, если нет названья. Всё оставь! Чтоб что – то не забыли,
Гнёздышки увидел – это чьи? Дневники, которые писал,
Собирай и песни, и преданья. Им расскажут, чем мы раньше жили.

Вот и вспомнили мы старину. Знаем, помним её. Это
хорошо. Значит, будем спокойны, наш опыт и знания
передадим нашим детям.

До свидания, до новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие школы, семьи, общественности в
воспитании школьников. Пенза, 1994 г.

2. О содержании воспитательной работы с детьми.
Пенза, 1999 г.

3. Внеклассные мероприятия в 5 – 11 классах.
Издательство “Учитель”, 2007 г. Волгоград.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6, ХМАО-ЮГРА

Классный час

Тема: «Деревенские посиделки».

Учитель: Аверина Любовь Владимировна

учитель начальных классов

г. Пыть-Ях

2017-2018 учебный год

Классный час «Деревенские посиделки»

Подготовила: Аверина Любовь Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №6, г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА

Логин: averina.65@list.ru

Цель: развитие интереса к фольклору русского народа и артистических способностей.

Задачи: создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа, русского национального самосознания.

Сцена ярко украшена. На заднем плане нарисованы печка и яркие красочные фигурки игрушек: всевозможные матрёшки и уточки, так же солнце. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Учитель: Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие.

Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки.

Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте зайдем в избу и представим, как она устроена.

Не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. Вся посуда была деревянная, хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. Полотенце вышивалось в ручную.

В каждой избе была прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. На ней пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой.

А вот и свечка на столе стоит.

Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают).

Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.

1-й ведущий: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь — таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них — это деревенские посиделки! Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки. Для посиделок снимали специальную избу.

2-й ведущий: В старые добрые времена, собирались вместе, красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.

1-й ведущий: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.

Давайте приоткроем двери в такую избу.

2-й ведущий:

А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте — не в обиде.

Хозяева усаживаются.

Учитель:

С 27 сентября в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Парни приходили без приглашения. Старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая. Картошка да квашеная капуста — первое блюдо и у горожан, и у сельчан.

Давайте посмотрим, как происходило всё это.

На капустных вечёрках знакомились девушка с парнем.

Слышен стук, входят девушки.

Девушки (с поклоном}. Здравствуйте, Хозяин с Хозяйкой!

Вот пришли вам пособить. Да капусту порубить.

Хозяйка. Дорогие гости, будьте как дома. В тесноте, быть может, да не в обиде! Ведь изба любая, знаете сами, Не красна углами, красна пирогами!

Хозяин. Сначала — дело, затем — пироги да веселье. Ну-ка, девчата,

надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.

Хозяйка.

Выходите, красны девицы, умение своё показать, Не пригожим лицом, а руками золотыми. Ведь без капусты и щи-то будут не густы!

Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

Гости:

Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).

Без картошки, хлеба да капусты — какая еда.

Не суйся к капусте, пока не припустят.

Капусту садить — спине досадить.

Для чего и огород городить, коль капусту не садить.

Ни один рот без капусты не живет.

Капуста не пуста’ — сама летит в уста’.

Сентябрь яблоками пропах, а октябрь — капустой.

Ешь щи — будет шея бела, голова кудревата.

Щи капустою пригожи, а солью вкусны.

Капуста любит воду, да хорошую погоду.

Капуста кочаны копит

Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая — в листьях сгниет.

Хозяин. Молодцы! А загадки о капусте знаете?

Гости:

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.

Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

Был ребенок — не знал пелёнок, стал стариком — сто пелёнок на нём.

Заплата на заплате, а иглы не бывало.

Не книжка, а с листьями.

Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.

Лоскуток на лоскутке-зелёные заплатки,

Стоя на одной ноге, нежится на грядке.

Стихотворения.

1.Жила-была капуста

Жила-была капуста,

Капуста белокочанная,

Капуста белокочанная

Была хвастунья отчаянная.

Капусту такую ещё поищи!

Хозяйка её покрошила в щи.

Одна кочерыжка осталась –

И та сынишке досталась! Владимир Суслов

2. Грустная капуста

Поле убирают, в огороде пусто,

Только за сараем ёжится капуста

С грядки не увозят вот уж две недели,

Даже от мороза жилки посинели.

Смотрит за ограду хрусткая капуста…

Ни травинки рядом — потому и грустно. Каюм Тангрыкулиев

3.Капуста

— Обвязала голову,

ты не больна, капуста?

Тебе и летом холодно?

Закуталась, капуста?

— От солнца я ношу чалму,

Жара мне вовсе ни к чему! Василий Катаное

Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Учитель. Неотъемлемой частью на Руси являются пословицы и поговорки. В них отразились быт, труд, обычаи нашего народа.

Чем различаются между собой пословицы и поговорки?

Пословица – учит, делает вывод.

Поговорка – дает меткую характеристику, оценку человеку или поступку.

А интересно, кто кого переговорить сумеет? Гости дорогие устроим «бой» скороговорок.

Дети быстро, наперебой выкрикивают скороговорки:

Хохлатые хохотушки хохотали – хохотали:

Тары – бары растабары, у Варвары куры стары.

Идут бобры в сыры боры,

Идут бобры в дворы сыры.

Колотил Клим в один блин клин.

Сел сокол на гол ствол.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

8. У Саши в каше сыворотка из- под простокваши.

9. В бору сухо – будет погрибоягодуха.

Учитель.

В старые времена был такой обычаи у русских людей; как заканчивали полевые работы коротали осенние дни да вечера за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И сегодня послушаем шутливые диалоги.

Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

1.— Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2. — Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. — Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит — надо идти!

На печи под стеганым одеялом сидит Тит. Входят Баба и Дед.

Дед

Эй, вставай с постели ,Тит,

Помоги нам молотить! (в ответ храп)

Слышишь , парень , полно спать,

Вишь как уморилась мать!

Баба

Вишь, как устал отец?

Да проснись же ,наконец! ( в ответ храп)

Дед

Нелегка в полях работа.

Молотили мы до пота.

А сынок наш спит и спит

Да проснись же, Тит! А, Тит!(Тит просыпается, зевает).

Тит

Э-э-э-эх! С утра так сладко спиться.

Дед

Стыдно , парень , так лениться.

Травки козам накоси,

Воду в кадку наноси.

Баба

Поработай хоть немножко!

Тит

Где моя большая ложка?

Верно, скоро уж обед.

Где же ложка?

Ложки нет!

Дед

Накорми сперва скотину.

Тит

Накормил бы – больно спину.

И живот болит опять. (И уходит)

Ведущий. В игры играли не только дети, но и взрослые — это же посиделки, время, когда можно отвлечься от всех трудных забот, ощутить радость жизни.

Игра “Русская баня” — раскладываются принадлежности необходимые для игры: веник, рукавицы, шапка; играющие становятся рядом со своими предметами и по команде, должны надеть на себя шапку и рукавицы (при этом, чтобы выглядеть аккуратно) и, приговаривая,: «Ах, как хорошо», огревая себя веником, изобразить процесс парения.

Мы предлагаем вам две русские народные игры – «Петушки»

Петушки. На площадке чертят круг. В кругу стоят двое (играющих). Каждый из (играющих ) встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Хозяйка: Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!

Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра «Боре»: (Запевают девочки)

Девочки: Бояре, да вы зачем пришли,

Молодые, да вы зачем пришли?

Парни: Княгини, да мы невесту выбирать,

Молодые, да мы невесту выбирать.

Девочки: Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Парни: Княгини, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

Девочки: В нашем полку убыло, убыло (2 раза.)

Парни: В нашем полку прибыло, прибыло. (2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.
Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.

Девочка первая: Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

Девочка вторая: Ныне гуляшки и завтра гуляшки — находишься и без рубашки.

Хозяйка: Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле — сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять — работать некогда будет, можно остаться и без рубашки.

Ведущий 1. Девочек, девушек детских лет ребят приучали к домашнему хозяйству.

Ведущий 2. Сами они пряли, ткали, вышивали себе одежду.

Ведущий 2. Посиделки — это еще и смотрины. Парни присматривались к девушкам, какие они хозяйки. (Потешки)

1. Мальчик: Акуля, что шьешь не оттуля?

Девочка: А я, батюшка, еще пороть буду.

2. Гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

3. — Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Ведущий 1. Ну, а какие посиделки без частушек?! Частушки — это мастерство импровизации, умение показать себя, все, что ты можешь сам без чьей-либо помощи. Точным метким словечком ответить на предложенную тему, не дать обойти тебя, продемонстрировать свое мастерство, смекалку, находчивость, музыкальность, юмор. Частушка — это не только слово, но и умение двигаться, частушку необходимо оттанцевать

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.

Эх, топни нога, топни правенькая.

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Четыре девочки выходят плясать, исполняют частушки.

1-я девочка

Шире круг, шире круг.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать.

Нас идёт четыре.

2-я девочка

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3-я девочка

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала — подружки.

4-я девочка

По деревне я шла

И Ванюшку видела —

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

1-я девочка

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

2-я девочка

Балалаечка — гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

3-я девочка

Сидит ёжик на берёзе —

Белая рубашка,

На головке — сапожок,

На ноге фуражка.

4-я девочка

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

1-я девочка

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Мы гордимся стариною.

Стала нам она родною.

Мы за вечер утомились.

Танцевали, веселились.

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяйка: Ну, гости дорогие, посмеялися, чай проголодалися?

Хозяин: Все, что есть в печи — все на стол мечи!

Гость 1. Красна изба углами, а хозяйка пирогами. А чтобы приготовить пироги должна быть хорошая хозяюшка

Хозяйка: А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.

Хозяин: У Матрены стол накрыт,

Медный самовар стоит,

Чай по чашкам разолью,

Всех гостей я напою

Чаем ароматным,

Сладким, вкусным, мятным.

С медом и калиной,

С ягодой малиной.

Пейте, не спешите,

Хозяйка: Наливайте да пробуйте. Где, какой чай заварен? Гости дорогие! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!

Гость: Чай вкусный и целебный напиток.

Чай из целебных трав?

Чай укрепит нашу дружбу.

Ведущий: По обычаю, чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери.

Гость: Народная мудрость говорит:

1.Чай да сахар – хлеб да соль.

2. Чай человеку подал – уважение оказал.

1 гость: Чай пить — приятно жить.

2 гость: Попьешь чайку — позабудешь про тоску!

3 гость: Чай не пьешь — какая сила? Чай попил — совсем ослаб!

4 гость: От чая лиха не бывает.

Гость: Как Марфуша для Петра наварила, напекла,43 пирога, 92 блина. Вот какие блины!

Все встают полукругом, поют русскую народную песню «Блины»:

1. Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели.

Припев (2 раза):

Ой, блины, блины, блины!

Ой, блиночки мои!

2. Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Припев(2 раза)

3. Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Припев(2раза)

4. Моя родная сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев(2 раза)

5. Напекла она поесть.

Сотен пять, наверно, есть.

Припев(2 раза)

6. На поднос блины кладёт

И сама к столу несёт.

Припев(2 раза)

7. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Припев(2 раза)

Песня кончается, всех угощают блинами.

Гости подходят с поклоном к хозяевам.

Гость 1.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

Гость 2.

Большого здоровья!

Гость 3

С новым вас урожаем!

Гость 4.

С вкусными блинами!

Рады были видеть вас у нас в гостях на “Русских посиделках”.

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех.

Говорим мы: «До свиданья!»

Снова в гости ждём вас всех!

Чаще в гости приходите!

Список литература

Сборник. Русские народные песни /М.1985/

Маршак С.Я. Воспитание словом /М.1971/

Сборник. От прибаутки до былины. Русский фольклор. /М.1991/

Праздник русской частушки

Цель проведения: развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.

В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.

Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)

Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…

Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.

Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!

Ведущий 2:Поиграть, пошутить, посмеяться!

Ведущий 1: Смех вам, да веселье!

Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.

Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)

Ведущий 2: В лесу выросли, из лесу вынесли.

В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)

Ведущий 1: В лесу: тук-тук!

В избе: ляп-ляп

В руках: дзинь-дзинь!

На полу: топ – топ! (балалайка)

Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов

Ведущий 2: Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.

Ведущий 1: А кто же придумал частушки?

Ведущий 2: Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Ведущий 1: Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.

Ведущий 2: Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые люди (мужчины). Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.

Ведущий 1: Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.

Ведущий 1: В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.

Учитель: Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.

Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем

Вас частушки нам пропеть,

В конкурсе принять участие

Показать таланты здесь!

Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,

Мастерицы петь частушки,

Состязание начнём!

Классами все запоём

Ведущий 2: Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих, мы проведём игру, которая нам в этом поможет.

На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.

Игра «Закрутим карусель».

Представление жюри.

Ученик: Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель: «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.

Ученик: Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки- 

Не припевки, а огонь!
Учитель: Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»

Первая команда.
Название команды: «Озорные девчата».
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся —
Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе —
На процентов двести!

Вторая команда.
Название команды: «Веселушки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик: Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья 
Тебя время не берёт! 
Ученик: Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!

Команда: «Веселушки»
Ученик: Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик: Искромётные частушки
Для веселья и души – 
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.

2 – конкурс. Что мы знаем о частушке

Вопросы к команде «Озорные девчата»
— Что означает слово «частушка»?
— Когда в России зазвучала частушка?
— Какие бывают частушки по своему содержанию?

Вопросы к команде «Веселушки»
— Что представляет собой частушка?
— Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
— Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?

3 – конкурс. Импровизационный

Команда «Озорные девчата»

Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой- 
давай встретимся с тобой?

Ты за партою сидишь, На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».

Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» — ответил же мне ты.

Команда «Веселушки»

Импровизация на «Задорные частушки»
Ставьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
Ох, ох, ох ,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
Ох, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.

4 – конкурс. Отгадай загадки

Команда «Озорные девчата»

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
Очень весело поёт, 
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит – 
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).

Команда «Веселушки»

Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй — ка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он- 
Серебристый…(саксофон).
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?…(гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает поплясать!

5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушек

Рассказ «Озорных девчат»

Мы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший класс
«Один — за всех, и все — за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
Возникает вдруг проблема – 
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Наш учитель — капитан
Ну, а мы — матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.

Рассказ «Веселушек»

Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
Мы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
Выпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В нашем классе есть ребята 
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!

Целым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!

Мы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.

И в заключение по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.

Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».

Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.

1.А у нас сегодня в школе

Интересный случай был.

На контрольном я диктанте

Буквы все перезабыл!

2.По мобильнику сегодня

Говорил я (говорила) три часа…

Батарейка испарилась,

Вот какие чудеса!

3.Побывал я в Паутине

И залез я в Интернет.

В голове от Интернета

Просто полный винегрет!

4.На компьютере недавно

Я в «стрелялки» поиграл.

А потом у папы с мамой

Деньги на обед стрелял!

5.Целый день с утра до ночи

Я в наушниках хожу.

Вас не вижу, вас не слышу,

Ничего вам не скажу!

6.Мы частушки вам пропели

Необыкновенные.

Потому что дети мы —

Суперсовременные!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий депортации калмыков
  • Сценарий детского конкурса маленький принц
  • Сценарий день семьи дата
  • Сценарий день ямала
  • Сценарий детского клипа