Сценарий доброго утра на телеканале

Ссылка для цитирования: Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352

Ссылка для цитирования: Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352

© Полуэхтова Ирина Анатольевна
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель отдела социологических исследований Аналитического Центра НСК+ (г. Москва, Россия), IPoluehtova@nsc.media

© Ивченко Ирина Николаевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, корреспондент «Первого канала» (программа «Доброе утро») (г. Москва, Россия), Ivchenko_ira@mail.ru

© Овчинская Екатерина Витальевна
соискатель кафедры социологии Московского гуманитарного университета, эксперт отдела социологических исследований Аналитического Центра НСК+ (г. Москва, Россия), EOvchinskaya@nsc.media

Аннотация

В статье рассматриваются особенности структуры и содержания утренних телевизионных шоу на примере программы «Первого канала» «Доброе утро». Теоретический обзор затрагивает научные дефиниции жанров и форматов, социологические концепции аудитории и телепотребления, исследования зарубежных и отечественных авторов, посвященные утренним шоу. Эмпирическая часть основана на результатах контент-анализа выпусков программы «Доброе утро» (2016) и вторичного анализа данных социологических исследований аудитории телевидения.

Ключевые слова: телевидение, утреннее шоу, формат, аудитория, телесмотрение.

Теория и литература

Утренние шоу – особый тип телевизионных программ, транслируемых в прямом эфире в утренние часы (с 5:00 или 6:00 до 9:00 или 10:00 часов утра) и обладающих рядом устойчивых жанровых и стилистических (форматных) признаков. Основоположником этого телевизионного формата принято считать программу «Зе Тудей Шоу» (The Today Show), вышедшую в 1952 г. на американском телеканале «Эн-би-си» (NBC). В дальнейшем и другие национальные телесети США выпустили свои утренние шоу. Каждая из них, как отмечает Е.Л. Вартанова (2003: 206), «стремилась завоевать зрительскую аудиторию, экспериментируя и предлагая свой вариант утренней программы». В Европу этот формат пришел в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на волне коммерциализации системы общественного вещания, которая стимулировала, в числе прочего, эксперименты с новыми журналистскими форматами, преимущественно в русле инфотеймента. В Европе за этим форматом закрепилось название «телевидение на завтрак» – «брэкфаст телевижн»» (breakfast television), в то время как на североамериканском континенте («родине» формата) их называют «утренними шоу»  («morning shows») или «морнинг ньюз шоуз» («morning news shows»). С точки зрения жанровой классификации, эти программы представляют собой телевизионные журналы, поэтому их также называют «утренними журналами»  (morning magazines (Wieten, Pantti, 2005)).

На отечественном телевидении первое утреннее шоу вышло 30 лет назад, в 1986 г., в эфире «Первой программы» советского Центрального телевидения (ЦТ). Первоначально программа называлась «60 минут» (затем «90 минут», «120 минут»). В 1995 г. она поменяла название на «Телеутро», а с 1 января 1997 г. − на «Доброе утро». Сегодня утренние информационно-развлекательные программы есть в сетке одиннадцати (из двадцати) общероссийских (обязательных для распространения) телеканалов (см. табл. 1). Кроме того многие региональные телевещатели также делают свои утренние шоу1.

Таблица 1. Утренние телешоу на общедоступных эфирных телеканалах в 2017 г.

Канал

Специализированные утренние программы

Временной интервал

Суточный охват, тыс. чел. (апр. 2017)

Суточный охват, % (апр. 2017)

«Первый канал»

Доброе утро

05:00−09:00

7 050

10,2

«Россия 1»

Утро России

05:00−09:00

6 905

10

«НТВ»

Деловое утро

07:00−09:00

2 162

3,1

«Пятый канал»

Утро на 5

07:00−09:00

1 672

2,4

«РЕН ТВ»

С бодрым утром!

07:00−08:30

1 612

2,3

«ТВ Центр»

Настроение

06:00−08:00

1 047

1,5

«Пятница!»

Утро на Пятнице

06:30−09:30

792

1,1

«МИР»

Доброе утро, мир!

07:30−09:00

378

0,5

«ТВ3»

Удивительное утро

05:00−06:00

167

0,2

«Звезда»

Сегодня утром

06:00−08:00

746

1,1

«МУЗ ТВ»

Каждое утро

06:00−09:00

585

0,8

Каждый канал предлагает свой вариант утреннего шоу, соответствующий концепции и бренду канала, его позиционированию на рынке, целевой аудитории, имиджу и т.п. Тем не менее утренние телешоу обладают сходными конструктивными и стилевыми элементами, которые позволяют рассматривать их как особый телевизионный формат.

Несмотря на то что понятие «формат» прочно вошло в обиход российской медиаиндустрии и научного сообщества, «как термин оно пока не оформилось, если под термином понимать строго определенное понятие» (Солганик, 2010: 23). Дискуссионным остается и вопрос о соотношении понятия «формат» с традиционным для теории журналистики понятием «жанр». В 2000-е гг. это стало предметом научной дискуссии (в частности, на факультете журналистики МГУ (см., напр. Динамика жанров и форматов, 2009), которая подтвердила, что представители российской телеиндустрии и научного сообщества трактуют понятие «формат» чрезвычайно широко и по-разному (см., напр., Шергова, 2014: 30; Лазутина, 2010: 17; Мясникова, 2011: 32; Лащук, 2010: 40). Несмотря на различия трактовок и терминологическую неопределенность понятия «формат», исследователи сходятся в том, что категории «жанра» и «формата» относятся к разным «парадигмам». Жанр – категория эстетическая (Цвик, 2010: 54), связанная с идеей авторского творчества, «с родовыми, исторически сложившимися, смысловыми характеристиками программы» (Качкаева, 2010: 43). А формат – понятие рыночное (Цвик, 2010: 54), связанное «с индустриальными характеристиками вещания – «упаковкой» содержания, его унификацией, адаптацией, способом распространения, стоимостью и пр.» (Качкаева, 2010: 43). Индустриальная, рыночная природа формата связывает его с ориентацией на спрос, аудиторию, коммерческий успех. На это указывают В.А. Сухарева (2010), И.Н. Кемарская (2010), М.И. Макеенко (2010) и другие. А.А. Новикова (2010: 63), разделяя в целом позицию коллег относительно индустриальной природы формата, подчеркивает, что внутри формата «идет постоянный творческий поиск», и именно гибридность и способность к переформатированию исследователь считает определяющими признаками телевизионного формата (Новикова, 2010: 56).

Самим утренним шоу исследователи  − как отечественные, так и зарубежные − уделяли сравнительно немного внимания. По мнению Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 21), это объясняется низким статусом жанра (формата) утренних шоу среди медиакритиков и профессионального сообщества, но только не среди телевизионных менеджеров, заботящихся о прибыли − добавляют исследователи2, которые рассматривают утренние шоу как предельную популяризацию и «тривиализацию» (опошливание) жанра новостей. Чаще всего утренние шоу лишь упоминаются в научных публикациях, посвященных анализу более широких (история, теория жанров и пр.) или смежных тем: например, анализу жанра телевизионных новостей (см., напр., Cottle, 1995; Scannel, 1996). Встречаются также публикации, посвященные рассмотрению отдельных утренних шоу (см., напр., Wright, 20013; Simms, 20124). Концептуальным подходом к осмыслению формата утренних шоу отличаются исследования Дж. Феуер (1983), Дж. Вайтена (2000, 2001) и М. Панти (2005), П. Скэнела (1996), Р. Дикинсон, А. Муркотт, Д. Элдридж, С. Лидер (2001). Эти авторы в качестве фундаментальной природы формата утренних шоу выдвигают концепты «повседневности» («dailiness») и «жизненности» («liveness») – непосредственного участия, инкорпорированности в «живую» реальную жизнь аудитории (Feuer, 1983; Scannel, 1996). Они отмечают, что утренние шоу стремятся раствориться в повседневной жизни телезрителей, выстроить отношения с утренней аудиторией, ее настроением, временным графиком, занятиями (Scannel, 1996; Wieten, Pantti, 2005). «Брэкфаст телевижн» «сознательно берет на себя роль структурирования и поддержания домашней рутины с целью стать ее частью», − заключают Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 22).

Теоретическую основу подобного подхода составляют социологические концепции медиапотребления, в частности «теория использования и удовлетворения потребностей» (Blumler, Katz, 1974), методология reception research (исследования восприятия) и медиаэтнографии (см., напр., Morley, 1986; Lull, 1990), которые фокусировались на исследованиях контекста медиапотребления. Телепотребление в этой парадигме рассматривается как социальная практика, укорененная в домашней повседневности и связанная с другими повседневными занятиями (Коломиец, 2010; Полуэхтова, 2010; Овчинская, 2013). Ритмы повседневной жизни аудитории определяют «темпоральные» закономерности (временны́е циклы) телесмотрения (Шариков, 1997) и лежат в основе программирования сеток вещания5. Темпоральные циклы телесмотрения обусловливают, в частности, выделение крупных временных блоков (dayparts) – утро, день, вечер (или прайм-тайм), ночь, которые программируются по-разному – с учетом различий в потребностях, занятиях и составе телевизионной аудитории в разное время суток и дней недели6. «В случае с утренним эфиром, возможно, даже в большей степени, чем с другими типами телепрограмм необходимо принимать во внимание особенности практик телепросмотра и его контекст» (Wieten, Pantti, 2005: 22−23). Рассматривая с этих позиций утренние телешоу, Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 26) отмечают, что контент «утренних журналов» специально адаптирован под ситуацию (контекст) утра: программы предлагают помощь в домашних рутинных делах и предоставляют людям то, что им нужно, прежде чем выйти из дома, без добавления стресса к уже стрессовой ситуации».

Российские исследователи уделили утренним шоу еще меньше внимания. В основном материалы об утренних шоу встречаются не на страницах научных изданий (где им уделяется в лучшем случае несколько абзацев в контексте рассмотрения других тем), а в профессиональных СМИ7 и на интернет-ресурсах (сайтах телеканалов, форумах, блогах)8. Хотя в этих публикациях, авторами которых нередко являются практики телевидения: тележурналисты, менеджеры, продюсеры, − встречается немало аналитических суждений и интересных обобщений9, собственно научных исследований утренних шоу крайне мало. Одно из них – исследование А.С. Новожениной (2014; 2015), посвященное утренним развлекательным шоу на региональных телеканалах (на примере Курска и Орла). Важно также упомянуть исследования утренних шоу на радио (см., напр., Усольцева, 2008; Арсентьева, 2016), которые представляют теоретический интерес для исследователей утренних программ телевидения.

Учитывая невысокую степень разработанности темы и небольшое количество эмпирической информации, посвященной утренним шоу на российских телеканалах, в частности на федеральных, мы поставили перед собой задачу рассмотреть некоторые форматные особенности утреннего телешоу через анализ аудитории, композиционных особенностей и содержательной (тематической) направленности программы «Доброе утро» на «Первом канале». Программа «Первого канала» была выбрана как самое популярное (рейтинговое) среди россиян утреннее шоу (см. табл. 1). Отметим также, что данное исследование является лишь первым шагом − в исследовательские планы входит расширение эмпирического объекта исследования (сравнительный анализ утренних шоу на разных каналах) и углубление анализа (стилевые особенности, художественные приемы и т.п.)

Методология исследования

Для проведения исследования были использованы следующие методы: количественный (структурный и тема-центричный) контент-анализ выпусков программы, анализ документов (монтажных листов программы, в которых обозначены рубрики, тематика и хронометраж); вторичный анализ данных количественных10 и качественных11 социологических исследований, в том числе индустриальных измерений телевизионной аудитории Mediascope (бывш. TNS)12. Дополнительным средством сбора эмпирической информации стал личный опыт работы одного из авторов в программе «Доброе утро» в качестве корреспондента.

Методика контент-анализа. В сетке телевещания «Первого канала» были выбраны 4 рабочие недели 2016 г., которые в совокупности составили статистический месяц (1−5 февраля; 11−15 апреля; 18−22 июля; 24−28 октября), и проанализированы все выходы программ «Доброе утро», попавшие в выборку. Отобранные для исследования недели охватывают разные календарные «времена года» (первый критерий отбора), что позволяет сгладить влияние фактора сезонности. Второй критерий отбора – «типичность» рабочей недели (отсутствие переносов рабочих и выходных дней, приближающихся праздников или других значимых событий и т.п.). Отобранные для анализа выпуски были отсмотрены исследователями и анализировались по следующим направлениям: хронометраж, композиция программы, выделение структурных единиц, тематический анализ сюжетов.

Результаты исследования

Аудитория утреннего эфира. По утрам аудитория телевидения существенно меньше, чем в вечернее время. По данным индустриальных телеизмерений компании Mediascope (города 100 тыс.+, возраст 4+), утром (5:00−09:00) в будние дни телевизор включает чуть меньше трети населения, в то время как по вечерам у телеэкранов оказывается более половины россиян (56%). Средняя продолжительность телепросмотра по утрам в два с лишним раза меньше (60 мин.), чем в вечерние часы (140 мин.).

Характер телепросмотра в утренние часы также имеет ярко выраженные особенности. Социологические исследования («Телевидение глазами телезрителей» и «Утро на ТВ»13) свидетельствуют, что в утренние часы телевизор чаще включается как «фон», заполняющий тишину. Две трети опрошенных социологами городских жителей (73%) отметили, что утром в будни они совмещают телепросмотр с другими делами, в то время как вечером так поступает только 50% опрошенных. Поэтому по утрам зрители менее склонны к зэппингу (переключению каналов), чем днем или вечером (45% опрошенных против 57% и 53% соответственно). Иными словами, утром телевизор, скорее, слушают, как радио, совмещая с уходом за собой, сборами на работу. Сам просмотр телевизора по утрам осуществляется непродолжительное время. Характерная черта утреннего телепросмотра − постоянно переключаемый уровень внимания. Стимулом к переключению от фонового слушания к внимательному просмотру может быть актуальная или просто интересная зрителю информация, любимая рубрика или ведущий. Кроме того просмотр происходит, как правило, во время завтрака, что подчеркнуто и в названии формата – «брэкфаст телевижн» (Dickinson, Murcot, Eldridge, Leader, 2001). В России, к слову, у трети городских семей  есть телевизор на кухне(Полуэхтова (ред.), 2012). В силу фрагментарности утреннего просмотра субъективное время телепросмотра по утрам оказывается значительно меньше, чем реальное. Так, респонденты фокус-групп обычно говорят о 20−30 минутах, поскольку ассоциируют телепросмотр только с внимательным просмотром. А данные телеизмерений, фиксирующие все время нахождения в комнате с работающим телевизором, дают цифру в два раза бóльшую.

Все, что связано с утренним телепросмотром (как и просмотром телевизора в целом), носит характер привычки, повторяющегося изо дня в день ритуала, который совершается по заведенному сценарию. Рутинность телепросмотра способствует поддержанию чувства «онтологической безопасности» (Гидденс, 2005). Об этом свидетельствуют и результаты фокус-групп («Утро на ТВ»): большинство респондентов отмечали, что утром включают телевизор по привычке. Эта привычка распространяется и на выбор программ (каналов) для утреннего просмотра. Большая часть утренней телеаудитории, включая телевизор, заранее знает, что будет смотреть – почти у каждого есть традиционный, привычный канал (программа) или набор каналов. Эта привычка настолько сильна, что даже при низкой удовлетворенности самим каналом, люди продолжают его смотреть (цитата: «НТВ померк, утро стало хуже, но пока не хочу менять канал»). Привычность утреннего телепросмотра позволяет начать день в хорошо известных обстоятельствах. И дело не только в лимите времени («некогда щелкать»), но и в том, что эта привычность, рутинность и предсказуемость удовлетворяет базовую психологическую потребность людей в безопасности, позволяя начать день в стабильной и спокойной обстановке.

Утренний просмотр телевизора удовлетворяет также потребность «оставаться в социуме» − быть в курсе происходящего, ориентироваться в окружающем мире, подготовиться и настроиться на предстоящий день. Эти потребности и ожидания во многом определяют зрительские требования к содержанию утренних телешоу. По данным фокус-групп, зрители хотят получить информацию о прошедших и предстоящих событиях; полезные советы, которые могут пригодиться в жизни; узнать любопытные факты. Но при этом характер подачи информации в утреннем телеэфире должен быть легким. В это время суток зрители не ждут (и даже выступают против) подробной, глубинной аналитики и продолжительных серьезных рассуждений («Утром голова еще не настолько ясная, чтобы вникать во что-то, да и неуместно это − времени нет») («Утро на ТВ»). И, наконец, зрители утреннего телевидения хотят получить от просмотра позитивный эмоциональный заряд, чтобы день начался с хорошего настроения

Утренняя аудитория телевидения заметно отличается по составу от аудитории дневного эфира и вечернего прайм-тайма (по данным электронных измерений телесмотрения компании Mediascope). Утром у телеэкранов больше экономически активного, работающего населения. В утренней аудитории самая высокая (по сравнению с другими частями суток) доля зрителей в возрасте 25−54 (49%) и зрителей-мужчин (41%). По социально-демографическому профилю утренняя аудитория ближе всего к ночной.

Особенностью утренней телеаудитории является также ее быстрое «обновление». Рано проснувшиеся зрители уходят из дома, на их место «приходят» новые (и с каждым часом − в бόльшем количестве) – те, кто только что проснулись и включили телевизор. В связи с этим и социальный состав утренней аудитории меняется от часа к часу. С каждым часом в аудитории телевидения растет доля женщин (в слоте 5:00−6:00 – 54%, в слоте 8:00−9:00 – уже 61%) и доля неработающих телезрителей (с 42% в слоте 5:00−6:00 до 52% в слоте 8:00−9:00). На динамику состава аудитории телевидения в утренние часы оказывают влияние разные режимы работы и распорядок дня у представителей различных социально-профессиональных групп. Например, у «рабочих» трудовой день начинается, как правило, рано, и их доля в аудитории существенно сокращается: с 20% в 5:00−6:00 до 13% в интервале 8:00−9:00. А у офисных категорий (специалисты, руководители и служащие) начало рабочего дня может «плавать» в широком диапазоне, поэтому их сокращение в аудитории ТВ не так заметно: одни уже ушли на работу, а другие только собираются.

Итак, для утренних практик телепросмотра характерна короткая продолжительность и преобладание фонового просмотра с быстрым и частым переключением «уровней внимания»; привычный выбор каналов и программ для просмотра, невысокий уровень зэппинга. По объему утренняя аудитория сравнительно невелика, а по составу разнообразна: в ней представлены все группы населения с высокой долей работающего населения (занятых) и мужчин; аудитория быстро обновляется в утренние часы, меняется ее социальный состав. Особый социальный контекст утра и специфика повседневных утренних практик определяют специфические информационные (ориентирующая, практически полезная и простая информация) и психологические потребности аудитории (позитивный настрой, заряд бодрости на предстоящий день).

Организационно-технологические особенности утреннего телешоу на федеральном телеканале. Одной из особенностей утренних информационно-развлекательных программ является то, что они выходят в прямом эфире. Однако территория нашей страны, охватывающей 11 часовых поясов, требует особой организации телевещания, чтобы сетка вещания телеканала совпадала с реальными темпоральными циклами аудитории – иными словами, чтобы жители разных часовых поясов смотрели телепередачи в режиме своего  местного времени. Эту задачу решает построенная еще в Советском Союзе система спутниковой связи «Орбита», обеспечивающая передачу, приём и последующую ретрансляцию программ центрального телевидения на всю территорию страны. Так, «Первый канал» имеет несколько «дублей» вещания («Орбита-1», «Орбита-2», «Орбита-3», «Орбита-4»), которые передаются для восточных территорий страны с временным сдвигом относительно московского времени (+2, +4, +6 и +8 часов). Система «дублей» предъявляет особые требования к организации прямого эфира и, соответственно, определяет специфику работы Дирекции утренней программы.

Для того чтобы программа «Доброе утро» выходила в эфир в 5 утра по местному времени в каждом регионе страны, «подводки» телеведущих в студии записывают накануне вечером. Уже в 21:00 по московскому времени программу «Доброе утро» начинают смотреть жители самого восточного часового пояса − Камчатки. Режиссеры собирают этот эфир программы из отдельных структурных компонентов: записанные накануне подводки, смонтированные сюжеты и рекламные блоки склеивают и показывают в прямом эфире на первом «дубле» вещания («Орбита-1»). Все остальные «дубли» видят эту программу в записи (с соответствующим временным «сдвигом» – +6, + 4, + 2). И только на основной версии канала (так называемая «нулевая орбита», которая «покрывает» практически всю европейскую часть страны) программа «Доброе утро» целиком идет в прямом эфире. И эта версия отличается от той, которая выходит на «дублях». В ранние часы (с 5:00 до 6:55, иногда до 6:25) программа выходит в прямом эфире из Останкинской телестудии с ведущими, которые накануне вечером записывали «подводки» для восточных «дублей». Затем эти ведущие передают слово другой паре ведущих, которые продолжают вести телешоу уже из передвижной телевизионной студии (ПТС). Дислокация ПТС «Первого канала» время от времени меняется. В разное время она находилась на ВДНХ, Красной площади, Воробьевых горах, Парке культуры и отдыха им. Горького, Манежной площади. Дважды на 9 мая студия переезжала в Санкт-Петербург, а во время Зимних Олимпийских игр в 2014 г. «Доброе утро» вещание осуществлялось  из Сочи.

Композиция и структура программы «Доброе утро». Продолжительность программы составляет 240 минут, или 4 часа (с 5:00 до 9:00). Как уже было отмечено, программа компонуется из самостоятельных структурных единиц, которые склеиваются в момент выхода в эфир. Контент-анализ показал, что структура программы достаточно устойчива: время, которое отводится на отдельные содержательные блоки программы (новости, сюжеты, подводки и т.п.), мало отличается от выпуска к выпуску, от недели к неделе (см. таб. 2). Рассмотрим основные структурные единицы программы:

1. Новости транслируются каждые 30 минут (9 раз в течение программы) и формируют своеобразный композиционный каркас  программы. Общая продолжительность новостного блока составляет 48 минут (или 20% эфирного времени программы).

2. Сюжеты на разные темы, которые могут повторяться в разные часовые слоты, при этом отдельные сюжеты повторяются два раза, некоторые – только единожды. В первый час выходят оригинальные сюжеты. Повторы начинаются уже со второго часа (или «второго слота», как это называют производители программы) программы (6:18−6:20). Продолжительность оригинальных сюжетов составляет в разных выпусках от 51 до 61 мин. (21−25% продолжительности программы); повторы сюжетов занимают – 48−54 мин. (20−24% продолжительности программы). В общей сложности на сюжеты отводится 41−49% продолжительности программы. Часть сюжетов выходит в составе постоянных рубрик (см. табл. 3).

3. Отводки и подводки к сюжетам, рубрикам, выпускам новостей, рекламе. Это могут быть диалоги ведущих, а также ВМЗ (видео-монтажная заметка) – очень короткий по хронометражу сюжет (видеоряд без звука или с интершумом), текст которого читают ведущие. В среднем отводки и подводки занимают 30−36 минут, или 12−15% в общем хронометраже программы.

4. Гости в студии: они присутствуют в большинстве выпусков программы (в среднем в 8 выпусках из 10); общение с ними ведущих/ведущего занимает 3−6 минут (1−3,5% в общем хронометраже программы). Спецификой программы «Доброе утро» является то, в качестве гостей  чаще всего приглашают представителей шоу-бизнеса (в отличие от, например, утренней программы на государственном телеканале «Россия 1» («С добрым утром, Россия!»), куда приглашаются в основном эксперты из разных областей – чиновники, ученые и т.п. За анализируемые 4 недели в качестве гостей в программе «Доброе утро» участвовали актеры (например, П. Ришар, Ю. Пересильд, С. Безруков, И. Охлобыстин), певцы (О. Кормухина), участники и ведущие телепроектов «Первого канала» (П. Гагарина – наставник шоу «Голос»). Нередко в студию «Доброго утра» приглашают также спортсменов (А. Сотникова), писателей (Е. Гришковец) и других деятелей культуры и искусства.

5. Реклама (20 рекламных блоков в программе) составляют на протяжении одного выпуска программы 38 минут (15,8% в общем хронометраже программы).

6. Анонсы «Первого канала» (как правило, концертов, фильмов, шоу) занимают 7−10 минут из 4 часов программы (в среднем 3,8% от хронометража программы).

Таблица 2. Хронометраж и общая структура программы «Доброе утро», в минутах

Структура программы

1 неделя

1−5 февраля 2016 г.

2 неделя

11−15 апреля 2016 г.

3 неделя

18−22 июля 2016 г.

4 неделя

24−28 октября 2016 г.

В среднем за 4 недели

Всего

240

240

240

240

240

Новости

48

48

48

48

48

Сюжеты,

в т. ч.:

107

109

111

100

107

Оригинальные сюжеты

53

61

54

51

55

Повторы сюжетов

54

48

57

49

52

Гости

6

4

3

8

5

Отводки и подводки

34

34

30

36

34

Реклама

38

38

38

38

38

Анонсы «Первого канала»

7

7

10

10

9

Итак, основной объем времени программы, как показал контент-анализ, занимают сюжеты: на них приходится почти половина эфирного времени программы – в среднем 45%. Важно отметить, что примерно половина этого времени приходится на повторы сюжетов (см. рис.). Второе место (по времени в эфире) занимают новости – 20%. Подводки ведущих и коммерческая реклама соизмеримы по времени в эфире. Ведущих зрители имеют возможность видеть на экране даже чуть меньше, чем рекламу (особенно если к коммерческой рекламе прибавить и анонсы «Первого канала», которые телезрители вряд ли отличают от рекламы). Даже если приплюсовать к подводкам ведущих (14,2 %) их общение с гостями в студии (2,1% − ведь ведущие тоже представлены на экране), все равно перевес оказывается на стороне рекламной информации (15,8% реклама и 3,8% анонсы): 16,3% vs 19,6%.

Рисунок. Соотношение частей программы «Доброе утро» по продолжительности в среднем за месяц, в % от 240 мин.

Композиционное решение программы выстроено с учетом особенностей утренней аудитории (короткое время просмотра, быстрая смена одних зрителей другими, «обновление» аудитории и смена ее социального состава). Этим особенностям отвечает фиксированное время выхода выпусков новостей, короткий хронометраж и повторяемость (рециклинг) сюжетов, которые объединяются в единое целое подводками ведущих. Еще одно композиционное решение для утреннего шоу на федеральном канале – технологическое выделение трех временных слотов: раннее утро (с 5:00 до примерно 6:20), основное утро (примерно с 6:20 до 8:00) и позднее утро (примерно с 8:00 до 9:00). Для примера в таблице 3 представлена эфирная верстка (сетка) выпуска программы «Доброе утро» от 11 апреля 2016 г. Здесь отчетливо видны не только указанные тайм-слоты, но и рециклинг сюжетов: во втором слоте сюжеты начинают повторяться (примерно 70−80% повторных сюжетов), а третий уже практически полностью (на 95%) состоит из повторов.

Таблица 3. Часовые слоты программы «Доброе утро» 11 апреля 2016 г.

Часовые слоты

Название сюжета

Хронометраж

Время

Слот 1

Новости-1

0:06:00

5:00:00

Пал травы

0:01:50

5:06:31

Утренняя гимнастика

0:01:06

5:10:30

Вокруг спорта

0:01:59

5:11:56

Виниловые пластинки. Возрождение или Бумажные самолетики

0:02:56

5:20:13

Истории следователя. Мужчина признался в преступлении, которого не совершал

0:02:00

5:23:27

Полезные советы для женщин

0:01:49

5:27:55

Поддельные лекарства

0:03:01

5:36:45

Малый бизнес в кризис

0:02:10

5:40:15

Перехват. Грязные машины

0:02:03

5:44:03

Кто и при каких условиях имеет право войти в ваш дом

0:02:31

5:46:28

ОТК 1. Цельнозерновой хлеб

0:01:43

5:49:25

Голливуд Алессандра Амброзио

0:01:48

5:51:24

Самооборона. Учим ребенка и маму с коляской безопасно переходить дорогу на светофоре

0:02:22

5:53:27

Полезные советы для мужчин

0:00:35

5:58:11

Новости-1

0:06:00

6:00:00

Бессмертный полк

0:02:35

6:06:28

Звезды говорят. Для всех

0:00:53

6:09:37

Звезды говорят. По знакам

0:02:29

6:11:52

ОТК 2. Средства для укрепления ногтей

0:01:41

6:14:40

Слот 2 Повтор 1

Утреняя гимнастика

0:01:06

6:18:30

Берещенье. Березы – наше все

0:01:53

6:19:59

Голливуд. Потолстевшие за зиму

0:01:26

6:22:20

Самооборона. В кафе аферистка изображает беременную, роняет вещи, а ее подельник обворовывает тех, кто помогает

0:00:57

6:24:02

Повтор 1

Полезные советы для женщин

0:01:49

6:27:55

Новости-2

0:06:00

6:30:00

Повтор 1

Пал травы

0:01:50

6:36:27

На сколько хватит нефти и как это подсчитывают?

0:02:42

6:38:40

Праздник селедки. В Калининграде и у нас

0:02:45

6:44:25

С миру по нитке

0:02:40

6:47:26

Народная медицина. Быстро похудеть – одуванчик, укроп, почечный чай

0:01:42

6:52:42

Повтор 1

Истории следователя

0:02:00

6:54:42

Новости-3

0:06:00

7:00:00

Повтор 1

Поддельные лекарства. Что чаще всего подделывают и как понять, что лекарство не настоящее

0:03:01

7:06:45

Повтор 1

Малый бизнес в кризис. Какие льготы работают

0:02:10

7:10:15

Повтор 1

Перехват. Грязные машины

0:00:29

7:13:34

Повтор 1

Кто и при каких условиях имеет право войти в ваш дом

0:02:31

7:16:28

Повтор 1

ОТК 1. Цельнозерновой хлеб

0:01:43

7:20:34

Повтор 1

Голливуд Алессандра Амброзио

0:01:48

7:22:33

Повтор 1

Вокруг спорта

0:01:59

7:27:55

Новости-4

0:06:00

7:30:00

Повтор 1

Бессмертный полк

0:02:35

7:36:28

Повтор 1

Звезды говорят. Для всех

0:00:53

7:39:35

Повтор 1

Звезды говорят. По знакам

0:02:29

7:42:50

Повтор 1

ОТК 2. Средства для укрепления ногтей

0:01:41

7:45:38

Шпигель

0:00:47

7:47:19

Слот 3

Повтор 1

Берещенье. Березы – наше все

0:01:52

7:49:52

Повтор 1

Голливуд. Потолстевшие за зиму

0:01:24

7:52:12

Финансовая независимость в 16 лет

0:02:38

7:56:48

Новости-5

0:06:00

8:00:00

Повтор 2

Пал травы

0:01:50

8:06:27

Повтор 1

На сколько хватит нефти и как это подсчитывают?

0:02:42

8:08:40

Повтор 1

Шпигель

0:00:30

8:11:22

Повтор 2

Истории следователя

0:02:00

8:14:19

Повтор 1

Виниловые пластинки. Возрождение

0:02:56

8:16:51

Повтор 1

Праздник селедки. В Калининграде и у нас

0:02:45

8:20:11

Повтор 1

Соревнования бумажных самолётиков

0:02:27

8:27:16

Новости-6

0:06:00

8:30:00

Повтор 2

Поддельные лекарства

0:03:01

8:36:44

Повтор 2

Кто и при каких условиях имеет право войти в ваш дом

0:02:31

8:40:06

Повтор 2

Перехват. Грязные машины

0:01:52

8:45:15

Повтор 2

ОТК 1

0:01:43

8:47:32

Повтор 2

Большой анонс. Лестница в небеса

0:01:44

8:49:27

Повтор 2

Малый бизнес в кризис. Какие льготы работают

0:02:09

8:54:03

Повтор 2

Бессмертный полк

0:02:34

8:56:32

Важная и обязательная композиционная особенность утреннего телешоу – рубрикация. Значительная часть сюжетов выходит в составе постоянных рубрик – например: «ОТК», «Полезные советы», «Звезды говорят», «Народная медицина», «Самооборона» и др. (см. напр., Таблица 3). Большинство рубрик имеет устоявшееся место в сетке телешоу и выходит примерно в одно и то же время (с погрешностью около пяти минут). Это помогает зрителю ориентироваться в многообразии сюжетов, устойчивость рубрик формирует систему ожидания и привычку смотреть любимые рубрики. Но, пожалуй, стержневая рубрика программы – это новости, которые выходят через определенные интервалы времени, задавая определенный ритм программе и утренней рутине телезрителей.

Тематика сюжетов программы «Доброе утро». Сюжеты занимают почти половину эфира программы (45%): им отводится в среднем 107 минут из 240 минут программы. Проанализировав тематику сюжетов, мы обнаружили, что абсолютным лидером стала практически полезная потребительская тематика, раскрывающая информацию о товарах и услугах (представленная, в частности, в рубриках «Полезные советы», «ОТК» и др.) – 23,4% от суммарного хронометража сюжетов (см. табл. 4). Далее по убыванию следуют: криминал и безопасность – 10,5% (рубрики «Истории следователя», «Адвокатские истории», «Самооборона», а также просто сюжеты, посвященные физической безопасности и защите от криминала); физкультура и спорт − 8,1% (рубрики «Утренняя гимнастика», «Вокруг спорта» и др.); медицина – 6,1% (сюжеты на тему здоровья, рубрика «Народная медицина»); правовой ликбез – 6,0% (комментарии к новым и ранее принятым законам и подзаконным актам, в том числе в рубрике «Перехват»); жизнь в городе – 5,9% (зарисовки из городской жизни, интересные люди и события); астрологический прогноз – 5,4%; природа и экология (4,7%); социальная сфера – 4,2% (труд и трудовые отношения, пенсионное и социальное страхование и обеспечение). Остальным темам отводится меньше 4% в общем хронометраже сюжетов; среди них: кино, наука и техника, религия, образование, экономика и некоторые другие (см. табл. 4).

Таблица 4
. Тематика и ее доля в хронометраже программы «Доброе утро», в мин. и %

Тематика программы

1 неделя

1−5 февраля, мин.

2 недел

11−15 апреля, мин.

3 неделя

18−22 июля, мин.

4 неделя

24−28 октября, мин.

Всего за месяц, мин.

% от общего времени

на сюжеты

1.

Потребительская тематика

147

114

150

99

510

23,4

2.

Криминал

66

59

64

39

228

10,5

3.

Физкультура и спорт

52

47

50

28

177

8,1

4.

Медицина

54

19

32

26

131

6,1

5.

Правовой ликбез

16

60

37

17

130

6,0

6.

Жизнь в городе

5

44

15

65

129

5,9

7.

Астрологический прогноз

29

28

30

30

117

5,4

8.

Природа, экология

28

24

27

24

103

4,7

9.

Социальная сфера

24

11

28

28

91

4,2

10.

Кино

15

26

18

25

84

3,9

11.

Наука, техника и технологии

13

25

22

17

77

3,5

12.

Экономика

19

18

0

33

70

3,2

13.

Юбилеи и памятные даты

11

17

19

19

66

3,0

14.

С миру по нитке

13

13

16

13

55

2,5

15.

Религия

32

0

0

6

38

1,8

16.

Шоу-бизнес

7

17

9

4

37

1,7

17.

Профессии

10

3

5

15

33

1,5

18.

Искусство

3

7

11

11

32

1,4

19.

Образование

5

19

4

0

28

1,3

20.

Сельская жизнь

0

2

18

7

27

1,2

21.

Мода

2

0

6

8

16

0,7

Обратим внимание на тематическое многообразие сюжетов, которое объясняется гетерогенным составом утренней аудитории, в которой представлены все слои населения, зрители с разнообразными интересами и потребностями. В то же время нельзя не заметить, что в целом преобладают легкие для восприятия темы (полезная, просто интересная или развлекательная информация), что продиктовано ориентацией создателей программы на специфику информационных и психологических потребностей утренней аудитории. В тематике сюжетов программы «Добро утро» не представлена политика (политические темы представлены только в новостных блоках). В проанализированных выпусках отсутствовали также сюжеты с деловой информацией (например, сюжеты о фондовых рынках, биржевых курсах и пр.), и в целом экономическим проблемам отводилось мало времени в эфире (1,5% от хронометража сюжетов), как и вопросам религии, образования и сельской жизни.

Сгруппировав тематику сюжетов в более крупные блоки, мы получили следующую конфигурацию:

  • потребительская тематика (включая социальную сферу) – 27,6%;
  • духовная культура (кино, религия, образование, искусство, мода, наука и технологии, профессии, шоу-бизнес, юбилеи, памятные даты) – 18,8%;
  • право (криминал, правовой ликбез) – 16,5%;
  • здоровье и спорт (медицина, физкультура и спорт) – 14,2%;
  • хроника городской и сельской жизни в стране и мире (жизнь в городе, сельская жизнь) – 9,6%;
  • астрологический прогноз – 5,4%;
  • природа и экология – 4,7%;
  • экономика – 3,2%.

Как видим,  на второе место (после абсолютно доминирующей потребительской тематики − почти 28%) выходят темы, связанные с духовной культурой в различных ее проявлениях (19%). Но и криминальные истории вкупе с правовым ликбезом представлены не намного меньше, чем культура (17%) и чуть больше, чем сюжеты на темы здоровья и спорта (14%).

 В целом проведенный контент-анализ позволил выявить следующие содержательные и композиционно-структурные особенности программы «Доброе утро».

 Композиционно-структурное решение программы определяется, с одной стороны, выделением трех временных слотов (раннее утро, основное утро и позднее утро), с другой – содержательных единиц эфира, которые группируются в отдельные блоки (новости, сюжеты, гости, подводки ведущих, реклама и анонсы), причем каждому блоку отводится строго определенное время. Важными композиционно-структурными приемами являются также постоянные рубрики и рециклинг сюжетов (рубрик) на протяжении программы. Программа «Доброе утро» сохраняет данную структуру уже на протяжении нескольких лет, что работает на ее узнаваемость и помогает поддерживать у зрителей привычку смотреть по утрам «Первый канал». Вместе с тем в рамках этой структуры происходит постоянный творческий поиск и обновление (новые лица, рубрики, элементы стиля и пр.). Например, одно из заметных нововведений последних лет – перенесение части эфира и работы ведущих из студии в Останкино на улицы Москвы (работа в ПТС).

Тематика программы отвечает зрительским ожиданиям от утреннего телепросмотра: зрителям требуется информация о событиях, произошедших к этому часу в стране и мире, тех событиях, которые в этот день произойдут; важная и полезная информация, которая может им пригодиться в дальнейшем, связанная с их безопасностью или влияющая на повседневную жизнь; неординарная информация, способная заинтересовать телезрителя; любопытные факты и забавные истории, задающие позитивный настрой на предстоящий день. В целом же в тематике программы преобладает информация потребительской направленности и практически полезная информация.

Технические особенности организации прямого эфира в стране, охватывающей 11 часовых поясов, требуют особой технологии производства утренней программы и определяют тот факт, что зрители разных дублей вещания видят две разные версии телешоу. Так, жители восточных регионов страны (за Уралом) не видят ведущих в ПТС и на улицах Москвы (а видят подводки, записанные ведущими в студии накануне), а также они не видят гостей, которые приходят к московским ведущим в прямой эфир.

Таким образом, анализ научных публикаций и индустриального опыта, а также результаты проведенного эмпирического исследования позволяют определить утреннее шоу как информационно-развлекательный телевизионный журнал, выходящий в эфир по утрам (как правило, в будни и, как правило, в прямом эфире), структурно состоящий из повторяющихся информационных элементов (выпуски новостей, сюжеты, рубрики, интервью с гостями и т.п.), объединяемых в эфире ведущим (или ведущими), тематическая направленность и стилевые особенности которых обусловлены ориентацией на специфику утренней аудитории и паттернов утреннего телесмотрения.


Примечания

  1. См., напр., Попова С. Утренний коктейль // МедиаПрофи. 2010. № 10 (33). С. 16−20.
  2. Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 21) ссылаются на интервью с Петером МакХью − директором утреннего телешоу «Джи ЭмТиВи» (GMTV) (телеканал «Ай-Ти-Ви» (ITV), Великобритания) от 6 декабря 2001 г.
  3. Г. Райт (2001) проанализировал эволюцию утреннего шоу «Гуд Морнинг Телевижн» (Good Morning Television) на британском телеканале «Ай-Ти-Ви».
  4. Дж. Симмс (2012) провел сравнительное исследование утренних программ британских телеканалов «Чэннел Фор» (Channel 4), «Ай-Ти-Ви» и «Би-Би-Си Уан» (BBC One).
  5. Акопов А.З. Практика программирования эфира телевизионного канала // Телефорум. 2001. № 5. С. 37−40.
  6. Там же.
  7. См., напр., Попова С. Утренний коктейль // МедиаПрофи. 2010. № 10 (33). С. 16−20; Карев И. Проведи утро с ними. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2017/06/23/a_10734299.shtml (дата обращения: 26.06.2017).
  8. См., напр., Подвальный Е. Недоброе утро // Новое дело. 2016. Март, 16. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20160319130449/http://www.novdelo.ru/post/view?id=43668 (дата обращения: 21.06.2017).
  9. См., напр., интервью с Л. Хмельницким, директором утреннего вещания «Первого канала» (Секреты утреннего телевидения: 20 лет программе «Доброе утро». Режим доступа: http://www.vsesmi.ru/news/40178/102413/ (дата обращения: 05.02.2017)); интервью с руководителем новостного блока утреннего канала Российского телевидения А. Воронченко − руководитель новостного блока утреннего шоу «Доброе утро, Россия» телеканала «Россия 1». Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57072/episode_id/915184/ (дата обращения: 05.02.2017) и т.п.
  10. Социологическое исследование «Телевидение глазами телезрителей» (2000−2016) – ежегодный опрос на репрезентативной общенациональной выборке городского населения России в возрасте от 15 лет и старше (N 3000). Аналитический центр Vi; Авторский коллектив: И.А. Полуэхтова (рук.), А.В. Воронцова, П.А. Ковалев, Е.В. Овчинская и др.
  11. Качественное исследование «Утро на ТВ» (2002): методика – фокус-группы (N 6, Москва); Телеканал РТР при участии Аналитического центра Vi (В.П. Коломиец (рук.), К. Богословская, С. Солнцева, И. Полуэхтова, А. Гладько.
  12. Данные индустриальных измерений телевизионной аудитории Mediascope – проект «TB Индекс» (репрезентирует телесмотрение в городах с численностью от 100 тыс. жителей в возрасте от 4 лет и старше).
  13. Отметим, что, несмотря на то, что мы использовали результаты качественного исследования, проведенного почти 15 лет назад, его выводы остаются актуальными, поскольку исследовательские вопросы и характер эмпирической информации носит вневременной характер (мотивация, ожидания, потребности и ценностный выбор утренней аудитории).

Библиография

Арсентьева Г.Л. Языковые и стилистические особенности утреннего шоу на сетевой развлекательной радиостанции // Казанская наука. 2016. № 9. С. 52−54.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

Гидденс. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проспект, 2005.

Динамика жанров и форматов: мат-лы межкафедр. семинара факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (11 ноября 2009 года) // Медиаскоп. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/520 (дата обращения: 05.03.2017).

Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 42−51.

Кемарская И.Н. Формат как способ позиционирования программы. / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 66−69.

Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58−66.

Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 14−21.

Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2010. №6. С. 36−41.

Макеенко М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 90−95.

Мясникова М.А. Форматы и жанры как категории телевизионной морфологии // Вестн. НГУ. Серия: История. Филология. 2011. Т. 10. Вып. 6: Журналистика. С. 29−35.

Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 56−65.

Новоженина А.С. Особенности функционирования развлекательных программ на региональном телеканале (на материале телеканалов Курска и Орла) // Вестн. Череповецк. гос. ун-та. 2014. № 2(55). С. 119−122.

Новоженина А.С. Эволюция жанра телепередачи «утреннее развлекательное шоу» (на примере телеканалов Курска и Орла): дис. … канд. искусствоведения. М., 2015.

Овчинская Е.В. Телевизионные практики мужчин и женщин: состояние, эволюция, тенденции // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 238–244.

Полуэхтова И.А. Динамика российской телеаудитории // Социологические исследования (СОЦИС). 2010. № 1. С.66−77.

Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 22−24.

Сухарева В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2010. №6. С.70−78.

Телевидение глазами телезрителей / под. ред. И.А. Полуэхтовой.М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл»; ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.

Шергова К.А. Взаимосвязи жанра и формата современной телевизионной документалистики // Вестн. электронных и печатных СМИ. 2014. № 19. С. 30−40.

Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 52−55.

Усольцева Я.В. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции: дис… канд. филол. наук. Краснодар, 2008.

Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994−96 гг.) // Мир России. Социология. Этнология. 1997. № 1. С. 79−106.

Blumler J.G., Katz E. (1974) The uses of mass communications: Current perspectives on gratifications research. Beverly Hills, CA: Sage.

Dickinson R., Murcott A., Eldridge J., Leader S. (2001) Breakfast, time and «Breakfast time». Television and Mew Media 2(3): 235−256.

Feuer J. (1983) The concept of live television: ontology as ideology. In: Kaplan A. (ed.) Regarding television: critical approaches – an anthology. Los Angeles: University Publications of America, pp. 12−22.

Lull J. (1990) Inside Family Viewing: Ethnographic Research on Television’s Audience. London: Routledge.

Morley D. (1986) Family Television: Cultural Power and Domestic Television. London: Comedia.

Cottle S. (1995) The production of news formats: determinates of mediated public contestation. Media, Culture and Society 2(17): 275−291.

Scannel P. (1996) Radio, television and modern life: a phenomenological approach. Oxford: Blackwell.

Simms J. (2012) Waking up to breakfast reality. Marketing: Proquest ABI/INFORM.

Wright G. (2001) Moving breakfast TV into a digital environment. International Broadcast Engineer (IBE) 315: 58−59.

Wieten J. (2000)Breakfast television: infotainers at daybreak. In: Wieten J., Murdock G. and Dahlgren (eds.) Television across Europe: a comporative introduction. London: Sage, pp. 175−197.

Wieten J. (2001) New television, new audiences: early morning television in Europe. In: Renckstorf K., McQuail D. and Jankowski N. (eds.) Television news research: recent European approaches and findings. Berlin: Quintessence Books, pp. 345−360.

Wieten J., Pantti M. (2005)Obsessed with the audience: breakfast television revisited. Media, Culture and Society 1(27): 21−39.

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 63 общеразвивающего вида»

Сценарий физкультурного праздника

в старшей и подготовительной группах

День Здоровья.

«Телепередача «Доброе утро»

Занятие подготовила

                                                                                            и провела

                                                                                                      инструктор по физкультуре

                                                                                                      Мальцева Т.В.

                                                                                                      Дата проведения 09. 04. 2010.

г. Петропавловск-Камчатский

2010г.

Продолжительность 50– 60 мин.

Задачи: формировать и укреплять осанку; развивать вестибулярный аппарат, побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, формировать потребность в ежедневной двигательной активности; создать положительный эмоциональный настрой; прививать интерес к спорту, подвижным играм, эстафетам, к произведениям отечественных писателей.

Оборудование: маски животных для старших дошкольников: корова, волк, жучок, червячок, 3 бегемотика, обезьянка, эмблемы зайцев и лис (по группам); музыка; 2 шейпинговых мяча, 2 мяча среднего размера, макет телевизора, дерево-пальма; костюм Айболита, градусники-3шт., приборы врача для слушания дыхания и осмотра горла; 2 самоката.

Предварительная работа: сделать макет телевизора; повторить произведение К. Чуковского «Доктор Айболит», повторить ОРУ «Зверята»; сделать маски, приготовить оформление в муз. зал, выучить и повторять слова с детьми- ведущими «телепередачу», и слова по сценке «Доктор Айболит».

Работа с родителями. Принести воздушные шары к оформлению муз. зала,  приготовить маски – корова, волчица, жук, червячок, медведь; учить роли с детьми- ведущими «телепередачу», и слова по сценке «Доктор Айболит». 

Ход праздника.

Дети заходят в зал  и садятся на отведенные места. Старшие дошкольники – в масках животных.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас сегодня на телепередаче «Доброе утро». Представляем ведущих передачи –  гимнастка детского сада № 63 Алина  и «мастер по прыжкам в длину с места» — Павел.

Представленные дети садятся в «телевизор».

Данил. Доброе утро, друзья!

            Алина. Доброе утро!

Данил.  Сегодня  9 апреля, 2010 года, пятница.

Алина. 7 апреля – Всероссийский день Здоровья. Сегодня мы посвящаем нашу  

 передачу физкультуре, спорту, здоровью.

           Данил.  Как обычно, утро начинается с зарядки. Сегодня, мы отправимся на зарядку к зверятам в зоопарк. Смотрите репортаж из зоопарка.

Зазвучала музыка, детям подготовительной группы предлагают построиться в одну колонну. Ведущая озвучивает, дети выполняют движения под музыкальное сопровождение.

1.«Вот идут олени»: ходьба в колонне по одному.

2.«Видим мы медведей»: ходьба на наружной стороне стоп.

3. «Гуси дружненько идут»: ходьба в приседе.

4. «Серые волки бегут»: бег  в колонне по одному,

5. «Собачки ищут след лисы»: бег «змейкой».

6. «Бегать все устали, дружно зашагали»: ходьба с дыхательными упражнениями. Построение в колонну по 3.

Ведущая. Чтобы сильным стать и ловким,

                         Приступаем к тренировке.

Общеразвивающие упражнения «Зверята» (без предметов).

Ведущая. Гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили. Крыльями машут, клювы раскрывают.

1. «Гусята». И. п. – о. с. Наклон туловища вперед, руки  развести в стороны  (8 р.).

Ведущая. Пес бегает с шестом, а еще за своим  хвостом.

2. «Собачки». И. п. – упор, стоя на коленях. Энергичные повороты  вокруг вправо, затем влево, звукоподражание «гав-гав»  (по 2 раза).

Ведущая. Рак залез на самокат, все вперед, а он назад.

3.«Рачки». И. п. – стоя на четвереньках. Ползание назад  (2 раза).

Ведущая. Лучшие качели – гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны.

4. «Обезьянки». И. п. – лежа на спине. Приподнять верхнюю часть туловища и ног, движение «лодочка»  (6 раз).

Ведущая. Мишка на велосипеде мчится к финишу – к победе.

5. «Медвежата». И. п. – лежа на спине. Имитация езды на велосипеде  (10–12 раз).

Ведущая. Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать и не падать, не шататься, за соседа не держаться.

6. «Цапли». И. п. – стойка на одной ноге, руки в стороны. Держать равновесие (3 раза по 30 сек).

Ведущая. Заяц  прыгнул выше  всех, вот невиданный успех.

«Зайчата». И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки с продвижением вперед, чередуя с ходьбой (2 раза).

            Данил. Большое спасибо за репортаж из зоопарка. Надеемся, что вы уже проснулись и чувствуете себя бодро.

Алина. Продолжаем нашу телепередачу. Сейчас новости спорта. Слово спортивному обозревателю.

Ведущая. Сейчас мы находимся в детском саду № 63, в котором полным ходом идет подготовка к дню космонавтики. Давайте побываем в гостях у будущих космонавтов старшей группы, которые изучили веселый танец «Буги-вуги» (выполняется детьми  старшей и подготовительной группой  в кругу  под музыкальное сопровождение).

Танец «Буги-вуги».

 Данил. Спасибо будущим космонавтам. Продолжаем новости спорта.

 Алина. Российские спортсмены

              Повсюду впереди,

              Блестят у них медали

              И звезды на груди.

Данил. Слово спортивному обозревателю.

Ведущая. Мы ведем трансляцию из спортивного комплекса «Звездный», где в данный момент проходят веселые соревнования-эстафеты между командами «Зайцы», «Лисы».

Ведущая. Отгадайте загадку:

Он и круглый, он и гладкий,

Очень ловко скачет,

Что же это? (мячик)                 Игры-эстафеты.

  1. Соревнования с мячом: «Передай мяч» (передача мяча в одну сторону над головой, обратно – между ногами).
  2. «Прыжки на мяче» (прыжки на  шейпинговых  мячах  до ориентира и обратно). 
  3. «Кто быстрей на самокате?» (катание на самокате вперед до ориентира и обратно).

Ведущая. Все спортсмены молодцы, показали какие они быстрые, ловкие, смелые!

Алина. Продолжаем нашу программу.

Данил. Приглашаем вас на сказку «Доктор Айболит».              

Сценка «Айболит».

Ведущая.            Добрый доктор Айболит!

                                         Он под деревом сидит.

И пришла к Айболиту лиса:

              Лиса:                    «Ой! Меня укусила оса!»

             Ведущая.            И пришел к Айболиту Барбос:

            Барбос:               «Меня курица клюнула в нос!»

            Ведущая.             И прибежала зайчиха и закричала:

            Зайчиха:               «Мой зайчик, мой зайчик,

Попал под трамвай

И теперь он хромой и больной,

Маленький заинька мой!»

           Ведущая.              И принесли ему зайку,

                                          Такого хромого, больного

                                          И доктор пришил ему ножки,

                                          И заинька прыгает снова.

                                          Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Под деревом сидит ребенок в костюме Айболита. К Айболиту подходят дети в масках животных с перебинтованной рукой, заклеенным лейкопластырем носом, лбом, опираясь на палочку, прихрамывая. Айболит их осматривает, слушает, говорит: «Здоровы», дети уходят. Прибегает  обезьянка с телеграммой в руке.

Обезьянка.            Доктор, вам телеграмма.

(Читает.)              Приезжайте, доктор.         В Африку скорей

                                И спасите, доктор,           Наших малышей.

Айболит.               Ладно, ладно, побегу, вашим детям помогу.

Входят дети в масках бегемотиков, ложатся на коврики, держатся за животы.

Ведущая: А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо

                  Болеют бегемотики,Схватились за животики,

       У них, у бегемотиков, животики болят! Они лежат и бредят:

Бегемотики: «Ну, что же он не едет?» «Где доктор Айболит?»

Ведущая.               И встал Айболит, побежал Айболит.

                                По полям, по лесам, по лугам он бежит.

                                И одно только слово твердит Айболит.

Айболит.    Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

Прибегает к зверятам-бегемотикам, осматривает их: слушает, ставит градусник, смотрит горло.

          Айболит.               И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

Ведущая.             Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных  зверят

И ставит и ставит им градусники.

                                          Вот и вылечил он их,   Лимпопо!

Вот и вылечил больных,     Лимпопо!

И пошли они смеяться,      Лимпопо!

И плясать и баловаться.

Ведущая.  Все  в круг скорей вставайте, играть  начинайте.

Игра «Веселые зверята». (Старшая гр.)

(х-ба по кругу с подскоками, замереть, если называют хищное животное)

Данил. Вот какой чудесный мультфильм мы посмотрели.

Все участники сценки садятся на места.

Алина. А сейчас новости погоды. Температура воздуха – плюс 3 градуса, на улице тепло и солнечно.

Ведущая. Все звери радуются весне, солнышку, таянию снега, ручьям, которые растекаются по улицам города.

Игра «Ручейки — озера». (подготовительная группа)

Дети строятся в 3 колонны – по команде «ручейки», в 3 круга по команде «озера», затем разбегаются врассыпную.

            Алина. А сейчас переходим к заключительной программе – «Здоровье», которую проведет доктор Айболит.

Айболит. Сегодня я научу вас делать себе массаж, который мне показала черепаха Тортилла.

Самомассаж «Черепаха».

Шла купаться черепаха  и  кусала всех от страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!        Никого я не боюсь!  (осторожное пощипывание своих рук, ног и туловища)  

Ведущая подает Айболиту корзину с фруктами.

Айболит. Угощаю вас полезными продуктами – фруктами. Будьте здоровы! Только помните – перед едой нужно…

Дети: Помыть руки!

Айболит: Правильно, поэтому скушаете в группе.

Данил. Спасибо, добрый доктор.

Алина. На этом телепередача «Доброе утро», заканчивается, с вами были Алина и Данил. До свидания!

График работы ведущих утренней программы

Марина: Раньше утренние программы шли в записи. Всем было удобно: и ведущие выглядят бодрыми, и, в случае чего, есть возможность записать новый дубль. Вот только зрителя не обманешь. Люди по ту сторону экрана чувствуют подвох.

Марина Ким
Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Поэтому мы выходим в прямом эфире, без дураков. Исключение – запись интервью с гостями. К сожалению, редкие люди могут без проблем встать в 4-5 утра, чтобы приехать к нам на эфир (один из немногих, способных на такие подвиги – Сергей Безруков). Или, например, мы хотим кого-нибудь поздравить с днем рождения, а человек уезжает на гастроли, или просто хочет взять выходной. Приходится снимать заранее.

Все думают, что рабочий день ведущих начинается часа в 4 утра. Это правда лишь отчасти. На самом деле в «Останкино» мы приезжаем где-то к часу дня. Сначала готовимся – только на то, чтобы одеться, загримироваться и сделать прическу уходит больше часа, не говоря уже об обсуждении сценария и прочих важных моментах. Дальше начинаем записывать интервью с гостями. Бывает, записи проходят быстро, а бывает, что чувствуешь себя, как на конвейере. Гостей оказывается настолько много, что через некоторое время устаешь. Надеяться остается только на редакторов, которые подсказывают вопросы для собеседника в наушник. Но виду, что устали, не подаем, нельзя разочаровывать зрителя!

Около 9 вечера начинаем работать на Дальний Восток, проводим полноценный эфир, заканчиваем в час-два ночи по Москве, идем спать. В «Останкино» для нас есть специальные раскладушки. Я лично не привыкла спать с макияжем на лице, поэтому приходится сначала снимать мейк-ап, потом вставать на час раньше, то есть, около четырех, чтобы снова загримироваться. А дальше – в эфир. С хорошим настроением и улыбкой. Иначе никак.

Роман: Перед утренними съемками я ставлю себе сразу три будильника: на 4:00, 4:01 и 4:02, на всякий случай. Конечно, график не из простых, и если бы все эфиры вел один человек, ему пришлось бы очень туго. Но, к счастью, ведущих на «Добром утре» много, каждому выпадает одна-две записи в неделю. Зато в остальное время можно как следует выспаться.


Роман Будников и Лариса Вербицкая, ведущие программы «Доброе утро» на Первом канале

Марина: Конечно, с таким графиком оставаться бодрой не так-то просто. Мне в этом помогает хороший чай (кофе не пью, меня от него наоборот клонит в сон), и что-нибудь сладенькое, например – глазированный сырок.

Еще я очень живо представляю людей, которые смотрят на меня по телевизору. Маму, стряпающую завтрак большой семье, бабушку, с утра пораньше хлопочущую по дому. У нас очень большая и очень разная аудитория, от пенсионеров до молодежи, я просто не имею права разочаровать их своим усталым видом. Такие мысли очень дисциплинируют.

Роман: Это правда, о зрителях не думать нельзя. Люди видят нас в самом начале дня, нам необходимо подать им энергию позитивную, чтобы утро началось с хороших эмоций. Стараемся передать им хорошие новости и хорошее настроение.

Первый эфир

Марина: Прекрасно помню свои первые съемки для «Доброго утра». Тогда меня поразило, как передвижная студия выглядит ранним утром. Я представляла большое, светлое помещение из которого весь центр Москвы – как на ладони. На самом деле оказалось темно – хоть глаз коли.  В пять утра, когда начался эфир, хотелось сказать не «Доброе утро», а «Доброй ночи». Надо сказать, в прямом эфире я себя чувствовала, как рыба в воде, все-таки семь лет в новостях до этого работала, но все равно волнение присутствовало. Новая программа, новый формат, все непривычно. Тогда мне очень помог мой соведущий Тимур Соловьев: постоянно шутил, чтобы я почувствовала себя комфортней, «страховал», если вдруг с непривычки запиналась, подсказывал какие-то моменты.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Вообще у нас в команде очень теплые отношения. Ведущих много, пары постоянно меняются, но не могу вспомнить ни одного случая, чтобы кто-то с кем-то конфликтовал или ссорился. Все работают спокойно, с удовольствием.

Роман: У нас действительно подобрался коллектив, в котором все очень разные, но при этом каждый на удивление коммуникабелен. Все друг друга страхуют, поддерживают. Меня перед первым эфиром очень подбадривали, чтоб не волновался. Хотя, как только включилась камера, волнение прошло само собой.
 

Работа ведущего: соло и дуэт

Роман: Самостоятельно и в паре с соведущей работать не сложно, наоборот – одно удовольствие. С партнером больше простора для творчества, когда ты один – свои нюансы. Но мне все-таки больше нравится работать с соведущей.


Роман Будников и Лариса Вербицкая, ведущие программы «Доброе утро» на Первом канале

Марина: Когда работала в новостях, я была эдаким волком-одиночкой. Очень не любила, когда в эфире было два ведущих. Там другая специфика: страсти кипят, все напряжены, одна ошибка может стоить карьеры. Совсем не исключено, что ошибка эта будет не твоя, а партнера, но за конечный результат отвечают оба.

Здесь – другое. «Доброе утро» – это душевный, доброжелательный разговор. Зрителю интереснее, когда в разговоре участвуют несколько человек. В общем, этот формат с одним ведущим я не представляю.

Импровизация и сценарий

Марина: Конечно, наши замечательные редакторы к каждому эфиру готовят нам подробнейшие сценарии, но прямой эфир – есть прямой эфир. Если нужно включать блок новостей, приходится на ходу сокращать подводки, какими бы гениальными они ни были.

Роман: Мало того, что в сценарии есть место импровизации, экспромты приветствуется. В каждой «получасовке» (так мы называем промежуток эфира между выпусками новостей), у нас всегда есть люфт по времени, чтобы что-то добавить от себя. Кстати, к импровизациям мы готовимся, пока идет сюжет. Зрители смотрят ролик, а мы думаем, что будем говорить через минуту.

Марина: А потом, мы же общаемся с гостями, в ходе разговора появляются вопросы, не прописанные в сценарии, новые реплики, шутки, это и делает программу по-настоящему живой.

Казусы на съемочной площадке

Роман: В эфире случается всякое. Бывает, микрофон отключается. Бывает, по ошибке выводят в эфир не вовремя – чуть раньше или чуть позже. Приходится как-то выкручиваться и ориентироваться по ходу пьесы. Но, если честно, какой-то конкретный случай сейчас не вспомню.

Марина: Да, действительно, казусов хватает. Недавно беседовали с Алексеем Глызиным. Он рассказывал о детском музыкальном конкурсе. Я решила спросить музыканта о том, как он чувствует себя, когда слышит свои песни в исполнении маленьких конкурсантов. Говорю: «Нравится ли вам, когда ребята исполняют песни … Серова?» Не знаю, почему я вспомнила этого не менее замечательного музыканта, помутнение какое-то! Алексей оказался очень тактичным человеком – после моей оговорки даже бровью не повел, спокойно продолжил беседу.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Вот еще одна забавная ситуация. Иногда мы делаем прямые включения на улице. А поскольку погода пару недель назад стояла совсем не весенняя, особенно по утрам (лицо синело так, что никакой грим не спасал, а звуковики слышали, как стучат наши зубы), нужно было проявить изобретательность и найти какого-нибудь «морозоустойчивого» гостя. Проявили – решили пригласить в студию медведя (с дрессировщиком, конечно). Мне пришлось встать в кадр бок о бок со зверем. Признаюсь, было страшновато. Особенно после того, как медведь съел эфирный микрофон.

Гости в эфире

Роман: Почти все гости в нашей программе – интересные, творческие люди, с которыми приятно общаться. Если честно, даже не могу выделить кого-то одного. Бывает, кстати, что мы сами предлагаем людей, которых можно пригласить. В основном этим вопросом, конечно, занимаются гостевые редакторы, но если вдруг случается встретить интересного человека – почему бы не побеседовать с ним в эфире.

Марина: Я очень люблю свою работу еще и потому, что благодаря ей могу общаться с удивительными людьми. Помню, однажды мне довелось беседовать с Алексеем Леоновым – первым человеком, вышедшем в открытый космос. Он уникальный! Никакой «звездной» шелухи, надменности или чего-то подобного. Абсолютно открытый, доброжелательный мужчина.

Еще вспоминается наша беседа с гимнасткой Еленой Исинбаевой. У нас маленькие дети, почти одного возраста, так мы, пока камера не снимала, только о смесях, подгузниках и прочих темах, которые обычно обсуждают молодые мамы, и беседовали. Елена мне даже дала пару ценных советов. Вообще, меня восхищает, что она сознательно решила воспитывать ребенка, не обращаясь к няням. И при этом ритм жизни менять не собирается – уже через месяц после родов опять начала тренироваться.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Роскошный гость – Геннадий Хазанов. Когда он появляется в студии, вся съемочная группа знает, что будет обеспечена ударным зарядом позитива на несколько дней вперед. Даже когда камера работает, приходится держаться за стул, чтобы не упасть от смеха! А ведь в эфир попадает всего процентов 20 шуток, остальное остается за кадром.

Некоторые гости возвращают в приятные воспоминания. Помню, в юности мне очень нравилась группа «Любэ», буквально заслушивалась. Особенно любила песню «Ночь яблоком стучит в окно». И вот приходит к нам в студию Николай Расторгуев. Пообщались, спрашиваем, какую песню он исполнит для наших зрителей. И, представляете, он начинает играть именно эту песню. У меня буквально мурашки по коже побежали. Настолько это было приятно и трогательно. Как будто альбом со старыми фотографиями перелистала.

О приметах

Роман: Я не суеверный, поэтому у меня каких-то особых ритуалов, вроде заходить в студию только с левой ноги или пить только из одной чашки, у меня нет. Надо поспрашивать у коллег. Вдруг расскажут что-нибудь интересное.

Марина: Расскажу маленький секрет, о котором никто не знает. Обычно, прежде, чем отправить нас в студию, костюмер Людмила спрашивает: не налить ли нам чайку, чтобы было, что пить во время эфира (да, да, чай и кофе, который мы пьем в кадре – это не бутафория). Так вот, если на столике появляется кружка с черным, ароматным напитком, а рядом лежат два кусочка сахара, я понимаю, что съемки пройдут спокойно и гладко. Если что-то идет не так, Людмила занимается гостями, на наш чай у нее просто не остается времени, сомнений нет – эфир будет нервным.

Как работает передвижная студия самой ранней программы Первого канала.

«Бу-бу-бу» для бодрости

Хмурый сентябрь, раннее утро. На Университетской площади перед высоткой МГУ на Воробьевых горах никого, разве что жилетка дворника промелькнет вдалеке или прошелестит кроссовками редкий бегун.

Из синего фургона у кромки площади выходят ведущие «Доброго утра» Сергей Бабаев и Анастасия Трегубова. Бодрые и веселые (Анастасия так и вовсе в ослепительно жизнерадостном желтом пальто), они красиво диссонируют с сонным ландшафтом. И занимают точку у цветущей клумбы — следующее включение будет на открытом воздухе.

С недавних пор московская версия программы «Доброе утро» выходит в эфир из «Останкино» только первые два часа. Затем эстафету перехватывает передвижная студия — каждую неделю синий фургон переезжает на новую позицию. Уже были эфиры с ВДНХ, Манежной площади, из усадеб Коломенское, Царицыно, Кусково, с площади трех вокзалов.

— Я встал сегодня в 4.30, а в пять уже был тут, — говорит Сергей. — Эфир у нас с семи, но к нему же надо еще подготовиться.

— А я проснулась в четыре, мне ехать дольше, — улыбается Анастасия.

— Энергетики, наверное, уважаете?

— Никаких энергетиков! Это опасный путь, — предупреждает Сергей. — Сноровка приходит с опытом. Пока идет сюжет, ты можешь разваливаться на части, но к его концу должен снова собраться.

— Мне помогают кофе и разминка артикуляционного аппарата, — признается Настя. — Едешь в машине, делаешь речевую гимнастику и постепенно просыпаешься.

— Это когда двигаешь языком сначала по часовой стрелке, потом слева направо и вверх-вниз, — с готовностью сдает профессиональные секреты напарник. — Еще можно повторять слоги: «Ба-ба-ба! Бу-бу-бу!» И дикция улучшается, и бодрит.

Магия телевидения

Поднимаемся в фургон. На первом этаже комнатушка с мониторами и пультом с множеством кнопочек и тумблеров — это аппаратная. Здесь режиссер выпуска выдает в эфир изображение с той или иной камеры — сигнал уходит на спутник, оттуда его перехватывает «Останкино», благополучно переправляя его в наши телевизоры. Камер, кстати, шесть — включая камеру-кран на улице и квадрокоптер. Последний — предмет особой гордости: показать Москву с птичьего полета можно в любой момент.

Идем по лесенке наверх. По пути замечаем кухоньку площадью буквально метра полтора. Сергей Бабаев по-быстрому заливает пакетик чая горячей водой из кулера: пара глотков — и можно бежать в кадр. Чай обычный и сахар тоже. И стаканчики пластиковые. Неприхотливые они, звезды утреннего эфира.

Еще выше гримерная. Настя присела перед зеркалом на несколько секунд. Макияж безупречен, к тому же в студии всегда дежурит гример с кисточками наготове.

Студия, кстати, на удивление скромная. Кругом куча проводов, стол чуть ли не из фанеры, и в целом все кажется довольно хлипким. И фотообои с травкой на вид самые обычные — видел похожие в хозяйственном магазине. Но в кадре все это выглядит более чем респектабельно. А все она — магическая сила телевидения.

Главная фишка — прозрачный задник, обеспечивающий живую панораму Москвы за спинами ведущих. Теоретически, пока идет эфир, вы можете добежать до места, где установлена передвижная студия, и прогуляться в зоне видимости камер, дополняя собой утренний пейзаж. А родные и близкие будут на вас смотреть в телевизоре. Но махать им не стоит: охране съемочной площадки это может не понравиться.

Сосиска-танк

Синий фургон, напичканный оборудованием, съемочная группа любовно именует сосиской. Никто не знает почему:  сосиска — и все. Весит она 39 тонн.

— Примерно как танк, — доходчиво объясняет технический директор Дирекции утреннего вещания Первого канала Андрей Артамонов.

Длина фургона — 14 м, ширина — 6 м, высота — 5,9 м. Чтобы проехать под мостами и не задевать провода, фургон умеет складываться по высоте и временно становиться одноэтажным.

Когда-то этот фургон использовался для съемок велогонок «Тур де Франс» и работал на французскую телекомпанию TF1. Потом «сменил гражданство» и получил боевое крещение на Олимпиаде в Сочи. Второго такого в России нет.

Но одна «сосиска», даже такая высокотехнологичная, сама по себе бесполезна. Поэтому к ней прилагается станция спутниковой связи (микроавтобус с тарелкой на крыше), два дизель-генератора мощностью 100 киловатт. И даже автономный туалет с электронным замком.

— Работать здесь совсем не то, что в «Останкино», — откровенничают после эфира ведущие. — Тут больше импровизации. Ты видишь, как разгорается день, может пойти дождь…

— А как же выходить в эфир с улицы в дождь?

— Так у нас же зонтик есть!

Программа «Доброе утро» заканчивается в девять. Ведущие, разбудив Москву, отправляются по домам — отсыпаться. Домашние предупреждены: ходить можно только на цыпочках, дверьми не хлопать и говорить шепотом. Потому что, когда столица опять уснет, ведущие, напротив, поедут на работу. Разрывая осеннюю мглу в клочья и готовясь заражать зрителя бодростью и энтузиазмом.

«Доброе утро» на Первом канале
По будням/5.00 — 9.00 (эфир из передвижной студии с 7.00)

Фото: Евгения ГУСЕВА.

Кстати

Пока работают «передвижные» ведущие, их страхуют коллеги из студии в «Останкино», которым отвели первые два часа программы. Техника есть техника — вдруг сигнал пропадет? Тогда режиссер оперативно выдаст картинку из «Останкино». На практике такое происходит крайне редко, но ведущие все равно находятся в основной студии при полном параде, готовые в любой момент выйти в эфир. Два часа напряженного ожидания, представляете?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий досуга день матери во второй младшей группе
  • Сценарий дня рождения самый лучший день
  • Сценарий добровольческой акции
  • Сценарий достопримечательности россии
  • Сценарий дня рождения салона красоты