Сценарий добро творит чудеса

Технологическая карта воспитательного мероприятия в интерактивной форме в 5-м классе

НАЧАЛО МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент и приветствие

ОСНОВНОЙ ЭТАП

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Дерево первое «Пословицы о добре»

IV. Дерево второе «Добрые герои»

V. Физкультминутка

VI. Дерево третье «Волшебные слова»

3 мин

–Добрый день. Рада всех вас видеть. Присаживайтесь. Ребята, сегодняшняя тема нашего классного часа – «Доброта творит чудеса».  

–Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран и рассмотрите фотографии.

(Звучит песня о доброте. Музыка Игоря Лученка « Только надо, надо добрым быть» в это время на экране показаны фотографии, где: спасают черепаху, собаку, дельфина, переводят через дорогу бабушку).
–Итак, какие фотографии вы увидели? (слайд)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе?

–Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами затронуть на сегодняшнем классном часе? (3 слайд)

 Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Тема нашего занятия «Доброта творит чудеса» (4 слайд).
– Так что же такое доброта?
– Кто знает, где можно узнать лексическое значение данного слова?
Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (5 слайд)–Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

–Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

–Сегодня мы с вами попробуем создать «Сад Доброты». Для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, дерево за деревом, мы посадим этот сад.–Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание — собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (6 Слайд)
аздаю на парты разрезанные пословицы, дети сидят в двух группах)
(7 лайд )  
— А какие пословицы вы приготовили? (Дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)


–Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево–Мы уже отметили, что у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте. Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в
игру «Сказка». (8 слайд)
Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

–Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто
ношу ей пирожки.

–Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне
пришлось сражаться с Людоедом.

–Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка.
–Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если
добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.

– А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?
– В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Правде, Добру, Красоте. Вывод: добрых героев больше, чем злых. Посадили второе дерево!

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова. Вам было дано творческое задание «Найти четверостишие, в которых используются «волшебные слова»» Мы хотели бы вас послушать.

– Какие еще волшебные слова вы знаете? (10 слайд)Молодцы, ребята! Посадили еще одно дерево. (11 слайд).

Здравствуйте.

Ответы детей.

Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.(Стихотворение Л.Николаенко)

Ответы детей.

Ответы детей.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА»

Ответы детей.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?(Стихотворение Л.Николаенко)

Добро помни, а зло забывай.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Худо тому, кто добра не делает никому
В ком добра нет, в том и правды мало.

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Сделаешь худо, не жди добра.
Добро творить – себя веселить.
Делать добро спеши.
С добрым жить хорошо.
Добрый человек добру и учит.
Дети отвечают и проверяют себя на экране, называют заученные пословицы.

Красная Шапочка

Кот в сапогах

Настенька

Дюймовочка

Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-
Барабас, Васелиса Прекрасная, Леший, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Конек – горбунок, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Змей Горыныч, Мальвина, Алеша Попович

Ответы детей.


«Добрый день!»
— Добрый день! — тебе сказали.
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали —
Теплоты и доброты.«Здравствуйте!»
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.
— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.«Спасибо!»
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы —
Кому сказали? Сколько раз?«Будьте добры…»
Будьте добры, —
Это я говорю по секрету.
Будьте добры, —
И не ждите за это конфету.
Будьте добры, —
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте скорее добры.

«Доброго пути».
Нам желают:
— Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.«Пожалуйста».
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.«Простите».
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать.
Но если я все же забуду —
Простите, я больше не буду.

Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны. Вежливые слова, Волшебные слова Добрые слова — это цветы человеческой души и не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Цель: довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека.

Задачи:

  • Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
  • Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
  • Раскрыть понятие «Доброта», мотивировать детей на добрые поступки.
  • Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
  • Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, нарисованное дерево, символизирующее доброту, карточки для «строительства дома», карточки с записью «правил доброго человека», задания для групповой работы, словари.

Музыкальное сопровождение: фрагмент мультфильма «Просто так», запись песни о доброте.

Ход классного часа

I. Огр. момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Посмотрите фрагмент знакомого вам мультфильма.

— Почему изменилось настроение ослика?

— Какое дело совершил мальчик?

— Можно ли сказать, что здесь произошло чудо?

То есть, добро свершило чудо.

— Как вы думаете, о чем мы  будем говорить на занятии?

Тема нашего занятия: «Доброта творит чудеса!»

— Доброта… Добро… Что же это такое? Как вы понимаете ребята, эти слова?

— Давайте посмотрим, что скрывается за этими словами в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (Работа со словарями)

У вас на столах лежат понятия этих слов. Прочитайте их.

(По Ожегову: Доброта — Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки.

Добро — нечто положительное, хорошее, полезное)

— А что тогда такое зло?

Зло — Это нечто плохое, дурное, вредное, противоположное добру: беда, несчастье, горе, всё плохое.

— Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла?

— Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит и люди могут творить не только добрые, но, к сожалению, и злые дела.

2. Целеполагание

— А зачем нужно быть добрым?

— А как стать добрым человеком?

— Вот и цель сегодняшнего нашего занятия: разобраться, что такое доброта и как стать добрым человеком, а для этого мы выведем  правила доброго человека.

— А поможет нам достичь цели высказывание одного мудреца, который заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

3. «Строительство» Дома Доброты

— Мы сегодня попробуем построить Дом Доброты. Для этого предстоит всем приложить немало сил. Работать будете в команде. Команды готовы. Давайте с вами вспомним «Правила работы в группе». Слайд….

1 группа. Строительство фундамента

— Ребята, скажите, а с чего начинается строительство дома?

— Конечно же, строительство дома начинается с фундамента. А для фундамента нужно выбрать кирпичики. У вас на столе лежат кирпичики, на которых написаны качества, которые сопутствуют доброте, выберите нужные и приклейте их на лист.

Слова: взаимовыручка, злость, понимание, ссоры, зависть, забота, уважение, любовь, предательство, терпение, помощь, конфликт, вежливость, безразличие, преданность, грубость, честность, чуткость, отзывчивость, милосердие.

— Фундамент у нас готов.

— Какие качества вы не выбрали и почему?

2. Строительство стен

Продолжим наше строительство. На фундамент ставят сруб.

А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь какое первое бревнышко будет в нашем доме.

Доброе слово излечит больного

Доброе слово творит чудеса.

Доброе слово всей жизни основа

Нашей души необычной краса.

— Итак, ребята, какое бревнышко будет первым в нашем Доме доброты — добрые слова

Игра «Слова-приветствия»

— Знаете, ребята, оказывается добро можно сотворить с помощью слов. И это можно делать несколько раз в день. Ведь много добрых слов есть в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»: Давайте мы про них сейчас вспомним.

— Итак, встречая гостей, мы говорим: добро пожаловать, провожая гостей: доброго пути, утром родным знакомым мы говорим: доброе утро, днем – добрый день, а вечером: добрый вечер.

— Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и отразили это в пословицах.

— У вас на столах лежат пословицы разбитые на части. Вам нужно из частей собрать пословицу, приклеить ее на лист, а затем пояснить, как вы её понимаете.

  • Доброе слово лучше богатств.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово железные ворота отопрёт.

Вывод: итак, ребята, как вы думаете, зачем нам нужны добрые слова?

— Какое правило можно вывести из всего сказанного? (Говорить добрые и ласковые слова)

— А часто ли вы употребляете добрые слова?

— А как вы их произносите? Скажите, зависит ли сила добрых слов от того, как они сказаны, каким тоном, голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым? (Добрые слова должны произноситься от души, с улыбкой на лице. От этого поднимается настроение. Как поётся в песне, от улыбки станет всем теплей. Сказанные грубо они перестают  нести доброту.)

— Что добавим в правила доброго человека?

(Быть приветливым и вежливым)

— В народе говорят, что слово лечит. Но слово может и очень обидеть и ранить человека.

Послушайте стихотворение «Обидное слово» Татьяны Дашкевич

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.

— Какой совет нам дает автор в этом стихотворении? Почему?

— В общении нужно обязательно следить за своими словами. Вот давайте посмотрим с вами один опыт.

— Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.

Опускается соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами никогда не вернутся обратно. «Слово, что воробей, вылетит, не поймаешь».

Вывод:  Какой вывод мы должны с вами сделать?

Следить за своими словами. Прежде чем сказать — подумай!

— Что добавим в правила?

(Не обижать словами)

Игра «Круг добра»

Дети встают в круг.

— Я предлагаю начать делиться друг с другом добром прямо сейчас. И самый простой способ – сказать друг другу добрые пожелания.  (Ребята передают по кругу сердечко со словами: «Я желаю тебе…», «Я хочу, чтобы ты…» и т.д.)

Вывод: — Что чувствовали вы, когда вам говорили добрые слова?

— Когда мы говорим, друг другу добрые слова, то делимся частичкой своего сердца с другими людьми. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

— О доброте говорили всегда и, прежде всего, высказывали свои мысли великие философы, писатели.

Следующим бревнышком Дома Доброты будут — добрые мысли.

— У вас на столах лежат, высказывания выберите то, высказывание которое  считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.

  • «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
    Л.Толстой

  • «Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела — божественно» (Г.Манн)

  • «Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь» (Соломон).

  • «Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Жан Жак Руссо).

  • «Чтобы поверить в добро, надо его делать» (Л.Толстой)

  • «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).

  • «Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы» (К.Пеппер)

Вывод: — Какой вывод мы можем сделать? (Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши  мысли)

— Что добавим в правила доброго человека?

 (Выражать добрые мысли.)

— А как вы думаете, ребята, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующее бревнышко Дома Доброты –  это добрые дела. 

— Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

— У вас на столах лежат карточки розового цвета. На них написаны ситуации, ваша задача прочитать ситуацию, обсудить в группе и дать ответ.

Ситуация 1: «Твой друг заболел и давно не был в школе. Что ты можешь сделать для друга?»

Ситуация 2: «Твоя подруга забыла дома цветные карандаши, которые нужны для урока рисования. Твои действия».

Ситуация 3: «Вы нашли котенка, но родители вам не разрешают взять его домой. Как вы ему поможете?»

 Ситуация 4: «Девочка упала и разбила коленку. Как ты сможешь ей помочь?»

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

— Итак, что добавим в правила доброго человека?

(Делать добрые дела, поступки)

— А на вершине нашего Дома доброты будет вот эта крыша — под названием счастье, потому что доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье.

— Вот мы и построили наш Дом доброты.

— Какие же правила вы вывели из сегодняшнего разговора?

  • Говорить добрые и ласковые слова
  • Не обижать словами
  • Быть приветливыми и вежливыми
  • Выражать добрые мысли
  • Делать только добрые дела

4. Рефлексия

Создание дерева добрых дел

— Я думаю, ребята, что каждый из Вас уже совершил добрый поступок, а может быть и не один, а какие добрые дела вы можете еще совершить?

— А сейчас выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

  • помогать родителям по дому;
  • навести порядок в школьном дворе; 
  • накормить бездомную собаку; 
  • подготовить концерт для пожилых людей; 
  • помочь детям сиротам и инвалидам; 
  • сделать кормушки птицам зимой; 
  • сделать скворечники весной;
  • помочь пожилому человеку нести сумку;
  • идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку;
  • уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям;
  • защищать девочек, маленьких детей;
  • не допускать грубости; 
  • стараться во всем помочь ближним;
  • участвовать в школьном мероприятии;
  • чтение книги;
  • играть с малышами;
  • говорить добрые слова окружающим;
  • помогать старым и больным;
  • помогать товарищу в учебе.

Не будем брать карточки с записями:

  • обидеть маму; 
  • поссориться с товарищем; 
  • равнодушно пройти мимо плачущего малыша; 
  • замахнуться палкой на собаку; 
  • не покормить домашнего питомца; 
  • не позаботиться о младшем братике или сестрёнке; 
  • подраться с мальчиками; 
  • не позаботиться о пожилой бабушке. 

— Посмотрите на наш дом, на дерево, вспомните все, о чем мы с вами говорили и скажите, что каждый из вас должен сделать, чтобы стать добрым человеком?

— Вот и подошло к концу наше занятие. Я прошу показать с каким настроением вы завершаете свое участие в нем. У вас на столах лежат смайлики покажите тот, который соответствует вашему настроению.

— Итак, ребята, по вашим смайликам я делаю вывод, что наше занятие прошло не зря.

— Спасибо вам за хорошую работу!

«ДОБРОТА ТВОРИТ ЧУДЕСА!»

Цель: Дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека.

Задачи: Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Сегодня мы будем варить настроение
Положим чуть-чуть озорного веселья
100 грамм баловства, 
200 грамм доброй шутки
И станем всё это варить три минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару, 
Положим ещё свои лучшие сны
И свежий, приятный запах весны.
Заглянем под крышку – там у нас не варенье,
Там наше отличное настроение!

У меня к вам просьба : улыбнитесь…. Посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло ярче солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Ответьте на такой вопрос: 
Что же такое добро и что такое зло?
Добро – это положительное, хорошее, полезное, красивое. Например: весна, солнце. Улыбка.
Противоположное добру зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.
Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, послушайте, пожалуйста притчу.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот она и обратилась к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет….
Утром, когда солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
— Вот, выбирай, — сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать….
— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

— А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
— Почему Любовь выбрала Доброту?
Наша встреча посвящена самым важным и нужным качествам человека – это доброте и вежливости.

Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он состоялся как Человек. И сегодня мы поговорим о доброте, о добре и добрых поступках.

Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
1 ученик: 
Слово это серьезное, главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого. 
2 ученик: 
В нем забота и ласка, 
Тепло и любовь. 
В нем стремленье 
На помощь прийти 
Вновь и вновь. 
3 ученик: 
Это качество 
В сердце у многих живет. 
И о боли других позабыть не дает. 
Учитель: 
И оно поважней, 
Чем лица красота. 
Догадались, что это? 
Сердец ….(доброта – хором) 

Песня «Доброта»

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз    Ж-живёте       
Б-буки    3 — земля       
В-веди    Л-люди       
Г — глагол    М — мыслите     
Д — добро             П — покой   
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Доброта имеет много граней: это и вежливые слов, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Всё это и многое другое, о чём мы с вами сегодня говорили и есть доброта. 

Доброта есть в каждом из нас. А что же нам надо сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?
ПРОЩАТЬ ОШИБКИ ДРУГИХ
НЕ ЖАДНИЧАТЬ
ЖАЛЕТЬ ДРУГИХ
ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ
ЗАЩИЩАТЬ СЛАБОГО
ПРОЩАТЬ ОШИБКИ
НЕ ДРАТЬСЯ
НЕ ОБИЖАТЬ ТОВАРИЩЕЙ

Так почему же мы должны спешить делать добро?
Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас.

— Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю Сергея Ожегова:

  • Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим 

— Он отметил качества, определяющие доброту: добродушный, добродетельный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

— Ребята, а какого же человека можно называть добрым? (Ответы детей: того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

– А как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек? (Ответы детей)

  • Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.

Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу (учитель рассказывает притчу).

  • Притча о Добре и Зле

— Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Ребята, а какого волка вы кормите и чем? — Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? — Доброта – это самое нравственное качество русского народа.

Существует много пословиц о добре. 
Давайте сейчас мы с вами поиграем. Перед вами на столах лежат «рассыпанные пословицы», но они перемешаны. Вам задание: собрать пословицы и прочитать, какие получились пословицы. 

Игра «Собери пословицу» 

Помогите вставить пропущенные слова: 
Жизнь дана на …. дела. 
Мир не без …людей. 
….желаешь – …и делай. 
Истинное …всегда просто. 
…слово лечит, злое калечит. 

……….. слово и железные ворота открывает.

……… слово человеку, что дождь в засуху.

Добро помни , а зло забывай . 
Худо тому , кто добра не делает никому. 
Добрые дела красят человека. 
За добро добром плати

 — Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием.

Добрые дела добрый ответ.

Сделаешь добро — на добрые дела.

Добрый человек красят человека.

Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

Жизнь дана несет мир.

На добрый привет — добро найдешь.

– Итак, давайте проверим, какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

– Чему учат эти пословицы? Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

Игра «Я тоже».

– Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите « я тоже»

если плохой, то молчите.

«Я помогаю ухаживать за цветами» – я тоже.

«Я убираю за собой игрушки» – я тоже.

«Я разбрасываю свои вещи» – …

«Я помогаю маме» – я тоже.

«Я играю с младшей сестренкой» – я тоже.

«Я держу кошку за хвост» – …

«Я не здороваюсь с соседкой» – …

«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – я тоже

— Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только ваши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.

— Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом сказочный сундук. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь

  • –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

  • — Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)

  • –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

  • — Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. ( Дюймовочка)

  • — Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса — Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

  • — Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

  • — Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

  • — Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева)

  • — Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)

  • Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Татошка )

 Чем же отличаются эти добрые сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея Бессмертного? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка  игра «Сказочный герой – добрый и злой»

(учитель называет героя, а ученики выполняют движения — добрый герой – хлопают в ладоши, злой герой – приседают на корточки, руки на пояс).

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло, Кот в сапогах, Царь Салтан, Змей Горыныч, царевна Лебедь, ….)

— Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать это весы? (Учитель показывает самодельные чашечные весы.) На одну чашу мы положим «Зло» (таблички с надписями: зависть, грубость, предательство, война, ложь, обман, ….)

— А что нужно сделать, чтобы победить зло? (Ответы учащихся)

— Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельки положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу «капельку» добра).

— Вот видите, ребята, как можно победить зло.

— Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.

Беседа о вежливых словах.

— Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.

— А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)

— Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро —

При встрече здороваться … (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: … (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго … (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: … (“Прости, пожалуйста!”)

И в России, и в Германии говорят, прощаясь: … (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

— Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

— Добрые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться всем спешат

 Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

— Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят « Доброе слово и кошке приятно». Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.

Игра «Не ошибись, пожалуйста»! 
Учитель: Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Называется «Не ошибись, пожалуйста!». Я даю команды, но выполнять их надо, только если я назову волшебное слово. 
Задания: 
1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть. 
2. Поднимите руки. 
3. Будьте добры, похлопайте. 
4. Потопайте. 
5. Попрыгайте, пожалуйста. 
6. Присядьте, пожалуйста. 
7. Встаньте. 
8. Встаньте, пожалуйста. 
9. Тихо сядьте. 
10. Будьте любезны, займите свои места. 
Игра со зрителями «Да-нет» — Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте – «да». Если не согласны, отвечайте – «Нет!». 

Вы смелые? – да. 
Умелые? – да. 
Ленивые? – нет. 
Красивые? – да. 
Крикливые? – нет. 
Весёлые? – да. 
Милые? – да. 
Послушные? — Да 
Драчливые? – нет! 
Счастливые? — Да! 
Добрые? – Да 

Игра с мячом: круговая беседа, 
Я чувствую себя счастливым, когда……………………….(хорошо всем, все улыбаются) 

Игра что такое “хорошо” и что такое “плохо”. 

1.Если с другом разделил 
Ты свои конфеты — 
Хорошо ты поступил, 
Каждый скажет это. 

2.Ты узнал чужой секрет 
И разнёс сейчас же, 
Это плохо, хуже нет, 
Это подло даже! 

3. Если подал ты при всех 
Девочке пальтишко, 
Ты — культурный человек, 
Мировой мальчишка! 

4. Если ты, как дикий зверь, 
Сразу лезешь драться, 
Не достоин ты, поверь, 
Человеком зваться! 

5.Если ты пригрел кота, 
Кормишь птичек в стужу, 
Это — просто красота, 
Только так и нужно! 

6.Ты подбил собаке глаз, 
Бросил кошку в лужу. 
Будь уверен, в сорок раз 
Ты собаки хуже. 

7. Уважай людей вокруг, 
Старших, младших тоже. 
И тогда тебя, мой друг, 
Назовут хорошим. 

8. Стань добрым волшебником, 
Ну-ка попробуй, 
Тут хитрости вовсе не нужно особой 
Понять и исполнить желание другого 
Одно удовольствие, честное слово. 

Игра «Горячий стул»

Как вы будете себя вести в таких случаях? 
1. Бабушка заболела, и я… 
2. Упала сестренка и плачет, и я… 
С. Маленький братик не может заснуть, и я… 
4. Мама уставшая пришла с работы, и я… 
5. Приближается мамин праздник, и я 
6. Папа мастерит шоссе в мастерской, и я 
7. Одноклассник подвел тебя, и я… 
8. Друг делает замечание, и я… 
9. Товарищ просит сказать неправду, и я… 
10. Товарищ просит дать списать домашнее задание, и я… 

Ученик:     

Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил: 
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Ученик:  

Они борются годами 
В сказках, фильмах и в нас с вами. 
Каждый вправе выбирать 
Кому в этом помогать.

Ученик:    

Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови 
В царство зла тебе дорога.
Ученик:    

Ну, а если ты улыбкой 
И хорошим делом тоже 
Помогаешь всем на свете, 
То добро всегда поможет.
Ученик:     

Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

Ученик:

  Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт     характера. Зло — это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и  равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

Ученик:     

Опомнись, вздрогни, человек! 
Перед природой ты в долгу, 
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.

Ученик:

Твори добро, чтобы любя, 
Добро тебя нашло. 
Зла не верши, чтоб и тебя 
Не погубило зло.

Игра “Планета добра”

Учитель: Ребята, у меня в руках яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая, гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит? (Ответы детей: наверное, нет). А когда она выглядит по-другому? (Ответы детей: когда мы совершаем плохие поступки). Какие именно? Какие слова противоречат слову “доброта”?

(Дети называют слова: злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и другие; учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко).

Учитель: Посмотрите, ребята, что случилось с нашей планетой? (Ответы детей) Как нам быть теперь? (Ответы детей: назвать хорошие слова и забыть плохие). Называйте, а я буду лечить нашу планету (Дети называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие; вытаскивают по одной зубочистке на каждое слова и переламывают её). Посмотрите, стала ли наша планета такой, какой была? (Ответы детей: нет, остались ранки) Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись? (Ответы детей: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков).

Учитель:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету – 
Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким)

— А сейчас приглашаю на соревнование в «Эстафете добрых дел» (решение ситуативных задач-сценок) Доктор ДОБРЫХ наук приготовил для вас такие задачи:

Задачи:

1.  Один из дежурных заболел. Девочка одна берётся за уборку класса. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол.

Ваши действия?

2.  Девочку из 1 класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идёте мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

3.  Какое время года сейчас? (ответ) Зимой бывает скользко. Вы идёте по улице. Перед вами идёт бабушка и вдруг она падает. Ваши действия? Молодцы, давайте подведём итог соревнования.

«Шкатулка добрых дел и добрых советов». Но дело в том, что шкатулка засорилась делами совсем недобрыми. Нужно оставить в шкатулке добрые дела, а недобрые убрать.

Упражнение «Шкатулка добрых дел и добрых советов».

— любить только себя.

— беречь природу.

— защищать малышей.

— всегда говорить «спасибо» за заботу.

— всегда говорить только правду.

— всегда слушаться взрослых. Не обзывай и не унижай людей. Помогай другу в беде. Не смейся над недостатками других. Не обманывай, будь честен. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде. Умей признать свои ошибки и помирись с другом. Не предавай своего друга. Молодцы ребята.

— Все остальные советы правильные, им нужно следовать каждый день нашей жизни. Принимаем добрые советы? Будем по ним жить? Обещаете? (ответы)

игра «Волшебные слова».

Передавайте по кругу клубок и называйте волшебное слово. Молодцы.

Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

Ведущий. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов.

Послушайте вни­мательно.

1.Ученик, возвращаясь из школы, уви­дел, как старушка, поставив на скамейку тя­жёлый пакет, не могла отдышаться. Он подо­шел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик со­брался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2.Когда старушка-соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она долж­на его отблагодарить.

Проанализируйте эти ситуации и ска­жите, почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы можно отнести к этим рассказам? Где и как вы проявляете добро­ту? (Ответы детей.)

Добрый человек — это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Вопрос. Что ты скажешь, если … ? 
1. Твой друг травмировал колено и ему больно; 
2. Твоя подружка потеряла ручку и плачет; 
3. У твоего соседа нет карандаша, линейки; 
4. Ты нечаянно толкнул девочку; 
5. В автобусе ты сидишь, а бабушка стоит; 
6. Без очереди заходят в автобус; 
7. При тебе насмехаются девочки; 
8. Бегают по коридору твои друзья; 
9. У тебя есть велосипед, а у твоего друга — нет. 

Игра «Цветик-семицветик»

У ведущего в руках Цветик-семицветик. Несколько ребят отрывают лепесток, говорят волшебные слова:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели… (пожелание ребят)

Учитель: Добрые поступки дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра . 
— А сейчас я предлагаю вам послушать одну очень знакомую нам песенку. После неё вы попробуете ответить на вопрос – а нужна ли доброта и добрые поступки? 
(звучит «Песня старухи Шапокляк» из кинофильма «Крокодил Гена» , сл. Э.Успенский, , муз. В Шаинский) 
Учитель: Итак, нужна ли доброта? Надо ли делать добрые поступки? Или старуха Шапокляк права? 
(ответы детей) 
— Доброта и добрые поступки нужны, без них мир будет злым. 

Всё в наших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки. Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость. И это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.
ПРОЩАТЬ ОШИБКИ ДРУГИХ
НЕ ЖАДНИЧАТЬ
ЖАЛЕТЬ ДРУГИХ
ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ
ЗАЩИЩАТЬ СЛАБОГО
ПРОЩАТЬ ОШИБКИ
НЕ ДРАТЬСЯ

«Магическая свеча».

-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

— Если бы я стал волшебником, я бы сделал …

— Надо настраивать себя на добро и по-доброму относиться к окружающим, и они ответят вам тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя.

Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!

Учитель: Добрые поступки дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра . 
— А сейчас я предлагаю вам послушать одну очень знакомую нам песенку. После неё вы попробуете ответить на вопрос – а нужна ли доброта и добрые поступки? 
(звучит «Песня старухи Шапокляк» из кинофильма «Крокодил Гена» , сл. Э.Успенский, , муз. В Шаинский) 
Учитель: Итак, нужна ли доброта? Надо ли делать добрые поступки? Или старуха Шапокляк права? 
(ответы детей) 
— Доброта и добрые поступки нужны, без них мир будет злым. 
Учитель: 
— Сейчас я предлагаю немного поиграть. Игра называется «Давайте говорить друг другу комплименты». 
Ученик: 
Кто в дружбу верит горячо, 
Кто друга чувствует плечо, 
Тот никогда не упадет, 
В любой беде не пропадёт. 
Ты добрых слов не пожалей 
Произнеси их для друзей 
(Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты.) 

Мы сегодня много говорили а теперь послушаем пожелания . 
Жақсылық жаса бәріне,кімге жасай аласың, 
Жақсылық жаса бар жерде,Қайда жасай аласың, 
Жақсылық жаса қашан жасай аласың 
Жақсылық жаса қаншалықты жасай аласың. 
Делай добро всем, кому можешь, 
Делай добро везде , где можешь, 
Делай добро, когда только можешь, 
Делай добро, насколько хватит тебя. 
Do all the good you can, 
By all the means you can, 
In all the ways you can, 
In all the places you can, 
At all the times you can, 
To all the people you can, 
As long as ever you can 
Будьте добры, это я говорю по секрету.
Будьте добры — и не ждите за это конфету. 
Будьте добры — без игры и во время игры, 
Если сумеете, будьте добры.

– Перед тем, как нам расстаться 
И уйти всем по домам, 
Хочется нам попрощаться, 
Пожелав при этом вам: 
Чтобы добрыми вы были, 
Слов волшебных не забыли, 
Чтобы добрыми словами 
Говорили вы с друзьями. 
Расстаёмся мы сейчас, 
В добрый путь вам! В добрый час! 

ГУ «Московская средняя школа»

Внеклассное мероприятие

«Доброта творит чудеса!»

Учитель: Еремеева И.И.

2016-2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 пос. Серебряный Бор

Урок Доброты в 8 классе

«Доброта творит чудеса».

«Доброта творит чудеса»

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

 Задачи:

Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.

Сформировать нравственные категории и оценочные суждения, привить культуру ведения дискуссии.

Воспитать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

 Основные понятия:

добро и зло

доброта, злоба

добрый человек, злой человек

Высказывание Л.Н. Толстого
Эпиграф к мероприятию:

Л.Н. Толстой
“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

Ход мероприятия

Учитель:

Здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас каждого в своей группе, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте музыку

(музыка:Шопен). Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо в окружении моих одноклассников». Откройте теперь, пожалуйста, глаза и подарите друг другу улыбки.

Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете?

Ответы детей.

 Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения кдруг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова

М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».

Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь.

Ответы детей.

 Учитель: Я приглашаю вас к разговору о доброте. Тема нашего классного часа: «Доброта творит чудеса»

 Ребята сегодня мы с вами попытаемся выяснить значение слов «доброта, добро, милосердие»?

На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «доброта, добро, милосердие».

У вас на столах лежат карточки с определениями и сейчас каждый из вас возьмёт по одной карточке и постарается сформулировать свое определение того или иного слова. Пожалуйста приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей по карточкам

«Добро – это…»

«Доброта – это …»

«Добрый человек – это … »

«Милосердие – это…»

Давайте выслушаем ваши определения.

Ответы детей

Спасибо большое, а теперь посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Ожегова я нашла следующие определения этим понятиям.

Добро-

Доброта-

Милосердие-

Добрый человек-

Скажите ваши определения похожи с этими определениями? Спасибо за работу.

Учитель: А сейчас мы поработаем группами. В группах необходимо обсудить прочитанный текст: (учитель раздает каждой группе листочки с напечатанным текстом)

Работа с текстом.

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.

— Вы очень добры, но я не могу взять последнее

(По мотивам биографии Г.Х. Андерсена).

 Учитель:

Давайте поразмышляем.

 1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?

 2. Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?

 3. Почему девочка отказалась взять монетку

 Учитель: Этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок этого замечательного датского писателя.
Учитель: В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Эта битва происходит часто незаметно, так как в большинстве случае ведется внутри самого человека и мало похожа на те военные баталии, которые знакомы нам по фильмам или из книг.

Друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом.

Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?

Ответы детей.

Учитель:Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Давайте порассуждаем.  Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас вокруг никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

Ответы детей.

Учитель: К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего.

А мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Ответы детей.

 Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.

А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года… Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Учитель: Послушайтеодно «Сказание о милосердии».
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: «О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?» Бог отвечал: «Железо крепче гор, так как оно разбивает их». А есть что-нибудь сильнее железа?» – «Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». – «А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?» – «Есть, вода, так как она тушит огонь». – «О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?» – «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться». – «О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?» – «Есть, добрый человек, подающий милостыню».

Учитель:

Мы свами поговорили о многом и сейчас мне хотелось бы чтобы вы ответили мне на такой вопрос :

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

У вас на столах лежат ромашки на лепестках которых напишите те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Прикрепим наши ромашки на доску.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие.

Учитель:

Скажите для вас знакома следующая ситуация?

 Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости — страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

Ответы детей:

Учитель:

Мне бы хотелось посоветовать вам упражнения

1.«Выпустите пар», «Рычите»

 Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

 2. «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

 1) Потому что он плохо относится ко мне?

2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?

3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?

4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?

5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

 Учитель:

Хочу поделиться с вами притчей о доброте, которая обязательно научат вас чему-нибудь. Называется притча «Стакан молока»

Притча «О доброте»

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.

Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.

Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:

— Сколько мне нужно заплатить за молоко?

— Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

— Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик.

Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.

Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук.

Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.

Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.

Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.

После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему.

Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине.

Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество.

Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.

Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.

Мораль.

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.

Учитель:

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

ПОМНИТЕ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

Учитель:

В заключение я хотела бы с вами провести упражнение «Паутина пожеланий».

Учитель передает одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, высказывает какое-нибудь пожелание. Следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику с пожеланием и т.д.
Учитель:

Посмотрите, у нас получилась волшебная паутина. Мы все, независимо от возраста, цвета глаз и волос, сплелись в одну прочную и светлую паутину. Все люди на планете Земля связаны множеством связей друг с другом, все земляне – нечто целое и единое. Пусть наша общая планета станет большой Планетой Дружбы , Мира и Добра.

Песня Шуры «Твори добро».

Учитель:На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Я очень надеюсь что после нашего классного часа многие пересмотрят свое отношение к окружающим и на нашей планете станет одним добрым человеком больше.

Приложение:

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вытерпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Доброта.

Сл. Н. Тулуповой Муз. И.Лученка

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Создание дерева доброты

-А сейчас выберите карточки в виде листьев с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты. Будьте внимательны! Карточки с записью плохих поступков брать не надо.
• помогать родителям по дому;
• навести порядок в школьном дворе;
• накормить бездомную собаку;
• подготовить концерт для пожилых людей ;
• помочь детям сиротам и инвалидам;
• сделать кормушки птицам зимой;
• сделать скворечники весной;
• помочь пожилому человеку нести сумку;
• идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку;
• уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям;
• защищать девочек, маленьких детей;
• не допускать грубости;
• стараться во всем помочь ближним;
• участвовать в школьном мероприятии;
• чтение книги;
• играть с малышами;
• говорить добрые слова окружающим;
• помогать старым и больным;
• помогать товарищу в учебе.
Не будем брать карточки с записями:
• обидеть маму;
• поссориться с товарищем;
• равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
• замахнуться палкой на собаку;
• не покормить домашнего питомца;
• не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
• подраться с мальчиками;
• не позаботиться о пожилой бабушке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дорога на мельницу
  • Сценарий дня рождения рыцарь
  • Сценарий добро всегда побеждает
  • Сценарий дня рыбака взрослых
  • Сценарий дорамы читать