Сценарий детской викторины про осень

Цель: Закрепить знания детей об осени.Задачи:Закреплять знания о явлениях живой и неживой природы в осенний период года; развивать память, внимание, логическое мышление, художественный вкус, умение сл

Осенняя викторина «Краски осени»

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
  • Формировать навык коллективного общения и активности.
  • Создать настроение весёлых состязаний.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихов об осени

Ход викторины

Ведущий:

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает,

Птиц отправляет в теплые страны,

Нам оставляет дожди и туманы… .ОСЕНЬ

Ведущий. Молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Это осень.

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая.

Осень

Астрономическим началом осени считается день осеннего равноденствия. Он наступает или 22, или 23 сентября: ученые высчитывают точную дату. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

Фенологи — ученые, которые исследуют сезонные явления природы, — считают началом осени период после 26 августа, когда могут наступить первые ночные заморозки и начинается листопад. А длится осень 93 дня: с 26 августа по 27 ноября.

Ребята, у нас сегодня будет «Осенняя викторина», осень нам приготовила задания, мы разделились с вами на команды и за правильные ответы каждая команда будет получать жетон. В конце викторины, мы подсчитаем жетоны и определим самых умных и внимательных, победителей.

— Итак, начинаем…

1 «Расхвалите осень. Осень, она какая? »

(золотая, дождливая, солнечная, пасмурная, урожайная, грибная, ягодная, хлебная, теплая, холодная и т. д.)

2 «Мой вопрос — ваш ответ… »

Ведущий проводит блиц-опрос:

Какие животные питаются грибами?

Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)

Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)

Какая птица умеет считать годы? (кукушка)

Кого называют санитаром леса? (волка)

Кого называют лесным доктором? (дятла)

Из какого дерева делают спички? (осина)

Что такое тихая охота? (сбор грибов)

Назвать второй осенний месяц.

Перечислить перелетных птиц.

Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)

Почему осень золотая?

Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

Какое дерево осенью платье-листья теряет, а пуговки оставляет (рябина)

Как называют птиц, которые улетают в теплые края (перелетные)

Как называют птиц, которые остаются зимовать (зимующие)

Пословицы и поговорки

  • Осень — у погоды перемен восемь
  • В ноябре зима с осенью борется
  • Весной дождь растит, а осенью — гноит..

«Бывает – не бывает». 

Я вам буду зачитывать предложения, которые я сочинила про осень. Вы совещаетесь командой и даете ответ: да – если такое осенью бывает, нет – если такого осенью не бывает. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

1. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

2. Осенью везде слышится пение птиц. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

3. Осенью люди надевают резиновые сапоги и куртки. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

4. Осенью может пойти снег. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

5. Для того, чтобы собирать чернику, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

6.Картофель, свёкла и редиска называются корнеплодами, потому что растут в земле. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

7. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

8. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

Игра «Четвертый лишний».

— береза, рябина, ель, дуб

— воробей, аист, журавль, ласточка

— синица, снегирь, ворона, цапля

— картофель, огурец, морковь, свекла

-клюква, черника, яблоко, брусника

— помидор, горох, огурец, репа

«Отгадай загадки»

1. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (ТРАВА)

2. Без рук, без ног.

В дверь стучится,

В избу просится. (ВЕТЕР)

3. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (ОСЕНЬ)

4. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

5. Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет. (ЛИСТ)

Игра «Собери картошку ложкой»

В игре участвуют по два человека от команды. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает, собравший больше картошки за определенное время.


(звучит фонограмма пения птиц и лирическая музыка)

«Художница осень – художники мы!»

Чтение стихов об осени

ХУДОЖНИЦА ОСЕНЬ

Рисует Осень во дворе

Различные картины:

И желто-красную листву,

И нити паутины.

Широкой кистью проведёт

Она над речкой быстрой,

И станет тёмною вода,

И нет волны искристой.

А не получится пейзаж,

То Осень не страдает.

Она творения свои

Дождём косым смывает

Подведение итогов викторины, подсчет результатов, награждение.

Веселая викторина про осеньПоговорим об осени весело! Осень – это чудесное, разноцветное, ободряющее время года. В каждом мгновении осени есть что-то волшебное, таинственное, загадочное. Осень приходит вслед за летом – и это рождение новой сказки. Веселая викторина про осень – с юморными нотками, с теплыми красками бодрящего времени года, с арбузными и яблочными ароматами.

Веселая викторина про осень

1. Скорее подскажите,
Меня вы назовите.
Дарю я урожаи,
Туманы застилаю,
Запасы собираю,
Птиц к югу отправляю.
Ответ сказать вас просим,
Скажите, кто я? …Осень!

2. Кто на поклон никогда не снимает шляпы?
Ответ: гриб

3. Как связаны между собой драгоценный металл «золото» и время года «осень»?
Ответ: словосочетанием «золотая осень»

4. Какой осенний месяц на Руси родной брат зимы?
Ответ: ноябрь – родной брат зимы

5. Какое растение, имеющее в своем имени слово «сахарное», не размокает осенью от дождя?
Ответ: свекла, сахарная свекла

6. Что объединяет осень и человеческий нос?
Ответ: фразеологизм «Осень на носу», означающий «приближение холодов»

7. Какая часть человеческого жилища наиболее симпатична Осени?
Ответ: порог, «Осень на пороге», значит она не за горами

8. Каких маленьких желтеньких животных, согласно известной русской поговорке, начинают пересчитывать осенью и с какой целью?
Ответ: «Цыплят по осени считают» (Это означает: делать выводы следует по конечным результатам)

9. Что слаще: хрен или редька?
Ответ: «Хрен редьки не слаще»

10. Какой корнеплод, собираемый осенью, имеет оранжевый нос и пышный хвост?
Ответ: морковь

11. Какой месяц называют воротами зимы?
Ответ: ноябрь

12. Какое сельскохозяйственное овощное растение является самым крутым?
Ответ: перец («крутой перец!»)

13. Как по-другому в старину называли декабрь?
Ответ: декабрь-хмурен

14. В какой день, согласно народному календарю, Пелагея рукавицы шьет?
Ответ: 21 октября, день Трифона и Пелагеи-ознобицы (Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет)

15. Шуточный вопрос-загадка
Почему грибы-лисички
Так похожи на лису?
И грибочки и зверь рыжий
Вместе водятся в… (лесу)

16. Какого зверя, согласно русской поговорке, нельзя пускать в огород, заполненный урожаем?
Ответ: козла («Пустили козла в огород»)

17. Какой любимый овощ у старухи Зимы?
Ответ: морковка, она использует ее в качестве носов для своих Снеговиков

18. Из чего можно сделать осенний овощной светофор?
Ответ: красный цвет – томат, желтый – перец, зеленый – огурец

19. Сколько погод на дню у осени?
Ответ: восемь («Осень – на дню погод восемь»)

20. Кто осенью расплетает косы березке?
Ответ: буйный ветер

21. Каким одним словом, состоящим из согласных, можно охарактеризовать осеннюю погоду?
Ответ: Брррр…!

22. Есть ли поворот от осени к лету?
Ответ: нет. «От осени к лету поворота нету»

23. Какая овощная культура острая, как нож?
Ответ: перец, острый перец

24. Для каких целей осень на опушке разводит краски?
Ответ: для того, чтобы разрисовать листья

25. Почему люди осенью, как и птицы, улетают в теплые края?
Ответ: потому что путевки дешевле

26. Хуже какого древнего овоща может надоесть неприятный человек?
Ответ: редьки, («Хуже горькой редьки»)

27. Почему осень – это вторая весна?
Ответ: потому что каждый разноцветный лист — цветок

28. Какое время года аккуратно готовит нас к холодам?
Ответ: осень

29. Насколько мы любим время года осень (шут.)?
Ответ: осень-осень

30. В какое время года, по мнению школьников, больше всего перемен?
Ответ: осенью, ведь осень – время перемен

31. Под каким болотным вкусным растением с красными ягодами, которое пока никому не встретилось, лучше всего отдыхать осенью?
Ответ: под развесистой клюквой

Составитель викторины: Ирис Ревю

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи: 
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор; 
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:

Ведущий:

— Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай»…
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай…»

Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

1 конкурс «Представление команд»

Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)

2 конкурс «Разминка»

(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)

1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)

2. Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

3.Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

4. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи. (ноябрь)

3 конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали: 
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна. 
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
 

По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

4 конкурс «Осенние приметы»

(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)

Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)

Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)

Если осенью паутина стелется по растениям — ……………..(это к теплу).

Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)

Если в лесу много рябины — ………….(осень будет дождливая, если ж мало — сухая.)

Много желудей на дубу уродилось — ………………(к лютой зиме).

Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)

Появление комаров поздней осенью — …………………(к мягкой зиме.)

5 конкурс «Ребусы»

1 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

холодно

Какая бывает осень

золотая

2 команда

Осенний месяц

ноябрь

Осенний признак

дождливо

Какая бывает осень

поздняя

3 команда

Осенний месяц

октябрь

Осенний признак

ветрено

Какая бывает осень

унылая

4 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

пасмурно

Какая бывает осень

хмурая

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.

СЮЖЕТЫ:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, — придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, — это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван — крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы — медового дерева.

8 конкурс «Загадки»

1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

 (иней)

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …

 (слякоть)

3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?

( дождь)

4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

(ветер)

5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

(лужа)

6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад)

7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина.)

8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.

Используемая литература:

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Интернет-источники

http://eti-deti.com/zagadki-pro-osen/

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-osen

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;
  • Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.

Предварительная работа:

  • экскурсия в осенний лес, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  • беседы об осени;
  • подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
  • отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень», «Осенние листья», «Овощи»;
  • дидактические игры «Узнай дерево», «Какого дерева листочек», «Угости соседа»;
  • работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;
  • выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).

Участники мероприятия:

  • дети подготовительной группы «Смешарики» – 2 команды по 8 человек;
  • учитель-логопед – ведущий;
  • жюри – заведующий д/с, старший воспитатель, воспитатель;
  • зрители – дети др.групп.

Оборудование: 

  • эмблемы команд «Миньоны» и «Смайлики», 2 доски, музыка, подобранная муз.руководителем, 3 сюжетные картины об осени, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», овощи и фрукты для игр «Собери овощи и фрукты», карточки для игры «Подготовка животных к зиме», мнемотаблица для составления рассказа об осени;
  • стулья по количеству детей, презентация к викторине, плакат с изображением солнца и тучи, карточки для рефлексии, призы.

Ход викторины

Логопед: — Здравствуйте, уважаемые гости, участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине.

— Встречаем наших участников: команда «Миньоны» и команда «Смайлики».

(Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга).

Логопед:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)

— Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:

Команда «Миньоны» — девиз команды:

Наша команда всегда впереди,
Лучше команды нигде не найти.

Команда «Смайлики» — девиз команды:

Девиз наш:
Дружба и успех!
Мы победим
Сегодня всех!

Логопед: — Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри), давайте все дружно поприветствуем их.

Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

Логопед: — Мы приступаем к нашей викторине.

1. Конкурс «Отгадай загадку»

Задание: внимательно выслушать загадку, дать аргументированный ответ.

Команда «Миньоны»

А)

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (осень)

Б)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Команда «Смайлики»

А)

Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Б)

Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

  • Команда «Смайлики» — Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?
  • Команда «Миньоны» — Расставьте сюжетные картины об осени в логической последовательности (расположены на доске).

2. Конкурс «Да – нет».

Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Логопед: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Вопросы для первой команды:

  1. Осенью идут дожди? (да)
  2. Осенью растут грибы? (да)
  3. Жаркий ветер прилетает? (нет)
  4. Тучки солнце закрывают? (да)
  5. Туманы осенью плывут? (да)
  6. Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
  7. Листья с клёнов облетают? (да)
  8. Звери норки закрывают? (да)

Вопросы для второй команды:

  1. Урожай все собирают? (да)
  2. Птичьи стаи улетают? (да)
  3. Часто – часто льют дожди? (да)
  4. Достаём мы сапоги? (да)
  5. Солнце светит очень жарко? (нет)
  6. Можно детям загорать? (нет)
  7. Ну а что же надо делать –
    Шорты-шляпки надевать? (нет)
  8. Или лучше в тёплой куртке
    Погулять по переулку? (да)

Обоим командам:

Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?  ……Да!

3. Конкурс «Кто больше слов назовет?»

Задание: назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.

Команда «Смайлики»

— Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)

Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)

Команда «Миньоны»

— Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)

— Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают. увядают, шуршат, кружатся)

4. Конкурс «Угадай, с какого дерева лист (ветка, плод?)»

Задание: различать листья деревьев, правильно назвать какой лист (дубовый, кленовый и т. д., правильно соотнести с нужным деревом (береза, клен, дуб, осина).

Листья жёлтые летят,
Словно зонтики кружат.
Ветер дунул: раз, два, три,
Оторвались от земли.

— Посмотрите, как много листьев сдул ветер! Надо их собрать и определить, с какого дерева лист.

Дети с каждой команды поочередно поднимают лист, прикрепляют на соответствующее дерево, называют какой это лист (лист с осины – какой? – осиновый и т.д.)

5. Конкурс «Осенние стихи»

Задание: выразительно, громко рассказать стихотворение на тему «Осень».

Команда «Смайлики»

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь?

Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый дуб,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом,
Вся земля желта кругом.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик жёлтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.

День осенний так хорош!
Сколько листьев соберёшь!
Золотой большой букет
Нам от осени привет!

Команда «Миньоны»

Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Что ты осень рано осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла.

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.

В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
Сколько алых ягод
У лесной рябинки,
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят….

6. Конкурс физминуток

Задание: показать физминутки с речевым сопровождением, демонстрируя четкость, слаженность, синхронность движений.

— Мальчики и девочки, что-то засиделись мы, пришло время размяться.

Выходит на середину зала команда «Смайлики»Овощи

В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Команда «Миньоны» — Фрукты

Будем мы варить компот. (маршируют на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – «много»)
Будем яблочки крошить, (имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

7. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты»

Задание: выбрать среди фруктов (карточки) те, которые начинаются на звук А, а среди овощей (карточки) те, что начинаются на звук К и прикрепить на свою доску.

— Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов!

— Давайте и мы соберем урожай фруктов и овощей. Капитаны, подойдите ко мне, выберите себе 1 карточку (на обороте карточки нарисован овощ/фрукт и написана буква).

(каждая команда на свою доску вывешивает картинки/либо выкладывает на стол муляжи с овощами, начинающимися со звука К и фруктами, начинающимися на звук А)

8. Конкурс «Посчитай, не ошибись»

Задание: согласование существительных с числительными.

— Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов.

Итак, задание для команды «Миньоны», белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов  (показ карточек: 1 орех – 2 ореха – 6 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 7 подосиновиков; 1 боровик – 3 боровика – 8 боровиков).

— Команда «Смайлики». Бобр, мыши и барсук тоже подготовились к зиме и собрали (карточки: бобр – 1 ветка – 2 ветки – 9 веток; мышь – 1 зернышко – 3 зернышка – 10 зернышек; барсук – 1 желудь – 4 желудя – 9 желудей).

Вопросы для капитанов:

— Команда «Смайлики», перечислите животных, которые впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, енот)

— Команда «Миньоны», перечислите животных, которые меняют шерсть? Не только по цвету. (заяц, белка, лиса, волк)

9. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»

Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.

Логопед: поиграем в слова с противоположным значением.

Задание для команды «Миньоны»: (Отвечаем по «цепочке»)

Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….

Задание для команды «Смайлики»

Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…

10. Конкурс «Расскажи об осени»

Задание: капитаны выбирают для членов команды по 3 карточки из 6, со схемами, для составления предложений об осени. Дети со схемами выходят, их необходимо выстроить в нужном порядке и каждый составляет свои предложения, в итоге получается рассказ.

Дети все вместе исполняют песню «Наступила после лета осень». Пока дети исполняют песню, жюри подводит итоги.

— Я думаю, сегодняшняя викторина подарила нам всем хорошее настроение. Мы закрепили с вами знания об осенних признаках и научились работать в коллективе.

Какой конкурс Вам понравился больше всего?

Мальчики и девочки, если вам понравилось, как прошла наша викторина, посвященная осени, то возьмите желтый листок и приклейте его к солнышку, если нет – то возьмите красный листок и прикрепите его к тучке (рефлексия).

Дорогие ребята, вы все молодцы! Спасибо вам за участие! Подошла пора подсчитать баллы и для этого предоставляем слово жюри.

Подведение итогов конкурса. Вручение призов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий детского танцевального фестиваля
  • Сценарий детской вечеринки хэллоуин
  • Сценарий детского танцевального спектакля
  • Сценарий детской вечеринки на природе
  • Сценарий детского спектакля федорино горе