Сценарий дня рождения бал маскарад

Как организовать и провести бал маскарад самостоятельно - сценарий вечеринки для взрослых

цылиндр

 

Степень сложности подготовки

высокая

 

Декор

свечи, гирлянды, бархат, маски, цветочные композиции

цветы  

Цветы

белые и темно-красные розы, фиолетовые тюльпаны, зеленый и белый бульденеж

музыка  

Музыка

Бах, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукс, Перселл

  Цвета

фиолетовый, зеленый, золотой, серебряный, черный, красный, белый, бордовый, пурпурный

  Угощения

медальоны из говяжьей вырезки, салат с морепродуктов, курица с розмарином, французский хлеб, пирожные, печенье, торт, фрукты, шампанское

  Тематические развлечения

танцы, аукцион, прогулка, игра «Театр», танцевальные карты, голосование за лучший костюм, фотосессия

Идея тематической вечеринки бал — маскарад

Идея бал-маскарада заставляла быстрее биться сердце, и течь в венах кровь начиная с 16 столетия. Какой-то умный (или слишком влюбленный) француз придумал прийти на королевский бал в маске. Немного позже маска стала символом равенства богатых и бедных, умных и глупых, мужчин и женщин. В маскараде принимали участие лишь пестрые птицы без пола, возраста, даже, порой, голоса. Это была идеальная среда для вероломных интриг, сплетен, и, конечно же, запретной любви. А еще – человек в маске мог позволить себе быть другим. Одним маска помогала победить комплексы, а другим, напротив, позволяла тщательно скрыть свою развратную сущность. Истинное «Я» оставалось, где то там, в свете полдня. В полумраке же маскарадного бального зала рождался новый человек, который писал свою, загадочную историю. Так какой же будет загадочная история вашего праздника? Начинаем планировать вечеринку!

ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРИНКЕ БАЛ — МАСКАРАД

1. Выбор темы маскарада

Выбор темы маскарада зависит от нескольких факторов. Прежде всего, вашего общего виденья праздника и предпочтений. Вот несколько опробованных на практике предложений:

Mardi Gras

(тематический маскарад для почитателей ярких цветов и красок, перьев, бурного веселья и танцев)

маскарадмаскарад

Призрак оперы

(более сдержанный праздник в духе викторианской величественной эпохи, с классической музыкой и соответствующим теме драматизмом)

маскарад

Аристократический бал 18 столетия

(роскошное мероприятие, главным акцентом которого является помпезность нарядов, множество драгоценных украшений, изысканные кушанья)

маскарад

Старый Голливуд

 (мир гламура светской тусовки, представители которой кокетливо прикрывают взгляд изысканной маской)

маскарад

Кроме того, на выбор темы маскарада может повлиять и место проведения праздника (для викторианского бала необходимо арендовать большой танцевальный зал, а для старого Голливуда хватит и скромной гостиной вашего дома). Ну и, конечно, бюджет. Если, например, «Голливуд» и «Призрак оперы» — малобюджетные мероприятия, то на «Mardi Gras» и «Аристократический бал» — придется основательно раскошелиться.  

2. Приглашения на бал — маскарад

После того, как с темой определились – начинаем приглашать гостей. Доминирующим символом для любой темы праздника в духе маскарада, является, конечно же, маска.

приглашение на маскарад

Для лицевой стороны планшета такой стильной пригласительной открытки использована идея оформления венецианских будуаров. Стены расписаны золотом, мерцающие в свете канделябров цветы, дорогие, утонченные ткани…  

приглашение на маскарад

Этот вариант более прост и экономен. Маску-основу вырезаем из плотной бумаги (картона), и декорируем, с использованием подручных средств. Вместо серпантина (или вместе с ним) можно использовать аэрозольные серебряные блестки на основе клея или металлизированные крупные «горошины» конфетти.
Текст приглашения формулируем произвольно. Важно указать дату, время, тему праздника, место, дресс-код, и сроки RSVP информации. 

3. Наряды для бал — маскарада

Нет ничего хуже, чем тематический праздник с гостями, которые проигнорировали строку о дресс-коде. Маскарад без костюмов изначально обречен на провал. Избежать неловкостей, конфузов и испорченного настроения помогут три простых правила:

     I. Пригласительные открытки нужно вручить всем гостям как минимум, за две недели до мероприятия;

     II. Ставить вопрос о дресс-коде четко, громко и категорично.

Постарайтесь объяснить своим гостям, что благодаря их сказочным костюмам тема вечеринки «оживет», что во время эпохи Возрождения маскарады проводились лишь для избранных, элиты общества, и под конец – объявите конкурс на самый лучший карнавальный костюм (с последующим вознаграждением победителя).

     III. Подготовьте запасные маски для тех гостей, которые страдают «дефектами слуха», или — слишком прагматичны по своей сути, чтобы прочувствовать всю глубокую философию будущего праздника.

декор маскарад

Запасная маска, вместе со строгим указанием: мужчины во фраках, женщины – в вечерних платьях – вполне способна спасти бал-маскарад, который может оказаться на грани провала.

маскарад

А если гости добавят к наряду маленькую изюминку – туфли в стиле ярких птиц Рио – получится замечательный маскарадный туалет.

туфли в стиле Рио

Костюм для бал-маскарада может быть как тщательно продуманным помпезным нарядом так и неким юмористическим образом с эротическим подтекстом.

костюм на маскарадкостюм на маскарад

Мужчины так же, в зависимости от темы праздника, могут прийти как в строгом фраке с бабочкой, так и в костюме развязного пирата в треуголке, или Зорро.

маска для мужчины

4.  Маски для вечеринки бал — маскарад

Отличным решением для дорогого бала в духе Средневековья станет вот такая маска на основе гипса.  

маска

Сделать ее можно в домашних условиях, применив немного подручных средств и художественного таланта. Для одной маски понадобится: 20 лент медицинского гипса на марлевой основе (шириной 2,5 см и длиной 4 см), жирный крем, вода. Смажьте лицо кремом (чтобы избежать раздражения и аллергической реакции), наложите размоченные в воде гипсовые полоски. Позвольте гипсу высохнуть у вас на лице. С помощью острого ножа придайте готовому оттиску нужную форму. А дальше – дайте волю творчеству и фантазии.

маска

Более простой вариант – маска-очки из ткани. Гипюр, жемчуг, стразы, кожа – это лишь малая часть инструментов, способных сделать женский взгляд из-под маски таинственным, загадочным, совершенным.

маска

И самый элементарный вариант маски – гипюровая повязка на глаза. Тайна, экспрессия, харизма – это только несколько слов, из плеяды тех, которые вы услышите благодаря маске в свой адрес на вечеринке.

5.  Декор для бал — маскарада

 
Идеальным местом для бал-маскарада станет танцевальный зал эпохи Ренессанса. Гобелены, картины, канделябры со свечами, громоздкая резная мебель… К сожалению, таких во всем мире осталось не больше десятка, да и те – музеи. Что же делать? Вернуть свой (или арендованный) дом на несколько столетий назад во времени!

Драпировка. Купите несколько отрезов бархата для драпировки стен «бального зала». Отлично подойдут бордовые, темно-зеленые и темно-синие ткани.

драпировка

Свечи. Бал-маскарад требует создания романтический, загадочной атмосферы. Отключите центральное яркое освещение на вечер, воспользуйтесь боковыми светильниками и красиво оформленными свечами.

свечи

Маски. Маскарадные маски (с перьями, стразами, лентами) станут отличным украшением для стен, стола, входных дверей вашего дома.

Бокалы. Для вина, шампанского, других напитков стоит тоже декорировать в духе праздника.

бокал

Меню. Если вы планируете фуршет с самообслуживанием, то этот атрибут вам не понадобится. А если ваш бал-маскарад по сценарию должен  медленно превратиться в званый ужин – подготовьте для каждого гостя такое меню. Впечатление о вашем празднике возрастет в несколько раз.

меню

Гирлянды. Необычные подвески из цветов или бабочек придадут вашему вечеру шарма, необычности, загадочности.

гирлянды

Другое для маскарада. Серебряные, золотые, фиолетовые, зеленые воздушные шары, серпантин и электрические гирлянды тоже можно использовать в качестве декора для бал-маскарада (особенно, если тема праздника Mardi Gras).  Для яркого праздника подойдет и живая зелень в качестве декора, и разноцветные ленты. 

декор для маскарада

6. Музыка для взрослой вечеринки бал — маскарад

Участники бал-маскарада эпохи Ренессанса слушали элитарную музыку того времени: Баха, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукса, Перселла. Пластинки и диски с классической музыкой можно найти в продаже. Вечные мелодии будут задавать тон вашему вечеру, поощрять гостей войти в образ, пообщаться на вечные темы и просто хорошо провести время.

маскарад

ХОД ВЕЧЕРИНКИ БАЛ — МАСКАРАД (СЦЕНАРИЙ)

1. Развлечения на маскараде

Конечно, основным видом деятельности на бал-маскараде являются танцы. Классические (если вы при французском или итальянском дворе), зажигательные латинские (если вы на ярком карнавале). Неплохо было бы, если бы кто-то из гостей сделал имениннику необычный подарок – пригласил инструктора по бальным танцам для праздничного мастер-класса.   

маскарад

Можно также обыграть на вашем празднике идею танцевальных карт. Помните, при дворе Людовика 14 дама танцевала следующий танец с тем кавалером, имя которого значилось в ее карте. А еще можно   поэкспериментировать с танцевальной картой, и внести туда не реальные имена ваших гостей, а имена героев, в которых они перевоплотились.

игра театр

Игра «Театр»

Интеллектуальное, творческое и вместе с тем – веселое занятие. Гости
делятся на две команды. Одна команда составляет короткий сценарий,
другая – выполняет указания «режиссера». Основой сценария может стать
известный фильм (на который вы общими усилиями сделаете пародию),
театральное представление, или детская сказка.

костюм

  Голосование за лучший костюм

 Обязательный конкурс, который нужно провести среди ваших гостей, если
они пришли на праздник в маскарадных костюмах и тщательно поработали над
своим образом. Устройте тайное голосование (установив ящик для записок с
голосами в прихожей), или – явное (посредством подсчета самых громких
аплодисментов в адрес того, или иного героя вечера). А победителя
наградите призом.

аукцион

В качестве лотов для шуточного аукциона можно использовать красивую
маску, бутылку шампанского, хрустальную туфельку королевы вечера и пр.
Определите ведущего (желательно человека с чувством юмора, способного
поддерживать веселое настроение среди гостей долгое время) и установите
максимальную ставку за лот. Пусть это будут мелкие монеты, купюры,
серпантин. Нужно сделать так, чтобы аукцион принес удовольствие всем
гостям, и никого не поставил в неудобное положение.

фотосессия

  Фотосессия

Устройте фотосессию в маскарадных костюмах. Наверняка, вашим гостям тоже
захочется иметь в своем альбоме памятное фото с такого необычного
вечера.

3.    Угощение для гостей бала — маскарада

Классическая идея маскарада не предполагает
стандартного застолья. Чтобы угостить друзей и участников вечеринки,
выберите фуршетный вариант. Для того чтобы разносить напитки и закуски
можно нанять официантов, а можно – попросить кого-нибудь из гостей
поучаствовать.

Предложите гостям в качестве закусок французские
медальоны из говяжьей вырезки, салат с морепродуктов, курицу, зажаренную
с розмарином. К мясному изобилию подайте горячий французский хлеб или
хрустящие булочки с кунжутом.

А на десерт – милое символическое печенье в форме маски, клубнику, виноград, пирожные, и, конечно же – торт!

А классический для маскарада алкоголь – шампанское, можно налить вот таким барским способом!

шампанское

Теперь
вам понятна причина, почему популярность бал-маскарада не угасает вот
уже несколько столетий кряду? Потому что маскарад – веселое,
оригинальное, незабываемое событие, которое позволяет людям хоть на один
вечер стать тем, кем они бывают только в своих снах. Маскарад – точка
пересечения параллелей времени, в которой встречается прошлое с
настоящим, чтобы состоялось красивое, яркое будущее! 

маскарад

ГОСУДАРИ-ИМПЕРАТОРЫ

На сцену друг за другом выезжают три трона, на них исполнители в образах государей-императоров.

1-АЯ: Императрица Екатерина!

Повелеваю правила о балах, написанные мною собственноручно, соблюдать неукоснительно, а именно:

В собрание отправляясь, оставить все чины вне дверей, равномерно, как и шляпы, а наипаче шпаги. Спесь тоже у дверей оставить.

Сама люблю и шутки, и переодевания, и ряженых, и танцы модные.

2-ОЙ: Император Павел!

Запрещаю употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспрещаю также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции следить за исполнением указа строжайшим образом!

3-ИЙ: Император Александр!

Платья французского покроя носить разрешается. Повелеваю балы-маскарады в Зимнем Дворце для желающих сделать доступными. Модные танцы и можно, и нужно.

На вершине лестницы – Ц-р.

Ц: Бал-маскарад, господа! Маски можно купить у входа! Танцуем галоп! Музыка!

Государи-императоры прикрывают лица масками на палочках. Троны уезжают в кулисы.

Исполняется ГАЛОП. Все танцоры – в масках, костюмах (в крайнем случае можно обойтись наличием полумасок). По окончании танца – поклон, и все замирают. Застывшая картина бала.

ФАНТАЗИИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА МОДЫ

Фантастическая музыка и свет.

Появляются плащ и корона Ее Величества Моды.

ГОЛОС МОДЫ:   Да!, да! Друзья! Мелькают годы –

И с ними вслед одна другой

Мелькают ветреные моды

Разнообразной чередой…

Взгляните на мой волшебный плащ, господа! Он хранит память обо всех моих увлечениях, фантазиях и причудах…

Край плаща Моды взмывает вверх (он был заранее прикреплен невидимыми лесками к штанкету), и плащ превращается в экран, на который проецируются слайды. Или демонстрируется видеоряд.

… В эпоху рококо я придумала изумительные дамские прически – целые натюрморты из цветов, лент, перьев. И даже лодки с высокими парусами, ветряные мельницы, мосты и садовая архитектура украшали женские головки. Бедняжки! Представляете, как сложно им было все это удерживать во время танцев?!

Когда модники и модницы по моей прихоти стали пудрить свои волосы, они тратили на это по 2-3 часа в сутки.

На бал надевали платье с обтягивающим фигуру корсажем, большим декольте и необычайно широкой юбкой.

Мужская мода приспосабливалась к капризам женской. Она делала фигуру причудливой и даже женоподобной. Фалды камзола напоминали юбку на обручах.

Наконец я решила упразднить камзол и сделала мужчинам царский подарок – я подарила им фрак! Фрак, который стал основой мужской одежды в 19 веке.

А танцы? Танцами я поражала мир всегда! В 19 веке у меня новые фавориты! Знакомьтесь!…

Конец плаща опускается. Полный свет на сцене.

ТАНЦЫ. ВЕК 19.

МОДА: Самый скандальный и самый любимый, конечно же, вальс! Он родился в Австрии. Сегодня ему более двухсот лет, но никому и в голову не придет назвать Вальс стариком.

Из-под плаща Моды появляется исполнитель в образе Вальса, далее прием повторяется. Вместе с Вальсом появляется Маэстро Шлягер, на нем элегантный черный блестящий фрак. В течение представления М.Ш. постоянно меняет костюмы, преображается, в то время как Церемониймейстер и Танцмейстер остаются без изменений.

М.Ш.: Вальс! Огненный и нежный, он прожил жизнь, полную приключений, познал горечь запретов и головокружительную популярность. Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в аристократические салоны с их жеманными, вычурными танцами! Боже мой, его называли даже неблагопристойным!

Т: Как это возможно: обхватить даму за талию и кружить ее по залу!

М.Ш.: И все-таки он покорил весь мир! Вальс танцевали медленный и быстрый, в пять па, вальс-миньон, двух-шаговый русский вальс, но самый любимый вальс – на три па. Раз-два-три! Раз-два-три!…

Вальс и М.Ш. танцуют.

МОДА: Кадриль! Модница и фантазерка!

Т: Фигуры кадрили танцевали парами vis-a-vis, и именовались фигуры вначале по названию модных песенок, под которые исполнялись. Потом стали называться просто – «первая фигура», «вторая», «третья»…

М.Ш.: Кадриль невозможно представить без своего верного спутника – Галопа!

МОДА: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Т: В России галопом начиналась и заканчивалась шестая – т.е. последняя и главная! – фигура кадрили. В галопе все пары объединялись по распоряжению Ц-ра в разнообразные «круги», «звезды», «гирлянды». Это было очень увлекательно и живо!

МОДА: Полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

М.Ш.: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!

МОДА: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!

М.Ш.: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры –показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!…

МОДА:      …Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком!

Исполняется МАЗУРКА.

После танца на сцене Танцмейстер и Церемониймейстер.

Ц: Вы слышали, какой роскошный бал был вчера в Дворянском Собрании?

Т: Я не перестаю удивляться этой загадочной стране. Казалось, недавно учились кланяться, не то что танцевать, а нынче танцуют в каждом доме. И как танцуют! Хорошо! Отлично танцуют!

Ц: Не удивительно! Как с петровских времен повелось – так и по сей день: танец – обязательный предмет в любой школе, любом пансионе, гимназии.

Ц: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Детский танцевальный коллектив исполняет веселую ПОЛЬКУ.

УРОК ТАНЦА И ХОРОШИХ МАНЕР

Ц: Девицы! Получив за раз приглашения на несколько кадрилей, вы должны запомнить своих кавалеров, чтобы не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней скандала. Во избежание подобных неприятностей, должно запасаться для бала маленькими агендами, в которых вписываются имена и очереди танцоров.

Ц. Протягивает девушке маленькую книжечку. Та с поклоном принимает ее.

Следующая пара.

Ц: Сударыня! Будьте так любезны, прочтите, пожалуйста, порядок кадрилей на вашей агенде.

Девушка читает: Первая кадриль – князь Николай Бегичев, вторая кадриль – граф Толь, третья кадриль – князь …

Ц: Довольно, довольно, сударыня! Хорошо! Я попросил прочесть исключительно ради нашего урока. Надеюсь вы понимаете, что светские девушки не станут хвастаться друг перед другом своими агендами, ибо это есть доказательство дурного тона.

Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок обнаруживает также кокетство дурного тона и может иметь самые плачевные последствия. Не раз мы видели и кровавую развязку. Продолжим урок…

Неожиданно появляется М.Ш. в маскарадной полумаске и с огромным веером.

М.Ш.: Милые девушки! Послушайте опытного человека! Чтобы не доводить дело до дуэли, советую вам обратить внимание на последнюю выдумку Моды. Вот она – коробочка с мушками. Вы еще не научились читать по мушкам?

М.Ш. подходит к девушке, открывает коробочку – и она одну за другой прилепляет новые мушки (в соответствии с тем, что он говорит).

…Новые мушки модница налепляет сообразно с обстоятельствами, потом что мушки дают возможность говорить молча. Звездочка на середине лба – величественная, на виске у самого глаза – страстная, на носу – наглая, на верхней губе – кокетливая, у правого глаза – тиран, крошечная на подбородке – «люблю, да не вижу», на щеке – согласие, под носом – разлука…

Девушка закрывает лицо веером.

Правильно! От чужих взглядов должна закрыть лицо веером.

Мушка – тайный знак лишь одному. А веер? Видите, как я его раскрыл? О! Это тоже особый, полный тайных знаков язык.

Энергично обмахиваясь веером, М.Ш. удаляется.

Т.: Не отвлекайтесь! Что там такое?!

Ц: Девицы, запомните: слишком смелое и фамильярное обращение с мужчинами чрезвычайно безобразит всякую девушку!

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

Звучит романтическая музыка вальса.

Появляется Маэстро Шлягер в белоснежном костюме.

Солист музыкального театра исполняет старинный романс.

Один на выбор:

«Я встретил вас» – ст. Ф.Тютчева, муз.ред. И.Козловского

«Я помню чудное мгновенье» – ст. А.Пушкина, муз. М.Глинки

«Я помню вальса звук прелестный». – ст. и муз. Н.Листова

Ц.: Вальс, господа! Вальс!

Музыка звучит в полную силу. Маэстро кружится в вальсе, останавливаясь перед девушкой, кланяется ей. Выводит девушку в центр сцены. Начинается вальс. Вначале танцует одна пара. Потом, друг за другом, к ним присоединяются и другие. Исполняется большой, красивый, романтический

ВАЛЬС. Вальс – объяснение в любви.

На заднике сцены возникают тени танцующих людей (используется эффект театра теней).

АНТРАКТ.

II Отделение XX ВЕК

Занавес закрыт.

Звучит музыка в современных ритмах. Занавес разлетается в разные стороны. Из разных кулис появляются Маэстро Шлягер (он в модном костюма XX века) и танцмейстер (он в прежнем своем костюме).

Церемониймейстер спускается по лестнице (он тоже в прежнем костюме).

Ц: Как стремительно бежит время! Вот уже и XX век спешит к финишу!

Т: И все вокруг бегут, бояться опоздать, не успеть, отстать! Отстать от жизни, от моды, от времени!

М.Ш.: А время – оно все-таки неумолимо убегает вперед! Время потрясающих открытий и новых ритмов, время новой моды!

Ц: Встречайте: Ее Величество Мода!

Звучит фантастическая музыка. Меняется свет.

Появляются корона и плащ Моды.

МОДА: В XX веке я совершила революцию – я открыла женщинам ноги! Да, я не раз удивляла мир своими фантазиями и раньше, но открытые ноги женщин – это был шок! Это, действительно, было подобно революционному перевороту!

Женщина XX века – это женщина-мальчик. Короткая юбка и короткие волосы. Эта женщина занимается спортом, овладевает незнакомыми профессиями, страстно танцует новые танцы. Знакомьтесь: вот они!

Из-под плаща Моды появляются, исполняют несколько движений и замирают каждый в своей позе исполнители в образах популярных танцев.

В XX веке я привезла в Россию целую группу потрясающих парней:

– Фокстрот!

– Чарльстон!

– Твист!

– Буги-Вуги!

– Рок-н-ролл!

И жизнерадостных, ярких, веселых латиноамериканских девушек:

– Рубма!

– Самба!

– Ча-ча-ча!

Рекомендую отдельно:

– Англичанин Шейк!

И наконец, имею честь представить танец особый – страстный, вызывающий, яркий. В Европу он попал из Южной Америки, хотя происхождение его до сих пор овеяно тайной. Мы знаем несколько вариантов этого удивительного танца – испанский, цыганский, креольский, аргентинский. Вы догадались? Конечно же это

—       Танго!

Танго, господа!

Исполняется ТАНГО. М.Ш. выступает в роли партнера.

ТАНЦПЛОЩАДКА.

На сцене Т. и Ц.

Ц.: Да, популярность танцев XX века сложно преувеличить!

«Твист и чарльстон!

Вы заполнили шар земной!» – написал поэт.

И это, действительно было так.

«Твистовал» весь мир. Словно кто-то бросил клич:

«Стиляги всех стран, объединяйтесь!»

Т.: И они объединились! Они надели немыслимых цветов галстуки, узкие брючки-дудочки, длинноносые туфли, черные очки, девушки сделали начес … и ?!

Ц.: И «на танцы!»

Конечно же; на танцы! Они были настоящими фанатами танцплощадки! Пожалуй, так же, как танцплощадку они любили только Элвиса Пресли и «Битлз». Не верите?.. Спросите своих бабушек и дедушек – ведь это они те самые стиляги. Они знакомились, влюблялись, ревновали, расставались на танцплощадке.

Т. (напевает):

… Стоят девчонки, стоят в сторонке,

Платочки в руках теребят,

Потому что на десять девчонок

По статистике девять ребят.

На вершине лестницы появляется М.Ш. в образе стиляги 60-х годов.

М.Ш. Привет, старик, привет!

Ц.: «O Tempere! O mores!» (о темпере, о морес) – «О времена! О нравы!» Да, 60-е – это было самое танцевальное десятилетие века.

Кстати, молодой человек, вы не в обиде на нас за то, что мы остались верны своим старым камзолам, а не явились перед вами в образе диск-жокеев в каких-нибудь майках или вообще с обнаженной грудью? Я, знаете ли, люблю старые вещи…

М.Ш.: Все нормально, старик, все путем! А по поводу этих танцев, в которых надо все время крутиться, у меня есть своя версия. Я думаю, причина их появления – в изобретении пластинки. Это было изобретение века! Ведь пластинка постоянно крутится.

Ц.: Очень даже может быть.

М.Ш.: Ну что, старики, на танцы?!

Ц. и Т. (вместе): На танцы!

М.Ш. (кричит в кулисы): Заводи пластинку! Начнем с 20-х!

На вершине лестницы появляется девушка в образе «пластинки». Начинает крутиться на верхней ступени – и звучит музыка чарльстона. Вращаясь в танце, «пластинка» спускается вниз – навстречу М.Ш. Он танцует в центре сцены. Сближаясь, они продолжают танец вдвоем, как бы соревнуясь.

Через некоторое время к ним присоединяются и другие молодые люди и девушки.

Исполняется танцевальная композиция – ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ТАНЦЕВ 20-х, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов, звучат мелодии популярных песен. «Пластинка и Маэстро Шлягер танцуют в центре, начиная каждый новый танец. Композиция заканчивается заводным рок-н-роллом.

КАРНАВАЛ

На сцене Церемониймейстер и Мастер Шлягер (он в ярком латиноамериканском костюме).

Ц.:              Мы приглашаем вас на карнавал!

На праздник жизни, музыки и света!

И длится праздник от рассвета до рассвета –

Мы приглашаем вас на карнавал

М.Ш.:         «На карнавал!!!» – зовут нас барабаны.

На карнавал настроены сердца.

На карнавал, где от веселья пьяны,

И нет веселью где ни края, ни конца.

Ц.:              Танцуют румбу здесь и яростно, и страстно,

И улицы все – танцевальный зал.

Мгновение продлись: ведь ты прекрасно!

(вместе):     Мы приглашаем вас на карнавал!!!

Исполняется КОМПОЗИЦИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ТАНЦЕВ.

МОДА XX ВЕКА

На сцене появляется Ее Величество Мода.

Плащ Моды поднят, как экран.

МОДА: Как стремительно бежит время!

Начинают демонстрироваться слайды или видео-кадры.

МОДА: Брюки для женщин, подкладные плечи, подражание мужскому костюму, наконец, я выпустила на арену жизни джинсы – дешевые рабочие штаны. И весь мир оделся в джинсы.

Мои настроения переменчивы: «грубый стиль» я легко и быстро могу заменить романтическим фольклорным или ретро-модой… Кто знает, чего мне захочется завтра… или сегодня вечером. Я, как все женщины, ветрена и непостоянна. Но вам я могу дать один совет. Самый верный совет: не подражайте никому, даже мне! Ищите свою индивидуальность!

Звучит музыка. На экране, сменяя друг друга, появляются изображения женщин различных эпох. Лучше всего расположить слайды (видео-кадры) по принципу контраста (романтическую красавицу в пышном платье сменяет современная девица с серьгой в носу и бритым затылком и т.п.). На последнем слайде – красивые улыбающиеся молодые люди и девушки в современных костюмах бального танца.

В этом эпизоде возможен показ моделей экстравагантного характера. Манекенщицы тоже появляются из-под плаща Моды.

По окончании показа плащ-экран поднимается вверх. Вместе с короной он останется над сценой, как бы венчая ее, до конца представления.

ФИНАЛ.

Вдоль лестницы стоят юноши с канделябрами.

На сцене – Танцмейстер, Церемониймейстер и Маэстро Шлягер.

Ц.: Господа! Через несколько минут погаснут эти свечи, и бал наш завершится. Это был необыкновенный бал. Бал – фантазия! Фантазия красок, фантазия танцев, фантазия красоты!

Т.: Не сомневаюсь, что сегодня вы получили истинное наслаждение. Позвольте мне от вашего имени поблагодарить участников нашего ансамбля бального танца – поблагодарить не только за приглашение на этот бал, а в первую очередь, за сохранение высоких традиций танцевальной культуры России.

Звучит музыка. По лестнице, через коридор огней, одна за другой, спускаются группы людей в костюмах  разных эпох: 18, 19, 20 век. Каждая последующая группа как бы вытесняет предыдущую. Образуется широкий коридор.

В кульминационный момент музыки на вершине лестницы появляется Петр I. Спускается вниз.

ПЕТР I: Благодарю вас, мои юные друзья! Благодарю от всей души! Не токмо не посрамили имени моего и начинаний первых, но славу российскую приумножили. Так держать!

Ц.: Господа! По традиции мы завершаем наш бал танцем со свечами. Кавалеры приглашают дам! А вы, дорогие зрители, не удивляйтесь смешению времен – представители разных эпох будут танцевать его вместе. Ведь наш бал был необычным – БАЛ-ФАНТАЗИЯ!

Начинается ПРОЩАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ. Это танец-шествие, у всех в руках зажженные свечи. Танец открывает Петр I. Участвуют в нем также Церемониймейстер, Танцмейстер, Маэстро Шлягер, дети. В одной паре должны танцевать исполнители различного возраста в костюмах совершенно разных эпох.

Во время танца звучат стихи:

Прошли века мгновениями,

Но танец был всегда,

И «па», как вдохновение,

Летят через года.

Они кружат над миром,

И люди в них кружат.

И Аполлона лира

Ведет в искусства сад.

Слились Европа, Азия,

Москва, Париж, Каир!

И БАЛ – души фантазия

Кружит в объятьях мир!

Заключительный фейерверк.

СОВЕТЫ ПОСТАНОВЩИКУ

1. Исполнителям ролей Танцмейстера и Маэстро Шлягера должны быть обязательно артисты, блистательно танцующие, скорее всего участники коллектива бального танца, но по сценарию на них ложится и большая текстовая нагрузка. Поэтому лучше всего весь текст заранее записать на фонограмму (причем, вместо них это могут сделать артисты драматического театра). Вообще, в данном случае, на фонограмму может быть заранее записано практически все, быть может, кроме тех мест, где «вживую» выходит Петр I.

2. В образе Моды, в самом крайнем случае, может появляться и просто актриса в плаще. Но, конечно, лучше сделать так, как написано в сценарии. Если плащ-экран не получится, можно показывать слайды просто на экран или использовать экран для видео-проекции, но оформить его рамой под «волшебное зеркало». Могут появиться из-под плаща Моды и живые модели в костюмах в раме большого зеркала, но тогда нужны, безусловно, хорошие костюмы. На мой взгляд, отказываться от слайдов или видео-кадров не стоит: разнообразные выразительные средства сделают ваше представление значительно интереснее.

Содержание:

  • Оформление
  • Пригласительные
  • Костюмы
  • Меню, сервировка
  • Развлечения

Свыше полумиллиона туристов ежегодно посещают Венецию, чтобы увидеть фееричное событие, знаменующее начало Великого поста. Красочная вечеринка в стиле карнавал подарит гостям возможность стать частью поистине грандиозного праздника, не покидая родной город!

«Земля любви и море чарований» – так писал об Италии Н.В Гоголь. Любой итальянский карнавал полон соблазна, любви, тайны и безудержного, на высшем уровне дозволенного безграничного веселья! Маска, скрывая происхождение, ставила в один ряд местных и приезжих, иноверцев и христиан, распутных девиц и благородных дам, властителей и их слуг.

Но как тему для вечеринки рекомендуем венецианский карнавал, ведь именно его считают самым зрелищным, многолюдным, продолжительным и древнейшим итальянским карнавалом.

Оформление

Для начала обдумайте сценарий карнавальной вечеринки, т.к. развлечения во многом влияют на выбор места встречи. Если это дружеский праздник и скромный бюджет, достаточно площади квартиры. Для роскошного мероприятия с артистами, обслугой, балом идеален зал, оформленный в стиле классик, ренессанс, барокко.

Если погода располагает, можно устроить вечеринку на природе, ведь карнавалы проходят на улице. Яркие фонарики, пестрые гирлянды, несколько шатров или столов, имитирующих гадальные комнаты, игровые павильоны и передвижные торговые лавочки – готово!

Уместна любая цветовая гамма, однако желательно щедро добавить золота, блеска, сияния. Если использовать все цвета радуги, получится пестрая неформальная атмосфера. Стильный антураж достигается благодаря тандему двух-трех контрастных оттенков.

Для оформления в стиле карнавал вам пригодятся:

  • парча, сатин, атлас – любой текстиль глянцевой фактуры для драпировки стен, мебели, украшения лентами композиций, штор;
  • электрические гирлянды, декорированные свечи, настольные лампы в абажурах с бахромой. То, что больше вписывается в вашу идею;

Освещение должно быть ярким, но рассеянным – прямой свет разрушает ауру тайны и романтики, присущую карнавалу. Украсьте люстры, если они не вписываются в антураж. Развесьте бумажные фонарики.

  • покрытые блестками ёлочные бантики, колокольчики, шары из магазина все за доллар наполнят помещение праздничным сиянием и не ударят по бюджету;
  • фольгированные занавесы, дождик, шторы из бусин в дверных проемах, на части стен, спинках стульев;

  • стекло и хрусталь – вазы, статуэтки ангелочков, подсвечники, большие рюмки и пр. ёмкости. Роскошно фантазийное венецианское стекло, будто специально созданное для оформления вечеринки в стиле карнавал! В прозрачные ёмкости положите разноцветные бусины, ёлочные бусы, конфетти, окрашенные золотом фигурные макароны;
  • декоративные веточки, перья вместо живых цветов (на дворе февраль). Это традиционный прием, но если хочется, можно использовать живые цветы (розы, лилии) или бутоны из ткани;
  • маски большие на стенах, спинках стульев, дверях и маленькие где угодно как элементы букета, рисунки на салфетках, надетые на вазы, свечи;

Для реализма повесьте тут и там пейзажи Венеции: площадь Сан-Марко, живописные тесные улочки, каналы с медленно плывущими гондолами, люди в карнавальных костюмах.

  • веера из ткани или гофрированной бумаги могут быть где угодно – это второй по значимости атрибут итальянского карнавала;

  • перчаточные театральные куклы, персонажи комедии дель арте, марионетки настоящие или картонные (в сети есть МК, это просто) – они обязательно «присутствуют» на карнавале, развлекая гостей забавными сценками;
  • разноцветные или блестящие золотые воздушные шары. Собранные в гирлянды бабочки, веера, колпаки, пестрые кругляши или традиционные ромбы (Арлекин). Этот нехитрый декор насытит пространство цветом, добавив в антураж праздника.

Пригласительные

Чтобы гости заранее прониклись атмосферой предстоящей вечеринки, сделайте приглашения в стиле карнавал. Если времени мало, подойдет элегантная карточка с вензелями и тематическим принтом или открытка в форме маски, украшенная бусинами, стразами. Оригинальное приглашение:

  • с помощью фоторедактора на картинку венецианского кружева наложите изображение карнавальной маски контрастного цвета. Или купите «ажурную» бумагу, а маску нарисуйте поверх;

  • распечатайте в нужном формате. С обратной стороны маркером нарисуйте вензеля по краю или украсьте настоящим кружевом, в центре напишите текст;
  • соберите веер по любому понравившемуся МК (в сети много простых вариантов с учетом, чтобы веер можно было полностью раскрыть и прочесть текст). Сложите, перевяжите лентой, украсьте пером.

Костюмы

Итальянские карнавалы так зрелищны во многом благодаря великолепным костюмам. Но для вечеринки сшить или взять напрокат любой из них – это достаточно весомые траты. Если вы не хотите обременять гостей, возможно, вам подойдет «облегченный» вариант – элегантная вечерняя одежда и маски, закрывающие только глаза.

Карнавальные маски легко сделать своими руками из подручных материалов, украсив тесьмой, бусинами, перьями. Крепление на резинке или палочке-держателе. Для полностью закрывающей лицо маски подойдет гипсовый бинт или папье-маше, в сети есть МК.

Роскошный праздник требует более тщательной подготовки. Маска и одежда на вечеринку в стиле карнавал – это единый образ. Все костюмы имеют историю, характер и некий посыл. Популярные костюмы на венецианском карнавале:

  • Баута – белолицый призрак в черной треуголке и таком же черном балахоне;
  • Доктор Чума с жутковатым длинным клювом;
  • Гатто – коты. Один символизирует плутовство, второй хищный – борец с чумными крысами (появился среди персонажей после эпидемии, в благодарность за помощь);

  • Венецианская дама – элегантный образ светской особы;
  • Вольто – обычное человеческое лицо, гражданин;
  • Шуты в колпаках с бубенчиками, добрый Джокер и злой Маттачино;

  • Моретта – смуглая девушка, служанка. Символизирует женское смирение, т.к. в этом костюме венецианской даме приходилось молчать (у накладки нет крепления, держат во рту за штырек с обратной стороны);
  • Турок в комично-огромном тюрбане появился в честь победы над османами;

  • Парные карнавальные костюмы супругов, причем с 1800-х их разрешалось носить всем, независимо от официального статуса влюбленных. Одинаковая стилистика, цветовое исполнение;
  • Персонажи комедии дель арте (Арлекин, Коломбина, Бригелла, Тарталья и пр.).

Выбирая одежду для карнавальной вечеринки, не забывайте о «мелочах» – прическа, макияж, перчатки, шляпа, веер и др. аксессуары сделают образ законченным.

Меню, сервировка

Фуршетное меню для вечеринки в стиле карнавал идеально, т.к. гости ждут от такого мероприятия шоу и развлечений, а не гастрономических изысков. Если для всех предусмотрены сидячие места, включите в меню легкие салаты, говядину, курицу. Не обойтись без рыбы, морепродуктов, обилия фруктов и свежих овощей, сырной нарезки и ризотто.

Любимые десерты венецианцев – тирамису и сухое ванильное печенье, уместны любые итальянские вкусности (парфе, панна-котта, капрезе). Из напитков в фаворе легкие вина и шампанское, но тут лучше опираться на вкус гостей. Подача соответствует оформлению – фарфор, хрусталь, свечи, букеты в вазах, столы накрыты атласными скатертями, украшены перьями и веерами.

Оригинальная подача – имитация торговых лавочек, коих на карнавале безумное множество! Здесь продают пироги и печенье, яблоки в карамели, рулеты мясные и сладкие, бутерброды, орешки, сухофрукты и пр. сыпучие закуски в бумажных конусах. И всего-то нужно оклеить коробки яркой бумагой, чтобы расставить блюда в несколько уровней, как на прилавке. Гости сами будут набирать закуски и разливать напитки по своему вкусу (купите одноразовую стилизованную посуду).

С юмором – поставьте доску как возле кафе, напишите: «Лавочники тоже люди, и сегодня отдыхают. Просим честно расплатиться за товар». Ценники на карточках перед некоторыми блюдами (с учетом нравов компании):

  • тост имениннице в стихах (не забудьте торт в венецианском стиле, если вы празднуете день рождения)
  • ущипнуть за попу 3 барышень
  • поцеловать в щечку 3 мужчин
  • сделать комплимент 5 дамам/мужчинам
  • сфотографироваться в эротичной позе, подарить танец не тому, с кем пришел на вечеринку и т.п.

Развлечения

Пошаговый сценарий на карнавальной вечеринке не нужен, конкурсы и развлечения должны сменять друг друга естественно, без сюжета. Так атмосфера получится более реалистичной. Желательно поставить несколько мини-столиков, имитирующих развлекательные павильоны – друзья будто гуляют по Венеции, останавливаясь то тут, то там. Если места мало, чередуйте эти игры непринужденно (ведущий в образе шута-зазывалы).

Наперстки

Три раза подряд угадать, под каким стаканом шарик. Символичный презент за победу или выполнить смешной фант (ворох карточек) как штраф за проигрыш.

Кукольный театр

Две-три марионетки или гости сами выступят в роли марионеток – смешно получится в любом случае. Нужно показать мини-сценку так, чтобы гости догадались о происходящем.

Гадальная комната

Выбрать случайную карточку с числом и прочесть соответствующее ему предсказание (конечно, только хорошее). Самым везучим достанется цифра 7 и бутылка вина к ней. Кому-то фортуна поставит условие: «Удача во всех делах, если ты прямо сейчас…». Конкретное «если» по нравам компании (не совсем пуританское или смешное задание).

Канатоходцы

На венецианском карнавале это одно из самых будоражащих развлечений, но конкурс, разумеется, безопасный – быстро пробежать по лежащей на полу ленте (кривая), неся в руке одноразовую тарелку с воздушным шаром (шарик не придерживать и не ронять). Можно устроить эстафету для 2х команд.

Ридотто

Игровые павильоны, где развлекаются азартные гости карнавала. В сценарий вечеринки можно включить карточные игры, рулетку, кости и т.д. Устроить мини-турнир с общим банком или сувенирами-презентами.

Лучшая маска/костюм

Такие конкурсы проходят на любом итальянском карнавале. Придумайте номинации в стиле самый смешной образ, креативный, жуткий, милый, красивый. Проведите тайное голосование, присвоив каждому гостю номер, или открытое путем вручения фаворитам бумажных сердец (поцелуев?).

Практически любое шоу впишется в сценарий – огненное, бармен, гоу-гоу, фокусники, акробаты. Непременно танцуйте под современную и классическую музыку, даже если вальс не ваш конек – зато будет весело! Проведите аукцион или викторину на знание темы с шикарным призом победителю:

  • как называется славянский праздник, суть которого аналогична карнавалу (Масленица)
  • что означает фраза «carnem levare», от которой произошло слово «карнавал» (убрать мясо, т.к. впереди пост)

  • зачем Доктору чумы нужен длинный нос-клюв (в него клали лекарственные травы и масла, которые якобы предотвращали заражение чумой при посещении больных)
  • в чем суть ношения масок (на празднике все равны, независимо от социального статуса)
  • сколько длится современный венецианский карнавал (2 недели) и т.п.

Подарки: хороший алкоголь и шоколад, сувенирные маски, фарфоровые куклы, муранское стекло (вазы, статуэтки), тематические магниты и фигурки.

Программа бала – маскарада.

1.Вступление. Ведущая бала. Приветствие гостей.

2.История танца «Полонез»

3.Танец « Полонез» (Исполняют учащиеся)

4. Торжественное открытие.

5.Презентация (фильм) о Тарханах

6. «Горные вершины» Олег Погудин (прослушивание)

7. Грибоедов «Вальс»

8.М.Ю. Лермонтов на балу. Портреты женщин.

9.История вальса.

10.Прослушивание вальса Арама Хачатуряна к драме «Маскарад»

11. 12. Игра «Платок» (под звуки вальса)

13.Игра «Движущаяся подушечка» (под звуки вальса)

14. Романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» (Прослушивание)

15. Рассказ о веерах и мушках. ( Показ движений веером на балу)

15 Игра «Фанты».

16. История танца «Полька»

17. Гусарская полька. (Танцуют все учащиеся).

18. Игра «Шаль» под «Берлинскую польку».

19. Игра «Жмурки» под «Французскую польку»

20. Просмотр танца «Мазурка» видео.

21. Игра. Альбом.

22. Бальный Ручеек.

Подведение итогов бала.

Сценарий бала-маскарада лермонтовского времени

(К 200 летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

«Бал. Бал? Бал!»

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Абдульменова И.Я.

Цели:

Образовательная. Знать биографию М. Ю. Лермонтова, его произведения, круг общения. Учить танцам 19 века и их истории и культуре.

Оздоровительная. Способствовать развитию музыкальности.

Воспитательная. Способствовать воспитанию творческой, культурной личности.

Задачи:

1. Развивать музыкальности.

2. Учить взаимодействовать в коллективе.

3. Развивать внимательность, дисциплинированность.

4. Способствовать развитию фантазии.

5. Раскрывать творческий потенциал ребенка.

6. Способствовать самовыражению ребёнка через танец.

7. Способствовать воспитанию культуры поведения учащихся, их взаимоотношения.

8. Расширить кругозор подростков и их общей эрудиции.

9. Содействовать повышению познавательной активности учащихся, изучая историю танца.

10. Формировать проявления чувства коллективизма, дружбы.

11. Изучение истории танцев 19 века.

12. Изучение истории и самобытности костюма 19 века.

13. Изучение правил этикета на балу соответствующей эпохи.

14. Разработка эскизов женского костюма 19 века.

Оформление зала: занавес сцены украшен большими бантами и заголовком: “Бал…Бал…Бал…”.

На сцене 3 канделябра с зажжёнными свечами (в начале Бала их зажигает камергер

/Звучит “Танец” Гайдна в исполнении дуэта скрипачей/.

Читает стихотворение ведущий:

Ведущая: Господа, я приглашаю Вас на бал, где вы будете не только зрителями, но и участниками восхитительного действа. Это будет необычный бал, бал-маскарад, каким он был в начале 19 века, в то время, когда жил Михаил Юрьевич Лермонтов.

Слайд.1 Портрет М.Ю.Лермонтова.

Ведущая: Как известно, балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики — как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все — соразмерно со своими средствами и возможностями. Например, к княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург.

Бал был явлением совершенно особенным. Это была жизнь в миниатюре, со всеми её обольщениями, интригами, страстями и кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького.

На балу можно было решить политические проблемы, завязать нужные знакомства, сделать первые шаги в карьере, которые нередко зависели от умения делать глиссе, плиссе и пируэты. А для барышень -это была ярмарка невест.

Бал был настоящим спектаклем со строго определённой сменой танцев, разговоров и даже одеждой.

Немного истории.

Слайд 2.Пётр 1, картина бала.

В России впервые балы появились в 18 веке. По указу Петра 1 бальный танец был обязательным предметом в программе многих учебных заведений. В XIX веке дворяне с удовольствием ездили на балы.

– Балы проходили в огромных и великолепных залах, освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а по двум сторонам залы у стены стояло множество ломберных столов. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения.

Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Кавалеры заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Длился он 30 минут. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза —  восхищение прекрасной дамой. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостью, во второй – хозяйка с самым именитым гостем.

Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал. Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном

1 танец.  Дамы и господа! Полонез! (Учащиеся танцуют полонез)

Слайд 3. Танец..

Слайд.4 Портреты дам высшего общества.
Ведущая. Довольно часто на таких балах бывал М.Ю. Лермонтов. Он всегда был изысканно одет, и постоянно окружён хорошенькими молодыми дамами высшего общества, среди которых были черноокая красавица Александра Смирнова-Россет, изысканная Александра Воронцова-Дашкова, милая Варвара Лопухина, белокурая Эмилия Мусина-Пушкина. М.Ю Лермонтов шутил и осыпал их комплиментами.

О прекрасных способностях Лермонтова говорит уже то, что не будь он поэтом, он мог бы стать художником или музыкантом. Мы можем сказать, что он был очень талантлив. Три музы несли его по жизни: поэзия, музыка и живопись. Нельзя не восхищаться картинами Лермонтова .

Просмотр видео-фильма «Тарханы»

Слайд 4. Картины Лермонтова.

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — играл на скрипке, играл на рояле, флейте, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню», да ноты пропали после его смерти и до нас не дошли. Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, мог стать выдающимся художником. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками ( французским, немецким, английским, читал по-латыни, изучал «татарский» азербайджанский язык), фехтовал и прекрасно танцевал, умел занять беседой и твёрдо держался в седле. Писал стихи и прозу.

Ведущая: На балу музицировали, пели романсы.

Прослушаем произведение, написанное поэтом «Горные вершины» в исполнении Олега Погудина.

Звучит вальс Грибоедова. Запись.

Ведущий: Вы не ошиблись -это вальс.

Вторым танцем на балу был вальс. Он следовал после Полонеза. Вошел он в моду в конце XVIII — начале XIX века и сразу стал очень популярным. Несомненно, но был самым изысканным танцем 19 века. Существовало много разновидностей этого танца.

-Как же связан этот танец с произведениями поэта?

Вальс звучит и в драме Лермонтова «Маскарад», этот вальс написал композитор Арам Хачатурян.

Давайте прослушаем этот вальс.

-Дамы и господа! Вальс! (дети танцуют вальс знакомство)

Ведущая: На балу не только танцевали, вели беседы, но и играли. Мы тоже с вами поиграем в игры 19 века.

Игра «Платок» (под звуки вальса) /“Вальс-фантазию” М.И. Глинки/.

Игра «Движущаяся подушечка» (под звуки вальса)

Мазурка-видео.

Ведущая: Давайте посмотрим на следующий танец, который являлся кульминацией бала.

– Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.

Прослушивание романса. Романс на слова М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» .

Ведущая: Не случайно я включила данный романс, наш разговор пойдёт о языке вееров.

В разные времена тайным оружием прекрасных дам был и остаётся флирт. Сказать что-то важное, не произнося ни слова, предложить кавалеру любовный аванс, не нарушая строгих правил своей эпохи и приличий, продемонстрировать кокетство так, чтобы сохранить на публике лицо неприступной женщины — вот в чём истинное заигрывания.
Матери обучали языку веера своих дочерей, но, как несложно догадаться, им владели и мужчины, иначе вся эта изящная задумка не имела бы смысла.
Примерно тысячу жестов можно было передать с помощью веера..

Свидание тоже можно было назначить, не проронив ни звука. Если дама выходила на балкон, обмахивалась веером, а потом возвращалась в залу, оставив балконную дверь открытой — следовало понимать это как её согласие на свидание.

Если же она по возвращении закрывала за собой балконную дверь, значит, она не могла или не хотела уйти с кавалером.
Внимательное разглядывание рисунка на веере в присутствии мужчины означало, что он симпатичен даме.

Показ движений веера (девочки 8-9 класса)

Ведущая: Цветы, мушки, веера-всё было в арсенале изобретательных дам.

В арсенале современных дам по-прежнему остаются броши со смыслом, иногда духи, обмен музыкой, фильмами, книгами, заключающими в своих названиях и сюжетах тайный смысл, стихи, адресованные возлюбленным, живопись. Флирт — это волшебная игра с безграничными возможностями, которая может быть остроумной, тонкой, раскрывающей избраннику свои лучшие качества.

Популярной игрой на балу были «Фанты»

Дети играют в фанты. Берут задания из шляпы и выполняют написанное.

История танца «Полька»

Ведущая: Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества: народного, светского, официального. Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и озорном танце.

— Дамы и господа! Полька!

Гусарская полька. (Танцуют все учащиеся)

Игра «Шаль» под «Берлинскую польку».

Игра «Жмурки». «Французскую польку»

Просмотр танца «Мазурка» видео.

Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазурами, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. В конце бала исполняли французский танец «котильон». Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.

Котильон (фр. cotillon) — бальный танец французского происхождения. Котильон близок контрдансу. Особое распространение получил в середине XIX века в странах Европы и в России. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Исполнялся он всеми участниками в конце бала. Разнообразие Котильона зависело от ведущей пары — кавалер-кондуктор давал сигнал оркестру, громко называя фигуры. Он же следил за согласованностью движения пар.

Игра. Альбом.

Бальный Ручеек.

Подведение итогов бала.

1.Лучшаятанцевальная пара

2.Самый активный кавалер, дама

3. Лучший бальный костюм

4.Лучшее оформление веера

5. Конкурс лучшего альбома.

Бал
– маскарад

Театрализованный
праздник  для старшеклассников

 (
сценарий  написан по  мотивам пьес Е. Шварца и  Г. Горина)

На сцене установлены красочные декорации волшебного
сказочного города. Выходит глашатай. Под звуки фанфар он разворачивает указ и
громко кричит.

Глашатай. Жители сказочного королевства! А, жители
сказочного королевства!

 Ох, до чего же приятное известие! Все готово к балу в
королевском дворце!

Король встал в пять часов утра, лично вытер пыль на парадной
лестнице, потом побывал в кухне, поссорился с главным поваром, в гневе
отказался от престола, но потом сменил гнев на милость, и теперь бегает по
королевской дороге, проверяет, все ли в порядке!

Тут на сцену галопом влетает король. Вид у него крайне
озабоченный, как у хорошей хозяйки во время большой уборки. Полы его мантии
подколоты булавками, под мышкой метелка для обметания пыли, корона сдвинута
набекрень.

Король (все более и более раздражаясь). Какое
сказочное свинство! Во дворце сегодня праздник. Вы понимаете, какое великое дело
— праздник! Порадовать людей, повеселить, приятно удивить — что может быть
величественнее? Я с ног сбился, а вы? Почему ворота еще не отперты, а? (Швыряет
корону на землю.)
Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как
знаете. Не желаю я быть королем, если мои подданные  (строго смотрит на
глашатая)
работают еле-еле, да еще с постными лицами. (Недовольный,  выражая
непреходящую обиду, демонстративно садится  на ступеньки и поворачивается к
залу спиной.)

На сцену выходит Волшебница, становится в круге света.

Волшебница. Снип – снап – снурре…Разные люди живут на
свете: кузнецы и повара, короли и доктора, школьники…Я вот, например,
волшебница. И все – актёры, доктора, кузнецы –  все люди нужные и очень
хорошие. Не будь меня – не оказались бы Вы здесь сегодня и никогда не узнали,
что случилось с одним десятым классом…Но тссс…молчание…Снип – снап –снурре…Это
история праздничная, а значит , таинственная и со счастливым концом…

Волшебница на цыпочках уходит,
а на большом экране под музыку Геннадия Гладкова из известного кинофильма
высвечиваются разные озорные рожицы – одна за другой. Это лица специально
отснятых десятиклассников, которые через несколько  секунд  появятся на сцене и
воспроизведут начальную сцену из фильма М. Захарова «Формула любви». Ребята в
весёлых ярких костюмах исполняют замечательный танец.

Затем под весёлую мелодию в
зал вбегают десятиклассники. Все они в карнавальных костюмах, держатся за руки
и весёлой цепочкой пробегают по сцене, спускаются вниз и занимают свои места.

Волшебница. Давно я не видела столько весёлых и
счастливых лиц. Но, друзья мои, я хочу вас предупредить: моя история и немножко
грустная. Ведь в жизни всегда так: кто-то смеётся, а кто-то  рядом плачет.

Выходит десятиклассница в костюме Золушки.  Она протирает
какой-то кувшин и разговаривает с собой и залом.

— Знаете, о чем я думаю? Я думаю вот о чем: мачеху и сестриц
позвали на бал, а меня — нет. С ними будет танцевать принц, а обо мне он даже и
не знает. Они там будут есть мороженое, а я не буду, хотя никто в мире не любит
его так, как я! Это несправедливо, верно?

Натирая пол, я очень хорошо
научилась танцевать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За
прялкой я их научилась петь. И ни один человек об этом не знает. Обидно!
Правда? Мне так хочется, чтобы люди заметили, что я за существо, но только
непременно сами. Без всяких просьб и хлопот с моей стороны. Потому что я ужасно
гордая, понимаете?

Неужели не дождаться мне веселья
и радости? Ведь так и заболеть можно. Ведь это очень вредно не ехать на бал,
когда ты этого заслуживаешь! Мне так надоело самой себе дарить подарки в день
рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!

Золушка поёт песню Новеллы
Матвеевой «Новогодняя ночь».

На сцену вновь вбегает
расстроенный король. Он в очередной раз пытается зашвырнуть куда-нибудь  корону.
Короля пытается остановить  министр бальных танцев.

Король. Ухожу! К чёрту, к дьяволу, в монастырь! Не
желаю быть королём в стране, где происходят такие душераздирающие события. (
Указывает на Золушку).Приготовьте посуду – я её сейчас буду бить. Я король,
дорогие мои. Должен предупредть: страшный человек – коварен, капризен.
Злопамятен – деспот. Как самый обыкновенный король. И самое обидное – не я в
этом виноват. Предки. Внучатые прабабки, прадедки… А я по натуре – добряк.
Кошек люблю. Душа тонкая, деликатная. Вот иногда подписываю смертный приговор и
плачу…Ухожу! К чёрту, в монастырь!..

Министр бальных танцев. Ваше королевское Величество!
Но приглашены гости, все ждут праздника!

Король (возмущенно). Какое сказочное свинство!
Спорить с королём? Палач! Подать топор и музыку! Господа придворные, молитесь!
Песочные часы, быстро! А то тоже будете казнены! Во мне проснулась тётя — самодура.
Её родную сестру съел людоед, отравился и умер. Видали, какие у меня в родне
ядовитые характеры?

Министр танцев подбегает к королю и начинает делать
какие-то па.

Король (обращаясь к залу). Позвольте
представить Вам моего министра бальных танцев господина  маркиза Падетруа. В
торжественных случаях он объясняется только средствами своего искусства. Он
предлагает всем станцевать. (Задумчиво.) Разрешить?! (Иронично.) Чувствую,
во мне просыпается дед с материнской стороны. Он был неженка и, когда во дворце
при нём душили его собственную жену, он так плакал и всё её уговаривал:
потерпи, душенька, может, ещё обойдётся…(всхлипывает)

Падетруа становится в центр зала, делает несколько
показательных па и приглашает всех танцевать.  Все десятиклассники становятся
парами и танцуют менуэт.

На сцену, задушевно разговаривая о чём-то, поднимается
пара – юноша и девушка. Кажется, они пытаются уединиться. Девушка закрывается
веером. Король на цыпочках идет за ними, бросая реплику в зал.

Король. Вы знаете, а по-моему, здесь сейчас
произойдёт что-то интересное. Вы видите, они так и норовят уединиться. А я
сверхъестественно любопытен. Так люблю подглядывать.(Натягивает корону.)

Тем временем пара выходит на авансцену и поёт « Дуэт
Эмили и трактирщика»  из кинофильма «Обыкновенное чудо» (муз. Г. Гладкова,  сл.
Ю. Кима)

     — Ах, сударыня, вы, верно,
согласитесь,

     Что погода хороша, как
никогда?

     — Право, сударь, я скажу,

     Я и вправду нахожу,

     Что погода не такая, как
всегда.

     — Ах, сударыня, скажите,
отчего же

    Этот вечер удивительный
такой?

     — Право, сударь, может
быть,

     это трудно обьяснить

     Но, наверно, потому что вы
со мной.

   — Ах, сударыня, когда мы с
вами вместе,

     Все цветочки расцветают на
лугу!

     — Я скажу вам, сударь мой:

     Мне бы надо бы домой,

     Но цеточки я обидеть не
могу!

     Как приятно и забавно,

     Что я очень нравлюсь вам,

     Ну, а вы мне и подавно!

     Вот и славно, трам-пам-пам.

Юноша. О чём это Вы
мечтаете?

Девушка (мечтательно).
О предстоящих удивительных событиях. Ведь будут нынче вечером во дворце на балу
чудеса?

Король с радостным криком
подскакивает к влюблённым, тем самым выдавая, что подслушивал.

Король. Конечно, маркиза! У
меня весь день чесалось правое ухо. А это уже всегда к чему-то трогательному,
завлекательному, деликатному и благородному.

Министр танцев (выручает
в щекотливой ситуации –  подпрыгивает, приглашая танцевать).
Так чего же мы
стоим? Танцевать! Все хотят танцевать!

Десятиклассники весело танцуют
краковяк
.

Король, счастливый, забегает на
сцену, волоча за собой Принцессу.

Король. Господа! Господа!
Позвольте, я представлю вам мою дочь – принцессу. Она такая умница, такая
красавица… (Удивлённо смотрит на неё.) Но отчего ты не улыбаешься? Тебя
кто-то обидел? Ты съела сорок порций мороженого и у тебя замёрз живот?

Король и принцесса исполняют
«Дуэт  глупого короля и прекрасной принцессы» из мюзикла Г. Гладкова
«Бременские музыканты» (сл. Ю. Энтина)

 — Ах ты, бедная моя трубадурочка!

Посмотри, как исхудала фигурочка!

Я заботами тебя охвачу.

 -Ничего я не хочу!

 — Ах, принцессочка моя
горемычная!

Скоро будут здесь певцы
заграничные.

Выбирай любого, все оплачу!

 — Ничего я не хочу!

— Состоянье у тебя истерическое,

Скушай, душенька, яйцо
диетическое,

Или, может, обратимся к врачу

 — Ничего я не хочу!

Король. Ухожу! К чёрту ваш
престол! Почему мне не сообщили, что принцесса уже выросла? (Сбрасывает
парик, порывается убежать, а потом садится на край сцены и грустно рассуждает.)

А, может, она влюбилась? А может, наоборот, ей не в кого влюбиться? (Поднимается,
подскакивает к дочери, пытается её утешить.)
Девочка моя,  я к тебе
заморских гостей выписал! (Машет кому-то за кулисы.) Запускай, пусть
принцессу развлекают!

На палочках с лошадиными
головами на сцену скачут два десясятиклассника. Они, в костюмах Дон Кихота и
Санчо Панса, исполняют переделанную «Серенаду Дон-Кихота» Д. Кабалевского из
радиопостановки «Дон Кихот».

Дон Кихот. Из Испании
далёкой я примчался.

Как я счастлив, на балу ведь
оказался.

Санчо. Какой чудесный бал,

Не зря сюда скакал

Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла!

Дон Кихот. Как вечна на
небе солнца позолота,

Так прочна любовь и верность
Дон-Кихота.

Санчо. Какой чудесный бал,

Не зря сюда скакал!

Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла!

Дон Кихот.  Окружите нас стараньем 
и заботой.

Пойте больше нежных песен
Дон-Кихоту.

Санчо. Какой чудесный бал,

Не зря сюда скакал!

Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла!

Дон Кихот.  Служит имя
Дульцинеи мне оплотом,

Неразлучна Дульцинея с Дон-Кихотом.

Санчо. Какой чудесный бал,

Не зря сюда скакал!

Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла!

При упоминании имени Дульцинеи Принцесса начинает громко
плакать. Король машет руками, чтобы певцы удалились, а король вновь кидается к
дочке.

Король. Что, не нравятся чужеземцы? Так у нашего
порога такой Арлекин топчется! (Машет  кому-то за кулисы) Сюда его,
сюда!

Из-за кулис появляется Арлекин, роль которого исполняет
родитель, учитель или десятиклассник. Он исполняет песню Баркаса – Димитрова
«Арлекин».

По острым иглам яркого огня

Бегу, бегу, дорогам нет конца,

Огромный мир замкнулся для меня

В арены круг и маску без лица.

Я — шут, я — Арлекин, я — просто
смех,

Без имени и, в общем, без судьбы.

Какое, право, дело вам до тех,

Над кем пришли повеселиться вы?

Ах, Арлекино, Арлекино!

Нужно быть смешным для всех!

Арлекино, Арлекино,

Есть одна награда — смех.

Выходят на арену силачи,

Не ведая, что в жизни есть
печаль.

Они подковы гнут, как калачи,

И цепи рвут движением плеча.

И рукоплещет восхищенный зал,

И на арену к ним летят цветы,

Для них играет туш, горят глаза,

А мною заполняют перерыв.

Ах, Арлекино, Арлекино!

Нужно быть смешным для всех!

Арлекино, Арлекино,

Есть одна награда — смех.

Смешить вас мне с годами все
трудней,

Ведь я не шут у трона короля.

Я Гамлета в безумии страстей

Который год играю для себя.

Все кажется — вот маску я сниму

И этот мир изменится со мной,

Но слез моих не видно никому,

Ну что ж, Арлекин я, видно,
неплохой!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха…

Ах, Арлекино, Арлекино!

Нужно быть смешным для всех!

Арлекино, Арлекино,

Есть одна награда — смех!

Король (снова утешает продолжающую плакать
принцессу).
Слишком грустная история? Ну давай повеселее. Ты помнишь бедную
Золушку? Так вот. Она приехала к нам на бал!

Бьюсь об заклад, что ты её сейчас не узнаешь!

Из-за кулис Волшебница выводит Золушку, а сама спускается
в зал, к ребятам.

Золушка. Милая принцесса, а хочешь, я спою тебе песню
об одном очень весёлом жуке?

Поёт песню «Добрый жук» (сл. Е. Шварца, муз. А.
Спадавеккиа) из кинофильма «Золушка». Ребята в это время весело
танцуют полечку, а на экране демонстрируется  фрагмент танца из этого
замечательного фильма.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг.

Жил на свете добрый жук,

Старый добрый друг.

Никогда он не ворчал,

Не кричал, не пищал,

Громко крыльями трещал,

Строго ссоры запрещал.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Старый верный друг.

Полюбили мы жука,

Старика-добряка,

Очень уж душа легка

У него, весельчака.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Старый верный друг.

В зале царит веселье, а принцесса по-прежнему сидит, не
реагируя ни на что. Король использует последний аргумент.

Король. Вот видишь, как всё здорово получается. А
тебе не смешно, нисколечко не смешно? Совсем – совсем? А давай я тебя  с
Волшебницей поближе познакомлю? Она такая затейница, такая умница! Она все
волшебные игры знает и чудесных дел мастерица!

Волшебница выходит на середину зала и проводит игровую
программу с детьми и взрослыми – родителями и учителями. В игры активно
увлечена и принцесса, она смеётся и радостно принимает участие во всех затеях.

Через некоторое время молодые люди, одетые в ливреи,
ввозят столики со сладостями и мороженым. Звучит музыка, все счастливы. На
сцену выбегает радостный король.

Король. Она смеётся! Вы слышите, она смеётся! Где
музыка? Где господин Падетруа? Танцевать, всем танцевать! Музыканты, вальс !

Все танцуют фигурный вальс.

После танца король выходит на сцену, садится на её
краешек и философски  рассуждает.

Король. Ну вот, все счастливы. Многие в нашей жизни
всё о богатстве и связях мечтают… Связи связями, но надобно и совесть иметь.
Когда-нибудь спросят: а что ты можешь предъявить? И никакие связи не помогут
тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым. И пусть
наш бал подошёл к концу, мы ещё долгое время будем хранить в душе его доброту и
тепло.

Все участники праздника  поочерёдно парами выходят из-за
кулис, подходят к краю сцену, кланяются или делают реверанс и, спускаясь,
становятся под сценой. Исполняется песня из кинофильма «Обыкновенное чудо»:
вокальная группа стоит возле микрофонов, остальные поют во время движения. К
концу песни все участники стоят большим красивым хором
(музыка Г.
Гладкова, слова Ю. Кима).

Давайте негромко, давайте
вполголоса,

Давайте простимся светло.

Неделя другая, и мы успокоимся,

Что было то было, прошло.

Конечно ужасно, нелепо,
бессмысленно,

Ах, как бы начало вернуть.

Начало вернуть невозможно,
немыслимо,

И даже не думай, забудь.

Займёмся обедом, займёмся
нарядами,

Заполним заботами быт.

Так легче, не так ли, так проще,
не правда ли,

Не правда ли, меньше болит.

Не будем хитрить и судьбу
заговаривать,

Ей-богу, не стоит труда.

Да-да, господа, не авось, не
когда-нибудь,

А больше уже никогда.

Ах, как это мило, очень хорошо,

Плыло и уплыло, было и прошло.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии на день сельского хозяйства районных домов культуры
  • Сценарий внуково mfs 2020
  • Сценарий дня рождения 22 года девушке прикольные
  • Сценарии на день рождения женщине смешные современные от коллег
  • Сценарий внеклассного воспитательного мероприятия