Сценарий досугового мероприятия это

Работа по теме: МОИ Ответы к госам. Глава: 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.. ВУЗ: СПбГИК.

Сценарий

это литературная основа досугового
мероприятия, художественная программа
педагогического воздействия, решающая
конкретные практические задачи.

Сценарий
досугового мероприятия имеет 2 аспекта:
художественный и психологический,
которые программируются не только
выстраиваемый материал по законам
драматургии, но и воздействие на
участников, их предполагаемую реакцию
и поведение.

Анализ
опыта позволяет выделить основные
отличительные особенности сценарно-досугового
мероприятия.

Документальный
характер: В реальности основного героя
(настоящие люди); В реальности основного
места действия; В реальности основного
фактического материала; В реальности
коллективного действия аудитории
(подписи, подарки, неповторимая реакция,
эмоциональное воздействие)

В
сценарии идет соединение 2 линий:
эмоционально-образной и информационно-логической
(факты жизни + факты искусства)

Факты
жизни

– это реальные факты и события,
происходящие в жизни, не относящиеся к
сфере искусства, зафиксированы в
документах, фотографиях, письмах,
статистике, архивной кинохроники

Факты
искусства

– это все жанровое разнообразие
произведения искусства, а также их
фрагменты (музыкальные отрывки из
фильма).

Работа
над сценарием начинается с определения
темы, идеи, цели.

Тема

область общественной жизни, круг
интересов современной или исторической
информации, на которые направлена
авторская мысль (о чем?).

Идея
– основная мысль, умозаключение главный
вывод содержания замысла сценария (что
я хочу сказать?).

Цель

носит педагогический характер, побудить
зрителя к совершению какого-либо действия
(пробудить гуманизм у современного
человека).

Разрабатывается
сюжет на основе конфликта. (Сюжет –
представляет собой главное содержание
произведения, которое анализируется
через действия и взаимоотношения
персонажей).

Конфликт
в сценарно-досуговом мероприятии
решается на уровне борьбы идей,
столкновении идеологии, образов жизни,
преодоление препятствий, борьбы с
природой.

Составляющими
конфликта являются:

  • Конфликтная
    ситуация – наметилась основная
    расстановка сил, основное противоречие.

  • Коллизия
    – это не получившее достаточно полного
    разрешения противоречие, которое
    явилось следствием конкретной ситуации

  • Препятствия
    – неожиданный перелом в ходе событий

  • Контраст
    – составление противоположных явлений

  • Интрига
    – сложное противоречиво-развивающееся
    сочетание событий.

Каждый
сценарий должен иметь композиционное
решение: экспозиция, завязка, кульминация,
эпилог. Это развитие связано с развитием
действия.

Помочь
в развитии действия должен сценарный
ход, цементирующий действие в его
логическом развитии. Сценарно-режиссерский
ход должен быть придуман или найден на
этапе рождения замысла.

Сценарный
ход


это условный прием, который дает
обоснованную возможность изложить
аудитории основные события сюжета (это
метод ведения рассказа). Наиболее
типичные часто используемые сценарные
ходы: 1.
Хроникально-исторический (хроника
событий) 2.Персонифицированный
– отвлеченное понятие предстоит в
человеческом образе. Персонифицированным
могут быть: песня, музыкальное произведение,
звук (звук струны, стук сердца и т.п.) 3.
Использование таких форм как диспут,
собрание, суд 4.
Могут быть использованы жанры публицистики
5.
Через построение игрового действия 6.
Через событийный ряд сюжетной линии 7.
Через столкновение положительного и
отрицательного материалов или персонажей
(знайка и незнайка) 8.
Через трансформацию деталей

Связать
материал в сценарии помогает монтаж
(сборка, соединение).

Монтаж
(
от
фр. – сборка, соединение) соединение
различных элементов выразительных
средств, в такой последовательности,
которая: а) усиливает; б) передает новое
умозаключение или эмоцию.  

Монтаж
подразделяют на следующие виды:

Параллельный
(когда
2 ряда действия происходят в разное
время и в разным местах);
Последовательный

одно средство выразительности следует
за другим, сохраняя единство времени,
места и действия.

Звуко-зрительный
монтаж

монтаж элементов звукоряда с элементами
видеоряда, как правило, монтируются по
принципу контраста, неся особый заряд
некоторой иронии. Ирония возникает на
контрасте и может быть сильным средством
воздействия.

Монтаж
по Эйзенштейну
.
(«Броненосец Потемкин»)
монтаж
столкновений
.

 Чередование
фактов, событий, явлений и их сопоставление
неизбежно требует монтажной организации
материала. Такая организация как
художественный методы, во-первых,
выражает мысль сценариста, его идею,
его видение мира, а во-вторых,
требует художественной подготовки
специалиста.

 В
сценарии факты жизни и факты искусства
должны быть выстроены в такой ряд, в
котором возникли бы между ними определенные
взаимоотношения.

 1.
Экспозиция

— ввод в действие. Это короткий рассказ
о событиях предшествующих конфликту.
Экспозиция перерастает в завязку т. е.
непосредственное начало действия.
Появляется конфликт — столкновение
жизненных противоречий, противоположных
позиций, идей мировоззрения, идеологий.

2.
Основное развитие действия
(конфликта)
проходит в нескольких эпизодах, нарастая,
входит в кульминацию высшую точку
представления.

3.
Развязка —
как разрешение конфликта,
затем — главное событие, где сформулирована
основная мысль автора, т. е. идея.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Дмитриевского района Курской области

Театрализованное представление

«Новогодние приключения

лесных жителей»

Разработала: педагог-организатор

Салова Елена Викторовна

г. Дмитриев

декабрь, 2013 г.

Цель:

Организация творческого и содержательного досуга детей.

Задачи:

— создать условия для психологической разгрузки и раскрепощения детей;

— развить коммуникативные качества обучающихся;

— воспитать уважительное отношение друг к другу;

— сформировать знания о здоровом образе жизни;

— воспитать навыки и привычки культурного поведения;

— развить ловкость, гибкость, быстроту, координацию движений, ориентировку в пространстве;

— научить действовать коллективно;

— помочь развить мышление, воображение и фантазию;

— помочь сплотить обучающихся разных детских объединений.

Оборудование и реквизит:

— новогодняя елка;

— плакат с изображением избушки;

— кресло;

— новогодние плакаты с поздравлениями;

— костюмы героев;

— телефон;

— PSP;

— дубинка;

— 2 метлы;

— шишки;

— снежок;

— воздушные шары;

— упакованный подарок;

— музыкальный центр.

Действующие роли:

— Дед Мороз;

— Снегурочка;

— Баба Яга;

— Кощей;

— Ивашка;

— Золушка;

— Мальвина;

— Дюймовочка;

— Ведущая.

Ход мероприятия.

Под музыку выходит Ведущая. (Трек _________).

Ведущая: Добрый новогодний вечер, друзья!

Под новый  год случаются  повсюду  чудеса,

И в  нашем зале слышатся всех сказок голоса,

Готовы  к  встрече  с  волшебством?

Тогда мы  начинаем! И в сказку новогоднюю

Мы с вами попадаем.

Ведущая уходит, выходит Ивашка (сын Бабы Яги) в наушниках с PSP и за ним идёт Баба Яга. (Трек _________).

Баба Яга: Ивашка! Иванушка, сынок, куда же ты запропастился? А, вот ты где – опять в своей писипи сидишь, ягодка моя! Как оденешь эти наухи, так совсем меня не слышишь.

Ивашка отворачивается и садится.

Баба Яга: Прекрати, говорю! Дело у меня к тебе. Скучно мне живётся. Тебе-то хорошо: и писипи у тебя есть, и ни в чём тебе нет отказу. Да только кроме её, тебя мало что интересует. Оглянись вокруг… Какая нынче зима снежная!

Ивашка: Что? Зима? (Чуть приоткрывает уши).

Баба Яга: Опять ты меня не слышишь? И какая только нечисть выдумала эту писипи? Вот попалась бы мне…(Потирает ладони). Я бы с ней церемониться не стала – живо бы в печку и делу – конец. Выйди хоть из своей игры. Поговори с мамой.

Ивашка: Ну что опять? Говори быстрее, а то я игру проиграю.

Баба Яга: А то, что надоело мне за тобой наблюдать, как ты не спишь, не ешь, а всё в своём писипи сидишь!

Ивашка: Не в писипи, а в пиеспи. Пора бы уже запомнить.

Баба Яга: Всё, нету сил моих больше, марш в свою комнату!

Ивашка: Слава богу!

Баба Яга: Так, срочно надо созвать совещание! Ба-а-а-тя-я-я!

Выходит Кощей. (Трек _________).

Кощей: Что Ягушечка? Звала?

Баба Яга: Как? Лягушечка? Опять к Царевне Лягушке наведывался? Вот я тебе щас…

Берет метелку и пытается его шлепнуть.

Кощей: Что ты, что ты, женушка! Она уж лет 50 как замужем!

Баба Яга: Да, точно, что-то запамятовала я. Дело, говорю, у меня есть. Ну к дайка телефончик, сестрице Кикиморе позвоню, срочное совещание собрать надо! Але, Кикимора, бегом на одной ноге ко мне, дело срочное! Конечно, и на двух можешь, а то еще убьешься через свое болото на одной ноге скакать.

Пока Баба Яга разговаривает, Кощей на стуле заснул. Входит Кикимора. (Трек _________).

Кикимора: Вот я и пожаловала! Здравствуй, сестрица!

Баба Яга: Здравствуй, Кикимора! Итак, начнем наше злодейское совещание. Кощей, Кикимора! Кощей! Ну, наконец-то проснулся, старый пень! Некогда спать, муженек! Кикимора, не отвлекайся! Скоро, совсем скоро наступит Новый год, а у нас проблема, горе, целая трагедия!

Кикимора: Ох, матушка, да тебя не узнать совсем, что случилось-то?

Баба Яга: Ивашка-то как дитя малое: уставится в свою игрушку и ни есть, ни спать, ни с лешими поиграть, ни народ попугать. Хоть бы вы его надоумили, что ли?

Кикимора: Женить его пора! Авось, отвлечется от глупостей этих современных?

Кощей: Точно, даже Царевна Лягушка уже 50 лет как замужем!

Кощей получает подзатыльник от Бабы Яги.

Баба Яга: А невесту-то где найдем?

Кикимора: Дак соседка моя, Русалочка! Умница, красавица!

Кощей: Где ж она у нас жить будет? В тазике, что ли?

Баба Яга: А Ивашку, ягодку мою, в болото не отдам, позеленеет лет через 10. Это не вариант! Вот летала я тут на днях в деревню за лесом, видела одну. Золушкой зовут! Её-то мы в невестки и возьмем! Ивашка! Ивашка!

Выходит Ивашка. (Трек _________).

Баба Яга: Посоветовались мы тут и решили для твоего же блага женить тебя. И невесту уже подобрали. Невеста-то, слышь, хороша! Золушка!

Ивашка: Не хочу я жениться. Мне и так неплохо живётся. Ты бы только поменьше приставала.

Баба Яга: Ты бы присмотрелся, авось понравится! Чуфысь-чупысь, Золушка появись.

Появляется Золушка. (Трек _________).

Золушка: Здравствуйте! Куда это я попала? Что за чудеса?

Баба Яга: Чудеса, чудеса, миленькая! Под Новый год чудеса всегда случаются! Замуж-то хочешь? Вот какой у нас жених-то — и красивый, и высокий. Ух, ты, лапочка моя ненаглядная!

Кикимора: Погоди-ка, сразу-то женить. Может она и не умеет ничего. Надо бы ее проверить!

Золушка: Да все я умею. Еще зоренька не встала, а я уже печку затопила, каши наварила, подмела, полы вымыла.

Кощей: Печку топишь? То-то оно и видно. Цивилизация на дворе, уже у всех плиты газовые да электрические.

Золушка: Слыхала я про такие, но моя мачеха экономная очень. На всем экономит – ни пылесоса, ни стиральной машинки у нас нет. Да мне это и не нужно, я все сама умею. Хотите, докажу?

Вся нечисть: А ну-ка, давай!

Золушка: Видела я перед вашей избушкой целая куча шишек нападала, зима-то нынче ветреная. Я вам двор за 5 минут уберу! А ну-ка, ребята, помогите мне замуж выйти и от злой мачехи уйти!

Проводит конкурс «Собери шишки». Синие фишки. (Трек _________).

10 человек делятся на две команды. Первому из участников команды дается веник. Ему необходимо добежать до высыпанных заранее шишек и докатить веником шишку до коробки. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.

Кикимора: Ну, хороша! Невеста-то идеальная! Хозяйственная! И грязненькая такая! Чумазенькая! Лучше не сыщешь!

Баба Яга: Ивашка! Глянь-ка на невесту! Завтра и свадебку сыграем!

Ивашка продолжает молча играть. Баба Яга разозлилась.

Баба Яга: Не по нраву ему! Чуфысь-чупысь, Золушка домой вернись!

Золушка, огорченная, исчезает. (Трек _________).

Баба Яга: Ваши предложения. Батька, может ты видал какую красавицу?

Кощей восторженно.

Кощей: Ох, видал, видал! Была тут одна – волосы голубые, как небо! А сама-то красавица!

Баба Яга зло.

Баба Яга: Хто такая?

Кощей: Дак, я ж для сыночка стараюсь, память напрягаю. Мальвиной звать.

Баба Яга: Чуфысь-чупысь, Мальвина явись.

Появляется Мальвина.(Трек _________).

Кикимора: Здравствуй, деточка! И впрямь хороша! А чем ты у нас увлекаешься, может умеешь что?

Мальвина: Здравствуйте! Конечно, умею. Я самая умная во всем тридевятом царстве. А вот кто вы такие? И как я сюда попала?

Баба Яга: Волшебство, да и только! Видно, судьба так распорядилась, что б тебе тут оказаться. Авось, встретишь кого да влюбишься.

Баба Яга взглядом указывает на Ивашку.

Мальвина: Да, случай запущенный – игромания. Я про болезнь эту в энциклопедии читала. Там сказано, что есть одно средство – заменить неполезную игру на полезную!

Кощей: А показать сможешь?

Мальвина: Конечно, смогу! Ребята, поможете мне?

Мальвина проводит конкурс «Лопни шарик». Фиолетовые фишки. (Трек ___________).

10 человек делятся на две команды. Напротив каждой команды лежат по 5 заранее надутых шарика. Участники по очереди бегут к шарикам и наступают на один шарик до тех пор, пока он не лопнет. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.

Баба Яга: И умница, и красавица! Ивашка! Ивашка! Невесту-то какую нашли!

Мальвина: Какую невесту? Я замуж-то пока не собираюсь. Вот получу третье высшее образование, тогда и подумаю. Верните меня обратно! А то я вас за похищение по судам затаскаю! Первое высшее у меня – юридическое.

Баба Яга: Ишь какая! Чуфысь-чупысь, Мальвина домой вернись!

Мальвина исчезает. (Трек ___________).

Кикимора: Здравствуйте, приехали. Одна согласна была, да не по вкусу. Другая, вообще замуж не хочет.

Баба Яга: А мы и спрашивать не будем! Лишь бы ягодка моя довольна была! А на случай нежелания – зелье есть у меня волшебное, любовное!

Кощей: Ну так и дай его Ивашке, пока мы следующую невесту придумаем.

Баба Яга: Не подействует оно на него, иммунитет крепкий! Сама ж его от всяких заклинаний и недугов заколдовала.

Кикимора: Придумала! Летом на болоте видела девушку одну, Дюймовочку! Эта точно никуда не денется – роста небольшого, но красавица!

Баба Яга: Чуфысь-чупысь, Дюймовочка явись.

Появляется Дюймовочка. (Трек _______________).

Кощей: Да, хороша невеста! И есть мало будет!

Дюймовочка: Здравствуйте! Чья невеста?

Баба Яга: Вот, душечка (обращается к Ивашке)! Полюбуйся на будущую жену.

Дюймовочка: Нельзя меня в невесты. Жених у меня есть.

Кощей с Бабой Ягой: Как жених? (Зло смотрят на Кикимору).

Кикимора: Так не вышла ж она замуж за сына Жабы, сама свидетелем была!

Дюймовочка: За сына Жабы не вышла, а жених мой – принц эльфов, и если вы меня не вернете – пожалеете!

Баба Яга: Ну, Кикимора! Удружила так удружила! Чуфысь-чупысь, Дюймовочка домой вернись!

Дюймовочка исчезает. (Трек ___________).

Кощей: Да, не везет нам что-то сегодня! Новый год на носу, а сын еще не женат, да и невесты подходящей нету!

Баба Яга: Есть! Есть невеста! Снегурка, Деда Мороза внучка! Вот как добуду её так свадьбу и сыграем!

Кощей: Ой, гляди, старая! Деда Мороза не боишься?

Баба Яга: Так ежели по-умному, то никто и не заметит! Сама Снегуркой побуду на празднике, а потом ищи-свищи меня!

Ивашка: Ты – Снегуркой? (Хохочет, держась за живот).

Баба Яга: А тебя никто не спрашивает! Вы уж поговорите тут сами, по-мужски. А я вам и мешать не буду.

Кощей: Ну, раз ты хорошо всё обдумала, тогда за дело!

Все  уходят.

Ведущая проводит конкурс «Снежки». Красные фишки. (Трек ___________).

Ребята становятся в круг. Первому участнику дается в руки снежок. Пока звучит музыка участники передают друг другу снежок, когда музыка выключается – проигрывает тот, у кого в руках остался снежок.

Входит Снегурочка. (Трек_________).

Снегурочка:

Здравствуйте, мои друзья.

К вам пришла на праздник я.

С вами спеть и станцевать,

Ну, а белые снежинки, мои верные пушинки,

Дружно в танце закружитесь.

Где вы? Где вы? Отзовитесь!

Снегурочка проводит конкурс «Танец Снежинок». Оранжевые фишки (Трек _________).

Девочкам необходимо повторять движения за Снегурочкой.

Кощей: Помогите! Помогите!

Снегурочка:

Кто-то там попал в беду.

Я, конечно, помогу.

Здесь вы лучше оставайтесь,

Дед Мороза дожидайтесь.

Убегает. Слышен визг.

Ведущая: Не успели мы предупредить Снегурочку об опасности. А вдруг это Баба Яга выманила её с праздника. Давайте это проверим. Дружно позовём Снегурочку.

Все зовут. Ответа нет.

Ведущая: Как же нехорошо получилось. Теперь Снегурочка пропала.

Надо Дед Мороза звать, чтобы вора отыскать,

Ну, а мы, сидеть не сможем, все мы дедушке поможем.

Ребята, давайте все вместе хором позовем Деда Мороза.

Дети и взрослые зовут Деда Мороза.

Дед Мороз (Издалека слышен голос): Слышу, слышу! Иду!

Входит Дед Мороз. (Трек__________).

Дед Мороз: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! С новым годом! Подросли, большими стали, а меня-то вы узнали?

Ведущая: Конечно, мы узнали тебя, Дедушка Мороз.

Дед Мороз: А где же Снегурочка?

Ведущая: Ой, прости Дед Мороз, мы узнали, что Баба Яга хотела украсть её. А когда она пришла к нам на праздник, то кто-то позвал на помощь и Снегурочка ушла на зов и не вернулась. Дедушка Мороз, ребята! Давайте же придумаем что-нибудь, чтобы найти Снегурочку и вернуть сюда!

Дед Мороз: Так вот оно что! Опять старая Яга решила праздник нам испортить! Не бывать этому!

Дед Мороз уходит.

Ведущая: Дедушка, мы все придём на помощь. Правда, ребята?

Дети: Да!

Ведущая: А вначале я сама разузнаю, где Снегурочка.

Ведущая стучится в избушку: Здравствуй, Бабушка Яга!

Баба Яга: Здорово, здорово! С чем пожаловала?

Ведущая: Не с чем, а за кем! За Снегурочкой! Где же ты её прячешь?

Баба Яга: Помилуй, дорогая, кто прячет? Просто мы с ней чай пьём, болтаем о том, о сём. Давно ведь не виделись! Сейчас я её позову!

Ведущая: Ребята, Баба Яга хитрая, вдруг не захочет позвать? Давайте мы вместе позовём Снегурочку!

Дети (хором): Да!

Баба Яга переодетая в Снегурочку выходит. (Трек__________).

Ведущая: Это ты — Снегурочка?

Баба Яга: Ну конечно! Правда, дети?

Дети: Нет!

Баба Яга: Ну конечно, это я – Снегурочка, мы с дедушкой зашли в избушку на огонёк, а потом и к вам на праздник придём! Эй, дедуля, выходи!

Из-за ёлки выходит Кощей в костюме Деда Мороза «набекрень». (Трек______).

Кощей: А вот и я!

Ведущая: Ой, кто это?

Баба Яга: Али не признала? Вот он – Дед Мороз, самый настоящий, и шуба, и борода – всё натуральное, даже пощупать можно (дергает Кощея за бороду).

Ведущая: А почему борода у него зелёная?

Баба Яга: А потому что природу кругом испортили, всюду химия, отбросы, мусор разный. Искупался дед разок там, где не положено, вот борода и позеленела.

Ведущая: Ни-че-го не понимаю…

Дед Мороз (настоящий, вышел из-за избушки): Да чего тут понимать! Они же нас обманывают! Отдавайте мою внучку, а то я из вас сейчас сосульки сделаю!

Грозит посохом.

Баба Яга: Ай!! Сынок! Ивашка! На помощь! Маму с папой заморозить хотят!

Появляется Ивашка с дубиной. (Трек__________).

Дед Мороз: Сынок?? Откуда?

Баба Яга: От верблюда! То есть, что я говорю, от Кощея! Правда, красавец, вылитый Кощеюшка!

Дед Мороз (обходит Ивашку): Действительно, красавец…А может, он не на Кощея похож, а на Лешего? Или на Змея Горыныча?

Баба Яга (осмелев, берёт под руку Деда Мороза): Тебе бы всё шутки шутить! Так я и говорю – подрос сынуля, женить пора, чтобы хоть от жены ума-разума набрался. А внучка у тебя – и красавица, и умница…

Кощей (в тон Бабе Яге): Вот значит, честным пирком, да за свадебку! Родственничками теперь будем! (Потирает руки).

Дед Мороз: А Снегурку-то спросили? А меня-то попросили? Ну, жулики, ну, пираты! Отдавайте сейчас же внучку, пока я всех вас не заморозил! Убирайтесь в лес, и жениха этого вашего прихватите! Отдавайте внучку! Нам на праздник пора!

Баба Яга и Кощей (хором, испугавшись): Отдадим! Отдадим! Мы пошутили! (Шепчутся) Сейчас приведём! Ивашка, сходи, приведи Снегурочку. Да смотри, не торопись. Мне с Дедом Морозом поговорить надо.

Дед Мороз: Даже спрашивать не хочу о том, что тебе надо.

Баба Яга: Помощь твоя нужна. Сынок у меня…Ивашка. Хороший мальчик, добрый…Да только пропадает он, а как ему помочь я уже не знаю.

Дед Мороз: Хворь что ль какая с ним приключилась? Али компания нехорошая?

Баба Яга: Да ежели бы так было…Один он у меня. Клюковка наливная. Свет в окошке моей избушки. Ни в чём не знал он отказу. Как только у людей в большом мире появлялось что-нибудь новенькое, я сразу же доставала это для Ивашки. Всё для него. И угораздило же меня приволочь ему эту писипи, и кто придумал этот интернет…Да разве я знала…(Плачет).

Дед Мороз: Полно плакать. Говори уже, в чём дело.

Баба Яга: Как засел мой сыночек за свою игрушку, так я потеряла его. Сутками сидит в ней. Ничего не ест, не пьёт, а только стучит по кнопкам. И даже не проказничает, с лешими не бегает. Сидит и сидит. (Плачет)

Дед Мороз: А вот это точно горе. А внучка моя, Снегурочка тебе зачем?

Баба Яга: Попутала нелёгкая от горя. Думала: вот поженю деточек, так Ивашка про ерунду и забудет. А там внуки пойдут…

Дед Мороз: Ничего не скажешь: благие намеренья… Без согласия, да замуж.

Баба Яга: Прости Дед Мороз. Помоги. Что мне делать? Колдовство моё на него не действует.

Выводят Снегурочку из избушки.(Трек __________).

Ивашка: Тут твоя внучка, тут!

Дед Мороз (обнимает Снегурочку): Ну, пойдём, ребята ждут! Да и дело новое появилось. Ребята! Снегурочка! Давайте играть – праздник на дворе! И вы оставайтесь.

Снегурочка: Какой праздник без новогодней елки и какая новогодняя елка без красочных огней! Ребята, давайте попросим елочку «Раз, два, три, елочка гори!»

Ребята хором повторяют.

Кикимора  проводит конкурс «Метла» 2 раза. Желтые, розовые фишки. (Трек ______________).

Ребята становятся в круг, а Кикимора с метлой в центре круга. Под музыку Кикимора начинает кружится, стараясь зацепить метлой ноги детей, а участники должны прыгать, уворачиваясь от метлы.

Ведущая проводит конкурс «Разверни подарок». Зеленые фишки. (Трек ___________).

Ребята становятся в круг. Первому участнику дается завернутый подарок. Под музыку они передают друг другу подарок, а когда музыка заканчивается тот, у кого в руках оказался сверток, должен развернуть его. И так до тех пор, пока подарок не развернут полностью.

Во время всеобщего веселья Баба Яга подговаривает Кощея и Кикимору потихоньку унести мешок с подарками. Они берут его и начинают тянуть к двери. Это замечает Снегурочка.

Снегурочка: А куда это вы мешок с подарками понесли?

Нечисть смущается и возвращают мешок к елке.

Дед Мороз: Вот ведь какие вы вредные! Хотели детей без подарков оставить! Ничего-то у вас не получилось!

Баба Яга и остальные: Да мы пошутить хотели… Вот, вернули же все до единого подарочка!

Ивашка: Как же мы здорово играли. Как мне понравилось. А я даже забыл, как это веселиться и смеяться всем вместе.

Баба Яга: То-то и оно. А теперь что? Опять за свою игрушку сядешь?

Ивашка: Нет. Я всё понял. Как хорошо, когда есть рядом друзья. Я теперь в пиеспи играть буду редко и недолго. Как только ты меня позовёшь, сразу выключу.

Баба Яга: Ты у меня самый лучший!

Дед Мороз: Ну, вот и замечательно! Пора провести конкурс Новогодних костюмов.

Ведущая: Наша первая номинация – «Сказочные принцессы». Выходите в хоровод  девочки в бальных платьях.

Ведущая: Наша вторая номинация – «Сказочные герои». Выходите в хоровод  мальчики и девочки в костюмах сказочных героев.

Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки детям. (Трек__________).

Дед Мороз: Новый Год! И в воздухе морозном – 

Волшебство и ожидание чудес. 

Пусть сегодня, этой ночью звездной,

Будут счастливы собравшиеся здесь.

Снегурочка: Пусть Новый Год в ваш дом войдет

С надеждой, радостью, любовью.

И в дар с собою принесёт

Большое счастье и здоровье.

Ивашка: Пусть падает на плечи снег,

Звенят бокалы, блещут звёзды,

И верит каждый человек,

Что испытать себя не поздно.

Кощей: С Новым годом поздравляю

Всех сидящих здесь сердечно

И от всей души желаю

Провести его беспечно.

Кикимора: Пусть минуют вас несчастья,

Пусть минует вас беда.

С Новым годом! С Новым счастьем!

С Новой жизнью, господа!

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества п. Кавалерово

Доклад на тему

«Сценарий как средство организации досуговой деятельности».

Выполнил:

педагог Титова Марина Геннадьевна

п. Кавалерово 2017

Сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, шоу-программ и различных мероприятий.

Сценарий детского мероприятия – это подробная литературно текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Сценарий – документ, представляющий схему, краткое изложение куль-

турно-досугового мероприятия, строящегося по законам драматургии – композиционного построения (театрализованного представления, спектакля, концерта, конкурса, фольклорного праздника и пр.). В сценарии необходимо отразить:

-название мероприятия;

-дату, время и место проведения;

-концептуальную идею;

-цель;

-главные моменты действия.

Сценарий определяет канву мероприятия, предоставляя определённую

свободу творчества при его воплощении.

Документирование организации досуга позволяет контролировать качество

во осуществления данной деятельности на каждом этапе – от выбора проблематики, определения темы, цели, задач до реализации культурно-досуговой программы – степени участия в досуговой деятельности детей и творческих объединений, результативности проведенной работы.

Главной драматургической формой культурно-досуговой программы яв-

ляется сценарий — подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

Важный вопрос для сценариста – определение формы культурно-

досуговой программы, хотя здесь важна «не сама по себе форма, величина, цвет материала и средства деятельности, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяет их сохранение в представлениях зрителя».

Важно помнить, что художественность будущей программы определяется

сценарием. Основной показатель художественности — это реализация в нем основных принципов образного отражения жизни. Следовательно, сценарий – понятие комплексное, синтезирующее воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала пред-

полагаются и различные уровни сценарной записи культурно-досуговой про-

граммы. Среди них можно выделить: сценарный план – набросок композици-

онного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими

задачами, характеристикой аудитории; либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения; литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб; режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей литературных текстов и организационных моментов.

Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заключается в

том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов — в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Литература:

  1. Верёвкина Г.В Методичка.

  2. Рылеева А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014.

  3. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ.

Творческая лаборатория сценариста – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Разработка сценария мероприятия подчиняется общим законам драматургии. Но есть одно существенное отличие праздника с участием гостей от спектакля, идущего на сцене. Оно заключается в интерактивном характере торжественного события. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии написания сценария.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  2. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
  3. КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?
  4. КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
  5. СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
  6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  7. КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ: ИНСТРУКЦИЯ
  8. КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Золотое правило, которое отвечает на вопрос: как написать сценарий праздника, гласит: «Тексты должны быть предельно ясными, четкими и выразительными. Идеально, если они написаны короткими рифмованными строками. Хорошо воспринимаются также диалоги в форме вопрос-ответ, утверждение-отрицание».

2022-01-15_23-15-02 (2).png

Важно! На вопрос, как составить сценарий мероприятия, профессионалы отвечают, что его надо писать не как литературное произведение, а как схему, служащую фарватером в бурном море торжества и веселья. Условие справедливо для всех типов представлений с участием зрителей.

Воспользуйтесь для оттачивания юмористического стиля анекдотами. В них можно найти немало остроумных диалогов, которые оживят сценарий и здорово повеселят публику.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СЦЕНАРИЕМ?

На помощь автору, желающему составить сценарий праздника, приходят законы, по которым строится драматургическое произведение. В данном случае они приспособлены под конкретные задачи интерактивного мероприятия.

Если вы не знаете, с чего начать и как писать сценарий, начните с ответов на вопросы и определите следующие моменты:

  1. Какова цель праздника? Для этого надо ответить на вопрос: чего мы хотим получить от этого мероприятия? К примеру, если это Новый год, мы хотим встретить его так, чтобы он был успешным и счастливым. Это условие ведущий оговаривает в начале торжества. Оно может быть оформлено в виде веселого договора, подписанного всеми участниками. Или в виде торжественной клятвы: «Мы… такие-то такие-то, торжественно обещаем: пить, танцевать и веселиться так, чтобы весь год быть здоровыми, бодрыми, веселыми!»
  2. Какова тема праздничной встречи (застолья, банкета и т. д.)? Тема определяется датой (если это календарный праздник) или поводом, по которому люди собрались веселиться. Например: празднование Масленицы посвящено встрече Весны. Тема весны определяет все дальнейшие перипетии. Определив тему, автор видит, о чем писать, в каком стиле оформить зал, какие будут номера, игры, костюмы, реквизит и так далее. Тема определяет подходящую форму праздника. Например, ту же масленицу можно решить в форме ярмарочного балагана. Отсюда рождаются тексты в виде закличек, появляются герои в костюмах балаганных дедов, коробейников и так далее.
  3. Что или кто мешает достичь цели? Цель — встретить счастливый Новый год. Мешает погода, Баба-яга или другие злодеи. Появляется конфликтная ситуация, вокруг которой завязываются все действия, проявляется общая заинтересованность в преодолении препятствий, компания объединяется в едином порыве, сценарий держит гостей в тонусе весь вечер.
  4. Каково ведущее предлагаемое обстоятельство? Вокруг чего конкретно происходит борьба? На чем держится конфликт? Куда движется сюжет? Это может быть предмет, персонаж, явление или какое-либо спорное утверждение.

2022-01-15_23-17-26.png

Например, на празднике Знаний 1 сентября в школе можно объявить о сокровище, которое было украдено и спрятано какими-то злодеями. Чтобы его найти, надо пройти череду испытаний. На этот каркас легко и просто накладываются различные игры, концертные номера и прочие забавы.

Внимание! Классика жанра: новогоднее елочное представление, когда ведущий объявляет о том, что Снегурочку, Деда Мороза, елочку или мешок с подарками похитили какие-то злые силы. Участники под его руководством выполняют различные действия, помогающие одолеть злодеев, спасти добрых героев и получить в конце за это заслуженную награду!

Эта простейшая схема поможет правильно написать сценарий любых праздничных мероприятий. Она дает автору возможность сконцентрировать внимание на поставленной задаче, возбуждает воображение, вдохновляет на создание интересного, захватывающего сюжета!

2022-01-15_22-58-43.png

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?

Хорошо организованный праздник идет по накатанной колее так, что никто не видит поставленных ограничителей, но никто их не переходит. В сохранении баланса между организованностью и свободой и есть самая большая сложность проведения интерактивных мероприятий.

Достижение этой гармонии обычно возлагают на плечи ведущего, но лучше, если автор сценария тоже позаботится о логичной и правильной структуре, на которой будет держаться весь праздник.

Разработка сценарного плана выполняется по следующей схеме:

  1. Вступление.
  2. Кульминация.
  3. Заключительная часть.

Внутри и между этими компонентами выстраивается программа праздничного вечера. Можно ли назвать ее сюжетом? Да, если соблюдены законы драматургии, о которых шла речь выше.

Важно! По определению сюжет — это борьба между противоборствующими силами за достижение некоей цели. Если в программе праздника прослеживается конфликтная ситуация, можно говорить о сюжете.

Классический пример – новогодние елочные представления, когда добрые и злые персонажи пытаются привлечь детей на свою сторону.

ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО

В начале надо привлечь внимание гостей к теме, ради которой все собрались, организовать их для совместного проведения праздника, настроить на нужный лад, задать атмосферу. Это самая короткая часть вечера.

Совет: послушайте начало праздничных передач федерального или советского телевидения. Обратите внимание на то, как обставлен выход ведущих. Там это сделано очень эффектно и профессионально. Воспользуйтесь идеями и саундтреками профессионалов.

После приветствия можно провести короткий блиц-опрос зала, конкурс лучших поздравлений, игру-знакомство, игру на внимание, конкурс на лучший тост и так далее.

КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?

Кульминация — апогей праздника: высшая точка, самая яркая и захватывающая его часть. В сценарии этот эпизод прописывают ближе к финалу. Потому что кульминация означает победу добра над злом, достижение цели праздника, торжество справедливости, когда уже нечего делать, не за что бороться, злодеи повержены, стыдятся и раскаиваются. Пришло время завершать мероприятие и прощаться!

Важно! Участие неподготовленных гостей вносит элемент спонтанности, что требует от организаторов и ведущих быстрой реакции и умения импровизировать. Им надо быть готовыми к неожиданностям во время проведения праздника и иметь на всякий случай несколько заготовок в виде дополнительных шуток, игр, сценок, концертных номеров и так далее.

Классический пример: Дед Мороз зажигает огоньки на елке. Баба-яга и ее пособники просят прощения, исправляются и просят разрешения веселиться вместе со всеми. Веселье продолжается, но уже без артистов.

2022-01-15_22-59-51.png

СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

Сценарный замысел, конечно же, определяет дизайн зала, в котором будет проходить мероприятие. Составление сценария праздника зачастую идет рука об руку с другими организационными работами, возлагаемыми на автора.

Важно! Чтобы сделать интересное оформление, надо придумать необычную форму проведения мероприятия. Жанр и стилистика праздника определят его декоративную сторону.

Например, зал на юбилей или день рождения можно оформить звездными зодиакальными символами, провозвещающими виновнику торжества добро и благо!

Будет интересно, если поместить портреты юбиляра в центр астрологического круга! В таком оформлении хорошо будут смотреться сценки с гадалками, волхвами, астрологами, цыганами. В этом же ключе проводят конкурс на лучшее предсказание, аукционы, лотереи.

2022-01-15_23-07-35.png

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Праздничные сценарии, как правило, пишутся по единому шаблону. Меняется только тема, форма, персонажи, декорации, тексты. В каждом конкретном случае автор оговаривает с организаторами или заказчиками праздника отдельные детали.

Хитрость! Начинающему сценаристу можно поискать в библиотеках книжку «В помощь самодеятельности» или что-то в этом роде. Эта серия содержит огромное количество методичек и готовых сценариев на самые разные темы. Их можно использовать в качестве шаблона, чтобы набить руку и понять секреты правильного составления сценария!

2022-01-15_23-05-20.png

Праздничные мероприятия с участием зрителей бывают следующих видов:

  • застольные (свадьбы, юбилеи, корпоративы);
  • торжественные, официальные;
  • театрализованные.

Торжественная часть обычно предшествует застольной. Элементы театрализации могут присутствовать и в первой, и во второй частях. Главное, что требуется от автора во всех случаях, это не перегружать праздник скучными длинными речами. Даже если они очень красиво написаны.

Важно! Каждому автору и ведущему подобных вечеров надо помнить одно золотое правило: люди приходят на праздник веселиться, а не слушать умные слова. Сценарий пишут для конкретных людей. Тексты, артисты, игры, сюжет должны вести праздник, но не заслонять собой веселье и свободное общение гостей.

2022-01-15_23-13-05.png

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ

Сценарий любого мероприятия помимо интересного содержания должен быть правильно оформлен. Аккуратность нужна как самому автору, чтобы защитить свою идею перед заказчиком или художественным советом, так и другим участникам.

Сценарий печатают в нескольких экземплярах, чтобы раздать:

  • руководителю проекта (директору клуба, администратору, заказчику);
  • режиссеру, художнику, ведущим;
  • звукорежиссеру, диджею, осветителю.

Перечень сотрудников зависит от масштаба праздника. Их может быть больше или меньше, но каждый должен иметь для работы свой экземпляр.

Оформление текста сценария по шагам:

  1. На заглавном листе вверху пишут название учреждения, по заказу которого пишется сценарий и в котором планируется проведение праздника.
  2. Под шапкой набирают название и имя автора-составителя.
  3. В нижнем колонтитуле обозначают город, в котором написан сценарий, и год написания.

Первую страницу не нумеруют. Верхний колонтитул отдают шапке, в которую вписывают следующее:

  • цель мероприятия (воспитательная, просветительская, развлекательная);
  • место/время проведения;
    • оформление (список необходимого оборудования и реквизита);
    • список персонажей, принимающих участие в театрализованном представлении).

Далее следует таблица, в которой по колонкам описывается ход мероприятия:

Пример: «Сценарий о пользе прививок против ковида».

Название: «Изгнание Коронавируса с Земли Русской».

Автор: Александр Петров. г .Самара, 2021

Действующие лица

Текстовка каждого персонажа

Авторские ремарки (пояснения: кто откуда вышел, как сказал, в какой интонации, с каким настроением и т. д.)

Поле для заметок и примечаний

Маска 1-я

Вот уж Новый год подходит,

А Ковид все не уходит!

Звучит тревожная музыка. Выходят Маски

 

Маска 2, 3, 4….

Надо нам его спровадить

И людей от бед избавить

   

Как оформить сценарий праздника? Смотрите в следующем видео:

КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

На юбилее, дне рождения, любом семейном празднике, корпоративах, школьных вечеринках очень хорошо принимаются именные поздравления. Сочинить их очень легко: автор или организатор записывает имена виновников торжества и их близких родственников.

Выбирают тех, кто будет на празднике. К имени подбирается простейшая рифма: Наталия — Италия, Ольга — Волга, Николай — Играй, Желай, Григорий — Добрый и так далее. По этим простейшим созвучиям составляются позитивные четверостишия типа:

Любим нашу мы Наталию,

Как прекрасную Италию:

Всем Наташа хороша:

Блеск — фигура, свет — душа!

***

Наш Григорий — парень добрый,

И всегда готов помочь,

Оставайся сильным, бодрым,

В светлый день и в темну ночь!

Спортивный праздник можно провести в форме Олимпиады. Ведущий будет говорить как спортивный комментатор. Из числа гостей выбрать жюри, начать действо с зажжения факела, потом пронести его торжественно по залу.

Хитрость! Пусть автор посмотрит трансляцию открытия Олимпийских игр, чтобы позаимствовать оттуда интересные идеи и повторить структуру в своем сценарии!

Сценарий воспитательного направления для детей строится по такой схеме: ведущими выступают персонажи популярных мультиков. Например, Маша и Медведь, Нюша и Бараш (из Смешариков) или кто-то из семейства Барбоскиных. Один из них говорит правильные вещи, другой ему возражает.

2022-01-17_18-20-02.png

Они призывают на помощь гостей, проводят флешмобы, конкурсы, в которых побеждает положительный и проигрывает отрицательный персонаж. В заключительной части последний понимает свои ошибки и раскаивается! Справедливость торжествует! Цель праздника достигнута! Плохой герой исправился и стал хорошим! Всем раздают призы, награды и подарки! Праздник завершается песней про дружбу!

Подписывайтесь на нас

Гольдберг Елена Юрьевна

ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Педагог дополнительного образования

Методическая разработка

«РАЗРАБОТКА И НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

В помощь учащимся, для самостоятельной работы изготовления масок.

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena – сцена), термин имеет несколько значений.

1. Изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, то есть не обусловленное заданным драматургическим текстом. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей и т.п.

С начала 17 в. начали выпускаться отдельные сборники сценариев дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп (капокомико). Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611, содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться действие.

В современном зрелищном искусстве подобные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров.

2. В драматическом театре существует понятие режиссерского сценария, содержащего как действенный анализ пьесы для ее сценической трактовки, так и партитуру сценических эффектов (свет, перестановка декораций, звуковое и музыкальное сопровождение и т.п.). По такому сценарию помощник режиссера, отвечающий за проведение спектакля, следит за своевременным выходом на площадку действующих лиц и за работой технических цехов (монтировщиков, осветителей, звукооператоров).

3. В драматургии термин «сценарий» может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще — «сценарная разработка»).

4. В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.

5. В оперном театре термин «сценарий» употребляется в качестве синонима слова «либретто», драматургического плана спектакля.

6. План, разработка литературного сопровождения концерта, фестиваля, музыкально-литературной композиции.

Сценарий — полностью продуманная программа, которая включает в себя огромное количество пунктов и мелочей.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различные уровни сценарной записи (виды сценария). Среди них можно выделить:

* сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории;

* либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;

* литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно- тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;

* режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Работа над сценарием – это творческий процесс со своими сложностями и возможными неудачами, который во многом зависит от профессионализма

сценариста (его фантазии, художественного видения, умения владеть искусством монтажа материала, владения словом и т. п.), который начинается задолго до даты, определенной для проведения мероприятия. Эта работа начинается за месяц, а то и больше и проходит в несколько этапов:

1. Определение темы (о чем) и идеи (для чего, ради чего). Тема зависит от событий, календарных праздников, смены времен года, процессов, которые происходят в обществе, знаменательных дат, социальных заказов от трудовых коллективов, отдельных социальных групп. Идея мероприятия может определяться такими словами, как «обратить внимание», «предостеречь», информировать, рассказать, познакомить и т.п. Часто идея становится названием мероприятия.

2. Подбор материала – литературного, иллюстративного, театрализованного. Если этого материала не хватает, то сценарист пишет его сам. Это тексты ведущего, действующих лиц, связки между эпизодами.

3. Определение замысла мероприятия. Замысел может диктоваться подобранным материалом или задуманной формой и зависит от творческих возможностей сценариста. Замысел определяет схему будущего мероприятия, которая включает основные блоки – эпизоды и сюжетную линию.

4. Определение формы. Форма – это структура массового мероприятия, образуемая на основе организации материала и аудитории. Выбор формы, а затем и жанра, в первую очередь соотносится с идейно- тематическим замыслом и целью мероприятия. Например, тематический вечер может быть представлен такими жанрами, как вечер-рассказ, вечер-портрет, вечер-репортаж, вечер-митинг. Вечера отдыха тоже имеют широкий спектр разновидностей: вечер танцев, посиделки, семейные вечера отдыха и т.д.

5. Написание сценария, то есть его текстовое оформление. Сценарий сходен с пьесой в текстовом оформлении. Указывается – кто действует, что делает, где это происходит, в какой последовательности.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую схему:

* Название мероприятия.

* Форма мероприятия.

* Дата и место проведения.

* Читательское назначение (кому адресовано).

* Организаторы (кто проводит мероприятие).

* Основная цель.

* Оформление и наглядность.

* Оборудование и технические средства.

* Декорации. Реквизит. Атрибуты.

* Ход (структура) мероприятия.

Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/317182-razrabotka-i-napisanie-scenarija-kulturno-dos

Сценарий как основа досуговой программы в учреждении дополнительного образования

«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг..,

а вся деятельность человека направлена частью на необходимое

и полезное, частью на прекрасное..»

Аристотель

Досуг ориентирован на внутренний мир, на получение процесса досуговых действий и переживаний. Досуг реализует потенциал человека, все виды его энергии.

Досуг – это часть свободного времени, где в основном, происходит выбор свободной деятельности, связанной с самовыражением, самореализацией, отдыхом и оздоровлением личности.

В сфере досуга человек осуществляет досуговую деятельность, действенным мотивом которой является потребность в самой этой деятельности. Эта деятельность продиктована его личностными потребностями и интересами, а не вызвана под давлением внешних обстоятельств, вынуждающих к ней. Досуговая деятельность представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой являются потребление и творчество, что и определяет досуг.

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества.

Трудовая деятельность – естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность в сфере досуга. Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально–экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.

Учреждение дополнительного образования может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп обучающихся и т.д.

Гуманистическая направленность культурно – досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая- либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим чертам относятся:

действие;

цепь событий, связанных сюжетом;

наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

Особенные черты: каждая культурно-досуговая программа становиться своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление.

Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Сценарист «вплетает» в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами её подготовки и проведения.

Задача сценариста – создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

Сценарий – подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и так далее. Сценарий дополняется разнообразными источниками, жизненными фактами, документальными и художественными материалами.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема – это круг явлений, отобранных и освещенным автором.

Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

Сценарий культурно-досуговой программы имеет документальную основу. Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция – организация действия и соответствующее расположение материала.

Основные компоненты:

Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта.

Завязка – начало конфликта. Кульминация – наивысшая точка развития конфликта.

Развязка – решение конфликта.

Основное действие – строгая логичность построения темы.

Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Экспозиция — как правило, располагается в начале и служит основой для развития последующего драматургического действия. Она кратковременна, в ней отражается общий характер темы будущей программы. Иногда отождествляют с прологом.

Пролог – композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка – начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Основное развитие действия – здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Сценарий строится из блоков и эпизодов, обладающих определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внутренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый драматургический ход. Событийный ряд данных блоков и эпизодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его основному сквозному драматургическому действию. Событийный ряд отдельных блоков и эпизодов обеспечивает тот ритм нарастания сюжетного действия, которой, в конце концов, органично приводит к кульминации в сценарии. Чем оригинальнее будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем интереснее будет развиваться сквозное действие программы сюжетных узлах и позволяют ей следить за ходом программы и воспринимать все происходящее на сцене.

Любая программа начинается с творческого замысла, в котором, в образной художественное форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества замысел является движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. Замысел представляет собой задуманное автором построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

В основе сценарного замысла, прежде всего, лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражает его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора его мировоззренческой позиции.

Через тему автор доносит главную мысль сценария дот зрителя, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает культурные запросы и интересы аудитории, ее возрастные, образовательные, профессиональные особенности. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер.

В процессе работы над замыслом можно проследить следующие этапы:

1. Социальный заказ общества, сбор и поиск материала.

2. Определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.

3. Поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.

4. Отбор художественного материала.

5. Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.

6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.

7. Сценарная запись. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.

Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно — содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное законченное произведение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дня рождения санатория
  • Сценарий доброго утра на телеканале
  • Сценарий досуга день матери во второй младшей группе
  • Сценарий дня рождения самый лучший день
  • Сценарий добровольческой акции