Сценарий детские художники иллюстраторы

Библиотечный урок "Художники-иллюстраторы"

Профессия: художник-иллюстратор.

Творческое задание по иллюстрированию.

Цель:  . Суть профессии иллюстратора. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И. Билибин, Т. Маврина, Л. Владимирский, В. Чижиков). Писатели и художники в одном лице (Е. Чарушин, В.Сутеев, Э. Сетон-Томпсон).

Форма проведения: рассказ, урок творчества.

Художники- иллюстраторы

Главная — Художники- иллюстраторы

Все дети любят сказки: любят слушать, как их рассказывают бабушки и мамы, а те, кто умеет читать, читают сами.Читают и рассматривают интересные, красочные картинки — иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки.А кто же создает эти иллюстрации? Ну конечно художники, художники — иллюстраторы.

Кто такие иллюстраторы?  Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут…

По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество. 
«Изображая фантастическую оболочку сказки», он должен «иметь в виду реальную правду сказки и вести к ней читателя, как это делает сама сказка», — писал художник 

Владимир Конашёвич.

Где бы ни находился художник: на улице, в доме, в музее, в кино, в зоопарке — всюду он ищет материал для своих будущих иллюстраций.

Как-то одному художнику нужно было нарисовать злую волшебницу. Он долго не мог представить себе сё облик. И вот однажды… 
В метро напротив него сидела старуха — нос крючком, тонкие губы, злые глаза. Рядом с ней — другая — помоложе, с коротким носом, упрямым подбородком и злым взглядом. Художник смотрел на них, они на него. «Пожалуй, вторая подходит больше, — думал художник. — Мне нужна не просто ведьма, а злая волшебница. 
Не стану копировать её, нарисую другую причёску, иную одежду, уберу» всё лишнее, и получится тот образ, который мне нужен».

Художники-сказочники обладают удивительной способностью переноситься в детство, а волшебными палочками им служат обыкновенные ручка, карандаш, кисточка…

Краски в руках иллюстратора сказки тоже становятся волшебными. Красное солнышко улыбается, когда со его рисуют красной краской или удивляется. Красную  краску можно использовать также, изображая «красну девицу», потому  что раньше слово «красный» означало  «красивый».

Зелёной краской можно нарисовать не только листья на деревьях или траву, но и злого человека, про которого говорят: «позеленел от злости».

Все краски в палитре художника-сказочника живут в мире и согласии. Они дружат и помогают друг другу, друг друга дополняют, подчёркивают красоту каждой и никогда не ссорятся, потому что знают, что от ссор можно побледнеть.

-У каждого художника своё отношение к сказкам, и это можно увидеть в их рисунках: к одной и той же сказке разные художники создают разные иллюстрации.

Читая рассказы о художниках, тексты сказок, рассматривая иллюстрации к ним, вы совершите увлекательное путешествие в Страну сказок и красок.

              Иван Яковлевич  Билибин

  •  Владимир Михайлович Конашевич
  •  Владимир Васильевич Лебедев 
  •  Евгений Михайлович Рачев     
  •  Татьяна Алексеевна Маврина   
  •  Юрий Алексеевич Васнецов     
  •  

Художники-иллюстраторы детских книг.


Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР)
есть точный год рождения — 1925 год. В этом году
был создан отдел детской литературы в Ленинградском
государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги
с иллюстрациями специально для детей не издавались

.

 Юрий Васнецов

             Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) — народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

иллюстрации Ивана Билибина

            Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» — графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль Билибина стал популярен и ему стали подражать.

            Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

 Сутеев В.Г.

            Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) — детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры. 
            Так, например сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать .

 иллюстрации Дехтерёва

            Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) – народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

            Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира. 

 иллюстрации Николая Устинова

            Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка.
            Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, Лисичка сестричка, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди и многим другим.

**********************************************************************************************************

      иллюстрации Леонида Владимирского

            Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва) — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

 ******************************************************************************************************************************************

  Виктор Чижиков

            Виктор Александрович Чижиков (1935 г.р., Москва) — народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света».
            Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква «А»), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

            Справедливости ради стоит отметить, что иллюстрации Чижикова довольно специфические и мультяшные.

*******************************************************************************************

Рассказы в картинках Николай Радлов 

            Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

**********************************************************************************************

 рисунки Алексея Лаптева

            Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие)

****************************************************************************************************************************************

 иллюстрации Владимира Конашевича

            Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» — первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
            С 1930 годов  иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике — тушью или акварелью по китайской бумаге.

            Основные работы Владимира Конашевича: 
— иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;
— сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;
— «Старик-годовик» В. И. Даля;
— произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

Карлсон придуманный Анатолием Савченко 

            Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) — мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся» и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.
            Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга»Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

 ******************************************************************************************************************

 Евгений Чарушин «Про Томку»

            Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.

 *******************************************************************************************************************************************

 иллюстрации Евгения Рачева

            Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.

 *****************************************************************************************************************************************

 Иван Семенов «Живая шляпа»

            Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей — «Весёлые картинки». 
            Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».



Сценарий «Художники иллюстраторы детской литературы»

Сценарий проекта для начальной школы «Художники иллюстраторы

детской литературы»

Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 17 Алексеева Алла

Игоревна

Действующие лица и исполнители:

Ученики с 1 по 7 – краски ,3 Музы, сказочные герои: Мальвина ; Буратино; Карлсон,

Незнайка ; Винни Пух; Художник Тюбик;

Уч. 8 ,9.Ведущие: 3 чел ,За художника Владимирского – 1 ученик, Девочка Mаша (За

жену Б. Заходера) – За Алису

На сцене Маша и 7 красок Слайд 2

(Маша сидит за партой) Звучит песня: «Оранжевое небо» 1 куплет. Маша поет:

Вот теперь уже 2а дня я сижу рисую.

Красок много у менявыбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет…

Оранжевое небо, оранжевое море,

Оранжевое солнце, оранжевый верблюд,

Оранжевые люди, оранжевым ребятам,

Оранжевые песни оранжево поют.

(Танцует с красками, останавливается. Оглядывается )

Ой, красочки мой дорогие, куда это мы с вами попали?

(Появляются ведущие)

Ведущие:- Здравствуй , Машенька! Сегодня мы представляем наш проект «Художники –

иллюстраторы». Присоединяйся к нам. И краски твои пригодятся. Они ведь очень много

знают о художниках.

Маша: Ура, я очень люблю всем помогать. Чур, я объявляю! (Отодвигает краски)

И так, мы начинаем наше представление! (Звучит музыка….)

Вступление:

Ведущая 1: Вьются легким хороводом музы древней старины, Слайд 3

Удивляя, восхищая, нежным взором умиляя,

И искусство прославляя, в танце кружатся они.

Музы древней старины.

Ведущая 2: Музыка повсюду и везде,

В пляске водопада и в реке,

В птичьих голосах, в лесной тиши

Музыка моя звучи, звучи!

Ведущая 3: Вслед за музыкою сразу

В дальний путь пустились мы,

Побываем мы у сказок,

У весны среди зимы…

Под народную песню выходит хоровод муз.

(Танец Муз , все одеты в русские народные сарафаны. 1- Держит в руках палитру и кисти, 2 –

гусиное перо, 3 свирель ) Слайд 4

Музы: (Земной поклон) Здравствуйте, гости дорогие. Мы музы искусства.

1 муза: Я муза, вдохновляющая музыкантов, я помогаю композиторам создавать прекрасную

музыку.

2 муза: Я муза поэзии, помогаю поэтам писать чудесные стихи.

3 муза: А я – муза, вдохновляющая художников. Сегодня я расскажу вам о художниках, которые

посвятили свою жизнь книге.

1 муза: — Имечтали, чтобы вы, маленькие читатели, полюбили книгу, лучше узнали героев книг,

причину их поступков, и вместе с ними научились преодолевать жизненные трудности.

2 муза: Сегодня мы пришли не одни. Ученики 3 «В» класса представят вашему вниманию свой

проект «Художники – иллюстраторы детской литературы» Слайд 5

Уч.1 Здравствуйте, ребята, учителя и родители, все, кто пришёл сегодня, чтобы посмотреть,

послушать и оценить нашу работу.

Уч.2 Сегодня мы расскажем вам о том, как мы работали над нашим проектом « Художники

иллюстраторы» и поделимся знаниями, которые мы получили в процессе работы над проектом.

Уч.3 Надеемся, что вам с нами будет интересно, и вы узнаете об этой замечательной профессии:

художник иллюстратор.

Уч. 4. Кто они авторы самых любимых картинок, которые так нравятся всем детям.

Муза 3: — Рядом с текстом часто можно увидеть рисунки художников. Это иллюстрации –

изображения того, о чём рассказывается в книге. На иллюстрации можно увидеть героев книги,

место, где происходили события.

Муза 1: Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год

рождения1925 год. Слайд 6

Муза 2. — В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском

государственном издательстве (ГИЗе).

Муза 3: До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Слайд 7

Уч.5 С самых первых дней нас сопровождают красочные картинки, которые нам показывали

мамы и бабушки в наших первых книжках. Слайд 8

Муза 2: Ребята, поднимите руки, кто помнит свои первые книжки?

Муза 1: Давайте вместе вспомним их. ( Слайд с изображением обложек Ю.

Васнецова)

(Звучит русская народная мелодия, выходят дети, в руках плакаты с рисункам Ю.

Васнецова и детскими стихами)

( Дети читают некоторые стихи: Котиккоток….) Поют песенки.

Игра: Ребята, давайте вспомним , как мы играли в детстве. Первая игра «Ладушки…» Вы

можете поиграть со своим соседом. (На сцене дети хором цитируют и играют в ладошки..

Ладушки, ладушки, где были у бабушки….

А теперь сыграем в сороку! (Дети водят пальчиком по ладошке , приговаривая.. «Сорока

ворона кашу варила….) ———Всё это сопровождается показом слайдов иллюстрации Ю.

Васнецова. (Дети играют мелодии русских народных песен на свирелях)

Муза 3: Молодцы, ребята! Эти стишки и песенки вы помните с детства. Посмотрите, какие

яркие и красивые рисунки. Слайд 10

Уч.6 А кто их нарисовал для нас?

1 муза: Это замечательный художник Юрий Васнецов. Слайд.11 Фото Ю.

Васнецова и краткая биография

Муза 2: Юрий Алексеевич Васнецов, родился в1900 в городе Вятка, умер в1973 –Он

народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и

прибауткам нравятся всем малышам .( Дети на сцене поднимают плакаты с

иллюстрациями Ю. Васнецова.)

Муза 3: Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова,

Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Слайды 12, 13: иллюстр.к произведениям перечисленных авторов)

Уч.1 Юрий Васнецов был не просто художником, он был художником иллюстратором.

Уч.2 А еще Юрия Васнецова называли художником сказочником.

Уч.3 А я тоже знаю художника сказочника. Это Иван Билибин. Слайд 14

Он не только изобрел особый Билибинский стиль, придумал шрифт, каждое изображение

сопровождалось орнаментом. Его рисунки очень сказочные и погружают нас в мир

русской старины.

Уч.4 Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) русский художник,

книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое

количество сказок, в том числе сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Слайды15-18

( Дети поют песню : «Сказки ….»)

Уч.7. Все вы видели картины «Аленушка», «Три богатыря». Автор этих картин Виктор

Васнецов. Он, рисовал картины на тему русских народных сказок: «Сивка Бурка», «Иван

царевич и Серый волк» и другие.

Уч. 8. Сравните его картины с иллюстрациями Ивана Билибина к сказке «Иван царевич

и Серый волк». Слайд 19

Уч.6. Картины Виктора Васнецова очень реалистичны, больше похожи на настоящую

жизнь.

Уч. 8. — Изображения Билибина больше похожи на сказку.

Муза 1 Некоторые писатели сами рисуют иллюстрации к своим произведениям. Они

объединяют профессию писателя и художника. Слайды 20

Муза 2. Вспомните замечательные рассказы Евгения Чарушина. Все иллюстрации

нарисовал сам автор.

Уч.5Самые известные из них это иллюстрации животных, которые он нарисовал к своим

собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим

многим другим. Слайды 21

Уч.6 Евгений Иванович Чарушин Родился в 1901 году в городе Вятке. Он был не

только чудесным рассказчиком, но и замечательным художникоманималистом.

Муза 3. Так называют тех, кто изображает на своих картинах животных. Его

иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, каждая работа

написана немного с юмором.

Уч.7 Именно юмористические картинки нравятся детям. Зверушки на рисунках

Чарушинв, как живые.

Уч.8 Евгений Иванович Чарушин также рисовал иллюстрации к произведениям Чуковского,

Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила

Яковлевича Маршака. Слайд 22

Муза 2: Можно назвать еще одного писателя, который также иллюстрировал свои сказки. Это

Владимир Григорьевич Сутеев Слайд 23

Уч.1 Он родился в 1903 Москве, умер в 1993 в возрасте 90 лет детский писатель, художник

иллюстратор и режиссёрмультипликатор.

Уч.2Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки

Сутеева превратили в шедевры. Сказки Чуковского, с иллюстрациями Сутеева, хочется держать в

руках и читать детям.

Уч.3 Теперь вы знаете, кто такие художники и откуда взялось слово иллюстратор.

Уч.4 –Давайте повторим: И так, иллюстратор это художник, который рисует картинки в книге,

то есть иллюстрации.

Уч. 5Сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, которых тоже придумали и нарисовали

художники – иллюстраторы. Они помогут нам рассказать о своих создателях художниках

иллюстраторах. Встречайте: (Звучит музыка…) Слайд 24

Муза 1: У каждого из этих героев есть свой создатель – художник.

Уч. 1. Некоторые сказочные герои живут так долго, книги про них читали еще наши прабабушки и

прадедушки, а сегодня мы смеёмся или плачем , читая истории про Незнайку, Буратино и многих

других героев.

Уч. 6Иногда в разных изданиях одних и тех же героев рисуют по разному, потому что

художникиразные. Сегодня к вам в гости пришли сказочные герои. Они сами расскажут вам о

своих первых создателях художниках..

( Выходят: Художник Тюбик, Незнайка, Мальвины 2, Буратино – 2, Карлсон, ВинниПух_

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Я директор школы Сказочных наук.

Первый урок – Изобразительное искусство. Проведет его наш учитель Художник Тюбик.

Слайд 25 — Буратино за партой …

Мальвина 2: Моя подруга Алиса из Страны чудес, всегда говорила, что книга для детей

без иллюстраций – это ненужный товар. « Что толку в книжке

если в ней нет ни картинок, ни разговоров?» Слайд 26

«Приключения Алисы в стране чудес»

Художник Тюбик: Об этом мы и поговорим на нашем уроке. ( Дети на сцене

показывают детские книги разных авторов) Вы узнали эти книги? У многих из вас дома

есть точно такие же. Поднимите руки, кто узнал свои книжки.

А что вы знаете о художниках, сделавших эти книги такими красочными и

привлекательными?

Мальвина: С давних, давних времён, когда ещё книги не печатались в типографиях, Слайд 27

а писались от руки, уже тогда страницы украшались рисунками, орнаментами, особенно красиво

изображалась первая буква.

Буратино: — Да, да! (Кричит радостно.) Отсюда пошло название «красная строка», ведь слово

«красная» раньше на Руси означало «красивая». Сравните: Красная площадь, красна девица и т. д.

Художник Тюбик: До наших времен не дошли имена этих художников, но есть одно имя,

которое должны знать все это монах – летописец Нестор Слайд 28

Уч.8А сейчас можно узнать, кто нарисовал иллюстрации в наших книгах, кто сделал их такими

яркими и красивыми?

Незнайка: На обложке книги всегда пишут название и автора, а где же фамилия

художника? Слайд 29

Художник Тюбик: Посмотрите. Если вы возьмете в руки книгу, то увидите, что на первой

странице или на последней есть слово художник, и стоит его фамилия. Слайд 29

(Дети показывают книги. ) Маша: А я никогда не обращала внимания на эти маленькие буковки,

я читала только название книги.

Мальвина: Что ты! А ты знаешь, сколько людей трудились для того, чтобы ты получила свою

книгу! Слайд 30-33

Маша: Я думаю совсем немного, человека 3 4.

Художник Тюбик: Ты ошибаешься. Давай посчитаем:

Сначала нужно сделать бумагу, а это труд лесорубов, водителей, рабочих на целлюлозно

бумажном комбинате, химиков и т.д.

Мальвина: Наконец, бумагу доставили в типографию. И тут за дело берутся писатели,

художники, редакторы, корректоры …

Карлсон и Винни Пух: Постой, постой, мы так не запомним. Столько новых и непонятных слов.

Расскажи, сначала, про работу художника – иллюстратора.

Художник Тюбик: Начинается книга с обложки. По ней сразу можно сказать, какую книгу ты

держишь в руках. ( Показывают учебники и разные книги.) Ну, например, что ты скажешь про эту

книгу? ( Показывает учебник.) Слайд 34

Ученик: Ну, это легко, это учебник по математике, а это литературное чтение. Видишь, здесь

так и написано учебник…

Художник Тюбик: Обложка –это лицо книги. По ней ты можешь судить о содержании . Когда

берёшь книгу в руки, то сразу чувствуешь, хочешь ты её прочитать или нет.

Итак, у каждой книги есть автор. Но он редко сам иллюстрирует свои произведения.

Художнику в создании детской книги отводится роль, в которой он не уступает автору

текста, а зачастую идет впереди него. Слайд 35— 36

Мальвина: (Обращаясь к Буратино) – Буратино, а ты знаешь, кто придумал твой образ.

Буратино: Конечно, это папа Карло, он выстругал меня из полена, которое ему принес его друг

старый Джузеппе.

Мальвина: Ты ошибаешься. Тебя придумал и нарисовал знаменитый художник Леонид

Викторович Владимирский. Слайд 37

Художник Тюбик: Он родился в 1920 году в Москве русский график и самый популярный

иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова,

благодаря которым он получил широкую известность не только в России, но и других странах.

Муза 1: Рисовал Владимирский акварелью. Именно его иллюстрации многие признают

классическими для произведений Волкова и А. Толстого.

Муза 2:О том, как возник образ Буратино, веселого деревянного человечка в полосатом

колпачке, художник рассказывал с улыбкой:

(Диалог ведут Художник и Буратино)

Ученик:Вы с когото рисовали Буратино?

Леонид Владимирский: Я его рисовал со своей дочери (ей тогда было 5 лет).

До меня уже рисовали Буратино, и точно так, как описал его Толстой: белый колпачок,

коричневая курточка. А когда я толькотолько собрался рисовать, ко мне прискакал

Буратино и говорит: «Художник, художник, нарисуй мне красную курточку». Я говорю:

«Нет, Буратино, спасибо за совет, конечно, но красную курточку нельзя рисовать. Автор

написал, что у тебя курточка коричневая». А он в ответ: «Ну я тогда с тобой водиться не

буду». Обиделся. Я подумал: «Красная, коричневая… Близкие цвета. Ладно, нарисую».

Буратино обрадовался, запрыгал на одной ножке: «И колпачок красный!». Я объясняю:

«Этого уж никак нельзя. Алексей Николаевич Толстой в книжке два раза написал, что у

тебя колпачок белый. Как же я буду рисовать его красным?». «Ну как знаешь», опять

отвернулся Буратино. Что же делать? Автор говорит: «Белый», Буратино хочет красный. Я

решил угодить и тому, и другому: нарисовал белый колпачок, а по нему пустил красные

полоски. Вот с тех пор уже пятьдесят восемь лет Буратино щеголяет в этой красной

курточке и полосатом колпачке.

Мальвина: Так, что , дорогой Буратино, тебя знают таким и любят уже несколько поколений

детей, и бесспорно это заслуга Леонида Викторовича Владимирского.

Незнайка: А я знаю, кто придумал меня. Сначала меня нарисовал Алексей

Михайлович Лаптев. Слайд 38

Мальвина: Правильно. Алексей Михайлович Лаптев родился в 1905 в Москве, а уме

1965, художникграфик, книжный иллюстратор, поэт.

Муза 1: Работы художника находятся во многих музеях, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом.

Художник Тюбик: Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая

Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки» и другие.

Незнайка: А после смерти Алексея Михайловича Лаптева, иллюстрируя третью часть «Незнайка

на Луне», за кисти и краски взялся художник Генрих Оскарович Вальк. Слайд 39

Он родился в 1918, умер в 1998, — график, плакатист, карикатурист, долгое время

работал в знаменитом журнале «Крокодил», мастер детской книжной иллюстрации.

Карлсон: А мой образ тоже не сразу стал таким, каким вы меня привыкли видеть.

Сначала меня нарисовала шведская художница Илона Викланд. Рисунки были чернобелые.

Слайд 40

Своим теперешним цветным образом я обязан замечательному художнику Анатолию

Михайловичу Савченко. Он родился в 1924 году в, Новочеркасске , а умер в 2011 году в

Москве. Слайд 41

Художник Тюбик: Это мультипликатор и художник. Анатолий Савченко не только

иллюстрировал детские книги, но и был художникомпостановщиком мультфильмов

«Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся». Самые известные мультработы с его

непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная

шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, МухаЦокотуха, попугай Кеша и

другие.

Мальвина: Винни, а что ты нам расскажешь о себе. Слайд 42

Винни Пух: Сначала меня нарисовала команда кинокомпании «Дисней», и я выгдядел вот

так. Слайд 42

Потом в первом номере журнала «Мурзилка» за 1939 год была опубликована первая глава

сказки Милна – «О медведе ВинниПу и пчёлах» проиллюстрировал её Алексей Лаптев, и

в его версии я выглядел вполне реалистично. Слайд 42

В 1960 году меня нарисовала Алиса Порет. Слайд 42

Художник Тюбик: Надо сказать, персонажи у художницы вышли слишком игрушечные.

В 1965 году там выходит издание под названием «ВинниПух и всевсевсе» с

иллюстрациями Бориса Диодорова и Геннадия Калиновского.

Мальвина: Однако для миллионов советских детей и взрослых самым лучшим Винни

Пухом, конечно же, стал герой мультиков 196972 гг. с примятым ухом и голосом Евгения

Леонова режиссёра м/ф – Фёдора Хитрука. Слайд 43

Уч. 9Галина Заходер, жена переводчика вспоминала: «Борису Заходеру не нравилось,

что мультяшный медведь похож на картошку, и эта картошка скачет и прыгает. Несмотря

на это, Заходер всегда признавал, что советский Пух всё равно вышел намного удачнее

диснеевского.»

Ученик 8 Герои м/ф настолько въелись в массовое сознание, что другой иллюстратор

сказки – Виктор Чижиков вспоминал: «Однажды встречался я с юными читателями в

детской библиотеке. Тут встаёт маленький мальчик и спрашивает: – А почему у вас

ВинниПух не похож? – На кого не похож? – На ВинниПуха! Он ведь в мультике не

такой. Сам того не подозревая, мальчишка затронул сложнейший вопрос.

. Я постарался объяснить, что каждый художник придумывает своего героя книги, что,

неинтересно копировать чужие образы. Слайд 44

Муза 1: О художникахиллюстраторах можно говорить очень долго. Им принадлежит

особая роль в эстетическом воспитании детей.

Муза 2: Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А.

Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич и др.,

вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной

литературы.

Муза 3: Творчество этих замечательных художников отличают высокое

профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации.

ХудожникТюбик: Сейчас современные художники иллюстраторы успешно продолжают

развивать традиции старых мастеров, придумывают новых героев, используя

современные технические возможности дизайна книги.

Ведущая 1: Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий.

Ведущая 2: Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

Ведущая 3: И как правду от лжи все должны отличать,

Как бороться с врагом и как зло побеждать.

Муза 1: Книги все вы посмотрели,

Почитали, полистали.

Муза 2: Очень многое узнали !

И ребятам рассказали.

Муза 3: Всем вам было интересно

Знать, что было неизвестно:

Книги создает писатель,

Он, конечно же, новатор,

Но героев всех рисует… Кто?….. Слайд 45 — 46

Все (хором): Художник – иллюстратор.

Заключительная песня.

(Все хором) Читайте , любите и берегите книги!

Уважайте труд их создателей!

(Демонстрируем фильм – совместное творчество : Мы художники иллюстраторы.

Детские рисунки сопровождают стихи , которые читают дети. Фильм «Сказка о царе

Салтане…» снят и озвучен на макбуке в программе iMovie )

Тоцкая Ольга Викторовна

педагог-библиотекарь,

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

«Художники – иллюстраторы»

Библиотечный урок для обучающихся 3-х классов 

Цель урока: Углубление знаний о книге, знакомство читателя с иллюстрациями в книге.

Задачи: Помочь юному читателю увидеть работу художников, познакомить читателей с художниками – иллюстраторами детских книг.

Оборудование: плакаты-портреты художников и их иллюстраций к книгам, карточки с заданиями, стенд с книгами:

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями В. Чижикова;

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями Л. Владимирского;

К. Чуковский «Доктор Айболит» с иллюстрациями В. Чижикова;

К. Чуковский «Доктор Айболит» с иллюстрациями В. Сутеева;

Сказки В. Сутеева

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с иллюстрациями Л. Владимирского

А. Милн «Винни Пух и все-все-все» с иллюстрациями В. Чижикова

Другие книги с иллюстрациями В. Чижикова, Л. Владимирского, В. Сутеева

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о книге, но сначала давайте разгадаем кроссворд:

(Повторение знаний о структуре книги, разгадывание кроссворда «Структура книги»)

Кроссворд «Структура книги»
DOCX / 29.08 Кб

Библиотекарь: (показывает ученикам книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями В. Чижикова и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями Л. Владимирского)

У меня в руках две книги, скажите они одинаковые? Кто их автор? Как называется книга? В чём различие этих двух книг? Правильно, в этих книгах разные картинки, а разные они потому, что рисовали их разные художники. Вспомните, как называются картинки в книге? (Иллюстрация). А художники, которые оформляют книгу, называются художники – иллюстраторы. Сегодня мы узнаем некоторых из них.

Рассмотрите плакаты, и найдите иллюстрации к знакомым вам книгам.

Плакат В. Чижиков

Плакат В. Сутеев

Плакат «Л. Владимирский»

(При изучении плакатов можно обратить внимание детей на иллюстрации к сказке «Доктор Айболит» художников В. Сутеева и В. Чижикова и сравнить их.)

Библиотекарь: Давайте, ребята разделимся на команды (разбить класс на 3 группы) и каждая команда выберет себе художника-иллюстратора. А теперь задание командам: на стенде выбрать книги с иллюстрациями этих художников.

(Узнать, как дети выбирали книги – с помощью титульного листа или по иллюстрациям на обложке).

Библиотекарь: А теперь задание каждому из вас: посмотрите внимательно на свою карточку и найдите автора этого рисунка (раздаёт каждому ребёнку картинку-иллюстрацию с вопросом «Я чей (чья)?», дети подходят к плакатам и определяют чья это иллюстрация, при необходимости помогают друг другу).

Карточки для проведения игры «Я чей?»
DOCX / 2.36 Мб

Библиотекарь: Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города», а вы найдите иллюстрацию к прочитанному.

« Бастинда свистнула дважды, и в воздухе закружилась стая хищных ворон с железными клювами. Волшебница крикнула:

– Летите к западу! Там чужестранцы! Заклюйте их до смерти! Скорей! Скорей!

Вороны со злобным карканьем понеслись навстречу путникам. Завидев их, Элли перепугалась. Но Страшила сказал:

– С этими управиться – моё дело! Ведь недаром же я вороньё пугало! Становитесь сзади меня! – И он нахлобучил шляпу на голову, широко расставил руки и принял вид заправского пугала.

Вороны растерялись и нестройно закружились в воздухе. Но вожак стаи хрипло прокаркал:

– Чего испугались? Чучело набито соломой! Вот я ему сейчас задам!

И вожак хотел сесть Страшиле на голову, но тот поймал его за крыло и мигом свернул ему шею. Другая ворона бросилась вслед, и ей также Страшила свернул шею. Сорок хищных ворон было у злой Бастинды, и всем свернул шеи храбрый Страшила и побросал их в кучу».

(художник Л.Владимирский)

 (художник В. Чижиков)

Сравнить и обсудить иллюстрации, отвечая на вопросы:

Рисунок какого художника вам понравился больше?

Почему к одному отрывку рисунки оказались разными?

Как помогают иллюстрации художников читателю?

Зачем иллюстрировать книги повторно?

Выработать с учениками вывод об индивидуальности каждого художника-иллюстратора и индивидуальном восприятии и вкусе каждого человека. 

Библиографическое описание:

Соболенко, Н. В. Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов» / Н. В. Соболенко, Ю. В. Аксенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2934/ (дата обращения: 02.02.2023).



Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно. Содержание и материал НОД адаптированы для детей 6–7 лет.

Ключевые слова: профессия, художник, иллюстрация

Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности профессии художника — иллюстратора, последовательность и процессе его работы над иллюстрацией.

Задачи:

  1. Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;
  2. Развивать познавательную активность, художественные способности детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
  3. Совершенствовать диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы, воображение, логическое мышление;
  4. Прививать бережное отношение, аккуратное отношение к книге;
  5. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Материал: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги, гелиевые черные ручки, рисунки для работы.

Предварительная работа:

1) чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

2) рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;

3) чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;

4) рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.

5) подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми.

Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.

Здоровьесберегающие технологии:

‒ физминутка (ритмические движения под песню);

‒ пальчиковая гимнастика;

‒ гимнастика для глаз.

Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.

Ход занятия:

Стук в дверь группы.

Воспитатель: Кто-то к нам стучится? Кто это? Давайте посмотрим.

В группу входит почтальон

Почтальон: Здравствуйте, ребята! Это детский сад 65 «Родничок», подготовительная к школе группа?

Дети отвечают: Да, это мы.

Почтальон: Я принес вам посылку.

Воспитатель: А кто нам её прислал?

Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.

Воспитатель: Спасибо вам большое, до свидания.

Почтальон: До свидания.

Воспитатель берет посылку

Воспитатель: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).

Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в книге страницы пустые. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). А вы любите книги? А давайте попробуем сделать так, чтобы у нас с вами получилась красивая книга. Согласны? (Дети отвечают согласием). Я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга. А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3,

В страну книг нас перенеси.

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?

Дети: Рисунки в книгах создают художники.

Воспитатель: Верно. Портреты пишут портретисты, море — маринисты, пейзажи — пейзажисты. А как называют художников, которые рисуют для книг?

Дети: Художники — иллюстраторы.

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?

Дети: Рисуют, фантазируют.

Воспитатель: Хорошо. А как правильно называют картинки в книге?

Дети: Иллюстрации.

Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?

Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают. А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку? Знает девочку — малышку. (Дюймовочка)

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?

Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику — иллюстратору?

Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний предмет». (Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Кисть, лопата, краски, карандаш. Вода, корабль, холст, мольберт. Бумага, пастель, фломастер, топор).

Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические упражнения под песню «Карандаши». После игры воспитатель предлагает детям пройти и сесть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков-набросков.

Художник-иллюстратор придумывает иллюстрации в книге от начала до конца. Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Узнай художника — иллюстратора». Я вам буду рассказывать и показывать презентацию о художниках, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите песенки — потешки. Вспомните такие произведения, как Сорока-белобока, «Краденое солнце», «Волк и козлята». Кто расскажет мне, какой художник рисовал иллюстрации к этим произведениям? (слайды: 1–3)

Дети: Юрий Алексеевич Васнецов (слайд 4)

Воспитатель: А этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (слайды:5–9)

Дети: Евгений Иванович Чарушин (слайд 10)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?

Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики) (слайды:11–15)

Воспитатель: А какие по характеру эти животные?

Дети: Игривые, добрые, ласковые.

Воспитатель: Вот сколько много иллюстраций для книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

Воспитатель. В чём заключается работа художника-иллюстратора?

Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.

Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?

Дети. Красивая книжка.

Воспитатель. В чём польза его работы?

Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.

Воспитатель: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и закончить нашу книгу о животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3

В детский сад нас верни.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок. А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.

Зайка книгу нашел, и открыл, и прочел,

И закрыл, все забыл. И снова открыл,

И все повторил, А потом закрыл, и опять забыл.

По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.

Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.

Ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, книга, ребенок, иллюстрация, ребята, художник, детский сад, животное, картинка, работа.

Библиотечный урок для начальной
школы

Кто рисует ваши книги .Авторы,
иллюстраторы

Цель: Объяснить
обучающимся значение рисунков в раскрытии содержания книги; помочь детям
почувствовать силу графического искусства; развивать художественный вкус
младших школьников; обогащать речь.

Оборудование: Рисунки
иллюстрации,  красочные книги.

Иллюстрация не только истолковывает
текст,

но и обогащает его в своих зрительных
образах,

комментирует, развивает и дополняет
мысли писателя или поэта

Библиотекарь. Добрый день,
ребята. Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок «Иллюстрация в книге».
Когда вы читаете хорошую книгу, вы ее как будто видите. Внутренним взором вы
представляете себе лица главных героев, видите леса и моря, все то, что в вашем
сознании смог пробудить автор.

Ребята, а какие книги вы любите
читать: с рисунками или без них?

Дети отвечают.

Библиотекарь. Да,
ребята,с рисунками читать книги намного интереснее. А когда мы смотрим на
рисунок в книжке, что мы можем понять?

Библиотекарь показывает ребятам книги
с красочными иллюстрациями. Задает вопросы. Дети отвечают.

Библиотекарь. То есть
рисунок раскрывает читателю смысл книги. А кто знает, каким словом можно
заменить слово «рисунок»? Рисунок можно заменить словом «иллюстрация». А теперь
давайте прочитаем в толковом словаре, что обозначает слово «иллюстрация».

Иллюстрация 
рисунок, иллюстрирующий текст.

Иллюстрации бывают:

-страничными, то есть на всю
страницу (показать);

-текстовыми –когда иллюстрации
являются частью страницы (показать);

Ребятая. Дело в том, что художник
для иллюстрации выбирает эпизоды, которые наиболее полно раскрывают содержание
текста или отдельных фрагментов, т.е. кусочков литературного произведения.

Подумайте и скажите, а как же
называется человек, который рисует картинки к разным литературным
произведениям?

Дети отвечают: художник,
иллюстратор. Библиотекарь показывает книгу, где написано, кто является
художником или иллюстратором книги.

Библиотекарь. Скажите мне, в
каком месте в книге у вас раположены сведения о художниках?

Дети отвечают.

Библиотекарь. Еще в
книгах художники часто рисуют заставки и концовки. Что это такое?

Заставка- изображает
эпизоды, яркие моменты, которые могут подсказать читателю, о чем будет идти
речь в данном тексте. (Показать текст с заставкой).

Концовка – чаще
всего отображает завершающее действие книги или раздела. (Показать текст с
концовкой).

В некоторых книгах вы можете
увидеть, что заглавная буква в тексте нарисована очень красиво, с завитушками и
вензелями. Такие буквы называют буквицами. Их тоже рисуют
художники. (Показать).

Еще художники в текстах рисуют
орнаменты.

Орнамент — это
узор, художественное оформление, которое рисуется карандашом, тушью или
красками. (Показать).

Рисунки в книгах бывают цветными и
черно-белыми. Черно-белые рисунки называются «графическими», и они также
раскрывают смысл произведения, сопровождая его текст.(показать книгу с
графическими рисунками).

Библиотекарь. Создать
качественную иллюстрацию к литературному произведению – дело не из легких.
Художник-иллюстратор прежде всего глубоко обдумывает задумку автора. Он должен
хорошо знать время, описанное в произведении, характер героев, их внешний вид,
одежду, вещи и другое, чтобы иллюстрация полностью соответствовала идее
произведения.

Ребята, полистайте книги, найдите в
них заставки и концовки, буквицу и орнамент, полюбуйтесь как красиво и
старательно выполнил художник эту работу, для того. Чтобы книга стала краше.

А теперь мы поговорим о художниках,
которые иллюстрируют книги.

Художник-сказочник Евгений Рачев
сказал: «Я очень люблю смотреть на животных. Они, как люди, умеют радоваться,
переживать. Это видно по их глазам. Я представляю себе это и рисую».

Давайте посмотрим на иллюстрации к
сказке «Лягушка-путешественница». Посмотрите внимательно на лягушку, какой ее
изобразила Татьяна Плиска, и скажите, какой вы увидели эту лягушку. Какой
стремилась ее нарисовать Татьяна Владимировна?

Ответы детей.

Библиотекарь. Вспомните
известную сказку «Журавль и цапля» и посмотрите на рисунок журавля, который
нарисовал художник Нагаев. Как вы можете охарактеризовать главного героя
журавля?

Ответы детей.

Библиотекарь. Ребята, а
теперь давайте подведем итоги урока. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

— Что такое иллюстрация7

— Какие бывают иллюстрации?

— Что такое буквица?

— Кто создает иллюстрации?

— Какие иллюстрации из тех, что вы
сегодня видели, вам понравились? Что именно?

Ответы детей.

Библиотекарь. А сейчас
я объявлю конкурс «И я могу быть художником!!!»

Как же создать иллюстрацию? Сначала
надо ознакомиться с текстом. Обозначить, через какие образы и эпизоды можно
выразительно передать рисунком идею произведения. Хорошо обдумав и представив
тему будущего рисунка, сделайте эскиз (набросок), и если вы видите, что данный
эскиз отвечает вашему замыслу, перерисуйте его на листок бумаги и разукрасьте.

Я предлагаю вам создать иллюстрацию
к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». (Зачитываем отрывок из сказки).
Вперед, ребята, творите, создавайте иллюстрацию! Победители получат дипломы и
призы!

Дети рисуют иллюстрации, из
которых выбираем три лучших и награждаем победителей.

http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/121447594.6a/0_79a7e_9e860b9_XL.jpg

http://1.404content.com/1/2C/70/428948895271225108/fullsize.jpg

http://1.404content.com/1/4F/6C/428948895297177366/fullsize.jpg

http://evgenii-rachev.narod.ru/books/WaSK/WaSK_p2.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/albert_motsar/33604518/882304/882304_original.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/15586/121447594.6b8/0_1493cf_3b48267c_XL.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий детского короткометражного фильма
  • Сценарий детские руки творят чудеса
  • Сценарий детского праздника гавайская вечеринка
  • Сценарий детского концерта талантов
  • Сценарий детектива пример