Сценарий детского праздника ханука

«Современный урок» - бесплатная публикация авторских работ педагогов, всероссийские конкурсы «Творческий учитель», «Творческий воспитатель», «Педагогические секреты».

Сценарий праздника Ханука
«Восемь звезд над головой»

Автор: Оксана Владимировна Шмакова

Организация: МБОУ «ЦО № 32»

Населенный пункт: город Тула

Сценарий еврейского национального праздника Ханука

Стихи и музыкальное оформление – на усмотрение педагога. Я же хочу поделиться с коллегами сказочным сюжетом, на основе которого построен детский утренник

Оформление музыкального зала

Зал «превращаем» в зимний лес. Я для этого использовала искусственные елочки разного размера, разложив на их ветвях маленькие кусочки ваты – это снег; макеты деревьев, задрапированные белой тканью. Украшенный снежинками домик – он тоже пригодится для создания сказочной атмосферы. В окошко можно поставить две свечи. А задник украсили большие вытынанки – вырезанные из белой бумаги деревья, кустарники, сугробы. С одного края разместила небольшой бумажный домик – «цель детского путешествия». И сверху, над белым «лесом» — восемь (!) звезд.

Действующие лица (для взрослых):

Ведущий; Матушка; Дочка; Зима

Ход праздника

Под музыку выходят дети, становятся в шеренгу (или полукругом)

— Праздник сегодня, праздник большой, Праздник еврейской полон душой.

— Праздник сегодня яркий, как солнце Ханукой этот праздник зовется!

ПЕСНЯ О ХАНУКЕ

Под музыку дети садятся на места

ВедущийДети, посмотрите, какая у нас красота! Что вы видите? (деревья, лес). Скажите, в какое время года можно увидеть лес таким нарядным, торжественным, белым? (зимой) Да, правильно, зимой. Давайте позовем Зиму все вместе…

Дети – Зимушка-Зима, приходи! – 2 раза

Под музыку входит Зима, делает несколько танцевальных па, останавливается

Зима Здравствуйте! Как приятно вас видеть! Какие вы нарядные… И я тоже нарядилась.

Ведущий – Мы видим, Зимушка-зима, как ты сама нарядилась, да и все вокруг тоже приукрасила. Дети, давайте споем Зиме песню.

ПЕСНЯ «ЕДЕТ ЗИМУШКА-ЗИМА»

Зима Какая хорошая песня, веселая! А хотите, я подарю вам настоящую ханукальную сказку? (да) А вы мне поможете ее рассказать? (да) А еще мне поможет этот лес, ведь он не простой, а волшебный. Кто в него попадет, с тем могут случиться разные чудеса… Начнем?

ХАНУКАЛЬНАЯ СКАЗКА

Зима — Жила-была девочка. Самая обыкновенная (выходит девочка). У девочки этой была мама (выходит мама) и бабушка, которая жила во-о-он за тем лесом. Вот один раз мама и говорит своей дочке…

Матушка – Доченька! Наступает праздник Ханука. Сегодня бабушка ждет нас в гости. Да только вот беда: захворала я немножко, не смогу пойти. А ты ступай, ведь бабушка ждет, готовится, детишек вон тоже позвала на праздник. Сходи к бабушке да гостинчик ей отнеси: пирожков, пончиков, оладушков да маслица кувшинчик. А чтобы тебе было не страшно идти через лес, возьми с собой огонек (свечку), да веселый севивончик. Иди и не бойся. В трудную минуту к тебе придут на помощь, стоит только произнести волшебное заклинание: «Нес гадоль а я шам – чудо большое было там»

Дочка – А кто придет на помощь, матушка?

Матушка — Узнаешь в свое время.

Дочка – А если я с дороги собьюсь?

Матушка – Посмотри на небо, доченька! Видишь, 8 звездочек над головой светят? Они тебе подскажут, куда идти нужно. И помни: бабушкин дом тот, где на окошке горят 8 свечей…

Дочка – Я все запомнила, матушка. Нес гадоль а я шам – чудо большое было там.

Зима – И пошла девочка к бабушке по лесной дорожке (девочка идет «по лесу»). А тем временем в этом же лесу, по другой дорожке шли на праздник к бабушке ребята.

Дочка — Здравствуйте, ребята! Вы что, заблудились? Это не бабушкин домик. В этом доме есть свечи, но их только две. А нужно сколько? (8). Пойдемте дальше вместе. Нам укажут правильную дорогу 8 звезд над головой.

Дети – Мы замерзли.

Дочка – Давайте погреемся. Я знаю волшебные слова, я вас научу. Мы эти слова скажем, и чудо нас согреет. Повторяйте за мной: нес гадоль а я шам — чудо большое было там.

Дети – Нес гадоль а я шам – чудо большое было там (начинает звучать музыка)

Зима – Пусть согреет вас веселый хоровод!

ХОРОВОД «ШЛА ВЕСЕЛАЯ ЗИМА»

У Дочки «оживает» корзинка (трясется)

ДочкаОй, что это? Корзинка оживает? Давайте произнесем заклинание и посмотрим, что случится.

Дети – Нес гадоль а я шам – чудо большое было там.

ДочкаДа это свечка хочет нам что-то сказать. А помогут ей старшие ребята.

Старшие дети читают стихи, передавая друг другу «горящую» свечу

— Был осквернен врагами храм, и лишь кувшинчик масла Нетронутым достался нам, но масло не погасло.

— Сиял чудесный огонек, мерцал за часом час… Но почему-то, видит Бог, светильник не погас!

— И день прошел, и два прошло, и 8 дней промчалось, Сиял кувшинчик небольшой, но масло не кончалось.

— Гасили звезды небеса, и, не смыкая глаз, Шептали люди: «Чудеса! Кувшинчик не погас!»

— С тех пор прошло две тыщи лет, но все же каждый вечер Сияет нам надежды свет и зажигает свечи.

— Волшебный свет восьми свечей стал символом для нас… И дай нам Бог, чтобы ничей светильник не погас!

Зима – Ай да свеча! И, правда, волшебная!

Дети – Давайте еще раз попробуем сказать заклинанье. А вдруг еще что-нибудь оживет в корзинке.

Дочка – Давайте попробуем.

Дети — Нес гадоль а я шам — чудо большое было там.

Зима – И опять у вас получилось! (корзинка ожила)

Дочка – Теперь кувшинчик оживает…

— Посмотрите: вот кувшин! Только он всего один! Мало масла здесь у нас, чтоб 8 дней огонь не гас. Надо нам найти решенье. У кого есть предложенье?

— Мы не можем долго ждать! Давайте Храм наш освящать! Зажигайте огонек – может, хватит на денек?

Дочка А кувшинчик ожил и… вырос!

ПЕСНЯ «ВОТ КУВШИНЧИК» (на русском языке)

  • Наш кувшинчик, наш кувшинчик в Хануку нам масло дал. Так свершилось это чудо: освященным стал наш храм.

Дочка – Нужно идти дальше.

Дети – Мы есть хотим!

Дети – Давайте скажем заклинанье – может, нас покормит кто-нибудь?

Дети – Нес гадоль а я шам – чудо большое было там!

«Оживает» огонек. Выходят малыши в костюмах «угощений».

Дочка — Что на праздничный денек можно скушать, Огонек? Что на Хануку едят, расскажи для всех ребят!

— Обязательно на праздник нужно сделать колобок. Испеку его на масле и поджарю круглый бок.

— Я – пончик ароматный, съесть меня приятно, На масле испеченный, вареньем начиненный.

— А мы – блины-оладушки. Испекла нас бабушка. На муке замешаны и с картошкой смешаны.

— Мы жирненькие, вкусные, веселые, негрустные Называет нас народ «вкусный латкес, левивот».

ПЕСНЯ «ЛЕВИВОТ» (на иврите)

Зима – Теперь моя очередь произносить заклинание. Нес гадоль а я шам – чудо большое было там. Превращаю всех детей в пончики, а Матушку превращаю в большой огонек!

ИГРА «ОГОНЕК»

Огонек садится на корточки в центре зала и спит. Дети вокруг него под спокойную музыку кружатся, прыгают – жарятся, румянятся. Меняется характер музыки, огонек просыпается и пытается поймать детей и превратить «румяные пончики» в угольки.

ДочкаНужно идти дальше… (идет по лесу)

Зима Вы забыли про маленький ханукальный севивончик! Как бы он на вас не обиделся!

Дочка – Да! Давайте тоже оживим его с помощью нашего заклинания.

Дети — Нес гадоль а я шам – чудо большое было там!

Дочка – Нет, не помогает. Давайте еще раз попробуем.

Дети — Нес гадоль а я шам – чудо большое было там!

Дочка – Опять не получается.

Дети – Давайте споем песню про севивончик песню.

ПЕСНЯ «СЕВИВОН СОВ – СОВ — СОВ» (иврит)

Дочка Ура! Получилось! Ожил наш севивончик! Какое хорошее заклинание «Нес гадоль а я шам – чудо большое было там»!

Выходит Севивон (старший ребенок)

Рад я с вами подружиться, поиграть, повеселиться, А со мной моя родня, принимайте нас, друзья!

Выходят малыши-севивончики

Хором: Мы веселые волчки, к вам на Хануку пришли!

ТАНЕЦ СЕВИВОНЧИКОВ (мальчики)

Севивон, крутись, вертись, праздник Ханука, продлись! Ты крутись на радость нам! Чудо, чудо было там.

Зима – Вот так, с песнями, танцами, чудесами дружная компания добралась до домика бабушки. Что же они там увидели?

— Воет ветер в зимний вечер, ну а мы сидим в тепле, У окошка тают свечи, отражаются в стекле.

— В доме праздник – праздник чуда, праздник света и огней Отмечать его мы будем не один, а восемь дней!

ПЕСНЯ «НЕР ЛИ» (на иврите)

— Что за чудо – посмотри: там, в окне, горят огни.

А огни те непростые – это свечи восковые Девять рядышком стоят и о чуде говорят…

ТАНЕЦ СО СВЕЧАМИ (четыре девочки)

— Ханука – праздник света, добра, наполняет весельем наши сердца. Свечи зажгли, о победе поем, мир и согласье приходят в наш дом!

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ под гимн «Маоз Цур»

ХоромПускай горит ханукия, в ней свет волшебного огня. Он тьму веков пронзил, и мы не побоимся больше тьмы!

Зима – Восемь звезд горели над головами и показывали дорогу к дому, где вас всегда ждут угощения, тепло, свет и любовь.

Зима – Дети! Как вы думаете, а ваши родители умеют колдовать? Давайте проверим. Дорогие родители, давайте хором произнесем заклинание: нес гадоль а я шам – чудо большое было там!

Матушка — И чудо произошло: маленький севивончик стал большим-пребольшим. И он приглашает детей поиграть вместе детей и родителей.

ИГРА «БОЛЬШОЙ СЕВИВОН» с родителями

Список литературы:

  1. Не только пуримшпиль. Сборник сценариев.- С.-Петербург.: «Новая еврейская школа», 2001.
  2. Нехама Камински, Наташа Левина, Рут Иерусалимски, Эля Блох. Мы растем евреями. Пособие для воспитателей еврейских дошкольных учреждений. — Москва, 2007 г.
  3. Усачев А. Аба, има и другие. Путешествие в иврит. — М.: «Мосты культуры», 2005.

Приложения:

  1. file0.docx.. 35,9 КБ

Опубликовано: 19.04.2020

Как отмечать Хануку? Традиции, сценарии и рецепты угощений.

Содержание

  • Еврейский праздник Ханука в 2022 году: какого числа, сколько дней длится?
  • Что такое Ханука у евреев: смысл, история праздника, традиции, символы
  • Ханука 2022: сценарий праздника для детей
  • Ханука 2022: поздравления
  • Праздник Ханука: что готовить?
  • Рецепт пончиков на Хануку
  • ВИДЕО: Праздник Хануки

Праздник огней или Ханука – древний еврейский праздник, который начали отмечать со второй эры до нашего времени. Стоит отметить, что еврейский календарь отличается от привычного нам григорианского, поэтому каждый год Ханука отмечается в разные дни.

Всего этот праздник длится 8 дней.

  • В 2022 году евреи будут поздравлять друг друга с этим освободительным праздником, начиная в конце дня (закат) 18 декабря по конец дня (сумерки) 26 декабря.

Для еврейского народа этот праздник много значит, так как именно с него народ стал открыто молиться своему Богу и строить святыни.

Что такое Ханука у евреев: смысл, история праздника, традиции, символы

У этого праздника большая история. В переводе Ханука означает – «они приобрели покой». Это относится к евреям, которые хотели верить в свою религию и жить по своим законам.

Изначально греки и евреи мирно уживались на одной территории, народы не пытались навязать друг другу свою религию и вероисповедание. Именно поэтому жили мирно. Но все изменилось с приходом к власти Антиоха, который пытался запретить евреям придерживаться законов Шаббата и делать обрезание.

В то время евреи боялись за свою жизнь, так как непослушных карали. Но все же народ тайно верил в свою религию. Последней каплей стало осквернение Иерусалимского храма, где по приказу правителя установили жертвенник Зевса. Именно тогда в Модине возникло первое восстание, которое переросло в серьезную войну.

Всего война продолжалась 25 лет. Такой длительный срок связывают с недостатком у евреев количества военных. Именно поэтому евреи действовали тайно. Сражения закончились победой евреев. Тогда из храма убрали жертвенник Зевса. Но для того чтобы зажечь в храме огни, оставалось совсем мало масла, которого должно было хватить на одни сутки. Для приготовления нового потребовалось 8 дней. Но огни зажгли и они чудесным образом горели ровно 8 дней. Именно поэтому Хануку называют праздником огней.

Традиции Хануки:

  • Вообще этот праздник принято считать детским, так как лишь школьники отдыхают в этот период. Для всех остальных дни рабочие.
  • Родители детям дают деньги на игрушки.
  • Проводятся молебны до и после захода солнца.
  • Сладникие угощения для детей взрослых.
  • Приготовление картофельных оладьев.
  • Каждый день зажигают определенное количество свечей.

Среди основных символов праздника – ханукия. Это своеобразный подсвечник, который ставят в центре дома и зажигают в ней свечи.

Ханука 2022: сценарий праздника для детей

Так как Ханука считается праздником для детей, то в этот период для них организуется развлекательные мероприятия.

Примерный детский сценарий праздника:

  • Ведущая: Дети, сегодня праздник огней, так давайте зажжем свечи и вспомним тех, благодаря кому мы можем открыто верить и молиться (дети берут в руки подсвечники и ходят по залу по кругу. Звучит еврейская музыка.
  • Ведущая: А теперь давайте испечем традиционное блюдо, которым угощают в этот период. Детям выдается картофель, мука, яйца. Они должны из продуктов приготовить оладьи. Этот конкурс можно проводить исключительно среди школьников. Если дети маленькие, можно просто лепить оладьи из пластилина на скорость. Получится своеобразное соревнование.
  • Ведущая: Дети, кто подготовил стихи для родителей, давайте их порадуем (дети выходят по очереди и читают стихи).
  • Ведущая: Дети, теперь очередь родителей вас отблагодарить да подготовленные стихи. Родители отдают детям ханукальные деньги для приобретения игрушек.

Стихи для детей:

С праздником, с праздником,
С праздником света.
С Ханукой вас от души поздравляю.
Пусть эти дни будут солнцем согреты.
И сувгания будет вкусная к чаю.

Улыбки и радость искрятся повсюду.
Веселье поднять настроенье поможет.
Свечи зажглись, и свершается чудо.
Дети довольны, родители тоже.

Пусть заслонит ханукальный огонь,
От всяких проблем от любого ненастья.
Как звёзды пусть сыпется детям в ладонь:
Любовь и забота, да будет всем счастье.

Ханука 2022: поздравления

В этот день обязательно стоит поздравить своих близких и родных. Можно самостоятельно составить стихотворения или подобрать из имеющихся в сети.

Варианты поздравлений с Ханукой:

Храмы сегодня пусть светятся ярко,
Всеми свечами и все восемь дней,
Праздник Ханука нас всех привечает,
Дарит тепло нам от этих огней!

Пусть разгорается пламя поярче,
Всем нам Хануки подарит тепло,
Праздник свечей, праздник добра,
Пусть нам всегда с ним будет светло!

Ханука: поздравления

Ханука: поздравления

Праздник Ханука: что готовить?

В этот период принято готовить картофельные оладьи и пончики с вареньем. Такие кушанья можно считать традиционными.

В этот день не принято поститься, лучше всего радоваться жизни и готовить праздничную еду. Как нельзя кстати подойдут картофельные оладьи, к которым можно подавать сметану.

Ингредиенты:

  • 5 клубней картошки
  • 3 яйца
  • 2 репчатые луковицы
  • Масло
  • Соль
  • Мука из мацы

Рецепт:

  • Очистите овощи от кожуры и измельчите в блендере или на терке. Введите яйца и немного муки. Посолите и добавьте перец.
  • Необходимо чтобы тесто было немного жидким. Разогрейте на сковородке масло и наливайте оладьи столовой ложкой.
  • Обжарьте до коричневого цвета. Можно подавать со сметаной и зеленью.

Рецепт пончиков на Хануку

В этот период принято готовить пончики с вареньем. Это отличное угощение для детей и взрослых.

Ингредиенты:

  • 100 г маргарина
  • 200 мл теплого молока
  • Мука
  • Сахар
  • варенье
  • ¼ пачки дрожжей
  • Масло

Рецепт:

  • В прогретом молоке распустите дрожжи. Добавьте немного сахара и соли. Введите топленый маргарин.
  • Замесите густое, но мягкое тесто. При помощи скалки раскатайте толстый пласт и выдавите кружки диаметром 3 см.
  • В центр положите немного варенья и защипайте. Скатайте шарик.
  • Налейте на сковороду масло и обжарьте кружки. Посыпьте пончики сахарной пудрой.

Ханука веселый праздник, который подарит детям и взрослым массу улыбок и эмоций.

ВИДЕО: Праздник Хануки

Глашатай 1 Что такое Ханука? Это день чудес,

День, когда благословенье шлет Господь с небес.

Глашатай 2 День, когда во Храме Божьем менора горит,

И когда Господь-Всевышний чудеса творит

Глашатай 3 Мы поведаем сегодня вам историю одну,

Где все дюди прославляют этот Праздник — ХАНУКУ!

ВЕДУЩИЙ 1

Ханука — это праздник в честь успешного восстания евреев в эпоху Второго Храма против греков, наследников развалившейся Империи Александра Македонского.

ВЕДУЩИЙ 2

Масло, необходимое для зажигания храмового светильника – Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней! В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней, начиная с 25 дня месяца Кислева.

 ВЕДУЩИЙ 1

В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй –две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму.

ВЕДУЩИЙ 2


Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

 (на сцене мать, отец и два сына)

Мать (накрывает на стол белую скатерть, расставляет приборы для праздничного стола) Отец читает. Младшие дети что-то мастерят на полу.

Отец Сегодня большой праздник. Ты помнишь, как это было в твоем детстве, первый раз…

Мать. (вспоминая, таинственно) Светильник горел всю ночь и не гас. Он горел все 8 дней, пока готовили новое масло.

Старший сын. Подумаешь, какое великое чудо! Ну, горело масло 8 дней! Так ли это важно?

Мать. Чудо всегда важно, а чудо с кувшинчиком особенно.

Младший брат. Почему, мама?

Мать. Так же, как в те давние времена не погас свет Храмового светильника, так в веках не погас свет Торы. Мы ставим Ханукию на окно и стараемся осветить не только свой дом, но и внешнюю тьму всего мира.

Старший брат. Сказки это все, сказки для маленьких детей. Я не верю.

Отец. И напрасно. Очень скоро ты убедишься, что был не прав. (мать и отец уходят

Старший брат (вдогонку) — Я поверю в чудо, когда оно произойдет со мной! А пока, братец, оно не произошло, давай просто зажжем Ханукию.

Младший брат. Давай

(находят спички, чиркают, пытаются зажечь свечи, но свечи не зажигаются)

Младший брат. Братец, что за чудо, свеча не зажигается..

Старший. Никакое это не чудо. Ты просто не умеешь чиркать спичками. Дай-ка я попробую.

(свеча зажигается и гаснет)

Младший брат. Давай позовем маму и папу!

Голос. — Никого не надо звать. Ваши труды напрасны. Только тот, кто верит, может зажечь Ханукию. А ты, как я понял в чудеса не веришь.

Старший сын. Конечно, не верю. Тоже мне чудо, наверное, спички отсырели.

Голос— А какого бы Чуда ты хотел?

Старший сын. Хочу, чтобы свечи сами зажглись

Голос. Да будет так!

Белый ангел

 В Хануку мы каждый вечер

Зажигаем в доме свечи.

— Почему? Хотите знать?

Я могу вам рассказать.

Огонь священный для евреев

Что нам вернули Маккавеи,

Напомнит всем о чудесах,

О людях, что отвергли страх,

Сложивши голову за веру.

И вот теперь по их примеру

Живет и будет жить еврей,

Будет учить своих детей.

Ханукию зажжём скорей!.

Пока что звёзд на небе нет,

Пусть вспыхнет первой свечки свет

Девять детей со свечами в руках стоят в ряд, тот, кто стоит в середине — ниже всех ростом, и его свеча, в отличие от других, зажжена. Это — «шамаш». После произнесения текста каждой из «свечей», «шамаш» подходит к ней и зажигает ее свечу от своей. Между выступлениями «свечей» можно вставлять концертные номера.

1-я свеча:

Историю тебе одну
поведаю я… В старину, —
То было в страшную эпоху —
Царем сирийским Антиохом
Евреям дан наказ был строгий:
Забыть обычаи и Бога,
Законам эллинским служить
И идолам поклоны бить.
И старый коhен Матитьяhу
Призвал сынов своих к отваге-
Пять славных братьев Маккавеев
На битву подняли евреев
И войско вражье победили,
Честь, правду, Тору защитили!
За это предкам наш поклон.
В их честь зажгу я свой огонь!

2-я свеча:

О Йеhуде, одном из братьев,
Хочу сейчас я рассказать вам.
Он был отважен и умен
И Божьим даром наделен.
Он в бегство обратил врагов,
Народ избавил от оков,
Йерушалаим освободил
И Храм очистил, освятил.
Зажег лампаду в нем Йеhуда.
Произошло там с маслом чудо!
Зажгу я в честь него огонь —
Пусть никогда не гаснет он.

3-я свеча:

Был самым младшим Эльазар.
И он познал войны кошмар,
И он упал на поле брани,
Слона врагов смертельно ранив.
Благодаря таким, как он,
Израиль снова был спасен.
Зажжем же сыну Матитьяhу
Свечу, как дань его отваге!

4-я свеча:

Первосвященник Йонатан
Израилю был Богом дан.
Он правил честно, справедливо,
Врагам на зависть, всем на диво!
И стал он жертвою интриг —
Сирийский меч его настиг.
Но славу братьев Маккавеев
Умножил он среди евреев.
Навеет пусть свеча огнем
Воспоминание о нем.

5-я свеча:

Отдали жизнь за свой народ
Все братья Маккавеи.
Лишь Шимон выжил, он живет
Во благо Иудеи:
Изгнал из всей страны врагов,
И зажили счастливо!
И отмечали каждый год
Свечей зажженных диво.
Пусть свечка трепетным огнем
Напоминает нам о нем.

6-я свеча:

Были владыки, были тираны,
Что наносили Израилю раны…
В веке двадцатом, в расплавленной мгле
Рухнули все представленья о зле,
Войны померкли в сравнении с этой:
Лагери смерти, еврейские гетто…
Смерч истребленья витал над народом,
Но не сломились фашистам в угоду.
Жертвам фашизма, жертвам террора,
Жертвам «гулагов», голодоморов
Вечная память! Этот огонь —
Символ надежды, протест против войн.

7-я свеча:

Прошел еврейский наш народ
Сквозь муки и гоненья,
Терпел чужих царей, господ,
Святынь уничтоженья.
Но веры искру зажигал
Огонь священной
Торы.
Во тьме веков народ наш стал
Передвижной Менорой!

8-я свеча:

Рассыпаны по всей земле,
По всей планете,
Мы все нуждаемся в тепле,
В свободе, в свете.

Пускай же радость новых дней
Лучами брезжит,
И ханукальный свет огней
Зажжет
Ханука

— И пусть эти свечи горят в честь победы малого света над бездной тьмы

— в честь победы простых, скромных людей, какими были Матитьяху Хасмоней и его односельчане, над грозным и могущественным греческим императором

— в честь всех героев еврейского народа, которые несли в себе веру в Единого Бога,  несмотря ни на что…

— в честь евреев, которые погибли в дни Катастрофы

— в честь тех благородных праведников мира, которые пытались спасти или облегчить участь обреченных

— в честь павших воинов Израиля

-И для того, чтобы не погас в веках свет Торы, как не погас 2 тысячи лет назад свет Храмового светильника.

-Пускай не меркнет свет, пускай горит свеча

(исполняется еврейский танец)

Задачи:

  • Уточнять и обогащать знания детей о празднике Ханука.

  • Показать характерные особенности праздника.

  • Активизировать словарь: дрэйдл, Менора, Ханукия.

  • Использовать авторские обороты речи, сравнения, образные выражения.

  • Обогатить впечатление с помощью игровых замыслов.

  • Воспитывать взаимоуважение друг к другу.

Образовательные области: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, музыка.

Материал: звукозапись (говорящее письмо), кувшинчик, севивоны, продукты питания, карточки-путеводители, ханукия, латкес.

Предварительная работа: чтение рассказов о празднике «Ожившая менора, «Попугай по кличке «Дрэйдл», «Путешествие на звёздном дрэйдле», игры-лабиринты, разучивание художественного слова «Кувшинчик».

Индивидуальная работа: развивать мелкую моторику у Ани, Андрея.

Ход занятия:

Звучит песня «Ой, Ханука».

— О чём эта песня, ребята?

Мы с вами отправимся в путешествие по островам «Ханука».

В добрый путь!

1 остров: «Остров вопросов»

— Что вы знаете о празднике Ханука?

У нас сегодня в гостях будет кукла Ревекка, а пока она прислала говорящее письмо, в котором тоже хочет поделиться знаниями о празднике Ханука. (звукозапись)

— Дети, закройте глаза, и мы окажемся на другом острове. Как вы думаете, как называется этот остров?

2 остров: «Кувшинчик»

— Где находится кувшинчик? (в храме)

— Почему в праздник Ханука мы говорим о кувшинчике?

— Какое масло было в кувшинчике? (оливковое)

— Почему оливковое масло используется в меноре? (не коптит)

Для вас стихотворение о кувшинчике прочитает… (читает ребёнок)

До глубокой ночи я тружусь, не сплю

Маленький, но прочный я кувшин леплю.

Я когда закончу, с дедушкой седым

До краёв наполню маслом золотым.

Солнечное масло озарит наш дом,

Только ханукию вечером зажжём.

Чем темнее ночи, тем горит светлей

Радостное пламя хануки моей!

И обычай этот, прочный, как народ,

Мы исполним снова ровно через год.

Для того, чтобы попасть на следующий остров, нужно отгадать загадку.

3 остров.

«На тонкой ножке кружится, танцует, веселится, устанет, остановится и на бочок ложится».

— Как называется этот остров? (Севивон)

— В какие игры играют дети на праздник Ханука? (севивон, ханукальные денежки)

— Давайте и мы поиграем в игру «Севивон». Дети садятся на пол и играют в севивон.

Мой волчок, крутись, вертись,

Праздник Ханука, продлись. (играют под музыку)

4 остров.

— Следующий остров совсем не понятный. Ревекка передала продукты к празднику Ханука. Что вы видите? (картофель, мука, масло, яйцо)

— Для чего нужны эти продукты? Что готовят из них на праздник Ханука? (латкес – картефельные оладушки)

5 остров: «Карточки-путеводители».

По карточкам-путеводителям найти сюрпризную игру.

Игра по точкам «Обведи и что получится»

  1.  – Храм.
  2.  – Севивон.
  3.  – Кувшин.
  4.  – Ханукия.

— Расскажите, что у вас получилось?

— Отгадайте, что получилось у …. .

«Восемь сестричек встали рядком

Украсилась каждая алым платком».

Что это? (рассматривают ханукию)

— Когда зажигают свечи?

— Куда ставят? Почему на окно?

— Сколько свечей должно гореть на второй день? На четвёртый?

Давайте и мы с вами сделаем ханукию.

«Каждый из нас – маленький огонёк.

А все мы вместе – великий свет».

Дети встают в круг, поют один куплет песни «Ой, Ханука».

  • А вот и Ревекка. Она приготовила для вас латкес и поздравляет всех с прздником.

 


Страница подготовлена сотрудниками Педагогического центра


Цель мероприятия:
Провести ханукальный вечер, сочетающий забавные и веселые игры с изучением истории и традиций праздника Ханука. В конце вечера обязательно следует устроить для ребят праздничную вечеринку с угощением!

Количество участников вечера:
От 20 до 40 человек.

Возраст:
Предлагаемая программа вечера рассчитана на детей в возрасте от 12 до 15 лет, но легко может быть адаптирована для детей младшего или старшего возрастов (см., например, рекомендации в конце страницы)

Продолжительность вечера:
Около четырех часов (включая праздничную вечеринку с угощением)


 Учебные материалы и реквизиты:

  • Для того, чтобы помочь участникам правильно ответить на вопросы, рекомендуется ознакомить всех принимающих участие в мероприятии с книгой Авраама Шталя «Иерусалим сквозь призму времени» (глава «Иерусалим, столица государства Хасмонеев»).
  • Книга издана под редакцией Объединенного отдела еврейского сионистского образования, (1995 г.). 
  • Сделайте ксерокопии этой главы и раздайте их всем участникам. 
  • Карточки (размером с обычные визитные карточки) с ханукальной символикой, для разбивки участников на команды.
  • Большие листы ватмана, набор цветных фломастеров для каждой команды.
  • Ханукия максимально возможных размеров. 
  • Свечи трех размеров (по 2 свечи каждого размера для каждой из команд). 
  • По три разноцветных карточки для каждого участника (для голосования). 
  • Конверты с заданиями для каждой команды (каждая команда выбирает своего представителя, который самостоятельно вытаскивает конверт).
  • Материалы и реквизиты, необходимые для выполнения заданий. 

Правила игры для четырех команд


  1. ХАНУКАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД

     Участники входят в комнату под звуки ханукальных песен (в магнитофонной записи). При входе каждый участник получает карточку с ханукальной символикой – ханукия, волчок, кувшин с маслом, Звезда Давида (или четыре ханукии разного типа). Участники вечера разбиваются на команды, в соответствии с изображениями на полученных карточках. 

    После того, как команды сформированы, каждая из них получает большие листы ватмана и фломастеры. Каждая команда должна выбрать себе название, связанное с еврейской историей; придумать и нарисовать соответствующую эмблему (на это задание отводится максимум 15 мин.).

    Команда, первой выполнившая это задание, получает право первой выбрать конверт с условиями следующего задания. Она также получает ксерокопию главы «Иерусалим, столица государства Хасмонеев». Остальные команды, в свою очередь, также получают конверты с заданиями и ксерокопии текстов.

    Участникам дается не более часа для того, чтобы прочесть текст и выполнить полученное задание.

    Затем группа (все четыре команды) снова собирается вместе.


  2. ХАНУКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА 

    Вожатый-инструктор группы задает вопросы викторины на знание прочитанного текста (30 вопросов, приводимых ниже). Каждая команда отвечает по очереди; в случае правильного ответа команда получает одно очко, а в случае неправильного – на этот же вопрос предлагается ответить следующей команде. 

    По окончании викторины команда, набравшая наибольшее количество очков, получает право зажечь большую свечу в ханукие; команда, занявшая второе место, зажигает среднюю свечу, а остальные две команды – маленькие свечи. 

    Примечание: Вожатый-инструктор группы должен решить, следует ли позволять участникам пользоваться текстом книги во время игры; это решение следует принять с учетом таких факторов, как общий уровень знаний участников и наличие времени. 


  3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАДАНИЙ 

    Каждая команда проводит презентацию своего задания, а остальные участники оценивают эту презентацию, с помощью полученных цветных карточек (например: красная карточка – 3 очка, синяя – 2 очка, желтая – 1 очко). 

    Команда, получившая наибольшее число красных карточек, зажигает большую свечу в ханукие, команда, получившая наибольшее число синих карточек, зажигает среднюю свечу, и команда, получившая наибольшее число желтых карточек, зажигает маленькую свечу. 

    Разумеется, выигрывает команда (или команды), которая получила право зажечь две большие свечи.


Правила игры для восьми команд

Игра идет по тем же правилам, только необходимо иметь две ханукии – одну для викторины и одну для оценки результатов заданий. 

Если время ограничено, то викторину можно провести ускоренными темпами. Каждая из команд получает список вопросов, и все отвечают одновременно, в письменном виде. Потом, пока команды проводит презентацию своих заданий, один из вожатых-инструкторов подсчитывает количество правильных ответов каждой из команд и оглашает результаты в конце игры.


Примеры заданий

  1. Вся команда образует «живую ханукию». Композиция должна привлекать внимание зрителей; при этом необходимо предусмотреть места для восьми свечей. Команда может использовать имеющиеся в их распоряжении личные вещи и реквизиты.
  2. Половина команды изображает сторонников Маккавеев, другая половина – евреев-эллинистов. Они вступают в дискуссию, причем каждый участник стремится убедить остальных в преимуществах «своего» образа жизни. Диалоги должны базироваться на реальных аргументах и фактах. Можно обсудить следующие вопросы: 
    • Как наилучшим образом проводить шабат? 
    • Почему спорт и забота о физическом здоровье столь важны для человека? 
    • Чем привлекателен «современный образ жизни»? 
    • Почему следует соблюдать еврейские традиции?
      •  
        • Приготовьте латкес (картофельные оладьи) на всю группу.
          Рецепт:
          Продукты:
          1 кг картофеля
          2 яйца
          1/2 – 3/4 стакана муки
          лук
          соль
          перец
          растительное масло для жарки
          сахар, сливки, 
          яблочное пюре для гарнира
          Приготовление:
          Картофель очистить, сполоснуть, натереть на мелкой терке. Натереть лук, смешать с картофелем и полученную смесь чуть отжать, удалив лишнюю влагу, после чего смешать с мукой и яйцами до образования однородной массы.
          Картофельное тесто для приготовления оладий разливаем столовой ложкой в сковороду с кипящим растительным маслом и поджариваем до готовности. Вынув готовые латкес, кладем их на бумажное полотенце, чтобы впиталось лишнее масло. Подаем с гарниром
           
        • Объясните, о каких событиях идет речь в каждом из куплетов, и попробуйте сами написать стихи, посвященные возрождению Государства Израиль. 
           

          Твердыня, оплот спасенья моего, 
          Тебя будут восхвалять. 
          Да будет воздвигнут Дом молитвы моей, 
          И там мы принесем благодарственную жертву. 
          Когда Ты уготовишь погибель убивающим 
          И врагам-хулителям, 
          Тогда я завершу псалмовой песней 
          освящение жертвенника.

          Бедами насытилась моя душа, 
          в печали иссякла моя сила; 
          жизнь мою огорчали жестоко 
          под гнетом царства тельца. 
          Но Своею великою рукой 
          Он вывел избранный народ. 
          Войско Фараона и все его потомство 
          камнем пали в пучину.

          В Свой священный Храм Он привел меня, 
          но и там я не пребывал в покое. 
          Пришел притеснитель и изгнал меня, 
          ибо идолам я служил 
          и вином отравленным совершал возлияния. 
          Я едва не погиб, 
          но вот – конец Вавилону, пришел Зерубавель, 
          и по прошествии семидесяти лет я был спасен.

          Отсечь вершину кедра 
          возжелал Аман, сын Амдаты, 
          но это стало ему западней, 
          и надменность его пропала. 
          Ты поднял главу Биньямина, 
          а имя врага стер, 
          его и его сыновей 
          на дереве Ты повесил. 

          Греки собрались против меня 
          в те дни Хасмонеев, 
          и проломили они стены Храма, 
          и осквернили все масла. 
          Но из оставшегося в кувшинах 
          было содеяно чудо для тех, кто подобен лилиям; 
          и сыны Мудрости установили восемь дней 
          для пения и ликования.

          Открой Руку святую Свою 
          и приблизь окончательное спасение. 
          Отмсти местью за рабов Твоих 
          народу злодейскому, 
          ибо тянется время, но нет конца дням несчастья. 
          Оттолкни смертную тень, 
          несомую Эсавом [Римом] 
          и поставь [нам в защиту] семь пастырей.
           

        • Придумайте «ханукальный танец» со свечами, на музыку ханукальных песен.
        • Напишите диалог между субботней и ханукальной свечами. Какая из свечей более важна и почему?
        • Представьте, что каждый из подсвечников ханукии олицетворяет одну из еврейских ценностей. Назовите эти восемь ценностей и обоснуйте свой выбор. Какую ценность олицетворяет шамаш (девятая свеча), с учетом того обстоятельства, что она как бы объединяет остальные восемь свечей. Попытайтесь сформулировать свои мысли в стихотворной форме.
        • Представьте, что история Хануки происходит в наши дни и в вашем городе. Кто именно из горожан соответствует героям этой истории? Как могут развиваться события? Для иллюстрации ответов попробуйте разыграть театральную сценку (можно и юмористического характера).
        • Поиск сокровищ. Найдите в помещении вашего клуба (или сделайте сами) как минимум десять предметов, наличие которых в состоянии гарантировать сохранение еврейских традиций.
        • Подготовьте «рекламную кампанию» (с афишами, плакатами, девизами, телевизионными рекламными роликами и т.д.), задача которой – пригласить евреев принять участие в празднествах по случаю освящения Храма.
        • Подготовьте первую полосу газеты, посвященную восстанию Маккавеев. Сделайте ее достаточно большой, удобной для всеобщего обозрения.

Адаптация заданий для групп младшего возраста


Викторина

Каждая команда получает только одну страницу текста (для каждой команды – своя страница). Каждой команде предлагается всего шесть вопросов.

Команда, давшая правильные ответы на пять или шесть вопросов, зажигает большую свечу.

Команда, давшая правильные ответы на три или четыре вопроса, зажигает среднюю свечу.
Команда, давшая правильные ответы на два и менее вопросов, зажигает маленькую свечу.


Примеры заданий

Вожатый-инструктор группы или участник старшего возраста должен помочь каждой из детских групп при подготовке задания.

  1. Команда образует «живую ханукию», с участием всех членов группы. Композиция должна в максимальной степени привлекать внимание зрителей. Для построения композиции можно использовать предметы реквизита и личные вещи.
  2. Команда исполняет самостоятельно сочиненную песню, посвященную восстанию Маккавеев, освящению Храма и чуду горения масла.
  3. Прочтя описание Иеhуды Маккавея (см. ниже), команда готовит кампанию под лозунгом «Иеhуда Маккавей – царь Израильский». 
     

    Описание: 
    Иеhуда Маккавей, сын Матитьяhу, возглавил восстание против греческих поработителей. После тяжелых боев он освободил Иерусалим, очистил от скверны и заново освятил Храм и принес первую жертву Всевышнему на новом жертвеннике.
    Иеhуда, с согласия своих братьев и всех своих последователей возглавивший борьбу с оккупантами, отличался не только «отвагой льва», но также мудростью и душевным благородством. 
    Он никогда не тратил времени на мелкие дрязги и не стремился к славе. Иеhуда не был женат и всю жизнь посвятил служению своему народу и Всевышнему. 
     

  4. Построить «ханукию», используя имеющуюся в комнате мебель.  
  5. Сделать три ханукии разных размеров из пластилина. Они должны быть достаточно прочными и устойчивыми, чтобы их можно было использовать по назначению.
  6. Разыграть сценку, посвященную чуду горения масла. 
  7. Сделать волчок, вырезав круг из картона и насадив его на карандаш, или использовать имеющийся савивон. Придумать четыре задания для членов группы, по одному на каждую грань (букву) волчка, например:
    • нун:   спеть ханукальную песню

      гимел:  проскакать на одной ноге вокруг комнаты

      hей: ………………………………………………….

      шин: ……………………………………………….
       

    нун:   спеть ханукальную песню

    гимел:  проскакать на одной ноге вокруг комнаты

    hей: ………………………………………………….

    шин: ……………………………………………….

    Когда вся группа соберется в комнате, разделите ее на четыре команды для выполнения этих заданий, в том порядке, который вы сочтете целесообразным.

  8. Четырем участникам даются роли, обозначаемые буквами волчка:
    • нун:   Матитьяhу
    • гимел:  Антиох 
    • hей:   Иеhуда Маккавей 
    • шин:  Ясон, еврей, который стремится подражать грекам

    Каждый участник выбирает песенку или стихотворение, которые, по его мнению, характеризует героя, но при этом не сообщает группе, чью роль он получил. Пятый участник вращает волчок. Всякий раз, когда выпадает та или иная буква, соответствующий участник поет песню или читает стихотворение. Волчок вращается все быстрее и быстрее. Зрители должны угадать имена персонажей. 

  9. Сделайте шоколадные трюфели и раздайте их участникам игры.

Вопросы викторины

  1.  Какими правами пользовались евреи в Вавилонском пленении? Каких  прав они были лишены?

    2. Какова была роль Первосвященника?

    3. Под чьим влиянием находились народы Ближнего Востока?

    4.Назовите различия между греками и евреями.

    5. Кто из евреев больше всех стремился подражать грекам?

    6. Как именно евреи подражали грекам и их обычаям?

    7. Каков был взгляд иудаизма на греческую культуру? Почему?

    8. Как религиозные евреи относились к эллинистам?

    9. К каким аргументам прибегали эллинисты для того, чтобы оправдать свое поведение?

    10. В каком году началось правление Антиоха IV на Ближнем Востоке?

    11. Каковы были намерения и цели Антиоха IV?

    12. Какие запреты и ограничения на евреев наложил Антиох IV?

    13. Какая кара ждала ослушников царских указов?

    14. Почему были казнены Хана и семь ее сыновей?

    15. Кто такой Филипп, и что именно он сделал?

    16. Что сделал Элиэзер, и что с ним стало?

    17. Что ответил Матитьяhу греческому офицеру, который пытался заставить его есть свинину?

    18. С каким призывом обратился Матитьяhу к своему народу?

    19. Какой опасности подвергались молодые еврейские девушки?

    20. Что произошло на свадьбе Ханы, дочери Матитьяhу?

    21. Как началось восстание Хасмонеев?

    22. Кто возглавил восстание Хасмонеев, и как велась борьба?

    23. Какова была численность еврейских воинов, и как они были вооружены?

    24. Назовите различия между еврейской и греческой армиями?

    25. В каком году Иерусалим был отвоеван евреями?

    26. На какой день приходится празднование Хануки по еврейскому календарю и почему?

    27. Какое чудо случилось в Храме?

    28. Когда была написана песнь «Маоз Цур»?

    29. Перескажите содержание «Маоз Цур» и объясните суть песни.

    30. Расскажите, как развивался Иерусалим в годы правления Хасмонеев. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий детского новогоднего представления снежная королева
  • Сценарий детского праздника фея
  • Сценарий детского новогоднего представления на улице
  • Сценарий детского праздника ферма
  • Сценарий детского новогоднего представления на сцене