Сценарий дистанционного курса пример

Алгоритм по написанию сценария электронного курса от eLearning-эксперта. Подробный разбор обязательных элементов сценария. Концепция курса.

← Предыдущий урок
Это третий урок из цикла «Марафон: как создать онлайн-курс». Для полного погружения в тему, лучше начните с первого.

Сценарий — техническое задание, детальное описание будущего курса: из каких разделов состоит, что происходит на каждом слайде, нужна ли анимация, тесты, тренажеры, видео.

Без хорошо проработанного сценария режиссер не снимет фильм, а разработчик — не соберет курс. Тех, кто этим шагом пренебрег, ждет череда «переделок» и «перекроек». И как итог: логические нестыковки, неэффективно потраченное время и однобокое отражение темы — такой курс бесполезен.

Чтобы написать качественный сценарий, не обязательно родиться Хичкоком или окончить ВГИК. Главное — хорошо разбираться в теме будущего курса и следовать инструкции. Какой, расскажет эксперт в области eLearning и основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов.

Шаг 1. Определите тип курса

Александр Виноградов

Александр Виноградов,
основатель студии по разработке электронных курсов New York

Из первого урока вы помните, что электронные курсы делятся на три типа: информационные, тренинговые и мотивационные. Какой выбрать, зависит от целей. Сценарии разных типов отличаются ещё и по сложности:

Легкий уровень: информационные курсы. Основная цель — проинформировать сотрудников и рассказать, как использовать полученные знания в работе. К примеру, познакомить с новым продуктом компании. Здесь может не быть героя и сюжета. Поэтому в сценарии достаточно описать, на каком слайде о чем рассказать: к примеру, на первом — об основных характеристиках продукта, на втором — о преимуществах перед конкурентами.

Средний уровень: мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. Например, персонал не соблюдает правила пожарной безопасности на рабочем месте, и вам нужно мотивировать сотрудников.

В таких курсах хорошо срабатывает персонаж — вовлекает в обучение. В материале про пожарную безопасность логично будет смотреться пожарный инструктор. Он расскажет, к чему приводит пренебрежение правилами и как избежать ЧП. Также важно добавить побольше практических заданий.

Сложный уровень: тренинговый курс. Основная цель — прокачать старый навык или развить новый. В курсе должна быть история. Здесь важно продумать сюжет, конфликт, место и время действия, главного героя и не только.

Ниже я расскажу, как писать сценарий к тренинговому курсу. Если вы возьмете эту высоту, то легко справитесь задачами попроще.

Итоги шага: вы определили, какой тип курса поможет лучше всего решить поставленные задачи.

Шаг 2. Выберите элементы курса

Тренинговый курс — это поучительная история. В основе каждой истории:

  • сюжет;
  • главный герой;
  • действующие лица;
  • конфликт;
  • место и время действия;
  • предисловие и послесловие.

Профи из сферы дистанционного обучения называют это «элементами курса». Из них, как из деталей конструктора, легко собрать бодрый рассказ.

Определиться с элементами гораздо проще, если отталкиваться от целей и задач проекта.

Разберем элементы курса на примере электронного тренинга «Холодные звонки по горячему телефону» для менеджеров турагентства, который я разработал в iSpring Suite.

Курс Холодные звонки

Цель курса: менеджеры должны правильно делать холодные и теплые звонки, избавиться от страха неудачи.

Задача курса: научить основным приемам холодных и горячих звонков.

Целевая аудитория: специалисты офисов продаж туристических услуг, в основном — девушки 20-35 лет. Хорошо владеют ПК, значит, можно делать упражнения с любой механикой.

Технические данные: возможности послушать звук нет, значит, дикторскую начитку исключаем. Курс будут проходить с компьютера. Мощность ПК — выше средней. Интернет-канал — хороший. Значит, можно сделать сложную графику.

Психология в тренинговом курсе играет важную роль. Потому главный герой должен максимально копировать сотрудника компании, а описываемые ситуации — реальность, иначе курс станет забавной и бесполезной компьютерной игрушкой.

Какие элементы я выбрал:

Сюжет должен отражать реальные проблемы и ситуации, с которыми сталкивается обучающийся. В моем случае это стандартная история: менеджер должен позвонить клиенту и продать тур, но боится допустить ошибку.

Главный герой — наставник: он дает советы, помогает решить поставленные задачи. В моем случае это менеджер турагентства. Когда-то он тоже не умел звонить клиентам и боялся поднять трубку. Теперь легко заключает сделки по телефону и хочет поделиться опытом.

Главный герой — персонаж, с которым обучающийся должен себя ассоциировать. Потому они должны быть максимально схожи: пол, возраст, имидж, стиль одежды. Это сильнее вовлекает в курс.

Хорошо проработанный герой помогает лучше запомнить, о чём рассказывалось в курсе — процент остаточных знаний увеличивается на 10-15%.

1

Действующие лица помогают моделировать реальные ситуации и вовлекать в обучение. Их количество в истории не ограничено — все зависит от целей курса и ваших возможностей.

В моем курсе всего одно действующее лицо — клиент.

Сценарий электронного курса

Через клиента я плавно погружаю в конфликт и разыгрываю типичный сценарий: менеджер боится позвонить и предложить тур, т.к. «не хочет никому ничего навязывать».

Конфликт — чаще всего это сложная задача, которую должен решить сотрудник. Преодолевая сложности, он приобретает новые навыки.

Конфликт в курсе «Холодные звонки по горячему телефону»: менеджер должен преодолеть страх звонка, позвонить клиенту и заключить сделку, следуя простым правилам.

Сценарий электронного курса

Место действия. Тема курса подскажет подходящую локацию. Если это курс по культуре производства, логично показать цех. Если по пожарной безопасности в офисе — коридоры компании или рабочий кабинет.

В моем курсе два места действия: квартира клиента и офис продаж турагентства.

При создании обстановки важно продумать детали, чтобы усилить реальность происходящего. В курсе клиент сидит за рабочим столом у компьютера — он хочет купить тур. И если именно сейчас не позвонит наш герой, то деньги достанутся конкуренту.

5

Время действия. В курсе будет день или ночь? Отталкивайтесь от графика работы обучающегося. В турагентстве менеджеры по продажам работают с 9.00 до 18.00.

Время действия не ограничивается лишь положением стрелок на часах. Вы можете перенести действие в эпоху Римской империи или трехтысячный год. Главное, чтобы это не нарушало логику курса и вовлекло в обучение.

Предисловие (введение). Расскажите здесь о целях курса. Сотрудник поймет, на что обращать внимание и какой от него ждут результат.

Стандартное «После изучения курса вы должны знать…» не подойдет. Вооружившись новыми знаниями, сотрудник должен лучше отжигать на передовой. На это и делайте фокус. Программируйте человека. Поэтому лучше написать: «вы познакомитесь», «вы научитесь».

сценарий электронного курса

Где расположить цели:

  • полная сводка целей должна быть в самом начале курса;
  • перед каждым разделом должны быть свои цели.

Послесловие (заключение). Это краткое резюме пройденного материала, чтобы все знания из курса улеглись у читателя в голове и он смог ими пользоваться в работе.

Главное в послесловии — не дублировать введение. Если введение — это непринужденное знакомство, то заключение — то, что должно запомниться на всю жизнь.

Чаще всего послесловие я беру из материалов заказчика. К примеру, цитату американского эксперта по продажам Гранта Кардона я выписал из рабочей тетради для очного обучения менеджеров. Эта фраза сразу западает в память, резюмирует и закрепляет пройденный материал.
Сценарий электронного курса

Итоги шага: вы придумали сюжет, главного героя, действующих лиц, проработали другие элементы курса. Пора писать концепт!

Шаг 3. Составьте концепт курса

Концепт — краткое описание идеи курса: о чем он, как это будет выглядеть, какие испытания ждут пользователя (тест, диалоговый тренажер), кто из персонажей даст обратную связь.

Продумайте в какой момент давать теорию и практику. Отталкиваться стоит от целевой аудитории. Если знания по теме нулевые — сперва теория, если люди в теме — практика.

Не забывайте и о сюжете. Я обычно использую классическую трехактную структуру повествования (сторителлинга):

  • погружение в конфликт;
  • развитие событий;
  • развязка.

Это сокращенный вариант цикла Колба — теории, которую используют при очных тренингах. Суть: сперва пользователю дают небольшое задание, и он его проваливает. Далее, по ходу истории, пользователь учится вместе с главным героем. В финале очередное испытание. На этот раз пользователь может получить пятерку, если хорошо усвоил материал.

Для меня концепт — это небольшой документ в Word, в котором я собираю воедино все элементы курса в виде небольшого рассказа.

16-2

Итоги шага: готово краткое содержание курса, понятно, когда давать теорию и практику, какие упражнения больше подойдут.

Шаг 4. Составьте структуру

Структура — это порядок. Она помогает придать курсу форму. Без структуры курс — просто подборка слайдов, со структурой — образовательный продукт.

Структура невидима сама по себе, но она влияет на организацию курса, его содержание, ритм и восприятие. Когда структура правильная, курс выглядит логично, ученику легко в него погрузиться и запомнить важное.

Первое, чему нужно научиться при создании структуры, — делить курс на модули. Модуль — это большой блок логически связанной информации, аналог раздела в книге.

Важно показать через модули внутреннюю логику курса, а если логики нет — создать ее.

Логика курса — это строгая последовательность выдаваемой информации. Одна тема следует за другой. Каждая новая тема должна основываться на предыдущей.

Курс «Холодные звонки по горячему телефону»

Нет логики Есть логика
Какие бывают скрипты звонков Модуль 1. Холодный звонок
Провокации в переговорах Модуль 2. Звонок сопровождение
Холодные и теплые звонки — отличия Модуль 3. Теплый звонок
Методы аргументации Модуль 4. Этапы теплого звонка
Способы работы с критикой Модуль 5. Тест

Модули нужны в любом курсе длиннее пяти слайдов, чтобы навести в нем порядок. Представьте, что модуль — это икеевская коробка. Сложил в нее вещи — уже ощущение порядка, а если еще внутри этой коробки навести порядок, то вообще хорошо.

Сценарий электронного курса

В моем курсе четыре «икеевских коробки»

Деление на модули — это первый этап в создании структуры. Дальше нужно раздробить каждый модуль на части.

Модуль — это мини-курс. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.

Введение в модуле — это главная мысль. Она напрямую соотносится с заголовком.
Сценарий электронного курса
Вместо главной мысли в начале можно обозначить цели модуля или познакомить пользователя с действующими лицами, чтобы плавно погрузить в историю.
сценарий электронного курса

Основная часть в модуле. После введения мы создаем произвольное количество слайдов с текстом, картинками, видео. Они раскрывают то, что заявлено вначале.

Если в модуле все правильно структурировано, в основной части будет только то, что хоть как-то упомянуто во введении. Если этого нет во введении, этого не будет в основной части.

Заключение в модуле. Помимо краткого резюме и послесловия здесь также можно поставить небольшой тест или диалоговый тренажер для практики.

Тест Типы насосного оборудования

У каждого теста и диалогового тренажера должен быть свой мини-сценарий. Подробнее об этом — в следующих уроках. На этапе структуры курса важно лишь определить тип практического задания:

  1. Обучающее задание. Цель — пользователь должен закрепить изученный материал. Поэтому в настройках можно задать несколько попыток на правильный ответ, неограниченное время прохождения и низкий проходной балл.
  2. Проверяющее задание. Более жесткая проверка знаний: одна попытка на правильный ответ, ограниченное время и высокий проходной балл.

Практические задания можно поставить после каждого модуля курса, но контрольный тест — в самый конец.

сценарий электронного курса

Итоги шага: вы поделили тему на логические модули, в каждом модуле есть введение, основная часть и заключение.

Шаг 5. Напишите тексты и распределите по слайдам

Структура готова, пора приниматься за тексты. «Причесываем» материал, который собрали сами или получили от эксперта.

Чтобы написать сильный текст, следуйте пяти правилам:

  1. Будьте проще. «Под термином «скрипт звонка» следует понимать заранее продуманную или запрограммированную последовательность действий» — язык сломаешь. Старайтесь писать простые и понятные фразы, избегайте длинных слов. Так легче уловить суть: «Скрипт — это менеджерская инструкция по общению с клиентом. Он помогает грамотно ответить на вопросы, проработать возражения и привести клиента к нужному действию».
  2. Отожмите воду. Писать длинно и замысловато было модно в девятнадцатом веке. Сегодня темп сжат до предела, и на многоступенчатые повествования нет времени. Фокусируйтесь на важном.
  3. Думайте о пользе. Написав сценарий, поставьте себя на место обучающегося: «Интересно ли будет мне читать такой материал? А полезно?». Применяя принцип персонализации, мы получаем заинтересованных слушателей, жаждущих пройти курс. Если в курсе сложная навигация, давайте подсказки, помогайте разобраться с заданием.
  4. Делите текст на блоки. Один слайд — одна законченная мысль.
  5. Увлекайте. Люди лучше запоминают информацию, подкрепленную интересными фактами и цитатами.

Для подстраховки загрузите текст в «Главред». Этот сервис поможет найти штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А также подскажет, как отредактировать текст, чтобы читатель легко усвоил информацию.

Готовый текст поставьте на нужный слайд в PowerPoint или создайте в Word таблицу в с тремя колонками. В первой — номер слайда, во второй — описание происходящего на слайде, в третьей — текст для пользователя.

Модуль№1 Что происходит на слайде Текст на слайде
Слайд №1 Вступление. На фоне размытого офисного кабинета появляется золотой кубок. После появляется текст вступления. Святой грааль продаж.
Если вы не позаботитесь о своих Клиентах, о них обязательно позаботится кто-то другой.
Слайд №2 Приветствие. Появляется главная героиня. Она начинает рассказывать о целях курса после того, как пользователь кликнет на экран. Добрый день! Меня зовут Ирина, и сегодня мы научимся эффективно совершать холодные звонки избавимся от страха поднять трубку и разберем самые важные моменты при разговоре с клиентом.

Для начала давайте разберем две ситуации с разным исходом.

Некоторые разработчики курсов вместо таблички вставляют текст в PowerPoint или рисуют скетчи от руки: добавляют черновые картинки, кнопки, иконки. Такой вариант уже выглядит не как текстовый сценарий, а скорее как раскадровка.

Сценарий электронного курса

Изначально некоторые слайды я оформлял так

Важно: обращайтесь к пользователю одинаково на протяжении всего курса. Если вы начали с неформального «Эгей, дружище! Как дела?! А не пора ли тебе поучиться?…», не нужно на следующем слайде говорить на «Вы».

Не забывайте о корпоративных стандартах: например, писать слово Клиент с большой буквы, не использовать антирекламу конкурентов, сленг и мемы.

Итоги шага: готов текст для каждого слайда. В тексте нет воды, канцеляризмов и другого словесного мусора.

Шаг 6. Проверьте сценарий на соответствие целям и задачам курса

К чему приводят курсы без цели и задач, подробно написано в первом уроке.

Проверьте, достаточно ли раскрыта тема или стоит добавить информации? Чему сотрудник научится? Сможет ли использовать знания уже завтра?

Пример: нужно обучить новобранца пяти ступеням продаж. В курсе много теории, разбитой на блоки: Вступление в контакт – Выявление потребностей – Презентация товара – Отработка возражений – Завершение сделки. Но нет ни одного кейса, не прописаны скрипты, практика далека от реальных ситуаций.

Чему научится человек? Пяти ступеням продаж! Сможет ли он использовать знания в работе? Нет. Задача выполнена, но цель не достигнута! Эффективность — ноль. Все потому, что у курса сбит прицел. Ваш должен стрелять в десятку.

Теперь вы знаете, как написать сценарий для курса. В следующем уроке мы расскажем, как сверстать и задизайнить курс.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!

← Предыдущий урок    Следующий урок →

16 мая 2019

Разработка электронного курса от А до Я: сценарий

Зачем нужен сценарий курса, как он создается и как правильно его проверять

Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами.

Контролирует качество сценариев всех курсов компании, лично разрабатывает сценарии.

Руководитель отдела педагогического дизайна

Руководитель отдела разработки проектов

Сценарий — это прототип для разработки электронного курса, сделанный в виде презентации. В нем уже есть полностью готовый текст, упражнения, примеры картинок, описание анимаций и переходов между блоками. По сути это практически готовый курс, которому не хватает дизайна, интерактивных переходов, верстки и (иногда) видеороликов.

Так выглядит прототип слайда

Прототип одного из слайдов курса

Может показаться, что подготовка и согласование сценария — пустая трата времени и можно сразу на основе материалов начинать собирать курс с готовыми дизайном и интерактивом. Но на самом деле без сценария сделать качественный курс не получится. В этой статье мы:

  • Разберем, какое место занимает сценарий в e-learning.
  • Расскажем, как разрабатывается сценарий.
  • Рассмотрим, по каким критериям его оценивать.

Зачем нужен сценарий курса

Главная задача сценария — разработка структуры курса и проектирование пользовательского опыта. Кроме того, сценарий преследует еще три цели:

  • Показывает заказчику, как будет выглядеть курс. Даже если заказчик не сталкивался с электронными курсами и e-learning в целом, сценарий поможет ему представить, как будет работать готовый продукт.

Это прототипа слайда с упражнением

А так выглядит слайд уже в готовом курсе

  • Позволяет заметить и устранить ошибки до дизайна и разработки. Если утверждать голый неструктурированный текст, легко пропустить ошибки и логические несостыковки. Сценарий помогает наглядно оценить логику будущего курса и исправить недочеты с меньшими финансовыми и временными издержками на той стадии, когда еще не начались сложные работы по дизайну и проектированию.

  • Служит техническим заданием для дизайнеров и разработчиков. В презентации кроме текста электронного курса также находятся: примеры и описание иллюстраций для дизайнеров, указания по логике дизайна страниц, задачи по созданию определенных механик и работе анимации.

Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика

Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика

Подготовка и согласование сценария требуют много времени и внимания, но в итоге задают темп всему проекту. Они помогают определить дальнейшие сроки и не растягивать их, а также не тратить в будущем ресурсы на дополнительные согласования и переработки.

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Кто работает над сценарием

Со стороны провайдера над интерактивным курсом работают:

  • Педагогический дизайнер — основной автор сценария, специалист в e-learning. Он создает концепцию и определяет стиль подачи, продумывает элементы сторителлинга, разрабатывает структуру и формирует логику повествования, выбирает методический подход.
  • Менеджер проекта — связующее звено между заказчиком и педагогическим дизайнером. Руководит производством курса, занимается организацией и контролем качества, выстраивает коммуникацию в команде и общение с клиентом. Держит в фокусе потребности клиента и следит, чтобы затраты не выходили за рамки запланированных. Обеспечивает наличие времени и нужных материалов для разработки.
  • Старший педагогический дизайнер — первым проверяет сценарий после его создания.
  • Корректор — исправляет опечатки и грамматические ошибки.
  • Дизайнер — подключается на этапе сценария, если возникают вопросы по дальнейшей реализации, а также для создания визуальной концепции, стиля курса.

В разработке сценария электронного курса со стороны заказчика участвуют:

  • Менеджер проекта — отвечает за наличие необходимых материалов, обеспечивает связь с экспертом и получение от него информации. Контролирует, чтобы все согласования проходили в срок. Именно через него идет общение провайдера с заказчиком и экспертами.
  • Эксперт — собирает и передает материалы, проверяет факты и логику сценария.
  • Согласующее лицо (заказчик) — следит, чтобы курс соответствовал поставленным бизнес-задачам. Только после его утверждения сценарий уходит в разработку.

Стоит добавить, что иногда менеджер и заказчик — это одно лицо. Или менеджер может выступать в качестве эксперта. Если курс охватывает множество специализаций, то экспертов может быть двое и более. К примеру, курс Дельтакредит: один большой курс состоял из 20 курсов, и, разумеется, специалист по андеррайтингу и по заключению сделок — это разные люди.

Руководитель отдела разработки проектов

Важно, чтобы эксперт не просто передал материалы, а был на связи на протяжении всей разработки сценария. LEVEL — специалисты в электронном обучении, но не эксперты в производстве напитков, ювелирных украшений или выплавке металлов. Поэтому даже если эксперт заказчика передал хорошо подготовленный материал, педагогическому дизайнеру все равно могут понадобиться уточнения и разъяснения узкоспециализированных моментов.

Бывает, что эксперт передал не весь нужный материал — что-то забыл или посчитал слишком очевидным. Это становится заметно только при структурировании информации на этапе написания сценария, поэтому в любой момент педагогическому дизайнеру могут понадобиться новые материалы. Задача менеджера со стороны заказчика — не только передать материалы от эксперта, но и предоставлять информацию в случае необходимости. А после написания сценария ー все проверить и согласовать.

В проектировании курсов мы стараемся удержать баланс между «трудно» и «интересно». Если курс будет слишком интересным и увлекательным, но не вызовет трудностей, пользователь не получит должного учебного опыта, а просто весело проведет время. Если же курс будет слишком трудным и неинтересным, то пользователь, скорее всего, бросит занятия и тоже ничему не научится.

Руководитель отдела педагогического дизайна

Что нужно подготовить для написания сценария электронного курса

Чтобы педагогический дизайнер начал писать сценарий, менеджеру со стороны клиента нужно:

  • Четко сформулировать цель и задачи обучения и озвучить их до начала работ.
  • Предварительно собрать под эту задачу материалы — теорию и практические ситуации для упражнений. Подробнее о сборе материала мы писали в отдельной статье.
  • Если есть особенные требования к стилистике повествования или визуальной составляющей, к интерактиву ー рассказать о них. К примеру, обозначить, что в компании принят формальный язык общения, обращаются на «вы», или все, наоборот, общаются демократично. Есть ли в компании дресс-код, какой уровень компьютерной грамотности у целевой аудитории, насколько уместен юмор и уместен ли.

Чем качественнее будут материалы, тем более быстро и гладко пойдет разработка электронного курса.

Заказчик хочет научить сотрудников банка правилам противопожарной безопасности. Он заполняет бриф и отправляет его менеджеру проекта

Из этих ответов менеджер узнает о текущем обучении, причинах выбора нового формата и целях

Нам важно понять, какие материалы используются для обучения, какие существуют технические и организационные ограничения

Теперь провайдер начнет собирать из этих материалов сценарий

Чтобы получить бриф, скачайте его по ссылке ниже:

Как разрабатывается сценарий интерактивного курса

До разработки сценария проводится подготовительный этап — менеджер проводит с клиентом ознакомительную встречу, задает вопросы по брифу, выявляет ожидания и основные требования к интерактивному курсу. А также помогает клиенту понять, что такое e-learning и как будет выглядеть наша совместная работа. Потом заказчик собирает недостающие материалы, озвучивает пожелания по оформлению и стилистике, и начинается стремительный запуск проекта: работа над сценарием. Ниже мы рассмотрим его этапы.

1. Изучение. Педагогический дизайнер внимательно изучает предоставленный заказчиком контент, вникает в информацию и структурирует ее. На этом этапе могут потребоваться уточнения от эксперта, чтобы восполнить пробелы в материале.

2. Разработка матрицы.
В документе Excel составляется таблица со структурой курса. В матрице весь контент поделен на блоки, прописана логика курса, основные упражнения и интерактивы: слайды, ролики, тренажеры, демонстрации и т. п. Если в интерактивном курсе будут использованы персонажи и сторителлинг, они также прописываются в матрице.

    • Матрица курса по продукту провайдера цифровых услуг и сервисов

      Матрица курса по продукту провайдера цифровых услуг и сервисов

      • Проверяется соотношение теории и практики для соблюдения баланса.
      • Учитывается динамика курса, чтобы чередовались действия с разным уровнем активности и вовлеченности пользователя.
      • Продумываются элементы геймификации, если их нужно будет добавить в курс.

      Здесь же педагогический дизайнер с менеджером оптимизируют материал под запланированное заказчиком время курса и выделенный бюджет. Матрицу проверяет старший педагогический дизайнер на соответствие стандартам e-learning.

      3. Согласование матрицы.
      Таблица со структурой отправляется менеджеру со стороны клиента, чтобы он согласовал ее у эксперта и заказчика. Эксперт подтверждает, что материал выстроен правильно, все необходимые темы учтены и присутствуют в необходимом объеме, а упражнения отрабатывают нужные навыки. Матрица правится до двух раз, пока не примет финальный вид.

      4. Разработка сценария электронного курса. По матрице педагогический дизайнер начинает писать курс с учетом стандартов e-learning — перерабатывать присланный заказчиком контент, разрабатывать упражнения, описывать иллюстрации и интерактив. Все это он делает, основываясь на принципах педагогического дизайна. Иногда на этом этапе к разработке подключают дизайнера и разработчика.

      Педагогический дизайнер держит в фокусе внимания потребности будущего пользователя курса. Поэтому он грамотно планирует когнитивную нагрузку, учитывает пользовательский опыт, чтобы ученику было комфортно заниматься.

      Разработка сценария — это один из самых творческих, интересных и объемных этапов в разработке курса. Здесь придумываются форматы подачи, метафоры, прорабатываются характеры персонажей и пр. Часто на этом этапе у нас могут быть мозговые штурмы среди педагогических дизайнеров, иногда с привлечением менеджера и других участников команды разработки.

      Руководитель отдела педагогического дизайна

      5. Внутренняя проверка. Когда разработка сценария электронного курса завершена, старший педагогический дизайнер обеспечивает «взгляд со стороны» — проверяет, чтобы все было логично, согласовано и понятно, а курс выполнял поставленные учебные цели, вносит рекомендации по улучшению курса. Менеджер проекта смотрит и вычитывает сценарий на предмет качества повествования, сторителлинга, полноты технических заданий, а также на предмет того, чтобы курс соответствовал целям и стандартам клиента. После этого корректор вычитывает сценарий, исправляет опечатки и нормализует грамматику, проверяет структуру, вносит при необходимости рекомендации по улучшению смыслового контента. После отработки комментариев коллег методологом и проверки качества последней версии менеджером и корректором сценарий считается готовым со стороны LEVEL.

      6. Утверждение у заказчика. Сценарий высылается менеджеру со стороны клиента, при необходимости вносятся последние правки. После утверждения сценарий уходит последовательно к дизайнерам и разработчикам для окончательного превращения в интерактивный курс. Эксперт от заказчика еще привлекается, но только для утверждения сложных технических иллюстраций.

      Разбор слайда в мобильном курсе для магазина «Перекресток»

      Слайд с упражнением в курсе про систему нагревания табака

      Если электронный курс очень большой и сложный, последовательность этапов разработки нарушается — сценарий создается и согласовывается по частям, согласованные части сразу уходят в разработку. Такой подход позволяет выпустить готовый курс быстрее: пока пишется сценарий ко второй части, первая уже готова — отрисована и сверстана. Это, как и любая срочность без потери в качестве, повышает стоимость разработки курса, поэтому подходит только для дорогих проектов.

      С новыми клиентами, не знакомыми с e-learning, LEVEL практикует утверждение «пилотного эпизода» сценария. Мы разрабатываем часть сценария, например, небольшой тематический блок на десять слайдов, и отдаем клиенту на согласование. Так он понимает, как вообще выглядит сценарий и в каком формате будет итоговый интерактивный курс.

      Пилотный слайд из курса о пожарно-технической безопасности

      Другой слайд из этого же курса с главным героем

      Если клиент постоянный и знаком с e-learning, а материала немного, сценарий электронного курса передается заказчику целиком. Менеджер со стороны клиента предоставляет все комментарии, а затем согласовывает.

      Как оценить качество сценария

      Большой опыт разработки электронных курсов позволил нам составить удобный чек-лист ключевых критериев для проверки сценария. Он поможет разобраться, на что нужно обратить внимание при проверке. Вы можете ознакомиться с его содержанием, скачав по ссылке:

      Если заказчик и эксперт — это разные люди, заказчику все равно необходимо проверить сценарий. Если эксперт проверяет на каждом слайде именно теорию и практику, то менеджеру со стороны клиента и заказчику нужно посмотреть сценарий в целом и убедиться, что:

      • Сценарий сконструирован под потребности целевой аудитории.
      • Решается поставленная в самом начале бизнес-задача: сценарий учит тому, что нужно.
      • Формат обучения является подходящим — используются реалистичные персонажи и примеры, которые соответствует реальному положению дел.
      • Личность и характер персонажей будут близки и понятны учащимся.
      • Общая стилистика электронного курса соответствует имиджу компании.

      Важно, чтобы все согласующие лица просмотрели сценарий внимательно и вовремя — только так получится уложиться в установленные сроки.

      Чего лучше не делать при проверке сценария

      LEVEL — эксперты в области e-learning. Мы разбираемся в том, что такое педагогический дизайн, как правильно подать информацию и адаптировать текст для учеников.

      Всем участникам проекта необходимо прислушиваться к методическим решениям педагогического дизайнера. Нормально сомневаться, давать комментарии, задавать вопросы, если что-то непонятно. Всегда приветствуется как конструктивная критика, так и комплименты. Чего не стоит делать, так это категорично настаивать на коррекции не по рациональным причинам, а по субъективным, потому что «это не нравится, мне так хочется». Так мы вместе сможем сделать качественный курс для пользователя.

      Руководитель отдела разработки проектов

      При проверке на предмет качества заказчику нежелательно:

      • Пытаться изменить саму структуру подачи информации, если в сценарии не нарушена логика.
      • Предлагать решения, не помогающие облегчить обучение, например отрисовку сложной интерактивной картинки или дополнительную геймификацию. Это может отвлечь от обучения.
      • Пытаться добавить в текст интерактивного курса очень сложную документацию. Ее можно предложить в качестве дополнительного материала, но внутри курса она может помешать.
      • Настаивать на дословном добавлении в курс какой-нибудь книги или серии лекций. Педагогический дизайнер специально перерабатывает информацию так, чтобы она была максимально понятной и доступной, и книжный формат для e-learning не подходит.
      • Просить обязательно добавлять в интерактивный курс уже готовые материалы — видеоролики, презентации, вебинары, если им там не место. Это часто нарушает логику повествования и отвлекает от основной задачи. Материалы нужно просто передать педагогическому дизайнеру — а он выберет, что именно включить в курс.
      • Намеренно усложнять текст, добавлять сложные термины и обороты. Или наоборот, требовать дословно воспроизводить тяжело читаемую документацию. Правила качественного электронного курса таковы, что интерактивный курс должен учитывать интересы пользователей и делать курс интересным и понятным.

      Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям и рекомендациям заказчика, вносим в курс то, что действительно пойдет на пользу обучения. Если же замечания не улучшат курс — объясняем, почему не можем сделать так, аргументируя все с точки зрения принципов педагогического дизайна.

      Сценарий — это основа интерактивного курса. Именно от совместной работы заказчика и провайдера на этом этапе зависит, решит ли разработка электронного курса поставленную изначально бизнес-задачу, будет ли курс интересен ученикам и полезен для вашей компании.

      Как вы работаете с провайдером на этапе создания сценария? Расскажите в комментариях о своем опыте.

      Авторы: Елена Шпрингер, КАРИНА ОВАНЕСЯН, Алена Майорова20 ноября 2020 добавили новые примеры прототипов слайдов

      Свежие публикации сотрудников и материалы о корпоративном e-learning. Два раза в месяц по четвергам.

      Подписались, а письма не приходят? Пишите на marketing@levellab.ru

      Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

      Интересный факт – даже если картинка в презентации не относится к тексту, информация все равно запомнится лучше, потому что образ оставит в ней след. На усвоение новых знаний влияет много факторов, но чтобы электронный курс принес максимальную пользу, его нужно грамотно «упаковать». В статье расскажем, с чего начать создание курса и как подготовить сценарий.

      1. Определить основную задачу онлайн-курса

      Спрашиваем себя: «Что должен уметь делать сотрудник после обучения?». Даем ответ на вопрос и понимаем, какого результата нужно достичь. Исходя из этого формируем основную задачу и начинаем собирать необходимый контент.

      2. Понять, кто целевая аудитория курса

      Нужно учеть, кто и в каких условиях будет проходить ваш курс.

      Устройства. Если вашей аудитории удобнее учиться со смартфона, а не ПК, то курс обязательно должен быть адаптирован под мобильные устройства.

      Скриншот элетронных курсов со смартфона
      Обучение с мобильных устройств в Mirapolis LMS

      Уровень знаний. Опытные сотрудники будут зевать над базовым курсом, а новички не разберутся в нюансах без предварительного погружения в тему. Это может влиять не только на содержание курса, но и на сроки обучения.

      Обучение не обязательно должно длиться часами. Микрообучение – новый подход, который не только экономит время сотруников, но и помогает лучше усваивать материал. Подробно о нем рассказывали в этой статье.

      Соцдем. Если вы пользуетесь СДО, то можете выгрузить данные учащихся и получить срез по возрасту и полу либо пообщаться с экспертом, который отвечает за тему – у него есть более-менее сложившийся портрет аудитории. Например, если вы разрабатываете курс для сотрудников 40+, то дизайн будет более строгим. Если учиться будет аудитория 20-25 лет, то можно сделать смелее дизайн и дополнить все это геймификацией.

      3. Собрать информацию

      Можно использовать уже имеющиеся материалы – внутренние нормативы, презентации о продукции, записи прошедших занятий или создать новый контент. Участвовать в подготовке материалов для лекций могут опытные сотрудники: создавать презентации, записывать видео, скринкасты, моделировать ситуации, на примере которых обучаются новые сотрудники.

      Скриншот медиатеки в Mirapolis LMS

      Все необходимые материалы для создания курса можно загружать в медиатеку Mirapolis LMS

      4. Продумать логику курса

      Представим, что ваш курс посвящен знакомству с новым продуктом. Значит, первый смысловой блок будет рассказывать о его характеристиках, второй – о конкурентных преимуществах, третий – о способе производства, а последний учить презентовать его покупателям. Представьте, что вы готовите урок для ребенка – обучение должно быть выстроено логично и понятно.

      Сценарий нужен, чтобы устранить недочеты до сборки курса, избежать переделок и продемонстрировать руководству, как будет выглядеть итоговый вариант.

      Фото системы Mirapolis LMS

      Так выглядит курс изнутри в Mirapolis LMS

      5. Выбрать подходящие форматы для обучения

      Заранее определитесь, сколько в вашем курсе будет теории, а сколько практики. Например, в курсе по отработке скриптов продаж оптимально сочетать теорию и практику в равных долях. Теорию может объяснять специально введенный персонаж – тренер, а для практики можно использовать экзамен по видеосвязи.

      • Презентации, инфографики, электронные книги – удобный вариант для знакомства с новым продуктом, выдержками из стандартов или инструкций, которым нужно следовать в процессе работы.
      • Видеолекция – обучающий ролик в формате телевизионной передачи, вебинара или скринкаста с закадровым комментированием происходящего на экране.
      • Тесты – оптимальное решение для закрепления учебного материала. Вводятся в качестве небольшой практики после каждого раздела общего курса.

      Вовлекать сотрудников в обучение проще и эффективнее с помощью игровых подходов в обучении. Подробнее о геймификации и ее реализации с помощью Mirapolis LMS рассказали в этой статье.

      • Аудиоподкасты – объяснение материала в аудиоформате тоже удобно использовать для теоретических занятий.
      • Диалоговые тренажеры – интерактивные упражнения, имитирующие беседу. Помогают отработать коммуникативные навыки. Этот формат подойдет для курсов по изучению техники ведения продаж, работы с возражениями и т. п.
      • Форум для совместного обсуждения – поможет наладить обратную связь и быстрое взаимодействие учащихся с преподавателем. Отлично подойдет для разбора домашних заданий.
      • Практические задания – подойдут для закрепления знаний после каждого смыслового блока. Чаще всего используется формат мини-теста.

      Узнайте как использует практические задания и форум отдел обучения в “Хенкель Баутехник”

      Пример структуры курса

      Традиционно онлайн-курс включает:

      • погружение в тему: теоретический материал;
      • практика: интерактивные упражнения, видеоуроки для проработки навыков;
      • проверка знаний: тесты, экзамен по видео.

      Пример структуры курса в Mirapolis LMS

      Пример курса для продажников

      Каждый модуль, из которого будет состоять курс, нужно разбить на слайды/блоки, прописать тексты и практические упражнения к ним, а также сформировать проверочные задания.

      Когда продуман концепт и структура курса, проработаны все модули и элементы сценария, можно приступать к дизайну, тестировать и запускать в работу.

      В системе дистанционного обучения Mirapolis LMS для сборки авторских онлайн-курсов удобно использовать встроенный конструктор. Можно загрузить в медиатеку любой контент, структурировать его и создать каталог вопросов для проверочных тестов.

      Педагогический
      сценарий электронного учебного курса

      ______________________Белобородова
      Анна Александровна________________________

      ФИО автора(ов)
      курса

      Название электронного курса

      Мир
      треугольников

      Название дисциплины, которой соответствует
      курс

      Геометрия

      Для какого класса

      7
      класс

      Краткая аннотация онлайн-курса

      Опишите
      основное содержание курса в 1-2 предложениях (до 400 символов)

      Курс
      включает в себя разделы по теоретическому и практическому изучения темы
      Геометрии 7 класса. Тема «Равенство треугольников» является основной, как в
      курсе изучения 7 класса геометрии, так и в последующих ступенях изучения
      предмета «Геометрия».

      Необходимый уровень подготовки слушателей

      Какие
      предварительные знания или навыки необходимы?

      Геометрическая
      фигура. Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость. Треугольники.

      Структура онлайн-курса и расписание

      Запишите
      упорядоченный список тем (разделов) курса

      Учебно-тематический
      план онлайн-курса:

      Название модуля (темы) и его краткое
      описание,

      содержание модуля, включая советы для его
      успешного прохождения (2-4 строки).

      Виды занятий в модуле

      Мною предусмотрены следующие виды занятий в
      модулях: технологии
      LMS Moodle будут использоваться для
      проведения занятий лекции, практических занятий и для оценивания метод тесты.
      Возможно будут форумы или чаты.

      Учебная нагрузка (в часах)

      Модуль 1.

      Тема 1.1.

      Тема 1.2.

      Модуль 2.

      Тема 2.1.

      Тема 2.2.

      Модуль 3.

      Тема 3.1.

      Тема 3.2.

      Основные понятия.

      Треугольники. Высота, медиана, биссектриса.

      Равнобедренный треугольник, его свойства и
      признаки. Равносторонний треугольник.

      Свойства равных
      треугольников.

      Признаки равенства треугольников (Первый,
      второй и третий признак равенства треугольников).

      Прямоугольные треугольники.

      Свойства прямоугольных треугольников.

      Равенство прямоугольных треугольников.

      1 час (1 час – на
      самообразование)

      2 часа (1 час –
      на самообразование)

      3 часов (3 часа –
      на самообразование)

      1 час

      4 часа (2 часа –
      на самообразование)

      1 час (1 час – на
      самообразование)

      4 часа (2 часа –
      на самообразование)

      Формула оценивания результатов по курсу

      Укажите
      в процентах, какую долю итоговой оценки за курс составляет каждый вид
      заданий. Помните, что в сумме должно выйти 100%.

      Модуль
      1 – 30%, Модуль 2 – 30%, Модуль 3 — 30 %, Активность форум(чат) + 10 %.
      Итого: 100%

      Результаты обучения

      Рекомендации

      Оценка результатов обучения может
      выполняться с использованием фонда оценочных средств

      В курсе может быть предусмотрена
      взаимная проверка работ или совместная работа обучающихся.

      Обучающиеся могут участвовать в
      процессе формирования нового контента курса.

      Оценка результатов обучения будет выполнятся по
      средством ФОС в виде итоговых проверочных и контрольных работ.

      Возможно, будет взаимная проверка работ
      или совместная работа обучающихся в процессе выполнения практических работ.

      https://lms.kgeu.ru/course/index.php?categoryid=44

      При разработке электронного курса (elearning) очень важно разработать сценарий. Отсутствие сценария увеличивает срок разработки дистанционного онлайн курса, повышает вероятность возникновения ошибок, недопонимания между заказчиком и исполнителем работ. С другой стороны, грамотно составленный сценарий, согласованный обеими сторонами, позволяет сверстать elearning курс очень быстро и снижает вероятность проблем при приёмке готового курса, ведь переписать сценарий гораздо проще, чем перевёрстывать готовые слайды, на которые тратилось время, на которых возможно используется какой-то код, переменные. А может на одном слайде сосредоточено столько информации, что его повторная вёрстка займёт очень много времени и ресурсов.

      Давайте попробуем выделить некоторые моменты, на которые следует обращать внимание при разработке сценария курса.

      Сценарий — это описание того, что будет представлять собой курс. При этом важно понимать, что сценарий электронного курса — это не просто перечень слайдов с указанием, что написано в текстовом блоке (а там 5 абзацев текста, которые учащийся обязательно проигнорирует) или что говорит персонаж. Сценарий как минимум включает в себя следующие элементы:

      1. Структура.
      2. Визуализация.
      3. Описание контента.

      1. Структура курса.

      Современные курсы выполняются в различных форматах: последовательность слайдов, вся информация на одном слайде (например, курс в виде викторины) и т.д.

      2. Визуализация.

      Визуализация — это описание того, КАК будет выглядеть курс, какие персонажи должны присутствовать в курсе, какие применяются визуальные приёмы, элементы оформления. Например, действие происходит на борту корабля и используются соответствующие элементы оформления шаблона: навигация по слайдам с помощью штурвала, главный персонаж в морской форме, оглавление курса выполнено в виде карты и пр.

      3. Описание слайдов и их контента.

      Если курс состоит из набора слайдов (на данный момент — это, пожалуй, самый популярный формат курсов), то необходимо добавлять его заголовок и описание. Это, возможно, одна из самых трудных задач для сценаристов, особенно начинающих. Сценарист должен точно понимать максимальную «вместимость» слайда, знать основы педагогического дизайна и на основе этого распределять материал в пределах курса таким образом, чтобы он не вызывал утомления и когнитивного перегруза, при этом эффективность его усвоения была высокой. У учащегося не должно быть возможности просто пролистать курс. Если такая возможность есть, ей обязательно воспользуются.

      Требования к сценарию курса.

      Сценарий электронного курса нужен как для дальнейшей вёрстки, так и для взаимодействия с заказчиком. Поэтому он должен соответствовать следующим требованиям:

      1. Сценарий должен быть понятен верстальщику. Для этого сценарист должен понимать особенности программы, в которой будет свёрстан курс. В разных приложениях используются разные термины для обозначения одних и тех же операций, имеются разные инструменты. Какие-то способы доведения материала проще реализуются в CourseLab, какие-то — в Captivate, какие-то — в Articulate.

      2. Сценарий несомненно должен быть понятен заказчику. Если ваш сценарий будет представлять собой набор технических описаний, то согласовывать его будет сложнее. Возможно какие-то термины придётся разъяснить. С другой стороны, длительная предварительная подготовка облегчит дальнейшую разработку и избавит от необходимости всё переделывать.

      3. Сценарий лучше делать максимально подробным, иначе верстальщику придётся брать на себя работу по додумыванию за сценариста или постоянно обращаться за пояснениями, что значительно увеличит время вёрстки курса. Ситуация значительно проще, если сценарист и верстальщик — это один и тот же человек. Однако это редкость. Как показывает практика хороший сценарист и хороший верстальщик — это два разных человека.

      В этой статье я обратил внимание на некоторые особенности сценария для дистанционного онлайн курса. Работа над сценарием elearning курса — это нелёгкий труд, который требует как знания в области разработки, так и высокого уровня общей образованности и развитости познавательных процессов, поскольку зачастую для написания сценария требуется быстро разобраться в новой теме.

      Написанию сценария можно научиться. Для этого старайтесь внутренне визуализировать описываемое явление, тренируйтесь сжато формулировать мысли. Сохраняйте удачные заготовки часто встречающихся вариантов сценария, описаний слайдов и действий пользователя, чтобы ускорить процесс написания.

      Если у вас есть примеры и кейсы написания сценариев дистанционных курсов, вы сталкивались с какими-трудностями или у вас есть что добавить к статье, милости просим в комментарии.

      +7 (499) 397-70-13
      info@s-l-m.ru

      Как написать сценарий к дистанционному курсу

      Итак, вы задумали создать обучающий курс, но не можете представить, насколько труден будет этот процесс и как много времени он займет. Стоит ли начать его сразу с поиска подходящего редактора курсов? Или прежде всего нужно озаботиться дизайном и подумать над оформлением?

      На самом деле, эти этапы тоже важны при разработке курса. Однако, начинать его создание, как и в случае с любым другим медиа-контентом, будь то YouTube-видео или статья для блога, лучше всего с примерного плана (структуры) или сценария. В этой статье мы как раз и поговорим о том, как и зачем его писать.

      Как карандашный набросок, а затем и этюд позволяют художнику выбрать наилучшую композицию для будущего полотна, так и создание сценария даст вам прочувствовать конечный результат задолго до готовности самого курса.

      А еще это сэкономит вам немало времени, потому что:

      • По мере того, как работа над сценарием будет набирать обороты, вам в голову начнут приходить идеи о том, как улучшить курс. Согласитесь, что вносить любые изменения на этом этапе намного быстрее, чем в готовый материал.

      • В случае, если вы разрабатываете курс для заказчика, вы сможете отправить сценарий на согласование и тем самым обезопасить себя от серьезных переделок материала уже после его готовности.

      • Разработка собственных корпоративных шаблонов сценария для курсов позволяет не тратить время на создание каждого нового материала с нуля.

      Кроме того, привычка начинать создание контента со сценария позволит вам меньше зависеть от порывов вдохновения и больше полагаться на силу холодного ума, а значит, получать более стабильный и осмысленный результат.

      Что включает в себя сценарий?

      В самом начале работы над курсом жизненно важно определить, для кого он будет создаваться, с какой целью, а также, – кто будет выступать в качестве предметного эксперта и поставлять информацию по теме – это и называется созданием концепции.

      Нужно обучить группу сотрудников правилам компьютерной безопасности? В таком случае, необходимо выяснить, какие ошибки, представляющие опасность для IT-инфраструктуры компании, чаще всего допускают сотрудники этого отдела, как много технических подробностей можно включить в курс для этой аудитории, а также, какими метриками нужно будет руководствоваться, чтобы оценить результаты обучения.

      Набор вопросов тут универсальный – подойдет для любого курса. Посмотреть и скачать примерный список вопросов, на которые необходимо ответить для создания концепции, можно по ссылке.

      • Описания действующих лиц и сюжета

      Далее необходимо описать всех персонажей, которые будут задействованы в курсе, прямо как во вступлении к театральной пьесе. Укажите их характеры и подумайте над тем, какое развитие они получат в течение курса, а также распишите сюжет, по которому будет развиваться действие.

      Помните о том, что любая аудитория будет внимать только правдоподобным персонажам, которые достоверно смотрятся в том сеттинге, в который вы их поместили. Кстати, здесь же можно расписать реплики героев, чтобы затем прикрутить к ним файлы озвучки.

      При создании сюжета с персонажами используйте классическую 3-актную структуру:

      Знакомим аудиторию с основными локациями, действующими лицами и намекаем на будущий конфликт. В конце 1-го акта делаем неожиданный поворотный момент, после которого обостряется конфликт и начинается второй акт.

      Сотрудник техподдержки принимает звонок от клиента, который на прошлой неделе общался с его/ее коллегой.

      В процессе разговора сотрудник выясняет, что от успешного решения вопроса зависит крупная сделка с компанией клиента. Однако он/она также обнаруживает, что коллега, который ранее работал с клиентом, еще не приступал к решению вопроса.

      В этом акте происходит развитие конфликта, его нарастание. В процессе герою могут встретиться несколько препятствий, с которыми необходимо будет справиться. Препятствия лучше чередовать с периодами относительного спокойствия, в которые обучающийся сможет осмыслить увиденное и впитать какую-либо полезную информацию.

      Конец второго акта знаменуется еще одним неожиданным событием (кризис), которое ставит под вопрос саму возможность положительного исхода истории. Теперь все будет зависеть от правильных действий героя.

      Клиент начинает подозревать, что его/ее вопрос далек от решения. Повышается голос клиента, в нем появляются нотки отчаяния. Персонажу под руководством обучающегося предстоит выбрать верные слова, чтобы смягчить негодование клиента и вселить в него/нее уверенность, что проблема будет решена.

      В конце акта клиент предлагает сотруднику поддержки объяснить ситуацию его/ее начальству. Теперь сотруднику нужно решиться на звонок, от которого зависит судьба крупной сделки, и максимально ясно сформулировать то решение, которое он/она выбрала.

      Наступает кульминация, или момент наивысшего напряжения сил. Герой либо побеждает, либо проигрывает. В случае с обучающим курсом можно продумать и проработать оба исхода. Вариативность сюжета – важная составляющая геймифицированного обучения.

      Во время экстренного звонка боссу клиента, герой проявил честность, а также правильно оценил все сопутствующие риски и сумел выбрать подходящее решение, что обеспечило успех будущей сделки.

      Одно из главных правил построения интересного сюжета – новая информация должна поступать небольшими порциями, за которые еще нужно побороться. Например, для того, чтобы справиться с мини-испытанием во втором акте, герою нужно пройти небольшой интерактив. Полученные сведения (например, пароль от базы данных) помогут ему/ей продвинуться дальше по сюжету.

      Если персонажей нет, сюжет носит рудиментарный характер, а курс представляет собой обычную последовательность информационных слайдов, то пропустите этот пункт и сразу переходите к следующему разделу.

      • Сториборд или раскадровка

      В случае обучающих материалов без сюжета, под сценарием часто понимается «раскадровка» будущего курса: макеты слайдов, на которых схематично представлены те визуальные элементы, которые появятся на них в дальнейшем (тексты, изображения, видео), плеер курса.

      Вот слайд из сценария курса, который мы создавали для одного из наших клиентов:

      Такой макет позволит вам максимально точно отобразить содержание будущего курса и даст вашим коллегам возможность подключиться к работе. Например, кто-то займется настройкой интерактивных кнопок, а другой человек сможет заменить бесплатные картинки со стока на более качественные.

      Для каких курсов нужно писать сценарий?

      Все дистанционные курсы можно поделить на два больших подтипа:

      к ним относятся курсы, которые содержат некий набор информации и не требуют от учащихся других активных действий, кроме запоминания и решения тестов. Внутри данной категории можно выделить формат видео-курсов. О том, как писать сценарии к ним, читайте в специальной статье.

      в дополнение к информационному слою, привносят способы взаимодействия с учащимися – тренажеры, интерактивности, диалоги и т.д.

      Писать сценарий целесообразно для обеих категории курсов. В первом случае вы создадите концепцию и макет курса, чтобы понять, как будет распределена информация для запоминания (золотое правило – не более одной мысли на слайд). Во втором – заранее распланируете логику работы тренажеров и других интерактивностей, если это курс без действующих лиц.

      В случае же, если ваш курс предполагает наличие персонажей и сюжета, вы будете работать над максимальной комплектацией сценария с концепцией, описанием сюжета и персонажей, а также послайдовым макетом.

      Таким образом, сценарий – важнейший этап при разработке дистанционного обучения, который помогает делать курсы более профессиональными и сокращает время на их создание и редактирование.

      Не забывайте начинать работу над курсом с определения его целей и аудитории, затем переходите к слайдовой раскадровке, а также пользуйтесь 3х-актной структурой при разработке сюжета для курсов с персонажами.

      Эта статья написана благодаря помощи моих коллег из Смартлайн, которые уже более 10 лет создают дистанционные курсы для самых разных российских компаний.

      Если у вас есть нереализованный проект онлайн-обучения, напишите нам и мы обязательно поможем вам воплотить его.


      #Руководства

      • 25 ноя 2021

      • 0

      Курс или занятие можно превратить в блокбастер, если знать несколько приёмов сторителлинга. Рассказываем, как это сделать.

      marienalien / Shutterstock / Polina Vari для Skillbox Media

      Редакция «Образование» Skillbox Media

      Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

      Из этой статьи вы узнаете:

      • почему сторителлинг и геймификация не всегда работают в образовательных продуктах (спойлер: всё дело в структуре);
      • какой приём из мыльных опер не даст студенту оторваться от занятия или курса и что вызовет у него сильные эмоции;
      • зачем курсам нужны клиффхэнгеры и что это вообще такое;
      • как не превратить обучение в сплошную «Санта-Барбару» и какими удачными кейсами вдохновиться.

      • руководитель образовательных программ киношколы «Индустрия» имени С. Ф. Бондарчука;
      • карьерный консультант;
      • работала в компаниях Skyeng и Tele2;
      • преподаватель «Центра подготовки руководителей и команд к цифровой трансформации» РАНХиГС;
      • разработала семь годовых проектов по обучению внутренних специалистов компаний и более 30 корпоративных образовательных продуктов.

      Статья подготовлена на основе воркшопа LXD hero «Гай Ричи vs методист: как писать сценарии, чтобы все ждали курса как нового сезона».

      Образовательный продукт вполне может стать почти сериалом или фильмом, и построить его можно по таким же принципам. Сценарные приёмы, которые делают кино запоминающимся, заставляют нас досмотреть его до конца и, возможно, даже пересматривать заново, работают и в обучении. Но методисты часто обходят стороной самые известные сценарные манёвры, а зря.

      «Киношный» подход позволяет:

      • постепенно развить навыки студентов;
      • дать им максимум удовлетворения от прохождения обучения;
      • покреативить и получить кайф от создания крутого, необычного продукта.

      Типичная проблема образовательных продуктов, в которых используется сторителлинг, заключается в линейности сюжета.

      Представим себе стандартный курс по пожарной безопасности, который методист захотел сделать интереснее. Вот методист придумал героя, которому предстоит научиться тушить пожар, оповещать о нём и спасать жизни. Герой сталкивается с рядом сложностей: возникло возгорание, и нужно выяснить, где в офисе тревожные кнопки, потом изучить, как работает огнетушитель, и вывести коллег из здания. Герой проделывает этот набор действий, и обучение заканчивается: и он, и студент-зритель просто перемещаются по событиям — здесь нет ни конфликта, ни антагониста, ни напряжения, а именно эти элементы составляют основу увлекательного сценария.

      Задать курсу определённую тематику (например, «супергерои») и нашпиговать его геймификацией, ролевыми играми, когда учащиеся превращаются в путешественников, тайные общества или просто сотрудников другой компании, которые решают какие-то кейсы, — ещё не значит сделать курс увлекательным. Если же «докрутить» эти тематические идеи сценарными приёмами, то курс или занятие станут куда интереснее и драматичнее.

      Кадр: фильм «Назад в будущее»

      Поможет в этом трёхактная структура сценария, на которую мы можем переложить любой фильм. Разберём, как она устроена, на примере фильма «Назад в будущее» (жирным шрифтом в скобках обозначены сценарные элементы и приёмы):

      Акт первый — экспозиция

      Мы знакомимся с миром героя, узнаём его — что ему интересно, чем он живёт, с чем он сталкивается в своей обычной жизни. Тут же происходит какое-то событие, начинающее саму историю. Например, герой находит машину времени (побуждающее действие), но одновременно с ним её находят какие-то преступники, происходит погоня, и герою приходится сбежать в прошлое (кульминация первого акта).

      Акт второй — борьба

      Герой проходит через ряд препятствий: он хочет вернуться обратно, но постоянно сталкивается с какими-то обстоятельствами, которые мешают ему осуществить задуманное. Кроме того, он нарушил ход истории, случайно встретившись со своими родителями (большой поворот) и теперь должен вернуть его в обычное русло, чтобы не исчезнуть в настоящем… Герою придётся познакомить своих будущих родителей и заставить их влюбиться друг в друга. Он уже очень близок к этому, но неожиданно вмешивается антагонист и резко нарушает его планы (катастрофа), совсем скоро герой исчезнет, потому что заветного момента — поцелуя его родителей — не происходит. Будущий отец героя даёт отпор антагонисту, помогает герою… И вот, наконец, должен случиться поцелуй, но что-то мешает (кризис). Ура! Поцелуй всё же происходит, герою удаётся восстановить историю, совсем скоро ему предстоит вернуться домой (новая надежда).

      Акт третий — развязка

      Машина времени вроде бы готова, но что-то не срабатывает, и герой рискует навсегда застрять в прошлом. В последний момент его другу удаётся всё же исправить нужный механизм — и вот герой возвращается в своё обычное время (кульминация третьего акта). Сначала кажется, что всё в порядке, но потом становится ясно, что мир изменился до неузнаваемости (развязка). Неожиданно появляется друг героя и просит отправиться в будущее, чтобы предотвратить катастрофу (клиффхэнгер).

      Конечно, это не значит, что из каждого образовательного курса нужно делать блокбастер, но о главных якорях увлекательного сценария хорошо бы помнить:

      • герой сталкивается всё с новыми препятствиями, и каждое новое сложнее предыдущего — как и развитие навыка учащегося часто происходит за счёт повышения сложности задач;
      • несколько кульминационных моментов делают историю увлекательной — в сценарии образовательного продукта они должны быть одновременно и вовлекающими элементами, и ключевыми точками обучения. Если в курс добавить постоянную интригу, то она будет держать студентов в напряжении, вызывая желание продолжать обучение;
      • развязка — самое значимое, эмоциональное событие — приводит к удовлетворению от истории, а в обучении удовольствие от пройденного не менее важно.

      Но стоит подчеркнуть, что знание структуры сценария и следование ей не заменяет способности к творчеству. Методисту всё равно придётся придумывать идеи, быть креативным, а не ориентироваться на сухой стандартный план.

      Попробуем переложить первый пример с курсом пожарной безопасности на новую канву. Пусть героем истории станет скромный менеджер по охране труда.

      Допустим, он недавно заступил на должность, получил свой кабинет. Вдруг рядом с героем взрывается розетка! Благодаря полученной теории он её, конечно, чинит. Вроде бы всё хорошо, но в кабинете отключается электричество. Герой справился и с этой задачей. Только он закончил, как свет отключается во всём здании. Мало того — начинается пожар! Коллеги в панике, огонь распространяется. Но герой уже уверен в себе (недаром он изучал теорию и кучу всего успел узнать, пока чинил розетки!). Он знает, где тревожные кнопки и аварийные выходы, может с лёгкостью орудовать огнетушителем и вывести коллег по тёмным коридорам на крышу, откуда их забирает вертолёт МЧС. Ну а в конце, конечно, приходит комиссия по пожарной безопасности…

      В рамках сценарной канвы события идут по нарастающей — герой сталкивается сначала с какой-то довольно простой проблемой, но чем дальше, тем серьёзнее она становится. Именно за это мы любим не только фильмы, но и сериалы. Особенно показательны, например, бразильские или турецкие: там с каждой серией ситуации становятся всё хуже и хуже.

      Кадр: сериал «Постучись в мою дверь»

      Возьмём довольно известный сериал «Постучись в мою дверь». По сюжету главной героине приходится долго играть роль невесты главного героя, не будучи ею на самом деле. В какой-то момент правда раскрывается, но герои уже полюбили друг друга… И тут герой бросает возлюбленную, потому что его семья виновата в смерти её родителей. Затем происходит воссоединение, герои мирятся, снова всё хорошо… Но герой попадает в авиакатастрофу и пропадает на несколько месяцев. Оказывается, что он потерял память, и вот вдруг он вновь появляется в своём городе, и возлюбленная видит, как он идёт под ручку со своей бывшей. Зрители ждут, когда же герои наконец будут вместе, бесконечная интрига не даёт оторваться от экрана — и с каждым новым сюжетным поворотом ставки всё выше.

      Как это использовать в обучении:

      • постоянное нарастание конфликта, который привязан к реальным задачам студента, позволяет показать их важность и нужность — невозможно двигаться дальше без определённого навыка, знаний, да и просто внутреннего роста;
      • повышение ставок тоже помогает учиться постепенно — переходить от простого к сложному и в итоге овладеть нужным навыком;
      • интрига и повышение ставок позволяет вовлечь в саму историю, в процесс обучения, ведь чем больше однотипности, тем быстрее теряется интерес.

      В каждом фильме есть несколько самых сильных сцен, которые западают в душу зрителю — и они точно запоминаются. Когда ставки повышаются, случаются события, которые бьют по нервам. Причём происходят они «здесь и сейчас», заставляют героя искать выход, бросают вызов его характеру и возбуждают сильные эмоции у аудитории. Это те моменты, которые заставляют нас ужасаться, плакать, восхищаться чьей-то храбростью — в этот момент мы ассоциируем себя с героем, сопереживаем ему и становимся частью киноистории.

      Каждая такая сцена должна быть впечатляющей, проходные моменты просто не сработают.

      При этом каждая новая ситуация должна быть сильнее предыдущей. В качестве аналогии можно привести… секс. Представьте какую-то романтическую ситуацию: герои целуются, потом раздеваются — и вдруг на пороге появляется мама кого-то из них. Накал страстей обрывается, невозможно начать с той же точки, на которой герои остановились, — придётся заново воссоздавать ситуацию. Так же это работает и в сценариях.

      Как это использовать в обучении: попробуйте «зашивать» ключевую информацию в эмоциональные сцены. Как и в фильмах, для курса будет достаточно двух-трёх таких сильных моментов, хотя, конечно, всё зависит от длительности как кино, так и курса. Чем больше что-то зацепило аудиторию, тем лучше она запомнила материал. При этом каждая последующая сильная сцена должна быть ярче предыдущей.

      Эмоции у студентов могут вызвать:

      • Болевые точки: кейсы, ситуации, которые с ними происходят. Например, в рамках корпоративного курса можно использовать триггерные фразы — типичные выражения или шутки среди коллег, стандартные высказывания клиентов или партнёров. Знакомая эмоциональная ситуация обязательно вызовет отклик. Конечно, отдельно придётся подумать и об этической составляющей: триггерные фразы не должны никого оскорбить.
      • Большие события, когда на кону стоит максимум (например, жизнь героев), а время идёт на минуты.
      • Характеристики героя, то есть то, что вызывает эмпатию у аудитории. Это может быть его поведение в конкретной ситуации, а может быть, например, искромётный юмор.

      Чтобы проверить, точно ли событие цепляет аудиторию, можно использовать фокус-группу: как минимум пересказать придуманную историю заказчику, коллегам, друзьям и узнать, что их задело, рассмешило, напугало, да и просто запомнилось им больше всего.

      Был известным ловеласом, а стал душкой и преданным мужем, была простой горничной, а стала королевой, был скромным парнем, а стал супергероем — стандартная киноистория. Герой или героиня всегда меняются, проходят свой путь. Для этого у них есть:

      • характер, осознанные и неосознанные желания;
      • набор качеств, которые помогут добиться желаемого;
      • один шанс на исполнение желания;
      • конфликт — то, что стоит на пути к цели.

      «Правильный» конфликт проходит через всю сюжетную линию, и у героя должна быть мотивация разрешить его. Конфликт может быть:

      • внутренним — когда герой борется с самим собой, то есть со своими демонами, вредными привычками, недостатками;
      • внешним — когда герою приходится сопротивляться каким-то обстоятельствам, а может быть, и сражаться с антигероем.

      Кадр: фильм «Человек-паук — 2»

      Как это использовать в обучении: через образ героя мы показываем путь самого учащегося. Поэтому в разработке нужно ориентироваться на целевую аудиторию, её боли, желания и мотивы.

      Главное, чтобы герою можно было сопереживать — именно для этого нужен конфликт и антагонист, которых мы заявляем в самом начале истории. Им может выступать не только какой-то злодей, но и, например, силы природы или какие-то обстоятельства, форс-мажор. Допустим, в сценарии учебного курса продакт-менеджмента герой делает какой-то продукт, который никак у него не получается — показатели продажи низкие. Эти показатели и будут антагонистом, которого нужно победить. В учебном курсе по софт-скиллам герой учится делегировать или соблюдать дедлайны — соответственно, он борется со своими слабостями.

      Герой, конечно, придуманный персонаж, но его конфликт должен отражать внутреннюю мотивацию участников курса. Главное, чтобы в результате он менялся, овладевая новыми навыками, и преуспевал. Героем в курсе может выступать и сам учащийся.

      Как создать и «оживить» героя? Простой совет: наблюдайте, прислушивайтесь и присматривайтесь, где бы вы ни были — на улице, в магазине, в метро и так далее. Обращайте внимание на поведение реальных людей в разных ситуациях. Наблюдение поможет добавлять классных деталей в характеры героев, диалоги и придумать их мотивацию.

      Концовка — ключевой момент в любом сценарии. Но методисты, в отличие от сценаристов, редко задумываются, как сделать её классной. У «правильной» концовки есть два ключевых критерия:

      • Значимость. Ближе к концу любого хорошего фильма происходит кульминация, то есть яркий, серьёзный кризис — конец света, накал страстей, самая трудная задача, время идёт на минуты!
      • Скорость. После кульминации остаётся совсем немного времени, чтобы показать, как изменился герой или его действительность, — иначе концовка затягивается, смазывается, и зрителю уже тяжело удерживать внимание.

      Не стоит пренебрегать и открытой концовкой, так называемым клиффхэнгером — когда история завершается на самом интересном месте. Это то, что заставляет нас включить новую серию или купить билет в кино на новую часть киносаги. Тот же мотив заставит студента включить следующую часть курса.

      Как это использовать в обучении:

      • Курс или занятие должны завершиться самым трудным заданием. Зритель получает удовлетворение от завершения истории, а студент — от обучения. Испытания пройдены, победа одержана, навык получен.
      • После такой кульминации не стоит продолжать долго подводить итоги и расписывать выводы, а тем более давать студентам какие-то дополнительные задачки попроще. Вовлечённости и удовлетворения от процесса уже не будет. Помним, что события должны идти по нарастающей, а не наоборот.
      • В образовательных продуктах тоже отлично срабатывают клиффхэнгеры — даже обучающая история может оборваться на самом интересном месте, зацепить студента и заставить его нажать на заветную кнопку «Смотреть следующий модуль».

      Структура сценария, по которой строится популярное кино, подойдёт не для всех образовательных продуктов. Лучше всего она работает в информационных курсах, когда в большую историю можно удачно зашить теорию. В практических курсах она тоже может сработать, главное, чтобы все сюжетные повороты и сложности были непосредственно связаны с задачами, которые стоят перед обучающимися.

      Наибольшие трудности возникнут с долгосрочными курсами, длящимися несколько месяцев или даже лет: здесь интересная история, придуманная методистами, рискует превратиться в «Санта-Барбару». Но если попробовать очень хочется, то можно использовать сторителлинг в отдельных блоках или растянуть историю, привязывая сюжетные повороты к каким-то крупным событиям обучения — вроде подведения промежуточных результатов.

      Кадр: фильм «Главный герой»

      А вот на творческих курсах, где участникам и самим приходится постоянно креативить, сторителлинг будет лишним. Единственный выход из ситуации — проверять свои гипотезы с фокус-группой.

      У сценариев в обучающих курсах есть ещё ряд отличий от киносценариев:

      • Ориентация на целевую аудиторию и заказчика. История, а также зашитые в неё теория и практика должны быть приближены к опыту и реальности тех, для кого мы делаем курс. Тут имеют значение и задачи обучения, и возраст учащихся, их увлечения, а также пожелания заказчика курса (им может быть, например, работодатель, который просит разработать обучение для своих сотрудников). Это же относится и к герою — топ-менеджеры не будут ассоциировать себя с Винни-Пухом, волшебные замки и истории принцесс тоже будут максимально далеки от будней офисных работников.
      • Ограниченное количество сюжетных линий и героев. В кино и тех, и других может быть несколько, а вот на курсах — одна, максимум две сюжетных линии, и герой также должен быть один. Все второстепенные линии и персонажи нужны только для того, чтобы помогать развивать конфликт героя. Их истории, мотивации и собственные проблемы будут отвлекать от процесса, а не помогать ему.
      • Значительно меньшая детализация. Лучше сокращать структуру, убирать лишние детали — всё, без чего история может двигаться дальше.

      Кейс Go Practice

      Go Practice — симулятор работы в продуктовой компании. Это пример онлайн-курса со сторителлинговым, почти киношным фреймом. Студент тут по сценарию в начале курса выступает в качестве продуктового аналитика и в итоге должен дорасти до директора по продуктам IT-компании, пройти через серию тех же испытаний, с которыми можно встретиться на таком карьерном пути в реальности.

      Симулятор представляет хорошо прописанный мир с реалистичными, максимально близкими к жизненному опыту ситуациями, второстепенными персонажами, качественными диалогами. Задачи в рамках истории постепенно усложняются, события нарастают, а на пути героя-студента ждут неожиданные сюжетные повороты. Например, он делает какой-то продукт, и вдруг оказывается, что этот продукт вообще никому не нужен. Герой ищет выход, ищет целевую аудиторию для своего продукта, а когда проблема решена — идёт следующая серия задач: выясняется, что продукт не работает.

      Правда, есть тут, на мой взгляд, и один недостаток — концовка. Когда решена самая глобальная, значительная проблема, за ней следует ещё несколько заданий, которые уже не воспринимаются с точки зрения студентов так серьёзно, как ключевая, которая уже закончилась.

      Кейс «Школа на грани фола»

      «Школа на грани фола» — курс-симулятор для экспертов, продюсеров и маркетологов. По сюжету студент, он же главный герой, в качестве маркетолога присоединяется к команде молодой онлайн-школы за десять дней до старта курса. Ему предстоит пройти такой же карьерный путь, как и в Go Practice, то есть с нуля и до значительного месячного оборота.

      Курс разделён на 14 эпизодов как полноценный сериал. История начинается с критического момента («Бюджет уже на исходе, продажи не идут, а эксперт на грани нервного срыва. Всё как в жизни»), и участник курса сталкивается со всё более сложными задачами — от расчёта рекламных бюджетов и оценки качества продукта до ситуации, когда за день до запуска «план продаж на грани срыва».

      Есть несколько хороших книг, которые позволят поближе познакомиться с драматургией:

      • Роберт Макки, «История на миллион долларов». Макки — знаменитый сценарист и тренер по сторителлингу. Среди его выпускников десятки лауреатов премий «Оскар» и «Эмми», в том числе креативный директор Pixar Джон Лассетер и режиссёр Питер Джексон. Его учебник по сценарному мастерству издали больше 20 лет назад, но он до сих пор актуален и используется в крупнейших киношколах мира, в том числе в Гарварде и Йеле.
      • Линда Сегер, «Как сделать хороший сценарий великим». Сегер — консультант по созданию сценариев, за её плечами больше сорока лет работы с легендарными киностудиями и телеканалами. Она подробно разбирает весь процесс создания сценария и даёт множество полезных приёмов, которые позволят сделать его захватывающим и интересным.
      • Джон Труби, «Анатомия истории». Труби — американский режиссёр, сценарист и киноконсультант с огромным опытом. С этой книгой можно научиться делать настоящий блокбастер, а сценарии он раскладывает как конструктор, который можно собрать из множества разрозненных деталей.

      За какие профессии в образовании хорошо платят?

      Подробнее

      Научитесь: Методист образовательных программ
      Узнать больше

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Сценарий дня благодарения на английском языке
    • Сценарий дисней мультиков
    • Сценарий дня матери поздравок
    • Сценарий дня работников пенсионного фонда
    • Сценарий дня библиографии фольклорная азбука