Сценарий другой не значит плохой

2 класс

Методическая разработка воспитательного мероприятия в 2 классе

Тема: Я и ДРУГИЕ

Ключевые слова: Я, Другой, Другой — не значит плохой

Генеральная идея мероприятия:  каждый человек по – своему уникален.

Цель: формирование личностных УУД,  актуализация социальной активности обучающихся.

 Задачи:

 1. Образовательные: научить обучающихся работать над содержанием текста; обучение общению с помощью разных видов речевой деятельности; привитие навыков грамотного, убедительного, вежливого высказывания.

2. Воспитательные: воспитание гуманного отношения к человеку, так как каждый человек по – своему уникален; создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.

Форма проведения: дискуссия на основе анализа  текста, фрагментов мультфильма.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

 Материалы:  текст сказки М. Дуриковой «Первоклассник», видеофрагмент из мультфильма студии Уолта Диснея «Тарзан»; набор для рисования по ткани: ткань 25Х40 см, кисти, краски, непроливайки, клеенка, очки, сделанные из бумаги. План мероприятия:

  1. Чтение и анализ  сказки М. Дуриковой «Первоклассник»
  2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Тарзан» с последующим обсуждением по теме урока.
  3. Завершающая беседа, выводы.
  4. Творческий проект «Покрывало Мира»- ленты  из ткани с рисунками обучающихся .

Краткий конспект  мероприятия

1.  Организационный момент, эмоциональный настрой  

Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».  Детям предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева,   посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

  1. Целеполагание

Учитель:  Для разминки  предлагаю Вам угадать, слово,  которое  я сейчас напишу в  воздухе.  Упражнение «Письмо «по воздуху»». Повернуться к детям спиной, поднять повыше руку и указательным пальцем крупно в воздухе написать слово «Первоклассник».

         Молодцы угадали!!! История, которую я хочу Вам предложить , называется      «Первоклассник».  Эту сказку написала Мария Дурикова, известная словацкая писательница.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

(О первокласснике; о мальчике, который пришёл в школу впервые; и т.д.)

  1. Основной этап
  • Чтение  текста со «стопами» (с остановками).
  • После «стопов» обучающимся предлагается прогнозировать дальнейшее развитие действий, они предполагают, прогнозируют.

Мария Дурикова

Первоклассник

В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришёл отец и прямо направился в кабинет директора. (Стоп)

— Зачем?

— «Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому поводу в шесть школ, но туда его не приняли».

— «А почему его не приняли? В чём дело?»  – спросил директор. (Стоп)

— Как вы думаете, почему не приняли его сына в других школах? В чём причина?

— «Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе».

— «Так он может сидеть в коридоре».

— «Он не помещается в коридоре», — ответил отец.

— «Тогда мы посадим его в спортивном зале».

— «Он не может поместиться в спортивном зале», — с грустью ответил отец. (Стоп)

— Как поступит директор дальше? Примет ли мальчика в школу?

— «Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына», — ответил директор.

— «Я понимаю Ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, — защищался отец. – Вы понимаете, мой Павко – школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф». (Стоп)

— Как вы думаете, о каком штрафе говорит отец?

Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко по – прежнему будет сидеть в школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу и на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно будут закрыты. Для того, чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.

На следующее утро Павко пришёл в школу. Стоя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети увидели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на неог глаза. А Павко? Он просто смотрел на них.  (Стоп)

— О чём думали ребята? Каким же был Павко Дебнарик?

Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос: « Ты из первого класса?»

— «Я?» — спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает.

— «Да, я из первого класса», — кивнул он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке. У неё было круглое лицо и забавный маленький носик, и тёмные волосы.

— «Я тоже из первого класса и зовут меня Бетка, — сказала девочка. – Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?»

(Стоп)

— Что ответит Павко, или что он сделает?

Павко Дебнарик снова кивнул, но он понял, что у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Бетка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

Павко поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к дому. Стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднёс её к окну и передал Бетке. «Белка! Какая прелесть, — закричала маленькая девочка.  – А ты не найдёшь для неё шишку?»  

Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Дети каждую перемену играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Все дети хотели дружить с Павко. Но его самым дорогим другом была круглолицая Бетка с забавным маленьким носиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая первой с ним заговорила.

Мы должны добавить, что Павко Дебнарик учился хорошо. Каждый день он получал пчёлку в свою школьную тетрадь (Пчёлка в словацких школах – хорошая отметка).    

  • Беседа по содержанию рассказа

— Кто главный герой рассказа?  (Павко Дебнарик)

— Назовите второстепенных героев. (Бетка, отец, директор)

— Определите основную мысль текста, или в каком предложении отражена основная мысль текста? (Хотя,  Павко Дебнарик – великан, он не причинит вреда никому, даже белке.   Автор говорит,   о способности маленького человека  ( ребенка) понять другого).

Учитель:  Все люди хотят быть принятыми. Любой человек, взрослый или ребенок, страдает, если он чем-то не похож на окружающих. Может у него другой разрез глаз, цвет кожи, или непривычное тело, а может быть, у него не такой общительный характер, как у других, а может быть, его способности отличаются. Когда тебя не принимают, ты почему-то чувствуешь себя виноватым, хотя на самом деле, разве человек виноват в том, что  он таким родился или стал не по своей воле?!!!

 Конечно, об этом  рассказано много историй. Назовите,  самую знаменитую сказку Ганса Христиана Андерсена о непохожем на окружающих герое? Конечно, это «Гадкий утенок».

Предлагаю, Вам вспомнить еще одного знаменитого героя, непохожего на других.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Тарзан» с 1 «стопом»

 (Действие происходит над водопадом: молодые гориллы не хотят брать Тарзана в игру, и он решается на отважный, рискованный шаг,  чтобы добиться их расположения,- бросается за слоновьим волоском.)
Учитель: (обсуждение)
— Почему дети горилл не хотели играть с Тарзаном?
— Что чувствовал Тарзан, когда его не принимали?
— Что заставило его решиться на столь отчаянный шаг?
— Что так отличало Тарзана от них?
— А что при всех этих различиях их объединяет, что у них общего?
         Просмотр фрагмента «Разговор с мамой у реки».

(Тарзана не принимают в свою компанию молодые гориллы. Даже его собственные сводные братья стесняются его. Но Тарзан решает делом доказать, что он не хуже остальных, и устраивает большой переполох в стаде слонов.
Слоны принимают его за пиранью и, напуганные, уносятся в джунгли, сметая все на своем пути. Взрослые гориллы и их вожак Керчак едва успевают спасти малышей из-под слоновьих лап. Тут Керчак и узнает, что причина несчастья — в проделке Тарзана. В гневе он кричит своей жене: «Никогда, никогда он не будет похожим на нас!». Тарзан в отчаянии. Все его попытки стать таким, как все, не удались.
Вечер. В одиночестве вглядывается Тарзан в свое изображение на глади реки. У него слишком светлое лицо и нет волос. В ярости он колотит свое изображение и нечаянно пачкает лицо речной грязью. О! Теперь он похож на гориллу гораздо больше, Тарзан быстро измазывает лицо в грязи, только боль-шие глаза горят на абсолютно черной физиономии.
— Что ты делаешь? — вдруг слышит он ласковый голос Мамы.
— Почему я другой? — задает он вопрос, который мучает его уже не первый день.
— Потому что ты грязный.
— Керчак сказал, что я не гожусь для семьи! Посмотри на меня! — в голосе Тарзана отчаяние и обида.
— Я смотрю на тебя, и знаешь, что я вижу? Два глаза, — мама ласково обнимает малыша, — и нос, где-то здесь, и что еще?
— Две лапы? — подсказывает Тарзан.
— Точно. — Мама вздыхает. Конечно, они оба замечают, что внешние отличия существуют. — Закрой глаза и забудь, что ты видишь. Иди сюда, — Мама кладет голову малыша к себе на грудь. — Что ты чувствуешь? 
— Твое сердце.
Мама кладет руку мальчика на его грудь.
— И мое сердце, — говорит Тарзан.
— Мы одинаковы, малыш. Керчак просто этого не понимает. 
— Но зато я это понимаю, — с облегчением говорит Тарзан. — И я докажу ему!
 Учитель (вопросы):
— Бывало ли так, что вы чувствовали себя, как маленький Тарзан?
— Как чувствует себя человек, когда он попадает в мир, где он «не такой как все»?
— Что вы думаете о словах мамы Тарзана?

Примечание. Если разговор перейдет на неприятие детей взрослыми членами семьи, спросить: — Как вы считаете, почему Керчак был так непреклонен? Мы не можем принять того, чего боимся, того, что, угрожает нашей жизни или жизни наших близких. — Чего боялся сильный вожак семьи горилл Керчак? О ком он думал? Нужно признать, что по сценарию мультфильма опасения Керчака, что Тарзан погубит всю семью горилл, почти полностью сбылись. Он сам погиб, защищая семью от браконьеров. Гнев Керчака может быть оправдан его ответственностью за жизнь других. 

Вывод.  Все люди, так же как и вы, иногда страдают, иногда радуются, знают силу своих желаний, любят и ненавидят. А теперь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу… Другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби всё, что есть на земле, — это чудо! И каждый человек — это чудо!
Завершение

Игра «Мир без тебя»

Учитель. У меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: «Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты…» А теперь ты, (имя ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал.

Так каждый ребенок примеривает очки.

Учитель: Раздает кусочки ткани. Просит  детей нарисовать на ткани рисунок на тему «Мы такие разные». Дети рисуют. Скрепляет  работы обучающихся в длинную полосу  «Покрывало Мира»
Ленту из рисунков прикрепляет магнитами к доске  и спрашивает  у детей, понравилось ли им то, что получилось.

Благодарит за работу.

up

Поиск по сайту

Воспитательный час на тему «Другой — не значит плохой»

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Куценко Ольга Станиславовна

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 60.5 Kb
Количество скачиваний: 52

Скачать

Просмотров: 150

Похожие материалы

  • Конспект «И. Суриков «В ночном».
  • 322 — 326 жаттығулар Сөз таптары
  • Открытый урок по окружающему миру на тему «Растениеводство» (3 класс)
  • Конспект «Звезда по имени Солнце».
  • Конспект «Деление слова на слоги».
  • Открытый урок по литературному чтению на тему «С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (4 класс)
  • Конспект «Знакомство с задачей».
  • «Нан туралы аңыз».Ашық сабақ.Әдебиеттік оқу.
  • Конспект по теме «Занятия в ГПД»
  • Конспект «Таблица сложения и вычитания».

Классный час «Разные, но не чужие»

Цель: воспитание толерантной личности.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятиями
«толерантность», «интолерантность».

2. Показать, что толерантность не покорное
терпение, а активная нравственная позиция и готовность позитивного
взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной
среды.

3. Развивать способность смотреть на мир
одновременно с двух точек зрения – своей собственной и другого человека

4. Учить противостоянию нетерпимости,
насилию и экстремизму.

Оборудование:

1. Высказывания («Все разные, все равные»,
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»)

2. Карточки с приветствиями

3. «Волшебная палочка»

Ход занятия.

В начале нашего занятия я расскажу вам
притчу.

Один человек всю жизнь искал безоблачное,
счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много
стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились
пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда
это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это
было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на
отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились.
Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек
коробочки. Но, оказалось, он видел там внутри коробочки совсем другое. Как так?

— Ты просто смотрел с другой стороны, —
был ответ.

Учитель:

— Почему, глядя в одну коробочку, люди
видели там разные вещи?

— Могут ли быть у всех одинаковые
интересы, убеждения, взгляды?

Выслушав высказывая детей, учитель делает
вывод:

Все люди разные. У нас могут быть разными
не только внешность, возраст, социальный опыт, но и нравственные ценности. Мы
видим то, что хотим видеть, мы хотим видеть то, к чему привыкли.

Ученик читает притчу «Рассказ об имени
винограда»:

Вот как непонимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем

На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут,- в сердцах прервал его
араб,-

Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А турок перебил их: «Что за шум,

Друзья мои? Не лучше ли изюм?»

«Что вы за люди:! -грек воскликнул им.-

Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись,

Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги,- он сказал бы им,-

Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Мои ж — единство, мир и тишину».

Учитель: В чем смысл данной притчи?

Вывод: люди по- разному воспринимают одни
и те же вещи, явления, потому часто не понимают друг друга, мы не можем
договариваться между собой.

В
современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными
моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность,
нетерпимость, стремление с помощью насилия добиться решения ближних целей.
Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности.

16
ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это
185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего
мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Понимание
толерантности в разных языках неоднозначно.

В
английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность
или вещь».

Во
французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических
и религиозных взглядов».

В
китайском языке быть толерантным — значит «позволять, допускать, проявлять
великодушие в отношении других».

В
арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание,
снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В
персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Слово
«толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это — способность
понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и
другие проявления человеческой индивидуальности.

Мы
постараемся сегодня помочь участникам понять, что «отличающийся» не значит
«плохой», «другой» не значит «чужой». Мы будем учиться справляться со своими
чувствами и страхами, недоброжелательством и предубеждением по поводу тех, кто
отличается от нас и осознавать «красоту различий». Для этого попробуем вначале
поприветствовать друг друга иначе, не так, как принято у нас.

Участники получают карточки с
приветствиями из разных стран:

сложить руки (как в «молитве») на уровне
груди и поклониться (Япония);

потереться носами (Новая Зеландия);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии
друг от друга (Великобритания);

крепко обняться и три раза поцеловать друг
друга в щеки (Россия)

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя
близко друг к другу (Германия);

обняться и поцеловать в щеки четыре раза
по очереди (Франция).

Участники
расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на
карточке.

Обсуждение:

— понравилась ли вам игра?

— попробуйте догадаться, из каких стран
происходят ваши приветствия;

— было ли трудно здороваться каким-то
способом?

— показались ли какие-то из приветствий
смешными?

— как бы отреагировали люди из этих стран
на ваши приветствия?

— какую роль играют приветствия в нашей
жизни?

Учитель:

— А сейчас проведем черту посреди комнаты.
Встаньте на этой черте. Теперь пусть все высокие перейдут в правую половину
комнаты, а все низкие — в левую.

(Сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать
игнорируются)

— Повторим ту же процедуру, разделим, тех,
кто учится хорошо и тех, кто учится плохо

— Теперь по одну сторону станьте веселые,
по другую – грустные.

Учитель:

— Легко ли разделить людей по какому – то
признаку?

— Какой вывод можно сделать из данной
ситуации?

Обсуждение подводится к мысли, что обычно
бывает невозможно разделить людей на группы по какому-то признаку.

Нет
«высоких и низких», «веселых и скучных», «плохих и хороших», «красивых и
некрасивых». Все зависит от ситуации, времени, вкусов и т.д. Например, русский
писатель XIX в. Н. Чернышевский писал: «С точки зрения крестьянина красивой
можно считать женщину здоровую, цветущую и упитанную. В дворянской гостиной
совсем иные критерии. Аристократка красива, когда она бледна, тонка и всем
своим обликом напоминает о духовном». Наклеивание «ярлыков» часто мешает
общению и сотрудничеству.

Учитель: Издавна представители одной
этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных
природных, психологических и культурных качеств. Это ощущение знакомо нам, по
известным словам, Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я…». Люди одной
национальности склонны видеть в своих сородичах лучшие качества. В то же время
инородцы выглядят полной противоположностью. В них видятся множество
отрицательных свойств. Уже в древности формировалась установка «мы» и «они».
Греки и римляне оценивали другие народы как варваров. В результате складывались
ложные и упрощенные этнические стереотипы. В нацистской Германии проводилась
расистская политика. Гитлер доказывал, что во всех бедах и трудностях страны
виновны евреи и их надо уничтожать. Славянским народам тоже готовилась
печальная участь.

В
современном обществе, к сожалению, вражда и ненависть, рознь и неприятие других
наций, других людей не исчезли. Понятие, связанное с проявлением нетерпимости,
называется интолерантность.

Интолерантность — это:

Нацизм – крайняя форма экстремизма,
основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм — форма национального
самосознания.

Ксенофобия — любая постоянная боязнь
(ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части
населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Геноцид – истребление отдельных групп
населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших
преступлений человечества.

Расизм – противоправная национальная
политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной
расы над другой.

Учитель: кто из вас встречался с этими понятиями в СМИ, их
проявлениями в жизни?

(Обмен мнениями).

Вывод:
несомненно, национальное самосознание — мощный фактор человеческого самоутверждения,
но уважение и признание других людей закон для всех, живущих на Земле. Это
зафиксировано во Всеобщей Декларации прав человека. Ст. 1. «Все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Учитель: Общество многообразно.
Существуют группы людей, которые воспринимаются большинством как асоциальные.
Преступники, наркоманы, алкоголики – все они, несомненно, являются «иными» в
нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть
безграничной, а мы терпимыми и снисходительными в таких случаях? Можно ли не
замечать, равнодушно проходить мимо таких фактов?

(Дискуссия).

Вывод:
принимать человека инакомыслящим, не значит соглашаться с ним во всем. Если
поведение человека, его образ жизни мешают жить нормально другим людям,
обществу, то с этим надо бороться, ведь толерантность — это терпимость во имя
позитивного взаимодействия с людьми иной культуры.

Рефлексия.

Учитель: давайте проверим, выработали ли мы понимание элементарных
норм толерантности. Для этого поиграем в игру «Возьму с собой».

(Все рассаживаются на стулья, стоящие по
кругу.)

Приглашаю
вас всех в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут
испытания, трудности, холод, долгие дни замкнутого пространства. Нужны
надежные, выдержанные, толерантные люди. Я буду передавать волшебную палочку
сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий раз, взявший палочку, должен
назвать то, что он возьмет с собой на полюс. Я буду решать, возьму с собой
этого человека на полюс или не возьму.

Игра продолжается до тех пор, пока участники не поймут, почему их
не берут на Северный полюс. Тогда они могут «взять» с собой волю, терпение,
сострадание, уважение, гуманность, понимание, открытость, чуткость,…

Подведение итогов игры.

Ученик:

Толерантность. Что это такое? —

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность — это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!

Каждый человек имеет право на свое мнение. Это не значит, что оно не правильное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Презентация «Другой, не значит плохо!»»

Другой, не значит плохо! Разработала педагог-психолог МБОУ «СОШ №16» первой квалификации Степанова Наталья Васильевна

Другой, не значит плохо!

Разработала педагог-психолог

МБОУ «СОШ №16»

первой квалификации

Степанова Наталья Васильевна

Цель: Показать, что каждый человек имеет право на собственное мнение, что не значит, что оно неправильное.

Цель:

  • Показать, что каждый человек имеет право на собственное мнение, что не значит, что оно неправильное.

Напоминание правил: Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Общение по принципу “здесь и теперь”. Конфиденциальность всего происходящего. Персонификация высказываний. Искренность в общении. Уважение к говорящему. Говорим только по одному.

Напоминание правил:

  • Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
  • Общение по принципу “здесь и теперь”.
  • Конфиденциальность всего происходящего.
  • Персонификация высказываний.
  • Искренность в общении.
  • Уважение к говорящему. Говорим только по одному.

Упражнение «Выбрать роль»  Выбрать какой – либо предмет в кабинете и начать рассказывать от его лица, заменяя местоимение «он(а)» местоимением «я».

Упражнение «Выбрать роль»

Выбрать какой – либо предмет в кабинете и начать рассказывать от его лица, заменяя местоимение «он(а)» местоимением «я».

Проекция - Это неосознанное приписывание другим своих собственных переживаний. Через проекцию человек отыскивает свои сильные стороны, опираясь на которые может действительно работать над собой.

Проекция

— Это неосознанное приписывание другим своих собственных переживаний. Через проекцию человек отыскивает свои сильные стороны, опираясь на которые может действительно работать над собой.

Игра «Вырвись из круга»  Участники стоят в кругу, держась за руки. Водящий становиться в круг и старается выйти из него, но его не пускают. Выйти можно любым способом, без применения физической силы.

Игра «Вырвись из круга»

Участники стоят в кругу, держась за руки. Водящий становиться в круг и старается выйти из него, но его не пускают. Выйти можно любым способом, без применения физической силы.

Дейл Карнеги

Дейл Карнеги

Желаю удачи!

Желаю удачи!

«Как строить отношения с теми, кто не похож на нас».

Цель: развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

Воспитание чувств уважения друг к другу;

Развитие у учащихся самосознания, помогающего увидеть себя и других

такими, какими они есть на самом деле;

Развитие терпимости между людьми.

Форма: Классный час диалог. Если я чемто не

похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю

А. де СентЭкзюпери

Ход беседы:

1.Здравствуйте те, кто весел сегодня,

1. Здравствуйте те, кто грустит.

2. Здравствуйте те, кто общается с радостью.

3. Здравствуйте те, кто молчит.

4. Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….

Здравствуйте!!!

Я повторюсь. Всем! Всем! Всем! Добрый день! Всем разным, но равным! Всем

желающим обладать искусством жить рядом с людьми, непохожими на нас! Всем

мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!

2. Введение в тему.

Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно

высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Сегодня поговорим о

том «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож».

Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.

Давайте поиграем. Игра называется «А я считаю так…»

На доске черта середина, с одной стороны (+) согласен, с другой () не согласен. Я прошу

принять участие ребят 2 ряда. Выйдите, пожалуйста, к доске.

Я буду зачитывать вам утверждения. Те, кто согласен с утверждением, встает на ту сторону,

где «+». Если не согласен, на ту сторону, где «». Я буду играть вместе с вами.

(После каждого утверждения подводятся итоги).

Весна лучше осени

Самый классный мультик – «Ну, погоди!»

Самый важный предмет – математика

Самое прекрасное домашнее животное кошка

Самая классная музыка рокнролл

Война – это всегда плохо;

Изучать иностранный язык легче, чем русский

Кататься на коньках лучше, чем на лыжах.

Спасибо, ребята. Садитесь. Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, как редко мы были единодушны в своём

выборе. Потому что все люди разные. Каждый человек это отдельный

мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы

здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не

наносили боль и вред другим.

Сегодня наиболее актуальная проблема человечества

толерантность между людьми. Толерантность это терпение,

терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, это умение

принять другого таким, какой он есть. Толерантность просто

необходима!

Чем люди могут быть не похожими друг

на друга? (языком, религией, национальностью,

традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи,

внешним видом). (ответы детей: люди поразному одеваются, думают,

ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать

разную музыку)

А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания. Они могут быть разные

по возрасту: один старый, другой молодой. Один богатый, другой бедный. Люди могут

иметь и физические недостатки. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ, НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА.

А как ведет себя нетолерантный человек? (Он позволяет себе насмешки, оскорбления,

предубеждения

Некоторые ребята думают “Мое поведение мое личное дело!” Что ж, это правильно, но

только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живет на необитаемом

острове. Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки

небезразличны для окружающих.

Как жить в мире, где столько разных людей? Как строить отношения?

Бывает так.

ВИДЕОФРАГМЕНТ 1 (отрывок из мультфильма «Гадкий

утёнок»)

Что чувствовал гадкий утёнок? Почему? (недоумение, обида)

Почему к нему так относились? (он был не такой, как все)

НЕПОХОЖИЙ

А какой он был на самом деле? (отзывчивый, добрый, незлопамятный, доброжелательный).

Он был ХОРОШИЙ!!!

НЕПОХОЖИЙ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЙ

В этом была главная ошибка обитателей птичьего двора. Они считали, что непохожий на

них – это значит плохой, гадкий.

Гадкого утёнка презирали, преследовали, ненавидели только за то, что он просто другой.

А вы можете привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за

то, что он другой: другой национальности, подругому одет, подругому думает, имеет физические

недостатки и т.д., то есть не такой, как все.

(ответы детей)

Представьте себя таким утенком.

Упражнение «Солнышко».

Закройте глаза. Поднимите руку те, кого когданибудь обижали. Не опуская первой руки,

поднимите те, кто обижал других. Откройте глаза.

Получается, что иногда обижают нас, а иногда обижаем мы.

А могут ли люди с разными качествами личности дружить друг с другом, или

только добрые с добрыми, и почему?

Конечно, могут дружить люди с разными качествами. Дружить могут добрые со злыми,

сильные со слабыми.

Дружить могут разные люди. Дружба это когда люди хотят быть вместе, когда они

интересуют друг друга, доверяют друг другу, готовы прийти на помощь в любой ситуации.

Сидел слепой на сером пиджаке,

Опершись о бетонный парапет,

А в его шляпе несколько монет,

Еще табличка с надписью в руке

Гласит она: «Я слеп, подайте люди!»

Сновал народ, не замечал калеку.

Кто шел домой, в театр иль в кино.

Пусть голоден, но он не судит.

Словно на паперти слепцу бедняге

Сидеть. Возможно, встретит он рассвет,

Но вот, прохожий несколько монет

Оставил, в шляпе бедному парняге.

Табличку взял прохожий и добавил

На тыльной стороне другую фразу.

Вернул и удалился, почти сразу.

Той подписью, задуматься заставил.

Прохожий через время возвращался.

Шляпа калеки, до краев полна монет,

Узнав шаги, слепой сказал: «Привет!

И чем же ты в табличке отписался?»

Ответил просто: «Правдой не обижу,

Перефразировал ее, но я не каюсь».

Ушел прохожий. Надпись там такая:

«Весна пришла, но я ее не вижу!»

О ком здесь идет речь? Похож ли этот человек на нас?

Ученики: Речь в стихотворении идет о людях с ограниченными возможностями. Эти

люди не похожи на нас. Эти люди нуждаются в нашем внимании, понимании, помощи.

Учитель: Вы знаете, что есть такое золотое правило нравственности: «Относись к

другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Это значит, что строить отношения с

другими, не похожими на нас людьми надо так, чтобы ты понимал и принимал человека таким,

какой он есть.

«Дерево толерантности»

« Основные черты толерантной личности»

Давайте попробуем пробудить дерево добра

Ребята, перед вами листики, на которых написаны различные человеческие

чувства. Выберите из них те, которые помогают людям понимать друг друга.

Прикрепите эти листочки к нашему деревцу.

Команды получают конверты с заданиями.

Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствует человеку с

толерантным отношением.

1 конверт: миролюбие, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, унижение, сострадание,

великодушие, благосклонность, бестактность, хвастовство, честность, лень

2 конверт: скупость, ложь, поддержка, сотрудничество, согласие, зависть, прощение,

бестактность, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость, дружелюбие

Давайте прочитаем, какие качества и чувства вы выбрали …

Видите, наше дерево пробудилось, зазеленело, проснулось.

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту,

понять непохожих на нас людей, разрешать конфликты мирным путем?

Согласитесь, от человека не зависит, родиться ли ему в России или в Африке, в бедной

семье или в богатой, с белым цветом кожи или с черным, русским или евреем, в семье с

православными или с мусульманскими традициями.

Мы должны понимать, что все люди разные, у всех есть свои достоинства и недостатки.

Мы должны воспринимать всех людей, даже не похожих на нас, должны уметь ладить с любым

человеком, уважать их индивидуальность. Порою надо более критично относиться к себе, а не к

другим людям, постоянно работать над исправлением своих отрицательных качеств, которые

мешают себе и другим.

(«Комплименты в круге».) с клубком

А сейчас мы немного поиграем.

Я передаю белый клубок одному из вас и говорю приятные слова о ваших умениях и

достоинствах. Конец нити остается у меня так далее по кругу, пока клубок не вернется ко

мне).

Все комплименты сказаны? Никого не забыли? Попробуйте теперь тихонько потянуть

нить.

Что вы чувствуете? (Все мы связаны друг с другом, мы одно целое, между нами

образовалось чтото общее).

А чем мы с вами связаны? Что нас объединило? (Хорошие, добрые слова).

А пока слова не сказаны вслух, как они называются? (Наши мысли). Значит, сейчас мы

связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге.

Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и ко мне она вернулась.

Как вы думаете, улучшилось ли у меня настроение, прибавилось ли у меня

положительной энергии, силы?

А теперь, представьте себе, что я послала бы комуто из вас нехорошую мысль

(насмешку, обиду, раздражение) и у вас в руках сейчас черная нить.

Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно? Да, скорее всего, я бы сейчас

держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (Плохое настроение,

неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть ухудшение

здоровья, если это состояние будет долгим).

Давайте смотаем наш клубочек светлых мыслей и обобщим наши рассуждения.

Вы увидели себя и друг друга с разных сторон. К каким выводам вы пришли?

Как нужно строить отношения с теми, кто не похож на нас?

(Ответы ребят).Мы должны быть добрыми, человечными, отзывчивыми не только на

радость другого человека, но и на его горе. Необходимо помогать друг другу в любой

ситуации.

Учитель: Каждый человек индивидуальность. В том числе и каждый из вас, ребята. У

каждого есть свои достоинства и свои недостатки, но в каждом из вас есть своя «изюминка»,

которая чемто делает вас не похожими на остальных людей. Очень важно не потерять эту

индивидуальность!

Ребята, вы помните, чем закончилась история про гадкого

утёнка? ВИДЕОФРАГМЕНТ №2 (Гадкий утёнок превращается в лебедя)

На нашем занятии мы убедились в том, что все мы разные, но у нас есть и

то, что нас сближает. И, прежде чем отвернуться от человека непохожего на

вас, подумайте, а вдруг вместо гадкого утенка в нем прячется прекрасный

лебедь, как это было в известной сказке Г.Х.Андерсена.

Хочу рассказать вам древнюю китайскую притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

Жилабыла на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой

семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что,

мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая мир и лад царили в

той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел

слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо

детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого

лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей

семье. Тот взял лист бумаги и стал чтото писать писал долго – видно, не очень силен был в

грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.

Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Как вы думаете какие эти слова.

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка,

почесал, как водится, за ухом и спросил: И все? Да, ответил старик, это и есть основа

жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: И мира тоже. Старая притча, а слова

одни и те же.

Мы не просто разбирали слово толерантность, мы просто строили отношения.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее,

У каждого свой тайный личный мир.

Е. Евтушенко.

ИТОГ рефлексия с кубиками

Вот и подошел наш разговор к завершению.

Выскажите своё мнение о нашей беседе ( положить кубик рядом + если согласен с фразой

Беседа заставила задуматься и многое прояснил.

, если согласен с фразой Мне всё равно

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам памятки по

теме беседы и маленькие сердечки, которые наполнены

человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас.

Помните

Главного глазами не увидишь,

зорко одно лишь сердце.

Не оценивайте людей, а цените их. Мы разные. В этом наше богатство!

Всего вам доброго!

Спасибо за работу!

(Вручение памятки)

ПАМЯТКА

Не делай другому того, от чего больно тебе.

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

В счастье и страдании, в радости и горе, мы должны относиться к людям, как относимся к

себе.

ПОМНИТЕ: Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий закрытия смены школьного лагеря
  • Сценарий жили были рыбы птицы звери
  • Сценарий другими словами
  • Сценарий елочке не холодно зимой
  • Сценарий закрытия слета рдш