Сценарий дикая собака динго

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 6-7 класса. Имеется презентация.. Литература, Уроки, 6 класс, Конспект урока внеклассного чтения "Кто знает, куда уходит детство..."( по книге Р. И. Фраермана "Дикая собака динго или Повесть о первой любви"

«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»

Урок внеклассного чтения по книге Р.И.Фраермана «Дикая собак динго или Повесть о первой любви»

6класс

Цели: познакомить учащихся с творческой судьбой детского писателя Р. И. Фраермана и его

увлекательной книгой,

формировать умение анализировать прочитанный текст, сопоставлять,

давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитывать активную жизненную позицию.

Прожить жизнь свою достойно на земле это тоже большое искусство

быть может, даже более сложное, нежели любое иное мастерство.

Р.И. Фраерман

Ход урока

Слайд 1

Библиотекарь:

Есть книги, которые с детства и юности, войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют.

М. П. Прилежаева

Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал Рувим Исаевич Фраерман. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей.

Слайд 2

Слайд 3

Не с блеском доспехов и мантий,

Не с реками слёз и крови,

Пришли вы к нам, добрый романтик,

С предчувствием первой любви.

Фальшивые замки разрушив,

Любой исключая обман,

Навеки вошёл в наши души

Властитель сердец – Фраерман

Эти слова одного из читателей, которыми он приветствовал Рувима Исаевича Фраермана в день его 75-летия. Кто же он, этот «властитель сердец»?!

Р.И.Фраерман родился в октябре 1801 года в городе Могилёве в большой бедной семье. Единственной радостью трудного детства были поездки с отцом – лесным подрядчиком. Мальчик любил эти разъезды по сёлам, заброшенным в глуши лесов, ночёвки в деревенских избах, рассказы бывалых людей.

Рувим Фраерман сначала учился в Могилёвском реальном училище, а затем в Харьковском технологическом институте, но закончить его не смог из-за нехватки денег.

Писать Рувим Исаевич начал ещё в реальном училище. Это были стихи о родном крае. Одна из первых его повестей называлась «Васька-гиляк» (гиляки – бедные люди). Она была написана в 1932 году. А затем появились другие повести и рассказы: «Никичен», «Дикая собака динго или Повесть о первой любви», «Дальнее плавание», «Золотой Василёк».

Главное в книгах Фраермана это люди. Пожалуй, никто из наших писателей ещё не говорил о людях ред­ких народностей Дальнего Востока, о тунгусах, гиляках, нанайцах, корей­цах с такой дружеской теплотой, как Фраерман. Он вместе с ними вое­вал в партизанских отрядах, погибал от гнуса в тайге, спал у костров на снегу, голодал и побеждал….

К.Г. Паустовский

Рувим Исаевич Фраерман был поэтом в прозе: Дальний Восток, разные народности, их обычаи, глубокая связь с приро­дой родного края, расставание с детством и про­буждение чувств, пробуждение к новой жизни — всё это живет на страницах произведений писате­ля.

Рувиму Исаевичу было 50 лет, когда началась Великая Отечественная война. 6 июля 1941 года он ушёл на фронт, вступив в ряды народного опол­чения, но тяжёлая болезнь заставила его покинуть армию.

У писателя было много друзей, и среди них два самых близких — Аркадий Петрович Гайдар и Константин Георгиевич Паустовский. Фраерман оставил о них воспоминания. Жили они несколь­ко лет в рязанском селе Солотча, работали на Оке, писали книги.

В 1938 году, зимой, буквально за месяц, почти не отходя от письменного стола, Фраерман напи­сал повесть, ставшую почти сразу самым извест­ным его произведением, — «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Вот что об этом писал сам Рувим Исаевич: «И удивительно – эту книгу я написал быстро и даже с лёгким сердцем в Солотче, в декабрьские морозы за один месяц. В январе 1939 года я её перепечатал и отнёс в журнал «Красная новь», даже не думая о том, какова будет её судьба».

У книги «Повесть о первой любви» счастливая судьба. Её читали и читают и дети, и взрослые.

Почему же эта книга вызывает такой интерес? О ком и о чём эта книга — «Повесть о первой любви»?

Она о пробуждении чувств, о переходе человека, ещё зелёного и неокрепшего, в мир новых чувств и переживаний. О нанайском мальчике Фильке и русском Коле, об умном и мужественном полков­нике Сабанееве — Танином отце, о печальной, но прекрасной в своей любви Таниной матери, об учительнице Александре Ивановне — о людях хороших и благородных рассказал в повести Р.И. Фраерман. Горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни. «Если тебя постигла беда, будь отважен, береги друзей, будь внимателен к людям», — говорит нам автор.

Выступления учащихся с кратким рассказом о том, чем взволновала их эта книга.

Беседа по содержанию повести.

Слайд 4

Давайте вспомним начало повести. Главная героиня (мы пока не знаем её имени) сидит у реки на камне и следит за бегущей вдаль водой. Куда и откуда бежит река? Может быть, она мчит свои воды туда, где живёт австралийская собака динго? И «…ей захотелось увидеть иные страны… Широко открытыми глазами детства, она смотрит на окружающий мир. У неё есть друзья, самая лучшая в мире мама, у неё есть любимые цветы…»

Почему же не привлекает её сейчас ни этот знакомый ей с детства воздух, ни эта река, ни этот лес? «Зачем понадобилась ей эта австралийская собака динго? Или это просто уходит от неё детство? Кто знает, когда уходит оно?»

Таня часто остаётся дома одна. Но эта свобода её не радует. Почему?

Как Таня относилась к отцу до встречи с ним? Какие чувства вызвало у неё письмо отца, в котором он сообщал о своём приезде?

Слайд 5. Встреча с отцом

Слайд 6. Обед у отца

Права ли Таня, думая: «А отца у меня всё-таки нет?». (Но почему так сладко лежать на груди у отца?)

Какие отношения сложились у Тани с Колей? Почему Таня злилась на Колю и ненавидела его? Может быть, Коля заслуживает этого?

Что происходит с Таней, почему она такая неуравновешенная, ведь её натуре

несвойственны грубость и несправедливость? Какие два чувства борются в ней? (обида на отца, бросившего мать, и жажда отцовской любви)

Наверное ещё и потому Таня не похожа на себя, что её души коснулась первая любовь, хотя она ещё этого не понимает.

Слайд 7 Примирение Коли и Тани

Когда состоялось примирение Тани и Коли? (гл.14 Эпизод после вручения цветов писателю)

Слайд 8. У окна Жени

Какие чувства испытывала Таня, ожидая Колю на праздник?

Какой эпизод ярко доказывает, что любовь облагораживает человека, заставляет забыть об обидах? (Буран)

Слайд 9. Буран

Можно ли сказать, что спасая Колю в буранную ночь, Таня совершает подвиг?

Слайд10. Разговор с мамой

Что побудило маму Тани подумать об отъезде из города?

Легко ли, на ваш взгляд, было Тане принять решение об отъезде из города, где были её друзья, отец, которого она долго искала и нашла, где пришла к ней первая любовь?

Большой удачей автора является образ нанайского мальчика Фильки, верного и преданного друга Тани Сабанеевой. Как он предлагает Тане дружбу?

Вспомним эпизоды:

Слайд11. Разговор об отце

Слайд12. На уроке русского языка.

Только ли другом был Филька для Тани? Докажите это.

Слайд 13. Филька и Таня на празднике.

О чём этот мальчик заставил задуматься вас?

Перечитайте прощальный диалог Тани и Фильки.

Слайд 14

— Какой же ты маленький, Филька! Ты ребёнок. Ведь это всё отгорит и исчезнет, как только наступит зима.

— Но ведь солнце так сильно… Неужели же всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня?

— Ты прав… Что-нибудь должно остаться. Всё не может пройти. Иначе куда же девается вся наша верная дружба навеки?

Верите ли вы, что эта отроческая дружба не исчезнет, а обязательно оставит след в жизни?

Как изменилась Таня, когда она испытала чувство первой любви? (она научилась прощать)

Слайд 15

Поняла ли Таня своего отца? Как это дополняет образ героини?

Слайд 16

«Папа…милый мой папа, прости меня. Я на тебя раньше сердилась, но теперь понимаю всё. Никто не виноват – ни я, ни мама. Никто. Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви».

Удались ли автору портреты родителей? Чем они запомнились вам?

С одной стороны — семейная траге­дия. Расстались родители Тани, но нет в этой тра­гедии виновных. Не виноваты в этом ни Танин отец, ни Танина мать. «Люди живут вместе, — го­ворит мать Тани, — когда любят друг друга, а ког­да не любят, они не живут вместе, они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон». Но как понять это Тане? Она думает, что Коля отобрал у неё отца, и потому ревнует его к отцу и ненавидит. Сама она ещё не осознаёт, что её коснулась любовь.

Какое место отведено в повести природе?

(Таня прощается с детством, и автор вводит бегущую реку, тропинку, огонь, тоже вечно подвижный и постоянно стремящийся вверх. Таня уходит из детства, а вместе с нею уходит лето. На смену ему идут холодная осень и зима. Особенно ярко показана природа в главе, где рассказывается о буране. Природа привела в движение Танины чувства, заставила тревожно биться сердце.)

О чём заставила вас задуматься повесть?

Библиотекарь

Любовь становится для Тани дорогой во взрослую жизнь. Любовь одаривает Таню мудростью (`Никто не виноват… Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви`) и воссоединяет с отцом. И, наконец, любовь открывает внутренние богатства Тани, которая отказывается от своего счастья ради счастья и покоя матери.

А. Н. Толстой так сказал о повести Р.И. Фраермана: «…повесть свежа, пропитана тончайшим, невинным благо­уханием любви… ощущением природы и добро­ты».

Повесть настолько светла и прозрачна, что почти не испытываешь грусти в конце, когда Таня уез­жает. Душевное благородство, душевная сила ге­роев помогли им по-доброму проститься с детством и вступить в юность.

В 1962 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Дикая собака динго или Повесть о первой любви». Режиссёр фильма – Юлий Карасик. Роль Тани Сабанеевой сыграла Галина Польских. К сожалению, многих актёров, сыгравших роли других героев сегодня нет в живых. Но поколение ваших мам, пап, бабушек и дедушек смотрели этот фильм с удовольствием. Посмотрите и вы. Думаю, что он понравится и вам. А сейчас я предлагаю вам посмотреть отдельные кадры из этого фильма, на которых вы увидите знакомых вам героев.

Словарная работа

  1. Изюбр – крупный восточно-сибирский олень.

  2. Каюр – погонщик собак или оленей, запряжённых в нарты.

  3. Нарты – длинные и узкие сани для езды на собаках и оленях.

  4. Стойбище – поселение кочевого северного народа.

  5. Урочище – здесь участок леса с буреломами, заболоченный, трудно проходимый.

  6. Цинга – болезнь, возникающая при недостатке в продуктах питания витамина С.

5

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»

(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

Цели: показать поэтичность  первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам  детей;

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах;

обратить внимание на роль дружбы в жизни человека;

учить правильно оценивать свои и чужие поступки;

показать значимость литературы в наше время.

                                        ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к повести;

                                                                           эпиграф на доске;

                                                                           выставка детских рисунков к повести;

                                                                           сборник детских стихов о любви;

                                                                           кроссворды, составленные детьми к повести;

                                                                           музыкальное сопровождение

                                                                                             СЛОВАРЬ:

                                                                               РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН

                                                                               Собака динго (австралийская собака)

                                                                               Нанаец (северная народность)

И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, —     будь отважен, держись с достоинством, береги друзей. И будь внимателен к людям.

                                                                                                    Мария Прилежаева

ХОД УРОКА

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

             Есть книги, которые, с детства или юности войдя в жизнь человека, сопровождают его всю жизнь. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей, побываем в разных уголках нашей страны. Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН.

2. СЛОВО ДЕТЯМ (МОНТАЖ О ПИСАТЕЛЕ).  

1 ребёнок: Читая книги Ф., ты каким-то внутренним чутьём угадываешь, что писал их хороший человек. Кто же он?

2 ребёнок: Познакомилась я с ним (вспоминает М. Прилежаева), когда он был уже известным писателем. Рувим  Исаевич оказался простым и приветливым, держался непринуждённо и естественно, даже казался застенчивым. Рассказывал о труде писателя уважительно и просто, зная не только эту работу, ведь смолоду он был и рыбаком, и бухгалтером, и подручным кочегара. Многое испытал и узнал писатель.

3 ребёнок: В годы В.О. войны ФРАЕРМАН ушёл на фронт добровольцем, вступил в ополчение, и лишь жестокая болезнь и контузия вывели  писателя из строя. Он стал инвалидом Отечественной войны, но не потерял отвагу и стойкость, доброту и душевное мужество.

1 ребёнок: Он по-прежнему остался таким же весёлым и неистощимым на шутки, так же умел ободрить любого — недаром у него всегда было много друзей!

2 ребёнок: В книгах писателя живут люди разных национальностей, и они умеют ценить дружбу. Для нас на сегодняшний день самой интересной книгой стала «Повесть о первой любви…» Счастливая  и влекущая книга!

3 ребёнок: Повесть Рувим Исаевич не на берегу сурового дальневосточного моря, а в деревне Солотча Рязанской области – в русских, очень русских местах. Писал  целые дни и часто ночами. Сквозь ледяные узоры окон глядела полная луна, а на улице шёл снег… Он, выбежав ненадолго отдохнуть на крыльцо, всё видел своих героев, слышал их голоса и скорее, скорее спешил к письменному столу.

1 ребёнок: Он был прост во всём. Простота его вмещала и поэтичность, и мудрость, и сложность. Все эти свойства души нашли своё отражение в повести о первой любви.

3. ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»                                                                                     

Условия игры: 2-3 команды; в течение 1 минуты команда отвечает на вопросы.

Выиграет тот, чья команда наберёт больше очков.

ВОПРОСЫ:         1.  Имя учителя истории? (Аристарх Аристархович Аристархов).

  1. Фамилия главной героини? (Сабанеева).
  2. Национальность Фильки? (Нанаец).
  3. Где живёт отец Тани? (Москва, Маросейка,53).
  4. Как зовут маму Тани? (Маша).
  5. Откуда строчки: «Она меня совсем не знает. Как мы с ней встретимся?» (Из письма отца Тани к её маме).
  6. Какие цветы подарила Таня Коле Сабанееву? (Саранки и ирисы).
  7. Что такое юкола? ( Сушёная рыба).
  8. Воинское звание Таниного отца? (Полковник).
  9. Как зовут вторую жену Сабанеева? (Надежда Петровна).
  10. Длинная палка из ясеня, окованная на конце железом и необходимая для управления собаками? (Каюр).
  11. Что жевали ребята в школе? (Пихтовую смолу).
  12. Кличка Таниной кошки? (Казак).
  13. Кого в повести звали Санчо Пансой? (Фильку звал Коля).
  14. Имя учительницы по русскому языку? (Александра Ивановна).
  15. Кого из писателей видел в Крыму Коля? (Горького).
  16. Кто пожертвовал своей жизнью ради спасения Тани? (Собака Тигр).
  17. Что написал Филька на доске? («Эй, товарищ, больше жизни…»)
  18. Кто сообщил о происшествии во время бурана в газету? (Учитель истории Аристарх…)
  19. Кто сказал и когда: «А друзья? Где они?» (Таня после заметки в газету).
  20. Номер школы,  где учились дети? (Школа № 2).
  21. Где спала Таня после истории с газетой? (В комнате, где хранилось пионерское имущество).
  22. Что Таня сделала с пельменями? (Съела сама, омывая слезами каждый).
  23. Подарила ли Таня цветы писателю? ( Да).
  24. Как прозвали Таню дети? (Дикой собакой динго).

4.  РАБОТА С ТЕКСТОМ.  «РОМАШКА».

На доске ромашка из шести лепестков, на обратной стороне которых – эпизоды из текста с небольшими искажениями. Дети срывают лепесток, выразительно читают текст и объясняют, что в этой ситуации не соответствует действительному факту из повести. Весь класс анализирует эпизод, отвечая на вопросы учителя. (Здесь будут указаны страницы по книге: Фраерман Р.И. «Дикая собака динго…», Казань, Татарское кн. изд-во,1986).

Лепесток 1: стр.30 со слов: «Ты прочла это без меня…» и до конца главы.

Изменить: «Да, — ответила мать…» — было – «нет».

ВОПРОСЫ: Почему мама задаёт вопрос тихо?

Почему Таня так долго молчит?

Почему Таня заинтересовалась незнакомым мальчиком?

Действительно ли маме некогда было встретить приезжавших?

Что мы узнаём о внутреннем мире героинь в этой ситуации?

Лепесток 2: стр.37 со слов «Таня Сабанеева, не забыла ли ты…» до слов «Это глагол 2 лица…».

Изменить: …И так думая она не ответила…(надо – ответила).

ВОПРОСЫ: Можно ли сказать, что это юмористическая сцена? Почему?

Как в ней раскрываются герои? Почему автор употребляет слово «вскричала»?

Лепесток 3: стр.55 со слов «Таня, нацепив на вилку несколько штук…» до слов … «а отца у меня всё-таки нет».

Изменить: «И здесь, присев на корточки перед старой собакой, она скормила их ей».

ВОПРОСЫ: Это – потрясающая сцена: она берёт за душу, и ощущаешь себя на месте этой девочки. Почему-то становится горько и больно. Почему? Что вам захотелось сделать? Есть такие слова:  «…на собственных руках хотелось ему взвесить, тяжело ли это горе дочери?» Тяжело ли, действительно? Права ли Таня, думая: «а отца у меня всё-таки нет»? НО почему так сладко лежать на груди отца?

КОМУ ИЗ ВАС ЗНАКОМЫ ЭТИ ЧУВСТВА? Пережили ли  вы их ещё раз?

Лепесток 4: стр. 56 со слов «Но в это время разве она могла знать…» и до конца 9 главы.

Изменить: «Она знала всё». («Что она могла знать?»)

ВОПРОСЫ: Чувства взрослых не всегда легко понять ребёнку. А вы сумели ощутить тоску отца? Что вам захотелось ему сказать? В каком предложении, по-вашему, заключается главное?

Лепесток 5: стр.110 со слов «Он  открыл дверь и вошёл тихо …» до слов «Я думаю, Костя согласится со мною…»

Изменить: «…потому что у неё было злое сердце…» («  вовсе не злое…»)

ВОПРОСЫ: Почему Коля всё время думает о Тане? Как показано автором его чувство? Вожатый Костя говорит, что если решение общее, то они могут всё.  Какое  это качество?

Лепесток 6: стр. 113 со слов «Но вдруг она услышала ровный и спокойный голос матери.»  до слов «И в эту минуту почудилось Тане, что весь мир, в самом деле, кружится над её головой.»

Изменить: «Не уехать ли нам лучше, мама?» («Таня»)

ВОПРОСЫ: Почему во время этого разговора автор сравнивает Таню с птичкой?

О чём, по-вашему, говорит сравнение «словно кто-то пытал её долго словами  или железом»? Что страшнее: пытка словами или железом? Почему?  

Какими были глаза матери? А какие глаза у вашей мамы?

Понимает ли муки матери дочь? Почему?

Решатся ли они уехать отсюда? Почему?

5. ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА НАЧАЛА 20 ГЛАВЫ

(ДО СЛОВ «И  ВНЕЗАПНО УШЛА, НЕ ПРОМОЛВИВ БОЛЬШЕ НИ СЛОВА»)

ВОПРОСЫ: Что вас заинтересовало в этом разговоре?

Действительно ли так просто: «не смотрю, не смотрю – и забуду»? 

(На слайде стихотворение:

Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней,  

А для сердца влюблённого – день, проведённый

БЕЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, — САМЫЙ ПРОПАЩИЙ ИЗ ДНЕЙ!     (ОМАР ХАЙЯМ)                

Прокомментируйте… Связывается ли оно с текстом повести?

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «Незаконченные предложения».

Задание. В соответствии с темой урока закончить предложения.

Моя мама …..

Я бы мог стать очень счастливым, если бы ….

Я хотел бы, чтобы мой папа …

Когда я вырасту…

Я думаю, что настоящий друг …

Я очень люблю …

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд по произведению Фраермана, или написать стихотворение о своих чувствах, или составить презентацию по повести (в электронном виде).

МОУ СОШ №1

р.п.Новоспасское

Работу выполнил

учитель русского и литературы

Юдина Н.С.

Бывают счастливые и волнующие

книги, прочитав их не один раз,

их ни за что не забудешь.

Непременно вернешься, еще

прочитаешь. И еще.

М.Прилежаева.

Кто на доску не глядит,

Кто на лавочке сидит

Дима спит, Денис болтает,

Константин ногой качает.

Нет, не дам я вам скучать

Будем книги мы читать.

А потому я рада приветствовать всех присутствующих на уроке внеклассного чтения, который мы проводим в рамках нашей с вами программы «Растим читателя».

?

Назовите, пожалуйста, книги, с которыми мы познакомились на уроках внеклассного чтения, будучи шестиклассниками.

  • Ю.Сотник «Невиданная птица»,

«Архимед Вовки Гручика»,

  • А.Каесиль «Кондуит и Швамбралея»,

  • Г.Троетольский «Белый Бим черное ухо»,

  • Рыбаков «Кортик»,

  • Надеждина «Партизанка Лара»,

  • Богомолов «Иван»,

  • «Зося».

А сегодня в центре нашего внимания замечательная, трогательная и волнующая повесть Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».

И сегодня нам предстоит:

узнать о

Слово о писателе

проверить

Внимательный ли ты читатель

поговорить

Тема дружбы и первой любви

подумать

Мудрые изречения

пофантазировать

Пейзажные зарисовки

А контрольный вопрос урока обозначен словами из текста «Когда уходит детство?»

Прежде чем познакомить вас с автором повести, я хочу заинтересовать проведенной исследовательской работой.

— Саша получила задание «Установить место происходящих событий в повести».

Место действия Дальний Восток автор определил неслучайно. В этом вы убедитесь, послушав и познакомившись с биографией.

Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972гг.)

Родился в Могилеве. Но в молодые годы будущий писатель жил на Дальнем Востоке и в Сибири.

Сменил много профессий. Был чертежником, учителем, рыбаком. В годы гражданской войны воевал в партизанском отряде.

Литературное дарование Фраермана проявилось рано. Еще в училище он помещал свои произведения в ученическом журнале, затем печатался в партизанской газете, которую и сам редактировал.

В 1921 году Фраерман переехал в Москву, стал журналистом, много ездил по стране, но по-прежнему в тематике своей литературной работе был тесно связан с Сибирью и Дальним Востоком.

Первые произведения были посвящены теме революции и гражданской войны, публиковались в журнале «Сибирские огни»,

«Огневка», 1924 г.

«На мысу», 1925 г.

«Соболя», 1926 г.

Начав печататься еще в 20-е годы, Фраерман как детский и юношеский писатель сформировался в 30-е годы и последующие годы.

Сибирь и Дальний Восток остаются местом действия подавляющего большинства повестей и рассказов Фраермана.

В конце 30-х годов было написано наиболее значительное произведение Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». В том же году вышла отдельным изданием.

Вам предлагается два задания.

Задание 1. Расположить события в хронологической последовательности (работа по карточкам).

Задание 2. Блиц-опрос (см. приложение).

Проверим выполнение на доске.

Пионерский лагерь

Возвращение домой

Письмо

Встреча с матерью

Вручение цветов

Приезд отца и встреча с Таней

Поход на рыбалку

Ссора из-за котенка

Приезд писателя

История с испачканной рукой

Празднование Нового года

Буран

Собрание звена

Встреча на мысе или признание в любви

Кончилось детство

Итак, перед нами события в хронологической последовательности, изложенные в повести.

А каким литературоведческим термином можно назвать ряд событий, описанных в художественном произведении?

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в художественное произведение.

А что такое тема?

Тема — основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил свое внимание писатель.

Дружба и любовь – замечательные чувства.

Кого можно назвать настоящими друзьями? (Фильку и Таню)

А как вы понимаете слово «дружба»?

Что значит на ваш взгляд дружба? (заботиться, проявлять внимание, делиться и радостью и горем, сопереживать)

Приведите примеры, которые являются подтверждением дружбы Фильки и Тани.

Задание для мальчиков.

________ угощенья

________ брусника

________ ездовая собака

________ возвращение в лагерь

________ новый год

________ буран

А примером искренней дружбы хочется напомнить эпизод (стр.592).

Примером искренней заботы, безусловно, служит и этот эпизод.

Чтение по ролям (стр. 565): автор –

Таня –

Филька –

Вывод: Ради друга готов на все, чтобы успокоить.

Трогательны и последние строчки (стр. 642): ________

(Таня ищет Фильку чтобы попрощаться. «Как часто за этот год…»)

В повести показано и очарование первых робких встреч, зарождение любви.

Задание для девочек.

Приведите примеры из текста эпизоды, подтверждающие мои строчки.

Цветы

Случай на уроке

Обедали вместе

Рыбалка

Буран

Аквариум

Мыс

Чтение текста, как вывод.

Объяснение причины (стр. 590). «Таня просто влюблена».

Чтение текста (стр.634).

Разная любовь. К Тане пришло глубокое чувство.

Цветы. «Удивительно, как не везет ей с цветами, к которым так привязано ее сердце. То она отдает их больному мальчику, а тот оказывается Колей, и вовсе их не следовало ему отдавать…» Чувство, которое помогло понять лучше окружающих.

Чтение текста (стр.638).

«- Но почему же, скажи мне? Или ты ненавидишь меня, как раньше?

— Никогда не говори мне об этом, — глухо сказала Таня. – Что было со мною сначала, не знаю. Но я так боялась, когда вы приехали к нам. Ведь это мой отец, а не твой. И, быть может, поэтому я была несправедлива к тебе. Я ненавидела и боялась: но теперь я хочу, чтобы ты был счастлив, Коля…»

Вывод: Перелистав странички прочитанного, вспомнив эпизоды, мы еще раз как бы окунулись в очарование зарождения любви.

Рассказ о девочке, находящейся на грани детства и юности ведется на фоне замечательных пейзажных зарисовок, о которых нельзя умолчать.

Они придают повести особую лиричность, поэтичность, тональность.

Слово нашим художникам, проиллюстрировавшим особо значимые места для них пейзажные зарисовки, воспевающие величественную красоту края.

(См. приложение №3)

Строчки повести не только лиричны, поэтичны, но и очень поучительны. Хочу обратить внимание на два высказывания.

Стр.591. «Если человек остается один, он рискует попасть на плохую дорогу».

Филька. «Если человек остается один, то он, конечно, может попасть на плохую дорогу: он может бегать по следам, как собака, и прыгать через забор, и, как лиса, подглядывать из-за кустов за другими. Но если человек плачет один, то лучше его оставить так: пусть плачет.»

— Ваше мнение по данному высказыванию.

Таня (после строк, в которых отец пишет, что помнит дочь маленькой).

«Но кто, кроме матери, радовался их росту и силе! Ведь даже посеяв горох близ дороги, человек приходит проведать его по утрам, ликует, видя всходы поднявшиеся хоть на самую малость.»

— Как вы понимаете это высказывание?

— К чему призывает автор этими строчками?

(Быть ответственными за свои поступки, за жизнь других)

(песня «Куда уходит детство»)

Песня, которая прозвучала настроит на более осознанное восприятие текста.

Куда уходит детство? На этот вопрос мы еще поразмышляем, а я ваше внимание хочу обратить на вопрос, который задает девочка Таня.

(стр.554) «Что же сегодня случилось?»

….. Или это просто уходит от нее ее детство?

Кто знает, когда уходит оно?

(стр.642) «Кончилось детство! Как это случилось?»

— Когда уходит детство? Предложите свои мысли по этому поводу.

— Как можно определить грань между детством и юностью?

(стр.563) «что она не любит его, не может любить, да и не должна»

(стр.633) «Мать сидела неподвижно, высоко подняв голову. Но лицо выражало страдание.

— Мама, — крикнула она, — ты любишь его до сих пор?»

(стр.640) «Папа, прости меня. Я на тебя раньше сердилась, но теперь понимаю все, никто не виноват. Есть много людей достойных любви.»

Таня в начале повести

Таня в конце повести

«Я ненавижу его».

Да, я так решила. Пусть остается с тобой и с тетей.

Надя – она ведь тоже добрая, он любит ее. А я никогда не покину маму. Нам надо уехать отсюда, я это знаю!

(У Тани появилось понимание, чувство сострадания.)

Вновь возвращаемся к его строчкам: книга написана в предвоенные годы.

«Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы, на подвиг, на смерть.

Показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой, готовность умереть за счастье любимого, за товарища, за того, кто с тобой плечо к плечу, за мать, за свою Отчизну».

Ведь действительно, лексическое значение слова «любовь» подразумевает и сильное чувство к близким, к родным.

Любовь – это глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство;

– чувство глубокого расположения, самоотверженности и искренней

привязанности (к родителям, детям);

– постоянная, сильная склонность.

Чувства, которые стали просыпаться в Тане, помогли по-новому взглянуть на маму и папу, она, понявши их, полюбила. Ее поступки заслуживают уважения.

Прочитана повесть. Закрыта последняя страница.

А какие бы эпизоды вы захотели перечитать?

А значит слова, которые мы определили эпиграфом, выбраны не случайно.

Прекрасные человеческие чувства – чувство дружбы, чувство любви.

Сам писатель Фраерман об этом сказал так: «Известно, что в становлении юношей и девушек, в подготовке к жизни имеет громадное значение воспитание чувств. И уж, конечно, первая, чистая, поэтическая любовь, которая вдруг раскрывает перед юными душами мир и самих себе как бы в первозданной свежести, оставляет неизгладимый след на всю жизнь.

Кто знает, смогла ли бы Таня прийти к такому выводу.

(стр.640) «Папа, — сказала она, — милый мой папа, прости меня. Я на тебя раньше сердилась, но теперь понимаю все. Никто не виноват: ни я, ни ты, ни мама. Никто! Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви.

(стр.638) «Да, я так решила. Пусть отец остается с тобой и с тетей Надей – она ведь тоже добрая, он любит ее. А я никогда не покину маму. Нам надо уехать отсюда, я это знаю»

Искренняя, чистая, светлая любовь, она способна творить чудеса. Человек, который любит, он добр и заботлив, он стремится к изменению своего внутреннего «я» в лучшую сторону. Сегодня, к сожалению, мы чаще встречаем с иными фактами, с иным понятием к чувству любви, но строчки повести все-таки говорят и подтверждают мое убеждение, мои слова. Об этом говорит и сам Фраерман.

12

⭐⭐⭐⭐⭐ «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» за 1 минуту и подробно по главам за 17 минут. 

Очень краткий пересказ повести «Дикая собака Динго»

Школьница Таня Сабанеева проживает в одном из дальневосточных городков. Она дружит с одноклассниками – с русской девочкой Женей и нанайским парнишкой Филькой, но с мальчиком у нее больше общего – он искреннее и рассудительней прочих ровесников, хотя и способен на безрассудные поступки. В этот же город приезжает служить полковник Сабанеев – отец Тани. Он расстался с Таниной мамой, когда дочь была еще совсем маленькой.

Теперь у него другая семья – жена Надя и приемный сын Коля. Поначалу отношения у Тани ни с отцом, ни с его пасынком не складываются, у нее ярко проявляются чувства подростковой ревности к отцу, а к Коле – неприкрытая неприязнь, и это замечают как приятель Филька, так и учительница Александра Ивановна. Коля платит девочке той же монетой, завязывает дружеские отношения с Женей.

Когда во время бурана Таня фактически спасает Колю, потянувшему ногу при катании на коньках, у обоих меняется отношение друг к другу. Привезти Колю на нартах у девочки не получается, собаки порвали упряжь и разбежались, но хорошо, что на помощь пришли пограничники.

До их появления Таня всячески поддерживает пострадавшего, пыталась сделать так, чтобы он не потерял присутствие духа. Мама Тани по-прежнему любит бывшего мужа, и дабы не терзаться самой и не мешать семейному счастью полковника Сабанеева, она вместе с дочерью принимает решение переехать.

Когда Таня и ее мама покидают город, больше всех по этому поводу переживают Филька и Коля.

Главные герои и их характеристика

  •  Коля  – мальчик, приехавший из столицы вместе со своей тетей, одновременно его усыновительницей, и ее мужем – полковником Сабанеевым. Отличается порядочностью и умением иронизировать в любой ситуации.
  •  Таня Сабанеева  –девочка 14 лет с тонкой натурой, мечтательница и фантазерка, хотя решительная и волевая, ревнующая отца к его новой семье и особенно к приемному сыну, которого поначалу недолюбливает, а позже в него влюбляется.
  •  Филька  – одноклассник Тани, нанаец по происхождению, самый преданный ее друг и одновременно тайно влюбленный в нее. Благороден, не терпит подлости и всегда готов прийти на помощь.

Второстепенные герои и их характеристика

  •  Полковник Сабанеев  – отец Тани и отчим Коли. Чувствует вину перед дочерью за то, что недостаточно много времени уделял ей после расставания с матерью Тани.
  •  Женя  – подруга Тани. В отличие от нее не склонна к излишним размышлениям, поверхностная особа.
  •  Мать Тани  – простая русская женщина, много работающая и пытающаяся обустроить быт в доме. Простила предательство бывшему мужу и оправдывает все его поступки, включая развод.
  •  Александра Ивановна  – чуткий и отзывчивый преподаватель, вдумчивая женщина, понимающая романтичную натуру своей ученицы Сабанеевой.
  •  Надежда Петровна  – новая супруга полковника Сабанеева, усыновившая племянника Колю и неплохо относящаяся к самой Тане.
  •  Пионервожатый Костя  – строгий, но справедливый молодой человек.
  •  Няня Тани  – пожилая, умелая хозяйка, следящая за порядком в доме, покуда Танина мама работает.
  •  Аристарх Аристархович Аристархов  – школьный историк, коварный и неприятный человек, выставивший Таню в дурном свете после происшествия во время бурана.

Краткое содержание повести «Дикая собака Динго» подробно по главам

I

Таня Сабанеева который год подряд находилась на летних каникулах в пионерлагере. Раньше она любила просыпаться под звуки горна и стук барабана, ей нравилось петь у костра. Но в этом году ей лето почему-то не приносило радости. Школьница слишком часто уединялась, бродила по лесу, задумывалась о разном, представляла себе воображаемые земли.

Ей хотелось оказаться в другом мире, встретить собаку динго, обитающую в Австралии. В пионерлагере вместе с Таней находились ее друзья – нанаец Филька и русская девочка Женя. Однажды Таня поинтересовалась у Фильки, слышал ли он что-либо про собаку динго?

Но тот мог поведать только о ездовых собаках. Женя была удивлена: зачем Тане собаки из далекой Австралии? Но Таня промолчала в ответ. Когда к костру подошел охотник, папа Фильки, который приехал проведать сына и решил остаться, заночевав недалеко от лагеря, все немного переполошились.

Но потом, узнав кто это, успокоились. Подошедший следом вожатый Костя посетовал в присутствии Филькиного отца, что мальчик употребляет в пищу сырую рыбу сам и потчует ею ребят. Еще мастерит плавки из пионерского галстука и купается там, где запрещено. Охотник пожурил сына и велел ему привести оленя, который пасся неподалеку.

II

Постепенно приближалась осень, лагерь прекратил свою работу, а школьников отправили в город пешим ходом. Таня шла домой позади всех, в сопровождении верного Фильки, еще в компании с его отцом и оленем.

Проезжавшие мимо красноармейцы громко приветствовали путников, да так, что олень вырвался и убежал, унося на себе Танины и Филькины вещи, его пришлось долго искать. Когда девочка вернулась домой, мама была на смене в больнице.

Зато ее встретили пожилая няня и старые домашние животные – собака по кличке Тигр и кошка Казак с подросшими котятами. Девочка решила посадить у себя в огороде цветы саранки, которые по пути выкопала в лесу. Вскоре к ней заглянул Филька, живший неподалеку.

Он похвалился, что отец подарил ему несколько ездовых собак и предложил Тане взглянуть на них. Когда они рассматривали подаренных четвероногих, Филька сказал, что они будут получше любой собаки динго, с чем Таня не согласилась.

Затем Филькин отец принялся собираться в дорогу и перед уходом сделал наставление сыну, чтобы тот стал добрым охотником и по возможности, ученым. А также чтобы использовал пионерский галстук по назначению.

Когда мужчина удалился, Таня поделилась впечатлениями с Филькой, сказав, что ему повезло с папой. Мальчик в свою очередь спросил у Тани: почему ее отца он не видел? Девочка ответила, что ее папа проживает далеко отсюда, в неведомой стране Маросейке. Филька призадумался, потому что ему было неизвестно такое государство.

III

Когда Таня набирала в лейку воду из бочки, то она вспомнила опять о своем отце, которого она совершенно не знала. Ей всего лишь было известно следующее: папа – житель столицы, проживает на улице Маросейка, когда-то увлекся другой женщиной и оставил прежнюю семью, бросил мать Тани, когда дочери не исполнилось и годика.

Девочка настолько сильно задумалась, что упустила момент, когда через отверстие в бочке постепенно вылилась вся вода, побежала по земле и добежала до Тани, но она не обратила на это внимания. Девочка все думала об отце.

Только крик няни вывел Таню из раздумья. Девочка посмотрела на себя, она запачкалась.  Няня отмыла испачканные Танины руки холодной колодезной водой. В попытке их согреть, Таня засунула ладони под мамину подушку. Под ней девчонка нащупала письмо.

Оно было от отца, адресовано матери. Таня сначала сомневалась читать или не читать, но потом любопытство перевесило. В сообщении говорилось, что её отца направили служить на Дальний Восток, именно в их городишко.

Офицер намерен вместе с собой привести жену и пасынка Колю, который должен будет учиться в том же классе, что и Таня. В письме мужчина признавал за собой вину перед дочкой, сетовал на то, что не уделял ей должного внимания, просил бывшую супругу подготовить дочь к встрече.

Таня подумала, что она испытывает по отношению к этим совершенно незнакомым людям. И приходит к выводу, что ощущает ненависть к отцу и к неведомому мальчику Коле, который отнял у нее отцовскую любовь.

Возвратившаяся с работы мама призналась, что соскучилась по дочери, пока та находилась в лагере. Потом она заметила отцовское письмо, брошенное на кровати и предположила, что девочка рада приезду отца. Таня промолчала, а затем спросила, кем приходится ей Коля?

Выяснилось, что он ей не брат, а сирота, племянник Надежды Петровны, нынешней жены отца. Оба они пожалели мальчика и усыновили. Таня уверила маму, что любит только ее одну, а отца встречать не намерена.

IV

И все-таки в день приезда в их город отца и его нынешней семьи, Таня отправилась на пристань. Она нарядилась в красивое платье, сорвала в огороде посаженные ею цветы, кликнула с собой собаку. Девочка проследовала через просыпающийся город к реке.

Подошел пароход, с которого высадились пассажиры, некоторые были по трое – мужчина, женщина, ребенок, но семьи отца среди них не оказалось. Зато санитары пронесли мимо девочки носилки, на которых лежал незнакомый мальчишка. Таня поинтересовалась у санитаров, что с ним случилось?

Санитар ответил, что во время плавания на пароходе подросток заболел малярией. Мальчик спросил у Тани, плакала ли она недавно, но та не призналась, оставила цветы у него на носилках и повернула к дому.

V

После похода на пристань Таня отправилась в школу на первый день обучения. Войдя в класс, и немного опоздав на урок, она села за одну парту с Женей, а позади них разместился Филька. Первым у них был урок русского языка, который вела молодая учительница, их классный руководитель Александра Ивановна.

В их классе появились два новичка – толстый парнишка и худощавый. А Филька за лето забыл многие правила правописания и нарочно делал ошибки в простых словах.

VI

Придя с учебы, девочка пристала с расспросами к матери об отце. Женщине разговор давался нелегко. Она пыталась объяснить дочери, что отец не заслужил плохого отношения к себе только из-за того, что когда-то бросил их. Вскоре Таня пожалела, что затеяла этот диалог.

Вдруг калитку их дома открыл незнакомый мужчина в шинели офицера. Оказалось, что это и есть папа Тани – полковник Сабанеев. Он тепло поприветствовал бывшую жену, обнял дочь, удивившись, как она выросла, и ей следовало бы подарить цветы, а не конфеты, которые он преподнес в качестве подарка.

Еще мужчина сказал, что надеялся встретиться с Таней на пристани, но был вынужден задержаться на пароходе, поскольку Коля по дороге заболел малярией. Отец осознавал, что дочь вправе на него обижаться, однако он верил, что сумеет наладить их взаимоотношения.

VII

Колю в классе усадили за парту с Филькой. Одноклассники сразу же принялись выяснять у Тани, не является ли ей родственником новичок Коля с такой же фамилией, как у нее. Одним вопрошающим она отвечала утвердительно, другим – отрицательно.

Таня не особо скрывала враждебного отношения к своему однофамильцу, и он принялся платить ей той же монетой. По выходным Таня навещала семью отца. Его супруга, Надежда Петровна, принимала девочку хорошо и ласково.

За столом во время обеда всегда поддерживалась веселая атмосфера, но Таня с трудом скрывала обиду – она ревновала отца к его пасынку.

VIII

По непонятной причине Таня согласилась отправиться на рыбалку не только вместе с Филькой, но и с Колей. Новичок задержался, но придя на место встречи, извинился, рассказав, что его затащила в гости Женя, чтобы показать рыбок в аквариуме, и он загляделся.

Таня из-за этого и других резких высказываний поссорилась с Колей. Филька искренне недоумевал: почему эти двое не могут поладить между собой? На это Коля сказал, что провоцирует конфликт всегда Таня, а он только отвечает.

Случайно или нет, но Коля спихнул в воду котенка пришедшей к реке кошки Казак. Девочка выловила малыша и предупредила Колю, что больше не станет приходить к ним на обед.

IX

Но Таня не сдержала слово и в тот же день заявилась в гости. Ее никто не ждал, ведь Коля сообщил родителям, что Тани сегодня не будет. Узнав, что пельмени помогал готовить Коля, она отказалась их есть. За столом их неприязнь проявилась с новой силой, что сильно расстроило отца.

X

На уроке Коля поделился впечатлениями о произведении Максима Горького «Старуха Изергиль», а потом заявил, что в реальности видел писателя в Крыму, куда они ездили с отцом. Таня поймала себя на мысли, что она нигде кроме своего родного города и его пригорода не бывала – возить ее было некому.

Александра Ивановна заметила, что ученица Сабанеева превратилась в рассеянную и одновременно дерзкую особу. Женя шепотом сказала Фильке, что, скорее всего, Таня влюбилась в Колю. Услышав это, Таня попросила учительницу разрешения пересесть за другую парту. А Коля, из мести, пересел за парту рядом с Женей.

XI

Филька задумал дождаться Таню возле школы, чтобы морально поддержать ее, чувствуя, что та страдает от одиночества, но подружке удалось уйти незамеченной. Тогда мальчик, как истинный охотник, по следам решил отыскать Таню.

Он шел по её следам, а также заметил следы Жени и Коли, которые то нагоняли Таню, то отставали от нее, как будто посмеиваясь над ней. Потом юный следопыт догадался, что Женя и Коля поссорились, их следы разошлись в разные стороны.

Таню мальчик обнаружил в роще безутешно плачущей. Филька догадался, что ее не стоит беспокоить, а потому потихоньку ретировался. Тогда он направился к дому Тани, чтобы успокоить ее мать, если та волнуется, почему дочка долго не возвращается с уроков.

Но там он увидел, что в гости к Сабанеевым наведалась Александра Ивановна. Обе женщины – учительница и мама Тани – в руках держали носовые платки и что-то печально обсуждали. Филька не стал их беспокоить.

XII

Снег падал несколько дней и ночей, засыпав все вокруг. Его было так много, что хватило бы на изготовление множества снежных баб. Таня слепила фигуру часового, и скульптура из снега вышла на диво замечательной.

Все дети восхищенно любовались произведением искусства. Обратила внимание на часового и Александра Ивановна, похвалив Таню за фантазию и умелые руки. Учительница предположила, что ее подопечная в кого-то влюбилась. Филька раздавал девочкам пакетики с пихтовой смолой для отбеливания зубов, а Жене вместо смолы подсунул мышонка.

XIII

В город прибыл важный гость — писатель, с которым должна была состояться творческая встреча в школе. Кроме выступления гостя стихи и рассказы читали сами школьники. Таня сочинила сказку про мышонка, который решил, что снег – это сахар.

Коля, который всех критиковал, на этот раз промолчал, что Таня расценила как похвалу. Ей же поручили вручить писателю цветы, но где их взять посреди зимы? Решили использовать домашние, в горшках.

Но перед этим девочка случайно измазала руку чернилами, которые ей не удалось оттереть. Как теперь ответить на рукопожатие писателя? Ей повезло, она столкнулась в коридоре с важным гостем, который пообещал не выдавать ее с этой неприятностью.

После вручения цветов Коля признался Тане, что переживал за нее, чтобы она не опозорилась перед всеми из-за перепачканной руки. Филька стал свидетелем примирения Коли и Тани.

XIV

В новогоднюю ночь в дом к Тане пришли ее отец и Надежда Петровна, а также Филька со своей семьей и несколько одноклассниц. Почему-то задерживался один только Коля – готовил отдельный подарок для Тани.

Он принес для нее золотую рыбку в аквариуме. На это девочка заявила, что в отличие от Жени не держит рыбок за стеклом, потому эту придется зажарить. Далее Таня танцевала с гостями и наслаждалась праздником.

Филька рассказал Тане, что на следующий день Коля пойдет с Женей на каток. Он обратил внимание, что это сообщение огорчило подружку, и тогда он, надеясь развеселить ее, сжевал свечку с елки.

XV

На следующее утро Таня со своим верным другом Тигром двинула на каток, чтобы увидеть там Колю и Женю. Она была вынуждена очень долго стоять и ждать, однако на катке никто так никто и не появился. Парочку она заметила при возвращении домой.

Таня спряталась, не желая сталкиваться с одноклассниками, но ее выдал Тигр, который выскочил им навстречу. Коля удивился встрече, ведь он был уверен, что Таня отправилась с Филькой на школьный спектакль. Тогда девочка уверила его, что так и поступит.

Пришедшей в школу Тане дети рассказали, что спектакль отменен из-за приближающего бурана. Девочка сообразила, что Коля и Женя могут оказаться в опасности. Таня вызвалась проводить маленькую школьницу до дома на побережье реки. На катке Таня увидала, что Коля повредил ногу и не может самостоятельно передвигаться.

Женя устрашилась надвигающейся непогоды и поспешила домой, а Таня побежала за помощью к Фильке. Девочка села в упряжку с собаками и погнала их к реке, на ходу объясняя Фильке, что случилось. Мальчик поехал следом на лыжах, но быстро отстал. Тогда он ринулся за помощью к пограничникам.

Таня погрузила Колю в нарты, метель же только усиливалась. Вскоре собаки в упряжке перестали ее слушаться, загрызли Тигра и разбежались, а нарты перевернулись. Девочка затащила обессилившего одноклассника обратно на сани и сама потянула их за веревку.

Дорогу уже невозможно было различить из-за непогоды. Но Таня упорно тащила нарты за собой, опасаясь, что Коля отморозит ноги. Когда раздался выстрел, девочка пошла на звук, и, наконец, их заметили пограничники. Вместе с солдатами был и ее отец, который рассказал, что к ним примчался Филька и, таким образом, спас друзей от гибели.

XVI

Обморожение Коли оказалось незначительным. Таня и Филька каждый день приходили навестить пострадавшего. Вдруг в районной газете напечатали заметку о том, что Таня необдуманно отправилась кататься на собаках вместе с Колей, зная, что надвигается буран.

В результате мальчик проболел все каникулы. На помощь школьникам пришли их одноклассник и вызванные им пограничники. В конце статьи обвинялись педагоги и пионеры, допускающие такие развлечения. Заметка вызвала возмущение школьников, но не тем, что суть события была искажена, а поступком Тани.

Дети даже призывали исключить нарушительницу порядка из пионерского отряда. Выяснилось, что дезинформацию в издательство отправил Аристарх Аристархович – вредный школьный историк.

XVII

Филька собирал упавшие на пол вещи подружки, когда увидел, как Коля негодует по поводу заметки. Возмущенный несправедливыми нападками на Таню, еще не до конца окрепший парень чуть было не вступил в драку с толстым одноклассником, который особенно рьяно выступал против Тани.

Но сил у Коли оказалось маловато, и он с обидчиком не справился. В ситуацию вмешался Филька, который ударил толстячка ребром ладони, невзирая на обмороженный палец. Подошедший к ним Аристарх Аристархович велел найти Таню и привести к нему.

XVIII

На следующий день Тани не было ни в школе, ни дома, что заставило встревожиться Александру Ивановну и учеников класса. Один только Филька мог предполагать, где может быть его приятельница. Он подумал, что та снова плачет в роще, но и там ее он не обнаружил.

Все кинулись искать пропавшую девочку. А она случайно заснула в пионерской комнате, куда пришла рано утром. Ее нашли там ребята, придя на собрание. Коля дал знак не будить Таню. Все послушно потихоньку вышли, решив устроить собрание где-нибудь в другом месте. Там Коля и поведал всю правду о злосчастном случае.

XIX

Проснувшись, Таня вернулась к себе домой. Мама куда-то ушла, что огорчило девочку. Размышляя, Таня пришла к выводу, что отец бросил свою прежнюю семью именно из-за матери. Вскоре вернувшаяся из школы мама поведала дочери, что во всех грехах Таню обвинял исключительно учитель истории, но того никто не поддержал.

Маме было досадно, что дочь оставила ее в неведении по поводу буранного происшествия. Тогда Таня поинтересовалась: по чьей вине отец оставил их? Мама ответила, что они разлюбили друг друга. По заблестевшим от слез материнским глазам Таня догадалась, что женщина лукавит и по-прежнему неравнодушна к бывшему мужу.

XX

Несчастье и нападки посторонних только укрепили дружбу Тани и Фильки. Они старались проводить все свободное время вместе. Еще Таня помирилась с Женей. Когда Филька узнал, что Таня намерена пойти с Колей встречать рассвет, мальчик стал ее убеждать не делать этого. Но Таня его не послушалась.

XXI

Среди ночи Таня покинула дом и направилась на место встречи с Колей. Мальчик уже находился там. Он признался Тане, что все его мысли заняты только ею. На что девчонка ответила, что он будет о ней думать даже тогда, когда она уедет отсюда.

Коля предположил, что каким-то образом виноват в предстоящем отъезде. Таня разъяснила, что поначалу и впрямь скверно относилась к мальчику, но сейчас все изменилось. На прощание Коля поцеловал Таню в щеку, и тут внезапно прозвучали выстрелы. Следом возле них упал подстреленный фазан, и из леса вышли полковник Сабанеев и Филька.

Мужчина напомнил ребятам о том, что сегодня у них последний экзамен. По дороге Таня покаялась папе, что недавно сильно злилась на него, но теперь вся неприязнь прошла. Девочка попросила прощения.

XXII

Когда в начале лета Таня с мамой собрались уезжать из города, то девочка захотела проститься со своим верным другом Филькой, однако тот куда-то пропал, не желая расставаться с подружкой. Наконец, Таня нашла приятеля на берегу реки, и увидала, что на груди мальчика красуется ее имя.

Филька, загорая на солнце, специально клал себе на грудь вырезанные из бумаги четыре заветные буквы. Обоим было очень тяжело прощаться. Напоследок подростки обнялись, а затем Филька вымолвил: «Прощай, дикая собака динго».

Кратко об истории создания произведения

Идея написания книги для детей и юношества под названием «Дикая собака Динго» вынашивалась и осуществлялась Рувимом Фраерманом в течение нескольких лет. Окончательный вариант был дописан к 1939 году.

Тогда же повесть опубликовали в журнальном издании «Красная новь», а затем выпустили отдельно. В начале шестидесятых режиссер-постановщик Юлий Карасик экранизировал произведение, в главной роли снялась актриса Галина Польских. В семидесятых на радио прозвучал радиоспектакль по мотивам сочинения.

Презентация

«Есть
книги, – писала М. Прилежаева, – которые, с
детства и юности войдя в сердце человека,
сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе,
вызывают раздумье, радуют». [1] Именно такой
стала для многих поколений читателей книга
Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго,
или Повесть о первой любви». Изданная в 1939 году
– она вызвала бурную дискуссию в печати;
экранизированная в 1962 году режиссёром Ю.
Карасиком – привлекла ещё более пристальное
внимание: на двух международных кинофестивалях
фильм был отмечен премиями; сыгранная в
радиопостановке прославленными актёрами,
прославленная известной песней Александры
Пахмутовой – она вскоре прочно вошла в школьную
программу по дальневосточной литературе.

Создавал повесть Р. И. Фраерман в деревне
Солотча Рязанской области, а вот местом действия
своего произведения сделал Дальний Восток,
который покорил его ещё с молодых лет. Он
признавался: «Я узнал и полюбил всем сердцем и
величественную красоту этого края, и его бедные
<…> народы. Особенно я полюбил тунгусов, этих
веселых, неутомимых охотников, которые в нужде и
бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу,
любили тайгу, знали ее законы и вечные законы
дружбы человека с человеком.

Там-то я наблюдал много примеров дружбы
тунгусских мальчиков-подростков с русскими
девочками, примеры истинного рыцарства и
преданности в дружбе и любви. Там я нашел своего
Фильку». [2]

Филька, Таня Сабанеева, Коля, их одноклассники и
родители, живущие в небольшом дальневосточном
городке, – вот герои произведения Фраермана.
Обычные люди. Да и сюжет повести прост: девочке
предстоит встреча с отцом, который когда-то
оставил семью, её ждут нелёгкие отношения с новой
семьёй отца, которого она любит и ненавидит
одновременно…

Но почему же так притягательна эта повесть о
первой любви? «Гармоничная, созданная как
будто на одном дыхании, – отмечает Е. Путилова, –
словно поэма в прозе, повесть невелика по своему
объему. Но сколько вмещает она событий, судеб,
сколько перемен с героями происходит на ее
страницах, сколько важных открытий! Повесть эта
далеко не безмятежна, и сила книги Фраермана, ее
непреходящее очарование, может быть, и
заключаются в том, что автор, поверив в своего
читателя, смело и открыто показал, как дорого
дается человеку любовь, какими подчас
оборачивается муками, сомнениями, горестями,
страданиями. И вместе с тем, как растет душа
человека в этой любви». [3] А по мнению
Константина Паустовского, Рувим Исаевич
Фраерман «не столько прозаик, сколько поэт. Это
определяет многое как в его жизни, гак и в
творчестве. Сила воздействия Фраермана и
заключена главным образом в этом его поэтическом
видении мира, в том, что жизнь предстает перед
нами на страницах его книг в своей прекрасной
сущности. Фраерман <…> предпочитает писать
для юношества, а не для взрослых.
Непосредственное юношеское сердце ему ближе, чем
умудренное опытом сердце взрослого человека».
[4]

Мир детской души с её необъяснимыми порывами,
мечтами, восхищением жизнью, ненавистью,
радостями и горестями открывает перед нами
писатель. И в первую очередь это относится к Тане
Сабанеевой, главной героине повести Р. И.
Фраермана, с которой мы знакомимся в
идиллической обстановке первозданной природы:
девочка неподвижно сидит на камне, река обдаёт её
шумом; её глаза опущены вниз, но «взгляд их,
утомлённый блеском, рассеянным повсюду над
водой, не был пристален. Она часто отводила его в
сторону и устремляла вдаль, где круглые горы,
осенённые лесом, стояли над самой рекой.

Воздух ещё был светел, и небо, стеснённое
горами, казалось среди них равниной, чуть
озарённой закатом. <…> Она медленно
повернулась на камне и неторопливо зашагала
вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому
склону горы спускался высокий лес.

Она вошла в него смело.

Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за
её спиной, и перед ней открылась тишина». [5]

Автор сначала не называет даже имени своей
героини: так хочется ему, как мне кажется,
сохранить ту гармонию, в которой находится
девочка в этот момент: имя здесь не важно – важна
гармония между Человеком и Природой. Но нет, к
сожалению, этой гармонии в душе школьницы. Мысли,
тревожные, беспокойные, не дают Тане покоя. Она
всё время размышляет, мечтает, силится
«представить в своём воображении те
неизведанные края, куда и откуда бежит река».[6]
Ей хочется увидеть другие страны, иной мир
(«Охота к перемене мест» ей овладела).

Но почему же так хочется девочке убежать
отсюда, почему не привлекают её сейчас ни этот
знакомый ей с первых дней жизни воздух, ни это
небо, ни этот лес?

Она одинока. И в этом её несчастье: «пусто
было вокруг <…> Девочка осталась одна»; «в
лагере меня никто не ждёт» [7]; «Одни, значит,
мы с тобой остались. Мы завсегда одни <…> она
одна знала, как эта свобода тяготила её. [8]

В чём же причина её одиночества? У девочки есть
дом, мама (правда, она всё время на работе в
больнице), друг Филька, нянька, кошка Казак с
котятами, собака Тигр, утка, ирисы под окном…
Целый мир. Но всё это не заменит отца, которого
Таня не знает совсем и который живёт
далеко-далеко (всё равно, что в Алжире или Тунисе).

Поднимая проблему неполных семей, автор
заставляет задуматься над многими вопросами.
Легко ли дети переживают разрыв родителей? Что
они чувствуют? Как наладить отношения в такой
семье? Как не воспитать ненависть к ушедшему из
семьи родителю? Но Р. И. Фраерман не даёт прямых
ответов, он не морализирует. Для него ясно одно:
дети в таких семьях рано взрослеют.

Вот и героиня, Таня Сабанеева, не по годам
серьёзно размышляет о жизни. Даже нянька
подмечает: «Думная ты уж очень<…>думаешь
много»[9]. И погружаясь в анализ жизненной
ситуации, девочка убеждает себя, что она не
должна любить этого человека, хотя мать никогда
не говорила о нём плохо. А известие о приезде
отца, да ещё и с Надеждой Петровной и Колей,
который будет учиться с ней в одном классе,
надолго лишает Таню покоя. Но сама того не желая,
девочка ждёт отца (одето нарядное платье, сорваны
ирисы и саранки, которые он так любит), пытается
сама себя обмануть, объясняя причины своего
поведения в смоделированной беседе с матерью. И
даже на пристани, вглядываясь в прохожих, она
корит себя за то, что поддалась «невольному
желанию сердца, которое теперь так стучит и не
знает, что ему делать: просто умереть или стучать
ещё сильнее?» [10]

Сложно делать первый шаг к ребёнку, которого не
видел почти пятнадцать лет, полковнику
Сабанееву, но ещё сложнее его дочери. Обида,
ненависть заполняют её мысли, а сердце тянется к
родному человеку. Стена отчуждения, выросшая
между ними за долгие годы разлуки, не может быть
так быстро разрушена, поэтому обеды у отца по
воскресеньям становятся для Тани тяжёлым
испытанием: «Таня входила в дом, а собака
оставалась у двери. Как часто Тане хотелось,
чтобы она осталась у двери, а собака вошла в дом!
<…> сердце Тани против воли переполнялось
недоверием через край» [11].

Но в то же время всё привлекало её тут. Даже
племянник Надежды Петровны Коля, о котором Таня
думает чаще, чем ей хотелось бы, и который
становится объектом её злорадства, агрессии,
гнева. Их противостояние (а на конфликт идёт
только Таня) тяжким грузом давит на сердце
Фильки, этого верного Санчо Панса, готового
сделать для своего друга всё, что в его силах.
Единственное, чего не может Филька, – это понять
Таню и помочь ей справиться со своими
переживаниями, тревогами, эмоциями.

Со временем Таня Сабанеева многое начинает
осознавать, её “глаза открываются”, та
внутренняя напряжённая работа (и в этом она
похожа на героиню Л.Толстого, Наташу Ростову)
приносит свои плоды: школьница понимает, что мама
до сих пор любит отца, что никто не будет ей таким
верным другом, как Филька, что рядом со счастьем
часто соседствует боль и страдание, что
спасённый ею в буран Коля ей очень дорог – она
его любит. Но главный вывод, который делает юная
героиня, помогает ей преодолеть грусть
расставания с Филькой, Колей, родным городом,
детством: “Всё не может пройти” [12], просто так
исчезнуть, не может быть забыта “их дружба и всё
то, что так обогатило их жизнь навсегда” [13]. И
процесс этот, такой важный для поиска духовной
гармонии Таней Сабанеевой, автор показывает
через её внутренние монологи, которые становятся
своеобразной «диалектикой души» юной
героини: «Что ж это» – подумала Таня. – Ведь
это он обо мне говорит. Неужели же все, и даже
Филька, так жестоки, что ни на минуту не дают мне
забыть того, что всеми силами я стараюсь не
помнить!» [14]

Будучи мастером создания психологически
верных человеческих характеров, «глубокого
поэтического проникновения в духовный мир своих
героев» [15], автор почти никогда не описывает
душевное состояние персонажей, не комментирует
их переживания. Р. Фраерман предпочитает
оставаться “за кадром”, стремится оставить нас,
читателей, наедине со своими выводами, особое
внимание уделяя, по мнению В. Николаева,
«точному описанию внешних проявлений
душевного состояния героев — позе, движению,
жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно
разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего
взора борьбу чувств, бурную смену переживаний,
напряженную работу мысли. И тут писатель особое
значение придает тональности повествования,
музыкальному строю авторской речи, ее
синтаксическому соответствию состояния и облика
данного героя, общей атмосфере описываемого
эпизода. Произведения Р. Фраермана, если так
можно выразиться, всегда превосходно
оркестрованы. Используя разнообразные
мелодические оттенки, он при этом умеет их
подчинить общему строю, не позволит себе
нарушить единство основного мотива,
господствующей мелодии» [16].

Так например, в эпизоде «На рыбалке» (глава
8) мы наблюдаем такую картину: «Таня со
злорадством молчала. Но и её озябшая фигурка с
открытой головой, тонкими волосами, от влаги
завивавшимися в кольца, будто говорила: «Вот
посмотрите, какой он, этот Коля, есть» [17]. Автор
проводит параллель между внутренним состоянием
героини и состоянием природы: девочка пропитана
неприязнью к Коле, а это утро наполнено влагой,
туманами и холодом. Ведь даже элементарные слова
вежливости, слетающие из уст Коли, вызывают у неё
вспышку гнева: «Таня задрожала от гнева.

— «Простите, пожалуйста»! – повторила она
несколько раз. – Какая вежливость! Ты бы лучше не
задерживал нас. Из-за тебя мы прозевали клёв»
[18].

А прекрасное описание бурана, созданное с
помощью выразительных эпитетов, сравнений,
олицетворений, метафор?! Эта музыка стихии! Ветер,
снег, звуки бури – звучание настоящего оркестра:
«А метель уже занимала дорогу. Она шла стеной,
как ливень, поглощая свет и звеня, как гром меж
скал. <…> Высокие волны снега катились ей
[Тане] навстречу – преграждали путь. Она
взбиралась на них и снова опускалась и всё шла и
шла вперёд, плечами расталкивая густой,
непрерывно движущийся воздух, при каждом шаге
отчаянно цеплявшийся за одежду подобно колючкам
ползучих трав. Он был тёмен, полон снега, и ничего
сквозь него не было видно. <…> всё исчезло,
скрылось в этой белой мгле» [19].

Как не вспомнить тут «Буран» С.Т. Аксакова
или описание метели в повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»!?

Как ни странно, но произведение Рувима
Фраермана, созданное зимой 1938 года, когда
основным литературным методом в стране был
провозглашённый ещё на первом съезде писателей
социалистический реализм, не похоже на другие
произведения этого периода (оно скорее ближе к
классике русский литературы девятнадцатого
века). Автор не делает ни одного из героев
отрицательным, плохим. А на мучающий Таню вопрос,
кто же виноват, что всё так случилось, отвечает её
мама: «…люди живут вместе, пока любят друг
друга, а когда не любят, они не живут вместе – они
расходятся. Человек свободен всегда. Это наш
закон на вечные времена» [20]. От других же
произведений писателя о Дальнем Востоке “Дикая
собака динго…” отличается тем, что
мировоззрению “естественного” человека,
эвенкийского мальчика, противопоставлено
сознание Сабанеевой Тани, смятённое целым рядом
внезапно возникших психологических проблем,
которые связаны с непростыми семейными
отношениями, терзаниями первой любви, “трудным
возрастом”.

Примечания

  1. Прилежаева М. Поэтический и нежный талант. //
    Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск, 1988. С. 5.
  2. Фраерман Р. …Или повесть о первой любви.//
    Фраерман Р.И.. Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск, 1988. С. 127.
  3. Путилова Е. Воспитание чувств. // Фраерман Р.И.
    Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
    Кузнецова А.А. Честное комсомольское. Повести.
    Иркутск, 1987. С. 281.
  4. http.//www.paustovskiy.niv.ru
  5. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск, 1988. С. 10–11.
  6. Там же. С. 10.
  7. Там же. С. 11.
  8. Там же. С. 20.
  9. Там же. С. 26.
  10. Там же. С. 32.
  11. Там же. С. 43.
  12. Там же. С. 124.
  13. Путилова Е. Воспитание чувств. // Фраерман Р.И.
    Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
    Кузнецова А.А. Честное комсомольское. Повести.
    Иркутск, 1987. С. 284.
  14. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск, 1988. С. 36.
  15. Николаев В. И. Путник, шагающий рядом: Очерк
    творчества Р. Фраермана. М.,1974. С. 131.
  16. Там же.
  17. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск, 1988. С. 46.
  18. Там же. С. 47.
  19. Там же. С. 97–98.
  20. Там же. С. 112.

Список использованной литературы

  1. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988.
  2. Николаев В. И. Путник, шагающий рядом: Очерк
    творчества Р. Фраермана. М.: Дет. литература. 1974, 175
    с.
  3. Писатели нашего детства. 100 имён: Биографический
    словарь в 3-х ч. Ч 3. М.: Либерия, 2000. Стр. 464–468.
  4. Прилежаева М. Поэтический и нежный талант. //
    Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. стр. 5–10.
  5. Путилова Е. Воспитание чувств. // Фраерман Р.И.
    Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
    Кузнецова А.А. Честное комсомольское. Повести:
    Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987,
    стр. 279–287.
  6. Русские писатели XX века: Биографический
    словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия.
    Рандеву-А.М., 2000, стр. 719–720.
  7. Фраерман Р. …Или повесть о первой любви.//
    Фраерман Р.И.. Дикая собака динго, или Повесть о
    первой любви.  Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. Cтр.
    125–127.
  8. Фраерман Р. Связь времён: Автобиография.// Вслух
    про себя. М.: Дет. лит., 1973. Стр. 267–275.
  9. Яковлев Ю. Послесловие. // Фраерман Р.И. Дикая
    собака динго, или Повесть о первой любви. М.: Дет.
    лит., 1973. Стр. 345–349.

Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р. И. Фраермана и его произведением « Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

Задачи:

1. познакомить учащихся с содержанием, темой и идеей произведения;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3. воспитывать у учащихся желание иметь настоящих друзей, самим уметь дружить, мечтать и верить в лучшее

1. Опрос домашнего задания

Учащиеся расскажут о творчестве писателя Р. И. Фраермана

2. Актуализация знаний

Просмотр слайдов о творчестве и биографии Р. И. Фраермана

3. Объяснения нового материала

*Показ портрета Фраермана

*Рассказ учителя о писателе и о повести.

Р. И. Фраерман –детский писатель. Он написал немало произведений о детях и для детей. Лучшая книга Р. И. Фраермана – «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». В ней рассказывается о жизни школьников из маленького городка на Дальнем Востоке, о их настоящей дружбе, которая заставила Таню и Фильку рисковать жизнью ради спасения Коли; о первой любви, которая каждого из нас делает лучше.

Повесть заканчивается светлой грустью: ребята прощаются с детством, вступают в страну, называемую юностью, но идут уже каждый своей дорогой.

* Чтение глав «В лагере», «Урок русского языка», «Встреча с писателем», стр. 218-232

Конспект урока по литературе по теме Р. И. Фраерман Дикая собака динго, или повесть о первой любви

4. Закрепление нового материала

5. Рефлексия

* Вопросы по содержанию и анализу после каждой главы (из учебника)

* Вопросы по содержанию и анализу:

— О чем говорится в повести?

— Как повесть влияет на челвоека?

Дневн. двойн. записи

6. Подв. итогов.

Заполняют листы самооценив. и взаимооценив.

Полную информацию смотрите в файле. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дизайн мышления
  • Сценарий диалоговой площадки референдум
  • Сценарий диалоговой площадки патриотизм
  • Сценарий диалога на равных
  • Сценарий диалог на день матери