Сценарий дня олонхо

Сценарий мероприятии посвященного к декаде олонхо.Ведущий: Дорогие гости нашего мероприятия, вас приветствуют воспитанники детского сада «Колобок»25 ноября объявлен в нашей республике

Сценарий мероприятии посвященного к декаде олонхо.

Ведущий: Дорогие гости нашего мероприятия, вас приветствуют воспитанники детского сада «Колобок»

25 ноября объявлен в нашей республике Днем Олонхо. Именно в этот день в 2005 году Юнеско объявило якутский народный эпос шедевром устного и нематериального наследия человечества.

Мы предлагаем Вам театральную постановку отрывок из Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» которую покажут воспитанники старше-поготовительной групы. Пусть перед вами откроется волшебный мир олонхо.

Уже все друзья сегодня в сборе,

Уже веселья через край- начало

Гуляй на ветровом просторе,

Чудесный праздник олонхо.

Ведущий: Давным — давно создателем был сотворен Верхний мир- светозарная полуденная страна, улыбчивый мир с освежающе голубым воздухом и ведущими вверх молочными ступеньками. Верхним миром правил седовласый старец господин Юрюнг Ар Тойон. Жители Верхнего мира великие ойуны- шаманы.

Ведущий: с высоко поднимающимся солнцем, гладкошироким, цветистым, был создан- сотворен Срединный мир. Здесь разродились три племени, расцвело четыре племени айы- уранхай саха. Там на Сайдалыкы эбэ, жили- поживали отец господин – прродитель народа айы Саха Сарын Тойон, мать госпожа – прародительница – Сабыйа Баай Хотун. У них была дочка светлоликая, лучезарная, девятисаженной косой, Туйарыма Куо – девушки красоты невиданной, доброты неслыханной. (Выходят Саха Сарын Тойон и Сабыйа БААй Хотун с дочкой Туйаарыма Куо)

Танец Туйаарымы Куо

Ведущий: с непримиримо- негостеприимно сумрачными метельными небесами, с бушующими темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворен Нижний мир. В этой стране жил тварь одноглазая, с пастью бездонной, подобной пещере, с одной ноздрей на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы. Богатырь абасы похищает луноликую Туйарыма Куо и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире.

Похищение Туйаарымы Куо

Ведущий: на защиту племени айы уранхай — саха и серединного мира изВерхнего мира Юрюнг Аар Тойон спускает богатыря Нюргун Боотура Стремительного. Богатыри из непримиримо враждебных миров дерутся смертным боем, топча мерзлую землю по колено, превратив её в месиво.

Выход богатыря Нюргун Боотура.

Ведущий: тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке, жестоком раздоре. От битвы смертельной устали они, не в силах продолжать дальше, так и стояли они, обессилев, опираясь друг о друга лбами.

Битва богатырей

Ведущий: вызволить из беды брата спустилась на землю из Верхнего мира Айы Умсур удаганка, спасительница восьми небес протянула Нюргун ботуру волшебную плетку. Взяв её, Нюргун боотур нанес сокрушительные удары сыну абаасы Уот Усутакы. Луноликую Туйарыма Куо вызволил из тьмы подземной.

Выход белой шаманки, освобождение Туйаарымы Куо.

Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле. Радость трех родов саха была великая. Уруй- туску.уруй- Айал! Уруй! !ру1 Уруй! Слава! Слава! Слава!

В честь освобождения Туйаарымы Куо Устроим маленький концерт.

Ведущий: Наши гордые преданья,

Наши древние напевы

И раздолье песен новых-

Вот о чем поет хомус

Ведущий: Звучи, мотив старинный, не стихай.

Птицей мчись по синим высям,

смех из сердца высекай,

Голубым плеши кумысом,

Древний танец осуохай.

Круговой танец Осуохай исполняют воспитанники средней группы

Ведущий: В моей земле, среди лесов и вод,

Оставшись нам от предков наших давних,

Немало сказок и легенд живет –

Любой якут воспитан на преданьях.

Когда порой седой олонхосут

Заводит сказ о древности былинной,

Сердца людей восторженно поют

В лад этой песне, темной и старинной.

Чабыргах читает Петрова Нелли.


Ведущий: Пускай зимой ты хмур, туманен,

Но мне бы так воспеть тебя, чтоб все твои лучились грани

И по тебе вздыхал южанин,

Еще не виде, но любя!

Стихи о Якутии читают подготовительная  группа.


Ведущий: Пой же, пой ты, подруга моя!

Видишь – в лунном сиянии поле.

И реки золотая струя,

Словно ветер гуляет на воле.

Песня « Ырыа ыллаары» поет Сияна Захарова.

Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу. Желаем всем мира и счастья, дружбы и согласия!

Ведущий: Желаем всем крепкого здоровья, благополучия и новых свершений во имя процветания родного края!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №5 «Аленка» г. Олекминск РС(Я)

678100, РС(Я), г.Олекминск, ул.Калинина,6 , тел./факс (41138) 4-21-75

Утверждено
Заведующий МБДОУ
ЦРР д/с №5 «Аленка»
________________Татарченко И.И

Сценарий

театрализованной постановки по мотивам олонхо
«Нюргун Боотур Стремительный»
Республика Саха (Якутия)

(для детей старших групп детского сада)

Составила музыкальный руководитель
Малкина И.В.
г.Олекминск, 2022г

Цели:
1. Познакомить детей с культурным наследием народа Республики Саха (Якутия), с понятием Олонхо, Олонхосут, Верхний, Средний, Нижний миры, персонажами Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

2. Приобщение детей к театральной культуре, как новому аспекту совместной деятельности,обогащение словаря детей.

3.

Познакомить с национальной музыкой, обрядами, традициями.

Задачи:
1.Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

2. Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

3. Овладение импровизационными умениями;

4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности 

5. Совершенствование познавательных процессов. 

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Действующие лица: Урун Уолан, Туйаарыма Куо, Нюргун Боотур, Уот Усутаакы и его нечистая сила, дух дерева Аан Алахчин, орел Бараанчай, шаманка Айыы Умсуур, девочки – березки (дети).
Рассказчик (голос) – взрослый.
Музыка из постановки «Нюргун Боотур Стремительный».

Оформление: задник сцены оформлен в виде срединного мира, можно вывести картинку проектором. У девочек в руках веточки берез.
Звучит хомус, звуки пения птиц, на фоне этих звуков начинается постановка.

Сцена1


Голос рассказчика (не торопясь, медленно и величаво):
Страна такая в сказке есть – серединной землей зовется,
Деревья в той стране прямые, кора на них чешуйчатая, жемчужная,
Листья зелеными изумрудами блестят, вершины деревьев до самых облаков тянутся.
Птичьи стаи, в облаках живущие на серединную землю сверху гляжят и радуются.
Из глубоких нор ползучие гады, голову поднимая, серединную землю осматривают, дивятся.
Вот она какая – светлая, большая, нарядная, богатая серединная земля!

Звучит плавная якутская мелодия, меняются несколько кадров, показывающие красоту пейзажа серединной земли.

Голос рассказчика:
Живет на такой земле ясноглазая красавица Туйаарыма Куо.

Появляется Туйаарыма Куо (девочка в якутском платье), проходит плавной походкой между девочками – березками, выходит перед ними в центр зала и кружится, показывая себя. Девочки – березки покачивают руками с ветками из стороны в сторону.
Голос рассказчика:
Хороша и стройна, с косой длиною восемь сажен.
Жила, горести не зная, пела и танцевала.
Полюбил красавицу парень молодой, Урун Уолан Удалой.

Появляется Урун Уолан(мальчик в якутском костюме), подходит к Туйаарымы Куо, садится на одно колено перед ней и вручает цветок. Она принимает цветок, пара берется за руки, проходят между березками, выходят на середину зала, кружатся шагом под красивую музыку. Можно включить в сцену несколько танцевальных движений.

В конце танца красивая музыка сменяется на тревожную. Туйаарыма Куо закрывает лицо руками, Урун Уолан встает впереди нее, защищая.
С другого конца зала выбегает Уот Усутаакы вместе со своими собратьями.
Они образуют по 2 круга (вокруг Уруна Уолана и Туйаарымы Куо, тем самым разделяя их. Круг, в котором находится Туйаарыма Куо постепенно смещается в сторону выхода. Та нечистая сила, которая окружала Уруна Уолана оставляет его и скрывается из вида.

Урун Уолан оглядывается, видит, что Туйаарымы Куо исчезла.

Голос рассказчика: Недолгим было счастье молодых. Злобный дух из Нижнего мира, хозяин зловещего моря Муус Кудулу, исполин Уот Усутаакы утащил красавицу Туйаарыма Куов своеподземное логово.

Звучит жалобная музыка, Урун Уолан падает на колени, протягивает руки в сторону, куда убежала нечистая сила, затем хватается за голову, качает головой, наклоняется вниз, качается из стороны в сторону, обхватив голову руками.
Голос рассказчика: Решил юноша вернуть Туйаарымы Куо и обратился к духу священного древа жизни – Аан Алахчин.

Урун Уолан встает с колен и подходит к дереву (декорация). Обрашается к дереву жестами – протягивая к нему руки.

Голос рассказчика: Видишь ли ты меня, слышишь ли ты меня? Видишь ли горе мое, мой ярый гнев?

Из-за дерева появляется дух дерева Аан Алахчин.
Голос рассказчика: Вышла из дерева Аан Алахчин, дала Урун Уолану священный напиток — кумыс (Аан Алахчин протягивает чорон Урун Уолану, он «пьет» из него и встает перед Аан Алахчин на колени), и благословила его на путь в нижний мир, куда нечистая сила увела Туйаарыма Куо. (Аан Алахчин проводит своим чороном над головой Урун Уолана и скрывается за деревом).

Голос рассказчика: Выпив священный напиток, Урун Уолан почувствовал силу и мощь!

Звучит торжественная музыка, Урун Уолан встает с колен, ставит ноги на ширину плеч, поднимает вверх голову, кисти рук сложены в кулаки.

Голос рассказчика: В себе я дивную мощь разбудил
Волшебной живой водой
Я проклятый подземный сумрачный мир
Переверну вверх дном как берестяное ведро
Я железный дом сокрушу (Урун Уолан понимает вверх руки)
Где томится невеста моя, обещанная подруга моя
Милая Туйаарыма Куо!
Я спасу из плена её, я унесу её из подземной тьмы
В зеленое лоно средней земли!

Голос рассказчика:

Расстался с родным домом Урун Уолан и отправился на поиски невесты своей, Туйаарыма Куо. (Урун Уолан проходит между девочками – березками и скрывается из вида).


Сцена 2
Музыка меняется на тревожную, медленную, протяжную. Девочки – березки уходят, на заднике появляется вид Нижнего мира.
Урун Уолан идет медленно, оглядывается по сторонам.

Голос рассказчика:

Долго ли, коротко ли, очутился Урун Уолан в Нижнем мире, в логове Уот Усутаакы.

Уот Усутаакы, посмотри, я пришел сюда!
Я пришел за тобой, выходи на бой! (Урун Уолан останавливается посередине зала, и на словах рассказчика жестами зовет Уот Усутаакы).
Я отсюда добром не уйду, я повсюду тебя найду, ничком повалю!
Ты украл у меня подругу, прекрасную Туйаарыма Куо!
Нет у тебя пути, от мести моей тебе не уйти!

(Слышится хохот и усиливается зловещая музыка, неожиданно появляется Уот Усутаакы)

Голос рассказчика:
Аарт татай, ыарт татай!
Ах, как вы на словах сильны,
Айыы хаана сыны!
Плохо держитесь на ногах, падаете от одного моего толчка!
Ха-ха-ха! Ох, смех какой, ох, умора!
На кого налетел ты, на меня самого?!
(Уот Устутаакы бросается на Урун Уолан, «толкает» его, тот падает и лежит.
Уот Усутаакы уходит).

Голос рассказчика:
О, что со мной? (Урун Уолан лежит на спине, кладет руки на грудь, затем поднимает их, вопрошая)

Проворный вершитель, сын небес, скорее прилетай, быстроногий Бараанчай!
(Слышится крик орла, орел Баранчай появляется, ходит вокруг Урун Уолан, машет руками – крыльями).

Голос рассказчика:
Аай даа, аай даа!
Урун Уолан, держись, крепись!
Скоро я в твой край прилечу, Нюргун Боотура сюда пришлю,
Грозную силу подыму, громкую славу о тебе пропою!
(Орел Баранчай улетаеет)

Сцена

Звучит музыка среднего мира – звуки птиц и хомуса.

Девочки – березки встают на свои места. Появляется богатырь Нюргун Боотур, идет между ними.

Голос рассказчика:
А в это время вернулся из своих походов на родину богатырь Нургун Боотур.
Вернувшись, не мог найти своего брата Урун Уолана.
Сел богатырь, стал горевать, не знал, где его искать (Богатырь показывает движения по тексту).

Раздается крик орла, появляется Орел Бараанчай, кружит вокруг богатыря)

Голос рассказчика:
Аарт татай! Отыскал я тебя Нюргун!
Изнурен я долгим путем!
если спросишь, кто я такой, тревожить тебя посмел:
Я неба высокого сын, быстроногий Бараанчай!
Выручить хоте Урун Уолана, да не смог.
И теперь прилетел за тобой.
Попытайся от смерти спасти, поспеши Нюргун Боотур!
А теперь, надолго прощай! ( орел улетает)
Звучит воинственная музыка, Нюргун Боотур встает.

Голос рассказчика:
Я забить, завалить хочу проклятый этот провал – дорогу в подземный мир!
Чтоб не вырвались оттуда к нам погибель, смерть и беда!

(Звучит бубен)
Голос рассказчика:
Услышав Нюргун Боотура, пришла к нему великая шаманка Айыы Умсуур.
(появляется шаманка, в руках у нее бубен)
Стала она камлать, благословлять на битву. (шаманка исполняет свой танец, бьет в бубен и ходит вокруг Нюргуна Боотура)
Шаманка останавливается рядом с Нюргун Боотуром.

Голос рассказчика:

Ступай вперед, не бойся преград,
Будь невредим в борьбе со злом!
(шаманка уходит)
Звучит торжественная, воинственная музыка.

И пошел Нюргун Боотур в Нижний мир, спасть Уот Уолана.
(богатырь под музыку проходит между березками и скрывается из вида, девочки – березки уходят за ним).

Сцена
Звучит музыка Среднего мира
Появляется Нюргун Боотурпод свою воинственную музыку.Выходит на середину зала, музыка сменяется на медленную, зловещую.
Голос рассказчика:
Ты, злобный дух Уот Усутаакы! (Нюргун жестами сопровождает слова рассказчика).
Давно утесняешь ты солнечное племя Айыы!
Из далекой высокой страны, ратоборец равный тебе.
Я, как молния прилетел!
Урун Уолана ты погубил – за великие преступления твои
Я вырву твой смертный час!
Светлоликую Туйаарыма Куо я выведу в солнечный свет.
Выходи на битву, злодей! (Нюргун вынимает свой меч)

Звучит хохот и появляется Уот Усутаакы.

Голос рассказчика:
Ааа, тойон богдо! Ааа, посмотрим, силен ли ты!
Берись за оружие!
Звучит музыка битвы, персонажи сходятся и имитируют борьбу:
Берут друг друга за плечи, кружатся, затем отходят друг от друга и т.д.

Голос рассказчика:

Как два зверя набросились друг на друга, 3 дня и 3 ночи дрались они, одинаково были сильны.

(Богатыри расходятся и останавливаются друг против друга)
Голос рассказчика:

Да разве думал я, что встречу такого богатыря, с полозьями за спиной? Удивлен величием твоим! (Уот Усутаакы обращается к Нургуну Боотуру.)
Голос рассказчика:
Однако, спор у нас не окончен, пока один из нас не падет.
Ну, добро, добро (Нургун Боотур жестами показывает разговор)
Равных мне в борьбе нет, разумно. Толково сказал. Давай теперь совет держать – 30 дней подряд спать и отдыхать, а потом битву продолжим!
Упал на спину Уот Усутаакы и заснул (Уот Усутаакы ложится, закрывает глаза)
А Нургун Боотур решил найти Туйаарыма Куо.
(звучит красивая мелодия из танца Туйаарыма Куо, Нургун Боотур выводит на середину зала Туаарыма Куо)

Голос рассказчика:
О, бесстрашный Нургун Боотур, злого абаасы можно победить только тогда, когда он снимет свою девятислойную броню. (Туйаарыма Куо показывает на спящего Уот Усутаакы.)

И решили они взять подлого абаасы хитростью. А сам Нургун Боотур затаился в углу. (Нургун Боотур прячется за дерево)

Звучит зловещая музыка, Уот Усутаакы просыпается, встает и подходит к Туйаарыма Куо)

Голос рассказчика:
Аайбын, ыыйбын, ой, страшно мне, от страха спина похолодела, от ужаса я дрожу. Почему ты меня пугаешь? (Туйаарыма Куо закрывает лицо руками)
Ты сними свою девятислойную броню – колючая она у тебя!
(показывает на спину Уот Усутаакы)

Всё для тебя сделаю – лишь бы ты была моей женой!
(Уот Усутаакы снимает свою кольчугу, звучит музыка битвы, выходит Нургун Боотур из укрытия, заносит меч над Уот Усутаакы, тот падает)

Голос рассказчика:
Смотрите – вот он повержен лежит
Вор на косматых ногах.
Я поверг своего врага, я убил и ничком повалил
Владыку моря Муус Кудулу исполина Уот Усутаакы!
(Звучит богатырская музыка, Нургун Боотур проходит по залу, в это время Уот Усутаакы незаметно уходит).

Нургун Боотур подходит к брату Урун Уолану.

Голос рассказчика:
Встал богатырьперед Урун Уоланом —
Живой водой стал орошать. (Нургун Боотур показывает)
Если умер – к жизни вернись!
Пусть твой взгляд блеснет, Уруй, Уруй, Уруй Айхал!
(Урун Уолан садится, потягивается, затем встает, оглядывается по сторонам)

Что за диво, то ли я так долго спал?
То ли мертвый я лежал?
Всё, как будто во сне.
Опомнился Урун Уолан и на ноги встал.
И брату старшему на грудь бросился.
Стали они друг друга обнимать, целовать.
(братья обнимаются)

Урун Уолан, Нургун Боотур, Туйаарыма Куо становятся рядом, звучит мелодия хомуса, пение птиц.
Голос рассказчика:
Так наблагодатной средней земле
На медной равнине её,
На золотой вершине её,
На тучном лоне её,
Изобилием всяческим одарён,
Непоколебимой стужей окружен,
Счастливо жил, говорят,
Защитник народа саха —
Богатырь могучий Нургун Боотур.
И о нем сложили в былом
Великое Олонхо!

Герои кланяются.
Затем к ним присоединяются остальные участники.
Звучит торжественная музыка.

Цели и задачи:

  • В игровой форме проверить и закрепить ранее
    полученные знания об олонхо по темам: “Якутский
    эпос олонхо”, “Покровитель лошадей Джесегей
    Айыы”, “Герои олонхо”, “Олонхо. Срединный мир”,
    “Три мира олонхо”, “Нижний мир”, “Верхний мир
    олонхо”.
  • Расширить познания детей о Вселенной — Верхнем
    мире, Срединном мире, Нижнем мире, о героях
    олонхо, населяющих Верхний мир, Срединный мир,
    Нижний мир.
  • При помощи предлагаемых перед игровым туром
    вопросов провести фронтальную проверку знания.
  • Способствовать дальнейшему формированию
    нравственных понятий как доброта, взаимопомощь,
    благодарность, любовь к родителям.
  • Развивать познавательный интерес у детей к
    эпосу олонхо.
  • Оказание помощи ребенку в развитии творческого
    потенциала народа cаха, склонностей,
    способностей, помощь в якутском самоопределении,
    самореализации в семье, школе, окружающем мире.

Оборудование: Юла, буквы из разрезной азбуки,
картины, изображения, рисунки учащихся трех
миров, героев олонхо, карточки с подсказками,
ручки, бумаги, якутские узоры Иэйиэхсит богини
Верхнего мира (за правильный ответ), призы.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить буквы на магнитной основе.
  2. Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
  3. Подготовить призы для игроков.
  4. Подготовить игру “Поле чудес” (юла).

Ход мероприятия

I. Беседа

– Сегодня у нас необычный урок, а
урок-игра “Поле чудес”, посвященная к теме
олонхо.

Олонхо – это древняя былинная история
народа саха о героических подвигах. Нам нужно
выбрать первую тройку игроков. Участниками
первого тура станут те, которые правильно
ответят на три вопроса.

Вопросы:

  1. Как называется царство черных сил, демонов
    всякой разной нечисти? — Нижний мир был царством
    черных сил. Черные силы нижнего мира всегда
    хотели поработить Срединный мир. В нижнем мире
    живут злые духи – абаасы.
  2. В каком Мире живут Боги Айыы? – Олонхо – древнее
    поверье народа cаха. Наша Вселенная в те далекие
    времена создалась из трех миров. В Верхнем мире
    властвовали Боги Айыы, высшие небесные силы.
    Верхний мир – небо, там живут добрые духи.
  3. Кто защищал Срединный мир от злых духов, всякой
    разной нечисти? — Срединный мир – это Земля, где
    живут люди. У Срединного Мира были свои защитники
    – могучие богатыри. Такие как Ньургун Боотур,
    Могучий Эр Соготох, Элэс Боотур, Эрчимэн Бэргэн и
    т.д.. Мы хотим быть похожими на этих богатырей,
    такими же умными, сильными, ловкими.

Богатыри

Дети, ответившие на эти вопросы, становятся
участниками первого тура.

Тур 1. “Житьё-бытьё Срединного мира”

Задание: Напиток этот вкусен и полезен,
содержит много витаминов С, Р, В, обладает
чудодействием, исцеляет, очищает организм, дает
энергию. В те далекие времена называли напиток
“живой водой” (кумыс – национальный напиток
народа саха)

         

Первый игрок вращает юлу. Если названной буквы
в слове нет, то право следующего хода переходит к
другому игроку, пока не разгадывают слово. Если
игрок подряд правильно угадывает три буквы, то
выносят два чорона, в одном из них находится приз.
Чорон – это деревянная посуда для питья кумыса.
Игрок, угадавший слово, выходит в финал, получает
узор “Иэйиэхсит”. Все игроки получают приз.

Вопросы для участников второго тура:

  1. Как зовут творца мира? – Юрюнг Айыы Тойон –
    творец мира.
  2. Чему учат олонхо? – Олонхо учили отличать добро
    и зло. Олонхо учит быть добрым, побеждать зло,
    быть благодарным, помогать друг другу, уважать
    слабых, пожилых. Любить своих родных и Родину,
    чтобы дети с малых лет учились жить.
  3. Как называют человека, который исполняет
    олонхо? – Олонхосутами. Они очень талантливые,
    яркие люди. Обычно они в те далекие времена были
    простыми бедными крестьянами – скотоводами. А в
    наше время талантливейших олонхосутов много. Мы
    тоже учимся с раннего детства подражать и
    сказать олонхо. В I классе в районном фестивале
    олонхо всем коллективом стали призерами
    фестиваля, а Маша Трофимова заняла IV место. Она
    знает олонхо Сергея Васильева “Эрчимэн Бэргэн”
    и сказывает наизусть 145 слов олонхо.

img5.gif (50448 bytes)

Тур 2. “Герои олонхо”

Задание: Где жили Нюргун и Айтал –
Куо? – в Верхнем мире

                   

Подсказка: Так описывается их страна.
Там царили спокойствие, богатство, гармония.

Игрок, угадавший слово, становится участником
финала и ему вручается узор “Иэйиэхсит”. Все
участники второго тура награждаются призами.

Вопросы для участников третьего тура:

  1. Как описывается Земля, в которой жили древние
    якуты?
  2. Дополните отрывок: Добрый конь так и радовался
    … своего хозяина, что побежал еще быстрее. (Новой
    победе.
    )
  3. Задание: Отгадайте кроссворд (вывешивается
    кроссворд на формате А3
    )
  1. Нюргун – он славный богатырь, стремительный –
    быстрый, ловкий. А как переводится богатырь? (Боотур.)
  2. Как звали сестру Нюргуна? (Айтал-Куо.)
  3. Место для привязывания лошадей у древних
    якутов? (Коновязь.)
  4. Как называют Гнедого коня Нюргун? (Скакун.)
  5. Как звали хозяина болота? (Ап Хара.)
  6. Как называют людей, которые благодарят за добро,
    помощь? (Благодарные.)

Тур 3. “Красавица Земля”

Задание: Поднявшись на высоту
птичьего полета, мы увидим родные места наших
героев олонхо. Он лежит в самом центре Срединного
мира. Такой широкий, что грозный, быстрокрылый
сокол, летит изо всех сил, за тридцать дней не
может долететь с одного края на другой.

Подсказка: Его окаймляют зеленые леса.
Шелест шелковистых берез ублажает слух. С небес
льется пение жаворонка. В лесах полно дичи. В
озерах серебрится крутобоковая рыба. Не
надышишься медовым пьянящим воздухом. (алас)

Игрок, угадавший слово, становится участником
финала и получает узор “Иэйиэхсит”. Все игроки
получают призы.

Финал

Задание: Олонхо является вершинным
достижением фольклорной классики народа саха. В
одном олонхо содержится от десяти до нескольких
тысяч слов в определенном порядке.

Подсказка: Певец олонхо знал их и
сказывал наизусть целыми ночами. Современная
наука еще не раскрыла секрета записи такого
огромного количества информации в мозге
человека – биоматериале. Этим будут заниматься
науки будущего, кибернетика и биогенные
технологии. Итак, в одном олонхо содержится от
десяти до скольки тысяч слов? (До ста.)

Финалист награждается призом.

В итоге изучения данной программы учащиеся
выполняют проектные работы. Например, доклад
ученика 2-го класса Иванова Лёвы на тему
“Жаворонок” (см. Приложение)
выполнен с целью изучения темы “Животный мир
Срединного мира”, занял призовое место в
Чугуновских региональных чтениях.

Встреча в музыкальной гостиной.

Тема: «Путешествие в страну ОЛОНХО»

Цели и задачи:

  •  — познакомить детей с древним якутским эпосом олонхо

  • — увлечь ребят напевностью и красотой якутского фольклора;

  •  — расширить словарный запас учеников; 

  • — Учить детей выражать свои мысли полными предложениями

  • — воспитывать интерес и любовь к произведениям народного творчества

Обогащение словаря:

Олонхо, олонхосут (сказитель), абаасы(злойдух), Нюргун(славный), Боотур(богатырь), сандалы (былыргы остуол), комулуок (былыргы очох), куйах(кыргычыыга кэтэр тэрил), батыйа(улаханбычаххамаарынныыр), ох(саа ытар тэрилэ, стрела)

Звучит фоном якутская музыка.

Приветствие в музыкальной гостиной.

1 часть. Показ слайдов.

У народа Саха еще с древности широко были развиты шуточные песни, сказки, анекдоты, пословицы, поговорки, рассказы и предания о замечательных людях. Фольклор сохранил нам – песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях рассказывается повседневная жизнь и быт народа. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях. Венцом словесного искусства якутского Но венцом словесного искусства являются большие героические сказания, которые называются Олонхо. 
ОЛОНХО — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Каждое сказание называется по имени главного героя, которому посвящена глава. В силу того, что жанр устный, не все сказания сохранились. Олонхо бытовало в народе во множестве вариантов. В прошлом в каждом наслеге и улусе были свои сказители-олонхосуты, каждый из них обладал богатым репертуаром. До революции дети с 5-7 лет знали олонхо достаточно большого объема, впитывая богатство и красоту родного языка «с молоком матери». Согласно якутской мифологии первым создателем и исполнителем олонхо был мудрец Сээркээн Сэсэн.

В олонхо героическая борьба богатыря – айыы против абааhы олицетворяет вечную борьбу добра со злом, а язык сказаний вобрал в себя все выразительные средства языка Саха. В Олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись из земли начинает организовывать на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти в Олонхо представляются в виде чудовищ, они разрушают, уничтожают все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ. Таковы цели, стоящие перед первым человеком. Поэтому им должен быть необыкновенный чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный.

Чтоб улусы солнечные защитить,

Чтоб людей от гибели оградить.

Во всех Олонхо первый человек – герой. Герой и его племя божественного происхождения. Поэтому племя героя называется «айыы – аймага» (родственники божества). Под именем племени «айыы-аймыга»подразумевается предки якутов – создатели Олонхо. Соответственно, своему высокому назначению, герой изображается не только самым сильным, но и красивым, статным.

Строен станом, словно копье.

Был он лучшим среди людей,

Красивейшим среди людей,

Храбрейшим среди людей.

Не было равных ему в мире богатырей.

Но герой, прежде всего, могущественный богатырь, ведущий смертельную борьбу. Поэтому он рисуется еще величественным и грозным.

Огромен он, как утес,

Грозен лик у него,

Выпуклый лоб его крут и упрям.

Толстый жилы его

Выступают по телу всему.

Образы Олонхо резко контрастны. Если герой – добрый человек, защитник людей, спасающий всех попавших в беду, то представители племени «абаасы-аймага» (родственники черта) рисуются как злые безобразные чудовища, это однорукие и одноногие циклопы. Они наделены злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью. Богатыри абаасы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин.

Своим поэтическим талантом и исполнительским мастерством великие олонхосуты восхищали слушателей, очаровывали их силой художественного слова и удивительным пением тойуков – партий персонажей олонхо. Наши предки очень любили долгими вечерами слушать олонхо. Такие вечера становились большим событием, их называли дьоро киэhэ (торжественный радостный вечер). Олонхо было не только развлечением, но и служило средством эстетического, духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Все Олонхо исполняется одним человеком, это театр одного актера.

Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Начинали его исполнять обычно после ужина. И исполняли всю ночь, с небольшими перерывами, во время которых исполнитель отдыхал. Бывали случаи, когда пели более 10 часов подряд. Раньше объем Олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. За основу измерения объема Олонхо принималось исполнение в течение 1-ой ночи – такие Олонхо считались краткими (сокращенными), в течение 2-х ночей – средние Олонхо, в течение 3 и более ночей – крупные Олонхо. Естественно, тексты сказители знали наизусть. В настоящее время профессиональных сказителей осталось очень мало, а до Великой Отечественной войны их насчитывалось около четырехсот человек. 
Традиционные формы и способы исполнения Олонхо: 
Олонхосуты прошлых лет при исполнении Олонхо имели такие традиции: 
— Обязательно садятся на табуретку 
— Занимают особое положение, которое меняют в зависимости от содержания Олонхо 
— Обычно Олонхо исполняет один человек 
— Садятся около камелька, т.к. огонь объединяет всех, все тянутся к теплу. 
Коль стану я вспоминать, как старый олонхосут,

Ногу на ногу положив, начинал запев олонхо

На ночлеге- у камелька,

Продолжал рассказ до зари про далёкие времена.

Как размножились под землей,

Разъяряясь на человеческий род,

Адьяараи-абаасы,

Как возник народ урунхай- саха, как три мира были заселены…

Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном.

Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. 

Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть. 

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.

Песня-по-якутски называется «ырыа», отсюда и «ырыасыт» — певец. Эти термины распространены по всей Якутии.

Наряду с этими терминами для песни и певца употребляется и следующее «тойук» от глагола «туой» — петь, воспевать, «тойуксут» — певец.

Велика любовь якутов к пенью. Отдыхают ли они дома, едет ли по дороге, работают ли в поле-они поют. Недаром существует пословица: «якут как сядет на быка-певец, как сядет перед своим камельком-сказитель.»

2 часть.

1) Игра “Прыжки по клетке” (кириэс тэбии) – играющие прыгают по клетке на одной ноге,по считаем сколько кругов сделает каждый участник.

2) Игра “Перетягивание пальцами” (кулуустээьии) – двое участника становятся друг против друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами, перетягивая соперника на свою сторону.

3) Игра – “Петушиный бой” (ботууктэьии) – с каждой команды поочередно подходите и становитесь друг против друга. Руки на уровне груди, складываем крест на крест. Прыгая, на одной ноге толкаете, стараясь заставить соперника потерять равновесие и стать на обе ноги.

4) Такие игры, как прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам

Фестиваль, посвященный Дню Олонхо
«Эпосы народов Земли Олонхо»
Начало мероприятия: 14.00ч
Место проведения: актовый зал МКУ «Центр семейного устройства»
Техническое оборудование: проектор, экран, колонки, звуковое оборудование (6 микрофонов).
Музыкальная подготовка – музыкальное оформление праздника.
Художественно-оформительская подготовка – украшение холла (иллюстрация «Чоорона» из воздушных шаров, выставка поделок), украшение зала (гирлянды из шаров: голубой и белый цвета).
Ведущие: Дормидонтова Елена Геннадьевна, Лавренова Наталья Николаевна.

Цель:
• воспитание уважения к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами;
• приобщение к материальной и духовной культуре народов, населяющих Республику Саха (Якутия).
Задачи:
• развивать интерес к шедеврам мировой культуры;
• познакомить с культурой этих народов;
• воспитывать уважение, вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту народов, населяющих нашу Республику;

Ход мероприятия.
Сцена празднично украшена: на проекторе демонстрация мультимедийной продукции.
(На экране – виды Якутии. Приветственная песня про Землю Олонхо)
Входят ведущие.
(Слайд 1)
Ведущий 1 читает стихотворение:
То в снегах, то в ливнях, то в туманах
Богатырской силы не тая,
Возле двух великих океанов
Ты лежишь, Якутия моя.
(Слайд 2)
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие гости, ребята древней земли Олонхо!
Ведущий 2: Дорооболорун кyнду Олонхо дойдутун оhолоро онна ыальдыттара!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, который посвящён «Дню Олонхо» – он проходит 25 ноября каждого года.
(Слайд 3)
Ведущий 2: Именно в этот день у якутов наступало время слушать сказку – «олонхо».
(Слайд 4)
Ведущий 1: Во благо нашей республики живут и трудятся, люди разных национальностей и вероисповеданий.
Ведущий 2: Почти у всех этих народов существуют эпические сказания.
• у киргизского народа фундаментальный эпос «манас»
• у греческого народа знаменитая «иллиада и одиссея»
• у русского народа – былины
• у бурятов – «гэсэр»
• у эвенков «нимнгакан»
• у корело – финского народа «колевала»
(Слайд 5)
Ведущий 1: Тема нашего праздника «Эпосы народов Земли Олонхо» и сегодня мы пригласили друзей, которые расскажут нам об эпосах народов, которые живут в нашей республики.
(Слайд 6)
Ведущий 2: Олонхо – это древний героический эпос о богатырях, об их подвигах, где добро побеждает зло. Изустно передаваясь из поколения в поколение, олонхо заменял и литературу, и историю, в нем повествуется о межплеменных войнах, о невыносимом гнете и произволе богатых тойонов, об удалых «благородных разбойниках», мстившим баям.
(Слайд 7)
(Отрывок «Олонхо» в исполнении олонхосута Алданского района Кондратьевой Клары Петровны)
(Слайд 8)
Ведущий 1: В старину наши предки считали, что существовало три мира — Верхний, Средний и Нижний.
(Слайд 9)
В Верхнем мире обитали Боги «Айыы» — высшие небесные силы, внешне они были похожи на людей, но отличались особым могуществом, мудростью и красотой.
(Слайд 10)
Ведущий 2: Средний мир – это земля с ее лесами, полями и озерами, где жили люди, их называли племенем «Айыы аймаhа».
(Слайд 11)
В Нижнем мире, где всегда было темно и сыро, жили «абааhы», страшные чудовища которые нападали на людей и причиняли им зло.
(Инсценировка отрывка из эпоса «Нюргун Боотур — Стремительный» в исполнении воспитанников «Центра семейного устройства»)(количество выступающих 11 детей)
Инсценировка отрывка из эпоса «Нюргун Боотур — Стремительный»
(На сцену выходят 4 юноши и девушка в национальных костюмах)
(Слайд 12)
1 автор: Божества из Верхнего мира отправляют богатыря по имени Нюргун в Средний мир для защиты людей от злых чудовищ.
Им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный:
2 автор: Чтоб улусы солнечные
Защитить,
Чтоб людей от гибели
Оградить.
(Слайд 13)
1 автор: Поэтому герой Нюргун Боотур Стремительный:
2 автор: Строен станом, словно копье,
Стремителен, как стрела,
(Слайд 14)
Был он лучшим среди людей,
Сильнейшим среди людей,
Красивейшим среди людей,
Храбрейшим среди людей.
Не было равных ему
В мире богатырей.
(Слайд 15)
Девушка: Угрожает нам бедой
Черной силы злая власть.
Храбрый витязь молодой,
Отврати от нас напасть!
3 автор: Каждый лесок и каждый алас,
Вы, племена народа айыы,
Я защитить собираюсь вас!
Все испытанья мне не страшны,
В нижней стране,
Куда еду я,
Из человеческих костей настил, реки от слез пролитых темны.
Но не страшат лишенья меня:
Не отступлю я, вперед идя!
Все мои помыслы — о врагах,
Должен их племя развеять я,
Чтоб разгоралось пламя, гудя,
В сложенных дедами очагах.
(Слайд 16)
Танец богатырей: (выступление гр «Улыбка).
Танцующие вместе: За Срединную милую землю мать
Будем насмерть стоять,
Будем насмерть стоять!
(Слайд 17)
4 Автор: Пусть живет на белом свете,
Без тревог и без скорбей,
Беспечальное, как дети,
(Слайд 18)
Племя солнечных людей,
Без страданий и без розней,
Без губительной войны,
(Слайд 19)
Под высоким небом звездным
Мирно люди жить должны.
(Слайд 20)
В блеске солнечного света
Расцветай, моя страна.
(Слайд 21)
Ведь у всех людей планеты
Будет родина одна.
Счастьем каждый день отмечен.
(Слайд 22)
На душе у всех светло, —
Человечество навечно
Мир и дружбу обрело.
Сила дружбы велика
Славься мир на все века!
(Слайд 23)
1 Автор: По древним обычаям якутского народа всем поклон мы шлем вам низкий, с добрым словом и с любовью, с хлебом, солью и кумысом.
(Выступающие в завершении кланяются зрителям)
(Девушка и 2 юношей держат в руках чороны, подают гостям кумыс и лепешки)
(Во время угощения ведущий произносит слова)
Ведущий 2: Кумыс напиток священный
Пусть от священного напитка
Будет здоровье в избытке
Благословляем Вас на добрые, мирные дела,
Пусть силе вашей начинания осеняет мудрость природы,
Множьте благополучие страны и своего народа!
(Дети садятся на места зрителей)
(Слайд 24)
Ведущий 1: Страны – побратимы, наш украинский род.
И язык похожий и похож народ.
Ведущий 2: Встречайте! У нас в гостях учащиеся средней школы №2, художественный руководитель Дуда Елена Рафаиловна.
(Показ презентации, песня «Червоно рута» в исполнении учащихся СОШ №2, количество выступающих 6 детей)
(Слайд 25)
Ведущий 1: А сейчас разрешите предоставить слово директору – «тойону» нашего «Центра семейного устройства» Николаю Семеновичу Миронову, поприветствуем его.
(Приветственное слово директора «Центра семейного устройства» Миронова Николая Семеновича)
(Слайд 26)
Ведущий 1: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
(Слайд 27)
Ведущий 2: Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые нам представят воспитанники «Центра семейного устройства», руководитель инсценировки Мацалюк Олеся Викторовна.
(Выступление воспитанников «Центра семейного устройства») (количество выступающих 5 детей)
(Слайд 28)
Ведущий 1: Сегодня у нас в гостях начальник муниципального учреждения «Управления культуры и искусства» Алданского района Евгений Александрович Гузман.
(Приветственное слово начальника муниципального учреждения «Управления культуры и искусства» Алданского района Евгения Александровича Гузман)
(Слайд 29)
Ведущий 2: Народы коми, обожествляя природу, создали своих богов и духов, имеют свой миф о сотворении мира, защитников русской земли.
Ведущий 1: Встречайте, учащиеся Алданского лицея, руководитель Тизилова Анна Михайловна.
(Выступление учащихся Алданского лицея, в количестве выступающих 10 детей)
(Слайд 30)
Ведущий 2: Есть башкирский язык, есть татарский. История татар и башкир в течение ряда веков была тесно переплетена. Татары и башкиры веками проживали вместе. Эти два народа имеют общие исторические корни.
Ведущий 1: Отголоски татаро – башкирских взаимоотношений доносят до нас разные предания и легенды, о которых нам расскажут учащиеся средней школы №1, под руководством Иваненко Ларисы Геннадьевны.
(Выступление учащиеся СОШ №1, количество выступающих 5 детей, презентация)
(Слайд 31)
Ведущий 1: Язык родной! Язык далеких предков,
Как сказочно и мудро ты звучал.
Ты высветил мне прошлое эвенков:
О чем народ мой пел, о чем молчал.
Ведущий 2: В эвенкийском эпосе прославляли одиноких героев, оленя-друга, девушек-красавиц. Исполняли «нимнгакан» на эвенкийском языке, в переводе означает «подобно шаманскому пению нимнган».
(Выступление ансамбля «эннэкэн» с п. Хатыстыр Алданского района)
(Слайд 32)
Ведущий 1: Под сенью гор, сады и нивы…
Шумят листвою тополя…
Как ты свободна, как счастлива
Кыргызов древняя земля!
Ведущий 2: Об истории киргизского народа нам расскажут учащиеся Алданской гимназии, руководитель Тихонова Наталья Егоровна, встречайте их.
(Выступление участников программы учащиеся Алданской гимназии), (количество выступающих 9 детей)
(Слайд 33)
Ведущий 1: В заключении мы хотим представить вам небольшой концерт группы «Эннэкэн», которые приехали из далекого поселка Хатыстыр.
(Выступление ансамбля «эннэкэн» с п. Хатыстыр Алданского района)
(Слайд 34)
Ведущий 1: Уважаемые гости и участники концертной программы, мы желаем вам мира и счастья! До новых встреч!
Ведущий 2: Корсуоххэ диэри!Фестиваль, посвященный Дню Олонхо
«Эпосы народов Земли Олонхо»
Начало мероприятия: 14.00ч
Место проведения: актовый зал МКУ «Центр семейного устройства»
Техническое оборудование: проектор, экран, колонки, звуковое оборудование (6 микрофонов).
Музыкальная подготовка – музыкальное оформление праздника.
Художественно-оформительская подготовка – украшение холла (иллюстрация «Чоорона» из воздушных шаров, выставка поделок), украшение зала (гирлянды из шаров: голубой и белый цвета).
Ведущие: Дормидонтова Елена Геннадьевна, Лавренова Наталья Николаевна.

Цель:
• воспитание уважения к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами;
• приобщение к материальной и духовной культуре народов, населяющих Республику Саха (Якутия).
Задачи:
• развивать интерес к шедеврам мировой культуры;
• познакомить с культурой этих народов;
• воспитывать уважение, вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту народов, населяющих нашу Республику;

Ход мероприятия.
Сцена празднично украшена: на проекторе демонстрация мультимедийной продукции.
(На экране – виды Якутии. Приветственная песня про Землю Олонхо)
Входят ведущие.
(Слайд 1)
Ведущий 1 читает стихотворение:
То в снегах, то в ливнях, то в туманах
Богатырской силы не тая,
Возле двух великих океанов
Ты лежишь, Якутия моя.
(Слайд 2)
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие гости, ребята древней земли Олонхо!
Ведущий 2: Дорооболорун кyнду Олонхо дойдутун оhолоро онна ыальдыттара!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, который посвящён «Дню Олонхо» – он проходит 25 ноября каждого года.
(Слайд 3)
Ведущий 2: Именно в этот день у якутов наступало время слушать сказку – «олонхо».
(Слайд 4)
Ведущий 1: Во благо нашей республики живут и трудятся, люди разных национальностей и вероисповеданий.
Ведущий 2: Почти у всех этих народов существуют эпические сказания.
• у киргизского народа фундаментальный эпос «манас»
• у греческого народа знаменитая «иллиада и одиссея»
• у русского народа – былины
• у бурятов – «гэсэр»
• у эвенков «нимнгакан»
• у корело – финского народа «колевала»
(Слайд 5)
Ведущий 1: Тема нашего праздника «Эпосы народов Земли Олонхо» и сегодня мы пригласили друзей, которые расскажут нам об эпосах народов, которые живут в нашей республики.
(Слайд 6)
Ведущий 2: Олонхо – это древний героический эпос о богатырях, об их подвигах, где добро побеждает зло. Изустно передаваясь из поколения в поколение, олонхо заменял и литературу, и историю, в нем повествуется о межплеменных войнах, о невыносимом гнете и произволе богатых тойонов, об удалых «благородных разбойниках», мстившим баям.
(Слайд 7)
(Отрывок «Олонхо» в исполнении олонхосута Алданского района Кондратьевой Клары Петровны)
(Слайд 8)
Ведущий 1: В старину наши предки считали, что существовало три мира — Верхний, Средний и Нижний.
(Слайд 9)
В Верхнем мире обитали Боги «Айыы» — высшие небесные силы, внешне они были похожи на людей, но отличались особым могуществом, мудростью и красотой.
(Слайд 10)
Ведущий 2: Средний мир – это земля с ее лесами, полями и озерами, где жили люди, их называли племенем «Айыы аймаhа».
(Слайд 11)
В Нижнем мире, где всегда было темно и сыро, жили «абааhы», страшные чудовища которые нападали на людей и причиняли им зло.
(Инсценировка отрывка из эпоса «Нюргун Боотур — Стремительный» в исполнении воспитанников «Центра семейного устройства»)(количество выступающих 11 детей)
Инсценировка отрывка из эпоса «Нюргун Боотур — Стремительный»
(На сцену выходят 4 юноши и девушка в национальных костюмах)
(Слайд 12)
1 автор: Божества из Верхнего мира отправляют богатыря по имени Нюргун в Средний мир для защиты людей от злых чудовищ.
Им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный:
2 автор: Чтоб улусы солнечные
Защитить,
Чтоб людей от гибели
Оградить.
(Слайд 13)
1 автор: Поэтому герой Нюргун Боотур Стремительный:
2 автор: Строен станом, словно копье,
Стремителен, как стрела,
(Слайд 14)
Был он лучшим среди людей,
Сильнейшим среди людей,
Красивейшим среди людей,
Храбрейшим среди людей.
Не было равных ему
В мире богатырей.
(Слайд 15)
Девушка: Угрожает нам бедой
Черной силы злая власть.
Храбрый витязь молодой,
Отврати от нас напасть!
3 автор: Каждый лесок и каждый алас,
Вы, племена народа айыы,
Я защитить собираюсь вас!
Все испытанья мне не страшны,
В нижней стране,
Куда еду я,
Из человеческих костей настил, реки от слез пролитых темны.
Но не страшат лишенья меня:
Не отступлю я, вперед идя!
Все мои помыслы — о врагах,
Должен их племя развеять я,
Чтоб разгоралось пламя, гудя,
В сложенных дедами очагах.
(Слайд 16)
Танец богатырей: (выступление гр «Улыбка).
Танцующие вместе: За Срединную милую землю мать
Будем насмерть стоять,
Будем насмерть стоять!
(Слайд 17)
4 Автор: Пусть живет на белом свете,
Без тревог и без скорбей,
Беспечальное, как дети,
(Слайд 18)
Племя солнечных людей,
Без страданий и без розней,
Без губительной войны,
(Слайд 19)
Под высоким небом звездным
Мирно люди жить должны.
(Слайд 20)
В блеске солнечного света
Расцветай, моя страна.
(Слайд 21)
Ведь у всех людей планеты
Будет родина одна.
Счастьем каждый день отмечен.
(Слайд 22)
На душе у всех светло, —
Человечество навечно
Мир и дружбу обрело.
Сила дружбы велика
Славься мир на все века!
(Слайд 23)
1 Автор: По древним обычаям якутского народа всем поклон мы шлем вам низкий, с добрым словом и с любовью, с хлебом, солью и кумысом.
(Выступающие в завершении кланяются зрителям)
(Девушка и 2 юношей держат в руках чороны, подают гостям кумыс и лепешки)
(Во время угощения ведущий произносит слова)
Ведущий 2: Кумыс напиток священный
Пусть от священного напитка
Будет здоровье в избытке
Благословляем Вас на добрые, мирные дела,
Пусть силе вашей начинания осеняет мудрость природы,
Множьте благополучие страны и своего народа!
(Дети садятся на места зрителей)
(Слайд 24)
Ведущий 1: Страны – побратимы, наш украинский род.
И язык похожий и похож народ.
Ведущий 2: Встречайте! У нас в гостях учащиеся средней школы №2, художественный руководитель Дуда Елена Рафаиловна.
(Показ презентации, песня «Червоно рута» в исполнении учащихся СОШ №2, количество выступающих 6 детей)
(Слайд 25)
Ведущий 1: А сейчас разрешите предоставить слово директору – «тойону» нашего «Центра семейного устройства» Николаю Семеновичу Миронову, поприветствуем его.
(Приветственное слово директора «Центра семейного устройства» Миронова Николая Семеновича)
(Слайд 26)
Ведущий 1: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
(Слайд 27)
Ведущий 2: Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые нам представят воспитанники «Центра семейного устройства», руководитель инсценировки Мацалюк Олеся Викторовна.
(Выступление воспитанников «Центра семейного устройства») (количество выступающих 5 детей)
(Слайд 28)
Ведущий 1: Сегодня у нас в гостях начальник муниципального учреждения «Управления культуры и искусства» Алданского района Евгений Александрович Гузман.
(Приветственное слово начальника муниципального учреждения «Управления культуры и искусства» Алданского района Евгения Александровича Гузман)
(Слайд 29)
Ведущий 2: Народы коми, обожествляя природу, создали своих богов и духов, имеют свой миф о сотворении мира, защитников русской земли.
Ведущий 1: Встречайте, учащиеся Алданского лицея, руководитель Тизилова Анна Михайловна.
(Выступление учащихся Алданского лицея, в количестве выступающих 10 детей)
(Слайд 30)
Ведущий 2: Есть башкирский язык, есть татарский. История татар и башкир в течение ряда веков была тесно переплетена. Татары и башкиры веками проживали вместе. Эти два народа имеют общие исторические корни.
Ведущий 1: Отголоски татаро – башкирских взаимоотношений доносят до нас разные предания и легенды, о которых нам расскажут учащиеся средней школы №1, под руководством Иваненко Ларисы Геннадьевны.
(Выступление учащиеся СОШ №1, количество выступающих 5 детей, презентация)
(Слайд 31)
Ведущий 1: Язык родной! Язык далеких предков,
Как сказочно и мудро ты звучал.
Ты высветил мне прошлое эвенков:
О чем народ мой пел, о чем молчал.
Ведущий 2: В эвенкийском эпосе прославляли одиноких героев, оленя-друга, девушек-красавиц. Исполняли «нимнгакан» на эвенкийском языке, в переводе означает «подобно шаманскому пению нимнган».
(Выступление ансамбля «эннэкэн» с п. Хатыстыр Алданского района)
(Слайд 32)
Ведущий 1: Под сенью гор, сады и нивы…
Шумят листвою тополя…
Как ты свободна, как счастлива
Кыргызов древняя земля!
Ведущий 2: Об истории киргизского народа нам расскажут учащиеся Алданской гимназии, руководитель Тихонова Наталья Егоровна, встречайте их.
(Выступление участников программы учащиеся Алданской гимназии), (количество выступающих 9 детей)
(Слайд 33)
Ведущий 1: В заключении мы хотим представить вам небольшой концерт группы «Эннэкэн», которые приехали из далекого поселка Хатыстыр.
(Выступление ансамбля «эннэкэн» с п. Хатыстыр Алданского района)
(Слайд 34)
Ведущий 1: Уважаемые гости и участники концертной программы, мы желаем вам мира и счастья! До новых встреч!
Ведущий 2: Корсуоххэ диэри!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Сценарий к мероприятию «Путешествие в страну Олонхо»

Ученик из Англии:

— Hi My name is John. I am from Great Britain. My teacher of geography gave a task to find a mysterious land of cold and ice. So I decided to find it in the Internet. Now I am going to click the google: the coldest wonderful land. Oh! What interesting facts there!

Слайд: google (набор на экране: видео)

Ученик из Англии:

— Algys is blessing, algys is good wishes, algys is prayer. There are different kinds of algys: wedding algys, algys of sending the Yakut soldier to the war, algys for the birth of a child. Now you can see one of the these kind of algys: algys of sending the yakut soldier to the war.

Выступают 6 «А» класс: алгыс (проводы солдата) слайд

Ученик из Англии:

— Another wonderful algys is a spirit worship to the mistress land “Aan Alakchyn- khotun”.

Выступает девочка с алгысом на якутском языке (Аан- алахчын- хотун). слайд

Ученик из Англии:

-One of the most important pieces of Sakha folklore is the epic literature represented by Olonkho. Olonkho consists of a great number of lengthy legends, which reflect the Sakha cosmology and their religion. According to Sakha cosmology the world consists of three layers: the Upper land, the Lower land and the Middle world. Olonkho is narrated by Olonkhohuts, it is performed like a piece of music.

Выступает ученик 4 класса на якутском языке (олонхо) слайд

Ученик из Англии:

— To know more about this magic land Yakutia, the origin of the Sakha people, their traditions and customs I should listen and watch the pupils’ presentation of their land – the land of Olonkho. Yakutia has very beautiful natural environment. There are a lot of enormous animals and birds.

Выступают с презентацией:

  1. Аргунов Артем 6 «Б» «The origin of the Sakha people»

  2. Борисова Кыдаана 6 «Б» «Ысыах»

  3. Осипова Дайаана 6 «В» «Лошадь— Yakut sacred horse»

  4. Мадаминова Настя 6 «В» «Стерх — Sterkh»

  5. Максимов Саша 6 «Б» «Волк»

  6. Аргунова Вероника 6 «А» «Хомус»

Ученик из Англии:

-Yakut people are not famous only for their animals, birds and traditions but they are famous for their literature, poems.

Выступают: Стих

  1. Ученики 6 «В» класса: Алексеев Илья, Веремеенко Денис, Веснер Евгений, Титова Мария, Григорьева Настя, Щербакова Настя, Ачилов Алишер. “Sakha”

  2. Ученики 6 «Г» класса: «The white cranes’ dance»

  3. Ученик 6 «Б» класса: Бережнев Илья «To Yakutsk»

  4. Ученик 6 «Д» класса «Дом»

  5. Ученик 6 «Б» класса «Зима» Старкова Светлана

Ученик из Англии:

— So I’ve known a lot about this magic land Yakutia. I’ve prepared my task.

At the end of travelling around the country of Olonkho I would like to sing a song the national song of Sakha people “Osuokhay”. The yakut osuokhay round dance symbolizes the universal unity of people, a life cycle. Osuokhay means Unity. During this dance, the dancers move at a leisurely pace in the direction of the Sun, making a kind of a cycle in time and space and give tribute to the celestial body for light and warmth, presented to the people. A master who is responsible for singing, giving praise to what is happening is present at the dance. The dance goes on continuously until the morning or over three days and nights. It is believed that everyone who enters the circle is charged with energy for the whole year. Let’s dance and sing a song “ Osuokhay” . Welcome to Osuokhay!

Танцуют осуохай все участники представления. Слайд

15.11.2016

Конкурсно — познавательная игра » Олонхо»

Завалий  Виктория Степановна

педагог дополнительного образования

Конкурсно — познавательная игра » Олонхо» для 1-2 класса. История Якутской земли.

Оценить




809

Содержимое разработки

СОШ № 22, ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА П. БЕРКАКИТ

п. Беркакит улица Мусы – Джалиля 15

телефон 8(41147)73-8-13

berddt@nerunqri.edu.ru.

Педагог дополнительного образования : Саенко В.С.

Сценарий конкурсно – познавательной программы

«Сказка Земли Олонхо»

Цель: Познакомить детей с обычаями народов Якутии, обрядами, особенностями природы.

Оформление:С боку на игровой площадке своеобразный чум, в нем реквизит и угощения для гостей. Звучит якутская музыка, на экране демонстрируются слайды с видами якутской тайги, флорой и фауной Якутии. Из чума выходит хозяйка.

Реквизит:

Чум

Деревянная скамейка

Коврик

Поднос

Бутерброды с рыбой

Планшеты со слайдами птиц и зверей

Арканы

Стулья

Обручи

Маска черта Алып Могойдоона

Круг с якутским орнаментом

Мячик

Маки тигра

Гимнастический мат

Палка гимнастическая

Канат

Бинокль

Бубен

Якутские костюмы .

Фонограмма якутских народных песен.

Хозяйка:Дорооболорунг! Здравствуйте, дорогие гости! Давайте все вместе поздороваемся друг с другом по – якутски.

Повторяйте за мной: «ДО – РОО- БОЛО –РУНГ!»

Правильно! Молодцы! А сейчас садитесь по удобнее,

Будем слушать сказку. Однако примите угощение!

Айталыын – Куо – Лунная красавица, — гости пришли, неси угощение.

(Из чумы выходит девушка в якутском национальном костюме с подносом в руках, на котором находится бутерброды с рыбой. Раздает бутерброды ребятам, сидящим в зале.)

Хозяйка: Из какой рыбы приготовлено, можете сказать? В нашей лене водится. Хорошая река. Рыбы здесь много живет. А каких рыб, вы знаете? (Дети отвечают). А какая рыба еще у нас водится? А знаете, как нашу Якутию в старину называли? Правильно! Олонхо! Или страна незаходящего солнца. В тоже время якуты плохо жили, темны были, многого боялись. На камень – глядя, каменного человека видели; на медведя – глядя, думали таежного человека видят. Страшное кругом мерещилось. Редко какой смельчак находился чертей не боялся. О таком богатыре люди долго помнят, сказки сочиняют которые в народе называли Олонхо – это такие стихи которые поют исполнители – олонхосуты, в течении одних, а то и десяти суток, с перерывами на обед и сон. В олонхо жизнь состоит из трех миров:

Верхний мир – небо, где живут божества – творцы и злые чудовища – верхние аббасы.

Средний мир – населяют люди и мелкие духи «иччи».

В нижнем мире под землей – страшные злые чудовища – нижние аббасы.

Но я вам не буду петь олонхо. А просто расскажу одну сказку, где вы узнаете от чего нашу землю называют страной незаходящего солнца или Олонхо. Только, чтоб интересней было, вы мне помогайте делайте что я скажу…

(На фоне якутской музыки)

Хозяйка: Давным – давно росло на этой обетованной земле до самого неба могучее мировое дерево жизни – Аал – Лууу –Мас, соком его люди излечивались от ран и болезней, воскрешали мертвых… В том чудесном дереве находилось доброе божество матери – земли, покровительницы рода человеческого, в образе величавой седой женщины Аан – алахчын – Хотун, которая была одета во все зеленое и украшена цветами.

Хозяйка: Хорошо люди жили, весело в богатстве и достатке… Но однажды злой волшебник нижнего мира Алып – хара – хан задумал лишить людей солнечного света и заточить их в вечном мраке. Он превратился в мифического зверя Олонхо Бар – кыыл – птицу – тигра, завладел солнцем и приковал его к стене в бездне смерти – Черкечех.

Не стало радости, не стало веселья, вместо песен земля огласилась стонами. От горя у людей слабела воля, иссякли силы. Лишь совесть оставалось чистой, а душа светлой.

Собрал тогда Кюн – Сыралыман людей, и пошли они искать светило. Решили по следу тигра идти. Следов много вокруг. Но Кюн- Сыралыман и его люди. Узнай, кто здесь хороший следопыт?(Девушка показывает планшеты со следами зверей и птиц, живущих на территории Якутии).

Хозяйка:Похвалить всех хочу, молодцы: не смутят вас любые следы. Будь то тигр, медведь или волк, вы в следах понимаете толк. А теперь мы будем идти тропой Кюн – Сыралымана. Следы тигра привели людей к гнилому болоту. На нем обитал зверь чудовищный, черт болотный – Дьес Эмегет, который людей в топь заманивал. Однако Кюн- Сыралыман победил Дьэс Эмегета и перевел людей через болото. Айталыын – Куо, дай им пусть свои силы попробуют.

(Каждой команде из 5 человек дается по 2 обруча и проводится игра «Перейти болото»).

Хозяйка:Молодцы, хорошо болото перешли. А заарканить рогатого Дьес Эмегета еще должны. Берите арканы у Айталыын – Куо. (каждому дается по аркану, который нужно накинуть на ножки стула, перевернутого и стоящего на другом стуле. Сколько участников столько и стульев.)

Ловко Дьес Эмегета поймали, болото перешли. А Алып Могойдоона — черного волшебника, сможете перехитрить, кюн – Сыралыма перехитрил? Встаньте в круг руки вперед вытяните. Кого Алып Могодоон по рукам хлопнет, тот каменным становится, из круга выходит. Тот, кто руки вовремя уберет, победителем станет.(Из чума выходит девушка в маске черта. Осаливает играющих)

Хозяйка: Не успели Кюн- Сыралыман и путники от Могойдоона убежать как налетела на них железная птица Кэй – Уорук. Стала она кружить над ними, пытаясь схватить и разорвать их на части. Тогда Кюн запустил в нее боевую стрелу — Кустук и сразил наповал с одного выстрела, потому как был он отличным охотником. Айталыын – Куо, пусть покажут ребята, как они умеют в цель попадать с одного выстрела. (проводится игра «Стрельба в цель с кружением». На стене прикрепляется круг нарисованный круг с якутским орнаментом. Играющему дается маленький резиновый мячик. Необходимо три раза обежать стул, и с одного размаха попасть в центр круга).

Хозяйка:Молодцы метко стреляете. Дальше пошли по следам. Следы в тигриное стойбище привели и дальше тянутся. Давайте, попробуем тигриное стойбище образовать, в круг встанем, маки наденем, а «охотники» попробуют неслышно пройти (Проводится игра «Через тигриное стойбище». Стоящим в кругу надеваются маски тигров, которые полностью закрывают глаза. Остальным необходимо неслышно перебегать через круг).

Хозяйка: Однако, тоже настоящими охотниками будете: метко стреляете, неслышно ходите. Вот и искатели солнца тоже стойбище прошли и двинулись дальше по следам. Так они шли три года в кромешной тьме, на ощупь, с протянутыми вперед руками, словно слепые. Разбивались о камни, тонули в реках, увязли в болотах. Шли без отдыха и сна, летом мокли под дождем, зимой замерзали в снегах. И когда, казалось, что сил больше нет, собрал тогда Кюн – Сыралыман всех людей и сказал «Дорогие догоры! Наши силы иссякают. И все же мы должны победить мрак черной ночи. Ради этой победы сожгите меня на костре! Пусть душа моя превратится в камень и осветит ваш путь! Это поможет нам освободить солнце! Друзья, ради счастья народа , зажгите костер свободы!»

Сердца спутников Кюн – Сыралымана наполнились печалью. Но они верили ему и выполнили его волю. Когда, разгорелся великий костер – свободы, Кюн – Сыралыман бросился в костер.

Хозяйка: Горько плакали искатели солнца у потухающего костра. И вдруг в пепле сверкнул камень чудесной красоты! Когда его подняли, он засиял ярким

светом и освятил все вокруг до самого горизонта. Ослабевшие путники воспрянули духом, и освящая путь светлым камнем, устремились вперед. Долго еще шли искатели солнца через леса, горы и болота. Наконец, они перевалили через высокий каменный хребет и увидели, как из далекой пещеры пробиваются тонкие лучи солнца. Забыв, об усталости, напрягая последние силы, люди побежали к пещере. Но на их пути встретилось Огненное море – Энгэсэм – Кулахай, над которым весел волшебный канат – Халбас – хара, где их поджидал злой оборотень Алып – Хаара – Хан. И начался неравный бой. (Проводятся якутские игры: «Якутская борьба», «Борьба на палке»)

Хозяйка:Да, сильные вы, однако, вот искателям солнца после неравной борьбы, удалось победить Алып – Хаара – Хана. И помогала им в этом добрая шаманка небесная Аан – Мичил, которая подставляла свой бубен под каждого кто свалился с каната, а злой Хаара – Хан, не выдержав испытания, упал в огненное море и тут же сгорел. Айталыын – Куо, неси канат, ходить по нему будем. (Проводится игра «Пройди по канату с биноклем». Играющий смотрит в бинокль с обратной стороны, когда все изображения уменьшаются).

Хозяйка:А теперь, становитесь все в круг, посмотрю кто из вас белый шаман, в бубен будет стучать.(Проводится игра «Белый шаман». Девушка выносит из шума бубен и каждому участнику настукивает какой – нибудь ритм музыкальный. А тот должен точь – в – точь повторить). Ай, молодцы! Однако, хорошими, добрыми будете.

Хозяйка:Прибежали люди к пещере, разбили камнями оковы и освободили солнце из плена. Солнце вознеслось величаво на небо, щедро рассыпая золотые теплые лучи над измученной землей. И начался на земле большой праздник с песнями, танцами, играми, который у нас называют «Ысыах». Выходите и вы песни петь. Может знает кто из вас песню о нашей славной Якутии, очень рада буду послушать. (Проводится маленький концерт)

Хозяйка: Ой, спасибо, настоящий праздник сегодня устроили. Да и как не веселиться. Вот с тех пор нашу страну называют Страной незаходящего солнца или Олонхо. Днем светит солнце, а ночью светлый камень Кюн – Сыралымана. Жизнь хорошая настала. Страхов и в помине никаких нет. В одних только сказках живут. Вы мне хорошо помогали рассказывать. Приходите еще слушать. В следующий раз интересней расскажу. А теперь, на прощание становитесь в круг, танцу дружбы научим. (Все участники танцуют якутский танец «Осохэй»).

До свидания ! А по – якутски… Повторяйте все за мной… Правильно! Молодцы!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226880-konkursnopoznavatelnaja-igraolonho

Также вас может заинтересовать

  • Сценарий детского праздника «Путешествие в сказку» (для детей среднего школьного возраста)
  • Внеклассное мероприятие Тепло родного очага
  • Методическая разработка «Ты, я, он, она — вместе дружная семья» (для детей от 7-15 лет)
  • Открытый урок английского языка. The Evening of English Song
  • Сценарий спортивного праздника «Со спортом и песней – жить интересней».

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дня выпускника
  • Сценарий дня рождения деда мороза на улице
  • Сценарий дня обнимашек
  • Сценарий дня рождения авиалайнер
  • Сценарий дня встречи выпускников