Сценарий дня рождения поэтессы

Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой

ГОБ ПОУ “Усманский многопрофильный колледж»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

 «Я с каждой волной – воскресаю!»,

 посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

Разработали преподаватели русского языка и литературы

Коровкина И.В., Кириллова А.В.

2017

«Я с каждой волной —  воскресаю!»

Звучит 1 – я часть (Moderato) концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

На фоне музыки слова

1 ведущая.

«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт.

Откуда начать? Как закончить?

И можно ли вообще начинать и заканчивать,

Если  то, о чем я говорю:

Душа – есть все – всюду- вечно.»

Писала Марина Цветаева        

Ход вечера

2 ведущая чтение стихотворения  «К тебе, имеющему быть рожденным»                

К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр, — как на́ смерть осужденный,
            Своей рукой — пишу:

— Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
            Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
            Умершую сто лет назад.

Со мной в руке — почти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
            В котором я умру.

На встречных женщин — тех, живых,
счастливых, —
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
— Сборище самозванок! Все́ мертвы вы!
            Она одна жива!

Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
            Украдены у ней!

О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, —
            Тебя не дождалась!

И грустно мне еще, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
            Тебе — через сто лет.

Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
— Все́ восхваляли! Розового платья
            Никто не подарил!

Кто бескорыстней был?! — Нет, я корыстна!
Раз не убьешь, — корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
            Чтоб ночью целовать.

Сказать? — Скажу! Небытие — условность.
Ты мне сейчас — страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
            Во имя той — костей.

Звучит «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. На фоне музыки чтение стихотворения “Красною кистью рябина зажглась»        

1 ведущая.

Читает стихотворение “Красною кистью рябина зажглась…” (чтение на фоне музыки)

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 10 октября (по новому стилю) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн, которая была любимой ученицей композитора А. Рубинштейна. Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С.Пушкина). У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности.

Чтец . Черникина Лидия.  Читает первую часть стихотворения “Кто создан из камня, кто создан из глины…”

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и нагробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

2 ведущая.

Это еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, Значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека. Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию.

1 ведущая.

Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной.

Чтение стихотворения «Мой милый» — 2 человека (Жуликова, Васильева)

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа» Исп. Горбунова О.

1 ведущая.

1911 год, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Она называла его Макс.  Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными сероголубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь.”

Диалог (МАКС и МАРИНА)

Марина: «Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень».

Макс: «Марина! Влюбленные, как тебе , может быть, известно, — глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень».

Марина: «Макс, я от всего умнею! Даже от любви! А с камешком сбылось, ибо Сережа чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне – величайшая радость – сердоликовую бусину».

2 ведущая

Сережа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это потрясение – это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.

Юноша (Сергей): «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас у меня не будет жизни, живите! Я ничего от вас не требую – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы….Берегите себя! Храни Вас Бог.  

Ваш С. »

Марина: «Мой Сереженька! Не знаю, с чего начать. То, чем и закончу: моя любовь  к Вам бесконечна»

Чтец. Дрюнина Е. (Звучит стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо…”)

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно — великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! —

Под крыльями распахнутых бровей —

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

— Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.

2 ведущая.

К сожалению, семейное счастье Марины было недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война… Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь воина-белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у нее на руках две дочери – Ариадна и Ирина, которая умрет в приюте от голода, холода и болезней.

1 ведущая

В это же время, в 1918 году М. Цветаева побывает в Усмани. Здесь она провела больше недели. Нашему городу Марина посвятила целый очерк «Вольный проезд», а также по впечатлениям о поездке создано немало стихов. Гениально отобразила трагическое для России и русской деревни время: большевистского грабежа, террора, насилия и издевательства над страной.

 Слово предоставляется журналисту газеты «Новая жизнь» Оксане Борисовне Макагоновой.

2 ведущая

Марина ждет хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив…В этот тяжелый для нее период Цветаева записывает в дневнике: “Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду ходить за вами, как собака”. В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны…

Чтец. Рыбин П. «Вот опять окно…»

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может — пьют вино,

Может — так сидят.

Или просто — рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —

Ты, окно в ночи!

Может — сотни свеч,

Может — три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем!

Песня  “Мне нравится, что Вы больны не мной…”

1 ведущая.

Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то, воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын-Георгий. Марина Цветаева вместе с семьей 13 лет из 17 проживет в Праге, столице Чехии.

Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Прагу и побывать на тех улочках, по которым когда-то ходила, может быть, Марина Цветаева…

(Видеоролик с видами Праги.. Просмотр проходит на фоне песни на слова М.Цветаевой “Генералам двенадцатого года” композитора А.Петрова).

Чтец.  Путинцев Александр.Стихотворение «Сад»

За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.

На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет…

На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад…

Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни-лица,
Без ни-души!

Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!

Без ни-ушка
Мне сад пошли:
Без ни-душка!
Без ни-души!

Скажи: довольно муки — на
Сад — одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
— Сад, одинокий, как ты Сам.

Такой мне сад на старость лет…
— Тот сад? А может быть — тот свет? —
На старость лет моих пошли —
На отпущение души.

1 ведущая.

В эмиграции у Марины Цветаевой всегда присутствовало ощущение ненужности.

Быстрее всех ощутил трагедию изгнания в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в 1937 году уезжает вместе с Ариадной в Москву, не зная еще о том, что им придется испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Еще 2 года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата  — за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.

Чтец. Васильева А. «Я тебя отвоюю» читает 1,2 строфы, после звучит музыкальное продолжение И. Аллегрова.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —

О проклятие! — у тебя остаешься — ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Чтец. Мошкина Л.  Стихотворение «Вы, идущие мимо меня»

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, —

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы — если б знали —

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,—

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

2 ведущая.

Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война…Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 г. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остается один на один с одиночеством, с неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет…

В память о поэтессе исполняется танцевальная композиция на музыкальную тему песни “Медленно, верно газ…” певицы Земфиры  на слова М.Цветаевой.

(Дуэт юноши с девушкой танцуют танго. Девушка исполняет танец в атласном белом платье и босиком. Юноша в строгом костюме.)

1 ведущая.

Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942 г. погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.

Чтец. Верзилина А. Стихотворение «Идешь, на меня похожий»

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала—тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет—

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь—могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

(На интерактивной доске показываются слайды). 

2 ведущая.

Читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…”.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Песня «Посвящение женщине» исп. Никульшина В.

Затем ведущие гасят свечи и закрывает вечер, поблагодарив всех за внимание.

(Звучат романсы и песни на слова М.Цветаевой).

«Твоя душа моей близка»

Сценарий литературного вечера к 125-летию М.И.Цветаевой

В зале приглушен свет. Звучит инструментальная музыка. На рояле портрет Марины Цветаевой. Справа от рояля на журнальном столике расположились несколько фотографий поэтессы и подсвечникСтойка с микрофоном в центре зала. Слева от рояля расположилась книжная выставка, посвященная творчеству Цветаевой и поэтам Серебряного века. Включается полный свет. На сцену выходит ведущая.

Ведущий: Добрый день, дорогие  друзья! На 2017 год приходится целый букет юбилейных «цветаевских» дат. 16 мая исполнилось 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913гг.), профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа; основателя Музея изящных искусств. 18 сентября — 105 лет со дня рождения Ариадны Сергеевны Эфрон (1912-1975гг), переводчицы прозы и поэзии, мемуариста, художницы, искусствоведа, поэтессы. И, конечно, самая значимая для любителей русской поэзии дата — 125-летие со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой.

Звучит песня «Писала я на аспидной доске». Е.Фролова, М.Цветаева.

Ведущий:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и нагробные плиты…

В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

Есть женщины — Евы, здешние, земные, есть женщины — Психеи,  которые не плоть, но душа. Цветаева была Психеей, и ее биография — не биография земного человека, это — летопись ее души.

Трудно представить себе жизнь и судьбу более трагическую, более богатую предательствами и противоречиями, чем цветаевскую. Начинавшуюся как сплошное счастье в субботний день Иоанна Богослова и закончившуюся просьбой принять ее на работу судомойкой в писательскую столовую и намыленной петлей в Елабуге. Между этими двумя датами — 1305 стихов, почти полторы тысячи писем, 21 поэма, 50 прозаических произведений, почти 9 пьес, 60 переводов, 17-летняя эмиграция, возвращение на верную гибель в Советский Союза, расстрел мужа, арест дочери, сестры, беспросветная нищета.

Марина и её младшая сестра Анастасия родились в семье московских интеллигентов. До сих пор идут споры, какой день по новому стилю считать днем рождения поэтессы. Сама Цветаева отмечала его 9 октября, привязывая к дню празднования православной церковью памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Отец, Иван Владимирович, был основателем и первым директором Музея изящных искусств в Москве, профессором Московского университета, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Иван Владимирович рано овдовел, и свою первую жену, Варвару Дмитриевну Иловайскую, от которой у него осталось двое детей – сын Андрей и дочь Валерия – не переставал любить всю оставшуюся жизнь. Это постоянно чувствовали его дочери от второго брака – Марина и Анастасия. Впрочем, он был нежно привязан и к своей второй жене Марии Александровне Мейн. Она была очень самоотверженной женщиной, которая рассталась с любимым человеком, чтобы выйти замуж за Ивана Цветаева, и заменить осиротевшим детям мать.

Звучит песня «Солнце», И.Разумихина, М.Цветаева

Ведущий: Счастливая пора ее детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий и человеческих встреч, проходившая в уютном старом доме в Трехпрудном переулке у Патриарших прудов, была прервана неожиданной болезнью матери. Мария Александровна заболела чахоткой, ее здоровье требовало теплого и мягкого климата, и осенью 1902 года семья Цветаевых уехала за границу. Цветаевы жили в Италии, Швейцарии и Германии, где Марина продолжала получать образование в католических пансионах Лозанны и Фейбуга. Летом 1906 года Цветаевы уехали в городок Тарусу на Оке, где обычно проводили летние месяцы. Там в июле скончалась, так и не выздоровев, Мария Александровна.

А осенью 1906 года Цветаева по собственному желанию поступила в интернат при московской частной гимназии, предпочитая учебе среди чужих людей жизнь в стенах осиротевшего дома в Трехпрудном. Цветаева рано ощутила свою самостоятельность во вкусах и привычках, и всегда отстаивала это свойство своей натуры в дальнейшем. Она была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна, за пять лет она поменяла три гимназии. Как писала ее младшая сестра Анастасия, попав в пансион фон-Дервиз, она вскоре была оттуда выгнана за дерзость и плохое влияние на соучениц. Далее Марина училась в гимназии Алферовой и позже — в гимназии М.Г.Брюхоненко.

В 1909 году шестнадцатилетняя Цветаева самостоятельно совершила поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс старофранцузской литературы. Летом 1910 года Марина и Ася вместе с отцом уехали в Германию, где жили в местечке Вайсер Хирш, недалеко от Дрездена, в семье пастора, пока Иван Владимирович собирал в музеях Берлина и Дрездена материалы для будущего музея на Волхонке. А осенью того же года Марина Цветаева выпустила на собственные средства сборник стихов «Вечерний альбом».

Звучит песня «В Париже», Т.Гвердцители, М.Цветаева.

Ведущий: Писать стихи Цветаева начала еще в шестилетнем возрасте, причем — не только по-русски, но и по-французски и по-немецки. Она также вела дневник и писала рассказы. Появившийся в цветаевской семье поэт Эллис (псевдоним Л.Л.Кобылинского) способствовал знакомству Марины с творчеством московских символистов. Она посещала издательство «Мусагет», слушала «танцующие» лекции Белого, ее влекла и одновременно отталкивала личность и поэзия Валерия Брюсова, она мечтала войти в малознакомый, но притягательный мир его поэзии. Свой первый сборник стихов Марина, не раздумывая, послала Брюсову, Волошину и в издательство «Мусагет» с «просьбой посмотреть». На сборник последовали благосклонные отзывы Брюсова, Гумилева, Волошина и других поэтов. Волошин даже счел необходимым посетить юную Цветаеву у нее дома, и после серьезной и содержательной беседы о поэзии началась, несмотря на большую разницу в возрасте, их длительная дружба.

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

Не окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель к Волошину. Здесь она познакомилась с Сергеем Эфроном. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. В январе 1912 года она вышла за него замуж и выпустила посвященный ему второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, Аля, к которой позже были обращены многочисленные стихотворения ее мамы.

Звучит песня «Дочери», Т.Гвердцители, М.Цветаева.

Ведущий: В августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой – Иван Васильевич. Несмотря на утрату, эти годы, ознаменованные семейной устроенностью, множеством встреч, душевным подъемом, стали самыми счастливыми в ее жизни.

Опасность подстерегала молодую семью с самой неожиданной стороны: осенью четырнадцатого года Марина познакомилась с поэтессой Софией Парнок. Они встретились в 1914 году. Марине Цветаевой было в то время всего 22 года, у нее муж и маленькая дочь. София Парнок — почти на 9 лет старше. Вспыхнула любовь. Но оставим за рамками чувства двух поэтесс. Обратимся к поэзии. Важно, что в результате этой встречи появился замечательный цикл из 17 стихотворений под названием «Подруга». И что бы ни говорили – читать их одно удовольствие.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа?

Кто побеждён?

Звучит песня «Под лаской плюшевого пледа», А.Петров, М.Цветаева.

Ведущий: Первая мировая война прошла мимо Цветаевой. Несмотря на то, что ее муж некоторое время курсировал с санитарным поездом, рискуя жизнью, и она очень волновалась за него, Цветаева жила отрешенно, словно в прошлом столетии, поглощенная своим внутренним миром. Переломной в ее творческой судьбе стала поездка зимой 1916 года в Петроград – Петербург Блока и Ахматовой – с которыми она мечтала встретиться и … не встретилась. После этой поездки Цветаева осознала себя московским поэтом, соревнующимся с петроградскими собратьями по ремеслу. Так возник цикл «Стихи о Москве».

Звучит  песня «У меня в Москве» И.Разумихина, М.Цветаева.

Ведущий: Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции Цветаева близко не приняла. Однако с весны 1917 года наступил трудной период. Жизнь на каждом шагу диктовала свои условия. Беззаботные времена, когда можно было заниматься тем, чем хотелось, уходили в прошлое. Цветаева пыталась уйти от ужасов и голода внешней жизни в стихи, и, несмотря на все тяготы, в период с 1917-го по 1920-й годы стал исключительно плодотворным в ее жизни. За это время она написала более трехсот стихотворений, шесть романтических пьес и поэму-сказку «Царь-Девица».

В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Сначала она хотела назвать ее Анной в честь Ахматовой, но потом передумала и назвала Ириной. Жить в Москве становилось все труднее, и в сентябре Цветаева уехала в Крым к Волошину. В разгар октябрьских событий она вернулась в Москву и вместе с Сергеем Эфроном вновь отправилась в Коктебель, оставив в Москве детей. Когда же через некоторое время она приехала за ними, вернуться в Крым оказывается невозможно. Началась ее долгая разлука с мужем, вступившем в ряды армии Корнилова. Цветаева стоически переносила разлуку и становившиеся все более тяжелыми бытовые условия. Она ездила осенью 1918 года под Тамбов за продуктами, пыталась работать в Наркомнаце, откуда через полгода, будучи не в силах постигнуть то, что от нее требовали, ушла, поклявшись никогда больше не служить. В самое тяжелое время, осенью 1919 года, чтобы прокормить дочерей, она отдала их в Кунцевский детский приют. Вскоре тяжело заболевшую Алю пришлось забрать домой, а в феврале 1920 года умерла от голода маленькая Ирина.

Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну. М.Минков, М.Цветаева.

Ведущий: Стихи 1916 – 1920 годов были объединены Цветаевой в книге «Версты» в 1921 году. По воле случая первая часть книги «Версты. Стихи. Выпуск 1» была опубликована годом позже – в 1922 году. Среди них был цикл «Спутник», со скромным посвящением «С.Э.». Почти четыре года Цветаева не имела известий о своем муже. Наконец, в июле 1921 года она получила от него письмо из-за границы, где он находился после разгрома Белой армии. Его по просьбе Цветаевой разыскал Эренбург, уехавший за границу. Цветаева мгновенно приняла решение ехать к мужу, учившемуся в Пражском университете, где правительство Масарика выплачивало некоторым русским эмигрантам стипендию за счет золотого запаса, вывезенного в гражданскую войну из России.

В мае 1922 года Цветаева добилась разрешения на выезд за границу. Некоторое время она жила в Берлине, где ей помог устроиться в русском пансионе Илья Эренбург. В Берлине, недолговечном центре русской эмиграции, куда благодаря дружественным отношениям между Германией и Россией часто приезжали и советские писатели, Цветаева встретилась с Есениным, которого немного знала раньше, и подружилась с Андреем Белым, сумев его поддержать в трудный для него час. Здесь завязалось ее эпистолярное знакомство с Борисом Пастернаком, под сильным впечатлением от его книги «Сестра моя жизнь».

Два с половиной месяца, проведенные в Берлине, оказались для нее очень напряженными и человечески, и творчески. Ей были созданы цикл «Земные предметы», стихотворения «Берлину», «Есть час на те слова…» и другие произведения.

В августе 1922 года Цветаева уехала в Прагу к Эфрону. В поисках дешевого жилья они кочевали по пригородам: Макропосы, Иловищи, Вшеноры – деревни с первобытными условиями жизни. Через три года в Чехии у Цветаевой родился сын Георгий — Мур, как называли его домашние.

Цветаева боготворила сына, восхищалась и гордилась в нем всем: его величиной и весом, большой головой, красотой, лицом, в котором находила сходство с Наполеоном, умом, развитостью не по годам. Может быть, подсознательно она пыталась заменить ему собою весь мир. Товарищей-ровесников у него практически не было. Он с малолетства на равных общался со взрослыми: мог вмешаться в разговор, перебить, начать спорить. Это ошарашивало, казалось странным и у многих вызывало неприязнь. Впрочем, судя по цветаевским записям, реплики Мура бывали и умны, и к месту.

Осенью 1925 года Цветаева, устав от убогих деревенских условий и перспективы растить сына «в подвале», перебралась с детьми в Париж. Ее муж должен был через несколько месяцев окончить учебу и присоединиться к ним. В Париже дочь Марины Цветаевой окончила училище прикладного искусства и высшую школу Лувра по специальности «история изобразительного искусства».

В Париже и его пригородах Цветаевой суждено было прожить почти четырнадцать лет. Жизнь во Франции не стала легче. Эмигрантское окружение не приняло Цветаеву, да и сама она часто шла на открытый конфликт с литературным зарубежьем.

Весной 1926 года через Пастернака состоялось заочное знакомство Цветаевой с Райнером Мария Рильке, перед которым она издавна преклонялась. Так зародился эпистолярный «роман троих» – «Письма лета 1926 года». Она присылала такие письма Пастернаку, что жена поэта, однажды найдя у мужа конверт с признаниями Цветаевой, запретила ему с ней общаться. И ещё долго корила его и не верила, что дама, с которой он даже не виделся, могла писать такие откровенные признания.

Смерть в конце 1926 года так и не увиденного Рильке глубоко потрясла Цветаеву. Она создала стихотворение-реквием, плач по родному поэту «Новогоднее», затем «Поэму Воздуха».

Звучит песня «Я зову дождь» («Милый друг, ушедший дальше, чем за море!»), А.Иванов, М.Цветаева.

Ведущий: Некоторый успех, который сопутствовал Цветаевой в эмигрантском литературном мире в первые два парижских года, постепенно сошел на нет. Интерес к её поэзии падал, хотя печатались её поэмы «Крысолов» и «Лестница», а в 1928 году вышел сборник стихов «После России (Лирика 1922-1925 гг.)». Стихотворные произведения становилось все труднее устроить в печати. Заработки мужа были небольшими и случайными, он метался от одного занятия к другому: снимался статистом в кино, пробовал себя в журналистской деятельности. К концу 1920-х годов Сергей Эфрон всё больше принимал то, что происходило в Советской России, и начинал мечтать о возвращении домой. В начале 1930-х годов его завербовала советская разведка, и он стал одним из активнейших деятелей «Союза возвращения на Родину».

Подходила к концу чешская стипендия. «Эмиграция делает меня прозаиком», — признавалась Цветаева. Проза писалась быстрее и её охотнее издавали, поэтому волею судеб в 1930-е годы главное место в творчестве Цветаевой занимали прозаические произведения. Как и многие русские писатели в эмиграции, она обратила свой взгляд в прошлое, к канувшему в небытие миру, пытаясь воскресить ту идеальную с высоты прожитых лет атмосферу, в которой она выросла, которая ее сформировала как человека и поэта. Так возникли очерки «Жених», «Дом у старого Пимена», уже упоминавшееся «Мать и музыка», «Отец и его музей» и другие произведения. Уход из жизни ее современников, людей, которых она любила и почитала, послужил поводом для создания мемуаров-реквиемов: «Живое о живом» (Волошин), «Пленный дух» (Андрей Белый), «Нездешний вечер» (Михаил Кузьмин), «Повесть о Сонечке» (С.Я.Голлидей). Писала Цветаева и статьи, посвященные проблемам творчества — «Поэт и время», «Искусство при свете совести», «Поэты с историей и поэты без истории» и другие материалы. Особое место занимала цветаевская «пушкиниана», — очерки «Мой Пушкин» в 1936 году, «Пушкин и Пугачев»» в 1937 году, стихотворный цикл «Стихи к Пушкину» в 1931 году. Перед гением этого поэта она преклонялась с младенческих лет, и работы о нем носили автобиографический характер.

Весной 1937 года, исполненная надежд на будущее, уехала в Москву дочь Цветаевой, Ариадна, еще в шестнадцать лет принявшая советское гражданство. А осенью Сергей Эфрон, продолжавший свою деятельность в «Союзе возвращения на Родину» и сотрудничество с советской разведкой, оказался замешанным в не очень чистоплотной истории, получившую широкую огласку. В сентябре 1937 года швейцарская полиция обнаружила труп советского разведчика Игнатия Рейсса. Выяснилось, что Рейсс отправил письмо Сталину и назвал его террористом. Спустя несколько недель «надёжный источник» рассказал прессе, что организовал убийство Рейсса агент НКВД… Сергей Эфрон, которому пришлось в спешке покинуть Париж и тайно переправляться в СССР. Отъезд Цветаевой был предрешен.

Звучит песня «В огромном городе моем — ночь…», А.Боголюбова, М.Цветаева.

Ведущий: Марина Цветаева вернулась из эмиграции 18 июня 1939 года. С этого дня началась самая драматическая, хотя и короткая, часть «романа» поэтессы с родиной.

Едва состоялась встреча М. Цветаевой с семьей, как 27 августа 1939 года в Болшево арестовывают Ариадну (дочь поэтессы была реабилитирована после отбытия лагерей в марте 1955 года), в 10 октября «забрали» и Сергея Эфрона. Он был расстрелян в 1941 году и посмертно реабилитирован в 1956-м.

Цветаева скиталась с часто болеющим Муром по чужим углам, стояла в очередях с передачами дочери и мужу. В Москве Марине Ивановне не удалось найти постоянную работу. Чтобы прокормиться, она занималась переводами, с головой уходя в работу. На свои стихи у Цветаевой времени не хватало. Ее пытались поддержать Пастернак и Тарасенков, осенью 1940 года была предпринята попытка издать небольшой сборник ее стихов. Марина Ивановна тщательно составляла его, но из-за отрицательной рецензии К.Зелинского сборник не был издан. Пустота, бессодержательность, бессмысленность, формализм – других определений для поэзии Цветаевой Зелинский не нашел… На шести страницах были грубо перечеркнуты тридцать лет непрерывного труда. Было очевидно, что это – конец.

В апреле 1941 года Цветаеву приняли в профком литераторов при Гослитиздате, но силы ее были на исходе. Она говорила: «Я свое написала, могла бы еще, но свободно могу не…».

Война прервала ее работу над переводом Гарсиа Лорки, а журналам стало не до стихов. Восьмого августа, не выдержав бомбежек, Цветаева вместе с несколькими писателями эвакуировалась в городок Елабугу на Каме. Жизнь била Цветаеву упорно и беспощадно. Она устала, постарела, изменилась внешне. «Мама, ты похожа на страшную деревенскую старуху!» – негодовал Мур. От прежней Цветаевой оставались стройность, летящая походка, тонкая талия и серебряные запястья. Безработица и изоляция довели ее до отчаяния, нищеты, а в конечном итоге — до самоубийства.

В Елабугу Марина Цветаева с сыном прибыли 21 августа 1941 года. Через 10 дней поэтессы не стало. Приехавшей в Елабугу Анастасии Ивановне владельцы дома, где остановилась ее сестра, рассказали следующее. Хозяйка дома ушла на субботник, с ней вместо матери отправился и Георгий. Хозяин собрался на рыбалку. Когда первой в дом вернулась хозяйка, дверь сеней была заперта, хоть не на щеколду. Ее удалось открыть – она изнутри была густо замотана веревкой. Войдя, она увидела Марину. Она висела невысоко над полом, на гвозде, вбитом вбок в поперечную потолочную балку, на тонком крепком шнурке…

Хоронили Марину Цветаеву 2 сентября 1941 года. Никто из тех людей, которые провожали ее в тот день в последний путь, не запомнил не только места погребения, но даже и того, в какой стороне кладбища находится могила. Через день после похорон Мур, по желанию матери, перебрался в Чистополь, где около десяти дней прожил в семье Николая Асеева, затем в писательском детском доме, и дальше – Москва, откуда он бежал в дни октябрьской паники, – Ташкент, где он прожил в эвакуации почти два года; осенью 1943 года – снова Москва, поступление в Литературный институт и вскоре – армия, фронт, откуда он не вернулся…

На южной стороне Петропавловскогокладбища в г. Елабуге находится затерявшееся последнее пристанище Марины Цветаевой. В 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М.И.Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М.И.Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Звучит песня «Я тебя отвоюю», И.Крутой, М.Цветаева.

Ведущий:

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…

– Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

                                               М.Цветаева

Поэт не вмещается в прокрустово ложе земного существования. Крылатая поэтическая душа Цветаевой воспарила в небо раньше срока, оставив нам, земным, стихи, страстные, яркие, самобытные, страдающие, на грани плача и крика.

Автор-составитель Валентина Трубицына

На занавесе название вечера: “Моим
стихам…настанет свой черед…”.
На сцене журнальный столик, покрытый кружевной
скатертью, подсвечник с зажженными свечами,
портрет М. Цветаевой.
Около стола стоят два стула, задрапированные
материей; на один из них садятся по очереди чтецы.
Второй стул весь вечер остается свободен.
В зале размещается выставка книг о М. Цветаевой и
ее творчестве.
На рабочем столе размещены технические средства,
необходимые для проведения вечера: музыкальный
центр, проектор, ноутбук.
Перед столом – интерактивная доска.

Ход вечера

1 ведущая.

Читает стихотворение “Красною кистью
рябина зажглась…”

Так писала сама Марина Цветаева о
своем появлении на свет. Она родилась 10 октября
(по новому стилю) 1892 г. в Москве, в семье
профессора Московского университета Ивана
Владимировича Цветаева и известной пианистки
Марии Александровны Мейн, которая была любимой
ученицей композитора А. Рубинштейна. Отец Марины
был директором Румянцевского музея и
основателем Музея изобразительных искусств
(теперь это Музей им. А.С.Пушкина). У Марины
Цветаевой очень рано проявились поэтические и
музыкальные способности.

2 ведущая.

Читает первую часть стихотворения
“Кто создан из камня, кто создан из глины…”

Это еще одно автобиографическое
стихотворение, где Цветаева объясняет значение
своего имени: Марина означает “морская”. А раз
она морская волна, Значит – изменчивая, гордая и
своевольная. Такой она и была с самого раннего
детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести
лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и
по-французски. Этому способствовала, конечно,
атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка
в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли
бюсты античных богов и героев, а на книжных
полках размещалась большая домашняя библиотека.

(Звучит стихотворение из цикла
“Стихи к Пушкину”).

1 ведущая.

Всю свою жизнь, начиная с самого
раннего детства. Марина Цветаева преклонялась
перед гением русской поэзии – Александром
Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила
цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе
“Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел
в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой
будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят ее
записи в личных дневниках, в творческих тетрадях,
в лирической прозе и письмах. Она пишет 26 января
1937 года: “Стихи к Пушкину”…совершенно не
представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился
читать, кроме меня. Опасные стихи… Они
внутренно-революционны, внутренно-мятежные…”

(Звучит еще одно стихотворение из
цикла “Стихи к Пушкину”.

2 ведущая.

Марина Цветаева принадлежала к людям
той эпохи, которая была необычна сама по себе.
Поэтесса была хорошо знакома с Валерием
Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром
Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой
и многими другими талантливейшими людьми конца
XIX – начала XX веков. Им она посвящала свои стихи,
со многими общалась, с некоторыми дружила. Но
настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был
Александр Блок, с которым она не была даже
знакома.

Только дважды посчастливилось
поэтессе видеть его в мае 1920 года в Москве во
время выступлений. По мнению Цветаевой, “святое
сердце Александра Блока” вобрало в себя все беды
и страдания, все тревоги и печали человечества.
Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл
“Стихи к Блоку”.

(Звучит стихотворение из цикла “Имя
твое-птица в руке…”.

1 ведущая.

1906 год, Коктебель…Марина в гостях у
друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она
знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим
впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на
пустынном берегу Марина ищет красивые камни.
Высокий, тонкий незнакомец с огромными
сероголубыми глаз ами просит разрешения ей
помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку
или всерьез?): если молодой человек найдет и
подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она
выйдет за него замуж. Через полгода Марина и
Сергей поженились. Ему, любимому, другу, мужу,
будут посвящены самые лучшие, самые
проникновенные стихи о любви; о нем она напишет
такие восхищенные строки: “Сережу я люблю
бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над
ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча –
чудо…Он мой родной на всю жизнь.”

(Звучит стихотворение “Я с вызовом
ношу его кольцо…”)

2 ведущая.

К сожалению, семейное счастье Марины
было недолгим. Началась Первая мировая война,
революция, гражданская война… Сергей Эфрон, муж,
Цветаевой, выбирает путь воина-белогвардейца: в
1915 году поступает братом милосердия в санитарный
поезд, потом с остатками Добровольческой армии
эмигрировал за границу. Несколько лет от него не
было никаких известий. Невероятные трудности
выпали в это время на долю Цветаевой: она жена
белого офицера в красной Москве; у нее на руках
две дочери – Ариадна и Ирина, которая умрет в
приюте от голода, холода и болезней. Марина ждет
хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на
то, что он жив…В этот тяжелый для нее период
Цветаева записывает в дневнике: “Если Бог
сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду
ходить за вами, как собака”. В период ожидания
вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и
грустны…

(Звучит стихитворение “Вчера еще в
глаза глядел…” и вальс “Мне нравится, что Вы
больны не мной…” из кинофильма “Мой ласковый и
нежный зверь”)

1 ведущая.

Наконец, свершилось чудо! В июле 1921
года Марина получила “благую весть” о том, что
Сергей жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за
границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось,
счастью не было конца: семья, наконец-то,
воссоединилась, и в эмиграции родился
долгожданный сын-Георгий. Марина Цветаева вместе
с семьей 13 лет из 17 проживет в Праге, столице
Чехии.

Предлагаю совершить виртуальное
путешествие в Прагу и побывать на тех улочках, по
которым когда-то ходила, может быть, Марина
Цветаева…

(Показ слайдов с видами Праги через
ноутбук на экран. Просмотр проходит на фоне песни
на слова М.Цветаевой “Генералам двенадцатого
года” композитора А.Петрова).

Быстрее всех ощутил трагедию изгнания
в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к
этому времени советским разведчиком. Он хочет
вернуться на Родину, хлопочет о советском
паспорте, и в 1937 года уезжает вместе с Ариадной в
Москву, не зная еще о том, что им придется
испытать вскоре после возвращения. В 1939 году
Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину.

(Звучит стихотворение “Идешь, на
меня похожий…”).

2 ведущая.

Мы подошли к самой трагической
странице жизни Марины Цветаевой. Началась
Великая Отечественная война…Рядом нет друзей,
нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был
арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь
Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет
реабилитирована только в феврале 1955 г. Марина
Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где
остается один на один с одиночеством, с
неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о
судьбе мужа и дочери. Доведенная до полного
отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех,
Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа
1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет…

В память о поэтессе исполняется
танцевальная композиция на музыкальную тему
песни “Я тебя отвоюю…” певицы Ирины Аллегровой
на слова М.Цветаевой.

(Дуэт юноши с девушкой танцуют
танго.Девушка исполняет танец в атласном белом
платье и босиком. Юноша в строгом костюме.)

1 ведущая.

Место захоронения Марины Ивановны
Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с
ней был только сын Георгий, который в 1942 г.
погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра
Цветаевой Анастасия поставила указатель на
Елабужском кладбище, на котором написано: “К
Марине Цветаевой”.

Давайте перелистаем наш видеоальбом и
еще раз посмотрим на тех, кто рядом с Цветаевой, и
кто еще жив…

(На интерактивной доске показываются
иллюстрации).

2 ведущая.

Читает стихотворение “Моим стихам,
написанным так рано…”. Затем гасит свечи и
закрывает вечер, поблагодарив всех за внимание.

(Звучат романсы и песни на слова М.Цветаевой).

Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы
Е.А. Благининой

Подготовила учитель-логопед

ГКОУ СО «Школа АОП №1 г.Саратова»

Серова Инна Григорьевна

 

Цель и задачи:

познакомить детей с
творчеством Е.А. Благининой;

прививать интерес к её
творческому наследию;

прививать интерес и
любовь к музыке П.И. Чайковского;

прививать любовь и
бережное отношение к книге; воспитывать гражданские чувства, преемственность.

 

Сценарий праздника:

Ведущий:

Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денёк почти сквозной.
Орловский ветер пахнет мятой,
Полынью, мёдом, тишиной…

Ведущий: 
Автор этих
строк  —  поэтесса Елена Александровна Благинина. И сегодня, мы поговорим о
творчестве этой замечательной поэтессы, юбиляре 2018 года. Этой весной ей
исполнилось бы 115 лет со дня рождения.

Ведущий:
Родилась она в конце мая 1903 года
в Орловской губернии. Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал
на железнодорожной станции.

Ведущий: Выросла Лена среди просторных лугов,
лесов. И, когда в детстве слушала сказки, то верила, что сказочное случилось
рядом. В лесочке стояла улыбающаяся Снегурочка, а по соседнему лугу скакал
Иван-царевич на Сером Волке.

Ведущий:
Елена
любила природу, восторгалась её красотой, все эти чувства проявились в творчестве,
в поэзии.
Первое стихотворение
написала в восьмилетнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в
Курске, и в институте в Москве. А училась она в педагогическом институте, так
как

мечтала стать учительницей.

Ведущий:
Но любовь
к поэзии, творчеству изменила её планы. Елена окончила литературный институт и
посвятила свою жизнь поэзии.

Ведущий: Первую книжку для детей Благинина
выпустила в 1936 году. Она называлась «Осень».  В неё вошли стихи про все
времена года.

— Какие вы знаете времена года?

— Какое сейчас время года?

 Давайте послушаем песню о весне.

(песня о весне)

Ведущий:

— Назовите весенние месяцы.

Давайте послушаем стихотворения Е.Благининой о весне в
сопровождении музыки русского композитора П.И.Чайковского и подумайте, о каком
весеннем месяце

рассказывается.

(Чайковский  «Времена года. Март»)

Ученик 1

С крыши – кап,

С крыши – кап…

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

Солнце

В горенке живёт,

Солнце

Горенкой плывёт,

Как на карусели.

Ученик 2

Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт, 
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;

Ещё мы все тепло одеты —
В фуфайки, в ватные штаны…
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны

И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду 
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.

А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.

Ученик 3

Сиянье, плеск и щебет во дворе…

А верба вся в пушистом серебре:

Вот- вот сорвутся, да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь – как нежны

Доверчивые первенцы весны.

Ведущий:

О каком весеннем месяце говорится в этих стихах?

— Правильно! Это первый весенний месяц март.

— А какой замечательный
праздник отмечаем в начале марта и кому он посвящён?

 

Ведущий:
Правильно. А теперь загадка от Елены Благининой.

Я вам загадаю
загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?

Ведущий: Конечно же, эти строки
написаны о мамах и бабушках. Детскими воспоминаниями о близких людях поэтесса
делится с нами, читателями.

Ведущий:  Перед
вами обложка сборника «Посидим в тишине».

Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены
Александровны написано много стихов о маме, о бабушке. Каждому читателю эти
стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам
людях. Давайте вместе послушаем это стихотворение.

Ученик 4

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Ученик 5

Всё хожу,
всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?»
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек — огонёк!

Ведущий:  Как не послушать
добрые строки о бабушках?

Ученик 6

Если внуки веселы,
Бабушка — подавно:
— Ишь щебечут, как щеглы.
До чего же славно!

Если внуки есть хотят
Бабушке — отрада:
— Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!

Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
— Ну как дождь или град —
Ведь промочат ноги!


         Вот какая она —
         Бабушка-забота!

Ведущий: Мы собрались незадолго до большого праздника, Дня
Победы – 9 мая. Все в нашей стране хорошо знают, какой ценой далась нам победа
над фашистской Германией, сколько погибло в той войне солдат. Елена
Александровна своими стихотворениями напоминает нам: не забывайте героев, не
забывайте простых солдат, помните о том, что  они завоевали для нас эту мирную
жизнь.

Ученик 7

— 
Почему ты шинель бережёшь?—
Я у папы спросила. 
— Почему не порвёшь, не сожжёшь?— 
Я у папы спросила. —

—Потому я её берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа,—

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели 
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Ведущий: А мы продолжаем знакомиться с
творчеством поэтессы Благининой.

В её стихах природа
живёт, дружит с детьми, вызывает их удивление и любовь, под музыку Чайковского.

(Чайковский  «Времена года. Июль»)

Ученик 8

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

— С добрым утром!

— С ясным днём!

Вот как славно мы поём!

Ученик 9

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход.

Ученик 10

Солнце жёлтым косяком

Улеглось на лавке

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видала, как цветут

Синие барвинки.

Ведущий: А в какое время года можно бегать
босиком по травке?

Интересно, сможете ли
вы отгадать загадки, написанные Е. Благининой про это время года?

Как на стёжке
на дорожке
 
Вижу алые серёжки.
 
За одною наклонилась,
 
А на десять набрела!
 
Я
клонилась – не ленилась, 
Кружку с верхом набрала.
   Земляника

Кто всю ночь
по крыше бьёт,
 
да постукивает,
 
И бормочет, и поёт,
 
Убаюкивает?     
Дождь

Ведущий: Давайте послушаем
стихотворение про летний дождик.

Ученик 11

Широко надо мною

Туча встала стеной.

Дождь идёт стороною,

Он пройдёт стороной.

Ну, а если захочет,

Пусть, бурля и звеня,

Хоть до нитки промочит

Пусть промочит меня!

 

И сниму босоножки,

И по стёжке прямой,

По протоптанной стёжке

Побегу я домой.

(песня о лете)

 

Ведущий: Лето – это пора каникул, игр,
развлечений, считалок и прибауток. Елена Благинина сочиняла не только стихи.
Из-под её пера вышло большое количество загадок, считалок, песен, потешек.

Вот какую считалку
можно использовать, чтобы выбрать ведущего:

Петушок,
петушок,

Покажи
свой кожушок.

Кожушок
горит огнём!

Сколько
перышек на нем?

Раз –
два – три – четыре – пять,

Невозможно
сосчитать!

 

Ну вот, ведущего мы
выбрали, и сейчас мы поиграем в игру «Венок», автором которой тоже является
Елена Благинина.

(игра Луша-цветочница, Ромашка, Гвоздика,
Колокольчик, Одуванчик)

 

Луша

Я плету, плету венок,

Заплетаю полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаю полевой.

Ромашка

Белая рубашка,

Желтенький платок…

Меня зовут ромашка,

Полевой цветок.

Луша    Нам нужна ромашка?  (спрашивает у детей)

Дети    Да.

Луша    Ну беги тогда сюда.

Все

Мы плетём, плетём венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Гвоздика

Я цветик – невеличка,

Алый, огневой.

Меня зовут гвоздика,

Цветик полевой.

Луша    Нам нужна гвоздика?  (спрашивает у детей)

Дети    Да.

Луша    Ну беги тогда сюда.

Все

Мы плетём, плетём венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Колокольчик

В глуши еловой

Вы видели меня.

Я цветок лиловый,

Колокольчик я.

Луша    Нам нужен колокольчик?  (спрашивает у детей)

Дети    Да.

Луша    Ну беги тогда сюда.

Все

Мы плетём, плетём венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Одуванчик

Жёлтый сарафанчик,

Прямо как желток.

Я одуванчик,

Полевой цветок.

Луша     Нам нужен одуванчик?  (спрашивает у детей)

Дети     Да.

Луша     Ну беги тогда сюда.

Все

Мы сплели, сплели венок

Из цветочков полевых.

Ай-люли, ай-люли

Из цветочков полевых.

 

Ведущий: Ну вот в игру мы поиграли, лето закончилось, и на пороге
— осень.

(песня про
осень)

Ведущий: Давайте вспомним и назовём осенние месяцы.

Ведущий: А сейчас послушаем осенние стихотворения Благининой  в
музыкальном сопровождении Чайковского.

(Чайковский  «Времена года. Октябрь»)

Ученик 12

Если встанешь на заре –

Крыша в сером серебре…

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Разгуляется денёк,

В полдень сядешь на пенёк,

Смотришь – на припёке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь, —

Осень всё-таки  теперь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Ученик 13

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ведущий: Осенью
меняется погода и природа, и школьники после летних каникул садятся за парты,
начинается учебный год.
И в творчестве
Благининой нашлось место для школьной  азбуки в книге «Научусь-ка я читать».

На каждую букву алфавита она сочинила весёлое
стихотворение. Вы сможете прочитать эту книгу, взяв её в библиотеке.

Ведущий: В
нашей школе ребята не только учатся читать и писать, но и учатся  трудиться. И
Елена Благинина тоже писала стихи о труде, о том, как важно быть опрятными и
аккуратными. Давайте послушаем стихотворение о девочках опрятных и не очень.

Ученик 14

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

Ведущий: И в
нашей школе девочки стараются быть опрятными, аккуратными. Ведь они на уроках швейного
дела учатся шить и всегда смогут зашить и заштопать.

Ведущий:  А
теперь,
давайте отгадаем
загадки, которые сочинила Елена Благинина.

Что за звёздочки сквозные

На пальто, и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?   (снежинки)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?          (мороз)

Ведущий:  В какое время года бывают снежинки и мороз?  (
зимой)

(песня о
зиме)

Ведущий:  Елена  Благинина написала красивые стихи о зиме. Давайте
их послушаем.

(Чайковский  «Времена года. Декабрь»)

Ученик 15

Зима негаданно-нежданно

Пришла на чёрные поля

Ещё вчера была туманна

Дождём одетая земля.

Деревья жалобно скрипели,

Ручьи холодные текли

И вдруг метели налетели

И столько снега намели.

Ученик 16

Морозы жестокие

В этом году1

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Но больше всего

Беспокойно за птиц-

За наших воробышков,

Галок, синиц.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Ученик 17

Как пошла,

Пошла

Метелица

 Мести!

Заметает

Все дорог,

Все пути.

Сыплет снегом

На озябшие поля,

Согревается родимая

Земля.

Ты пляши, пляши

Метелица, пляши!

Урожаи нынче будут

Хороши!

Ведущий:  Сегодня
у нас состоялась встреча с творчеством поэтессы  Елены Александровны Благининой.
Её стихи похожи на музыку, они такие же мелодичные, плавные, нежные. И не
случайно мы слушали стихи Благининой под музыку великого русского композитора
Петра Ильича Чайковского, который в музыке смог передать всю красоту родной
природы.

Ведущий:  В
творчестве  поэта и композитора воедино сплелись стихи, музыка и природа. Мы
надеемся, что и стихи, и музыка глубоко проникли в ваши сердца, и у вас появится
желание продолжить знакомство с творчеством других поэтов и композиторов.

Ведущий:  В
нашей школьной библиотеке вы можете выбрать книги не только Елены Александровны
Благининой, но и других поэтов.

Благодарим за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дня удмуртской республики
  • Сценарий дня рождения финансисту
  • Сценарий дня рождения поиск подарка
  • Сценарий домашнего спектакля на рождество
  • Сценарий дня телевидения